Требования к песку для детской площадки. Интересные игры с простым и кинетическим песком для детей в детском саду

Дети открывают глаза и подходят к столу с песком.
Педагог-психолог: Посмотрите ребята, что это? (Песок). Правильно, это настоящий песок. Так и хочется его потрогать, поиграть с ним. Но прежде чем мы начнём играть, давайте вспомним правила игры с песком:
  • Нельзя брать песок в рот - можешь подавиться!
  • При игре с песком у детей всегда должны быть чистые руки и носы.
  • Нельзя бросать песок в лицо - можешь повредить глаза!
  • Нельзя вдыхать песок - будет трудно дышать!
  • После игры с песком помой руки!

Педагог-психолог: Молодцы! Все правила запомнили! Давайте опустим ладошки в песочек, погладим его, переберём пальчиками. Какой он на ощупь? (Тёплый, сыпучий, интересный, мокрый, холодный). Давайте аккуратно пересыплем песочек из одной ладошки в другую и почувствуем, как приятно стало нашим ладошкам. А теперь давайте представим, что наши пальчики, как ножки, пойдут гулять по тёплому песочку от края стола к центру и затем обратно.

  • Пошли пальчики гулять,
    Долго, долго шли пешком,
    А затем бегом, бегом,
    Немного поскакали
    И в конце пути упали.

Игра «Необыкновенные следы».
Цель: развитие тактильной чувствительности, воображения.
Оборудование: Песочница.
Ход игры:

  • «Идёт медведь»: ребёнок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок.
    Мишка косолапый
    По лесу идёт,
    Топ-топ-топ.
  • «Прыгают зайцы»: кончиками пальцев ребёнок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.
    Маленькие зайчики. Прыг-скок, прыг-скок!
    Прыгают, как мячики! Прыг-скок, прыг-скок.
  • «Ползёт змея»: ребёнок расслабленными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).
    Змея очковая в песке
    Очки вдруг потеряла.
    Ползёт она в большой тоске,
    Ползёт куда попало.
  • «Бежит сороконожка»: ребёнок двигает всеми пальцами, имитируя движения сороконожки.
    У сороконожки заболели ножки.
    Видишь на дорожке снятые сапожки?

Педагог-психолог: Посмотрите, какие получились интересные следы. А теперь я прошу вас подойти к столам и сесть на стулья. Посмотрите, ребята, у вас на столах приготовлены подносы с песком. Скажите, какие геометрические фигуры вы знаете? (Ответы детей). Молодцы!
Упражнение «Геометрические фигуры».
Цель: закрепление знаний о геометрических фигурах.
Оборудование: подносы с песком, палочки для рисования на песке.
Педагог-психолог: Посмотрите на магнитную доску, какие геометрические фигуры спрятал художник? (Круг, квадрат, треугольник). А теперь давайте возьмём в руки палочки для рисования на песке и нарисуем эти геометрические фигуры.
Ребята, посмотрите, солнышко похоже на какую геометрическую фигуру? Посмотрите, как оно ярко светит, так и хочется понежиться под его лучами. Ярко светит солнце, наши глазки не привыкли к такому яркому свету, давайте зажмурим глазки сильно-сильно, откроем. Уже легче смотреть на солнце. Ещё раз зажмурим, сильно-сильно, откроем. Поморгаем. Привыкли глаза.
Игра-упражнение «Песочное солнце».
Цель: создание мандалы на песке с использованием разноцветного песка методом посыпания и мелких предметов (макаронных изделий, бусин, фасоли).
Ребёнок на песке с помощью трафарета рисует круг, посыпает цветным песком, украшает лучики солнца различными предметами.
Педагог-психолог:

  • Нарисуем жёлтый круг, (Дети засыпают цветным песком круг солнца)
    После лучики вокруг - (Дети засыпают лучи солнца)
    Пусть на белом свете
    Ярче солнце светит!

А теперь давайте украсим лучики (дети украшают лучи солнца макаронами, бусинами и т. п.).

  • Я рисую на песке
    Носик и глаза в кружке.
    Это солнце яркое!

