Основные рефлексы новорожденных детей: безусловные и условные рефлексы. Первый экзамен. Рефлексы новорожденного

Постоянное изрыгание малышом желудочного содержимого при виде пищи или после ее употребления способно насторожить даже самых опытных родителей. Это явление врачи определяют как повышенный рвотный рефлекс у ребенка. Впервые мамы могут его наблюдать во время введения первого прикорма и у детей-дошкольников. Иногда проблема не разрешается и до более старшего возраста. Пережевывание и проглатывание продуктов таким детям дается с трудом, и если их за это ругают, в дальнейшем тошнота возникает от одного вида блюд.

Почему малыша рвёт после кормления?

Одной из распространенных причин срыгивания пищи является перекармливание малыша. Рвота открывается неожиданно и не несет угрозы здоровью.

Иногда у новорожденных развивается пилоростеноз – патология, при которой пищевые массы не могут проникнуть в кишечный тракт из желудка. От заболевания страдают преимущественно мальчики. Они плохо прибавляют в весе и мучаются запорами. Рвотный рефлекс на еду у них срабатывает чуть ли не каждый раз при попытках покормиться.

В первые месяцы после рождения у некоторых деток рвота открывается из-за плохого усвоения пищевых компонентов, зачастую лактозы или фруктозы. Этот фактор провоцирует раздражение желудка и выброс поступивших в него масс.
Если грудничок слишком быстро сосёт мамино молочко и захватывает много воздуха, рвотные массы из его пищеварительного тракта могут истекать вследствие аэрофагии – «пожирания воздуха». Если же рвота открывается непосредственно во время еды, она сигнализирует о развитии заболеваний ЖКТ.

Когда ребенок торопится при кормлении или заглатывает плохо пережеванную еду мелкими кусочками, пищевые комки создают в желудке тяжесть. Если малыш не умеет контролировать рвотные позывы, не переваренная пища неизбежно вырывается наружу.

Но возникновение рвоты после приёма пищи не всегда связано с проблемами ЖКТ. Специалисты объясняют ее разными моментами в жизни ребенка:

  • стрессы;
  • ацетонемия;
  • длительный плач;
  • прорезывание зубов;
  • изнурительный кашель;
  • болезни мозга, бронхов или легких;
  • стекание слизи по носоглотке при простуде;
  • лечение медикаментозными препаратами.

Первая помощь при рвоте

Независимо от того, какой именно фактор спровоцировал рвоту, ребенок всегда нуждается в помощи. Повторные срабатывания рефлекса опасны обезвоживанием организма, потерей солей и нарушением состояния малыша вплоть до потери сознания и впадения в кому. Поэтому даже разовый эпизод рвоты заслуживает внимания родителей.

Если ребенок страдает от повышенного рвотного рефлекса и изрыгает массы при каждом удобном случае, во время приступа мама должна выполнить следующие действия:

  1. успокоить кроху и переодеть, помочь прополоскать ротик и увлажнить лицо салфеткой;
  2. разрешить малышу принять удобное положение, а при повторной попытке вырвать повернуть его голову набок, не позволяя массам засорить дыхательные пути;
  3. в случае отравления некачественной пищей промыть желудок, дав ребенку выпить стакан содового раствора (0,5 ч. л. соды на 1 л воды). Далее следует надавить на корень языка и вызвать рвоту искусственно. В бессознательном состоянии промывание детям не делают.

Если приступы возникают чаще 1 раза в 3 часа, необходимо позвонить в службу скорой помощи.

Как бороться с рвотным рефлексом

Для восстановления водно-электролитного баланса, нарушенного частыми рвотами, ребенку организовывают обильное питьё. Воду дают в слегка теплом виде. Компоты, соки и газировка в данном случае противопоказаны. Если кроха отказывается от воды, ее разрешается заменить отваром шиповника, ромашки, зверобоя или подслащенным чаем.

Деткам возрастом до 1 года после каждой рвоты нужно давать около 70 мл жидкости. Малышам старше года дозировку повышают до 100 – 150 мл. Насильно кроху поить не следует. Понять, что у него прогрессирует обезвоживание, помогают такие признаки, как:

  1. вялость;
  2. сухость кожи;
  3. раздражительность;
  4. западание родничка;
  5. иссыхание слизистой оболочки губ;
  6. отсутствие мочевыделения на протяжении 3 – 4 часов.

На приёме какого-либо питания в это время лучше не настаивать. День-два ребенка нужно выпаивать жидкостью, давая ему по 2 ч. л. водички каждые 5 – 10 минут. По мере улучшения самочувствия крохе предлагают полчашки отвара, воды или чая.

  • до 1 года: от 130 до 200 мл;
  • от 1 до 5 лет: 100 – 170 мл;
  • с 6 до 10 лет: 75 – 110 мл.

Из лекарственных средств для укрощения рвоты детям дают Регидрон, Глюкосолан, Атоксил. Если рефлекс развился на нервной почве, состояние корректируют таблетками ноотропного препарата Пантокальцин или его аналогом – сиропом Пантогам. Жидкое лекарство удобно давать грудничкам, но его побочные эффекты в виде отёка Квинке, конъюнктивита и крапивницы могут представлять опасность для самых маленьких.

Если выброс рвотных масс происходит на фоне повышения температуры и поноса, следует немедленно вызвать врача. Небольшое количество желудочного содержимого можно собрать в сосуд и передать на лабораторное исследование.

