Сценка "накануне рождества". Сценарий к Рождеству: «Коляда, коляда накануне Рождества

Ольга Костина

«Пришла Коляда, накануне Рождества».

Приобщать дошкольников к народному творчеству. Возрождать русскую традицию празднования Рождества.

/В зале оформлено несколько «домов», в которые будут ходить колядовщики/.

Ведущий: Замёрзли все болота, все ручьи,

Становились быстры реки широки,

Выпадали белы снеги глубоки,

По дорогам не проехать. Не пройти!

Зима – зимушка пришла,

Коней в сани запрягла,

Путь – дорожку вывела,

Лёд на речке вымела,

С берегом связала,

К земле приковала!

Малых ребят,

Красных девчат

На салазки усадила

С горки прокатила!

Здравствуйте, добры молодцы и красны девицы!

Здравствуйте судари и сударушки!

Давно вы нас поджидали,

Праздник без вас не начинали!

А знаете, какое нынче времечко на дворе? Святки – святой праздник. В это время ангелы святые к людям слетаются, все желания их исполняют. Зато и нечистая сила – лешие да черти, ведьмы да кикиморы выходят на белый свет из болот и лесов, честной народ пугают, недобрые игры затевают. Но тот, кто сердцем добр, душою смел, умом ясен, нечистой силы не боится.

На святки был обычай: мальчишки и девчонки, парни и девушки собирались группами, переодевались, /рядились, окручивались/ так, чтобы их нельзя было узнать.

Таких ряженных называли шуликанами, горбушками, колядовщиками, потому что ходили они колядовать – петь колядки /специальные песенки/.

Слышите? К вам гости пришли,

Гости званные, желанные,

Да не с пустыми руками,

А с песнями да частушками,

Хороводами да прибаутками.

/Поют/: Коляда, Коляда!

А бывает Коляда

Накануне Рождества.

/дети поют/:

Приходила Коляда накануне Рождества

Кто даст пирога – тому полон хлев скота,

овин с овсом, жеребца с хвостом.

Кто не даст пирога, тому куричья нога.

Коляда, Коляда отворяй ворота

Медные замочки, железные крючочки.

Кто даст пирога – тому двор живота, ещё мелкой скотинки

Числа вам не знать.

Кто не даст лепёшки

Завалим снегом лепёшки.

Воспитатель: Гляньте – ко, сколько гостей к нам пожаловало.

Здравствуйте гости дорогие!

Дети: Здравствуйте, чем вы нас хозяева одарите? Денег мешок, или каши горшок.

Воспитатель: Вот вам угощенье: пряники, медовые, да леденцы сладкие.

Ведущий: Добрые хозяева здесь живут.

Ярче звёздочки светите

Укажите нам пути

Разрешите, разрешите,

Разрешите в дом войти.

Мы пришли к вам хороводом

Прямо к свежим пирогам

Поздравляем с Новым годом!

Низко кланяемся вам!

Воспитатель: Благодарствуем! И вас с праздником, родимые. Будьте здоровы и счастливы.

Ведущий: А сорить тут у вас можно?

Можно, можно.

/дети бросают солому/.

Ведущий: Я мальчик – юльчик

Сел на стульчик.

В дудочку играю

С Рождеством поздравляю!

Кто не даст ни копейки

Завалим лазейки.

Кто не даст нам ватрушки

Сломаем кадушки.

Ведущий: Кто не даст пирога – запрём ворота

Дай на дворе чертей, в огороде червей,

Вшей да мышей, тараканов из ушей.

Ай, овсень, овсень, сеем жито целый день

Свети солнышко нам с неба, чтобы больше было хлеба

Чтоб детишкам для потехи, в лесу выросли орехи

Чтоб снопы были толсты, чтобы лён пошёл в холсты.

Ведущая: Овсень, овсень ты гулял по всем

По заулочкам, переулочкам,

Кому песню мы споём, тому сбудется

Тому сбудется, не минуется.

/песня – игра №Коляда, Коляда, ты, где была?»

Ведущий: Таусень, таусень, подай пирога

Или курку с хохолком, петушка с гребешком

Иль копеечку с копьём, или денежку с орлом.

