Индивидуальная работа в доу средняя группа. Перспективный план индивидуальной работы с детьми по изобразительной деятельности в свободное время

Режимные процессы

в первую половину дня

Прием детей

1. Общение воспитателя с детьми: индивидуальные беседы, игры для общения и создания настроения у детей.

2. Организация самостоятельной деятельности детей: разные виды игр, труд в уголке природы, изобразительная деятельность.
3. Формирование культурно-гигиенических навыков: использование носового платка, контроль за внешним видом, аккуратностью прически.
4. Формирование культуры поведения: приветствие, вежливые взаимоотношения со сверстниками, взрослыми.

Утренняя гимнастика

Гигиенические процедуры

Завтрак
1. Сервировка стола: беседа с дежурными; привлечение детей в посильной помощи в сервировке стола (раскладывание салфеток, столовой посуды и приборов), привлечение внимания детей к эстетичному оформлению столов.
2. Привлечение внимания детей к пище; индивидуальная работа по воспитанию культуры еды; правила этикета; оценка деятельности.

Подготовка к занятиям

Занятия

Подготовка к прогулке
1. Создание интереса к прогулке; индивидуальные беседы с детьми; отбор игрового материала для прогулки; мотивация деятельности детей на прогулке.

Прогулка
1. Наблюдение на прогулке.
2. Подвижные игры: 2-3 игры большой подвижности; 2-3 игры малой и средней подвижности; игры на выбор детей.
3. Труд на участке: мотивация деятельности детей; определение объема работы; распределение обязанностей; подготовка оборудования; выполнение трудовых операций; уборка оборудования; оценка деятельности.
4. Индивидуальная работа по развитию движений, физических качеств.
5. Самостоятельная игровая деятельность: создание условий для развития сюжетно-ролевых игр; игры с природным материалом; другие виды деятельности; индивидуальная работа по изодеятельности, развитию речи, театрализация в теплое время года; лепка снеговиков.
6. Возвращение с прогулки: игры; самоконтроль детей; контроль и оценка их деятельности; последовательность раздевания; свободная деятельность детей.

Гигиенические процедуры
Закрепление правил мытья рук; игры-соревнования, беседы воспитателя о чистоте; самоконтроль детей; положительная оценка деятельности детей.

Обед
1. Сервировка стола: определение дежурных; ознакомление с меню; выбор столовых принадлежностей; привлечение внимания детей к эстетичному оформлению столов.
2. Привлечение внимания детей к пище; индивидуальная работа по воспитанию культуры еды; правила этикета; оценка аккуратности детей.

Подготовка ко сну
Подготовка ко сну: гигиенические процедуры; создание условий для организации сна; укладывание спать.

Дневной сон

Режимные процессы во вторую половину дня

Подъем детей
1. Постепенный подъем, общение воспитателя с детьми.
2. Индивидуальная работа с детьми, создание условий для самостоятельной деятельности.
3. Корригирующая гимнастика: подготовка к корригирующей гимнастике, привлечение внимания детей.
4. Закаливающие мероприятия: закаливание, массаж.
5. Формирование культурно-гигиенических навыков: привлечение внимания детей к гигиеническим процедурам; гигиенические процедуры; закрепление правил мытья рук; рассказ воспитателя о чистоте; приемы самоконтроля; оценка деятельности детей; последовательность мытья рук; последовательность одевания; контроль за внешним видом, аккуратность прически.
6. Формирование культуры поведения; доброжелательные отношения со сверстниками, взрослыми.

Организация самостоятельной игровой деятельности детей
Общение с детьми, индивидуальная работа, игры.

Гигиенические процедуры
Закрепление правил мытья рук; игры-соревнования, беседы воспитателя о чистоте; самоконтроль детей; положительная оценка деятельности детей.

Полдник
1. Подготовка к полднику, сервировка стола; беседа с дежурными; ознакомление с меню, объявление его детям; привлечение внимания детей к эстетичности оформления столов.
2. Привлечение внимания детей к пище; индивидуальная работа по воспитанию навыков культуры еды; правила этикета; оценка деятельности детей; уборка столов.

Подготовка к занятиям

Уборка игрушек; переключение внимания детей на другой вид деятельности; оценка деятельности детей.

Занятия

Свободная игровая деятельность детей
Создание условий для самостоятельной игровой деятельности детей.

Подготовка к прогулке
1. Создание интереса к прогулке; индивидуальные беседы с детьми; отбор игрового материала для прогулки; мотивация деятельности детей на прогулке.
2. Одевание: последовательность, выход на прогулку.

Прогулка
1. Подвижные игры: 2-3 игры большой подвижности; 2-3 игры малой и средней подвижности; на выбор детей.
2. Индивидуальная работа по развитию движений, физических качеств: самостоятельная игровая деятельность; создание условий для развития сюжетно-ролевых игр; игры с природным материалом; индивидуальная работа по изодеятельности, развитию речи; театрализация в теплое время года; лепка снеговиков.
3. Возвращение с прогулки; игра; самоконтроль; контроль и оценка деятельности детей; последовательность раздевания; свободная деятельность детей.

Чему научатся дети к концу года

Физическое воспитание

Лазать по гимнастической стенке, перелезая с одного пролета на другой.
. Ползать разными способами: опираясь на руки, колени и пальцы ног, на стопы и ладони; на животе, подтягиваясь руками.
. Ловить мяч двумя руками.

Метать предметы разными способами правой и левой рукой.
. Отбивать мяч о землю (пол) не менее пяти раз подряд.
. Выполнять упражнения на статическое и динамическое равновесие.
. Скользить самостоятельно по ледяным дорожкам.
. Ходить на лыжах скользящим шагом, выполнять поворот переступанием, подниматься на горку.
. Кататься на двухколесном велосипеде, выполнять повороты направо, налево.
. Ориентироваться в пространстве, находить левую и правую сторону.

Ребенок и окружающий мир

Называть самые разные предметы, которые их окружают в помещениях и на улице.
. Знать назначение окружающих предметов, называть свойства и качества, доступные для восприятия и обследования.

Проявлять интерес к предметам и явлениям, которые они не имеют возможности видеть.
. Рассказывать о семье, семейном быте, традициях.
. Уметь рассказывать о своем родном городе.
. Рассказывать о желании приобрести в будущем определенную профессию (стать милиционером, пожарным, военным и т. п.)
. Участвовать в наблюдениях за растениями, животными, птицами, рыбами и в посильном труде по уходу за ними; делиться своими познаниями о живом и неживом; не рвать, не ломать растения, бережно относиться к живым существам, не вредить им.

Развитие речи

Значительно увеличить свой словарь, в частности, за счет слов, обозначающих предметы и явления, не имевшие места в собственном опыте ребенка.
. Активно употреблять слова, обозначающие эмоциональное состояние (сердитый, печальный), этические качества (хитрый, добрый), эстетические характеристики, разнообразные свойства и качества предметов.

Понимать и употреблять слова-антонимы.
. Образовывать новые слова по аналогии со знакомыми словами (сахарница - сухарница).
. Выделять первый звук в слове.
. Осмысливать причинно-следственные отношения; употреблять сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.
. Подробно, с детализацией и повторами рассказывать о содержании сюжетной картинки, с помощью взрослого повторять образцы описания игрушки, драматизировать отрывки из знакомых произведений.
. Рассказывать невероятные истории, что является следствием бурного развития фантазии.
. Активно сопровождать речью свою деятельность (игровые, бытовые и другие действия).

Трудовое воспитание

Воспитываем у детей положительное отношение к труду, желание трудиться.
. Учим выполнять индивидуальные и коллективные поручения.
. Формируем ответственное отношение к порученному заданию (умение и желание доводить дело до конца, стремление сделать его хорошо).
. Разъясняем детям значимость их труда. Поощряем инициативу в оказании помощи.

Самообслуживание

Совершенствуем умение самостоятельно одеваться, раздеваться; приучаем аккуратно складывать и вешать одежду, с помощью взрослого приводить ее в порядок - чистить, просушивать.
. Воспитываем у детей стремление быть аккуратными и опрятными.

Хозяйственно-бытовой труд

Приучаем детей самостоятельно поддерживать порядок в комнате.
. Учим детей самостоятельно расставлять чашки с блюдцами, глубокие тарелки, ставить салфетницу, раскладывать столовые приборы (ложки, вилки, ножи).

Труд в природе

Продолжаем учить детей поливать растения, кормить рыб, мыть поилки наливать в них воду, класть корм в кормушки (при участии взрослого).
. Привлекаем детей к подкормке зимующих птиц.

Ознакомление с художественной литературой

Высказать желание послушать определенное литературное произведение.
. С интересом рассматривать иллюстрированные издания детских книг.
. Назвать любимую сказку, прочесть понравившееся стихотворение, под контролем взрослого выбрать с помощью считалки водящего.

Чтобы раскрыть и развить её лучшие качества личности ребенка, и педагогам, и родителям необходимо поддерживать стремление малыша к проявлению индивидуальности, способностей и талантов. В средней группе индивидуальная работа с малышами не менее важна, чем в старшей или подготовительной. Дети пятого года уже могут иметь и выражать своё мнение, формировать привязанности, но ещё не умеют хорошо контролировать эмоции, управлять процессами мышления. Они любознательны и неутомимы в исследовании мира. Индивидуальные занятия с воспитателем и профильными специалистами детского сада сделают проживание малышами каждого дня ярким и полноценным в соответствии с самыми современными требованиями.

