Из чего вяжут оренбургские платки. Пуховый платок: схема вязания спицами (описание). Шаль с ажурным краем

, гжелью , палехом , вологодскими кружевами , дымковской игрушкой , ростовской финифтью , уральским малахитом - один из символов России.

Пуховязальный промысел зародился в Оренбургском крае примерно 250 лет назад, ещё в XVIII веке. По другим данным, вязание пуховых шалей из козьего пуха коренным населением этих мест уже было до образования Оренбургской губернии . У его истоков стояли не только рукодельницы-пуховницы, но и ученые, исследователи, энтузиасты искусства. Первым, кто обратил своё внимание на оренбургские пуховые платки, был П. И. Рычков . В 1766 г. П. И. Рычков опубликовал исследование «Опыт о козьей шерсти», предлагая организовать пуховязальный промысел в крае. Впоследствии академик П. П. Пекарский составил описание жизни Рычкова, в котором назвал его «создателем того кустарного промысла в Оренбургском казачьем войске, который кормит не одну тысячу народа уже второе столетие».

За пределами Оренбурга пуховые платки стали широко известны после заседания Вольного Экономического общества 20 января 1770 г. На этом заседании А. Д. Рычкова была награждена золотой медалью «в знак благодарности за оказанное усердие к обществу собиранием изделий из козьего пуха».

Оренбургские пуховые платки за рубежом были впервые представлены на Парижской международной выставке 1857 года. Тем самым Оренбургский платок вышел на международный уровень и получил там признание. В 1862 году на Лондонской выставке оренбургская казачка Ускова М. Н. получила медаль «За шали из козьего пуха».

По одному из преданий первые прибывшие на Урал русские переселенцы были удивлены легкому облачению калмыкских и казахских джигитов, скачущих по бескрайним степям бывшей Киргиз-Кайсацкой Орды. Секрет противостояния лютым уральским морозам оказался необычен: в качестве подкладки под свои легкие одежды они использовали платки, сшитые из козьего пуха. Платки были сшиты без каких-либо узоров, выполняя лишь утилитарную функцию: сохранить тепло своему хозяину.
Такой подход к вязанию пуховых платков изменился, когда за дело взялись русские казачки, начавшие наносить узоры на пуховые изделия. Достаточно быстро такое новшество становилось все более распространенным, и оренбургские пуховые платки становились известными уже и за пределами региона. Необычайный пух оренбургских коз вместе с изумительными узорами завоевывали новых почитателей.

Настоящая слава к оренбургскому пуховому платку пришла в XIX веке. Деревенские рукодельницы стали получать международные награды. Интерес к региону возрос настолько, что заморские купцы приезжали в далекую российскую провинцию за пухом знаменитых коз. Иностранные компании пытались наладить производство в Европе и даже Южной Америке. За тысячи километров увозились козы, но удивительным было то, что уже через 2-3 года после переселения козы теряли свои лучшие свойства и приносили пух, мало отличающийся от пуха обычных коз. Только морозный уральский климат был хорош для оренбургских коз.

Отчаявшись заполучить оренбургских коз, иностранцы стали закупать пух из Оренбурга. Изделия были настолько знамениты, что одна из английских компаний, выпускавшая пуховые платки, делала на них пометку "имитация под Оренбург".

В XX веке войны и железный занавес советского времени означали окончание эпохи мировой известности Оренбургского региона. Однако это не означало окончания развития пуховязального промысла. Одним из новведений стало использование пуха как оренбургских, так и волгоградских коз. Пух волгоградских коз хорошо подходил для вязания белых платков, что оценили местные рукодельницы.

Другим изменением стало основание Оренбургской фабрики пуховых платков. Мастерами цеха становились рукодельницы знаменитых пуховязальных районов. Саракташские мастерицы по праву заняли видное место на Фабрике. Использование машин открыло широкие возможности для экспериментов: возможность наносить на пуховые изделия фактически любые узоры за короткое время открывало простор для фантазии. Серединка платка вязалась даже лучше, чем вручную.

Снова как и в XIX веке оренбургский пуховый платок оказался в центре внимания, на этот раз в пределах СССР. Прибыть из Оренбурга без пухового платка стало считаться неуважением. Отбывающие в Оренбург неизменно получали одно и то же задание: привезти знаменитое изделие домой.

Фабрика получала большое количество писем с одной и той же просьбой, но почти всегда с сожалением приходилось отказывать: Фабрика была не в состоянии удовлетворить спрос даже в Оренбургской области, о других регионах речь идти не могла. Оренбургский пуховый платок стал роскошью.

Изменения в политическом и экономическом курсе страны в начале 90-х принесли перемены пуховязальному промыслу. Дефицит оренбургских изделий в других областях привел к тому, что предприниматели стали возить пуховые платки в отдаленные регионы России, где спрос населения на оренбургскую продукцию был высок даже во время экономического спада.

