«Светлый праздник Пасха». Конспект занятия в старшей группе. План-конспект занятия (старшая группа) на тему: Занятие в старшей группе "Пасха"

Цель: познакомить детей с историей этого православного праздника.

Задачи:

  • Вызвать интерес к жизни русского народа в разное историческое время.
  • Приобщать детей к традиционной культуре на основе использования фольклора.
  • Способствовать развитию воображения, обогащению словаря детей.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Дети в русских национальных костюмах строятся у дверей зала. Через плечо перекинуты маленькие сумочки, в которых находятся крашеные пасхальные яйца.

Звучит русская национальная мелодия. Дети, взявшись за руки, хороводным шагом входят в зал, подходят к своим местам за столы, снимают сумочки, кладут их на стол перед собой и спокойно садятся.

1 ч (1)

Воспитатель.

Здравствуйте, добры молодцы!
Здравствуйте, красны девицы!
Звонко капают капели
Возле нашего окна.
Птицы весело запели
В гости Пасха к нам пришла.

– Ребята, сегодня на занятии мы с вами поговорим о самом великом празднике, который отмечается на Руси - празднике Святой Пасхи. Этот праздник в народе называют праздником праздников, торжеством из торжеств.

– Празднуется Пасха всегда в воскресенье. Мы с вами много говорили об этом празднике, узнали много интересного. Вчера вы со своими родителями, братьями, сестрами отмечали этот чудесный праздник - праздник Святой Пасхи. Кто-то из вас, наверное, побывал в церкви. А скажите мне, дети, какое событие послужило для утверждения этого праздника в христианской религии?

Дети (ответ) Воскрес (ожил) Иисус Христос после того, как его распяли на кресте.

Воспитатель.

Дети

Воспитатель. В этот день в церкви вспоминают страдания и смерть Иисуса Христа на кресте, учат христианскому всепрощению, потому что Иисус Христос любил всех людей и прощал им все зло. Даже когда его пригвоздили к кресту, он молился за своих врагов и говорил: «Отче наш! Прости им они не ведают, что творят».
Праздник Святой Пасхи знаменит различным угощением, которое в течении года не встретишь ни на одном праздничном столе. Скажите мне, дети, какие блюда готовят один раз а году, только для пасхального стола?

Дети. (ответ) Куличи, пасхи, крашеные яйца.

Воспитатель. А чем украшают дом?

Дети. (ответ) Зажигают свечи, включают лампы, люстры, светильники, в вазы ставят веточки вербы.

Воспитатель. Да, вербу ставят за неделю до Светлой Пасхи, в вербное воскресение. Ребята, а кто мне скажет, почему именно верба служит украшением дома?

Дети. (ответ) Верба в России считается первым цветущим кустарником.

Воспитатель. Издавна считалось, что достаточно трех цветущих веточек вербы, чтобы прогнать из дома всю нечистую силу. А в вербовых золотых пушистых сережках содержится целительная сила. Бабушки их разминали в ладонях, прикладывали к лицу и приговаривали: « Сойдите, морщинки, разгладься, кожа». Размятую веточку вербы повязывали платком ко лбу и шептали: «Уймись, головная боль!» Кору вербы сушили, размельчали в порошок, и она становилась целительным лекарством. Больному давали вдыхать вербный порошок, и у него исчезал насморк.
Праздник Святой Пасхи богат обрядами . В этот день старики расчесывали волосы с пожеланиями, чтобы у них было столько внуков, сколько волос на голове, умывались с золота, серебра и красного яичка в надежде разбогатеть, а молодые взбирались на крыши,чтобы лучше рассмотреть как будет играть и веселиться красное солнышко. Весь народ шел в церковь. Всю ночь накануне Святой Пасхи шла пасхальная служба. Когда во время пасхальной службы звучали святые слова «Христос Воскрес. Воистину воскреси», молодые девушки загадывали на будущее: «Пошли, Боже, жениха хорошего, ни молодого, ни старого, а ровняшку».

1 ч (2)

Музыкальный руководитель. Мы послушаем с вами церковное песнопение. В православной церкви звучание музыкальных инструментов не допускается, поэтому музыка написана для хора. Это духовная музыка, ее автор - русский композитор Дмитрий Бортнянский. Вслушайтесь, как прекрасен самый удивительный, самый совершенный музыкальный инструмент - голос человека.

Звучит фрагмент концерта для двух хоров «Тебе Бога хвалим» Д. Бортнянского (гр-сь) (1.Allegromalstoso).

Музыкальный руководитель. В этот день, в день Святой Пасхи, во всех церквях и соборах после окончания Пасхальной службы звонят колокола. Послушайте стихотворение, которое сочинил о колокольном звоне русский поэт Сергей Есенин.

Колокол дремавший разбудил меня.
Улыбнулась солнцу сонная земля.
Понеслись удары к синим небесам,
Звонко раздается голос по лесам.
Скрылась за рекою белая луна,
Звонко побежала резвая волна.
Тихая долина отгонят сон,
Где-то за дорогой замирает звон.

