Кружево. История и современность. История кружевоплетения на руси

Пожалуй, в моде не существует ничего более элегантного и вдохновленного историей, как одежда, украшенная кружевом . Любительница истории, обладающая даже самыми базовыми навыками шитья, может превратить любую обычную белую блузку в предмет моды прошлого, просто пришив к ней кружевные манжеты и воротничок. Простое платье-сарафан неожиданно приобретает черты викторианской эпохи, если надеть его с нижней юбкой, подол которой обшит кружевом. История кружева начинается с конца 15-го века и пишется по сей день.

Появление кружевоплетения

Постоянное желание сделать одежду более привлекательной стало причиной появления самой тонкой и самой дорогой отделки, которая сегодня называется классическим кружевом. Кружевоплетение – это древнее искусство. Первые шаги в этой области были сделаны в земле фараонов, которые использовали льняную ткань, украшая ее цветными нитями, и придавая им геометрические формы. Древние греки и римляне также украшали свои тоги золотыми нитями. Новый предмет одежды не требовал украшения по краю, но, когда он изнашивался, нити нужно было перекрутить и сшить вместе. Кружево образовалось благодаря технике скручивания, используемой для украшения потрепанных краев ткани.

Настоящее кружево появилось только в конце 15-го и начале 16-го веков. Во Фландрии кружево называется «кант», что означает границу или край. Родиной кружевоплетения обычно признают Фландрию и Италию. Настоящее кружево получается, когда нить перекручивают или переплетают с другими нитями независимо от ткани-основы. Первоначально использовались льняные, шелковые, золотые или серебряные нити. Сейчас кружево часто делают из хлопчатобумажных нитей. Фабричное кружево может изготавливаться из синтетического материала. Некоторые современные мастера делают кружева из тонкой медной или серебряной проволоки, вместо нити.

В качестве надежного доказательства происхождения кружева, письменные источники утверждают, что король Карл V издал указ о том, что кружевоплетение нужно преподавать в школах и монастырях бельгийских провинций. В период ренессанса и просвещения кружевоплетение прочно обосновалось на территории моды. Оно было предназначено для того, чтобы заменить вышивку в такой манере, которая позволяла с легкостью преобразовывать платья согласно разным модным стилям. В отличие от вышивки, кружево можно было отпороть от ткани, чтобы заменит его другим. Модными стали кружева на воротниках и манжетах, как мужских, так и женских. Эта тенденция достигла пика в 18 веке.

Зарождение кружевной моды

Кроме того, мода на кружева также отражена в книгах модных образцов еще в 1540-х годах. Ранние образцы кружева ретичелла обычно имели острые или овальные края. Ко времени правления Карла I кружево использовали как для украшения костюмов, так и домашнего интерьера, а к 1643 году кружево стало установившейся отраслью производства. Во Франции кружевные паттерны становились все более детальными и изящными, а светлые цветочные мотивы французского шитья по тюлю (point de France) использовались в любых вообразимых декоративных целях. Позднее алансонские, аржантанские и валансьенские кружева стали образцами французского стиля и дизайна. Бобинное, или коклюшечное, кружевоплетение, которое упоминалось уже в 1495 году, из Италии распространилось во Фландрию, достигнув вершины производства в 18 веке.

Машинное кружево впервые появилось в 1760 году, а к 1813 году была усовершенствована гардинно-тюлевая машина. После 1832 года хлопчатобумажные нити заменили льняные. В 20 веке многие кружевные паттерны были возрождены и усовершенствованы, и названы кружевами Клуни. Главные современные центры кружевоплетения находятся во Франции, Бельгии, Англии, Ирландии и Италии.


Уже много лет кружево не сходит с подиумов столиц моды, от Нью-Йорка до Парижа. Белое кружево правит балом летом, черное и алое сменяет его зимой, настраивая нас на праздничный лад. Но что вы знаете о кружеве? Когда оно появилось?

Cведения о кружеве доходят до нас из глубочайшей древности. В Библии говорится о легких и прозрачных, пышно вышитых тканях, которыми были украшены одежды священнослужителей и интерьеры храмов. На некоторых египетских мумиях встречается одежда, украшенная сетчатой каймой, с вышитыми по ней орнаментами.

