Картотека на тему: Игры с лего. Развивающие игры с лего

Конструкторов много не бывает – такого мнения придерживаются в нашей семье. У нас их много, разных. Но самым универсальным и самым любимым у моих разновозрастных детей (9 лет и 2 года), к которому они всегда возвращаются после не столь долгого переключения на другие конструкторы, является конструктор Лего.

Придуманный в Дании в 1932 году, сейчас конструктор Лего занимает прочное место в детских комнатах мальчишек и девчонок из всех уголков мира. Конструктор Лего прост и универсален: маленькие кубики могут превратиться в любую игрушку, в любой предмет, стоит только добавить немного фантазии. И творческий порыв увлеченного ребенка остановить будет уже невозможно. А ? Легко!

Когда начинать играть

Как указывает производитель, играть в Лего можно с 1,5 лет и уже не останавливаться. Так, например, наш папа с удовольствием «играет» в Лего-роботы (LEGO MINDSTORMS). Для деток от года и до 5 лет прекрасно подойдет серия DUPLO с самыми крупными кирпичиками. После 3 лет можно добавлять к играм и «мелкое» Лего (крупное и мелкое Лего хорошо соединяются между собой). В играх только с «мелким» Лего нужно учитывать сложность заданий, чтобы не отбить интерес.

Простой и универсальный, конструктор Лего является прекрасным пособием для развивающих игр, и не только потому, что из него можно построить все что угодно . Его можно использовать как угодно и практически где угодно. В любых видах деятельности, которыми занят малыш или дошкольник. Кубики Лего можно добавлять практически к любым играм: простым (например, построить башню или забор) и сюжетным, математическим, к играм на физическое развитие и играм на чтение.

Давайте посмотрим, в какие развивающие игры с конструктором Лего можно играть в зависимости от возраста вашего малыша:

Развивающие игры с конструктором Лего от 1 года до 2 лет

С года до двух лет ребенок бурно развивается физически и активно познает мир. Он активно и по-разному манипулирует с предметами, строит первые причинно-следственные связи.

Игры на складывание, бросание, доставание

Кубики Лего можно складывать в коробки , ведерки, кузов грузовика или вагон поезда, в пакеты – бумажные с ручками или обычные целлофановые. Мой младший сын больше всего любит складывать Лего в обычные целлофановые пакеты и носить их потом по квартире, очень собой довольный.

В закрытой коробке можно проделать отверстие, подходящее для ручки малыша, и положить в коробку несколько кубиков Лего разных по цвету и / или форме. Малыш будет с интересом доставать кубики из коробки по одному через это отверстие. И каждый раз «добыча» будет другой.

Кубики можно пересыпать из одного ведерко в другое . Можно научить ребенка говорить при этом «Ба-бах». А еще кубики из нескольких контейнеров можно ссыпать в один и устроить «Легопад». Это когда кубики с грохотом высыпаются из контейнера на пол (только подберите такой контейнер, чтобы ребенку было удобно его поднимать самому). Эту игру большинство детей в этом возрасте предпочитают всем остальным.

Знакомство с цветом, формой, размером. Сортировка

Играя в конструктор Лего с ребенком, проговаривайте цвета и размер кубиков. Сначала с маминой или папиной помощью, а потом и самостоятельно ребенок может сортировать кубики по цвету и размеру . Только не надо так говорить ребенку: «Давай подели кубики». Придумайте антураж для игры, это совсем не сложно. Можно грузить маленькие кубики в маленькую машину, а большие – в большую, или селить рыбок в красное или синее море (в качество красного или синего моря прекрасно подойдут листы цветного картона).

Можно играть в эти игры с небольшими постройками из кубиков: палочками или кубами (делается из четырех кирпичиков 2*4, для прочности второй ряд кирпичиков ставьте поперек), «грибочками» или «пирожными». Например, палочки могут состоять из одноцветных или чередующихся кубиков или быть собраны «как попало».

Башенки из кубиков различного цвета, разной высоты и толщины позволят познакомить ребенка с цветом, объяснить ему такие понятия как «высокий» – «низкий», «толстый» – «узкий». Высокую и низкую башню ребенок может потрогать, он или его любимая игрушка могут ее перешагнуть. Толстую и тонкую башню можно попробовать сломать. Какая сломается легче? Такое знакомство ребенка с окружающим миром через действие более эффективно, чем простое рассматривание развивающих книжек, и просто незаменимо для гиперактивных детей.

Одинаковый – разный, такой – не такой, похожий. Выборка

С использованием небольших построек можно наглядно объяснить ребенку понятия «одинаковый» и «разный» . Например, попросить найти две одинаковые палочки – конфетки для куклы. Можно показать малышу два одинаковых куба, а потом заменить в кубе один кирпичик. И вот – кубы уже разные.

Ребенка ближе к двум годам можно попросить выбрать из кучи предметов предметы с одним признаком . Например, попросить собрать в корзинку грибы только с желтой шляпкой, потому что только они на нашей полянке съедобные, а грибы с красной шляпкой – мухоморы – кушать нельзя.

Физическое развитие и крупная моторика

Конструктор Лего можно использовать не только для развития мелкой моторики, но и для развития крупной моторики. При наличии достаточного количества кубиков DUPLO из них можно построить дорожки, через которые нужно перешагивать, или столбики (для устойчивости лучше с основанием 2*2 кубика), которые нужно обходить или даже «классики». Только в такие классики нужно играть по облегченным правилам: не перепрыгивать, а перешагивать.

Перепрыгивать дорожки и играть в «классики» может не только сам ребенок, но и любимая игрушка в его руках. Столбики может объезжать машина-грузовик. А еще машина может проехать под мостом или заехать в гараж, который построили папа или старшие братья и сестры. Выполнение различных движений с игрушками также очень полезно для развития двигательных навыков малышей.

Кубики Лего можно кидать в таз , тренируя меткость. Красные – в красный таз, а синие – в синий.

Первые самостоятельные постройки из конструктора Лего

Ближе к 1,5 годам можно научить ребенка ставить кубики рядом : это может быть дорожка, забор или поезд. Пусть маленькая игрушка походит по дорожке или проедет на поезде. Положительные эмоции малыша – и через какое-то время по такой дорожке будет ходить игрушка уже не вашей, а в его руке.

Держа малыша у себя на коленях или сидя сзади него и взяв его руки в свои, научите его скреплять кубики между собой – строить башенки.

Очень подогревает интерес к игре наличие блоков с колесами : можно построить машину, поезд, автобус… и кого-нибудь покатать или что-нибудь куда-то отвезти.

Потом можно научить ставить кубики на Лего-пластину и снимать их – сажать цветочки и собирать упавшие яблоки. Почти все дети любят разбирать Лего-постройки . Не спешите останавливать малыша, эти действия тоже полезны для его ручек и дают ему информацию о возможности изменения формы предметов. А построить что-то заново можно попросить старшего брата или сестру, особенно если разница в возрасте достаточно большая, и в другие игры дети вместе не играют. А в конструктор можно играть всем вместе.

На пластине можно строить в высоту , а можно выкладывать мозаики : чередовать кубики по цвету и/или размеру, выложить синий дом с желтыми окнами или выложить машинку (правда, колеса у нее будут квадратные). Выложить сам орнамент малыш сможет только ближе к 4 годам, но поучаствовать – вполне.

Мозаику из кубиков Лего можно выгладывать и на бумаге . Обведите на листе бумаги кубики по контуру фломастерами соответствующего цвета или наклейте квадраты подходящего цвета или размера. Шаблон готов. Можно выкладывать мозаику прямо на нем или рядом (для деток ближе к 3 годам).

Научившись скреплять кубики между собой, ребенок сделал первый шаг к использованию конструктора по его прямому назначению . Теперь очередь фантазии. Покажите ребенку пример: постройте простенький замок с башенками, или машинку, или кого-то живого с туловищем и выступающей головой. Не нужно сложных построек, лучше добавьте эмоций. Обыграйте свою постройку. «Ой, что-то у нас машина не заводится… Уфф» или «Кто это там так громко лает?!» Малыш запомнит эмоции и будет пробовать строить сам, раз это так весело!

