Занятия по развитию зрительного восприятия у дошкольников с нарушениями зрения. Занятие дефектолога. Конспект занятия по развитию зрительного восприятия «Грибы»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Детский сад комбинированного вида №30 «Алёнушка» Город Белебей муниципального района Белебеевский район Республика Башкортостан

Коростелева Екатерина Федоровна учитель-дефектолог, тифлопедагог МАДОУ №30 «Алёнушка» г. Белебей

Коррекционно-образовательные задачи:

  1. Закреплять и уточнять знания детей о диких животных.
  2. Развивать смысловую сторону речи.
  3. Воспитывать интерес к жизни диких животных, любовь и бережное отношение к природе.
  4. Повышать остроту зрения.
  5. Активизировать и стимулировать зрительные функции.

Материал: игрушка «Лесовичок» . Оформление стены под зимний лес. Силуэтные изображения волка, лисы, ежа, белки, зайца, медведя. Плакат с контурными изображениями животных. Калька. Краски акварельные. Тканевые салфетки с нарисованными контурами медведя и белки. Звукозапись «Голоса птиц. Звуки леса» . Фломастеры. Мешок с игрушками.

Ход занятия:

Тифлопедагог: - Ребята, сегодня мы отправимся с вами в лес. Чтобы в зимнем лесу нам не замерзнуть, оденемся потеплее (имитация одевания верхней одежды) . Закроем глазки и скажем: .

Дети: - «Раз, два, три в лес ты попади!» .

Тифлопедагог: - Вот мы и в лесу. Почему здесь так тихо? Не слышно пения птиц, не видно животных? Что случилось? Кажется под елочкой кто-то плачет. Подойдем поближе и посмотрим… (под елочкой игрушка Старичок-Лесовичок) (фото №1)

Тифлопедагог: - Это Старичок-Лесовичок. Он жалуется, что Баба-Яга превратила всех животных в ледяные фигурки. Помочь им теперь могут только дружные ребята.

Как вы думаете, мы сможем помочь расколдовать лесных жителей?

Дети: - Да!

Тифлопедагог: - Лесовичок, подскажи, что для этого мы должны сделать? Все вместе выполнить задания…

Задание №1

Отгадайте, кто из животных хвостом свои следы заметает? (лиса)

- «Найди силуэты лисицы и совмести с контурным изображением» (фото №2)

Молодцы! Вы помогли расколдовать лисицу. Найдите ей в лесу место. (совмещение цветного изображения животного с силуэтным на стене, оформленной под зимний лес)

Задание №2

Загадка: «Какого зверя называют санитаром леса?» (волк)

Как называется жилище волка? (логово)

- «Найди в запутанной картинке волка и обведи его по контуру фломастером» (зашумленные изображения животных) (фото №3)

Спасибо! Найдите ему в лесу место.

Задание №3

Загадка: «Какой зверь уязвим в воде, но не уязвим на суше? Почему?»

- «Обведи через кальку ежа по контуру»

И ежа помогли расколдовать! Найдите ему в лесу место.

Гимнастика для глаз: Игра «Бывает или не бывает» . (Дети слушают вопрос и отвечают глазками. Если бывает, широко раскрыть глаза, если не бывает, крепко зажмурить.)

Вопросы к игре:

  1. В январе медведь выходит на прогулку. Так бывает?
  2. Иду я по лесу, снег скрипит под ногами, а навстречу мне ежик. Так бывает?
  3. Белка выглядывает из дупла? Так бывает?

Задание №4

У какого животного самые длинные уши?

- «Найди зайчика на ощупь» . (игрушка)

А теперь найдем ему в лесу место.

Задание №5

У какого зверя зимой детеныши рождаются?

Какое животное живет в дупле?

- «Закрась медведя и белку пальчиком внутри контура» (рисование по мокрой ткани)

Пальчиковая гимнастика: «Только уставать начнем, сразу пальцы разожмем. Мы пошире их раздвинем, посильнее напряжем» . «Пальцы делают зарядку, чтобы меньше уставать, а потом они все вместе будут дальше рисовать!»

