Как уговорить ребенка поесть — советы мамам. Почему ребенок плохо ест и как с этим бороться

”:

Яна

Уважаемая Татьяна, обращаюсь к вам за помощью. У меня растет сын Илья, летом ему исполнится 5 лет, он — мой второй ребенок. Когда он был маленьким у нас постоянно были проблемы с аппетитом, в процессе поиска как его накормить, появилась бутылка с манной кашей, которая впоследствии заменила чуть ли не все его питание. В 4 года отдала его в сад, где он уже более полугода, там он отказывается от еды. Дома я кормлю его с ложки, но он с удовольствием ждет бутылку с кашей. Я понимаю, что все это выглядит нелепо, но это наша действительность. Прошу вас, дайте совет, как менее травматично для него убрать бутылку — он с ней засыпает в том числе, и как заставить сесть за стол и самому стать есть. Заранее благодарю за ответ.

Татьяна Егорова

Яна, добрый день!

Ситуация у вас непростая, и чтобы решить две задачи (убрать бутылочку и заставить сына есть самостоятельно) вам потребуется много терпения, твердости и последовательности в действиях. Если Илья здоров (умеет жевать твердую пищу, может есть и другую еду помимо манной каши или по крайней мере, ел что-то кроме нее), вы можете попробовать отучить от бутылочки.

Как я поняла, вы не решались ранее дать ему возможность есть самому и с детства эта инициатива в еде была только с вашей стороны. Был упущен благоприятный период, когда ребенок, помимо молока, интересуется и остальной пищей на столе взрослых и начинает сам тянуться к ней, хватая пищу руками. В этот период (от 9-10 мес до 1,5 лет примерно) малыш обычно начинает стремиться есть самостоятельно. Сначала — хватать кусочки со стола, держать их в ручке и подносить ко рту, пить из чашки и т.д. Если мама вкладывает ему ложку в ручки и поощряет его усилия — кроха в дальнейшем принимает эту инициативу на себя.

Следующий момент, о чем необходимо знать — не нужно заставлять ребенка есть . Вообще. Уважайте сына, его выбор. Чтобы сформировалось правильное пищевое поведение: чувство голода -> активный поиск еды -> поглощение пищи , надо, чтобы ребенок, во-первых, хотел есть и во-вторых, мог добраться до еды сам .

Как это сделать? Откажитесь от уговаривания и приставания к ребенку с ложкой: «Ну съешь еще... еще разочек...за маму, за папу...». Просто поставьте еду на стол (в соответствии с режимом), позовите Илюшу кушать и начинайте всей семьей завтрак (обед, ужин). Если он не идет — ничего страшного, будет есть в следующий прием пищи. Причем никаких перекусов, кроме воды, не давайте. Важно сформировать у него чувство голода и активный поиск пищи.

Я думаю, основную идею вы уловили. Теперь, что касается непосредственно вашей ситуации.

Есть два способа.

Первый — быстро покончить с бутылочкой . Как это лучше сделать?

1 этап — Подготовка

Сначала поговорить с сыном, похвалить его, какой он теперь стал большой, научился всему: сидеть, ходить, бегать, играть и т.д. (можно свой рассказ подкрепить его детскими фотками). И если раньше ему была нужна бутылочка, то теперь он вполне может от нее отказаться. Ваш тон должен быть доброжелательным и уверенным. Внушение можно проводить ежедневно , как вами, так и папой (ведь мужчина в семье для сына может обладать веским авторитетом, который обязательно нужно использовать) мимоходом намекая на то, как замечательно быть большим и самостоятельным. А большие бутылочку не кушают…

2 этап — Расставание

После нескольких дней «подготовки» договориться с сыном «отметить» расставание с бутылочкой.

Пообещайте сладости (что он любит), новую игрушку, о которой он мечтает и назначьте час икс: «Давай устроим праздник! Ты знаешь, в детском саду шести- и семилетки прощаются с садиком и уходят учиться в школу, потому что они уже выросли и стали большие. Так и мы с тобой для бутылочки уже выросли, давай с ней попрощаемся? У нас будет что-то вкусненькое и подарки!»

В этот знаменательный день всей семьей отпразднуйте расставание с бутылочкой. Даете ее сыну, перевязанную бантиком (для торжественности), разрешаете попить в последний раз и пусть он ее отдаст вам, а вы скажете, что отвезете бутылочку одной малышке, очень маленькой, которая еще не умеет ползать (или придумайте другой благовидный предлог, чтобы он ее не смог потом вернуть себе). Вручите подарки, которые для него очень желанны, сходите куда-нибудь на веселое детское мероприятие, где ему точно понравится (в парк на аттракционы, попрыгать на батуте, пойти в цирк, в детский развлекательный центр и т.п.).

Фотографируйте сына весь этот день, а вечером похвалите его за мужество и доброту, что он позаботился о малышке. Если он будет просить «обратно» — не поддавайтесь на уговоры, напомните о веселом празднике, выразите восхищение его решением и взрослостью, отвлекайте игрой (можно разрешить позже укладываться спать, заняться увлекательным делом, попить что-то другое перед сном — сок, воду или компот из чашки, к примеру).

