Воздвижение змеи. Где зимуют змеи

Полное название праздника, который верующие в 2017 году будут отмечать 27 сентября, называется Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня. В этот день христиане вспоминают о вечной борьбой добра и зла, о движении, которое и является самой жизнью всего, что есть на земле.

В праздник Воздвижения Креста Господня вспоминаются два главных события: обретение в 326 году в Иерусалиме Креста и его возвращение из персидского плена в VII веке греческим императором Ираклием. Эти события объединяло то, что оба раза Крест воздвигали (поднимали) перед народом, обращая его при этом ко всем сторонам света, чтобы все желающие могли ему поклониться и разделить друг с другом радость обретения святыни.

В старину этот день называли «Ставровый». Верующие собирались и шли крестным ходом вокруг сел и городов, для того, чтобы защитить их от бед, врагов и болезней. Жители деревень, желая получить богатый урожай на будущий год, обходили крестным ходом поля. Кстати, именно на праздник Воздвижения с полей забирали последний сноп. Это был своего рода знак о завершении сбора урожая и о начале подготовки к зиме.

На праздник Воздвижения запрещалось ходить в лес, чтобы не мешать лесным жителям готовиться к наступлению зим. Существовало поверье, что в этот день особой агрессией отличаются змеи, сползающиеся на зимовку в одну нору. А еще в этот день, те, кто отправлялся в лес, могли ненароком потревожить всякую нечисть, которая также прощалась друг с другом и отправлялась спать. Нарушителям их покоя лешие и кикиморы могли навредить, закрутить в лесу, наслать проклятие и порчу.

Чего нельзя делать Воздвижение

Помимо того, что на праздник Воздвижения нельзя было ходить в лес, чтобы не тревожить его обитателей, в этот день не начинали никаких важных дел, потому что считали, что тем самым отдыхающей природе, подарившей людям блага и богатый урожай, наносится оскорбление. По другим поверьям, все, что вы начинали делать в этот день, было просто бесполезным и не приносило никого результата.

А еще в этот день было принято соблюдать один из самых строгих постов, а потому под запретом находилось употребление мяса и рыбы и всех разновидностей молочной продукции.

В Воздвиженье обязательно отмечали именины Овинника – хранителя овина, места, где сельские жители хранили пшеницу. В этот день в овине нельзя было работать и топить печи. На полу расстилали праздничные полотенца и раскладывали угощения для домового.

Также в этот день готовили всевозможные блюда из исконно русского продукта – капусты. Пирогами с капустой и самолепными варениками угощались не только домочадцы – часть приготовленных блюд относили к церкви, где раздавали нищим.

Приметы на праздник Воздвижение

- На Воздвижение кто в лес пойдет, тот может не вернутся.

- В этот день змеи в норы прячутся.

- На Воздвижение Леший гуляет - кто в лес пойдет, тот дорогу назад не найдет.

- На Воздвижение медведь в берлогу, змея в нору, а птицы на юг.

- У доброй хозяйки в Воздвижение и пирог с капустой.

- Кто на Воздвижение постится, тому семь грехов простится.

- В Воздвижение с поля последняя копна движется.

- С Воздвижения осень к зиме сдвигается.

- В Воздвижение птицы лето за моря уносят.

- Кто на Воздвижение пост не держит - на того семь грехов воздвигнутся.

- Кто увидит последний птичий отлет, может загадывать желание и оно обязательно сбудется.

-Осень в это время передает свои права зиме: если дует северный ветер, то лето в следующем году будет теплым; западный же ветер предвещает плохую погоду в летние месяцы.

В сознании простого народа, незнакомого с историей религии, Воздвиженье, видимо, из-за созвучья однокоренных слов ассоциируется скорее с движением (сдвижением), нежели с воздвижением (возвышением). «Воздвиженье осень навстречу зиме двигает, тепло сдвигает, а холод надвигает», «Воздвиженье— хлеб с поля на гумно движется», «на Воздвиженье птица в отлет двинулась, а шуба за кафтаном потянулась».