Найдите в лесу место для белочки и медведя.

Итог занятия:

Тифлопедагог: - Посмотрите на лесную полянку. Кого мы оживили и расколдовали?

Старичок- Лесовичок и все лесные жители благодарят вас за помощь.

А нам пора в детский сад. «Раз, два, три в группу попади!»

Коррекционное занятие по развитию зрительного восприятия. 1 класс.

Тема: Геометрические фигуры.

Тип урока: урок закрепление.

Цель: создание условий для развития зрительного восприятия.

Задачи: Образовательные задачи:

    Закреплять знания о геометрических фигурах.

Коррекционные задачи:

1.Совершенствовать навыки ориентировки в микропространстве на клеточном поле, на карте-схеме.

2.Учить видеть в реальных предметах сенсорные эталоны формы, величины, пространства, сенсорные эталоны плоскостных предметов и объемных тел.

3.Учить понимать и называть направление движения в пространстве и соотносить его изображение на листе (схеме, рисунке).

4.Учить соотносить изображение на картинке с реальным объектом по силуэтному, контурному и зашумленному изображению.

Воспитательные задачи:

1.Воспитывать аккуратность в выполнении практических работ.

2.Воспитывать товарищеские отношения, умение работать в подгруппе.

Оборудование:

    Карточки с изображением набора геометрических фигур

    Карточки с изображением половины домика.

    Плоскостное изображение пенька, березки, елочки, грибка.

    Карты-схемы пути.

    Герои сказки «Колобок»: колобок, зайчик, волк, медведь, лиса.

Ход занятия

I. Организация детей на работу.

– Ну-ка, проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте? Все ль в порядке?
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?

II . Подготовка к восприятию нового материала .

–А начнем наше занятие с упражнения для тренировки зрительной памяти.

– Посмотрите внимательно и запомните, какие фигуры и как расположены на карточке.

– Выберите такую же карточку из нескольких.

– Проверим, правильно ли вы выбрали карточку.

– Какие геометрические фигуры здесь нарисованы?

III. Знакомство с новым материалом .

– Сегодня мы будем находить геометрические фигуры и предметы, имеющие определенные геометрические формы.

– Любите ли вы сказки?

– Какие сказки вы знаете?

– На нашем занятии мы встретимся с героями сказки и должны их узнать.

– Итак, мы отправляемся в сказку.

– Начинается наше путешествие с домика (рис.2)


Рисунок 2

– Вот наш домик. Но у него нет одной половинки. Дорисуйте сами вторую половину.

– Скажите, из каких частей состоит домик (крыша, сруб)?

– Какую форму имеет крыша?

– Какую форму имеет сруб?

– В каких сказках встречается домик?

– Чтобы узнать, из какой сказки наш домик, надо войти в него.

– Посмотрите, дом закрыт на замок!

Чтобы открыть дверь, нам нужно решить логические задачки (на индивидуальных карточках, у педагога укрупненно):

1. Что нужно сделать, чтобы получить прямоугольник и три треугольника?

2. Сколько прямоугольников на рисунке?

3.Проведите два отрезка так, чтобы получилось восемь одинаковых треугольников


4.Проведите одну линию так, чтобы получилось девять треугольников

– Мы открыли дверь и можем войти в дом.

– Посмотрите, нас встречает герой сказки.

– Какую фигуру он напоминает?

– Какая объемная фигура на плоскости имеет форму круга?

– Какой сказочный герой имеет форму шара?

– Посмотрите, вот наш колобок.

– Что произошло с Колобком в сказке?

Физминутка:

1. Взгляд направить влево-прямо, вправо-прямо, вверх-прямо, вниз-прямо без задержки в отведенном положении 1-10 раз.

2. Взгляд смещать по диагонали влево-вниз-прямо, вправо-вверх-прямо, вправо-вниз-прямо, влево-вверх-прямо и постепенно увеличивать задержки в отведенном положении, дыхание произвольное. 1-10 раз.

3. Круговые движения глаз от 1 до 10 кругов влево и вправо, вначале быстрее, затем медленнее.

