Методика раннего развития О.Н. Тепляковой. Влияние методики на детей. Методика в домашних условиях: организация зон и основные правила

Как трудно бывает занять малыша развивающими играми . Озадаченные родители в очередной раз идут в магазин игрушек для покупки новой развивашки , чтобы их чадо ни в коем случае не отставало от своих сверстников. А покупка игрушек сегодня отнюдь не дешевое удовольствие. Ведь качественная, а самое главное полезная, многофункциональная развивающая игрушка стоит минимум тысячу рублей, а то и больше. Поэтому большинство мамочек интересует как занять ребенка дома без дорогих игрушек и не в ущерб развитию. Поверьте, «все гениальное – просто».

Изучите книги и идею . Ребенок сам показывает, чего он хочет, и что ему интересно. Вспомните, как ваш малыш крутится под ногами, когда вы заняты готовкой или уборкой. Ребенок думает, что вы увлечены игрой, именно поэтому ему становятся интересны ваши взрослые игрушки : половники, кастрюльки и ложки, тряпки и щетки. Именно отсюда такая огромная любовь к чашкам, кастрюлькам и прочей домашней утвари. Потому что малыш хочет быть как вы. Хочет, чтобы вы дали ему попробовать поиграть в ваши игрушки ! И очень расстраивается, когда вы не хотите с ним делиться.

Игры по методике Монтессори

ВАЖНО! Мелкие предметы – помощники в развитии детей!

Бусы, крупа, камешки занимают особое место в развивающих играх по методике Монтессори . Взаимодействие с ними безумно полезны для развития малышей и доставляют им уйму удовольствия. Ниже приведены несколько развивающих игр, которые без особых затрат можно организовать даже у себя дома . Для общественных мест (садов с комнатами раннего развития, есть официальный обучающий материал и пособия).

Разгрузка

Веселое и очень увлекательное занятие для малышей и их родителей. Главное, грамотно его организовать.

Вам понадобятся:

  • 2 емкости, одна из которых будет нашим грузовиком, требующим разгрузки, а вторая складом.
  • Груз. Грузом может быть любая крупа, но лучше все-таки исключить манку и крупы мелкого помола, так как будет много пыли, которой ребенку дышать не стоит.
  • Лопата. В роли лопаты выступит ложка, большая или маленькая решать вам и вашему ребенку.

Суть игры заключается в том, чтобы малыш ложкой из одной банки пересыпал всю или часть крупы в другую емкость. Для начала покажите ребенку, как играть. Вот увидите, с первых секунд его завлечет эта игра. С помощью этого занятия ребенок научится пользоваться ложкой или отточит имеющиеся навыки. Хорошо будет усложнить со временем занятие заменив банки с широким горлышком, на более узкие. Задача будет усложнена тем, что в них нужно будет лучше целиться, чтобы не просыпать мимо.

Прячем предметы в емкости с узким горлышком

Опять же игра на ловкость и совершенствование мелкой моторики. А чем лучше мы тренируем пальчики, тем проще и быстрее будет развиваться речевой аппарат крохи .

Вам понадобятся множество мелких предметов:

  • Счетные палочки;
  • Фасоль;
  • Декоративные камешки;
  • Пуговки и бусинки;
  • Две или три емкости с горлышками разных диаметров.

После того как подготовка закончена, покажите и объясните крохе, что его задача спрятать предметы в домики. Начните с емкости, диаметр горлышка которой больше. Не забывайте, для малыша это трудная задача, его пальчики еще не такие ловкие, поэтому наполнить банку для него будет сложнее, чем взрослому. Деткам нравится процесс заполнения бутылки, они с удовольствием наблюдают, как предметы со звоном падают на дно. В конце игры их можно высыпать обратно или попробовать рассортировать по банкам.

Поиски клада

Игра в пиратов, которые находятся в поиске сокровищ всегда восхищала малышей и детей более старшего возраста, чтобы зародить интерес к этому роду деятельности можно начать учится с этой простой, но занимательной развивающей игры по методике Монтессори своими руками.

Для поисков необходимы:

  • Мелкие предметы диаметром от 1-2 см, можно использовать фасоль, но лучше, если это будут бусины или декоративные камни, мы же все-таки ищем клад;
  • Рис, гречка, перловка – любые зерновые;
  • Ёмкость для смешивания крупы с сокровищами;
  • Бутылка с узким горлышком, чтобы спрятать найденный клад.

Покажите малышу, что в чашке спрятаны настоящие сокровища, ему нужно их найти и спрятать в бутылку. За счет контакта с крупой, эта игра является легким пальчиков и ручек малыша, такой массаж способствует развитию мелкой моторики . Постоянные поиски сокровищ, как и постоянный массаж, будут благоприятно взаимодействовать на развитие вашего карапуза .

Рисование манкой

Многие слышали о существующих кружках по рисованию песком , а почему бы не устроить дома рисование манкой. Представьте, сколько эмоций вызовет у малыша это занятие. Для вас главное запастись терпением, лишними килограммами манки и мешками для пылесоса.

Вам понадобится:

  • Поднос или коробка с небольшими бортиками. Вы можете рисовать , если у него есть съемный столик и высокие борта;
  • Манная крупа;
  • Кисточки, формочки для песочниц, можно взять формочки для печенья.

Насыпьте тонким слоем крупу в коробку, и покажите, что с помощью пальчиков можно рисовать. После того как рисование ручками малыш освоит, покажите, как различные вещи оставляют на крупе свой след. Порисуйте пальчиком малыша, пусть он свой оставит след. Или положите руку малыша и обсыпьте, для формирования контура, манкой. Уберите руку, и пусть кроха посмотрит, что в итоге получилось. Можно обсыпать различные предметы (формочки или тарелочки) – сама идея в том, что форма будет преграждать путь и выдавать интересные результаты. Все это поможет отложиться правильной логической цепочкой в голове у крохи.

Замочки, крючочки

Мама открывает и закрывает все вокруг: квартиру, машину, окно, дверцу. Малыш поражается, что требуется сделать что-то и вот у вас уже открыта любая дверь. – Как так! – хочется кричать малышу от удивления. И вот тогда, вы придумываете сами или покупаете готовый вариант развивающей панели с разными замками.

Для создания подобного развивающего блока потребуется:

  • Разные замки, в том числе и накидная щеколда будет пользоваться популярностью;
  • Фанера или любая другая основа.

Вы можете показать пару раз малышу как открывать или закрывать замок. Хорошо, если это будут окошки, и за ними кроха будет обнаруживать что-то интересное. Но если нет, то и такие необычные сборные развивающие игрушки своими руками у родителей пользуются особой популярностью. Если поймете, что игра карапузу надоела – уберите ее на пару недель, заменив какой-либо другой развивашкой.

Плюсы развивающих занятий по методике Монтессори

Методика Марии Монтессори действительно очень интересна она имеет множество неоспоримых плюсов:

  • Игру можно придумать из ничего, на помощь придут самые обычные предметы обихода. Просто можете открыть полку с продуктами на кухне и... Вуаля!;
  • За счет работы с мелкими предметами у ребенка активно развивается мелкая моторика, которая очень важна при формировании речи. Его речевой аппарат будет развиваться гармонично и постоянно;
  • В процессе игры вы постоянно контактируете с ребенком, это благотворно скажется на ваших отношениях. Он станет вашим другом, будет меньше и станет более !

