Лэпбук «Такие разные рыбы. Конспект образовательной деятельности для детей старшей группы с использованием лэпбука «В гостях у рыбки Дори

Создание лэпбука в ходе проектной деятельности

Фомичева Наталия Альбертовна, воспитатель, МДОУ детский сад №30 "Теремок", город Рыбинск Ярославской области.
Описание: Данная публикация будет полезна педагогам дошкольного, школьного и дополнительного образования. Публикация содержит подробную карту проекта и план его реализации
Цель: Оформление теоретической части проектной деятельности в дошкольном учреждении
Задачи:
- Помочь педагогам систематизировать информацию по проекту
- Дать конкретный пример оформления реализованного проекта

Совсем недавно в современной педагогике появилось новое средство обучения – лэпбук. Это тематическая папка, содержащая множество кармашков, окошечек, миниатюрных книжечек. Она может вместить огромное количество материала, а именно: карточек, иллюстраций, схем, дидактических игр, художественного слова. Ребенок (или группа детей), взяв в руки такую папку, выполняет задания, рассматривает картинки, разбирает схемы, тем самым в лёгкой и непринужденной форме закрепляет и расширяет свои знания по определенной теме.
Идея создания серии лэпбуков о природе стала основой реализованного нами проекта.

Карта проекта «Лэпбук – ребятам друг!»

Автор проекта:
Фомичева Наталия Альбертовна
Место реализации:
Детский сад №30 «Теремок», город Рыбинск
Тема проекта:
«Создание лэпбука – вид совместной деятельности взрослых и детей»
Творческое название:
«Лэпбук – ребятам друг!»
Типология проекта:
Творческий, практико-ориентированный, групповой
Участники проекта:
Воспитатели, дети и их родители
Продолжительность:
Среднесрочный март-апрель 2016 года
Предметная область:
Ребенок и природа
Цели:
В ходе проектной деятельности были определены цели для работы с детьми:
Образовательные цели:
Расширение знаний о природе
Развивающие цели:
Развитие познавательной активности, наблюдательности, творческого мышления
Воспитательные цели:
Воспитание интереса к объектам природы, формирование самостоятельности в самообучении
Кроме того, были выделены цели
для родителей:
Повышение компетентности по данной теме, укрепление детско-родительских отношений в ходе исследования и создания интерактивной папки, самореализация.
для педагогов:
Организация эффективного сотрудничества с семьями воспитанников, координация деятельности участников проекта на всех этапах, обеспечение постоянного контроля за ходом и сроками реализации проекта, презентация материальных результатов, внедрение новых методов в работу с детьми, обогащение предметно-развивающей среды серией лэпбуков о природе, распространение педагогического опыта.
Основополагающий вопрос:
Как сделать полезный материал интересным?
Проблемный вопрос:
Зачем нужен лэпбук?
Частные вопросы:
1. Что такое лэпбук?
2. Как изготовить лэпбук?
3. Как использовать лэпбук?
Гипотеза:
Лэпбук – новое средство обучения.

План реализации проекта «Лэпбук – ребятам друг!»

Этапы проекта:
1. Интригующее начало, обозначение проблемы «А знаете ли Вы, что такое лэпбук?»
2. Определение педагогами конечной цели проекта: создание серии лэпбуков о природе.
3. Распределение тематики лэпбуков для каждой семьи индивидуально, чтобы темы не повторялись: «Зима», «Весна», «Лето», «Осень», «Лиственные деревья», «Хвойные деревья», «Зимующие птицы», «Перелётные птицы», «Рыбы», «Животные Севера», «Животные жарких стран», «Домашние животные», «Животные наших лесов», «Овощи», «Фрукты», «Цветы», «Ягоды», «Времена года» и другие.
4. Сбор информации семьями воспитанников
5. Проведение педагогами консультаций для родителей («Что такое лэпбук?», «Работа с лэпбуком в ДОУ», «С чего начать при создании лэпбука?»)
6. Систематизация и анализ полученных сведений
7. Обсуждение вариантов оформления и способов создания лэпбука
8. Совместное движение взрослых и детей к результату
9. Обсуждение и просмотр результатов творческих семейных работ.
10. Видеоотчёт для родителей «Лэпбук – устами младенца!»
11. Награждение участников проекта

Выводы:
Реализация данного проекта сблизила всех участников.
У детей расширился кругозор, совершенствовалась мыслительная деятельность.
Принес педагогам пополнение предметно-развивающей среды
в виде серии эксклюзивных интерактивных папок о природе.
В результате реализации проекта подтвердилась гипотеза, что лэпбук – это отличный способ получения, расширения и закрепления знаний по определенной теме.

