Названия загадок. Внеклассное занятие по русскому языку, «Сочиняем загадку

Инструкция

Сначала нужно выбрать предмет или понятие, о котором пойдет речь в загадке. Это может быть животное, предмет быта или природное явление.

Далее подумайте вместе с ребенком, чем отличается загаданный предмет или животное от других. Помогут специальные вопросы. Какой он? На что похож? Для чего это нужно или где используется? Каковы отличительные этого животного? Чем этот предмет удивителен?

Названные ребенком ключевые признаки и черты загаданного предмета должны быть заложены в загадке, но само понятие или предмет в загадке не упоминайте. Лучше всего запоминаются рифмованные . Придумывая стишок, учитывайте возраст ребенка. Малыш до 3-х лет вряд ли запомнит много строк.

В качестве примера рассмотрим предмет – велосипед. Какой он? Только два колеса и нужно самостоятельно крутить педали, иначе велосипед упадет. Вот и – «Держусь я только на ходу, а если стану – упаду». Еще один вариант, самый простой – «На колесах и с рулем, а не ».

На первых порах самостоятельно загадки могут быть очень простыми, состоять всего из одного предложения. Однако такого творчества огромна, ведь загадки учат думать, анализировать и даже развивают чувство юмора.
После того, как ребенок привыкнет к загадкам и научится их , расскажите ему о загадках на смекалку, научите придумывать и такие головоломки.

Обратите внимание

Загадка – это средство развития детей, а также упражнение в рассуждении и в умении доказывать. Предложите детям самим придумать загадку или описать какой-нибудь предмет или явление, а вы попробуйте это отгадать, потом поменяйтесь ролями. Например – стена (есть в каждом доме, бывает из кирпича, бетона, камня, дерева).

Полезный совет

Придумывание загадок – это творчество, доступное детям начиная с младшего возраста. Сочинять собственные загадки ребенку не менее интересно и полезно, чем их отгадывать. Особое влияние загадка оказывает на развитие мышления ребёнка.

Источники:

  • загадки придуманные детьми

Интеллектуальное и творческое развитие ребенка – важная задача для любой мамы, и для этой цели используются самые разные занятия, игры и упражнения, которые дети охотно выполняют в игровой форме. Творческое мышление отлично тренируется сочинением стихов и историй, а также вы можете сочинять вместе с ребенком загадки – в этом случае вы получите удовольствие не только от процесса сочинительства, но и от дальнейшей разгадки задуманного ребуса вами или вашим ребенком.

Инструкция

Задайте несколько вопросов по отношению к загадываемому предмету, чтобы придумать для него ассоциацию: что именно вы загадываете, этот предмет, на что он похож, из , для чего и кем используется. Ответы на эти вопросы включите в текст загадки, а если этот текст будет стихотворным, ваша приобретет повышенную творческую ценность.

У слушателя, которому загадывают загадку, должен возникнуть обратный ассоциативный ряд с описываемыми вещами, который должен привести его к отгадке. Какой предмет вы бы ни описывали в тексте загадки, он должен обладать теми же признаками и функциями, которыми обладает загаданный предмет. Например, если вы решили загадать лопату, в качестве вы можете использовать в тексте загадки образ ложки.

Также вы можете составить загадку по типу известной игры "Крокодил". Для этого вам необходимо изображать загадываемый предмет, не называя его вслух. Чем сложнее будет изобразить загаданный вами предмет, тем интереснее получится игра. Как видите, очень просто – достаточно понять, на что похож загаданный предмет и наделить созданную ассоциацию его чертами и свойствами.

Источники:

  • составление загадок

Все мы в жизни отгадывали не раз интересные загадки. Дети обожают с пользой проводить время и отвечать на поставленные вопросы. Чтобы сочинить загадку , нужно очень постараться, чтобы она соответствовала и возрасту ребенка и имела слаженную структуру.

Вам понадобится

  • Лист бумаги, ручка, фломастеры.

Инструкция

Видео по теме

Обратите внимание

Будьте внимательны, придумывая загадку. Она не должна быть длинной и должна быть придумана, как стихотворение, то есть иметь рифму.

Полезный совет

Чтобы отгадка была не видна, запишите ее «вверх ногами» или же скройте в самом рисунке.

Источники:

  • На сайте представлены ответы на вопрос о том, как сочинить загадки.
  • загадки писать

Находитесь вы в начале или конце появления текста, но создание заголовка вызывает немало проблем. Впрочем, до конца рассказа об этом можно не думать.

Но бывает, что дописано последнее предложение и доработаны детали, а название не появилось.

Инструкция

Нельзя относится к этому пренебрежительно.Заголовок - самая короткая часть текста, но, при этом, первый и единственный шанс захватить интерес.Потенциальный читатель не знает, как замечателен ваш рассказ. Он скользнёт взглядом по скучному названию и перейдёт на другую страницу.

Не стройте всё название на абсолютно незнакомых читателю вещах и людях.Человек, встретивший оригинальное произведение, не знает ваших персонажей. «Торлуор Пренгланский» не вызовет энтузиазма.И если хочется оставить в названии чьё-то имя, то дополните его уточняющими деталями. Например, «Торлуор Пренгланский, победитель Перламутровых Драконов». Драконы читателю уже известны, и есть шанс привлечь интересующихся.Посмотрите на популярную книгу «Гарри Поттер и философский камень» Джоан Роулинг. Если не знать персонажа, то в названии вызывает интерес именно вторая половина.

Будьте оригинальны.Банальными названиями переполнен и интернет и книжные полки.Обыграйте известное выражение. Этим приёмом пользуется активно раскупаемая Дарья Донцова - «Белый конь на принце», «Лягушка Баскервилей», «Небо в рублях».Создайте неожиданное сочетание. «Логарифмический паук» или «беспроводная змея» имеют хорошие шансы обыграть тех же ядовитых. Человеку захочется узнать, как же паук может быть связан с математикой.Придумайте краткое, ёмкое и мудрое высказывание. Вспомните «Горе от ума» Александра Грибоедова, заголовок которого стал всем известной фразой.

