Развитие социально коммуникативной деятельности детей. Развитие коммуникативных навыков дошкольников

Содержание статьи:

Социально-коммуникативное развитие дошкольников представляет собой один из самых важных аспектов воспитания, без которого не представляется возможным сформировать всестороннюю личность крохи в дальнейшей жизни. О задачах социально-коммуникативного развития и способах и методике их решения расскажет данная статья.

Значение развития коммуникативных навыков у детей

Любой маленький ребенок обладает любопытной натурой и стремится всевозможными способами получить новый для себя опыт и исследовать окружающий мир. Особенно активно любопытство ребенка проявляется в первые годы жизни. Чем старше становится малыш, тем больше он попадает под влияние внешних факторов, например, воспитание родителей, воздействие окружающей среды, влияние детского сада и т. д. В таких условиях малыш может остаться таким же непосредственным и продолжить с интересом познавать окружающий мир и контактировать со взрослыми. Но иногда ребенок не может построить отношения со своими друзьями и ставится неспособным производить даже простые коммуникативные действия.

Четко проследить данную проблему можно проанализировав поведение тех малышей, которые в двух-трехлетнем возрасте предпочитают общение современные гаджеты и видеоигры. Они легко могут проигнорировать прогулку на улицу и остаться дома, смотреть мультфильмы. Такая модель поведения препятствует развитию коммуникативных навыков, что постепенно приводит к недостатку общения со сверстниками и последующим трудностям в жизни и социализации.

Конечным результатом такой ситуации является первоклассник, который отправляясь в школу, совершенно не может выстраивать коммуникативные отношения со сверстниками и взрослыми. Такой асоциальный ребенок тяжело подбирает тему для разговора, не знает чем занять себя в присутствии посторонних, а одноклассников он воспринимает как чужих людей. В такой ситуации первоклассник может еще больше замкнуться в себе и полностью отдалиться от окружающих. Зачастую педагоги не разбираются в первопричине такого ненормального поведения своего ученика, и ставят на него «клеймо» ребенка-одиночки, так как он не умеет общаться и дружить.

Однако, важно понимать, что проблема заключается не в самом ребенке, а в том, что взрослые его показали личным примером, как строить коммуникативные связи со своими сверстниками. Так как кроха не знает как ему разговаривать с окружающими, он либо отдаляется от всех, либо создает конфликтные ситуации.

Задачи социально-коммуникативного развития

Социально-коммуникативное развитие дошкольников является систематическим процессом, конечным результатом которого является формирование у ребенка навыков строить и поддерживать разговоры и отношения со сверстниками и взрослыми.

Результатом успешного социально-коммуникативного ребенка дошкольного возраста является эффективный процесс социализации в обществе. Достигнуть такого результата можно с помощью правильно определенных задач, среди которых можно выделить следующее:

Понимание и принятие элементарных норм морали и общепринятых ценностей.

Оказание помощи малышу усвоить главные правила построения общения с ребятами своего возраста и с более старшими окружающими людьми.

Приучать малыша принимать самостоятельные адекватные решения и делать собственный выбор.

Оказание помощи в процессе осваивания ребенком главных эмоциональных компонентов общения, таких как добродушие, милосердие, отзывчивость, эмпатия.

Прививать крохе уважительное отношение к своим сверстникам, родителям, семье и окружающему обществу.

Формировать у малыша позитивное отношение к творческой и трудовой виам деятельности.

Развивать ребенка так, чтобы он в любой момент был готов к труду или отдыху в обществе родителей или других людей.

Развивать у крохи чувство самосохранения и вырабатывать у него навыки безопасного поведения во всех жизненных сферах - в домашней обстановке, в общественных местах или на природе.

Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста

Игровые методики работы с детьми являются незаменимыми помощниками родителей и педагогов в процессе формирования коммуникативных навыков у детей 6-7 лет и более раннего возраста. Дети дошкольного возраста воспринимают игру, как ведущий процесс познавательной деятельности, а неотъемлемой частью игровой ситуации является общение со сверстниками и взрослыми.

Игры для коммуникативного развития детей

Игровые моменты дают ребенку возможность ощутить значимость восприятия общения с окружающими, а создание конкретных условий способствует вести диалог с другими игроками и искать адекватную модель поведения.

Ребята дошкольного возраста в ходе игровых моментов активно проявляют свои эмоции и ищут способы решения поставленной в игре задачи. Это результативно формирует коммуникативные умения.

Игра коммуникативного характера представляет собой совместную деятельность детей и взрослых, в процессе которой происходит взаимное сотрудничество и ребята ищут способ самовыражения. Важно, чтобы обе стороны, участвующие в игре, находились в равных условиях, поэтому взрослым необходимо учитывать возрастные особенности и интересы дошкольников.

Играя в коммуникативные игры, малыши радуются вниманию взрослых, а именно уважительному отношению с их стороны и подчеркиванию достоинств ребенка. Благодаря этому повышается самооценка крохи, он становится уверенным в себе и учится любить и принимать себя таким, каков он есть. Еще одно преимущество игр такого направления состоит в том, что они учатся выражать свои эмоции и чувства, а также понимать других.

Детям в раннем возрасте (до трех лет) можно предлагать игры сюжетно-ролевого характера различных тематик, например, в магазин, в больницу, в дочки-матери и др. Стоит отметить, что в такие игры должны проходить с обязательным участием взрослого - воспитателя детского сада, одного из родителей или дедушка, бабушка. Это связано с тем, что в игровом процессе взрослый должен личным примером показать малышу модель поведения, как завести и развить дальше разговор, как попросить желаемое или вежливо отказать.

В возрасте трех-пяти лет ребенку больше подойдут игры, в которых нужно проявлять те или иные эмоции и чувства. Благодаря таким играм малыш учится выражать свои собственные переживания, а также определять эмоциональное состояние других людей. Взрослый может попросить кроху нарисовать свои чувства или изобразить его с помощью мимики и жестов, другие участники игры должны разгадать передаваемую эмоцию и отреагировать на нее.

Примеры коммуникативных игр

Дружелюбные водоросли

Цель: освобождение от барьеров в общении, развивать целеустремленность, коммуникативность и социализироваться в обществе.

Участники игры (водоросли) становятся в круг, а один игрок остается вне круга. Затем игрок предпринимает попытки проникнуть в круг - просит водоросли, чтобы они его пропустили. Водоросли становятся добрыми и пропускают игрока в круг, если им понравилось, как их просили, но могут и не пропустить, если просьбы им не понравились.

Волшебные слова

Цель: формировать уважительные отношения с собеседниками, прививать привычку использовать слова в общении.

Игроки становятся в круг и по очереди бросают друг другу мяч. Ребенок, который поймал мяч должен назвать одно из слов приветствия, благодарности, извинения или прощания.

Непостоянные ручки

Цель: развивать навык выражать собственные эмоции и понимать эмоции других людей.

Дети разбиваются на пары и садятся друг с другом на небольшом расстоянии. Ведущий завязывает всем детям глаза и задает условие игры:

Закройте глаза, протяните руки навстречу друг другу, познакомьтесь руками, постарайтесь получше узнать своего соседа, опустите руки;

Снова вытяните руки вперед, найдите руки соседа, ваши руки ссорятся, опустите руки;

Ваши руки снова ищут друг друга, они хотят помириться, ваши руки мирятся, они просят прощения, вы расстаетесь друзьями.

Коврик примирения

Цель: Развивать коммуникативные навыки и умение разрешать конфликты.

Придя с прогулки, воспитатель сообщает детям, что два мальчика сегодня поссорились на улице. Приглашает противников присесть друг против друга на «Коврик примирения», чтобы выяснить причину раздора и найти путь мирного решения проблемы. Эта игра используется и при обсуждении «Как поделить игрушку».

Какие практические методы развития социально-коммуникативных навыков можно использовать в работе рассказано в видео:

Методические разработки

«Социально-коммуникативное развитие дошкольников в рамках реализации ФГОС ДО»

Калининский район
Введение

Проблема социально-личностного развития ребёнка дошкольного возраста в процессе его взаимодействия с окружающим миром становится особенно актуальной на современном этапе, поскольку основные структуры личности закладываются в дошкольный период детства, что, в свою очередь, возлагает на семью и дошкольное учреждение особую ответственность за воспитание необходимых личностных качеств у детей.

Современным дошкольникам интересен не только мир предметов и игрушек, дети хотят узнать многое о человеке, окружающем мире, природе, они живут в мире, в котором компьютеризированы многие стороны жизни человека, использование компьютера расширяет возможности интеллектуального развития ребёнка, создаёт условия для обогащения его кругозора. Современные дошкольники стали более раскованными, раскрепощёнными, открытыми, самостоятельными, инициативными, у них появляется чувство свободы и независимости.

