Русские славянские зимние праздники. Фольклорное занятие «Традиции россиян. Русские народные праздники на Руси Народные праздники и гулянья для детей

Конспект НОД по ФЦКМ с использованием ИКТ

Тема: «Народные праздники на Руси»

для детей подготовительной группы

Цель:

Приобщать детей к русским традициям, формировать интерес к народной культуре через знакомство с русскими народными праздниками.

Задачи:

Образовательные

Познакомить детей с традициями празднования известных русских праздников.

Развивающие

Развивать познавательную активность, память, мышление воображение. Развивать интерес к народной культуре.

Развивать связную речь детей.

Воспитательные

Воспитывать нравственные качества, прививать любовь к русским обычаям, к народным играм.

Предварительная работа:

Рассматривание иллюстраций, изучение наизусть колядок, закличек, стихов о народных праздниках, пословиц, народных примет.

Материалы и оборудование: мультимедийная презентация, мультимедийный проектор, магнитофон, диск с русскими народными мелодиями, макет Вифлеемской звезды, цветная бумага на каждого ребенка, клей-карандаш для каждого ребенка, шапочка с изображением солнца, колокольчик.

Ход НОД:

Воспитатель в русском народном сарафане, приглашает детей в группу под русскую народную мелодию.

Воспитатель: - Здравствуйте, гости дорогие! (Дети здороваются).

К нам сюда скорее просим!

Подходи честной народ!

Шевелитесь, торопитесь –

Праздник всех сюда зовет!

Ребята, вы любите праздники? (Да)

Какие вы знаете праздники? (Ответы детей)

Воспитатель: Молодцы, вы знаете много праздников, которые отмечали еще наши предки. На Руси праздники всегда любили потому, что народ умел трудиться, умел и веселиться.

Вы хотите узнать, как появились праздники, как отмечали их раньше? (Да)

Воспитатель: - У меня есть волшебный колокольчик, который перенесет нас в прошлое.

Колокольчик волшебный звени,

В прошлое нас перенеси.

(Слайд)

Воспитатель: - Ребята мы с вами оказались в Древней Руси. Много разных праздников у них было.

Отгадайте загадку про первый праздник, на который мы с вами попадем. (Слайд)

Среди зимы –

Большое торжество.

Великий праздник - … (Рождество)

А почему этот праздник так называется? (Ответы детей).

(Слайд) Воспитатель: - Рождество - один из главных христианских праздников, установлен в честь рождения Иисуса Христа. По библейской легенде 7 января у Пресвятой Девы Марии в городе Вифлееме родился Иисус Христос – Сын Божий. Весть о рождении Иисуса разнесли небесные ангелы. На небе появилась Вифлеемская звезда. (Слайд) Поскольку она ознаменовала Рождество Христово еще её называют «звездой Рождества». (Слайд) Раньше в праздник Рождество парни и девушки ходили по домам, поздравляли с праздником, а на палке закреплялась большая звезда из золоченой бумаги, украшенная фонариком, бумажными гирляндами, иногда иконой Рождества. (Показ и рассматривание макета звезды)

Воспитатель: - Давайте мы с вами тоже сделаем по маленькой рождественской звездочке. (Дети изготавливают звезды по показу воспитателя)

Воспитатель: - Наши прадедушки и прабабушки очень любили этот праздник - Рождество Христово. Называли его еще зимние святки. Святки - это от слова «святой». В этот праздник славили, хвалили, прославляли Христа, Новый год, будущий урожай, желали наилучшего специальными песенками - колядками. Давайте споем одну колядку:

Пришла Коляда накануне Рождества,

С пышками, с лепешками,

Со свиными ножками.

Коляда, Коляда, подай пирога!

Подай, не ломай,

А по целому давай!

(Слайд) Воспитатель:- Рождество отмечают всей семьей, и дети принимают активное участие в праздновании. Это ожидание счастья, мира, домашнего тепла и семейного согласия. А вы знаете другие традиции этого праздника? (Ответы детей)

Воспитатель: - Правильно, это подарки близким и друзьям; открытки, сладости, сувениры.

Воспитатель: - Чтобы попасть на следующий народный праздник, отгадайте загадку:

(Слайд) Его празднуют весной

Этот праздник заводной,

Ярмарку все посещают,
И блинами угощают. (Масленица)

(Слайд) Воспитатель: - Масленица – это древний славянский праздник, который символизирует проводы зимы и радостное ожидание весны. Народное гулянье длится неделю и завершается Прощенным воскресеньем. В последний день недели, в воскресенье люди друг у друга просили прощения.

Масленицу называли широкой, веселой. Давайте вспомним закличку:

Выходи, народ,

Становись у ворот

Весну закликать,

Зимушку провожать.

Весна, весна красна,

Приди, весна, с радостью!

(Слайд) Давайте соберем мозаику с изображением Масленицы. (Дети собирают)

(Слайд)Воспитатель: Что еще делали на масленицу? (Ответы детей)

Блин – символ солнца, а солнце олицетворяет здоровье, долголетие, богатство и возрождающуюся жизнь: придет весна, все начнет расти.

А чучело, сделанное из соломы (Слайд) выносили на улицу и сжигали – так расставались со всем плохим, со всеми бедами, трудностями.

Во время сжигания чучела люди пели песни, веселились, играли.

А вы хотите поиграть? (Да)

Воспитатель: - Тогда давайте сыграем в русскую народную игру « Золотые ворота»

Цель: совершенствовать легкий бег, развивать ловкость.

Ход игры:

Участники игры делятся на тех, кто стоит в кругу, подняв сомкнутые руки. И тех, кто через эти ворота пробегают цепочкой (или по одному).

Стоящие поют:

Золотые ворота

Пропускают не всегда:

Первый раз прощается,

Второй – запрещается,

А на третий раз

Не пропустим вас!

«Ворота» закрываются и «ловят» того, кто остался в них. Оказавшиеся внутри круга, берутся за руки с образующими круг, увеличивая «ворота».

(Слайд) Воспитатель: - Отгадайте загадку:

Весной наступает,
Все ее ожидают,
Куличи в домах пекут,
Песни добрые поют! (Пасха)

(Слайд)

Воспитатель: - Пасха - Светлое Христово Воскресение . Это главное событие в духовной жизни христиан получило название Праздника праздников, царя дней. В ночь Воскресения Христа происходит праздничное богослужение. В красивых корзинах к церкви несут разные кушанья - куличи, сыр, масло, которые символизируют благополучие, писанки и крашанки - расписанные красками яйца (Слайд) . В корзину кладут соль - символ мудрости. Торжественная процессия с певчим и священником благословляет людей.

Вернувшись домой, люди разговляются - едят вкусную пищу после Великого поста. Богатый пасхальный стол является символом небесной радости и вечери Господней. На пасхальный завтрак собираются самые близкие родственники. Хозяин подходит к гостям с пожеланиями и словами «Христос воскрес!», а потом целует каждого. Отвечать надо так: «Воистину воскрес!»

Давайте вспомним пасхальные приметы.

На Пасху небо ясное и солнце играет - … (к хорошему урожаю и красному лету .)

На Пасху бросать и лить за окно нельзя - … (Христос под окнами ходит)

Воспитатель:- Молодцы, ребята! (Слайд) На какой народный праздник мы с вами сейчас попали? (Ответы детей) (Слайд)

Праздник Ивана-Купалы отмечают летом, в ночь с 6 на 7 июля. Купальские обряды, совершаемые в эту ночь, очень разные. Это плетение венков, украшение зеленью построек, гадание, обливание водой, ночные гуляния вокруг купальского костра. Сначала вокруг костра водили хороводы (это древний символ солнца), пели песни, а затем девушки и парни, взявшись за руки, прыгали через костер. Давайте и мы с вами встанем в хоровод.

Игра с Солнцем.

В центре круга – «Солнце» (на голову ребенку надевают шапочку с изображением солнца). Дети хором произносят: «Гори, солнце, ярче - Летом будет жарче, А зима теплее, А весна милее». Дети идут хорводом. На 3-ю строку подходят ближе к «солнцу», сужая круг, поклон, на 4-ю – отходят, расширяя круг. На слово «Горю!» - «солнце догоняет детей.

Игра «Народные праздники» Цель: Узнать русский народный праздник.

Просмотр фильма про народные праздники.

Воспитатель: - Ребята вот нам пора возвращаться домой.

Колокольчик волшебный звени

В настоящее время нас перенеси.