Сегодня мы продолжаем разговор о психомоторном развитии ребенка, начатый в предыдущих номерах журнала1. В 4-6 месяцев у ребенка стремительно продолжает развиваться условно-рефлекторная сфера, формируются сложные поведенческие стереотипы. Естественно, всех родителей в первую очередь интересует вопрос, правильно ли развивается их малыш, не упустили ли они чего-нибудь очень важного. Хочется предупредить сразу: чем старше ребенок, тем более индивидуальны темпы его развития. Можно с уверенностью утверждать, что здоровый новорожденный младенец обладает, скажем, сосательным рефлексом или рефлексом автоматической опоры 2, отсутствие же у него этих рефлексов свидетельствует о неблагополучии. А вот если один малыш научился самостоятельно сидеть в 6 месяцев, а другой - в 7, это вовсе не означает, что первый - «отличник», а второй - «двоечник», просто каждому человеку, даже такому крохотному, присущ собственный жизненный темп. Именно по этой причине мы собираемся говорить не столько о навыках ребенка, сколько об общих тенденциях психомоторного развития 4-6-месячных детей.

Алексей Митраков
Детский неврологЦентр психолого-медико-социальногосопровождения детей и подростков г. Москвы

Не разучившись - не научишься!

Наверняка многие из вас обращали внимание: при легком прикосновении соска (или соски, или просто пальца) к уголку рта вашего новорожденного малыша он поворачивал голову, приоткрывал губки, пытался достать сосок ртом. Врачи называют такое поведение поисковым рефлексом. Однако если вашему ребенку больше 3-4 месяцев, этот автоматизм у него уже исчез. Не спешите расстраиваться: возможно, это кому-то покажется странным, но правильное развитие предполагает угасание многих рефлексов . Прежде всего это имеет отношение к оральным (т.е. связанным с ротовым отверстием, а значит - с процессом еды) и спинальным (спинномозговым) рефлексам.

Оральные рефлексы исчезают в следующем порядке (возраст ребенка указан ориентировочно):

  • 3 мес. - поисковый рефлекс;
  • 4,5 мес. - хоботковый рефлекс (если новорожденному легонько постучать пальцем по верхней губе, губы складываются «хоботком»), сосательный рефлекс и так называемый ладонно-ротовой рефлекс Бабкина (при надавливании на ладонь новорожденный открывает рот).

Приблизительный «график» исчезновения спинальных рефлексов:

  • 2-3 мес. - рефлекс Галанта (при раздражении кожи спины вдоль позвоночника - слева или справа от него - младенец описывает туловищем дугу, открытую в сторону раздражителя; нога на стороне раздражителя разгибается во всех суставах);
  • 3 мес. - рефлекс Переса (проверяя этот рефлекс, врач с легким нажимом проводит подушечкой пальца по коже прямо над остистыми отростками позвоночника малыша - обычно в ответ на это ребенок разгибает туловище, сгибает руки и ноги, поднимает голову и плачет) и рефлекс Моро (реакция испуга);
  • 4,5 мес. - рефлекс ползания ;
  • 5,5 мес. - хватательный рефлекс .

Надоело лежать!

На смену оральным и спинальным рефлексам у ребенка формируются выпрямительные реакции . Дело в том, что в четыре - шесть месяцев младенец начинает овладевать великим навыком, отличающим человека от не-человека, - навыком прямохождения (реакции, «ответственные» за это, называются антигравитационными). Да-да, не удивляйтесь - активную подготовку к своим первым шагам ваш малыш начинает именно сейчас. Схематизируя, можно сказать, что приблизительно в четыре месяца начинается активная переориентация центральной нервной системы (как, впрочем, и всех прочих систем) ребенка из горизонтального положения в вертикальное. Так, например, приблизительно до 6 месяцев у младенца работает так называемая шейная выпрямляющая реакция . Выражается она в том, что при повороте головы все туловище целиком поворачивается вслед за ней. А в возрасте 6-8 мес. ей на смену приходит более сложный автоматизм - выпрямляющий рефлекс туловища . Теперь, повернув голову в сторону, малыш поворачивает в ту же сторону уже не все туловище сразу, а постепенно - сначала плечевой пояс, затем таз. Благодаря такой ротации тела становятся возможными перевороты с живота на спину, со спины на бок и на живот, а в перспективе - положение на четвереньках (см. фото 1 ) и, наконец, вертикальная поза.

И еще два важных рефлекса - защитная реакция рук и рефлекс Ландау, не относясь к выпрямляющим рефлексам, в значительной мере способствуют двигательному развитию. Защитная разгибательная реакция рук возникает приблизительно в четыре месяца и выражается в ответном движении рук при внезапном перемещении туловища вперед. Благодаря появлению и развитию этой реакции, примерно к шести месяцам ребенок в положении сидя может поддерживать массу тела руками. При этом кисти вначале сжаты в кулак, но позднее малыш уже может опираться на ладонь (см. фото 3 ).

Рефлекс Ландау появляется в пять-шесть месяцев. Если ребенка держать свободно в воздухе лицом вниз, то вначале он поднимает голову, затем выпрямляет и даже выгибает спину, разгибает руки и ноги.

Мир стал интереснее

Помните, каким был ваш малыш в первые дни и даже недели после рождения? Движения хаотичны и спонтанны, то, что мы в обиходе привыкли называть координацией движений, полностью отсутствует. Дело в том, что у новорожденного еще не скоординированы связи между корой больших полушарий, стволом головного мозга и стволом спинного мозга. В четыре-шесть месяцев процесс этой координации входит в интенсивную стадию - ребенок, как уже говорилось, стремится к переходу в вертикальное положение, а значит - начинает меняться пространство вокруг него. Значительное расширение поля зрения влечет за собой необходимость формирования сложных безусловно-рефлекторных глазодвигательных реакций , ответственных за реакцию глаз на приходящие стимулы - зрительные, слуховые. В четыре месяца человек уже, как правило, может не просто бесцельно размахивать погремушкой, но и целенаправленно засунуть ее себе в рот. Нервные центры, обеспечивающие такие реакции, расположены в стволовом отделе головного мозга, их формирование началось уже давно (вспомните поисковый рефлекс). Однако именно в начальный период перехода ребенка из горизонтального пространственного представления в вертикальное эти реакции приобретают развернутый характер, сопровождаются поворотом головы в сторону раздражителя, причем не только тактильного, но и зрительного и/или слухового. Такие движения требуют развитых связей между глазодвигательными центрами и расположенными в шейном отделе спинного мозга центрами, отвечающими за движения шейных мышц.

