Отличительные особенности поведения мальчиков и девочек (по Т.П.Хризман). Различия мальчиков и девочек: мифы и реальность (глава из книги)

Ольга Студеникина
Психологические особенности мальчиков и девочек

В нашем детском саду прошёл педсовет на тему "Гендерное воспитание дошкольников". Так как я имела опыт работы психологом, мне досталось сообщение "Психологические особенности мальчиков и девочек". В процессе подготовки я нашла очень много интересного и полезного материала. Изучила его и сделала вывод, что мы воспитатели очень многого не знаем, и порой часто допускаем ошибки в своей работе по отношению к детям не учитывая их половой принадлежности. А ведь от этого зависит кого мы воспитаем: маленькую леди или разбойницу; маленького мужчину или инфантильного безинициативного мальчика.

Психологические особенности мальчиков и девочек.

Как много в нашем языке слов, обозначающих маленького человечка – малыш, ребёнок, дитя, кроха, младенец. И все они по сути – среднего рода. И когда в руководствах по педиатрии и психологии пишут о том, что ребёнок к определённому возрасту должен уметь то-то и то-то, многоуважаемые авторы учебников опять имеют в виду некое бесполое существо. Между тем мальчики и девочки растут и развиваются по-разному. Этому способствуют ряд физиологических и психологических особенностей. Рассмотрим некоторые из них. Для этого выделим некоторые утверждения, которые бытуют в нашем сознании. И так, чем же отличаются мальчики от девочек?

1. Девочки более послушны, чем мальчики.

В раннем детстве девочки действительно более послушны. Это запрограммировано природой. Женщины лучше приспосабливаются к окружающей среде, чем мужчины. Но в подростковом возрасте картина несколько меняется. И группа мальчиков более послушно следует указаниям старших, чем девочки.

2. Мальчики больше хотят отличиться.

Это не столько желание, сколько констатация факта. Для природы особи женского пола более «ценны», поскольку именно они могут воспроизводить себе подобных. Они – главные хранительницы генотипа, а на мужских особях природа чаще экспериментирует. У мужчин больше отклонений, чем у женщин.

Из наблюдений: среди детей с косоглазием, а также с заиканием, дислексией, алалией и другими речевыми дефектами, с задержкой психического развития и т. д. значительно больше мальчиков. Логопедические группы детских садов и другие группы детей с отклонениями в развитии большей частью состоят из мальчиков.

3. Мальчики более изобретательны, чем девочки.

Так было задумано природой. Питерский нейрофизиолог В. Д. Еремеева говорит, что поисковое поведение природа предусмотрела для самцов в сложных ситуациях.

Среди изобретателей мужчин существенно больше, чем женщин. Однако это совсем не означает, что мальчики более способны и одаренны, чем девочки. Исследования психологов показали, что одаренных девочек старшего дошкольного и младшего школьного возрастов на несколько процентов больше, чем мальчиков. К 12-14 годам картина меняется, одаренных мальчиков становится больше. Девочки-«вундеркинды» по большей части превращаются в «таких, как все». Почему? Возможно, срабатывает некая генетическая программа, а может быть, виной та самая «приспосабливаемость и адаптивность», которая на этот раз сыграла отрицательную роль.

4. Девочки более работоспособны, чем мальчики.

Не совсем так. Просто работоспособность у мальчиков и девочек разная.

Девочки обычно после начала занятия быстро набирают оптимальный уровень работоспособности. Учителя видят это по обращенным к ним глазам и строят урок таким образом, чтобы самая трудная часть материала пришлась на пик работоспособности. Но ориентируются-то они по девочкам. Мальчики же раскачиваются долго и на учителя смотрят редко. Но вот и они достигли пика работоспособности. А девочки, наоборот, уже начали уставать. Учитель сразу заметил это, т. к. контакт с девочками у него налажен хорошо - он все время видит их обращенные к себе лица. Он начинает снимать нагрузку, урок переходит в другую фазу. А мальчикам бы именно сейчас и надо дать ключевой для урока материал. Но самое важное уже дано, а они его пропустили или не поняли, т. к. в нужный момент уровень их работоспособности, возможность усвоить трудные знания были низкими. Урок окончен. Но был ли он рассчитан на мальчиков, на особенности их физиологических и психологических функций? К сожалению, нет.