Положительные стороны этой методики можно перечислять бесконечно. Самое главное, если вы решите посещать развивающие занятия с малышом – это их систематический подход!

ВАЖНО! Во избежание проглатывания или вдыхания ребенком мелких предметов, при игре с ними будьте крайне внимательны!

Полезное видео

А вот некоторые видео уроки по методике Монтессори:

Итоги

Маленькие детки лучше всего обучаются через свои действия. Развивающие занятия по системе Марии Монтессори можно проводить дома и в садах. В последних, кстати просто создавая специально оборудованные комнаты для детей. В некоторых садах часто совмещают совместное пребывание адаптационных групп с группой раннего развития по методике Монтессори . Если вы не уверены, что делаете правильно, попробуйте пройти несколько занятий у профессиональных педагогов и получить их советы, прежде, чем вы будете создавать такую среду дома. В любом случае начать вы всегда можете с развивающих игр по этой системе.

Фото и видео: свободные источники Интернет


Ольга Николаевна Теплякова – профессиональный психолог. Она воспитала восьмерых детей, а теперь является бабушкой восьмерых внуков. Она является автором разнообразных книг по раннему развитию для родителей и пособий для малышей. Кроме этого, Ольга Николаевна является автором детских стихов и сказок. С 80-х годов она активно внедряет собственную методику раннего развития детей, основанную на использовании игр.
Методика начала зарождаться еще в детском возрасте автора, когда она самостоятельно научилась читать в раннем возрасте и стремилась всем близким детям передать свой опыт и навыки.
В старшем возрасте   Ольга Николаевна уже осознанно занималась разработкой методики и внедрением ее в жизнь. Основные учителя автора- это талантливые педагоги и авторы уникальных методик раннего развития.
Один из основных учителей – физиолог М. Кольцова. Ее авторские исследования в области речи детей легли в основу методики О.Н. Тепляковой.
Очень вдохновило Ольгу Николаевну посещение семьи Никитиных. Их опыт, основанный на том, что с малышами нужно играть, покорил Теплякову и она окончательно убедилась в правильности своей зарождавшейся методики.
Автор в своей методике активно использовала и многие приемы рисования, которые позаимствовала у художника-преподавателя Ростислава Гирвеля. Некоторые приемы работы с малышами Ольга Николаевна переняла от профессиональных педагогов детского дома для глухонемых детей.
Работы выдающихся педагогов Макаренко и Аомнашвили также пронизывают методику Тепляковой. Доверительные отношения между малышами и родителями, любовь к труду и многие другие человеческие ценности взяты именно у них.
Методика О.Н.Тепляковой очень популярна среди родителей. Она имеет множество преимуществ, которые делают ее легкой, доступной и эффективной.

Основные идеи методики:

Основа развития и обучения малышей – это игра. Только в игровой форме дети способны качественно и быстро усваивать новую информацию, а также познавать окружающий мир.
Игры, которые разработала автор, настолько просты, что их могут использовать любые родители для любых детей.
В основе обучения детей по методике Тепляковой лежат ситуационные игры, сюжеты которых взяты из реальной жизни. В них нет места непонятным образам. Все, о чем говорится в игре, малыш может увидеть, почувствовать, потрогать. Именно такой подход, как считает автор методики, является наиболее подходящим, физиологически и психологически обоснованным и эффективным для раннего развития детей.

Принципы методики:

Как упоминалось выше, основу раннего развития по Тепляковой составляет игра. При этом развиваются игровые сюжеты, вокруг которых расставляются все возможные виды деятельности ребенка:

Пение;
Наблюдение;
Лепка;
Изготовление аппликаций;
Музицирование;
Рисование;
Театральные постановки;
Чтение;
Математика;
Письмо;
Взаимодействие с предметами.

Цель каждого короткого занятия – это максимально заинтересовать малыша. Для этого берется любая интересующая его тема из жизни, которая обыгрывается всеми перечисленными способами.
К примеру, грузовик ребенку на самом деле интереснее рассматривать на улице в реальном варианте, чем просматривать картинку на мониторе или бумаге. Дома возьмите игрушечный грузовик, посадите в него зверушек, пересчитайте их. Затем нарисуйте грузовик или сделайте аппликацию. Спойте песенку или выучит стихотворение про грузовик.
Благодаря использованию такого метода обучения у малышей появляется желание узнавать новое, творить, играть с родителями и общаться. Отношения между родителями и детьми выходят на новый уровень, они наполнены вдохновением и энтузиазмом покорять все новые и новые вершины.
Важно понимать, что для каждого отдельного ребенка необходимо подбирать интересную именно для него игру. Ведь основная задача – это поддерживать интерес ребенка. А скучные и слишком длинные игры приведут только к чрезмерной усталости малыша. Следите за этим!

Когда начинать?:

На самом деле в игры Тепляковой можно играть начиная с периода ожидания ребенка и до начала посещения школы. Но все-таки большинство игр рассчитано на детей от трех месяцев до четырех лет. Естественно, что подборка игр для младенцев будет существенно отличаться от тех, которые рассчитаны на малышей постарше.

Частота игровых занятий:

В методике нет четких указаний по частоте проведения развивающих занятий для ваших малышей. Играйте, когда есть настроение, время. Можно несколько раз в день, а можно и один раз в неделю. Главное, чтобы игры приносили удовольствие и радость вам и вашим детям. тогда даже нечастые, но продуктивные игры принесут огромную пользу для развития малыша.

Где играть?:

На этот вопрос у автора методики имеется однозначный ответ: "Везде!". Действительно, чтобы игры по методике Тепляковой принесли результат, в них необходимо играть везде, где только можно. Это и стены вашего дома, и детская площадка, и усадьба у бабушки (прекрасно для изучения природы, домашних животных и растений), лес (для изучения дикой природы), магазин, улицы города, общественный транспорт. Все эти места относятся к объектам привычной жизни детей. И пускай эти объекты и будут призваны развивать ваших малышей.

Результаты применения методики Тепляковой:

Если вы будете правильно применять методику автора, то сможете добиться таких результатов (не забывайте о том, что мы не ставим никаких целей, результаты появятся сами собой):

O Малыши научатся создавать творческие произведения - рисунки, аппликации, поделки из пластилина и природных материалов;
o Методика позволяет научить малышей читать, писать, сочинять;
o Методика развивает ораторские способности, малыши учатся выступать на публике;
o Игры Тепляковой научат малышей танцевать и петь;
o Дети начинают осваивать игру на музыкальных инструментах, тем самым развивая слух;
o Малыши учатся считать, развивают логическое мышление.

Игровое занятие по Тепляковой – какое оно?:

Прежде чем приступить к использованию методики игрового развития, необходимо усвоить основные характеристики занятия по Тепляковой.