Цели индивидуальной работы с дошкольниками

Индивидуальная работа с детьми является обязательной частью профессиональной деятельности воспитателя детского сада. Она позволяет реализовать на практике один из ключевых принципов, провозглашённых Федеральным государственным образовательным стандартом - индивидуализацию, то есть построение процесса образования с учётом возрастных, физиологических и психологических особенностей детей.

Кроме того, целями индивидуальной работы являются:

  • Осуществление личностно-ориентированного подхода, основанного на уважении к личности ребёнка, признании её уникальности и неповторимости.
  • Развитие познавательных интересов и способностей детей.
  • Обеспечение равных возможностей для полноценного развития воспитанников в период дошкольного детства.

Современная педагогика считает дошкольное детство самоценным этапом жизни человека, а ребёнка - личностью, достойной уважения к её потребностям и особенностям

Виды и задачи индивидуальной работы с дошкольниками средней группы

Индивидуальная работа в средней группе делится на четыре основных вида в зависимости от основных задач:

  • коррекционная;
  • компенсирующая;
  • дополнительная;
  • развивающая.

Коррекционную работу в большинстве детсадов ведут с малышами, имеющими определённые нарушения развития, к примеру, осанки, звукопроизношения, поведенческих реакций. Дошкольные учреждения, в которых созданы специальные условия, предоставляют образовательные услуги детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВР), обеспечивая наиболее комфортное получение дошкольного образования для такой категории воспитанников.

Ребёнок на приёме у логопеда: в коррекционной работе без помощи квалифицированного специалиста не обойтись

Осуществляют коррекционную работу в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ) квалифицированные специалисты: логопед, психолог, инструктор по физкультуре. Вся коррекционная работа должна вестись с ведома и согласия родителей или законных представителей ребёнка. О её ходе, прогрессе, проблемах малыша родителям или представителям специалист сообщает наедине, в отсутствие других родителей, в наиболее мягкой и доброжелательной форме.

Главной задачей компенсирующих занятий является «навёрстывание упущенного», то есть быстрое восполнение пробелов в знаниях и умениях ребёнка, не посещавшего ДОУ долгое время (по болезни, из-за отпуска, санаторно-курортного лечения), а также новичков, которые в детский сад не ходили вообще и, естественно, знают и умеют меньше одногруппников. Проводит этот вид работы воспитатель группы на основе мониторинга (наблюдения, бесед, опросов, анализа участия воспитанников в занятиях).

Дополнительная работа проводится с детьми, которые выказывают яркий и стойкий интерес к определённым видам деятельности (изобразительной, театрализованной, музыкальной, исследовательской, познавательной и др.). Её осуществляют путём включения детей в различные кружки по интересам, а также проводят беседы, дидактические игры, поощряют дошкольников к самостоятельной деятельности в выбранном направлении.

Воспитатель может позаниматься с малышом и театральным искусством, если дошкольнику это интересно и в радость

Представим ситуацию: педагог заметил, что один или несколько воспитанников проявляют повышенную заинтересованность доисторическими животными, жизнью первобытных людей, космосом, экзотическими странами, экстремальными явлениями природы (вулкан, гроза). Задача воспитателя в подобных случаях - поддержать зарождающиеся интересы ребёнка. Перечисленные темы не включены в программу для средней группы, но в рамках опережающего развития можно принести детскую энциклопедию или другую литературу, которая освещает эти темы, рассмотреть их вместе с малышами, прочитать короткую статью. Вполне возможно, что в более старшем возрасте такое увлечение перерастёт в глубокое изучение истории, археологии и т. д.

Главное правило: информация должна быть понятной детям, простой и краткой, соответствовать возрасту, а иллюстрации - чёткими, естественными, не пугающими (если динозавр - то без оскаленных зубов, извержение вулкана - без картин разрушения).

Встречаются в группах пятого года жизни детишки, интересующиеся лабиринтами, играми-квестами, головоломками. Для них в свободном доступе всегда должны быть логические игры, предметные и печатные. Поначалу педагог индивидуально занимается с детьми, используя игровой стимульный материал, потом побуждает ребят к самостоятельной игровой деятельности с его использованием.

Но наиболее часто проводится ежедневная индивидуальная работа с детьми группы по всем направлениям развития (образовательным областям), предусмотренным ФГОС:

  • социально-коммуникативное;
  • познавательное;
  • речевое;
  • художественно-эстетическое;
  • физическое развитие.

Её основные задачи:

  • совершенствование знания, умений и навыков детей;
  • повышение интереса к совместной образовательной, познавательной деятельности с педагогом;
  • раскрытие и реализация способностей, увлечений детей;
  • создание наиболее комфортных условий пребывания малышей в детском саду, обеспечение лёгкого «вхождения» в детский коллектив и образовательную деятельность.

Планирует и проводит развивающие индивидуальные занятия воспитатель, он же анализирует результаты работы и намечает систему дальнейших действий, направление развития каждого воспитанника.

Индивидуальные занятия с детьми пятого года жизни

Индивидуальные занятия с воспитателем группы имеют отличия как от обычных занятий в группе (фронтальных и подгрупповых), так и от занятий с профильными специалистами: логопедом, психологом и т. д.

Длительность занятия в средней группе

Если занятие с логопеда или психолога с одним-двумя воспитанниками может длиться в рамках обычного, около 20 минут, то индивидуальную работу с детьми воспитателя такой длительности организовать сложно. Ведь основная его обязанность - обеспечивать сохранность жизни и здоровья малышей в течение всей рабочей смены, организовывать и направлять их деятельность в полезное и безопасное русло.

Няня не всегда может заменить воспитателя, взять остальных детишек под контроль, поэтому воспитатель осуществляет индивидуальную работу в форме отдельных образовательных ситуаций, коротких дидактических игр, которые не помешают ему следить за поведением всех ребятишек. Длиться она может и 3, и 7 минут, в зависимости от того, чем увлечены другие дети, сколько их находится в данный момент в группе. Занимаясь даже с одним малышом, педагог должен держать в поле зрения всех детей. Особенно важно это правило в средней группе, когда ребята становятся непоседливыми, стремятся всё исследовать, разузнать, очень подвижны и энергичны.

Количество детей на занятии

В отличие от фронтального занятия (со всей группой) и подгруппового, на которое берут от 4 до 10 человек, индивидуальные занятия проводят с одним ребёнком или мини-подгруппой не более трёх детей, имеющих похожие потребности компенсирующего или развивающего направления. Воспитатель должен заранее продумать, где и как он расположится с ребёнком, чтобы остальные малыши были на виду и в то же время не мешали занятию.

С кем проводить

Планируют и проводят индивидуальную работу с каждым из детей по очереди. Почему не только с теми, кто проявляет отличные успехи или отстаёт на занятиях?

Разделение воспитанников группы на обычных, одарённых и отстающих не вполне некорректно. ФГОС не ставит перед дошкольниками цели, которые они обязаны достигнуть, а лишь даёт целевые ориентиры для планирования и определения направлений работы педагогами. В Федеральном стандарте подчёркивается, что дошкольники не несут ответственности за результат своей деятельности в процессе образования, каждый ребёнок растёт и развивается свободно, естественно в меру своих психических и физических особенностей (гибкость и пластичность развития).

Не следует причислять к одарённым только тех детей, кто быстрее и лучше справляется с заданиями, возможно, они просто обладают более быстрым мышлением, легче идут на контакт. В отстающие нередко записывают детишек застенчивых, с медлительным темпераментом. Это серьёзная педагогическая ошибка. Следует помнить, что все дошкольники - это личности, одарённые тем или иным талантом, который следует обнаружить и оберегать.

Нельзя сказать: «Катя и Коля талантливые, потому что они красиво поют, а Таня одарённая, потому что умеет быстро отгадывать загадки. Стёпа отстающий: всё делает медленно, бросает работу на половине, а остальные дети - обычные». Без сомнения, хорошо, что в группе есть талантливые певцы. Но любящий детей, чуткий и тактичный педагог найдёт талант в каждом ребёнке: Ира и Оля любят порядок, всегда помогают складывать игрушки, Юра и Олег умеют строить красивые дома и т. д. Трудолюбие, организованность, любовь к животным и другие положительные моральные качества заслуживают похвалы не меньше, чем умение петь и рисовать. А если ребёнок не успевает за остальными детьми, рассеян, малоактивен, возможно, у него просто плохое настроение, он чем-то расстроен, не выспался. В таком случае стоит пообщаться с семьёй малыша, откорректировать его домашний режим.

Доброта и человечность не менее ценные качества, чем умение рисовать или танцевать, и на них педагогам тоже следует обращать внимание

Развивающую индивидуальную работу в средней группе проводят вне зависимости от успехов ребёнка, со всеми по очереди. Ведь и у самых бойких, легко справляющихся ребят могут обнаружиться некоторые проблемы (с вниманием, усидчивостью, долговременной памятью), которые требуют заботы педагога.

Кроме того, здесь важен и психологический аспект: дошкольники пятого года очень привязчивы и обидчивы, поскольку не очень хорошо умеют контролировать эмоции. Воспитатель для них обычно значимая личность, дети ищут его внимания, общения. Если педагог будет уделять постоянно больше времени одним и тем же ребятишкам, у остальных возникнет чувство дискомфорта, возможно, и ревности. Но если индивидуальная работа проводится с каждым, недоразумений не возникает, ведь всем по очереди уделяется внимание. Это войдёт в распорядок и станет привычным.

