Капризный ребенок: почему такой, причины, что делать. Повышенная плаксивость и капризность у детей

Появление малыша в семье – это всегда огромное счастье. Когда после девяти месяцев ожидания, наконец то, в семье появляется кроха, то он сразу же становится центром внимания всех. Родители с трепетом наблюдают за тем, как он растет по часам, как учится каждый день новому и радуются тому, что у них есть такое чудо.

Но постепенно, по мере взросления, родители начинают замечать, что ребенок начинает капризничать, меняется его поведение и это начинает беспокоить родителей. Ведь они привыкли видеть спокойного и послушного ребенка.

Однако, детские капризы являются обычным делом к концу 1 года жизни малыша. И сегодня мы рассмотрим капризы детей, будем разбираться в причинах такого поведения и попытаемся понять как с этим нужно бороться.

Капризы малышей до года

Для того, чтобы вникать в суть дела, необходимо понять психологические особенности малышей до первого года жизни. И тут необходимо начинать с самого начала, чтобы вся картина была ясной.

  1. Кризис новорожденности – один из самых важных этапов в жизни ребенка, является данный кризис, который проявляется со дня рождения до 2 месяцев. Этот кризис является нормой, и основной его признак — это потеря веса младенца.
  2. Младенческий возраст – это второй важный этап в жизни малыша, который длится от 2 месяца до 1 года. Это тот период, когда кроха общается благодаря своим эмоциям. И во время этого этапа родители должны много времени проводить и уделять общению с малышом. Несмотря на то, что этот этап сам разделяется на разные этапы, все же основной нуждой малыша тут остается связь и общение с родителями. Когда ребенок много плачет, все время издает звуки – это верный признак того, что он хочет общаться. Данный кризис проходит с появлением речи у ребенка.

Это 2 основных кризиса, которые встречаются у ребенка до 1 года жизни. Теперь посмотрим, нужно ли беспокоиться и придать серьезность детским капризам, которые появились до 1 года.

Раскрываем понятие или что такое каприз?

На сегодняшний день, говоря каприз, понимается всякого рода прихоти и упрямство ребенка, которое сопровождается криками, плачем и тому подобным.

До первого года жизни у малыша появление капризов напрямую связано с его дискомфортом или же в недополученных его основных потребностях.

То есть, когда родители »жалуются» на своего ребенка, которому нет и года, то тут речь идет просто о неправильном истолковании дискомфорта малыша. Ведь кроха просто не имеет другого способа, чтобы общаться или донести до родных что ему что-то нужно. Сами подумайте, ведь словарного запаса у крохи нет, жесты почти не развиты и только заплакав он может суметь привлечь к себе внимание и общаться с окружающими.


Итак, плачь ребенка может иметь несколько причин:

  • Малыш просто голоден, пора его кормить;
  • У него что-то болит или причиняет беспокойство. Чаще всего это колики или газы;
  • Пора менять подгузники;
  • Ребенку холодно.

Как бы на первый взгляд не было трудно распознать плачь малыша, все же мама через несколько дней, сразу начинает понимать причину плача своего ребенка.

Если же вы убедились, что ребенок сыт, пеленки чистые и у него нет газов, а между тем он продолжает плакать, тогда вероятно у него есть какая-то болезнь. Следовательно, необходимо обратиться к педиатру.

А начиная с 3 месяца у малыша начинают набухать десны, режутся зубики. И все это сопровождается плачем, беспокойством днем и ночью. Так что, если вы видите, что кроха пытается все что попадает в ручки тянуть в рот и у него появилось обильное слюноотделение, то можете быть уверенны, его беспокоят зубы. И даже тот факт, что сами зубики появятся через 2 месяца, все равно в большинстве случаев »капризы» связанны именно с этим.

Как бы это странно не звучало, все же для детей, особенно для малышей до 1 года, четкое соблюдение режима дня является важнейшим. Сам режим касается как кормления, так и его сна, прогулок, разных игр и занятий.

Если у ребенка есть режим, но по каким-либо причинам этот график нарушается, то это может вызвать у малыша острую реакцию. Именно этим и объясняется тот факт, когда после какого то праздничного мероприятия, в котором ребенку было очень хорошо и весело, внезапно под конец у него начинаются капризы, плачь, беспокойство и раздражение. Дело в том, что малыши очень трудно переносят нервное перенапряжение в возрасте 10-18 месяцев. И с помощью слез они просто пытаются снять напряжение. Ведь вся праздничная обстановка: шум, новые, незнакомые лица, яркий свет, громкие звуки и тому подобное являются источником стресса для малыша. Что делать в такой ситуации? Ни за что не ругать малыша. В таком состоянии ему нужно ваше внимание, забота и любовь.

Качайте его на своих руках, обнимите и прижмите его к себе, можно провести такие процедуры которые ему нравятся, купать малыша (ведь теплая вода сама по себе может успокоить нервную систему), делать ему массаж и т.п. Таким образом ваш ребенок сможет легко успокоится.

Важнее всего то, чтобы понять, что нельзя ни в коем случае ругать ребенка, впасть в истерию и начать кричать на него. Ведь когда ваш малыш плачет, то он просто нуждается в вашей любви и понимании.