Посмотрите, какие красивые, радостные солнышки у вас получились. Молодцы, ребята! Все справились с заданием. Наши солнышки нам улыбаются, давайте мы тоже улыбнёмся им.
Устали? А теперь немножко отдохнём.
Упражнение «Релаксация».
Цель: снятие эмоционального напряжения.
Педагог-психолог: Проходите на коврик, ложитесь рядом друг с другом, закройте глаза. (Звучит релаксационная музыка).

  • Впереди у нас волшебный сон,
    Реснички опускаются,
    Глазки закрываются,
    Мы спокойно отдыхаем,
    Сном волшебным засыпаем.
    Наши ручки отдыхают,
    Наши ножки отдыхают,
    Губы чуть приоткрываются,
    Все чудесно расслабляются.

Педагог-психолог: Открываем глазки, просыпаемся, потягиваемся, аккуратно встаём.
Но мы забыли выполнить последнее правило: после игры с песком помой руки! Проходите к лейке.
А теперь нам пора возвращаться обратно в детский сад. Вставайте в круг, возьмитесь за руки, закройте глаза, а я произнесу волшебные слова.

  • Полетим, полетим,
    Через запад на восток,
    Через север, через юг.
    Возвратимся, сделав круг.
    Лишь коснёмся мы земли,
    Быть по нашему вели!

Песочница, столь любимая каждым ребенком, имеется практически в каждом дворе. Любой из нас в детстве строил замки и "пёк" песочные куличики. Если вы решили доставить своим детям радость и сделать песочницу своими силами, эти советы вам могут пригодиться. А самый главный совет: песок для детских песочниц должен быть чистым, и менять его следует каждый год.

Выбираем место

Начинаем с выбора места. Очень важно для детских игр выбирать место в тени деревьев. Хорошо, если песочница и другие приспособления для детских игр будут расположены вблизи зоны отдыха взрослых. Например, если на участке имеется бассейн, шезлонги, стол и гамаки, то рядышком организуйте и Рядом не должны находиться грядки, место хранения колодец. Кроме того, песок для детских песочниц станет полезен и вам. Ведь очень часто приходится его использовать для садоводческих нужд.

Самый простой и распространенный вариант — квадрат или прямоугольник. Однако никто не мешает дать волю фантазии и сделать что-то необычное. Все зависит от материала, которым вы располагаете. Песочница — это обычная деревянная коробка квадратной формы, засыпанная песком. Делается она из готовой обработанной доски. Сначала сколотите под углом 90 градусов две доски. С внутренней стороны угла вбивается брус. Также собираются и оставшиеся три угла.

Сделайте скамеечки, приколотив по краям (параллельно земле) доски или просто сделайте уголки сидячими. Освободите выбранное место от травы, поставьте каркас, на дно насыпьте гравий и застелите пленкой. Песок для детских песочниц берите чистый, без камней. Засыпьте его внутрь каркаса, но не до краев.

Другие варианты

Широкая автомобильная камера вполне может стать песочницей. Выкопайте в земле траншею нужного диаметра и установите саму камеру. А освежить такого рода песочницу можно, покрасив в яркие цвета камеру. Засыпьте внутрь песок, уровень которого сделайте ниже верхних краев камеры на 15 см. Не забудьте, что речной песок для детских песочниц можно брать только чистый, без веток, мусора и камней. Над часто устанавливаются навесы из брезента, парусины или зонты. Красиво будет смотреться и пергола, отделяющая детский уголок от остальной части сада. В солнечные дни она будет дарить тень, увитая лианами душистого горошка, ипомеей или виноградными лозами.

Выбираем песок для детских песочниц. Цены

Основные требования при оформлении детской песочницы:

1. Отсутствие в песке гравия, камней.
2. Никаких вредных элементов и органических примесей в песке быть не должно, ведь он нередко попадает в рот или в глаза детям.
3. Самым чистым песком считается речной или карьерный.