Развивающие игры с конструктором Лего от 2 до 4 лет

С 2 до 4 лет ребенок еще активнее познает окружающий мир, осваивает расположение предметов в пространстве, постигает азы математики, учится сравнивать и обобщать. Он начинает играть в сюжетные игры. В этом возрасте можно пробовать играть вот в такие игры.

Лего–сортеры

Для деталей Лего различной величины можно сделать сортер . Желательно только, чтобы он был не слишком высоким, чтобы детали не могли войти в него торцом, и не было соблазна засунуть их всех одинаково. При наличии большого количества кубиков сам сортер можно также сделать из Лего.

Для тренировки мелкой моторики и, чтобы младшему не было обидно, что ему не дают «мелкий» Лего, мы делали для младшего сына такой сортер из «мелкого» Лего, ему очень нравилось (только играть нужно под строгим присмотром взрослых).

Учим ориентированию в пространстве

Начните заниматься творчеством с ребенком с удовольствием!

Строя с ребенком башенки, домики, заборчики, обращайте внимание ребенка на слова «верх» – «низ», «вверху – внизу», «над» – «под», «справа» – «слева», «в середине», «рядом», «внутри» – «снаружи», «видно» – «не видно» . Добавление к игре игрушек из киндер-сюрпризов , наборов мелких зверей «Домашние и дикие животные», маленьких машинок или просто картинок на картоне позволит обыграть эти понятия более ярко. Через некоторое время Вы увидите, как ваш ребенок в своей самостоятельной игре делает те же самые действия.

С маленькими фигурками можно сыграть в игру «Домики» . Возьмите листок бумаги и карандаши. Обведите по контуру понравившуюся деталь Лего. Это будет домик, посадите в него игрушку. Попросите ребенка нарисовать домик для какой-то другой игрушки или гараж для машины. Рисунок можно дополнить другими деталями. Нарисуйте или выложите дорожку от домика к домику из кубиков Лего, и игрушки смогут ходить друг к другу в гости.

Игра «Обезьянка»

Ближе к трем годам с ребенком можно поиграть в игру «Обезьянка», предложенную Никитиными в своей книге «Интеллектуальное развитие». Сделайте два одинаковых набора из 2-3 кубиков. Один возьмите себе, другой отдайте ребенку. Расскажите ребенку о том, что обезьянки любят все повторять. Сначала обезьянкой будет он: вы строите, он повторяет за вами (сразу или после того, как вы закончили). Потом можно поменяться местами. Постепенно количество кубиков можно увеличивать.

Математические игры

В математических играх простор для конструктора Лего просто не ограничен. Понятия «больше» – «меньше», «выше» – «ниже», «длиннее» – «короче», «один» – «много», счет, сравнение . Попробуйте измерить рост любимых мягких игрушек малыша или длину его машин не в попугаях или мартышках, а в кубиках Лего. Или разделить три яблока (кубики Лего) между двумя игрушками.

Лего–игры с сюжетом

После двух лет малыши с удовольствием играют со взрослыми в сюжетные и тематические игры. В эти игры также можно добавить развивающие элементы с конструктором Лего .

Кубики Лего можно грузить в кузов грузовика или вагоны поезда и возить на стройку – к старшему брату или сестре. На пластине или без нее можно построить из кубиков Лего лестницу или гору и покорять ее. Кормите куклу или мягкие игрушки? Кубики Лего могут быть печеньем, ягодами, да всем чем угодно. Палочку из кубиков – «булочку» – можно «поделить» поровну между всеми игрушками, и нож вам не понадобится, достаточно просто разъединить детали. Из кубиков Лего можно сварить в кастрюле «суп»: желтые кубики – это картошка, оранжевые – морковь, красные – свекла… Все зависит только от вашей фантазии.

Лего и тематические недельки

Мой младший ребенок очень любит Лего, но мне самой скучно просто так строить. Я стараюсь добавлять игры с конструктором Лего в . Тематическая неделька ? Стройте машины, автобусы, поезда. Катайте зверей, возите грузы. При проведении тематической недельки или «Лето» грибы и ягоды из кубиков Лего с удовольствием окажутся в корзинке юного грибника. Тематическая неделька «Овощи – фрукты» или ? Поделите между игрушками оранжевый куб – апельсин – на дольки или соберите с грядки огурцы – зеленые кирпичики. У вас тематическая неделька ? Сделайте цветочную клумбу на пластине Лего: размещайте кубики Лего в произвольном порядке или чередуя цвета.

Заниматесь ? Стройте из кубиков Лего исторические достопримечательности. Сделайте объемные Лего-пазлы. Подходящую картинку разрежьте поперек на несколько частей и наклейте на подходящие детали Лего (желательно одного типа). Предложите ребенку собрать особенных зверей, которые живут в Австралии, Африке или Южной Америке.

Во время тематической недельки «Музыка» мы строили из Лего клавишные инструменты: пианино, орган. И младший, и старший были в восторге. Младший одновременно со мной построил свою версию органа и потом ее несколько дней всем демонстрировал.

Тематические наборы Лего

У Лего огромный ассортимент тематических наборов, в том числе и для самых маленьких. Ребенок обожает поезда? Вот вам поезд. Любит машины – пожалуйста. Зверей – и для него найдется тематический набор. Дома тематические наборы обычно не живут в отдельных коробках. Смешав тематический набор с набором основных кубиков или два тематических набора, ребенок испытывает обычно взрыв воображения и творческий порыв.

Развивающие игры с конструктором Лего о т 4 до 5 лет

Лего и впечатления из жизни

После 4 лет постройки ребенка из конструктора Лего становятся еще более «узнаваемыми». Зачастую дети переносят в игры с конструктором свои недавние впечатления . Ребенок смотрел мультфильм про кота Леопольда? И вот уже две Лего-мыши делают пакости рыжему Лего-коту. В этом возрасте ребенок способен построить уже целую сюжетную композицию. Поддерживайте его в этом начинании. Не всегда нужно давать ребенку узнаваемого кота или мышку. Ребенок способен сам «найти» их в окружающей его среде, главное, чтобы она была развивающей.

Попробуйте из конструктора Лего построить героев книжки , которую вы сейчас читаете с ребенком. Обыграйте несколько сцен из книги или придумайте свой, неожиданный поворот сюжета. С младшим сыном мы в неполные два года с восторгом обыгрывали сказку «Колобок» (эта сказка всегда вызывает у него восторг, даже при обыгрывании без ничего, просто на пальцах.)

Лего–загадки

Можно загадывать Лего–загадки . Вы строите из Лего персонажа с узнаваемыми деталями или ситуацию, с которой ребенок хорошо знаком. Он должен угадать. Потом можно поменяться местами. Некоторым детям куда больше нравится загадывать загадки, чем их отгадывать.

В этом возрасте ребенок уже может начать строить , если вы при нем несколько раз сделаете это сами. Первые инструкции можно делать для ребенка самим, но не по шагам, а просто сфотографировав постройку с разных сторон. Это даст ребенку возможность творчески подойти к заполнению постройки внутри.

Лего–арифметика

Наверное, не будет преувеличением сказать, что игры с конструктором Лего могут заменить учебник арифметики. Строя башни и лестницы, изучаем счет. Играя в сюжетные игры, складываем, вычитаем, делим . Из скольких кубиков будет башня, если зайчик принес три, а мишка – два кубика? По сколько яблок достанется зайке и мишке, если с яблони упало 4 яблока?

Ближе к пяти годам можно играть с ребенком в магазин . Деньгами будут кубики Лего. Для начала можно условиться, что каждая деталь стоит единицу. Потом можно договориться, что каждая деталь стоит столько, сколько выступов на ней. Научите ребенка давать сдачу в магазине. Еще один вариант для деток постарше – стоимость детали зависит от ее цвета.

Лего–геометрия

Во время игр с конструктором Лего ненавязчиво можно познакомить ребенка с симметрией , понятием «наоборот» . На игровое поле положите палку или линейку. Это зеркало. С одной стороны зеркала выложите фигуру, попросите ребенка повторить ее со своей стороны зеркала. Это осевая симметрия. Постройте вместе с ребенком мандалу из деталей Лего . Это центральная симметрия. Соберите палочку из разноцветных кубиков, попросите ребенка повторить ее «наоборот» – сверху вниз.