«Кто на Воздвиженье постится, тому семь грехов простится». Чаще всего в этот день ели капусту и блюда из нее. «На Воздвиженье у доброго молодца капуста у крыльца»; «Смекай, баба, про капусту — Воздвиженье пришло», — говорили люди. За три дня до праздника кочаны было принято убирать с огорода, а далее в течение недели, а то и двух крестьянки занимались заготовкой капусты на зиму. Обычно это делали сообща — на капустных вечерках , которые сопровождались шутками и байками.

По общему мнению, Воздвиженье принадлежало к числу тех дней, когда не стоило начинать ни одного более или менее важного дела, так как все начатое в это время добром не кончалось, а прахом шло.

Однако именно на Воздвиженье ставили обетные церкви, часовенки или просто придорожные кресты в благодарность за избавление от напасти или морового поветрия. Вокруг деревень в этот день совершали крестные ходы или с иконами и молитвами обходили окрестные поля. А кроме того, на Воздвиженье во многих областях России начиналась одна из самых важных осенних работ — заготовка капусты на зиму. «Во Воздвиженье у доброго молодца — капуста у крыльца», так что «смекай, баба, про капусту — Воздвиженье пришло».

Но желающие могли отложить это хлопотное удовольствие на день-другой: «Капустные вечерки две недели просидели». Так что пожилые, обстоятельные хозяйки с началом капустных заготовок не спешили, находя дела поважнее. А вот девицы на выданье ни за что бы Воздвиженскую вечерку не пропустили. Ведь согласно поверью, если девушка, собираясь на праздник, семь раз прочтет особое заклятье, то понравившийся ей парень влюбится в нее без памяти. Поди попробуй против такого устоять: «Крепко мое слово, как железо! Воздвигни, батюшка Воздвиженьев день, в сердце добро молодца (имярек) любовь ко мне, девице красной (имярек), чтобы этой любви не было конца-веку, чтобы она в огне не горела, в воде не тонула, чтобы зима ее студеная не знобила! Крепко мое слово, как железо!»

Между прочим, число семь — величина не простая — магическая. Поэтому в этот день не только любовный заговор полагалось семь раз повторять, но и о душе нужно было позаботиться: «Кто в Воздвиженье постится, тому семь грехов простится, а кто не чтит Воздвиженье, на того семь грехов воздвигнется».

Да и вообще, как во время любых народных праздников, на Воздвиженье, конечно, тоже происходили всякие чудеса. Например, «синицы— придворные птицы летели с песней из лесов», а подвластное Лешим зверье, напротив, к лесу тянулось, собираясь видимо, на этом предзимнем «собрании» итоги года подвести.

А еще говорят, что на Воздвижение мерзнуть остается только та змея, которая человека укусила, а все остальные забираются под землю, чтобы зиму со своей змеиной матерью провести. И в том месте заветном будто бы легендарный Алатырь-камень зарыт. Бьют из-под него источники с живою водою, дающие всему миру пропитание и исцеление. А на камне этом сидит красна-девица Заря, не дающая свету погаснуть, земле уснуть, а нам забыться.

"Русский народный календарь" издательство "Метафора" 2004

Христианский праздник Воздвиженья честного и животворящего креста Господня, справляемый православной церковью 27 сентября, переосмыслился русской народной культурой в праздник "Сдвиженья" и оказался "посвященным" "гадам".

Согласно народным представлениям, "в день Воздвиженья все змеи, ужи и вообще все пресмыкающиеся "сдвигаются", т. е. сползаются в одно место, под землю, к своей матери, где и проводят всю зиму, вплоть до первого весеннего грома, который служит как бы сигналом, разрешающим гадине выползать из чрева матери-земли и жить на воле. Вот почему на праздник Воздвиженья, или, по крестьянскому выражению, "Сдвижения", мужики на весь день тщательно запирают ворота, двери и калитки из боязни, чтобы гады, ползущие к своей матери под землю, не заползли по ошибке на мужичий двор и не спрятались там под навозом или в соломе и нарах. Впрочем, крестьяне верят, что, начиная с Воздвижения, змеи не кусаются, так как каждая гадина, ужалившая в это время человека, будет строго наказана: всю осень, до первого снега и даже по снегу, будет ползать зря, не находя себе места, пока не убьют ее морозы или не проткнут мужичьи вилы" . В русских деревнях и сегодня пожилые люди воздерживаются ходить в лес 27 сентября: "Гад сдвигается... Будешь идтить, и оны прямо хапками, хапками. — И оны прямо вот дорогой идут".