Обратите на это особое внимание при покупке рассматриваемого товара.
4. Речной песок промывается водой и не содержит примесей вредных элементов, но строить из него замки получится плохо.
5. Карьерный песок (с содержанием глины) для лепки подойдет больше.
6. Песок — это природный фильтр, поэтому со временем в нем скапливаются различные примеси. Периодически меняйте его.
7. Огороженная заборчиком и снабженная съёмной крышкой песочница не позволит кошкам и собакам загрязнять песок.

Цены на песок у разных поставщиков и в разных регионах варьируются. Если получится, то можно самим взять песок в речке (отличный вариант, если вы проживаете в сельской местности).

Теперь вы знаете и то, как строить песочницу, и то, какой брать песок для детских песочниц. Остается только воплотить в жизнь эту задумку.

Недавно мы писали о содержании детских площадок, но ничего не рассказали о требованиях к песочницам. Между тем, песочница - неотъемлемая часть детской площадки. Исправляемся.

Сегодня вы узнаете, как ухаживать за песочницами во дворах МКД, какой песок нужно закупать и в каких количествах. Мы объясним, какими документами регламентируются требования к содержанию песочниц.

Кто должен следить за состоянием детской площадки

Ответственность за содержание детской площадки могут нести управляющая организация или муниципальные власти.

Управляющая организация следит за эксплуатацией детской площадки, если такая площадка - собственность УО или входит в состав общего имущества в МКД.

Если детская площадка - собственность третьих лиц, например, муниципальных или федеральных властей, то они нанимают подрядные организации для обслуживания площадок.

Требования к монтажу, установке оборудования, техническому обслуживанию и эксплуатации детских площадок описаны в ГОСТ Р 52301-2013 . Этот ГОСТ утверждён приказом Росстандарта от 24.06.2013 N 182-ст .

Соблюдать национальные стандарты обязаны изготовители оборудования. Но если детская площадка не отвечает требованиям к качеству и безопасности, то ответственность за это несоответствие несёт уже её владелец.

Если вы хотите или собственники просят установить во дворе детскую площадку с песочницей, вы удивитесь, как мало найдёте предложений на рынке. Потому что ухаживать за песочницей сложно. Вначале нужно выбрать правильный песок.

Каким должен быть песок в песочнице

Родители хотят, чтобы их дети играли в специально оборудованных чистых песочницах. Это неудивительно, ведь каждый родитель волнуется за здоровье своего ребёнка. На практике оказывается так, что в песочницах во дворах МКД детям играть опасно. На детских площадках выгуливают собак и кошек, собирается молодежь. Поэтому часто в песочницах можно найти отходы жизнедеятельности животных, окурки и стёкла.

Прежде всего песок должен быть чистым, чтобы дети не заразились кишечными инфекциями. В идеале это:

  • мытый речной песок,
  • специально просеянный песок из карьеров.

В нём нет комков глины, частиц серы и гравия, а также других примесей. Вредные примеси вымываются из него естественным образом. Такой песок соответствует СНиП III-10-75 «Благоустройство территорий» и ГОСТ 8736-93 .

Изучив требования, можно выработать алгоритм ухода за песочницами во дворах МКД.

Как ухаживать за песочницей

Ухаживать за песочницей может дворник, который есть в штате у любой управляющей организации. Раз в год, весной, полностью меняйте в песочнице песок, потому что за год в нём оседают вредные вещества.

Закрывайте песочницы на ночь крышками или полимерными плёнками, тентами или другими защитными приспособлениями. Это нужно для того, чтобы песок дольше оставался чистым. Если есть возможность, выбирайте песочницы, которые дети и их родители могут самостоятельно закрыть после использования.

По мере необходимости рыхлите песок, следите за тем, чтоб он был сухим. Мокрый песок провоцирует размножение болезнетворных бактерий. Обязательно меняйте его при обнаружении опасных для здоровья детей примесей и предметов.

Купить песок можно только у специализированных организаций. При покупке обратите внимание на то, что добросовестные поставщики готовы предоставить заказчику сертификат соответствия ГОСТ 8736-93 , протоколы испытаний товара и экспертное заключение о соответствии требованиям .

В зависимости от того, кто владеет детской площадкой, за установку и наполнение песочниц платят:

  • муниципальные или федеральные власти;
  • управляющая организация - если детская площадка находится в её собственности;
  • собственники помещений - если детская площадка - часть общего имущества.