Время проведения

Проводят индивидуальную работу в утренние часы, во время прогулки и вечером, после полдника и игр. От времени проведения зависит подбор видов деятельности и образовательной области, в которой она проводится.

Утром, когда дети расслаблены после сна, их физическая и умственная активность снижена, не рекомендуется использовать упражнения по развитию движений, звуковой культуры речи, мышления, логики. Уместными будут беседы, короткие дидактические игры, создание образовательной ситуации на более простые и понятные детям, но не менее важные темы: о культуре поведения, гигиене, охране здоровья, правилах дорожного движения.

Если приём детей проводится в группе, воспитатель может уделить внимание отработке навыков рисования, к примеру, потренироваться с некоторыми воспитанниками. как нужно правильно держать карандаш или кисть, штриховать, не выходя за контур, ритмично накладывать мазки на плоскостное изображение предметов. В лепке можно отработать навыки скачивания шара из комка глины (пластилина), разделения комка на равные или неравные части, нанесении узоров на изделие стекой, штампом. Для подготовки к аппликации ребёнку предлагают выложить узор на треугольнике, квадрате, круге из готовых форм, создать орнамент на полоске по образцу. Нелишними в утренние часы будут и речевые разминки: проговаривание чистоговорок, потешек, коротких стихотворений.

В дневное время, на прогулке, с детьми проводят работу, не требующую вынесения объёмного материала и пособий. Это словесные игры, упражнения на внимание, память, логику, сообразительность, формирование математических представлений, развитие представлений о предметном мире, социуме, природе. Дневная прогулка - отличное время для совершенствования основных видов движений, координации, ловкости, чувства равновесия, ориентировки в пространстве.

Во время прогулки воспитатель найдёт время, чтобы провести с одним-двумя детишками небольшое исследование природных материалов, например, песка

Вторая половина дня даёт воспитателю больше возможностей для работы с детишками индивидуально. Детей начинают забирать домой, их становится меньше в группе, а тех, кто остался, можно увлечь играми, рисованием, рассматриванием иллюстраций в детских книгах под присмотром няни. Вечерние индивидуальные занятия могут быть чуть длительнее, около 10–12 минут, и брать на них допустимо сложный материал (выделение звуков в слове, цифры и числа, экологическое воспитание). Однако следует ориентироваться на состояние детей: если заметны признаки утомления, перевозбуждения, то занятие сворачивают.

Методические приёмы, используемые в средней группе ДОУ

Приёмы, которые применяет педагог в индивидуальной работе с малышами, очень разнообразны:

  • словесные (рассказ, беседа, напоминание, вопрос, проговаривание);
  • наглядные (показ иллюстраций, макетов, предметов);
  • практические (упражнение, совместно выполнение действий, моделирование, эксперимент).

Выбор приёмов зависит от места проведения работы и особенностей ребёнка: одному достаточно объяснения, другому необходимо увидеть показ действия, получить подробную инструкцию педагога.

Большое значение имеют игровые приёмы, ведь на пятом году жизни игра является ведущей и наиболее естественной деятельностью детей. Из игровых приёмов удачными будут привлечение сказочных и мультипликационных персонажей, создание сюрпризных моментов, игровых ситуаций. Однако, если индивидуальная работа ведётся в группе в присутствии других детей, игровые ситуации не должны озвучиваться громко, используемые игрушки и наглядность - быть слишком большими, яркими. Иначе все воспитанники захотят принять участие в игре, и занятие будет сорвано.

Таблица: примеры методических приёмов, актуальных для средней группы

Приём Содержание
Использование малых фольклорных форм, художественных произведений (воспитание культурно-гигиенических навыков) Воспитатель:
- Таня, хочешь узнать, какой интересный стишок про девочку Таню, которая умела красиво сидеть за столом и правильно есть, я недавно нашла?
  • Наша Таня маленька, маленька-удаленька.
    Час обеда подошёл - села Танечка за стол.
    Хлебушек - в левой руке, ложечка - в правой руке.
    Сидит Таня, да не горбится, потому что она ум-ни-ца!

Это ведь стишок о тебе, ты тоже умеешь красиво сидеть за столом, правильно держать ложку! И Таня, и все наши ребята - умницы и молодцы.

Просьба о помощи педагогу(в дидактической игре «Сложи картинку») Воспитатель:
- Юра, ты не мог бы мне помочь? В этом конверте лежат части двух разных картинок, они перепутались. Мне очень нужна твоя помощь. Собери, пожалуйста, эти картинки правильно и разложи по двум конвертам. Справишься? Если тебе будет трудно, можешь позвать на помощь меня или ребят.
Просьба о помощи персонажу (отработка техники лепки из шара) - Катя, Оля, посмотрите, какой грустные котята. Они хотят попить молочка, но у них нет мисочек. Вы помните, мы недавно лепили тарелочки для яблок? Мисочка лепится точно так же. Скатываем шарик, вдавливаем середину, слегка сплюснем. Сделаете мисочки для котят, поможете их покормить?
Сюрпризный момент (дидактическая игра «Узнай на ощупь» с природным материалом) Воспитатель:
- Женя, посмотри, кто пришёл к нам в гости. Весёлый бельчонок! Он принёс вот такой красивый мешочек, в нём лежат разные предметы (шишка, орех, яблоко, огурец, конфета). Давай попробуем поиграть с бельчонком: отгадаем, что он принёс, а потом определим, что может съесть бельчонок, а что он не будет кушать.
Создание проблемной ситуации (дидактическое упражнение «Гаражи и машины») Воспитатель:
- Максим, посмотри, какие замечательные машины у нас есть. А вот и гаражи для них (плоскостные изображения 5 машин и 5 гаражей разного размера), надо поставить каждую машину в свой гараж. Но их так много… Как же быть? Как думаешь, если разложить все машины в ряд от большой до маленькой, как найти им гараж? Да, гаражи тоже разложим от большого к маленькому. Молодец!

Подбирая задания для детей, воспитатель должен учитывать их увлечения, а также гендерную принадлежность. Большинству девочек нравятся куклы, зверята, а мальчикам - техника (роботы, транспорт). Но оказывать помощь, отгадывать загадки, искать спрятанные предметы любят все без исключения.

Детям средней группы уже доступно понимание юмора, шутки, небылицы, и произведения шутливого содержания можно использовать в работе с ними

Планирование индивидуальной работы в средней группе

Индивидуальную работу вносят как в перспективный, так и в календарный (ежедневный) план. Поскольку индивидуальная работа проводится на всём протяжении дня как в виде занятий, так и эпизодически, отобразить всю её в плане невозможно. В перспективном плане отражают 1–2 вида работы на день без указания фамилий и имён детей, а в календарном - трижды в день, упоминая направление работы, задачи, имя ребёнка: «Провести индивидуальную работу с Олей К., Зоей С. в игре «Какая игрушка спряталась. Способствовать развитию произвольного внимания, памяти, умения сосредоточиться на выполнении задания».

Игры и упражнения для индивидуальной работы в перспективном плане обычно отражают общую тему недели, месяца, в календарный план вносят и работу вне тематического блока (по звукопроизношению, выработке культурно-гигиенических навыков, ситуативные беседы, компенсирующие упражнения). Так, если в группу после болезни вернулся ребёнок, воспитатель может запланировать на следующий день работу с этим ребёнком по темам, которые он пропустил.

Таблица: фрагмент перспективного планирования индивидуальной работы с детьми пятого года жизни, разработала М. В. Корж

Тема недели День недели Вид работы
Осень золотая в гости к нам пришла Понедельник
  • Дид. игра «Что нам осень принесла?»
    Задачи: закрепить знания об осенних явлениях, основных изменениях в природе с приходом осени, развивать связную речь, память. Воспитывать любовь к родной природе.
  • Игра на логику «Что перепутал художник?»
    Задачи: развивать логическое мышление, внимательность, умение сделать выбор и пояснить его. Воспитывать усидчивость, организованность.
Вторник
  • Разучивание пословиц об осени.
    Задачи: развивать память, связную речь, внимание к художественному слову. Воспитывать любовь к народному творчеству, интерес к малым фольклорным формам.
  • Дид. игра «С какой ветки детки?»
    Задачи: закрепить знания детей о плодах растений, развивать умение ориентироваться на плоскости, воспитывать бережное отношение к природе.
Среда Дид. игра «Собери урожай».
Задачи: закрепить знания об овощах и фруктах, умение из отличать, классифицировать, объединять в группы. Воспитывать уважение к труду взрослых.
Четверг
  • Дид. упражнение «Сложи узор из осенних даров».
    Задачи: закрепить умение располагать плоскостные изображения на квадратном листе бумаги, ориентируясь по образцу, повторить знания понятий «слева, справа, вверху, внизу», Воспитывать художественный вкус, чувство меры.
  • Беседа «Почему тебе нравится осень?»
    Задачи: стимулировать речевую активность детей, формировать умение строить ответ из 2–3 неполных предложений, связанных по смыслу. Развивать коммуникативность. Воспитывать доброжелательность, любовь к природе и осени как красивому времени года.
Пятница Дид. игра «Когда это бывает?» Задачи: закрепить представления о временах года, их чередовании, знания о самых ярких явлениях осени. Воспитывать любовь к родной природе, умение видеть её красоту.

Карта индивидуального развития ребёнка

Карту индивидуального развития ребёнка составляется в таких целях:

  • Обеспечение индивидуализации образования.
  • Контроль за развитием ребёнка, составление индивидуальной траектории развития с учётом его потребностей и возможностей.
  • Укрепление связи между ДОУ и школой.
  • Повышение осведомлённости и заинтересованности родителей ходом развития ребёнка в процессе посещения ДОУ.
  • Укрепление взаимопонимания между педагогическим и родительским коллективами.