Не обманывайте.Если читателя привлечёт название , а в книге не окажется на него никаких намёков, он почувствует себя обманутым.Такое может и прощается некоторым гениям литературы, но рисковать не стоит.

Приправить юмором, яркими образами, музыкальностью и интригой.Только не пытайтесь всё и сразу.Лучше использовать иронию или сарказм, но только если они у вас хорошо получаются. Иначе можно грубо промахнуться.Многие писатели брали в качестве заголовка строчку стихотворения, создавая мелодичность звучания. Например, Чингиз Айтматов «И дольше века длится день», взятое у Бориса Пастернака.Использование интриги подразумевает намёк, неразрешённость, загадку в названии.

светлана захаркина
Способы и приёмы придумывания загадок с детьми старшего дошкольного возраста.

Придумывание загадок

на основе сравнения и по заданию

В старшем дошкольном возрасте у детей продолжается развитие мыслительной деятельности : точнее протекают процессы анализа и синтеза, дети овладевают операциями сравнения, сопоставления, обобщения, могут самостоятельно делать выводы, умозаключения. Учитывая это, в работе с пяти-шестилетними детьми загадки используют особенно широко и разнообразят тематику. В них говорится о животных, птицах, рыбах насекомых, явлениях природы и их закономерностях; предметах обихода и орудиях труда человека; средствах передвижения, связи и информации; о спорте, человеке, грамоте, книге.

С детьми старшего возраста можно сочинять загадки – сравнения : «круглый, как шар, зелёный, как трава, сладкий, как сахар» . - (Арбуз) . Для этого нужно сначала выделить какие-то основные признаки предметов, о котором составляется загадка , а потом уже подумать, с чем их сравнить.

Вот типичная детская загадка на основе отрицательного сравнения : с усами, а не дядя, поёт, а не артистка, пушистая, а не собака. Понятно, что это кошка. Если вы решили придумать загадку , например, о зонтике, попросите детей выделить его основное назначение, для чего он нужен. Прятаться от дождя. А на что похож зонтик? На купол, на крышу на ножке, на грибок. А какого он цвета? Яркий, разноцветный, расписной. Вот вам и готова загадка : купол расписной от дождя спрятал нас с тобой.

Воспитатель может предлагать детям и другие задания : в отгадке должен быть определённый звук, например «п» , «в» , «с» .

Дети предлагают :

«Хороший, добрый, счастливый, плитку клеит и обои» . (Папа)

«Серый, живёт в лесу ещё и кусается» . (Волк)

«В небе летает, летает, потом на землю падает и

сугробы делает». (Снег)

Придумывание загадок с указанием звука ,

который находится в слове-отгадке

Ещё один приём - придумывание загадок с называнием звука , который находится в слове-отгадке.

Сюжеты для таких загадок подсказывают картины или игрушки, заранее подготовленные и разложенные на виду воспитателем. Вот примерные загадки детей :

«Синего цвета, круглой формы, катится, прыгает, можно бросать в корзину, есть звук «М» . (Мяч) ;

«Белая, с узорами, на руке тает. Слышится звук «С» . Что это?» (Снежинка) ;

«Из неё пьём компот, пьём чай с молоком, какао. Слышится звук «Ч» . (Чашка) ;

«Острая, растёт в земле, оранжевая» . В слове звук «М» . (Морковь) .

Звуковые загадки

Следующий прием – придумывание звуковых загадок . Дети приобретают разносторонний опыт звуковых ощущений. Такие загадки развивают фонематическое восприятие (умение выделить в произношении и услышать в словах тот или иной заданный звук, помогают развивать у детей слуховое внимание, закрепляют правильное произношение, способствуют развитию хорошей дикции.

Например, такие загадки придумали наши дети :

З З Ж ЖЗ З

Кто это? (муха)

Что это? (ветер, порывы ветра)

Кто это? (Волк.)

Ш Ш Ш Ш Ш Ш

Кто это? (питон) .

Не критикуйте загадки , придуманные детьми , какими бы нелепыми они вам не казались. В любом случае это огромная работа ума, это поиск нужных слов, это искренность и непосредственность. За это нужно непременно хвалить. А примитивность детских загадок идёт , чаще всего, от недостатка жизненного опыта, от скудности знаний о себе и окружающем мире. Чем больше жизненного опыта, тем интереснее детские загадки . И наоборот, чем больше мы отгадываем и сочиняем загадки вместе с ребёнком , тем лучше он развивается, тем большее количество информации усваивает.

Уважаемые педагоги, больше загадок хороших и разных !

Список литературы

1. Илларионова Ю. Г. Учите детей отгадывать загадки . Москва.:

Просвещение, 1985.

2. Тумакова Г. А. Ознакомление дошкольника со звучащим словом :

Пособие для воспитателя дет. сада /Под ред. Ф. А. Сохина. - М..

Начните с ответа. Если вы определитесь с ответом, вам будет легче составить саму загадку. Составляя загадку, используйте прием олицетворение. Олицетворение - это наделение неодушевленных предметов живыми качествами.

  • Например, вы можете выбрать слово "карандаш" в качестве ответа, потому что большинство людей знакомы с этим предметом.

Подумайте, на что похож ответ вашей загадки, и из чего он состоит. Составьте список возможных вариантов. Подберите глаголы и прилагательные к заданному слову - ответу. Запишите несколько синонимов к этому слову.

Напишите загадку на черновик. Используйте метафоры, чтобы описать знакомые вещи необычными способами. Подумайте о списке идей, который вы составили в предыдущем шаге. Если ваш ответ "карандаш", подумайте какую метафору можно использовать в этом случае. "Ручная палка" или "желтый меч" являются хорошими метафорами к выбранному слову, при этом они дают четкое представление о загаданном предмете.

Используйте простые слова. Загадки первоначально были формой устной литературы и очень редко записывались. Поэтому думайте о том, как звучит ваша загадка, когда вы произносите ее. Не используйте сложные слова и абстрактные понятия.