В ФГОС предусматривается развитие дошкольников по усвоению норм и ценностей, принятых в обществе , включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания; формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками; формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и сообществу детей и взрослых.

Педагоги дошкольных образовательных учреждений обеспокоены изменениями в нравственном, социально-коммуникативном развитии дошкольников, их поведении. Современные дети с трудом усваивают те или иные нравственные нормы, они стали более эгоистичными, капризными, избалованными, зачастую неуправляемыми. Как следствие, манипулирование родителями, трудности в общении и взаимодействии с взрослыми и сверстниками, это обусловлено комплексом социально-психологических проблем (агрессивностью, застенчивостью, гиперактивностью, пассивностью ребёнка).

Организация: МБДОУ № 101

Населенный пункт: Мурманская область, г. Мурманск

В настоящее время особое внимание уделяется проблеме социально-коммуникативного развития и воспитания дошкольников, являющейся одним из компонентов проекта Федерального государственного образовательного стандарта по дошкольному образованию.

Проблема приобщения к социальному миру всегда была и ныне остаётся одной из ведущих в процессе формирования личности ребёнка. Исторический анализ убеждает в необходимости оказания ребёнку квалифицированной помощи в сложном процессе вхождения в мир людей.

Что такое социально-коммуникативное развитие? Это комплексный процесс, во время которого ребенок усваивает ценности, традиции, культуру общества или сообщества, в котором ему предстоит жить.

Это развитие положительного отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру, развитие коммуникативной и социальной компетентности детей. Важнейшей основой полноценного социально-коммуникатвного развития ребенка является его положительное самоощущение: уверенность в своих возможностях, в том, что он хороший, его любят.

Актуальность данной темы связана с процессами, происходящими в современном обществе. Жизнь выдвигает перед теорией и практикой образования и воспитания, крометрадиционных вопросов - чему и как учить в современных условиях, приоритетнуюпроблему: как сформировать человека, который отвечал бы требованиям общества нанынешнем этапе исторического развития. Вот почему сегодня мы обращаемся кличности ребёнка, анализу процессов, влияющих на её формирование.

Современное общество требует инициативных молодых людей, способныхнайти "себя" и своё место в жизни, восстановить русскую духовную культуру,нравственно стойких, социально адаптированных, способных к саморазвитию инепрерывному самосовершенствованию. Основные структуры личностизакладываются в первые годы жизни, а значит, на семью и дошкольные учреждениявозлагается особая ответственность по воспитанию таких качеств у подрастающегопоколения.

В связи с этим проблема социально-коммуниктаивного развития - развития ребёнка вовзаимодействии с окружающим его миром - становится особо актуальной на данномсовременном этапе.

Этот факт находит отражение в основных федеральных документах: ФГОСДОО, закон РФ «Об образовании», в «Конвенции о правах ребенка».

Являясь приоритетным, социально-коммуникативное развитие детейвыводится сегодня в ранг стратегических направлений обновления российскогообразования, в том числе дошкольного, и непосредственно связано не только спедагогикой, но и психологией, изучающей влияние социальной среды на развитиеличности ребёнка.

Таким образом, целью нашей психолого-педагогической деятельности является - стимулирование социально-коммуникативного развития дошкольников через игровую деятельность в условиях реализации ФГОС ДО.

Встает вопрос – какие задачи необходимо поставить перед коллективом ДОУ и родителями, чтобы стимулировать социально-коммуникативное развитие детей?

Это следующие задачи :

  • освоение первоначальных представлений социального характера и включения детей в систему социальных отношений;
  • развитие самосознания детей;
  • создание условий для развития у детей культурно-личностных отношений в процессе взаимодействия со сверстниками и взрослыми;
  • развитие коммуникативной компетентности;
  • формирование адекватной самооценки и положительного отношения к окружающим людям;
  • развитие игровой деятельности у детей.

Предметом психолого-педагогической работы сталосоциально-коммуникативное развитие дошкольников.

Объектом психолого-педагогической работы явилисьдети дошкольного возраста.

Участники психолого-педагогической деятельности:дети, педагог-психолог, воспитатели, специалисты, родители.

Мы выделяем следующие этапы реализации психолого-педагогической деятельности:

  • Подготовительный этап. Проведение первичной диагностикисоциально-личностной и познавательно-речевой сфер, составление плана работы.
  • Основной этап. Проведение коррекционно-развивающей образовательной деятельности.
  • Заключительный этап. Итоговая диагностика. Анализ проведенной работы.

В предполагаемом результате мы ориентируемся на целевые ориентиры по ФГОС:

На инициативностьи самостоятельность ребенкав разных видах деятельности – игре, общении, конструировании и др.

Уверенность ребенка в своих силах, открытость внешнему миру, положительно отношение к себе и к другим. Активное взаимодействие со сверстниками и взрослыми, участие в совместных играх. Способность договариваться, учитывать интересы и чувства других.

Владение ребенка различными формами и видами игры. Понимание устной речи и возможность выражать свои мысли и желания.

Исходя из этого, ожидаемый результат психологического сопровождения социально-коммуникативного развития:

  • -развитие положительного отношения ребёнка к себе, другим людям, окружающему миру;
  • создание условий для формирования у ребёнка положительного самоощущения – уверенности в своих возможностях, в том, что он хороший, что его любят;
  • формирование у ребёнка чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод (право иметь собственное мнение, выбирать друзей, игрушки, виды деятельности, иметь личные вещи, по собственному усмотрению использовать личное время);
  • воспитание положительного отношения ребёнка к окружающим людям – уважения и терпимости к детям и взрослым независимо от социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, вероисповедания, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия; уважения к чувству собственного достоинства других людей, их мнениям, желаниям, взглядам;
  • приобщение детей к ценностям сотрудничества с другими людьми: оказание помощи при осознании необходимости людей друг в друге, планировании совместной работы, соподчинении и контроле своих желаний, согласовании с партнёрами по деятельности мнений и действий;
  • развитие у детей чувства ответственности за другого человека, общее дело, данное слово;
  • формирование коммуникативной компетентности ребёнка – развитие коммуникативных умений и навыков, связной речи и лексико-грамматических категорий;
  • формирование у детей социальных навыков: освоение различных способов разрешения конфликтных ситуаций, умений договариваться, соблюдать очерёдность, устанавливать новые контакты.

На подготовительном этапе производилось исследование уровня развития самосознания, самооценки и социометрического статуса у воспитанников 4-7 лет («Изучение детского самосознания и половозрастной идентификации», Белопольская Н.Л., «Изучение особенностей самооценки и соотношения реального Я и идеального Я» («Лесенка») Нижегородцева Н.В., «Изучение социальных эмоций», пособие «Диагностика развития и воспитания дошкольников в Образовательной системе «Школа 2100». Корепанова М.В., Харлампова Е.В., 2005 г., Исследование социометрии межличностных отношений в группе детей 4-7 лет, Методика: «Выбор в действии».,«Изучение коммуникативных навыков», Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина.,Сбор информации об индивидуальных личностных особенностяхвоспитанников методом наблюдения, Корепанова М.В., Харлампова Е.В.)

Следующей ступенью технологии сопровождения социально-коммуникативного развития детей является основной этап.

На этом этапе проводится групповая коррекционно-развивающая работа с детьми по программе социально-личностного развития «Познаю себя», Авторы: Корепанова М.В., Харлампова Е.В. 2007 г.

Также используются материалы пособия «Давай познакомимся !» Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4-6 лет. Пазухина И.А., 2004 г.

По запросу и необходимости проводится индивидуальная коррекционно-развивающая работа (коррекция социально-эмоциональных нарушений) с использованием коммуникативно-речевых игр и арт-технологий.

Программа «Познаю себя»рассматривается нами в первую очередькак психолого-педагогическоесопровождение процесса развитияребенка . Осваивая опыт предметно-практической деятельности, дошкольникучится «прислушиваться» к своим ощущениям, чувствам, мыслям; учитсяоценивать результативность этой деятельности с точки зрении удовлетворениясобственных потребностей и пользыдля окружающих. Знания становятсяне самоцелью, а условием личностногоразвития. Важность их заключается нев их накоплении, а в возможности с ихпомощью решать жизненные задачи.

Механизм функционирования психолого-педагогического сопровождениябазируется на эмоционально-чувственном восприятии ребенком жизни (на важность развития эмоциональнойсферы в дошкольном возрастенеоднократно указывал Л.С. Выготский), на егоприродной потребности в познании себя, окружающего предметного и социального мира, на поиске в нем своего достойного места.