Занятие должно быть непродолжительным. Игра длится 2-5 минут. Чем меньше ребенок, тем менее продолжительным должно быть занятие. Для малыша в возрасте 3-6 месяцев выдержать без утомления занятие продолжительностью 30-60 секунд   -это большое достижение. Если занятие слишком долгое, то у ребенка пропадает интерес, а появляется только усталость, раздражительность. А для родителей самое важное – это интерес малыша;

Начинайте обязательно с активной и подвижной игры. Это поможет снять избыточное напряжение и расслабиться. Если же ребенок еще окончательно не проснулся, активная игра позволит ему встрепенуться и взбодриться. Также большое значение играет движение во время занятия. Так мы полностью ощущаем весь сюжет. Кроме этого, движения мамы и малыша помогают установить очень тесный контакт. Движения в ритм стихотворению или песенке способствуют правильному формированию речи и музыкального слуха у малыша;

Сочетайте различную деятельность в одном игровом сюжете. Каждая игра Тепляковой – один уникальный сюжет. И прорабатывается он в разных формах – в виде песенки, поделки, аппликации, рисунка, танца, а также в непосредственном контакте с изучаемым объектом;

Привлекайте к играм других людей, в первую очередь членов семьи. Также можно использовать любимые игрушки. Также играйте в игры с другими малышами, даже старшего возраста. Так вы научите своих деток общаться и взаимодействовать с различными людьми;

Обязательно хвалите малыша. Не забывайте об этом и в процессе игры. Но важно сделать это именно в конце. Гордитесь и восхищайтесь всеми поделками, которые делает ребенок в процессе игры. Делайте выставки работ малыша дома. Дарите их кому-либо;

Повторяйте игры, в которые играли ранее. Если малышу очень понравилась игра, в которую вы играли, то смело повторяйте ее. Это дарит детям уверенность и защищенность. Так они чувствуют себя увереннее в знакомой обстановке;

В случае отсутствия интереса к предлагаемой игре, откажитесь от нее. Главное правило – игра должна приносить УДОВОЛЬСТВИЕ – выполняйте в любом случае. Можете даже судить по себе. Если вам лично игра кажется скучной и неинтересной – выберите другую;

Стройте занятие и выбирайте игру по интересам малыша. Естественно, что у каждого ребенка свои интересы и способности. Обязательно учитывайте это. Те игры, которые нравятся одним детям, могут не восприниматься другими и вызывать протест.

Как сделать игру по Тепляковой эффективной?:

Основываясь на собственном многолетнем опыте, Теплякова сформировала четкие правила проведения игр, чтобы они стали действительно интересными, увлекательными и принесли массу полезного для малыша.

1. Предоставьте малышу достаточно места для игр. Освободите помещение или стол от предметов, которые будут мешать ребенку двигаться во время танцев, а также отвлекать его во время пассивных игр. Тогда вам не придется переживать, что что-то упадет, разобьется и т.д.;
2. Научитесь правильно подбирать время для проведения игровых занятий по Тепляковой. Ребенок обязательно должен быть в хорошем настроении и сытым. Взрослые должны быть доброжелательными и жизнерадостными. Повторимся снова: игра по Тепляковой призвана доставлять только огромное удовольствие!
3. Играйте вместе с малышом. Показывайте крохе, как нужно играть. Родители должны понимать, что первое время дети вовсе не знают, что делать в той или иной игре. Следуя вашим указаниям, малыши будут копировать и учиться играть. Еще один важный момент, на котором акцентирует внимание автор методики - родители, как и дети должны получать искреннее удовольствие от игры и времени, проведенного со своими малышами;
4. Малыш часто должен играть роль наблюдателя. Позвольте ему делать это. Ведь не только поведение, но и эмоции взрослых очень важны для детей и их развития. Не переживайте, если ребенок не повторяет сиюминутно за вами все действия. Не заставляйте его это делать. Вы будете приятно удивлены, когда через несколько дней он с легкостью повторит увиденное. Поверьте, дети, играя роль наблюдателей, также учатся очень многому;
5. Начинаем с простого. Для первых занятий подбирайте достаточно легкие игры. Не начинайте сразу со сложных. Но по мере усвоения материала усложняйте задания;
6. Повторяйте полюбившиеся игры;
7. Общайтесь с малышом во время игры. Никогда не молчите. Общение - это развитие и тесный контакт с ребенком, который очень важен. Общайтесь со своим крохой на равных. Тон разговора должен быть ласковым и эмоционально разнообразным;
8. Проявляйте в каждой игре фантазию. Естественно, что автор предлагает конкретные правила игры, но вы должны чувствовать особенности своего ребенка и можете смело немного менять условия занятий. Это не повредит, а наоборот, внесет в ваше совместное игровое занятие нотку индивидуальности и комфорта;
9. Игра и обучение - это не одно и то же. Очень важно учитывать это требование Тепляковой во время игр с очень маленькими детьми. Не нужно устанавливать целей, не критикуйте ребенка, даже если что-то не выходит так, как вам хочется. Игра будет эффективной, только если вы в хорошем настроении и никуда не торопитесь;
10. Не затягивайте окончание занятий. Если возраст вашего малыша до 1 года - игровое занятие должно продолжаться не более 60 секунд. С детьми постарше игра может длиться до восьми минут. Запомните, что долгая игра будет не развивать вашего ребенка, а утомлять. Пускай она длится пару минут, но плодотворно. Этого вполне достаточно для нормального развития ребенка.

Читаем по Тепляковой:

Автор методики убеждена, что в обучении чтению важную роль играют не буквы и слоги, как в других методиках. Согласно мнению Тепляковой в обучении чтению важно создать такие условия, в которых малыш сам захочет писать и читать. У него должен появиться огромный интерес к этому. А именно он и является движущей силой успешного обучения чтению.
В процессе обучения чтению по Тепляковой малыш играет в игры, являющиеся частью обыденной жизни. Она убеждена, что рассматривание слов и букв на мониторе или на карточках бессмысленно и даже вредно (особенно для еще не сформировавшихся глаз ребенка). Естественно, что намного легче показать ребенку написанное слово "собака". Но правильнее и эффективнее выйти на улицу, погладить собачку, нарисовать ее, спеть про нее песенку или выучить стихотворение, изобразить ее мимикой и жестами. Такое восприятие слов является куда более эмоциональным и богатым.
Автор убеждает родителей, что чтение и письмо неразрывно связаны между собой. На каждом рисунке дети делают надписи, их читают. На занятиях по Тепляковой дети очень много пишут. Можно сказать, что они осваивают чтение руками. Никогда не разделяйте обучение чтению и письму. Это абсолютно неправильно!
В играх автора слова просто включаются в привычную ежедневную деятельность. Малышам намного легче и понятнее взаимодействовать с реальными объектами, которые он встречает в реальной жизни, чем просто манипулировать не всегда понятными сочетаниями букв. Это скучно и неинтересно. И, тем более, не эффективно. Слова в методике Тепляковой буквально "живут" среди игрушек, животных, домашних предметов и явлений в окружающем мире.
Пение - это неотъемлемая часть процесса обучения чтению также как и театральные постановки. Не заставляйте малышей читать или писать, считать. Приглашайте их играть в кошечку, солнышко, дождик, картошку. Разнообразьте это слово разными заданиями и занятиями. И результат не заставит себя долго ждать.
Учитывайте, что для малышей до одного года слово - это целый мир. Для них одно слово способно выразить целую ситуацию. К примеру, "кошка" означает, что та самая кошка вошла в комнату или перешла дорогу.
В играх по Тепляковой дети не заучивают буквы или склады. Они общаются с реально существующими объектами, как бы "вытягивая" из них слова. Начинайте всегда с самых важных и элементарных слов - "мама", "собака", "машина", "папа" и т.д. Первые годы развития дети играют только с простыми словами и короткими словосочетаниями. Только позднее они могут перейти к изучению букв и анализу слов.