Через недельку привязанность ослабнет . Естественно, больше никакой бутылочки вы не покупаете и забываете о ней напрочь.

Второй и более мягкий способ — десенсибилизация — это своего рода процесс медленного угасания сформировавшейся нежелательной привычки. Проводится поэтапно и постепенно до тех пор, пока не ослабнет привязанность ребенка к чему-то (к бутылочке).

1 этап — Еда только за столом

Вы постепенно вводите новые правила пользования бутылочкой с интервалом в 3-5 дней: сначала — непосредственно перед сном (не засыпать с ней), потом есть бутылочку только на ужин (до сна — полчаса-час), потом бутылочкой пользоваться только за столом — так вы потихоньку приучите сына есть исключительно за столом и в составе всей семьи (пока что в качестве основной еды — любимая манка).

Если сын не может заснуть без бутылочки — постепенно отучайте от нее методом уменьшения порций , а на ужин старайтесь давать ту же бутылочку с обычным объемом еды. Чуть позже вместо бутылочки для засыпания предложите другую ассоциацию, связанную со сном (интересная книжка, любимая машинка и т.п. что ему нравится) . Поговорите с сыном, объясните, что он уже большой, а бутылочка — для самых маленьких.

Выражайте вслух позитивную уверенность, что он уже не нуждается в ней, приведите смешные примеры про себя: «Представь, что мама пошла спать с бутылочкой в обнимку?! А папу с манной кашей во рту и в постели?!» Доводите идеи до абсурда, чтобы самому сыну стало смешно. Пусть вся семья поддержит вас в этом объяснении и периодически хвалит Илью, какой он уже стал большой мальчик и выражает уверенность, что он вполне без нее обойдется. Без нравоучений, ругани и насмешек. Только позитивное отношение к проблеме (у многих деток трудности с расставанием, но они все справились — и ты справишься!), добрый юмор и т.д. Так постепенно у Ильи должно наступить угасание привязанности к бутылочке перед сном .

2 этап — Бутылочка + тарелка

Далее вам нужно переключиться на тарелку, т.е. всю пищу есть только из тарелки. Вы можете так же постепенно двигаться в этом направлении — предложите сыну бутылочку с меньшей порцией каши. Доводите каждый день ее объем до минимума (200 мл — 180 мл — 150 мл — 100 мл и т.д.) А рядом — поставьте тарелку с манной кашей. Цель — переключить потребление любимой пищи из бутылочки на ту же еду из тарелки .

И ничего страшного, если он, выпив всю бутылочку с меньшей порцией, не дотронется до тарелки с кашей. Все будет со временем. Проголодается — захочет. Как только он обнаружит, что еды в бутылке что-то уж очень мало — обратите его внимание на тарелку. Он может доесть уже из тарелки. Если будет протестовать и требовать из бутылки — не идите у него на поводу. Скажите, что бутылочка «устала, хочет отдохнуть», придумайте сказку для отвлечения. Первое время кормите его из ложки (из тарелки). Попробуйте этот процесс растянуть не более недели.

3 этап — Только тарелка

Как только бутылочка опустеет, можно оставлять ее пустую рядом и ставить полную порцию тарелки с манной кашей. Далее вы можете «забыть» поставить бутылочку на стол. Теперь ваш Илья полностью перешел на еду с тарелки. Это уже победа!

4 этап — Приучаемся есть самостоятельно

Чтобы благополучно добраться до заветного финиша — запаситесь снова терпением. Одни мамы с похожей проблемой: «Как заставить ребенка есть самостоятельно» решали просто: поставить еду — не ест? — убираем до следующего раза. Опять не хочет, хотя и не ел ничего? — снова убираем и т.д. И голодный ребенок перестает выпендриваться, начинает есть сам.

Другие отправляли своего к многодетной подруге погостить три денечка или на недельку, в семье которой вопрос: «не буду кушать» даже и не поднимается. И «нехочуха», глядя на детишек, аппетитно сметающих все крошки со стола, сам невольно заражается пищевым азартом.

Какой путь выбрать, решать вам. Вы также можете в этом этапе воспользоваться методом десенсибилизации — постепенно приучить пользоваться ложкой, вилкой самостоятельно. Например, вы с ним вместе обедаете. Предложите друг друга покормить одновременно: он — вас, а вы — его. Как научится ловко владеть ложкой — предложите почитать ему интересную книжку, а он будет сам есть ложкой. Ту же манную кашу (любимую легче всего). Так вы придумываете любые неожиданные поводы, добиваясь и поощряя его умение кушать самостоятельно. Как только научится и привыкнет — опять же, постепенно перестаете читать ему во время еды.

Конечно, метод десенсибилизации очень длительный и все зависит от характера ребенка, выдержки мамы. Самое важное в нем — не отступать на пути искоренения вредной привычки .Дадите слабинку — процесс отучения придется снова повторить .

Точно так же постепенно приучайте помимо манной каши, есть другую пищу.

Как только Илья научится самостоятельно справляться с разнообразной едой дома – отпадет проблема с едой и в садике.

Все у вас получится!

Вас что-то беспокоит в ребенке? Вы можете .