Большое влияние на формированиеобраза мира дошкольника, обогащениепредставлений о собственном «Я» каксубъекте деятельности и отношенийоказывает среда, окружающая ребенка в дошкольном учреждении .

1. Среда, созданная для ребенкавзрослыми (в соответствии с требованиями образовательной программы).

2. Среда как часть «Я» ребенка («то,что меня согревает»). Содержаниеее определяется предметами и игрушками, которые ребенок приносит издома.

3. Среда как компонент детской субкультуры отражает стремление ипотребности детей в динамичном характере среды, ее преобразовании в соответствии с требованиями игровой, психоэмоциональной ситуации.

Основой построения программы является ее ориентация на природнуюлюбознательность дошкольника , втом числе на интерес ребенка к себе ,восприятие себя сверстниками ивзрослыми, поиск своего места в системесоциальных отношений, окружающем мире.

Программа адресована детям средней и старшей групп. Для малышей рекомендуется использовать отдельные игры и упражнения из разделадля средней группы, по усмотрению педагога. Мы исходим из особенностей младшего дошкольного возраста.В раннем детстве малышам еще нелегкораспознавать свои чувства и ощущения, рассказывать о них. И все жеэлементарный опыт, которым уже располагает младший дошкольник, позволяет ему понимать чувство обиды, радости, страха, которые он испытывает сами окружающие его сверстники. Ребенку в этом возрасте свойственно выражать свои чувства либо в улыбке, радостном смехе, либо, наоборот, в громкомплаче, в котором может крыться истрах, и обида, и боль. Поэтому хорошо,когда взрослый находится в эти минуты рядом с ребенком, помогает ему избавиться от негативных переживаний исоздает хорошее настроение.

Процесс социально-личностного развития дошкольников включает различные виды деятельности: исследовательскую, предметную, изобразительную и так далее.

В нашем проекте приоритетным направлением является игровая и коммуникативная деятельность воспитанников. Игра дает ребенку доступные для него способы моделирования окружающей жизни, которые делают возможным освоение трудно досягаемой для него действительности (А.Н. Леонтьев). В играх ребенка отражаются наиболее значимые события, по ним можно проследить, что волнует общество, какие идеалы формируются у детей. Отражая в игре события окружающего мира, дошкольник как бы становится их участником, знакомится с миром, действуя активно. Он искренне переживает все то, что воображает в игре. А совместная деятельность со взрослым является своего рода школой передачи социального опыта.

Остальные виды деятельности также вносит свой вклад в процесс социализации личности в соответствии со своей спецификой и потому используются нами во взаимосвязи друг с другом.

А сейчас обратим внимание на конкретные задачи по социально-коммуникативномуразвитию дошкольников для каждого возраста , решаемые на основном этапе психолого-педагогической деятельности.

В младшем дошкольном возрастеставятся следующие задачи: развивать у детей доброжелательноеотношение к близким людям; пробуждать эмоциональную отзывчивость на состояниеблизких людей, сверстников, героев сказок и др.; помогать осваивать способывзаимодействия со взрослыми и сверстниками в игре, в повседневном общении;приучать к выполнению элементарных правил поведения; развивать умениепередавать разные эмоциональные состояния в играх, сопереживать настроениюсверстников; обогащать представления детей о людях (внешнем виде, половыхразличиях и др.), о семье.

В среднем дошкольном возрасте задачи - развивать у дошкольников умение понимать настроения и чувства окружающих людей, проявлять к ним доброжелательное отношение, стремиться кобщению и взаимодействию; расширять представления об окружающем мире; учитьориентироваться в правилах и нормах культуры поведения и общения; развиватьэмоциональную отзывчивость.

В старшем дошкольном возрасте - обогащать представления о людях, ихвзаимоотношениях, эмоциональных и физических состояниях; учить «прочитывать»эмоции в мимике, жестах, интонации; побуждать к активному проявлениюэмоциональной отзывчивости (пожалеть, утешить, угостить и др.); воспитыватькультуру поведения и общения; углублять представления о семье, родственныхотношениях; активно выражать доброе отношение к близким; знакомить с формамиприветствия, прощания, выражения признательности, обращения с просьбой;развивать самоконтроль над своими действиями; углублять представления о себе,своём организме, личностных качествах, возможностях, достижениях; развиватьчувство самоуважения, собственного достоинства; направлять сознание, чувства идействия детей на совершение гуманных и справедливых поступков.

При проведении групповой развивающей работы с воспитанниками, основными формами НОД являются: игры (коммуникативные, сюжетно-ролевые, театрализованные, дидактические),этюды, тренинговое упражнение,беседа, наблюдение, педагогическая ситуация, слушание музыки, рисование, релаксационная гимнастика, чтениехудожественных произведений с последующим анализом.

А во время проведения индивидуальной коррекционно-развивающей работы с детьми (коррекция социально-эмоциональных нарушений по запросу) используется игротерапия, арт-терапия, тренинговые упражнения, психорегулирующие тренировки с целью развития навыков самоконтроля поведения и смягчения эмоционального напряжения.

Решение задач данного курса невозможно без активного участия родителей. Рабочую тетрадь, представленную в форме дневника, которая называется «Это Я», дети заполняют нетолько в процессе НОД, но и дома,вместе с родителями. Затем в формеиндивидуальных или групповых беседихсодержание обсуждается вдетском саду. Материал, содержащийся в рабочей тетради, дополняет содержание курса «Познаю себя», представленного в методических рекомендациях. Это позволяет ребенку получить более полные и разносторонниезнания о самом себе. Важно, чтобыпроцесс работы с дневником сопровождался общением ребенка и взрослого.

По теме «Особенности развитие самосознания детей» с родителями проводятся консультации (групповые и индивидуальные).

По теме «» с родителями проводится обучающий тренинг«Как общаться с маленьким манипулятором», деловая игра «Поощрение и наказание: что важнее?», консультации в клубе заботливых родителей «Как развивать навыки общения у ребенка», «От природы каждый ребенок одаренный..», «Особенности воспитания девочек и мальчиков».

По теме «с родителями проводитсяпрактикум «Какой стиль воспитания выбрать?», обучающий тренинг «Как сформировать адекватную самооценку у ребенка?», консультации в клубе заботливых родителей «В мире детских эмоций», «Детский эгоизм», «Проблемы межличностных отношений детей».

По теме «Социально-коммуниктаивное развитие детей дошкольного возраста (3-7лет)» с родителями проводятся консультации в клубе заботливых родителей (групповые и индивидуальные) на темы: «Детство – это очень важно», «Как развивать навыки самоконтроля у детей?», «Детская ложь или фантазия?»

Большую роль в успешном социально-коммуникативном развитии дошкольников играет коллектив единомышленников, который формируется из администрации детского сада, воспитателей, педагога-психолога, учителя-логопеда, музыкальных руководителей.

Воспитатели формируют у детей представления о социуме, самом себе, окружающих людях, природе и рукотворном мире, воспитывают социальные чувства, активную жизненную позицию. Музыкальные руководители помогают в создании утренников, драматизаций, в развитии у детей культурно-личностных отношений посредством включения в театрализованную деятельность. Учитель-логопед участвует в социализации личности ребенка с помощью развития связной речи, активного словаря, лексико-грамматических категорий.Педагог-психолог ведёт работу с детьми поознакомлению с эмоциями, овладению языком эмоций,формированию уверенности в себе, развитию социальных навыков, коррекции эмоционально-личностных нарушений.

Стимулирование социально-личностного развития детей невозможно без детального и углубленного изучения вопроса воспитателями и специалистами ДОУ.

С педагогами проводятся групповые и индивидуальные консультации по теме «Особенности сопровождения развитие самосознания детей».

По вопросу «Развитие коммуникативной компетентности у детей » с педагогами проводится обучающий тренинг «Эффективное взаимодействие с детьми», также тренинговое занятие личностного роста, консультации «Развитие навыков общения у детей», «Профилактика детских конфликтов».

По теме «Формирование адекватной самооценки и положительного отношения к окружающим людям у детей» с воспитателями проводится практикум «Особые дети. Какие они?», тренинговое занятие «Взаимодействие с застенчивыми (тревожными, агрессивными, гиперактивными) детьми».

По теме «Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста (3-7 лет)» с воспитателями проводятся консультации (групповые и индивидуальные) «Игры, развивающие самопознание, релаксационные игры и упражнения», «Кризисы в личностном развитии ребенка», «Детская инициатива как условие развития игровой деятельности».