Истерики детей

Такие неприятные явления как истерика у малыша могут наблюдаться в тех случаях, когда родители выбирают авторитарный стиль воспитания и часто ставят запреты перед ребенком. Однако родители должны понимать, что у малыша есть естественный интерес. Ведь в течении года он был »взаперти» в своем манеже или коляске. Каждый день он видел одно и тоже, а теперь он уже может ползать и изучать все больше и больше вещей. Он с каждым днем расширяет свой кругозор, для него все ново и интересно. И хотя многие вещи вокруг могут для него быть жизненно опасными, сам малыш этого не знает и не понимает. И так как он не знает что такое опасность, он не только смотрит, но и хочет трогать тот или иной предмет, почувствовать какой вкус у него и тому подобное. И тут-то, родители с ужасом и криками набрасываются на ребенка и грубо отбирают предмет из его рук. Такая реакция родителей не только не понятна для малыша, но и вызывает ответную реакцию в виде капризов и истерии. Ведь он не имеет другого инструмента, кроме крика и плача для выражения своего недовольства и возмущения.


Такая реакция, или как родители часто ошибочно называют ее »истерика», не что иное, как призыв разрешить ему удовлетворить свою естественную потребность: познать окружающий мир. Когда малыш уже увидел, что вокруг него есть столько нового, успокоить его при помощи старых игрушек или же возвращением в манеж немыслимо.

Конечно, безопасность ребенка важнейшая вещь и поэтому, по мере взросления малыша, нужно продумать как безопасным способом удовлетворить естественную потребность своей крохи в познании мира. Для этого уберите с доступных для малыша мест все те предметы, которые могут навредить ему. Пускай вокруг него будут лишь те предметы, которые малыш может потрогать, попробовать на вкус, не нанеся вреда для себя. Небольшая переделка в квартире подарит вашему малышу искреннюю радость и море удовольствий и вы забудете о капризах или истерии малыша.

Самой распространенной проблемой и капризом у детей – это каприз вечернего сна . Ребенку уже пора спать, а он хочет есть, пить, играть или же смотреть мультики. Тут криками делу не поможешь. Отличным решением будет выработка специальных »ритуалов», которые будут сигналом для ребенка о том, что уже приближается время сна: например, просмотр программы »спокойной ночи, малыши» и тому подобное. И еще, отличным способом является за час до сна убрать все активные игрушки и прекратить активные игры ребенка.

Это нелегкое дело или учимся говорить

Другой, очень распространенной причиной детской раздражительности, является трудность во время усвоения речи. Малыш растет и развивается, он с каждым днем узнает новое, может уже делать очень много вещей, но, к сожалению, его речь не развивается так же легко и просто. Он начинает мычать, издает звуки, протягивает свои ручки, чтобы передать свои эмоции, но его не могут понять окружающие. И тут ребенок снова обращается к уже работающему способу: к капризам. В этом случае детский каприз может проявляться как отказ делать привычные вещи (нежелание купаться, возмущение и протест против горшка и тому подобное). Иными словами, ребенка как бы поменяли и теперь все то, что он любил делать, вызывает у малыша раздражение, капризы и истерию.

Как уже ясно, это не каприз, а крик о помощи, некий намек родителям. Ведь ребенок дает сигнал о том, что хочет говорить, но не может. И в этом случае выказывать агрессию, насилие ни в коем случае нельзя. Присмотритесь к вашему ребенку и тогда вы найдете причину его каприза. Ведь вполне вероятно, что во время последнего купания вода была горячей, и этот дискомфорт оставил след у малыша. Вариантов может быть очень много, поэтому важно запастись терпением и изучить причины поведения малыша. Пройдет какое-то время и привычки малыша вернуться в прежнее русло.

Детские капризы и поведение взрослых

Никому не приятно, когда ребенок начинает капризничать, строит истерику и ведет себя ужасно. Такое поведение у ребенка заставляет родителей терять самообладание и они желают побыстрее заставить ребенка прекратить капризы. Однако, надо понимать, что детский каприз – это крик о помощи. И делая так, ребенок ждет, что родители поспешат ему на помощь.

Дорогие родители, помните, что капризы вашего ребенка это не просто безобразие. Это единственное доступное средство, при помощи которого ребенок вызывает родителей на помощь, и так как его не понимают, он наполняет свой »арсенал» и уже идут в ход плач, рев, крики, укусы, дёрганье за волосы и тому подобное. Но тут есть один момент: если такое поведение дает результаты и ребенок своим капризом достигнет желаемого, тогда такое поведение закрепляется у него, как единственный правильный способ заполучить желаемое. И ребенок будет считать такое поведение нормой и все свои проблемы будет решать капризами.


Конечно, каждый понимает, что этого допустить нельзя. Поэтому нужно реагировать на капризы малыша и показывать ему, что таким образом он ничему и не добьется. И если правильно реагировать на капризы ребенка, то он начнет менять свое поведение.

Давайте ниже рассмотрим те основные модели поведения взрослых, которые становятся причинами для появлений капризов у детей.