Также игры с конструктором Лего подводят ребенка к понятиям «периметр » и «площадь» . Постройте контур бассейна из кубиков Лего. Понадобилось 16 кубиков – это периметр. Заполните его водой (синими или прозрачными кубиками Лего в один ряд). Хватило 8 кубиков – это площадь. Или можно сделать для бабушки ковер из кубиков Лего – это тоже площадь. Аккуратно складывая кубики в контейнер, вы заполняете его объем. Заставлять заучивать понятия «периметр», «площадь», «объем», а тем более устраивать тестирование совершенно не нужно. Ребенок просто должен почувствовать эти понятия руками .

Использование одновременно «мелкого» и «крупного» Лего дает играм разнообразие и подводит ребенка к понятию подобия.

Лего-кубики и чтение

На грани кубиков можно наклеить буквы или слоги и составлять слова. С этими словами можно много чего придумать. Их можно дарить» игрушкам или возить на поезде. С детками ближе к 5 годам – играть в «Поле чудес» (аналогично одноименной телепередаче). Переверните кубики с буквами так, чтобы ребенок их не видел. Скажите, что означает загаданное вами слово. Пусть малыш называет буквы. Если угадал, вы «открываете» букву.

Дайте свободу фантазии!

Как видите, развивающие игры и с конструктором Лего – это совсем не сложно. Более того, играя с кубиками Лего не совсем обычным способом, вы не только весело и с пользой проведете время с ребенком, но и научите его получать удовольствие от фантазирования и придумывания того, чего, казалось бы, не может быть. Начав, вы вскоре и сами уловите это вдохновляющее чувство творческой свободы. И не только в играх с ребенком…

Увлеченная мама двух сыновей: Андрея 9 лет и Максима 2 года. Стараюсь сделать так, чтобы не только наши занятия, но и вся жизнь были развивающими. При общении с детьми, и не только с ними, стараюсь придерживаться правила: "Не можешь рассказать - покажи".

В системе современного дошкольного образования развитие речи обучение родному языку занимает ведущее место. На сегодняшний день LEGO технология – одна из самых известных и распространённых педагогических систем, широко использующая трёхмерные модели реального мира и предметно-игровую среду обучения и развития ребёнка. Нами была поставлена LEGO

Скачать:


Предварительный просмотр:

Речевое развитие дошкольников в условиях интеграции образовательных областей средствами ЛЕГО технологии

Ребёнок учится мыслить, учась говорить,

но он также и совершенствует свою речь, учась мыслить.

В системе современного дошкольного образования развитие речи обучение родному языку занимает ведущее место. Почему же речь стоит в основе развития дошкольников? Секрет кроется в универсальности данного возраста, который является периодом активного усвоения ребёнком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Поэтому полноценное овладение родным языком, рассматривается как стержень полноценного формирования личности ребенка в целом. «Родное слово является основой всякого умственного развития и сокровищницей всех знаний», утверждал К.Д.Ушинский. При этом связной речи отводится одно из ведущих мест. Связная речь, подчеркивал Ф.А. Сохин, обнаруживает все достижения ребенка в овладении родным языком, в освоении его звуковой стороны, словарного запаса и грамматического строя. По тому, как дети строят свои высказывания, можно судить об уровне их речевого развития.

Но на сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем. Речь односложная, состоящая лишь из простых предложений. Детям очень сложно грамматически правильно построить распространенное предложение. Недостаточный словарный запас. Очень бедна диалогическая речь. Многие дети затрудняются в построении монолога. В речи детей отсутствует логическое обоснование своих утверждений и выводов. Слабые навыки культуры речи, плохая дикция.

В данной ситуации нам, педагогам, на помощь должна прийти правильная организация обучения детей. Учитывая, что современные дети перенасыщены информацией, необходимо процесс обучения построить так, чтобы он был для них интересным, занимательным, развивающим, деятельным, работал на зону ближайшего развития ребёнка, но не превышал его возможностей.

Стараясь шагать в ногу со временем, понимая выдвигаемые требования, и мы в детском саду тоже пытаемся подбирать, внедрять, совершенствовать педагогические технологии и обучающие средства, способные вызвать у детей потребность деятельного общения с окружающими, умение налаживать контакты со взрослыми и со сверстниками, адекватно реагировать на происходящее вокруг, эмоционально откликаться на возникающие ситуации, то есть создать условия, обеспечивающие полноценное речевое развитие.

По словам В.А.Сухомлинского: «Истоки способностей и дарований детей на кончиках их пальцев. От пальцев идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли». Многие ученые (М.И.Кольцова, Е.И.Исенина и др.) считают, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи и эффективно влияет на функционирование речевых зон коры головного мозга.

Одним из таких инновационных конструктивно-игровых средств является обучающий конструктор, выпускающийся образовательной датской корпорацией «GROUP LEGO DACTA». Методика обучения ЛЕГО-игре разрабатывалась согласно деятельностному подходу, принятому в отечественной психологии Л.С. Выготским, П.Я. Гальпериным, А.Н. Леонтьевым. На сегодняшний день LEGO технология – одна из самых известных и распространённых педагогических систем, широко использующая трёхмерные модели реального мира и предметно-игровую среду обучения и развития ребёнка.

LEGO игра – важнейший спутник детства, позволяющий детям учиться, играя, обучаясь в игре. В педагогике Лего-технология интересна тем, что, строясь на интегрированных принципах, объединяет в себе элементы игры и экспериментирования. Игры Лего здесь выступают способом исследования и ориентации ребенка в реальном мире. Дети учатся с момента рождения. Они прикасаются к предметам, берут их в руки, передвигают - и так исследуют мир вокруг себя. И спользование в работе с детьми LEGO конструкторов позволяет за более короткое время достичь устойчивых положительных результатов развития мелкой моторики, психических процессов, фантазии, творчества.

Исходя из вышеизложенного, мы можем предположить, что новая многофункциональная педагогическая технология LEGO позволит сформировать конструктивно-игровую деятельность у детей дошкольного возраста, которая повысит их потенциальную готовность к речевому развитию в условиях интеграции образовательного процесса.

Таким образом, нами была поставлена цель - повышение эффективности процесса речевого развития дошкольников путём использования LEGO технологии во всех видах занимательной деятельности и в повседневной жизни дошкольников.

Для реализации выше обозначенной цели были определены следующие задачи:

  1. изучить теоретическую основу речевого развития дошкольников и методику применения LEGO технологии.
  1. разработать систему занимательной деятельности с использованием LEGO технологии, способствующую речевому развитию дошкольников в условиях интеграции образовательных областей.
  1. определить эффективность использования разработанной системы занимательной деятельности с применением LEGO технологии, способствующей речевому развитию дошкольников.

Сегодня мы представляем вашему вниманию опыт речевого развития дошкольников в условиях интеграции образовательных областей путём использования современной многофункциональной педагогической LEGO технологии. Изначально внедрение LEGO технологии планировалось через дополнительные образовательные услуги. Нами была составлена своя обучающая система кружковых занятий по курсу «Моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора LEGO DUPLO и LEGO DACTA», на основе разработок преподавателя дополнительного образования Прогимназии Юго-Западного управления образования города Москвы, Людмилы Георгиевны Комаровой. Наша система была рассчитана на возрастную категорию детей от 2 до 7 лет и включена в регламент дополнительной образовательной деятельности.

Увидев результаты кружковой работы, мы решили более широко и активно внедрять LEGO технологию в воспитательно-образовательный процесс, с целью повышения эффективности речевого развития дошкольников путём использования LEGO технологии во всех видах занимательной деятельности и в повседневной жизни дошкольников. Для того, чтобы проверить целесообразность наших решений, мы сопоставили задачи, решаемые LEGO технологией с задачами образовательной области «Коммуникация». Общий процент соответствия составил более 80% (Приложение 1). Далее, определив % соответствия задач, решаемых LEGO технологией с образовательными областями, что составило 63%, мы убедились в правильности наших решений и возможности интеграции LEGO технологии с образовательными областями. (Приложение 2).

Таким образом, всё вышеизложенное позволяет констатировать: LEGO технология, с теоретической точки зрения, является эффективным средством речевого развития дошкольников во всех видах занимательной деятельности и в повседневной жизни, так как:

  • задачи, решаемые с помощью LEGO технологии, соотносятся с основными задачами речевого развития дошкольников.