Интенсивно развивается кора головного мозга. В наибольшей степени этот процесс затрагивает лобную долю. В свою очередь, это ведет к расширению эмоциональных реакций, появлению новых поведенческих оттенков. Настало время, когда можно говорить не только об условных и безусловных рефлексах, но и о формировании высших психических функций - например, памяти. Закрепляются механизмы кратковременной и долговременной памяти, ребенок запоминает не только лица родителей, но и лица знакомых, окружающих. Начинают формироваться первые элементарные эмоциональные «навыки», в полной мере отражающиеся на личике маленького человечка: радость, смех, удивление, недовольство (взгляните на очаровательную улыбку Танюши Ефремовой на фото 3, 4 ). Ребенок постепенно «отделяется» от мамы, становясь все более самостоятельным существом.

Ни дня без... разговоров!

Учитывая все вышесказанное, хотелось бы дать несколько рекомендаций по уходу за ребенком 4-6 мес.:

1. Ни в коем случае нельзя ограничивать ребенка в движениях, он должен чувствовать себя комфортно, иметь свободу перемещения.

2. Шесть месяцев - время для очередного визита к врачу-неврологу, который непременно обратит внимание на состояние рефлекторной сферы ребенка.

3. Все больше становится активная фаза бодрствования ребенка, а значит, он начинает требовать к себе все больше внимания, ему все больше и больше становится необходим речевой контакт с родителями. Не лишайте его этого удовольствия: как бы вам ни было некогда, уделите ему 5-10 минут, поговорите с ним, пусть даже пока смысл ваших слов ему непонятен. Переход от неразборчивых звуков к отдельным словам во многом зависит от того, как интенсивно будут происходить эти «занятия».

4. Очень полезно повесить рядом с кроваткой ребенка игрушки ярких цветов, привлекающие внимание. Он обязательно заинтересуется новым объектом в поле зрения, заинтересуется - и захочет дотянуться до него. Вообще, полезно постоянно привносить в окружающую ребенка среду необычные для него предметы, звуки (см. фото 2). Это будет способствовать его двигательному и речевому развитию.

5. Ни в коем случае нельзя забывать о режиме дня. Идет активная перестройка всего организма маленького человечка, в том числе и его головного мозга (системы кровеносных сосудов) - в этот сложный период младенец как никогда нуждается в полноценном питании и сне.

6. Уже в этом возрасте достаточно сложная эмоциональная организация заставляет ребенка подыскивать поведенческие стереотипы. Поэтому особенно важно создать для малыша спокойную психологическую обстановку. Нужно забыть о ссорах, мелких бытовых неурядицах. Психологический климат в семье должен быть со знаком «плюс», иначе ребенок вырастет неврастеничным, капризным, плаксивым.

7. Весь этот период следует быть внимательным не только к нервно-психическому развитию ребенка, но и к его соматическому статусу. В организме ничто не существует раздельно, а потому ответом на любую патологию со стороны внутренних органов будет дисфункция со стороны нервной системы. При выявлении малейшего отклонения следует начать его немедленную коррекцию (при необходимости и медикаментозную).
Пожалуй, это все рекомендации, которые можно дать применительно к данному периоду. Здоровья вам и вашему ребенку!


Рефлексы новорожденных

Рефлекс – (от лат. reflexus - повёрнутый назад, отражённый), реакция организма, вызываемая центральной нервной системой при раздражении рецепторов агентами внутренней или внешней среды; проявляется в возникновении или изменении функциональной деятельности органов и организма в целом [«Большая советская энциклопедия»].

Какими же способностями обладает новорожденный?

Набор безусловных рефлексов, облегчающих приспособление к новым условиям жизни:

рефлексы, обеспечивающие работу основных систем организма (дыхания, кровообращения, пищеварения и др.), в частности сосательный рефлекс, рефлексы пищевого и вестибулярного сосредоточения (затихание, торможение движений);

защитные рефлексы (например, при прикосновении к векам ребенок закрывает глаза, зажмуривается при ярком свете);

ориентировочные рефлексы (поисковый рефлекс, поворот головы к источнику света);

атавистические рефлексы, т.е. те рефлексы, которые постепенно угасают и исчезают (например, хватательный рефлекс, или рефлекс Робинсона; рефлекс спонтанного ползания или рефлекс Бауэра; автоматическая походка и др.).

Наличие безусловных рефлексов свидетельствует о функциональной зрелости ЦНС новорожденного, однако на протяжении первого года жизни большинство из них угасает.

При этом существует четкая связь между созреванием мозга и исчезновением большинства из этих простейших рефлексов. Причина в том, что многие из них контролируются подкорковыми структурами, в первую очередь средним мозгом, который развивается у плода с большим опережением. Простейшие рефлексы постепенно уступают место более сложным рефлекторным реакциям и условно-рефлекторным поведенческим комплексам, в обеспечении которых решающую роль играет кора головного мозга

На сегодняшний день известно более семнадцати врожденных рефлексов новорожденных. Зачем природа «придумала» такое количество врожденных рефлексов, сказать трудно, но некоторые из них молодые родители должны не только уметь определять у малыша, но и стимулировать их. Зачем? Стимуляция врожденных рефлексов, которая сопровождается активным контактом ребенка с родителями, расширяет не только двигательную инициативность, но и его возможность общения с окружающей средой, а это способствует развитию малыша.

