Отношения матери и ребенка. «Правильная» родительская любовь. Отношения мамы к любимому ребенку - вещь нелинейная

Неизвестный художник «Мадонна с младенцем»

Нарушение питания и контакт с Матерью

Стиль питания напрямую отражает эмоциональные потребности и влияет на душевное состояние человека. Во младенчестве прием пищи - основная жизненная функция ребенка. У младенца возникает хорошее самочувствие и ощущение защищенности, когда его голод удовлетворяется. При приеме пищи младенец получает облегчение от телесного неблагополучия, которое им ощущается. Теплые прикосновения к мягкому материнскому телу при питании дает ребенку уверенность в том, что он любим. Прикосновение языком к нежной материнской груди при сосании тоже дает приятные ощущения младенцу. Так у младенца формируется устойчивое понимание, что сытость, защищенность и любовь нераздельны.

Если ребенка во младенчестве рано лишить полного удовлетворения его жизненных потребностей, то это чревато дальнейшими нарушениями развития. Когда такому ребенку в конце концов дают питание, то он спешит насытиться, поспешно глотая и не чувствую насыщения. Такое нарушение в питании вызревает из нарушенных отношений с матерью. Ученые считают, что так рождается склонность ребенка к зависти и ревности в будущем.

Отношение матери к ребенку при кормлении

Отношение Матери к Ребенку еще сильнее влияет на дальнейшее развитие младенца, чем способ питания. Когда в общении матери с ребенком не проявляется любовь с ее стороны, когда она не присутствует мыслями и вниманием в процессе кормления ребенка и думает о посторонних вещах, когда мать спешит побыстрее управиться не участвует в процессе кормления – все это приводит к развитию у младенца агрессии по отношению к матери . Поскольку ребенок не может ни отреагировать, ни преодолеть свои агрессивные побуждения, они вытесняются в бессознательное. Так рождается амбивалентное отношение ребенка к матери. У ребенка в душе наличествуют противоположные чувства, из-за которых происходят различные вегетативные реакции. С одной стороны, организм готов принимать еду. А когда младенец бессознательно отвергает мать, у него возникает обратная нервная реакция, спазм или рвота. Это только признаки первого

Какие же условия воспитания способствуют формированию психологически здоровой личности? В этой статье я приглашаю вас рассмотреть нюансы взаимоотношений матери и ребенка в период младенчества. Может показаться, что в этом возрасте ребенок еще маленький и ничего не понимает, поэтому никаких психологических травм получить не может. Но, как показывают последние исследования психоаналитиков, именно в этот период закладываются основы отношения к миру, себе, другим. То есть будет ли он доверять миру, себе; сможет ли он опираться в этом мире на себя и других; будет ли закрыт, холоден, отстранен или открыт, общителен и расположен строить теплые дружелюбные отношения.

Что же является главным в этот период для воспитания уверенного в себе, смелого, решительного, активного ребенка, умеющего опираться на себя и принимать правильные для себя решения? Я уверена, что все более и менее вменяемые мамы прилагают массу усилий, чтобы дать своему ребенку все возможное и невозможное, но, увы, ошибки чаще бывают не от отсутствия старания, а от незнания.

Взросление ребенка происходит вследствие естественного роста и развития на основе правильной родительской любви. Многое зависит от того, как и какие отношения складываются между матерью и ребенком с самого рождения, с первых дней жизни ребенка. В свой первый год жизни ребенок беспомощен, полностью опирается на родительскую опеку, его выживание и развитие зависит от того, насколько хорошо позаботятся о нем взрослые.

В младенчестве родительская любовь имеет чувственный элемент и выражается в физическом уходе при осуществлении телесного контакта и заботы. Основная задача матери в этот период открыть свою чувствительность навстречу потребностям ребенка. Поддерживать с ним настолько тесную эмоционально-психологическую связь, чтобы суметь правильно угадывать состояние и потребности ребенка и предугадывать лучшие способы удовлетворения этих потребностей. В психотерапии это называется эмпатическое вчувствование.