Однако говорить о развитии промысла в последние 15 лет было бы неверным. Помимо ухудшившегося экономического положения промысла, появилась новая проблема: подделки, наводнившие российские рынки. "Настоящий оренбургский пуховый платок", от которого через месяц остаются только х/б-нитки, завоевал рынки куда быстрее настоящих изделий, портя имя Оренбургу. На "настоящие изделия с Оренбургской фабрики" наклеиваются такие же "настоящие" этикетки. О ручной работе и говорить не приходится: даже в Оренбурге отличить качественное вязание неспециалисту сложно.

Надеждой развития промысла является продажа в другие регионы и страны, ведь продукция продолжает изумлять. Одной из такой возможностью стали интернет-магазины. Приятно, когда есть уверенность в том, что любой житель страны может найти место, где он может купить пуховые изделия, происхождение которых не вызывает сомнений. Таким интернет-магазином стал Палантин.ру , представляющий изделия знаменитой Фабрики оренбургских пуховых платков.

То, что считалось еще совсем недавно роскошью, стало доступным всем. Надеемся, что у оренбургского пухового платка впереди большое будущее - будущее, основанное на вековых традициях.

Несмотря на обилие разнообразных современных моделей, узоров и орнаментов, стабильно высокой популярностью пользуется пуховый платок. Схема вязания спицами такого изделия может быть предельно простой или чрезвычайно сложной. Дизайнеры составляют узоры для вязальщиц с разными уровнями мастерства. Поэтому можно найти изделия, связанные только лицевыми петлями или же, наоборот, включающие целый ряд орнаментов.

В целом вязание пуховых и описания которых рассчитаны на новичков, не отличается сложностью. Важно только следить за равномерной плотностью. Более сложные модели требуют определенного опыта, воображения и знания геометрии.

Виды пуховых платков: оренбургская нежность

Потребность человека в теплой одежде привела к тому, что он стал активно использовать мех, шерсть и пух различных животных. Наряду с меховыми предметами гардероба, отлично согревают вязаные вещи, содержащие шерсть овец, пух кроликов, коз и других парнокопытных.

Сегодня наиболее популярны два вида платков: оренбургский и воронежский. Первый - это пуховый платок-паутинка. Схема вязания спицами этого аксессуара обычно представляет собой ажур, а изготавливается он из очень тонких ворсистых ниточек (отсюда и название «паутинка»). Готовое изделие имеет чрезвычайно малый вес, но обладает прекрасными согревающими свойствами.

Для оренбургских платков мастерицы выбирают мохер или ангору с толщиной нити около 250 м/25 грамм. При этом спицы используются довольно толстые: не менее 4 мм.

Как вяжутся классические воронежские платки

Традиционно подобным аксессуарам придают прямоугольную форму. Центр вяжут каким-нибудь простым узором

Мастерицы подбирают любой элементарный узор или даже платочную вязку, чтобы изготовить центральную часть, а затем украшают пуховый платок. Схема вязания спицами может быть довольно ажурной или же относительно плотной. В отличие от оренбургских платков, воронежские более тяжелые и объемные.

Пух воронежских коз

Для работы используют пряжу из мягчайшей козьей шерсти. В регионе гордятся своими достижениями в области разведения определенной породы животных, а также технологиями обработки пуха. Шерсть таких коз отличается легкостью, мягкостью, шелковистостью и длиной ворса.

Мастера утверждают, что качество пуха раскрывается со временем. Чем дольше изделие носится, тем мягче и пушистее становится пуховый платок. Схема вязания спицами не влияет на «пушистость», но от нее зависит эстетическая привлекательность модели.

Подобные платки не настолько ажурные, как оренбургские. Их вяжут более плотно. Кроме того, в процессе носки ворсинки пуха распределяются между петлями и заполняют просветы, так что полотно становится еще менее прозрачным.

Схема вязания пухового платка спицами для начинающих

Всем мастерицам, которые только недавно освоили базовые приемы вязания, лучше выбрать модель попроще, чтобы изготовить шаль, платок или палантин. Согласно определению, платки могут быть как четырехугольными, так и треугольными.

В качестве примера простого узора ниже расположен рисунок со схематическим изображением элементарного ажура. Здесь очень простой принцип расширения.

Пользуясь этим орнаментом, мастерица может довольно быстро создать пуховый платок. Схема вязания спицами начинается снизу.

Значение качественного материала

Пряжу можно использовать совершенно любую: если выбрать тонкий мохер, то изделие получится ажурным и нежным.

Когда же мастерице по душе мохнатая ниточка, и она желает получить более плотное изделие, то следует приобрести соответствующий материал. Следует избегать некачественной пряжи и материалов, которые относятся к экономсегменту. Это связано с тем, что в недорогой пряже много искусственных добавок, а натуральные волокна не обработаны должным образом. В результате изделие будет жестким, быстро появятся катышки, и общий вид будет недостаточно аккуратным. Поиск пряжи - это важнейший подготовительный этап. От его результатов зависит то, насколько качественным выйдет оренбургский или воронежский пуховый платок. и узор в данном случае являются второстепенными по значению.

В описании работы для удобства будут применены следующие аббревиатуры:

  • лицевая петля (Лиц. П);
  • изнаночная петля (Изн. П);
  • накид (Н);
  • ряд (Р).