Сразу необходимо правильно ставить руку ребенка. Автор не отбрасывает возможности использования пальчиковых красок. Но все-таки в ходе первых занятий она настоятельно рекомендует давать малышу ручку.
Родители должны стараться значительно расширить словарный запас ребенка. Для этого Теплякова предлагает использовать такие простые способы:

Используйте совместное чтение. Читайте те произведения, которые вызовут огромный интерес у каждого. Автор рекомендует почитать "Приключения Тома Сойера", произведения Пушкина, Аксакова;
- Всегда выделяйте время для того, чтобы что-то прочесть. Пускай малыши почаще видят вас с книгой в руках. Подавайте детям пример. Всегда обсуждайте прочитанное;
- Заучивайте стихотворения;
- Посещайте театральные представления и устраивайте их дома;
- Пишите письма, поздравительные открытки;
- Пишите собственные художественные произведения, создавайте книги;
- Побольше сочиняйте!
- Всячески поощряйте малыша за каждый сделанный шаг.

Ошибки, которые допускают родители:

На самом деле, методик хоть и достаточно простая, но многие родители настолько увлекаются процессом, что упускают суть и основную идею. Типичные ошибки следующие:

Родители увлекаются обучением и теряют ту самую игровую форму и удовольствие от самого процесса;
- Затягивание по времени. Мамы очень часто не замечают, что малыш устал или потерял интерес. Взрослые входят в азарт, удлиняют время занятий. Тем самым снова теряется его смысл, а в некоторых случаях малыш и вовсе отказывается от подобных "игр" в дальнейшем;
- Навязывающий характер игры. Многие родители, увлекшись процессом, начинают малышей заставлять что-то делать именно так, как видят это сами. Ни в коем случае не делайте этого. Малыш может повторять за вами, скорее всего, что так и будет. Но если же он делает по-своему - только похвалите ребенка за такое проявление самостоятельности;
- Использование большого количества вспомогательных материалов и предметов, игрушек. Не злоупотребляйте количеством. Старайтесь убирать из поля зрения ребенка лишнее, не рассеивайте его внимание;
- Игра в плохом настроении мамы. Как уже было сказано выше, важно научиться правильно выбирать настрой малыша для занятий. Но также дело обстоит и с мамой. Если у вас лично нет настроения, вы очень устали или заболели - отложите игру. Ведь ваши эмоции очень сильно чувствует малыш. У него также сложится негативное представление об играх;
- Игра не соответствует возрасту малыша. Даже если вам кажется, что ваш кроха значительно опережается по развитию свой возраст, не спешите предлагать ему задания, которые предназначены для более старших малышей. Когда маленькие дети с легкостью справляются с поставленными задачами, у них прекрасно получается, тогда они чувствуют огромную уверенность в себе, получают неописуемое наслаждение от самого процесса. Но если же не "угадать" с игрой, а выбрать очень сложную, то ребенок запросто может разочароваться и отказаться от таких занятий. Поэтому никогда не спешите, лучше немного подождать и убедиться, что ребенок полностью готов выйти на следующий уровень.

Примеры игр Тепляковой:

На самом деле игр, которые разработала автор методики множество. Что их объединяет - это реалистичные сюжеты и использование элементарных подручных средств. Вот некоторые примеры:

O Игра "Картошка". На примере этой игры можно придумать множество вариаций с другими продуктами. Для этой игры необходимо отправиться с ребенком на кухню. Вы будете готовить картошку. Берете несколько картофелин и тщательно моете. Потом даете их ребенку, чтобы он потрогал, понюхал их. Затем вы их посчитаете. Заранее подготовьте какую-либо мягкую игрушку и разыграйте такой диалог:

Котик, хочешь одну картошку?
- Да, конечно, хочу. Дай мне одну картофелину, пожалуйста!
- Держи одну картофелину.

Варианты диалогов могут быть различными.

Затем возьмите карандаши и бумагу. Попробуйте нарисовать картошку. Обязательно подпишите название овоща и проговорите. Обращайте внимание на цвет и форму, также озвучивайте эти характеристики. Работу ребенка не забудьте поставить на выставку или подарить папе.
o Игра "Дождик". Подберите для этой игры дождливое время. Выйдите с малышом на улицу, пощупайте дождик. Расскажите, что это такое. Пускай ребенок поймет, что он мокрый и прохладный. Возьмите зонтик и расскажите, для чего он используется. Пускай малыш попробует пройтись без зонтика и с ним. Дайте ему возможность уловить разницу. Обсудите это явление. Дома нарисуйте или сделайте аппликацию дождливой погоды. Подпишите картинку и поставьте на выставку. Выучите короткое стихотворение про дождик. Разучите простенький детский танец (если малыш умеет ходить), имитируя дождик ручками. В зависимости от возраста малыша можете сужать или расширять круг заданий по теме;
o Игры по сказкам. Они требуют особого внимания. За один раз разучивается одна сказка. С помощью игрушек ее можно инсценировать. Затем слепите действующих героев (не берите слишком большое количество - один-два в самый раз). Далее, можно разучить песенку или фрагмент из сказки. Не забудьте поделку выставить на выставку!
Как видно, сюжеты игр настолько разнообразны, что легко потеряться. Но будьте выдержанны и последовательны. Не торопите события, пускай малыш медленно наслаждается выбранным сюжетом, повторяйте понравившийся сколько угодно раз, немного видоизменяя.

Положительные стороны методики:

Методика привлекает внимание многих родителей. Она имеет такие неоспоримые преимущества:

Легкость в использовании;
- Отсутствие значительных затрат на реализацию. Все материалы, которые пригодятся в игре, доступны и часто находятся в каждом доме;
- Способствует гармоничному и комплексному развитию ребенка;
- Дает возможность познавать мир во время непосредственного контакта с его объектами;
- Формирует творческие способности малыша, позволяет их раскрыть;
- Устанавливает тесную связь между родителями и детьми;
- Учит малышей общаться с окружающими начиная с самого раннего возраста;
- Является современной. Автор предлагает игры из реальной жизни. В них нет никаких отголоском минувших лет, которые вряд ли заинтересуют современных малышей;
- Отсутствие строгих требований и временных рамок, как во многих методиках раннего развития;
- Методика подходит даже для очень занятых родителей. Игры Тепляковой - это прекрасный способ вместе провести то небольшое количество драгоценного времени, которое выделяют взрослые на развитие малышей. К сожалению, это издержки современной жизни. Методика Тепляковой к вашим услугам. Используйте ее и развивайте своих малышей столько, сколько сможете.

Улыбайтесь и будьте открыты новым идеям. Ведь все, что вы вкладываете в своих малышей в будущем поможет им стать гармоничными, творческими и свободными личностями.


Презентация по методике Марии Монтессори.

Цель: самостоятельная свободная творческая деятельность детей 3-4 года в специально подготовленной среде Монтессори.