Анализируя опыт психолого-педагогического сопровождения социально-коммуникативного развития дошкольников в ДОУ № 101 можно сделать следующие выводы :

  • социально-коммуникативное развитие детейвыводится сегодня в ранг стратегических направлений обновления российского образования;
  • дошкольный возраст - сенситивный период в социальном развитии человека;
  • технологии сопровождения социально-коммуникативного развития включает подготовительный (диагностический), основной (коррекционно-развивающий) и заключительный (диагностико-аналитический) этапы;
  • игровая деятельность в процессе социально-коммуникативного развития является приоритетной, так как игра дает ребенку доступные для него способы моделирования окружающей жизни, усвоения образцов поведения.
  • Комплексное взаимодействие педагогов, специалистов и родителей способствует повышению уровня психологической компетентности участников педагогического процесса и благоприятно воздействует на детей.
  • В результате психологического сопровождения социально-коммуникативного развития детей наблюдается тенденция увеличения количества воспитанников с высоким уровнем развития самосознания и самооценки, а также коммуникативных навыков. Отмечается оптимальный уровень психологического комфорта в детском коллективе ДОУ.

Таким образом, созданная модель стимулирования социально-коммуникативного развития дошкольников через игровую деятельность в условиях реализации ФГОС ДОО является эффективной и способствует динамике развития эмоционально-личностной сферы у дошкольников.

Список литературы.

  1. Бабунова Т.М. Дошкольная педагогика – педагогика развития. Магнитогорск, 2004.
  2. Корепанова М.В., Харлампова Е.В. Познаю себя. Методические рекомендации к программе социально-личностного развития детей дошкольного возраста. М., 2007.
  3. Корепанова М.В., Харлампова Е.В. Диагностика развития и воспитания дошкольников в Образовательной системе «Школа 2100». М., 2005.
  4. Пазухина И.А. Давай познакомимся! Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4-6 лет. СПб, 2004.
  5. Ветрова В.В. Уроки психологического здоровья. М., 2000.
  6. Клюева Н.В., Филиппова Ю.В. Общение детей 5-7 лет. Ярославль, 2001.
  7. Психологические технологии. Журнал «Обруч». № 3. 2002.
  8. Калинина Р.Р. Тренинг развития личности дошкольника. СПб., 2001.
  9. Кряжева Н.Л. Мир детских эмоций. Дети 5-7 лет. Ярославль, 2000.
  10. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Практикум по креативной терапии. СПб., 2003.
  11. Собкин В.С., Скобельницина К.Н., Иванова А.И. и др. Социология дошкольного детства. Труды по социологии образования. Т. XVII, Вып.XXIX. – М.: Институт социологии образования РАО, 2013.

Методическая разработка.Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста.

Федеральный государственный образовательный стандарт выделяет 5 направлений развития и образования детей:

1.социально коммуникативное развитие;

2.познавательное развитие;

3.речевое развитие;

4.художественно эстетическое развитие;

5.физическое развитие.

В Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования вводится понятие об образовательной области «социально-коммуникативное развитие дошкольников». Результаты освоения программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования - социально-нормативных возрастных характеристик возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования.

На экране вы видите задачи социально – коммуникативного развития дошкольников по ФГОС:

Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;

Развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками;

Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;

Развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации;

Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Педагоги дошкольных образовательных учреждений обеспокоены изменениями в нравственном, социально-коммуникативном развитии дошкольников, их поведении. Современные дети с трудом усваивают те или иные нравственные нормы, они стали более эгоистичными, капризными, избалованными, зачастую неуправляемыми. Как следствие, манипулирование родителями, трудности в общении и взаимодействии с взрослыми и сверстниками, это обусловлено комплексом социально-психологических проблем (агрессивностью, застенчивостью, гиперактивностью, пассивностью ребёнка).

Анализируя проблемы современных дошкольников, можно выделить следующие типичные особенности:

несмотря на изменения в мире, обществе и семье, дошкольники остаются детьми, они любят играть (содержание игр изменилось, наряду с сюжетно-ролевыми играми дети выбирают компьютерные игры, игры с современными головоломками, конструкторами);

произошли существенные изменения в интеллектуальной сфере детей, они стали более информированы и любознательны, свободно ориентируются в современной технике, во взрослой жизни, чему способствует насыщенность среды в детском саду и дома;

отмечаются изменения в нравственном, социально-личностном развитии детей, в их поведении, общении.

Проблемы дошкольного детства вызываются и усугубляются в том числе неспособностью и неготовностью некоторых семей к созданию условий для гармоничной социализации ребёнка, ослаблением преемственных связей между семейным и дошкольным воспитанием.

Главная задача государства и общества по отношению к детям – обеспечение оптимальных условий для развития их индивидуальных способностей, возможности саморегуляции, формирование у ребёнка основ уважительного отношения к окружающим, умение общаться и взаимодействовать, приобщение к общечеловеческим ценностям. В настоящее время идёт интенсивное развитие дошкольного образования в разных направлениях: повышение интереса к личности ребёнка дошкольного возраста, его уникальности, развитию у него потенциальных возможностей и способностей.

Общение - одна из самых важных человеческих потребностей, основной способ жизни человека и условие его развития. Только в общении и в отношениях с другими людьми человек может почувствовать и понять самого себя, найти свое место в мире, социализироваться, стать социально ценной личностью. Коммуникация становится в современной жизни метадеятельностью, т.е. деятельностью, базовой для всех других видов человеческой деятельности, пронизывающей их и являющейся условием их успешной реализации. В связи с этим проблема социально-коммуникативного развития - развитие ребенка во взаимодействии с окружающим его миром, становится особо актуальной на современном этапе.

Коммуникативная компетентность - «способность к эффективному решению коммуникативных задач, определяющая индивидуально-психологические особенности личности и обеспечивающая эффективность ее общения и взаимодействия с другими людьми» (Л.А. Петровская).

К элементам эффективного общения относят следующие:

Желание вступать в контакт с окружающими;

Умение организовывать общение - слушать собеседника, эмоционально сопереживать, решать конфликтные ситуации;

Знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими.

Специалисты всё чаще выражают озабоченность увеличением числа дошкольников с трудностями в обучении, отмечают низкий уровень их коммуникативного и познавательного развития, недостаточную произвольность поведения, эмоциональную неуравновешенность, сложности в налаживании отношений со сверстниками и взрослыми, слабо развитую речь и т.д.. При этом имеются в виду дети с сохранным интеллектом, нормальными потенциальными возможностями, но по разным причинам отстающие в развитии от сверстников.

Именно они вызывают особую тревогу у работников образования и внимательных родителей. И это правильно, потому что такие препятствия дети сами, без специального психолого-педагогического сопровождения, преодолеть не в состоянии. Им надо помогать.

Задача современного дошкольного образовательного учреждения состоит в том, чтобы из его стен вышли воспитанники не только с определённым запасом знаний, умений и навыков, но и люди самостоятельные, обладающие определённым набором нравственных качеств, необходимых для дальнейшей жизни, усвоения общественных, этических норм поведения, ненасильственного взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

На экране вы видите формы деятельности по социально – коммуникативному развитию дошкольников групповые, подгрупповые и индивидуальные, которые проводятся в непосредственной образовательной деятельности (НОД) в режиме дня и в самостоятельной деятельности детей.

Формы образовательной деятельности по социально-коммуникативному развитию дошкольников

Формы организации деятельности детей

групповые

подгрупповые

индивидуальные

подгрупповые

Образовательная деятельность в режиме дня

Самостоятельная деятельность детей

Интегрированные занятия;

Игровые ситуации, игры с правилами,дидактические (словесные, настольно-печатные), подвижные, народные, творческие игры (сюжетные, сюжетно-ролевые, театрализованные, конструктивные);

Беседы, речевые ситуации, составление рассказов и сказок, творческие пересказы, отгадывание загадок, ситуативные разговоры, ситуации морального выбора, речевые тренинги, совместные с взрослыми проекты и др.

Индивидуальные и совместные творческие (сюжетно-ролевые, театрализованные, режиссерские) игры; все виды самостоятельной деятельности, предполагающие общение со сверстниками; выполнение самостоятельных трудовых операций в природе, хозяйственно-бытовой труд; самостоятельная деятельность в уголках уединения, зонированных сюжетных уголках, уголке ряжения, театральном уголке, автогородке;

Самостоятельное декламирование детьми коротких стихотворений, рассказывание сказок и историй, рассматривание книг и журналов; изготовление поделок, конструирование, раскрашивание; развивающие настольно-печатные игры, автодидактические игры (пазлы, рамки-вкладыши, парные картинки); простейшие опыты и эксперименты; самостоятельная деятельность в сенсорном уголке, уголке книги, экологическом уголке, уголке песка и воды, детской лаборатории

Опыт работы дошкольных образовательных организаций показывает, что важно формировать у дошкольников умение строить взаимоотношения с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, обеспечить общее психическое развитие, формировать предпосылки учебной деятельности и качеств, необходимых для адаптации к школе и успешного обучения в начальных классах.