Давайте, дети, послушаем с вами колокольный звон.

Музыкальный руководитель. В Светлое Христово Воскресенье колокола звонят по - особенному торжественно. Этот звон зовется Пасхальный благовест. Давайте повторим.

Дети повторяют вместе с музыкальным руководителем.

Ребенок.

Повсюду благовест гудит,
Из всех церквей народ валит.
Заря глядит уже с небес,
Христос воскрес! Христос Воскрес!

Ребенок.

Вот просыпается земля,
И одеваются поля.
Весна идет, полна чудес,
Христос воскрес! Христос воскрес!

2 ч.

Воспитатель. Со Святой Пасхальной недели начинаются первые весенние игры и хороводы. Давайте и мы, добры молодцы, красны девицы, покличем весну, встанем в хоровод.

Звучит русская национальная мелодия. Дети встают, заводят хоровод в центре зала, читают весенние русские народные заклички и приговорки.

1) Синички - сестрички, чечетки - тетки,
Кулички - мужички, скворцы - молодцы,
Из - за моря к нам летите,
Весну красну несите!
С шелковой травой,
С жемчужной росой,
С теплым солнышком,
С пшеничным зернышком!

2) Весна, весна, на чем пришла?
На сохе, на бороне, на чужой стороне.
3) Ой, весна, весна, тките, тетки, кресна,
А вы, мужички, точите сошники.
Да в поле поезжайте, пахать начинайте!

Исполняется хоровод «Веснянка»
Украинская народная мелодия.

4) Жаворонушки, прилетите,
Тепло летечко принесите,
Нам зима надоела,
Весь хлеб у нас поела,
Дрова, солому всю пожгла.
Молоко все унесла.

5) Весна, весна красная!
Приди, весна с радостью,
С радостью, с радостью,
С великою милостью!
Со льном высоким,
С корнем глубоким,
С хлебами обильными!

Исполняется хоровод «Весна-красна»

Белорусская народная мелодия.

Воспитатель.

Эй, парнишки и девчонки,
Не хотите ль поплясать?
Свою удаль молодецкую
В пляске русской показать.

Дети (ответ) Хотим!

Исполняется общая пляска.
Русская народная мелодия «Травушка - муравушка.»

Воспитатель.

Вы водили хороводы
И плясали дружно.
А теперь, мои ребята,
Поиграть вам нужно.

Проводится игра «Гори ясно»
Русская народная мелодия.

Воспитатель. Меня тоже в свой круг возьмите!
Будет у меня козлик, будут и серые волки. (Считает считалку, выбирает козлика)

Шла коза по мостику
И виляла хвостиком,
Зацепилась за перила,
Прямо в речку угодила,
Кто не верит - это он,
Выходи из круга вон!

Исполняется русская народная песня.
Как у бабушки козел»(инсценированная)
(Воспитатель встает в круг к детям)

Проводится игра «Козел»-считался

Воспитатель. Хорошо играли, хорошо пели и плясали. Пора и за работу приниматься.

Дети хороводным шагом, взявшись за руки, идут за столы.

3 ч.(1)

Воспитатель. Хочу испытать ваше умение в росписи пасхальных яиц.
По обычаю красили пасхальный яйца в Великую пятницу, за день перед Пасхой.
Издавна считалось, что яйцо - символ новой жизни, чистой, светлой, символ надежды. Когда-то в древности бытовала такая легенда: « Был вначале род человеческий заключен в яйце. Был он семенем непророщенным, почкой нераскрывшейся. Но конец пришел заточению. Род родил - Ладу матушку. Род разрушил темницу силой любви. Тогда любовью мир наполнился.
Красили яйца чаще всего шелухой от лука! Считалось, что таким образом окрашенное яйцо приобретает целебную силу, помогает от всяких болезней, от сглазов. Малым детям, когда они плохо спали, катали по темечку яичко, и ночные страхи ребенка исчезали.
Давайте с вами повторим символы, изображениями которых расписывали пасхальные яйца.

Сосна - долголетие и здоровье.
Звезда - нравственная чистота, человеколюбие.
Дубовый лист - гармония.
Солнце - к урожаю.

Звучат русские народные песни. Дети расписывают яйца акварелью или фломастерами.

(Воспитатель наблюдает за работой детей, помогает тем детям, у кого не получается, хвалит за удачные работы.)

Воспитатель. Перед вами на столе в ваших сумочках лежат настоящие крашеные пасхальные яйца, которые вы принесли из дома. Как они называются в народе?

Дети (ответ) Крашенки.

Воспитатель. Достаньте из сумочек крашенки, возьмите в руки, а сумочки повесьте на плечо. Сейчас мы проведем игры с крашенками. Выходите из-за столов!