Плетением сеток, т.е. филейной работой, и украшением их вышивками,занимались с незапамятных времен. Но только в конце XV века появились изумительные ажурные полотна, ставшие вожделенным предметом обладания для богатых и влиятельных людей того времени.

Многие историки отвергают возможность возникновения таких тканей на Востоке, по причине, что столь изящное, грациозное кружевное искусство, могло появиться лишь во времена художественной, жизнерадостной, романтической эпохи Возрождения.

В средние века вышивание (предшественник кружева) было любимым занятием женщин во многих частях света, чему свидетельствуют многочисленные вышивки, ставшие музейными экспонатами. Так, что единого мнения о стране, родоначальнице кружева, нет.

1. Королева Елизавета I была большой фанаткой кружевных воротников. Чем больше воротник - тем лучше.

2. «Кружевница» Яна Вермеера. Кружевные воротники и манжеты, кружевные шляпки и шали - все это в Европе семнадцатого столетия создавали кружевницы. Кружевами украшали все, от одежды до дверных ручек.

3. Король Карл I и королева Генриетта Мария Английские, портрет кисти Антонио ван Дейка. Когда Генриетта прибыла в Англию, чтобы стать супругой короля Карла, они привезла с собой сундуки с приданным, в том числе, с кружевами и драгоценными тканями.

Екатерина Медичи, супруга французского короля Генриха II в середине XVI века выписывает из Италии некоего Фидерика Винчиоло, который в 1587 году издает подробный сборник существовавших к тому времени узоров кружев.

Во Франции вкус к кружеву развился настолько сильно, что богатые вельможи, выписывая кружево из Италии и Фландрии, где они достигли уровня произведения искусства, тратили на них огромные деньги.

Кружева использовались в украшении женского и мужского платья, мебели, особенно кроватей. Кружевами же обшивали сапоги, и даже внутреннюю часть экипажей. Французское правительство не могло остаться спокойным, наблюдая значительный отток денег за границу, причиной которого являлась страсть подданных к ношению дорогих иностранных кружев.

В конце XVII века министр Кольбер, преданный поданный Короля Солнца основывает королевские мануфактуры, с целью распространения производства кружев внутри Франции. Для этого выбираются города Алансоне, Кенуа, Седане, Аржантоне, Реймс и др. Из Венеции были наняты 30 мастериц, а из Фландрии 200. Венецианская республика преследовала уехавших кружевниц, выдававших иностранцам секреты своего производства, поэтому они были вынуждены вернуться на Родину, успев, однако, научить француженок. Успех предприятия превзошел все ожидания. Французские ученицы со свойственным им природным утонченным вкусом привнесли в технику создания кружев неповторимый французский шик и аристократизм.

Мировую славу приобрело алансонское шитое кружево "point a l’aiguille ", оставшееся непревзойденным по красоте и исполнению.

4. Принц Карл Луи с братом, портрет кисти ван Дейка, 1637 год. Доспехи и кружевные воротники - вот он, стиль!

5. Мария Антуанетта, портрет кисти Элизабет Виже-Лебрен, 1785 года.


Город Аржантоне Алансонское кружево

Город Валансьен стал известен кружевом point Валансьен в XVIII столетии. Особенностью этого кружева является прозрачная тонкая сетка, которую плели вместе с узором. А узор не имел рельефности, в следствие чего кружево было удобно в использовании и уходе.

В кружевной коллекции "Пьемонт Текс" машинные потомки этих кружев представлены тканями art.Cembridge, Fioritta, Varna.

Черное шелковое Шантильи - еще один прославленный вид семейства кружев, производство которого было начато в XVIII столетии Екатериной де-Роган.


Валансьенское кружево Кружево Шантильи бывает не только черным

Рисунки для французских кружев выполнялись крупными художниками - орнаменталистами, в том числе и Жаном Береном, Франсуа Бонеме де Фалезом, Луи Булонем и, позднее, Франсуа Буше.

6. Пик моды на кружево пришелся на начало восемнадцатого века, а потом начался спад, продлившийся до середины девятнадцатого. Эта женщина, фотография которой датируется 1890-ыми, укутана в кружево с ног до головы - элегантно и, наверное, тепло.

7. Аплодисменты королеве Виктории, которая демонстрирует приверженность кружеву на этом портрете 1897 года. Обратите внимание на хорошо сочетающиеся веер, юбку и головной убор. В конце концов, кружева не бывает слишком много.

