Русские осенние праздники и обряды. Сценарий фольклорного праздника «Осенние посиделки. Православные осенние праздники, традиции, обряды

Публикации раздела Традиции

Сентябрь покажет: праздники и традиции первого месяца осени

В славянском календаре было много обрядов и ритуалов, посвященных смене времен года. Люди зависели от природы и строили свою жизнь в согласии с ее ритмами. С приходом православия христианские праздники тесно переплелись с языческими обычаями и традициями. В материале портала «Культура.РФ» читайте, почему днем наши предки ходили в церковь, а вечерами гадали и общались с домовыми .

Лилиана Расторгуева. Урожай (фрагмент). Изображение: artchive.ru

Наталия Гончарова. Покос (фрагмент). 1910. Частное собрание

Алексей и Сергей Ткачевы. В сентябре (фрагмент). 1963. Изображение: wanderlord.com

Особым временем на Руси считалось начало осени. 1 сентября крестьяне заканчивали уборку урожая на поле помещиков, в этот же день хозяин собирал подать и оброк с крепостных. В первый день осени проводили личные суды и разборы споров между крестьянами.

В старину крепостные были обязаны работать на хозяйских полях от трех до шести дней в неделю. Кроме барских запашек, у крестьян были свои небольшие участки земли. На таких наделах они выращивали злаки и овощи, которыми потом питались целый год. Чтобы засеять свое поле, сначала крепостной должен был выполнить норму на участке помещика. Урожай со своих полей крестьяне собирали весь сентябрь.

До 1492 года начало нового года праздновали 1 марта - именно в это время на Руси начинались полевые работы. А вот с конца XV века по конец XVII века начало нового года стали отмечать 1 сентября (14 сентября по новому стилю) . Перенести празднование решили церковнослужители на Первом Вселенском соборе в греческой Никее. В библейском Ветхом Завете 1 сентября было ежегодным праздником, в этот день в древнем Израиле было принято отдыхать от всех житейских забот. По аналогии с ветхозаветной церковью православные святые отцы предложили перенести главный светский праздник на эту дату. Царь Иван III поддержал священников и издал соответствующий указ.

С этого момента 1 сентября стали праздновать не только окончание сбора урожая, но и начало нового года. С середины XVI века в этот день народу представляли наследника царского престола, когда ему исполнялось 14 лет. Так происходило венчание на царство. Будущий правитель выступал на Соборной площади в Москве с публичной речью.

Что в лесу родится - дома пригодится

Андрей Кусаченко. По грибы (фрагмент). 2004. Изображение: m24.ru

Юрий Петров. Грибы и брусника (фрагмент). 1980-е. Частное собрание

Наталия Гончарова. Урожай (фрагмент). 1911. Изображение: avangardism.ru

5 сентября в деревнях праздновали день cвятого Луппа Солунского - христианского святого, который жил в начале IV века. В народе этот праздник получил название Брусничник, или Лупов день. В это время поспевала брусника, и крестьяне шли с туесами - берестяными коробами и корзинами по ягоды. С брусникой пекли пироги , из нее варили варенье и компоты , делали пастилу . Существовала в народе примета: если брусника сладкая и сочная, пришло время жатвы. Собрать овес спешили до наступления первых заморозков.

7 сентября почитали Тита Листопадника. В этот день крестьяне шли в лес по грибы. На Руси говорили: «Святой Тит последний гриб растит» . Если грибов много, зима будет холодной.

Восьмого сентября в Православной церкви отмечали день великомученицы Наталии, которую на Руси прозвали Натальей-овсяницей. На Наталью начинали косить овес. По традиции первый сноп несли домой и ставили под иконами - в красный угол. Все домочадцы садились за стол и угощались овсяными блинами и холодным толокном, замешанным на молоке или квасе, - деженем.

Сентябрь покажет: посеешь жито наспех - оно родит на смех

Давид Бурлюк. Жатва (фрагмент). 1915. Частное собрание

Александр Тышлер. Праздник урожая. 1934. Кемеровский областной музей изобразительных искусств, Кемерово

Юрий Беззубов. Банка с огурцами (фрагмент). 1980-е. Изображение: artchive.ru

Главным народным праздником сентября были осенины. В разных губерниях этот праздник называли по-своему: Оспожинки, День благословения хлебов, Богородицкая, Матушка-осенина, Праздник урожая, Огородичен день. Осенины отмечали три раза: 14, 21 и 27 сентября. Они символизировали прощание с летом, встречу с осенью и подготовку к зиме. До 14 сентября заканчивали работы в поле: жатву, уборку льна, вывоз пшеницы в овины, сушили снопы перед молотьбой.

