Обычаи и традиции узбекистана. Обычаи и традиции узбекского народа Почему в узбекских семьях много детей

Узбекистан - страна с многовековой историей, расположенная в самом сердце Великого шёлкового пути. Некоторые города Узбекистана имеют возраст более 2 тысяч лет, на его территории некогда процветали древние государства. Нынешний суверенный Узбекистан - наследник Узбекской ССР, которая считалась одной из наиболее развитых республик в составе Советского Союза. 31 августа 1991 года Узбекистан объявил о своём суверенитете. Сегодняшняя жизнь этой страны мало чем напоминает советское прошлое. Республика входит в состав СНГ. Внешняя политика государства направлена на повышение его международного престижа и укрепление межрегиональных связей. Правительство страны официально объявило о своём нейтралитете и отказе от вхождения в военно-политические блоки.

Узбекистан вчера и сегодня

К моменту присоединения территории современного Узбекистана к Российской империи, которое состоялось во второй половине XIX века, в его границах существовало три самостоятельных государства: Кокандское и Хивинское ханства, а также Бухарский эмират. Вхождение ханств в состав империи прошло мирно, армия же Бухары была разбита русскими войсками. После революции 1917 года узбеки оказали яростное сопротивление советской власти, которое было окончательно подавлено только в 30-е годы XX века.

Участников партизанского движения называли басмачами.

За период нахождения в составе СССР Узбекистан из отсталой колониальной территории превратился в современную индустриальную и аграрную страну.

В Узбекистане, как и в любой другой республике постсоветского пространства, ещё видны следы советской системы. Они чувствуются в менталитете узбеков, их можно увидеть в действиях и отношении чиновников, в повседневном поведении людей. Гостя, впервые ступившего на узбекскую землю, охватывает ощущение, что машина времени - это не фантастика. Узбекистан развивается непропорционально. Сфера услуг значительно отстаёт от остальных отраслей экономики, требует дальнейшего самоутверждения частный бизнес. Значительную часть экономики составляет государственный сектор. Основные реформы в культурной жизни направлены на принятие и следование исламским традициям.

Географические и климатические особенности

По территории (447 400 кв. км) Узбекистан занимает 56 место среди стран мира. 5% площади принадлежит водной поверхности Аральского моря. Климат резко континентальный, засушливый, с большим перепадом суточных температур.

Основные города расположены в долинах крупных рек. Сам же Узбекистан находится в самом сердце Средней Азии. Он граничит с Киргизстаном, Казахстаном, Туркменистаном, Афганистаном и Таджикистаном. Государство хорошо и гармонично интегрировано в экономику и политику региона. Экологическая чистота находится на должном уровне, поскольку в стране нет множества работающих промышленных предприятий.

В 2016 году в стране проживали 31 млн 807 тысяч человек. Плотность населения составила почти 76 человек на квадратный километр. Узбекистан по численности населения занимает 41 место в мире. Уровень урбанизации слегка превышает 50%.

Основными городами страны являются её столица Ташкент (2 млн 352 тыс. жителей), Самарканд (510 тыс.), Наманган (476 тыс.), Андижан (403 тыс.). В 2009 году в стране была проведена административная реформа, которая перевела в разряд городов почти тысячу больших населённых пунктов сельского типа. В результате уровень урбанизации резко вырос с 35 до 50%.

По количеству населения Республика Узбекистан стала третьей в составе СНГ. Больше жителей только в Российской Федерации и Украине.

Средняя продолжительность жизни

В стране высокий уровень рождаемости, много молодёжи. Прирост населения - 2,2% в год. Средняя продолжительность жизни составляет 72,9 года. Мужчины живут 70,6 лет, женщины - 75,1 лет. Последняя перепись населения проводилась в далёком 1989 году.

Какие национальности живут в Узбекистане

Национальный состав и численность определяются периодическими оценками ООН и правительства Узбекистана. Последние данные свидетельствуют о том, что в стране проживают представители более 25 основных национальностей. 82% населения составляют этнические узбеки, 4,8% принадлежит таджикам, на третьем месте расположились русские - 2,6%, на четвёртом - киргизы с 1,4%. Количество этнических украинцев в республике оценивается в 105 тысяч человек, а белорусов - в 20 тысяч. Меньшие по численности нации - татары, каракалпаки, таджики и т.д. Данные цифры являются приблизительными, точность - в пределах статистической погрешности.

Религия, язык и традиции узбеков

93% населения исповедует ислам. Он признан официальной религией страны. Преобладает суннитское направление, шиитов не более 1%. Православные составляют 4%, католики - 3%. Конституция Узбекистана объявляет его светским государством. Ислам всё же, как и в любой мусульманской стране, существенно влияет на все сферы жизни узбекского общества. В Узбекистане насчитывается 2050 мечетей, медресе и исламских центров.

Для сравнения - в 1980 году в Узбекской ССР было только 89 мечетей.

Духовной столицей узбеков считается древний Самарканд. В стране 175 православных храмов. Конфликтов на религиозной почве практически не возникает, отношения мусульман и христиан характеризуются терпимостью. Значительную часть верующих мусульман составляет узбекская молодёжь, посещаемость мечетей очень высокая.

Государственным языком страны является узбекский . Широко распространён в Узбекистане русский язык, который считается вторым по значимости. На нём разговаривает большая часть населения, особенно городского. Несмотря на то что русский не имеет официального статуса, на нём ведётся большой процент документооборота. Практически вся документация дублируется на русском. Множество телепередач, радиопрограмм, печатных изданий можно смотреть, слушать и читать на русском.

Почти всё старшее поколение знает русский язык. Молодёжь тоже знает немного, но вряд ли будет разговаривать на нём. То есть, если нужно что-то узнать у прохожего, лучше спрашивать у того, кто постарше.

В школе изучение русского языка является обязательным с первого класса. На территории страны действуют 848 школ, в которых русский язык является основным языком преподавания. Некоторые вузы также проводят обучение на нём. С первого класса в школах введено обязательное изучение английского.

В автономной республике Каракалпакстан официальным языком считается каракалпакский.

Семья и отношение к женщинам

Узбекские традиции древние, их начало положено в глубине веков, в процветающей Бухаре, знойном Самарканде, таинственной Хиве.

В узбекском обществе доминирует мужчина, в сельской местности женщинам до сих пор запрещено появляться на людях с открытым лицом, но эта традиция сегодня действует далеко не во всех регионах страны.

Узбекские семьи, как правило, многодетны. Считается нормой, если в семье пять, а то и десять детей. Ислам разрешает мужчине иметь до четырёх жён. Национальные традиции и обычаи ревностно оберегаются и соблюдаются, особенно в провинции. Многое определяют законы шариата.

Подавляющее большинство узбеков - гостеприимные и дружелюбные люди. Здесь всегда радушно принимают гостей, это одна из национальных традиций. Граждане Республики Узбекистан любят и гордятся своей страной, они искренне патриотичны. Поэтому, приехав в Узбекистан, ни в коем случае не надо оскорблять национальное достоинство узбеков.

Города страны более современны, сегодняшних узбеков никак нельзя уличить ни в технической, ни в культурной отсталости. Наиболее космополитные города Узбекистана (Ташкент, Андижан) могут похвастаться даже присутствием женщин в бизнесе. Также их немало в сфере образования и культуры. Узбеки намного более раскованы и современны в отношении к женщине, чем их соседи в Таджикистане или Афганистане.

Русские в Узбекистане

Русские начали приезжать в страну в конце позапрошлого века. В советское время миграция усилилась: поднимать экономику, здравоохранение, народное образование среднеазиатской республики ехали многие. Значительную часть осевших на узбекской земле этнических русских составляли военнослужащие, получавшие жильё после отставки, а также члены их семей.

С выходом республики из состава Советского Союза ситуация изменилась кардинально. Многие этнические русские уезжали из суверенного Узбекистана, поскольку обострились межэтнические проблемы, нависла угроза исламизации, а в среднеазиатском регионе создалась взрывоопасная обстановка. На протяжении десятилетий после распада Союза положение русских в Узбекистане особой радости не вызывает. С конца 80-х территорию покинули сотни тысяч представителей русского народа. Примерное их количество в республике сегодня составляет около одного миллиона человек. В целом ситуация с межэтническими отношениями сейчас выглядит вполне приемлемо, несмотря на отдельные проявления национализма узбекскими радикалами.