Воспитатель: - Ребята вам понравилось путешествие по русским народным праздникам? Что вам запомнилось, показалось самым интересным? (Ответы детей)

Русский народ издавна создавал свои обычаи, традиции, праздники. На протяжении веков они изменялись, но всегда остается потребность людей в праздничные дни собираться вместе, радоваться, веселиться.


Муратова Марина Анатольевна
Должность: воспитатель монтессори группы
Учебное заведение: МБДОУ "ЦРР - д/с №1 "Ромашка"
Населённый пункт: Приморский край Спасский район с. Спасское
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: проект "Народные праздники на Руси"
Дата публикации: 05.01.2019
Раздел: дошкольное образование

Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение

«Центр развития ребёнка - детский сад №1 «Ромашка»

села Спасское Приморского края.

Информационно - творческий

«Народные праздники на Руси»

Подготовила: Муратова Марина Анатольевна,

воспитатель Монтессори группы

с. Спасское

Введение

В каждой стране есть общие для всех государственные праздники, но у

каждого народа есть свои праздники, которые пришли из глубины веков.

Народные праздники России, самые любимые и известные - это, без всякого

сомнения, снежное и морозное Рождество, ранневесенняя Масленица,

указывающая дорогу весенним и солнечным дням, светоносное торжество

Пасхи, весенне-летняя Троица и солнечный радужный день Ивана Купалы.

Все они, кроме Пасхи, взаимосвязаны с миром природы, с ее оживанием,

расцветанием, сажанием и собиранием щедрого урожая. В праздники людям

особенно ярко присуще своеобразное мировосприятие, чувство полноты

жизни. Все без исключения народные праздники России наполнены

традициями, ритуалами, обрядами.

Праздники в русской деревне прошлого составляли важную сторону

общественной и семейной жизни. Крестьяне даже говорили: «Мы целый год

трудимся для праздника». Праздник религиозным сознанием людей

воспринимался как нечто священное, противоположное будням -

повседневной жизни. Если будни осмыслялись как время, в которое человек

должен заниматься мирскими делами, добывая хлеб насущный, то праздник

понимался как время слияния с божественным и приобщения к сакральным

ценностям общины, ее священной истории. Прежде всего, праздник считался

обязательным для всех членов деревенской общины, достигших зрелого

возраста. Дети, старики, калеки, старые девы, больные на праздник не

допускались, так как одни еще не достигли возраста понимания сакральных

ценностей, а другие уже находятся на грани между миром живых и миром

мертвых, третьи не исполнили своего предназначения на земле - не

вступили в брак. Праздник предполагал также полную свободу от всякой

работы. В этот день запрещалось пахать, косить, жать, шить, убирать избу,

колоть дрова, прясть, ткать, то есть выполнять всю повседневную

крестьянскую работу. Праздник обязывал людей нарядно одеваться, для

разговора выбирать темы приятные, радостные, иначе вести себя: быть

веселым, приветливым, гостеприимным.

Характерной чертой праздника было многолюдье. Тихое в будни село

заполнялось зваными и незваными гостями - нищими, странниками,

богомольцами, каликами перехожими, вожаками с медведями,

балаганщиками, раешниками, кукольниками, ярмарочными торговцами,

коробейниками. Праздник воспринимался как день преображения деревни,

дома, человека. К лицам, нарушавшим правила праздничного дня,

применялись жесткие меры: от денежного штрафа, битья плетьми до полного

изгнания из деревенского сообщества. В русской деревне все праздники

включались в единую многоступенчатую последовательность. Они

справлялись из года в год, из века в век в определенном порядке,

установленном традицией. Среди них был главный праздник, обладавший, с

точки зрения крестьян, наибольшей сакральной силой, - Пасха. Праздники

великие: Рождество, Троица, масленица, Иванов и Петров дни и малые

праздники, еще их называли полупраздники, были связаны с началом разного

рода крестьянских работ: первый день сева зерновых, заготовка на зиму

капусты и другие. К праздникам, не связанным с церковной традицией,

относились святки, масленица, заветные праздники - в память о каком-либо

деревенском событии, чаще трагическом, в надежде умилостивить природу,

божество, а также различные мужские, женские и молодежные праздники.

Актуальность.

В настоящее время назрела необходимость обращения к истокам народной

культуры. Традиции, существовавшие в старину, забылись новым

поколением. Поэтому важно познакомить с ними детей, приобщить к истокам

народной культуры. Праздник, особенно народный, помогает детям выразить

свои чувства в музыке, познакомить с новыми произведениями

художественной литературы, проявить себя в продуктивной деятельности,

даёт детям новые впечатления. Основная направленность праздников –

воспитание моральных и нравственных качеств ребёнка

Паспорт проекта.

Вид проекта: информационно-творческий, групповой.

Возраст детей: дети 5 – 7 лет.

Участники проекта: дети, воспитатели группы, родители.

Продолжительность: долгосрочный

Цель: Приобщение детей к истокам народной культуры, знакомство с

народными праздниками.

Задачи:

Продолжать знакомить с жизнью предков и их отношением к природе;

Дать знания о том, что жизнь предков была тесно связана с природой и

строилась на основе народного календаря;

Расширять знания о народной культуре, обычаях, обрядах, праздниках,

изделиях мастеров; о труде и быте крестьян.

Методы работы по проекту с детьми:

Наглядные – работа с леп буком, наблюдения, демонстрация реальных

объектов, слайдов мультимедийных презентаций, иллюстраций и т.д.

Практические – творческие задания, упражнения, моделирование,

художественное творчество

3. Игровые – дидактические, подвижные игры, народные игры, сюжетно –

5. Словесные – рассказ педагога, беседа, чтение художественной литературы

Методы работы по проекту с родителями:

Наглядные: родительские уголки, папки-передвижки, ширмы.

Индивидуальные: беседы, индивидуальные задания, рекомендации,

консультации.

Коллективные: консультации, детско-родительские работы.

Привлечение родителей к проведению праздников.

Новизна: работа по данному проекту увеличить познавательную мотивацию

дошкольников с задержкой психического развития, развить графо-моторные

навыки при выполнении заданий, повысить речевую активность.

Использование в образовательной деятельности и работе с родителями

мультимедийных презентаций, отражает один из главных признаков

современной непосредственной образовательной деятельности, принцип

фасциации (привлекательности).

Практическая значимость проекта: данный материал будет интересен

педагогам детей старшего дошкольного возраста при подготовке к народным

праздникам.

Ожидаемый результат: У детей значительно расширились знания о

народных праздниках, обычаях, обрядах, народной культуре, о том, что жизнь

предков строилась на основе народного календаря.

Продукт: Альбом «Как мы отмечаем праздники».

Этапы:

1. Предварительный:

Мониторинг знаний детей

Подбор детской художественной литературы для чтения детям.

Работа с методическим материалом, литературой по данной теме.

2. Основной:

Беседы с детьми, ситуативный разговор, речевые ситуации по теме.

Подвижные, дидактические, сюжетно-ролевые, народные, хороводные игры.

Чтение художественной литературы.

Выставки детских рисунков и поделок.

3. Заключительный:

Проведение НОД, развлечений, викторин

Мониторинг знаний детей

Составление альбома: «Как мы отмечаем праздники».

Задачи: познакомить детей с древним русским праздником (рождеством,

святками).

Объяснить их происхождение;

Учить делиться впечатлениями с окружающими, используя художественные

средства выразительности;

Прививать любовь к традиционным праздникам;

Воспитывать национальную гордость, чувство причастности к великому

русскому народу;

Формировать у детей понятие «вера».

Беседы:

- «Волшебный праздник – Новый год», «Рождество Христово», «Святки».

- «Почему на Рождество и на Новый год наряжают елку?».

- «Зимние забавы детей и взрослых».

Рассказ воспитателя:

- «Подарки и поздравления».

- «Зимние святки».

Знакомство детей с рождественскими колядками и новогодними песнями.

Разыгрывание

колядования,

народные

«Прялица».

Чтение отрывков из сказки «Щелкунчик», «Сказка о маленькой Ёлочке»,

«Рождество»,

«Рождественская

«Рождественские

песенки»,

К.Д.Ушинский «Проказы старухи зимы», И.З.Суриков «Зима», Н.А.Некрасов

«Мороз-воевода». Русская народная закличка «Зазимка», д/и «Магазин», «Да

или Нет», «Наша Родина», «Узнай по описанию», «Найди лишнее», с/р игра

«Готовимся к встрече Нового года».

Изготовление

подарочной

«конфеты»,

игрушек, открытки – раскладушки с ёлочкой.