8. 1920-ые принесли моду на юбки чуть ниже колен и богатый кружевной декор, как можно судить из этой фотографии, появившейся в 1923 году в журнале «Grazia».

9. Кружево и королевские свадьбы неразлучны, не так ли? Эта дама, похожая на привидение - леди Элизабет Боус Лайон, покойная королева-мать, которая вышла замуж за герцога Йоркского в 1923 году.

10. «Я украла бабушкины тюлевые занавески и не собираюсь их возвращать!» вам не кажется, что это - девиз этой танцовщицы из «Мулен-.Руж»? Париж, 1926 год.

11. Молодая мексиканка позирует для портрета, 1928 год. Нам кажется, что Дольче и Габбана хорошо известен этот снимок.

12. Кружевницы острова Бурано, Италия, 1954 год.

13. Свадьба Грейс Келли, 1956 год.

14. Королева Елизавета II на празднике в Виндзорском дворце, 1959 год. Она прибыла в лимонного цвета кружевном ансамбле.

Введение

Кружевоплетение – это художественный вид прикладного искусства, часть русского народного промысла, это ручная работа, которой хоть и не легко овладеть, но она доставляет людям разных возрастов творческое наслаждение.

Техника плетения кружев не так уж и проста, однако изучение кружевоплетения все-таки не представляет больших трудностей. Работа эта требует к себе, прежде всего, внимания, упорства, аккуратности, кропотливого труда и усидчивости – главное – любовь к искусству кружевоплетения.

I .1. Национальные традиции кружевоплетения

Вязание существует издавна, с библейских времён. Оно было известно ещё до того, как ирландские рыбаки начали кутаться в тёплые вязанные свитера.

Первое упоминание о русском кружеве относится к XIII веку: летописец Ипатьевской летописи сообщает о событии произошедшим в 1252 году, когда венгерский король встретился с князем Даниилом Галицким; и здесь летописец подробно описывает одежду князя, где упоминает, что он был одет в кожух, который был обшит золотыми плоскими кружевами.

Вначале кружево было доступно только особому кругу людей - богатому, зажиточному населению. Подтверждением этому, сообщение в одной из летописей XIII века: князь Владимир Галицкий, умерший в 1288 году, перед погребением был увит кружевом.

Первое кружево на Руси плелось тесьмой, лентой, которой обшивали, украшали одежду. Отсюда и стала происходить версия – почему нитяное плетённое украшение получило название «кружево»: в старину одежда и предметы бытового употребления по концам украшались узорной вышивкой и плетением – «окружением», узор кружился. Отсюда возникло слово «кружево». Такое предположение весьма вероятно.

Судя по сохранившимся образцам кружев XV века, они плелись из золотых и серебряных нитей сцеплением ромбов на сетке; такие кружева были прямыми, лишь с маленькими зубчиками по краям.

Кружев, относящихся к XVI веку, не сохранилось, но, по имеющимся кратким сведениям, они употреблялись для украшения кожухов и были сажены жемчугом. При этом если богатые женщины делали кружево из серебряных и золотых нитей и украшали его жемчугом, то крестьянки украшали жемчугом кружево, сделанное из простых нитей.

Особенно богат кружевом был XVII век. В этом веке, в России производились разнообразные сорта кружев. Кружевом считались ювелирные украшения из металлических (серебряных и золотых) прутьев. Таким кружевом был украшен трон Ивана и Петра (будущего Петра I), изготовленный около 1684 года: трон был обит золотым кованым кружевом.

Кружева не только покупались в «рядах» у иноземных купцов, но и изготовлялись специальные станки, имелись специальные мастера и художники (знаменщики), которые составляли рисунки кружев. Для изготовления металлических кружев в Москве был заведён стан для волочения золота и серебра и основана фабрика по производству металлических нитей.

Таким образом, кружевоплетение получало всё большую популярность в Российском государстве и уже к XVIII веку русское кружевоплетение выделяется в самостоятельную отрасль народного прикладного искусства.

С момента появления кружева оно стало очень популярным на Руси. В русском кружеве преобладают чисто русские национальные узоры, фантастические, геометрические и растительные орнаменты.