Рассмотрим основные рефлексы новорожденных:

Сосательный рефлекс

Самый главный и самый любимый педиатрами. Если этот рефлекс у ребенка отсутствует, то прогноз не очень хороший. Определить сосательный рефлекс легко: при прикосновении к губам и языку новорожденного или при помещении указательного пальца исследующего в рот ребенка на глубину 1-2 см, новорожденный совершает ритмичные сосательные движения.

Сосательный рефлекс угасает к 12 месяцам, это одна из причин, по которой педиатры рекомендуют продолжать грудное вскармливание до 1 года.

Психологи отмечают, что нереализованный сосательный рефлекс у детей, находящихся на искусственном вскармливании, в последующем может приводить к неврозу навязчивых состояний: сосанию пальца, ручки, уголка подушки и т.д.

Поисковый (искательный) рефлекс Куссмауля

Поглаживание в области угла рта новорожденного вызывает опускание губы и поворот головы в сторону раздражителя. Надавливание на середину верхней губы вызывает рефлекторное приподнимание верхней губы кверху и разгибание головы. При раздражении середины нижней губы губа опускается, а голова ребенка производит сгибательное движение. Рефлекс существует до 3-4 месяцев. Важно обратить внимание на симметричность рефлекса с двух сторон. Асимметричность рефлекса наблюдается при поражении лицевого нерва. При исследовании поискового рефлекса следует также отметить, какова интенсивность поворота головы, имеются ли хватательные движения губами.

Поисковый рефлекс является основой для формирования многих мимических (выразительных) движений: качания головой, улыбки. Наблюдая за кормлением ребенка, можно отметить, что он, прежде чем захватить сосок, совершает ряд качательных движений головой, пока крепко не захватит сосок.

«Хоботковый» рефлекс.

Если резко прикоснуться к коже новорожденного у носогубной складки, то малыш вытягивает губки «хоботком» и начинает поворачивать головку в поисках соска. К 3-4 месяцам рефлекс угасает, за исключением у детей с поражением ЦНС.

Ладонно-ротовой рефлекс (рефлекс Бабкина) – надавливание на область ладони вызывает открывание рта и сгибание головы. Рефлекс имеется в норме у всех новорожденных, ярче выражен перед кормлением. Вялость рефлекса наблюдается при поражении центральной нервной системы (ЦНС). Быстрое становление рефлекса является прогностически благоприятным признаком у детей, перенесших родовую травму. Ладонно-ротовой рефлекс может отсутствовать при периферическом парезе руки на стороне поражения. В первые 2 месяца жизни рефлекс ярко выражен, а затем начинает ослабевать, и в возрасте 3-х месяцев можно отметить лишь отдельные его компоненты.При поражении ЦНС у ребенка старше 2-х месяцев, рефлекс не имеет тенденции к угасанию, а наоборот, усиливается и возникает даже при легком дотрагивании до ладоней пассивных рук.

Рефлекс задержки дыхания

Этот рефлекс помогает младенцу благополучно преодолеть родовые пути и не наглотаться околоплодных вод. В дальнейшем его можно использовать при обучении малыша плаванию. Однако нужно помнить, что при первых полных погружениях в воду длительность рефлекторной остановки дыхания не более 5-6 секунд. К шести месяцам при регулярных занятиях можно довести ее до 25-30 секунд, а к году – до 40 секунд.

Внимание! Пребывание ребенка под водой дольше указанного времени может привести к тяжелым и даже необратимым последствиям. Перед началом обучения малыша плаванию проконсультируйтесь со специалистом, который Вас научит это правильно делать.

Плавaтельный рефлекс

Погруженный в воду ребенок увеличивает двигательную активность ручек и ножек, свойственную ему во время сна. Ничего общего с настоящими плавательными движениями такая активность не имеет, но ребенок некоторое время может лежать на воде без поддержки. Научиться же сложным координированным движениям, требуемым при любых стиле плавания, ребенок может не ранее 2,5 – 3 лет. Однако дети, у которых стимулируется от рождения плавательный рефлекс, pастут физически более крепкими, стрессоустойчивыми, меньше болеют и в последующем очень любят воду и плавание. Даже если какое-то время в своей жизни у них не будет условий для занятий плаванием, при первом удобном случае они восстановят свое умение держаться на воде и быстро овладеют тем стилем, которому их будут обучать. В этом им поможет их младенческий опыт.

Хватательный рефлекс (рефлекс Робинзона)

Хватательный рефлекс – это усиление подкрепления общего тонуса мышц ладони, предплечья, плеча и всей скелетной мускулатуры. Он может быть настолько сильно выражен, что новорожденного, ухватившегося за пальцы взрослого, можно поднять: его хватка выдерживает вес тела.

Погладьте ладошку малыша или попробуйте просунуть свой указательный палец в его кулачок со стороны мизинца, и вы почувствуете, как крепко он сожмет его своими пальчиками. Обнаружить хватательный рефлекс можно, если вложить игрушку в руку ребенка, а потом попытаться забрать ее у этого маленького Геркулеса. Хватательный рефлекс сильно выражен в первые два месяца. Если этот рефлекс не развивать, к третьему месяцу он ослабевает, а к полугоду исчезает.

