Недоношенный ребёнок — определение, созревание, условия выхаживания. Диспансеризация недоношенных детей. Почему кроха рождается раньше срока

Недоношенный ребёнок — это такой же новорожденный ребенок, как и другие, отличающийся от зрелого новорожденного недоразвитыми функциями организма.

Любой новорожденный, появившийся на свет ве­сом менее 2.500 г. и ростом менее 48 см, считается недоношенным. Он рождается обычно до конца 37-й недели беременности.

Степени недоношенности

Недоношенные дети относятся к отдельной группе новорожденных.

Группа недоношенных подразделятся на ряд под­групп, но чаще всего их подразделяют на две основных: несозревших до 1.500 г веса и несозревших от 1.500 до 2.500 г.

Насчитывают 4 степени, которые базируются на показателях роста и веса недоношенного малыша.

  1. Первая. Срок рождения: 35-37 недель, вес 2000-2500 грамм.
  2. Вторая. Срок: 32-34 недели, вес 1500-2000 грамм.
  3. Третья. Срок: 29-31 неделя, вес 1000-1500 грамм.
  4. Четвертая. Срок менее 20 недель, вес ниже 1000 грамм.

Чем выше степень недоношенности, тем сложнее будет выходить кроху. Основная проблема таких малышей – не недостаток веса, а слишком низкое развитие жизненно важных систем и органов организма.

В основном недоношенный ребенок обладает всеми характеристиками новорожденного ребенка, он лишь менее созрел. И все же отдельные части тела отстают в размерах и развитии от других. Эта несоизмеримость у детей, родившихся через меньшее количество лунных месяцев, проявляется из-за того, что формирование отдельных органов и систем было незавершенно. Так, например, череп имеет округлую или яйцевидную форму и только перед концом срока беременности (10 лунных месяцев) несколько удлиняется. Подкожный жировой слой выражен намного меньше, поскольку главным образом он создается перед концом беремен­ности, поэтому недоношенный ребенок имеет в некото­ром роде специфический внешний вид.

Процент рождаемости недоношенных детей непос­тоянен и неодинаков во всех странах мира. В основном он колеблется от 8 до 12% от общего количества родившихся детей…

Причины рождения недоношенного ребенка

Причины недоношенности детей примерно в 50% случаев неизвестны.

Считается, что из всех возможных причин особен­ное влияние на рождение недоношенных детей оказы­вают:

  • на первое место хочется поставить обычную халатность будущей мамы: поехать за тридевять земель в трясущемся поезде или авто потому что «хочу», сделать генеральную уборку или ремонт, причем во всех случаях она считает, что лучшее ее шкаф передвинуть никто не сможет, упасть, залезая на дерево «за вон той красной вишенькой» или пробежавшись по льду… Дорогие будущие мамочки, берегите себя и свой живот с первых дней и до самых родов, не рискуйте малышом, рассказывая «а вон моя подруга на седьмом месяце летала в Турцию, и все было хорошо». Здесь рискам не место!
  • хронические болезни матерей (туберкулез, сифи­лис, болезни суставов, анемия и др);
  • врожденная склонность к преждевременным родам;
  • травматизм работающих женщин (постоянная подверженность малозаметным, но вредным влияниям, таким как встряски, вибрация и др.);
  • множественная беременность (двойни, тройни);
  • острые психические потрясения матери;
  • трудные социальные условия жизни матери (внебрачие, безработица и др.);
  • времена года (ранняя весна, поздняя осень);
  • нежелательные изменения в питании матери во время беременности (недостаток белков и витаминов);
  • попытка сделать аборт, предшествующие аборты;
  • употребление алкоголя и курение;
  • слишком молодой или наоборот пожилой возраст родителей;
  • несоблюдение врачебных предписаний;
  • психологические, бытовые и эмоциональные факторы, которые отрицательно сказываются на течении беременности;
  • период менее 2 лет между родами;
  • тяжелое протекание беременности;

Мы уже говорили, что около 50% причин еще не изучено в достаточной степени. Есть и новые толкова­ния, согласно которым причины недоношенности могут исходить и от отцов. Считается, что для успешных родов имеет значение, когда сперматозоиды соверше­нно зрелы и способны к оплодотворению.

Как было уже сказано выше, недоношенный ребе­нок рождается с менее созревшими органами, зрелость которых достигается параллельно с увеличением веса. Такой ребенок мало подготовлен к жизни во внешней среде, трудно адаптируется и быстро поддается различ­ным заболеваниям. Развитие недоношенного ребенка по месяцам — об этом стоит поговорить подробнее.

Развитие недоношенного ребенка по месяцам

Недоношенный ребенок до 29 недель.

Для таких детей характерен вес менее 1 килограмма, цвет кожи красно-фиолетовый. Кожные покровы со складками и покрыты пушком (лануго). Внешне малыши худенькие, но не истощенные. Если присутствуют признаки истощения – это говорит о наличии гипотрофии. Из-за отсутствия сосательных, глотательных и дыхательных рефлексов, жизнеобеспечение малышей производится медицинской аппаратурой. Зачастую такие дети не умеют плакать, а большую часть времени спят. Движения у них редкие и вялые из-за пониженного мышечного тонуса.

Случаи родов до 29 недель крайне редкие.

Развитие ребенка, рожденного в 29 недель

Внешне эти детки напоминают малышей рожденных на более ранних сроках, однако присутствуют отличия, которые в последующем уменьшают вероятность негативного проявления ранних родов. Чаще всего детей помещают в инкубатор в котором поддерживаются постоянные температурные режимы и влажность, дополнительно подается кислород.