  • Например, ваша загадка о карандаше может звучать следующим образом: "Это - небольшой предмет, но может все, чем дольше он служит, тем меньше становится".
  • Вот пример загадки из книги всемирно известного английского писателя Дж.Р.Р.Толкина «Хоббит»: "Без замка, без крышки сделан сундучок, а внутри хранится золота кусок " (Ответ:яйцо).
  • Персонализируйте свою загадку. Еще один способ сделать загадку интересной, это позволить загадываемому предмету говорить от первого лица. Начните загадку с "я", после чего используйте глагол.

    • Например, в случае с загадкой о карандаше, вы можете сказать: "Я ношу розовую шляпку, но головы у меня нет; я острый, но ума у меня нет; я могу сказать что-то, но не могу сказать и слова".
  • Подумайте о том, как звучит ваша загадка. Поскольку загадки, как правило, передаются в устной форме, обратите внимание на то, какие вы используете звуки при составлении загадки. Используйте такой прием, как аллитерация. Аллитерация - повторение одинаковых или однородных согласных в стихотворении, придающее ему особую звуковую выразительность. Кроме того попробуйте написать рифмованную загадку.

    Коллекция загадок для проведения весёлых и познавательных занятий с детьми. Все детские загадки приведены с ответами.

    Загадки для детей – это стишки или прозаические выражения, описывающие предмет, не называя его самого. Чаще всего основное внимание в детских загадках уделяется какому-нибудь уникальному свойству предмета или его сходству с другим предметом.

    Для наших далеких предков загадки являлись своеобразным средством испытания мудрости и смекалки сказочных героев. Чуть ли не в каждой сказке задавались вопросы, на которые главным героям нужно было ответить, чтобы получить волшебный подарок.

    Принято разделять загадки для детей и взрослых. В этом разделе вы найдете только детские загадки, разгадывание которых превращается в игру и не только обучает, но и развивает логику вашего малыша. Их количество растет постоянно, ведь люди продолжают до сих пор придумывать, а мы продолжаем размещать самые интересные.

    Всем загадкам для детей даны ответы, чтобы вы могли проверить себя. Если играете с совсем маленьким ребенком, тогда ответы стоит посмотреть заранее, ведь нужно убедиться, что он уже знает слово, которое является разгадкой. Играйте с вашим ребенком в разгадайки и он поймет, что учиться может быть интересно и даже весело!

    Детские загадки: как выбрать?

    Удивительно, но предпочтения детей по загадкам настолько разные, что выявить какую-либо тенденцию не предоставляется возможным. Конечно, малышей приводят в восторг загадки для детей про птиц, животных, всяких жучков и паучков. Дети постарше обожают играть в загадки про сказочных героев и героев современных мультфильмов.

    Чтобы превратить разгадывание в занимательную игру, нужно выбирать тематику в соответствии с тем, чем вы сейчас занимаетесь и где находитесь. На отдыхе за городом выбирайте детские загадки про зверей и птиц, если вы пошли по грибы в лес - загадки про грибы. Такой выбор принесет вам и вашему ребенку новые впечатления и радость. Представьте, что вы отдыхаете на озере или речке и ваш малыш увидел рыбку. А если вы заранее подготовили и взяли с собой загадки про рыб? Успех вам в игре в разгадайку на водную и морскую тему обеспечен.

    Внимание: на сайте размещены загадки для детей с ответами! Просто нажмите на слово "Ответ".

    Что это такое: синий, большой, с усами и полностью набит зайцами?

    (Троллейбус)

    Вспушит она свои бока,
    Свои четыре уголка,
    И тебя, как ночь настанет,
    Все равно к себе притянет.

    (Подушка)

    Не ездок, а со шпорами,
    Не будильник, а всех будит.

    Суп, салат, пюре, котлеты
    Подают всегда в … (Тарелке)
    А на чай и простоквашу
    Подставляй, дружочек, …

    Распускает хвост павлином,
    Ходит важным господином,
    По земле ногами - стук,
    Как зовут его - ...

    Для предсказаний сей предмет незаменим.
    Волшебники все пользуются им.
    Он круглый и прозрачный, как стекло,
    Увидеть будущее в нем совсем легко.

    Она красива и мила,
    А имя ей от слова "зола".

    (Золушка)

    Один глаз, один рог, но не носорог?

    (Корова из-за угла выглядывает)

    Пять мальчиков,
    Пять чуланчиков.
    Разошлись мальчики
    В темные чуланчики.
    Каждый мальчик
    В свой чуланчик.

    (Пальцы и перчатки)

    Носик круглый, пятачком,
    Им в земле удобно рыться,
    Хвостик маленький крючком,
    Вместо туфелек - копытца.
    Трое их - и до чего же
    Братья дружные похожи.
    Отгадайте без подсказки,
    Кто герои этой сказки?
    (Три поросенка)

    У отца был мальчик странный,
    Необычный - деревянный.
    Но любил папаша сына.
    Что за странный
    Человечек деревянный
    На земле и под водой
    Ищет ключик золотой?
    Всюду нос сует он длинный.
    Кто же это?.. (Буратино).

    Верещунья белобока,
    А зовут ее... (сорока).

    Каждый вечер спать ложусь,
    В комнате один я не боюсь.
    Засыпаю сладко я,
    Под пенье птицы - (соловья).

    Мы день не спим,
    Мы ночь не спим,
    И день и ночь
    Стучим, стучим.
    (Часы)

    Сижу верхом,
    Не ведаю на ком.
    (Шапка)

    По городу дождик осенний гулял,
    Зеркальце дождик свое потерял.
    Зеркальце то на асфальте лежит,
    Ветер подует - оно задрожит. (Лужа)

    Два коня у меня, два коня.
    По воде они возят меня.
    А вода тверда, словно каменная!
    (Коньки, лед)

    Ношу их много лет,
    А счету им не знаю.
    (Волосы)

    Очень странный почтальон:
    Не маггл, не волшебник он.
    Доставит письма и газеты,
    Несет посылку на край света,
    Хранить умеет все секреты.
    Крылат и смел, и зорок он.
    Кто же этот почтальон? (Сова)

    Три глаза - три приказа,
    Красный - самый опасный.
    (Светофор)

    Кто приходит, кто уходит,
    Все ее за ручку водят.
    (Дверь)