Стимуляция этого рефлекса ускоряет психофизиологическое развитие у младенца. Впервые целенаправленно его использовал в 70-х годах инженер Скрипалев, что и стало толчком к созданию знаменитого Скрипалевского спортивного комплекса для младенцев, который на сегодняшний день является самым лучшим и надежным спортивным комплексом для детей. Наличие рефлекса после 4-5 месяцев свидетельствует о поражении нервной системы.

Такой же хватательный рефлекс можно вызвать и с нижних конечностей. Надавливание большим пальцем на подушечку стопы вызывает подошвенное сгибание пальцев. Если же пальцем нанести штриховое раздражение на подошву стопы, то происходит тыльное сгибание стопы и веерообразное расхождение пальцев (физиологический рефлекс Бабинского).

Подошвенный рефлекс (рефлекс Бабинского)

Это рефлекторное движение вызывается раздражением поверхности кожи внутреннего края подошвы, проявляется разгибанием большого пальца и сгибанием остальных пальцев. Это сочетается со сгибанием ножек в коленном и тазобедренном суставах и усилением сокращения остальных мышц тела новорожденного.

Рефлекс ползания (рефлекс Бауэра)

В положении на животе младенец отталкивается ножками от приставленной к его подошвам ладони и делает движение вперед словно ползет. Стимуляция рефлекса «ползания» укрепляет мышцы спины и живота, малыш на 2-3-й неделе уже начинает хорошо держать головку и с удовольствием лежит на животе. Рефлекс угасает к 3-4 месяцам.

Рефлекс угнетен или отсутствует у детей, родившихся в асфиксии, а также при внутричерепных кровоизлияниях, травмах спинного мозга. Следует обратить внимание на асимметрию рефлекса. При заболеваниях ЦНС ползающие движения сохраняются до 6-12 месяцев, как и другие безусловные рефлексы.

«Стоп»-рефлекс. Если младенца прижать вертикально к груди и слегка прихлопнуть ладонью по его подошвам, то возникает активная двигательная реакция разгибания и напряжения всей скелетной мускулатуры. Малыш словно вытягивается по стойке «смирно!».

Стимуляция этого рефлекса хорошо развивает скелетную мускулатуру, что является профилактикой в последующем нарушения осанки. Это упражнение хорошо проводить после кормления (при условии, что малыш не спит) для освобождения от попавшего в желудок во время сосания воздуха.

Пяточный рефлекс (рефлекс Аршавского)

Вызывается умеренным надавливанием на пяточную кость, что приводит к обобщенной разгиба-тельной днигательной активности, с гримасой «плача» и криком. Рефлекс хорошо выражен только у физиологически зрелых новорожденных.

Шаговый рефлекс

Подержите малыша над столом так, чтобы одной ногой он опирался на его поверхность. Эта ножка подожмется, а другая, наоборот, опустится на стол, как если бы ребенок собирался пойти. Если вы оторвете его носок от поверхности стола, он подожмет ножку, будто собирается затопать на столе. Стимулируя шаговый рефлекс, обязательно заканчивайте упражнения прикладыванием к груди. Если рефлекс не стимулировать, он исчезает к двум – трем месяцам.

Специалисты заметили, что стимуляция шагового рефлекса ускоряет общее физическое и психическое развитие младенца. Такие дети начинают ходить в 8-9 месяцев, у них прекрасно разминается мелкая моторика, говорят они уже к году фразами из 3-4 слов, нередко обладают абсолютным слухом и способностью к языкам.

Внимание! Стимуляция шагового рефлекса, а также «стоп»-рефлекса возможна только у младенцев, не имеющих ортопедических отклонений: дисплазии тазобедренных суставов, вывихов и подвывихов тазобедренных суставов, врожденного косолапия.

Рефлекс испуга (рефлекс Моро)

Если неожиданно убрать руку, поддерживающую ребенка, он мгновенно постарается уцепиться за что-нибудь и, не найдя опоры, с испуганным лицом зайдется в крике. Непроизвольное хватательное движение при испуге – защитный рефлекс малыша.

Рефлекс испуга особенно заметен в течение первого месяца жизни и постепенно исчезает к 3-4 месяцам. Антропологи полагают, что этот рефлекс, как и хватательный, являются примитивными формами поведения, позволяющими детям «прикрепляться» к матери.

Рефлекс также вызывается различными приемами: ударом по поверхности, на которой лежит ребенок, на расстоянии 15 см от его головки, приподниманием разогнутых ног и таза над постелью, внезапным пассивным разгибанием нижних конечностей. Новорожденный отводит руки в стороны и открывает кулачки – I фаза рефлекса Моро. Через несколько секунд руки возвращаются в исходное положение – II фаза рефлекса Моро.

Рефлекс выражен сразу после рождения, его можно наблюдать при манипуляциях акушера.

У детей с внутричерепной травмой рефлекс в первые дни жизни может отсутствовать. При гемипарезах, а также при акушерском парезе руки наблюдается асимметрия рефлекса Моро. При резко выраженной гипертонии имеется неполный рефлекс Моро: новорожденный только слегка отводит руки. У грудных детей с поражением ЦНС рефлекс Моро задерживается надолго, имеет низкий порог, часто возникает спонтанно при беспокойстве, различных манипуляциях.

У здоровых детей рефлекс хорошо выражен до 4-5-го месяца, затем начинает угасать; после 5-го месяца можно наблюдать лишь отдельные его компоненты.

Рефлекс Галанта.

При раздражении кожи спины паравертебрально вдоль позвоночника новорожденный изгибает спину, образуется дуга, открытая в сторону раздражителя. Нога на соответствующей стороне часто разгибается в тазобедренном и коленном суставах. Этот рефлекс хорошо вызывается с 5-6-го дня жизни.

У детей с поражением нервной системы он может быть ослаблен или вовсе отсутствовать в течение 1-го месяца жизни. При поражении спинного мозга рефлекс отсутствует длительно.

