Занятие по семейному воспитанию "распределение обязанностей в семье". Распределение домашних обязанностей

Ольга Никитина

Время на чтение: 4 минуты

А А

Обязанности в семье – тема, которая является источником конфликтов для большинства семейных пар. Кто должен заниматься мытьем посуды, а кто уборкой? Кто должен материально обеспечивать семью, а кто нянчить детей? Как правильно распределить обязанности в семье и при этом сохранить семейное счастье?

Именно об этом мы сегодня расскажем вам.

Но все же не стоит забывать, что каждый человек всё-таки имеет свое собственное понятие о женской и мужской работе. Поэтому довольно часто относительно данного вопроса в семье возникают недоразумения, трения и даже конфликты.

Как правильно распределить обязанности между супругами?

На самом деле, это не так сложно.

  • Приготовление пищи – самая трудоемкая и ответственная обязанность. Ведь готовить нужно часто, и желательно, чтобы еда была вкусной. Если оба супруга умеют готовить и любят этим заниматься, то лучше всего данную обязанность распределить поровну. К сожалению, данный вариант далеко не всем подходит, поскольку кто-то из супругов может работать дольше другого. Тогда можно найти другой выход, например, в рабочие дни готовит тот, кто приходит первым, а на выходных – другой из супругов.
  • Уборка – немаловажная составляющая домашних обязанностей. Давайте сразу обозначим, что подразумевается под словом уборка: вытереть пыль, собрать вещи, пропылесосить, вымыть пол, вынести мусор. Лучше всего данные обязанности между супругами распределять поровну. Например, муж может пропылесосить и вынести мусор, а жена – протереть пыль и сделать влажную уборку, или наоборот. Если в семье уже есть дети, их также следует привлекать к домашней работе. Так они также будут привыкать к определенной ответственности. Однако во время распределения обязанностей необходимо учитывать и возможности каждого из членов семьи.
  • Мытье посуды – также довольно важный этап в семейных отношениях. Здесь все довольно просто, посуду можно мыть либо в порядке очереди, либо придерживаясь правила «Поел – помыл после себя посуду».

Одним словом, чтобы ваша семья жила счастливо, выполнением домашних обязанностей нужно заниматься вместе .

Для того чтобы отношения складывались гармонично, и корабль семейного счастья не разбился о скалы пресловутого семейного быта, очень важен вопрос про Сегодня в женском клубе «Кому за 30» пойдет речь именно об этом.

Все семьи можно условно разделить на три группы:

  • патриархальные,
  • матриархальные,
  • эгалитарные.

В семье патриархального типа разделения обязанностей в семье нет: все дела по дому выполняет жена, то есть готовит, стирает, убирает, детей воспитывает и ухаживает за домашними питомцами. Причем даже если она работает.

В такой семье будет комфортно женщине, которая считает, что так и должно быть, так заведено, а также тем, кто не хочет строить карьеру, а прекрасно себя ощущает в роли «птички», которая вьет свое «гнездо» , создает тепло, уют, а мужчина «приносит мамонта» и обеспечивает путевками на Канары.

В матриархальной семье роли кардинально меняются. Женщина – «добытчик» .

Как правило, это вечно занятая бизнес-леди, именно она решает, что нужно купить в дом, куда вложить средства, как заработать на отдых. Мужчина выступает в качестве «домохозяина» , выполняет все те обязанности, которые отведены женщине в патриархальной семье.

Разделения обязанностей в таких семьях как такового не предполагается. Все (что касается ведения хозяйства) ложится на плечи одного из супругов.

Но в современном обществе можно встретить эгалитарный тип семей. Этот вариант можно назвать самым демократичным, муж и жена как партнеры , работают слаженно на благо общим интересам: оба зарабатывают, сколько получается, вместе занимаются хозяйственными делами – обычно по принципу «мне это не так неприятно» или «у меня есть свободное время».

На каких принципах базируется разделение обязанностей в семье эгалитарного типа?