С 15 сентября полевые работы прекращались. В это время начинали заниматься домом. Заготавливали овощи на зиму, сушили собранные лук и чеснок, убирали пчел. От того, сколько хлеба было в амбаре, зависело благосостояние целой семьи на весь год. 14 сентября шли в церковь и благодарили Богородицу за собранный урожай. В народном сознании языческие и православные традиции были тесно переплетены между собой. Богоматерь воспринимали как продолжение языческой богини Мокоши, которая покровительствовала плодородию и земледелию.

После церкви в каждом доме накрывали стол, полный разнообразных угощений. Во главе стола ставили пирог, который хозяйка пекла из муки нового урожая. Специально для этого дня закалывали овцу или барана и варили пиво и ягодные морсы.

Владимир Пентюх. В избе (фрагмент). 1965. Изображение: livemaster.ru

Николай Рерих. София Премудрость (фрагмент). 1932. Музей Николая Рериха, Нью-Йорк, США

Николай Горский-Чернышев. Утро в деревне (фрагмент). 1988. Изображение: kirpichiki.pro

Вечером 14 сентября проводили обряд по обновлению огня. Он символизировал начало осени и всеобщее обновление. Обряд совершал глава семьи. Он гасил в печи старый огонь, который обозначал уходящий год, и зажигал новый. В некоторых губерниях огонь добывали ударами кремня, в некоторых - трением двух кусков дерева, обычно липы и дуба, реже - сосны и березы.

Дымом от добытого огня окуривали дом, чтобы задобрить домового. Обязательно заходили в хлев - так прогоняли злых духов от скота. Иногда этим огнем зажигали свечи в церкви перед молебном.

Филипп Малявин. Деревенский танец (фрагмент). 1920. Частное собрание

Наталия Гончарова. Богородица с младенцем (фрагмент). 1911. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Иван Куликов. Убор невесты (фрагмент). 1907. Муромский историко-художественный музей, Муром, Владимирская область

21 сентября наступали вторые осенины, которые на Руси встречали песнями и плясками. В Православной церкви 21 сентября празднуют Рождество Пресвятой Богородицы. По народным поверьям считалось, что в этот день осень официально вступает в свои права. Вторые осенины объединяли в себе праздник урожая и женский день. Женщина как продолжательница рода была олицетворением матери-земли, которая щедро одаривала людей всем необходимым для жизни. Говорили, если погода в этот день будет хорошая, то и вся осень будет теплая, сухая.

В этот день навещали новобрачных . Молодая жена готовила круглый пирог и встречала с ним гостей: «К нашей хлеб-соли милости просим!» После угощения глава дома показывал гостям хозяйственные постройки, скот и собранный урожай. Старшие давали советы молодым и благословляли их на долгую и счастливую жизнь.

Осень встречали у воды. Девушки и замужние женщины в праздничных сарафанах рано утром выходили из дома и шли к реке или озеру. На берегу водоема они угощали богиню Мокошь - языческий прообраз Богоматери - киселем и овсяным хлебом. Для этого девушки оставляли кисель возле воды со словами: «Богородица Пречистая, избави от маеты, надсады, от других отведи, мое житие-бытие освети!» Все собирались в хоровод , в центре которого стояла самая старшая женщина, и пели песни. Овсяный хлебец разламывали и кормили им домашний скот.

В этот день бездетные женщины шли в церковь с молитвами о чадородии. После литургии они накрывали богатый стол и приглашали всех нищих в селе, чтобы те помолились Богородице и святая заступница послала ребенка. На вторые Осенины поминали умерших и навещали родителей.

Викентий Трофимов. Прополка капусты (фрагмент). 1930-е. Изображение: shishkin-gallery.ru

Петр Кончаловский. Натюрморт. Красный поднос и рябина (фрагмент). 1947. Частное собрание

Николай Пимоненко. Девушки гадают (фрагмент). 1893. Национальный художественный музей Украины, Киев, Украина

23 сентября наступал праздник Петра и Павла Рябинников. В этот день крестьяне собирали рябину. Обязательно оставляли немного ягод для птиц. Если рябины было много, осень ожидалась дождливой, а зима холодной. Небогатый урожай означал сухую теплую погоду. Чтобы рябина стала слаще, ветки с ягодными гроздьями развешивали под крышами домов. По народным поверьям это также защищало избу от злых духов. Из рябины хозяйки варили излюбленный напиток на Руси - рябиновый квас. А девушки делали куклу-рябинку, которая считалась оберегом . Тряпичная фигурка с красной шапочкой была символом женской мудрости и семейного счастья.