3ч (2)

Дети выходят и становятся в две шеренги в центре зала: девочки напротив мальчиков, разворачиваются лицом друг к другу.

Проводится игра №1 (участвуют поочередно первая и вторя пары)

По команде дети одновременно раскручивают свои крашенки. Чье яйцо дольше крутится, тоти победитель, он забирает яйцо проигравшего.

Проводится игра №2 (участвуют поочередно третья и четвертая пары)
Играющие катают крашенки так, чтобы они столкнулись. Чье яйцо разбивается, тот отдает его сопернику.

Проводится игра №3 (участвуют пятая и шестая пары)

Бой крашенками. Игроки бьют крашенками острой стороной. Чье яйцо разобьется или даст трещину, тот проигравший. Он отдает свое яйцо сопернику.

Воспитатель. На этом наше занятие подошло к концу.

Дети выстраиваются в центре зала полукругом.

Воспитатель. Давайте подведем итог. О каком великом празднике шла речь сегодня на занятии?

Дети (ответ) О празднике Святой Пасхи.

Воспитатель. Как по-другому называется этот праздник?

Дети (ответ) Светлое Христово Воскресенье.

Воспитатель. Как называется кустарник, веточки которого приносят в дом и ставят в вазы за неделю до Пасхи, чтобы прогнать из дома всю нечистую силу?

Дети (ответ) Этот кустарник называется вербой.

Воспитатель. Вечером, накануне праздника чтобы присутствовать на Пасхальной службе, где собирается народ?

Дети (ответ) В церкви.

Воспитатель. Утром в церквях и соборах после пасхальной службы начинают звонить во что?

Дети (ответ) В колокола.

Воспитатель. Как называется этот звон?

Дети (ответ) Пасхальный благовест.

Воспитатель. Какую церковную музыку вы слушали и кто ее написал?

Дети (ответ) Мы слушали концерт для хора, написал его русский композитор Бортнянский.

Воспитатель. Чем еще сегодня на занятии вы занимались?

Дети (ответ) Мы расписывали пасхальные яйца.

Воспитатель. Чем обычно красят пасхальные яйца?

Дети (ответ) Перед Пасхой яйца обычно красят луковой шелухой.

Воспитатель. А почему?

Дети (ответ) Такое яйцо помогает от разных болезней.

Воспитатель. Что еще мы сегодня делали на занятии?

Дети (ответ)

1. Пели песни, водили хороводы, играли в разные игры.
2. Еще играли в игры с крашенками.

Воспитатель. Молодцы! Понравилось вам занятие?

Дети (ответ) Да, понравилось.

Ребенок.

Хвалите Господа с небес
И пойте непрестанно!
Исполнен мир его чудес
И славой несказанной!

Ребенок.

Хвалите Господа с небес
И ангельские лики!
Пусть смолкнут всякая печаль
И ропот безнадежный.

Ребенок.

Хвалите Господа с небес
И славьте, человеки!
Воскрес Христос! Христос воскрес!
И смерть попрал вовеки!

Песня. Приглашение детей к столу.

познакомить детей с праздником Пасха, с пасхальными традициями, обычаями;
  • развивать творческую активность, воображение;
  • воспитывать уважение к русским традициям, дружелюбие, аккуратность в работе.
  • Ход занятия

    В народе часто говорят: «Дорого яичко ко Христову дню.» Что это за день и почему именно яичко? Об этом и поговорим сегодня.

    Стихотворение «Пасха»

    Сердце с бедами свыкается-

    Но когда ускачет бес,

    К нам на крыльях опускается

    Пасха яркая с небес.

    Пасха русская, старинная,

    С пестротой и толчеёй,

    Неподдельная, былинная-

    Та, что празднуем семьёй.

    Рано утром разговеемся

    По укладу стариков.

    И любить и жить надеемся

    Ещё тысячу веков.

    Пахнет терпкая акация,

    Звон плывёт в родном краю…

    Возвращайся, празднуй, нация,

    Пасху русскую свою!

    Как же на Руси было принято праздновать Пасху? (Приложение 1) .

    Светлое Христово Воскресение или Пасха – самый светлый праздник православного народа. Он несёт с собой веру, надежду и любовь. В этот день отмечается воскрешение из мёртвых Сына Божьего Иисуса Христа. Победу добра над злом, света над тьмой, жизни над смертью символизирует этот праздник. (Слайд 1, 2,3)

    Звучит запись песни Н.Тананко «Христос Воскрес»

    (Приложение 2; Слайд 4).