Подпишитесь на RSS , чтобы своевременно получать все обновления блога.

Хотя все родители хотят, чтобы их дети ели здоровую, разнообразную пищу, дело в том, что многие дети разборчивы, когда дело доходит до еды. Они склонны ныть, плакать или просто отказываться кушать, когда приготовленная еда им не нравится. Важно не поддаваться на такого рода поведение, если вы хотите, чтобы ваши дети ели и наслаждались широким выбором продуктов. Эта статья покажет вам, как заставить ваших детей есть практически все – просто прочитайте Шаг 1 ниже, чтобы начать.

Шаги

Часть 1

Развитие хороших привычек

    Понимайте важность развития хороших привычек. Дети учатся с раннего возраста и на них очень легко влиять путем постоянного использования и внедрения хороших привычек. Как только у ваших детей войдет в привычку быть любознательными и пробовать новые продукты, вы поймете, что гораздо легче расширить их кругозор и вкусовые рецепторы.

    Настаивайте на том, чтобы ваши дети ели за столом. Одна из лучших привычек, которой можно научить ваших детей, заключается в том, что они всегда должны сидеть за столом во время еды. Не позволяйте им есть пищу перед телевизором или в одиночку в их комнатах.

    • Пусть ваши дети знают, что если они хотят вообще поесть, они должны сидеть за столом. Скажите им, что они не могут вернуться к просмотру телевизора или пойти играть на улицу, пока они не съели всю еду, которая стоит перед ними.
    • Если они отказываются от еды, оставьте их сидеть за стол на некоторое время, а затем отпустите их. Тем не менее, не предлагайте им перекусить или приготовить другой еды вместо этой. Они должны знать, что они будут голодать, если они не съедят пищу, которую вы поставили перед ними.
  1. Ешьте, не отвлекаясь. Время приема пищи должно стать возможностью для семьи сидеть и разговаривать друг с другом. Не оставляйте телевизор или радио включенными в фоновом режиме, или не давайте вашему ребенку играть с мобильным телефоном или в видеоигры во время еды.

    • Как только ваш ребенок примет тот факт, что никакие отвлекающие факторы не разрешены во время приема пищи, они будут более склонны прийти и сесть за стол и быстро съесть их тарелку еды.
    • Избегая отвлекающих факторов за столом, также предоставляет вам хорошую возможность, чтобы пообщаться с вашим ребенком, задать ему вопросы о школе, о его друзьях и его жизни в целом.
  2. Вырабатывайте рутину. Создание четкой рутины, когда дело доходит до еды и закусок, – хорошая идея, так как ваш ребенок будет знать, когда настанет время приема еды и будет достаточно голоден, чтобы съесть все, когда придет назначенное время.

    • Например, вы могли бы предложить вашему ребенку кушать три раза в день и плюс два перекуса. Помимо этих заранее обговоренных приемов пищи, не позволяйте ребенку ничего больше есть – давайте ему только попить.
    • Это гарантирует, что ваш ребенок проголодается и будет готов кушать, когда придет время приема пищи, независимо от того, что вы приготовите.
  3. Добавляйте новые продукты наряду со старыми любимыми продуктами. При внедрении новой пищи в рацион, подавайте ее вместе, по крайней мере, с одним из любимых блюд вашего ребенка. Например, попробуйте подать брокколи с картофельным пюре, или немного салата вместе с куском пиццы.

    • Подача новой пищи вместе со старыми любимыми блюдами поможет вашему ребенку принять новые продукты и больше увлечет их сидеть за столом, в первую очередь.
    • Для детей, которые более устойчивы, можно создать правило, которое позволит им съесть только их любимую пищу (например, пиццу), если они ели только пищу нового типа (например, салат).
  4. Уменьшайте количество закусок, которые ест ваш ребенок. Если ваш ребенок довольно придирчивый с едой, попробуйте уменьшить количество закусок, которые он ест в течение дня. Это, мы надеемся, создать аппетит и желание разнообразной диеты.

    • Ребенок, который ест слишком много закусок между приемами пищи, вероятно, не будет голодным с наступление времени приема пищи и, следовательно, не будет готов съесть что-то новое.
    • Ограничьте количество закусок до двух или трех в день, и попытайтесь сделать их здоровее, например, кусочки яблока, йогурт или горсть орехов.

    Часть 2

    Веселиться во время приема пищи
    1. Попробуйте сделать прием пищи веселым и интерактивным. Время приема пищи должно быть веселым и интерактивным. Это не должно быть стрессом, или всегда заканчиваться детским плачем или жалобой на то, что они не хотят есть. Прием пищи должен быть приятным опытом для всех за столом.

      • Сравнивайте вкус различных пищевых продуктов (рыба соленая, сыр сливочный, и т.д.), говорите о разнообразии цветов (морковь оранжевая, брюссельская капуста зеленая, свекла фиолетовая, и т.д.) или попросите ребенка угадать вкус определенной еды, опираясь лишь на ее запах.
      • Также можно попробовать подать еду интересным способом. Например, вы могли бы выложить личико на тарелке вашего ребенка, используя спагетти для волос, фрикадельки для глаз, морковку для носа и кетчуп для рта.
    2. Готовьте вместе. Включайте вашего ребенка в процесс приготовления пищи и обсудите причины, почему вы положили определенные продукты вместе, с точки зрения сочетания вкусов и цветов. Участие в процессе приготовления сделает вашего ребенка более любопытным, чтобы проверить готовый продукт.