День третьих осенин совпадал с праздником Воздвижения Честного Животворящего Креста Господня. В народе говорили: «Воздвиженье - осень навстречу зиме двигает» и «Птица в отлет двинулась» . Люди верили , что 27 сентября все птицы, змеи и насекомые переселялись до весны в ирий - подобие рая в славянской мифологии . Их торжественно провожали с посланиями для умерших предков. В этот день не ходили в лес. Считалось, что в эту пору медведи устраивают себе берлогу, а змеи могут затащить нежеланного гостя под землю.

На Воздвиженье проводили крестовый обряд, чтобы защитить дом и двор от нечистой силы . Прообразом знака креста в славянской традиции была свастика - символ солнца, которое разгоняет тьму. По народным поверьям на третьи осенины этот знак обладал особой силой. Крестьяне складывали крестом ветки рябины и вырезали кресты из дерева. Эти обереги развешивали в избах, амбарах и хлевах.

В этот день начинали рубить капусту - священную пищу богов. В народе говорили: «На Воздвиженье у доброго молодца - капуста у крыльца» . В деревнях организовывали капустники, которые продолжались две недели. Молодежь собиралась толпой и ходила по дворам рубить капусту для закваски. Нарядно одетые девушки - капустницы - пели веселые песни. Русский этнограф Иван Сахаров в XIX веке писал: «В домах, где приготовлена для гостей капуста, убирается особенный стол с закусками. За девицами является молодежь со своими гостинцами высматривать невест. Вечером по всему городу разыгрываются хороводы» .

Вечером этого дня девушки гадали на суженых. Это происходило в овине. В народе верили, что там живет овинник - самый зловредный из всех домовых, который заправлял хозяйственными постройками. Его представляли в образе огромного черного кота с горящими глазами.

Алексей Степанов. Журавли летят (фрагмент). 1891. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Елена Вилкова. Валенки. 2014. Изображение: history-lib.ru

28 сентября отмечали день Никиты Гусятника. В этот день стригли овец. Овечью шерсть смазывали жиром и делали из нее валенки и шерстяные чулки - онучи. До наступления сильного холода овцы успевали обзавестись новой шерстью.

На Никиту Гусятника провожали птиц, которые улетали в теплые края. Крестьяне поднимали головы к небу и приговаривали, глядя на стройные клины журавлей и гусей: «Колесом дорога, колесом дорога! Возвращайтесь весной обратно!»

Сегодня я хочу поговорить с Вами про самое прекрасное, как по мне, время года - Осень , золотая пора которой будет радовать нас целых три месяца! Осень на самом деле - период подведения итогов, период, когда природа и всё живое готовится к Зиме, а значит - в какой-то степени - к перерождение и обновлению . Именно потому Осень для наших предков Славян всегда была необычной порой, осенью старались делать многие обряды, которые имели необычную силу именно из-за присутствия "умирающего" элемента Осени...

Особое место в традиции славян занимал День Осеннего Солнцестояния , который называли еще Осенним равноденствием, "новолетием", так как славяне отмечали Новый Год именно в этот период!

Между прочим, на Руси день осеннего солнцестояния, который приходится на

2018 год : 23 сентября 1ч.54м. по Гринвичу (23 сентября 3ч. 54м. по Москве)

Считался праздником и всегда отмечался пирогами с капустой, брусникой и мясом, а также народными гуляньями. Ночь начинала двигаться не “куриными шажками”, а “лошадиными прыжками”, как говорили в народе. Славяне праздновали целую неделю. Поклонялись духам, справляли Праздник Урожая, гадали, так как считалось, что в этот период Духи намного "охотнее" настроены на подобное общение.
Очень интересно то, что Осень насыщена прямо-таки очень значимыми для славян праздниками. В начале сентября славяне отмечали Осенины (отдание Овсеня) - праздник начала осени и благодарения Земли за урожай. Овсень в славянской мифологии являлся божеством, отвечающим за смену времен года, потому начало сентября считалось благодатным периодом для того, чтобы поблагодарить Духов и Природу за все дары, которые она принесла людям.