Этнический состав населения страны значительно изменился со времён распада СССР. Кроме русских, Узбекистан покинуло большое количество украинцев, немцев, турок-месхетинцев и евреев. В конце 80-х годов до крайности обострились противоречия узбеков и турок-месхетинцев, что привело к кровопролитию.

Для жизни в Узбекистане необходимо знать и соблюдать обычаи страны. Нельзя сказать, что человек со славянской внешностью воспринимается местными жителями враждебно. Скорее, они пристально следят за ним и его поведением и уважением к местному менталитету и традициям.

Полноценная интеграция в узбекское общество для иммигранта из России и других славянских стран, скорее всего, невозможна. Оно закрыто и консервативно. Несмотря на то что религиозные конфликты в стране практически отсутствуют, к православным относятся несколько настороженно.

Видео: как сейчас живётся русским в Узбекистане

Экономический базис современного Узбекистана создан в советский период. Сельское хозяйство ориентировано на выращивание хлопка и зерновых. По объёмам экспорта хлопка страна занимает третье место в мире, а по производству - шестое. Доля сельского хозяйства в ВВП составляет 17%. Кроме хлопка и пшеницы, на полях страны выращиваются овощи, бахчевые культуры. Около 95% сельскохозяйственной продукции производится дехканами (фермерами).

Узбекистан занял 11 место в мировом рейтинге экспортёров газа, пятое - по добыче урана, а общие запасы золота в узбекских недрах ставят его на четвёртое место в мире . Доля промышленного производства в ВВП составила 24%, более 50% занимает сфера услуг. В стране активно ведётся разведка и дальнейшая разработка месторождений полезных ископаемых, они составляют значительную часть экспорта.

Так, запасы нефти в узбекской земле оцениваются специалистами в 5 млрд тонн, газа - более 5 трлн кубометров.

Также недра страны содержат большие запасы угля. Через территорию Узбекистана проходит важный газопровод из Средней Азии в КНР. Основную часть промышленности страны составляет хлопчатобумажное производство, пищевые и машиностроительные предприятия, чёрная металлургия.

Повседневная жизнь в современном Узбекистане

Жизнь в стране постепенно улучшается. Экономический рост стабилен и составляет около 7% в год. Соответственно, появляются новые рабочие места и возможность для развития бизнеса. Власть постоянно привлекает зарубежные инвестиции, заключая соглашения на правительственном уровне. Но иностранцу, не имеющему связей в высших кругах, открыть свой бизнес бывает непросто.

Стоит отметить, что официальные правительственные заявления резко контрастируют с отзывами обычных жителей страны. Узбекистан - государство с авторитарным правлением.

В последние годы проведена реформа, в результате которой налоги в республике существенно снижены. К примеру, налог на прибыль сегодня составляет 7,5%, а для маленьких коммерческих предприятий была снижена ставка единого соцплатежа (с 28 до 15%).

Затраты бюджета на образование составляют 6%, а на здравоохранение - 11,5%.

Среднее образование обязательно и бесплатно. Деньги с родителей школьников взимаются только за пользование учебниками. Система высшего образования хорошо развита, она двухуровневая. В стране семь госуниверситетов, большинство молодых специалистов имеют дипломы об окончании узбекских вузов. С 2004 года заочное обучение отменено.

Национальной валютой Узбекистана является сум. Один доллар США равен 3 250 сумам по официальному курсу. На чёрном рынке курс несравнимо выше. За доллар тут просят около 6 100 сумов. Валюту физлицам можно покупать только по безналичному расчёту. Максимальная сумма покупаемой валюты не может превышать 2 тыс. долларов и требует подачи заявки в банк. Она выполняется в течение двух-трёх месяцев. Покупка авиабилетов производится только за валюту. Как правило, наличную. Поэтому чёрный рынок валюты процветает.

Видео: отзыв о жизни в Ташкенте

Уровень жизни среднестатистического жителя Узбекистана сегодня нельзя назвать высоким. Можно наблюдать существенную разницу между городом, особенно крупным, и провинцией. По уровню жизни Республика Узбекистан занимает 138-е место в мире из 193-х. На каждого гражданина приходится 2 090 долларов ВВП.

Зарплата в республике значительно ниже, чем в экономически процветающих странах. Ежегодно пересматривается размер минимальной заработной платы в сторону увеличения. Так, в октябре 2016 года она была поднята на 15%, были также увеличены соцвыплаты. Минимальная зарплата в Узбекистане составляет 149 775 сумов в месяц (46 долларов по официальному курсу).

Самые популярные сейчас среди русской молодёжи в Ташкенте специальности - официант, ди-джей, парикмахер, косметолог, а также компьютерный дизайнер, оператор или системный администратор. В этих сферах деятельности у нас, пусть кустарные, но реальные, приобретённые на практике навыки востребованы пока ещё без жёсткой связи с высшим или специальным образованием. И молодёжь зачастую стремится в первую очередь занять любую подвернувшуюся «свободную нишу», а уж потом думать об образовании, перспективах профессионального и карьерного роста. Надо признать, что этому они бессознательно научились, глядя на нас. Точнее - на ту часть старшего поколения русских, для которой способность адаптироваться к окружающим данностям и смирять свои амбиции стала чуть ли не главной чертой характера.

Иностранцу, приехавшему из развитой западноевропейской страны, цены в Узбекистане покажутся просто смешными. Но коренным жителям вовсе не до смеха. Виной тому низкие доходы.

Квадратный метр жилья в новостройке спального района Ташкента обойдётся покупателю примерно в 600 долларов, тот же метр в центре будет стоить уже 1060. Аренда однокомнатной квартиры в спальном районе - 180 долларов, подобной квартиры в центре - 220 долларов.

Продукты нельзя назвать дешёвыми. К примеру, килограмм картофеля стоит 50 центов, килограмм риса - 1,85 доллара, десяток яиц - полтора доллара, буханка хлеба - 26 центов, литр молока - 1,83 доллара. Пачка сигарет - примерно 80 центов, бутылка водки - около 3 долларов. Цены на продукты питания приблизительно одинаковы по всей стране.

На восточном базаре принято торговаться. Если покупатель этого не делает, то его не воспринимают всерьёз. В торгующемся, наоборот, видят достойного человека. На рынке можно снизить цену вдвое, а то и втрое. Это правило справедливо для любого восточного базара.

Видео: сколько стоят продукты в Ташкенте

Минимальная пенсия в стране - 292 940 сумов (немногим более 90 долларов). При отсутствии необходимого стажа она составит 179 755 сумов, а инвалиды с детства получают 292 730 сумов ежемесячно. Мужчины выходят на заслуженный отдых при достижении 60 лет и стаже в 25 лет, а женщины - в 55 лет (при трудовом стаже в 20 лет).

Где лучше живётся обычным людям

На доходы жителей определённой местности напрямую влияет степень её развития. В Ташкенте традиционно самые высокие доходы. Здесь считается средней зарплата в 300 долларов, в Самарканде эта цифра несколько ниже - 250 долларов, а в Андижане рейтинговым будет считаться доход в 200 долларов. Город Шават станет несколько более перспективным - его жители зарабатывают в среднем 255 долларов. Наименьшая средняя зарплата в городе Ургенч - только 147 долларов. Многое зависит от профессии человека. Высокие (для Узбекистана) зарплаты у работников нефтегазодобывающих предприятий, в геологоразведке, в финансовой сфере. В стране на сегодняшний день функционируют отделения 26 различных банков.

Наиболее дорогим городом считается Шават, за ним следует Ташкент.

Человеку с образованием, востребованному на рынке труда, легче жить в крупных городах. Здесь у него есть перспектива найти относительно высокооплачиваемую работу в инновационной компании, банковской сфере и т. д. В городе придётся больше тратить на жизнь. Но и перспектив тоже гораздо больше. Значительный интерес может представлять работа в области добычи нефти и газа в регионах. Наибольшие зарплаты в стране можно наблюдать именно здесь. Востребованы иностранные специалисты, которые могут найти себе работу в этом секторе экономики за неплохие деньги.

Уровень жизни в сельской местности значительно ниже. Правительство страны взяло курс на развитие фермерских хозяйств. Среди них большинство мелких, но есть и средние, и очень крупные. Фермерство (дехканство) присуще узбекскому менталитету испокон веков. Именно поэтому население оказывало яростное сопротивлению советской коллективизации. И сегодня в Узбекистане относительно мало крупных сельхозпроизводителей, основная часть продукции выращивается мелкими.