    Щиплет уши, щиплет нос,
    Лезет в валенки мороз.
    Брызнешь воду - упадет
    Не вода, а уже лед.
    Даже птице не летится,
    От морозов стынет птица.
    Повернулось солнце к лету.
    Что, скажи, за месяц это?
    (Январь)

    Кто меня сделал, не сказывает. Кто меня не знает, принимает. А кто знает, на двор не пускает.
    (Фальшивая монета)

    Если б не было его,
    Не сказал бы ничего.
    (Язык)

    Хохотун Егорка взялся за уборку,
    В пляс по комнате пошел,
    Оглянулся - чистый пол.
    (Веник)

    Стоит толстуха -
    Деревянное брюхо,
    Железный поясок.
    (Бочка)

    Жаркий, знойный, душный день,
    Даже куры ищут тень.
    Началась косьба хлебов,
    Время ягод и грибов.
    Дни его - вершина лета,
    Что, скажи, за месяц это?
    (Июль)

    Кругом вода, а с питьем беда. (Море).

    По краям две острых палки,
    Посредине стоит то,
    Что воскликнут все ребятки,
    Коль услышат вдруг его.
    (Колокол)

    Дует теплый южный ветер,
    Солнышко все ярче светит.
    Снег худеет, мякнет, тает,
    Грач горластый прилетает.
    Что за месяц? Кто узнает?
    (Март)

    Тридцать два молотят,
    один поворачивает.
    (Зубы и язык)

    Солнце печет,
    Липа цветет.
    Рожь колосится,
    Золотится пшеница.
    Кто скажет, кто знает,
    Когда это бывает?
    (Лето)

    Зубов много, а ничего не ест.
    (Расческа)

    Что это у Галочки?
    Ниточка на палочке,
    Палочка в руке,
    А ниточка в реке.
    (Удочка)

    Я легкий как перышко, но долго меня не удержишь.
    (Вдох)

    Лист бумаги по утрам
    На квартиру носят к нам,
    На одном таком листе
    много разных новостей.
    (Газета)

    Когда вы видите меня, то не можете видеть ничего другого. Я могу заставить вас гулять, даже если вы не имеете такой возможности. Иногда я говорю правду, иногда я лгу. Но если я лгу, то близок к правде. Кто же я?
    (Сон)

    Кто утром ходит на 4-х ногах, днем на 2-х ногах, к вечеру же на 3-х ногах?
    (Человек. Утро – детство, вечер – старость)

    Есть всегда у людей
    Есть всегда у кораблей.
    (Нос)

    Не ездок, а со шпорами, не сторож, а всех будит (петух)

    Резинка Акулинка
    Пошла гулять по спинке.
    И пока она гуляла,
    Спинка розовой стала.
    (Мочалка)

    В этот месяц таит все, в этот месяц снег идёт, в этот месяц все теплей, в этот месяц женский день.
    (март)

    Сидит Пахом
    На коне верхом,
    Сам неграмотный,
    А читать помогает.
    (Очки)

    Вертится, стрекочет,
    Весь день хлопочет.
    (Сорока)

    Яростно река ревет
    И разламывает лед.
    В домик свой скворец вернулся,
    А в лесу медведь проснулся.
    В небе жаворонка трель.
    Кто же к нам пришел?
    (Апрель)

    Эти чудо - кирпичи я в подарок получил,
    Что сложу из них - сломаю,
    И все сначала начинаю.
    (Кубики)

    Без языка живет,
    Не ест и не пьет,
    А говорит и поет.
    (Радио)

    Сидел на заборе, пел да кричал, а как все собрались, взял да замолчал (петух)

    Снег мешками валит с неба,
    С дом стоят сугробы снега.
    То бураны, то метели
    На деревню налетели.
    По ночам мороз силен,
    Днем капели слышен звон.
    День прибавился заметно,
    Ну, так что за месяц это?
    (Февраль)

    Не лает, не кусает, а к будке привязана.
    (Цепь)

    Сидит птах на белых горах, дожидается из мертвого живого (курица-наседка)

    В лесу тяп-тяп, дома ляп-ляп, на колени возьмешь - заплачет.
    (Балалайка)

    Едет вниз - дорогу ломает, едет вверх – строит.
    (Собачка на молнии на куртке)

    Хоть сама - и снег и лед,
    А уходит - слезы льет.
    (Зима)

    Он качели и кровать,
    Хорошо на нем лежать,
    Он в саду или в лесу
    Покачает на весу.
    (Гамак)

    Утка в море, хвост на заборе. (Ковш)

    В нее льется, из нее льется, сама по земле плетется. (Река).

    Теплый, длинный-длинный день,
    В полдень - крохотная тень,
    Зацветает в поле колос,
    Подает кузнечик голос,
    Дозревает земляника,
    Что за месяц, подскажи-ка?
    (Июнь)

    Ежегодно приходят к нам в гости:
    Один седой, другой молодой,

    (Времена года)

    Маленький мальчишка в сером армячишке
    По дворам шныряет, крохи подбирает,
    По ночам кочует - коноплю ворует.
    (Воробей)

    Я пыхчу, пыхчу, пыхчу,
    Больше греться не хочу.
    Крышка громко зазвенела:
    "Пейте чай, вода вскипела!"
    (Чайник)

    Льется речка - мы лежим.
    Лед на речке - мы бежим.
    (Коньки)

    Частый, зубастый,
    Вцепился в чуб вихрастый.
    (Гребешок)

    Всю жизнь крыльями машет,
    А улететь не может.
    (Ветряная мельница)

    В деревянном домике
    Проживают гномики.
    Уж такие добряки -
    Раздают всем огоньки.
    (Спички)

    Две сестрицы друг за другом
    Пробегают круг за кругом.
    Коротышка - только раз,
    Та, что выше, - каждый час.
    (Стрелки часов)

    Один говорит,
    Двое глядят,
    Двое слушают.
    (Язык, глаза, уши)

    Маленькая собачка свернувшись лежит -
    Не лает, не кусает, а в дом не пускает.
    (Замок)

    Все время стучит, деревья долбит.
    Но их не калечит, а только лечит.
    (Дятел)