Приступив к решению второй задачи, нами было составлено перспективное тематическое планирование по применению LEGO в разных возрастных группах , ведущей формой которого являются:

  • Совместная образовательная деятельность педагогов, родителей и детей;
  • Самостоятельная деятельность детей. (Приложение 3, 4)

На примере технологической карты «Путешествие в космос» можно чётко спроектировать совместную и самостоятельную деятельность, определить её содержание, конечный продукт, проследить активность коммуникативно-речевой деятельности детей.

Итак, сначала возникает идея, которая изучается с помощью метода учебных исследований, а потом начинается трудовая деятельность по воплощению данной идеи в жизнь . Дети совместно с родителями и воспитателями при помощи LEGO конструктора создают развивающую среду в соответствии с темой: космодром, космические корабли, ракеты, луноходы из крупного конструктора LEGO DUPLO, фигурки космонавтов, атрибуты жизнедеятельности космонавтов из мелкого конструктора LEGO DACTA. В процессе конструирования из LEGO , дети общаются, договариваются, рассуждают, учатся отстаивать свою точку зрения, при этом расширяется словарный запас, умение задавать вопросы, развивается диалогическая речь, дети учатся активно составлять рассказы из личного опыта, развивается монологическая речь. Получая информацию через другие образовательные области, дети, постоянно дополняют, видоизменяют развивающую среду. Это становится возможным, благодаря универсальности LEGO материала. Каждая постройка LEGO – это фантастическое новое приключение, каждый раз не обычное, всегда веселое, познавательное и желанное, так как с самодельными игрушками дети играют обычно с большим интересом и особенно бережно относятся к ним. Поэтому сюжетно-ролевые игры, подводящие итог совместной деятельности, не ограничиваются во времени и являются бесконечным источником речевого развития детей.

Итогом, в зависимости от темы, также могут быть:

  • выставки детского творчества; (Приложение 5).
  • панно-коллажи;
  • литературно-музыкальные и поэтические вечера; (Приложение 6).
  • выставки-презентации книжек-малышек, иллюстрированных и сделанных руками детей и их родителей;
  • игры-соревнования; (Приложение 7).
  • кукольные настольные театры, когда LEGO конструктор приходит на помощь при подготовке к детской театральной постановке. Сначала дети создают своих героев из конструктора, а затем озвучивают их. Поправляя речь детей, мы указываем на ошибки их героев, а не на ошибки детей, что позволяет некоторым воспитанникам преодолеть страх совершить ошибку и быстрее овладеть грамотной связной диалогической и монологической речью. (Приложение 8)

Рассматривая возможность использования LEGO при обучении грамоте, можно рекомендовать следующие задания:

  • составь образ буквы из кирпичиков LEGO;
  • построй различные предметы, которые начинаются с указанного звука;
  • выложи столько кирпичиков LEGO на наборное полотно, сколько ты слышишь слов в данном предложении (или сколько слогов находится в данном слове) и многие другие упражнения. (Приложение 9).


Наша работа была бы менее эффективной без понимания и активного участия родителей в процессе обучения и воспитания детей. Поэтому мы включили в свою работу блок взаимодействия с семьями воспитанников. Через анкетирование и индивидуальные беседы мы определили отношение родителей к речевому развитию детей и к LEGO конструированию. Результат получился печальным - всего 20% родителей проявили инициативу и заинтересованность.

В соответствии с результатами анкетирования, была спланирована работа по взаимодействию педагогов и родителей, основными направлениями и формами которой являются:

  • Взаимопознание: встречи-знакомства, анкетирование;
  • Взаимоинформирование : дни открытых дверей, индивидуальные и групповые консультации, родительские собрания, оформление информационных стендов, общение через сайт, организация детских выставок;
  • Образование родителей : работа «LEGO школы для родителей», проведение мастер-классов, работа библиотеки для родителей;
  • Совместная деятельность : привлечение родителей к организации конкурсов, семейного театра, к участию в детской проектной и исследовательской деятельности, организация совместных выставок.

В результате таких встреч, улучшилось понимание межу родителями и педагогами . Становясь непосредственными участниками творческого процесса, родители приобрели возможность не только помочь детям , но и реализовать свои способности и таланты. Данная работа актуализировала в жизни семьи познавательно-речевое направление развития детей с помощью использования LEGO конструктора, а также – обогатила воспитательно-образовательный процесс ценным положительным опытом семейного воспитания.

Таким образом, подводя итоги решения второй задачи, мы можем констатировать: использование LEGO технологии во всех образовательных областях в комплексе с основной формой организации образовательного процесса при непосредственном участии родителей даёт конкретные положительные результаты речевого развития дошкольников.

Для определения эффективности использования разработанной системы занимательной деятельности с применением LEGO технологии, способствующей речевому развитию дошкольников, нами был использован диагностический материал по программе "От рождения до школы" составленный с учетом ФГТ по образовательным областям, в том числе и по образовательной области «Коммуникация» для всех возрастных групп. Методика экспресс-анализа и оценки детской деятельности О.А.Сафоновой. Тесты для детей М.И.Ильиной, Л.Г.Парамоновой, Н.Я. Головневой.

Сравнительное диагностическое обследование воспитанников проводилось в двух группах: экспериментальной группе, где используется LEGO технология и контрольной, не использующей LEGO. Анализ, полученных результатов позволил констатировать: уровень речевого развития детей дошкольного возраста в экспериментальной группе выше, чем в контрольной. (Приложение 10).

Таким образом, всё выше изложенное, позволяет сделать вывод: применение LEGO технологии в условиях интеграции образовательных областей способствует речевому развитию дошкольников.

Литература:

  • Анисимова, Т. Ваш ребенок идет в школу: тревоги и страхи детей и родителей / Т. Анисимова. - Ростов-н/Д: Феникс, 2005. – 252 с.: ил. – (Психологический практикум).
  • Артамонова, Е. Ребенок должен быть счастливым: родителям о проблемах подготовки детей к школе / Е. Артамонова // Народное образование. – 2007. - № 1. – С. 221 – 225.
  • Головнева, Н. Я. 365 проверочных заданий и упражнений для подготовки к школе / Н. Я. Головнева, М. Н. Ильина, Л. Г. Парамонова. – СПб.: Дельта, 2000. – 320 с.: ил.
  • Доман, Г. Дошкольное обучение ребенка / Г. Доман, Д. Доман. – М.: Аквариум, 1995. – 400 с.
  • Ильина, М. Н. Готов ли ваш ребенок к школе: тесты для детей / М. Н. Ильина, Л. Г., Парамонова, Н. Я. Головнева. – СПб: Дельта, 1997. – 384 с., ил. – (Страна чудес).
  • Кабанова, М. Н. Готовимся к школе: практические задания, тесты, советы психолога. – СПб: Нева; М.: Олма-Пресс, 2001. – 224 с.: ил. – (Золотая коллекция начальной школы).
  • Матвеева, Л. Игры для подготовки к школе / Л. Матвеева // Обруч. – 2004. - № 1. – С. 13 – 14.
  • Мельникова, Е. К школе готов / Е. Мельникова // Мой кроха и я. – 2006. - № 4. – С. 92 – 93.
  • Мирская, Н. Знания и навыки, необходимые первокласснику / Н. Мирская // Здоровье детей. – 2004. – 16-30 сент. – С. 36 – 39.
  • Мягкова, Т. Идеальный ученик / Т. Мягкова // Мой кроха и я. - 2006. - № 8. - С. 66 - 69
  • Ухорская, Я. Первый раз – не в первый класс / Я. Ухорская // Няня. – 2006. - № 4. – С. 64 – 66.

В педагогике, леготехнология позволяет обеспечить единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования дошкольников. Данная технология объединяет элементы игры с экспериментированием, а, следовательно, активизирует мыслительно-речевую деятельность дошкольников. Использование леготехнологии в ДОУ позволяет поднять на более высокий уровень развитие познавательной активности дошкольников, а это - одна из составляющих успешности их дальнейшего обучения в школе. Я предлагаю вашему вниманию игры с лего, которые можно использовать на начальном этапе знакомства с конструкторами лего.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игры с Лего.

Игры на развитие зрительного восприятия

(цвет, форма, размер).

Игра «Разложи по величине».