Изготовление рождественской звезды из бумаги.

Изготовление «волшебного сапожка» для гаданий.

Рассматривание иллюстраций в книгах:

«История Нового года»;

«Рождественская звезда»;

«Встречаем Новый год и Рождество всей семьей».

Составление рассказов на тему:

«Новогодние чудеса».

Конструирование ёлочки из бумаги;

Лепка «Снеговик»;

Рисование «Наша нарядная ёлка»;

С/р игра «В магазин за подарками к Новому году».

Взаимодействие с родителями.

Рассказы бабушек: как они отмечали праздник в детстве.

Советы родителям - «Как украсить обычное домашнее печенье».

Испечь детям съедобные игрушки.

Праздник «Рождество Христово»

Праздник «Широкая масленица»

Задачи: продолжать знакомить с русскими народными праздниками.

познакомить

происхождением

древнего

праздника

Масленица,

традициями, идей праздника;

Объяснить детям название праздника, какой смысл несет в себе румяный

поджаристый

олицетворяет

сжигания

соломенного чучела;

эмоциональное

сопереживание

действии,

приобщить всех участников к традиции проведения народного праздника

Масленице;

Воспитывать чувство патриотизма, основанного на русских традициях;

Учить составлять рассказ по сюжету картины.

Совместная деятельность воспитателя с детьми.

Беседы:

«Масленица – самый весёлый предвесенний праздник»;

Чтение стихов: «Прощай, наша Масленица», «Вот уже зимушка проходит»,

«Масленица».

«Прощенное воскресенье»;

Загадывание и отгадывание загадок, пословицы и поговорки о Масленице.

«Как и из чего делали Обрядовую куклу – Масленица».

Развлечение «Проводы русской зимы»;

Игра – хоровод «Веснянка»;

Русские народные игры: «Гори, гори ясно», «Горшки», «Ручеёк»;

Игры – соревнования «Перетяни канат», «Передай клюшку», «Поезд»;

Рассматривание картины В.И.Сурикова «Взятие снежного городка».

Самостоятельная деятельность детей.

Рассматривание иллюстраций по теме;

Лепка «Блины», «Пироги»;

С/р игры: «Мы идём в гости», «К нам пришли гости»;

Д/и «Кузовок», «Неоконченный рассказ»;

Рисование:

«Веселый

праздник»,

«Обрядовая

«Необычное

солнышко».

Взаимодействие с родителями.

Встречаем праздник всей семьей на главной площади нашего города;

Испечь детям блины и приготовить другую вкусную специальную еду;

Поиграть в народные игры.

Праздник «Широкая масленица»

Задачи:

Познакомить с праздником – Пасхой, его значением в жизни наших предков,

с пасхальными натюрмортами;

Совершенствовать умение использовать полученные знания в собственном

творчестве;

Развивать понимание народного праздника;

Познакомить с символом праздника Пасхи – святым яичком.

Совместная деятельность воспитателя с детьми.

Беседы:

1. «Пасха – главный христианский праздник»;

2. «Обычаи праздника»;

3. «Яйцо – символ жизни»;

4. «Праздник – Красная горка».

Чтение стихов: Е.Гончаровой «В день Пасхи», В.Ладыженский «Христос

Воскрес!», А.Майков «Благовест»

Чтение пасхальных песенок;

Русские народные игры «Верба – вербочка», «Солнышко – ведрышко»;

Знакомство с народными приметами;

Рассказ воспитателя на тему: «Пасхальный стол»;

Роспись яиц;

Игры с пасхальными яйцами.

Самостоятельная деятельность детей.

Изготовление пасхальных открыток, продолжить раскрашивание яиц;

Игры по выбору с пасхальными яйцами;

Рассматривание иллюстраций по теме.

Взаимодействие с родителями.

Накрыть детям пасхальный стол;

Расписать яички;

Рассказать о празднике.

«Пасха – праздник торжества жизни»

Двунадесятый праздник православного календаря, отмечаемый на пятидесятый день после Пасхи, на десятый день Вознесения. Другие названия Троицы - день Святой Троицы, Пятидесятница, день Сошествия Святого Духа на апостолов. В этот день православная церковь вспоминает сошествие Святого Духа на апостолов и чествует Святую Троицу. Событие, изложенное в новозаветной книге «Деяния святых апостолов», имеет непосредственную связь с учением о Троице – одним из основных положений христианской веры. Согласно этому учению, Бог существует в трех неслиянных и нераздельных лицах: Отца – безначального первоначала, Сына – логоса и Духа Святого – животворящего начала.

Страстная неделя

весна

Седьмая последняя неделя перед Пасхой, длиться 6 дней , начинающаяся с понедельника и заканчивающаяся в субботу перед пасхальным воскресеньем. Значение праздника - подготовка к Пасхе. Традиции на празднике: убираться в доме, обязательное купание, поминание предков, ставить качели, красить яйца, печь куличи. По верованиям народа, крашеные яйца обладают магической силой например, если положить скорлупу на огонь, то дымом от этого яйца можно исцелить человека от куриной слепоты, еще считают, что такое яйцо способно исцелить больной зуб. Приметы на этот праздник: если истопить в Великий четверг печь осиновыми дровами, то колдуны придут просить золы, петрушка, посеянная в Страстную Пятницу, даёт двойной урожай.

Народное название праздника Преображения Господня у восточных славян, празднуемый 19 августа , а еще до этого праздника запрещено есть яблоки и разные блюда из яблок, в праздник же надо наоборот - срывать как можно больше яблок и освящать их. Цель праздника - освящение яблок, проводы солнца на закате с песнями. У Яблочного спаса есть еще другое название - первые осенины, то есть встреча осени. Согласно традиции нужно угостить яблоками сначала всех родных и близких, потом сирот, неимущих, как поминание об уснувших вечным сном предков и только потом самим есть яблоки. Вечером, после праздника, все выходили на поле, чтобы с песнями вместе проводить закат солнца, а вместе с ним и лето.

Святки

зима

Славянский народный праздничный комплекс, отмечается с 6 января по 19 января . Святки перенасыщены различными магическими обрядами, гаданиями, приметами, обычаями и запретами. Цель праздника: народные гуляния, колядование, посевание, ряженье, эротические игры, ритуальные бесчинства молодёжи, гадания на суженого, хождение в гости, обряды на благополучие и плодородие. Поговорки праздника: на Святках волки женятся, от Рождества до Крещения охотиться на зверей и птиц грех - с охотником несчастье случится. Согласно народным верованиям, незаметное обычным глазом присутствие духов среди живых людей, давало возможность заглянуть в свое будущее, чем и объясняются многочисленные формы святочных гаданий.

Крещенский сочельник

весна

Этот праздник православной церкви принадлежит к числу двунадесятых. В этот день вспоминается крещение Иисуса Христа Иоанном Предтечей (Крестителем) в реке Иордан и совершается Великое водоосвящение. Также это вечер-приготовление перед большим православным праздником, который называется Богоявление Господне или Крещение. Вкушается крещенская вода натощак, по ложечке, по чуть-чуть. Православные хранят ее в Красном углу, рядом с иконами. Кроме того, капля святыни море освящает. Можно взять обыкновенную, неосвященную воду и добавить туда капельку крещенской, она вся и освятится.

Народно-православный праздник, отмечается 8 июля . Традиции праздника: купаться без оглядки, т.к. считалось, что в этот день последние русалки уходят с берегов в глубь водоёмов и засыпают. После купальских игр определялись пары суженых, и этот день покровительствовал семье и любви, кроме того, в старину с этого дня и до Петра игрались свадьбы. Первый покос - день всякой нечисти такой как: ведьмы, русалки, оборотни и многие другие. Отмечается 8 июля (25 июня по старому стилю) . Пётр и Феврония - православные покровители семьи и брака. Согласно календарю восточнославянских народных праздников, соотносящемуся с православным, это день первого покоса. Считалось что в этот день последние русалки уходят с берегов в глубь водоёмов, поэтому купаться уже было безопасно. В Российской Федерации с 2008 года 8 июля отмечается День семьи, любви и верности. Поговорки: впереди сорок жарких дней, после Ивана не надо жупана, коли в этот день идёт дождь, то будет хороший урожай мёда, свиньи и мыши сено едят - к худому покосу.