Энциклопедия суеверий

Впрочем, далеко не весь простой народ представлял себе, в чем состоит истинный смысл и значение церковного праздника Воздвижения. В крестьянской среде этот праздник воспринимался, в первую очередь, как начало осени и связывался со всеобщим движением земли (ее обитателей, некоторых предметов) и сменой времен года; так, народные присловья, поговорки и т.п. об этом дне говорили: «Воздвиженье кафтан сдвинет, шубу надвинет» (или: «На Воздвиженье кафтан с шубой сдвинулся и шапка надвинулась»), «хлеб с поля на гумно сдвинулся» (примерно в это время оканчивалась уборка хлеба и начиналась молотьба), «земля с лета на зиму сдвинулась», и пр. Сам праздник Воздвижения в народе нередко именовался «Сдвижением».

По народным поверьям, на Воздвиженье птицы «сдвигаются» в отлет, направляясь на зимовку в Вырий. Змеи и вообще все «гады» в этот день также отправляются на зимовье: они выходят на открытые места или забираются на деревья, чтобы напоследок погреться на солнце, сплетаются в один большой клубок, а затем прячутся под землю, которая затем замыкается до Благовещения (или Юрьева дня, дня св. Руфа, 8.IV). В некоторых местах рассказывали, что все змеи на Воздвиженье сползаются в одно место, к своей матери, где и проводят всю зиму, вплоть до первого весеннего грома, который «открывает» землю и позволяет всем гадам выползти на белый свет. При этом считалось еще, что, помимо подземных пещер, змеи могут уйти и под воду, поэтому с этого дня купаться запрещалось.

Со всеми этими поверьями о змеях, уходящих на зимовку, связывалось немало народных обычаев. Так, например, на весь праздник Воздвижения хозяева тщательно запирали ворота, двери и калитки, опасаясь, что гады, ползущие к своей «матке» в чрево матери-земли, заползут, по ошибке, на двор и спрячутся там под навозной кучей или в соломе. Впрочем, быть укушенными в этот день крестьяне, как правило, не боялись, так как считалось, что змеи, начиная с Воздвижения, не кусаются, ибо за этот грех они будут строго наказаны: любую змею, ужалившую человека в это время, земля, по народному убеждению, не примет, и она будет обречена всю осень до первого снега и даже по снегу ползать, не находя себе места, пока ее не убьют морозы или не проткнут мужичьи вилы. По народному мнению, на Воздвиженье человека в лесу может подстерегать другая беда: так, во многих местах были известны рассказы о том, как человек, нарушивший запрет ходить в лес в этот праздник, провалился вместе со змеями под землю и остался в подземных вертепах до весны, пока земля вновь не «отворилась».

Запрет этот имел и еще одно основание. Так, согласно поверьям, на Воздвиженье под землю проваливаются не только гады, но и многие «нечистики», в первую очередь, лесные духи. Так, считалось, что в этот день лешие, перед тем, как провалиться сквозь землю, бесятся и сгоняют в одно место все подвластное им зверье, устраивая своеобразный смотр перед наступающей зимой; в некоторых русских областях Воздвиженье почиталось даже «особым днем для лешего» или «игрищем у медведей» (медведь в этот день залегает в берлогу). А так как лешие в этот день особенно злы, то могут, по народному мнению, навредить человеку, оказавшемуся в их владениях: в лучшем случае просто побьют его, а то и вовсе отправят на «тот свет». Все эти причины заставляли крестьян избегать леса в этот праздник; однако некоторые смельчаки все-таки отправлялись в лесные дебри, так как в некоторых местах считалось, что в этот день в лесу можно завладеть рожками змеиного царя, обладающими, по поверью, большой силой.