Рождение ребенка в 30 недель

Детей рожденных на данном сроке уже можно вскармливать через зонд грудным молоком. У них начинают появляться движения.

Особенности развития ребенка рожденного на 31 неделе

Не смотря на то, что дети, рожденные в этот срок, уже умеют открывать глаза, плакать и более активно двигаются, им все так же необходимо постоянное наблюдение врачей.

Ребенок, рожденный на 32 неделе

Вес у этих малышей превышает 1500 грамм, они умеют самостоятельно дышать.

33 неделя

Если у ребенка отсутствуют проблемы с дыхательной системой, то его можно кормить из бутылочки или грудью.

Роды на 34 неделе — особенности рождения ребенка

Уменьшается вероятность появления проблем со здоровьем, состояние детей, которые были рождены в этот срок улучшается.

Рождение ребенка — 36 неделя

К рискам рождения в данный срок можно отнести несовершенство терморегуляции и желтуху. Вес у таких детей приближен к норме, проблем со здоровьем практически не наблюдается.

Развитие недоношенных детей по месяцам в зависимости от веса при рождении

Ребенок родился весом до 1000 грамм

В 3 месяца начинают концентрировать свое внимание на источниках звука.

Ребенок родился с весом в 1000-1500 грамм

В 2,5 месяца начинают концентрировать свое внимание на источниках звука.

В 4 месяца удерживают в вертикальном положении голову.

В 7 месяцев переворачиваются со спины на живот, а в 8 с живота на спину.

Начиная с 9 месяцев, пробуют самостоятельно садиться.

Ближе к году дети пытаются вставать.

Начиная с 1 года 2 месяцев, дети пытаются с делать свои первые шаги.

После года произносятся первые слова.

Рождение ребенка весом 1500-2000 грамм.

В 2 месяца начинают концентрировать свое внимание на источниках звука.

Начиная с 7 месяцев, пробуют самостоятельно садиться.

В 10 месяцев дети пробуют вставать.

Начиная с 11, дети пытаются с делать свои первые шаги.

После 11 месяцев произносятся первые слова.

Недоношенный ребенок весом 2000-2500 грамм — развитие по месяцам

В 1,5 месяца начинают концентрировать свое внимание на источниках звука.

В 2 месяца удерживают в вертикальном положении голову.

В 6 месяцев переворачиваются со спины на живот, а в 7 с живота на спину.

Начиная с 6 месяцев, пробуют самостоятельно садиться.

Ближе к 9 месяцам дети пытаются вставать.

Начиная с 11 месяцев, дети стараются с делаьт свои первые шаги.

В 11 месяцев произносятся первые слова.

Особенности развития недоношенных детей по месяцам

Развитие недоношенного малыша — 1 месяц

Высокая вероятность заражения инфекционными заболеваниями, которые могут привести к осложнениям. Набор веса минимальный. Прибавка в росте составляет в среднем 2-5 см. Увеличивается окружность головы до 4-5 см. Если развитие крохи протекает нормально, должен возникнуть сосательно-глотательный рефлекс. Если он отсутствует, кормление следует осуществлять с помощью зонда. Если дыхательный рефлекс плохо развит, следует прибегать к искусственной подаче кислорода.

2 месяц жизни недоношенного ребенка

Набор веса ускоряется. Это хороший показатель, так как говорит о том, что ребенок развивается. Прибавка в росте составляет в среднем 2-5 см. Увеличивается окружность головы до 2-3 см. Кормление грудью – тяжелое испытание для неокрепших детей, поэтому их необходимо докармливать сцеженным молоком с помощью ложки.

Недоношенный ребенок и его развитие в 3 месяца

Вес должен вырасти в 1.5 раза. Прибавка в росте составляет в среднем 2-5 см. Увеличивается окружность головы до 2.5 см. Основной задачей родителей в этот период является контроль климата в помещении, где спит кроха и смена положения тела ребенка во время бодрствования и сна.

4 месяц жизни недоношенного ребенка

Малыш уже поднимает головку, удерживает ее, фиксирует взгляд и издает звуки. Прибавка в росте составляет в среднем 2-5 см. Увеличивается окружность головы до 1.5 см.

Что умеет делать недоношенный ребенок в 5 месяцев

Начинает улыбаться и хватает руками предметы, которые интересуют его. Прибавка в росте составляет в среднем 2-5 см. Увеличивается окружность головы до 1.5 см.

Особенности физико-психологического развития недоношенного ребенка — 6 месяц

Недоношенные малыши к этому возрасту догоняют в развитии своих сверстников. Вес у них должен увеличиться в 2 раза. Прибавка в росте составляет в среднем 2-5 см. Увеличивается окружность головы до 1.5 см. Они способны отличить своих родных от чужих людей, играют с игрушками и поворачивают голову.

7 месяц — развитие недоношенного ребенка

Прибавка в росте составляет в среднем 1-3 см. Увеличивается окружность головы до 0.5-1 см. Игра становится более активной. Карапуз переворачивается с живота на спинку.

Недоношенный ребенок — 8 месяц

Прибавка в росте составляет в среднем 1-3 см. Увеличивается окружность головы до 0.5-1 см. Перевороты даются малышу уже легко. Появляются попытки к ползанию.

9 месяц жизни недоношенного ребенка — его умения, особенности развития

Прибавка в росте составляет в среднем 1-3 см. Увеличивается окружность головы до 0.5-1 см. Берет в руки кусочки еды без посторонней помощи, встает на ноги, придерживаясь за опору, активно играет.