  1. Есть ситуации, когда на капризы малыша просто не стоит обращать внимание. В некоторых случаях это бывает наилучшим решением проблемы. Ведь зачастую ребенку легче успокоиться, когда рядом нет никого. Так как часто присутствие людей рядом, которые пытаются его успокоить или же жалеть, только дают обратную реакцию и начинается новая волна капризов.
  2. Многие родители ошибочно полагают, что чем больше окружать ребенка вниманием и любовью, тем меньше он будет капризничать. Но на деле все именно наоборот: те дети, которых чрезмерно опекают и любят становятся капризными. Конечно, ребенку необходима родительская любовь, ласка и забота. Но, как уверяют психологи, во всем необходимо соблюдать меру. Нельзя впадать в крайности. Необходимо донести до ребенка, что у родителей есть и другие обязанности и они не могут весь день сидеть, обнимая ребенка.
  3. Следующая крайность, которая »портит» ребенка – это неограниченность и вседозволенность. Как уверяют психологи, с раннего детства каждый ребенок должен знать, что значат такие слова как »нельзя» и »нет». Эти слова станут стимулом для того, чтобы дисциплинировать малыша потом. Когда ваш ребенок знает эти слова, то он намного меньше капризничает и устраивает истерик. Ведь он знает, если мама сказала нет, то сколько ни плачь нет остается нет. Тут главное быть настойчивым и не уступать ребенку, а то эти слова будут простым звуком для малыша.
  4. Чрезмерное внимание взрослых – ребенку необходимо играть одному или же общаться с ровесниками с помощью жестов и улыбок. Если мама или другой взрослый все время рядом с ним, то это тоже может привести к детским капризам, ведь навязчивость взрослых нагнетает малыша. Лучше будет если вы будете во время прогулки общаться с другими мамами и позволите ребенку самому наслаждаться прогулкой или же »найти себе друга» из соседней коляски. Естественно, тут важно соблюдать меру, так как ребенка нельзя оставлять в полном одиночестве. Без внимания взрослого у ребенка могут появляться нежелательные психологические проблемы или же это может негативно повлиять на его эмоциональное состояние. И в этом случае у него будут появляться капризы, которыми он будет попытаться привлекать внимание.
  5. Родительская непоследовательность является одним из самых пагубных явлений для малышей. Если мама говорит одно, а папа другое, а в это время бабушка с дедушкой третье, то у ребенка появляется проблемы с адаптацией в окружающем мире. Или же он начинает пытаться подстраиваться под всеми. Для того, чтобы избежать таких нежелательных последствий необходимо договариваться насчет ключевых моментов в воспитании малыша. А если что-то было можно вчера, а сегодня нельзя, то нужно объяснить причину перемены ребенку. Ведь он на эмоциональном уровне все может понять, несмотря на то что очень мал.


Для того, чтобы правильно воспитать ребенка и не спровоцировать у него появление капризов, нужно быть настойчивой и следить за вышеуказанными советами.

Кое-что напоследок

Для правильного воспитания ребенка родители должны быть прежде всего внимательны и последовательны сами. Как бы это не было тяжело, нельзя поддаваться капризам малыша. Если сказали, что нельзя что-то делать, тогда это делать нельзя!

Но в то же время нельзя переусердствовать. Если вы все время будете строги к ребенку, то он закроется от вас навсегда.

Для того, чтобы ваш ребенок был спокойнее нужно больше времени проводить на прогулке. К тому же для них важным является составление и соблюдение режима. К тому же не забудьте, что если в семье будет неспокойная атмосфера, то это не может не сказаться на ребенке.

Если ваш ребенок делает что-то новое, или же что-то хорошее, то нужно хвалить его за это. Показывайте малышу, что он важен для вас. Пусть он увидит, что вы внимательны к нему и к его успехам. И скоро вы увидите, как изменяется поведение вашего малыша и каким он становится спокойным, добрым и главное, без капризов.

Анастасия Тырина
Родительское собрание «Капризы и истерики детей 4–5 лет»

Родительское собрание

Капризы (в переводе с французского прихоть, причуда) – стремление детей добиваться чего – то запретного, недостижимого и невозможного в данный момент.

Обычно капризы беспричинны , почти всегда сопровождаются плачем, криком, топаньем ног, разбрасыванием вещей.

Необходимо отметить самое главное : капризы детей 4 – 5 летнего возраста – это возрастной негативизм. Ребенок начинает делать все наперекор. Родители ведут его в одну сторону, а он идет в другую. Только что он требовал яблоко, но получив его, он отказывается его кушать.

Предлагаем родителям привести свои примеры.

Объяснение всему происходящему следующее :

Все это называется утверждением своего собственного «Я» .

Позитивно ребенок утвердить свою личность пока не может и идет от противного «Вы так, а я – наоборот!» .

Ребенок хочет доказать, что у него тоже есть свое мнение, отличающееся от мнения взрослых.

Безусловно, этот период сложный как для детей , так и для родителей .

Но необходимо помнить :

*скоро этот период пройдет;

*необходимо к этому периоду отнестись с терпением и пониманием (Не сердимся же мы на ребенка, когда он капризничает при высокой температуре. Считайте, что у вашего ребенка временно повышен градус упрямства)

Тем не менее, родителям необходимо знать как правильно вести себя с детьми в этот период.

Предлагаем вниманию родителей ситуации поведения детей 4 – 5 лет и вместе формулируем правила «Как лечить детские капризы

ПРАВИЛА :

1. Первая ситуация

Мама 4 – х летнего Саши, гуляя с ним в парке, встретила знакомую, с которой давно не виделась. Они разговорились. Саша почти сразу стал капризничать , тянуть маму за руку со словами : «Ну, мама, пойдем!» ….

Как поступить в этой ситуации маме?

ПРАВИЛО 1 : ПЕРЕКЛЮЧАТЬ ДЕТЕЙ НА ДЕЙСТВИЯ

Придумайте занятие для ребенка : качели, карусели. Ребенок поймет, что вы о нем позаботились, уделили ему внимание, и с удовольствием будет кататься на карусели. А вы продолжите беседу. Ребенок должен знать, что у родителей тоже есть свои дела , желания.