Доход среднестатистического жителя удалённого аула эквивалентен минимальной заработной плате в стране. Фермеры считаются привилегированной кастой, их доход прямо пропорционален количеству труда, вложенного в землю и качеству урожая. Наиболее развито сельхозпроизводство в плодородных районах рек - Амударьи и Сырдарьи. Они испокон веков были основой сельского хозяйства региона, в котором расположен нынешний Узбекистан. Доход владельца небольшого фермерского хозяйства равен 200 долларам ежемесячно. Эта сумма условная, поскольку основную прибыль земледельцы получают во время сбора урожая.

Необходимо отметить, что узбекское законодательство не допускает возможности двойного гражданства. Если гражданин Узбекистана получает паспорт другой страны, то его вполне могут лишить узбекского гражданства.

Билет в городском автобусе будет стоить около 40 центов. Цена на проезд в такси сильно варьируется в зависимости от региона, а также от того, представляет ли таксист фирму, или работает на частном извозе. В последнем случае стоимость будет значительно выше. Средняя цена проезда на такси в Ташкенте равняется приблизительно 30–40 центам за один километр. Но с неопытного иностранца местные бомбилы вполне могут содрать и доллар.

В стране сильнейший дефицит валюты. Поэтому приехав в Узбекистан, следует помнить, что ни одна из услуг в стране, за исключением авиабилетов, не продаётся ни за доллары, ни за евро. При въезде - выезде следует строго контролировать количество валюты, поскольку вывозимая сумма должна быть меньше ввозимой. Обмен лучше производить в официальных обменниках, хотя нелегальные скупщики могут дать намного больше. С последними лучше не связываться, поскольку чёрный рынок валюты крайне криминализирован.

Цена поездки на автобусе или поезде по междугородному маршруту напрямую зависит от комфортабельности транспортного средства и расстояния. Стоимость проезда ста километров на междугородном автобусе обойдётся примерно в восемь долларов. Транспортная сеть в Узбекистане хорошо развита. Центральные дороги страны отличаются хорошим покрытием, чего нельзя сказать о второстепенных. В постройке магистралей принимали активное участие китайские компании.

Цена бензина марки А-95 на заправках Ташкента составляет около 4 тыс. сумов. Несмотря на то что Узбекистан добывает и перерабатывает собственную нефть, в стране наблюдается заметный дефицит топлива.

До октября 2016 года процветал топливный бизнес, когда бензин марки А-80 продавался в отдалённых регионах по двойной цене, по сравнению с автозаправками Ташкента. Президент Ислам Каримов своим указом ввёл одинаковые для всей страны цены на горючее. Также по всем телеканалам, по радио и в прессе гражданам сообщили телефон доверия, по которому последние обязаны сообщать о незаконных сделках с топливом, завышении цен на автозаправочных станциях, а также перепродаже частными лицами. Кстати, стоимость бензина растёт в республике из года в год примерно на 10%.

Перспективы страны: взгляд в будущее

За последние 15 лет экономика Республики Узбекистан увеличилась в четыре раза. ВВП страны составляет сегодня более 55 млрд долларов. Экономисты прогнозируют дальнейший рост, к 2035 году ВВП может достигнуть минимум 128 млрд долларов. Значит, и жизнь простых людей улучшится. Основными направлениями роста станет дальнейшее увеличение объёмов добычи полезных ископаемых, особенно нефти и газа. Также предполагается значительный рост сельскохозяйственного производства. Узбекистан уже сегодня заявляет о лидерстве на мировом рынке сельхозпродукции в экспорте слив, яблок и бахчевых культур.

Некоторыми аналитиками Узбекистан рассматривается как потенциальный экономический и политический лидер среднеазиатского региона, который вскоре обгонит по многим показателям Казахстан.

Что нужно знать про мужчин и жизнь в Узбекистане

Если вы безумно влюблены в мужчину узбека и согласны на все, чтобы быть с ним вместе, вам однозначно стоит прочитать эту статью, написанную русской женщиной, вышедшей замуж за узбека 6 лет назад, специально для сайта intdate.ru.

Узбекистан расположен в самом сердце Средней Азии, и именно через него когда-то проходил Великий шелковый путь. Обычно россияне и жители других стран представляют нашу страну как очень отсталое государство, в котором жители ездят на ишаках, носят только национальные одежды и живут в глиняных домиках.

И нередко приехавшие в страну удивляются, что здесь все по-другому, правда, это касается преимущественно Ташкента и Ташкентской области. Действительно, столичный регион совсем другой, гораздо более современный и терпимый, например, к шортикам и топикам, которые любят носить девушки.

Что касается областей – там вообще девушки одни на улицу редко выходят, без сопровождения родственников-мужчин, не говоря уже об открытой одежде. Вообще лиц европейских национальностей становится все меньше – многие уезжают на ПМЖ в Россию, Казахстан, США и т.д., так что коренное население заметно преобладает.

Что касается национального состава страны – более 80% жителей составляют узбеки, затем идут русские, таджики, казахи, каракалпаки, татары, корейцы, киргизы и пр., но сразу скажу – русских за пределами Ташкентской области можно по пальцам пересчитать, там живут в основном коренные узбеки, а если случайно встретятся представители других национальностей, они обычно говорят на государственном языке как на родном.

Теперь о климате. Действительно, погода и климат в Узбекистане благодатные, правда, летом очень жарко, но достаточно сухо (низкая влажность), так что 40 градусов мало кого пугают. Осень и весна прекрасны – осень теплая, до самого декабря можно одевать легкую ветровку, дожди редко бывают холодными и продолжительными.

Весна – самое восхитительное время года, она начинается в конце февраля и уже в середине мая переходит в лето. Все цветет, благоухает, легкий ветерок, ласковое солнышко, дожди бывают редко и очень теплые, ласковые. Но самая красивая весна в горах! Отроги Тянь-Шаньского хребта великолепны – туда каждое лето на выходные выбираются отдохнуть многие жители столичного региона, а весной там цветут маки, тюльпаны, да и сами горы напоминают Швейцарию.

Если вы познакомились с мужчиной узбеком, и он вас очаровал с первого взгляда (кстати, у современных образованных парней отлично получается охмурять россиянок), стоит для начала узнать, где он родился и вырос. Обычно с парнями из областей лучше не связываться – там слишком силен восточный менталитет, который рано или поздно даст о себе знать, даже если молодой человек очень европеизирован и легко общается на русском языке.

В то же время ташкентские мужчины считаются более скупыми, расчетливыми, хотя везде есть исключения.

Тем не менее, жизнь в столице, пусть даже Узбекистана – наиболее приемлемый вариант для девушки-россиянки, решившей связать свою жизнь с узбеком. Дело в том, что жизнь в Узбекистане и жизнь в Ташкенте – это две разные вещи. В столице вы встретите достаточно много представителей нацменьшинств, в том числе русских, здесь есть парки, театры, выставочные залы и галереи, да и развлечений, по сравнению с регионами, в разы больше.

Обычаи и традиции узбекского народа крайне необычны и интересны. Формирование традиций происходило на протяжении нескольких веков. Узбеки – очень древний народ. С особым уважением в стране относятся к старшим людям. Гостям всегда оказывают положенное гостеприимство и почтение. Множество узбекских традиций связано с празднествами свадьбы, рождение ребенка.

Приветствие друг друга в Узбекистане

В Узбекистане принято здороваться с любым человеком, повстречавшимся на пути, даже в том случае, если вы не знакомы с собеседником. Жест показывает об уважении.

Любопытно, в Узбекистане есть традиции, указывающие на то, кто первым должен подать руку или кивнуть в знак приветствия. Первыми по отношению к старшим всегда здороваются младшие по возрасту люди, всадник на лошади первым приветствует пешехода и более высокий по статусу человек первым должен высказать почтение собеседнику.

Узбекские традиции доказывают: за руку здороваются только мужчины, во время приветствия с женщиной принято прикладывать руку к сердцу и кивать головой.

Узбекское гостеприимство и чаепитие

Традиции Узбекистана содержат множество правил о гостеприимстве и проведении чаепития. Вновь прибывших гостей всегда встречают у двери или у ворот дома, обязательно здороваясь и справляясь о здоровье. В доме гостя всегда сажают за самое почтенное место. Чем более значим и важен гость для главы семьи, тем дальше от входа его усаживают.