    Черный жилет, красный берет.
    Нос, как топор, хвост, как упор.
    (Дятел)

    Протянулся мост на семь верст,
    А в конце моста - золотая верста.
    (Неделя)

    Зимой на ветках яблоки!
    Скорей их собери!
    И вдруг вспорхнули яблоки,
    Ведь это...
    (Cнегири)

    Чтобы осень не промокла,
    Не раскисла от воды,
    Превратил он лужи в стекла,
    Сделал снежными сады.
    (Зима)

    Если дождик, мы не тужим -
    Бойко шалопаем по лужам,
    Будет солнышко сиять -
    Нам под вешалкой стоять.
    (Галоши, сапоги)

    На что взглянет этот глаз -
    Все картинке передаст.
    (Фотоаппарат)

    Он носом в землю постучит,
    Взмахнет крылом и закричит.
    Кричит он даже сонный,
    Крикун неугомонный.
    (Петух)

    И в лесу, заметьте, дети,
    Есть ночные сторожа.
    Сторожей боятся этих
    Мыши, прячутся, дрожа!
    Очень уж суровы
    Филины и...
    (Cовы)

    Кто поляны белит белым
    И на стенах пишет мелом,
    Шьет пуховые перины,
    Разукрасил все витрины?
    (Зима)

    Он с хоботом резиновым,
    С желудком парусиновым.
    Как загудит его мотор,
    Глотает он и пыль и сор.
    (Пылесос)

    Если б встала, до неба достала б.
    (Дорога)

    Опоясал каменный ремень
    Сотни городов и деревень.
    (Шоссе)

    Тает снежок, ожил лужок.
    День прибывает. Когда это бывает?
    (Весна)

    Выросло дерево от земли до неба.
    На этом дереве двенадцать сучков.
    На каждом сучке по четыре гнезда.
    В каждом гнезде по семь яиц.
    А седьмое - красное.
    (Год, месяцы, недели, дни)

    К вечеру умирает, по утру оживает.
    (День)

    Я соткано из зноя, несу тепло с собою,
    Я реки согреваю, "купайтесь!" - приглашаю.
    И любите за это вы все меня, я...
    (Лето)

    Спереди - шильце, сзади - вильце,
    Сверху - черное суконце,
    Снизу - белое полотенце.
    (Ласточка)

    Бегу я как по лесенке,
    По камушкам звеня,
    Издалека по песенке
    Узнаете меня.
    (Ручеек)

    Маленький, кругленький,
    А за хвост не поймаешь.
    (Клубок)

    Черный, проворный,
    Кричит "крак" - червякам враг.
    (Грач)

    Утром идет на четырех,
    Днем на двух, а вечером на трех.
    (Ребенок, взрослый, старик)

    Явился в желтой шубке:
    Прощайте, две скорлупки!
    (Цыпленок)

    Шагает красавица, легко земли касается,
    Идет на поле, на реку,
    И по снежку, и по цветку.
    (Весна)

    На стене, на видном месте,
    Собирает вести вместе,
    А потом его жильцы
    Полетят во все концы.
    (Почтовый ящик)

    У нее вся душа нараспашку,
    И хоть пуговки есть - не рубашка,
    Не индюшка, а надувается,
    И не птица, а заливается.
    (Гармошка)

    Сегодня все ликует!
    В руках у детворы
    От радости танцуют
    Воздушные...
    (шары)

    Пыль увижу - заворчу, заверчу и проглочу.
    (Пылесос)

    Трещала с самого утра: "Пор-р-ра! Пор-р-ра!"
    А что пора? Какая с ней морока,
    Когда трещит...
    (Сорока)

    Непоседа пестрая, птица длиннохвостая,
    Птица говорливая, самая болтливая.
    Вещунья белобока, а зовут ее...
    (Cорока)

    В Москве говорят, а у нас слышно.
    (радио)

    Плотник острым долотом
    Строит дом с одним окном.
    (Дятел)

    Я подмышкой посижу и что делать укажу:
    Или уложу в кровать, или разрешу гулять.
    (Градусник)

    Сердитый недотрога
    Живет в глуши лесной.
    Иголок очень много,
    А нитки не одной.
    (Еж)

    Синий домик у ворот.
    Угадай, кто в нем живет.

    Дверца узкая под крышей -
    Не для белки, не для мыши,
    Не для вешнего жильца,
    Говорливого скворца.

    В эту дверь влетают вести,
    Полчаса проводят вместе.
    Вести долго не гостят -
    Во все стороны летят!
    (Почтовый ящик)


    Беленькие перышки, красный гребешок.
    Кто это на колышке?
    (Петя-петушок)

    Тучек нет на горизонте,
    Но раскрылся в небе зонтик.
    Через несколько минут
    Опустился...
    (парашют)

    В огне не горит,
    В воде не тонет,
    В земле не гниет.
    (Правда)

    Кто, угадай-ка, седая хозяйка?
    Тряхнула перинки - над миром пушинки.
    (Зима)

    Чик-чирик! К зернышкам прыг!
    Клюй, не робей! Кто это?
    (Воробей)

    В полотняной стране
    По реке простыне
    Плывет пароход,
    То назад, то вперед,
    А за ним такая гладь,
    Ни морщинки не видать.
    (Утюг)

    Дом - стеклянный пузырек,
    А живет в нем огонек.
    Днем он спит, а как проснется,
    Ярким пламенем зажжется.
    (Фонарь)

    Красные двери в пещере моей,
    Белые звери сидят у дверей.
    И мясо, и хлеб - всю добычу мою -
    Я с радостью белым зверям отдаю.
    (Губы, зубы, рот)

    Важно по двору ходил
    с острым клювом крокодил,
    Гголовой весь день мотал,
    что-то громко бормотал.
    Только это, верно, был
    никакой не крокодил,
    а индюшек лучший друг.
    Угадайте - кто?..
    (Индюк)

    Все меня топчут, а я все лучше.
    (Тропинка)

    Он в мундире ярком, шпоры для красы
    Днем он - забияка, поутру - часы.
    (Петух)