Ведущий: И охото вам в такой мороз

С печки вставать, петь да плясать.

Уж ты Коля – Николай

Сиди дома, не гуляй

В тёпленьком местечке

С бабушкой на печке.

Тешен, тешен, хозяин повешен

На задний жолоб, за чёрный волос

Волос – то сорвался, хозяин оборвался

О камень зубами, о тын головой, о щепицу бородой.

Ведущий: А не загаднуть ли вам, хозяева?

Ведущий: Загаднуть, загаднуть.

1. В избе – изба, на избе труба,

Зашумело в избе, загудело в трубе. /ночь/.

2. Снизу полы, сверху – воротник лохматый,

В холод он теплом богатый. /тулуп/.

3. Ящик на коленях пляшет,

То поёт, то горько плачет. /гармошка/.

Ведущий: В лесу выросла, из леса вынесли

В руках играет, людей потешает

/сценка с медведем/.

Цыган: Расступись народ честной

Идёт медведюшко со мной

Много знает он потех

Будут шутки, будут смех.

Цыган: Михайло Иванович, покажи как Маша лихо плещет.

/цыган одевает медведю платок на голову, медведь пляшет/.

Цыган: Уморился, отдохни, Михайло Иванович. Закрыл ли ты двери на ночь? /медведь машет головой

Цыган: Может ждёшь озорника, чтоб помял тебе бока?

/медведь закрывает голову лапами/.

Цыган: А! Боишься? Может ждёшь ребят, чтобы начали кричать?

/медведь садиться на пол, зажимает лапами уши, раскачивается – «у – у – у!»

Цыган: Не нравится, как ребята кричат? А может ждёшь старуху,

Чтоб набила тебе брюхо?

/медведь поглаживает живот, урчит/.

Цыган: Никто не хочет угостить Мишу?

/Дети вешают медведю связку баранок на шею/.

Ведущий: Ух, ух, во весь дух

Попляши Мирон за двух

У ворот солнцеворот

Выходи плясать народ.

Что ж, дорогие красны девицы, да добры молодцы, судари, да сударушки! Славно мы с вами повеселились. Делу время, потехе час.

Придём в гости в другой раз.

Ведущий: Как с хозяйкиного двора

Выходили молодые святки,

Весёлые святки, поклонились, поклонились на четыре стороны.

Святки, весёлые святки.

Ведущий: Как на первую сторону – быть богатому.

Ведущий: На вторую сторону – быть здоровому.

Ведущий: А на третью сторону – быть пригоже.

/кланяются, уходят/.



Цель – способствовать привитию веры в Спасителя Иисуса Христа, познакомить детей с традициями и обычаями народной культуры.

(звучит песня А.Малинина “Рождественская Русь”)

Выходит 1 и 2 ведущий:

1 - С праздником! С Рождеством!

Этот праздник отмечают миллионы людей во всем мире. Их объединяет одно – вера в господа Иисуса Христа. Рождество стало событием для человечества. Теперь мы ведем летосчисление от рождения Спасителя.

2 – На нашем празднике мы расскажем вам историю Рождества, познакомим с культурой наших предков. Конечно, не надо идеализировать прошлое. Но все равно надо чтить и уважать традиции и обычаи нашего народа, понимая, что человека того времени воспитывали обстановка и тот уклад, в котором он находился. У наших предков была жива рождественская традиция ожидания и свершения чуда. И чудеса действительно случались.

(уходят; выходит чтец)

Вот и праздник рождества, -
Елку подрубили.
И в одежду торжества
Пышно нарядили.
Вот на елке свечек ряд,
Леденец крученый,
В гроздьях сочный виноград,
Пряник золоченый.
Вдруг плодами поросли
Сумрачные ветки,
Елку в комнату внесли –
Веселитесь, детки!
Для детей трудится мать,
Им игрушки прочит,
Деревце для них убрать –
День и ночь хлопочет.

2-й ведущий:

В старину подготовка к празднику начиналась в последнюю предрождественскую неделю. Вечером вся семья клеила игрушки, красила в серебро и золото орехи на елку.