Приблизительно в таком же стиле плелось кружево XVII - XIX веков. При царском дворе кружева пользовались исключительно большим спросом. Они употреблялись для украшения головных уборов, верхней одежды, занавесей, тронов и сидений, шкатулок и ящиков, чулок и женской обуви. В это время в России появляется новый вид кружева, который заслужил своё почётное место при императорском дворе, - нитяное кружево с шёлком. К тому же меняется само понятие «кружево»: если в прошлые века кружевами считались самые разнообразные отделки, то в XVIII веке кружевом называлось только плетение из шёлка, бумажных и металлических нитей. Все прочие кованые отделки стали именоваться галунами и позументами.

Так мужской и женский костюм начала XVIII века обильно украшался кружевом из металлических нитей, оно играло большую роль в декоре костюма того времени. Наряду с привозным с Запада, использовали и русские кружева. Значительное количество их в XVIII веке поставляли монастыри. Особо славились работы мастеров Страстного и Ивановского монастырей в Москве. Ассортимент плетёных кружев был очень богат. Ко двору поставляли кружева, плетённые изо льна и шёлковых нитей, наряду с простыми белыми и чёрными, серебряные с белым шелком, золотые с битью, серебряные с фиолетовым шёлком и даже кружева со стеклярусом.

В начале XIX века в связи с распространением стиля ампир, когда женщины одевались в платья из тончайшей ткани, с большими декольте и маленькими рукавами-фонариками, большую популярность получили шали. И в сегодняшнее время шаль не утратила своего значения. Это изысканное ажурное чудо мгновенно преобразует наряд и нежно согреет в холодное время года. Романтично и женственно!

В течение всего XIX века и в начале XX века кружево было одним из основных средств украшения женского платья, костюмы этого времени отличались оригинальностью использования кружева: парадное платье императрицы Александры Фёдоровны.

I .2. Шали в России

Первоначально в Россию шали привозили с Востока, а уже в первые годы XIX века их начинают производить в Европе и в России. Шали ткали нитью из пуха тибетских коз и сайгаков, прядённой тоньше волоса. Это была сложная техника двухстороннего ткачества, при которой лицевая сторона и оборотная абсолютно совпадали. Центральная часть могла быть гладкой – белой, голубой, красной, либо составлялась из ярких полос, разделённых узкими лентами растительного узора. Кайма – из пышного цветного орнамента ткалась отдельно. Яркие и красочные, эти замечательные шали поражали современников богатством орнаментальных форм и виртуозностью исполнения и придавали особую привлекательность костюмам той поры. Они получили большую известность и неоднократно отличались медалями на художественно–промышленных выставках в России. Ценились эти шали очень дорого, иногда по нескольку тысяч рублей, и были доступны немногим.

Известен такой факт: когда один известный писатель XIX века, живший в России, чтобы купить своей жене шаль в подарок продал один из своих домов.

II . Способы вывязывания изделий

II .1. Техника вязания крючком

Вязание крючком – это вид рукоделия с многогранной техникой. Крючком можно связать самые разнообразные вещи – и толстые свитера, и тонкие кружева. Работу очень просто взять с собой в дорогу, так как для неё требуется всего на всего крючок и клубок ниток. Как и при вязании спицами, изделие вяжут из ниток, но работают только одной «иглой» и каждая очередная петля «заканчивает» вязание. Большими крючками и толстыми нитками можно вязать шляпки и свитера, а маленьким крючком и тоненькими нитками можно делать такую филигранную работу, которая будет соперничать с плетёнными кружевами.

Можно связать комплект салфеток достаточно оригинальных по внешнему виду и в технике исполнения: состоит он из мотивов квадратов, обвязанных по кругу. Геометрический рисунок очень прост в исполнении. Используя его, можно связать не только салфетки под каждого гостя, но и столовую дорожку, скатерть и даже покрывало.

В такой же технике – вязание изделий из отдельных мотивов – можно связать и шаль.

Вязание крючком – древнейший вид рукоделия, известный во всех странах. Почти все из них вяжутся по кругу, от центра, за исключением некоторых: зелёная салфетка вяжется по горизонтали, а затем обвязывается по кругу. Эта салфетка связана в технике филе. Сетки филе образуются путём чередования воздушных петель и столбиков с накидами. Чередование пустых и заполненных клеток образует узор.