В последнем случае собственники могут обратиться с просьбой установить песочницу к управляющей организации. Для этого нужно провести ОСС, выбрать на нём организацию по поставке песочницы, утвердить порядок оплаты. Только тогда УО приступает к установке песочницы. Кроме того, порядок взимания платы может быть определён в договоре управления.

Каким должен быть размер песочницы

Требования к размеру песочниц в нормативных документах не прописаны. Песочницы бывают разными, их размер зависит от:

  • размера двора;
  • количества детей, которые в них играют.

Возьмём средний размер песочницы - 4 на 6 м². Глубина песочницы - не менее 30 сантиметров от внешнего уровня. На такой объём понадобится минимум 2 м³ песка. Один кубометр промытого речного песка весит 1 600 килограммов.

Какой штраф грозит за ненадлежащее содержание детских площадок

Песочница - часть детской площадки. Оборудование детских площадок должно соответствовать национальным стандартам качества. За ненадлежащую эксплуатацию такого оборудования предусмотрена административная ответственность по ч. 1 ст. 143 КоАП РФ.

За несоответствие требованиям ГОСТ Р 52301-2013 на юридических лиц может быть наложен штраф в размере от 100 до 300 тысяч рублей.

Дети очень любят играть с песком. Поэтому песок и песочница являются непременным атрибутом детских площадок во дворах, в дошкольных учреждениях, на садовых участках и даже в современных квартирах.

На бытовом уровне все мы очень хорошо знаем, что из себя представляет этот материал. Но когда встает вопрос о покупке песка для детской песочницы, мы обращаемся в интернет и, порой, не можем найти то что нам нужно. Потому что предлагаемый песок, в основном, строительного назначения.

Так что же такое ПЕСОК? По определению песок — это рыхлая, осадочная горная порода или искусственный материал, состоящий из зёрен горных пород крупностью до 5 мм. Песок может быть: речным, озерным, морским, карьерным, мытым, сеянным, кварцевым, формовочным, стекольным, искусственным, строительным. В этих определениях перемешано все, что можно перемешать — и происхождение, и минеральный состав, и назначение, и способ обработки. Но никогда вы не найдете определения «детский». А между тем для детского песка или, по-другому, песка для детских песочниц имеют значение во многом другие характеристики, нежели для песков строительного или специального назначения.

Прежде всего, это экологическая чистота и гигиеническая безопасность , подтверждаемые сертификатом о качестве. Многие фирмы торгующие строительным песком утверждают, что имеют такой сертификат. На самом деле это всего лишь заключение о радиоактивной безопасности, дающее право использовать такой песок в строительстве. Вместе с тем, согласно нашему законодательству, и конкретно, согласно ГОСТ 25779-90, любой продукт, предназначенный для детей должен иметь обязательный сертификат, в котором прямо указано: допускается к применению в качестве детского игрового материала. Поэтому простой и соответственно дешевый природный песок, часто доставляемый навалом, без специальной подготовки и упаковки, не может считаться пригодным для детских игр.

Другими, важными свойствами детского песка , назовем их «игральными» являются: отсутствие посторонних предметов (щепок, стекла, комков глины, крупных камней и т.д.), сыпучесть и беспыльность .

Что касается сыпучести и формуемости, эти свойства присущи любому песку по определению, и не будем на них останавливаться подробно. Более подробно остановимся на понятии «беспыльность». Пылевая составляющая песка это очень мелкие (менее 0,1мм) частички самого песка или глины, часто присутствующие в песке в большем или меньшем количестве. Понятно, что при пересыпании сухого песка, пыль легко переходит в воздух и может попасть в легкие ребенка.

Удаление пыли из песка возможно несколькими способами: промывкой в воде и последующей сушкой, просеиванием через мелкое сито, наконец, наиболее трудоемкий способ состоит в покрытии песчинок полимерными составами. При этом пылевые частицы, присутствующие в песке, просто приклеиваются к более крупным, и песок больше не пылит. Этот способ наряду с основательным устранением пыления позволяет дополнительно получить цветной песок, который несомненно более привлекателен для ребенка.