Очень часто, когда к родителям пришли гости , ребенок начинает капризничать – привлекать к себе внимание. Необходимо ребенка занять чем – нибудь (пазлы, мозаика, раскраски и т. д.)

2. Вторая ситуация

Марина была долгожданным ребенком. Поэтому родители ее лелеяли , не чаяли в ней души, потакали всем ее капризам . Даже в 5 – летнем возрасте они одевали и раздевали ее сами, постоянно опекали ребенка. Но в определенный момент и родители и воспитатели заметили : ребенок стал очень капризным , постоянные истерики , слезы, непослушание.

Почему это происходит с девочкой?

ПРАВИЛО 2 : ИСКЛЮЧИТЬ ГИПЕРОПЕКУ В ВОСПИТАНИИ РЕБЕНКА

Изнеженные, заласканные дети часто бывают капризны . Чрезмерное внимание и гиперопека утомляют малыша. Ребенок становится непослушным, добивается своего, так как была вседозволенность – «лишь бы ребенок не расстраивался» .

3. Третья ситуация

Артему 4 года 3 месяца.

Артем стал капризным и упрямым ребенком . Причем, упрямство вспыхнуло остро и внезапно : ежедневные слезы, истерики .

Недавно в семье родилась девочка . Мама значительное время уделяет новорожденной Полине, т. к. девочка родилась недоношенной . А тут еще и беспричинные капризы Артема , которые «выбивают маму из колеи» .

С сем, по вашему мнению, связаны капризы Артема и как помочь ребенку?

ПРАВИЛО 3 : БОЛЬШЕ ВНИМАНИЯ УДЕЛЯТЬ ДЕТЯМ

Современные исследования показывают, что большинство родителей прикасаются к своим детям только по необходимости : помогая одеться, сесть в машину. Редко встретишь родителя , который просто так, без всякого повода обнимет ребенка, поцелует, погладит его по голове.

Родители мало времени уделяют детям. Причинами может быть занятость родителей , работа, рождение второго - третьего ребенка и т. д. И, как следствие, ребенок становится капризным – привлекает к себе внимание.

4. Четвертая ситуация

Мама 4 – х летнего Алеши каждый день, возвращаясь домой с работы, забирает ребенка из детского сада и идет с ним в магазин. И каждый день Алеша устраивает в магазине истерики : просит купить то одно, то другое, падает на пол, кричит, визжит и плачет. Маме не остается ничего другого как купить ребенку все, что он просит.

Как избежать этой ситуации?

ПРАВИЛО 4 : В ЭТОТ КРИЗИСНЫЙ ПЕРИОД ЛУЧШЕ ИЗБЕГАТЬ КРИТИЧЕСКИХ МОМЕНТОВ

Например, если ваш ребенок закатывает истерики в магазине , то исключите на этот период походы в магазин с ребенком. Ходите в магазин без него, закупите все необходимое на несколько дней.

ПРАВИЛО 5 : НЕ ОБРАЩАТЬ ВНИМАНИЕ И УЙТИ

Во время истерик , капризов никаких шлепков и подзатыльников, никаких споров и уговоров. Истерики и капризы любят «зрителей» . Как только «зрителей» не стало – прошла и истерика .

ПРАВИЛО 6 : ВО ВРЕМЯ ИСТЕРИК ПЕРЕКЛЮЧАТЬ ВНИМАНИЕ РЕБЕНКА

В момент истерики ребенка можно подойти к окну и обратить внимание, например, на собачку во дворе, или большую машину, выехавшую из гаража. Как правило, любопытство берет вверх, и слезы высыхают.

ПРАВИЛО 7 : ЕДИНСТВО ТРЕБОВАНИЙ В СЕМЬЕ

Дети очень наблюдательны и прекрасно понимают, что за конфетами надо идти к бабушке, «газировку» купит дедушка, мама не разрешает высоко залезать, а папа – наоборот.

В этом сложном пока для ребенка мире ему тяжело сориентироваться как надо правильно поступать, а несогласованность родителей еще больше сбивает его с толку.

А малыш одинаково любит и маму, и папу, и бабушку, и дедушку.

Ни один взрослый, воспитывающий ребенка, не должен отменять запреты другого взрослого.

ПРАВИЛО 8 : БУДЬТЕ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫ В ТРЕБОВАНИЯХ К ДЕТЯМ

Родители очень часто непоследовательны в своих требованиях к детям. Например, мама вчера разрешила сыну поиграть с ее любимой вазой, а на следующий день – нет, так как подумала о том, что ребенок может ее разбить. А малышу непонятно – «почему вчера было можно, а сегодня – нельзя?»

ПРАВИЛО 9 : НАБЕРИТЕСЬ ТЕРПЕНИЯ

Трудно при истериках ребенка сохранять спокойствие, но терпите. В переговоры вступайте, когда ребенок утихнет. Можно обнять его и посочувствовать : «Мне очень жаль, что ты не сдержался» , «Я знаю, что тебе было плохо» . Учите ребенка выражать свое недовольство словами. Спросите : «Что ты чувствуешь?» .

Учите ребенка извиняться за свои поступки, и в следующий раз ему будет легче управлять собой. После истерики расскажите , как вас это огорчило, что он бушевал из –за пустяка. Уверьте ребенка, что вы его любите, чтобы у него не возникло чувства вины.