Старинная традиция говорит об обязанности женщины и мужчины сидеть за разными столами, но сейчас такой обычай соблюдают только в селах и небольших городах.

Любой прием пищи в Узбекистане всегда начинается и заканчивается одним и тем же – чаепитием. Гостям и владельцам дома подают пиалы с чаем и восточные сладости. Перед этим глава дома произносит молитву и только после нее начинается чаепитие, а затем и трапеза.

Количество налитого в пиалу чая показывает, насколько уважительно к гостю относятся в доме. Чем меньше количество жидкости, тем почетнее гость. Данная традиция объясняется по-разному. Одни говорят, таким жестом проявляется забота о госте, чтобы не обжегся, если чая в пиале будет слишком много. Другие же объясняют тем, что гость будет чаще обращаться к главе семьи за добавкой чая, тем самым показывая свое уважение к нему.

Едят плов в шесть утра

Традиция, иначе названая Обряд утреннего плова, сопровождает собой каждую и поминки. День заранее назначается семьей, которая принимает гостей, но обязательно согласуется со всеми приглашенными. Вечером, за день до утреннего плова, происходит еще один обряд – шинкование моркови для блюда. После распределяются обязанности по подаче и приготовлению утреннего плова. Принимать непосредственное участие могут только мужчины.

Блюдо подается после утренней молитвы. Звуки предупреждают участников о начале обряда. Все усаживаются за стол и пьют чай с лепешками, высказывая пожелания принимающему лицу. Затем подается посуда с пловом. Гости едят, снова высказывают пожелания главе семьи и уходят. Обряд повторяется несколько раз, чтобы дом смог принять больше гостей. Весь процесс исполнения традиции утреннего плова сопровождается музыкой. В конце обряда самым уважаемым гостям преподносят дорогие подарки.

Наливают гостям половину пиалы чая

Во время традиционного чаепития в Узбекистане количество налитого чая имеет прямое отношение к степени уважения гостя. Чаще всего почитаемым гостям наливают лишь половину посудины, чтобы гость не обжегся и еще не один раз обратился за добавкой к главе семьи. Если во время того как гостям доливают жидкость на дне пиалы остается чай – хозяйка дома выливает остатки напитка и снова наполняет чашу наполовину.

Бросают камешки в праздничное угощение

Одно из самых знаменитых угощений Узбекистана – сумаляк – сваренное проросшее зерно, настоявшееся в течение ночи в воде. Блюдо, напоминающее плов, но совершенно отличающееся от него. Готовят сумаляк только раз в году. Участие в приготовлении блюда принимают только женщины. Связана традиция с легендой о появлении сумаляка. Однажды женщина, которой нечем было кормить семью, отчаявшись найти еду, бросила в кастрюлю с водой проросшие зерна и оставила на ночь. Утром она проснулась и увидела наполненную теплой массой до краев кастрюлю.

Сейчас узбекский сумаляк готовят, непрерывно помешивая его в течение 12 часов. В хозяйке дома помогают родственники и друзья. На дно посуды для приготовления складывают несколько камней, предотвращающие возможность подгорания жидкости. А во время еды человек, в чьей посуде окажется камешек, загадывает желание.

Особенности национального менталитета

Обычаи в Узбекистане традиционно передаются из поколения в поколение. Почитание старших и проявляемое к ним уважение заставляет современных жителей страны поддерживать менталитет и придерживаться древнейших традиций, которые иногда кажутся очень необычными.

Решают проблемы всем миром

Еще одна узбекская традиция, которая с давних пор законодательно закреплена – необычная форма принятия решений. В каждом городе общиной выбирается особый комитет, зависящий от высших органов власти. Комитет помогает людям решать их проблемы и принимать решения. Например, помогает детям поступать в школы и университеты, дает семьям, желающим развестись, время на раздумья и возможность изменить свое решени. Принято благодарить за помощь трудом: например, кормить соседей утренним пловом, если те помогали в строительстве дома.

Еще недавно были многоженцами

Известно, у некоторых восточных народов разрешено многоженство, так было и в Узбекистане до недавнего времени. Помимо официальной регистрации брака в стране существует религиозное венчание в храме, называемое Никох. Раньше данные два события не связывались, и узбекские мужчины официально регистрировали брак с одной женой, а потом проводили обряд венчания с другой, тем самым оказываясь женатыми сразу на двух женщинах. Теперь никох и регистрация брака неразрывно связаны, узбекский закон не позволяет больше жить с женщиной, если мужчина зарегистрировал брак, но не провел по традиции обряд венчания.

Женятся по воле родителей

Проявляют большое уважение к старшему поколению и его выбору, поэтому издавна сложилась традиция подбора невесты или жениха родителями. Старшие члены семьи еще с детства договариваются о свадьбе двух молодых, которые зачастую даже не знают друг друга. Но в редких случаях девушка может отказаться стать женой мужчины, даже если жених был подобран ее родителями.

Платят калым за невесту

Калым – своеобразный выкуп за невесту. Перед любой узбекской свадьбой родители молодоженов договариваются о сумме, которую заплатит или потратит на молодую семью каждый из супругов. Иногда обсуждают денежную сумму, иногда покупку квартиры или дома. Сумма выкупа бывает различной, зависит от благосостояния каждой семьи и района проживания пары. Традиция отдавать за узбекских невест калым идет из глубокой древности. В некоторых регионах калым гораздо больше со стороны жениха, который может отдать за свою невесту до нескольких тысяч долларов. В других же регионах выкуп платит семья невесты, отдавая вместе с дочерью большое приданое.

Правила поведения узбеков

Узбекские обычаи требуют от представителей народности особого поведения и соблюдения традиций. Аналогично с другими мусульманами, узбеки соблюдают пост, полностью отказываясь от спиртного, сигарет и пищи до захода солнца. В семейных отношениях существует строгая иерархическая система подчинения старшим по возрасту представителям семьи. Каждый день в Узбекистане по традиции пять раз произносят молитву «намаз».

Не говорят «нет»

Узбеки и другие народы восточной части мира, очень вежливы и добры по отношению к окружающим. Они никогда не говорят «нет» и соглашаются на любое предложение или просьбу. Единственное омрачающее общение – отсутствие точных временных рамок в ответе. Узбекские граждане не будут спешить помочь вам, даже в случае согласия. Агрессия здесь также не в почете, поэтому каждого сердитого человека пытаются всячески задобрить и задарить обещаниями.

Сажают женщин за отдельный стол

Традиция сажать женщин за другой стол до сих пор остается в сельских узбекских поселениях. В древние века семейный дом делился на две части: женскую и мужскую, оттуда и пошли обычаи принятия пищи за разными столами и деления обязанностей на женские и мужские. Вопреки таким традициям, к женщинам в семье относятся с особым уважением и почтением, как к матери, и как к супруге. Но все равно требуют от нее выполнения домашних обязательств, даже если она приносит деньги в семью или занимается научной деятельностью совместно с мужем.

Традиции и обычаи в национальных узбекских праздниках

Каждый узбекский праздник неразрывно связан с традициями и обычаями, основанными только на торжестве. Приглашение означает уважение к гостю.

Праздники:

  • Мустакиллик или День независимости – самый масштабный . Отмечается 1 сентября, хотя готовятся к нему за несколько месяцев. Празднество проходит в столице Узбекистана на . Обязательно приглашают известных звезд и устраивают большое представление, завершающееся фейерверками;
  • свадебное торжество обязательно присутствует в жизни каждого узбекского жителя. Перед свадьбой по традиции всегда проводится помолвка. В день свадьбы обязательно устраивается праздничный плов, происходят обряды прощания с родителями и приветствия невесты в доме жениха. На узбекской свадьбе обязательно веселятся, режут барана и отдают почтение родителям молодоженов;
  • рождение ребенка имеет особое значение в традиционных узбекских празднествах. В связи с этим событием мужчина готовит утренний плов, угощает гостей, принимает поздравления и подарки;
  • праздник Навруз – еще одно национальное торжество. Отмечается 21 марта и считается праздником нового года на востоке. На Навруз обязательно навещают родственников и знакомых, просят прощения и прощают других.