Рефлекс физиологичен до 3-4-го месяца жизни, при поражении нервной системы эту реакцию можно наблюдать во второй половине года и позже.

Рефлексы поддержания правильного положения или защитный рефлекс

Поведение, нацеленное на выживание, называется рефлексами поддержания правильного положения. Такие рефлексы помогают младенцу удерживать туловище, голову, руки и ноги в позе, наиболее удобной для дыхания и нормального развития. Если положить младенца вниз лицом, он немного поднимет голову (ровно настолько, чтобы оторваться от поверхности) и повернет ее в сторону, чтобы был доступ воздуха для носа. Если накрыть голову ребенка пеленкой, он сначала как бы закусит ее, а затем начнет энергично вертеть головой из стороны в сторону и двигать ручками, пытаясь снять ее с лица, чтобы ничто не мешало смотреть и дышать. У детей с поражением ЦНС защитный рефлекс может отсутствовать, и, если не повернуть пассивно голову ребенка в сторону, он может задохнуться. У детей с церебральным параличом при усилении экстензорного тонуса наблюдается продолжительный подъем головы и даже запрокидывание ее назад.

Рефлекс кляпа

В период когда малыш учится сосать и глотать, этот рефлекс заставляет его выталкивать любой предмет из полости рта (это предохраняет ребенка от шока). Если воздействовать на заднюю часть глотки малыша, его нижняя челюсть и язык будут выполнять выталкивающие движения вниз и вперед, чтобы освободить глотку. Рефлекс кляпа сохраняется у человека на всю жизнь, но язык при этом участвует только в первые 6 месяцев. Теперь, когда мы знаем о таком рефлексе, становится понятно, почему малышам трудно глотать твердую пищу.

Рефлекс отдыхающей шеи (рефлекс фехтовальщика)

Когда малыш лежит на спине, поверните его голову в сторону, и вы увидите, что он отведет в ту же сторону руку и ногу, приняв позу фехтовальщика, готовящегося к атаке. Этот рефлекс одновременно как способствует, так и препятствует развитию мускулов. С одной стороны, благодаря этому рефлексу ребенок смотрит на собственную руку и фиксирует внимание на игрушке, зажатой в ней. С другой стороны, рефлекс не позволяет находиться по центру голове, рукам малыша и игрушке. К 3-4 месяцам этот рефлекс исчезает, а ребенок начинает держать игрушки прямо перед собой.

Рефлекс отдергивания

Источники информации:

Уход за ребенком с рождения до 5 лет. – М., 2008.

Участковый педиатр. Справочное руководство/Под ред. М. Ф. Рзянкиной, В. П. Молочного. – М., 2008.

Шаповаленко И.В. Возрастная психология: Психология развития и возрастная психология. – М., 2005.

Ваш малыш такой крошечный! Кажется, все, что он умеет, - это есть, спать и громко оповещать мир о своем дискомфорте. Что же пытается увидеть доктор, проделывая различные манипуляции - щекоча вокруг крошечного ротика, надавливая пальцем на ладошку, похлопывая по поверхности, на которой лежит ребенок?

Ваш малыш такой крошечный! Кажется, все, что он умеет, — это есть, спать и громко оповещать мир о своем дискомфорте. Что же пытается увидеть доктор, проделывая различные манипуляции — щекоча вокруг крошечного ротика, надавливая пальцем на ладошку, похлопывая по поверхности, на которой лежит ребенок?

Что такое рефлекс?

Любой рефлекс представляет собой ответную реакцию на воздействие раздражителя из внешней или внутренней среды организма. Звучит, казалось бы, несколько сложно, но попробуем разобраться. Любая периферическая клеточка любого органа и любой ткани организма ребенка содержит рецептор, способный воспринимать раздражение. Рецептор передает полученную информацию далее — по чувствительным волокнам (отросткам) нервных клеток. Следующие звенья рефлекторной дуги — центральная часть — нервный центр, т.е. нервные клетки, воспринимающие возбуждение и передающие его дальше. Здесь импульс встречают двигательные нервные клетки, и они в ответ на этот импульс приводят мышцу в движение. Таким образом, по рефлекторной дуге запускается и выполняется своего рода команда, определенное действие. Сама рефлекторная дуга — это совокупность образований нервной системы, участвующих в возникновении рефлекса.

По этому принципу рефлексы определяют жизнедеятельность организма любого человека, в том числе и ребенка. Но в случае с безусловными, врожденными рефлексами их рефлекторная дуга заложена еще до рождения в конструкции нервной системы. Формирование же условных рефлексов происходит в течение всей жизни, на основе приобретаемого жизненного опыта.

Приведем простой пример. Любопытный малыш заинтересовался еще не остывшей маминой чашкой. Прикосновение к горячему — и вот уже рефлекторно одергивается рука. Как это происходит? Информация «Горячо! Опасно!» от рецептора, расположенного в коже, передается чувствительному нейрону, и далее по цепочке — двигательному нейрону, который «будит» ту или иную мышцу. Рука ребенка одергивается.

Такая простейшая цепочка называется рефлекторной дугой, и только при ее сохранности (т.е. при нормальной работе всех ее компонентов) может реализоваться рефлекс. В качестве примера безусловного рефлекса можно привести реакцию ребенка первых месяцев жизни на легкое штриховое раздражение угла рта, в ответ на которое малыш поворачивает голову к источнику раздражения и открывает рот — так реализуется поисковый рефлекс.

Большинство рефлексов новорожденных отражает эволюционную и индивидуальную возрастную зрелость ребенка, что позволяет доктору судить о функциональном состоянии организма малыша в целом и, в частности, о состоянии его . Лишь некоторые из них имеют определенное значение для обеспечения жизнедеятельности, например, сосательный и верхний защитный рефлексы.