II .3. Вологодское кружево

С годами из простых приёмов искусные кружевницы придумали интереснейшие узоры, характерные для определённой деревни или местности, а со временем женщины стали плести кружево и на продажу. Как, например, это связано с историей вологодского кружева, которое плетётся при помощи коклюшек.

Кофта изготовлена в конце XIX века для девушки из купеческой семьи Тамбовской губернии. «Пыльник» выполнен в технике вологодского кружева, которое было очень модно, популярно во второй половине XIX – начале XX веков. Первые сведения о появлении такого кружева относятся к началу XVIII века, когда вологодская помещица Засецкая по примеру других помещиков задумала организовать производство кружев в своём имении, недалеко от Вологды. Засецкая была большой любительницей всякого рода женских рукоделий. Особенно ей нравилось плетёное кружево, и она решила завести плетение кружев в своём поместье, для чего использовала крепостных девушек, которых отправляла в соседнюю губернию для обучения мастерству кружевоплетения. На протяжении всего XVIII - XIX столетий мастерские по производству вологодского кружева то появлялись, то прекращали свою деятельность, так как основатели этого дела часто терпели убытки. Но вологодское кружево было настолько популярно в России, что это распространилось и за пределы России: из Лондона и Парижа поступали заказы на изготовление этого кружева.

И сегодняшние мастерицы продолжают традиции русского кружевоплетения, которое напоминает старинное плетёное кружево наших бабушек, - кружево в технике фриволите изготавливается при помощи одного или нескольких челноков, наложением узлов. Кружево фриволите можно плести в любых условиях: дома перед телевизором, в вагоне поезда, на отдыхе у речки. Простота и доступность технологии в сочетании с высоким качеством изделий привлекают многих рукодельниц и никого не оставляют равнодушным.

III .1 . Назначение кружевных изделий: салфетки, сувениры

В настоящее время кружево стало особенно универсальным: при помощи клубка ниток и крючка можно изготовить даже сувениры, украсив их ажурным узором или затейливым рисунком вязки, который не так сложен, как кажется на первый взгляд.

Таким образом, кружевом украшают одежду или отделывают предметы домашнего обихода. Техника кружевоплетения постоянно совершенствуется. При имеющемся сегодня богатом выборе изысканных моделей и разнообразии ниток не удивительно, что вязание крючком, коклюшками, челноком, остаётся для многих любимым занятием.

Украсить одежду, дом можно своими руками, связав покрывало, шторы, салфетки, которые выглядят, как лёгкая паутинка на столе, или, связав вазы и накрахмалив, придать им нужную форму. Такие прекрасные вещи могут украсить и наполнить дом светом и теплом.

Заключение

Такие вещи, созданные своими руками, всегда будут уникальными, и будут нести тепло и уют в тот дом, для которого они предназначены. Самое ценное в кружевоплетении заключается в том, что оно сохранило в себе традиции, преемственность и бытовую полезность самого кружева. Народ не рассматривает кружево, как малопригодное бытовое украшение, а видит в нём необходимую принадлежность, украшающую наш быт.

Прикладное искусство, созданное талантливыми народными мастерами, всегда выражал лучшие стремления, чаяния и черты характера русского народа: мужество и стойкость, любовь и признательность Родине, пытливый ум и художественную одарённость.

Елена Краснова.

Cведения о кружеве доходят до нас из глубочайшей древности. В Библии говорится о легких и прозрачных, пышно вышитых тканях, которыми были украшены одежды священнослужителей и интерьеры храмов.

На некоторых египетских мумиях встречается одежда, украшенная сетчатой каймой, с вышитыми по ней орнаментами.

Плетением сеток, т.е. филейной работой, и украшением их вышивками,занимались с незапамятных времен. Но только в конце XV века появились изумительные ажурные полотна, ставшие вожделенным предметом обладания для богатых и влиятельных людей того времени.

Многие историки отвергают возможность возникновения таких тканей на Востоке, по причине, что столь изящное, грациозное кружевное искусство, могло появиться лишь во времена художественной, жизнерадостной, романтической эпохи Возрождения.

В средние века вышивание (предшественник кружева) было любимым занятием женщин во многих частях света, чему свидетельствуют многочисленные вышивки, ставшие музейными экспонатами. Так, что единого мнения о стране, родоначальнице кружева, нет.