10-11 месяц жизни недоношенного ребенка

Прибавка в росте составляет в среднем 1-3 см. Увеличивается окружность головы до 0.5-1 см. Детки активно ползают, играют, произносят всевозможные звуки, активно реагируют на свое имя.

Недоношенный малыш — развитие в 1 годик — 12 месяцев

Прибавка в росте составляет в среднем 1-3 см. Увеличивается окружность головы до 0.5-1 см. Начинают произносить слоги. Главное для родителей в этот период не торопиться и не учить ребенка ходить.

Недоношенный ребенок - это новорожденный, родившийся на сроке до 37 недель, вес которого менее 2,5 кг.

8 месяц. Пытается сам сесть, встает на четвереньки, пробует раскачиваться. Понимает, когда к нему обращаются с просьбой показать что-либо, интересуется слышимой речью, ее тоном и темпом.

9 месяц. В этом возрасте малыш сидит уже более уверенно, пытается ползать, говорит первые слоги, повышается необходимость в общении. Появляются первые зубки, если кроха родилась на 32–34 неделе.

10 месяц. Десятимесячный малыш предпочитает пока ползать, но уже хорошо стоит, ходит, держась за опору. Ему нравится наблюдать за перемещающимися предметами. Он уже знает, как его зовут. У малышей, родившихся до 31 недели, появляются первые зубы.

11 месяц. Ребенок активно ползает. Он уже подолгу стоит без поддержки, делает первые шаги без опоры, хорошо контактирует со знакомыми людьми. Ему интересны кубики, пирамидки, любые перемещающиеся игрушки.

12 месяц. Малыш может начать ходить, иногда это случается чуть позже — в 18 месяцев.
Нервно-психической зрелости такие детки достигают к 2–3 годам. Все это является вариантом нормы.

Особенности ухода

Уход за недоношенным ребенком имеет ряд особенностей:

  1. Одежда . Должна быть из натуральных материалов, с застежками-кнопками, чтобы без труда закреплять медицинские приборы.
  2. Средства по уходу. Должны быть гипоаллергенны и подобраны в зависимости от степени недоношенности ребенка. Кожные покровы недоношенного малыша очень нежные и чувствительные. В отделении больницы и позже дома понадобятся памперсы для недоношенных младенцев. Они бывают «нулевого» размера до 1 кг, а также от 1 до 3 кг.
  3. Температурный режим. Температура воздуха в помещении должна быть 23-24 градуса, вокруг тела ребенка — приблизительно 28 градусов. В случае необходимости можно использовать грелки. Оптимальная влажность воздуха 70%. Такой терморежим нужно поддерживать на протяжении первого месяца.
  4. Купание. Не должно быть резких скачков температуры. Чтобы этого избежать, ребенка нужно завернуть в тонкую пеленку, поместить в ванночку, развернуть ткань и помыть малыша. Температура в комнате должна быть не меньше 25 градусов, воды — не меньше 36 градусов. Заворачивать кроху нужно в теплое полотенце. Лучше, если ребенка будут купать оба родителя.
  5. Прогулки. Ребенка нужно беречь от переохлаждения и резких скачков температуры. Если малыш появился на свет летом и масса его тела более 2 кг, то гулять можно сразу. Прогулки длятся максимум четверть часа, температура воздуха на улице должна быть 25 градусов. Если малыш родился весной или осенью, то гулять разрешается в 1,5 месяца, когда он будет весить 2,5 кг. Когда ребенок появился зимой, то выход на улицу разрешен при массе тела от 3 кг и температуре воздуха максимум -10 градусов.
  6. Массаж и физкультура. Они нужны всем недоношенным младенцам. Желательно, если их будет делать специалист. Физкультура и массаж нормализуют костно-мышечную систему, улучшают метаболизм, пищеварение. С их помощью ребенок в срок сядет, встанет, поползет и пойдет.


Особенности кормления

Грудное вскармливание — лучшее, что может быть для таких детей. Маме нужно как можно дольше кормить малыша грудью. Недоношенному младенцу тяжело сосать грудь, поэтому его нужно докармливать сцеженным молоком.

В продаже имеются специальные смеси для недоношенных детей, если из-за различных обстоятельств естественное вскармливание невозможно, то придется кормить малыша ими, но покупать смесь нужно после консультации со специалистом.

Кормить ребенка в первый месяц нужно от 10 до 20 раз в день, маленькими порциями. Когда кроха прибавит в весе со 2-го месяца, достаточно будет кормить 8 раз в сутки.

Начиная с 7-го месяца питание недоношенных детей должно быть разнообразным, нужно вводить прикорм. Раньше этого делать нельзя, так как органы пищеварения еще не готовы переваривать какую-либо пищу, кроме грудного молока или смеси.

Но и затягивать с прикормом нельзя: ребенку нужны витамины и минералы. Начинать нужно с каш, затем вводить овощи и мясо, свежие соки, и в самом конце — кисломолочные продукты. Сладкие фрукты и сахар давать нельзя.

Рождение недоношенного ребенка — стресс для родителей. Но нужно помнить, что сегодня медицина шагнула далеко вперед и в наши дни возможно выхаживание недоношенных детей, рожденных даже до 28 недель.

Полезное видео о недоношенных новорожденных детях

Ответов

Течение периода новорождённости во многом зависит от степени зрелости ребёнка, которая неразрывно связана со зрелостью плода. Зрелость плода - состояние, характеризирующееся готовностью органов и систем организма к обеспечению его внеутробного существования. Она в большей мере обусловлена характером течения беременности.