Деятельность педагогов по обеспечению необходимых условий для социально-коммуникативного развития детей включает:

    организацию предметно-пространственной среды;

    создание для детей ситуаций коммуникативной успешности;

    стимулирование коммуникативной деятельности детей, в том числе с использованием проблемных ситуаций;

    устранение у детей коммуникативных трудностей в сотрудничестве с педагогом-психологом и при поддержке родителей;

    мотивирование ребенка к выражению своих мыслей, чувств, эмоций, характерных черт персонажей при помощи вербальных и невербальных средств общения;

    о беспечение баланса между образовательной деятельностью под руководством педагога и самостоятельной деятельностью детей;

    моделирование игровых ситуаций, мотивирующих дошкольника к общению с взрослыми и сверстниками.

Реализация задач социально-коммуникативного развития дошкольников направлена на приобретение опыта в различных видах детской деятельности .

Игровая деятельность дает ребенку почувствовать себя равноправным членом общества. В игре у ребенка появляется уверенность в собственных силах, в способности получать реальный результат.

Исследовательская деятельность дает возможность ребенку самостоятельно находить решение, подтверждение или опровержение собственных представлений.

Изобразительная деятельность позволяет ребенку с помощью элементарного труда в процессе создания продуктов детского творчества на основе воображения и фантазии «вжиться» в мир взрослых, познать его и принять в нем участие.

Предметная деятельность удовлетворяет познавательные интересы ребенка в определенный период, помогает ориентировать в окружающем мире.

Познавательная деятельность обогащает опыт ребенка, стимулирует развитие познавательных интересов, рождает и закрепляет социальные чувства.

Коммуникативная деятельность (общение) объединяет взрослого и ребенка, удовлетворяет разнообразные потребности ребенка в эмоциональной близости с взрослым, в его поддержке и оценке.

Конструктивная деятельность дает возможность сформировать сложные мыслительные действия, творческое воображение, механизмы управления собственным поведением.

Проектная деятельность активизирует самостоятельную деятельность ребенка, обеспечивает объединение и интеграцию разных видов деятельности.

Каждый вид указанных и других видов совместной деятельности вносит свой особый вклад в процесс социально-коммуникативного развития дошкольников.

Специфика дошкольного возраста состоит в том, что социальное развитие ребёнка осуществляется под воздействием взрослого, который вводит ребёнка в социум. Ребёнок сотрудничает с компетентными взрослыми людьми, как член общества он включается в систему человеческих отношений, где происходит диалог личностей, ценностных установок. Освоение образцов и норм поведения, поиск правильных жизненных установок происходит у дошкольника во взаимодействии со сверстниками, воспитателями, родителями. Взрослые открывают детям будущее, выступают посредниками, соучастниками по отношению к деятельности детей, чтобы помочь детям в обретении собственного опыта.

Сетования педагогов по поводу недостаточного уровня речевого развития детей (особенно связной речи) можно слышать, пожалуй, чаще других. Они говорят о существенных трудностях, возникающих у части детей при составлении рассказов «из личного опыта», по картине и серии картин; пересказывании художественных произведений; выполнении творческих заданий на дополнение незавершенных историй и пр.

Однако за низким уровнем связной, монологической речи у дошкольников, отстающих в развитии от своих сверстников, очень часто скрывается более серьезная проблема, а именно – недостаточность коммуникативной деятельности, коммуникативного поведения в целом, где речь является лишь одним из средств, хотя и очень важным.

Решающее значение коммуникативной деятельности или общения для психического развития человека признается всеми. Тем не менее, представления о сущности трудностей в овладении ею, а тем более о практических методах и приемах работы по преодолению недостатков коммуникативного развития детей до сих пор остаются весьма размытыми, нечеткими, неконкретными. Поэтому практическая работа в данном направлении складывается по большей части стихийно, основывается более на педагогической интуиции, нежели на глубоком знании закономерностей развития коммуникативной деятельности в онтогенезе. Нередко задачи коммуникативного развития подменяются задачами развития речи, а точнее, обогащения её языковыми средствами (это касается пополнения словарного запаса, формирования словообразовательных навыков и т.д.), что достаточно слабо влияет на процесс развития коммуникативной функции речи и её содержательной стороны.

Конечно, большинство детей в ДОУ в коммуникативном отношении достаточно благополучны. Они способны налаживать контакты как со взрослыми, так и со сверстниками; умеют договариваться о совместных делах и играх; строят планы и пытаются их реализовывать и пр.; свободно выражают свои просьбы, делают сообщения, задают вопросы; в процессе общения используют различные коммуникативные средства – речевые, мимические, образно-жестовые. Их отличает живой интерес к собеседнику, которым для ребенка старшего дошкольного возраста становится сверстник.

В дошкольном возрасте происходит одно из важнейших «приобретений» ребенка в его коммуникативном развитии. Круг его общения расширяется. Помимо мира взрослых дошкольник «открывает» для себя мир сверстников. Он обнаруживает, что другие дети «такие же, как он». Это вовсе не означает, что он не видел, не замечал их раньше, но восприятие сверстника приобретает особое качество – осознанность. Происходит, как говорят психологи, идентификация себя со сверстниками («Он такой же, как я»), что коренным образом меняет отношение к нему. Если в раннем детстве ребенок существовал «рядом», параллельно со сверстником, то в дошкольном возрасте они попадают в общее коммуникативное пространство.

Всем известна, например, ситуация, когда дети ясельного возраста играют в песочнице: каждый со своим совочком, каждый со своим ведерком, просто мирно сосуществуют. Играющего рядом ребенка в качестве объекта взаимодействия они ещё не рассматривают. Но вдруг ведерко соседа привлекает внимание ребенка, он встает, направляется именно к ведерку, отбирает его у владельца и … спокойно начинает совочком насыпать туда песок.

В дошкольном возрасте дело обстоит уже иначе. Уже у младшего дошкольника сверстник вызывает живое любопытство и положительное эмоциональное отношение, становится весьма притягательным, воспринимается как объект взаимодействия. Конечно, самостоятельно наладить взаимодействие младшие дошкольники ещё не умеют, не знают, как это делается. Очень многое зависит от взрослого, от того, как он будет руководить этим процессом, научит ли своего малыша необходимым средствам привлечения внимания другого человека и т.д.

От взрослого зависит так же и то, как будет восприниматься сверстник – на положительной эмоциональной основе или на отрицательной. Но важно то, что уже с младшего дошкольного возраста ребенка не устраивает прежняя позиция «рядом». Он хочет быть «вместе» с детьми. Наряду с эмоциональными у детей постепенно формируются взаимные деловые, в среднем дошкольном возрасте и игровые формы взаимодействия. А в старшем - взаимодействие становится личностным.

Результатом взаимодействия со сверстниками является возникновение особых межличностных отношений, от качества которых зависит и социальный статус ребенка в детском сообществе, и уровень его эмоционального комфорта. Отношения между детьми динамичны, они развиваются, в старшем дошкольном возрасте становятся конкурентными, чему способствует осознание ребенком общественно значимых норм и правил. Так постепенно усложняется и обогащается коммуникативное поведение ребенка, формируются его новые формы. Интенсивно происходит социально-личностное становление дошкольника.

Коммуникативные потребности человека могут удовлетворяются различными способами. Среди них важнейшими являются жестовые, мимические, речевые, интонационные. К старшему дошкольному возрасту ведущим средством общения становится слово. Вместе с тем до конца дошкольного возраста неречевые способы коммуникации выполняют роль словесного сопровождения, дополнения, усиления содержания детской речи.

Коммуникативное поведение в процессе наблюдений за ребенком подвергается анализу по следующим параметрам:

Характеристика коммуникативной активности . Педагог обращает внимание, легко ли вступает ребенок в контакт со взрослыми и детьми, имеются ли существенные отличия в общении с близкими и чужими людьми, является ли ребенок инициатором общения, совместных игр, с удовольствием ли участвует в коллективных играх и пр.

Предпочитаемый адресат общения . Выявляют, направлен ли ребенок преимущественно на взрослого, либо на сверстника. Отмечают, занял ли сверстник ведущее положение по сравнению со взрослыми в поле восприятия дошкольника (начиная со среднего дошкольного возраста), имеется ли предпочтение сверстников (по эмоциональному, деловому, игровому, познавательному принципу).

Степень сформированности «схемы беседы».

Характеристика используемых в процессе общения неречевых средств. Проводят анализ неречевых коммуникативных средств (естественных и изобразительных жестов, мимических движений). Отмечают, используются ли они более активно при недостатке речевых средств.