4. Изменение фокусного расстояния - смотреть на кончик носа, затем вдаль несколько раз.

5. Смотреть на кончик пальца или карандаша, удерживаемого на расстоянии 30 см от глаза, а затем вдаль несколько раз

6. Массировать веки, мягко поглаживая их указательным и средним пальцами в направлении от носа к виску, или глаза закрыть и переводить подушечками пальцев от висков к переносице.

7. Потереть ладони друг об друга без усилий, прикрыть глаза на 1 минуту, представить погружение в темноту, открыть глаза.

IV. Закрепление изученного.

– Возьмите карту-схему движения Колобка.

– Колобок вышел из дома и остановился у елочки.

– Какую форму имеет елочка?

– Какого цвета?

– Найдите этот ориентир на карте.

– Выберите направление от домика к ёлочке: вправо, влево, вверх, вниз?

– Проведите путь синим карандашом.

– Возле елочки Колобок с кем-то встретился.

– Узнайте по силуэту, кто это.

– Как вы догадались, что это зайчик?

– Вот наш зайчик!

– Какую форму имеет березка?

– Какого цвета?

– Куда нужно идти? (вправо, влево, вверх или вниз)

– Проведите путь зеленым фломастером.

– А возле березки Колобка кто-то поджидает.

– Попробуйте узнать кто это по контуру.

– Обведите фломастером через кальку.

– Все смогли узнать?

– Вот он, волк.

– Колобок покатился по дорожке до грибка.

– Из каких фигур состоит грибок?

– Какого цвета шляпка? Ножка?

– Куда нам надо идти?

– Проведите красным фломастером.

– Возле грибочка кто-то ждет нашего героя.

– Узнайте на зашумленном рисунке, кто это.

– Вот какой у нас медведь.

– Какую форму имеет пенек?

– Какого цвета пенек?

– Куда нужно Колобку идти?

– Проведите дорожку до пенька черным фломастером.

– Ой, возле пенька его кто-то поджидает.

– Узнайте, кто это? Длямы соберем оригами. Возьмем лист бумаги – квадрат, согнём по диагонали. Что получится? Треугольник. Согнем еще раз, подогнем верхние уголки к левому углу. Согнем будущую ногу, одновременно сгибая вниз верхний уголок. Нарисуем мордочку.

– Как вы догадались, что это лиса?

– На нашем занятии Колобок и от лисы убежал домой.

– Куда надо идти?

– Проведите дорожку коричневым фломастером.

V. Итог занятия.

– Вот и закончилось наше путешествие по сказке.

– С какими героями мы встретились?

– Как называется сказка?

– Какие геометрические фигуры нам помогали в путешествии?

– Где мы встретили эти фигуры?

Давайте попробуем с помощью пальчиков изобразить геометрические фигуры: треугольник, круг, овал, прямоугольник, квадрат.

Если вам понравилось занятие, покажите пальчиками прямоугольник; если у вас остались вопросы и что-то неясно – покажите треугольник; если вы ничего не поняли, покажите круг.

Тема занятия: «К ребятам в гости»

Программное содержание: продолжать учить детей в рисунке находить определенные сочетания цветов, место заданных оттенков в сериационном ряду; закрепить знание цветов радуги и их последовательность, на ощупь различать плоские геометрические фигуры и объемные геометрические тела и размещать их в микропространстве по словесной инструкции; активизировать работу по развитию прослеживающей функции зрения; воспитывать бережное отношение к игрушкам и пособиям.

Материал: игра «Подбери по цвету», семь подружек-кукол в платьях цветов радуги, карточки с клоунами и половинками оттенков основных цветов (красного, желтого, зеленого, синего), медали из геометрических фигур разного размера, цвета, формы; коробка для определения фигур на ощупь; плоские геометрические фигуры и объемные геометрические тела; музыкальная игрушка Чебурашка.

Ход занятия по развитию зрительного восприятия

Воспитатель (В.). Здравствуйте, ребята! Давайте вспомним стихотворение «Мышка и кошка» и покажем его.

Эта ручка - мышка,

Эта ручка - кошка,

В кошки-мышки поиграть

Можем мы немножко.