Наверное, кулинарные обычаи проще всего сохранить даже будучи в чужой стране. Узбекский плов, лагман, шурпа, самса со всевозможными начинками и многие другие яства – неотъемлемая часть ежедневного узбекского рациона. Нет, разумеется, они покупают и самые обычные колбасу и хлеб, молоко и сыр, варят пельмени и может даже борщ. Но своей исконно национальной кухней узбеки гордятся и при каждой возможности стараются угостить семью, родных или друзей каким-нибудь узбекским блюдом.

А вообще, какие они, узбеки? Что мы знаем об этих людях?

Древний народ

Узбеки – потомки древних среднеазиатских племен – согдийцев, бактрийцев, хорезмийцев, ферганцев – относятся к тюркоязычной группе. Смешанная европеоидно-монголоидная раса с преобладанием европеоидных черт. Формирование этноса проходило в междуречье Сырдарьи и Амударьи в хорезмских и ферганских оазисных районах.

Говорили на северо-восточных иранских языках, что подтверждается древними рукописными источниками. На протяжении длительного периода времени богатые плодородные ферганские и хорезмские земли подвергались нашествиям степных тюркских племен – кипчаков, оргузов, а потом – тюрков Золотой орды. В итоге взаимопроникновения оседлых народов хорезмско-ферганской группы и кочевых племен постепенно сложилась памиро-ферганская раса европеоидного типа с монголоидной примесью, к XI-XII веку оформившаяся под одним названием - узбеки.

Ислам к узбекам пришел извне. Хорезмско-ферганские земли окружали мусульманские страны. Завоеватели прочно оседали на благодатных землях, строили храмы-мечети, привлекая в них местное население. В настоящее время 88% узбеков – мусульмане-сунниты.

Сейчас помимо Узбекистана узбеки проживают в Афганистане, Таджикистане, Киргизии, Казахстане, Туркмении и, конечно, в России .

Узбеки в России

На конец 80-х годов ХХ-го столетия на территории Российской Федерации проживало около 127 тысяч узбеков. С распадом СССР экономика Узбекистана сильно пострадала, что в свою очередь вызвало мощный поток миграции в Россию этнических узбеков . На сегодняшний день в России постоянно проживают около 300 000 узбеков, не считая трудовых мигрантов, число которых давно превысило 2 млн.

По численному соотношению, больше всего узбеков живет в Москве, а по процентному, относительно общего числа жителей в регионе, – в Ханты-Мансийском округе.

Живут в России потомки древнего народа со времен СССР или пустившие корни бывшие студенты. Кто-то организовал удачный бизнес, кто-то сделал карьеру, а кто-то создал семью и остался жить в России. Каковы бы ни были причины, но менталитет предков дает о себе знать, именно поэтому, чтобы сохранить культуру народа, его традиции и обычаи, возникают узбекские общины и сообщества.

Узбекские национальные традиции

Из-за небольшой численности этого народа в России довольно сложно увидеть настоящую узбекскую свадьбу – никох туй , обряд рождения ребенка – бешик туй , обряд обрезания сына – суннат туй . И не то, что забыты традиции, просто ритм и уклад российской жизни, особенно в больших городах, часто не совмещается с узбекским укладом. Но внутри семей обычаи по возможности сохраняются. В городах, где созданы диаспоры, обязательно проходят дни узбекского фольклора. Танцы и песни узбеков - красочные, изящные и самобытные.

Узбекская свадьба в России хотя и адаптирована на европейский лад, но все же молодожены стремятся соблюдать и свои национальные традиции. Казалось бы, все как у нас – жених приезжает в дом невесты, где она его ожидает в окружении подружек и родственников. Торжественная церемония в ЗАГСе, шампанское, фотосессия. Но настоящие носители своей культуры обязательно привнесут в свадебный обряд национальный колорит. Молитвы и родительское благословение – обязательная часть узбекских свадеб, а уж дальше – как получается. Может какая-то пара оставит обычай "утреннего плова " для мужчин, другая – обязательно устроит "келим салом " - приветствие невестки в доме родителей мужа, кто-то облачится в национальные одежды . Кстати, этот элемент чаще всего используют обрусевшие узбеки. После традиционного белого платья невеста может переодеться в национальный костюм, покрыв голову легким кружевным покрывалом . Это очень красиво и самобытно.

В быту обрусевшие узбеки халаты, чалмы и тюбетейки не носят, они как-то не вписываются ни по климату, ни по взглядам. Впрочем, разве в Ташкенте их носят? Если только где-то в глубинке и то – не все. Зато национальные одежды можно увидеть на театрализованных действах, концертах, свадьбах, фольклорных праздниках, ярмарках, где надо подчеркнуть национальный колорит. Основной элемент народного костюма и для мужчин, и для женщин – халат , украшенный золотым шитьем. На голове мужчины носили тюбетейку или чалму , женщины – платок или паранджу . Традиционная мужская узбекская обувь – мягкие кожаные сапоги, женская – кожаные туфли без задника.

О стереотипах

В последнее время у многих россиян "модно" быть недовольными приезжими из соседних государств. Ругают и узбеков – дескать, и интеллект ниже среднего, и непорядочная нация и еще множество грехов приписывают. В Узбекистане экономическая ситуация довольно неблагополучная, а жить на что-то надо. Вот и едут в Россию отцы семейства и будто бы взрослые дети бедных семей из узбекских деревень. Было бы наивно ожидать от молодого человека из отдаленного села особенной эрудированности. Да и русский язык, скорее всего, он толком не знает. Едут в Россию и вполне образованные культурные люди. Только вряд ли преподавателю колледжа или университета удастся найти работу согласно своему образованию.

Старшее поколение наверняка помнит фильм "В бой идут одни старики" и тонкого интеллигентного юношу по прозвищу Ромео, которого сыграл узбек Рустам Сагдуллаев . А нашумевшая "Бригада", где роль друга и сослуживца Саши Белого исполнил потрясающей красоты мужчина-узбек ! А сколько их еще таких – интересных, красивых, образованных, интеллигентных.

Как и любому народу, узбекам есть, кем гордиться!

помнится обещала я рассказать о взаимоотношениях между свекровью и невесткой в узбекских семьях... так вот сегодня пост будет об этом... всё попытаюсь объяснить и рассказать на примере своей семьи и учитывая что у нас в семье всё устроенно также как и во всех знакомых мне семьях, могу с уверенностью сказать что такова ситуация на сегодняшний день в большинстве случаев... итак как всё начинается....