При первичном осмотре новорожденного врач-неонатолог должен оценить его по трем параметрам:

  • гестационному возрасту (определяющий критерий доношенности / недоношенности );
  • показателям физического развития;
  • степени морфологической и функциональной зрелости.

В настоящее время параметры физического развития и даже степень морфологической и функциональной зрелости не являются критериями диагностики недоношенности, т.к. они могут не соответствовать гестационному возрасту (сроку беременности). Так, недоношенные дети часто имеют массу тела при рождении более 2500г, а примерно 1/3 новорожденных, родившихся с массой менее 2500г, являются доношенными. Степень морфологической и функциональной зрелости новорожденного также не всегда соответствует сроку беременности. Различные отклонения в состоянии здоровья женщины, осложненное течение беременности, вредные привычки и др. могут привести к рождению ребенка, незрелого для своего гестационного возраста.

Это означает, что определяющим критерием доношенности является гестационный возраст .

  • Гестационный возраст – количество полных недель, прошедших между первым днем последней менструации до родов.

Гестационный возраст определяют акушеры-геникологи при объективном обследовании беременной (срок последней менструации, по данным УЗИ, шевеление плода, высота стояния дна матки, параметрам альфа-фетопротеина (α-ФП).

Согласно гестационному возрасту новорожденные могут быть (и могут иметь перечисленные антропометрические особенности):

  • доношенные – рождённые в сроке 37недель − 42 недели = 260 дней − 294 дня гестации (не зависимо от массы тела при рождении; обычно при доношенности масса тела = 2500г – 4000г, длина тела = 45см − 53см, окружность головы = 32 − 38см);
  • переношенные – рождённые в сроке гестации > 42недель = 295дней и более (не зависимо от массы тела при рождении);
  • недоношенные – рождённые в сроке от 22 до <37 недель гестации = со 154 дня до 259-го дня гестации включительно (масса тела = 2500г − 500 г, длина тела = 44см − 25 см).

Крайняя недоношенность − срок беременности менее 22 полных недель (154 полных дня). Грань между выкидышем и недоношенным при 22 полных неделях (154 полных дня) гестации определяется по массе: 499 г − выкидыш, 500 г − недоношенный новорожденный.

  • Показатели физического развития новорожденного :
    • масса тела;
    • длина тела;
    • окружность головы;
    • окружность грудной клетки;
    • пропорциональность выше приведенных показателей.

Основными показателями физического развития новорожденного являются масса и длина тела.

Масса тела при рождении может быть (по возрастанию):

  • экстремально (крайне, чрезвычайно) низкой = 500 г − 999 г;
  • очень низкой = 1000 г − 1499 г;
  • низкой = 1500 г − 2499 г;
  • достаточной = 2500 г − 4000 г (в среднем = 3500 г − у м., 3350 г − у д.);
  • большой = 4000 г − 4500 г;
  • чрезвычайно большой = более 4500 г.

Длина тела новорожденного в среднем варьирует от 45 до 53 см.

Окружность головы новорожденного составляет от 32 до 38 см.

Окружность грудной клетки новорожденного − 32−34 см.

Для оценки показателей физического развития доношенных, недоношенных и переношенных младенцев, используют перцентильные таблицы (таблицы Г.М. Дементьевой) или средние статистические показатели. Согласно оценочным таблицам новорожденные могут быть разделены на 4 группы физического развития:

  • − новорожденные с нормальным для своего гестационного возраста физическим развитием − масса и длина тела у них от Р10 до Р90 и с колебанием в пределах ±2σ отклонений;
  • − новорожденные с низкой массой и длиной по отношению к гестационному возрасту (обусловлено нарушением внутриутробного роста плода, ЗВУР) − масса и длина тела у них ниже Р10 и с колебанием вне пределов 2σ, т. е. от −3σ до −2-го сигмального отклонения. К этой группе будут отнесены новорожденные:
    • маленькие для срока гестации − масса и длина меньше Р10 (ЗВУР по гипопластическому типу);
    • маловесные для срока гестации − масса ниже Р10 , длина больше Р10, т. е. в норме (ЗВУР по гипотрофическому типу);
    • малорослые для срока гестации − масса больше Р10, т. е. в норме, а длина ниже Р10;
  • − новорожденные с недостаточным питанием (врожденная гипотрофия): масса и длина больше Р10 и с колебанием их в пределах Ме−2σ, но имеются трофические расстройства в виде недоразвития или отсутствия подкожно-жировой клетчатки, снижения эластичности и тургора тканей, сухости и шелушения кожных покровов;
  • − с крупной массой , превышая долженствующую к гестационному возрасту более Р90 и с колебанием их в пределах Ме+2σ.

Причем, крупновесные новорожденные могут быть с гармоничным или дисгармоничным развитием , которое определяют с помощью коэффициента гармоничности (КГ) , (индекса Кеттле, индекса массы тела − для взрослых):

КГ=22,5−25,5 дети гармоничные − крупные ,

КГ>25,5 − дисгармоничные с преобладанием массы над длиной тела − крупновесные ,

КГ<22,5 − дисгармоничные с преобладанием длины тела по отношению к массе − крупнорослые .

  • Морфо-функциональная зрелость − готовность органов и систем ребенка к внеутробному существованию.

В 1971 году Петруссом (Petruss ) , была предложена оценочная шкала степени зрелости , которая включает в себя 5 внешних морфологических признаков:

  • состояние кожи;
  • ушная раковина;
  • диаметр ареолы сосков;
  • наружные половые органы;
  • исчерченность стоп.