Что увидит доктор

Проводя осмотр , педиатру необходимо удостовериться в сохранности некоторых основных безусловных рефлексов — сосания, глотания, поискового рефлекса, верхнего защитного рефлекса, верхнего хватательного рефлекса. А детский невролог в 1 месяц проведет полный последовательный , чтобы убедиться в отсутствии поражений еще незрелой, но уже структурно сформировавшейся нервной системы новорожденного.

Для начала доктор оценит внешний вид ребенка. Здоровый новорожденный имеет позу полуфлексии (ножки и ручки полусогнуты в коленях и локтях), что связано с физиологическим, то есть свойственным данному возрасту повышением тонуса мышц — сгибателей рук и ног. При бодрствовании малыш совершает спонтанные движения — периодически сгибает и разгибает ножки, хаотично машет ручками, реагирует на громкие звуки, яркий свет.

У недоношенных детишек снижены спонтанная двигательная активность (хаотичные движения рук и ног, реакция на свет, звуки) и мышечный тонус, а безусловные рефлексы (это все рефлексы новорожденного, о которых мы расскажем ниже), как правило, угнетены.

О каких же рефлексах идет речь и как они оцениваются? Основные физиологические рефлексы делятся на оральные и спинальные. Рефлекторная дуга первых замыкается на уровне головного мозга, вторых — на уровне спинного мозга.

Оральные рефлексы новорожденных

К оральным рефлексам относятся следующие.

Сосательный — вложенную в рот соску или грудь матери малыш начинает активно сосать. Сохраняется в течение первого года жизни, затем угасает.

Поисковый (рефлекс Куссмауля) — в ответ на легкое штриховое раздражение угла рта ребенок поворачивает голову к источнику раздражения и открывает рот. Угасает к 6-7-й неделе жизни.

Хоботковый — при легком и быстром ударе пальцем по губам ребенка губы выпячиваются в виде хоботка (происходит сокращение круговой мышцы рта). Угасает к 2-3 месяцам.

Ладонно-ротовой (рефлекс Бабкина) — относится к смешанным, орально-спинальным рефлексам. При надавливании на обе ладони, ближе к возвышению большого пальца, ребенок открывает рот, наклоняет голову, сгибает плечи и предплечья, как бы подтягиваясь к кулачкам. Ослабевает к 2 месяцам, угасает к 3 месяцам жизни.

Отсутствие или угнетение этих рефлексов говорит о поражении центральной нервной системы различного происхождения.

Необходимо отметить, что на выраженность этих рефлексов значительно влияет то, голоден или сыт малыш. Здоровый голодный ребенок будет реагировать активно, сначала в поисках источника раздражения области вокруг рта, а затем жадно схватывая грудь матери (или соску). Сытый же малыш будет реагировать менее активно. Поэтому обязательно проинформируйте доктора о времени кормления крохи, а также о количестве принятой пищи.

Чтобы визит прошел максимально информативно для специалиста и комфортно для ребенка, маме лучше заранее позаботиться о том, чтобы комната была прогрета не менее чем до 22-24°С, осмотр желательно проводить не раньше чем через полчаса после кормления и при естественном освещении.

Спинальные рефлексы новорожденных

Верхний защитный рефлекс — при выкладывании на живот ребенок поворачивает голову в сторону, делает несколько качательных движений и пытается приподнять голову, восстанавливая таким образом свободный доступ воздуха в носовые пути.

Сущность рефлекса заключается в предотвращении нарушения внешнего дыхания, для чего и происходит подъем головки и изменение положения ее у новорожденного, лежащего на животе. Это один из важнейших рефлексов, который, наравне с сосательным, поисковым и глотательным рефлексами новорожденных, изначально обеспечивает крошечному человечку способность к выживанию в новой для него среде обитания. В норме защитный рефлекс выражен с первых часов жизни, у детей с поражением нервной системы снижен или отсутствует. Угасает к 1,5 месяцам жизни.

Рефлекс опоры, выпрямления и автоматической ходьбы — если малыша, держа за подмышки, приподнять, то сначала ребенок сгибает ноги во всех суставах; при соприкосновении ног ребенка с опорой он выпрямляет туловище и стоит на полусогнутых ногах на полной стопе. Рефлекс опоры угасает к 3 месяцам. Если при этом ребенка слегка наклонить вперед, то он делает шаговые движения по поверхности, не сопровождая их движениями рук (автоматическая походка новорожденного). Рефлекс автоматической походки физиологичен (нормален) до 1,5-месяцев. К 3 месяцам жизни эти реакции угасают, и только к концу первого года жизни появляется способность самостоятельно стоять и ходить. У детей с поражением нервной системы автоматическая походка задерживается (остается) надолго.

Рефлекс ползания (Бауэра) — если новорожденного положить на живот, то он начинает совершать ползающие движения (спонтанное ползание), если при этом приставить ладонь к подошвам ребенка — он рефлекторно отталкивается от нее и ползает более активно. В норме данный рефлекс вызывается с 3-4-го дня до 3-4 месяцев жизни, затем — угасает.

Верхний хватательный рефлекс (Янишевского) и рефлекс подвешивания (Робинзона) — вложенные в руку малыша пальцы мамы или доктора ребенок захватывает, прочно удерживает и сжимает. Иногда схватывание вложенных в ладонь ребенка пальцев взрослого настолько сильное, что малыша можно приподнять на вытянутых руках. Рефлекс физиологичен до 3-4 месяцев.