Как связать платок спицами

Для первого Р следует набрать пять петель. Затем нужно вязать по приведенной схеме, последовательно прибавляя по две петли в каждом Лиц. Р.

Каким образом выполняются прибавления:

  1. В начале Р: снять первую П, сделать Н, дальше вязать по схеме.
  2. В конце Р: не довязывая последнюю П, сделать Н, а затем выполнить Лиц. П.

Все Изн. Р вяжутся по узору.

Сокращение петель (из двух получается одна) обозначено наклонной чертой. Чтобы получить симметричный узор, нужно обращать внимание на то, в какую сторону наклонена черта. Если вправо, то необходимо выполнить такие действия:

  1. Перенести первую П на правую спицу.
  2. Вторую П провязать Лиц.
  3. Перенести первую П на левую спицу и надеть на вторую.
  4. Перенести образовавшуюся П на правую спицу.

В том случае, когда наклонная черта указывает влево, следует просто провязать две П вместе и получить одну Лиц. П.

В обычном (ровном полотне) количество новых элементов всегда равно количеству сокращенных. Таким образом, сохраняется равновесие и общее число П в Р.

Но треугольная схема составлена таким образом, чтобы полотно постепенно расширялось. Такой эффект достигнут благодаря тому, что нарушен баланс между прибавлением и сокращением П.

Преимуществом данного узора становится его универсальность: можно создать треугольник абсолютно любого размера.

В конце работы можно провязать несколько Р платочной вязкой, чтобы образовалась аккуратная кромка.

Платок со сплошной центральной частью

Одним из самых простых способов вязания платка или шали является формирование плотной серединки и ажурных краев. На фото ниже представлена именно такая модель.

Для центральной части можно выбрать совершенно любой узор. Если мастерица знает, как выполняются Лиц. П и Изн. П, то ей не потребуется схема вязания пухового платка спицами платочной вязкой. Достаточно набрать на спицы нужное количество П и вязать все элементы как лицевые петли. Это касается как Изн. Р, так и Лиц. Р. На завершающем этапе все П нетуго закрывают.

Затем к готовому полотну пришивают связанную отдельно кайму. Более продвинутые и опытные вязальщицы выполняют ажурный край одновременно с вязанием центральной части.

Формирование каймы спицами

Самым увлекательным является вязание спицами пуховых платков и шалей, схемы которых позволяют создавать красивый, ажурный край с острыми зубчиками. Такие изделия смотрятся особенно нежно и воздушно. На рисунке ниже изображена схема вязания каймы.

Интересно то, что приведены расчеты для правой и левой стороны полотна. Как пользоваться схемой:

  • Набрать на спицы следующее количество П: 15 П для каймы справа, Х П для центральной части (эту цифру каждая мастерица должна вычислить самостоятельно для своего изделия) и 15 П для каймы слева. Каждый Р вяжется в таком порядке: П каймы, затем П центральной части, затем П второй части каймы.
  • Чтобы прибавить П в правой части каймы, следует снять первую П, из второй вывязать две П и далее придерживаться схемы.
  • Увеличение количества П в левой части каймы: из предпоследней П вывязывают две П, затем выполняют последнюю П.

При вязании данного узора не нужно следить за наклоном сокращенных петель (они обозначены четными треугольниками). Наклонные линии показывают, сколько П и в каком месте нужно закрыть.

По большому счету, любой ажурный орнамент подойдет, чтобы сделать пуховый платок. Схема вязания спицами (кайма или ровный ажур) может быть адаптирована для шали или платка.

Главное требование: наличие большого количества отверстий. Тогда готовое изделие будет воздушным и легким.

Шаль с ажурным краем

Еще один несложный вариант вязания треугольной шали или платка. На фото изображено изделие со сплошной центральной частью и простой каймой.

Ширина каймы составляет 9 П в самом узком месте и 21 П в самом широком.

Прибавления выполняются по две П вдоль открытого края. Раппорт (повторяющаяся часть) завершается закрытием 12 П. Далее, в следующем раппорте, полотно каймы снова расширяется на 12 П, которые впоследствии сокращаются.

Таким образом, формируются аккуратные зубчики.

Завершающий этап: влажно-тепловая обработка

Учитывая специфический состав мохеровой или ангоровой пряжи, с ней следует обращаться предельно осторожно. Нельзя использовать средства для стирки с агрессивными компонентами (хлор), а также не стоит пытаться прогладить полотно утюгом.

Чтобы вязаное изделие приняло нужную форму, а все петельки выровнялись и расправились, платок следует постирать в теплой воде (не выше 30 градусов) с добавлением мягкого средства. Можно использовать специальные смеси для стирки деликатных вещей. Для первой обработки можно просто замочить платок в кондиционере для белья.

Затем изделие аккуратно отжимают (не выкручивают) и раскладывают для просушки. Острые зубчики ажурной каймы следует зафиксировать булавками. В таком случае после высыхания изделие будет держать форму.