ПРАВИЛО 10 : ПРИУЧИТЕ СЕБЯ К НОВЫМ ОТНОШЕНИЯМ С РЕБЕНКОМ

В этом возрасте дети хотят иметь возможность выбора. Они тоже хотят решать, на какую площадку пойти гулять, к кому в гости пойти. А мы, взрослые, постоянно диктуем им свои условия. Если мы с ребенком как друзья, партнеры, то ребенок инициативен, умеет сам принимать решения. А если мы подавляем его волю, то часто такие дети не могут ответить ни на один вопрос, не оглянувшись на родителей .

Вывод : семья играет решающую роль в развитии ребенка, оказывает решающее влияние на эмоциональное самочувствие ребенка.

Очень капризный ребенок - это извечная проблема, с которой знакомы чуть ли не все родители в мире. Дети с самого раннего возраста, уже с первого года жизни, проявляют свои желания по-разному. И очень часто - через истерики, слезы, шантаж - через те самые капризы, с которыми просто невозможно справиться. Почему ребенок капризный? Что делает его таким? Как избавится от этого "дефекта" в его поведении? И вообще, возможно ли это?

  • Почему ребенок проявляет свои капризы?
  • Капризный ребенок в 2-3 года или в 5 лет - к чему приведут эти капризы дальше?
  • Как воспитывать капризного ребенка? Как правильно влиять на него?

Первые капризы ребенка - это тревожный звоночек для родителей, сигнализирующий, что воспитательный процесс идет не самым лучшим образом. Где-то есть недоработка, что-то мы делаем не так. А вот когда капризы становятся образом жизни для малыша, в пору бить тревогу - капризы грозят закрепиться в жизни. Ведь из капризного ребенка может вырасти капризный взрослый.

Купи вертолет... - слышу писклявый, не лишенный наглости, голос за спиной. В огромной корзине на колесиках, среди горы продуктов, сидит 5-летний мальчик, явно видно - капризный, избалованный ребенок.

Я обещал тебе купить вертолет, если ты будешь хорошо заниматься. Ты занимался? Нет. Тогда никакого вертолета, - отвечает папа, не особо обращая внимания на требования отпрыска.

Я занимался! Купи!

Ты не занимался вообще! Я все знаю, прекращай, Глеб. Договор дороже денег, ты не выполнил свои обязательства, значит никакого вертолета.

Корзину с продуктами и капризным ребенком бесцеремонно развернули и начали удалять от детского отдела. И чем дальше, тем больше слышался визг ребенка, к которому уже примешивались слезы:

Я занимался! Занимался! Занимался! Ты плохой! Я ненавижу тебя! Ты не мой папа. Ты меня не любишь. У всех есть вертолет, а в меня нету. Купи-купи-купи-купи-купиииииииииииии...

Фух... наконец-то ребенка не слышно, все взрослые вздохнули спокойно. Но что я вижу, через пару минут к полке с вертолетами возвращается папа - он берет игрушку. Мне интересно и я следую за ним. Через десяток стеллажей стоит его корзина с зареванным ребенком, который уже не может орать во все горло, а буквально задыхается слезами.

Ладно, вот тебе вертолет! Но это в последний раз я тебя жалею. А ты с сегодняшнего же дня начинаешь заниматься в два раза усердней, как мы и договорились. Да?

Да, папочка. Я люблю тебя больше всех на свете!

Куда только делись слезы. На лице заиграла улыбка, не лишенная самодовольства.

Для всех очевидцев этого происшествия, кроме папы, стало очевидно: что-что, а заниматься ребенок не будет. Это уж точно.

Современные дети - очень умны и проницательны . Они быстро научаются использовать чувства родителей, бабушек и дедушек. Капризы, которые они применяют в своих истериках-атаках, часто приводят их к маленьким победам. Игрушка получена, мороженое куплено, уроки можно не учить, а только смотреть мультики, да и кашу есть не обязательно – лишь бы не истерил. Мы надеемся, что основной воспитательный процесс идет правильно, а истерики - куда же без них. Все через это проходили, и мы прорвемся.

Однако это не так. Капризы у детей, особенно детей лет 5-6 лет и старше - это угроза для них самих. Какое у этих капризов будущее?

За каждым, даже самым маленьким капризом от ребенка, стоит серьезный вопрос для его родителя: что делать и как поступить правильно? Как ответить ребенку на его требование, так, чтобы хорошо повлиять на него?

Хотя, кажется, что капризный ребенок - это загадка, к которой нужно подбираться каждый раз с разными ключами, на самом деле это совершенно не так. Капризы ребенка всегда идут по одному и тому же сценарию, да и реакции от родителей на них типичны.

Кто, как и почему капризничает? Ребенок капризный – так ли это?

Вам это будет интересно. Читайте серию статей о воспитании детей с разными векторами " "

Говоря в целом - каждый ребенок всегда хочет все и для себя. "Дай" - вот настоящая первая мысль любого малыша. Это нормальная природа человека. Потом, в процессе роста и взросления, через культурные ограничения и стыд, мы научаемся разделять, что плохо, а что хорошо, что правильно, а что неправильно, что положительно, а что преступно. Но до этого, малышу еще очень долго расти и учиться. Когда же ему исполняется 4 месяца или годик, 3 или 5 лет, вся его сущность словно бы стремится делать то, что хочется, получать, то, что хочется, и наоборот, не делать то, что не неприятно. Как ребенок добивается всего этого? По-разному. И очень часто - через капризы и истерики.

Прочитать результаты тех, кто уже прошел тренинг, можно по этой ссылке .
Посмотреть, как проходят лекции, можно прямо сейчас – пройдите по этой ссылке и просмотрите любое видео.