Наряжать елку – самое приятное занятие. Мы наряжаем ее яркими шарами, гирляндами, дождиком. А раньше, всего несколько лишь 200 – 300 лет назад елку украшали овощем с огорода, который предварительно разукрашивали.

(маленькую искусственную елочку нарядить, показать детям, как наряжали елку наши предки).

Какой овощ вешали на елку?

Картофель. Сначала это были посеребрянные и позолоченные картофелины. Затем научились выдувать стеклянные шары, а искусство их изготовления хранилось в строжайшей тайне и передавалось мастерами по наследству. Эти шары стоили дорого, были многим не по карману.

Сейчас уже утеряна добрая традиция вешать сладости на рождественскую елку, а ведь это куда вкуснее и заманчивей для детей – снять с елки сладости и съесть, чем получить их со стола.

Какой сладостью украшали на Руси елку?

Пряником.

Раньше дети на Руси, даже в богатых семьях, не ели сладости беспорядочно и почти каждый день, а получали их на праздник, в кулечке. Иногда сладости развешивали на елке, и затем дети получали их как приз.

Сначала вешали на елку румяные яблоки, потом мандарины, потом золоченые и серебряные орехи, хлопушки и, конечно же, пряники.

А какая главная игрушка Рождества? Или его называют еще добрый вестник Рождества?

Конечно же, ангел. Купить эту игрушку в магазине тогда было очень дорого, поэтому его делали сами. В ход шло буквально все: вата, шелк, тюль. бумага, пух, перья.

Новогодние и рождественские открытки тоже имеют свою историю. Впервые в России открытка появилась чуть больше 100 лет назад (1898). Деньги от проданных открыток шли на благотворительные цели. Художники старались сделать их не просто красивыми, а порой настоящими произведениями искусства. Она покрывалась глянцем, бархатом, а снег готовился из борной кислоты и был удивительно похож на настоящий. Тематика рисунков была разной: это веселые детишки, катающиеся с гор на санках, это колядующая молодежь с Вифлеемской звездой, забавные зверушки, ангелы, свечи на елках.

Было время, когда советская власть запретила изготовление рождественской открытки. Она не признавала праздник Рождества, и только совсем недавно появились открытки с радостной надписью: “С новым годом!”, “С Рождеством!”.

А вы знаете первое елочное библейское украшение? Назовите его.

Это Вифлеемская звезда. Особой радостью было изготовить Вифлеемскую звезду, которая должна была увенчать лесную красавицу. Легенда гласит: “Когда родился Божественный младенец, все возрадовались вокруг, все ликовало. У входа в пещеру, где родился Христос, стояли 3 дерева: пальма, маслина и елка. Они тоже хотели поднести свои дары Христу.

Пальма положила к ногам младенца роскошный лист, маслина наполнила душистым ароматом пещеру. Одной елке нечего дать. От смущения склонила она свои ветки низко к земле. Но вдруг тысяча разноцветных звездочек опустилась на ветки елки. Она стала такой нарядной и красивой, что когда младенец проснулся, его глаза остановились на прекрасной сияющей елке. Он улыбнулся и протянул к ней свои ручки.

Ангел спустился с небес и сказал елке: “Пусть будет тебе это наградой за твое смирение. Ты будешь всегда в вечнозеленом одеянии и каждый год будешь прославлять Рождество блестящими звездами, которые будут украшать твои ветви”.

Под елку вместе с подарками помещали и проросшие зерна ржи (жита) – символ новой жизни и щедрого урожая.

1-й ведущий: (на фоне народной музыки)

День перед Рождеством назывался Сочельник (6 января). К 6 января, то есть к Рождественскому Сочельнику, в избах делали большую уборку, натирали полы можжевельником, а столы застилали чистыми скатертями. До 6 января соблюдали пост, вкушали только кутью с медом и сочиво. Лишь вечером, с появлением первой звездочки заканчивался пост. Люди замешивали пироги, ставили блины, месили тесто для пышек. Готовили праздничный стол. Чтобы младенец Христос заглянул в дом, на окошко ставили всевозможные игрушки.