Мышка лапками скребет,

Мышка корочку грызет,

Кошка это слышит

И крадется к мыши.

Мышка, цапнув кошку,

Убегает в норку.

Кошка все сидит и ждет.

Только мышка не идет.

Давайте поиграем в игру на внимание, которая называется «Стол и стул».

Когда я произнесу слово «стол», вы покажете пальчиками стол (левая рука сжата в кулачок, а правая ладошка опускается на кулачок).

Если же я произнесу слово «стул», то вы покажете пальчиками стул. (Правую ладошку размещаем вертикально вверх, а левый кулачок приставляем к нижней части ладошки правой руки, большим пальцем к себе.) Будьте внимательными!

Ребята, к нам в гости пришли нарядные куклы.

Семь подружек нарядились в красивые разноцветные платья. Они решили поводить хоровод. Главное, что им захотелось быть похожими на радугу, но подружки забыли, в каком порядке расположены цвета радуги. А вы помните, как расположены цвета радуги? Назовите их. Давайте поможем сделать радужный хоровод.

Ребята, посмотрите, на платье у каждой из подружек есть кармашек. Что же лежит там? Сережа, достань из кармашка у девочки в красном платье то, что там лежит. Какой-то листок бумаги. Здесь что-то написано, давайте прочтем.

Наши подружки приготовили для вас задания.

Задание 1. «Подбери по цвету»

Перед вами лежат карточки с нарисованными предметами. Вам необходимо определить, какими карандашами нарисован рисунок, и подобрать нужную карточку с карандашами.

Задание 2. «Помоги клоуну»

Клоуны выступают в цирке. Они подбросили вверх цветные шары. Вдруг случилась беда. Половинки шаров упали вниз. Давайте поможем клоунам подобрать половинки шаров так, чтобы шары получились одного цвета. Подобрали половинки, молодцы. Назовите цвет шара у вашего клоуна. Самый светлый тон шара у тебя, Лена, справа или слева? А у клоуна? (Уточнить у каждого ребенка.)

Задание 3. Физкультминутка

Упражнения для глаз.

Выбери себе куклу и стань перед ней. Наши подружки хотят поупражнять ваши глазки.

На счет 1, 2, 3, 4, 5 - сомкнули веки.

На счет 6, 7, 8, 9, 10 - открыли глаза и посмотрели на куклу. (Повторите упражнение 5-6 раз.)

Быстро поморгаем глазами так, чтобы кукла не исчезла из виду. (Моргать одну минуту.)

Повторить первое упражнение.

Задание 4. «Определи на ощупь»

Ребята, перед вами коробки. В них лежат геометрические фигуры и объемные геометрические тела. Вам необходимо на ощупь определить их. (Два ребенка индивидуально определяют, что находится в коробке, а остальные дети следят за правильностью выполнения задания.)

У каждого из вас по три фигуры, а теперь расставьте их так, как я скажу. Справа - круг, слева - треугольник, а в центре - куб.

Дети меняются местами, и им предлагаются другие фигуры.

Задание 5. «Назовите соседей»

У детей медали из геометрических фигур. Под звуки музыки ребята движутся врассыпную. По окончании музыки становятся в круг. По выбору водящего (взрослого) дети называют, кто стоит справа и какая геометрическая фигура у этого ребенка (так же и слева). (Например, справа у меня Даша, у нее большой круг красного цвета. Слева у меня Саша, у него маленький овал зеленого цвета.)

Задание 6. «Письмо»

«Здравствуйте, дорогие друзья! Вас ожидает сюрприз, но для этого вам необходимо пройти по лабиринту строго по инструкции». Инструкция в кармашке у седьмой подружки.

Крокодил Гена. Ребята, посмотрите внимательно на инструкцию. По каким геометрическим фигурам начнем путь? (По зеленым квадратам.) Затем перейдем на какие фигуры? (Красные круги.) А дальше? (По оранжевым треугольникам.) Следите внимательно за указкой.

Вот и вышли из лабиринта. Посмотрите, что это такое? (Посылка.)