Живет себе девочка, растёт и радует родителей.... проходят годы, она взрослеет... и вот начиная примерно с лет 18 к ним в гости приходят свататься.... приходят разные люди: знакомые, не знакомые, знакомые знакомых.... короче разные... но что важно приходят свататься люди примерно из того же социального круга что семья девушки, т.е богатые люди ходят свататься к богатым, средний уровень к средним ну и так далее... хотя бывают и исключения... зачастую по традиции будущие пары знакомятся друг с другом по средством родителей, т.е уже заранее одобренные кандидаты, и очень редко строятся браки когда муж и жена нашли друг друга сами, может учились вместе, или жили рядом, или просто познакомились на улице... но повторяюсь это скорее исключение чем правило...
вот как было это у меня... как то позвонила моей маме знакомая с которой они работали в одном проектном институте (по секрету это была моя будущая свекровь) и сказала что придут свататься.... надо сказать, что только очень воспитанные и интеллигентные люди заранее предупреждают о своём приходе... хотя в узбекских семьях где есть дочка на выданье всегда в гостевой комнате стоит готовый накрытый стол, красиво сервированный и постоянно обновляемый.... и вот пришла моя будущая свекровь со своей сестрой, обычно приходят свататься с самыми близкими родственниками женского пола.... поговорили они, рассказали кто жених, чем занимается, всё : образование, профессия, интересы... и попросили разрешения для встречи молодых... примерно на следующий же день мы с ним встретились... но любви с первого взгляда с моей стороны не произошло.... и я мягко дала понять что ещё слишком молода, всего то первый курс института и не собираюсь замуж ближайшие 2 года.... конечно за такую самодеятельность мне попало дома... но, ответ я уже дала и родители тоже не хотели отдавать меня замуж против моей воли... когда позвонила свекровь и спросила что будет дальше, мама сказала что они пока не будут отдавать дочь за муж, может потом когда нибудь в будущем они ещё встретятся, а пока нет....
вот так я отделалась от своего мужа в первый раз, что могу сказать в своё оправдание: молодая была, глупая думала что где то что то должно ёкнуть, щёлкнуть... и ждала этого.... между тем, продолжали приходить сваты... и конечно это немного напрягает, но что поделаешь такая у нас традиция, что если в доме есть дочь на выданье то любой может попытать счастья и посвататься... конечно не со всеми кандидатами я выходила на встречу, а только с теми кто Очень того стоил)).... и так пробежали 2 года... и опять к нам позвонила моя свекровь и попросила разрешения прийти, и в этот раз она пришла со своей старшей дочерью.... поговорили... решили дать ещё возможность молодым... я опять вышла на встречу с ним... тогда, именно на том свидании я поняла что не встречала больше таких людей как он... его остроумие зашкаливало, он развлекал меня как мог и мы так заболтались что не заметили как пролетело 3 часа... а для первого свидания это неприлично долго.... ну и понятно что я попалась))) все эти события происходили в конце августа, на одном из свиданий он преподнёс мне "подарок" (обычно если подарок девушка принимает то означает что она согласна выйти замуж, если же берет значит она не хочет...) , тогда мой подарок включал в себя золотую цепочку с золотым браслетом, отрез красивой ткани, и букет цветов.... сегодня к примеру отрез заменяют готовым костюмом или платьем,плюс золото в виде браслета (наиболее частый вариант) или кольцо с сережками, букет и большой торт... как уже стало понятно я приняла подарок...в октябре была помолвка - потаха, я уже писала об этом обряде .... и в ноябре свадьба.... об узбекских свадьбах я писала там же.... мой муж единственный мальчик в семье после 2х девочек, и жить мы стали естественно с родителями мужа... если же в семье несколько сыновей то родители остаются жить с младшим из сыновей.... а старшие перебираются в новые дома... у молодых невесток в узбекских семьях Очень много обязанностей.... это и уборка, и готовка, и стирка и глажка.... короче вся женская работа по дому перекладывается с плеч свекрови на плечи невестки... хотя конечно это происходит не сразу а постепенно..... моя свекровь например очень долгое время по возможности готовила сама так как я училась в институте... и вообще она помогала мне как могла во всем.... но стирать, гладить и убираться это без разговоров - обязанность невестки... и это совершено нормально, даже больше того стыдно если невестка не делает что то из всего этого.... и ещё у нас не принято жить в гражданском браке... если честь девушки потеряна до свадьбы это большой позор для всей семьи... и здесь хочу отметить что проанализировав всё своё окружение. всех знакомых, подруг и их семья пришла к выводу что свадьбы которые произошли с подачи родителей, т.е молодые познакомились только после сватовства самые прочные, долговечные и счастливые...
по моему у меня получилось несколько сумбурно, но надеюсь суть ясна... если что то не понятно спрашивайте постараюсь объяснить))

Хотя религия узбеков - ислам - разрешала многоженство, преобладающей формой брака у уз­беков была моногамия. Многоженство бытовало только у господствующей верхушки узбекского общества - феодальной аристократии (с гаремами у ханов и эмиров) и у зажиточных слоев населения.

Во второй половине XIX в. при господстве моногамного брака не только среди старого земледельческого населения, но и у полукочевых узбеков, широко бытовала большая неразделенная семья, являющаяся пережиточной формой древней патриархальной семейной общины и сложившаяся в результате распада последней. По сравнению с древней формой состав неразделенной большой семьи сузился. В большой патри­архальной семье объединялось несколько поколений родственников, разделы не допускались; во второй половине XIX в. такие семьи у уз­беков уже составляли исключения. Разложение большой семьи началось в далеком прошлом, но протекало медленно, и процесс этот к началу XX в. не был завершен. После присоединения Средней Азии к России, под влиянием развития товарных отношений и элементов капитализма, процесс разложения больших неразделенных семей ускорился. Дольше всего бытовала нераз­деленная семья в богатой среде, где делению семьи препятствовали эко­номические интересы. У широких кругов узбеков к этому времени обыч­ными стали разделы братьев после смерти отца; бывало, что сыновья выделялись еще и при жизни отца. Отделение женатых сыновей начи­налось с выдела старшего сына; это осуществлялось обычно при женитьбе его старшего сына, т. е. первого внука главы неразделенной семьи. Та­ким образом, выделяющаяся семья с самого начала была сложной - она состояла из двух брачных пар разных поколений: отца и его женатого сына. Иногда, если жилище становилось слишком тесным, выделялись при женитьбе своих сыновей и другие братья. Младший сын по обычаю оставался с отцом и после его смерти наследовал дом и хозяй­ство.

Если выделившаяся семья состояла из одной супружеской пары и ее малолетних детей, то впоследствии, когда подрастали и женились дети, она снова превращалась в сложную неразделенную семью. Выделение обычно было неполным: отделялись только жилище и «котел». Основ­ная собственность семьи - земля, промышленное или торговое пред­приятие - оставались в руках отца, и отделившийся сын продолжал работать в хозяйстве отца, оставаясь в экономической зависимости от него. Чаще сыновья уходили от своих отцов в среде бедняков, которым приходилось посылать детей на заработки в другие районы, где иногда они и оседали.

И малая, и большая неразделенная дореволюционная узбекская семья несла в себе многие консервативные особенности старого патриархаль­ного быта. Под властью главы семьи объединялось несколько поколений кровных родственников, ведущих происхождение от одного лица. Большая неразделенная семья отличалась замкнутостью, патриархаль­ностью быта, с господствующим положением мужчин, приниженным положением женщин и подчиненностью младших членов семьи старшим. Старший в семье, преимущественно в среде зажиточного населения, имел одновременно две-четыре, а иногда и больше жен, и в таких случаях число членов семьи достигало порой нескольких десятков человек. Кроме главы семьи со своими женами, часто его братьев с женами, в нее обычно входили женатые сыновья и внуки. Экономической основой патриархаль­ной неразделенной семьи являлась общая собственность на землю, скот и другие средства производства, находившиеся, однако, в распоряжении главы семьи. Общими являлись также продовольственные запасы семьи, питались «из одного котла» (бир цозон). Общим было и жилище неразде­ленной семьи. В условиях Хорезма, например, усадьба (хаули) сохра­няла характер жилища патриархальной большой семьи. В усадьбах ста­рого типа наряду с общим большим помещением имелось несколько жи­лых комнат для отдельных супружеских пар с их потомством.

Внутренний строй такой семьи держался на авторитете старшего, ее главы, имевшего неограниченную власть. Остальные члены семьи, сколько бы ни вкладывали труда в хозяйство, доходами не распоряжались и были обязаны беспрекословно подчиняться главе семьи. Все женщины семьи подчинялись старшей в семье, она же распределяла между женщинами домашнюю работу.

Типичной чертой такой семьи было бесправие и затворничество жен­щин, которое приводило к их полному обособлению от общественной жизни и общественного производства. И хотя в малоимущих крестьян­ских семьях, особенно среди кочевого населения, а также в семьях мелких ремесленников женщина занималась, кроме домашнего хозяйства, разведе­нием шелкопряда, прядением, сбором хлопка, очисткой курака, оказывая значительную экономическую помощь семье, она все же по законам ша­риата не имела ни правового, ни имущественного равенства с мужчиной, и лишь приобретала в доме некоторую самостоятельность. Неравноправ­ное положение женщин ярко выражалось при разделе наследства. По шариату доля сына равнялась доле двух дочерей, а доля жены - лишь одной восьмой части имущества, оставшегося от мужа. Обязательным условием брака у узбеков еще в начале XX в. являлась выплата семьей жениха калыма (цалин). Размеры калыма определялись имущественным положением семей жениха и невесты. У тех групп узбе­ков, в хозяйстве которых большую роль играло животноводство, калым выплачивался главным образом скотом и был особенно велик. В земле­дельческих районах, особенно в городах, калым состоял из одежды, рас­ходов по устройству свадьбы и угощению гостей; часть его выплачива­лась наличными деньгами. Маломощные семьи должны были в течение многих лет копить средства на калым и свадебные расходы. Поэтому муж­чины из таких семей могли жениться нередко только в 30-40 лет.

До революции, как правило, заключались очень ранние браки, обыч­ным был возраст вступающих в брак 13-14 лет для девушек и 15-16 лет для юношей. Бывали случаи выдачи замуж девочек 9-11 лет.