В день осеннего равноденствия у славян наступал седьмой месяц года, посвященный богу Велесу, который так и назывался Вересень (Таусень, Радогощь). Между прочим, многие люди и не знают, что украинское название месяца сентябрь "вересень" происходит непосредственно от имени бога Велеса...
После осеннего равноденствия древние славяне провожали богиню Живу в Сваргу (небесное царство), благодаря ее за подаренный урожай. Сварга закрывалась на холодный и темный зимний период. (напомню, открытие Сварги отмечали в последний день праздничной недели на Комоедицу (Масленицу), которая выпадала у славян на весеннее равноденствие - 21 марта.).
Праздник Велесень выпадал всегда на 21 сентября , эту дату, между прочим, христианство "украло" для своего праздника - Рождество Пресвятой Богородицы...
Считается, что осень - это пора замирания, пора "маленькой смерти", потому после Осеннего Равноденствия во власть сильнее вступала богиня Мара - в славянской мифологии богиня Смерти и Ночи. Это логично и справедливо, потому именно после этого дня чаще всего Ведающие люди проводили обряды, которые были связаны косвенно или прямо с Марой и её "компетенцией". А это - переклады разного рода, порчи, избавления от злой Судьбы (недоли) и т.д.

  • 1. Обряд "Рябинкины Именины"

Осень всегда связывается с прекрасными плодами рябины, которые для славян имели очень большое значение. В вечер осеннего солнцестояния обязательно возьмите кисти рябины , прямо с листьями, можете вставить в оконные рамы, поставить рябину на подоконник, в углы своей квартиры или дома - считается, что рябина именно в этот день имеет уникальные свойства защиты, которые она пронесет через весь год, защищая Вас от "нечистой силы" и любого негатива.
Славяне называли этот обряд "Рябинкины Именины" , так как именно в этот день рябина наливается тем чудодейственным соком, который помогает защититься от беды и от зла.

  • 2. Обряд "Кукла Недоля"

Именно в начале осени, до Осеннего Солнцестояния, наши предки славяне любили делать особый обряд, который позволял избавиться от плохой Судьбы (недоли), от зла и негатива, который накопился на человеке за весь год.
Принцип обряда таков: Вы собираете свежие травы, а после - плетете с них куклу , представляя, что Вы вплетаете в неё свою плохую Судьбу. Нужно подождать, чтобы трава высохла и превратилась в солому, сухую траву. Обязательно обвяжите пояс куклы белой ниткой, так как это будет символизировать очищение, избавление. После этого Вы должны сжечь эту куклу в таком месте, чтобы пепел от нее не мог найти живой человек, иначе он возьмет на себя остатки Вашей плохой Судьбы.
Кстати, можете посмотреть видеоролик со мной, где я рассказываю про этот обряд:

  • 3. Обряд "Гнездо".

Если в семейной жизни не везло, или хотелось внести в дом больше гармонии и понимания, наши предки славяне проводили особый обряд в период Осеннего Солнцестояния, который назывался "Гнездо". Проводила обряд чаще всего молодая женщина- ведунья, но пытали счастья и "обычные" женщины, которые хотели семейного счастья.
На рассвете женщина отправлялась в лес, на поиски пустого гнезда. Перед тем, как зайти в лесную чащу, обязательно нужно было поклониться Хозяйке леса , иначе обряд не только не принесет ничего хорошего, но и может навредить. Смысл обряда в том, чтобы найти пустое, но не разрушенное гнездо. Найти пустое гнездо не всегда было очень просто, потому иногда женщинам подолгу приходилось бродить в лесной чаще в поисках. Иногда и вовсе не находили ни одного гнезда, что говорило о том, что Хозяйка леса не приняла этих женщин и не станет им помогать.
Вообще, всегда гнездо у славян являлось символом домашнего очага, защиты и уюта, потому, если женщина находила такое гнездо, оно было своего рода оберегом семьи, или же - талисманом, который помогал обрести семью. Такое гнездо женщина с осторожностью несла в дом и оставляла в "красном углу", рядом с другими талисманами и оберегами, на самом почетном месте.
Иногда к Хозяйке леса обращались также люди, отчаявшиеся обрести семью, которые были одиноки не один год, но стремились к созданию семьи. Они просили дать им такое гнездо, чтобы этот талисман помог им в обретении семьи, домашнего очага и уюта. Но к Хозяйке леса нельзя было обратиться просто так. Нужно было пообещать ей что-то взамен, дать "обет", пояснить ей, почему плохо без семьи и на что ты готов ради обретения семьи и домашнего уюта.