Тесная физическая, эмоциональная, чувственная связь глубоко необходима для ребенка в этот период, она является живительной силой для его выживания и развития. Благодаря этой связи, через контакт с матерью, ребенок начинает чувствовать и понимать себя, свое тело. Равнодушие взрослых в этот период - самый опасный враг для ребенка, это грозит остановкой в развитии, иногда даже остановкой жизни. Даже недостаточно внимательная мать, в чем-то неудовлетворительные, фрустрирующие для ребенка отношения с матерью - это все равно лучше, чем их отсутствие.

Основное общение, основной диалог между матерью и ребенком в этот период строится через прикосновения, уход, голос матери, его интонации. Во всем этом ребенок чувствует отношение матери к нему, ее любовь, нежность, заботу, а также и раздражение, усталость, грусть, неудовлетворенность и другие эмоции. Так он познает мир, знакомится с матерью и с собой, чувствует отношение матери к нему, начинает понимать, чувствовать про отношения в семейной системе, в которую он постепенно начинает вписываться или не вписываться.

Ребенок чувствует отношение матери к себе, впитывает его в себя. Чем внимательнее и заботливее мать к ребенку в это время, тем лучше ребенок будет относиться сам к себе и, как следствие, к другим. Но забота и внимание должны быть адекватны потребностям ребенка, то есть не больше и не меньше, чем это необходимо ребенку на каждом этапе его взросления.

Гиперопека и гиперстимуляция ребенка матерью, то есть когда мать дает больше опеки и заботы, чем он может выдержать, чем ему необходимо, может привести к апатичному, отчужденному и закрытому характеру ребенка. В отношениях с такой матерью единственной возможностью поддерживать комфортную для себя дистанцию - это прятаться внутри себя. Внутренний мир ребенка становится его убежищем от интенсивности, навязчивости и неприятных столкновений с более сильным взрослым. Так формируется замкнутый, закрытый характер.

Если забота матери в период младенчества была адекватна, то у ребенка формируется ощущение безопасности, базовое доверие к миру. Это значит, что он, став уже взрослым, больше будет доверять себе, окружающему миру, а значит легче адаптироваться в отношениях с другими людьми и в различных жизненных обстоятельствах. Люди, получившие «правильную» родительскую любовь», живут в этом мире легко, словно рыба в воде. Как однажды заметил Фрейд, «ребенок, который ощущает безусловную любовь своей матери, будет чувствовать себя непобедимым».

Лишь мать, способная на «первичную материнскую озабоченность» и «идентификацию со своим младенцем», дает здоровое начало развитию его личности. Причем ее воздействие столь реально, что личность ребенка будет сильным или слабым в той степени, в какой поддержка матерью младенца является сильной или слабой. Согласно этой точки зрения, человеческая личность взращивается непосредственно в персональных «объектных связях» в качестве отправной точки всякой человеческой жизни.

Очень тесная связь вначале отношений, где мать просто зациклена на отношениях с ребенком постепенно ослабевает и у нее появляется, освобождается и пробуждается интерес к другим аспектом жизни и к другим отношениям.

По мере взросления ребенка интенсивная эмоционально-психологическая, телесная включенность матери будет сокращаться до меньших пропорций. Она выполнит свою задачу наделить ребенка элементарным чувством безопасности. Позже, в латентный период и период юности, родители оказывают ребенку поддержку и побуждают думать, чувствовать и действовать самостоятельно, исследовать, экспериментировать, идти на риск, использовать и развивать собственные возможности, и ему помогают «быть собой». Это, в конечном счете, приводит к замене ранних эротических связей, которые обусловлены зависимостью ребенка и поддержкой взрослого, зрелыми отношениями взаимного уважения, равенства и дружеской привязанности.

Родительская любовь изменяется в неэротическую, несобственническую, недоминирующую привязанность, которая оказывает ребенку поддержку в его развитии как отдельной и независимой личности.

Затем, повзрослевший ребенок сможет перенести свой эротический отклик на другого, и без тревоги или вины вступить в эротическую связь с партнером вне круга семьи. А также сформировать другие важные личные связи, в которых происходит подлинная встреча родственных душ без эротического элемента. Он становится способен далее развивать активную и спонтанную личность, свободную от тормозящих страхов.