(для детей 3 – 5 лет)

Задача : учить детей последовательному расположению в ряду элементов разной величины.

Правила игры : нужно расположить формы лего так, чтобы они увеличивались (уменьшались) по величине.

Материал : формы лего.

Ход игры .

Педагог рассматривает с детьми детали, выделяет их характерные признаки и закрепляет в речи. Затем предлагает детям разложить детали так, чтобы они увеличивались (уменьшались) по величине.

Игра «Разноцветные комнаты»

(для детей 3 – 5 лет)

Задача: развивать представление детей об основных цветах спектра посредством приравнивания к эталону с отвлечением от других признаков предметов.

Материал : листы цветной бумаги, разноцветные детали лего.

Ход игры :

Обратить внимание детей на разноцветные комнаты (листы цветной бумаги). Объяснить, что предметы в них должны быть подходящего цвета. На команду педагога: «Раз, два, три, лего по комнатам разложи», дети раскладывают детали по цвету в свои «комнаты».

Игра «Разноцветные вагончики».

(для детей 4 – 7 лет)

Задача : учить детей последовательному расположению в ряду элементов разной формы, различению деталей по цвету, развивать мелкую моторику рук, зрительно-моторную координацию.

Материал : листы бумаги с контурными цветными изображениями деталей лего в виде вагончиков, мелкие животные.

Ход игры :

Педагог предлагает детям собрать поезд из вагончиков для зверюшек, чтобы они могли покататься. Дает детям схемы, по которым они собирают поезд. Если поезд собран правильно, то педагог предлагает детям посадить по вагончикам зверюшек и покатать их (передвигая лист бумаги с «вагончиками»).

Игры на развитие тактильных и осязательных ощущений.

Игра «Найди на ощупь»

(для детей 3 – 5 лет)

Задачи : развитие мелкой моторики рук, зрительно-двигательной координации.

Материал : емкость с фасолью, детали лего.

Ход игры :

Сюда насыпали фасоль

И пальцы запустили,

Устроив там переполох,

Чтоб пальцы не грустили.

Ведь тут не соль, совсем не соль,

А разноцветная фасоль.

На дне игрушки для детей,

Мы их достанем без затей.

Ребенок достает детали лего из емкости с фасолью и строит из собранных деталей постройку.

Игра «Чудесный мешочек»

(для детей 5 – 7 лет)

Задачи: развивать мелкую моторику рук, упражнять в счете в пределах 10.

Материал: мешочек, детали лего (10 штук).

Ход игры:

Педагог предлагает ребенку опустить руку в мешочек, сосчитать сколько деталей лего в нем лежит, достать их и проверить, правильно ли он посчитал. Если сосчитано верно, то из деталей лего ребенок строит постройку.

Игры на развитие двигательной активности.

Игра «Цветные фонарики»

(для детей 3 – 5 лет)

Задачи: учить выполнять игровые действия по словесной инструкции взрослого, упражнять в ходьбе и беге, развивать ловкость, самостоятельность, закреплять умение различать цвета.

Материал: детали лего, листы цветной бумаги, 2 стола.

Ход игры:

В одном конце группы на столе лежат листы цветной бумаги. На другом конце группы лежат разноцветные детали лего.

Педагог читает стихотворение:

Яркие фонарики поднимем высоко

Желтый (красный, синий и т. д.) цвет их виден далеко.

Зажглись фонарики!

Дети бегут к столу с деталями лего, берут детальтого цвета, который указан в стихотворении и несут к другому столу, где находятся листы цветной бумаги. Кладут детали на нужный цвет. Педагог говорит: «Погасли фонарики». Дети возвращаются на исходную позицию. Игра повторяется 2 – 4 раза.

Игра «Парочки»

(для детей 3 – 4 лет)

Задача : учить детей находить детали лего одинаковой формы и цвета.

Материал : по 2 детали лего одинаковой формы и цвета.

Ход игры:

Педагог раздает детям детали лего так, чтобы у двоих детей они оказались одинаковыми. Объясняет правила игры: после слов «Раз, два, три - беги!» дети разбегаются по группе, после слов «Раз, два, три - парочки собери!» дети ищут одинаковые детали лего и встают парами.

Игры на внимание.

Игра «Что изменилось?»

(для детей 3 – 6 лет)

Задачи : закреплять знание геометрических форм и цвета, развивать наблюдательность, внимание, память и речь.

Материал: детали лего.

Ход игры:

Педагог раскладывает на столе детали лего (от 3 до 6). Повторяет с детьми названия геометрических форм и цвет деталей лего и предлагает запомнить последовательность их расположения. По команде «Глазки спят!» дети закрывают глаза, а педагог быстро переставляет или убирает одну или несколько деталей лего. По команде «Глазки проснулись! Посмотрите, что изменилось?» дети должны сказать, какой фигуры нет или как изменилось расположение фигур.


Игры с «Лего» для детей дошкольного возраста.

В младшей группе роль ведущего всегда берет на себя педагог, так как дети еще не могут распределить свои роли в игре. Для детей младшей группы педагог выбирает самые простые игры с целью закрепить цвет (синий, красный, желтый, зеленый), названия деталей LEGO – конструктора, форму (квадрат, прямоугольник).

Давайте познакомимся

Цель: познакомиться с детьми.

Оборудование: кирпичик LEGO «Дупло».

Педагог по очереди дает детям кирпичик и спрашивает: «Как тебя зовут?» Ребенок отвечает и отдает кирпичик обратно.

Найди кирпичик, как у меня

Цель: закреплять цвет, форму деталей (квадрат, прямоугольник).

Оборудование: кирпичики LEGO «Дупло» красного, синего, зеленого, желтого цвета (2х2, 2х4 см).

В коробке лежат кирпичики LEGO . Педагог достает по очереди по одному кирпичику и просит назвать цвет и форму и найти такую же деталь среди предложенных трёх-четырёх деталей, лежащих перед ребенком.

Разложи по цвету

Цель: закреплять цвет деталей LEGO - конструктора.

Оборудование: кирпичики LEGO всех цветов (2х2 см), 4 коробки.

Дети по команде педагога раскладывают детали по коробочкам.

Передай кирпичик LEGO

Цель: развивать координацию движений.

Оборудование: крупный кирпичик LEGO «Софт».

Педагог закрывает глаза. Дети стоят в кругу, по команде «Передавай» они быстро передают кирпичик друг другу. Когда педагог скажет «Стоп» и откроет глаза, ребенок, у которого оказался кирпичик становится ведущим.

Собери кирпичики LEGO

Оборудование: кирпичики LEGO четырех цветов.

Детей делим на группы по четыре человека, раскидываем на ковре кирпичики, ставим коробочки, распределяем кто какой цвет будет собирать. По команде «Начали!» дети собирают кирпичики. Побеждает тот, кто быстрее соберет.

Телефон

(начало младшей группы – 3 года)

Строим два телефона из конструктора «Дупло». У ребенка и у вас есть телефон, и вы друг другу можете звонить и разговаривать. По телефону, например, можно обсудить куда пойдем гулять, когда с работы приедет папа и когда в следующий раз поедем в гости к бабушке. Детям очень нравится эта игра, удается хорошо разговорить их, чтобы они использовали разные слова и более сложные речевые обороты.

Игра - ходилка

4 года (к концу младшей группы)

Игра, с помощью которой можно объяснить сложение и вычитание.
Для игры нужно распечатать или нарисовать карту. Так как карта не очень длинная, используем импровизированный кубик с 1, 2 и 3 точками, чтобы игрок не мог далеко уйти. Кубик можно сделать из двух кирпичиков, а точки нарисовать маркером для досок (он потом легко стирается тряпочкой). Если игрок попадает на зеленую клетку, то к своему человечку нужно добавить еще один кубик. Если на красную - то нужно один кубик снять. Если остался один кубик, а надо снимать, то ничего не делаем, пропускаем ход. Игрок попавший на синюю клетку, то также ничего не делает, а ждет очередного своего хода.
Игра заканчивается, когда все игроки доходят до последней клетки-домика. Победившим становится игрок, у которого к концу игры самая длинная фишка-человечек.