    Пасхе предшествует Великий пост. Канун самой строгой последней недели поста – Страстной, когда в воздухе уже чувствуется весеннее пробуждение, - приходится на Вербное воскресение, праздник Входа Господня в Иерусалим. (Слайд 5)

    В православных храмах во время литургии происходило освящение веточек вербы – напоминание о пальмовых веточках, которыми устилали путь Спасителя в столицу Иудеи. (Слайд 6)

    У православных существует множество обычаев, приуроченных к дням Великой недели. Так Великий Четверг традиционно называют «чистым». В этот день каждый православный человек стремиться счиститься духовно, причаститься. В чистый четверг принято встать до восхода солнца и выкупаться – символически очиститься от грехов и суеты. (Слайд 7)

    Во время богослужения в этот день вспоминают важнейшее евангельское событие: Тайную вечерю, на которой Иисус Христос омыл ноги своим ученикам, показав тем самым пример братской любви и смирения. С этого дня и до воскресения во всех православных храмах церковные службы будут посвящены воспоминанию о земных страданиях Спасителя. (Слайд 8)

    Начиная с Чистого четверга, готовились к праздничному столу, красили и расписывали яйца. По древней традиции крашеные яйца укладывали на свежую проросшую зелень овса, пшеницы. Для крашения яиц применяли луковую шелуху, яркие обрезки шёлка. (Слайд 9)

    Посмотрите, какими яркими и красивыми получались пасхальные яйца. (Слайд 10)

    С Четверга готовили пасху, пекли куличи, медовые пряники. (Слайд 11)

    На пасхе и куличах всегда горели свечи. (Слайд 12)

    В храмах и церквях проходило освящение яиц и куличей. (Слайд 13)

    Вечером перед Пасхой все отправлялись в храм, где всю ночь шла большая служба. Она так и называется – всеобщее бдение. «Бдение» - от глагола «бдить»: быть внимательным, не спать. Вместе с родителями в эту священную ночь не спали и дети. Их тоже брали в храм на праздник. (Слайд 14)

    Начинали праздник Пасхи в семье все без исключения со словами: «Христос воскрес». И отвечали: «Воистину воскрес». Потом обменивались крашеными яйцами. (Слайд 15)

    В пасхальную ночь заканчивался Великий пост – теперь можно было есть всё, что захочется. А потому дома всех ждали накрытые столы. (Слайд 16)

    После пасхальной трапезы начинались народные гулянья. Открывались ярмарки. (Слайд 17)

    Цветы – важное дополнение любого праздника, и на Пасху их всегда использовали для украшения храмов и жилищ, дарили близким людям. Пасха приходит вместе с весенним пробуждением природы, поэтому цветы всегда были важным атрибутом этого праздника. (Слайд 18 ,19)

    Всю Светлую неделю длился праздник, стол оставался накрытым, приглашали к столу и угощали особенно тех, кто не имел такой возможности: нищих, убогих, больных. В деревнях был такой обычай: вечером играть на скрипке. Скрипачи ходили под окнами, играли в честь Воскресения Христова, а в ответ хозяева одаривали их пасхальными яйцами, а иногда и деньгами. (Слайд 20)

    Вся Пасхальная неделя проходила как один большой радостный день. (Слайд 21)

    К сожалению, не все русские традиции празднования Пасхи дошли до нашего времени. Но одна из них остаётся самой распространённой и в настоящее время: крашение яиц.

    Так почему же именно яйцо стало символом Пасхи? Какой цвет крашеного яйца является главным, основным?

    Яйцо – символ возрождения, символ новой жизни. В одной из рукописей «О яйце свидетельство Иоанна Дамаскина» сказано: «Небо и земля по всему подобны яйцу – скорлупа аки небо, плева аки облацы, белок аки вода, желток аки земля».

    Обратимся к православным истокам. (Приложение 3)

    Мария Магдалена с радостным известием «Христос воскрес!» пришла к императору Тиберию и в дар протянула ему белое яйцо. Но Тиберий заявил, что скорее готов поверить в превращение белого яйца в красное, чем в возможность воскрешения из мёртвых. И прямо на его глазах яйцо покраснело. (Слайд 1)

    Красный цвет яйца означает, что новая жизнь обретена пречистой кровью Спасителя, это победа Иисуса Христа над смертью. (Слайд 2)

    Позже яйцо стали окрашивать не только в красный, но и другие цвета, рисовали растительные и геометрические узоры. И называть яйца стали по-разному:

    • окрашенными в один цвет – «крашенки»; (Слайд 3)
    • исполненные пятнами – «крапанки»; (Слайд 4)
    • расписанные узорами – «писанки». (Слайд 5)

    Красить яйца начинали в Чистый четверг. Воду было принято брать снеговую или родниковую. Прежде чем приступить к окраске, надевали праздничный народный костюм .(Слайд 6)

    Для покраски использовали растительные краски:

    • жёлтая – шелуха лука, (Слайд 7)
    • синяя – цветы синей мальвы, (Слайд 8)
    • зелёная – серёжки осины, мох, (Слайд 9)
    • чёрная – кора ольхи. (Слайды 10)

    Посмотрите перед вами традиционные узоры, которыми принято украшать пасхальные «писанки». (Слайд 11, 12, 13)

    Уже долгое время производство раскрашенных, разрисованных яиц является народным промыслом, который пользуется широкой популярностью.