Решить, кто и что будет выполнять, даже в семьях с «процветающей демократией» бывает не так просто. Но основные принципы сводятся к следующему:

  1. Делать то, что больше нравится. Бывают мужчины, которые очень любят готовить, но ненавидят убирать со стола. Или наоборот. Конечно, здесь можно поспорить, ведь иногда не хочется делать вообще ничего. Тогда нужно разделять обязанности по договоренности: кто-то один готовит, значит, другой моет посуду. Если у вас есть дети, то можно доверить им мытье посуды, а также приучать к тому, чтобы они помогали готовить. Это окажется полезным воспитательным методом и в будущем они скажут вам спасибо.
  2. Не разделение, а чередование обязанностей в семье . Это означает, что не нужно разграничивать четко: жена – готовит, моет посуду, протирает пыль; муж – стирает, выносит мусор, чистит картошку. Здесь предлагается меняться ролями. Это позволит немного отвлечься и не воспринимать какую-то обязанность как рутинную. Еще один вопрос встает – как можно чередовать домашние дела, если, например, мужчине совсем не нравится возиться у плиты. Можно сделать исключение для какой-то одной работы. И отсюда – следующий принцип.
  3. У кого что лучше получается. Бывает так, что один человек просто идеально гладит рубашки. И совсем не обязательно, что это женщина. Возможно, ваш благоверный отлично справляется с этим трудным делом. Может, его приучили родители или он долгое время жил холостяком. В общем, как бы то ни было, такой принцип тоже неплохо работает.

(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || ; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-141708-2", renderTo: "yandex_rtb_R-A-141708-2", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script"); s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");


Как схитрить?

Многим женщинам вопрос про разделение обязанностей в семье буквально покоя не дает. Это бывает, когда мужчина считает, что он «не должен» делать «женские дела». И полагает, что может просто прийти домой, растянуться на диване и смотреть телевизор.
А вы, вымотавшись на работе, приступаете к уборке, готовке, проверяете уроки у детей, в общем, крутитесь, как белка в колесе. Понятно, почему вы становитесь раздражительной, можете даже затеять скандал. Только это ни к чему не приведет. Ни к чему хорошему.

Здесь нужно действовать хитро. И слов про разделение обязанностей в семье даже не нужно говорить. Просто попытайтесь, например, в выходной день затеять какой-нибудь «пир», если у вас есть дети. И готовьте что-нибудь всей семьей. Превратите это в игру.

А если детей пока нет, можете предложить ему вместе приготовить какое-нибудь супер-эротичное блюдо на ужин. А потом при случае похвалите его, что у него намного лучше получалось что-то, чем даже у вас!

Не нужно приказывать, достаточно при помощи «пряника» умело воздействовать – и тогда хотя бы раз в неделю сможете отдыхать от готовки.

Многие мужчины к разделению обязанностей в семье относятся крайне негативно. Не хотят ничего делать из «женского», но при этом свои «мужские» тоже забывают. Забить гвоздь, прибить полку, передвинуть мебель.

Конечно, многие «отчаянные домохозяйки» и на такое способны без мужских рук, но это точно неправильно. И не кричите на него, а просто притворитесь, что попытались передвинуть кресло и потянули спину. Конечно, это не лучшая шутка, зато мужчина точно поймет, что это – явно не женское дело.

Итак, главное в деле разделения обязанностей не начать ругаться друг с другом . Вы ведь, как никто, знаете своего супруга. Выбирайте наиболее подходящий способ в соответствии с особенностями его характера.

Кому за 30 – клуб для женщин после 30.

yandex_partner_id = 141708; yandex_site_bg_color = "FFFFFF"; yandex_ad_format = "direct"; yandex_font_size = 1; yandex_direct_type = "vertical"; yandex_direct_limit = 2; yandex_direct_title_font_size = 3; yandex_direct_links_underline = true; yandex_direct_title_color = "990000"; yandex_direct_url_color = "333333"; yandex_direct_text_color = "000000"; yandex_direct_hover_color = "CC0000"; yandex_direct_sitelinks_color = "990000"; yandex_direct_favicon = true; yandex_no_sitelinks = false; document.write(" ");

Столетие назад все было проще: мужчина — добытчик, женщина — хранительница домашнего очага. Но современные женщины часто уделяют работе не меньше времени, чем их мужья. Как в этом случае успеть сделать все домашние дела — большой вопрос.