    Стоит на крыше верхолаз
    И ловит новости для нас.
    (Антенна)

    Я молча смотрю на всех,
    И смотрят все на меня.
    Веселые видят смех,
    С печальными плачу я.
    Глубокое, как река,
    Я дома, на вашей стене.
    Увидит старик - старика,
    Ребенок - ребенка во мне.
    (Зеркало)

    В маленьком амбаре
    Держат сто пожаров.
    (Спички)

    Наступили холода.
    Обернулась в лед вода.
    Длинноухий зайка серый
    Обернулся зайкой белым.
    Перестал медведь реветь:
    В спячку впал в бору медведь.
    Кто скажет, кто знает,
    Когда это бывает?
    (Зима)

    Кто на елке, на суку
    Счет ведет: ку-ку, ку-ку?
    (Кукушка)

    Не обижен, а надут,
    Его по полю ведут.
    А ударят - нипочем
    Не угнаться за...
    (мячом)

    Языка не имеет,
    А у кого побывает,
    Тот много знает.
    (Газета)

    Кто так заливисто поет
    о том, что солнышко встает?
    (Петушок)

    Я и дом украшаю,
    Я и пыль собираю.
    А меня люди топчут ногами,
    Да потом ещё бьют батогами.
    (Ковер)

    Вчера было, сегодня есть и завтра будет.
    (Время)

    Совсем не нужен ей водитель.
    Ключом ее вы заводите -
    Колесики начнут крутится.
    Поставьте и она помчится.
    (Заводная машина)

    Без ног и без крыльев оно,
    Быстро летит, не догонишь его.
    (Время)

    Квохчет, квохчет, детей созывает,
    Всех под крыло собирает.
    (Курица с цыплятами)

    У меня есть дерево,
    На нем двенадцать веток;
    На каждой ветке тридцать листьев;
    Одна сторона у листа черная,
    Другая - белая.
    (Год, месяцы, дни, ночи)

    Снег на полях, лед на водах,
    Вьюга гуляет. Когда это бывает?
    (Зимой)

    Ежедневно в шесть утра,
    Я трещу: вставать пора!
    (Будильник)

    Мойдодыру я родня,
    Отверни-ка ты меня,
    И холодною водою
    Живо я тебя умою.
    (Кран)

    Каким инструментом можно щи хлебать?
    (Ложка)

    Что возвратить нельзя?
    (Время)

    Есть у меня в квартире робот.
    У него огромный хобот.
    Любит робот чистоту
    И гудит, как лайнер "ТУ"
    Он охотно пыль глотает,
    Не болеет, не чихает.
    (Пылесос)

    Я над речкой лежу, оба берега держу.
    (Мост)

    Оля слушает в лесу,
    Как кричат кукушки.
    А для этого нужны
    Нашей Оле...
    (Ушки)

    Тебе дано,
    А люди им пользуются.
    (Имя)

    Морщинистый Тит
    Всю деревню веселит.
    (Гармонь)

    Оля весело бежит
    К речке по дорожке.
    А для этого нужны
    Нашей Оле...
    (Ножки)

    Стою на крыше, всех труб выше.
    (Антенна)

    Одной ручкой всех встречает,
    Другой ручкой провожает.
    (Дверь)

    Полюбуйся, посмотри -
    Полюс северный внутри!
    Там сверкает снег и лед,
    Там сама зима живет.
    (Холодильник)

    Днем спит, ночью летает.
    (Сова)

    Ночь. Но если захочу,
    Щелкну раз - и день включу.
    (Выключатель)

    Если руки наши в ваксе,
    Если на нос сели кляксы,
    Кто тогда нам первый друг,
    Снимет грязь с лица и рук?
    Без чего не может мама
    Ни готовить, ни стирать,
    Без чего, мы скажем прямо,
    Человеку умирать?
    Чтобы лился дождик с неба,
    Чтоб росли колосья хлеба,
    Чтобы плыли корабли -
    Жить нельзя нам без...
    (Воды)

    Дом из жести, а жильцы в нем - вести.
    (Почтовый ящик)

    Как начнет говорить-разговаривать,
    Надо чай поскорее заваривать.
    (Чайник)

    На шесте - дворец, во дворце - певец.
    (Скворец)

    Ускользает, как живое,
    Но не выпущу его я.
    Белой пеной пенится,
    Руки мыть не ленится.
    (Мыло)

    Что за кузнецы в лесу куют?
    (Дятел)

    Всех перелетных птиц черней,
    чистит пашню от червей.
    (Грач)

    Себя он раскрывает, тебя он закрывает,
    Только дождичек пройдет - сделает наоборот.
    (Зонт)

    День и ночь стою на крыше,
    Нет ушей, но все я слышу,
    Вдаль гляжу, хотя без глаз,
    На экране мой рассказ.
    (Антенна)

    Запылал у чудища изумрудный глаз.
    Значит, можно улицу перейти сейчас.
    (Светофор)

    Твой хвостик я в руке держал,
    Ты полетел, я побежал.
    (Шарик воздушный)

    Каким гребешком никто не причесывается? (петушиным)

    Что за судья без языка?
    (Весы)

    Один седой, другой молодой,
    Третий скачет, а четвертый плачет.
    Что это за гости?
    (Времена года)

    На чужой спине едет, а на своей груз везет.
    (Седло)

    Под дождем она гуляет,
    Щипать травку обожает,
    Кря кричит, Все это шутка,
    Ну конечно это - (утка).

    На квадратиках доски
    Короли свели полки.
    Нет для боя у полков
    Ни патронов, ни штыков.
    (Шахматы)

    Есть, ребятя, у меня
    Два серебряных коня.
    Езжу сразу на обоих,
    Что за кони у меня?
    (Коньки)

    Хвост с узорами, сапоги со шпорами,
    Песни распевает, время считает.
    (Петух)

    Очень любят молодца, а бьют, колотят без конца. (Мяч).