Оценочная шкала степени зрелости Петрусса

Признаки 0 1 2
Кожа Красная, отёчная, тонкая Красная или отёчная Розовая
Ушная раковина Бесформенная, мягкая Наличие завитка и отсутствие противозавитка Твёрдая, оформленная
Грудная железа Розовая точка Ø ареолы соска <5 мм Ø ареолы соска >5 мм
Наружные половые органы Яички в паховых каналах Яички на входе в мошонку Яички в мошонке
Малые половые губы преобладают над большими, половая щель зияет, клитор гипертрофирован Равновеликие большие и малые половые губы Большие половые губы прикрывают малые
Исчерченность стоп 1−2 черты в дистальном отделе Исчерчена ½ дистального отдела Стопа исчерчена почти полностью

Каждый из указанных признаков оценивается от 0 до 2 баллов, полученная сумма баллов прибавляется к 30.

Итоговый результат соответствует степени морфологической зрелости новорожденного. Если он совпадает с гестационным возрастом, следовательно ребенок зрелый к своему сроку гестации.

Все недоношенные дети являются незрелыми, в то же время, они могут быть достаточно зрелыми в функциональном отношении, но неспособны к во внеутробной жизни.

Если оценка по шкале Петрусса меньше срока гестации данного ребенка, значит он незрелый для своего гестационного возраста. Оценивать по данной таблице можно лишь новорожденных, достигших 30 недель внутриутробного развития .

Для более детальной оценки степени зрелости , а также при рождении ребенка ранее 30 недель беременности используются таблицы Балларда (1991) и Дубовича (1970), которые учитывают не только внешние, но и функциональные признаки незрелости, а именно нейро-мышечную зрелость.

Дубовичем (Dubovich ) была предложена система оценки степени зрелости и гестационного возраста (точность − ±2 недели), состоящая из 11 морфологических и 10 функциональных признаков, оценка каждого из которых проводится соответственно по 4х- и 5и-бальной системе.

Зрелый доношенный ребенок

Зрелость доношенного новорождённого ребёнка устанавливается по комплексу внешних признаков.

Кожа малыша розового цвета, окрашена равномерно. «Пушок» (пушковые волосы, лануго) сохранён только на плечевом поясе и в верхних отделах спины. Волосы на голове имеют длину не менее 2-3 см. Хрящи ушных раковин и носа плотные. Место отхождения пуповины располагается приблизительно посередине тела или несколько ниже. Яички у мальчиков опущены в мошонку, у девочек малые половые губы прикрыты большими. Такой ребёнок громко кричит, у него отмечаются активные движения, выраженный мышечный тонус, определяются физиологические рефлексы.

Физиологическая желтуха новорождённых - появляется на 2-3 день жизни и исчезает к 5-му дню; если не исчезает, то надо исключить гемолитическую болезнь новорождённых, наследственные болезни крови, пороки развития желчевыводящих путей, сепсис и др.

Кости черепа у подавляющего большинства не сращены, открыт большой родничок (его размеры 1-2 см), швы могут быть сомкнуты, слегка расходиться или находить друг на друга. В зависимости от особенностей про­текания родов форма головы может быть: долихоцефалической (вытянутой спереди назад), брахицефалической (вытянутой вверх) или неправильной (асимметричной). Глазки в первые дни почти все время закрыты. Ребенок от­крывает их при перемене положения тела. На склерах могут быть послеродовые кровоизлияния, веки отечны. Зрачки должны быть симметричны, реагировать на свет с рождения. Глазные яблоки «плавающие», в первые дни жизни в норме может отмечаться горизонтальный нистагм (мелкоамплитудные непроизволь­ные подергивания глазных яблок). Грудная клетка бочкообразной формы, реб­ра расположены горизонтально, дыхание поверхностное, с частотой 40-50 ды­ханий в минуту, при крике, кормлении, беспокойстве ребенка легко возникает одышка из-за узких носовых ходов, возможного отека слизистой оболочки носа. Частота сердечных сокращений 130-150 ударов в минуту, тоны сердца громкие, чистые. Живот обычно активно участвует в акте дыхания, имеет ок­руглую форму. При перекорме и заболеваниях легко возникает вздутие живота. Печень выступает из-под края реберной дуги не более, чем на 2 см. У доношен­ных девочек большие половые губы прикрывают малые, у мальчиков яички должны быть опущены в мошонку.

Переношенная беременность

Признаки перезрелости

  • темно-зеленый окрас кожи
  • плотные кости черепа
  • узкие швы и роднички
  • сухая кожа
  • отсутствие сыровидной смазки
  • мацерация кожи стоп, ладоней
  • истончение ПЖК
  • плацента с явлениями кальценоза.

Оценка перезлелости по Клифорду

1 степень — новорожденный сухой, но нормального цвета кожи. Сыровидная смазка выражена плохо. Околоплодные воды светлые, но количество их уменьшено. Общее состояние новорожденного удовлетворительное.

2 степень — сухость кожи выражена сильнее, имеются явления гипотрофии. Окол. воды пупочный канатик и кожа новорожденного окрашены меконием в зеленый цвет. Перинатальная смертность высокая.

3 степень — Окол воды желтого цвета, кожа и ногкти желтого окраса. Это признаки более глубокой гипоксии, смертность меньше.

К клиническим симптомам перенашивания

обнаруживаемым после родов, относятся признаки перезрелости (переношенность) плода и макроскопические изменения плаценты.