Судьбой детей распоряжался отец. Он, по своему усмотрению и вы­бору, женил сыновей, выдавал замуж дочерей. Мать имела лишь сове­щательный голос. Жених и невеста о предстоящем браке нередко узна­вали последними, их согласия на брак даже не спрашивали. Обязательное требование выплаты калыма часто превращало брак детей в экономиче­скую сделку родителей. В некоторых случаях практиковался обмен девушками между семьями. Это облегчало расходы, так как в таких случаях калым не выплачивался, а лишь устраивался свадебный той. Довольно распространенным был обычай сговора детей в младенческом возрасте. Бытовали обычаи сорората - женитьбы на младшей сестре (болдиз) умершей жены или невесты - и левирата, когда в случае смерти жениха или мужа невесту или вдову, не считаясь с ее волей, имел право и был обязан взять в жены младший брат умершего.

Брачные обряды отличались некоторыми особенностями в разных районах и у разных этнографических групп узбеков. Они начинались со сватовства. При успешном его завершении совершалось обрядовое «пре­ломление хлеба». После договоренности о размерах калыма, сроках уплаты его и о свадебных расходах происходила помолвка, сопровож­давшаяся угощением. После окончательной выплаты калыма устраивали «большой пир», т. е. свадьбу. В это время совершался и мусульманский обряд бракосочетания («никоу»).

Свадебная обрядность, унаследованная от далекого прошлого, носила характер магических действий. Чтобы охранить молодую от сглаза и злых духов, совершалось ее очищение огнем: невесту перевозили через пылающий костер (у узбеков Ферганской долины), обводили вокруг него во дворе или подводили к огню, держа над ее головой большое вышитое покрывало (Ташкентская область). Особые обряды должны были обеспе­чить молодой чете благосостояние (молодых осыпали сладостями, сереб­ряными монетами), светлую жизнь (их заставляли смотреться в зеркало), многочисленное потомство (молодых усаживали на шкуру барана, к ним на колени сажали ребятишек, угощали молодую чету вареными яйцами). Сва­дебные обряды совершались вечером. После их окончания в большин­стве районов молодую (келин) перевозили в дом мужа; на другой день совершался обряд «открытия лица»- показ молодой новой родне и со­седкам.

У некоторых узбекских племен молодая чета начинала свою жизнь в доме невесты. Жена более или менее долгое время оставалась у роди­телей, а муж приходил к ней украдкой, по ночам. Его встречала и прово­жала к жене ее близкая родственница - жена ее брата (янга). Случалось, что молодая переезжала к мужу, имея уже детей. Во время раздельной жизни молодые выполняли обычай «избегания»: они не должны были показываться близким родственникам друг друга. В этой форме брака, существовавшей у узбеков, нельзя не видеть пережитков матрилокально- го брака, сохранявшихся до начала XX в. под влиянием тех трудностей, которые представляли вып­лата калыма и подготовка к свадьбе с ее громадными расходами.

Особое покровительст­во жениху в доме невесты оказывала янга и другие родственники невесты, а в доме молодого одна из его старших родственниц на­значалась «посаженной ма­терью» молодой четы (му- рундуц-ене в Хорезме, она в южном Узбекистане). Эта женщина приобщала молодую - келин - к но­вому дому, вводила ее в круг женщин новой родни; она считалась для молодой и ее мужа второй матерью, а муж ее считался их вто­рым отцом. Молодые ока­зывали своей «она» уваже­ние как матери, а к ее детям относились как к кровным братьям и сест­рам. Больше того, если у мурундук-ене была дочь, а у молодой - брат, то и они считались братом и сестрой (Хорезм).

Современные брачные и семейные отношения у узбеков являются одним из ярких показателей глубоких прогрессивных изме­нений, совершившихся в узбекском обществе в результате Октябрьской революции. Новые советские законы о ликвидации вредных и консерва­тивных патриархально-феодальных обычаев прошлого обеспечили преоб­разование семейно-брачных отношений. Главнейшими из них были реше­ния об установлении общественно-правового и экономического равенства мужчин и женщин, а также запрещение унизительных обычаев калы­ма, насильственной выдачи замуж, многоженства, брака малолетних - всего того, в чем проявлялось в прошлом бесправное и угнетенное по­ложение женщин-узбечек. Советский закон признает единственной фор­мой брака моногамию, запрещает браки несовершеннолетних, устанав­ливает минимальный брачный возраст в 18 лет.

Борясь за фактическое осуществление полученных прав, многие жен­щины уже в первые годы после революции стали сбрасывать паранджу - символ закрепощения. Первые активистки узбечки, работницы женот­делов, созданных при центральных и районных организациях коммуни­стической партии, вовлекали женщин в кустарно-промысловые и батрац­кие сельскохозяйственные артели, женские клубы, женские кооператив­ные магазины. В 1927 г. в борьбе со старым бытом был выдвинут лозунг «худжум»- «наступление», призывавший к решительному отказу женщин от паранджи, к активному искоренению феодально-байских пережит­ков и привлечению женщин к общественному производству. Это движе­ние, несмотря на яростное сопротивление реакцион­ного духовенства и бай­ства, приняло массовый характер; многие узбечки на многолюдных митингах публично сбрасывали па­ранджи, кидали их в пы­лающие костры.

Переустройство всей жизни и мировоззрения узбекского народа, корен­ные изменения экономиче­ского, правового и общест­венного положения узбе­чек вызвали глубокие из­менения в семейных отно­шениях и во всем бытовом укладе семьи. Как в промышленности, так и в сельском хозяйстве женщинам соз­даны благоприятные условия для работы. Повсюду обеспечена равная j оплата мужского и женс­кого труда. Всеобщее обязательное образование детей школьного возраста явилось базой для повы- шения общего культурно­го уровня женщин, расширило их кругозор и от­крыло перед ними широкие возможности приообобщения к различным видам высококвалифицированного труда. Многие узбечки, получившие высшее образование,сталиучеными, врачами, педагогами; многие стали обществен­но-политическими деятелями, избраны депутатами в высшие партийные и советские органы и принимают непосредственное участие в управле­нии страной.

Процесс развития новых форм социалистического быта, преодоления вредных привычек религиозных и патриархальных пережитков про­исходил постепенно. В первые десятилетия Советской власти в массе населения брак совершался с выполнением почти всех свадебных обрядов, в соответствии со старыми нормами, вплоть до выплаты калыма, правда, после его запрещения, уже в скрытой форме. Еще в 1920-1930-х годах были обычными браки в раннем возрасте, часто практиковались род­ственные браки, заключаемые по желанию родителей.

В настоящее время браки в Узбекистане заключаются по взаимной склонности молодых. Юноши и девушки, работая в одной организации, в учреждении, на заводах, на колхозном поле, встречаясь на учебе, на досуге в кино, театрах, в клубе, имеют возможность лично об­щаться друг с другом. Быстро искореняются многие старые пережитки, идет активный отход от всех условностей и ограничений, связанных со старым бытом. Часто браки заключаются между представителями разных национальностей.

В некоторых семьях, где родители еще соблюдают старые обряды, они пытаются иногда устроить брак детей по своему усмотрению, но в большинстве случаев их роль теперь ограничивается только советом. От воли их взрослых детей зависит, согласиться или отказаться. В тех же случаях, когда родители стараются принудить своих детей к браку или категорически отказывают в своем согласии на брак по любви, моло­дежь действует решительно и отстаивает свои права, опираясь на со­ветские законы.

Наряду с признанием обязательности регистрации гражданского брака часть узбекского населения, кроме того, совершает и мусульманский брак (никох). В устройстве свадьбы бытуют и старый свадебный ритуал (эски туй), и новый (янги туй), возникший в советское время. Свадьба по старому традиционному обычаю справляется еще некоторой частью колхозного крестьянства. Однако обряды, сопровождающие ее, пере­осмысливаются, упрощаются, а совершенно устаревшие - не совер­шаются.

Молодежь, за редким исключением, отрицательно относится к обрядам старой свадьбы и соглашается их выполнять лишь в угоду родителям, старшим, не желая конфликтов с ними.