Для тех, кого интересуют вопросы воспитания детей, мы предлагаем уникальную рассылку со статьями по системно-векторной психологии. В каждом выпуске - множество информации о детях и особенностях их воспитания, в зависимости от векторального набора.

1. Не боритесь против детских «хочу»

Пожалуй, чаще всего маленький человек начинает капризничать, когда взрослые отказываются выполнять его желания. А бывает это сплошь и рядом: то конфету перед супом не дают, то машинку не покупают, то не позволяют вдоволь покататься на горке только потому, что нос замерз… Одним словом, сплошные несправедливости.

Чаще всего мамы и папы в этих случаях:

* старательно объясняют, почему то или иное «хочу» нельзя воплотить в жизнь: «Смотри, эта машинка плохая, она быстро сломается, у тебя дома лучше есть», «Мы и так уже на улице два часа. Ты должен был нагуляться. Завтра снова пойдем на горке кататься, а то простудишься…»;

* запрещают что-то без объяснений: «Я сказала: «Нет!». Прекрати!»;

* самые сердобольные, увидев, что нижняя губка их чада уже дрожит, а слезы катятся по щекам, меняют свое решение: «Ну, хорошо, куплю, раз тебе так нужна всякая ерунда».

Но, на самом деле, ни один вариант не хорош. В первом случае родитель тратит массу энергии, разубеждая ребенка в неправильности его желаний, а ребенок втягивается в ненужный спор («Нет, эта машинка хорошая!», «Нет, я еще не нагулялся!»), который в итоге проигрывает и расстраивается еще сильнее. Во второй ситуации малыш обижается, усваивает модель резкого, грубоватого поведения, а взрослый испытывает чувство вины. Ничуть не лучше и третий вариант — потакать детским слезам, — ведь это самый надежный способ вырастить капризулю и манипулятора.

Что же делать? На самом деле, быть внимательным к потребностям и желаниям ребенка — не значит воплощать в жизнь каждое «хочу». Порой достаточно согласиться с тем, что ребенок имеет право хотеть все, что угодно — даже если это опасно, вредно или несвоевременно. А у родителя есть право не выполнять каждое желание, но при этом выслушать и проявить сочувствие. Психологи называют такой прием активным слушанием.

На практике это будет выглядеть так: «Да, тебе очень хочется эту машинку, и тебе грустно, что я ее не покупаю. Я знаю, как это обидно, когда не можешь получить то, что хочешь». Или: «Тебе очень хочется еще покататься с горки. Тебе не нравится, что нам надо идти домой. Конечно, трудно ждать до завтра, если очень хочется веселиться прямо сейчас». Во время разговора желательно присесть, чтобы находиться на уровне глаз малыша, можно обнять его, прижать к себе. Ребенок поймет, что вы на его стороне. Но при этом будет учиться тому, что действительно бывают обстоятельства, которые приходится учитывать.

2. Чем меньше «нельзя», тем проще быть послушным

Еще одна причина капризов — избыток запретов, отсутствие стабильных требований и понятных крохе границ дозволенного. Так бывает, когда ребенок о чем-то просит, взрослый, не подумав, запрещает, а потом, видя огорчение малыша, все-таки разрешает. У ребенка в голове возникает путаница, и он с удвоенной силой испытывает на прочность каждое новое «нельзя». Вдруг, если очень хочется, то все-таки можно?

Чтобы решить проблему, нужно приучить себя как можно реже пользоваться запретами, зато каждый высказанный запрет должен быть прочным и непоколебимым. К примеру, нельзя выбегать на дорогу, бросать в других детей песком, обижать домашних животных — одним словом, запрещено все, что угрожает безопасности — своей и окружающих. Эти вещи просто нельзя делать, тут и обсуждать нечего, и уж тем более незачем капризничать.

В прочих ситуациях слова «нельзя» лучше избегать. А объяснять, что есть вещи, которые возможны только при определенных условиях. Можно ходить по лужам, но только когда на ножках резиновые сапоги. Можно лечь спать попозже, но только если завтра не в садик. Можно карабкаться на высокую «лазалку», но только когда папа снизу страхует, и т.д. Если каждый раз проговаривать эти условия вслух, ребенку проще научиться самоконтролю. «Что у нас сейчас на ножках? Сандалики! Можно идти в лужу? Не стоит». Еще лучше планировать стиль прогулки до ее начала: «Сейчас мы собираемся в гости, наденем красивые ботиночки, в лужи не полезем» — или: «Мы идем на площадку, что лучше надеть, чтобы не промочить ножки?».

3. Избегайте гиперопеки

Часто малыш капризничает из-за того, что родители его чересчур опекают, не замечая взросления. Особенно ярко это проявляется во время кризисов одного года и трех лет. Представляете, детка наконец-то освоил новые навыки, а ему не позволяют применить их на практике. А ведь так хочется чувствовать себя взрослым! Как тут не закричать: «Я сам!»?

Единственный выход из ситуации: признать, что ваш ребенок растет, а, значит, пора дать ему больше самостоятельности, доверить новые дела. И пусть малыш перемажется едой — зато съест ее сам. Или начните с малого - пусть кроха сам выпьет вкусный биолакт «Тёма» из трубочки, для того, чтобы почувствовать себя самостоятельным. Пусть после прогулки снимет с себя ботинки, шапку, перчатки. Пусть он не слишком хорошо пропылесосит пол — зато будет чувствовать себя маминым помощником. Ощущение уверенности в своих силах, своей умелости, которое формируется в этом возрасте — останется с ребенком на всю жизнь.