При покупке песка необходимо обращать внимание на его влажность. Если песок влажный, что характерно для песка поставляемого строительными фирмами, то практически не возможно оценить его качество- крупность, сыпучеть, наличие пылевидных и глинистых частиц. Заверения продавца о том, что песок все равно высохнет и будет приоден для игры, стоит подвергнуть сомнению. Песок то, безусловно, со временем высохнет, но при большом количестве глины может превратиться в монолитный пирог. Поэтому следует покупать только сухой песок, упакованный в мешки.

Количество песка, необходимое для заполнения песочницы, зависит от ее размеров. Обычно детские песочныцы имеют размеры в пределах от 0,7х0,7 м до 1,5х1,5 м. Достаточная толщина слоя песка от 10 до 15 см. Таким образом, объем песка составит от 49 до 338 литров. Умножая полученный объем на среднюю насыпную массу песка (примерно 1,4 кг/л.) получаем требуемое количество песка в килограммах: от 69 до 473 кг.

Компания "Стрелец-ЕК" производит различные виды песка, в том числе и цветной песок для детских песочниц , полностью удовлетворяющий вышеописанным требованиям. Наш песок сертифицирован! Яркий и красочный цветной песок будет радовать не только детей, но и взрослых. И придаст особый колорит детской площадке!

Игры с песком – увлекательный процесс, посредством которого у ребенка развивается мелкая моторика рук, образное мышление и тактильно-кинетическая чувствительность, проявляются творческие способности и формируются самые первые трудовые навыки. Педагогу будет полезно узнать, какими интересными играми можно увлечь воспитанников при помощи обычного природного ресурса или с использованием кинетического песка.

Правила игры с песком

Практически в каждом магазине игрушек вы можете найти наборы для творчества с песком. Производители позаботились о безопасности детей, сделав эти наборы чистыми по составу. Однако чаще всего играть с песком в ДОУ ребятам приходится на улице — это не просто интересно, но и полезно для . В дошкольном возрасте они проявляют активную любознательность, задают вопросы буквально обо всем, что видят и слышат. В ходе песочной игры малыши могут получить ответы на многие вопросы и проявить свои исследовательские черты. Существует несколько картотек игр для разных возрастных групп и ситуаций.

Для начала нужно познакомить детей с правилами обращения с песком:

  • Нельзя кидаться в других детей и сыпать песчинки на себя. Игры с песком, который находится на улице, могут стать причиной травмирования слизистой оболочки глаз или засорения ушей.
  • Каждому ребенку нужно понять, что мешать другим детям нельзя.
  • Когда игра закончится, нужно всем вместе помочь воспитателю собрать игрушки.

Затем нужно предложить взять песочную массу в руки и пропустить сквозь пальцы, попросить рассказать о полученных ощущениях. Это требуется для того, чтобы понимать свойства сухих песчинок, их легкую отделимость друг от друга. После можно взять игрушечную леечку и намочить небольшую часть песочницы водой, при этом обращая внимание детей на то, что мокрый песок стал липким и поменял цвет. Вода может также стать предметом игр, как отдельным, так и дополнительным.

Игры с песком: картотека

Существует множество игр с песком, которые формируются в картотеки – они отличаются друг от друга не только сюжетом. Здесь очень важна цель игр. Педагог старается познакомить каждого своего подопечного с окружающим миром, донести до него информацию, которая сможет дать ответы на интересующие вопросы. Вместе с этим крохи развиваются физиологически и учатся правильно общаться друг с другом. Приведем самые распространенные варианты игр.

«Веселые отпечатки на песке» В ходе этой игры малыши знакомятся со свойствами горной породы, развивают воображение и координацию движений. Педагог вместе с ними делает отпечатки рук и ног. Для развития воображения можно предложить детям дорисовать отпечатки, превращая их в затейливые узоры.

«Сыщики» Развивает образное мышление, моторику рук, зрительную память и наблюдательность. Сначала педагог показывает и дает подержать детям игрушки, которые будут использоваться в процессе. Потом воспитатель просит ребят повернуться спиной, а сам в это время должен спрятать игрушки в песочную массу. Дети должны нащупать предмет и, не доставая его, сказать, что это такое.