Традиционный праздник у восточных и южных славян, празднуется 2 августа . В традиции праздника входит: коллективные трапезы, заклание быка или барана. У праздника языческие корни, так как сначала это был праздник бога грома Перуна, но с принятием христианства у славян вместо образа Перуна возник образ Ильи - пророка, откуда собственно говоря и название праздника. Поговорки на празднике: Илья грозы держит, Илья словом дождь держит и низводит, Илья наделяет хлебом, не мечи на Илью копны - небесным огнём пожжёт. С Ильина дня, по народным преданиям, начиналось ненастье, а также запрещалось купаться.

Вербная неделя

весна

Шестая неделя Великого поста. Главные народные обряды недели связаны с вербой и выпадают на субботу и воскресенье. Есть легенда связанная с этой неделей, которая гласит, что некогда верба была женщиной, и у неё было столько детей, что женщина поспорила с самой Матерью-Землёй о том, что она плодовитее Земли. Рассердилась Мать-Земля и превратила женщину в вербу. На этом празднике существует верование - освящённая верба может остановить летнюю грозу, а брошенная в пламя - помочь при пожаре. Традиции праздника: освящение вербы, битиё вербными веточками, заклички весны.

Традиционный праздник языческого происхождения у славянских народов, связанный с зимним солнцестоянием. Дата празднования - в ночь с 6 января по 7 января . Значение праздника - поворот солнца с зимы на лето. Празднование - колядование, ряженье, святочные игры, гадания, семейная трапеза. По народному верованию, Мать-сыра-земля могла разверзнуться только из-за лжи, за ложной клятвы или из-за лжесвидетельства.

Масленица

весна

Славянский традиционный праздник, отмечаемый в течение недели перед Великим постом . Цель праздника - прощание с зимой. Традиции: печь блины, ходить в гости, устраивать застолья, кататься на санях и санках, наряжаться, сжигать или хоронить чучело Масленицы. Празднуется с мясопустной субботы по прощёное воскресенье. Плодовитость людей в народном сознании была неразрывно связана с плодородием земли и плодовитостью скота, со стимуляцией плодородия связана третья сторона Масленицы - поминальная.

Пасха

весна

Древнейший христианский праздник, главный праздник богослужебного года. Установлен в честь воскресения Иисуса Христа. Празднуется в первое воскресенье после полнолуния, наступающего не ранее дня условного весеннего равноденствия 21 марта . Традиции: освящение крашеных яиц и куличей, приветственное целование. Большинство пасхальных традиций возникли в богослужении. Размах пасхальных народных гуляний связан с разговением после Великого поста- времени воздержания, когда все праздники, семейные в том числе, переносились на празднование Пасхи. В конце 19 века в России стало традицией отправлять тем родным и знакомым, с кем не сможешь христосоваться, на Пасху как основной праздник пасхальные открытые письма с красочными рисунками.

Праздник восточных славян, который начинается 14 сентября . Суть праздника - торжества по поводу приближения осени: накануне заканчивалось лето и начинался новый год. В этот день совершаются обряды: новоселье, засидки, возжигание огня, обряд пострига, похороны мух, предание о воробьях. Семёнов день считается счастливым, поэтому советуют справлять новоселье. Приметы: Семён лето провожает, бабье лето наводит; на Семёна - последняя гроза; на Семёна колосовые не убрали - считай пропали; если гуси улетают на Семён-день, жди ранней зимы.

Чистый понедельник

весна

Первый день Фёдоровой недели и Великого поста. В этот день все друг друга прощают и начинают день с чистой совестью и чистой душой. Это день очень строгого поста так же как и в последующие дни. Название праздника произошло от стремления провести первый день поста в чистоте. В этот праздник, во время первого великопостного Великого повечерия, начинают читать Великого покаянного канона св. Андрея Критского и другие покаянные молитвы. В конце 19 века, большая часть масляничных кутил, несмотря на строгий пост, в этот день "полоскали рот" или опохмелялись. Так как это день поста, то все, что можно съесть или выпить в этот день это: немного черного хлеба с солью и водой или несладким чаем. Молитва Ефрема Сирина «Господи и Владыко живота моего», в дальнейшем будет возноситься во все дни Великого Поста.

Один из праздников восточных славян, празднуется 14 октября . Значение праздника - окончательное наступление осени, в этот день раньше отмечали встречу Осени и Зимы. В народе говорят, что с Покрова перестают бродить по лесам лешие(по-другому их называют лесными хозяевами). Накануне этого праздника, молодые деревенские девушки сжигают свои старые соломенные постели, а старухи сжигают свои старые, изношенные за все лето лапти. Русские люди, празднуя посвященные Богоматери дни, ждали от Неё помощи.

Православный праздник, отмечаемый 14 августа . Суть праздника - малое водосвятие. Традиции праздника - начало сбора мёда, его освящение и трапеза - «вдовьи помочи». Праздник празднуется в честь Происхождения древ Креста Господня в конце XIV в. Значение праздника - первый день Успенского поста. Медовый спас еще называют "Спасом на воде", это из-за малого водосвятия. По традиции, именно в этот день на Руси освящали новые колодцы и чистили старые. Называют этот праздник "Медовым спасом" из-за того, что в этот день пчелиные улья обычно наполнены до отказа и пасечники идут собирать медовый урожай.

Летний праздник языческого происхождения, празднуется с 6 по 7 июля . Праздник связан с летним солнцестоянием. Традиции: жечь костры и прыгать через них, водить хороводы, плести венки, собирать травы. Начинается праздник накануне вечером. Название праздника произошло от имени Иоанна Крестителя(эпитет Иоанна переводится как «купатель, погружатель»). Главной особенностью Ивана Купалы являются очищающие костры, для того чтобы очиститься от находящийся внутри человека нечисти, он должен бы прыгать через эти костры.

Красная Горка

весна

Весенний праздник у восточных славян, который отмечается в первое воскресенье после Пасхи . В этот день празднуются: весенние девичьи хороводы, трапеза с яичницей, молодёжные игры. Красная горка символизирует полный приход весны, именно этим праздником встречают эту пору года. Кроме того что Красная горка символизирует приход весны, праздник символизирует еще встречу парней и девушек, потому что весна - это начало новой жизни для всей природы. На празднике Красной горке есть одна пословица, которая гласит: "Кто на Красной горке жениться, тот вовек не разведется."

Юлия Воронянская

Тема :

«Народные праздники на Руси »

Здоровье сберегающие технологии :

Технологии сохранения и стимулирования здоровья

Технологии эстетической направленности

Подвижные и спортивные игры

Технологии музыкального воздействия

Образовательные области :

Социально-коммуникативное развитие,

Познавательное развитие,

Речевое развитие,

Художественно-эстетическое развитие

Цель :

Приобщение детей к традиционной культуре, создание условий для формирования интереса к традициям, обычаям родного народа .

Задачи :

Образовательные

Познакомить детей с традициями празднования Дня Покрова Пресвятой Богородицы, Рождества, Масленицы, Ивана Купала, с народными приметами , обрядами.

Развивающие

Развивать память, мышление, воссоздающее воображение (умение мысленно представить себе времена и условия жизни общества в древней Руси ,интерес к народной культуре , потребность в получении информации.

Формирование навыков общения с культурным наследием.

Воспитательные

Воспитание нравственных качеств, любви к родному краю, народному искусству , к народным играм .

Предварительная работа :

изучение наизусть колядок, стихов о народных праздниках , пословиц,частушек, народных примет .

Возраст : дети подготовительной группы 5-6 лет

Материалы и оборудование :

свеча,звезда,соломенное чучело,зеленое покрывало,календарь,подарки колядующим.

1. Организазационный момент.

Воспитатель :

Здравствуйте,гости дорогие. Рады видеть Вас у себя в гостях.

"Для дорогого гостя и ворота настеж".

Дети входят (по 3 чел) под рус. нар. мелодию. Выстраиваются полукругом.

Воспитатель : Ребята сегодня к нам пришло много гостей,а давайте с ними поздороваемся,как в древности с поклоном.

2. Вступительное слово.

Воспитатель : Наши предки любили и умели веселиться. Русские люди любили и любят праздники . Любили угостить гостей сытно и вкусно. Говорили : «Угощайтесь, чем Бог послал» , «Не красна изба углами, а красна пирогами» ,

Пели песни, плясали. А вы, ребята, любите праздники ? А почему? А какие вы знаете праздники ?

Дети : Да. Праздники волшебные и веселые . Новый год, Рождество, Пасха…

Воспитатель : Молодцы, вы знаете много праздников , которые известны со времен наших предков. Как вы думаете, кто такие предки?

Дети : Предки – это те люди, которые жили до нас.

Воспитатель : Наши предки – русские люди,они жили на Руси – всегда почитали праздники , но праздновали их иначе , не как мы, современные люди. А хотите узнать, как?