Там, где ребенок пока не может решать сам, пользуйтесь хитрым приемом «выбор без выбора». Например, прежде чем переходить дорогу, спросите: «Какую ручку мне дашь — правую или левую?» (вариант «идти не за руку» отпадает сам собой). Но не стоит хитрить часто, у детки должна быть возможность совершать и реальный выбор.

4. Не требуйте невозможного

Вспомните, что говорил король из сказки про Маленького принца: «Если я прикажу какому-нибудь генералу порхать бабочкой с цветка на цветок, или сочинить трагедию, или обернуться морской чайкой,и генерал не выполнит приказа, кто будет в этом виноват — он или я? С каждого надо спрашивать то, что он может дать. Я имею право требовать послушания, потому что веления мои разумны».

Этих принципов придерживается и мудрый родитель, мечтающий избежать детских капризов. Предъявляя требования, всегда учитывайте возрастные особенности ребенка и его физиологические возможности. К примеру, бесполезно требовать от дошкольника, чтобы он тихо сидел в длинной очереди в поликлинике или в медленно ползущем по пробкам автобусе. Такое требование совершенно противоречит его возможностям. Если вы очень переживаете за комфорт окружающих, которым могут досаждать крики и беготня вашего чада, то запаситесь относительно тихими развлечениями и позаботьтесь о том, чтобы ребенок не проголодался. Можно взять с собой его любимую книгу и питьевой йогурт «Тёма». Продуманная профилактика поможет пережить без истерик даже сложные ситуации.

5. Не забывайте про юмор

Иногда хорошая шутка лучше всего помогает разрядить накаляющуюся обстановку и избежать эскалации капризов. Главное, чтобы она была доброй и необидной. К примеру, тому, кто не хочет уходить с прогулки, скажите: «Представляешь, мы будем долго кататься с горки. И не пойдем домой, пока на нас не налипнет столько снега, что мы превратимся в двух огромных снеговиков. Через час вернемся домой, постучимся в дверь и скажем: «Папа, открывай, снеговики пришли!» Вот он удивится…». За такой увлекательной историей будет проще переключить внимание малыша и развернуть его в сторону дома: «Давай пойдем - посмотрим, вдруг папа уже пришел. Мы расскажем ему, что собирались стать снеговиками…».

В порядке исключения можно попробовать поменяться ролями с маленьким капризулей. Что будет делать малыш, если мама начнет у него громко выпрашивать игрушку или упадет в сугроб и станет кричать: «Ни за что не пойду домой!»? Наверное, попробует успокоить, а заодно похохочет над тем, как выглядят капризы со стороны.

Пусть юмор, доброжелательность и уверенность в своих требованиях станут вашими верными попутчиками. Терпения вам и изобретательности! И пусть капризное настроение как можно реже посещает ваше любимо чадо!

В развитии ребенка психологи и педиатры выделяют три стабильных периода: "младенческий" - с рождения до одного года, "раннее детство" - от года до трех, и "дошкольное детство" - от трех лет до семи. Каждая из этих стадий завершается так называемым кризисом развития.

Кризис - это необходимый и закономерный этап в жизни ребенка, когда накапливаются изменения в поведении и развитии и происходит переход на качественно новый этап. Каждый кризис сопровождается появлением упрямства, непослушания, капризов, которые малыш чрезвычайно ярко проявляет. Таким образом, этих кризисов также три: кризис одного года, кризис трех лет и кризис семи лет. Обойти их не возможно - через это проходят практически все дети. Но для одних этот переход происходит проще, для других сопровождается более серьезными, значительными поведенческими проявлениями. Родители удивляются, ища причины таких внезапных изменений в поведении дочки или сына. Но эти изменения закономерны, свойственны всем детям в определенном возрасте, поэтому их назвали "кризисами развития".

Почему возникает кризис

Так почему же они возникают? Прежде всего, потому что у детей появляются новые потребности, а старые формы их удовлетворения уже не подходят, иногда даже мешают, сдерживают, и потому перестают выполнять свои функции.

Давайте поговорим о кризисе одного года, о тех важнейших заданиях, которые решаются на этом этапе. В конце первого года жизни социальная ситуация полного слияния ребенка с взрослым как будто взрывается изнутри. Малыш начинает понимать и разграничивать: я малыш, а он - взрослый, мы - разные. В этом суть кризиса первого года жизни. В этом возрасте ребенок приобретает определенную степень самостоятельности: появляются первые слова, происходит становление навыков ходьбы, развиваются действия с предметами. Но диапазон возможностей для воплощения этого еще достаточно ограничен.

Вот ваш малыш сделал свой первый шаг. Расширилось пространство его существования. Теперь он может самостоятельно путешествовать по квартире и не только, значит, есть возможность находить множество очень интересных вещей, которые просто требуют совершенного изучения и экспериментирования с ними. Но почему-то оказывается, что маме можно пользоваться всеми предметами на кухне, а ребенку - нет. Папе позволяется сколько угодно работать с инструментами, а сыну или дочке опять же запрещают брать в руки гвозди или молоток. Почему? Детское любопытство, желание знакомиться со всем, что встречается вокруг, - это естественная потребность этого возраста. И запреты, которых малыш не понимает, вызывают у него протест, который проявляется плачем, упрямством, неудовлетворением, то есть всем тем, что так удивляет родителей, и получило в психологии название "кризиса".