Веселая башенка для зверят

Один два три четыре пять

Будем башню собирать

Первый кирпичик поросенку

А второй – медвежонку

Третий будет для зайчат, а четвертый для утят

Ну а пятый для синичек

Шустрых птичек – невеличек

После того, как построили башню, считаем:

Один два три четыре пять

Найди лишнюю деталь

Так как детки в этом возрасте при анализе деталей способны учитывать только один признак – либо цвет, либо форму, то берем несколько кирпичиков (не больше 6) и просим найти лишнюю деталь. Например, берем 4 красных кирпичика и один зеленый или 4 кирпичика квадратных и один прямоугольный.

Угадай, кто я?

Заворачиваем в непрозрачный платок кирпичик LEGO , даем ребенку пощупать и просим назвать деталь. Можно делать «ловушку», например, завернуть два кирпичика размером 2х2, которые вместе похожи на один кирпичик 2х4.

По грибы, по ягоды

В лес с ребятами пойдем, грибы ягоды найдем

Они спрятались от нас, мы отыщем их сейчас

Объясняем детям условия игры. Пусть например зеленые кирпичики съедобные грибы, красные мухоморы. Нужно собрать только съедобные грибы.

Или желтые кирпичики грибы, красные ягоды. Одни детки собирают грибы, а другие – ягоды.

Дорожка

Предлагаем ребенку выложенную из кирпичиков дорожку (не более 6), затем просим построить такую же, но без крайних кирпичиков.

Мой дом

На полу лежат обручи разных цветов, в них кирпичики соответствующего цвета. Детям в руку даем кирпичик любого цвета, под музыку дети бегают вокруг обручей, как только музыка перестает звучать каждый ребенок должен занять свой обруч (того же цвета, что и кирпичик у него в руке). Под музыку строим дом. Потом усложняем задание. Просим деток закрыть глаза, меняем дома местами (теперь цвет конструктора из которого построен дом может не соответствовать цвету обруча). Включаем музыку и после ее остановки ребенок должен найти свой дом.

Отрабатываем предлоги

В младшей дошкольной группе детки с логопедом учат предлоги ЗА/НА. Можно построить небольшую башенку (до 6 кирпичиков) и с ее помощью отрабатывать эти предлоги. Спросить, например, какой кирпичик НА красном? Просим ребенка давать развернутый ответ «НА красном кирпичике зеленый кирпичик». То же самое с предлогом ЗА.

Использование ЛЕГО-технологии в работе с дошкольниками,

имеющими тяжелые нарушения речи

Нет детей одаренных и неодаренных, талантливых и обычных.

Одарены, талантливы все без исключения дети.

В.А.Сухомлинский

Добрый день, уважаемые коллеги!

Характерная черта жизни современного общества – нарастание темпа изменений. Мы живем в мире, который совсем не похож на тот, в котором мы родились. И темп изменений продолжает нарастать. В настоящее время обществу необходимы социально активные, самостоятельные и творческие люди, способные к саморазвитию. Государство испытывает острую потребность в высококвалифицированных специалистах, обладающих высокими интеллектуальными возможностями. Поэтому столь важно, начиная уже с дошкольного возраста формировать и развивать техническую пытливость мышления, аналитический ум, формировать качества личности, обозначенные федеральными государственными образовательными стандартами. Возникает необходимость поиска новых технологий, методик для внедрения в работу с дошкольниками.

Психолого-педагогические исследования (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Л.А. Венгер, Н.Н. Поддъяков, Л.А. Парамонова и др.) показывают, что наиболее эффективным способом развития склонности у детей к творчеству, зарождения творческой личности в технической сфере является практическое изучение, проектирование и изготовление объектов техники, самостоятельное создание детьми технических объектов, обладающих признаками полезности или субъективной новизны, развитие которых происходит в процессе специально организованного обучения.

Возможности дошкольного возраста в развитии технического творчества, на сегодняшний день используются недостаточно, между тем, обучение и развитие дошкольников можно реализовать в образовательной среде с помощью LEGO -конструкторов и робототехники.

Сегодня мне хотелось бы представить вашему вниманию некоторые аспекты опыта работы по использованию лего-технологий в образовательной деятельности с детьми с ТНР.

Отличительной особенностью стандарта нового поколения является системно-деятельностный подход, предполагающий чередование практических и умственных действий ребёнка. Такой подход легко реализовать в образовательной среде ЛЕГО, так как конструкторы ЛЕГО позволяют ребёнку думать, фантазировать и действовать, не боясь ошибиться. Кроме того, тренируя пальцы, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, а, следовательно, и на развитие речи. Это дает возможность формировать у детей с ТНР как речевую, так и связанные с ней неречевые виды деятельности. Помимо этого, ЛЕГО способствует формированию таких основополагающих качеств личности, как умение концентрироваться, способность сотрудничать с партнером, и самое главное - чувство уверенности в себе. Поэтому применение ЛЕГО-технологий, являются незаменимыми в коррекционно-развивающей работе педагогов групп компенсирующей направленности для детей с ТНР.

Кроме того, актуальность LEGO –технологии и конструирования значима в свете внедрения ФГОС, так как:

    являются великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающих интеграцию образовательных областей (познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие);

    позволяют сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников в режиме игры (учиться и обучаться в игре);

    формируют познавательную активность, способствует воспитанию социально-активной личности, формирует навыки общения и сотворчества;

    объединяют игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью, предоставляют ребенку возможность экспериментировать и созидать свой собственный мир, где нет границ.

Ранее в нашей группе лего-конструкторы использовались, но только в самостоятельной деятельности детей. Идея сделать легоконструирование процессом направляемым, а не спонтанным, возникла несколько лет назад, после участия в Международной научно-практической конференции «Инновационные решения в образовании: от школы к производству», где я познакомилась с опытом работы российских и международных практиков-специалистов США Моргана Хайнса и Дании Ханне Равн, а так же поучаствовала в работе мастер-класса сертифицированного тренера LEGO Алексея Кузьмина на тему «Практический опыт применения образовательных решений ЛЕГО в дошкольном образовательном учреждении».

В сентябре 2015 года в нашей группе появилась возможность внедрения в практику работы с детьми леготехнологий, так как в детский сад были приобретены образовательные конструкторы ЛЕГО. Изучив теоретические и практические материалы, пришла к выводу, что посредством использования легоконструкторов можно эффективно решать образовательные задачи реализуемой в детском саду основной общеобразовательной программы.

Мною была разработана программа дополнительного образования «Удивительный мир ЛЕГО». Подобраны игры, цикл занятий, карточки-схемы сборки моделей. В этом мне помогли сайтэкспедиции и методические пособия Фешиной Е.В. «Лего конструирование в детском саду», Лусс Т.В. «Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью LEGO». Разработанная мною программа предлагает использование конструкторов LEGO как метода для обучения дошкольников конструированию, моделированию, развития научно-технического творчества.

Педагогическая целесообразность

Педагогическая целесообразность программы обусловлена развитием конструкторских способностей детей через практическое мастерство. Целый ряд специальных заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование служат для достижения этого

Основные принципы организации деятельности:

    личностно ориентированный подход (обращение к опыту ребенка, предоставление детям широкой самостоятельности, поощрение их инициативы),

    природосообразность (учет возрастных и индивидуальных особенностей детей),

    сотрудничество,

    доступность и наглядность,

    последовательность и систематичность обучения и воспитания,

    «от простого – к сложному» (одна тема подается с возрастанием степени сложности).

Цель работы заключалась в следующем:

создание благоприятных условий для развития у детей с ТНР первоначальных конструкторских умений, творческих способностей посредством внедрения в образовательный процесс LEGO– технологий.

Для развития творчества и систематизации знаний детей поставлены следующие з адачи:

    развивать у дошкольников интерес к моделированию и конструированию, стимулировать детское техническое творчество;

    формировать пространственное мышление, умение анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные функциональные части, устанавливать связь между их назначением и строением;

    развивать умение конструировать по образцу, чертежу, заданной схеме, по замыслу;

    развивать познавательную активность детей, воображение, фантазию и творческую инициативу;

    формировать предпосылки учебной деятельности: умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу;

    совершенствовать коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе, распределении обязанностей;

    развивать мелкую моторику рук, стимулируя в общее речевое развитие и интеллектуальные способности;

    воспитание личности, способной самостоятельно ставить перед собой задачи и находить оригинальные способы решения.