Завершить эту статью я хочу словами моего любимого юнгианского аналитика Джеймса Холлса. «Задача родителя заключается в обязательной поддержке и смягчении экзистенциального стресса отделения, которое мы называем рождением, а затем в ходе постепенного покидания ребенка, которое происходит за несколько стадий. Этот процесс ребенок должен выдержать, чтобы в соответствующее время покинуть родительский дом, уже практически став взрослым».

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru

Введение

Особая роль в развитии ребенка и его эмоциональной сферы традиционно отводится фактору взаимодействия матери и ребенка на ранних этапах онтогенеза. Ребенок - существо изначально социальное, совершенно не способное поддерживать собственное существование и в абсолютной степени зависящее от ближайшего взрослого. Необходимость возникновения специфических способов воздействия на взрослого приводит к тому, что в процессе взаимодействия с матерью возникает непосредственное эмоциональное общение матери и ребенка. В процессе постоянного контакта с ребенком, мать помогает регулировать и упорядочивать его аффективные взаимоотношения со средой, осваивать разнообразные психотехнические приемы аффективной организации его поведения, стабилизации аффективных процессов.

Мать в свою очередь, является носителем традиционных норм и ценностей, присущих данному обществу и ей самой.

Таким образом, стиль материнского отношения и особенности собственного эмоционального опыта матери являются, с одной стороны, средой для формирования социально-приемлемых в данной культуре способов эмоциональных проявлений ребенка, а с другой - предельными рамками для таких проявлений, поскольку ребенок ограничен тем набором возможностей эмоционального взаимодействия, который предоставляет ему мать. Поэтому, очень многое, в развитие ребенка и в его дальнейшей жизни, зависит от матери. От ее поведения, от ее отношения к малышу, от того, сколько внимания мать уделяет ребенку, и как сильно он ощущает ее любовь.

1. Мать и дитя: общение до рождения

Мать и дитя начинают свое общение задолго до рождения ребенка.

Однако если поднять это общение на более продвинутый уровень, их взаимопонимание в дальнейшем будет более глубоким.

Гаптономия - это метод, благодаря которому мать и дитя смогут общаться на тактильно-вербальном уровне чуть ли не с первых месяцев жизни ребенка еще в утробе матери.

Первый этап.

Мать и дитя начинают общаться с первого шевеления ребенка. Общение должно проходить в те моменты, когда ребенок бодрствует - по 15-20 минут каждый день. Будущая мать должна находиться дома. В спокойной обстановке, лучше всего, в идеальной тишине. Если с ребенком общается и отец, то сеансы гаптономии лучше проводить с перерывом в несколько часов.

Нужно выбрать характер тактильного или голосового воздействия удобный для родителей: подойдут и легкие похлопывания ладонью, и поглаживания, и перебирания пальцами, и круговые движения, но их нужно сочетать со стихами или песнями, можно и с чтением сказок - главное четкий ритм и интонации. Лучше, если родители не вторят друг другу, а дают понять ребенку, что у каждого есть свои индивидуальные отличия и особенности.

Второй этап.

Мать и дитя общаются на более глубоком уровне. Когда ребенок шевелится, попробуйте воздействовать на него несколько раз подряд, но с небольшими интервалами (до 5 минут). В это время к общению можно подключить и других членов семьи. Но в этот момент вы должны почувствовать, как замирает дитя, пытаясь прислушаться и понять, кто же с ним общается: мать, отец или кто-то другой. Он уже умеет разбираться в этом. Со временем дитя начнет прижиматься к вашей руке, как бы благодаря вас за это общение. мать ребенок гаптономия тактильно-вербальный

Третий этап .

Общаются не только мать и дитя, но и все члены семьи. Если у вас есть старший ребенок, гаптономия поможет ему наладить отношения с младшим братиком или сестричкой. А как общаются с ребенком домашние животные! Ведь они могут видеть те движения ребенка, которые нам видеть не дано. Лучше всего животные общаются при помощи носа.

С 6 по 9 месяц плод уже учится слушать и даже плакать. Сейчас задача матери - услышать его крик внутри себя. У некоторых это получается.

Но только не слушайте с ребенком музыку - это ведет к психологическим расстройствам в будущей жизни. Лучшая музыка для плода - разговор матери, отца, бабушки, брата или сестры, дедушки.