    В 19 веке «крашенки» делали из цветного стекла, хрусталя и самоцветов. Особой техникой, напоминающей эмалевую, расписывали фарфоровые яйца. В собрании Оружейной палаты, Эрмитажа есть большая коллекция изыскано-вычурных яиц фирм Фаберже, Овчинникова и других. Богатые собрания «писанок» сохранились в музеях на Гуцульщине. Особенный интерес представляет коллекция музея города Коломыя. Некоторые музеи пополняют свои фонды очень интересными по сюжетной росписи деревянными яйцами из сёл Крутец и Полхов-Майдан. (Слайд 14,15,16,17)

    Пасхальные яйца принято дарить друзьям, родным и близким как символ любви и жизни.

    Сегодня мы с вами тоже будем расписывать яйца. Орнамент их может быть разнообразным: геометрическим,…,изображающим мир животных и птиц. (Слайд 18,19)

    Проявите в работе своё творчество и фантазию.

    Выполнение работ детьми под песню Н.Тананко «Пасхальное яичко»

    (Приложение 4)

    Выставка детских работ.

    Литература: (слайд 20)

    • журнал «Педагогическое творчество» №2, 2004 год;
    • журнал «Педсовет» №1, 2004 год.
    • сайт: viki.rdf.ru. презентация из сборника «Уроки истории в начальной школе» 2 части. (Берюхова Е.К.)

    Конспект занятия для средней группы на тему: Пасха.

    Цель : узнать о традиции празднования праздника Пасхи

    Задачи:

    $11. Образовательные: познакомить детей с обычаями Православной церкви, народными играми и забавами.

    $12. Воспитательные: приобщить к истокам культурных традиций русского народа .

    $13. Развивающие: развитие внимания и наблюдательности, концентрации движений .

    Оборудование и материалы : окрашенные яйца, яйца-писанки, изображение кулича, пасхального стола, горка для катания яиц, сувениры.

    Конспект занятия

    Воспитатель: «Пасха - самый главный христианский праздник. В это день верующие отмечают воскресение из мёртвых Иисуса Христа. Православная церковь празднует Пасху уже более двух тысяч лет.

    Вот послушайте, какие стихи сложил один из поэтов о Пасхе:

    Звонко капают капели

    Возле нашего окна.

    Птицы весело запели,

    В гости Пасха к нам пришла (К. Фофанов)

    Писание гласит, что после вознесения Иисус велел ученикам идти по миру и проповедовать народу свое учение. Отправилась проповедовать учение Христа и бедная женщина Мария Магдалина. Пришла она в Рим, в императорский дворец к римскому императору Тиверию. В те далекие времена каждый приходящий к императору обязательно приносил какой-нибудь подарок: богатые несли драгоценные дары и украшения, а бедные – кто что мог. У Марии ничего с собой не было, кроме веры в Христа. Протянула она императору простое куриное яйцо и громко сказала: «Христос воскрес!». Удивился император и сказал: «Как можно поверить в то, что кто-то может воскреснуть из мертвых? Трудно в это поверить, как и в то, что это белое яйцо может стать красным!» Пока он говорил эти слова, яйцо стало менять свой цвет: оно порозовело, потемнело и, наконец, стало ярко-красным. Так было подарено первое пасхальное яйцо. Вот почему Пасху называют «Красная Пасха» - ведь это «праздник праздников», прославляющий победу добра над злом, жизни над смертью, света над тьмой.

    С тех пор в память об этом событии, символизирующем нашу веру в Воскресшего Господа, мы и красим яйца.

    Яйца красят в разные цвета и дарят со словами: «Христос воскресе!» В ответ следует сказать: «Воистину воскресе!» - и три раза поцеловаться в знак прощения и любви к близким».

    Воспитатель: «Давайте и мы с вами попробуем подарить пасхальное яйцо».

    Воспитатель выбирает двоих желающих, дает одному из них в руки яйцо -писанку и предлагает детям поздороваться по Пасхальному обычаю.

    А много позже традиция расширилась, яйца стали красить разными цветами или наносить на них различные рисунки.

    Воспитатель показывает детям крашеные яйца: «Чем отличаются эти яйца?» (ответы детей).

    Воспитатель: «Правильно, ребята. Одно яйцо окрашено одним цветом, а на другом мы видим узор.

    Окрашенные краской яйца называют «крашенки», а расписанные тонкими узорами «писанки». Когда художник рисует, то говорят, что он пишет картину или узор.

    А еще на Пасху пекут куличи. Кулич символизирует красное солнышко, и если человек пробует кулич, то он вбирает в себя живительные лучики и становится добрым и сильным.

    Пасха всегда приходилась на весну и люди наблюдали за погодой, так складывались народные приметы:

    Посмотрите на улице, лежит ли еще снег? (ответы детей)

    Воспитатель: «Народная примета говорит нам: «Если к Пасхе весь снег уже сошел, то год будет урожайным. А если снег еще лежит, то год будет бедным».