      • Еще один замечательный способ, чтобы заинтересовать вашего ребенка и поощрить его участие в процессе приготовления пищи, это позволить ему выращивать или выбрать себе еду. Например, вы могли бы попробовать вырастить ваши собственные помидоры и дать ребенку ответственность – поливать их каждый день и проверять, созрели ли помидоры.
      • Также можно попробовать привести вашего ребенка на ферму и позволить ему самостоятельно собирать яблоки, ягоды и т.д. Ребенок будет более взволнованным, в желании съесть их.
    3. Предложите награду. Если ваш ребенок не хочет попробовать определенную пищу, попробуйте предложить небольшой приз. Если он пообещает съесть все на своей тарелке, вы могли бы вознаградить его небольшим десертом после еды, или, отвести их в какое-нибудь хорошее место, например парк или в гости к другу.

    4. Следите за тем, что вы говорите детям. Одна ошибка, которую совершают многие родители, заключается в том, что они говорят своим детям, что если они будут есть определенную пищу, то они будут большими, здоровыми и сильными.

      • В то время как это может быть эффективным способом заставить ребенка поесть, это превращает процесс приема пищи в нечто, что ребенок «обязан» делать, а не то, что ему должно нравиться делать.
      • Вместо этого попробуйте сосредоточиться на всех фантастических и разнообразных вкусах, которые может предложить пища. Научите детей получать удовольствие от приема пищи и принимать возможность попробовать новые продукты. Как только ваш ребенок проявит интерес к еде и будет пробовать новые продукты, он будут готов съесть почти все, что вы положите перед ним!

    Часть 3

    Обеспечение правил во время приема пищи
    1. Установите некоторые строгие правила во время приема пищи. Строгие правила обеспечат распорядок для ваших приемов пищи и помогут вам расширить вкусовые рецепторы вашего ребенка. Например, одно из самых важных правил, которое вы можете установить это: каждый должен съесть то, что подается, или, по крайней мере, попробовать его. Не разрешайте ребенку отказаться от определенной пищи, если он даже не пробовал ее.

      • Убедитесь, что ваш ребенок знает, что не будет никакой замены блюда, если он не съест то, что перед ним.
      • Если вы поддадитесь на слезы и крики ребенка, вы не сможете достичь вашей цели. Будьте терпеливы и тверды в ваших правилах, и результаты, в конечном счете, последуют за ними.
    2. Будьте хорошим примером для ваших детей. Дети смотрят на своих родителей по многим причинам, в том числе, чтобы увидеть, что они едят и как они относятся к определенному типу пищи.

      • Если вы не едите определенный тип пищи или корчите лицо, в то время как вы едите то, что вам не нравится, как вы можете ожидать, что ваш ребенок будет это есть? Пусть ваш ребенок знает, что правила приема пищи, распространяются на всех, а не только на него.
      • Таким образом, вы должны стараться быть хорошим образцом для подражания, съедая то же самое, что и ваш ребенок ест.
    3. Не давите на ребенка, заставляя его поесть. С точки зрения приема пищи, вы как родитель решаете, что приготовить, когда подавать еду и где ее подавать. После этого, это касается лишь ребенка, собирается он это съесть или нет.

      • Если ваш ребенок выбирает не есть то, что вы приготовили ему, не заставляйте его есть – это только заставит ребенка больше сопротивляться и впоследствии расстроит вас. Тем не менее, вы не должны предлагать приготовить ребенку его любимую еду вместо этой, так как это значительно уменьшит его желание попробовать нечто новое.
      • Не разрешайте ребенку есть снова до следующего приема пищи. Это научит его быть менее требовательным, к тому, что он ест – «голод – лучший повар», как говорится.
    4. Будьте терпеливы. Ваш ребенок не научится принимать и наслаждаться новыми продуктами за ночь. Интересоваться новой едой – это привычка, которая должна быть сформирована, как и любая другая привычка. Будьте терпеливы и не сдавайтесь в вашем стремлении научить вашего ребенка, как и почему они должны есть здоровые и разнообразные продукты.

      • Не забудьте дать ребенку достаточно времени, чтобы принять новую пищу. Не просто дать ему попробовать еду один раз, а затем смириться, если ваш ребенок говорит, что ему это не нравится.
      • Подавайте эти продукты как часть блюда, по крайней мере, три раза, прежде чем сдаться – иногда детям требуется время, чтобы принять новую пищу и понять, что она на самом деле им нравится.
    5. Не наказывайте ребенка, если он отказывается от еды. Не наказывайте ребенка, если он отказываются от определенной пищи – это может заставить их быть еще более не расположенным к ней.

      • Вместо этого спокойно объясните ребенку, что ему ничего не дадут поесть до следующего приема пищи, и что он будет очень голодным, если ничего не съест сейчас.
      • Подчеркните, что это собственное решение ребенка голодать – он не наказан. Если вы упорно продолжите пользоваться этой техникой, ребенок, в конечном итоге, сдастся и съест все, что перед ним.