Анализ речевых средств. Наблюдают за уровнем общей речевой активности ребенка. какие виды коммуникативных высказываний имеют наибольшую частотность, имеют ли вопросы познавательную направленность.

Опыт показал, что наиболее трудным для анализа коммуникативного поведения ребенка оказывается речевой параметр.

Надо отметить, что бедность словарного запаса не влияет фатально на качество коммуникативного поведения человека. Достаточно вспомнить Эллочку из «Двенадцати стульев», имеющую в активном словаре около 30 слов, но у которой никаких нарушений коммуникативного поведения не было.

Специальная работа по коррекции коммуникативного поведения дошкольников имеет три основных направления:

Первое направление реализуется по линии развития у ребенка осознания себя как субъекта общения и восприятия сверстника в качестве объекта взаимодействия. Другими словами, проводится специальная работа по формированию восприятия сверстника на положительной эмоциональной основе, развитию делового сотрудничества с ним и общих игровых интересов.

Второе направление состоит в развитии у ребенка способности воспринимать и использовать различные коммуникативные средства (визуальные, эмоционально-мимические, пантомимические, жестовые, словесные).

Третье направление обеспечивает формирование у детей социальных представлений, которые возникают не только в результате ознакомления детей с профессиями людей, нормами поведения но, главное, вычленения, осознания и воссоздания и игре различных видов социальных отношений.

Все эти направления обеспечивают:

    развитие социальной направленности детей и социального восприятия, восприятия сверстника на положительной эмоциональной основе в качестве объекта взаимодействия;

    повышение речевой активности и коммуникативной направленности речи детей (путем специального моделирования ситуаций общения, обучение использованию различных типов коммуникативных высказываний);

    овладение «схемой беседы»;

    развитие деловых и игровых мотивов взаимодействия со взрослыми и сверстниками, усвоение детьми способов невербального (неречевого) общения: овладение смысловым аспектом человеческой мимики, естественных и экспрессивных жестов («говорящих» рук), использование их в практике общения;

    развитие диалогической речи (в процессе специальных приемов «комментированного рисования», драматизации содержания готовых изображений (картинок, картин), имитационных движений и действий с воображаемыми объектами);

    развитие способности отражать коммуникативное содержание (отношения между людьми) в движении, схематическом рисунке, речи;

    развитие понимания мотивов поведения и характеров литературных персонажей (путем введения «внутренних монологов» и элементов драматизации);

    умение актуализировать в общении содержание своего собственного эмоционального, бытового, игрового, познавательного и межличностного опыта в качестве основного содержания коммуникативного тренинга;

    развитие языковой способности (компетентности);

    развитие речевого творчества;

    развитие связной речи.

Мы должны стремиться к тому, чтобы коммуникативные навыки детей дошкольного возраста ко времени поступления в школу совершенствовались, ребенок должен усвоить речевой этикет и способность поддержать разговор на любую тему, в пределах его понимания, логично и последовательно в диалоге и монологе. У детей должны быть сформированы элементарные способности домысливать события, умение владеть контекстной речью.

Следует помнить, что результаты коммуникативных навыков дошкольников зависят от профессионализма и желания взрослых и дают возможность легко усваивать школьную программу и стать успешными людьми во взрослой деятельности.

7. Efimov PP. The interactive training methods as a basis of innovation pedagogical technologies. Innovacionnye pedagogicheskie tekhnologii. Kazan": Buk, 2014. P. 286-290. .

8. Klimenko O.A. The influence of computerization on the educational process in higher educational institution. Voprosy sovremennojj pedagogiki. Ufa: Leto, 2013. P. 191-193. .

9. Kostels, M. The information age. Economics, society and culture. Gos. un-t. Vyssh. shk. ehkonomiki. M., 2000. P. 606. .

10. Lerner I.Y. The problems of a school book: XX century: the results: Collected Edition. M.: Prosveshhenie, 2004. P. 384. .

11. Lysenko A.V. Psychological and pedagogical conditions of professional and value priorities formation of a music teacher. Dis. ...Cand. Sci. (Education). Majjkop, 2005. P. 203. .

12. Maslou G. Motivation and personality. Saint Petersburg: Evrazija, 2001. P. 479. .

13. Pedagogics: Work book for students of pedagogical institutions: a tutorial. M., 1988. .

14. Philosophical encyclopedic dictionary. M.: INFRA, 2003. P. 576. .

15. Tsiulina M.V. Environmental approach in patriotic education. Molodojj uchenyjj. № 26. Vol. II. 2011. P. 158-164. .

16. Yakovlev E.V. The Pedagogical research: content and results. Cheljabinsk: RBIU, 2010. P. 316. .

аспирант, кафедра педагогики и психологии, Челябинский государственный педагогический университет г. Челябинск.

Information about the

Strel"nikov Anton Vadimovich, Post graduate student ,

The Department of Pedagogy and Psychology, Chelyabinsk State Pedagogical University, Chelyabinsk.

УДК 372 ББК 74.100

Л.В. Трубайчук

СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В статье рассматривается проблема социально-коммуникативного развития дошкольников, которая решается через организацию общения ребенка со значимым взрослым и сверстниками, в результате чего происходит освоение общественных норм и нравственных ценностей, формируется социальный и личностный опыт. Опираясь на исследования М.И. Лисиной, автор доказывает актуальность формирования в современных условиях модернизации дошкольного образования различных форм общения ребенка дошкольного возраста.

Ключевые слова: социально-коммуникативное развитие, коммуникативные умение, общение, ситуативно-личностное общение, ситуативно-деловое общение, внеситуативно-познавательное общение, внеситуативно-личностное общение.

SOCIO-COMMUNICATIVE DEVELOPMENT OF PRESHOOLERS

The article highlights the problem of social-communicative development in preschoolers, which can be solved through the organization of the child"s communication with a highly-reputed adult and peers and result in the development of social norms and moral values along with formation of social and personal experience. Taking M.I. Lisina"s research as a basis, author proves the importance of

various forms of communication of preschool children development in the context of preschool education modernization.

Key words, social and communicative development, communication skills, communication, situational and personal communication, situational-business communication, cognitive non-situational communication, non-situational-personal communication.

Федеральный государственный стандарт дошкольного образования выделяет одну из образовательных областей - социально-коммуникативное развитие ребенка дошкольного возраста как приоритетное направление его жизнедеятельности. Современный ребенок стремиться к самоутверждению и пер-сонализации себя в обществе, но весьма важно воспитать в нем социально значимые качества и научить быстро и гибко адаптироваться в социуме, помочь через культуру и способы общения войти в социальную жизнь. Перед дошкольным образованием встают новые проблемы: не просто организовать социальное развитие дошкольников, а научить детей при вхождении в общество взаимодействовать с другими людьми с ориентацией на нравственные ценности общества.

Новая позиция социального развития ребенка является основанием для вхождения в социум через освоение системы потребностей, социальных интересов, ценностных ориентаций, связанных с системой межличностных отношений, коммуникацией с другими людьми. Процесс социального развития ребенка обеспечивается в разных видах детской деятельности, общении и поведении, за счет чего происходит накопление личностного и социального опыта. Организация социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста предполагает их межличностное общение, складывающееся под воздействием социальных норм, эталонов, ценностей, усвоенных средствами культуры.

Специфика дошкольного возраста состоит в том, что социальное развитие осуществляется под воздействием значимого Другого, ведущего малыша в общество. «Речь идет не о потребительской зависимости растущих людей (физической, материальной, социальной и пр.), а об отношении к взрослым как посредникам, открывающим им будущее, и как

к соучастникам их деятельности» . Детство - это не «социальный питомник» (Д.И. Фельдштейн), а социальное состояние, в котором взаимодействуют дети и взрослые.

Дошкольник, познающий жизнь, особенно нуждается в обретении взрослых смыслов жизни. Активное постижение смыслов жизни у ребенка данной возрастной группы происходит через вопросы к взрослому или в игре как ведущей деятельности дошкольника. Внешне это выражается ролевыми играми во взрослых: в дочки-матери, продавцов-покупателей, автомобилистов и др. Дети постигают жизнь взрослых и осваивают социальные роли.

Организуя процесс социально-коммуникативного развития дошкольника в современных условиях развития общества, педагог должен ориентироваться в механизмах, запуск которых обеспечивает становление личности ребенка как гражданина общества, способного вступать в различные взаимосвязи и взаимодействия с другими людьми. Особое значение сегодня имеют положения М.М. Бахтина о человеке как уникальном мире культуры, вступающем во взаимодействие с другими личностями-культурами, творящем себя в процессе такого взаимодействия и воздействующем на других . По мнению В.С. Библера, социальные связи осваиваются ребенком как «образы культуры», погружаются в его внутренний мир, преобразуются и проявляются в измененном виде в деятельности. Приобщение ребенка к культуре, к социуму является следствием его взаимодействия со взрослыми, которые транслируют способы, ценности культуры в жизнедеятельности ребенка .