К признакам переношенности ребенка относятся:

темно-зеленая окраска кожных покров, плодных оболочек, пуповины, мацерация кожи (у живого ребенка), особенно на руках и ногах («банные» стопы и ладони);

уменьшение или отсутствие сыровидной смазки; уменьшение подкожной жировой клетчатки и образование складок; снижение тургора кожи («старческий» вид ребенка), крупные размеры ребенка (реже гипотрофия);

длинные ногти пальцев рук; плохо выраженная конфигурация головки, плотные кости черепа, узкие швы и небольшие размеры родничков.

Признаки недоношенности:

  • непропорциональное тело, большая голова
  • пупочное кольцо низко
  • кости черепа податливые, швы и роднички открыты
  • ушные раковины мягкие
  • много пушковых волос
  • ногти не достают кончиков пальцев
  • половая щель зияет
    большие половые губы не прикрывают мале
    яички не опущены в мошонку
  • солабость, сонливость, слабый крик, недоразвитие рефлексов, несов.терморегуляции

Степень и сумма признаков недоразвития зависят от срока недоношенности. Вес составляет от 1000 до 2500 г. Рост ниже 45 см. Обращают на себя внимание диспропорция развития: голова по сравнению с туловищем велика и значительно превышает размеры грудной клетки, шея длинная, тонкая, конечности худые. Подкожно-жировой и мышечный слой развиты слабо. Кожа тонкая, иногда морщинистая, покрыта первородным пушком. Ушные раковины мягкие, несформированные. Пупочное кольцо расположено в нижней трети живота. У девочек половая щель зияет вследствие недоразвития больших половых губ. У мальчиков яички находятся не в мошонке, а в паховом канале или в брюшной полости. Крик у недоношенных детей слабый, пискливый. Отмечаются непрерывные подергивания мимических мышц лица («гримасничание») даже во сне.

Кроме перечисленных выше признаков, все недоношенные дети отличаются особенностями поведения вследствие морфологической и функциональной незрелости центральной нервной системы. В отличие от доношенных детей, у которых к моменту рождения имеются безусловные рефлексы, у недоношенных детей в первое время после рождения некоторые безусловные рефлексы отсутствуют или функционально еще недостаточно созрели, например сосание, глотание, дыхание и особенно теплорегуляция. Поэтому недоношенному ребенку в течение первых месяцев жизни нужно создать необходимые условия внешней среды и обеспечить специальный уход. При наличии соответствующих знаний у медицинского персонала эти условия могут быть созданы в каждом доме ребенка. Знакомство с физиологическими особенностями недоношенных детей является основным условием успешной борьбы за сохранение их жизни.

Наиболее характерной особенностью недоношенных детей является несовершенство теплорегуляции. Температура тела у них сильно колеблется в зависимости от температуры внешней среды. Перегреть или охладить недоношенного ребенка очень легко. Незрелость подкорковой регуляции сказывается в нестойкости температуры тела, в большой лабильности ее вследствие отсутствия взаимосвязи между теплопродукцией и теплоотдачей, т. е. между химической и физической теплорегуляцией. Наряду с этим большая поверхность теплоотдачи по сравнению с массой тела и слабое развитие подкожно-жирового слоя способствуют быстрой потере тепла. Длительность этого периода колеблется в пределах 2-3 месяцев и зависит от степени недоношенности, условий внутриутробного существования, характера родов и внешней среды, созданной ребенку с первых дней жизни.

Недоношенных детей с момента рождения необходимо регулярно и правильно согревать. Температура помещения, где находятся недоношенные дети, должна быть не ниже 20-25° при систематическом проветривании. Одновременно необходимо дополнительно согревать детей в кроватках. Наиболее удобным обогревательным прибором для детей с весом ниже 1500 г является кроватка-грелка конструкции М. С. Пампулова с автоматической электрической регуляцией. В некоторых случаях можно пользоваться ванночкой-грелкой. Она представляет собой двустенную металлическую ванночку, между стенками которой налита горячая вода (температура 65-70°). Такую ванночку можно сделать из двух детских ванночек разных размеров из оцинкованной жести; ванночки вставляют одну в другую, сохранив расстояние между стенками и дном, и запаивают, оставив воронкообразное отверстие для наливания воды и сделав в нижней части ванночки кран для выливания воды.

Можно добиться нормальной температуры тела у всех недоношенных детей, обложив их резиновыми грелками. Температура воздуха, непосредственно окружающего ребенка, должна быть доведена до 28-33°. Стойкая нормальная температура тела свидетельствует о правильном согревании и является основным условием для нормального развития ребенка. Неправильное согревание, ведущее к резким колебаниям температуры тела, значительно повышает заболеваемость и смертность недоношенных детей. Учитывая большую поверхность теплоотдачи по отношению к массе тела недоношенного ребенка, необходимо укутывать для лучшего сохранения тепла, причем открытым следует оставлять только лицо.

Наиболее подходящей одеждой для недоношенного ребенка является кофточка с капюшоном (кофточка-кимоно с пришитым к ней чепчиком и зашитыми рукавами). Ребенка завертывают в подгузник, пеленку из тонкой байки, байковое одеяло и укладывают в конверт (чехол из бумажной материи размером 100х35 см с простеганным ватником или сложенным байковым одеялом). С обеих сторон и к ногам кладут грелки и поверх всего укрывают ребенка байковым, фланелевым или тонким шерстяным одеялом. Обычно к концу первого месяца жизни большинство недоношенных детей уже не нуждается в специальном согревании. Тогда можно постепенно снимать конверт, кофточку с капюшоном, грелки, дополнительное одеяло.