Накормить любой ценой или оставить в покое и подождать, пока ребенок сам попросит еду - непростой вопрос для родителей. Педиатры рассказали, как правильно себя вести в разных ситуациях, и объяснили, по каким причинам дети могут отказываться есть.

Ребенок может отказываться от еды по разным причинам: плохо себя чувствует, не нравятся конкретные продукты, он просто не голоден. Но никогда, ни в одной из этих ситуаций не заставляйте ребенка есть. Насильное кормление вызывает отвращение к еде и сформирует нездоровое пищевое поведение в будущем, вплоть до анорексии. Если ребенок плохо себя чувствует (ОРВИ, ротавирус и так далее) и отказывается от еды, ничего страшного. Главное - давайте ему пить, лучше всего простую воду. Из-за вирусной или бактериальной интоксикации аппетит у ребенка снижен, но на следующий день (максимум через два-три дня) он точно попросит есть.

Не нравятся какие-то конкретные полезные продукты? Тут действует правило - предлагаем до десяти раз с интервалом в месяц. Родители дают попробовать ребенку один и тот же продукт примерно раз в месяц. Можно в разных формах. Например, брокколи в виде пюре, оладьев, в супе. Можно «контрабандой» - спрятать ту же брокколи в запеканку. Если и после десяти раз вы получаете категоричный отказ, замените этот продукт на другой, аналогичный по содержанию полезных веществ.

Когда ребенок просто капризничает и ничего не ест, с этим тоже можно что-то сделать, не заставляя. Вот несколько простых рекомендаций. Чтобы ребенок ел, ему нужен режим - еда в одно и то же время. Так ребенок начинает испытывать чувство голода, когда приходит время приема пищи. Чтобы аппетит не терялся, уберите из рациона все углеводные и жировые перекусы, оставьте только фрукты или овощи, например морковь.

Не кормите под телевизор и компьютерные игры. Дети должны осознанно выбирать, что именно они едят.

Выходите из общества «чистых тарелок». Дети прекращают есть тогда, когда они наелись, - так они учатся слышать свой организм и его сигналы о насыщении.

Начните с себя. Дети копируют наше поведение, в том числе и пищевое. Именно вы решаете, какую еду покупать и когда ее подавать. Поэтому будьте примером и питайтесь правильно, выбирайте полезные перекусы, ешьте за столом, не пропускайте приемы пищи.

Все же бывают ситуации, когда ребенка, который отказывается от еды, стоит показать врачу. Например, если он наотрез отказывается от действительно важных продуктов: от мяса (источника железа), от молочных продуктов (источника кальция). Тогда педиатр посоветует продукты-заменители или назначит добавки.

Если ребенок мало ест и при этом плохо себя чувствует (слабость, сухая кожа, выпадают волосы, нарушение стула) или вам кажется, что у ребенка недобор веса, - это тоже повод проконсультироваться со специалистом.

Заставлять ребенка есть, если он не хочет, не нужно. При снижении аппетита у здорового ребенка правильно использовать скорее такие понятия, как замотивировать или сподвигнуть. Например, эффективными могут быть такие фразы, как «нужно поесть, чтобы вырасти таким же сильным, как папа (или какой-то любимый персонаж сказок, мультфильмов)». Немаловажными в данном вопросе являются запах и внешний вид еды: они должны способствовать аппетиту.

Зачастую родителям только кажется, что их ребенок мало ест. Необходимо оценить количество и разнообразие съедаемой за день пищи.

Также ребенок может плохо есть или отказываться от еды в основные приемы пищи из-за того, что в перерывах употребляет много сладкого и мучного: такую тактику родители сами часто используют, чтобы чем-то занять ребенка, только бы не отвлекал и не носился по дому. Жара, низкая физическая активность также могут снижать аппетит.

Но нужно помнить, что снижение аппетита может наблюдаться при нарушениях пищевого поведения и некоторых заболеваниях. Это могут быть: интоксикация на фоне острых заболеваний, заболевания желудочно-кишечного тракта (прием пищи может вызывать боль), эндокринные нарушения, нервно-психические заболевания (за счет угнетения пищевого центра), острая хирургическая патология (острый аппендицит) и другие.

Во время острых интеркуррентных заболеваний (ОРЗ, ОРВИ) при плохом самочувствии ребенка не стоит его заставлять съедать целую тарелку, лучше предлагать еду часто малыми порциями - сколько съел, столько съел. Не стоит пичкать ребенка при тошноте.

В остальных случаях при заболеваниях мотивировать ребенка к приему пищи, а уж тем более заставлять не только не нужно, но и порой опасно. Заподозрить такие состояния позволяют сопутствующие жалобы и симптомы, а также плохое физическое развитие. Разобраться в истинных причинах снижения аппетита при наличии жалоб поможет только врач после осмотра и обследования.