Конечно же, каждый ребенок развивается по своему особенному "графику", потому первые шаги малыш может предпринять и в девять месяцев, и в год и три месяца. Так и первые проявления кризиса часто проявляются в разное время. Но чаще это происходит именно тогда, когда ребенку исполняется год.

Откуда взялись капризы?

Что же происходит с вашим малышом в этот период? Родители могут заметить появление в поведении родного чада упрямства, капризности. Раньше послушный и спокойный, в этот период он начинает капризничать по любому поводу, и очень часто родители не могут понять, что же послужило причиной такого "приступа".

Прежде всего, стоит подчеркнуть, что ваш малыш уже много понимает и может, но он еще не умеет рассказать о своих желаниях. Ребенок все активнее познает мир. Раньше он не умел ходить, его передвижение было ограничено. С того времени, когда малыш научился ходить, его мир расширился и наполнился множеством вещей, которые "требуют" внимания к себе. Ребенок путешествует по квартире и изучает, как устроена плита на кухне, что спрятано в шкафу для обуви, также он стремится взять в руки каждый предмет, осмотреть, покрутить, попробовать "на зуб". Но вдруг со стороны родителей раздается "нельзя". Он совсем не понимает причин этого. Поэтому повторяет попытку и плачет, когда запрет звучит еще раз. Ребенок пытается всеми доступными ему средствами выразить свои желания. Малыш еще не умеет говорить, чтобы выразить свое неудовлетворение. А новые попытки познания мира вызывают новые запреты.

Так воля маленького человека впервые сталкивается с волей взрослого. Ребенок в год хочет действовать сам, его больше не устраивает положение куклы, которую кормят, пеленают, дают игрушки, когда хотят, разговаривают, когда не хотят - не разговаривают. Он стремится быть самостоятельным, причем общаться по собственному желанию. И здесь еще один парадокс - стремление к общению есть, а слов, чтобы выразить все это, еще нет. Трудно бывает понять, чего хочет малыш, хотя он и пытается выражать собственные желания и потребности.

Так начинается кризис первого года. Он становится тем глубже, чем больше родители противоречат желаниям малыша. Капризы ребенка, в действительности, являются показателем того, что взрослым наступило время изменить свое поведение и отношение к собственному чаду. Прежние стереотипы общения уже не срабатывают. И если ваш ребенок хочет схватить руками ложку именно в тот момент, когда вы его кормите, то проще дать ему в руки этот предмет, а себе взять другой и продолжить остановленный не на долго процесс. Не беда, если малыш будет весь измазан кашей, зато вы его спокойно накормите, а после всего просто уберете и умоете свое чадо.

Пора действовать?

Родителям необходимо понять, что наступил тот момент, когда очень важно предоставить ребенку больше самостоятельности. Необходимо почувствовать, что пришла пора делать что-то не для малыша, а вместе с ним. На протяжении первого полугодия второго года жизни можно учить его пользоваться ложкой, есть суп с хлебом, пить из чашки, снимать шапочку, колготки, а в дальнейшем и одеваться, самостоятельно умываться и т.п. Если этот этап будет пропущен, то позже, в 3-5 лет ребенок просто не захочет заниматься этими уже неинтересными для него вещами, тем более он привыкает, что мама одевает, умывает, кормит.

Нужно быть внимательным к первым проявлениям детской самостоятельности: ребенок тянется к ложке, чтобы есть самому, отбирает у мамы шапочку, чтобы одеть, пытается положить кубики один на другой, и очень недоволен, когда кто-то пытается помочь. Если родители с пониманием и терпением отнесутся к этим первым проявлениям активности ребенка, то со временем будут вознаграждены самостоятельностью малыша, уверенностью, жизнерадостностью.

Чем больше есть вещей, которые взрослые позволяют ребенку, тем более легко настаивать на запретах. А позаботившись о том, чтобы опасные предметы были недоступны для малыша, вы сможете спокойно позволить ему исследовать ваш дом - все ящики, ящички, нижние полки. И как знать, возможно, сегодняшняя игра сына или дочки с кастрюлей в будущем превратится в поварской талант. Конечно, не нужно поощрять любые желания ребенка. Запреты должны быть умные, четкие, однозначные и согласованные между всеми взрослыми членами семьи. Если запрещаете что-то, то в процессе этого внимание малыша нужно просто отвлечь на что-нибудь другое, а можно предложить умную альтернативу: запрещено писать на отцовских документах, но вот есть листочек - здесь это делать позволяется. Но никогда нельзя играть ножом (чтобы не пораниться) или ботинками (они грязные) или же дорогими вещами (альтернатива в виде старого сломанного будильника может обернуться завтра "разборкой" новых часов, ведь ребенок просто не осознает разницы, хотя уже очень хорошо умеет проводить аналогии: это - часы, если мне можно играть этими, то можно и всеми другими).

Если родители проявили достаточно такта, терпения и гибкости по отношению к малышу, то первый кризисный этап в его развитии завершится и наступит спокойное время. Конечно же, это ненадолго. Но пока ребенок становится опять послушен, спокоен. Причем, малыш уже стал самостоятельнее и взрослее, он может и умеет намного больше, чем раньше.

Ваш ребенок - это уже человек со своими желаниями, чувствами, эмоциями, просто он еще не умеет выразить их. И если вы уделите больше времени тому, чтобы попробовать понять малыша, то любой кризис пройдет быстрее, легче, и с меньшими эмоциональными потерями для обеих сторон.