«Сито-решето» Увлекательный процесс, который развивает тактильные ощущения и моторику. Воспитатель делает небольшую кучку из сухой песочной массы и прячет в нее мелкие игрушки (например, из шоколадного яйца), потом показывает детям, как надо просеивать песчинки. Малыши находят игрушки по ходу.

Кроме типичных вариантов, вы можете предложить детям младшей группы рисовать на мокром от воды песке, как мелом: солнышко, кружочки, квадратики. В средней и подготовительной группе уже можно просить отобразить в рисунке какой-то сюжет, даже написать уже выученные буквы и цифры. Обычная песочница может превратиться в учебник или школьную доску, на нем будут рисоваться картины, отпечатываться сандали и ладошки. В детском саду ребенок познает природу вместе с педагогом.

Игры с кинетическим песком

Кинетический песок – материал, схожий по текстуре с мокрым, однако в отличие от обычного, он не дает ощущения влажности, в него не нужно вливать воду. Кроме того, этот материал более пластичный и может иметь разные цвета. Игры с ним не менее интересны и познавательны, чем с обычным, а иногда даже позволяют проявить фантазию и расширить спектр занятий. И так, картотека ниже.


«Кулинар» Развивает мелкую моторику, учит считать. Если использовать цветной кинетический песок, дети учатся угадывать цвета. Для процесса понадобятся различные формочки. Педагог показывает детям, как лепить куличики. Можно играть как с обычным, так и с цветным песком. Для нарезания тортиков берут пластиковый нож для пластилина. Дети учатся делить «выпечку» на кусочки, а заодно считать.

«Заборчики» Целью данной игры является знакомство детей со свойствами песка и развитие координации движений. Воспитатель просит сделать заборчик по кругу при помощи пластиковых формочек. Внутри импровизированного дворика можно слепить из песка фигурки животных или катать машинку.

«Познаем мир» Учит детей ориентироваться на плоскости, познавать окружающий мир. Понадобятся мелкие игрушки, например, фигурки животных, деревьев и машин. Можно использовать обычный мокрый песок, но лучше взять разноцветный кинетический. Педагог вместе с детьми делит песочницу на небо и землю, то есть сгребает песок вверх и вниз. Дети должны правильно расставить фигурки и рассказать о том, какими эти предметы бывают в реальной жизни. Например, небо можно быть синего цвета, а земля – зеленого. На верхней половине ставятся фигурки птиц, самолетов, внизу – машинок и животных.

Польза от игр с природным материалом

Игры с песком, землей, камешками помогают избавиться от негативной психической энергии, особенно хорошо действуют на гиперактивных малышей. Педагог во время игры может передавать детям жизненно важные качества: уважение, доверие, сопереживание, просто рассказывая сказку или интересную поучительную историю. Дети с нарушениями речи быстрее осваивают упражнения, если они отражены на песке. Учить буквы во время игр с песком тоже намного легче, их можно писать палочкой, или лепить при помощи пластиковых формочек.

При помощи песочной терапии ребенок учится предметному и ландшафтному дизайну. С помощью песка, воды и других материалов он строит горы, создает озера, пускает речки, прорывает туннели, возводит целые города. Расширяется кругозор, развивается ориентация в пространстве.

Простые на первый взгляд игры стабилизируют эмоциональное состояние, речь, внимание и память, но самое главное – ваш подопечный учится понимать себя и окружающих. Обязательно порекомендуйте родителям в полной мере воспользоваться картотекой дома или в песочнице во дворе. На случаи плохой погоды обязательно согласуйте с родительским комитетом покупку наборов песка для занятий внутри группы. Наборы продаются в простых магазинах игрушек и интернете.

Если есть желание и возможность принести для занятий в группу песок с улицы, то необходимо подготовить для такого досуга специальный стол с бортиками. И маленький ребенок и воспитанник подготовительной группы детского сада будет один или в команде со сверствниками с интересом собирать фигурки или строить что-то из песка. Дайте возможность детям пройти курс песочной терапии!