Наталья Денисова

Семейный психолог

«Генетическая память берет свое, и женщина пытается успеть сделать всю домашнюю работу самостоятельно. Отсюда возникает усталость, плохое настроение, обиды и даже череда простудных заболеваний. И как следствие — ссоры в семье. Правильное распределение нагрузки способствует спокойной обстановке и домашнему уюту».

Все воспринимают домашние обязанности по-разному, в зависимости от характера. Например, идеалисты или романтики в первое время, под влиянием эмоций или вдохновения будут стараться сделать как можно больше. Но всему есть предел. Если романтик еще и интроверт, он начинает копить в себе недовольство и испытывать разочарование в своих мечтах и представлении о семейной жизни. Экстраверты же устраивают скандалы и громкие разборки на предмет, кто делает работы по дому больше. Эгоисты будут стремиться взвалить всю работу на своего партнера. Авторитарные личности сразу же берут всё под свой контроль: как сказал, так и будет — и по типу Домостроя определяют в семье мужские и женские обязанности.

Это не лучшие варианты поведения для создания счастливой семьи, не стоит кидаться в крайности. Главное, услышать друг друга и суметь договориться.

Феминизм против Домостроя

Везде можно найти свои плюсы и минусы. Как теории феминисток, так и принципы Домостроя не столь очевидны на практике. Так, в Домострое супругов учат советоваться друг с другом в деле управления хозяйством и утверждают: мужу надлежит работать, а жене управляться с хозяйством, то есть надзирать за слугами и детьми. Другой вопрос, что слуг себе не все могут позволить, а значит, вся работа по дому все-таки ложится на плечи жены. Старшинство мужа в семье понималось в те времена не как своеволие, а как исполнение долга перед семьей. Муж должен опекать домочадцев и быть за них в ответе и перед Богом, и перед государем, и даже перед общественным мнением. Да, в Домострое встречаются режущие слух слова — «бояться мужа», однако во времена написания книги слова эти, скорее всего, имели смысл уважать, признавать и понимать мужа.

Нельзя принижать и значение феминистических теорий. Мало кто в цивилизованном мире оспорит, что мужчины и женщины имеют равные права, в том числе в браке. Но, может быть, стоит избегать перекосов? Рассуждения о том, что женщина имеет право много работать и зарабатывать, а мужчина должен уметь пришить пуговицу, погладить рубашку и сделать уроки с ребенком, отнюдь не лишены смысла. Однако не приводит ли это к появлению «суперженщин», которые тянут непосильную ношу, и слишком «мягких» и домовитых мужчин, не способных на решительные действия, которые со временем начинают раздражать и самих сильных женщин? В последнее время часто рассуждают о смене мужской и женской роли в современном обществе. Наверное, смысл распределения обязанностей в семье — найти ту самую золотую середину.

Молодая мама

Не так радужно, как хотелось бы, обстоят дела и когда не работает, а сидит в бессрочном декретном отпуске с ребенком. А если детей двое или трое? Ведь забота о малышах — работа круглосуточная и без выходных. Маленький ребенок — это бесконечная стирка, глажка и уборка, подросшие дети — постоянные кружки, секции и домашние задания. Стоять одной бессменно у этого конвейера практически нереально. Хорошо, если глава семьи понимает это.

Любой отец способен провести пару часов с коляской на свежем воздухе, позволяя супруге сосредоточиться на неотложных домашних делах или просто немного передохнуть. Ощутимой окажется и помощь в приобретении по списку всех необходимых продуктов.

Некоторые отцы не прочь принять участие и в более ответственных делах, они любят купать малышей перед сном или имеют природный талант их убаюкивать. А если мужчина хорошо готовит, почему бы ему время от времени не приготовить вкусный ужин? Жена в это время может спокойно заниматься глажкой или мытьем посуды.

Если мы рассматриваем работу домохозяйки как полноценную работу, значит, хоть иногда женщине полагается полноценный выходной. Хорошо, если раз в неделю или в две муж останется дома с детьми, подарив жене возможность встретиться с подругой или сходить в парикмахерскую. Эти несложные мужские поступки позволят женщине отдохнуть, почувствовать благодарность за свой труд, ощутить себя нужной и любимой.