    Маленькая головка на пальце сидит.
    Сотнями глаз во все стороны глядит.
    (Наперсток)

    В брюхе – баня, в носу – решето, на голове – пуп. Рука одна, да и та на спине. Что это?
    (Чайник)

    Зеленеет даль полей,
    Запевает соловей.
    В белый цвет оделся сад,
    Пчелы первые летят.
    Гром грохочет. Угадай,
    Что за месяц это?..
    (Май)

    Я - услужливый пузан.
    Всех охотно угощаю.
    То молчу, как истукан.
    А то песни распеваю. (Самовар)

    Скатерть бела
    Весь мир одела.
    (Зима)

    В каком месяце люди говорят меньше всего
    (В феврале)

    Течет-течет - не вытечет; бежит-бежит - не вы-бежит. (Река)

    Кручусь, верчусь,
    И мне не лень
    Вертеться даже целый день.
    (Юла)

    Не ботинки, не сапожки,
    Но их тоже носят ножки.
    В них мы бегаем зимой:
    Утром - в школу, днем домой.
    (Валенки)

    Два раза родился, ни разу не крестилка, всем людям пророк (петух)

    У тридцати двух воинов один командир.
    (Зубы и язык)

    Двенадцать братьев
    Друг за другом бродят,
    Друг друга не обходят.
    (Месяцы)

    По лужку он важно бродит,
    Из воды сухим выходит,
    Носит красные ботинки,
    Дарит мягкие перинки.
    (Гусь)

    У меня который год
    ежик в комнате живет.
    Если пол намазан воском,
    Он натрет его до лоска.
    Ответ (Полотер)

    Стучат, стучат - не велят скучать.
    Идут, идут, а все тут как тут.
    (Часы)

    В лесу, под щебет, звон и свист,
    Стучит лесной телеграфист:
    "Здорово, дрозд, приятель!"
    И ставит подпись...
    (Дятел)

    Четыре синих солнца
    У бабушки на кухне,
    Четыре синих солнца
    Горели и потухли.
    Поспели щи, шипят блины.
    До завтра солнца не нужны.
    (Газовая плита)

    Под крышей - четыре ножки,
    Под крышей - суп да ложки.
    (Стол)

    Бьют его рукой и палкой -
    Никому его не жалко.
    А за что беднягу бьют?
    А за то, что он надут.
    (Мяч)

    А ну-ка, ребята, кто угадает:
    На десять братьев двух шуб хватает?
    (Варежки)

    Наклонилась над рекой -
    Уговор у них такой:
    Обменяет ей река
    Окунька на червяка.
    (Удочка)

    Плещет теплая волна,
    Под волною белизна.
    Отгадайте, вспомните,
    Что за море в комнате?
    (Ванна)

    Я по дереву стучу, червячка добыть хочу,
    Хоть и скрылся под корой -
    Все равно он будет мой!
    (Дятел)

    Два братца
    В воду глядятся,
    В век не сойдутся.
    (Берега)

    Очень быстрых два коня
    По снегам несут меня -
    Через луг к березке,
    Тянут две полоски.
    (Лыжи)

    В нашем доме под окошком
    Есть горячая гармошка:
    Не поет и не играет - она дом обогревает.
    (Батарея отопления)

    Пять братьев -
    Годами равные, ростом разные.
    (Пальцы)

    Не царь, а в короне,
    не всадник, а со шпорами,
    не будильник, а всех будит.
    (Петух)

    Сам дней не знает, а другим указывает.
    (Календарь)

    Круглая, глубокая,
    Гладкая, широкая,
    Гончаром кручённая,
    В печи обожжённая,
    От кувшина – низка
    Глиняная … (миска).

    Поезд едет тук - тук – тук…
    К нам в купе приносят вдруг
    Что за жидкость? Отвечай!
    Проводник принёс нам … (чай).
    Чтоб ладошки не обжечь,
    Пассажира уберечь,
    (И гостей всех уберечь)
    Когда пьёшь горячий чай,
    Установку получай:
    Эта посуда стеклянная,
    (В недавние годы главная)
    В поезде главная.
    Стакан его начальник,
    А сам он …. (подстаканник).

    Если работает она,
    Не будет голодная семья.
    (Печь)

    Книзу узок, верх широк,
    Не кастрюля … (чугунок).

    Из русской печи
    Кашу из печи тащи.
    Чугунок очень рад,
    Что его схватил … (ухват).

    Раньше, как таз деревянный,
    Служил людям постоянно,
    Были ручки для захвата
    У старинного … (ушата).

    Чтобы в баньку ходить,
    И водицу в нём носить,
    У такого таза
    Две ручки сразу.
    Из него водой плескай – ка!
    Вот так таз с названьем … (шайка)!

    Вот щипцы для маникюра,
    Вот щипцы для гвоздей,
    А эти (щипцы) старинные
    Для сластён были важней.
    (Щипцы для сахара)

    Рисую всегда, то мордашки, то лица.
    Палитра моя – это разные лица
    Я им помогаю быстрей превратиться
    В злодея, в красавицу, в синюю птицу,
    В зверя, в Баб - Ёшку,
    В страшилку, в Кощея,
    В смешную матрёшку,
    В кота, в Бармалея.
    Клиент мой – актёр.
    Я классный … (гримёр)

    В театре работает,
    Одежду бережёт,
    Он гладит и штопает,
    Блёстки крепит, шьёт.
    Актёру примеряет
    Пиджак, например,
    Его профессия … (костюмер).

    Знает каждый человечек,
    Что из глины лепят … (глечек).

    Посуды нет такой давно,
    Всё металл и стекло,
    А в старину у всех была
    Чаще посуда … (глиняная).

    Деревянное дно и ни одно –
    Сверху и снизу оно.
    По кругу дощечки кривые,
    Слегка выгнуты, не большие
    И скреплены не гвоздями,
    А подпоясаны ободами.
    (Бочка, кадушка)

    Есть знак «точка»,
    На ветке - «почка»,
    А схожа с кадушкой
    В хозяйстве … (бочка).

    Есть слово «пушка».
    Есть – «лягушка»,
    А есть посудина … (кадушка).

    Для дождевой воды,
    Что течёт из водосточной трубы,
    (Что течёт по крыше до земли),
    У глиняной хатки
    Стояла … (кадка).