В доме хорошо натапливали печь. Печь в доме играла главную роль. Появилась даже поговорка: “плясать от печки”, то есть начать с главного. Печь использовали для отопления помещения, приготовления пищи. На печи спали, хранили вещи, сушили зерно, лук, чеснок. Зимой около нее держали птицу и молодых животных. По народному поверью, под печью или за нею живет Домовой – душа избы, покровитель домашнего очага, добрый и услужливый, если в доме лад да любовь. В старину его ласково называли “хозяин” или “дедушка”. А представляли его в облике маленького мужичка с седой бородой. Главная обязанность домового – смотреть за хозяйством, помогать в работе по дому.

По диагонали от печи в избе находится красный угол. Это было святое место – в нем помещали иконы. Поэтому называлось место “святым”. В красном углу совершались ежедневные моления, с которых начиналось любое важное дело.

Красный угол старались держать в чистоте и нарядно украсить. Название “красный” означает красивый, хороший и светлый.

В красном углу находился и стол. Все значимые события семейной жизни отмечались в красном углу, вдоль стола стояли лавки и скамьи. Все это празднично убиралось к Рождеству елочными ветками.

Ангел: В небе звездочка зажглась золотая, эта звездочка совсем непростая!
Я возвещаю вам великую радость, которая будет всем!
Сегодня родился Спаситель мира Иисус Христос. Видите, какой свет?
Он принес в мир любовь. И каждый из вас ощутил ее в своем сердце.
Бог пожелал стать человеком, чтобы умереть за нас. Чтобы этим сказать: “Я есть. Я люблю вас”.
(уходит)

Звездочка: (танцует под музыку)

Путь мой далек. Солнце взойдет –
Я растворюсь с небесами.
Ночи дождусь – снова зажгусь
Перед людскими глазами.
(поет песню “Рождество”)

В эту ночь земля была в волненье…
Свет большой диковинной звезды
Осветил все горы и селенья, города, пустыни и сады.
А в пустыне наблюдали львицы, как дарами дивными полны
Двигались бесшумно колесницы, важно шли верблюды и слоны.
И в челе большого каравана, устремивши взоры в небосклон
Три царя в затейливых тюрбанах ехали к кому-то на поклон.
А в пещере, где всю ночь не гасли факелы, мигая и чадя
Там ягнята увидали в яслях спящее прекрасное дитя.
В эту ночь вся тварь была в волненье.
Пели птицы в полуночной мгле, возвещая всем благоволенье.
Наступленье мира на земле.
(уходит)

Звездочка:

В ласковых теплых ладонях земли
Город Давидов спит мирно.
А издалека волхвы привезли золото, ладан и смирну.
Вторят звезды Вифлеемской лучи ангелов дивному скерцо
Тихий мотив, словно эхо звучит в чистом пастушеском сердце.
Царствует ночь, еще долог рассвет, небо как чрево сосуда.
А из яслей изливается свет – тьмой непокрытое чудо.
Ирод бессонницей мается. Страх корчится в бархате складок.
А у дитя в материнских руках сон безмятежен и сладок.
И до сих пор нелюбому ясны знаки его посещенья
Спит, как младенец, укутанный в сны
Мир в колыбели прощенья.
(уходит)

Странник: (на фоне музыки)

Я расскажу вам историю, которая случилась более 2-х тысяч лет назад. Это история о том, как на земле родился сын божий Иисус Христос. Его матерью стала девушка Мария. Еще до ее рождения родители Марии дали обет посвятить девочку служению богу. Когда Марии исполнилось 3 года, ее по традиции впервые ввели в храм. С малолетнего возраста и до девичества Марии следовало жить при храме. Там она воспитывалась 12 лет. Достигнув совершеннолетия, девушка должна была оставить храм. Священник, как это полагается, избрал для нее “обручника” - пожилого вдовца, в доме которого она, соблюдая обет, вела бы домашнее хозяйство. Выбор пал на Иосифа из Назарета. После обручения Мария поселилась в доме Иосифа, где произошло событие, которое церковь почитает как один из самых больших праздников – Благовещение. Деве Марии явился ангел и возвестил о том, что она родит Сына Всевышнего.