Семейный совет

Разобраться в вопросе, что должна делать по дому женщина и в чем ей могут оказать помощь остальные члены семьи, поможет семейный совет. Конечно, совсем не обязательно составлять таблицу обязанностей в семье, это слишком официально. Хорошо, если так называемый совет будет носить дружественный и веселый характер. Каждый может выбрать себе дело по способностям. Неважно, кто будет готовить или ходить в магазин, в наше время разделение домашних дел на мужские и женские обязанности — чистая формальность. Глава семейства умеет вкусно готовить, хоть и давно не стоял у плиты? Значит, праздничный воскресный обед порадует всю семью. Младший сын любит ухаживать за цветами? Отлично! Главное, распределить обязанности на всех. Дошкольник вполне может убрать за собой игрушки, а старший ребенок — помыть свою тарелку. Идеально, если все домашние задания будут примерно сопоставимы по сложности. Вставить в ведро мусорный пакет и 5 раз в день помыть посуду, приготовить еду и убраться в квартире — задачи неравноценные.

Привлекать детей к домашним делам — одна из основ правильного воспитания. А как еще приучить ребенка к труду и показать, что в жизни каждого человека есть свои обязанности? Не стоит бояться давать детям поручения, они смогут их выполнить. К тому же то, что делается своими руками, ценится больше. Вероятно, в следующий раз ребенок не бросит одежду на диван, а сам аккуратно положит ее в шкаф. Генеральная уборка может сплотить всю семью, конечно, если подходить к ней с чувством юмора, а не в порыве гнева.

Не нужно забывать, что главное в семье — взаимопонимание. Любой список дел, безусловно, может подвергаться корректировке. Не стоит бояться протянуть друг другу руку помощи. Хорошо, если выражение благодарности за вкусный обед или чистую рубашку станет привычкой. Доброе слово и внимание способны зарядить любого человека новыми силами. Не стоит выстраивать семью по образцу Домостроя или превращать ее в поле боя для феминисток. Ведь семья создается для того, чтобы жить друг с другом в мире и согласии.

А что Вы думаете о распределении обязанностей по дому между мужем и женой? Сейчас сижу дома. Ну и вспоминаю жизнь..

Для меня это было просто. Муж хотел, что бы я с рождением сына уволилась а добытчиком был он. Перед рождением сына ему предложили хорошую работу.

По выходным он был дома. Сверх урочных у него не было. Как все люди уходил на работу к 8-30 и приходил в 18-00. Причем возили его от нашего дома до работы и с работы до дома каждый день. Выделялся автобус от организации для всех сотрудников. Отпуск во время.

Я была д ома и готовила каждый день. Так как муж любил готовить, в выходные этот процесс брал в свои руки. Готовил он очень хорошо, блюда получались очень вкусные. По необходимости я убиралась. Но белоручкой муж никогда не был, помогал, где было нужно. Сидеть без дела на диване у телевизора, слава Богу, не любил. Всегда при деле, что то делал по дому. Ему это нравилось. Удовольствие получал от этого. Все дела с душой делал, душу вкладывал. Даже в м ытье посуды - помогал. Потом купили посудомойку. Вообще, домашняя техника как для мужчин (инструменты), так и для женщин (посудомойка, стиральная машина, пылесос, комбайн, фритюрница, мультиварка, микровалновка и т. д.) освобождает уйму времени и можно его потратить на что угодно. Например всей семьей куда то пойти погулять, что то посмотреть. Когда есть машина, то и съездить можно. Мы всю тульскую область объездили и не только ее.

Домашний быт - это вещь серьезная, что бы перестать быть у него заложником, нужно разработать к нему правильный подход. Необходимо сразу правильно распределить домашние обязанности . Учитывая возмож- ности и силы всех членов семьи. У меня это муж (царство ему небесное, делал только хорошее всем), сын и я.

Начать необходимо с полного понимания, какие обязанности подразумеваются под совместным бытом. Это, конечно же, в первую очередь — уборка, приготовление пищи, стирка, мелкие ремонтные работы.