Воздвиженье во многих местах считалось пограничной датой для начала или окончания различных работ, например, сева озимых, уборки кукурузы, сбора фруктов, посадки деревьев и пр. В некоторых местах на Воздвиженье собирали и освящали в церкви различные растения, почитая их как целебные. С Воздвиженья начинали рубить капусту, причем нередко делали это сообща: так, например, во многих местах, особенно в Сибири, на «капустку», т.е. рубку капусты, женщины приглашали соседок, а те, являясь в дом, поздравляли хозяев с капустником, как с праздником. Капустник нередко служил поводом к вечеринкам: хозяева варили пиво и приготовляли ужин (главным блюдом которого был пирог, ср. поговорку: «У доброго мужика на Воздвиженьев день и пирог с капустой»), обычно заканчивающийся песнями и плясками.

Вообще, капустники воспринимались в народе как небольшие хозяйственные празднества. Молодежь устраивала около Возвиженья особые вечеринки, посиделки, также именуемые «капустниками»: такие «капустенские вечера» длились обычно две недели, начиная с Воздвиженья. В некоторых же губерниях в честь «капустников» даже затевалось своеобразное колядование: девушки в своих лучших нарядах собирались где-нибудь и начинали с песнями ходить из дома в дом, получая повсюду какое-нибудь угощение, которое потом съедалось на посиделках.

К Воздвиженью приурочивались многочисленные обычаи, а также гадания о погоде и плодородии. Так, например, на Воздвиженье священник совершал обходы домов и полей с молитвой о будущем урожае; во многих местах вдобавок к этому устраивали еще крестный ход вокруг деревни, полагая, что этим село ограждается от всякого лиха на целый год. Предписываемый в день Воздвиженья пост соблюдался крестьянами ради защиты домашней скотины от медведей и волков. В некоторых местах, например, на Русском Севере, на Воздвиженье совершались и различные очистительные обряды, такие как обряд «прогона мух» и т.п.

Краткая энциклопедия славянской мифологии


Клубок змей на дереве:


В начале этой недели православные владимирцы отметили Всемирное Воздвижение Честнаго и Животворящего Креста Господня – таково полное название праздника, который обычно коротко называют Воздвижением. Но и люди, от веры далекие, о нем слышали: из года в год в эту пору среди охотников, грибников, рыболовов, туристов и дачников постоянно идут разговоры о неком «сдвижении змей» в среднерусских лесах.

В пригородных элек­тричках в последние годы часто слышатся жалобы, что змеи-де со­всем одолели, уже сами приползают на участки. А дачники из Москвы и этому рады: «Какое экологически чистое место -даже змеи есть!». Что же представляет собой гадюка – наша единственная ядовитая змея?

Каинов знак

Вся путаница в наших немногочисленных зме­ях, а их всего-то три вида – уж, медянка и гадюка – произошла, думается, от изменчивой окраски последней. Она бывает сероватой, почти бурой или красно-бурой с темной зигзагообразной полосой вдоль спины, нередки сплошь черные экземпляры. А вот голу­боватые и почти зеленые встречаются у нас очень
редко.

Черноватый рисунок на спине немецкий на­туралист К.Линк назвал «каиновой печатью», его конфигурация тоже не постоянна у разных га­дюк – то зигзагообразная или волнистая полоска, то ромбики или ряды точек, поперечные по­лосы и другие сочетания. На голове заметен иксообразный темный ри­сунок, а через глаз, как прицел, проходит темная полоса. Брюхо почти всегда темнее спины или сплошь черное.

Размеры змеи неболь­шие, старые особи могут достигать до 80 см дли­ны. В отличие от других змей центра России ту­ловище гадюки кургузое, хвост короткий, голова треугольная, почти ко­пьевидная, ясно отгра­ничивается пережимом от коротенькой шеи.

Место встречи изменить нельзя

Во Владимирской об­ласти, которая заселена гадюками довольно неравномерно, подходя­щими местами являются леса – ельники и сосняки с моховым покровом, дубравы, ольшаники, пойменные луга, болота, зарастающие гари и вы­рубки.