Новая свадьба, бытующая преимущественно в среде рабочих, служа­щих, интеллигенции, в том числе и сельской, с каждым годом получает все большее распространение. Твердо установившихся новых свадебных обычаев пока не существует, они варьируют по усмотрению и желанию устроителей свадьбы. Современный свадебный той по существу уже пред­ставляет собой простое празднество с угощением, на котором все веселятся, отмечая радостное событие в жизни молодых. Свадьба сопровождается музыкой, пением, танцами. Нередко выступают профессиональные певцы и музыканты. На свадьбу, кроме родственников, приглашаются ближай­шие соседи и товарищи по работе не только жениха и невесты, но и их семей. Гости одаривают молодых. Обычно они вручают подарки родите­лям жениха тотчас по приходе, как это полагалось по традиции. Новым является торжественное преподношение подарков во время тоя молодой чете от товарищей по работе.

И в настоящее время свадьба сопряжена с большими расходами на свадебное угощение, на подарки, которыми сторона жениха одаривает невесту, ее родителей, ближайших родственников. Несет значительные, хотя и меньшие, расходы и семья невесты, посылающая ответные подарки жениху и его родне. Много расходует семья невесты и на приданое. Обычно его основную часть составляют одежда, вышивки и ковры, но теперь, особенно в городах, вместе с ними (а иногда вместо них) в приданое вклю­чают предметы обстановки: шкаф, шифоньер, стол, стулья, кровать и т. п.

Получив равные права с мужчиной во всем, в том числе и на растор­жение брака, многие узбекские женщины, выданные замуж до револю­ции против своей воли, использовали свои права и по своей инициативе разошлись с мужьями. В настоящее время узбекская женщина не терпит дурного обращения ни со стороны мужа, ни со стороны его родствен­ников и, в случае невозможности ужиться с ними осуществляет свое право на развод.

Сложившиеся в советское время новые общественные навыки перено­сятся и в семейную жизнь. Современная узбекская семья построена на равноправии взрослых ее членов, занятых общественным трудом, на дружбе и уважении их друг к другу. Жена наравне с мужем является хозяйкой дома, вместе с ним решает все семейные вопросы и хозяйствен­ные дела семьи. Она воспитывает детей, участвует в решении вопросов, связанных с их будущим - учебой, женитьбой, замужеством. Во многих семьях жена, а не муж, как это было раньше, стала хранительницей и распорядительницей денег. Одной из самых характерных черт современ­ной узбекской семьи является установление между супругами небывалых прежде товарищеских отношений. Нередко, работая вместе с женой на производстве, муж берет на себя и часть домашних дел, ранее лежавших исключительно на женщине.

Изменились взаимоотношения не только супругов, но и родителей с детьми, старших с младшими. Сейчас все дети в семье обычно получают образование, им стараются создать хорошие условия для учебы. Обра­зованные дети пользуются в семье большим авторитетом и уважением. Ими гордятся, старшие обращаются к ним за советом, прислушиваются к их мнению.

До Октябрьской революции обязанность содержать стариков родите­лей лежала исключительно на сыновьях, теперь она в равной степени относится и к дочерям.

В настоящее время женщина, зарабатывая и самостоятельно распо­ряжаясь своим заработком, в состоянии не хуже, чем мужчина, обес­печить своих престарелых родителей.

Советские и партийные организации, комсомол и школа, передовая общественность активно реагируют на отношения между членами семьи. Если в семье ущемляются права и интересы кого-либо из них, советская общественность осуждает эти случаи нарушения семейной этики и помо­гает пресечь и устранить конфликт.

Потеряв мужа, главою семьи обычно становится жена, в отличие от старого положения, когда женщина, овдовев, по обычаю левирата, обязана была выйти замуж за брата мужа, либо попадала под опеку де­веря, сына или какого-нибудь родственника.

В процессе развития новых форм жизни складываются не только новые отношения в семье, но изменяется весь строй домашнего быта, идет глу­бокий процесс ломки старых семейных отношений и оформления новых.

Изменения коснулись и самой структуры семьи. Уже в канун револю­ции, как указывалось выше, начался процесс разложения большесемей­ного уклада, что выражалось в участившихся разделах семьи. В настоя­щее время основной формой стала малая семья. Исчезла экономическая зависимость взрослых детей от отца; у молодежи есть полная возмож­ность самостоятельного существования. Участвуя в общественном труде, каждый имеет свой определенный заработок - самостоятельный бюджет- и может обеспечить свою семью.

Уже стало необязательным проживание женатых сыновей с родите­лями, хотя в сельских местностях еще бытуют такие неразделенные семьи.

В повседневной семейной жизни возникают и развиваются новые тра­диции и обычаи, которые соответствуют современному образу жизни узбеков.

Кроме тоя по случаю брака сына или дочери, теперь, как и раньше, устраивается семейное торжество по случаю рождения первенца. Этот праздник, издавна называющийся бегиик-тпуй,- праздник колыбели,- изменился по своему содержанию. В прошлом бешик-тый, связанный с рядом магических обрядов, был праздником специфически женским - мужчины в нем не участвовали. По традиции колыбель и приданое ново­рожденному полагалось готовить бабушке по материнской линии. В ус­ловленный день она вместе с родственницами и соседками (всего человек 20-30) в торжественной процессии шла в дом дочери, неся нарядно укра­шенный бешик со всеми его атрибутами и детскую одежду. Бабушка ода­ривала и родителей новорожденного, она же доставляла и все необходимые для угощения продукты. Те, кто приходил с ней, приносил лепешки, жа­реные пельмени, пирожки. Вечером, после ухода гостей, совершали обряд положения новорожденного в бешик.

Немало женщин и сейчас, по старым правилам, на свои средства устраи­вает первому ребенку своей дочери бешик-той. Но многие, особенно в городах, не совершают ста­рых обрядов, а вместо бешика дарят детскую кроватку или коляску.

Очень часто, помимо бе- шик-тоя, устраиваемого ба­бушкой, сами родители отме­чают рождение первенца се­мейным торжеством, пригла­шая близких друзей, хоро­ших знакомых, сослуживцев. Мужчины и женщины пиру­ют все вместе. Нередко ро­дители торжественно отме­чают рождение не только пер­вого ребенка, но и после­дующих детей.

Новым в семейной жизни является ежегодное праздно­вание дня рождения детей (тугилган купи).

Исключительно важным событием в семье узбека яв­лялось раньше совершение обряда обрезания (сунпат). Его выполнение было сопря­жено с большими материаль­ными затратами на обязатель­ный многолюдный той, после которого многие семьи годами не могли расплатиться с дол­гами. Из старых религиоз­ных обрядов больше других удерживается обряд обрезания. Однако все больше укрепляется отрица­тельное отношение к этому обряду.

Сохраняются еще и традиционные мусульманские и некоторые домусульманские погребальные обряды. Часть узбеков до сего времени соблюдает мусульманский обычай захоронения - умершего заворачива­ют в белый саван и хоронят без гроба, укладывая покойника в специаль­ную камеру лауад, чтобы на него не попадала земля. Все реже соблю­дается обычай траурного радения (садр), во время которого родствен­ницы, громко плача и причитая, рвали на себе волосы, царапали лицо, приходили в исступление, иногда теряя сознание. Все еще выполняется, хотя и в упрощенной форме, обряд давра-очищения умершего от грехов путем символической продажи их имаму мечети или могильщику. Умень­шились расходы на погребальную тризну и поминки. Бывают граждан­ские похороны-в гробу, с музыкой, венками, с проведением граждан­ской панихиды. В похоронах и проводах тела на кладбище, вопреки мусульманской традиции, иногда участвуют и женщины, родственницы умершего.

Нередко в семье соблюдаются и старые и новые обычаи.

В современных советских условиях, помимо узкосемейных, широко отмечаются события, связанные с учебой, с успехами в работе членов семьи, а также советские праздники. Устраиваются вечеринки по поводу окончания школы или вуза, получения членом семьи правительственной награды или почетного звания. Вместо празднования Науруза входит в обычай встреча Нового года в ночь на первое января, хотя еще не­давно празднование Нового года носило в основном общественный харак­тер и проводилось лишь в коллективах, по месту учебы или работы.

В городских и в некоторых сельских школах стало входить в обычай устраивать в школе елку. Теперь значительная часть узбекской интелли­генции, рабочие и служащие перенесли этот обычай и в свои семьи.

Несмотря на сохранение в народном быту, как общественном, так и семейном, многих традиционных черт, этот быт претерпел за годы Со­ветской власти коренные изменения. В нем находят свое выражение новые отношения, складываются новые традиции. Сохраняя национальный коло­рит, современный бытовой уклад узбекского народа проникся мораль­ными устоями социалистического общества.