В том случае, когда никак не удается зафиксировать форму платка и он постоянно сминается в процессе носки, допустима легкая обработка паром. Чтобы не испортить ворсинки мохера, платок следует разложить на ровной горизонтальной плоскости, приколоть все выступающие детали и накрыть влажным рыхлым полотном. Подойдет ситец или марля в несколько слоев. Затем уже можно обдать изделие паром из утюга или даже ставить утюг на поверхность платка. Ставить следует на доли секунды, сразу убирая. Нельзя проводить утюгом в какую-либо сторону, иначе платок деформируется.

Чтобы не испортить всю работу, лучше провести эксперименты с контрольным образцом.

Миф 1. Оренбургские пуховые платки всегда носили только женщины.
"По одному из преданий первые прибывшие на Урал русские переселенцы были удивлены легкому облачению калмыкских и казахских джигитов, скачущих по бескрайним степям бывшей Киргиз-Кайсацкой Орды. Секрет противостояния лютым уральским морозам оказался необычен: в качестве подкладки под свои легкие одежды они использовали платки, связанные из козьего пуха".
Так что, вполне возможно, что первыми, кто надел оренбургский пуховый платок, были мужчины. Однако платки в то время были "глухой вязки" без узоров. Женская эра оренбургского пухового платка началась с того времени, когда за дело взялись русские казачки, и изумительные узоры стали неизменным атрибутом оренбургского пухового платка.

Миф 2. Новые оренбургские пуховые платки - мягкие, теплые и пушистые.
Если новый платок - мягкий, теплый и пушистый, а пух словно свисает с изделия, в руках у вас, скорее всего, пуховый платок не самого высокого качества: пух может скоро весь вылезти, останутся только х/б-нитки, так как платок расчесан гребнем. Настоящий оренбургский пуховый платок - поначалу нераспушенный. Он словно бутон прекрасного цветка становится прекраснее только распускаясь. Его лучшие свойства проявляются во время его ношения, а не тогда, когда он только выходит со спиц.

Миф 3. Все оренбургские пуховые платки проходят через кольцо.
Пуховые платки бывают разные. Это могут быть пуховые шали с кистями, платки теплой или ажурной вязки. Шали рассчитаны в большей степени на практичность - если важно, насколько теплым будет изделие, нужно выбирать шаль: она однозначно не пройдет через кольцо, зато очень теплая. Через кольцо проходят только платки ажурной вязки. За свою изумительную легкость они получили название "паутинки". Они также могут сохранять тепло, но в первую очередь они ценны красотой, а не теплом. Также проходят через кольцо палантины. Например, палантин при размерах 170х55см может весить менее 50 грамм. Следует отметить, что не все палантины и паутинки проходят через кольцо - многое зависит от качества используемого пуха, мастерства вязальщицы и размера изделия.
Кстати, помимо прохождения в кольцо "шиком" у пуховязальщиц считается, чтобы изделие помещалось в гусиное яйцо.

Миф 4. Пуховые платки - только для пожилых женщин.
Многие думают, что оренбургские пуховые платки одевают только пожилые, нуждающиеся в тепле. На самом деле, это неверно: если пуховые шали действительно одевают в основном женщины в зрелом и пожилом возрасте, то оренбургские пуховые паутинки и палантины носят фактически только молодые девушки. Изумительно нежные, легкие и красивые палантины и паутинки подчеркивают женскую красоту. Как правило, выбирают паутинки и палантины белого цвета, которые смотрятся особенно хорошо.

Миф 5. Пуховые платки связаны из шерсти.
Откуда появился этот миф, неясно: даже само название "пуховый платок" говорит о том, что он связан из пуха. Конечно, используется не птичий, а козий пух - это особый подшерсток у коз, который получают, как правило, вычесыванием козы ("причеши козу - получи пух"). Козий пух обладает особыми свойствами и ценится намного выше, чем обычная шерсть.

Миф 6. Пуховые платки связаны на 100% из пуха.
Бывает, что люди, купившие пуховый платок и обнаружившие в нем вискозу или хлопчатобумажные нити, возмущаются, начинают утверждать, что это подделка, сплошь состоящая из синтетики. Однако особенность пухового платка в том, что на 100% из пуха его связать нельзя: изделие в этом случае "скатывается" и служит весьсма непродолжительный срок. Чтобы этого не произошло, пряжа должна состоять не только из пуховых нитей, но и из "основы", то есть хлопчатобумажных или вискозных нитей - в этом случае платок прослужит долго: основа придает изделию прочность, пух - тепло и изящность. Однако доля основы должна быть относительно небольшой.

Миф 7. Оренбургские пуховые платки - только из пуха оренбургских коз.
Действительно полтора века назад оренбургские пуховые изделия вязались исключительно из пуха оренбургских коз. Этот пух является возможно лучшим в мире и аналогов не имеет: иностранцы пробовали вывозить оренбургских коз и в Европу, и в Южную Америку, но козы, оказываясь вне морозного уральского климата, сразу теряют все свои лучшие свойства. Поэтому Оренбургский регион - фактически единственно возможная для них среда обитания. Особенность пуха - в его изумительной нежности. Другие виды пуха (например, волгоградский) имеют другие качества и также используются оренбургскими пуховязальщицами - как правило, теплые платки вяжутся с помощью него. Также используется ангорка. Однако неверно то, что волгоградский пуховый платок и оренбургский пуховый платок, связанный из волгоградского пуха, - одно и то же. Особенность оренбургского пухового платка - в самом вязании. Веками вяжут оренбургские вязальщицы пуховые изделия, и тонкость и качество пуховязания, а также сложность наносимых узоров - отличительные признаки оренбургского пуховязального промысла.