Данные вносят в карту дважды в год, в сентябре и апреле, на протяжении всего пребывания воспитанника в учреждении. Результаты мониторинга обозначают буквами:

  • Н - низкий уровень.
  • Д - достаточный уровень.
  • В - высокий уровень.

Определения»высокий уровень», «низкий уровень» в большой степени условны и носят характер реклмендаций, в каком направлении вести работу, но не служат для оценки способностей и личности ребёнка в целом

Знакомиться с содержанием индивидуальной карты могут родители или законные представители малыша, кроме них и педагогических работников ДОУ эту информацию не разглашают никому. По окончании ребёнком детского сада родителям предоставляют карту (по желанию) в виде портфолио, чтобы они могли ознакомить с содержащейся там информацией будущего учителя своего малыша.

Таблица: основные пункты индивидуальной карты развития воспитанника ДОУ

Пункт Содержание
Общие сведения Фамилия и имя ребёнка,дата рождения и поступления в ДОУ, дата начала наблюдений, сведения о родителях.
Антропометрические данные Рост, вес, степень адаптации (в год поступления), группа здоровья,ведущая рука.
Личностные особенности Активность, эмоциональность, доминирующие черты характера и т. д.
Показатели развития Внимание, память, логическое мышление, речевое развитие, успешность освоения программы в различных видах деятельности.
Темп деятельности Быстрый, медленный, неравномерный.
Соматическое здоровье Частота и характер заболеваний, аппетит, сон.
Яркие особенности ребёнка Даётся характеристика не только способностей в образовательных областях, но и моральных качеств, характера (положительные).
Рекомендации психолога, логопеда. Заполняют профильные специалисты.

В своей работе воспитатель детского сада в первую очередь опирается на основные положения и требования Федерального государственного образовательного стандарта, в котором указывается на свободу и пластичность развития ребёнка. ФГОС также ставит акцент и на индивидуализации дошкольного образования. В связи с этим от педагога требуется быть не только профессионалом, знающим психологию и физиологию дошкольника, но и чутким, внимательным товарищем, уважающим интересы маленького человека, признающим его право на собственное мнение, свой личный темп и особенности развития. Осуществить эти требования поможет рационально организованная индивидуальная работа с детьми.

Среднюю группу детского сада посещают дети четырёхлетнего возраста. Такие воспитанники понимают отношения, которые существуют между предметами. В деятельности они пытаются изображать действия взрослых. При возникновении затруднительных ситуаций дети самостоятельно пытаются с ними справиться. Общение со сверстниками и взрослыми существенно обогащает их речь.

Особенности средней группы

В деятельности детей четырёхлетнего возраста важное место занимает обучение правильному поведению дома и в общественных местах. При этом у них формируется организованность и ответственность. Воспитатели объясняют детям, как поступать в определённых ситуациях и как делать нельзя. Во время занятий и в свободной деятельности воспитатель проводит работу по развитию воспитанников средней группы детского сада.

Средняя группа детского сада: образ воспитанника

В этом возрасте ребёнок полностью сформирован. Каждый отличается своим характером, определёнными предпочтениями и вкусами. Четырёхлетние дети очень активные, они желают завести много друзей. Часто их активность приводит в замешательство не только воспитателей, но и родителей. Дети четырёх лет практически покоряют одну высоту за другой. Сегодня была спинка дивана, завтра - подоконник, потом полотенцесушитель в ванной, компьютерный стол. Дети хотят исследовать всё подряд. Нередко подобные действия бывают разрушительны. Многие родители именно в такие моменты начинают отдавать своих детей в группы детского сада, где деятельность малышей наполняется общением со сверстниками и разнообразными занятиями, на которых они могут выпустить свою энергию.

Занятия по математике

Со всеми воспитанниками детского сада организуются разные занятия. Если говорить о математике, то можно отметить, что в младшей группе воспитатели дают детям базовые знания в этой области, тогда как усложнение задач по формированию элементарных математических представлений предполагает средняя группа. Занятия по математике включают в себя обучение в различении составляющих частей определённой группы предметов и формирование понятий сходства и различий между ними. Воспитатель формирует знания о том, что группа предметов больше, чем отдельная вещь, которая входит в её состав. Уже в этом возрасте детей учат считать до десяти.

Физкультура с детьми четырёхлетнего возраста

В средней группе детей учат бегать легко и ритмично. Внимание уделяется формированию правильной осанки. Программа для детского сада предполагает обучение детей прыжкам с небольшой высоты на мягкую поверхность. Также малышей учат перемещаться по шведской горке и прыгать через скакалку. Руководитель физической культуры даёт первые представления о метании, обучает строиться в шеренгу по росту и выполнять повороты в строю.

Развитие речи

Средняя группа детского сада предполагает планирование деятельности воспитателя таким образом, чтобы дать детям базовые знания о звуках и слогах, а также о предложениях. В рассказах из личного опыта детей побуждают использовать не только прямую, но и Внимание уделяется тому, чтобы дети активно использовали при общении разные Средняя группа детского сада предполагает формирование умений по пересказу несложных по сюжету литературных произведений.

Эмоциональное самочувствие воспитанников

Средняя группа планирует свою деятельность таким образом, чтобы сформировать в коллективе доброжелательные отношения не только между педагогом и детьми, но и между сверстниками. Воспитатель заботится о том, чтобы каждый ребёнок проявлял активность на протяжении всего времени пребывания в детском саду во всех видах деятельности. Он обеспечивает устойчивое эмоционально-положительное самочувствие каждого воспитанника.

Воспитательные, развивающие и обучающие задачи

Функции разнообразны. Среди главных хотелось бы отметить обеспечение физического развития детей. Педагог должен своевременно обучить детей выполнять основные движения. Особое внимание уделяется формированию элементарных культурно-гигиенических навыков. Средняя группа детского сада предполагает такой режим дня, в который гармонично вписываются задачи по развитию познавательной активности воспитанников. Работа педагога предполагает расширение знаний малышей о людях, явлениях и предметах. Также он обучает выделению особенностей предметов путём сенсорного обследования, элементарного анализа и сравнения.

Чему обучает педагог четырёхлетних детей

У воспитанников средней группы формируют навыки самостоятельности. Проводятся занятия по обучению их разным способам деятельности. Постепенно формируют у детей навыки самообслуживания. Особое внимание уделяется обучению игровым действиям. Все задачи можно найти в программе, найдя там раздел "Средняя группа". Игры представлены блоками. Указано, какие из них необходимо планировать на физкультурных занятиях, какие - на прогулке и во время свободной деятельности. Ручной труд в средней группе детского сада также занимает важное место. Во время его организации воспитатель решает многие образовательные, развивающие и Такие занятия способствуют формированию в коллективе доброжелательной атмосферы. Ручной труд в средней группе привлекателен для детей тем, что даёт возможность проявить индивидуальность и творческие способности. Занятия по развитию речи организуются по программе, соответствующей данной Также воспитатели формируют у детей представления о здоровом образе жизни. Программа для детского сада предполагает планирование деятельности воспитателя таким образом, чтобы она способствовала полноценному развитию каждого воспитанника. Это удаётся благодаря соблюдению режима, который составлен для средней группы с учётом особенностей её воспитанников.

Атмосфера в средней группе детского сада

Среди задач, которые решает воспитатель, особое место занимает развитие взаимоотношений между детьми четырёхлетнего возраста. Он учит их согласовывать действия, принимать общую цель и строго следовать ей. Педагог заботится о том, чтобы каждый ребёнок умел переживать радость от результатов совместной деятельности и доброжелательно относиться ко всему окружающему. Он учит малышей эмоционально отзываться на состояния других людей и проявлять добрые чувства к растениям и животным. В ходе совместной деятельности педагог развивает творческие проявления детей, воспитывает интерес к участию в разных играх. Также он побуждает воспитанников к занятиям художественной деятельностью, учит переживать успех и радость от того, что им удалось реализовать свои планы.

Как организуется развивающая среда

Для полноценного развития четырёхлетних детей оснащаются социально-бытовая, общественная, духовная и материальная обстановка. Правильное оборудование необходимо для того, чтобы побудить детей к игровым действиям и развить их воображение. Предметную среду можно сравнить с мыслительной деятельностью, поэтому она так важна для всестороннего развития личности каждого ребёнка. Предметная среда представляет собой внешние условия педагогического процесса, дает возможность правильно организовать самостоятельную деятельность воспитанников и способствует их саморазвитию под наблюдением педагога.

Формирование человеческой личности начинается в раннем детстве. Маленький дошкольник с удивлением и радостью познаёт окружающий мир, а задача родителей и педагогов - сделать так, чтобы стремление к созиданию стало его жизненной позицией. Труд оказывает огромное влияние как на умственное, так и на нравственное развитие ребёнка, и войти в его жизнь он должен как можно раньше. Поэтому современная дошкольная педагогика очень большое внимание уделяет именно этому направлению. Что касается средней группы, то в этот дошкольный период заметно вырастает объём трудовых задач, которые ставятся перед детьми. Ребята активно овладевают самыми различными навыками, которые помогут им стать более взрослыми и самостоятельными.

Зачем нужна трудовая деятельность детям среднего дошкольного возраста

Трудовое воспитание в средней группе нацелено на реализацию различных задач.