Каждый человек конечно же имеет свое собственное понятие о женской и мужской работе. И, соотвественно распределяет

  • Приготовление пищи - самая трудоемкая и ответственная обязанность. Ведь готовить нужно часто, и желательно, чтобы еда была вкусной. Если оба супруга умеют готовить и любят этим заниматься, то лучше всего данную обязанность распределить поровну. К сожалению, данный вариант далеко не всем подходит, поскольку кто-то из супругов может работать дольше другого. Тогда можно найти другой выход, например, в рабочие дни готовит тот, кто приходит первым, а на выходных - другой из супругов. Когда я работала, а такой период в моей жизни был, первой приходила я.

В магазин за покупками, продуктами мы ездили с мужем вместе. На машине. Закупали на неделю. То, что быстро портится, я покупала отдельно в день приготовления.

  • Уборка - немаловажная составляющая домашних обязанностей. Давайте сразу обозначим, что подразумевается под словом уборка: вытереть пыль, собрать вещи, пропылесосить, вымыть пол, вынести мусор. Лучше всего данные обязанности между супругами распределять поровну. Например, муж может пропылесосить и вынести мусор, а жена - протереть пыль и сделать влажную уборку, или наоборот. Если в семье уже есть дети, их также следует привлекать к домашней работе. Так они также будут привыкать к определенной ответственности. Однако во время распределения обязанностей необходимо учитывать и возможности каждого из членов семьи.
  • Мытье посуды - также довольно важный этап в семейных отношениях. Здесь все довольно просто, посуду можно мыть либо в порядке очереди, либо придерживаясь правила «Поел - помыл после себя посуду».

Посудомойка хороший вариант. Каждый день набиралась посуда и я ее включала. Сейчас 1раз в два дня набирается.

Чтобы семья жила счастливо, выполнением домашних обязанностей нужно заниматься вместе . Совместный домашний труд, как и отдых вместе куда то, только укрепляет семью. Для меня это так.

Воспитание трудолюбия.

Распределение обязанностей в семье.
Полноценному воспитанию ребенка способствует труд. К признанию исключительной важности роли труда в формировании личности, люди пришли давно. С его помощью можно сформировать у детей как положительные, так и отрицательные качества личности. Дело не только в труде, так таковым, сколько в его сочетании с другими видами деятельности воспитанников и в условиях, в которых он осуществляется.
В труде проявляются особенности поведения ребенка – активность, стремление к самостоятельности, утверждение своих позиций и др.
Основное назначение трудовой деятельности состоит в том, чтобы формировать активную позицию детей по отношению к миру, что предполагает проявление забот о себе, об окружающих.
Трудовая деятельность многофункциональна. В процессе трудовой деятельности происходит физическое и психическое развитие детей, овладение умениями и навыками (умение работать согласованно, намечать последовательность действий и т. д.)
Как и любое нравственное качество, трудолюбие формируется в процессе воспитания, процессе сложном и многогранном, требующем от воспитателя большого терпения.

Основы трудового воспитания закладываются в семье. Семья – дружный трудовой коллектив. Любовь к труду необходимо начинать воспитывать очень рано. Подражание, свойственное ребенку, является одним из важнейших мотивов, побуждающих детей к активной

деятельности. Наблюдение за трудом взрослых рождает желание делать то же самое. Не погасить это желание, а развить и углубить его – основная задача родителей, если они хотят вырастить ребенка трудолюбивым.
Основная задача семьи в области трудового воспитания – организовать деятельность ребенка, чтобы она оказала на него максимальное воспитательное воздействие.

Выделяют основные принципы работы семьи в трудовом воспитании детей:
- приобщение к труду через самообслуживание;
- постепенный переход от самообслуживания к труду для других;
- постепенное расширение круга обязанностей, наращивание их сложности;
- тактичный и постоянный контроль качества выполнения трудовых поручений;
- организация обучения выполнению трудовых операций;
- формирование у ребенка уверенности в важности выполнения порученной ему работы;
- учет индивидуальных особенностей и склонностей ребенка при распределении трудовых поручений;
- поощрения прилежного выполнения поручений, проявления самостоятельности и инициативы;
- чередование труда и отдыха, а также различных видов труда в режиме дня младшего школьника.
Необходимо помочь ребенку ощутить пользу своих трудовых усилий, научить испытывать радость оттого, что его деятельность полезна окружающим.