Так вот какой сюрприз приготовил для нас Крокодил Гена! Давайте посмотрим, что в посылке. Ребята, кто это, вы узнали героя из мультфильма? Верно, это самый лучший друг Крокодила Гены - Чебурашка. Здесь в посылке еще что-то есть. Апельсины. Ребята, давайте поблагодарим за угощение и попросим Чебурашку погостить немного у нас.

План занятия по развитию зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения подготовила И. Маршицкая

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Презентация к конспекту коррекционного занятия по разделу: « Развитие зрительного восприятия » в средней группе для детей с нарушением зрения на тему: «Овощи» Подготовила: Протасова Анна Геннадьевна, учитель-дефектолог г.Суворов, 2014

Форма овоща

Цвет овоща

Величина овоща

На грядке и в грядке

Угадай схему 1.

Угадай схему 2

Угадай схему 3

Предварительный просмотр:

Конспект коррекционного занятия

по разделу: «Развитие зрительного восприятия»

в средней группе для детей с нарушением зрения

Тема: «Овощи»

Форма проведения : подгрупповая (4 чел.)

Цель: расширять представления об овощах; учить различать их по внешнему виду; учить устанавливать причинно-следственные связи при рассматривании сюжетных картинок.

Задачи:

Коррекционно-образовательные: закреплять представления о признаках овощей (цвет, форма, величина, где растёт); учить понимать и воспринимать сюжетные изображения; обучать приемам работы со схемами; уточнять и расширять словарный запас по теме.

Коррекционно-развивающие: развивать зрительное восприятие при опознании и соотнесении силуэтного и предметного изображения; стимулировать развитие зрительно-двигательной координации; формировать целостность восприятия при составлении целого из частей; развивать зрительное внимание, память и мышление; развивать осязание и мелкую моторику.

Коррекционно-воспитательные: учить детей внимательно слушать речь педагога и других детей; воспитывать усидчивость и познавательный интерес к занятию; развивать простейшие навыки самоконтроля.

Оборудование и материалы: кукла Маша, загадки об овощах, карточки с силуэтными и предметными изображениями овощей, плакат с изображением овощей, сюжетные картинки с изображением огорода (слайдовая презентация Power Point) (посадка овощей, уход за овощами, уборка урожая овощей), схемы в слайдах презентации, корзина (поднос) с натуральными овощами (капуста, помидор, огурец, морковь, картофель, лук, чеснок, перец), коробка- сундучок с муляжами овощей, задания для детей «Обведи по точкам», разрезные картинки овощей (4-5 частей 4 комплекта), ноутбук, мультимедийный проектор,

Предварительная работа: чтение книг об овощах «Пых», «Репка», «Вершки и корешки», рассматривание овощей, дидактические игры: «Назови геометрическую фигуру», «Найди контур, силуэт», складывание разрезных картинок.

Ход занятия:

Организационный момент.

Тифлопедагог: - Ребята, к нам в гости пришла кукла Маша. Давайте поздороваемся с ней. Она принесла для вас загадки. Отгадайте загадки и найдите ответ в картинке. Найдите тень для каждой загаданной картинки.

Загадки

  • Расту в земле на грядке я, красная, длинная, сладкая. (Морковь)
  • Как надела сто рубах, захрустела на зубах. (Капуста)
  • На грядке длинный и зеленый, а в кадке желтый и соленый. (Огурец)
  • Как на нашей грядке выросли загадки – сочные да крупные, вот такие круглые. Летом зеленеют. К осени краснеют. (Помидоры)
  • Прежде, чем его мы съели, все наплакаться успели. (Лук)
  • И зелен, и густ на грядке вырос куст. Покопай немножко, под кустом… (Картошка)

Тифлопедагог: Молодцы, ребята! Отгадали загадки, нашли отгадки, порадовали куклу Машу. Как, одним словом, можно назвать все эти предметы? Правильно, овощи. Это значит, что мы сегодня с вами поговорим об овощах.

Основная часть.

Рассматривание сюжетных картин.

(Тифлопедагог обращает внимание детей на экран).