Миф 8. Все оренбургские пуховые платки - исключительно ручной работы.
70 лет назад в Оренбурге была основана Фабрика оренбургских пуховых платков, до сих пор являющаяся единственной в Оренбургском регионе. Среди мастеров цехов были вязальщицы с известных "пуховых" деревень, привнесшие лучшие качества в фабричное вязание изделий. Недаром, пуховязальщицы, как правило, с уважением относятся к фабричной продукции. Среди преимуществ отмечают сложность наносимых узоров, возможность вышивки на шалях, хорошо связанную серединку, тонкость палантинов и паутинок. Однако бесспорно и то, что фабричная работа уступает качественной ручной работе почти по всем параметрам, начиная от качества пуха, заканчивая качеством вязания.
Некоторые пуховязальщицы также, бывает, используют машииное прядение пуха и машинную вязку серединки платков. Настоящая ручная работа состоит из ручного прядения пуха, ссучивания пуха с основой и непосредственно ручного вязания. Такой процесс занимает от 2 недель до 1 месяца и больше. Естественно, такие платки имеют самое высокое качество.

Миф 9. Оренбургские пуховые платки вяжут только в Оренбурге.
Пуховые изделия вяжутся не только в Оренбурге, но и во всей Оренбургской области. Более того, лучшие вязальщицы живут, как правило, не в Оренбурге, а в деревнях с вековыми традициями пуховязания: "Да что с тебя взять? Ты даже платок связать не можешь!" - такие слова можно было услышать городской девушке в местных деревнях". Хотя в Оренбурге, конечно, тоже пуховязальный промысел не на последнем месте.

Миф 10. Настоящие оренбургские пуховые платки можно купить только в Оренбурге.
Стандартная картина: когда в Оренбург прибывают иногородние посетители, первое, о чем появляется мысль, - где бы купить оренбургский пуховый платок. Гостей ждут с радостью на вокзале, предлагая им мягкие пушистые платки. Если гость, выдержав соблазн, добрался до Центрального рынка, ему последует аналогичное предложение. Получается, что почти все гости покупают изделия ручной работы либо на вокзале, либо на базаре. Проблема - в том, что как раз в этих местах изделия продаются, как правило, низкого качества.
Лучше всего покупать пуховые платки в деревнях области или же в том же Оренбурге, но у тех пуховязальщиц, о которых отзываются хорошо, или же в магазинах, торгующих фабричной продукцией. В то же время в других регионах оренбургские пуховые платки купить тоже можно - для этого достаточно посетить выставку "Оренбургский пуховый платок", которая постоянно разъезжает по всей России. Можно также заказать платки через оренбургские интернет-магазины.

Неблизок путь от Оренбурга до районного центра Саракташ, старинного «гнездовья» пуховязальщиц, и оттуда до села Желтого, где живут и работают известные мастера этого промысла. Зимняя степь, как пуховый платок, стелется за окном автобуса, наводя на размышления об истоках оренбургского промысла и его истории.

Одним из первых ученых, рассказавших об Оренбургском крае и его богатствах, был Петр Иванович Рычков. В 1762 году в журнале «Ежемесячные сочинения, к пользе и увеселению служащие» появилась его статья «Топография Оренбургской губернии». Рычков также одним из первых серьезно заинтересовался козами, которые «около Яика; а особливо на Заяицкой степи табунами случаются и так резвы, что никакой собаке угнать невозможно». Ученый побывал у чабанов, увидел образцы изделий из пуха и предложил наладить в крае пуховязальный промысел.

Уральских казаков, обосновавшихся в свое время на Яике, также не могла не привлечь одежда местного населения — калмыков и казахов. В лютую стужу, когда даже русская шуба плохо держала тепло, скотоводы гарцевали на своих низкорослых лошадках в легкой с виду одежде из козьих шкур и войлока. «Как же они терпят такой холод?» — дивились казаки. Дивились до той поры, пока не узнали, что под легкими душегрейками у скотоводов надеты теплые поддевки и шарфы, связанные из шелковистого пуха, начесанного с коз. Стали казаки выменивать пух и изделия из него на чай и табак. У калмыков и казахов вязка изделий из пуха была «глухой». Уральские же казачки, знавшие кружева и вышивание, стали использовать в вязке растительный орнамент — живые мотивы природы. Под тихий треск лучин длинными зимними вечерами вязали они нежные шали и тонкие, как паутинки, белоснежные ажурные платки.