Работу по Лего-конструированию провожу в непосредственной и совместной образовательной деятельности с детьми. Тематика непосредственной образовательной деятельности разработана в соответствии с календарно-тематическим планом группы. Занятия по дополнительному образованию проводятся с подгруппой детей до 8-10 человек, 1 раз в неделю.

Освоение лего-конструктора ведется последовательно от простого к сложному.

Первый этап работы :

    сначала мы просто исследовали детали конструктора: размер, форму, цвет, из чего сделаны, на этом этапе помогли игры: «Чудесный мешочек», "Найди такую же деталь, как на карточке", "Угадай, где такая деталь", «Разложи детали по местам» и т. д.

    проверили опытным путем на прочность и плавучесть.

    определили с ребятами название каждой формы (кубик, кирпичик, сапожок, клювик, пластина, юбочка, голова), на основе их фантазий разработали ЛЕГО-словарь. На этом этапе можно предложить игры: "На что похоже?", "Назови детальки"

    познакомились со способами соединения кубиков (соединение стопкой, внахлест, cтупенчатое).

Второй этап: Выполняли постройки с помощью наглядной модели из крупного конструктора из небольшого количества деталей (3-5) с последующим увеличением деталей, где учились анализировать образец и соотносить с ним свои действия (например: «Ворота», «Заборы», «Домики» и т.д.).

Третий этап: Конструирование по схемам. Использовала образец на карточках, которые имеются в наборах конструктора «Построй историю». Дети делали анализ образца, изображенного на карточке, подбирали необходимые детали и воспроизводили постройку.

На следующем этапе, усложняла виды предлагаемых построек с помощью увеличения деталей и составления схем с использованием различных видов конструктора.

На занятиях использую основные виды конструирования, такие как:

1. Конструирование по образцу - когда есть готовая модель того, что нужно построить (например, изображение или схема дома). Конструирование по образцу, в основе которого лежит подражательная деятельность – важный обучающий этап, где можно решать задачи, обеспечивающие переход детей к самостоятельной поисковой деятельности творческого характера.

2. Конструирование по модели – в качестве образца предлагают модель, в которой очертания отдельных её элементов скрыто от ребёнка. Эту модель дети должны воспроизвести из имеющегося у них конструктора. Таким образом, ребёнку предлагают определённую задачу, но не дают способа её решения. Конструирование по модели – усложненная разновидность конструирования по образцу

3. Конструирование по условиям – образца, рисунка-схемы – нет, задаются только условия, которым постройка должна соответствовать (например, домик для собачки должен быть маленьким, а для лошадки – большим, построить мост для пешеходов и автомобилей и т.д.).

4. Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам. Из деталей конструктора воссоздаются внешние и отдельные функциональные особенности реальных объектов. Создаются возможности для развития внутренних форм наглядного моделирования.

5. Конструирование по замыслу предполагает, что ребенок сам, без каких-либо внешних ограничений, создаст образ будущего сооружения и воплотит его в материале, который имеется в его распоряжении. Этот тип конструирования лучше остальных развивает творческие способности малыша.

В работе с детьми использую преимущественно игровые, сюжетные и интегрированные формы образовательной деятельности:

    Создание совместных построек

  • Разнообразные игры

    Изготовление предметов для игр, познавательно-исследовательской деятельности

    Создание макетов

    Проектная деятельность

    Познавательно-исследовательская деятельность

    Экспериментирование

    Оформление выставок

    Продуктивная деятельность.

Для обучения детей LEGO-конструированию использую разнообразные методы и приемы.

Методы

Приёмы

Наглядный

Рассматривание на занятиях готовых по строек, демонстрация способов крепления, приемов подбора деталей по размеру, форме, цвету, способы удержания их в руке или на столе.

Информационно-рецептивный

Обследование LEGO деталей, которое предполагает подключение различных анализаторов (зрительных и тактильных) для знакомства с формой, определения пространственных соотношений между ними (на, под, слева, справа). Совместная деятельность педагога и ребёнка.

Репродуктивный

Воспроизводство знаний и способов деятельности (форма: собирание моделей и конструкций по образцу, беседа, упражнения по аналогу)

Практический

Использование детьми на практике полученных знаний и увиденных приемов работы.

Словесный

Краткое описание и объяснение действий, сопровождение и демонстрация образцов, разных вариантов моделей.

Проблемный

Постановка проблемы и поиск решения. Творческое использование готовых заданий (предметов), самостоятельное их преобразование.

Игровой

Использование сюжета игр для организации детской деятельности, персонажей для обыгрывания сюжета, сюрпризный момент, дидактические игры на развитие внимания, мышления, памяти.

Частично-поисковый

Решение проблемных задач с помощью педагога.

Организуя занятия лего-конструированием, придерживаюсь следующего алгоритма выполнения модели:

1. Приветствие. Создание проблемной ситуации - вхождение в игровую (сюжетную) ситуацию, с использованием нашего ЛЕГО – друга «Легоши».

2. Демонстрация и рассматривание картин с изображением объекта для конструирования.

3. Наблюдение натуральных объектов.

4. Сенсорное обследование деталей для знакомства с формой, цветом и определения пространственных соотношений между деталями, либо презентации, в которых представлены задания интеллектуального плана (Игры «Четвертый лишний»).

5. Демонстрация вариативных соединений деталей.

6. Объяснение последовательности выполнения или просмотр презентаций, видеоматериалов с сюжетами по теме, в которых показаны моменты сборки конструкции.

7. Изучение при необходимости схем и чертежей.

8. В соответствии с замыслом и темой выполнение поделки из деталей.

9. Анализ и оценка.

10. Обыгрывание – использование построек для организации игр в совместной и самостоятельной деятельности

Перед выполнением модели обязательно проводится пальчиковая гимнастика, а так же физкультминутка, которые подбираются с учетом темы совместной деятельности.

Конструкторы ЛЕГО используются в играх разнообразной направленности :

диагностика (свободная конструктивно-игровая деятельность позволяет не только быстрее установить контакт между педагогом и детьми, но и полнее раскрыть некоторые особенности ребенка с точки зрения сформированности эмоционально-волевой и двигательной сфер, выявить речевые возможности ребенка, установить уровень коммуникативности);

дидактические игры (использование их для проведения упражнений с целью развития и коррекции речи и психических процессов у детей, развития интереса к обучению, формирования коммуникативной функции);

в ходе театрализованной игры у ребенка появляется возможность создать собственного героя и наделить свой персонаж теми качествами, которыми он хочет. Игры создают условия для развития речи, творчества и благоприятно влияют на эмоциональную сферу. Посредством героев сказки, выполненных своими руками, ребенку легче раскрыть свои индивидуальные особенности.

Наборы «ЛЕГО» зарекомендовали себя во всём мире как образовательные продукты, удовлетворяющие самым высоким требованиям гигиеничности, эстетики, прочности и долговечности. В силу своей педагогической универсальности они оказываются наиболее предпочтительными наглядными пособиями и развивающими игрушками. Игра – важнейший спутник детства. «ЛЕГО» позволяет учиться, играя и обучаться в игре.

При использовании ЛЕГО-технологий, могу отметить некоторые преимущества их перед другими, инновационными конструктивно-игровыми приёмами, используемыми для коррекции речевого развития дошкольников:

    С поделками из конструктора ЛЕГО ребенок может играть, ощупывать их, не рискуя испортить. Конструктор безопасен: нет риска порезаться, проглотить ядовитый химический состав, например, клей. У ребенка руки остаются чистыми, а убрать поделки можно легко и быстро.

    При использовании конструктора ЛЕГО у ребенка получаются красочные и привлекательные конструкции вне зависимости от имеющихся у него навыков. Он испытывает психическое состояние успеха.

    Конструктор ЛЕГО не вызывает у ребёнка негативного отношения и вся коррекционно-развивающая работа воспринимается им как игра.

    Поскольку конструктор можно расположить не только на столе, но и на полу, на ковре, и даже на стене, ребенку во время занятия нет необходимости сохранять статичную сидячую позу, что особенно важно для соматически ослабленных детей.

    При работе с ЛЕГО хорошо отрабатывать грамматические конструкции: согласование числительных с существительными (сколько в твоём домике окошек? сколько ягодок на кустике?).