Образовательные задачи трудовой деятельности в средней группе

  1. Продолжать учить малышей самостоятельно одеваться и раздеваться, аккуратно складывать и вешать (в кабинку, на стульчик) предметы гардероба, приводить одежду в надлежащий вид под присмотром взрослого (сушить, чистить), прививать стремление к опрятности.
  2. Учить дошкольников подготавливать рабочее место к продуктивной деятельности, а также убирать его по завершении работы (промывать кисточки, непроливайки, протирать стол и т. д.).
  3. Формировать умение содержать в порядке своё групповое помещение (уборка игрушек), участок (подбирать мусор, в зимнее время расчищать снег), содействовать педагогу в мелком ремонте книг, коробок и т. д.
  4. Учить дошкольников дежурству по столовой: объяснять, как правильно расставлять чашки и блюдца, глубокие тарелки, салфетницы, хлебницы, раскладывать столовые приборы в определённом порядке.
  5. Закладывать основы правильного ухода за комнатными растениями: аккуратно поливать их, рыхлить землю, протирать пыль на листьях. Также учить малышей кормить рыбок, наливать воду в поилку, мыть её, накладывать для птиц корм в кормушки (все эти действия осуществляются при помощи воспитателя).
  6. Приобщать ребят к работе на огороде, в цветнике (высевать семена, поливать клумбу, грядки, помогать взрослым или старшим дошкольникам в сборе урожая).
  7. Учить помогать педагогу приводить в порядок инвентарь, который используется в процессе трудовой деятельности (чистить и просушивать его, относить в положенное место).
  8. Учиться выполнять поручения - как индивидуальные, так и коллективные.
  9. При выполнении коллективного задания учить дошкольников распределять обязанности, стремиться своевременно завершить совместную работу.
  10. Расширять представления дошкольников о трудовой деятельности взрослых, различных профессиях, вызывать интерес к тому, какие профессии у родителей.

Развивающие задачи трудовой деятельности в средней группе

  1. Трудовая деятельность помогает развитию мыслительных операций, познавательной активности: в процессе труда малыши узнают для себя много нового, интересного, приобретают важные знания, начинают их анализировать, сравнивать, сопоставлять.
  2. Труд совершенствует способности к концентрации внимания, развивает сообразительность и творческое воображение.
  3. Выполнение того или иного вида работы способствует социализации дошкольников, помогает учиться выстраивать отношения со взрослыми и ровесниками, договариваться, оказывать взаимопомощь.

Воспитательные задачи трудовой деятельности в средней группе

  1. Трудовая деятельность воспитывает в детях такие важные качества, как уверенность в себе, самостоятельность, усидчивость, силу воли, умение планировать своё время, формирует активную жизненную позицию.
  2. В процессе труда затрагиваются и вопросы эстетического характера: малыши учатся видеть красоту природы, рукотворных вещей, замечать некоторые недостатки в окружающей среде и стремиться их устранить.

Виды трудовой деятельности в детском саду и формы их организации

В среднем дошкольном звене трудовое воспитание представляет собой следующие виды деятельности:

  • углубление и расширение представлений о рабочей деятельности взрослых людей;
  • самообслуживание (удовлетворение своих повседневных потребностей);
  • хозяйственно-бытовой труд (приведение в порядок группового помещения и участка);
  • ручной труд (простейший ремонт игрушек, подклеивание книжек и коробок);
  • трудовые задания в природе (работа на огороде, цветнике, в экологическом уголке комнаты группы).

В процессе реализации этих видов деятельности педагог использует разнообразные формы организации детского труда:

  • поручения (индивидуальные либо же объединяющие нескольких человек);
  • дежурства;
  • коллективные задания;
  • игры (подвижные, дидактические, речевые).

Расширение представлений о профессиональной деятельности взрослых

В среднем дошкольном звене воспитатель продолжает знакомить малышей с трудом взрослых, при этом воспитывая позитивное отношение к труженику. Такие занятия представляют собой наблюдения за тем, как работает представитель определённой профессии. Проще всего это сделать в пределах детского сада. Например, ребята отправляются на кухню и смотрят, как повар варит вкусную кашу, в другой раз - как он нарезает овощи или готовит аппетитные котлетки.

Наблюдение за трудом повара расширяет представление детей об этой профессии

Таким образом, малышей подводят к пониманию сущности труда определённой профессии (помимо повара это также труд воспитателя, прачки, няни, музыкального работника, дворника). Подобные наблюдения обязательно воплощаются в сюжетно-ролевых играх, которые становятся более глубокими по содержанию («Мы - поварята», «Прачечная»), дидактических («Кому что нужно для работы»), подвижные («Съедобное - несъедобное»). Также воспитатель предлагает малышам картинки для рассматривания, а ещё периодически читает малышам художественные произведения, пословицы и поговорки, загадки на тему профессий, прививая тем самым уважительное отношение к любой работе. Можно порекомендовать следующую литературу:

  • Б. Заходер «Строители», «Шофер»;
  • С. Маршак «А что у вас?», «Почта»;
  • А. Кардашов «Наш доктор»;
  • В. Берестов «Больная кукла».

Наглядность всегда способствует лучшему усвоению материала

Самообслуживание

Основной вид самостоятельной трудовой деятельности в среднем дошкольном возрасте - это самообслуживание. Педагог продолжает стимулировать к нему детский интерес, совершенствовать имеющиеся у ребят трудовые навыки (умывание, мытьё рук, одевание и раздевание), прививает новые (причесаться, помыть за собой чашку). Дошкольники этого возраста учатся называть, в каком порядке они снимают и надевают одежду. Также перед детьми ставятся и более сложные задачи: собираясь на прогулку, они должны стараться сами завязать себе шарфик, пробовать зашнуровать ботиночки.

В средней группе у дошкольников часто появляется желание научить чему-то товарища. Педагог, конечно же, должен поддерживать это стремление для воспитания у детей важных навыков взаимопомощи и доброжелательности. Однако нельзя допускать, чтобы одни ребята злоупотребляли помощью других.

В среднем дошкольном возрасте формируются навыки взаимопомощи, например, при одевании на прогулку

Хозяйственно-бытовой труд

В жизни детей 4–5 лет всё большее значение начинает уделяться элементарному бытовому труду. Как и в более раннем возрасте, основной его формой остаётся выполнение поручений. Поскольку ребята ещё недостаточно хорошо владеют соответствующими навыками, воспитатель даёт задание одному ребёнку либо же небольшой группе (из 2–3 человек). Конкретные примеры: протереть влажной тряпочкой полки, вымыть в тазике игрушки, снять с кукол одежду и постирать её. Коллективные поручения (на всех) только начинают практиковаться, при этом педагог всячески помогает воспитанникам, распределяет между ними обязанности.

В процессе хозяйственно-бытового труда воспитатель даёт конкретное поручение небольшой группе детей

Детям среднего дошкольного возраста воспитатель может давать задания, которые, казалось бы, не будут иметь ощутимого результата (к примеру, куда-нибудь сходить, подойти к няне и что-то ей сказать). Однако они очень важны для формирования самостоятельности, ответственности.

Элементарный бытовой труд можно предлагать малышам в любое время дня: и утром, и вечером, включая часы, проведённые на прогулке. Дети учатся поддерживать порядок в окружающей среде наравне со взрослыми. К примеру, на участке воспитатель предлагает ребятам очистить скамейки или беседку от снега, мотивируя свою просьбу тем, что нужно помочь дворнику (одному ему никак не справиться).

Хозяйственно-бытовой труд можно организовать на природе

При выполнении хозяйственно-бытового труда крайне важно, чтобы ребята научились доводить начатое дело до конца, делая при этом волевое усилие.

Поручая детям те или иные задания, нельзя допускать перенапряжения: оно чревато переутомлением и, как следствие, негативным отношением к труду. Продолжительность непрерывной рабочей деятельности для малышей 4–5 лет не должна превышать 10 минут.

Дежурство по столовой в средней дошкольном возрасте практикуется с начала года. При этом первое время педагог обстоятельно объясняет дежурным все приёмы работы. Например, чашку нужно брать за ручку, а тарелки нести двумя руками. Поскольку малышам до шести лет трудно координировать свои действия с работой других детей, каждый стол всегда сервирует один ребёнок.

Каждый стол сервирует один ребёнок

Ручной труд

В средней группе дети уже довольно хорошо работают с бумагой, могут смазать большую поверхность клеем, учатся пользоваться ножницами и линейкой. Поэтому при участии воспитателя ребёнок уже может подклеить книгу или коробку. В этом возрасте малышам также можно доверить заточить карандаши с помощью точилки. Ручной труд также учит дошкольников бережно относиться к вещам.

Ремонтируя книги, ребята учатся бережно к ним относиться

Труд в природе

В детском саду взрослый показывает дошкольникам пример заботливого отношения к миру природы, одновременно вовлекая их в трудовую деятельность. Осенью малыши могут поучаствовать в сборе урожая на огороде дошкольного учреждения. Зимой же они с радостью будут подкармливать пернатых на участке (кстати, предварительно можно устроить семейный конкурс на изготовление самой красивой кормушки).

Кормить птиц нужно не эпизодически, а каждый день, чтобы дошкольники осознали важность этой работы и ответственно относились к живым существам.