Как видите, дорогие Друзья, наша культура и традиции воистину настоящий клад, потому их нужно беречь и чтить!
Напоследок напомню Вам отличную славянскую примету:
"Рябины в лесу много - осень будет дождливая, если мало - сухая. Много ягод на рябине предвещает суровую зиму."
Любите свою РОДную культуру, почаще ходите в лес, пользуйтесь знаниями нашим предков, чтобы сделать свою жизнь лучше!

С уважением, Ваша Юлианна Колдовко.

Август- зарев, жнивень, разносол, густоед, малоруссы, поляки, чехи и словаки: серпень Народное название: зорничник (созревание нив, зорничник от зорнить=зреть) . Работы: дожинать хлеб, косить, пахать, сеять озимь, заламывать в ульях соты, отделывать овины, очищать гумны.

Ильин день 20 июля / 2 августа Пророк Илья в народном представлении ассоциировался с Перуном – громовержцем, разъезжающим по небу на огненной колеснице. В его воле дожди, грозы и засухи. Перунов день в язычестве – праздник воинов и земледельцев. Тогда для праздника, который включал в себя две составляющие части – воинскую и земледельческую, пекли огромный пирог на всю деревню, приготовляли большой кусок творога, варили обрядное пиво. В начале празднества добывали трением «живой огонь», и от него зажигали костёр из дубовых поленьев.

Илья – зачинатель жатвы. Должен быть окончен сенокос и начата жатва. После Ильи вода не годна для купания. Солнце поворачивает на осень. (рубеж: лето-осень) Жертвоприношение в виде всеобщей трапезы с закланием быка или барана.. В народе говорили: "До Ильи облака ходят по ветру, а с Ильи начинают ходить против ветру", "На Илью до обеда - лето, а после обеда - осень", "Илья Пророк - косьбе срок" Ильин День – "сердитый день". В этот день не работали."На Ильин День снопов не мечут: грозой спалит". Различали Илью Мокрого и Илью Сухого: Мокрым его величали во время молений о ниспослании дождей на ниву, а Сухим - во время молений о прекращении затяжных дождей. Если на Перунов (Ильин) День вовсе не было дождя, опасались скорых лесных пожаров.

Осенины – отмечали в разные сроки, в зависимости от климата – от первого спаса до Семёнова дня (14 сентября). Песни «проводы солнца» на вечерней заре. (их же пели на на Успение Богородицы). Устраивался пир. Угощение – магия благополучия.

праздник связан с крещением Руси в 988г. Церковь совершала обряд малого водосвятия, св. водой освящались все колодцы, водоёмы, люди смывали грехи в Иордани. Этот же Спас медовый – «подрезались» первые соты с мёдом. И маковый Спас – дохристианская обрядовая пища была с маком, созревающим к этому времени. Мак и мёд освящались в церкви. Посев озимых.

Сбор урожая овощей и плодов. Праздник благословения плодов земли, в т.ч. яблок. До этого дня их не полагалось есть. Этот день – первая встреча осени . Пожертвования для нищих (трапеза)

Успение 15 / 28 августа . Дожинки, обжинки, оспожинки. Успенщина. Праздник окончания лета, жатвы и начала осени. Пиршества, братское пиво, складчины по поводу окончания жатвенной страды, прославление тяжёлого крестьянского труда. Обжинки – последний день жатвы хлеба. Начинается соление огурцов и грибов. Поминовение усопших. начинались осенние хороводы. Начало молодого бабьего лета (до Ивана Постного)

Третий Спас 16 / 29 августа ореховый, хлебный (освящают хлеб нового урожая, пекут хлеб из муки нового урожая), холщёвый или Спас на полотне . С этого дня разрешалось собирать и есть лесные орехи нового урожая. Благоприятный день для торговли полотнами и холстами, в этот день устраивались текстильные ярмарки .

Лариса Мухина

Цель и задачи:

Создать у детей радостное настроение, вызвать положительные эмоции от праздника.

Познакомить с русской традицией – осенними посиделками.

Вызвать интерес к русской народной культуре, воспитывать чувство патриотизма, любви и уважения к своей Родине.

Развивать у детей музыкальность, творческие способности, навык публичных выступлений.