5.

Мальчики занимают больше места.

Во-первых, это связано с поисковым поведением мальчиков, с необходимостью постоянно осваивать новое пространство. Во-вторых, девочки опираются на т. н. «ближнее зрение». Они любят маленькие уголки, уютные домики, где до всего можно дотянуться рукой. У девочек уже генетически заложено – она хранительница очага, создатель уюта в доме. Мальчики же, в основном, ориентируются на «дальнее зрение» – им нужно бегать друг за другом, бросать различные предметы.

«Должен он скакать и прыгать,

все хватать, ногами дрыгать,

а иначе он взорвется,

трах-бабах и нет его!» – это, прежде всего о мальчиках!

Кроме того, показано, что мальчикам, в отличие от девочек, для их полноценного психического развития требуется большее пространство, чем девочкам. Если пространство мало в горизонтальной плоскости, то они осваивают вертикальную: лазают по лестницам, забираются на шкаф. Если попросить детей нарисовать план окрестностей своего дома, то мальчики в рисунках отражают большее пространство, умещают большую площадь, больше улиц, домов. А умеем ли мы использовать или хотя бы понимать и учитывать эти различия при воспитании детей разного пола?

С поисковым поведением связано, кстати, и то, что мальчики лучше ориентируются на местности, чем девочки, у них лучше развиты пространственные представления.

6. Мальчики не должны плакать.

А вот это неправда. Мальчики порой более эмоционально реагируют на происходящее, чем девочки, они более чувствительны к боли, к страдания, чем девочки. Но поскольку им с молоком матери внушили этот миф, они изо всех сил пытаются сдержаться.

Наблюдая за детьми мы видим, что обычно мальчики более возбудимы, раздражительны, беспокойны, не терпеливы, не сдержаны, нетерпимы, неуверенны в себе и даже более агрессивны, чем девочки. По-видимому, в большинстве случаев это действительно так. Однако, надо иметь в виду, что наше видение ребёнка не всегда объективно отражает то, что есть на самом деле.

Мальчики кратковременно, но ярко и избирательно реагируют на эмоциональный фактор, а у девочек в ситуации деятельности, вызывающей эмоции, резко нарастает общая активность, повышается эмоциональный тонус коры мозга. Мозг девочек как бы готовится к ответу на любую неприятность, поддерживает в состоянии готовности все структуры мозга, чтобы в любую секунду отреагировать на воздействие, пришедшее с любой стороны. Видимо, этим и достигается максимальная ориентированность женского организма на выживаемость. Мужчины же обычно быстро снимают эмоциональное напряжение и вместо переживаний переключаются на продуктивную деятельность.

Взрослые должны учитывать особенности эмоциональной сферы мальчиков. Мамам, воспитательницам и учительницам трудно понять эту сторону жизни мальчика - они-то сами другие. Вот и получается, что мама (или педагог) долго ругают мальчика, нагнетая эмоции, и сердятся оттого, что он не переживает вместе с ней, а как бы остается равнодушным к ее словам. Нет, он не равнодушен. Просто он уже дал пик эмоциональной активности, отреагировал на первых минутах разговора, но он, в отличие от мамы (и сестры или одноклассницы, не может долго удерживать эмоциональное напряжение, он к этому не приспособлен и, чтобы не сломаться, просто отключил слуховой канал, и информация до его сознания не доходит. Он вас уже не слышит. Ваши воспитательные усилия пропадают впустую. Остановитесь. Ограничьте длину нотации, но сделайте ее более емкой по смыслу, т. к. мозг мальчика очень избирательно реагирует на эмоциональные воздействия. Если вся ваша речь сводится к двум словам: "ты плохой", - то чего вы ждете от мальчика? Он дезориентирован. Объясните ему ситуацию очень коротко и очень конкретно - чем же вы недовольны.