Регулярное кормление птиц зимой воспитывает ответственность, доброту и бережное отношение к природе

В весенний период воспитанники средней группы наблюдают, как взрослые перекапывают огород, цветник, обрезают кустарники, сажают цветы и овощи. Нужно показать малышам, как воспитанники старшего звена сами высевают семена. Всё это вызывает у них стремление самим активно поучаствовать в трудовой деятельности. Педагог должен предоставить детям такую возможность: например, он вырывает сорняки, а ребята аккуратно складывают их в кучку. Летом малыши вполне могут ухаживать вместе со взрослыми за цветущей клумбой - поливать растения из леечек.

Другое важное направление трудовой деятельности в природе - привлечение детей к уходу за комнатными растениями. Хотя дежурство в групповом уголке природы начинается лишь со старшей группы, малыши четвёртого-пятого года жизни могут под присмотром воспитателя поливать цветы, рыхлить землю, аккуратно протирать листочки. Вместе с ребятами педагог регулярно осматривает экологическую зону в группе, чтобы ребята учились видеть происходящие там изменения.

Дежурства в уголке природы в средней группе ещё нет, но малыши приобретают начальные навыки ухода за комнатными растениями

Приёмы, актуальные для работы с малышами средней группы

Чтобы труд приносил воспитаннику средней группы радость, не превратился в скучное однообразное действие, воспитатель может использовать различные приёмы и методические находки.

В процессе занятия рекомендуется задействовать различных игровых персонажей. Например, педагог предупреждает детей, что сегодня Мишка проверит, как они моют руки, не намочит ли кто-нибудь рукава из-за того, что плохо их подвернёт. А кукла Катя, оказывается, мечтает стать поваром и хочет побольше узнать об этой важной профессии. Задача ребят - отвечать на её вопросы.

Кроме того, в структуру занятия желательно включать собственно игры (дидактические, речевые, сюжетно-ролевые, подвижные). Например, с помощью куклы можно организовать с дошкольниками игру «Что изменилось?». Дети запоминают, во что она одета, а потом закрывают глаза. Воспитатель в это время снимает один предмет одежды либо меняет его на другой. Задача ребят - определить, что поменялось. Ремонт же книг можно реализовать в сюжетно-ролевой игре «Больница», где книжки будут пациентами, а дети - докторами.

Ручной труд, например, ремонт книг, можно преподнести как игру

При работе с детьми среднего возраста большую роль играет наглядность. Поэтому на трудовом занятии нужно предлагать ребятам для рассматривания различные картинки, плакаты, пиктограммы, слайды и пр.

Фотогалерея: наглядность при обучении трудовым навыкам

Используя алгоритм, детям будет проще запомнить последовательность одевания В средней группе при обучении детей самообслуживанию очень важна наглядность Чтобы расширить кругозор детей, педагог знакомит их с самыми разными гигиеническими средствами

У малышей 4–5 лет ещё не развито абстрактное мышление, поэтому в ходе трудового воспитания взрослый должен приводить конкретные примеры, иллюстрирующие мысль, которую он хочет донести до воспитанников. Например, ребёнку объясняют, что если он долго не может найти после прогулки свою сменную обувь, то это потому, что он не убрал сразу её на место, а рубашка мятая, поскольку он не повесил её аккуратно на спинку стула перед тем, как отправиться спать.

Нужно постоянно подчёркивать для малышей значимость их работы. К примеру, если воспитатель хочет попросить детей аккуратно расставить на полочке строительный материал, то говорит, что доверяет им очень важное дело, а после этого излагает просьбу.

В процессе выполнения работы педагог должен хвалить детей, сообщать им о конкретных результатах их действий (например, «Маша хорошо завязала шарфик, и теперь она не простудится»), поощрять их к самоанализу («Давайте проверим, правильно ли мы надели варежки»).

Трудовое воспитание неразрывно связано с использованием индивидуального подхода. Он начинается с учёта личностных особенностей каждого ребёнка, уровня его трудовых навыков. Это очень важно - если требования педагога завышены, то дети быстро устанут, потеряют уверенность в себе. Также при реализации индивидуального подхода учитываются нравственные качества ребёнка (активность или, наоборот, застенчивость).

Трудовое воспитание ребёнка должно осуществляться при тесном взаимодействии педагогов с семьёй: требования воспитателей и родителей не должны противоречить друг другу. Воспитатель рекомендует мамам и папам, чтобы и у себя дома ребята имели определённые обязанности.

Эффективнее будет, если привлекать и родителей к вопросу трудового воспитания

Картотека тем занятий по трудовому воспитанию

В соответствии с видами трудовой деятельности в среднем дошкольном возрасте воспитатель подбирает конкретные темы для занятий:

  1. Самообслуживание, гигиена, одежда:
    • «Научим куклу Катю одеваться» (последовательность одевания на улицу);
    • «Застёгиваем кнопки»;
    • «Как об обуви заботиться»;
    • «Чистота - залог здоровья»;
    • «Правила умывания».
  2. Забота о вещах, очистка, ремонт:
    • «Спасение игрушек» (они грязные);
    • «Мытьё игрушечной посуды»;
    • «Стирка кукольной одежды»;
    • «Вылечим книжки».
  3. Труд в природе:
    • «Уход за комнатными растениями»;
    • «Путешествие в страну цветов»;
    • «Посадка семян фасоли (овса) в уголке природы»;
    • «Наша красивая клумба».
  4. Уборка территории:
    • «Уборка участка от снега»;
    • «Поможем дворнику убрать листья».
  5. О профессиях:
    • «Весёлые поварята»;
    • «Как трудится наша няня».

Как замотивировать детей на трудовую деятельность

В средней группе детей больше интересует непосредственно процесс труда, нежели его результат. И задача педагога - усилить этот интерес с помощью правильной мотивации:

  1. В гости к ребятам может прийти довольно необычный персонаж - Старый Башмачок. Он рассказывает малышам грустную историю про братцев Тапочкиных, которые служат мальчику Алёше. Мальчик плохо с ними обращается: неаккуратно носит, сбивает задники и никогда не ставит их на место. В итоге тапочки стали некрасивыми, и скоро их выбросят на помойку. При помощи воспитателя и игрового персонажа дошкольники формулируют правила ухода за домашними тапочками: аккуратно поправлять их пальчиками при надевании, не бросать где попало, очищать их от пыли.

    Старый Башмачок научит ребят заботиться об обуви

  2. Плюшевый Мишка собрался на праздник, но у него расстёгнута жилетка, потому что он не знает, как обращаться с кнопками. Задача детей - научить Мишку.
  3. В гости к малышам приходит расстроенная кукла Катя. Она снимает свою верхнюю одежду и разбрасывает вещи. Кукла сообщает детям, что с ней никто не хочет гулять, подружки не приглашают в гости, называют неряхой. Катя просит ребят о помощи, чтобы они объяснили, что значит это слово и помогли ей исправиться.
  4. Другой вариант для той же хозяйственно-бытовой деятельности - злой волшебник Вредилиус заколдовал все кубики в группе - заразил их вирусом пыли и грязи. Если кубики не спасти, то заразятся все остальные игрушки в группе. Конечно же, дети с энтузиазмом начнут спасательную операцию - вымоют все нужные предметы.
  5. В гости к ребятам приходит игрушечный Мишка с мешком, полным игрушек. Он не понимает, отчего медвежата отказываются с ними играть. А всё дело в том, что игрушки грязные. Дети с удовольствием порадуют медвежат - помоют игрушки.

    В Мишкином мешке находятся грязные игрушки, которые нужно помыть

  6. Мотивацией к трудовой деятельности может быть помощь няне. Вначале воспитатель заводит разговор о том, как малыши дома помогают родителям, а потом предлагает облегчить няне процесс уборки. С просьбой о помощи может обратиться и завхоз: в детском саду есть большая теплица, и там нужно посадить много семян. А одной ей никак не справиться.
  7. Если тема трудового занятия - уход за комнатными растениями, то педагог может предложить ребятам отправиться в волшебную Страну цветов. Но попасть туда могут только ласковые и добрые, внимательные и заботливые дети.
  8. Другой пример на тему природы - перед дошкольниками появляется плачущий зайчик. Ему стыдно, что он съел всю морковку у Маши и Медведя, ведь они её сажали, выращивали. Зайчик очень хочет исправить то, что натворил, но не знает как. Педагог показывает семена растений (морковь, горох, фасоль, тыква) и предлагает посадить их, чтобы выросло много вкусных овощей.
  9. Начать занятие по трудовому воспитанию можно с чтения художественного произведения, например, рассказа Л. Воронковой «Маша-растеряша». Воспитатель проводит беседу по содержанию, одновременно закрепляя навыки самообслуживания (самостоятельного одевания и бережного отношения к вещам).
  10. Этой же теме посвящена «Сказка про то, как одежда обиделась» И. Гуриной. Её герой - избалованный мальчик Андрюша, который очень не любит сам одеваться - за него это всегда делает бабушка. Собственная одежда ему не нравится, он называет её некрасивой. И вот однажды предметы гардероба оживают и наказывают мальчика. Колготки превращаются в зелёные ветви деревьев и лупят Андрюшу по попе, свитер - в огромную птицу и щипает избалованного мальчика за коленки, шнурки - в змей, ботинки - в кусающихся собачек, шапочка с ушками - в рычащую медвежью голову и т. д. В итоге мальчик осознаёт своё некрасивое поведение, обещает всегда одеваться сам, и вещи возвращаются к нему.
  11. У И. Гуриной есть и ещё одно произведение на тему самообслуживания, которое можно почитать воспитанникам средней группы - это «Сказка про злую волшебницу, правительницу страны Нерях». Здесь уже фигурирует мальчик Вася, который никогда не убирает свои игрушки. Злая волшебница Неубиринда уносит его в свою страну Нерях.