Дети : Да.

Воспитатель : Тогда давайте отправимся с вами на экскурсию в прошлое. Вы спросите, как? На волшебных санях. Садитесь,отправляемся назад в прошлое. Поехали! (Музыка)

На ИД зима на Руси .

3. Беседа о Рождестве.

И вот ребята мы с Вами и с нашими гостями оказались в Древней Руси . Русские люди всегда умели хорошо работать и хорошо веселится. Много разных праздников у них было и делились они на великие, средние и малые. Одни отмечались ежегодно и в одни и те же дни, другие – ежегодно, но в разные числа месяца. Среди этих праздников народ выделял самые великие и любимые. А чтобы мы в них не запутались,создадим свой календарь древних праздников .

Воспитатель : Скажите,а с какого времени года у нас сейчас начинается год (Зимы) .Правильно. И наши предки год начинали зимой. И самый любимый и известный праздник зимы это Рождество .

А почему этот праздник так называется ? (Ответы детей) .

(Выключается верхний свет, зажигаются свечи, звучит тихая музыка. Горит свеча. .)

Воспитатель : Рождество - это религиозный праздник . Само слово Рождество говорит о том, что кто - то родился. Рождение ребенка – это всегда благая весть. По библейской легенде 7 января у Пресвятой Девы Марии в городе Вифлееме родился Иисус Христос – Сын Божий.

Весть о рождении Иисуса разнесли небесные ангелы. На небе появилась Вифлеемская звезда. Рождество - праздник верующих в Христа . Это ожидание счастья, мира, домашнего тепла и семейного согласия.

А вы знаете другие традиции этого праздника ? (ответы детей)

Воспитатель : Правильно, это подарки близким и друзьям; открытки, сладости, сувениры.

Воспитатель : Наши дедушки и бабушки очень любят этот праздник - Рождество Христово. Называют его еще зимние святки. Святки - это от слова «святой» . В этот праздник славили , хвалили, прославляли Христа, Новый год, будущий урожай. Парни и девушки рядились в животных : козу, медведя, в нечистую силу : Бабу-Ягу, кикимору и др. Группами они ходили по домам , поздравляли с праздником , желали наилучшего специальными песенками - колядками.

4. Восприятие фольклора.

Воспитатель :(Стук в дверь. Дети подготовительной группы поют коляки ).

Воспитатель : Колядующие непременно получают что-то съедобное : сладости, орехи и особые обрядовые печенья, их называли козули – их обязательно готовили в каждом доме на этот случай. Эти фигурки из теста надо съесть тут же, загадав желание.

Воспитатель : Итак,ребята, какой праздник на Руси праздновали зимой ? Как его праздновали ?

Вот как весело праздновали . Рождество. Давайте отметим на нашем календаре зимний праздник Рождество .

Воспитатель : А какое время года наступает после зимы (Весна)

5. Беседа о Масленице.

Кто знает какой праздник праздновали в конце зимы и в начале весны (Масленица)

Масленицу называли широкой, веселой. (Просмотр презентации)

Масленица - праздник проводов зимы и встречи весны. Масленица названа так потому, что русские люди до Поста ели коровье масло, на котором жарились блины, оладьи, лепешки. А блин похож на солнце. Солнце-символ окончания зимы. С чем их только не ели : с маслом, с медом. Праздновали Масленицу 7 дней . Все дни, всю неделю люди веселились, смеялись, пели песни, гуляли, ходили в гости. В последний день недели, в воскресенье люди друг у друга просили прощения. А чучело, сделанное из соломы (Показ чучела) выносили на улицу и сжигали – так расставались со всем плохим, со всеми бедами, трудностями. Во время сжигания чучела люди пели песни,веселились.

А вы любите веселится?

Тогда давайте сыграем в русскую народную игру "Гори,гори ясно"

Количество игроков : четное

Дополнительно : нет

Играющие выстраиваются парами друг за другом - в колонку. Игроки берутся за руки и поднимают их вверх, образуя «ворота» . Последняя пара проходит «под воротами» и становится впереди, за ней идет следующая пара. «Горящий» становится впереди, шагов на 5-6 от первой пары, спиной к ним. Все участники поют или приговаривают :

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло!

Глянь на небо,

Птички летят,

Колокольчики звенят :

Дин-дон, дин-дон,

Выбегай скорее вон!

По окончании песенки двое играющих, оказавшись впереди, разбегаются в разные стороны, остальные хором кричат :

Раз, два, не воронь,

А беги, как огонь!

«Горящий» старается догнать бегущих . Если игрокам удается взять друг друга за руки, прежде чем одного из них поймает «горящий» ,то они встают впереди колонны, а «горящий» опять ловит, т. е. «горит» . А если «горящий» поймает одного из бегающих, то он встает с ним, а водит игрок, оставшийся без пары.

Воспитатель : Итак,ребята, какой праздник на Руси праздновали весой ? Как его праздновали ?

Воспитатель :А на календаре отметим еще один народный праздник "Масленицу"

Воспитатель : Становится теплее и мы с Вами выходим из саней на зеленую полянку. После весны наступило какое время года (Лето)

7. Рассказ о празднике "Ивана-Купала"

Воспитатель :Летом наши предки почетали праздник Ивана-Купала . (Просмотр презентации) Купала- древнейший праздник благодарения солнца , зрелости лета и зеленого покоса. Название праздника "Иван Купала" пошло от слов - погружать в воду.

Поэтому в этот день обливают друг друга водой, купаются в реке,разводят костры,поют песни,гадают,водит хороводы.

8. Хоровод. Вот и мы с Вами станем в хоровод.

Хоровод «Ивана Купала» "Капуста

Воспитатель : Итак,ребята, какой праздник на Руси праздновали летом ? Как его праздновали ?

Воспитатель : Продолжаем составлять наш календарь народных праздников . Лето-Ивана Купала.

Воспитатель. После лета наступает осень.

9. Рассказ об осенних праздниках .

Осенью на Руси отмечали праздник Покрова Пресвятой Богородицы,14 октября. Это очень почитаемый праздник на Руси . Ведь Богородицу считают покровительницей земли русской, нашей заступницей и помощницей. В народе этот день считали встречей осени с зимой. Назвали этот праздник Покрова от слова "Покрывать",потому что в этот период земля покрывалась с первым снегом, как покрывалом. Примерно с этих дней начинали топить в избах, скот больше не выгоняли на пастбище, завершали все полевые и огородные работы, начинали работать пряхи и ткачихи.

На Руси праздник Покрова издавна связывали с началом зимы и посвящали ему поговорки : «На Покров земля снегом покрывается, морозом одевается» , «На Покров до обеда осень, а после обеда зимушка-зима»

С 14 октября начинались осенние покровские ярмарки, веселые, обильные, яркие. Здесь можно было увидеть все, чем земля отблагодарила людей за тяжелый труд. Шла бойкая торговля овощами, фруктами, хлебом, медом и другими товарами. Свое мастерство показывали народные умельцы

На Покров в деревнях до утра играла гармошка, а парни и девушки ходили гурьбой по улице и распевали веселые разудалые частушки.

10. Частушки.

Наши дети тоже с удовольствием их поют. (Частушки)

Воспитатель : Итак,ребята, какой праздник на Руси праздновали осенью ? Как его праздновали ?

Воспитатель :Вот и завершается наш календарь. Осенью- праздник Покрова . И нам пора прощаться. А календарь праздников мы обязательно будем пополнять новыми праздниками , с которыми дальше будем знакомится на занятиях . Досвидания.

Список литературы.

Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры : Программа. Учебно – методическое пособие. –

2 – е изд., перераб. Т доп. – СПб.: Детство – Пресс, 2002.

Карпенко М. Т. Сборник загадок. М.: Просвещение, 2986.




Весенне-летние праздники и обряды

Зимние праздники и обряды

Межсезонные обряды и обычаи

Осенние праздники и обряды

Аграфена Купальница (Купальщица)

1. День памяти святой мученицы Агриппины. В крестьянской традиции известна как Агрипина купальница, поскольку день ее памяти приходился на канун праздника Ивана Купалы и осмыслялся как день подготовки к нему.
2. Народное название трав, собираемых в ночь на Ивана Купалу.

Благовещение

Великий двунадесятый праздник православной церкви в честь благовозвещения архангелом Гавриилом Пречистой Деве Марии о предстоящем рождении ею Иисуса Христа. В народной традиции связан с моментом весеннего равноденствия, когда земля просыпалась и начинался период наибольшей активности всего живого.