Задачи:

  • Развитие творческих способностей детей через материалы Монтессори;
  • Развитие познавательных интересов;
  • Развитие эстетического чувства;

Материалы:

Все материалы специально подготовленной среды Монтессори: сенсорные материалы, речевые, материалы космической зоны; дополнительные материалы: шнурки по количеству детей, пуговицы.

Звучит тихая спокойная музыка. Дети заходят друг за другом.

1 часть – Работа на линии (2 – 3 мин.)

Приветствие детей : Здравствуй, солнце!

Здравствуй, небо!

Здравствуй, земля!

Здравствуй, наша планета Земля!

Здравствуй, наша большая семья!

«Урок тишины» Ребята, давайте закроем глазки и послушаем тишину. (звучит тихая музыка). Беседа о том, что мы слышали.

Педагог показывает коробочку со шнурками.

2 часть - «Круг»

Упражнение «Узор из шнурков»

Педагог предлагает ребенку познакомиться с цифрами, которые лежат на столе. Подходят вместе к столу, правильно садятся за стол.

3 часть - «Трехступенчатый урок».

I этап (ступень) урока: кладем перед ребенком две цифры 3 и 4, по очереди беря в руку ту и другую цифру говорим: это 3, это 4. Затем двумя пальчиками ребенка, указательным и средним, обводим обе цифры держа его руку в своей. Ведем его пальцы по направлению написания буквы.

Пальцы ребенка сами собой следят за шероховатостью буквы и, когда соскальзывают на гладкую поверхность картона, он сам себя поправляет. Ребенка это забавляет, и он много раз повторяет это упражнение, - иногда даже с завязанными глазами, и таким образом, еще не обучаясь письму, уже выучивается писать.

II этап (ступень): взрослый говорит ребенку: дай мне цифру 3. Потом: дай мне 4. На этом этапе можно придумывать разные варианты игры с шершавыми цифрами. Приведем примеры.

  1. Дай мне 4, а себе возьми 3.
  2. Обведи цифру 4
  3. Какая цифра осталась на столе

Но бывает, что ребенок ошибается и не умеет зрительно дифференцировать шершавые цифры. Тогда взрослый дает ему обвести их пальцем. Если же он и осязанием не различает одной цифры от другой - урок прекращается и возобновляется в какой-нибудь другой день.

III этап (ступень): если два первые этапа удовлетворительно пройдены, - вы приступаете к третьему, который состоит в том, что вы, положив перед своим маленьким учеником две цифры, спрашиваете у него: «Какая это цифра? А это какая?»

Продолжительность урока зависит от ребенка. Если видите, что он устал, занятие прекращаете.

Ребенок ставит в конце урока материал на свое место.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

12 развивающих игр по методике Марии Монтессори...

Трехступенчатый урок по методу Марии Монтессори.

Трёхступенчатый урок (занятие) по методу М.Монтессори. Это урок, который состоит из трех этапов или ступеней. Он применяется для того, чтобы дать ребенку новые понятия, пополнить его словарный з...

Сенсорное развитие детей третьего года жизни по методике Марии Монтессори в клубе семейного воспитания «Капелька»

Педагог раскрывает систему работы с детьми третьего года жизни по методике Марии Монтессори с использованием Монтессори-материала. Актуальность исследования состоит во взаимодействии педагога с родите...

Сенсорное развитие детей третьего года жизни по методике Марии Монтессори в клубе семейного воспитания «Капелька»

Педагог раскрывает систему работы с детьми третьего года жизни по методике Марии Монтессори с использованием Монтессори-материала. Актуальность исследования состоит во взаимодействии педагога с родите...

Развивающая среда для детей раннего возраста по методике Марии Монтессори в домашних условиях.

Программа работы кружка по дополнительному образованию "Развивай-ка" по методике Марии Монтессори

Программа направленна на развитие сенситивной сферы ребенка, мышления, самостоятельности в проявлении познавательной инициативы, на формирование системы эмоциональных представлений об окружающем мире....


Запретный плод сладок, да? Наверняка вы не раз замечали, как ребенок тянется к тому, что нельзя трогать. Используйте стремление крохи правильно, позвольте ему развиваться без запретов со стороны взрослых. У вас отлично получится! Познакомьтесь с системой раннего развития Марии Монтессори!

Нет границам!

Развивать ребенка и не думать, какую тематику занятий предложить маленькому человечку, – это ли не мечта каждого родителя? Именно такой принцип обучения детей и пропагандировала итальянский педагог Мария Монтессори. Вот уже более века ее методика находит поклонников и среди профессионалов-воспитателей, и среди обычных мам.

Главной действующей фигурой в обучении становится ребенок, который, руководствуясь своими желаниями, потребностями и возможностями, выбирает для себя тот или иной вид занятий. Задача взрослого – обеспечить малышу среду развития. На первый взгляд кажется, что в последствии таких занятий наступит полный хаос, кроха станет неуправляемым и подчинит себе всех вокруг. Ошибаетесь, ведь именно самостоятельность – первый шаг к самодисциплине. О, услышали заветное слово «дисциплина»? Да, именно о ней мечтает большинство родителей: чтобы ребенок сам убирал игрушки, сам одевался, сам рассчитывал свое время. И это возможно!

Главная движущая сила – интерес. Если малышу будет интересно, то он никогда не откажется от занятий. Задача педагога – поддерживать зажегшийся огонек познания у маленького непоседы. Мария Монтессори четко разграничила возраст ребенка, в котором проявляются те или иные стремления. Например, от рождения и до 6 лет малыш тяготеет к овладению речью, до 5,5 лет у крохи формируются сенсорные навыки, с 2,5 до 6 лет малыш учится самостоятельности и поведению в социуме. Окружив кроху правильными развивающими материалами, можно много достичь!

Создаем правильную среду

Акцент в методике раннего развития Монтессори сделан на соблюдении принципа природосообразности, причем это касается не только следования внутренним часам развития ребенка, но и использования простых и понятных пособий. Преимущественно все игрушки делаются из дерева. Отлично, правда же?!

Следующим этапом успеха становится правильно распределенные зоны развития. Например, зона реальной жизни , в которой собран материал, помогающий крохе научиться быть самостоятельным. Здесь можно учиться застегивать пуговицы, пересыпать крупу, открывать и закрывать дверь.

Зона сенсорного развития - это то место, где малыш сможет на практике познать особенности окружающего мира. Вот у крохи упал кувшин с водой и из него вылилась вода. Ага, она мокрая, течет и не имеет формы. Или же ребенок выступает в роли продавца, у которого нет весов. Как определить массу продаваемых продуктов? Конечно, с помощью рук! Постепенно малыш узнает, что предметы бывают высокими и низкими, легкими и тяжелыми, разноцветными.

Зона языкового развития вобрала в себя материалы для расширения словарного запаса ребенка, формирования у малыша основ правильной речи. А вы помните, с чем тесно сотрудничает речевой мозговой центр? Конечно, с моторикой рук. Так вот, именно поэтому в этой зоне собраны игрушки, направленные на укрепление пальчиков малыша.

Математическая зона – это среда, где кроха научится считать, познакомится с цифрами, с порядком и количеством. Узнает, что такое сложение и вычитание. Играя пособиями, малыш учится мыслить логически.