Труд для ребенка не менее привлекателен, чем игра. Можно использовать труд-игру как средство развития активности детей.
Вот, например, ваш ребенок, не собрав книги, рвется на улицу, к друзьям. А вы скажите, что книжки тоже хотят к своим друзьям, вон, сколько пустых мест на полке.
Конечно, такие игры не легки, особенно если вы опаздываете на

работу, или вечером валитесь с ног. Накричать, обругать, в общем "взорваться" куда легче. Но после взрыва остаются одни развалины.
Очень важно давать поручения, которые по силам ребенку. Умение правильно оценить возможности детей ничуть не менее важно, чем умение привлечь к работе. Выполненное дело должно доставлять удовлетворение, а не создавать комплекс неполноценности.
Вы дали ребенку поручение, а он не успел его выполнить. Как поступить? Сказать: "Ты все еще подметаешь? Отойди, я сама. Сто лет будешь возиться". Ни в коем случае! Лучше всего дать добавочное время. Можно, конечно, и мирно предложить свою помощь: "Ну, как у тебя дела? Давай вместе, хочешь?" Но если вы сумеете набрать терпения и дадите сыну или дочери довести начатое до конца, это правильнее.

Бытовой труд в нашей повседневности занимает весьма значительное место. Уборка, стирка, магазины и прочие дела – не перечислить, как их много. Изо дня в день повторяется одно и тоже, никуда от этого не деться. Приучать детей к выполнению домашних дел необходимо не только потому, что мы их должны готовить к будущей самостоятельной жизни. Главное – привлекая детей к выполнению бытовых обязанностей, мы воспитываем привычку трудиться, а в месте с ней – привычку заботиться о близких, формируя тем самым благородные побуждения. Наверное, самый лучший подарок для матери, если дочь или сын скажут ей, уставшей после работы: "Ты отдохни – я сам почищу картошку".
Именно с бытового труда и начинается трудовое воспитание, и не важно, кем станет ребенок, когда вырастет – летчиком или поваром, рабочим или менеджером. Привычка, умение делать что-то своими руками пригодятся ему в любой профессии, и, кроме того, они в огромной степени содействуют умственному развитию ребенка .
Воспитательное значение руда обусловлено в значительной степени возрастными особенностями младших школьников. Подражание, свойственное ребенку, является одним из важнейших мотивов, побуждающих его к активной деятельности. Присущие детям младшего школьного возраста подвижность, готовность к действию, познавательная активность, также способствуют привлечению детей к труду.
Дети младшего школьного возраста с удовольствием берутся за любые дела, выполняют поручения взрослых, помогают в домашней работе, но при этом их больше привлекает процессуальная сторона дела, а не результат; их трудовая активность нередко зависит от внимания окружающих и их позитивной реакции. В связи с этим необходимо предлагать детям разнообразные виды труда, обновлять их содержание, поддерживать стремление к работе и веру в успех, стимулировать эмоциональное отношение к результатам деятельности. Вот почему родители должны стремиться не просто привить детям трудовые навыки, но и помочь им увидеть результат своего труда,

пользу от него. Желание повторить успех стимулирует потребность в труде.
Важно умело реализовать воспитательный потенциал труда, который заключается в том, что достижение его цели и удовлетворение вследствие этого какой-либо потребности, влечет за собой появление новой или новых потребностей. Следовательно, мотивом труда (в

отличие от мотивов других видов деятельности) является получение более отдаленного продукта, а не сам процесс деятельности. Отодвинутость мотива от деятельности требует волевых усилий, предполагает ее целенаправленное планирование результатов, самоконтроль за ходом процесса. Именно в этом проявляется существенное отличие труда от игры, учения.
Существуют следующие виды положительной направленности труда: пример, интерес и долг. Побудительными мотивами детей младшего школьного возраста являются пример и интерес. Мотив долга в этом возрасте остается в качестве производного от мотивов примера и интереса и носит ярко выраженный эмоциональных характер. Мотив долга, побуждающий ребенка к самоконтролю и выполнению нелюбимых трудовых заданий, формируется на основе чувства ответственности.
Родителям не следует приписывать процессу труда только "инструментальный" смысл, т. е. видеть в нем лишь средство к достижению какой-то нетрудовой цели ("Вот подметешь пол, уберешь со стола, тогда пойдешь гулять"). Конечно, такие матировки иной раз тоже нужны, и ребенок должен их освоить. Однако взрослые слишком часто злоупотребляют применением в воспитании прямолинейных схем типа: "хороший поступок (потрудился) – награда; плохой поступок (отказ) – наказание". В результате своими действиями они отдаляют ребенка от труда, превращая труд лишь в средство на пути к потреблению. При этом взрослые иногда рассуждают следующим