Сам процесс исследования и результат проекта доставил детям радость, родителям – удовлетворение. При создании лэпбуков семьи проявили креатив, фантазию, заинтересованность. Творчески подошли даже к названиям своих папок о природе. Для оформления использовали свои художественные навыки, компьютерную графику, яркие иллюстративные материалы, декоративные элементы. Каждый лэпбук – по своему уникален. Наполняемость папок – огромное количество дидактических игр, загадок, стихов, раскрасок, картинок, фотографий. Всё по одной теме.
Представляю их Вашему вниманию.











Лэпбук — эксклюзивное изобретение родом из США. Задумка данного предмета чрезвычайно интересная. Суть состоит в том, чтобы обучать детей с помощью разнообразных картинок и рисунков. Довольно просто сделать Лэпбук своими руками, шаблоны скачать бесплатно можно по ссылке в конце данной статьи.

А для начала предлагаю разобраться подробнее, что это за изобретение, как его лучше создавать.

Разновидность и цель Лэпбука

Чтобы наш малыш познавал мир придумано различное множество вещей: книги, игрушки, приложения на планшетах и смартфонах, компьютерные программы. Также для этих целей многие люди делают видео-ролики на YouTube, где рассказывают детям о разных предметах и обучают их арифметике, правописанию и иными способами подготавливают детей к детскому саду, а затем и к младшим классам школы. Можно смотреть ролики, покупать дорогостоящие игры и приложения, а можно и сделать обучающий предмет своими руками! Сегодня речь пойдёт как раз о втором варианте для усидчивых и трудолюбивых.

Лэпбук представляет собой папку, созданную из картона, внутри которой разных размеров кармашки. В них можно вкладывать фотографии, наглядные рисунки и аппликации. Такая подача поможет провести занятие с ребёнком в наглядной понятной форме, и вызвать детский интерес.

Лэпбук может быть узко направленным, специализированным на какой-то науке, к примеру, по экологии, по математике, по развитию речи, УМК, ПДД. Цель Лэпбука состоит в том, чтобы малыш выучил что-то новое, поэтому лэпбук для младшей группы и раннего возраста может быть создан по сказам, диким животным или насекомым. Также популярны варианты Моя семья,Мой город, Лэпбук по безопасности, музыке, овощам — для детей 4 лет, малышам и подготовительной группы.

Примеры Лэпбуков

Итак, Вы приготовили все материалы, проявили всю свою фантазию касаемо картинок, цифр, и смело можете приступать к изготовлению лэпбука, который довольно просто сделать своими руками, отталкиваясь от наших примеров, доступных для скачивания по ссылке ниже.

Пример плана Лэпбук-папки к первому сентябрю: в ней нам нужно познакомить малыша с названиями школьных предметов; провести с помощью картинок беседу о правилах поведения; рассказать, как правильно собирать портфель; немного полезных пословиц (исключительно для развития лексикона); и самое главное — рассказать о пути в школу и обратно домой, если ребенок будет ходить без родителей.

В целом Лэпбук можно разделить на несколько разновидностей:

  1. Праздничные.
  2. Для учёбы.
  3. Предназначенные рассказать с помощью картинок краткую автобиографию ребёнка.
  4. Сделать оригинальный подарок (кстати, музыкальное сопровождение будет огромным плюсом).

Формы и внешний вид

Если говорить о форме Лэпбук, Ваша креативность сыграет немалую роль: в итоге может получиться простая книжка с оригинальной идеей, папки разных геометрических фигур и много других форм. Создавая Лэпбук папки, Вы приучаете своего малыша к усидчивости, у него развивается воображение и ребёнок привыкает к аккуратности.

С помощью данной игры ребёнок выучит азбуку, цифры, географическое расположение стран, у него будет развиваться логическое мышление, и в скором времени Вы увидите заинтересованность к познанию нового. Думайте, творите, проявляйте свою фантазию и создавайте шедевры для развития Вашего ребёнка. Поверьте, Вы заинтересуете своего малыша и в будущем будете делать Лэпбук папки вместе. Факт совместного творчества будет ещё более полезен детям.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Презентация на тему: « Лэп – Бук в работе воспитателя» Выполнила: Румянцева Е.А. воспитатель МБДОУ «Детский сад № 21»

Что такое лэпбук? Лэпбук (lapbook) , или как его еще называют тематическая или интерактивная папка, - это самодельная бумажная книжечка с кармашками, дверками, окошками, подвижными деталями, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению.