Зона естественнонаучного воспитания состоит из игрушек, знакомящих ребенка с миром. Здесь можно узнать много интересных фактов из истории, культуры, получить знания по географии и многому другому.

Конечно, если чадо ходит в школу (сад), работающую по методике раннего развития Марии Монтессори, то он может полноценно развиваться, переходя от одной зоны к другой. Если же развитием крохи занимается мама, то такое организовать сложно. Не беда, просто воспользуйтесь идеей и купите малышу , подходящие для занятий по методике Монтессори в домашних условиях.

Давайте играть

Итак, следуя традициям, предложенным самим автором метода, не будем ничего предлагать ребенку сами, просто покажем ему игрушки.

Для деток старше 1,5 лет

Веселые пуговицы

Научить ребенка застегивать пуговички очень легко. Для этого существуют специальные рамки с натянутой на них тканью. С одной стороны – петельки, с другой – пуговицы. А давайте проявим фантазию и сделаем игрушку для ребенка сами. Например, можно сшить небольшую полянку с цветами. Серединками цветочков будут пуговички, а лепесточки (цельнокроенные) будут к ним пристегиваться. Можно сделать красивую божью коровку с яркими красными крылышками, которые все время улетают. Чтобы божья коровка могла отдохнуть, пристегните крылышки на маленькие пуговицы к тельцу.

Пересыпалки

По сути, это напоминает игры в . Посмотрите, сможет ли малыш аккуратно на ложке перенести, например, фасоль из одной тарелки в другую? Получилось – прекрасно! Посмотрите, какой вкусный обед получился для куклы!

Течет, течет водичка

Поставьте перед ребенком два сосуда (бутылочки, чашки, кувшины), пусть кроха попробует перелить воду из одного в другой. А еще интересно проводить такие опыты при помощи губки: берете две мисочки, в одну наливаете воду. Сухую кубку опускаете в жидкость, ждете, пока она пропитается водой. А теперь смело переносите все в другую мисочку и выжимайте.

Закрой крышку

Дайте малышу несколько баночек, бутылок с крышками. Кроха должен попробовать их закрыть, а потом открыть. Для 1,5-2-летнего карапуза это целая наука.

Для детей 3-5 лет

Шарики из бумаги

Предложите ребенку отрывать кусочки бумаги и сминать их в шарики. Каждому малышу понравится такое баловство.

Дорожки из бисера

Крохе понравится делать яркие дорожки из разноцветного бисера. Для трехлеток дорожки будут широкие, а для детей боле старшего возраста – узкие. Так же можно играть и с крупами.

Я – Золушка

От этой игры еще не отказывался никто. Для малышей 3-х лет можно насыпать в мисочку разной крупы и попросить отделить «зерна от плевел», а вот ребятам постарше понравится перебирать разноцветный бисер и делать потом из него различные украшения.

Методика М. Монтессори – полноценна и самодостаточна. Некоторые говорят, что основной акцент в ней сделан на развитие моторики рук. Отчасти это правда, но если посмотреть на игры более широко, то можно увидеть всю глубину развивающего процесса. Можно обучить малыша чтению по методике Монтессори, или же заняться с ним математикой. Поле деятельности безгранично!

Учите кроху быть самостоятельным. Позвольте ему играть в то, что нравится!

Все родители стремятся к тому, чтобы ребёнок развивался: выполнял определённые задания, познавал новую информацию, овладевал нужными навыками. На сегодняшний день для этого разработано множество авторских методик. Во многих садах и школах популярностью пользуется система Марии Монтессори - итальянского педагога, которая добилась огромных успехов в работе с детьми. В чём заключается принцип её программы и можно ли её воспроизвести в домашних условиях?

Основные принципы методики Монтессори

Ребёнок развивается с самого рождения: каждый день он изучает новую информацию, знакомится с окружающим миром и познаёт себя. В 1907 году итальянский педагог и врач Мария Монтессори придумала свою авторскую методику, которая помогала малышам саморазвиваться. Сначала она опробовала свои разработки с умственно отсталыми детьми. Через некоторое время её подопечные выиграли на школьной олимпиаде, в которой принимали участие наравне со сверстниками с обычным уровнем развития. Это была настоящая сенсация, после которой методика начала совершенствоваться и адаптироваться под нужды здоровых деток.

Система Монтессори основана на нескольких принципах, базовыми из которых являются построение процесса обучения в игровой форме и самостоятельное принятие решения ребёнком. Малыш должен стремиться выполнить задания сам, причём какие это будут занятия, сколько они будут длиться по времени, в какой форме проходить, он тоже выберет по своему усмотрению. Взрослые не вмешиваются в процесс развития, а только помогают, создавая необходимое пространство, где кроха занимается.

Главный девиз методики - «Помоги мне это сделать самому!».

Заниматься по своей методике педагог рекомендовала с трёх лет, но сегодня программа адаптирована для детей с первых месяцев жизни. Например, бизиборды, придуманные Марией Монтессори. Их сделали в виде мягких ковриков или книжек, и малыши с удовольствием рассматривают и изучают такие развивающие материалы.

Однако только на четвёртом году жизни ребёнок начинает принимать самостоятельные решения и пытается выполнить определённые задания сам без помощи взрослых. До этого возраста малыш занимается с родителями, которые помогают ему освоить навыки.

Заниматься по методу Монтессори можно до двенадцати лет.

Сравнение методик раннего развития детей: Зайцева, Домана и Монтессори - таблица

Автор методики Основной принцип Материалы Умения и навыки, которые развивает в детях Недостатки
Мария Монтессори Дети развиваются самостоятельно, взрослые только помогают, создавая нужную среду. Почти ничего не нужно специально придумывать, ребёнок познаёт окружающий мир и вещи, которые он видит рядом с собой каждый день. Необходимо только создать безопасные условия и разрешить малышу самому выбирать вид занятия и время выполнения.
  • подручные материалы;
  • предметы быта;
  • развивающие доски и игрушки;
  • деревянные вкладыши.
Ребёнок приобретает определённые навыки самостоятельно, учится принимать решения и выполнять задания сам. Развивается мелкая моторика, координация, терпение, память и внимание. Дети занимаются в группах, поэтому социально развиты и хорошо контактируют со сверстниками. Ребёнку многое разрешается, отсутствуют запреты. Например, если малыш не хочет убирать свои игрушки, родители или педагог не ругают и не заставляют его. Задача взрослого состоит в том, чтобы объяснить, что беспорядок - это плохо. Но кроха должен сам понять почему и принять решение навести порядок. Но часто бывают случаи, когда дети, воспитанные по системе Монтессори, становятся полностью неуправляемыми. Они не признают само понятие «дисциплина», а в школьном возрасте не могут усвоить правил поведения в школе.
Глен Доман Мозг ребёнка с самого рождения может воспринимать огромное количество информации на подсознательном уровне. Чем её больше, тем больше он запомнит и сможет сделать в будущем самостоятельные выводы. Яркие карточки, на которых изображены:
  • предметы,
  • животные;
  • буквы;
  • цифры и т. д.
Одна картинка может рассказать малышу гораздо больше, чем просто слово. Визуально воспринимая информацию, он запоминает больший объём и учится делать выводы из увиденного. Например: яблоко - фрукт, оно съедобное и т. д. Принцип методики основан на постоянном визуальном восприятии информации при помощи карточек. Ребёнок не познаёт мир с помощью тактильных ощущений. Используются только картинки и слова, которые говорит педагог, не развивается мышление и сенсорика. Занятия по этому методу не подразумевают творческое развитие детей, только строгий набор данных, который даётся при помощи обучающего материала.
Николай Зайцев Занятия проходят в игровой форме с кубиками, по которым ребёнок знакомится со слогами и затем составляет их в слова. Он запоминает информацию визуально: на игровых материалах написаны не отдельные буквы, а целые слоги. Так дети учат сразу гласные и согласные вместе. Расставляя их, они развивают мелкую моторику. Кубики, на сторонах которых изображены слоги. Научить ребёнка читать, визуально запоминая целые слоги, а ни отдельные буквы. Занятия проходят в игровой форме с кубиками, поэтому дети усваивают информацию быстрее. Дети, которые играют кубиками Зайцева, часто сталкиваются с проблемами при учёбе. Они привыкают читать только по слогам, т. е. запоминают по две буквы сразу. В школе же чтению обучают по другому принципу: сначала буквы, потом их складывают в слоги, и только потом слоги в слова.