    Воспитатель: «А теперь посмотрите, идет ли дождик или светит солнышко?» (ответы детей)

    Воспитатель: «есть и еще примета: если в Пасхальное воскресение стоит ясная солнечная погода, то лето будет жаркое, но сухое. Если пройдет «грибной дождь», то лето будет теплое, но дождливое. А если облачно, но без дождя, то лето будет холодное, но засушливое.

    Воспитатель: «Как вы думаете, какое у нас будет лето?» (ответы детей)

    Воспитатель: «Издавна существовал и обряд «отпущения птиц на волю».

    Давайте мы с вами представим, что в руках у нас птички, и мы их выпускаем.

    (Дети повторяют за воспитателем хором):

    Синички-сестрички,
    Тетки-чечетки,
    Вы на воле полетайте,
    Вы на вольной поживите,
    К нам весну скорей ведите.

    Воспитатель: Вот и мы с вами отпустили наших птичек на волю, чтобы весна поскорее пришла, чтобы снег растаял, чтобы цветы зацвели.

    Пасха во всем мире является не только церковным, но и одним из самых любимых семейных праздников.

    Подготовку к Пасхе начинают с уборки дома, многие собирают вещи для бедных и отдают их тем, кто в этом нуждается. Ведь Пасха – это праздник милосердия и сострадания, и каждый из нас может проявить эти качества, помогая своему ближнему. А это, согласитесь, приятно и совсем несложно.

    Вы тоже можете на Пасху вместе с родителями складывать вещи, из которых вы выросли и игрушки, в которые не играете, и отдавать их деткам помладше.

    В четверг и пятницу хозяйки пекут куличи, а дети украшают их глазурью, посыпают разноцветными сахарными звездочками и горошинками.

    Праздник Пасхи всегда сопровождался народными играми и забавами.

    Хотите ли вы узнать, как праздник Пасхи отмечали наши дедушки и бабушки? (ответ детей)

    Игра «Найди яйцо»: воспитатель показывает детям яйцо-писанку, после чего предлагает им закрыть глаза, а в это время прячет яйцо в группе. Желательно положить его на видное место. Затем детям предлагается найти писанку.

    Игра «За двумя зайцами»: воспитатель берет три крашеных яйца. Два кладет рядом. А третье предлагает запустить детям так, чтобы оно попало в эти два и они раскатились в разные стороны. Дети «болеют» друг за друга.

    Игра «Катание яиц»: воспитатель раскладывает небольшие сувениры и устанавливает небольшую самодельную горку или доску. Ребенок берет в руки яйцо и скатывает его с горки. К какому сувениру прикатится яйцо, тот подарок получает ребенок.

    «Игра-несушка»: для этой игры понадобятся 2 яйца и 2 ложки. Дети делятся на две команды, воспитатель устанавливает флажки. По команде дети кладут яйцо в ложку и несут яйцо так, чтобы не уронить с ложки, обходя при этом флажки. Далее яйцо и ложка передаются команде. Выигрывает та команда, которая первая пронесла яйцо вокруг флажков.

    «Игра-путаница»: Выбирается ведущий, остальные дети встают в круг, держатся за руки и запутываются. Ведущий должен их распутать.

    Конспект занятия по ознакомлению с праздником «Словно в сказку попали, и о Пасхе мы узнали."

    Программное содержание: 1. Дать детям элементарные знания о празднике Пасха .

    2. Приобщать детей к культуре русского народа.

    3. Воспитывать любовь и уважение к русским праздникам .

    Материал: Кукла в народном костюме, наглядные пособия (Картинки кулича, пасхи , пасхальных крашеных яиц , загадки, стихи.

    Предварительная работа: Рассматривание с детьми иллюстраций - корзина с пасхальными крашеными яйцами , рассматривание кулича и Пасхи .

    Ход НОД:

    Звучит веселая музыка с пением птиц и журчанием воды (Звуки природы) .

    Звонко капают капели

    Возле нашего окна.

    Птицы весело запели,

    В гости Пасха к нам пришла (К. Фофанов)

    Ребята, сегодня к нам в гости пришла Кукла Маша в русском народном костюме.

    Здравствуйте, ребята! Шла я к вам шла, и где то по дороге сундучок свой забыла.

    Помогите мне ребята отыскать его, этот сундучок нам интересную и волшебную тайну откроет, отправится в сказку из которой вы узнаете о большом светлом празднике .

    Поможем ребята нашей кукле Маше? Поищем сундучок? Ведь и вправду интересно, что же в нем находится.

    (Вместе с ребятами отправляемся в разные уголки группы , и находим сундучок среди книг.)