2. Группы материнских функций

Психическое развитие ребенка в последние десятилетия изучается в рамках взаимодействия ребенка с матерью как единой системы. Становление и развитие системы взаимодействия матери с ребенком связано с анализом особенностей этого взаимодействия как видотипичного - специфически человеческого феномена, реализуемого в условиях открытого, не запрограммированного на уровне генетического обеспечения, содержания, предлагаемого конкретно-культурной моделью. М. Мид на основе своих исследований материнства и детства в различных культурах делает вывод, что каждая конкретная культура выбирает определенные черты характера и темперамента, присущие взрослому человеку, наиболее приемлемые в данной культуре, строит на их основе свою культурную модель взрослого мужчины и женщины и создает систему воспитания ребенка, ориентированную на эту модель. В каждой культуре есть соответствующий способ воспитания родителей, в первую очередь матери, которые и являются основными “производителями” личности ребенка как члена своего, конкретного общества. Таким образом, можно говорить о конкретно-культурной модели материнства и детства и существующих в каждой культуре способах или путях “производства” этой модели.

В развитии ребенка можно выделить две взаимосвязанных стороны:

1. Физиологическое развитие, требующее удовлетворения физиологических потребностей в пище, физическом комфорте, движениях, притоке впечатлений, необходимых для развития нервной системы. Оно обеспечивается уходом за ребенком, кормлением, организацией его окружения. Однако, как показали исследования детей, испытывающих недостаток общения со взрослыми и материнской любви, обеспечение физиологических потребностей необходимо, но недостаточно для развития ребенка. Однако, именно ребенка являются одинаковыми для всех культур и их обеспечение, и роль взрослого в этом процессе также необходимо. Разница касается только климатических условий. Исследования когнитивного развития, процессов восприятия, двигательной системы и т.п. в раннем онтогенезе - то есть развитие способности ребенка воспринимать окружающий мир с помощью органов чувств и действовать в этом мире - также происходит одинаково, то есть ребенок в любом обществе и при любом воспитании обладает общими, видотипичными (как представитель своего вида) особенностями. Необходимым в развитии ребенка является и участие взрослого в формировании эмоциональной сферы. Здесь гораздо больше культурных и индивидуальных вариантов, однако тоже есть некий общий минимум, обеспечивающий выживание ребенка как психически и физически полноценного и способного к жизни и развитию.

2. Особенности когнитивной и эмоционально-личностной сферы ребенка, соответствующие конкретно-культурной модели. В первой половине XX века образование этих особенностей рассматривалось как начало социализации, окультуривания натурального развития ребенка, начинающегося после периода физиологического или натурального развития. Стратегия и смысл этого нового поворота в его индивидуальной истории оценивались по-разному в русле психоанализа, культурно-исторического, подходов. В современной психологии влияние культурных и индивидуальных особенностей матери на развитие ребенка считается необычайно значимым, особенно это относится к направлениям, связанным с развитием личностных образований. Здесь можно отметить некоторое рассогласование в оценке роли матери в когнитивной психологии и психологии личности. Несомненным можно считать то, что индивидуальные особенности эмоционально-личностной сферы ребенка и их соответствие конкретно-культурной модели общества, членом которого он является, обеспечены специальными, именно для этой культуры, присущими особенностями материнского поведения.

Вывод. Существуют две взаимосвязанные группы материнских функций. Одна из них призвана обеспечить видотипичные особенности развития ребенка как в когнитивной, так и в эмоциональной сфере. Другая имеет своей задачей формирование таких особенностей когнитивной и эмоциональной сферы ребенка, которые обеспечили бы соответствие развития ребенка именно данной, конкретно-культурной модели. Первую группу функций матери можно назвать видотипичными, а вторую - конкретно-культурными.

3. Психология отношений мать-ребенок

Мать и ребенок очень внимательно наблюдают друг за другом. Кроме того, почти все мамы способны подобрать оптимальные формы общения со своим ребенком, будь то игры, нежность или просто слова, и при этом совсем неважно, в какой стране они живут и какая у них национальность.

Укрепление связи между матерью и ребенком.

По данным психологических исследований, в первые годы жизни ребенок проходит три этапа развития:

Сначала младенец посылает свои «сигналы» (плач, крик, улыбку) тем, кто его окружает.