Иллюстрация: Настя Григорьева

ФОТО Pavel Kryukov СТИЛЬ Liliya Simonyan

Серьезно переживать или злиться из-за зелени я не могу - в детстве я сама не была образцовым ­примером по части питания. Табуированных продуктов в доме было два - кефир и печенка. Обоим вход в квартиру был заказан - я не переносила даже самого факта присутствия их в холодильнике и грозилась уйти из дома вместе с домашним животным. Так и говорила: «Либо я и кошка Соня, либо печень». С субпродуктом отношения до сих пор не сложились, а вот без кефира я сегодня не могу прожить и дня - бывает, даже разыскиваю его в русских магазинах за границей. Вздыхаю и спрашиваю себя: сколько литров кисломолочной вкуснятины в свое время я упустила? И главный вопрос: как так вышло и почему?

Сила привычки

«Молоко? Буэ-э-э!», «Опять эта противная каша !», «Фу, косточки!», «Я же говорила, что не люблю яблоки !». Свои «пунктики» в рационе есть почти у каждого ребенка. По статистике абсолютный фаворит в списке детских «гадостей» - лук. Его во всех смыслах слова не переваривают до 71 % детей в возрасте 4–7 лет (к 17 годам их остается только 40 %). Под категорию «запрещенки» традиционно попадают «вонючий» сыр, «мерзкие» яйца, «склизкие» вареные овощи и большинство продуктов , богатых альбумином: молоко, яичный белок, говядина, бобовые, гречка. Два гастрономических счастливчика, которых миновала участь быть отвергнутыми, - молочный шоколад и макароны.

Явление «это хочу - то не буду» в диетологии обозначают термином «избирательный аппетит», а его представителей называют капризными едоками. Исследователи компании L.O.Leal уверяют, что 65 % детей на планете - страшные привереды в еде, отвергающие целые категории продуктов (мясо, овощи или фрукты). И это абсолютно нормальный переходный этап взросления. Своего пика состояние самоограничения достигает в 6–7 лет и постепенно сходит на нет к подростковому возрасту, уступая место экспериментам с новыми блюдами и напитками. При этом более капризными в отношении еды оказываются именно мальчики, а не девочки.

Ученые до конца не знают, как и почему у ребенка формируются собственные представления о том, как должна выглядеть и пахнуть «правильная» еда. Один из факторов - наследственность. Если вы в детстве были малоежкой, существует большая вероятность того, что и ваш ребенок будет воротить нос от конкретных продуктов.

Важный момент: вкусы в еде начинают формироваться еще до нашего рождения. Уже на 17-й неделе беременности рецепторы эмбриона довольно хорошо развиты - он отличает сладкое от соленого, горькое от кислого. Вкус околоплодных вод меняется каждые четыре часа в зависимости от того, что съела мама. Ребенок начинает привыкать к специфике тех или иных продуктов и в будущем ест их с большим удовольствием. Логическое продолжение тренировки рецепторов - грудное вскармливание. Если младенца кормили грудью не меньше года, в будущем он будет меньше капризничать за столом. При условии, конечно, что сама мама в это время не сидела на послеродовой диете.

Кстати, дети неспроста наотрез отказываются от лука или оливок. В этот момент у ребенка срабатывает эволюционный механизм самосохранения - не отравиться чем-нибудь ядовитым. В каменном веке ребенок рано лишался присмотра родителей и, чтобы потенциально не съесть опасное растение, избегал любой пищи, имеющей горький привкус. Этот механизм со временем трансформировался в тотальное отторжение всего горького и обожание сладкого, которое даже у взрослых продолжает ассоциироваться с неподдельным удовольствием.

Важный момент - интуиция . Например, ребенок может отказываться от определенных продуктов при некоторых видах дисбактериоза или плохом состоянии зубной эмали - как бы заранее предохраняя себя от нежелательных болевых ощущений. Не списывайте со счетов детскую интуитивную заботу о здоровье.

Каша - состояние души

В некоторых случаях пищевая избирательность может свидетельствовать о жестком самоконтроле ребенка. Понаблюдайте за малышом: если цветная капуста рождает в нем чувство тревоги - это может быть неосознанная попытка сына или дочери обратить на себя внимание, рассказать близким о страхах и желаниях. Или наоборот - с помощью отказа от гречки с молоком или бабушкиных пирогов ребенок стремится закрепить свою автономию и показать власть над родителями (звучит демонический детский смех). Других способов самоутвердиться у него пока нет. Это необходимый этап пребывания в оппозиции чрезмерной родительской опеке. Самый простой способ найти общий язык за столом - предлагать юному бунтарю блюда на выбор. Он сможет и характер проявить, и нормально поужинать.

ФОТО Pavel Kryukov СТИЛЬ Liliya Simonyan

Детей с сенсорным вектором развития (это те, кто любит обниматься, им нужно все обязательно потрогать) могут раздражать продукты определенной текстуры и температуры. Чаще всего это блюда с кусочками, бесформенная пища или та, что подсознательно напоминает выделения слизистой организма («Сами ешьте эти сопли!»). Малыши, которые по жизни любят глазами (представители зрительного вектора), всегда реагируют на внешний вид блюда. Обычный рис может показаться им слишком скучным и унылым, а вот выложенный в форме японских островов Хоккайдо и Хонсю ребенок станет уплетать за обе щеки и заодно подучит географию. Одно из объяснений, почему дети так сильно любят макароны , - их гораздо интереснее есть, чем какую-нибудь манную кашу . Проявляйте креатив, украшайте блюда. Ребенок не ест банальные овощи кубиками в супе? Нарежьте их треугольниками или звездочками. Или купите «тематические» тарелки с рожицами, которые можно дополнить с помощью продуктов: выложить из зеленого горошка бороду, из пюре - волосы, а из маслин - глазки.