Нижний хватательный рефлекс (подошвенный, рефлекс Бабинского) — аналог верхнего хватательного рефлекса. Вызывается при надавливании большим пальцем на подошву у основания II-III пальцев стопы. Ребенок производит подошвенное сгибание пальцев ноги (прижимает пальчики к стопе); если же пальцем произвести штриховое раздражение подошвы по наружному краю стопы в направлении от пятки к пальцам, то происходит тыльное разгибание большого пальца стопы и веерообразное расхождение II-V пальцев. Угасает к 12 месяцам.

Рефлекс объятия (обхватывания, рефлекс Моро) — вызывается различными приемами. В частности, ударом рукой по пеленальному столу на расстоянии 15 см от головы ребенка или внезапным шумом. В ответ на это сначала малыш разводит руки, разжимает пальцы кистей, выпрямляет согнутые ноги (1-я фаза рефлекса). Через несколько секунд руки возвращаются в исходное положение, ребенок может обхватывать себя руками (2-я фаза). В норме 1-я и 2-я фазы рефлекса в зависимости от времени осмотра и состояния ребенка могут быть выраженными неодинаково. Вызывается с первых дней жизни, физиологичен до 4-5 месяцев.

Рефлекс Таланта — при проведении большим и указательным пальцами вдоль позвоночника ребенка с двух сторон в направлении от шеи к копчику он дугообразно изгибает спину и голову в сторону раздражителя. Рефлекс вызывается с 5-6-го дня жизни и остается в норме до 3-4 месяцев.

Рефлекс Переса — лежащему на животе ребенку проводят пальцем от копчика к шее, слегка надавливая на остистые отростки позвонков. Ребенок поднимает голову, у него проявляется поясничный лордоз (изгиб позвоночного столба вперед), он поднимает таз, сгибает руки и ноги. Иногда ребенок начинает кричать, наблюдаются мочеиспускание и дефекация. В норме отмечается до 3-4 месяцев. При поражении центральной нервной системы наблюдается угнетение рефлекса. Обязательно проверяется неврологом наряду с другими спинальными автоматизмами.

Угнетение или отсутствие вышеописанных спинальных автоматизмов является тревожным признаком, говорящим о возможном поражении центральной нервной системы на уровне спинного мозга.

Позотонические рефлексы

Эти рефлексы характеризуют способность новорожденного ребенка адекватно перераспределять мышечный тонус в зависимости от изменения положения тела. В норме они угасают по мере того, как малыш самостоятельно овладевает основными двигательными навыками — способностью поднимать голову, сидеть, стоять, ходить.

Асимметричный шейный тонический рефлекс (Магнуса — Клейна) — вызывается при пассивном повороте головы ребенка в сторону. Происходит разгибание рук и ног на стороне, к которой обращено лицо ребенка, и сгибание противоположных. Рука, к которой обращено лицо, выпрямляется, повышается тонус разгибателей плеча, предплечья, кисти — поза «фехтовальщика», а в мышцах руки, к которой обращен затылок, повышается тонус сгибателей.

Симметричные тонические шейные рефлексы — при пассивном сгибании головы новорожденного повышается мышечный тонус сгибателей в руках и разгибателей в ногах. При разгибании головы наблюдается обратный эффект — разгибаются руки и сгибаются ноги. Асимметричные и симметричные шейные рефлексы наблюдаются у новорожденных постоянно. У недоношенных детей они слабо выражены.

Лабиринтный тонический рефлекс — в положении ребенка на животе нарастает тонус в сгибательных мышцах: голова приводится к груди либо запрокидывается назад, спина выгибается, руки сгибаются и также приводятся к груди, кисти сжимаются в кулачки, ноги сгибаются во всех суставах и приводятся к животу. Через несколько минут эта поза сменяется плавательными движениями, переходящими в рефлекс спонтанного ползания.

Проверка рефлексов окончена. Ваш малыш выдержал один из своих первых маленьких экзаменов, и надеемся, что на «отлично». Однако если выявлены настораживающие признаки (отсутствие, ослабление одного или нескольких рефлексов или, наоборот, их наличие в сроки, когда тот или иной рефлекс должен уже угаснуть), то врач предложит вам дополнительное обследование. Чаще всего — это ультразвуковое исследование головного мозга — эхоэнцефалография. Если изменения выявлены педиатром, то он назначает консультацию невролога, а тот, в свою очередь, дополнительные исследования.

Родителям самим не стоит проверять у малыша рефлексы — действия, предпринимаемые для этого (в частности для проверки рефлексов Таланта и Переса), могут вызывать резкий дискомфорт и беспокойство малыша. И все же, если вы считаете ту или иную реакцию малыша настораживающей, обязательно скажите об этом доктору.

Правильно провести обследование и сделать соответствующие выводы может только врач, который при оценке ситуации и состояния малыша учитывает не только конкретные проявления, но и условия, в которых проводилось исследование, другие показатели состояния здоровья малыша, а также историю беременности, родов и еще такого недолгого, но все же развития крохи.

Если вас или доктора насторожили какие-то отклонения от нормы, то при следующем осмотре обратите особое внимание именно на эти нюансы. Помните, что ребенок в этом возрасте меняется каждый день, и, как мы уже упоминали, проявления рефлексов зависит от целого ряда условий (сытости, усталости и многих других). Повторный осмотр обязательно должен состояться спустя назначенное время — оно может быть различным в зависимости от предполагаемого характера патологии — от нескольких дней до месяца, что поможет исключить имевшиеся подозрения или, при необходимости, провести своевременное лечение.

Зайниддинова Рабият врач-неонатолог, канд. мед. наук, Научный центр здоровья детей РАМН, г. Москва
Статья предоставлена журналом о беременности и родах «9 месяцев» № 1, 2009