Формировать уверенность в себе и своих возможностях привлекая дошкольников к индивидуальному и коллективному исполнительству.

Предварительная работа: Беседы об осени, о русской традициях Посиделки. Знакомство с особенностями русского народного костюма. Разучивание русских народных песен, потешек, хороводов, игр.

Зал оформлен в виде русской избы.

Выходит Хозяйка:

Затоплю пожарче печку, (ходит по избе)

Скоро все придут домой.

А потом схожу на речку

За водою ледяной.

Дров березовых подбавлю

Золотых поленьев жар.

А потом на стол поставлю

Старый русский самовар!

Хозяйка, обращается к гостям:

Добрый день, гости дорогие!

Милости просим ко мне в горницу на Осенины. (осматривается)

Что-то мало гостей в моей горнице.

Позову-ка я к себе детей:

Наряжайтесь, собирайтесь, на гулянье отправляйтесь

Красны девицы, да добры молодцы!

Вам веселиться, петь да плясать.

Осенины отмечать.

Под народную музыку «Светит месяц» входит группа детей.

Хозяйка: Проходите, гости дорогие, веселья вам да радости!

Дети: Спасибо, хозяюшка!

Дети: Гости люди подневольные

Где посадят, там и сидят.

Хозяйка: Проходите, у нас для каждого найдётся и местечко и доброе словечко.

Под народную музыку «Светит месяц» входит другая группа детей.

Дети: Ехали мы мимо да завернули до дыма.

Хозяйка: Давно вас поджидаем

Праздник без вас не начинаем (садятся)

Заходят в зал девочка и мальчик под песню «Ах, вы сени!» с подносом.

(На подносе каравай и соль).

Девочка и мальчик:

Нам праздничная досталась роль.

Мы принесли вам хлеб да соль.

Хозяйка: Спасибо, детушки!

(Хозяйка благодарит, усаживает гостей.)

Хозяйка: Удобно ли вам, гости дорогие?

Всем ли видно? Всем ли слышно? Всем ли места хватило?

Ребёнок: Гостям- то, известное дело, хватило места

Да не тесновато ли хозяевам?

Хозяйка: В тесноте, да не в обиде.

Сядем рядком да поговорим ладком.

Давайте расскажем всем, как это было раньше.

1 ребенок. На завалинках, в светёлке

Иль на брёвнышках каких

Собирали посиделки

Пожилых и молодых

2 ребенок. При лучине ли сидели

Иль под светлый небосвод-

Говорили,песни пели

И водили хоровод

3 ребенок: И играли, и плясали!

Ах, как песни хороши!

Словом эти посиделки

Были праздником души!

4 ребенок: Отдых- это не безделки

Время игр и новестей

Начинаем посиделки!

Открываем посиделки!

Хором: Для друзей и для гостей!

Девочка. Эй, девчата выбегайте,

Авы парни помогайте

Быстро песню запевайте

Песню шуточную-прибауточную.

Песня «Как у наших у ворот» рус. н. п.

Хозяйка: Наши посиделки посвящены осени. В старые добрые времена был такой обычай у русских людей: как заканчивались полевые работы, собирали урожай, а зерно в закрома засыпали – коротали осенние вечера вместе, устраивали посиделки. Урожай собран,самое время повеселиться да поплясать!

Танец «Ромашка-ромашка» аудиозапись

Хозяйка: Свое время люди проводили за любимым занятием: кто за прялкой сидел, кто узор на полотенце вышивал. Одни из глины посуду лепили, другие из дерева ложки да плошки вытачивали.

Работают и песню тянут, то шуткой перебросятся. И мы будем сегодня петь осенние песни, рассказывать осенние стихи.

Выходят дети.

5 ребенок. Кто же красками листочки

Так красиво расписал?

Кто же в садике дорожки

Мягко листьями устлал?

6 ребенок. - Отчего так покраснели

Листья клёнов и осин?

Отчего так вкусно ели

Птицы ягоды рябин?

7 ребенок. Потому что наступила

Осень- дивная пора!

Всё она позолотила,

Листьев целая гора!

8 ребенок. - В стаи птиц она созвала

Разукрасила леса

Королева- чудо бала-

Осень-русская краса!

9 ребенок. Пролетело лето, как большая птица

Вот уже и осень в гости к нам стучится

И листок осенний тихо и печально

Падает на землю, словно бы нечаянно.