В структуру занятия следует включать физкультминутки на тему труда.

Таблица: физкультминутка «Маме дружно помогаем»

Таблица: физкультминутка «Башмачок»

Таблица: пальчиковая гимнастика «Тесто ручками помнём»

Таблица: конспекты занятий по трудовой деятельности в средней группе детского сада (фрагменты)

Автор и название занятия Ход занятия
Киселева Е.В.
«Чистота - залог здоровья»
В гости к ребятам приходит плюшевый Мишка с мешком. Он сообщает, что в нём находятся игрушки медвежат, но они отчего-то не хотят с ними играть, они им не нравятся.
Воспитатель интересуется у малышей, какие у них любимые игрушки. Проводится мини-беседа.
Педагог достаёт из мешочка игрушку и демонстрирует детям, что она грязная. Теперь понятно, почему медвежата не хотят с ней играть. Создаётся проблемная ситуация: как помочь зверятам? Педагог ставит детей перед выбором: поиграть самим либо сделать для медвежат доброе дело. Дети, конечно же, выбирают последнее, ведь они уже большие, и игра может подождать.
Проводится физкультминутка (пантомима соответственно тексту):
  1. Стираем, стираем, стираем целый день.

  2. Полощем, полощем, полощем целый день.
    Смотрите, ручки, ножки, устали ли они?
    И снова на работу готовы ли идти?
  3. Отжимаем, отжимаем, отжимаем целый день.
    Смотрите, ручки, ножки, устали ли они?
    И снова на работу готовы ли идти?
  4. Развешиваем, развешиваем, развешиваем целый день.
    Смотрите, ручки, ножки, устали ли они?
    И снова на работу готовы ли идти?
Малышам предлагается помыть игрушки, тем более что Мишка уже приготовил тазик. Педагог перед началом работы просит ребят улыбнуться, ведь они должны быть рады, что смогут помочь медвежатам.
Воспитатель просит одну девочку поставить все тазики на скамейку (поручение), другой ребёнок кладёт на стол мыльницы, третий - раскладывает губки.
Трудовая деятельность дошкольников (Мишка подаёт игрушки из мешка, дети моют их и ставят на салфетку сушиться).
Стукало Л.В.
«Весёлые поварята»
Воспитатель выходит к детям в фартуке и колпаке и сообщает, что он сегодня - повар-кондитер. А им он предлагает стать весёлыми поварятами и научиться готовить. Но вначале детям предстоит познакомиться с профессией кондитера.
Проводится беседа на тему: кто такой повар. Воспитатель читает стихотворение:
  • Повар варит для детки
    Супчик, картошку, котлетки.
    Готовит кашу-манку,
    Салатик со сметанкой.

Стихотворение про повара-кондитера:

  • Напеку я пирожков,
    И коврижек, и рожков.
    Вот такой имею дар:
    Я кондитер-кулинар.
Рассказ педагога с одновременной демонстрацией слайдов. Профессия повара-кондитера сложная, но очень творческая. Ведь пирожные и торты, которые продаются в магазинах, имеют разную форму, причудливо украшены.
Обсуждение одежды кондитера (халат, фартук). Волосы всегда спрятаны под косынку. Демонстрация инструментов кондитера. Закрепление новых сведений вопросами.
Проводится танец-игра «Мы похлопаем в ладоши».
Практическая часть. Воспитатель-кондитер предлагает дошкольникам сделать пирожные из солёного разноцветного теста. Конечно, их нельзя кушать, но можно угостить кукол, поиграть в «Магазин» или «Кафе».
Дети превращаются в поварят: надевают фартуки и колпачки.
Проводится пальчиковая гимнастика «Тесто ручками помнём».
Воспитатель объясняет приёмы работы с тестом: нужно скатать шарик, сплющить его и украсить «пирожное» макаронами, фасолью и пр.
Самостоятельная деятельность дошкольников. Готовые поделки складываются на отдельный столик. Проводится анализ работ. Педагог угощает малышей настоящим печеньем.
Бакирова Л.Р.
«Путешествие в Страну цветов»
Педагог приглашает ребят в путешествие в волшебную Страну цветов. Чтобы туда отправиться, нужно быть ласковыми и добрыми, заботливыми и внимательными. В пути эти качества очень пригодятся. Воспитатель подводит дошкольников к столикам с комнатными растениями.
Проводится игра «1,2,3 - цветок найди!» Вместо слова «цветок» каждый раз называется конкретное растение (фиалка, герань и пр.), к которому дети должны подойти.
Цветы приглашают ребят на цветочную полянку (садятся на стульчики). Беседа о том, что растениям нужно для роста: малыши показывают карточки с изображением воды, воздуха, почвы, света, тепла. Дошкольники выстраивают временную цепочку «семечко - маленький росточек - большой росток»).
Педагог просит ребят сказать цветочку тёплые слова (красивый, любимый, цветущий и пр.).
Внимание малышей обращается на то, что на растении пыль, а почва не рыхлая. Обсуждается вопрос: что же делать. Дети догадываются, что пыль нужно протереть, землю порыхлить и полить. Рассматривание карточек, изображающих, как ухаживать за комнатными растениями.
Дети надевают фартуки. Индивидуальная беседа с каждым воспитанником о названии выбранного растения, приёмах работы, которые он будет использовать. Если это необходимо, педагог показывает нужные действия.
Самостоятельная трудовая деятельность дошкольников.
Воспитатель вспоминает с детьми пословицы о труде. Уборка рабочего места.
Пентюхова О.А.
«Наши помощники»
Проводится игра на приветствие «Доброе утро»:
  1. Доброе утро, глазки! Вы проснулись? (Поглаживание век).
  2. Доброе утро, ушки! Вы проснулись? (Растирание мочек ушей пальчиками).
  3. Доброе утро, ручки! Вы проснулись? (Хлопки руками).
  4. Доброе утро, ножки! Вы проснулись? (Потопать ногами).
  5. Доброе утро, солнышко!
    Я проснулся. (Улыбнуться и протянуть руки к солнышку).

Звучит аудиозапись из сказки Чуковского «Мойдодыр» о том, что все зверята по утрам умываются.

Рассматривание на доске картинок, где изображены утренние гигиенические процедуры. По указанию педагога дети показывают конкретные картинки (чистка зубов, умывание, вытирание, расчёсывание).
Сюрпризный момент. Раздаётся стук в дверь - «заходит» кукла-мальчик с мешочком в руках. Там находятся предметы личной гигиены. Дети поочерёдно достают их, рассматривают, обследуют на ощупь и запах.
Упражнение «Найди нужный предмет»: педагог демонстрирует картинку, а дети находят такой же предмет на столе.
Кукольный мальчик хочет поиграть с ребятами, но у него грязные руки. Мальчика жалко: нужно помочь ему - научить пользоваться предметами гигиены.
Проводится физкультминутка на гигиеническую тему:
  1. Жарче, дырчатая тучка (сжать-разжать кулачки)!
  2. Поливай водичкой ручки (потирать кисти рук)!
  3. Плечики и локоточки (потирать плечики и локоточки)!
  4. Пальчики и ноготочки (потирать пальчики и ноготочки)!
  5. Мой затылочек, височки (потирать затылок, височки)!
  6. Подбородочек и щёчки. (Потирать подбородок и щёки).
Воспитатель выставляет на столы тазики с водой, мыло и полотенце. На доске выставляется схема-алгоритм мытья рук. Педагог объясняет последовательность выполнения действий:
  1. Надеть фартук.
  2. Закатать рукавчики.
  3. Взять мыло.
  4. Вымыть ладошку с одной, а потом - с другой стороны.
  5. Смыть пену и вытереть руки насухо полотенцем.

Этот алгоритм прорабатывается на практике с каждым ребёнком - моют руки кукле под одновременное чтение потешки:

  • Водичка, водичка, лейся на ладошку по-нем-нож-ку.
    Нет, не понемножку, посмелей, будет мыться веселей!
Кукла-мальчик дарит детям подарки - красивые полотенца. Подведение итогов занятия, прощание с игрушечным персонажем.

Использование фольклорного материала в процессе трудового воспитания дошкольников

Трудовое воспитание детей будет более эффективным при использовании средств художественной литературы. В первую очередь речь идёт о фольклоре. Он всегда вносит в занятие эмоциональную ноту. Нельзя научить ребёнка трудиться, используя потешку, пословицу или загадку, однако с помощью этих фольклорных жанров можно вызвать у дошкольника интерес к трудовой деятельности, стремление быть похожим на того, кто работает, помочь детям понять важность труда для общества.

Потешки на тему гигиены

При обучении малышей гигиеническим навыкам можно сопровождать действия чтением следующих потешек:


Пословицы и поговорки о труде и лени

У русского народа очень много пословиц о труде. Они прославляют его и, наоборот, высмеивают леность. Народная мудрость учит детей любить свою работу и уважать труд других людей:

  • Всякому молодцу ремесло к лицу.
  • Маленькое дело лучше большого безделья.
  • Землю красит солнце, а человека - труд.
  • Дерево смотри в плодах, а человек - в делах.
  • Птицу узнают в полёте, а человека - в работе.

При работе с воспитанниками средней группы педагог должен использовать лишь пословицы и поговорки, понятные детям. В противном случае от их употребления не будет никакого эффекта.

Пословицы можно и вводить в занятие отдельно, сопровождая иллюстрациями

Например, когда малыши только начинают какую-нибудь работу, важно сразу их поддержать, настроить на успешный результат:

  • Доброе начало - половина дела.
  • Была бы охота - заладится всякая работа.