Вермер Делфтский Ян "Кружевница" 1664 г. В.А. Tропинин "Кружевница" 1823 г.

Французские кружева

Екатерина Медичи, супруга французского короля Генриха II в середине XVI века выписывает из Италии некоего Фидерика Винчиоло, который в 1587 году издает подробный сборник существовавших к тому времени узоров кружев.

Во Франции вкус к кружеву развился настолько сильно, что богатые вельможи, выписывая кружево из Италии и Фландрии, где они достигли уровня произведения искусства, тратили на них огромные деньги.

Кружева использовались в украшении женского и мужского платья, мебели, особенно кроватей. Кружевами же обшивали сапоги, и даже внутреннюю часть экипажей. Французское правительство не могло остаться спокойным, наблюдая значительный отток денег за границу, причиной которого являлась страсть подданных к ношению дорогих иностранных кружев.

В конце XVII века министр Кольбер, преданный поданный Короля Солнца основывает королевские мануфактуры, с целью распространения производства кружев внутри Франции. Для этого выбираются города Алансоне, Кенуа, Седане, Аржантоне, Реймс и др. Из Венеции были наняты 30 мастериц, а из Фландрии 200. Венецианская республика преследовала уехавших кружевниц, выдававших иностранцам секреты своего производства, поэтому они были вынуждены вернуться на Родину, успев, однако, научить француженок. Успех предприятия превзошел все ожидания. Французские ученицы со свойственным им природным утонченным вкусом привнесли в технику создания кружев неповторимый французский шик и аристократизм.

Мировую славу приобрело алансонское шитое кружево "point a l’aiguille ", оставшееся непревзойденным по красоте и исполнению.


Город Аржантоне Алансонское кружево

Город Валансьен стал известен кружевом point Валансьен в XVIII столетии. Особенностью этого кружева является прозрачная тонкая сетка, которую плели вместе с узором. А узор не имел рельефности, в следствие чего кружево было удобно в использовании и уходе.

В кружевной коллекции "Пьемонт Текс" машинные потомки этих кружев представлены тканями art.Cembridge, Fioritta, Varna.

Черное шелковое Шантильи – еще один прославленный вид семейства кружев, производство которого было начато в XVIII столетии Екатериной де-Роган.


Валансьенское кружево Кружево Шантильи бывает не только черным

Рисунки для французских кружев выполнялись крупными художниками - орнаменталистами, в том числе и Жаном Береном, Франсуа Бонеме де Фалезом, Луи Булонем и, позднее, Франсуа Буше.


Франсуа Буше " Портрет мадам де Помпадур"

Венецианские кружева

Впервые кружево заявило о себе громко в 1363 году и стало предметом закона, изданным королем Англии Эдуардом III, запрещающий ввоз иностранных кружевных вуалей. Таким образом король пытался защитить внутренний рынок.

"Виновником" рождения кружев конечно же стала мода. С конца XV века входит мода на огромные воротники, волнообразно окружавшие шею, которые назывались "фрез ". Их края украшали зубчиками, которые были сначала еле заметными. Для создания зубчиков возникло известное "punto in aere "(стежки в воздухе), а затейливые кружевницы стали делать эти зубчики шире и шире, придумывая виртуозные узоры, соединяя их тончайшими нитками, вплетая в них конский или даже человеческий волос для придания рельефности цветочным и растительным орнаментам.

Венеция первая прославилась своими шитыми и плетеными кружевами. Орнаменты и узоры кружев соединялись тончайшими нитками-связками. Такие кружева получили название гипюр . В 1493 году богатое кружево было вывезено в Англию для коронации Ричарда III.

Итальянские кружева отличались неповторимым изяществом и высоким художественным мастерством. За них платились баснословные деньги и вскоре во многих странах стали появляться законы, ограничивающие потребление столь дорогостоящих украшений. Художники в угоду богатым заказчикам изощрялись в изобретении новых рисунков. Кружевам давались названия и имена, самым известным был гипюр “point de rose”.

Cтиль барокко – пышность и чрезмерность, но какое изящество!

Образец старинного кружева

В коллекции кружевных тканей "Пьемонт Текс" Вы найдете несколько машинных реплик удивительного венецианского гипюра. Эти ткани на текстильном рынке уже успели стать большой редкостью. Их отличает удивительное сходство с рукотворными кружевами. Пышный растительный орнамент, обрамленный рельефным жгутом, различные по форме и изяществу сетки, соединяющие узор в невесомое, ажурное полотно – все качества оригинального кружевного соединены дизайнерским воображением в союзе с новейшими текстильными технологиями.