10 ребенок. Длинноногий дождик будет слёзы лить

Тонкая рябина у окна грустить

На гроздья рябины дождинка упала,

Листочек кленовый кружит над землёй

Ах, осень, опять ты врасплох нас застала

И снова надела наряд золотой.

ПЕСНЯ «Осень милая шурши» муз. Еремеевой (стоя полукругом)

Кто же еще к нам на посиделки пожаловал? (открывает дверь).

Входит бабушка Василиса (музыка)

Здравствуйте, добры молодцы да красны девицы! Узнала я что вы тут на посиделки собрались, вот и поспешила к вам. Сундучок свой волшебный с собой принесла. А в нем загадки волшебные! (открывает сундучок). Много ль знаете вы, дети? На эти загадки мне ответьте! Кто из вас отгадает, тот мудрым, как я станет!

1. Хлопотун Егорка взялся за уборку,

В пляс по горнице пошёл,

Оглянулся – чистый пол. (Веник)

2. Вперёд идут – поют,

Назад идут – плачут. (Ведра)

3. Деревянная подружка,

Без неё мы, как без рук.

На досуге – веселушка

И накормит всех вокруг.

Кашу носит прямо в рот,

Нам обжечься не даёт. (Ложка)

4. И шипит, и кряхтит,

Воду быстро кипятит.

Он наелся угольков,

Вот для нас и чай готов.

Кран на брюхе открывает,

Кипяточек разливает. (Самовар)

5. Черный конь

Прыгает в огонь. (Кочерга)

6. Летом спит,

Зимой горит.

Пасть открывает.

дрова глотает. (Печь)

Бабушка Василиса: Хорошо у вас в гостях душевно, тепло,весело.

Ну, добры молодцы да красны девицы! А какие же посиделки без игры веселой! Принесла я вам молодильное яблочко, давайте с ним поиграем.

Игра: «Воевода»

Дети встают в круг. Передают яблоко под музыку друг другу со словами: «Катится яблочко по хороводу, кто его взял, тот Воевода!»

Ребенок, у которого оказалось яблоко, заходит в круг и говорит: «Я сегодня Воевода, я иду из хоровода!», останавливается напротив двух детей. Они поворачиваются спинами друг к другу. «Воевода» вытягивает руку с яблоком. Все дети говорят: «Раз, два, три! Беги!». Двое детей бегут вокруг круга наперегонки. Кто первый взял яблоко, тот «Воевода». Игра повторяется несколько раз.

11 ребенок. Одарила гостья осень

Урожаями плодов

Моросящими дождями

Кузовком лесных грибов.

12 ребенок. Как не радоваться людям

Как не веселиться?

Урожаем не бывалым

Могут все гордиться!

А теперь, ребятки, я вам загадаю загадки про наш урожай!

1. Под кустом копнешь немножко,

Выглянет на свет… (картошка);

2. Разве в огороде пусто,

Если там растет… (капуста);

3. За ботву, как за веревку

Можно вытянуть… (морковку);

4. Не пугайтесь. Если вдруг

Слезы лить заставит… (лук);

5. На грядке растут молодцы,

А зовут их… (огурцы).

В селах очень любили осенние хороводы. Давайте и мы с вами, красны девицы да добры молодцы, заведем хоровод!


Песня «Урожайная» муз. Филлипенко

Хозяйка: В давние времена хозяюшки заготавливали много капусты на зиму. Сейчас мы поиграем в игру «КАПУСТА» и пригласим ваших родителей с нами поиграть.

"ИГРА «КАПУСТА"

Все встают в круг. Хозяйка начинает передавать под музыку вилок капусты, на котором прикреплены кленовые листочки с частушками для родителей. На ком музыка остановится, тот поёт частушки, вытащив листок из капусты, а, если на детях закончится музыка они пляшут.

Частушки родителей.

Кочаны капусты зреют

Круглые на грядке.

Будет осень холоднее –

Засолю их в кадке.

Нарастёт капуста мне

Белая, кочанная.

Для салатов на столе

Самая желанная.

Порублю капусту мелко,

Да заправлю чесночком,

Ко столу подам в тарелке

С золочёным ободком.

Я капусты насолила

Угостить вас всех решила.

Ой, капуста просто мёд!

Под картошку так идёт!

Осень красная пришла

И дары нам принесла,

Соберем мы их в корзинку,

Ах, прекрасная картинка!

Хозяйка: Недаром говорится, что с песней любое дело спорится. Хороша наша капуста,так давайте о ней споем.