Эмоциональную чувствительность и тревожность маленьких мальчиков взрослые слишком часто недооценивают. В результате мальчик вырастает во взрослого мужчину, у которого слишком силен запрет на выражение своих чувств. В лучшем случае его не понимает любимая женщина, в худшем – он загоняет все эмоции внутрь и постоянно живет в стрессовой ситуации.

А потом мы удивляемся, почему мужчины раньше умирают…

7. Мальчики большую часть информации воспринимают зрением, а девочки – на слух.

В общем, правда, хотя, конечно, существуют и индивидуальные особенности. Поэтому то, что девочке можно объяснить, мальчику лучше показать в действии. Но и мальчикам, и девочкам очень важно не преподносить готовых решений, а побуждать их к самостоятельному поиску. При этом нужно учитывать, что мальчики в первую очередь видят целое, а только потом части; а девочки, наоборот, видят части, а потом объединяют их в целое.

8. Мальчики и девочки мыслят по-разному.

У девочек в дошкольном и младшем школьном возрасте обычно лучше развита речь, они оттесняют мальчиков физически и «забивают» из в речевом плане. Но их ответы более однообразны, и, видимо их мышление однотипно. Среди мальчиков больше вариантов индивидуальности, они нестандартно и интересно мыслят, но их внутренний мир часто скрыт от нас, т. к. они реже раскрывают его в словах. Они молчат, и нам кажется, что они не думают, не ищут решений, а поиск идёт, он интересней и богаче, чем мы можем себе представить.

Давайте представим себе рисунки детей, т. к. особенности мышления ярко проявляются именно в детском рисунке. Мальчики чаще рисуют технику (танки, машины, самолёты, их рисунки наполнены действием, движением, всё кругом движется, шумит, бежит. А девочки рисуют людей (чаще всего принцесс, в том числе и себя.

Итак, мы с вами пришли к важному выводу: мальчик и девочка – это два разных мира. Очень часто мы неправильно понимаем, что стоит за их поступками, а значит, и неправильно на них реагируем. Мальчика и девочку ни в коем случае нельзя воспитывать одинаково. Они по-разному смотрят и видят, слушают и слышат, по-разному говорят и молчат, чувствуют и переживают. Постараемся понять и принять наших мальчишек и девчонок такими, какие они есть, такими разными и по-своему прекрасными, какими создала их природа. А вот удастся ли сохранить, раскрыть, развить эти задатки, не повредить, не сломать – зависит от нас с вами.

Иногда приходится слышать жалобы родителей о том, что их сын - первоклассник гораздо труднее осваивает учебный материал в школе, чем его старшая сестра. Он невнимательно слушает, пишет неаккуратно и плохо пересказывает, а вот их дочь в этом возрасте радовала их блестящими результатами. Ничего страшного в этом на самом деле нет, все это особенности мужского ума.

К возрасту 7 лет различия в развитии мальчиков и девочек составляет один год. У мальчиков к этому возрасту хуже развито левое полушарие, а у девочек - правое. Поэтому девочки в начальных классах превосходят мальчиков в речевых способностях, в запоминании цифр и аккуратности письма. Но уже в подростковом возрасте мальчики обгоняют девочек в решении нестандартных математических задач и сообразительности. После 13 лет у девочек красивее почерк, беглая речь, они быстрее читают, но решение кроссвордов и геометрических задач лучше удается мальчикам.

Развитие и поведение мальчиков и девочек отличается уже с самого момента рождения. Мозг у мальчиков при рождении бывает больше, чем у девочек. Но, несмотря на это, мальчики начинают намного позже говорить и ходить, чем девочки. Разница полов отражается на поведении и играх малышей. Развитие девочек ориентируется на выживаемость, а у мальчиков оно направлено на совершенствование и прогресс. Вот в чем конкретно проявляются эти отличия:

1. Девочки быстрее, чем мальчики начинают узнавать знакомые лица, они с самого рождения больше удерживают внимание на лице человека. Мальчиков же интересуют больше неодушевленные предметы, чем люди. Им нравится глядеть на подвесную погремушку и осваивать развивающий коврик.