    При создании построек по определенной сюжетной линии дети учатся правильно соотносить «право», «лево», «сзади», «спереди», «под», «над», различать понятия «между тем-то и тем-то» т.д., тем самым формируется понимание пространственных отношений между предметами.

    Работа по лексическим темам с помощью ЛЕГО-конструктора, имеющего широкий ассортимент наборов, даёт возможность детям с ТНР запоминать новые слова, используя тактильный и зрительный анализаторы. Лучше всего у таких детей накопление словаря происходит через увиденное и осознанное.

    Конструирование фигур животных помогает детям научиться выделять части целого и отработке падежных окончаний (котёнок без чего? - без хвоста). Составление частей разных животных помогает развивать понимание образование сложных слов (игра «Волшебный зоопарк» где соединяется голова крокодила и туловище тигра и получается крокотигр).

    Пересказ рассказа не по сюжетной картинке, а по объёмному образу декораций из конструктора, помогает ребёнку лучше осознать сюжет, что делает пересказ более развёрнутым и логичным. При этом работа над связной речью ведётся в порядке возрастающей сложности, с постепенным убыванием наглядности.

    Конструкторы ЛЕГО позволяют учитывать гендерные особенности детей. Благодаря этому в ходе игры идет усвоение содержания женской и мужской модели личности, формирование системы потребностей, интересов, ценностных ориентаций и определенных способов поведения характерных для того или иного пола.

    Поскольку коррекционная работа проводится не только над «внешним», речевым, дефектом ребенка, но и над его коммуникативными навыками, а также над изменением личностных особенностей, одним из самых эффективных методов восстановления коммуникации в процессе диалога является ЛЕГО-игра (игры-драматизации, сюжетно-ролевые игры).

Считаю, что работа по развитию речи с применением ЛЕГО-технологий делает коррекционно-развивающий процесс более результативным. Дети воспринимают занятия как игру, которая не вызывает у них негативизма, а приучает к внимательности, усидчивости, точному выполнению инструкций. Это помогает лучшему усвоению необходимого материала.

Легоконструирование успешно интегрируются со всеми образовательными областями.

Интеграция образовательных областей через Лего-конструирование.

Образовательная область

Область применения Лего-конструирования, в соответствии с целевыми ориентирами ФГОС ДО.

Социально-коммуникативное развитие

Создание совместных построек, объединенных одной идеей, одним проектом.

развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;

формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками;

формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества.

Познавательное развитие

Техническое конструирование – воплощение замысла из деталей Лего-конструктора.

формирование первичных представлений:

    о себе, других людях,

    об объектах окружающего мира,

    о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.).

Речевое развитие.

Коррекционно-развивающая работа учителя логопеда, воспитателя

Решаются многие задачи обучения:

Формируется грамматически правильный строй речи,

Расширяется словарный запас;

Развиваются коммуникативные навыки, связная речь;

Совершенствуется умение обобщать и делать выводы.

Художественно-эстетическое развитие

Творческое конструирование – создание замысла из деталей Лего-конструктора.

реализация самостоятельной творческой деятельности детей - конструктивно-модельной.

Физическое развитие

Координация движения, крупной и мелкой моторики обеих рук.

ЛЕГО - конструктор используется во время НОД по ФЭМП с целью закрепления и развития навыков прямого и обратного счёта, сравнения чисел, геометрических фигур; умения ориентироваться на плоскости, умения классифицировать по признакам («Найди недостающую фигуру», «Башенки», «Разноцветные дорожки», «Продолжи числовой ряд», «Где больше?» и т.д.); можно использовать как условную мерку при сравнении предметов по длине, ширине, массе.

Кроме того ЛЕГО используется в экспериментальной деятельности как материал, из которого сделан конструктор («Из чего сделано?», «Найди такой же», «Чем похожи и чем отличаются?», «Расскажи о свойствах предмета» и т.д.).

С помощью ЛЕГО дети передают в постройках полученные знания и впечатления от занятий, экскурсий, наблюдений и прогулок. Полученные конструкции объединяют в тематическую постройку «Птичий двор», «Зоопарк», «Транспорт», «Чудеса в лесу», «Мой город», «Животные Африки» и т.д., которые в дальнейшем используются не только в образовательной деятельности, но и в самостоятельно-игровой деятельности детей и способствуют развитию коммуникативных навыков.

Таким образом, применение конструктора Лего способствует:

    Развитию мелкой моторики рук.

    Развитию и совершенствованию высших психических функций (памяти, внимания, мышления, умения сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать.

    Умению фантазировать, творчески мыслить.

    Коррекции недостатков речевого развития.

    Развитию сенсорных представлений (о счете, пропорции, форме, симметрии, прочности и устойчивости конструкции).

    Формированию навыка создания различных конструкций по рисунку, схеме, условиям, по словесной инструкции и объединённых общей темой.

    Сплочению детского коллектива, формированию чувства симпатии друг к другу, умению общаться, устраивать совместные игры, уважать свой и чужой труд.

В ходе образовательной деятельности дети становятся строителями, архитекторами и творцами, играя, они придумывают и воплощают в жизнь свои идеи.

Немаловажную роль в работе по данному направлению играет заинтересованное отношение родителей. На начальном этапе работы по использованию ЛЕГО конструктора в познавательном развитии дошкольников 40 % семей имели конструктор, но не использовали его как развивающий материал. Чтобы раскрыть родителям возможности ЛЕГО использую разнообразные формы работы:

    родительское собрание, на котором познакомила родителей с данным направлением работы, рассказала о видах конструктора Лего, с тем какие образовательные задачи планирую решить при использовании его на занятиях и в совместной деятельности.

    консультации (по конструктивной, творческой деятельности детей, что должен знать и уметь ребёнок в определённом возрасте, как развивать детское творчество, какой наглядный материал и конструкторы лучше приобрести).

    выставки детских работ.

    семинары-практикумы, мастер – класс.

Благодаря такой работе 100 % родителей приобрели для своих детей ЛЕГО конструктор разных размеров и отмечают, что такая работа дает возможность мальчикам и девочкам проявить свои творческие способности, доставляет истинное удовольствие и приносит неоценимую пользу в подготовке детей к обучению в школе.

Мои наблюдения позволяют отметить, что использование Лего-технологии эффективно и результативно. На данный момент можно констатировать: дети показывают высокую работоспособность в течение всего занятия, с удовольствием работают как в мини-группах, так и индивидуально, берут инициативу в свои руки, проявляют креативность в принятии решений (так например, если нет детали походящего цвета или формы, заменяют её на другую), не боятся делать ошибки при выполнении заданий.

Систематические занятия с детьми, а также активное использование конструкторов в самостоятельной деятельности показали, что дети стали активно использовать конструктор в своих играх. Они научились изображать предметы окружающей среды, использовать их в играх. Стали понимать схемы, крепко соединять детали.

Родители говорят о том, что дома дети проявляют интерес к разным конструкторам, они могут долгое время работать сосредоточенно, не отвлекаясь. Дети запоминают, что они делают на занятии и затем дома подробно рассказывают об этом, проигрывают сюжеты и ситуации, которые они прорабатывали на занятиях с использованием ЛЕГО. Все это говорит об актуальности и понятности этих занятий для самих детей, их высокой игровой ценности.

Анализируя данную работу с позиции ФГОС дошкольного образования , констатирую, что данная технология способствует обеспечению всех целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования, а именно:

    ребенок проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности: игре, общении, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности

    ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх

    ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности и прежде всего в игре; владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации

    ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения

    у ребенка развита крупная и мелкая моторика

    ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками

    ребенок проявляет любознательность; способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

Таким образом, я считаю, что данная инновационная леготехнология может успешно применяться не только с детьми, имеющими ТНР, но и в группах общеразвивающей направленности.

В дальнейшем в планах моей работы предполагается продолжать ведение кружка по легоконструированию с детьми 6-7 лет, с использованием конструктора Лего даста (более мелкие детали). А так же корректировка рабочей программыпо освоению детьми седьмого года жизни основной общеобразовательной программы дошкольного образования в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи с учетом внедрения леготехнологии через все образовательные области.

«Конструируя, ребенок действует, как зодчий,

возводящий здание собственного потенциала»