В процессе приобщения к социуму у ребенка формируются коммуникативные умения, направленные на гармоническое взаимодействие в общении со взрослыми и сверстниками. Общение

ребенка обязательно включает взаимные действия партнеров. Оно жизненно важно для растущей личности и рассматривается психологами как особый способ адаптации к окружающей социальной среде. В результате общения формируется представление о другом человеке и о самом себе, о возможностях и способностях. Через общение ребёнок познаёт социальный мир, осваивает и присваивает социальный опыт, получает информацию и приобретает практику взаимодействия, сопереживания, взаимовлияния. Предпосылкой возникновения общения является направленность ребёнка на другого человека, интерес к нему. Такой интерес проявляется уже в раннем возрасте.

Исследователи отмечают , что уже в раннем возрасте ребёнок проявляет симпатию к другим детям, а к 3 годом малыши уже способны по собственной инициативе откликаться на разное эмоциональное состояние сверстников (правда, если оно представлено ярко). У детей четвёртого года жизни отчётливо проявляются попытки оказывать друг другу помощь в самообслуживании, так как именно этим видам труда ребёнок в этом возрасте активно овладевает и, чему-либо научившись, стремится реализовать свои умения в качестве обучающего (своеобразная форма самоутверждения). Пытаются обучать друг друга способам действия, «воспитывать», поясняют свои указания, ссылаясь на знание нормы. Однако на данном возрастном этапе дошкольники всё ещё не владеют способами оказания помощи, даже не всегда понимают её смысл. Следовательно, задача воспитателя -сформировать у детей представления о сущности такого важного явления, как взаимопомощь.

Значительный скачок в развитии потребности в общении наблюдается на пятом году жизни, однако при этом ярко выделяется несоответствие между стремлением и умение общаться. Отсутствие умения или низкий его уровень отрицательно сказывается на характере участия детей в совместной деятельности, обусловливает непрочность, конфликтность контактов между ними.

Умение устанавливать и сохранять со сверстниками доброжелательные отношения - важное коммуникативное качество, которое помогает дошкольнику познавать мир, комфортно себя в нем чувствовать, развивать свой ум, способности и душевные качества. Воспитатель должен заботиться о дружеских взаимоотношениях детей, развитии их товарищеского коллектива. Этому подчинена жизнь группы и каждого отдельного воспитанника в ней.

Исследования, проведенные под руководством М.И. Лисиной, показали, что на протяжении первых семи лет жизни ребенка его коммуникативные контакты со взрослыми и сверстниками качественно видоизменяются. Эти качественные ступени М.И. Лисина называла формами общения. В дошкольном возрасте последовательно сменяют друг друга четыре формы общения ребенка со взрослым :

Ситуативно-личностное;

Ситуативно-деловое;

Внеситуативно-познавательное;

Внеситуативно-личностное.

Ситуативно-личностное общение формируется у малыша под воздействием взрослых людей через чувства безопасности и доверия к окружающему миру. От того, в каких условиях происходит этот процесс, успешен он или неудачен, зависит дальнейшее становление личности ребенка. Формирование чувства доверия и безопасности происходит у детей тем успешнее, чем внимательнее и доброжелательнее относятся к нему взрослые. Если ребенок не ощущает чуткости и любви со стороны окружающих, то у него возникает недоверчивое отношение к миру, а возможно, и ощущение страха, которые могут сохраниться на всю жизнь. Именно поэтому в процессе развития коммуникативных навыков большое внимание уделяется формированию личностных качеств детей, их чувствам, эмоциям. Правомерность данного подхода опирается на положение о том, что, когда люди счастливы и находятся в мире с самим собой, они переносят эти чувства на взаимоотношения с окружающими.

X .0 с; о ¡£

О X .0 с; го

ления к соучастию в общих забавах. Сам процесс заключает в себе и главную цель их практической деятельности, к совместному участию в процессе, к соучастию, а результат легко трансформируется по ходу дела и часто вообще исчезает из виду. При этом каждый участник взаимодействия, прежде всего, озабочен тем, чтобы привлечь внимание к себе и получить оценку своим действиям, при этом дети мало слушают друг друга и демонстрируют себя друг другу. И здесь дети нуждаются в постоянной и тщательной коррекции взрослого. При этой форме общения развертывается инициатива детей, т.к. в контактах они чувствуют себя свободными и действуют на равных. Общение этого рода серьезно помогает становлению самосознания и позволяет ребенку увидеть свои возможности .

Ситуативно-деловое общение формируется через общение со сверстниками, которое проявляется у детей с 4-х лет. Это связано с преобразованием ведущей деятельности дошкольников - сюжетно-ролевой игры. В этот период сюжетно-ролевая игра становится по-настоящему коллективной. Одному ребенку не справиться с драматизацией замысла. Стремление наладить деловое сотрудничество составляет основное содержание их коммуникативной потребности. При ситуативно-деловом общении дошкольники заняты общим делом, они тесно кооперированы, и, хотя часть дела выполняют индивидуально, все же стараются согласовывать действия, достичь одной цели - это сотрудничество. При данной форме общения все основные поводы для обращения друг к другу возникают в процессе занятий: игры, выполнение бытовых работ (т.е. это деловое общение). В рамках ситуативно-делового общения ребенок стремиться стать объектом интереса и оценки своих товарищей. Данная форма общения с ровесниками у дошкольников должна находиться под постоянным вниманием взрослого .

Внеситуативно-познавательное общение проявляется в старшем дошкольном возрасте. Развитие любознательности заставляет малыша ставить перед собой все более сложные вопросы: о про-

исхождении и устройстве мира, о взаимосвязях явлений в природе. На уровне познавательного общения дети испытывают острую потребность в уважении старших. Формирование внеситуативно-познавательного общения имеет важное значение в психическом развитии дошкольника. Здесь он впервые вступает в теоретическое, умственное сотрудничество со взрослыми. Его духовная жизнь приобретает особую насыщенность и наполнение. Она уже не привязана так неотрывно к практическому познанию действительности: мысль ребенка устремляется в глубь вещей, а фантазия уносит его в прошлое и будущее: силой воображения дошкольник пытается постичь даже невозможное или то, что только могло бы быть. Непочтительное отношение взрослого к новым способностям ребенка, подозрения в лживости глубоко ранят, вызывают обиду, сопротивление.

Таким образом, ответственность взрослого в деле налаживания теоретического сотрудничества с детьми огромна. И взрослые должны уважительно относиться к духовным запросам ребёнка. Самое неблагоприятное влияние - пренебрежительное отношение старшего к стремлению ребенка к знаниям. Поэтому, оценивая конкретную работу детей этого возраста, взрослый тоном, словом, улыбкой отделяет отношение к личности ребенка в целом от отношения к его конкретному действию. Первое всегда положительно, второе на этом фоне может быть и отрицательным, но будет воспринято ребёнком спокойно и поможет овладеть тем или иным делом .

Внеситуативно-деловая форма общения детей со сверстниками (6-7 лет) - это жажда сотрудничества, которое носит практический, деловой характер, развертывается на фоне совместной игровой деятельности. Однако игра заметно изменяется. На смену играм с сюжетом и ролями, окрашенными фантазией приходит игры с правилами. В этой связи важно отметить одну из ключевых позиций педагогической работы в детском саду -ее гуманизацию, связанную с признанием уникальности личности ребенка, реализацией его интересов и самооценкой

детства. Гуманизация педагогического процесса связана и с формированием у ребенка общечеловеческих качеств, с приобщением его к миру общечеловеческих ценностей. Полноценное развитие моральных качеств, выражающих определенное отношение к себе и другим людям: человечности, доброжелательности, сочувствия - предполагает наличие условий, при которых, с одной стороны, ребёнку необходимо активно усваивать нормы и развивать моральное сознание, с другой - нормы морали должны регулировать поступки. Моральное развитие рассматривается как совокупность таких взаимозависимых компонентов, как моральные представления и суждения, моральные переживания, морально-ценные отношения к другим людям, моральное поведение и другие .