Иисус родился простым человеком и рос в обычной семье. Христос родился для того, чтобы искупить грехи всех людей. Он принес в мир добро и свет. Иисус исцелял от страданий и болезней: слепые начинали видеть, глухие – слышать, а хромые – ходить.

Иисус хотел, чтобы люди становились лучше, чтобы мы стали подобными богу.

(песня “Христос родился”)

Странник:

Все православные христиане отмечают самый большой праздник на земле – святое Рождество.

В чем же божественный смысл этого праздника? Первые люди были бессмертны и чисты, пока не совершили первородный грех. Люди забыли Бога. Мир погрузился во зло. Но зажглась Вифлеемская звезда на небосклоне. Господь послал для нашего спасения Сына своего.Люди снова стали сынами божьими. Иисус Христос своей смертью искупил наши грехи. Этот праздник называют матерью всех праздников мира. Он учит нас верить, воспитывает наше сердце, чтобы научились прощать, сочувствовать, понимать друг друга, терпимо относиться к недостаткам других – одним слово, чтобы мы научились любить окружающих людей. К вере каждый человек обязательно придет, но у каждого свой путь. Вера вырастает из самых глубин человеческого естества. Человек не может жить без веры, без опоры. Его мир обязательно должен включать в себя чувство веры: в Бога, в спасение, в счастье. В добро, в себя. И если нет веры, в душе происходит надлом. Человек ожесточается, становится злым, циничным.

Испокон века наш народ отличался крепкой верой. Он был близок к Богу.

2 ведущий:

12 дней от Рождества до Крещения называются Святками – святыми днями. Первая неделя, от Рождества до Нового года по старому стилю, проходила в сплошном веселье, шло гулянье, ходили колядовать. Наши предки верили, что в студеном декабре солнце умирает, а потом снова возвращается.

Празднеством возрождающегося солнца и была Коляда. Дети и молодежь собирались, ходили по домам с песнями – колядками, а хозяева угощали гостей. По обычаю колядующих надо встретить угощением и щедро одарить. Есть такая примета: чем лучше угощение, тем удачнее год.

(на сцене русская изба, хозяин за столом.

Входят колядовщики со звездой)

Колядовщики:

Пришла Коляда накануне Рождества!
Дайте коровку, масляную головку!
А дай Бог тому, кто в этом дому!
Ему рожь густа, рожь ужимиста!
Ему с колоса осьмина, из зерна ему коврига.
Из полузерна – пирог. Наделил бы вас Господь
И житьем, и бытьем, и богатством!
И создай вам Господь еще лучше того!

Уж ты дядя доброхот! Выдай денег на проход!
Выдашь – не выдашь, будем ждать, у ворот стоять!
Золотая голова, шелковая борода!
Ты подай пирожка ради праздника Христова
Пирожка – то хоть пресного, хоть кисленького, да пшеничненького!
(угощаются и уходят)

Все, что в домах давали, дети складывали в мешок, а потом вместе съедали. Вот так веселились с 7 по 14 января по новому стилю.

Ребятишки нарядятся, кто во что горазд: попрошайками, стариками, корзину возьмут и идут по домам, в дом зайдут и давай плясать, хозяев славить.

(заходят колядующие)

1 колядующий:

Коляда! Коляда! Коляда святая!
Мы ходили, мы искали святую коляду.
Мы нашли коляду у Иванова двора.
Иванов двор на 7-ми столбах, на 8-ми верстах,
Столбы точены, позолоченные.
Тут и барыня жила, государыня жила.
Пирога нам подавала.
Подашь пирога – целый двор живота,
Не подашь пирога – угоню со двора!