    Ребята, посмотрите, а сундучок то не простой и не пустой, а с загадками. А тут еще и записка: «Отгадаете загадки- попадете прямо в сказку »

    Ну что ребята, будем загадки отгадывать?

    Слушайте первую загадку:

    «Напекли хозяюшки к празднику в печи

    Пышные, румяные чудо-(куличи!»

    Правильно, ребята, это куличи, слушайте следующую загадку:

    «Солнышко играет, и щебечут птички,

    Украшение стола - красные (яички)

    Ребятки, мы загадки отгадали, и посмотрите в сундучке еще записка одна:

    -«Вы загадки отгадали, только в сказку не попали, так закройте вы глаза, ожидайте чуда, палочкой волшебной, я взмахну легко, в сказке мы очутимся от группы далеко

    Ребятки, присаживайтесь на стульчики. Посмотрите внимательно, что же это такое у нас изображено?

    Да это же Пасхальные угощения на стол в праздник . Ребята, Пасху празднуют очень давно , с самых давних времен люди верили, что в Пасху происходят чудеса и волшебство.

    Пасха - это наш самый главный праздник , а символами этого светлого праздника являются крашеные яички, куличи и конечно сама Пасха .

    Яйцо — это символ жизни, её возрождения. Яйца красят в разные цвета и дарят со словами: «Христос воскресе!» В ответ следует сказать: «Воистину воскресе!» — и расцеловаться в знак всепрощения и любви к близким.

    А еще когда все готовятся к празднику в доме обязательно все прибирают, чтобы встретить праздник с чистотой и уютом .

    Так же на Пасху принято печь куличи , это очень вкусные высокие пироги украшенные сахаром и маленькими конфетками. А еще в Пасху обязательно делают Пасху - ее называют так в честь праздника и она сделана из творога, а не из теста.

    А теперь послушайте ребята небольшое стихотворение о Пасхе , которым мы и завершим наше занятие :

    «Радует природа в светлый праздник Пасхи ,

    Колоколен звоны рвутся ввысь небес!

    Появилась зелень, стали ярче краски,

    В храмах торжествуют, ведь Христос воскрес!»

    Ребята, мы сегодня с вами познакомились с праздником светлой Пасхи . Я желаю вам всем помогать готовиться вместе с мамами, папами, бабушками, со всей семьей готовиться к этому замечательному светлому празднику .

    Конспект занятия на Пасху для детей старшей-подготовительной группы детского сада

    Конспект занятия для детей 5 - 7 лет. Великий праздник - Светлая Пасха.


    Николаева Ольга Ивановна, воспитатель
    Место работы: МАДОУ ЦРР д/с №121 г. Калининград
    Описание материала: Представляю Вашему вниманию конспект занятия "Великий праздник - Светлая Пасха", данный материал способствует проявлению интереса детей к русским традициям, к народному обрядовому празднику Светлая Пасха, воспитывает уважительное отношение к традициям русского народа. Материал будет полезен педагогам старшей и подготовительной группы детского сада, педагогам начальных классов, педагогам дополнительного образования.
    Цель: Формирование представлений детей о народном обрядовом празднике - Светлая Пасха
    Задачи: Познакомить детей с праздником - Пасхой, ее традициями, обычаями,познакомить со значением новых слов, развивать творческие способности, воспитывать уважение к традициям русского народа.
    Материал: иллюстрации, пасха, кулич, расписные яйца, силуэтные яйца (из бумаги), горка, ложки, коллекция пасхальных яиц.
    Подготовительная работа: беседы о народных праздниках с детьми, рассматривание иллюстраций, выставка сувенирных яиц, рисование пасхальных яиц, лепка яиц из соленого теста и роспись их после просушки.

    Ход занятия:

    Входит в группу воспитатель, переодетый в русский народный костюм.
    Воспитатель: Здравствуйте, гости мои дорогие! Красному гостю - красное место! Сегодня мы будем с вами говорить как великий русский народ поддерживает традиции, обычаи своих предков. С самых давних времен русский народ славится своим трудолюбием, но и традиции не забывает поддерживать.
    - Ребятки, а какие вы знаете праздники? (ответы детей)
    - Сегодня поговорим мы с вами о великом весеннем празднике - Светлой Пасхе.
    Пожалуйста, вспомните праздник Рождества Христова. Чему он посвящен и когда его отмечают?
    Дети: ответы
    Воспитатель: Родился сын Господа Бога - Иисус Христос. Далее предание гласит, что Господь Бог послал Иисуса Христа на Землю - научить по совести жить людей: помогать, делиться всем, что есть с нуждающимися, быть трудолюбивыми, добрыми. Люди соглашались с ним, прислушивались к нему, но были и такие, кому не по нраву пришлось учение Христа. Жестокие, злые люди убить решили Иисуса Христа. Долго они его мучили, требуя, чтобы он от своего учения отказался, сказал, что он все придумал, что не является сыном Божьим. Но Иисус от своего учения не отрекся - ведь Бог действительно был его отцом, а в то, что проповедовал людям, безгранично верил.
    Мучители на голову Иисуса надели из колючих веток венок. Иисус Христос от своих слов не отказывался, все терпел, потому что народ любил всей душой, хотел ему помочь, по совести жить научить.
    Враги до смерти замучили его - прибили его гвоздями к кресту - распяли на кресте.