В различных ситуациях взаимодействия, в которых дети проявляют недоброжелательность к сверстникам, взрослым надо использовать не наказание, а положительную оценку доброжелательного отношения друг к другу. Наблюдение поведения детей в группе сверстников дает положительные примеры для выявления представлений дошкольников о том, что значит быть добрым. Постановка детей в ситуации морального выбора дает возможность судить об их способности следовать в своих поступках этическим нормам, отражающим отношение к сверстнику. Индивидуальные беседы выявляют представления детей о доброте. Так, например, младший дошкольник еще не имеет четких представлений о том, что значит быть добрым. Главное - (предложи свою игрушку) заставить ребенка задуматься над тем или иным поступком (рассматривание сюжетных картинок, чтение рассказов и т.д.). Эффективным методом формирования доброжелательности по отношению к сверстникам является постановка детей в специально созданные ситуации морального выбора. Например, проведение в детском саду Дня добрых дел.

Внеситуативно-личностная форма общения появляется у детей в конце дошкольного детства (5-7 лет): она связана с овладением ими системой отношений

людей. Им впервые открывается жизнь с этой ее особой стороны, перед ними встают новые задачи: освоить правила поведения в мире людей, постичь законы взаимосвязи в этой сфере деятельности, научиться контролировать свои поступки и действия. Взрослый в глазах дошкольника - воплощение образа того, как надо себя вести. В решении новых проблем опора на образец поведения взрослого и на его оценку становится основой усвоения детьми норм морали, понимания своего долга и ответственности перед окружающими. Беседуя со взрослыми, главным образом о том, что происходит между людьми, и настойчиво пытаясь выяснить, как поступить правильно, дети задумываются как о своих действиях, так и о действиях других людей. Беседы эти носят теоретический, внеситуативный характер: вопросы, обсуждения, споры. Вплетены они в познавательную деятельность, но сосредоточены на социальном окружении ребенка, на «мире людей». Дети говорят о себе, своем прошлом и будущем, расспрашивают взрослого о нем самом, рассказывают о друзьях по группе, о родных и близких. Это общение является личностным. Беседы на личностные темы для ребенка -основной источник сведений о нормах нравственности и оценках реальных поступков, его собственных и других людей . Внеситуативно-личностное общение представляет собой высокий уровень коммуникативной деятельности. Те из детей, кто поднимается до наивысшей формы общения, обладают, прежде всего, стремлением к взаимопониманию и сопереживанию со взрослыми. Для ребёнка очень важно знать: «А как нужно?» И хотя огорчается, если действовал неверно, ребенок охотно соглашается внести поправки в свою работу, изменить свое мнение или отношение к обсуждаемым вопросам, чтобы достичь общности взглядов и оценок со взрослым. Одно из проявлений стремления дошкольников к установлению общности взглядов и оценок со взрослым - их жалобы. И здесь важно не отмахнуться от жалобы, не оставить без ответа, так как ребёнок стремиться проверить правильность сво-

X .0 с; о ¡£

его понимания поведения и норм взаимоотношений с другими людьми.

Дошкольники с внеситуативно-личностным общением по-прежнему дорожат признанием окружающих, радуются их похвале. Но они гораздо более трезво оценивают недостаточность своего умения разбираться в важных проблемах жизни. Именно разумный взгляд на ограниченность своего опыта и знаний заставляет их настойчиво выяснять: «А как считают старшие?» . Таким образом, внеситуативно-личностное общение сочетается с наиболее адекватными для целей общими действиями в поведении ребенка. О сформированности внеситуативно-личностного общения говорит такой признак поведения, как активный поиск бесед на личностные темы. Ребенок с интересом поддерживает такие беседы, начатые взрослым. Его споры нацелены на уточнение, проверку, выяснение того, правильно ли он понимает, как следует поступить. Несогласие педагога его огорчает, но не вызывает отказа от деятельности, а влечет ее усовершенствование.

Итак, смена форм общения связана в основном с изменением содержания коммуникативной потребности у детей в их контактах с взрослыми. От потребности во внимании и доброжелательности взрослого к потребностям в деловом сотрудничестве с ним у детей младшего возраста, к потребности в уважении со стороны взрослого у детей среднего дошкольного возраста и к потребности во взаимопонимании и сопереживании у детей старшего дошкольного возраста. Появление новых содержаний коммуникативной потребности не отменяет предшествующих, оно к ним добавляется, образуя вместе с предшествующим содержанием более сложное соединение. Взрослые в своем общении с детьми разного возраста учитывают особенности их коммуникативных потребностей и организовывают свои контакты так, чтобы, во-первых, удовлетворять эту потребность и тем способствовать психическому развитию ребенка, во-вторых, обеспечивать движение ребенка к последующим, более высоким формам общения, задавая ему их образцы .

Таким образом, успешность эволюции его отношений со сверстниками оказывает важное воздействие на его развитие. Вследствие этого существует единая система формирования коммуникативной функции ребенка, развития его личности. Общение осуществляется с помощью различных коммуникативных средств. Важную роль при этом играет умение внешне выражать свои внутренние эмоции и правильно понимать эмоциональное состояние собеседника. Кроме того, только во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми возможно предупреждение различных отклонений в развитии личности ребенка. Это предусматривает учет характерных форм поведения ребенка в разных ситуациях, знание трудностей, возникающих в межличностном общении.

Влияние общения на психическое развитие маленького ребенка происходит следующим образом :

Благодаря благоприятным качествам взрослого, сочетающимся с его свойствами как субъекта общения;

Благодаря обогащению взрослыми опыта детей;

Путем прямой постановки взрослыми задач, требующих от ребенка овладения новыми знаниями, умениями и способностями;

На основе подкрепляющего действия мнений и оценок взрослого;

Благодаря возможности для ребенка черпать в общении образцы действий и поступков взрослых;

Вследствие благоприятных условий для раскрытия детьми своего творческого, самобытного начала при общении их друг с другом.

Потребность в общении не врожденна. Она возникает в ходе жизни и функционирует, формируется во взаимодействии индивида с окружающими людьми. Потребность ребенка в общении со сверстником - специфический вариант общей коммуникативной потребности, состоящей в стремлении ребенка к самопознанию и самооценке через сравнение себя с ровесником. Социально-коммуникативное развитие осуществляется на основе воспитания

у ребёнка дошкольного возраста отношения к другим людям как к высшей духовной ценности и на основе приобретения им специальных психологических и этических знаний, умений, навыков коммуникации. В основе социально-коммуникативного развития лежит гуманное отношение человека к человеку, непременный атрибут которого - умение понять чувства и настроения окружающих людей, поставить себя на их

место, представить возможные последствия своих поступков. Детские взаимоотношения регулируются нравственными правилами и нормами. Знание правил поведения и взаимоотношений облегчает ребёнку процесс вхождения в мир себе подобных, в мир людей. Правила служат определёнными опорами и ориентирами в человеческих взаимоотношениях и помогают ребенку полноценно входить в социум.

Библиографический список

1. Бахтин, М.М. Эстетика словесного творчества [Текст] / М.М. Бахтин. - М.: Искусство, 1979. -445 с.

2. Библер, В.С. Целостная концепция школы диалога культур. Теоретические основы программы [Текст] / В.С. Библер // Психологическая наука и образование. - 1996. - № 4. - С. 66-75.

3. Лисина, М.И. Развитие общения со сверстниками [Текст] //Дошкольное воспитание / М.И. Лисина. - 2009. - № 3. - С. 22.

4. Лисина, М.И. Проблемы онтогенеза общения [Текст] / М.И. Лисина. - М.: Педагогика, 1986. -144 с.

5. Фельдштейн, Д.И. Детство как социально-психологический феномен и особое состояние развития [Текст] / Д.И. Фельдштейн // Вопросы психологии. 1998. - № 1. - С. 10-21.

1. Bakhtin M.M. Aesthetics of verbal creativity. M.: Iskusstvo, 1979. P. 445. .

2. Bibler V.S. Holistic concept of school dialogue of cultures. Theoretical Foundations of Program. Psikhologicheskaja nauka i obrazovanie. 1996. № 4. P. 66-75. .

3. Lisina M.I. Development of communication with peers. Doshkol"noe vospitanie. 2009. № 3. P. 22. .

4. Lisin M.I. Ontogeny of communication problems Nauch.-issled. in-t obshhej i pedagogicheskoj psikhologii Akad.. ped. nauk SSSR. - M.: Pedagogika. 1986. P. 144. .

5. Feldstein D.I. Childhood as a social and psychological phenomenon and a special state of development. Voprosy psikhologii. 1998. № 1. P. 10-21. .

Трубайчук людмила Владимировна,

доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой педагогики и психологии детства, Челябинский государственный педагогический университет, г. Челябинск.

Information about the

Doctor of Sciences (Education), Professor,

The Department of Pedagogy and Psychology of Childhood,

Chelyabinsk State Pedagogical University, Chelyabinsk.