Богослужения Великого четверга

Чистый четверг

Богослужения Великого четверга - утреня, литургия и всенощная четверга Страстной недели, которые пронизывает воспоминание о событиях дня, предшествовавшего страданиям и распятию Иисуса Христа. Церковь вспоминает Тайную вечерю, на которой был установлен обряд евхаристии - причащения, омовение Христом ног ученикам, заветы Спасителя, оставленные ученикам, его молитву в Гефсиманском саду и предательство Иуды.

Великий пост

В период с понедельника после масленичной недели до праздника Пасхи.

Семинедельный период строго воздержания, покаяния и молитвы в преддверии празднования Пасхи. По народному календарю на это время приходились обряды закликания весны, подготовка и проведение пахоты и сева.

Вербное воскресенье

Атрибут празднования Вербного воскресения, последнего перед Пасхой, когда верба освящалась в храме или на церковном дворе. В народе вербу наделяли магической силой, способностью передать здоровье, силу и красоту человеку или животному.

Вербное воскресенье

Воскресенье на шестой неделе Великого поста перед праздником Пасхи.

Церковь в этот день отмечает двунадесятый праздник - Вход Господень в Иерусалим. В христианских храмах освящают пальмовые ветви деревьев (у православных - вербу). Праздник связан с идеей милосердия и человеколюбия.

Вождение стрелы/сулы

Егорьев день, Пасхальная неделя, Вознесение.

Обряд, который "замыкал" весну и "отмыкал" лето. Был приурочен к Егорьеву дню, пасхальной неделе или Вознесению. Включал ритуальное захоронение женщинами стрелы (сулы) в защитных и репродуктивных целях.

Вознесение

Сороковой день после Пасхи (конец мая - начало июня)

Двунадесятый праздник православной церкви Вознесение Господне. Отмечается на сороковой день после Пасхи, когда согласно Евангелию Иисус вознесся на небо. В этот день по древнему обычаю в полях устраивали трапезы с блинами, "лесенками" и яичницей, отмечая конец весны и начало лета

Вытирание огня

Чистый четверг

Ритуал добывания "живого" огня путем трения двух кусков дерева друг о друга в ситуациях бедствия (падежа скота, неурожая, эпидемии). В качестве календарного ритуала проводился в Чистый четверг и в Ильинскую пятницу. В домашних печах и на божницах гасили прежний огонь и зажигали новый добытый трением.

Герасим-Грачевник

По церковному календарю день памяти преподобного Герасима из Ликии (V век) и преподобного Герасима - первого Вологодского чудотворца (XII век). Этот праздник в центральной России совпадал со временем прилета грачей - первого признака весны. В народе в этот день избавлялись в доме от кикиморы.

Магические действия в последний день жатвы, означавшие завершение уборки урожая и приуроченная к ним праздничная трапеза. Самый распространенный обряд был "завивания бороды" - последних несжатых колосьев и ритуально магические действия с серпами. Обряд должен был обеспечить плодородящую силу земли.

Дожиночный сноп

Сноп из последних сжатых в поле колосьев - атрибут дожиночной обрядности. Срезание снопа сопровождалось рядом ритуальных действий и запретов. Сноп обряжали в женскую одежду, использовали для гаданий, ставили под иконы и хранили до Покрова Богородицы, затем скармливали скоту, чтобы уберечь его от зимней бескормицы.

Духов день

Первый понедельник после Троицы

Праздновался в начале недели Всех Святых. Утверждает божественную сущность Святого Духа и его единство с другими ипостасями Святой Троицы. В этот день крестьяне славили землю - именинницу, совершали обходы полей "кормили земельку", отдавая ей часть трапезы.

Егорьев день

Народное название церковного праздника в честь великомученика Георгия. День памяти святого празднуется дважды: зимний в декабре, весенний в мае. Весенний установлен церковью в день, когда, по преданию, Святому Георгию отсекли голову. В народном представлении св.Георгий - змееборец, воин, хозяин земли и покровитель скота.

Магические действия накануне или в день начала сева. Наиболее подходили для начала ритуального сева день пророка Иеремии (Еремея Запрягальника). День засевок считался праздничным, сопровождался молебнами и праздничными трапезами.

Ивановские травы

Травы, цветы, ветви деревьев, коренья, сбор которых входит в ритуальный комплекс празднования Ивана Купалы. По поверью они отличаются особой колдовской силой и целебными свойствами. Травы собирали в ночь на Ивана Купалу, засушивали и использовали как средство от всех напастей, в девичьих гаданиях, при лечении людей и скота.

Игры и забавы с яйцами

Пасхальная неделя и Фомино воскресенье (Красная горка)

Развлечения сельской молодежи с использованием яиц: катание яиц с бугорков и деревянных лотков, сбивание мячом и т.д. Эти игры восходят к древним земледельческим обрядам.

Ильин день

День памяти ветхозаветного пророка Илии. В народном представлении Илья - Пророк управлял плодородием земли, был повелителем грозы, молнии и дождя. В Ильин день крестьяне не работали на земле и совершали охранительные обряды во избежание наказания пророка.

В период от Пасхи до Троицы

Праздничное развлечение детей и молодежи в период от Пасхи до Троицы. Большие качели сооружали для гуляний на пасхальной неделе. Качание на качелях - это отголосок древнего магического действия, призванного стимулировать рост посевов.

Кликание/закликание весны

В зависимости от местных условий совершается 1/14 марта (Евдокия- Плющиха), 4/17 марта (Герасим-Грачевник), 9/22 марта (сороки), 25 марта/7 апреля Благовещенье, 23 апреля/6 мая (Егорьев день), 9/22 мая (Николин день), а также в отдельные дни Великого поста.

Обряд был связан с первым прилетом птиц и началом таяния снегов. Сопровождался пением закличек, действиями с жаворонками (ржаным печеньем) и очистительными обрядами. Главными участниками обряда были дети и девушки.

Красная горка

Первое воскресенье после Пасхи

В православной традиции праздник посвящался воспоминанию явления Христа апостолу Фоме на восьмой день после воскресения. В народе со времен древней Руси был праздником начала весны - с кострами, девичьими хороводами, ярмарками невест, обрядами закликания весны. Считался преимущественно девичьим праздником.

Крещение и похороны кукушки

В период от Вознесения (сороковой день после Пасхи) до Троицы (пятидесятый день после Пасхи)

1. Аграрно-магический девичий и женский обряд с "кукушкой" - это травяной или тряпичной куклой в виде женской фигуры, птицы или украшенного деревца. Обряд сопровождался похоронным шествием, оплакиванием кукушки, кумлением девушек, гаданиями и ритуальной трапезой.
2. Ритуальная трапеза, хоровод, молодежное гуляние в период весеннее - летних праздников. Обычно устраивались в Вознесенье (конец мая - начало июня) и в Петров день (29 июня/12 июля).

Кузьма и Демьян

Народное название дней памяти святых Космы и Дамиана. Отмечался три раза в году в соответствии с житиями святых. По народным представлениям святые братья считались покровителями кузнечного дела и многих женских полевых и домашних работ, а также - брака, семьи и домашнего очага.

Пасхальный обрядовый хлеб с обычаем его освящения, угощения и раздачей верующим на пасху. Этот обычай уходит корнями в языческие времена. Разговление после поста начиналось с поедания кулича. Остатки от кулича использовали при гаданиях об урожае и приплоде скота.

Кумление (посестримство)

В период от Пасхи до Духова дня

Обычай установления духовного родства на определенное время между представительницами женского пола, не имеющими детей, с клятвенным обещанием дружбы и взаимопомощи. Кумление сопровождалось завиванием березок, обменом магическими вещами и подарками, ритуальной трапезой. Обряд обычно совершали на Пасху, день Иоанна Богослова, Николин день, Вознесение и Духов день.

Купальская ночь

Ночь накануне праздника Ивана Купалы, самая короткая ночь в году. По народным поверьям это ночь разгула нечистой силы, лучшее время для порчи посевов и домашнего скота. В купальскую ночь собирали колдовские и лекарственные травы, совершали очистительные обряды.

Купальский костер

Ритуальный костер во время молодежных гуляний в Иванову ночь. Обязательным было перепрыгивание поодиночке или парами через огонь в залог здоровья и удачи. Пеплу от костра приписывали особую силу, несущую свет и тепло, очищающую от всего недоброго.