Если кто-то из детей с нежеланием принимается за работу, то пословица выразит огорчение взрослого, заставит малыша задуматься о том, как себя повести:

  • У лодыря Егорки всегда отговорки.
  • В работе разгар, а он на базар.

Если в процессе выполнения задания ребята ссорятся, не могут договориться, то с помощью пословицы можно сгладить ситуацию, подтолкнуть к поиску решения конфликта:

  • На сердитых воду возят, на надутых кирпичи.
  • Ум хорошо, а два лучше.
  • В одиночку не одолеешь и кочку.

Когда работа сделана, педагог подчёркивает, какие дети молодцы, сколько старания они вложили в свой труд:

  • Золотые руки - золотые дела.
  • Каков мастер - такова и работа.
  • Кто работы не боится, у того и работа спорится.

В русском языке есть и пословицы на тему планирования: ведь каждое дело, даже самое маленькое, нужно предварительно обдумать:

  • Голова научит - руки сделают.
  • Сила - хорошо, а ум - лучше.
  • Семь раз примерь - один раз отрежь.

Меткая пословица может сделать для трудового воспитания малыша больше, чем длительные нотации

Другие пословицы и поговорки подчёркивают, что если ничего не делать, то работа не сдвинется с места:

  • Под лежачий камень вода не течёт.
  • Не бравшись за топор, избы не срубишь.

Если в процессе труда некоторые ребята теряют интерес к нему, пытаются уклониться, то педагог может прокомментировать это так:

  • Усталость пройдёт, а добрая слава останется.
  • Без труда не вынешь рыбку из пруда.

Если кто-то из ребят начинает хвастаться результатом своей работы ещё до того, как он её сделал, то воспитатель подмечает:

  • Говорить легко, делать трудно.
  • Языком не торопись, а делом не ленись.

Пословицы и поговорки про тех, кто много отвлекается в процессе работы:

  • Где много слов, там мало дела.
  • Один пашет, а семеро руками машут.

Когда дети успешно выполнили трудовое задание, можно похвалить их результаты, предложить им отдохнуть:

  • Кончил дело - гуляй смело.
  • Добрый конец - делу венец.
  • Работнику - медовые пышки, а лодырю - еловые шишки.

Загадки на тему труда и гигиены

Дошкольники обычно любят отгадывать загадки. При работе с детьми среднего дошкольного возраста желательно, чтобы правильный ответ воспитатель сопровождал демонстрацией соответствующей картинки.

Так, ребятам понравятся загадки про предметы личной гигиены:


Интересная идея - целиком построить занятие на загадках. В гости к ребятам может прийти Бабушка-Загадушка (переодетый воспитатель) и предложить им «вкусные» загадки:

  • И зелен, и густ
    На грядке вырос куст.
    Подкопай немножко,
    Под кустом… (Картошка)
  • Вверху зелено,
    Внизу красно,
    В землю вросло. (Свёкла)
  • Уродилась я на славу,
    Голова бела, кудрява,
    Кто любит щи -
    Меня в них ищи. (Капуста)
  • Расту в земле
    На грядке я.
    Оранжевая, длинная,
    Сладкая. (Морковь)
  • Летом - в огороде,
    Свежие, зелёные,
    А зимою - в бочке,
    Жёлтые, солёные,
    Отгадайте, молодцы,
    Как зовут нас? (Огурцы)
  • Скинули с Егорушки
    Золотые пёрышки -
    Заставил Егорушка
    Плакать без горюшка. (Лук)

Когда ребята отгадывают все загадки, Бабушка-Загадушка раздаёт им фартуки и предлагает помочь ей посадить лук в горшочек с землёй (огород в группе).

Диагностика и анализ результатов трудового воспитания

Чтобы наметить для себя эффективные пути работы по трудовому воспитанию дошкольников, в самом начале учебного года педагог проводит диагностику детей. Она позволяет выявить, на каком уровне трудового развития находится каждый ребёнок, а также группа в целом.

Как правило, для оценивания используется трёхбалльная система:

  1. Низкий (1 балл):
    • у ребёнка нет выраженного интереса к работе;
    • он неактивен;
    • задания не способен выполнить без помощи взрослого;
    • труд не доставляет малышу позитивных эмоций;
    • в совместном труде с другими детьми действует непродуктивно.
  2. Средний (2 балла):
    • дошкольник интересуется трудовой деятельностью, однако при этом почти не проявляет инициативу;
    • при выполнении поручений не может справиться без помощи взрослого;
    • легко нарушает последовательность выполнения работы, переключается с одного дела на другое;
    • не всегда проявляет бережное отношение к результатам своего труда.
  3. Высокий уровень развития (3 балла):
    • у ребёнка устойчивый интерес к труду;
    • он самостоятельно способен выполнять несложные поручения;
    • при этом гордится результатами своей работы;
    • рабочий процесс приносит ему радость;
    • успешно взаимодействует в ходе выполнения задания с другими детьми.

По такой трёхбалльной шкале рассматривается каждый вид трудовой деятельности:

  • труд в природе;
  • хозяйственно-бытовой труд;
  • ручной труд;
  • самообслуживание.

По аналогичной схеме диагностика проводится и в конце учебного года (май). При этом педагог сравнивает результаты, выявляет динамику, отмечает воспитанников, у которых не выявляется изменений, и планирует свои дальнейшие действия.

Помимо диагностики трудовой деятельности в детском саду может проводиться её анализ. Как правило, воспитатель сам анализирует конкретное занятие по следующим параметрам (при проведении открытого занятия это делается в обязательном порядке):

  1. Решены ли все поставленные задачи (закрепление имеющихся навыков или формирование новых, какова воспитательная направленность труда, его практическая значимость)?
  2. Как организованы условия труда (соответствует ли оборудование заданиям, рационально ли оно размещено, каковы его эстетические параметры)?
  3. Какие формы организации детского коллектива использовались на занятии, как дошкольники взаимодействовали между собой в процессе работы?
  4. Какие методические приёмы использовались в ходе педагогического процесса, был ли реализован индивидуальный подход?

Правильная организация трудовой деятельности дошкольника - основа его полноценного развития. Ребёнок чувствует свою ценность, возможность принести пользу окружающим. В процессе труда происходит усвоение полезных знаний о предметах и материалах, их назначении и использовании. Что касается воспитанников средней группы, то их более привлекает сам трудовой процесс, нежели его результат. И задача педагога - создать атмосферу сотрудничества, максимально заинтересовать детей этой деятельностью, сделать так, чтобы она приносила им большое удовольствие.

Опыт работы: Средняя группа.

«Пятый год жизни - самый ответственный. В этот период закладывается фундамент здоровья будущего человека, его физического и умственного развития» М.Я. Студеникин.

Пятый год - середина дошкольного периода. Все виды движения- одна из важнейших потребностей растущего организма. Двигательная деятельность тонизирует центральную нервную систему детей, во время движения происходит активизация нервных клеток всех областей головного мозга, повышается обмен веществ, усиливается выделение гипофизом гормона роста. Активная мышечная работа снижает нервное напряжение, ослабляет воздействие отрицательных эмоций. Не зря 2,5 тысяч лет назад в древней Элладе было высечено на скале изречение: «Хочешь быть сильным - бегай, хочешь быть красивым - бегай, хочешь быть умным - бегай» , Перед тем как планировать работу в средней группе, я изучила материалы ж. «Медработник» , ж. «Будь здоров» , ж. «Инструктор по физкультуре» , где для себя отобрала самый интересный материал, который я могу использовать с детьми средней группы.

Для сохранения и укрепления здоровья, совершенствования функций формирующего организма ребёнка использовала здоровьесберегающие компоненты

  1. Дыхательная гимнастика. Игрушки -свистки, мыльные пузыри, дыхательные тренажёры (специальные трубочки и из пенопласта шарики) , султанчики, бабочки на ниточках; специальные упражнения.
  2. Су Джок терапия - стимуляция высокоактивных точек на руках и стопах

Для этого для каждого ребёнка приобрела шарики с колечками

Су- Джок, массажные мячики, валики, колючие дорожки, массажёр для стопы (колючие колёсики) для профилактики плоскостопия.

3. Пальчиковый тренинг.

Игры с предметами (палочки, бусы, шнуровка, разноцветные прищепки и т.п.)

Обводка шаблонов, штриховка.

Упражнения: «Ухо- нос» , «Кулак-ребро-ладонь» , «Колечко»

Сюжетные пальчиковые игры.

Артикуляционную гимнастику..

Игры с мозаикой.

4. Каждый день пели гласные звуки (кто дольше)

5. Сделала картотеку подвижных игр по средней группе.. При проведении игр учитывала пожелания детей, поддерживала их инициативу, старалась брать разные варианты.

6. Старшая медсестра Устинова Л.В., на собрании рассказала о пользе о пчёлодобывающей продукции, которая, несомненно. полезна для здоровья. Многие родители воспользовались советом

7. Гуляли в любую погоду.

8. .Ароматерапия- во время сна дети дышали ароматами пихты, звкалипта.

9. Перед тем, как заходить в детский сад, пробежка вокруг детского сада.

10. Провела семейную игру «Мама, папа и я – спортивная семья»

11. Семинар- практикум для родителей с детьми. Родители пришли в форме, учились делать со своим ребёнком утреннюю гимнастику, упражнения на профилактику плоскостопия (детям было здорово выступать в роли учителя.) , массаж активных точек.