2. Мальчики на громкие звуки реагирует хуже девочек, они позднее начинают распознавать оттенки эмоций родителей. Острота слуха у мальчиков выше, чем у девочек, но они чаще игнорируют голоса родителей. Например, реакция на выговор родителей приходится у них на первые минуты их высказывания, а затем они просто "отключают" слуховой канал и информация родителей на тему перевоспитания у них не доходит до сознания.

Ругая мальчика, конкретно и коротко говорите о том, что вас не устраивает в его поведении. Иначе через некоторое время он перестанет вас слушать. Девочек лучше не ругать, а объяснять им тихим голосом, что так поступать не следует. Спокойный голос родителей, мелодичное пение и колыбельные песни лучше действуют на девочек.

3. Уже в возрасте 2,5 лет мальчики начинают проявлять агрессивность и лучше чувствуют враждебное отношение к себе. Для полноценного развития надо больше пространства, чем девочке. У мальчиков развито пространственное зрение, поэтому они любят играть, кидая игрушки вдаль.

А у девочек периферийное зрение развито сильнее, они предпочитают играть сидя с игрушками, которые лежат перед глазами. Поэтому девочка может спокойно играть в своей комнате, разместив в ней свои куклы и игрушки, а мальчику надо лазать на диван, забираться под кровать и подниматься по лестнице. Мальчики во время игры предпочитают соревноваться, а девочки при состязаниях могут перессориться.


4. У девочек более выражена кожная чувствительность, они больше реагируют на телесный дискомфорт и лучше чувствуют нежные прикосновения.
5. Если девочки воспринимают информацию, слушая мнения и наставления других, то мальчики учатся всему, копируя поведение взрослых. Поэтому мальчику лучше показать пример хорошего поведения, чем много раз это объяснять.

6. Мальчики быстрее раздражаются, а девочки больше грустят. Девочки выражают свои эмоции словами или плачем, а мальчики - действием.
7. Мальчикам больше нравятся игрушки, которые можно двигать, а девочкам - яркие и красивые. Девочки дольше мальчиков могут играть с новой игрушкой, рассматривать их и беречь от повреждений. Мальчики активнее играют с игрушками и быстрее их ломают.

8. Чтобы обучить мальчика чему-то, надо держать быстрый темп. Как только вы начнете повторять пройденное для закрепления материала, внимание у мальчиков ослабевает. Девочки же любят выполнять все поэтапно, они предпочитают повторно проверять свои знания.

9. Мальчики в подростковом возрасте более сообразительные, изобретательные и находчивые. Но девочки быстрее адаптируются к любой ситуации, они легче общаются и заводят много друзей. Мальчики задают вопрос, чтобы получить конкретный ответ. А девочки только для того, чтобы установить контакт с собеседником.

Учитывая, все отличия между развитием и поведением мальчика и девочки, родителям не следует сравнивать мальчиков с девочками. У мальчика и девочки свой путь взросления. Старайтесь не перегружать мальчика эмоциональными переживаниями, они очень тяжело реагируют на них. Ведь мальчики чувствуют себя ответственными за жизнь и благополучие близких людей, поэтому их проблемы больше затрагивают их.

Исследователи 3, 6, 8, 20, 25 отмечают следующие половые различия в поведении мальчиков и девочек подросткового возраста.

1. Различия в психических процессах.

«Женский пол хуже чувствует ход времени - видимо, сказывается более высокая эмоциональность. Дело в том, что именно эмоциональное состояние человека определяет субъективное восприятие времени. Что касается пространства, то не случайно предпочитаемые мальчиками предметы - это предметы перемещения, воздействия, преобразования. Именно мужской пол склонен разбирать целое на части - и не только в мышлении (анализ), но и в реальности. Напротив, предпочитаемые девочками предметы - это имитация живых существ и средств, способствующих повседневной жизни. В сознании девочки с раннего возраста доминирует человек, и все, что с ним связано. Отсюда и особенности выбора предметов» 6, с. 45. Пространство, представляющее для девочки интерес, сравнительно невелико. Однако, оно тщательно, до мелочей проработано и актуально отражено в сознании. Напротив, у мальчика пространство, в котором находятся интересующие его объекты, практически не ограничено. По этой причине многое из непосредственного окружения ускользает от его внимания, недостаточно отражено в сознании. «Многое зависит от воспитания: девочку чаще привлекают к домашнему хозяйству. Мальчики же, как правило, проявляют меньше интереса к домашним делам» 25.