Видео: кому не подходит методика Монтессори

Главные составляющие элементы системы

Изучая поведение детей, Мария Монтессори выделила три основных составляющих, благодаря которым происходит гармоничное развитие ребёнка. Самый главный элемент - специальная окружающая среда, которая разделена на отдельные зоны.

  1. Практическая. Малыши учатся повседневным навыкам, которые пригодятся им в жизни. Например: игры со шнуровкой, липучками и молниями, пуговицами. Более старшие дети, играя с куклами, раздевают и одевают их, застёгивая одежду. Если им интересно подмести пол, расставить предметы на столе в определённом порядке или полить цветы - это только приветствуется и разрешается.
  2. Сенсорная. С помощью специальных материалов, например, развивающих досок, деревянных игрушек, мягких подушечек с разным наполнителем внутри, ребёнок развивает мелкую моторику через тактильные ощущения. Развивающие игрушки отличаются по цвету, форме, весу - это позволяет малышу изучать разную информацию, тренировать память и мышление. Благодаря деревянным пазлам, пирамидам и вкладышам улучшается координация движений и появляется терпение.
  3. Языковая. В этой зоне представлены пособия для изучения чтения и письма. Это могут быть карточки с буквами, бизиборды, на которых можно составить слова. С помощью этих материалов в игровой форме дети быстрее запоминают алфавит, учатся складывать слоги и читать.
  4. Математическая. Здесь ребёнок знакомится с цифрами и геометрическими фигурами, развивает мышление, терпение и логику.
  5. Природная. Эта зона расскажет все об окружающем мире. Малыши начинают изучать животных, растения и природные явления. Дети старшего дошкольного возраста и школьники узнают информацию о других странах, обычаях и культуре людей на планете.
  6. Творческая. Здесь дети рисуют, занимаются аппликацией, развивают свои творческие способности.

Вторая составляющая - это организация процесса развития ребёнка. Несмотря на то что он самостоятельно выбирает вид деятельности, сам процесс построен на порядке и правилах.

  1. Дети разного возраста занимаются вместе, поэтому их учат проявлять уважение друг к другу. Если кто-то взял игру или другой материал раньше, нельзя его забирать, а нужно подождать своей очереди. Старшие показывают младшим, показывают как выполнять то или иное задание.
  2. Игровая форма занятия - это всё равно занятие, поэтому вести себя нужно соответственно. Нельзя кричать, шуметь. Зато ходить по комнате, бегать разрешается, если эти действия не мешают обучающему процессу других детей.
  3. Каждая зона должна быть в порядке: все материалы и игры, с которыми занимался малыш, он сам должен отнести на место.
  4. Всю работу ребёнок выполняет сам. Его никогда не критикуют, но и не хвалят. Если всё сделано правильно, педагог только констатирует факт, что задание выполнено.

Третья составляющая - педагог. До трёх лет с малышом занимается мама. Она знакомит его с новыми игрушками, вещами и навыками. Важно помнить, что роль учителя в методике Монтессори заключается в наблюдении. Если вы купили ребёнку новую игрушку, пусть он сам разберётся, что с ней делать, не нужно ему подсказывать или говорить, как надо. То же самое касается и занятий в группе для детей после трёх лет. Взрослый только наблюдает и смотрит за порядком, но не заставляет выполнить то или иное задание и не помогает.

Развитие детей по методу Марии Монтессори - видео

Компоненты занятий по методике

В методике Монтессори разработано множество игровых материалов для детей разного возраста. В основном это игрушки для развития мелкой моторики. Они гармонично расположены по зонам и доступны для малышей.

Занятия всегда начинаются с музыкального приветствия: в первую очередь дети здороваются с педагогом, а потом приветствуют друг друга. Слова в таких песенках всегда легко облечь в действия, развивая координацию, внимание и сея дружескую атмосферу.

Пример музыкального занятия по Монтессори - видео

Материалы для обучения

Музыка заканчивается, и дети самостоятельно выбирают зону, в которой они будут заниматься. Дальше воспитатель уже не вмешивается в обучающий процесс, а только наблюдает: не помогает, не хвалит и не ругает. Если малыш мешает остальным, задача педагога объяснить, как его поведение влияет на окружающих. Но ребёнок сам должен понять, что это плохо и прекратить вести себя подобным образом.

В Монтессори-классе всегда есть:

  • бизиборды - развивающие доски разного размера с расположенными на них различными элементами, которые помогают детям совершенствовать мелкую моторику, логику, мышление и терпение;
  • деревянные доски-вкладыши, созданные для изучения животных, фруктов и другие предметов, которые могут быть изображены на них, развития логического мышления путём определения того, какую фигуру в какое углубление нужно поставить;
  • карточки, специально подготовленные для детей разного возраста для разбирания их по цвету, складывания слов из букв, распределения предметов по форме, виду, принадлежности.

Обучающие материалы в игротеке Монтессори - фотогалерея

Геометрические мозаики дают представление о форме и понятии большой-маленький Деревянный вкладыш оттачивает мелкую моторику и координацию движений Деревянный вкладыш помогает не только в изучении животных, но развивает логическое мышление Большой бизиборд всегда есть в классе Монтессори Карточки, разработанные для обучения по методике Монтессори, сосредотачивают внимание ребёнка на самом главном Изучение цветов по карточкам Монтессори легко даётся всем деткам Развивает мелкую моторику и даёт практические навыки, необходимые в повседневной жизни

Занятие в группе по Монтессори - видео

Занятия по методике Монтессори в домашних условиях

Родители могут заниматься с ребёнком по системе Монтессори не только в развивающих центрах, но и дома . Методика предлагает множество вариантов занятий для детей разного возраста. Всё что нужно - это зонировать комнату и подготовить материалы. Главное помнить основные правила: не мешать ребёнку, не подсказывать и не помогать. Просто наблюдать и делать выводы.

Организовать пространство нужно так, чтобы малышу были доступны любые предметы и интуитивно понятно их расположение. Что касается обучающего материала, то его легко можно купить или изготовить самостоятельно без больших финансовых затрат.