Примерно на третьем месяце он посылает эти «сигналы» только конкретному человеку (чаше всего матери). Улыбка является важным моментом в психоэмоциональном развитии ребенка. Она укрепляет связь ребенка со взрослыми, призывает их к общению.

Было замечено, что ребенок, воспитывающийся в благополучной семье, начинает улыбаться на несколько недель раньше, чем ребенок, который растет в детском доме.

Однако истинная психоэмоциональная связь возникает примерно на седьмом месяце, когда ребенок стремится к общению со взрослым и начинает скучать, когда его нет рядом. Привязанность ко взрослым возникает у ребенка не только тогда, когда они ухаживают за ним и кормят, но и тогда, когда общаются и проводят с ним много времени.

Все дети (за очень редким исключением) испытывают чувство привязанности к близким людям, например, матери и отцу. То, насколько сильна эта привязанность, в наибольшей степени зависит от поведения матери или другого, близкого ребенку человека.

Материнский инстинкт.

Материнство - это способность женщины выносить, родить и выкормить ребенка до определенного возраста, обусловленного его физиологическими потребностями. Чтобы реализовать эти задачи, у женщины есть материнский инстинкт, на его основе формируется материнское поведение.

Материнская любовь.

Женщина должна созреть для того, чтобы стать матерью. Не всегда с первых дней жизни ребенка у матери инстинктивно возникает любовь к нему. Иногда это чувство появляется несколько позже.

Отношение матери и ребенка-подростка.

В подростковый период от матери требуется максимальная тактичность, терпение и уважение к подростку. В этот период подростки постепенно отдаляются от родителей. Изменяется их поведение, у них появляются новые интересы и цели. Подростки часто спорят с родителями, уделяют им меньше внимания, проводят больше времени со сверстниками, проявляют интерес к противоположному полу. Подростки склонны к экспериментам, стремятся испытать новые впечатления, при этом стараются быть похожими на взрослых. Мать должна смириться с тем, что ее ребенок уже вырос. Он все еще нуждается в ней, т.к. подростку нужен внимательный собеседник и друг, а не человек, который его наказывает и контролирует.

Мать имеет право воспитывать своего ребенка, но кроме этого, она несет за него ответственность. Часто эти понятия путаются, поэтому у матери при общении с ребенком возникают дополнительные трудности.

Отношения матери и сына.

Мать - первая женщина в жизни сына. Для раннего детского возраста характерен Эдипов комплекс (он получил свое название по имени одного из героев древнегреческого мифа, царя Эдипа, который, по преданию, убил своего отца и женился на матери, не зная, что это его родители). Он обозначает группу противоречивых переживаний мальчика по отношению к отцу, в основе которых лежит бессознательное влечение к матери и ревность, а также желание избавиться от отца-соперника. Если роль матери в жизни сына очень велика, то во взрослой жизни он предпочитает девушек, похожих на его мать.

Соблюдение дистанции.

В период взросления сына от матери требуется тактичность - она не должна проявлять по отношению к нему чрезмерную заботливость, однако при этом их отношения должны оставаться теплыми и доверительными. У «маменькиных сынков» часто возникают проблемы в школе и при общении со сверстниками. Мать должна уважительно относиться к девочкам, которых сын приводит домой, и не навязывать ему свое мнение. Чаще всего подросток очень болезненно реагирует на критику в адрес понравившейся ему девушки, чувствует себя оскорбленным и неуверенным в себе.

Отношение матери и дочери.

В жизни девочки мать играет очень важную роль. Согласно психоанализу, маленькая девочка считает мать своей соперницей и ревнует ее к отцу, т.е. у нее проявляется комплекс Электры. Со временем девочка избавляется от этого комплекса путем подавления тяги к отцу и идентификации себя с матерью. Таким образом, в течение длительного времени мать является примером для дочери и самым близким для нее человеком. Девочка-подросток часто боится, что не оправдает маминых надежд и считает себя недостойной ее любви. Только с началом периода полового созревания девочки начинают критически оценивать своих матерей, между ними возникает эмоциональная отчужденность. В этот же период у девочек происходит сексуальная идентификация. Они начинают уделять большое внимание своей внешности.