образом: "Чем больше я смогу пообещать, чем привлекательнее для ребенка награда, тем сильнее разовьется у него потребность в труде". Но потребность, как раз и не развивается; напротив, труд все больше лишается для ребенка привлекательности, рассматривается им как нечто вынужденное.
Совсем другое дело, когда воспитатель сумеет сделать мотивом труда для малыша поиск различных способов решений какой-либо задачи и выбор его личного способа действия такого, который приводил бы к наилучшим результатам. Важно дать ребенку возможность проявить себя в труде, показать смекалку, ловкость, терпение, волю, настойчивость.

Очень полезным для ребенка станет удовольствие, если оно сопряжено с трудом, с мускульным напряжением или с работой мысли. Удовольствие, достигнутое трудовым усилием, формирует потребность.
Слишком часто родители не замечают, как стремятся навязать ребенку свой образ мыслей и действий. Взрослые привыкли заставлять себя заниматься не совсем приятными вещами и передают ребенку свое

собственное отношение к таким скучным (с их точки зрения) занятиям, как мытье посуды, чистка обуви.
Однако ребенку интересно узнать, как добить того, чтобы тарелка под струей воды заблестела. Внутренний интерес к делам, которые взрослым кажутся незначительными, отражает знаменитое "Я сам", но мы его постепенно заглушаем.
Практика показывает, что основной причиной, сдерживающей привлечение детей к труду, является длительная опека.
Многое изменилось в нашей жизни и в жизни наших детей. Усложнилась школьная программа, учиться стало труднее. Вот родители и идут на "жертву": всю домашнюю работу берут на себя. И вырастает потребитель, который будет вероятнее всего требовать такого же к себе отношения в будущей семье.
Мы должны приучать ребенка делать любую домашнюю работу, независимо от того, грязная она или чистая.
Однажды во время школьного субботника одна девочка расплакалась оттого, что ей пришлось взять в руки… тряпку. Она сначала брезгливо приподняла ее с пола, а потом бросила в ведро с водой и наотрез отказалась мыть парты. Сам факт, что ей придется

"убирать грязь", вызвал в ней физическое отвращение. А когда дети стали возмущаться, называть ее "белоручкой" она заплакала. В семье ее всячески ограждали от домашних дел. Она привыкла к тому, что в доме чисто, постель постелена, еда приготовлена, одежда выстирана и выглажена. А о том, что на это затрачен труд матери, она не задумывалась. Ее так приучили. Она хорошо учится, лентяйкой ее не назовешь. Но учеба – это ее обязанность. Это она хорошо усвоила. А обслуживать ее – это обязанность матери.
Таким образом, при воспитании трудолюбия начинать необходимо с самообслуживания: терпеливо приучать ребенка умываться, пользоваться полотенцем, застегивать пуговицы, складывать игрушки и т. д.; помогать ему, пока не выработается привычка делать это самостоятельно. С возрастом сфера самообслуживания расширяется.
Привлекая детей к выполнению бытовых обязанностей, родители воспитывают привычку трудиться, заботится о близких. У ребенка непременно должны быть постоянные обязанности – только при таком

условии труд станет воспитательным средством. Постоянные обязанности способствуют воспитанию ответственности. Эффективность воспитания трудолюбия обеспечивается в семьях, где каждый имеет постоянные обязанности.
Особого внимания заслуживает проблема приобщения мальчиков к домашнему труду. Участие в домашнем труде способствует их