У девочек наблюдается более высокая чувствительность к звукам. Не случайно они начинают говорить на несколько месяцев раньше мальчиков.

Превосходство мальчиков в пространственной памяти проявляется в том, что они лучше знают прилегающую к дому территорию, относительное расположение тех или иных объектов, транспортные маршруты.

«Девочки более исполнительны. Мальчики же должны сами убедиться в необходимости определенных действий. Круг интересов мальчиков шире, чем у девочек. В речи мальчиков преобладают слова, передающие действия (глаголы, междометия), тогда как девочки склонны к предметно-оценочной речи (имена существительные и прилагательные, отрицания и утверждения)» 6, с. 49.

Еще одна особенность психики девочек связана с различиями в объеме и характере осознаваемого и неосознаваемого в психике. У мальчиков больше мыслительных процессов происходит непосредственно в сфере сознания, а его мышление более логично и критично.

Таким образом, мальчики и девочки психологически во многом различны, но в целом равнозначны и равноценны, по-разному дополняя друг друга в той или иной жизненной ситуации.

2. Различия в деятельности.

Заметны различия в учебных интересах. Обычно мальчики больше любят труд, физкультуру, из гуманитарных предметов - историю. Наименее любимы у них родной и иностранный языки. Девочки чаще предпочитают гуманитарные предметы - историю, литературу. Среди нелюбимых предметов у многих из них физика, биология, математика. Мальчики, значительно больше, чем девочки, читают книг по истории и о путешествиях, но меньше художественной литературы и особенно стихов.

Девочки, как правило, используют предметы по назначению, делая ошибки в их применении лишь по незнанию. Мальчики же могут приспосабливать предметы к различным целям, часто не по назначению, осознанно находя им неожиданные применения. Их больше интересует устройство предмета, чем его назначение. В конструктивной деятельности мальчики проявляют больше изобретательности. Они строят города, железные дороги, уделяя внимание главным образом самим конструкциям. В аналогичных условиях девочка строит не города, замки, а дом, но зато с мебелью, предметами быта, с различными украшениями.

Творчество мужского пола в большей мере имеет инновационный характер, тогда как творчество женского пола - жизнеутверждающий, упорядочивающий и декоративный.

В свободное время виды деятельности у мальчиков более разнообразны, но менее организованны. За пределами дома, в непривычной обстановке девочки быстрее теряются, с трудом находят себе занятие. Отправляясь куда-либо, они имеют определенную цель, тогда как мальчики находят себе занятие по ходу, легче ориентируясь в незнакомой обстановке и воспринимая ее положительно.

3. Различия в поведении.

Повышенный интерес к людям и их взаимоотношениям порождает у женского пола такую особенность поведения, как сплетничество. Уже к подростковому возрасту ясно, что сплетничество - черта преимущественно женского пола. Мальчиков - подростков в роли сплетников представить труднее. Различия между мальчиками и девочками проявляются и в том, что девочки склонны чаще апеллировать к старшим. В аналогичных ситуациях они чаще жалуются на мальчиков, чем мальчики на девочек. Женский пол больше склонен верить авторитетам и опираться на авторитет в затруднительных случаях.

Мальчики, как правило, хуже приучены к самообслуживанию: неловко переодеваются и переобуваются, не знают с чего начать дежурство в классе, не умеют пользоваться веником, тряпкой. Во многом, это связано с отсутствием постоянных поручений по дому.

«Девочки более самолюбивы и обидчивы, более чувствительны к критике. У них чаще наблюдается повышенный интерес к своей внешности, и они более чувствительны к оценке ее другими людьми» 20.

4. Различия в интересах.

«Во-первых, это различия в реакциях на окружающую действительность, в том числе и на общественные события. Различия в направленности интересов и склонностей. Во-вторых, это этапы созревания, необходимые для того, чтобы человек стал способным иметь собственное потомство» 25.