Обрядовое печенье в форме лестницы. Выпекается на Вознесение (сороковой день после Пасхи) и в день памяти Иоанна Лествичника. По народным понятиям лесенки облегчали дорогу к небу и символизировали духовное восхождение души праведника в рай. На Вознесение они должны были помочь Иисусу Христу подняться на небеса на сороковой день после его воскресения.

Магия пасхальной заутрени

Магические действия и приговоры прихожан во время пасхальной службы в церкви. Рыбаки просили об удачном улове, охотники - о везении на охоте, девушки - о хорошем женихе. Такое колдовство в церкви противоречило христианской морали, но широко практиковалось в народном быту.

Моргосье

В период с третьей недели после Пасхи до Троицы

Праздник молодых замужних женщин, имеющих детей, с совместными тайными трапезами в лесу или на берегу водоемов. Обычай корнями уходит в глубокую древность и связан с поклонением божеству растительности.

Неделя жен мироносиц

Третье воскресенье и четвертая неделя после Пасхи

Праздник посвящен Женам-Мироносицам, первым свидетельницам воскресения Иисуса Христа. У русских известен как "бабий праздник" с женскими гуляньями и трапезами, на юге России - с обрядами кумления девушек и похоронами кукушки.

Никита Водопол

День памяти преподобного Никиты. Одна из дат начала ледохода, отмечавшихся рыбаками как начало промыслового сезона. По поверью, проснувшийся от зимней спячки водяной ломает лед, мучает рыбу и требует угощения. Рыбаки в жертву водяному приносили хлеб, вино и табак, иначе не будет доброго улова.

Окликание Егория

Обрядовый обход дворов накануне или в сам Егорьев день в Костромской губернии. "Окликальщики" пели песни заклинания, шумели и собирали у хозяев подаяние. Егорьевские обходы носили скотоводческий характер и приурочивались к первому выгону скота, обеспечивая его защиту и благополучие.

Олена-льняница

Народное название христианского праздника в память о святых Константине и его матери Елене. Важный этап в сельскохозяйственном календаре, когда заканчивали посев хлебов и начинали сеять лен, коноплю, овес и гречиху, сажать огурцы. Сопровождался магическими обрядами в полях при посеве льна.

Параскева

20 марта/ 2 апреля (Римская Великомученица Параскева, пострадавшая при Нейроне), 26 июля / 8 августа (Преподобномученица Параскева, родившаяся близ Рима в 138 году), 14/27 октября (Преподобная Параскева Сербская, прославившаяся в середине XI века), 28 октября/10 ноября (Великомученица Параскева Пятница).

Народное название дней памяти святых Параскев, которых в православной традиции насчитывается четыре. У восточных славян особо почиталась Параскева Пятница, покровительница одноименного дня недели. Девушки и женщины считали ее своей заступницей: она помогала при родах, покровительствовала браку, дому, женским занятиям, прежде всего прядению. Параскева исцеляла от душевных и телесных недугов, покровительствовала земле, скоту и воде, была заступницей торговли.

Отмечается в первое воскресенье после мартовского полнолуния, следующего за весенним равноденствием (в период между 4 апреля и 7 мая).

Великий двунадесятый праздник церковного календаря - Светлое Христово Воскресенье. Христианская Пасха является памятью об искупительной жертве Иисуса Христа, о его смерти на кресте и чудесном воскресении. Включает пасхальную заутреню, крестный ход, освящение яиц и куличей в церкви, приготовлении творожной пасхи, семейную трапезу, поминовение усопших. Сохранялся древний обычай охранительных обходов домов детьми и молодежью со сбором угощений.

Пасхальная неделя

Первая неделя после праздника Пасхи

Праздничная неделя после Пасхи (Светлая Седмица), с ежедневными богослужениями, возложением плащаницы на престоле, колокольным звоном. Вся неделя сопровождалась гуляниями молодежи, качанием на качелях, спортивными играми, угощениями, христосованием с родными и знакомыми. Особенно торжественно отмечалась вторая половина пасхальной недели.

Пасхальные молебны

Пасхальная неделя

Обычай обхода домов прихожан крестным ходом во главе со священником, служением молебнов и поздравлениями. В благодарность хозяева одаривали священника деньгами, угощением и горстью зерна, после чего "вся нечисть сходит с дома".

Первый выгон скота

Первый весенний выгон скота на пастбище, обычно приуроченный к Егорьеву дню. Сопровождался традиционными обрядами до восхода или на восходе солнца: троекратным обходом и ритуальным кормлением скота, одариванием пастуха, молитвами.

Первый спас

Народное название праздника православной церкви, посвященного Иисусу Христу- Спасителю (Спасу). Церковь устраивала торжественное вынесение и поклонение кресту, крестный ход к водоемам и освящение воды. В этот день происходили массовые гулянья, купания людей и скота и всюду отдавалась дань воде. Пчеловоды в этот праздник освящали мед. Народная традиция связывала первый спас с проводами лета.

Петров день

Великий православный праздник памяти апостолов Петра и Павла, первых проповедников христианского учения. В народном мировоззрении эти святые являются хранителями ключей от рая и ада и управляют местами обитания душ умерших. Праздник был почитаем среди рыбаков и пастухов, а также считался праздником молодежи. Предшествовал сенокосу и подготовке к жатве.

Похороны Костромы

Воскресенье Всесвятской недели или в Духов день

Завершает троицко-семитские праздники, отсюда ритуалы проводов - похорон весны в образе Костромы. Кострому изображали девушка или парень в женской одежде. Обряд похорон сопровождался весельем, купанием, играми.

Преображение (Яблочный Спас)

Великий двунадесятый праздник православной церкви Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Народное название праздника связано с созреванием к этому дню яблок, которые прихожане носили освящать в церковь, после чего их разрешалось есть. С этого дня начинали сбор яблок, спасовскими яблоками угощали больных и нищих.

Преполовение

Середина четвертой недели после Пасхи

Праздник в половине периода в пятьдесят дней, отделяющих Пасху от Троицы. В этот день православная церковь вспоминает наставления Христа о значении спасения, принесенного им людям. Совершается малое водосвятие, после чего вода считается целебной. Праздник преимущественно женский.

Проводы (похороны) русалок

Воскресенье русальной недели

Праздник символического изгнания русалок в поля за деревню подальше от человеческого жилья. Русалок изображали ряженые в образах устрашающей нечестии, чучело в "бабьем" наряде или в образе ряженого коня.

Радуница

На десятый день после Пасхи, реже в первое воскресенье после Пасхи (Фомино воскресенье)

День поминовения усопших, приуроченный к Пасхе. По народным представлениям в этот день мертвые встают из могил, разговляются после Великого поста, радуются, что дети о них помнят. Генетически праздник восходит к культу предков.

Русальная неделя

1. Демонологический персонаж мифологии восточных славян. По народным представлениям русалками становились умершие до замужества девушки, самоубийцы и некрещеные младенцы. Известны русалки в образе молодой прекрасной девушки с рыбьим хвостом или безобразной нечесаной нечисти. Во всех случаях русалок опасались и избегали встречи с ними.
2. В некоторых губерниях России русалками называли колдуний и ведьм, которые летают на помеле.

Русальная неделя

Неделя перед Троицей

По народному поверью это время пребывания русалок на земле, когда они могут вступить с человеком во вредоносный контакт. Была полна очистительными обрядами, сопровождалась гуляньями, хороводами, играми ряженых, трапезами. В русальную неделю существовал запрет на женские работы - прядение, ткачество, отбеливание холстов. Последний день русальной недели назывался русальным или крапивным заговеньем

Весна-лето-осень

Общедеревенский праздник с трапезой - складчиной в южных и западных губерниях России. Приурочивался к престольным и заветным праздникам. В эти дни производились ритуальные действия с восковой свечой, которая изготовлялась из воска, собранного со всех дворов. Каждый год на нее налепляли новые куски, со временем она могла весить до пяти пудов. Свечу хранили по очереди в семьях.

Семик (Зеленые Святки)

Седьмой четверг после Пасхи

1. Праздник за три дня до Троицы. Открывал комплекс Троицких празднеств, знаменовал окончание весны и предвестие лета. С принятием христианства языческий семик был приурочен к Троице, но продолжал древние обряды и верования.
2. Украшенная троицкая березка или антропоморфное чучело, с которым молодежь обходила дома в семик.

Народное название церковного дня памяти Сорока мучеников - христиан, которые под пытками иноверцев - язычников пошли на смерть, но не отреклись от своей веры. Особое значение этому дню придавала его близость к весеннему равноденствию - одной из ключевых точек календарного года. По народным представлениям на Сороки сорок птиц на крыльях приносили весну. В этот день из теста выпекали птичек и с ними дети закликали весну.