В папке содержатся все необходимые материалы по теме. Информация, которая представлена в ней, обычно оформляется в виде открывающихся окошек, вынимающихся и разворачивающихся листочков, прочих забавных деталей. Они, с одной стороны, призваны привлечь интерес ребенка к самой папке. А с другой стороны, это прекрасный способ подать всю имеющуюся информацию в компактной форме.

Зачем нужен лэпбук? Во-первых, лэпбук помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по интересующей его теме, лучше понять и запомнить материал. Во-вторых, это отличный способ для повторения пройденного материала. В любое удобное время ребенок просто открывает лэпбук и с радостью повторяет пройденное, рассматривая сделанную своими же руками книжку. В-третьих, ребенок учится самостоятельно собирать и организовывать информацию. В-четвертых, можно выбрать задания под силу каждому (для малышей – кармашки с карточками или фигурками животных, например, а старшим детям – задания, подразумевающие умение писать и т. д.) В итоге - это просто интересно!

Данная форма работы помогает педагогам создать условия для поддержки детской инициативы и творчества в группе. В процессе наблюдения воспитатель узнает, что дети делают с большим интересом. В процессе такого творчества ребенок становится не только создателем своей собственной книги, но и дизайнером, художником-иллюстратором, сочинителем собственных историй, загадок, стихотворений. Такая увлекательная форма работы создает условия для развития личности, мотивации и способностей ребенка.

Тема лэпбука может быть любая: -интересные события, происходящие с ребенком; -увлечения детей; -темы недели; - времена года; -литературные произведения; -мультипликационные герои и т. д. Темы могут быть как общие, так и частные. Например, можно сделать общий лэпбук на тему «Подводный мир". А можно взять что-нибудь конкретное, например, «Рыбы» и в лэпбуке дать подробную информацию о них.

Лэпбук - это не просто метод, помогающий закрепить и отработать полученные знания, это полет фантазии, который может дать непредсказуемые результаты, это исследование, которые однажды начавшись, будет продолжаться всю жизнь, ведь если посеять в ребенке «зерно» открытия и исследования, оно будет расти и увеличиваться. Задача воспитателя лишь придавать детям уверенности в своих силах и правильно мотивировать на открытие новых горизонтов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация совместной (партнерской) деятельности педагога с детьми на основе лэпбука

Методическая разработка содержит материал для проведения индивидуальных или подгрупповых занятий на основе лэпбука (интерактивной книжки).Адресована воспитателям ДОУ и учителям начальных классов. Може...

Работа по созданию лэпбуков с детьми. Лэпбук "Весенняя копилка"

Актуальность использования лэпбуков, как современного средства обучения, продиктована требованиями ФГОС ДО к образовательному процессу. Лэпбук, представляющий собой интегративную тематическую пап...

Метод проектов в ДОУ. Руководитель: Лазарева С.А., старший воспиатель.Консультация для педагогов и родителей: "Что такое лэпбук?" Автор: Переверзева А.С., воспитатель. Паспорт лэпбука "Сибирские сказки"

Современная педагогика предлагает перенести акценты с пассивной модели обучения (ребенок выступает в роли «объекта» обучения, то есть слушает и смотрит) на активную (ребенок выступ...

Дидактическое пособие лэпбук "Домашние животные" для детского сада



Тороп Юлия Валерьевна, педагог дошкольного образования МБДОУ "Детский сад №132" города Дзержинска Нижегородской области.
Описание: пособие предназначено для детей дошкольного возраста.
Задачи:
1. Систематизировать знания детей по теме;
2. Знать и классифицировать диких и домашних животных;
3. Развивать наблюдательность, внимательность.

С внедрением ФГОС каждый педагог дошкольного учреждения находится в постоянном поиске новых форм организации образовательной деятельности. Лэпбук – замечательная находка для воспитателя. Этот вид пособия появился сравнительно недавно у нас, но популярность его только растет.
В дословном переводе термин «лэпбук» - это «книга на коленях». То есть это тематическая папка со множеством кармашков, окошечков, в которой собран материал по определенной теме. Такое пособие рекомендуется делать вместе с детьми и родителями. Ценность такой папки для каждого ребенка возрастает.
А у родителей появляется возможность еще больше времени провести со своим ребенком.
Я представляю вашему вниманию лэпбук по теме «Домашние животные». Немного об изготовлении и материалах.
Основой для создания такой папки стала обычная потолочная плитка. Их понадобилось 2: одна – целая, а вторую я разрезала пополам, имитируя раскрывающуюся книгу. Скрепила детали между собой обычным широким скотчем. Ну а чтобы изделие имело эстетический вид, скотч задекорировала полосами вспененной резины. На лицевой стороне приклеила название моей папки.