Возможно, таким же ясным декабрьским днем, как сегодня, в 1861 году катилась к Оренбургу санная повозка. Лишь звон колокольчика да редкое всхрапывание закуржавленных лошадей нарушали глухую тишину неоглядной степи. То и дело на узкую дорогу набегали семейки молодых дубков и березок с тонкой ажурной вязью нагих вершин, по обочинам тянулись затейливые стежки заячьих и лисьих следов. Такие зимние поездки очень любила Мария Николаевна Ускова. Она не спеша рассматривала зимние узоры и сюжеты, чтобы потом душа и руки ее созрели для дивного творчества, чтобы она, простая казачка, смогла сотворить чудо!..

В Оренбурге Ускова подала губернатору письменное прошение принять и отправить на всемирную выставку в Англию привезенные ею пуховые платки. Когда узнала, что просьба ее удовлетворена, обрадовалась и напугалась: ее рукоделье пошлют в далекий, как край света, Лондон! Шесть ее платков с кратким описанием, что «изделия сего рода производятся ручной работой повсеместно в Оренбургском крае», украсили всемирную выставку. Перед закрытием экспозиции все платки были раскуплены, а спустя несколько месяцев на хутор близ станицы Оренбургской, где жила Мария Ускова, представитель казачьего войска доставил и под расписку передал ей медаль «За шали из козьего пуха», диплом и 125 рублей серебром. В архиве оренбургского генерал-губернатора хранится эта расписка и прошение Усковой. На пожелтевшем листке размашисто и витиевато написано: «За неимением грамоты у Марии Усковой по личной просьбе ее урядник Федор Гурьев руку приложил».

После закрытия в Лондоне всемирной выставки английская фирма «Липнер» организовала крупное предприятие по выработке изделий «Имитация под Оренбург».

Село Желтое встретило меня морозом и солнцем. Голубоватые сугробы на обочинах широких параллельных улиц, аккуратно подкрашенные хатки с синими ставнями, бурые отроги Уральских гор вдали... Старое крепкое село, построено с размахом. Еще в 1825 году здесь был создан форпост казачества.

На одной из улиц — Почтовой — свежевыбеленная хатка Шамсури Абдрафиковны Абдуллиной — одной из лучших местных вязальщиц. Хозяйка дома — полноватая, круглолицая, в домашнем фланелевом халате, усаживает меня за чашку чая, поинтересовавшись сначала, буду ли я пить с молоком или «по-городскому».

После чая Шамсури приглашает меня в горницу, садится за стол и, достав узелок с пухом, говорит:

— Первым делом из пуха надо выбрать волосы и другие заметные глазу примеси. — Развязав узелок, она отделяет небольшой клочок и предлагает мне проделать эту операцию. Я тщательно рассматриваю на свет крохотный комочек пуха. Долго и упорно пытаюсь очистить его от мелких семян трав. Медленная и утомительная работа, которая и сто и двести лет назад выполнялась точно так же.

— Теперь надо сделать первый прочес на двухрядной гребенке. Сейчас я вам ее покажу. Нашей гребенке лет уж сто будет. И мама на ней чесала, и бабушка.

Деревянный угольник с острым стальным гребнем Шамсури приспосабливает на колене и, положив немного пуха на гребень, протаскивает сквозь зубья тончайшие нити.

— При первом прочесе отделяются короткие волокна. Потом пух промываем в мыльной воде и сушим на воздухе. Сухой, чистый пух прочесываем еще два-три раза, пока не появится блеск. Теперь можно начинать прядение. — Мастерица берет веретено в правую руку, а в левую — горсть уже готового пуха. Быстрым движением пальцев вращает веретено, и вот уже на нем растет холмик нежнейшей, тоньше волоса, пуховой нити.

— Пух спряден, но вязать еще нельзя, — поясняет мастерица. — Пуховую нить сматывают с тонкой нитью натурального шелка, одновременно скручивая для прочности. Вот теперь пряжа готова. — Шамсури разворачивает сверток с вязанием. На колени падает почти законченная ажурная белая «паутинка».

— Начинаю вязание с тесьмы из сорока пяти зубчиков, потом по длине тесьмы набираю четыреста петель, тут важно не ошибиться, иначе не выйдет рисунок. Да вот, посмотрите сами.

Шамсури надевает очки, привычно прикалывает вязанье булавкой к своему платью — для ровности петли, поясняет она. Тонкие, короткие и острые, как иглы, спицы только мелькают в гибких пальцах. Вяжет ли она простую платочную петлю или делает накид — уловить невозможно.

— А откуда вы узоры берете? — интересуюсь я.

— Узоров много всяких — соты, глухотинка, кошачьи лапки... Каждая вязальщица знает их, издавна из рук в руки они передаются. Вот посмотрите: эти мелкие дырочки называются пшенки, а эти покрупнее — корольки, а цепочные дырочки — мышиные тропки, а вот тут — косорядки. Круг у меня состоит из угольнич-ков, пшенки, рыбок и косорядок, а кайма — из снежинок и глухотинок. — Шамсури расправляет вязание и показывает четыре одинаковых прямоугольника и в центре непохожий на них ромб.