У избирательного аппетита есть несколько подвидов. Самая популярная разновидность - неофобия. Это когда ребенок в какой-то момент отказывается от еды, даже к ней не прикоснувшись, просто потому, что она ему незнакома. Родителям кажется такое поведение абсурдным («Как можно отказываться от того, что ты даже не попробовал?!»), в то время как именно неофобию проще всего объяснить все тем же древним инстинктом самосохранения: ребенок не хочет рисковать, боится ввести в организм продукт, который ему чужд. Более того, полноценный отказ от продукта можно считать засчитанным, если его отвергли как минимум 15 раз! Вопрос в другом: хватит ли у родителей и бабушек терпения, нервов и запаса валокордина, чтобы предлагать ненавистное блюдо снова и снова?

Ложки в сторону

В большинстве случаев проблема избирательного аппетита надуманная и однозначно обусловлена факторами воспитания. В борьбе с капризами все средства хороши? Вот уж нет, бороться с нехочухами нужно по всем диетическим и психологическим правилам. Помните гиппократов принцип - «Не навреди»?

Первое. Никогда не кормите ребенка насильно и не заставляйте доедать все, что лежит в тарелке, - станете причиной детских проблем с пищеварением и психикой. Начинает топать ногами, плакать, капризничать? Объявите, что обед закончен, - в следующий раз съест столько, сколько захочет. Не настаивайте, если малыш не принимает определенный фрукт или овощ, а вам он кажется запредельно вкусным и полезным. Оставьте за ребенком право от души ненавидеть один-два конкретных продукта - в конце концов, с его мнением вы тоже должны считаться.

Второе, популярное. Не развлекайте малыша за столом. Сказки, ложки-самолетики и вилки-паровозики, мультики на айпаде не помогают, а мешают - ребенок чисто механически открывает рот и совершенно не понимает, что именно ест. У него формируется вредная пищевая привычка, способная обернуться избыточным весом в будущем.

Третье. Не давайте ребенку баловаться едой. Как только малыш начинает выбрасывать помидоры на пол, как это делают на испанском празднике Томатина, или художественно размазывает кашу по стульчику - включайте команду: «Отставить тарелку!»

Четвертое. Порочная практика - использовать еду в качестве повода к вознаграждению. Например, вы обещаете сыну: «Съешь овощи - получишь десерт». Это приводит к тому, что еда, доставшаяся в награду, приобретает еще большую привлекательность, при этом совершенно не стимулируя ребенка в перспективе есть больше овощей.

Пятое. Дети - маленькие обезьянки, которые повторяют то, что делают взрослые. В том числе и за столом. Поэтому, прежде чем упрекать ребенка в том, что он чего-то не ест, загляните в свою тарелку.

Думаю, что многие из нас сталкиваются с такой проблемой. Когда буквально каждую ложку пищи приходится в ребенка чуть ли не впихивать.

И тогда вопрос «как заставить ребенка есть?» становится совсем не праздным, а практическим.

Я поделюсь с вами своим большим опытом и открою многие из секретов, которые применяла сама.

Скажу сразу, что заставить ребёнка есть, если он не хочет, практически невозможно! 🙂 К такому выводу я пришла, много лет наблюдая за детьми.

А наблюдать было за кем. У меня трое детей и уже есть внук. И ещё я успела десять лет поработать в детском саду воспитателем.

Как заставить ребенка есть кашу

Но сейчас я хочу вспомнить своё детство. Совсем маленькую я себя, конечно, не помню, но по рассказам моей бабушки – я ела отвратительно!

Мне не было ещё и года, а я уже успела довести любимую бабушку до белого каления! Кормление для неё, да и для меня тоже, превращалось в пытку.

На какие только ухищрения она ни шла, чтобы засунуть в мой рот хоть одну ложечку каши! Она и песенки пела, и мух, и птичек показывала, и чирикала!

А я пока от удивления рот открывала, она кашку мне в ротик и подкладывала. Но иногда это не срабатывало, и тогда всё вокруг было измазано выплюнутой мной кашей.

Я не знаю, почему я её не ела тогда, но помню, почему я не любила кашу лет в пять. В манной каше попадались комочки! Они во мне вызывали такие приступы тошноты, что от одного вида манной каши мне становилось плохо. А однажды я просто вылила кашу с балкона, за что мне тогда сильно попало!

Мне эти детские воспоминания пригодились, когда я сама стала мамой. И теперь я прекрасно знаю что такое

Я к варке манной каши подходила со всей ответственностью. Ни одного комочка не должно было там быть! Я всегда в кашу клала немного соли и немного сахара.

Я заметила, что приторно–сладкую кашу дети едят очень плохо. Это, только, кажется, что все дети очень любят сладкое.