Ну а теперь о наполнении.
Что-то находила на просторах Интернета, что-то делала сама.
На левой стороне книги у меня расположился кармашек со стихами о животных . Сделан он в виде книжечки с картинками. Можно не только почитать стихи, но и рассмотреть животное.



Кармашек «Кто где живет?» представляет собой два листа, в центре одного – деревенский дом, в центре другого – лес. Вокруг каждой картинки – 7 пустых окошков.
В другом кармашке – дикие и домашние животные.
Вариантов игры может быть несколько.
1. Карточки с животными разложены на столе. Можно спросить ребенка, какие животные живут в лесу, а какие рядом с человеком.
2. Карточки с животными разложены, например, вокруг леса. Одно животное – домашнее. Задайте ребенку вопрос: «Назови животных. Все ли животные живут в лесу? Какое животное не дикое? И т. д.



По центру расположены несколько кармашков. На самом большом листе – загадки про животных. Задача ребенка – отгадать загадку и найти картинку с изображением животного.
Еще один лист – расскажи о животном. Если ребенок не умеет читать – не беда. По схемам и условным обозначениям дети вполне самостоятельно могут описать любое животное. Сначала это будет набор предложений. А потом, со временем, этот набор предложений превратится в монолог – описание.


Кармашек «Собери картинку» сделан по принципу пазла. Из частей нужно собрать картинку животного.


Кармашек «Назови детеныша». Назначение этого кармашка – речевое развитие.
Варианты игры.
1. Предложите ребенку назвать домашнее животное (по вашему выбору). А затем найти и назвать одного детеныша, двух детенышей. (свинья – поросенок – поросята).
2. Все те же поросята потеряли свою маму. Найди ее, как называется мама поросят.


Кармашек «Найди тень» предлагает ребенку найти цветную картинку с животным и его тень.


«Подбери шерстку». Здесь идет «отработка» внешнего вида животного. Я оставила только контур животного, а надо подобрать картинку с шерсткой животного и положить ее снизу. Так животное «оденется».




С левой стороны книги расположился карман «Раскраски». Его можно постоянно пополнять. Дети выбирают понравившуюся картинку и раскрашивают ее.
Ну и заключительный «карман» - «Любимая еда». Представляет собой круг, разделенный на сектора, на котором изображена еда животных, не только домашних. А на прищепках прикреплены животные. Задача ребенка соотнести животное и его любимую пищу.



По такому же принципу сделан лэпбук по теме "Дикие животные".


Надеюсь, мой материал окажется полезным для вас. Удачи!

Милена Барболина

Лэпбук - это удивительная книжка-раскладушка с различными кармашками, окошками, вкладками и даже подвижными деталями, в которую помещены материалы на одну тему. Это прекрасный способ закрепить с детьми пройденную тему. Лэпбук помогает детям лучше понять и запомнить материал. Поэтому в своей работе я решила использовать лэпбуки как итог и закрепление пройденного материала. Недавно у нас прошла тема недели «Рыбы » во второй младшей группе. Я познакомила детей со строением рыбы , средой их обитания, а так же познакомила с некоторыми необычными рыбами. И как итог этой недели решила сделать вот такой лэпбук .

На первой странице лэпбука я наклеила тетрадочку, где наклеила картинки необычных рыб с которыми были познакомлены дети а так же краткую информацию о них. Туда вошли : самая большая рыба в мире, самая маленькая рыба, рыба большерот, рыба брызгун, рыба еж, рыба капля, рыба лев, рыба наполеон, рыба камень, сельдяной король.


На следующей страничке я поместила картину со строением рыбы и Д/И "Найди пару"


Игра "Найди рыбку по силуэту"

Д/И "Собери рыбку"


Спасибо за внимание!

Публикации по теме:

Деревья – высший природный символ динамичного роста, сезонного умирания и регенерации. В различных культурах многие деревья считались священными.

Консультация «Такие разные мальчики и девочки» Совсем скоро начнётся новый учебный год. Родители детей подготовительной группы волнуются, как правильно подготовить к школе своих чад.

Такие разные песочные фигуры! Песок для детей – игра, развлечение. Мы же, взрослые, понимаем, что песок для детей – это ещё и развитие воображения,.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Кто такие рыбы?» (старший дошкольный возраст) Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Кто такие рыбы?» (старший дошкольный возраст) Программное содержание: - познакомить.

Листая странички интернета я увидела интересный материал про новую форму работы - лепбук. Эта идея меня очень заинтересовала и для начала.

Вот такой лэпбук "такие разные мячи" в рамках проекта "такие разные мячи" у нас получился. в создании лэпбука принимали частичное участия.

Музей – научное и научно - просветительское учреждение, осуществляющее комплектование, хранение и изучение памятников естественной истории,.