— Это пятикруговой платок. Во время работы я мысленно делю платок на четыре одинаковые части. Расчет делаю в самом начале работы, а потом пальцы сами чуют, какие петли вязать и сколько их надо сделать в каждом ряду. Я ведь с семи лет вяжу. Сначала маме помогала, потом и сама стала «паутинки» вязать. Всех племянниц обучила, а у меня их семь. И как расчет новых рисунков делать, и как каждую петлю провязывать, и чтобы спицы близко к глазам не держали и нить не перекручивали при прядении. Такое наше ремесло. Очень домашнее оно. От потомства к потомству все лучшее передается. От матери — к дочери, от бабушки — к внучке. У нас в Желтом — двести вязальщиц, и все они своим искусством делятся.

Исстари считается, что подлинное мастерство приходит только к человеку доброму. Засела в душе корысть — не откроется тебе истинная красота, не вязать тебе хорошего платка. Сколько притч, преданий об этом в Приуральских степях!

От быстрых и ловких движений рук мастерицы невозможно отвести глаз. На указательном пальце ее левой руки маленькая, как хрящик, мозоль. По этому месту много лет струится пуховая нить.

Не зря, наверное, говорят: для вязальщицы пух и узоры, что для художника кисти и палитра — «материал один, а талант разный». А мастерство здесь в почете. Недаром каждая пуховница в Оренбуржье мечтает связать платок знаменитой в прошлом мастерицы Настасьи Яковлевны Шелковой: пять аршин в длину и пять в ширину, да чтобы не только в золотое кольцо прошел, но и уместился в скорлупу гусиного яйца.

Провязав последние зубчики, Шамсури затягивает петлю. Теперь платок надо выстирать, отбелить, обшить по зубчикам хлопчатобумажной тесьмой и аккуратно натянуть на деревянную раму.

— Сколько же часов вы вязали эту «паутинку»?

— Трудно сказать. Когда быстрее вяжется, когда медленнее. Работницы оренбургского комбината должны по плану сдать в месяц одну «паутинку» — полтора метра на полтора, и один палантин. Но у меня, бывает, и по два палантина выходит.

Я уже знаю, что «паутинки» Шамсури Абдуллиной побывали на всемирных выставках в Канаде и Японии, что она участник многих всероссийских и всесоюзных выставок.

Последний раз оглядываю чистую горницу с высокой кроватью, множеством пышных подушек, красно-синих ковриков и пестрых половичков на светлом, выскобленном до желтизны полу... Правда, говорят, что хорошая мастерица плохо ничего делать не умеет.

Всю обратную дорогу в Саракташ, пока «газик» прыгает по обледенелым буграм проселочной дороги, я неотрывно смотрю на ровную и плоскую степь, на редкие, сизые, не сбросившие инея кустарники карагача и жимолости, на стайки бархатных метелок незасыпанного снегом камыша. На обочине — следы заячьих набегов: две ямки покрупнее вместе и две поменьше врозь, а вот и лисичка пробежала, как машинкой прострочила. Видно, эти-то снежные равнины, крутые морозы да раздольные степные песни помогли оренбургским мастерицам-вязальщицам найти орнамент своего рукоделия, язык и ритм его.

Но славой своей оренбургский пуховый платок во многом обязан и многотрудному искусству козоводов.

На Оренбуржье пять козоводческих совхозов. Мой путь лежит в «Южный» в Соль-Илецком районе.

Оренбургская пуховая коза... На земле много пород коз, живущих почти во всех широтах. Белая безрогая швейцарская; маленькая аспидно-черная африканская; крупная грациозная, с белой шерстью ангорская; горбоносая грубошерстная нильская, приносящая за один окот до пяти козлят и дающая до восьми литров молока в день; безрогая, с белой длинной шерстью альпийская; молочная немецкая... Но у всех этих коз нет такого пуха, как у козы оренбургской.

Французский доктор Бернье, путешествовавший в 1664 году по Тибету, увидел там прекрасные ткани и головные уборы, те самые, что иногда попадали на Запад и восхищали торговцев и покупателей. Бернье заинтересовался, откуда берется сырье для этих теплых и изящных изделий, и узнал, что это пух кашмирских коз. Доктор загорелся желанием развести таких коз во Франции. Но прошло немало лет, прежде чем французы начали осуществлять его идею.

В 1818 году за кашмирскими козами отправился профессор-востоковед Жубер. По пути в Тибет он остановился в Одессе и узнал у местных предпринимателей, что между Астраханью и Оренбургом чабаны пасут пуховых коз — потомков кашмирских. Профессор Жубер исследовал пух оренбургской козы и нашел его намного лучше, чем у чистопородной тибетской. Он закупил 1300 коз. Эта огромная отара была пригнана на побережье Черного моря и на корабле отправлена в Марсель. Долгое плавание в тесных и душных трюмах выдержали только четыреста коз и всего несколько козлов. Оставшихся животных холили и берегли, как заповедных зверей, но козы, увы, стали безнадежно терять свои выдающиеся «пуховые» качества и в течение нескольких лет превратились в грубошерстных. Не прижились они и на прекрасных лугах Англии и Латинской Америки, куда также были завезены из России. Стало ясно: для созревания пуха нужны особые климатические условия, такие, как в оренбургских степях.