Перед началом занятий разложите все материалы по зонам. Многие думают, что для этого нужно много места. Такое утверждение не совсем верно. Достаточно распределить игрушки по группам. Например, на парте поместите всё для творчества: краски, кисти, альбомы, карандаши и другие предметы. В игровом уголке расставьте кубики, пирамидки, бизиборд (мягкий или твёрдый) - всё для логического развития. Пособия по изучению цифр уберите на невысокую полочку, но так, чтобы ребёнок их видел и смог достать. По такому же принципу разместите остальные обучающие материалы.

Время для обучающих игр родители выбирают индивидуально в зависимости от режима дня своего ребёнка и желания заниматься в определённый момент времени. Если он не хочет играть, его не нужно заставлять. Многие мамы и папы интересуются: как часто нужно повторять занятия? Ответ прост - карапуз сам решает, когда, сколько и какое задание ему выполнять сегодня или завтра. Взрослые не говорят, чем, когда, как и сколько заниматься малышу, они просто наблюдают за его действиями со стороны, а он развивается самостоятельно.

Ещё один важный нюанс: не помогайте ребёнку во время занятий и не навязывайте ему свою точку зрения. Многие мамы видя, что их чадо рисует, складывает пирамиду или расстёгивает пуговицы не так, как надо, пытаются указать ему на ошибки. Это неверный подход к воспитанию по методике Монтессори. Малыш должен сам понять и принять решение по поводу того, как ему рисовать, собирать и выполнять другие действия.

Игры для самых маленьких

С пяти-шести месяцев с ребёнком можно заниматься по системе Монтессори. Большой популярностью сегодня пользуются бизиборды. Классическая развивающая доска, которую придумала Мария Монтессори, была деревянной. Но для детей до года её адаптировали и сделали мягкой в виде коврика или книжки. Можно изготовить тактильные подушечки, которые наполняются крупами, мелкими камешками или шариками. Кроха познаёт мир через прикосновение, поэтому ему будет интересно потрогать предметы из разного материала.

Во время занятий с такими маленькими детьми родители должны контролировать, чтобы мелкие детали не попали им в ротик.

Развивающие материалы для детей до года - видео

Программа Монтессори для детей от года до трёх

С возраста в 1 год, когда ребёнок уверенно сидит, начинает ходить и у него развивается координация, можно предложить ему различные игры и занятия. Все происходит в игровой форме и только по желанию малыша.

  1. Игры с водой. Наберите в ёмкость воду и положите туда мелкие игрушки, камушки и другие предметы. Ребёнок с удовольствием будет вылавливать их из воды руками или с помощью сачка. В три года предложите малышу полить цветы с помощью маленькой детской лейки. Поверьте, ему это будет очень интересно.
  2. Нанизывание на опору. Такие упражнения хорошо развивают мелкую моторику. Ребёнок может собирать пирамидку, если ему неинтересны колечки, предложите свои резинки для волос или другие мелочи.
  3. Игры с ложкой. Вылавливание предметов с помощью ложки хорошо развивает координацию и мелкую моторику, малыш учится пользоваться столовыми приборами. В ёмкость поместите шарики, мелкие игрушки и предложите ему достать их с помощью ложки.
  4. Игры с прищепками. Дети часто все повторяют за взрослыми. Натяните небольшую верёвку, приготовьте кусочки ткани разной текстуры и предложите ребёнку развесить их, закрепив прищепками. Малыш будет чувствовать разную текстуру ткани и познавать взрослые навыки.
  5. Застёжки. Приготовьте шнуровки, пуговицы, молнию, нашейте их на небольшие кусочки материала и закрепите на доске. Так ребёнок быстрее научится застёгивать и расстёгивать одежду.
  6. Сортировка. В большой ёмкости смешайте разные по размеру, форме и цвету предметы (крупы, пуговицы, мелкие игрушки и прочие материалы) и предложите ребёнку их отсортировать.
  7. Рисование на песке. Это занятие подходит для детей любого возраста. Помимо обычного хаотичного рисования можно совместно создавать простые картинки, используя подручные материалы: кисточки, трубочки, палочки и другие предметы.
  8. Покорми котёнка. Возьмите небольшую коробочку и приклейте на неё изображение котёнка. Прорежьте отверстие, в которое легко поместится то, чем малыш будет кормить голодного зверька.

Родителям следует помнить, что играть с мелкими деталями дети могут только в присутствии взрослых.

Занятия для детей от 1 года до 3 лет - фотогалерея

Нанизывание предметов способствует развитию координации движений Игра с прищепками помогает ребёнку почувствовать себя взрослым Умение застегивать пуговицы подготовит ребёнка к реальной жизни Завязывание и развязывание застёжек тренирует пальчики малыша Игры с ложкой тренируют координацию движений и умение обращаться со столовыми приборами Рисование на песке отлично развивает тактильные ощущения и воображение Игра «Покорми котёнка» научит ребёнка подбирать предметы по размеру

Игры с водой - видео

Упражнения для развития детей от трёх до шести лет

Для детей от трёх до шести лет задания следует усложнить. В этом возрасте они проявляют самостоятельность, стремятся узнать как можно больше нового и пробуют сделать без посторонней помощи некоторые действия. Можно предложить такие занятия.

  1. Игры с водой: переливать воду из стакана в стакан, не разливая её. Если ребёнок проявляет интерес к домашним обязанностям, разрешите ему помыть пол или постирать.
  2. Помощь в приготовлении пищи: когда мама готовит на кухне, малыш может принимать активное участие в процессе. Дайте ему перебрать крупу, разложить фрукты по цвету, замесить тесто.
  3. Сортировка крышек по размеру: приготовьте несколько бутылок или баночек разного размера и крышечки к ним. Ребёнок должен подобрать крышку к ёмкости и закрутить её.
  4. Изучение букв и цифр: в этом занятии вам помогут карточки Монтессори. Дети могут запоминать буквы, стараться складывать слова или слоги.
  5. Отличие одного предмета от другого с закрытыми глазами: попросите ребёнка закрыть глаза и давайте ему определённые предметы, а он должен по тактильным ощущениям догадаться, что у него в руках.
  6. Рисование: отлично развивает творчество. Рисовать можно крупами, песком, цветной солью или сахаром. Здесь играет роль только желание малыша и его видение мира.

Все упражнения с мелкими деталями и продуктами требуют контроля родителей. Работу с карточками, деревянными вкладышами дети могут выполнять самостоятельно.

Занятия, игры и игрушки в дошкольном возрасте - фотогалерея

Развитие тактильных ощущений и моторики с помощью ткани и застёжек на пуговицах Работа с карточками - хороший способ выучить цифры Выкладывание букв с помощью различных материалов поможет их запомнить и научиться составлять слоги Деревянные вкладыши подходят для разных целей и детей всех возрастов

Учим буквы по Монтессори - видео

Методика Марии Монтессори основана на самостоятельном решении детей: они сами выполняют задания без помощи взрослых, сами выбирают стиль занятий и их продолжительность по времени. Развитие построено на изучении окружающего мира. Педагог выполняют роль не учителя и наставника, а наблюдателя, который только следит и анализирует деятельность детей. Во время обучения развивается мышление, терпение, координация, память и внимание. Самое важное, родители могут заниматься по этой методике дома, главное - соблюдать основные принципы.