Гадюку можно обна­ружить на обочинах дорог, на просеках высо­ковольтных линий, у мелиоративных каналов и даже в огородах. Днем легче всего ее встре­тить на прогреваемых солнцем местах, причем выползает греться она в течение дня на это место несколько раз. По­валенное сухое дерево, большой пень с южной экспозицией – прекрас­ные солярии для при­нятия солнечных ванн гадюкой.

Людям важно знать: человека гадюка кусает, будучи внезапно потревоженной или если он не позволяет ей скрыть­ся. Первая она никогда не нападает! В любом случае предупреждает довольно громким ши­пением. При этом ха­рактерно изгибает перед­нюю часть тела. Одним рывком она может вы­бросить немногим более трети длины туловища. Прыгать «как пружина» гадюка не в состоянии, равно как и «катиться колесом, ухватив себя зубами за хвост».

Как часто мы устрем­ляемся к кочке с ку­старничками черники и сизым ягодам, забыв, что кочка, может, не­сколько лет уже служит прибежищем гадюке! В сумерках, собирая ветви для костра, тоже можем случайно прижать змею рукой. Часто гадюки кусают, когда на них наступают ногой в лег­кой обуви. Но за многие десятилетия в нашей стране известно всего несколько случаев ги­бели людей, укушенных гадюкой. При своевре­менном же и правильном лечении укушенные вы­здоравливают через 7-14 дней, хотя слабость чув­ствуется еще в течение 2-3 месяцев.

Если все-таки укусила

Главное правило по­сле укуса – сразу же, не позднее 15 секунд (!), начать выдавливать яд, нажимая на края ранки. К сожалению, много времени тратится на ру­гань, слезы, призывы «убить эту мерзость» и т.д. У гадюки мало яда, но он сильно токси­чен (примерно в 20 раз сильнее, чем яд гюрзы), поэтому он достаточно быстро всасывается, и действовать нужно без промедления.

Естественно, от змеи надо отойти, чтобы не получить еще «пор­цию». В первые секун­ды капелька яда сидит в тканях как в капсуле, а ранки от зубов еще полностью не закрылись. Достаточно одного нажа­тия, и до 80 % яда можно выдавить, он появится в виде ярко-красной капли, и его можно просто стереть рукой. Продол­жать выдавливать можно в течение не более 20 минут, после чего на ранку можно наложить водочный компресс на 1-2 часа. Никакой водки вовнутрь, как учит «народная мудрость», рекомендуется только обильное питье. На всю укушенную конечность нужно наложить эла­стичный бинт и немед­ленно доставить постра­давшего в больницу.

Осенние собрания гадюк

Гадюки в некоторых местах своего распро­странения образуют так называемые «змеиные очаги», и в подобных «гадючниках» при пешей прогулке их можно на­считать довольно много. Размещение змеиных очагов обычно опреде­ляется подходящими для зимовки условиями. Осе­нью гадюки, стремясь к местам своих зимовок, могут проползать рас­стояния от 2 до 5 км и переплывать озера и реки. Иногда змеи зиму­ют поодиночке, однако в подходящих местах находили скопления до 300 змей.

Зимними квартирами гадюкам служат норы грызунов и кротов, ходы сгнивших корней дере­вьев, пустоты торфя­ников, стога сена. На зимовку змеи оконча­тельно уходят в сентябре-октябре. Зимуют они в почве ниже слоя промерзания, спускаясь на глубину от 40 см до 2 метров. Температура в местах зимовок не падает ниже 2-4 о С, что позво­ляет этой змее безбедно зимовать даже за Поляр­ным кругом. Поэтому мы чаще и встречаем осенью гадюк, находящихся в поиске подобных под­ходящих мест.

Около Владимира та­кой змеиный очаг был известен в окрестностях пос. Мостострой, неред­ки были гадюки в районе Долгой Лужи (экземпляр, хранящийся в музее при­роды, происходит как раз оттуда). Этим жарким летом гадюки встречались в близком пригороде, одна из них укусила собаку в районе озера Семязино, несколько лет назад мужчина получил укус недалеко от моста через Клязьму. Периодически видят гадюк и в районе парка «Дружба».