Отдав нужные распоряжения, главный зоотехник совхоза предложил посмотреть кошары, где зимуют козы.

— Коза — ласковое и очень привязчивое животное, — рассказывал по пути Михаил Павлович Кутырев. — Раньше бытовало меткое выражение «коза — корова бедняка». В самом деле, удобное и доходное животное. Коза устойчива против эпидемий, непривередлива к еде. Перед нами ставят две главные задачи: первая — дайте больше отличного пуха: вторая — серьезнее ведите племенную работу, растите и умножайте отары оренбургских коз. Поголовье за последние годы у нас в совхозе увеличилось вдвое. А повышение закупочных цен на пух укрепило экономику совхоза. Хозяйство у нас рентабельно давно. От основной отрасли мы получаем до трехсот тысяч рублей ежегодной прибыли.

С сельской улицы мы свернули на прямую и широкую магистраль. По обе стороны — длинные кошары под шиферной крышей, аккуратно побеленные известкой. Двор каждой кошары отгорожен забором от дороги и соседних кошар.

— Это и есть наш козоводческий зимний городок. Здесь козы живут три-четыре месяца, самые холодные.

Входим в один из дворов, заполненный коричневатыми с серыми подпалинами козами. Пахнуло свежим сеном и степным ветром. Двор застелен пшеничной соломой, и на золотистом фоне коричневые козы кажутся акварельными.

Навстречу нам идет румяный человек. Знакомимся. Это хозяин «резиденции» чабан Иван Григорьевич Якубенко. Прошу его рассказать о работе.

— Коза, конечно, большую часть года пасется в степи, но это вовсе не значит, что ее можно и не кормить, — начинает свой рассказ Иван Григорьевич. — У нас чабаны так говорят: с худой козы и пух худой. Корма — забота номер один. В совхозе не жалеют на это средств. Мы с женой сейчас кормим коз сеном, зерном, концентратами. Едят они и ветки ивы, липы, вербы. Пух на козе растет и зреет сам, конечно, но и догляд чабана необходим постоянно. Оставь козу без соли — пух уже не тот, переела белковых — пух совсем захирел, клещи к козе пристали — пропал пух, опоздали козу чесать — пух перезрел.

— Вот посмотрите, — Иван Григорьевич ловит за рог ближайшую козу, которая пристально наблюдает за новым человеком в отаре, — пух закладывается в сентябре — ноябре. Видите, как он уже подрос?

Я дотрагиваюсь до дымчато-шоколадной, мягкой и теплой «одежды» козы и тут же отдергиваю руку — животное резко вздрогнуло. Чабан отпустил козу, и та сразу же смешалась с отарой. Через минуту я уже не могу отличить ее от остальных. У всех маленькие загнутые рога, крошечная бородка и челка. Спина прямая, немного приподнятая сзади, ноги крепкие, невысокие.


Следующий наш визит к чабану Жумабаю Каражанову. Худенький, подвижный, с темным от неистребимого загара лицом, он все пытается поудобнее устроить нас на скамейке.

— Дождь нужен, ветер нужен, мороз крепкий нужен, чтобы пух на козе хороший был, — говорит он хрипловатым от простуды голосом, — и еще честность в работе нужна, очень большая честность. Почему Каражанов сдал 145 килограммов пуха сверх плана? Я валушка два, а то и три раза верну чесальщику — тут, покажу, не дочесал и тут оставил — и заставлю вычесать все до грамма.

Пух чесать — дело трудное. Пытались здесь заменить ручной гребень машиной — пока не вышло. И ныне чешут вручную. Норма — десять-двенадцать коз за смену. В совхозе тысячи коз, обработать их надо быстро., в течение двух недель, не то пух перезреет. Чешут коз дважды — в феврале и марте. Пух первой чески самый ценный. Пух оренбургской козы эластичен, легок, нежен, пушист, у него низкая теплопроводность. По тонине (тонкости) и. шелковистости он не уступает пуху ангорскому.

Должно быть, в защиту от лютого зимнего холода и от немилосердной летней жары растет на козах подшерсток — пух — то самое сказочное,руно, из которого вяжут знаменитый оренбургский платок.

— Поглажу козу по спине, если пух в руке останется — неотложно чесать надо, — продолжает Жумабай Каражанович. — Да и сама она знак подает, трется, чешется о камни или кустарник. В теплую зиму линька наступает раньше, чем в холодную. Пух быстрее созревает у коз с хорошей упитанностью, у взрослых животных раньше, чем у молодняка, у козлов позже, чем у маток. Нельзя коз долго держать в теплых кошарах — пух прекращает расти...

Текут пуховые реки из козоводческих совхозов в Оренбург, на комбинат и фабрику пуховых платков. Там молодые работницы на станках с программным управлением ткут добротные серые платки и белые «паутинки», а в деревнях Оренбуржья, в двадцати отделениях комбината, рождается оренбургский платок-ручной работы, слава которого не стареет.

Екатерина Фролова
1979 г