Дети, овощи созревают в конце лета и осенью. Посмотрите внимательно на эту картину. Это огород, здесь люди делают грядки (слайд 2). На грядках растут овощи. Назовите их. Люди, которые сажают овощи, называются овощеводами. Повторите: овощеводы – люди, которые выращивают овощи.

Весной, когда совсем стает снег, люди сажают овощи (слайд 3), для этого нужны семена. Посмотрите, какие они? Круглые, овальные, большие и маленькие. (Тифлопедагог показывает семена).

Летом за овощами требуется особый уход. Как вы думаете, что нужно делать, чтобы овощи выросли? – За ними нужно ухаживать: маленькие ростки овощей нужно обязательно поливать, рыхлить землю, удалять сорняки (слайд 4), иначе они не вырастут.

Осенью люди собирают урожай (слайд 5). Какой урожай собирает мальчик на этой картинке? (Морковь, капусту).

Из овощей люди готовят салаты, консервируют их на зиму (слайд 6).

Скажите мне, как называют людей, которые выращивают овощи? (Овощеводы)

Пальчиковая гимнастика

Мы капусту рубим, рубим (Дети стучат ребрами ладоней по столу).

Мы капусту мнем, мнем (изображаем это действие).

Мы капусту солим, солим (тремя пальцами трем друг об друга).

Мы морковку трем, трем (изображаем это действие).

А теперь попробуем. Пересолили? (изобразить мимикой)

«Обведи по точкам»

Тифлопедагог: Возьмите цветной карандаш и обведите по точкам изображение на листочке. Назовите, что у вас получилось. (Огурец и помидор)

Работа со схемой

Тифлопедагог: - Дети, посмотрите, какие-то непонятные значки принесла нам кукла Маша. Ребята, это схема, по которой мы научимся говорить про овощи (слайд 7). Какие геометрические фигуры здесь изображены? (круг, треугольник, овал).

Кружок означает, что овощ круглой формы. Какие овощи бывают круглой формы, посмотрите внимательно на плакат. (капуста, тыква, помидор)

Треугольник – означает, что овощ треугольной формы. (морковь)

Овал – овощ овальной формы. (огурец, кабачок, картофель)

Эти значки показывают цвет , который может быть у овощей (слайд 8) (Красный, зеленый, коричневый, желтый). Назовите, какого цвета наши овощи? Картошка – коричневого цвета, огурец – зеленый, помидор – красный, репка – желтая.

(Слайд 9) Большой или маленький наш овощ.

(Слайд 10) Этот значок показывает, где растет наш овощ – сверху на грядке или в земле. Обратите внимание, куда направлены стрелочки этих значков, если вверх – то овощ растет на грядке, если вниз - то в грядке. Какие овощи растут сверху на грядке?– (капуста, огурцы, помидоры).

А какие овощи растут в земле? (морковь, картофель, свекла, репа, редис).

Давайте попробуем поиграть и угадать схемы, которые нам загадала кукла Маша.

(слайд 11 (круглый, красный, маленький, растет на грядке – это помидор),

слайд 12 (овальный, зеленый, маленький, растет на грядке – это огурец),

слайд 13 (круглый, коричневый, большой, растет в земле - картофель).

Молодцы! Справились с заданием.

Зрительная гимнастика

«Волшебный сундучок»

Дети, перед вами не простой сундучок, а волшебный. В нем живут овощи. А какие овощи мы сейчас узнаем с помощью наших ручек. Я буду вам называть овощ, а вы должны его найти в коробке на ощупь, при этом не подглядывать. (Тифлопедагог по очереди загадывает детям название овоща и спрашивает, как ребенок догадался, что это именно тот овощ).

Физкультминутка

Как растут овощи на грядке?- (руки вверх поднять, подняться на носочки) Вот так!

Как растут овощи в грядке?- (руки вниз опустить, наклониться) Вот так!

Какой урожай мы собрали?- (широко расставить руки в стороны) Вот такой большой!

Присядем отдохнуть.- (присесть на корточки)

«Разрезные картинки»

Тифлопедагог: - Соберем картинки для нашей куклы Маши. Что получилось?

Итог занятия.