Трудная жизнь неприятных созданий

Все приспособления и природные хитрости иногда очень условны. Несмотря на ядовитость гадюки, у нее много врагов. Поедают гадю­ку различные млекопи­тающие, например, еж, который к яду ее мало восприимчив. Причем защищающаяся гадюка наталкивается лишь на иглистый панцирь зверь­ка, и, улучив момент, еж просто перегрызает змее позвоночник, а потом съедает ее.

Не брезгуют гадюкой лисицы, барсуки, горно­стаи, енотовидные соба­ки. Но шутки с ней все же опасны. В Камешковском районе мне при­шлось увидеть мертвую молодую енотовидную собаку, около которой лежала перекушенная пополам гадюка: видимо, змея изловчилась и все-же успела ужалить зверя в нос. Поедают гадюку и птицы: серая ворона, журавли, луни, сойки и очень редкий у нас змееяд, получивший свое название за склонность питаться змеями (хотя и ест он не только их).

Но главный враг га­дюки человек. Он не только разрушает места ее обитания, но и про­сто уничтожает гадюку, оправдывая избиение или стрельбу по змее ее ядовитостью. Конечно, вблизи детских лагерей и дачных участков убийство змеи сложно осуж­дать, но надо помнить, что гадюка – важный член природных био­ценозов, а яд ее исполь­зуют для изготовления различных медицинских препаратов. В этом году сильные лесные пожары подорва­ли и уничтожили многие места ее обитания. А сколько змей погибло в огне, мы никогда так и не узнаем. Много гибнет гадюк и на автодоро­гах, прорезающих лес­ные массивы. Так что до своего предельного возраста, который у га­дюк составляет всего 15 лет, доживают единицы. И надо помнить: убивая гадюку, мы нарушаем мудрое, сбалансирован­ное тысячелетнее течение лесной жизни. Так что, если любишь природу и заботишься об экологии, лучше этого не делать.

Денис ДУДЕНКОВ, научный сотрудник отдела природы ВСМЗ.

    Змеи действительно собираются на зимовку в конце сентября, ведь при отрицательных температурах им уже не выжить, а в большинстве районах нашей страны конец сентября - начало первых заморозков и даже снегов. Однако я много раз бывала в осеннем лесу и не скажу, что в это время змей больше обычного, или они какие-то агрессивные. скорее наоборот, змеи в это время уже квелые и малоподвижные, им действительно хочется побыстрее спрятаться где-нибудь под камнями или ветками. Ну а если на змею наступить, то тут по любому она будет стараться ужалить в ответ. Есть наверное излюбленные змеями места, где они собираются, но мне такие не попадались.

    Как и во все другие праздники на воздвижение происходят тоже всякие чудеса.например синицы придворные птицы летели из лесов, а всякая всячина лешего наоборот к лесу бежала,ещ такая смешная примета,что если какая то змея человека когда либо укусила-замерзнет,а та которая нет,найдт там где можно спрятаться,перезимовать.

    Я лично на свом опыте проверила.Тогда не зная о празднике мы поехали в лес с родителями вышли из машины прошли метров 50 а там их просто кишит это огромный клубок в котором немыслемое количество змей, они были по всюду,так что лучше посидите дома прочитайте книгу, илли погуляйте.))))))

    Сдвиженье, а правильнее - Воздвиженье - это праздник, имеющий православные корни и отмечаемый православной церковью как Воздвижение Креста Господня.

    После смерти Иисуса Христа, распятого на Голгофе, был зарыт и крест, с которого был снят Спаситель, и другие кресты, на которых тогда были распяты разбойники. Потом Иерусалим был разрушен воинами императора Тита, а Голгофа, Гроб Господень были глубоко погребены.

    Долгое время кресты не могли найти, а когда их все же нашли, то не могли выяснить, на каком из них был распят Иисус Христос.

    Патриарх Макарий приказал все три креста возложить на покойника по очереди. И когда умершего коснулся Крест Спасителя, то он ожил и встал из гроба.