После преодоления отчужденности мать и дочь могут стать настоящими и очень близкими подругами. Эта дружба помогает матери быть в курсе всех событий, происходящих в жизни дочери, и помочь ей советом в трудной ситуации. В свою очередь дочь перенимает у матери опыт.

Старайтесь не прерывать беседу с дочерью или сыном.

Не запрещайте в тех случаях, когда заранее знаете, что запрет будет нарушен.

Будьте последовательны в воспитании, не изменяйте постоянно запреты. Также не предъявляйте к ребенку завышенные требования. Старайтесь делать ему как можно меньше замечаний.

Не унижайте ребенка. Поощряйте самостоятельность, избегайте прямых инструкций.

Слишком строгое воспитание вызывает у ребенка протест и желание всякий раз доказывать свою независимость.

Мать должна дать почувствовать подростку, что доверяет ему, даже тогда, когда не одобряет некоторых его решений или поступков.

Заключение

Связь между матерью и ребенком безусловно важна. Кто как не мама дает нам все самое светлое и необходимое для существования в этом жестоком мире. В нашем докладе мы рассмотрели несколько немаловажных тем, общение до рождения и подростковом возрасте. Таким образом, стиль материнского отношения и особенности собственного эмоционального опыта матери являются, с одной стороны, средой для формирования социально-приемлемых в данной культуре способов эмоциональных проявлений ребенка, а с другой - предельными рамками для таких проявлений, поскольку ребенок ограничен тем набором возможностей эмоционального взаимодействия, который предоставляет ему мать. Поэтому, очень многое, в развитие ребенка и в его дальнейшей жизни, зависит от матери.

Список литературы:

1. Винникотт Д.В. Маленькие дети и их матери. М., “Класс”,1998

2. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6-ти томах. т.4, М., Педагогика, 1984

3. Лебединский В.В. и др. Эмоциональные нарушения в детском возрасте. М., Изд-во Моск. Ун-та, 1991

4. Лебойе Ф. За рождение без насилия. Пер.с фр. Репрод.изд. М., 1988

5. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. В 2-х томах. т.2, М., Педагогика, 1983

6. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М., Педагогика,1986. М., “ЦПП”, 1997

7. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М., Просвещение, 1989.

8. Эмоциональное развитие дошкольника. \ Кошелева А.Д. М., Просвещение, 1985

9. Эриксон Э. Детство и общество. Спб., Ленато АСТ, 1996

10. Авдеева Н.Н., Мещерякова С.Ю. Вы и младенец. - М.,1991.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Особенности построения отношений матери и ребенка в контексте теоретических исследований. Психологические аспекты формирования материнской сферы. Рассмотрение основных условий развития эмоциональной близости и доверительного общения матери и ребенка.

    курсовая работа , добавлен 27.06.2015

    Особенности построения отношений матери и ребенка в контексте теоретических исследований. Исследование психологических аспектов формирования материнской сферы. Условия формирования эмоциональной близости и доверительного общения матери и ребенка.

    курсовая работа , добавлен 06.12.2013

    Аспекты влияния матери на развитие личности. Материнское понятие в науке. Факторы развития ребенка. Этапы развития личности ребенка. Депривации, их влияние на развитие личности ребенка. Формирование сознательного понимания роли матери в жизни ребенка.

    дипломная работа , добавлен 23.06.2015

    Воспитание в утробе матери, внутриутробное взаимодействие "мать-дитя". Уровень сенсорного восприятия плода. Эмоциональный след в формировании личности ребенка. Запись информации на клеточном уровне. Влияние тревожности за ребенка во время беременности.

    курсовая работа , добавлен 26.11.2010

    Роль семьи в воспитании ребенка. Типы семейных взаимоотношений. Привязаность ребенка к матери. Типы характера матерей. Влияние "фактора матери" на ребенка. Роль семьи в воспитании ребенка. Типы взаимоотношения в семье. Типы характера матерей.

    научная работа , добавлен 24.02.2007

    Задачи психологического консультирования детей-инвалидов. Совет матери, как справиться с проблемой инвалидности ребенка. Роль социальных педагогов-психологов в психологической помощи матери, имеющей ребенка с ограниченными умственными возможностями.