    Есть дымковская игрушка
    «Водоноска» название,
    На плечах её
    Дуга деревянная.
    (Коромысло)

    Длинное, невысокое,
    Кем – то оцинковано,
    Надо для стирки,
    Может и для купания.
    Посудина странное
    Имеет название.
    Не знаю, кем это
    Названье открыто
    Но эта посудина
    Просто …. (корыто).

    Без работы – холодная она,
    А после работы – красна от огня.
    (Кочерга)

    Железная нога – это … (кочерга).

    Помогает управится
    У печи красавица:
    Снять колечки с плиты,
    Чтоб чугунок поставил ты.
    (Кочерга)

    Поправить топку
    Поможет ловко
    Помощница огня
    Трудягя … (кочерга).

    У неё одна нога,
    Ох, горячая она.
    (Кочерга)

    Полновата, широка,
    Гладка и высока.
    Как зовут её, ребята,
    Она чуть тяжеловата.
    Вольёшь и десять литров
    В горшка сестру … (макитру).

    У горшка есть сестра –
    Широка, высока,
    Полновата и добра.
    Звать её … (макитра).

    Хоть я не молоток -
    По дереву стучу:
    В нем каждый уголок
    Обследовать хочу.
    Хожу я в шапке красной
    И акробат прекрасный.
    (Дятел)

    Сколько горошин может войти в один стакан?
    (Нисколько, т.к. горошины не ходят.)

    Золотое решето, черных домиков полно. (Язык)

    Я любой девчонке
    Прикрою волосенки,
    Прикрою и мальчишке
    Стрижки-коротышки.
    От солнца я защита -
    Для того и сшита.
    (Панама)

    На плите - кастрюль начальник.
    Толстый, длинноносый… (Чайник)

    Я катаюсь на нем
    До вечерней поры.
    Но ленивый мой конь
    Возит только с горы.
    А на горку всегда
    Сам пешком я хожу
    И коня своего
    За веревку вожу.
    (Санки)

    От дома начинается,
    У дома и кончается.
    (Дорога)

    Как правильно говорить: "не вижу белый желток" или "не вижу белого желтка"? (Желток не может быть белым.)

    Сказать волшебные слова,
    Взмахнуть предметом тем едва:
    Цветочки мигом расцветут
    Между сугробов там и тут.
    А можно дождь наколдовать,
    Пирожных сразу штучек пять.
    И лимонада, и конфет…
    Вы назовите тот предмет! (Волшебная палочка)

    Чего хочешь -
    Того не купишь,
    Чего не надо -
    Того не продашь.
    (Молодость и старость)

    Угадайте, что за птица
    Света яркого боится,
    Клюв крючком, глаз пятачком?
    (Сова)

    Рядом разные подружки,
    Но похожи друг на дружку.
    Все они сидят друг в дружке,
    А всего одна игрушка.
    (Матрешка)

    Москву заводили, во что первый гвоздь колотили? (В шляпку.)

    Два близнеца, два братца,
    На нос верхом садятся.
    (Очки)

    Будет вкусная еда
    С золотою коркою,
    Если пользуешься ты…
    Верно, (сковородкою!)

    Что это такое: летит, шуршит, а не шуршавчик? (Брат шуршавчика.)

    Я работаю в театре.
    Просто тётя я в антракте.
    А на сцене – то царица,
    То бабуля, то лисица.
    Знает Коля и Лариса,
    Что в театре я …(актриса)

    Не море, не земля,
    Корабли не плавают,
    А ходить нельзя.
    (Болото)

    Чтоб не мерзнуть,
    Пять ребят
    В печке вязаной
    Сидят.
    (Варежки)

    Полюбуйся, посмотри -
    Полюс северный внутри!
    Там сверкает снег и лед,
    Там сама зима живет.
    Навсегда нам эту зиму
    Привезли из магазина.
    (Холодильник)

    Ног нет, а хожу,
    Рта нет, а скажу,
    Когда спать, когда вставать,
    Когда работу начинать.
    (Часы)

    Упадет - поскачет,
    Ударишь - не плачет.
    (Мяч)

    Непоседа пестрая,
    Птица длиннохвостая,
    Птица говорливая,
    Самая болтливая.
    (Сорока)

    В клетке целый день сидит,
    И под нос себе твердит,
    Но услышав двери скрип,
    Он кричит "Филипп-Филипп",
    Кеше пить быстрее дай,
    Кто же это - (попугай).

    Что всегда идет,
    А с места не сойдет?
    (Часы)

    Толстяк живет на крыше,
    Летает он всех выше.
    (Карлсон)

    Бабушка девочку очень любила.
    Шапочку красную ей подарила.
    Девочка имя забыла свое.
    А ну, подскажите имя ее.
    (Красная Шапочка)

    Твой хвостик
    Я в руке держал,
    Ты полетел -
    Я побежал.
    (Воздушный шарик)

    Неприступно, одиноко,
    На скале крутой, высокой,
    Мрачной глыбою на вид
    Он у озера стоит.
    Сквозь старинные бойницы
    В гладь озерную глядится. (Замок)

    Из какой посуды нельзя ничего поесть?
    (Из пустой.)

    Всегда он в работе,
    Когда говорим,
    А отдыхает,
    Когда мы молчим.
    (Язык)

    С хвостом, а за хвост не поднимешь
    (Клубок)

    Какое слово начинается с трех букв "Г" и заканчивается тремя буквами "Я"? ("Тригонометрия".)

    Не смотрел в окошко -
    Был один Антошка,
    Посмотрел в окошко -
    Там второй Антошка!
    Что это за окошко,
    Куда смотрел Антошка?
    (Зеркало)

    Эта вещь функциональна:
    Ею можно подметать.
    Ну а можно (ведь не тайна!)
    На ней под облака летать.
    Марки «Нимбус» вещь бывает,
    В квиддич все на ней играют. (Метла)

    Вдоль по речке, по водице
    Плывет лодок вереница,
    Впереди корабль идет,
    За собою их ведет,
    Весел нет у малых лодок,
    А кораблик больно ходок.
    Вправо, влево, взад, вперед
    Всю ватагу повернет.
    (Утка с утятами)