Средокрестие

Среда (или четверг) на четвертой недели Великого поста.

В этот день в православной церкви поклонялись Честному и Животворному Кресту Господню. В народе всю неделю называли "Средокрестной", когда пост "переламывался" пополам. В этот день пекли печенье в форме крестов, которое должно было воздействовать на будущий урожай, здоровье людей и скота, благополучное окончание полевых работ.

Страстная неделя

Последняя неделя Великого поста, предшествующая Пасхе.

Церковь вспоминает страдание Иисуса Христа и предписывает верующим особенно строгое воздержание, покаяние и причастие. С понедельника начиналась подготовка к Пасхе. Особенно много обрядов приходилось на Чистый четверг. В это время по весеннему украшали вербой помещения, приготовляли и освящали в церкви куличи, творожную пасху и крашеные яйца.

Третий Спас

Народное название церковного праздника в честь перенесения в Константинополь из Эдессы Нерукотворного образа Господа Иисуса Христа в 944 году. В третий Спас происходили ярмарки, где торговали холстами. К нему же приурочивались дожинки и сеянье озимой ржи.

На пятидесятый день после Пасхи

Великий двунадесятый праздник православного календаря в память о сошествии святого духа на апостолов, когда чествуется Святая Троица. На Руси Троица связана также с именем святого Сергия Радонежского. В народной традиции на Троицу славили цветущую растительность, завивали березку, кумились, устраивали девичьи гадания.

Троицкая (семицкая) березка

Троицкая неделя

Срубленное березовое дерево, главный атрибут троицко-семитских обрядов. Ее вырубали, завивали и украшали, ставили в домах, оставляли в полях. Эти действия должны были повлиять на будущий урожай, а молодых женщин наделить потомством.

Троицкая суббота

В канун праздника Троицы

Один из четырех общерусских дней поминовения умерших, когда церковь поминает всех от века умерших православных христиан, а прихожане - своих усопших родственников. В этот день посещали и украшали зеленью могилы, общались с душами покойных, устраивали ритуальные трапезы.

Троицкий венок

Троицкая неделя

Ритуальный девичий венок из свежей зелени и цветов, атрибут участников Троицких обрядов и гуляний. Их носили на голове, или вешали на шею, по ним девушки гадали о будущем замужестве. Троицкие венки хранили и использовали как обереги и лекарственные средства.

Тужилки по Масленице

Один из дней первой недели Великого поста

Отдельные проявления масленичных увеселений как сожаление об ушедшей Масленице. В это день пекли "туженники" - хлебцы из остатков блинного теста, устраивали кулачные бои, катались с ледяных гор, пекли постные блины, ходили ряжеными.

Успение Богородицы

Народное название великого двунадесятого праздника православной церкви. Успение Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии в память о ее вознесении. Широко праздновался в народе. По времени совпадал с завершением жатвы хлебов и сопровождался многими жатвенными обрядами. В этот день проходили проводы лета, в избах впервые зажигали огонь и ужинали при свете.

Федор Стратилат

День памяти святого великомученика Феодора Стратилата. В русской традиции известен под именем "колодезник": если в этот день рыть колодцы вода в них будет "и чиста, пьяна". С этого дня крестьяне начинали пропалывать сорняки и вывозить в поле навоз.

Флор и Лавр

День памяти святых мучеников Флора и Лавра. В народе святые считались покровителями лошадей, в этот день отмечали конский праздник, лошадей не использовали для работы, купали и кормили "в полную сыть". Совершали молебны от падежа и для приплода скота.

Четверговая свеча

Чистый четверг

Свеча, зажигаемая в церкви в чистый четверг Страстной недели (последней недели Великого поста) в знак любви верующих к Спасителю. Огонь этой свечи считался святым, с ним обходили все уголки дома и двора, поджигали дрова в печи, благославляли молодых.

Чистый четверг (Великий четверг)

Четверг на Страстной неделе

Церковь в этот день вспоминает Тайную вечерю в первый день Иудеской Пасхи. В народе воспринимался как день духовного и физического очищения в пограничный период между Великим постом и Пасхой. В этот день поминали усопших, строго воздерживались от скоромной пищи, очищали дома и дворы от мусора и грязи, мылись в бане.

Атрибут весенне-летних земледельческих обрядов. Занимает центральное место в пасхальной обрядности. Церковь видит в нем символ гроба Господня, а в красном цвете пасхальных яиц - символ возрождения верующих "кровью Христа". Крашенными яйцами обменивались при христосовании, дарили родным и знакомым. Пасхальному яйцу приписывали магическую силу: исцеление больных, способность потушить пожар, найти пропавшую корову, помочь найти клад

Егорьев день

26 ноября / 9 декабря
Народное название церковного праздника в честь великомученика Георгия. День памяти святого празднуется дважды: в декабре и в мае. Зимний установлен в честь освящения храма св.Георгия в Киеве в 1051 году. В народном представлении св.Георгий - змееборец, воин, хозяин земли и покровитель скота, один из самых почитаемых святых.

Кликанье мороза

24 декабря / 6 января - 6 января / 19 января
Обряд зазывания мороза на трапезу и его угощение ритуальной пищей. Обычно приурочивался к святочному периоду (канун Рождества, Васильев вечер, крещенский сочельник). В некоторых губерниях России обряд совершался на Пасху.

Колядование

Магический святочный обряд, который совершался в рождественский Сочельник, утром в Рождество, в день наступления Нового года или накануне Крещения. Ватаги молодежи ходили по дворам, поздравляли и славили хозяев, требовали и получали дары, а в случях отказа - следовали угрозы, сулившие большие неприятности в семье и хозяйстве.

Святки, дни поминовения усопших

Ритуальная каша из цельных зерен, ягод и меда. Готовилась в канун святочных праздников: Рождество, Новый год, Крещение, дни общего поминовения усопших (родительские дни). Обрядовое значение кутьи обусловлено символикой трех ее составляющих ингредиентов.

Масленица

Начинается за 56 дней до Пасхи

Древнейший истинно народный праздник проводов зимы и встречи весны. Масленичная неделя приходилась на период сыропустной недели перед началом Великого поста. "Разгульная", "широкая" "обильная" Масленица - любимейший зимний праздник русского народа. Каждый день масленичной недели отличался своими традиционными обрядами и развлечениями.

Николин день

6 / 19 декабря
Праздник православной церкви в память св.Николая Мирликийского (Николая Чудотворца). Этот святой воспринимался в России как покровитель русского народа, крестьянский святой, "мужицкий заступник". Праздновался дважды в году: в декабре и в мае.

Онисим – овчар

День памяти одного из семидесяти апостолов св. Онисима, который в народе считался покровителем овец. В этот день бытовали обычаи "окликать звезды" на небе, чтобы овцы хорошо ягнились, и выставлять на мороз посевное зерно для хорошего урожая.

Рассказывание сказок

Одно из развлечений на Святках в кругу семьи или на молодежных чаепитиях после колядования. Процесс носил отчасти ритуальный характер и был призван магически воздействовать на окружающий мир.

На Святки, на Масленицу

Ритуальное изменение облика людей и особая форма игрового поведения во время календарных праздников, прежде всего на Святках. Рядились также на Масленицу, в Кузьминки, на Русальной неделе, в Семик и Духов день. С языческих времен ряженье наделялось особой магической силой, но постепенно превратилось в игровое времяпровождение молодежи.

24 декабря/6 января - 6/19 января
Один из древнейших и главных праздников крестьянского календаря. Знаменует переход от старого сельскохозяйственного года к новому. В период святок церковь празднует Рождество Христово, Новый год (Васильев день), Крещение Господне.

Святочные бесчинства

Форма необычного поведения, отличающаяся от общепринятых норм. Допускалась во время святок, но осуждалась в повседневной жизни. Святочные бесчинства чаще всего совершались в ночь на Новый год и в ночь на Крещение Господне.

Cлавление Христа (Христославление)

25 декабя/ 7 января
Святочный обряд в честь прихода Волхвов по случаю Рождества Иисуса Христа. Дети, парни и девушки ходили по дворам с рождественской звездой, славили Христа, поздравляли хозяев с праздником, собирали угощение и деньги.

Сретенье Господне

Двунадесятый праздник православного календаря. Название связано со знаменательной евангельской встречей богомладенца Иисуса Христа с праведником Симеоном в Иерусалимском храме. В народе название осмыслялось как встреча в этот день зимы и лета, с праздником связано много земледельческих примет.