    С праздником связаны и многие приметы.

    В народе говорят, что на Сдвиженье мерзнуть остаются только те змеи, которые человека кусали, а все остальные прячутся под землю, чтобы зиму провести со своей змеиной матерью.

    Но кроме того, в народе этот день еще называют Сдвиженье , вкладывая в него понятия бытового уклада. К этому дню весь урожай должен быть сдвинут с полей в гумно, а после него начиналась работа по рубке и солению капусты. А в сам день 27 сентября не начинали никаких значительных дел считалось, что все пойдет прахом.

    Сверх того, в этот день запрещалось ходить в лес. Считается, что именно сейчас змеи устраиваются на зимовку, собираясь в огромном количестве в одном месте. И хотя нет нигде документального подтверждения этому явлению, народ все же в лес без нужды старается не ходить.

    По народным приметам, именно 27 сентября в лес не следует ходить нельзя. В этот день - Сдвиженье - все лесные змеи выползают погреться на солнце - в последний раз в году, а затем прячутся по своим норам на зимовку. Также есть примета, что и медведь в этот день прячется в берлогу.

    А церковь почитает этот день как Воздвиженье, Сдвиженье Креста Господня.

    27 сентября отмечали день Воздвиженья, после которого считалось, что встретить змею в лесу или в поле уже невозможно - все они ложились спать именно в этот день. А как змеи ложатся спать - собираются кучами, скручиваются в клубки, прячутся в укромных местах. Впрочем ходить в лес в этот день запрещалось вовсе не из-за змей. Существовала в этот день другая традиция или суеверие - считали, что именно на Воздвиженье леший приводит в порядок свои владения. обходит их и делает ревизию. Мешать ему считалось дурным тоном. К тому же собирающиеся лечь в берлогу медведи делали такие прогулки более опасными чем собирающиеся зимовать змеи. к тому же была такая примета в народе, что если какая непутевая змея и ужалит человека в этот день - на свою голову, поскольку не успеет залечь с товарками и окочурится в одиночестве.

    27 сентября, православный праздник - Воздижение Честного и Животворящего Креста Господня. По народным, в Сдвиженье осень к зиме сдвигается. А насчт змеиного беспредела, то это действительно так, сам наблюдал, прямо мистика какая то. После сдвиженья, вы змею не увидите.

    Отец с псом 27 сентября этого года вечером,а точнее ближе к ночи,поехали рыбу ловить. Совпало так,что в эту ночь луна была кровавой. Вышли из машины и пошли. Отец сразу заприметил,что пес себя странно ведет,ибо обычно он в лес сразу убегает,а тогда к ноге прижался и шел смирно. Прошло около часа,отец сфотографировал луну много раз. Пес уже не боялся в лес бегать. Вдруг выбегает из лесу и к ноге прижимается отца.Уши поджал,заскулил. Через секунд 30 из лесу раздался истошный то-ли вой,то-ли писк. Он стал приближаться. Отец надел налобный фонарик и со злобой крикнул в сторону воя. Отец страшно боялся. Вой перестал приближаться,а потом и вовсе стал удаляться. Всю ночь отец просидел в ужасе и не до рыбалки было. Дождался утра,приехали рыбаки,только тогда осмелился отец пойти к машине.Дорога была как раз через тот лес. Часам к десяти утра приехал домой. В ужасе лег спать. Больше по лесам не ходит и на рыбалку только днем ездит.Я решил прогуглить. Оказалось,что в эту ночь отмечался праздник церковный Сдвиженье. Ни отец,ни я в Бога не верим,но после того,что произошло у леса как-то не по себе становится по ночам.

    27 сентября ежегодно в календаре православной церкви отмечают Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня.

    Проходят службы в честь святого мученика Каллистрата и его дружины. Праздник Сдвиженье народный. В сентябре змеи готовятся к спячке. Если много дождей, чаще ползают в поисках укрытия. Сентябрь большой, но выбрали 27 сентября. Шли люди на службу в церковь, увидели скопление змей. В памяти людской осталось поверье - 27 сентября встречаетсяя больше всего змей.