    За этим наблюдали его мать Мария и его самые близкие ученики. Они ничего изменить не могли, хоть и сердце их от горя разрывалось. Все разошлись, наступила ночь, последователи Иисуса с креста сняли его мертвого и отнесли в пещеру. Но когда утром Мария с его учениками пришли в пещеру, где оставили тело Иисуса, пещера оказалась пуста. Случилось чудо - отец Бог воскресил, вернул жизнь своему сыну. Иисус Христос воскрес.


    Воспитатель: Я пригласила вас в свою горенку, где мы все вместе порадуемся Светлому Христову Воскресению. В своей горенке к празднику я чисто прибралась, на стол накрыла, праздничные иконы поставила в красный угол.
    Для православных христиан самый главный праздник - Пасха.
    - Слово пасха значит "исход", "освобождение", "избавление". Пасха всегда очень торжественно отмечалась и люди ее считали "праздником праздников". Каждый год сроки проведения вычисляют по лунному календарю, заново.
    - На Руси всю пасхальную неделю звучал звон колоколов. Любой человек имел возможность ударить в колокол, поднявшись на колокольню.


    На площадях разбивались балаганы, устанавливались карусели и качели. Вся неделя проходила в радостных встречах, люди принимали гостей, обменивались пасхальными яйцами, сделанными из прозрачного стекла, дерева, хрусталя, фарфора и др. Яйца делали деревенские умельцы, ювелирные фирмы. В кондитерских продавали сахарные и шоколадные яйца.


    - А сейчас, прошу вас подойти и рассмотреть коллекцию пасхальных яиц.


    Дети рассматривают коллекцию пасхальных яиц.
    - Хозяюшки очень тщательно и заранее готовились к Великой Пасхе. Убирали дом, красили яйца, пекли куличи, готовили вкусные блюда, делали пасху из творога, нарядные одежды доставали из сундуков. Когда наступал праздничный день, всей семьей шли в церковь, потом или гостей принимали, или шли в гости. Люди веселились, пировали, радовались, и друг другу говорили: "Христос воскрес!" - "Воистину воскрес!".


    - В пасхальную ночь люди спешили в церковь, оставались дома только глубокие старики да маленькие дети. Возле церквей зажигали цветные фонарики, костры. Люди держали зажженные свечи в руках и ждали, когда выйдут из церкви священники и начнут крестный ход - обход церкви с иконами и крестом.
    - Ребята, как вы считаете, зачем люди идут в церковь с едой?
    Дети: ответы
    Воспитатель: До сих пор существует обычай печь на Пасху куличи и их освещать.
    - Ранним утром, вернувшись из церкви, люди обменивались окрашенными яйцами. Символ Пасхи - красное яйцо.
    - Стол на Светлую Пасху был уставлен различными кушаньями, куличами. Каждый, кто в дом придет, обязательно должен был быть напоен, накормлен, обогрет.
    - Яиц заготовить надо было много: для веселых игр, для подарков друзьям и родным.
    Дети рассматривают яйца на выставке, которую подготовили дети и родители. Дается объяснение понятиям "крашенки", "писанки".
    Воспитатель: Ели крашенные яйца не сразу, сначала с ними устраивали различные игры. Катали яйца с горки, чье дальше укатиться, тот и забирает все яйца себе.


    А еще в ложку клали яйцо, держали ее перед собой и бежали наперегонки. Победил тот, кто не уронил яйцо, удержал ее в ложке.
    Игры детей
    Воспитатель: Кроме пасхи, крашеных яиц и куличей к празднику на Руси пекли булочки - "жаворонки". Тесту придавали форму птички - жаворонка, делали глазки - изюминки, посыпали сахаром и ставили печься.


    - А сейчас я хочу предложить вам разрисовать бумажные силуэты яиц.
    Дети разрисовывают бумажные силуэты яиц под русскую народную мелодию.
    Воспитатель: Какие получились у нас пасхальные яйца?
    Дети: Писанки
    Воспитатель: Вот и мы постарались подготовиться к празднованию праздника - Светлая Пасха.
    Прилетели птицы, радостно блистая:
    Светлая Седмица, праздничная стая!
    Прилетели прямо со двора Господня
    Проводить из храма крестный ход сегодня.
    А у нас куличик - золотая корка!
    Крашеных яичек на подносе горка!
    Молоко в крынке! Пир как в сказке!
    В доме не пылинки - убирались к Пасхе,
    Хорошо нам вместе! И обед наш весел.
    - Христос воскресе!
    Дети: Воистину воскресе!