Пора нам прощаться с нашей куклой Машей. Скажите, что мы сегодня делали на занятии? Вам понравилось занятие? Все молодцы, старались.

Учить детей узнавать овощи по вкусу и запаху, поиграть в «Четвертый лишний» (на цвет, форму, величину овощей).


Кировское областное государственное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья «Хрусталик» г. Кирова»

КОРРЕКЦИОННОЕ ЗАНЯТИЕ

ПО РАЗВИТИЮ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ

Учитель-дефектолог (тифлопедагог)

высшей квалификационной категории

Л.В. Городинская

ТЕМА: «ИГРУШКИ»

Программное содержание.

Образовательные задачи:

Обогащать знания детей по теме «Игрушки».

Закреплять название основных цветов спектра: красный, желтый, зеленый, синий.

Коррекционно-развивающие:

Развивать умение соотносить объемные, цветные, силуэтные, контурные изображения игрушек.

Развивать зрительно-поисковую деятельность с ориентацией на цвет, звук.

Способствовать развитию слухового, зрительного восприятия.

Способствовать активизации, развитию зрительных функций: цветовосприятия, локализации, прослеживания, остроты зрения.

Воспитательные задачи:

Воспитывать умение взаимодействовать со взрослыми, сверстниками. Прививать устойчивый интерес к выполнению игровых заданий. Воспитывать бережное отношение к игрушкам.

Интеграция областей: познание, коммуникация

Оборудование и материалы: игрушки: пирамидка, юла, медвежонок, неваляшка; их цветные, силуэтные, контурные изображения; цветные изображения следов на полу; цветные колпачки, закрывающие игрушки; перфокарты-изображения полочек с игрушками (контурное и плоскостное цветное изображение), мультимедийная электронная гимнастика, мольберты, столы, стулья, подставки

Форма проведения : подгрупповая

Ход занятия.

Педагог предлагает поприветствовать гостей, познакомиться с ними. Спрашивает детей, какими игрушками они любят играть.

Тифлопедагог - Дети, сегодня игрушки решили поиграть с вами в прятки, и мы пойдем искать их по цветным следам. Какого цвета следочки вы видите? (красные).

-По следочкам мы пойдем и игрушку мы найдем.

Дети идут по красным следам, находят под колпачком пирамидку; далее идут по желтым следам, находят юлу; идут по зеленым следам, находят неваляшку. Педагог способствует эмоциональному восприятию игрушек. Дети находят синие следы с ладошками, двигаются «по-медвежьи». Вдали слышится «рычание медведя». Дети по звуку находят игрушечного медвежонка, несут к игрушкам.

Тифлопедагог - Дети, давайте «сфотографируем» наши игрушки, а фотографии подарим игрушкам.

Педагог предлагает сжать руки в кулачки, разжать сначала указательные пальчики, затем - большие, «сфотографировать игрушки». Затем дети находят на мольберте картинки с изображением игрушек и дарят их игрушкам (ставят на подставку, стоящую рядом). Педагог от лица игрушек благодарит детей.

Тифлопедагог - Выглянуло солнышко, и от игрушек упали тени, давайте найдем тень каждой игрушки.

Дети находят «тени», ставят их на подставку.

Тифлопедагог - Молодцы, дети! Скажите, а как нужно обращаться с игрушками? (беречь, не ломать, прибирать). Я вам предлагаю расставить игрушки по местам.

Дети садятся за столы.

Перед вами полочки. Проведите пальчиком по верхней полочке, а теперь - по нижней. Расставьте игрушки по местам (карточки-«полочки», плоскостные изображения игрушек у детей соответствуют зрительным диагнозам).

Какие игрушки стоят на верхней полочке у тебя, Максим? Соня, на какой полочке стоит матрешка: на верхней или на нижней? Молодцы, дети, навели порядок на полочках. А наши глазки тоже хотят поиграть.

Электронная зрительная гимнастика по теме.

Тифлопедагог - Дети, мишка принес мешочек, давайте посмотрим, что в нем?

(Достают печенье «Барни». Благодарят мишку за угощение. Продолжают игры в кукольном уголке).