    реферат , добавлен 05.07.2010

    Особенности развития органов чувств, условных рефлексов ребенка. Роль матери для формирования здоровой психики младенца. Анализ влияния общения между взрослым и ребенком на его физическое и психическое развитие. Изучение познавательной деятельности детей.

    курсовая работа , добавлен 21.03.2016

    Общение как один из важнейших факторов общего психического развития ребенка. Сенсорные способности плода. Эмоциональное общение ребенка и матери. Этапы процесса становления у детей первой функции речи. Потребность в общении ребенка со взрослыми.

    реферат , добавлен 17.01.2012

    Рождение ребенка с нарушениями развития - сильный травмирующий фактор для всей семьи. Нарушении адаптации к сложившейся ситуации, связанной с рождением больного ребенка: депрессии, невротические и психопатические реакции, искажение родительских установок.

    реферат , добавлен 24.02.2011

    Функция матери с эволюционной точки зрения. Содержание и особенности отношений между матерью и младенцем. Проблема установления контактов младенца с отцом. Социально-психологические модели отцовства. Влияние семьи на развитие ребенка в раннем возрасте.

Семейная микросреда, та тонкая система отношений, которая складывается у ребёнка с окружающими его родными, близкими продолжает оставаться значимым фактором психологического здоровья и в раннем возрасте.

Прежде всего, в системе «мать - ребёнок». Конечно, имеются свои нюансы в отношении каждой матери к своему ребёнку, но, вместе с тем, есть основания говорить и об определенных типах материнского отношения. Некоторые из них уже выявлены и описаны.

В числе таковых следующие четыре типа матерей , различающиеся преимущественно чувствительностью к потребностям своего дитя, теплотой, естественностью чувств, проявляемых при уходе за ним, характером предъявляемых ребёнку требований.

Матерям первого типа свойственны легкость и органичность приспособления к потребностям ребёнка, поддерживающее, разрешающее поведение. Они терпеливо относятся к потребностям и особенностям своего малыша, не навязывают ему свои требования (не пытаются, например, рано приучать ребёнка к туалету, а терпеливо ждут, когда тот сам «дозреет» и т.п.).

Для матерей второго типа характерно сознательное стремление приспособиться к потребностям ребёнка; склонность к доминированию, нередко влекущая за собой напряженность в общении с малышом.

Матери третьего типа не проявляют большого интереса к своему ребёнку. В отношениях к нему отсутствует естественность, теплота. Их материнство основывается преимущественно на чувстве долга. Характерен жесткий контроль за поведением малыша, частые замечания в его адрес.

Матерей четвёртого типа отличает низкий уровень чувствительности к потребностям своего ребёнка, их понимания; предъявляемые ими требования к малышу отличаются противоречивостью, часто не учитывают его возрастные особенности, возможности; их воздействия по отношению к малышу характеризуются непоследовательностью (С. Броди).

Оказалось: риск для здоровья малыша представляют последние типы материнского отношения, и прежде всего - четвертый.

Повышенная тревожность, чувство беззащитности, ощущение нестабильности у ребёнка - характерные «плоды» этого типа материнского отношения, предвестники дискомфорта как физического, так и психического. Неблагоприятен для здоровья и третий тип отношения матери к своему малышу - при нем нередко у последнего возникает чувство опасности, а впоследствии - апатия, депрессия, низкий уровень поисковой активности.

Чрезмерное ограничение свободы ребёнка , его самостоятельности с одной стороны, и материнская гиперопека с другой, также в этот период выступают факторами риска психологического здоровья малыша . Замечено: дети, которых слишком часто подвергали наказаниям и ограничениям, вырастают часто пассивными, зависимыми, покорными. Что касается гиперопеки, то она проявляется чаще всего в чрезмерной близости с ребёнком, избыточном продлении периода ухода за ним «как за маленьким», подавлении независимого поведения малыша. Такое отношение к ребёнку, нередко наблюдаемой со стороны тревожной матери, тормозит, блокирует проявление «самости» малыша. Кроме того, у них впоследствии возникают трудности общения с другими детьми, в адаптации к новой обстановке, к детскому саду, а впоследствии - школе.