Песня «Капуста» рус. нар. р. п.

Бабушка Василиса: Молодцы ребята все –то знаете а как весело играете. Делу время потехе час,а давайте спляшем веселей сейчас. Я вам чудо- балалайки принесла на праздник.

Мальчик: Заиграй-ка, балалайка

Балалайка три струны

Подпевайте, не зевайте

Выходите, плясуны.

Парный ТАНЕЦ С БАЛАЛАЙКАМИ под песню «Чудо-балалайка»


(Хозяйка выносит на пирог для детей и для гостей)

Хозяйка: Вот, гости дорогие, повеселились мы с вами, много нового узнали на наших осенних посиделках. Пока вы пели и плясали я пирог вам испекла. (угощает детей пирогом)

Добры молодцы да красны девицы, угощайтесь!

Крепкого здоровья набирайтесь!

Погостить у вас мы рады,

Мы еще разок придем.

А теперь ай-да, ребята,

С пирогами чай попьем!

Спасибо, хозяюшка, за угощение,спасибо за праздник! (кланяются,

Бабушка Василиса: А я с вами тоже чайку попью

Ну а вы чего сидите?

Во все глазоньки глядите?

Ноги в руки и вперед:

Самовар давно всех ждет!

(уходят под веселую народную музыку.)

Осенины - это древний народный праздник прощания с летом и встречи осени. Осенины - это встреча осени на Руси. В календаре славян этот день назывался «осенинами» или «оспожинками» и отмечался как праздник урожая. В этот день благодарили Землю Мать. В начале сентября завершалась жатва хлеба, которая должна была обеспечить благосостояние семьи на будущий год. Также, встреча осени имела свой особый смысл - в этот день проходили обряды по обновлению огня: старый огонь гасили и зажигали новый, который добывали ударами кремня.

С «осенин» основная хозяйственная деятельность переносилась с поля в огород или в дом: начинался сбор овощей (прежде всего заготавливали лук). Обычно в Осенины делали большой и красивый стол, за которым собиралась вся семья. Для праздника варили морсы и квасы из ягод и пекли караваи из муки нового урожая. Этими яствами славили Мать-сыру-землю за то, что родила хлеб и другие продукты.

14 сентября - день Семена-летопроводца. С Семена начинались засидки, т.е. работа в избах при огне.
21 сентября - праздновали Оспожинки - праздник урожая. Считалось, что с этого дня осень прочно вступает в свои права.
27 сентября - Воздвиженье. Все приметы и обряды этого дня были связаны со словом "двигаться".

Воздвиженье осень зиме навстречу двигает, "хлеб с поля на гумно движется", "птица в отлет двинулась", и даже "кафтан с шубой сдвинулся, и шапка надвинулась".

В старину на Руси также важны были вторые Осенины на 21 сентября, в день осеннего равноденствия, когда день равен ночи. К этому времени весь урожай бывал уже убран. Праздник отмечали с большим гостеприимством, широким хлебосольством. Непременно навещали родителей и поминали предков. В церковном христианском календаре вторые

Осенины приходились на 21 сентября — Рождество Богородицы.
Также, назывался Пасекин день. В этот день убирали пчёл, собирали лук. День луковой слезинки. Приметы говорили, что «Всякому лету конец». «Если погода хорошая — осень будет хорошая». «Бабье лето тишь вспугнуло».

Осенины принято встречать у воды. В этот день рано утром женщины выходят к берегам рек, озёр и прудов встречать матушку Осенину с овсяным хлебом. Старшая женщина стоит с хлебом, а молодые вокруг неё поют песни. После чего разламывают хлеб на куски всем собравшимся, а также кормят этим хлебом домашний скот для приплода.

Интересно, что у индейцев ацтеков в этот день отмечался день мужского плодородия. И 21 сентября считался благоприятным днём для зачатия сильных и здоровых мальчиков.

В России в Осенины существовал обычай угощения новобрачными, которые недавно сыграли свадьбу, все своей родни. К молодоженам приходили родные и знакомые. После сытного обеда молодая хозяйка показывала в доме все своё хозяйство. Гости должны были хвалить Хозяйку и учить уму-разуму. А Хозяин показывал гостям двор, инструменты для жатвы, летнюю и зимнюю упряжь лошадей.

Вторые Осенины отмечали 21 сентября, они совпадали с праздником Рождества Пресвятой Богородицы. Третьи Осенины приходились на 27 сентября.