Мой внук с самого рождения сладкое не любит. И в кашу ему я кладу очень мало сахара. Зато добавляю чуть-чуть корицы или ванилина.

А летом в кашу можно добавлять ягодки. И вкусно, и полезно.

Внук долго не ел овсяную кашу. И я придумала такой ход. Сварила овсянку, и в другой комнате, но чтобы слышал внук, стала говорить мужу, мол, какая вкусная каша получилась. Но внука, мол, звать не будем – он всё равно не ест её. Сработал дух противоречия. Прибежал. С того дня ест кашу.

В детском саду я применяла другие хитрости, чтобы детки поели. Так как на всех тарелочках были рисунки, я устраивала деткам соревнование «У кого в тарелочке быстрее других покажется рисунок».

Разумеется, работает это только когда у детей красивые тарелки. Соревнования такие им нравились. Даже те дети, которые плохо ели, старались отличиться. Этот метод я применяла для всех густых блюд.

Как заставить ребенка есть офощи

Очень многие детки плохо едят овощи. Они не любят лук, морковь, капусту. Но лук так полезен для детского организма! И вкус блюд улучшает.

Поэтому, при приготовлении пищи, я лук очень мелко резала, не обжаривала, а варила вместе с бульоном или тушила. Тогда он не плавал лохмотьями в тарелке, а был хорошо разварен, и мои детки его не видели. А я тайну не выдавала.

Чтоб приучить детей есть овощи, я, что только не придумывала! Посыпала помидоры сахаром, из огурцов делала человечков, из морковки вырезала звёздочки. А с зелёным луком вообще смешная история вышла!

Когда дети были маленькие – я не работала. Денег катастрофически не хватало, а так хотелось деток чем-нибудь полезным накормить!

Дочке было годика три. Я покрошила в тарелочку зелёного лука, перемешала со сметаной, посолила. Посадила дочку за стол, сказала: «Кушай! Там много витаминов!» А сама занялась делами. Вдруг – громкий плач!

Гляжу — дочка по всей тарелке, по всему столу раскидала лук, ещё и умудрилась порвать каждый кусочек. Она меня увидела и сквозь слёзы закричала: «Ты меня обманула! Там нет витаминок!»

Когда дочь подросла, мы вместе с ней готовили овощные коктейли, а потом угощали остальных домочадцев. И никто не мог догадаться, из чего они были приготовлены. Вот рецепт одного из витаминных коктейлей.

Взять 1/5 стакана свекольного сока, ? стакана огуречного сока, ? стакана апельсинового сока (или яблочного), добавить полстакана кипячёной воды, сахар, немного лимонной кислоты.

Если ребёнок не видит весь процесс приготовления, то такой коктейль, особенно через трубочку, он выпьет с удовольствием!

Как заставить ребенка есть суп

Работая в детском саду, я обратила внимание на то, что дети супы едят неплохо. Но не все детки любят, когда в супе — крупные куски картофеля. Очень часто мне приходилось разминать кусочки картофеля прямо в тарелке.

И ребёнок съедал супчик. Но если ребёнок не хотел – я не заставляла. Конечно, нас заставляли детей докармливать. Но я думала так: пусть ребёнок съест всего две ложки супа, но – с удовольствием. А если кормить насильно – его вырвет! И тогда стойкая неприязнь к супам останется у ребёнка надолго.

Как заставить ребенка есть мясо

Многие дети не едят мясо. Я думаю, что это из-за того, что мясо плохо пережёвывается, во рту долго остаются мясные волокна, уже без сока и вкуса, и это вызывает у детей приступ рвоты.

И заставить ребёнка проглотить такое невозможно! За один случай из моей семейной жизни мне до сих пор стыдно.

Когда сын был маленький, он мясо терпеть не мог! Я не заставляла. Но муж клал мясо сыну в тарелку и требовал, чтобы он его съел. Даже в угол ставил сына, когда тот мусолил во рту кусок мяса и не мог проглотить.

И ругалась я с мужем, и уговаривала – ничего не помогало! Тогда я стала незаметно, чтоб муж не видел, забирать у сына изо рта то, что когда-то было мясом. А на обед старалась готовить котлеты, фрикадельки, тефтели, куриное мясо. Кстати, куриное мясо дети едят с удовольствием, особенно – «ножки».

Главный секрет. Как заставить ребенка есть все!

Я, намучившись со своими детьми, к кормлению внука подошла со всей ответственностью. Учла все ошибки и недочёты. Я стала приучать его к разнообразному питанию ещё до года. Старалась, чтобы новое блюдо было безупречно приготовлено.

И по виду, и по качеству. Я, уже с пяти месяцев, внуку такое вкусное картофельное пюре давала, что мой взрослый сын просил, чтобы я ему немного оставила «детской картошечки». Супчики варила на курином бульоне, добавляла туда разные овощи, крупы.

А потом размельчала в блендере. Внуку было месяцев десять. Мы пошли в поликлинику на очередной медицинский осмотр. И когда педиатр сказала, что уже пора приучать ребёнка к разнообразной еде, я с гордостью сказала: «Он у нас ест всё!» 🙂