    Это второе название праздника Воздвиженье Креста Господня.

    В этот праздник надо поститься и простятся 7 грехов, как считалось на Руси.

    В отношении змей, которые устраиваются на зимовку думаю, что не во всех местах это происходит. У нас слишком большая территория и везде разный климат, а змеи чувствуют когда им надо кучковаться на зимовку. Если заметили в каком-то месте, то не значит, что по всем регионам это так и все остальные приметы тоже не могут сбываться повсеместно.

Можно сказать что с фауной нам повезло, и в Краснодарском крае почти не встречаются ядовитые и опасные для человека представители животного мира. Однако, каждый из нас неоднократно встречал в лесу, в горах или на речке змею . Они не любят попадаться людям на глаза, но если такое случилось, предпочитают уползти или спрятаться. Но бывают и исключения. Во время "змеиных свадеб" у этих "невест" и "женихов" сильно возрастает агрессия и при встречи нападения не избежать.

Этот день приходится на 12 июля . Пожилые люди говорили: - "Не ходи в лес, не тревожь чащи, не пытай судьбы". Считалось так же, что ни в коем случае нельзя убивать змею - иначе сородичи будут мстить. А если в этот день укусит змея - не поможет ни один лекарь, ни одно лекарство.

Второй опасный день наступает 27 сентября. Это начало змеиной спячки. Все - от ужа до гадюки ползают в поисках лучшего укрытия на зиму, чтобы затаиться до раската первого грома, разрешающего им вновь покинуть свои норы. В это время деревенские мужики закрывают крепко-накрепко калитки, сараи и погреба - чтобы змея случайно не залезла куда не следует в поисках лучшего убежища. Поверье не утратило силу и в наши дни, говорят так: - "Гад сдвигается... Будешь идтить, а оны прямо хапками, хапками. И оны прямо вот дорогой идут". Так что есть два дня в году, когда нельзя ходить в лес .

А теперь знакомьтесь! Наши красавицы - ГАДЮКА ОБЫКНОВЕННАЯ

и высокогорная ГАДЮКА КАЗНАКОВА

Встречаются и почти чёрные гадюки, иногда их путают с безобидными и даже полезными ужами, из-за чего последние вынужденно страдают. Отличить их друг от друга на самом деле труда не составит. Уж обычно длиннее гадюки и имеет голову овальной формы. Гадюка же никогда не вырастает более 70 см, и голова у неё слегка заострена. Если к тому же заглянуть ей в глаза - то увидите смотрящий на вас узкий, злой зрачок. В то время как у ужа он просто круглый.

Если вы поздно заметили змею и она оказалась на опасном расстоянии - постарайтесь не двигаться и сохранять спокойствие пока она не уползёт. Змея реагирует на движение, и если "прикинуться деревом" - для неё вас нет.

ЕСЛИ УКУСИЛА ЯДОВИТАЯ ЗМЕЯ:

Пострадавшего необходимо как можно скорей доставить в больницу, обеспечив неподвижность укушенной части тела. В качестве первой помощи к месту укуса можно приложить половинку свежего лука. Когда луковица, вытянув какое-то количество яда посинеет - наложить повязку, не слабую но и не тугую. Оптимальной считается та, под которую можно без особых усилий просунуть палец. И пить как можно больше воды чтобы разбавить яд.

  • Высасывать яд, так как при малейшей ранки во рту - пострадавших будет уже двое.
  • Разрезать место укуса и выдавливать яд - есть риск повредить сухожилия или занести инфекцию.
  • Бесполезно прижигать раскалёнными предметами, т.к. длинна змеиных клыков достигает сантиметра и яд проникает слишком глубоко.
  • Запрещено накладывать жгут выше укушенного места - это ухудшит состояние пострадавшего, а на распространение яда не действует.
  • И конечно никакого спиртного - это приводит к усилению действия яда, и затрудняет его вывод из организма.

Хочется пожелать, чтобы вам на пути попадались только ужики и медянки, а лесная прогулка доставляла сплошное удовольствие)

P.S. Если человека укусила змея - значит он кого-то обидел (Индейская мудрость)