5. Различия по отношению к дому, семье.

Девочки склонны к попечительской деятельности - ухаживать, нянчить, проявлять заботу. Девочки склонны поучать, наставлять, критиковать своих младших братьев или сверстников. Подобного не замечается в отношениях старших братьев к своим сестрам или мальчиков к девочкам вообще.

Существует противоположные мнения по поводу учета гендерных различий. Д.В. Колесов считает, что «Различия мальчиков и девочек необходимо учитывать в процессе воспитания, начиная с самого раннего возраста» 8, с. 49.

Ш. Берн же считает, что «Родителям и педагогам необходимо научиться подходить к детям, исходя из индивидуальных особенностей последних, а не из предлагаемых гендерных различий. Учителей можно направлять на курсы, на которых будет говориться о гендерной тенденциозности в педагогике и о том, как с ней бороться» 3, с. 125. Предполагает, что безобидные на первый взгляд гендерные различия в учебной обстановке тем не менее играют весьма важную роль. Ш. Берн рекомендует, чтобы учителя и родители сознательно создавали для детей среду, свободную от гендерных различий, в которой поощрялась бы совместная игра, равноправные отношения между мальчиками и девочками и участие в играх, обычно предпочитаемых каким-то одним гендером.

1. Одеваясь, девочки сначала наденут низ, потом верх. Мальчики обычно поступают наоборот.

2. Мальчики снимают футболку, ухватив её на спине рукой и перетянув через голову. Девочки, раздеваясь, снимают блузку двумя руками, потянув наверх.

3. Зевая , мальчики прикрывают рот кулаком, девочки – ладонью.

4. Оборачиваясь на зов, девочки поворачивают только голову, мальчики – корпус, потому что шея у них не такая гибкая.

5. Девочки дышат грудью, у мальчиков в дыхании задействованы мышцы брюшного пресса.

6. Подниматься или спускаться с горы девочки стараются боком. Мальчики просто шире расставляют ноги.

7. Рассматривая свои пятки, девочки оборачиваются за спину. Мальчики поднимают ногу и смотрят на неё спереди.

8. Пояс на халате девочки завязывают выше пупка, на талии, а мальчики – ниже.

9. Уши девочки затыкают пальцами, мальчики ладонями.

10. Стараясь удобно устроиться в кресле, мальчики широко расставляют ноги либо кладут стопу одной ноги на колено другой. Девочки подворачивают под себя ногу.

11. Задумываясь, мальчики почёсывают подбородок и шею, девочки наматывают прядь волос на палец.

12. Поправляя причёску, мальчики проводят рукой по волосам, приглаживая их. Девочки же взбивают причёску пальцами, распуская волосы.

13. Потеряв в квартире ценную вещь, девочки обычно обращаются к чёртику(или к домовому, с просьбой поиграть и отдать.=) Мальчики переворачивают всё вокруг.

14. Напившись, девочки сразу же признаются в этом. Мальчики утверждают, что они как стёклышко, до последнего.

15. Чистя зубы, мальчики широко расставляют ноги и опираются свободной рукой на край раковины. Девочки упираются рукой в бок.

16. Во сне девочки зажимают одеяло между ног и обнимают подушку. Мальчики ложатся на спину, широко раскидывают ноги, а руку кладут под голову. Но не всегда.

17. У девочек сердце бьётся быстрее . Поэтому они такие суетливые.

18. Когда мальчики хотят понравиться девочкам, они прикидываются умными. А девочки, в свою очередь, играют в глупышек.

19. Мальчики не надевают ничего неудобного ради красоты. Девочки никогда не наденут ничего некрасивого ради удобства.

20. Рассказывая секрет, девочки прикрывают свой рот и ухо подружки ладонью. Мальчики просто понижают голос и наклоняют голову.

21. Мальчики думают молча, а девочки рассуждают сами с собой, что воспринимается мужчинами, как лишняя болтовня.

22. Девочка, видя что-то, что ей безумно нравится, восклицает: «Боже, какая прелесть!»; мальчики произносят: «Ого, вот это сиськи!».