подготовке к самостоятельной жизни.
Надо, чтобы мальчики и девочки одинаково учились делать все необходимые по хозяйству и не считали бы выполнение этого дела чем-то недостойным себя. Кто наблюдал за детьми, тот знает, что в раннем детстве мальчики так же охотно, как и девочки, готовы помочь матери готовить, мыть посуду, делать любое дело по хозяйству. Но обыкновенно в семье с самых ранних лет начинают проверять разницу между мальчиками и девочками. Девчонкам дают поручения мыть чашки, накрывать на стол, мальчишке говорят: "Что ты все в кухне толчешься, разве это мужское дело?".
В трудовом воспитании детей важен пример. В семьях, где мать, вернувшись с работы, проводит время на кухне, а отец читает газету или смотрит телевизор, сложно добиться успеха.
Трудолюбие активизирует способность детей к творческому решению самых разных жизненных задач.
Привычка трудиться закрепляется волевыми усилиями. Важно помочь ребенку научиться различать понятия "можно", "надо", "нельзя". С этой целью необходимо приучать его делать не только то, что в данный момент хочется, а то, что надо. Предъявите сыну и дочери условное требование: "Не будешь смотреть телевизор, пока не приведешь в порядок в своей комнате". Причем родители следует проявлять настойчивость до тех пор, пока для ребенка не станет привычкой сначала делать то, что "надо", а потом то, что "хочу". Приучать ребенка к слову "нельзя" - значить приучать его сдерживать вои желания, т. е. развивать самоорганизацию, самоконтроль, контроль, которые имеют огромное значение в развитии волевых качеств личности.
Следовательно, трудолюбие, положительное отношение к труду, взаимосвязаны с воспитанием организованности. С детских лет необходимо приучать ребенка планировать и организовывать свой труд, работать собранно, ритмично. Хороший работник обладает способностью к организации своей деятельности. Основным принципом развития способности к организации деятельности является предоставление ребенку самому, путем преодоления ошибок, осваивать всю систему организации работы.
Целесообразно определить компоненты организованности. Прежде всего, ребенок должен иметь четкое представление о цели деятельности – первый компонент. Следующим является выбор способа деятельности. Составление программы действий – третий компонент. После реализации обязательны контроль, оценка и коррекция, т. е. проверка качества сделанного и исправление ошибок, ели они допущены.
В воспитании организованности важно привлекать детей к планированию деятельности, которая совершается вокруг, раскрывать ее внутренний смысл: зачем что-то делают, какие задачи при этом решают, как выбирается или впервые создается способ их решения, зачем нужен контроль над качеством исполнения. Ребенку необходимо ощутить себя в мире, где каждое дело не само собой совершается, а специально организуется, требует труда. Этот аспект воспитания начинается с обсуждения с ребенком домашних (позже и рабочих) дел, с чтения книг о разных видах работы и др.
Хорошо, когда у детей с раннего возраста накапливается собственный опыт организации деятельности. Прежде всего, это умение выполнять требования взрослого, простейшее его поручение. При этом важно соединить в жизни ребенка свободу его активности (уважая его требование "Я сам"), значимость правил, ограничивающих эту активность, и обязательность выполнения поручений взрослого.
Родители иногда сомневаются, в каком возрасте ребенок должен мыть посуду, выносить мусор, убирать игрушки. Однозначного ответа нет. Все зависит от способностей, интересов ребенка, состава семьи.
Залогом успеха в воспитании трудолюбия является выработка у детей привычки выполнять определенные обязанности без напоминания взрослых. Понимание того, что обязательные, важные для всей семьи дела никто, кроме него, не сделает, способствует осознанию ребенком собственной значимости. Конечно, эта работа должна быть посильна, дети должны видеть результаты своего труда. Долг родителей – помогать, обучать их труду, учитывая личные склонности.

Советы родителям:
1. Будьте последовательны в своих требованиях.
2. Учитывайте индивидуальные и возрастные особенности своих детей.
3. Прежде чем поручить что-либо ребенку, покажите образец правильного выполнения поручения, научите этому своего сына и дочь, несколько раз выполните поручение совместными усилиями.
4. Не забывайте об игровых моментах в трудовом воспитании детей.
5. Учите ребенка уважать труд других людей, бережно относится к результатам их трудовой деятельности. Рассказывайте детям о своей работе, своих друзей.
6. Тактично оценивайте результаты труда ребенка.