Фламандские кружева

В первой половине XVII века повсеместно совершается переход к тюлевому кружеву, в котором орнамент соединяется тонкой сеткой c тюлем с мелкими ячейками одинаковой формы. Обусловлено это изменениями, произошедшими в художественном стиле XVIII века. Невесомые и изящные орнаменты стиля рококо сменили пышный, но тяжеловесный орнамент стиля барокко.


Сюжет басни Лафонтена в кружеве

Главным кружевным центром Фландрии становится Брюссель. А вот самое популярное плетеное фламандское кружево становится известно в Европе как англеттер (английское). Объяснялось это продолжающимся запретом на ввоз импортных кружев в Англию. Но так как фламандские кружева были лучше английских,спрос на них был очень велик, и купцы прибегали к контрабанде и продавали фламандское кружево как английское.

Особенностью брюссельского кружева было то, что фон и орнамент плелся одновременно , что было очень сложно. Но с середины XVIII века технология упрощается, а в 1830-х годах был соткан первых машинный тюль. Это облегчило и удешевило изготовление кружев. В то время машинное кружево делалось из хлопчатобумажных ниток, которые лишали ткань эластичности, мягкости и легкости, присущие плетеным из шелковистых льняных нитей фламандским кружевам XVII века.


Образцы брюссельских кружев Кулоны и броши с фрагментами
ручного кружева

Так же во Фландрии в XIX веке славилось кружево малин (по названию города Мехельн, во французской транскрипции Малин, в котором его плели). Для него был характерен орнамент типа рокайль , образованный из плотного переплетения ниток, и густые узорные сетки фона. Но отличительной его чертой является рельефный контур, проложенный более толстой блестящей нитью по краю орнамента.

В последствие, этот город стал принадлежать Франции, и тюль-малин приобрел более французский вид. Репликами этих тканей Вы можете восхищаться и сегодня в наших салонах.


Орнамент "рокайль" Брюссельское кружево Современный французский тюль
в коллекции Piedmont Tex

В современных тюлях кружево имитируют вышивки, в которых используются различные по плотности и составу нитки. Неизменным остается лишь высокий стиль и изысканный французский вкус.

Valentino, 2010 год

Слово «кружево» в русском языке, вероятно, происходит от слова «окружать». На Руси ручным кружевом отделывали края одежды, полотенец, скатертей и проч. Плести кружево всегда было тонкой и изящной работой, хорошее кружево стоило не дёшево.

Роскошь для королей

Кружево в Европе (по-английски «lace») всегда ценилось дороже золота. Кружево здесь всегда было больше, чем просто роскошью - оно было роскошью, доступной лишь самым высоким слоям общества, людям «голубых кровей». Только с приходом периода промышленной революции процесс изготовления кружева стал автоматическим, но и по сей день кружево ручной работы стоит очень и очень дорого. Есть такие кружева, на изготовление одного квадратного сантиметра которых уходит более 8 часов кропотливой работы!

Историками текстиля все кружева подразделяются на 2 вида: «настоящее кружево» и «другое кружево». Кружева, созданные при помощи игл и коклюшек, признаны настоящими, остальные виды (вязание крючком, фриволите, трикотажные кружева и ажурный текстиль) классифицируются как «другие». Конечно, каждая из разновидностей кружевного полотна имеет свои собственные достоинства и по-своему привлекательна. Основное различие между «настоящими» и «другими» заключается в природе узора - только кружево ручной работы, созданное при помощи иголки или коклюшек, может быть таким нежным, тонким и деликатным.

Кружево на портретах 17-18 веков

О происхождении кружева, плетеного на специальных бобинах, известно очень мало. Прародительницами этого вида искусства считают себя Италия (Венеция) и Бельгия (Фландрия), причем обе страны имеют на то веские причины, а вот историки пока не дают однозначного ответа. Скорее всего этот вид кружевоплетения возник из искусства расшивать одежду лентами и драгоценными нитями при помощи пяльцев. Чтобы предотвратить запутывание нити наматывали на катушки из свинца, кости или дерева, которые, в конечном итоге и превратились с бобины. Как видно на портретах того времени, этот вид кружева был известен и в Венеции, и во Фландрии в период около 1520 года.