Недоразвитие центральной нервной системы, в первую очередь подкорковой регуляции, и своеобразное анатомическое строение грудной клетки (горизонтальное направление ребер, узость дыхательной трубки, высокое стояние диафрагмы, вялость мускулатуры) оказывают влияние на характер дыхания недоношенного ребенка. Обычно у таких детей в течение первого, второго месяцев жизни наблюдается склонность к остановкам дыхания, к лабильности его амплитуды и ритма. Эти явления ведут иногда к приступу асфиксии, требующему оказания немедленной помощи. Для предупреждения расстройств дыхания недоношенным детям устраивают высокое изголовье. Такое положение облегчает диафрагмальное дыхание, которое у них преобладает. Наряду с этим всем недоношенным детям в течение первого месяца жизни необходимо вводить кофеин, который возбуждает дыхательный центр и вызывает более глубокую амплитуду дыхательных движений. С этой же целью рекомендуется давать кислород в течение 5-10 секунд до и после каждого кормления, перевертывания, купания. Большое значение имеет и правильное согревание, так как нередко первые приступы асфиксии появляются после охлаждения ребенка, которое ведет к еще большему снижению возбудимости дыхательного центра. Длительность введения кофеина и кислорода зависит от индивидуальных особенностей ребенка, колеблясь в пределах от 15 дней до 2 месяцев.

Вскармливание недоношенных детей является очень серьезным процессом. У большинства недоношенных детей первое время после рождения отсутствует сосательный рефлекс, а у некоторых и глотательный. В этом периоде наиболее удобно кормить детей с помощью зонда (для этого употребляется резиновый катетер № 13-15, соединенный со стеклянной воронкой). При кормлении с помощью зонда необходимо строго соблюдать следующие правила: 1) вводить зонд через рот, так как введение его через узкое носовое отверстие может вызвать асфиксию и механическое повреждение сухой слизистой оболочки носовых ходов; 2) до и после введения зонда давать ребенку в течение 5-10 секунд кислород; 3) вводить зонд только в то время, когда ребенок совершенно спокоен. Соблюдение этих несложных правил при кормлении с помощью зонда ограждает от осложнений.

Зонд рекомендуется вводить через одно кормление, т. е. при семиразовом кормлении четыре раза. При остальных кормлениях пользуются соской, ложечкой или пипеткой, в зависимости от функциональной зрелости ребенка. Кормление при помощи зонда, являясь «щадящим» методом, способствует лучшему нарастанию веса. Применение зонда высвобождает также много времени у медицинского персонала и позволяет улучшить уход за недоношенными детьми. Если дети еще не глотают, то кормление с помощью зонда можно чередовать с кормлением через нос пипеткой или ложечкой, но не под повышенным давлением. С этой целью капают молоко из пипетки на верхнюю губу ребенка, у самого носового отверстия. Молоко втягивается с током воздуха и медленно стекает по задней стенке глотки в пищевод. Вводить пипетку в нос при кормлении нельзя, так как может возникнуть приступ асфиксии. При кормлении через нос можно пользоваться чайной или кофейной ложечкой. Ложечку наполняют молоком до половины, подносят к носовому отверстию ребенка и слегка наклоняют.

При появлении глотательного рефлекса можно вводить молоко в рот с помощью ложечки, соски или же прикладывать ребенка к груди, пользуясь первое время накладкой для облегчения сосания. Мать сцеживает молоко в накладку, откуда ребенок его высасывает. При правильном уходе у недоношенных детей сравнительно быстро появляются сосательный и глотательный рефлексы, после чего процесс кормления значительно облегчается.

Недоношенных детей до и после кормления грудью следует взвешивать и в случае необходимости докармливать сцеженным грудным молоком. Установлено, что в течение первого месяца жизни недоношенный ребенок неспособен высосать больше половины полагающейся ему порции, так как он устает быстрее, чем насыщается. Поэтому глубокий сон, в который погружаются такие дети после сосания груди, не является показателем сытости, а свидетельствует о большом утомлении в результате непосильного для ребенка процесса сосания.

При кормлении недоношенных детей следует учитывать еще одну их особенность. При насильственном открывании рта язык ребенка может остаться плотно прижатым к твердому небу. Если это не будет своевременно устранено, то молоко попадет под язык и выльется обратно. Если сосок попадает под язык, ребенок не может сосать. В этих случаях необходимо шире открывать рот ребенка, и тогда язык принимает нормальное положение.

Недоношенных детей следует кормить через 3 часа 7 раз в сутки. Детей с весом ниже 1500 г в течение первых двух недель жизни можно кормить через 1,5-2 часа, т. е. 8-10 раз в сутки. Для всех детей необходим шестичасовой ночной перерыв, в течение которого ребенку вводят физиологический раствор с 5-10% раствором глюкозы (40,0-70,0 в сутки). Это очень важно для лучшего нарастания веса и борьбы с обезвоживанием, к которому недоношенные дети очень склонны. Такой режим кормления ведет к более интенсивному нарастанию веса и роста, снижению заболеваемости и смертности среди недоношенных детей. Среднесуточное количество пищи равно около 1/5 веса ребенка и составляет 120-130 калорий на 1 кг веса.