Игольное кружево

Более подробно мы можем проследить историю кружева, созданного при помощи игл. Игольное кружево ведет свою историю от венецианской ажурной вышивки, которой этот город славился с начала 16 века. Ткани кружевниц из Венеции постепенно становились всё более прозрачными, узорчатыми и, наконец, стали представлять собой лишь рамку из ткани, внутреннее пространство которой было сначала вышито, а потом с нее удалялась ткань, располагающаяся между нитями вышивки. Такое кружево носило название Reticella.

Наконец, вместо того, чтобы кропотливо вырезать лишнюю ткань кружевницы стали создавать шаблоны для узоров, по которым создавалась ткань, полностью сплетённая из тонких нитей, составляющих затейливый узор. Такое кружево называлось Punto Aria, что в переводе означает «стежки в воздухе». Хотя еще целый век границы между этими двумя видами кружева были весьма размытыми.

Кружево в коллекциях ведущих дизайнеров, 2008 год

Шаблоны для кружевных узоров издавались в специальных книгах, авторами которых были чаще мужчины, чем женщины. Такие книги, как правило, посвящались знатным дамам. Интересно, что схемы не сопровождались подробными инструкциями. Скорее всего, они были адресованы профессиональным кружевницам, обслуживающим этих дам, либо сами богатые леди не считали зазорным овладеть тонкостями этого ремесла. Более того, добродетельная женщина того времени просто обязана была уметь плести кружево. В доме, где жила девушка, обязательно должны были быть кружевные вещи, сделанные её руками. Однако популярность кружева требовала всё больших объёмов его производства. Кружевоплетением занялись монахини, воспитанницы закрытых пансионатов, жительницы домов для малоимущих и т.д.

Дита фон Диз, Эмма Уотсон, Леди Гага, Кайли Миноуг - лишь малая часть поклонниц кружевных нарядов

Не может не удивлять та скорость, с которой в эпоху Возрождения распространялись модные новинки - без всякой печати, тв и интернета уже к середине 16 века кружевоплетение распространилось по всей Европе и на Британских островах. А уж о современности и говорить нечего.На пике популярности винтажа, на переломе эпох декаденское кружево очень актуально. Кружева занимают значительное место как на подиумах, так и в жизни.

Кружева в современном мире

Во все времена создание кружева считались элитным и довольно дорогим делом. Мастерица были настоящими ювелирами. Требовалось немалое терпение и крепкое здоровье, чтобы создавать настоящие произведения искусства. Именно длительность и трудоемкость процесса стала причиной высокой цены на кружева.

Постоянный технический прогресс затронул каждую отрасль производства, в том числе это коснулось и кружев. Благодаря станкам появилась возможность делать кружева в любых количествах и по доступной цене. Но постепенно машинное плетение пришло в упадок. Причиной стала практичность кружев. В моду вошли куда более прочные материалы. На некоторое время кружева были забыты. Сейчас утонченную ткань можно увидеть на самых дорогих нарядах. Работа машин стала более утонченной, гарантируя высокое качество изделий. Производители кружев бережно хранят давние традиции, используя их при изготовлении дорогостоящих вещей. Каждое изделие проверяется вручную, а при малейшем браке умелые штопальщицы его надежно скрывают. Увидеть кружева, в том числе французские, можно на модных показах, в них охотно выходят в свет и даже идут под венец знаменитости.

Поразительно, что всего лишь с помощью кружевных вещей женщина может создать образ нежной милой кокетки или готичной секс-бомбы. Модельеры вводят в свои коллекции кружевные вещи, звёзды мировой величины блистают в кружевных нарядах на красных дорожках и киноэкранах. И это всегда выглядит роскошно и дорого (хотя в неумелых руках кружево может создать впечатление дешёвой безвкусицы), но машинное производство кружевного полотна делает такие вещи волне доступными каждой из нас. Мы носим кружевные трусики, надеваем в офис блузку с кружевной отделкой, укутываемся с ног до головы в кружевное полотно в день свадьбы. Да мало ли поводов для того, чтобы стать ещё прекраснее и загадочнее обычного.

Текст: Анна Красушкина.