При вскармливании недоношенных детей большое значение имеет не только количество пищи, но и качественный ее состав. Наилучшей пищей для недоношенного ребенка является грудное молоко. Но некоторые дети плохо прибавляют в весе при кормлении одним грудным молоком. В таких случаях хороший результат дает прибавление белка в виде-1-2% плазмона или 2-4%: творога к суточному количеству пищи. Плазмон разводят в десятикратном количестве грудного молока и доводят на медленном огне до кипения при непрерывном помешивании. Полученную кашицеобразную массу прибавляют к сцеженному грудному молоку 2-4 раза в течение суток. Свежеприготовленный творог, сычужный, самосквашенный или приготовленный из кефира, протирают 2 раза через мелкое сито и также разводят в десятикратном количестве грудного молока. Этот творог дают в 2-4 приема, добавляя его к грудному молоку. Быстрая порча творога ограничивает возможность его широкого применения. Детям в этом периоде можно давать 2-3 раза в день пахтанье (с 1-2% муки и 3-5% сахара) или кефир (цельный, кефир с 10% сахарного сиропа в количестве 10% суточной нормы питания).

У женщин, родивших преждевременно, в первые дни после родов, обычно нет молока. Таким матерям нужно уделить серьезное внимание. Систематическое сцеживание молока помогает наладить лактацию. Обучить мать сцеживанию молока - прямая обязанность медицинского персонала.

Недоношенному ребенку лишь в течение первых трех месяцев жизни нужно специальное вскармливание. В дальнейшем его вскармливают, как всех детей грудного возраста. При неудовлетворительном нарастании веса прикорм кашей следует начинать с 4-5 месяцев и соответственно раньше назначать фруктовую и овощную пищу.

Основным условием является введение новой пищи дробными, маленькими количествами в сочетании с грудным молоком, начиная с 10 мл.

Для недоношенных новорожденных характерны определенные внешние признаки. К. ним относятся:

1. Малые размеры. Все недоношенные новорожденные маленького роста. Их длина пропорциональна степени недоношенности. Чем больше последняя, тем меньше рост ребенка.

2. Пониженное питание. Для глубоко недоношенных характерно значительно пониженное питание с почти полным отсутствием подкожножирового слоя (рис. 1). Вместе с тем они не производят впечатления истощенных, как это отмечается у грудных детей с гипотрофией II-III степени. Питание недоношенных вполне гармонирует с их ростом. Резкое истощение с морщинистой в виде складок кожей, которое сразу бросается в глаза, отмечается только у больных недоношенных и у детей с врожденной гипотрофией.

3. Адинамия. Этот признак характерен для глубоко недоношенных детей. Адинамия проявляется в общей вялости, снижении мышечного тонуса, слабом крике, недоразвитии сосательного рефлекса, отсутствии чувства голода.

Рис. 1. Глубоко недоношенный ребенок. Видны большая голова и короткие ноги.

4. Непропорциональное телосложение. Для недоношенного ребенка характерны относительно большая голова, относительно большое туловище (по отношению к собственному росту), короткая шея, короткие ноги и низкое расположение пупка. Если у доношенного ребенка голова составляет 1/4 от длины тела, то у недоношенного это соотношение равно одной трети. В абсолютных же величинах голова и туловище недоношенного значительно меньших размеров, чем у доношенных детей.

5. Большой распластанный живот с расхождением прямых мышц.

6. Преобладание мозгового черепа над лицевым.

7. Малый родничок всегда открыт. Отмечается незаращение, а часто и расхождение черепных швов. Кости черепа податливы, подвижны и могут находить друг на друга.

8. Ушные раковины мягкие. Они легко мнутся, подворачиваются внутрь и нередко слипаются.

9. Выраженное лануго. Лануго называются мягкие пушкового характера волосы, свойственные новорожденным и расположенные в основном на плечах и спине. У недоношенных детей лануго развиты более обильно и покрывают не только плечи и спину, но также хорошо выражены на лбу, щеках и бедрах.
10. Зияние половой щели. У недоношенных девочек большие половые губы не прикрывают малые, вследствие чего половая щель зияет и хорошо виден клитор.
11. Пустая мошонка. У мальчиков яички находятся в брюшной полости или в паховых каналах. Этот признак наблюдается не у всех недоношенных и более характерен для детей с весом до 1200 г, хотя у некоторых из них уже при рождении яички могут быть спущены в мошонку.
12. Отсутствие физиологического набухания грудных желез. Набухание грудных желез у недоношенных наблюдается очень редко и только у детей с малой степенью недоношенности (вес при рождении свыше 2000 г).
13. Экзофтальм. Пучеглазие выражено не у всех недоношенных детей и обычно появляется не сразу, а на 2-3-м месяце жизни. Оно может сочетаться с мегацефалией (увеличение лобных и теменных бугров).
14. Недоразвитие ногтей. Ногти на пальцах рук и ног развиты слабо и могут не доходить до кончиков пальцев. Этот признак наиболее непостоянен и встречается крайне редко.

Большинство из указанных выше признаков, взятых в отдельности, не могут служить абсолютным критерием для определения недоношенности. Они могут встречаться и у части доношенных детей (отсутствие яичек в мошонке, открытый малый родничок, незаращение черепных швов и т. д.) и в то же время отсутствовать у некоторых недоношенных (наличие яичек в мошонке, отсутствие экзофтальма, нормальное развитие ногтей и т. д.). Недоношенных детей характеризует сочетание большинства этих признаков, и чем больше степень недоношенности, тем в большей степени они выражены.
* * *
Каждый недоношенный ребенок сугубо индивидуален. Многие факторы влияют на зрелость новорожденного и функциональные возможности его организма. Нельзя ориентироваться только на вес при рождении. Причина преждевременных родов и их характер, патология матери во время беременности, состояние ребенка при рождении, его вес и возраст и, наконец, степень недоношенности - вот основные критерии, которые определяют особенности каждого недоношенного и необходимы при сравнении различных недоношенных детей.