2 колядующий:

Колядушки – коляда, снег струится колкий,
Всходит ранняя звезда – зажигает елки.
Снег под окнами хрустит, лед накатан гладкий,
Коль не жаден – будешь сыт: подавай колядки
На сочельник сладкий!
Мудрость древняя свята и в колядках славится:
Если в сердце доброта, - в закрома прибавится!
Колядушка – коляда! С тобой холод не беда!
Наколдуй колядка свадебку на святки.
Пусть Господь пошлет урожайный год.
Да хлеб на столе и мир на земле!
(кланяются, угощаются и уходят)

Наши предки верили, что слова имеют особую таинственную силу. Если придти в дом и спеть хозяину песню с призывами счастья и урожая, то эти пожелания непременно сбудутся. Бывало, что хозяин жадничал или ничего не давал, тогда колядовщики пели озорные колядки с шуточными угрозами:

1 колядующий:

Не дашь пирога – наживешь врага.
Не дашь кваску – наживешь тоску.
Не дашь блинка – будет бедность на века!
Подавайте, не ломайте, не закусывайте!
Не дадите пирога – сведем корову за рога!
(колядующий быстро уходит; хозяин уходит со сцены)

1 ведущий:

Нет ни одного другого праздника на Руси, который сопровождался таким богатым набором обычаев, обрядов и примет, как Рождественский праздник.

Святки – это смесь языческих и христианских обрядов. Язычники Древней Руси славили Коляду – бога пиршеств и мира. В святки принято было наряжаться в различные костюмы и надевать маски. До сих пор эта традиция сохранилась: ходить по домам и петь колядки. Подобные обряды в течение святок проводились трижды: в Рождественский Сочельник, под Новый год и накануне Крещения.

Ну а в ночь с 13-го на 14-е наступает православный Новый год. Этот праздник принято отмечать варениками, но не простыми, а с сюрпризами. “Сюрприз” - это предсказание будущего. Важно было осторожно жевать вареник, чтобы не проглотить сюрприз. Если в варенике попадет сова, то это означает ум, мудрость; сердце – взаимная любовь; штанга – сила, здоровье; нить – дорога, зерно – богатство; цветок - счастье; пуговица – обнова; сахар – сладкая жизнь; перец – острые ощущения; соль – ссора.

Ну, конечно, кому не хочется узнать свое будущее? И хоть это не поощряется христианской религией, в ночь с 13-го на 14-е января все гадали.

Гадания исстари были неотъемлемой частью культуры обрядов, частью древнейшей ритуальной культуры. Самыми пригодными днями для гаданий были понедельник и пятница, четверг слыл днем шабаша всей нечисти. По поверью, в черный четверг бесовский совет решил погубить Иисуса Христа. Древнейшие славяне гадали на кружках. Они раскрашивали деревянные кружки в черный и белый цвет. Бросали на землю и смотрели, каким цветом будет кружок.

Была и такая примета: кто в Новый год чихнет – тот здорово год проживет. В этот день старались не пить вина, не ругаться. Ведь считалось, как проведешь новогодний день, таким и будет весь год.

2 ведущий:

А вот еще одно гадание. В этот день приносили в избу решето со снегом и клали на него столько меченых ложек, сколько человек в семье. Потом наполняли ложки водой и выносили на мороз. В чьей ложке вода застынет ровно, тот проживет долго. В Новый год не принято было ни брать, ни давать взаймы, не кормили кур. Искали зерна под столом – если находили, то это к хорошей жизни, к щедрому урожаю.

Часто гадали на блюде. Молодые, желавшие узнать, что их ждет в будущем году, брали большое блюдо. Наливали в него воды и бросали кольца. Пели хором, а кто-то один, не глядя, вынимал из чашки чье-либо кольцо. О чем в этот момент пелось, то и ожидало хозяина кольца. После гадания на блюде девушки выбегали во двор и за забор бросали башмак. Куда он покажет, в той стороне дом будущего мужа.

Да, гаданий на свете много. Вот самое простое: выйти за ворота, да спросить у первого встречного имя. Какое имя он назовет, такое и будет у жениха. Гадали в святки и в одиночку. Ставила девушка перед собой таз с водой, пускала 2-3 кораблика: один со своим именем, другие – с именами женихов. Чей кораблик догонит ее, тот и будет женихом.

А в полночь начиналось самое страшное гадание. Садится девушка перед зеркалом, по бокам свечи горят. И сидит, не шевелится, внимательно вглядывается в темноту. Не отразится ли чей-нибудь образ? Если он появится, нужно быстро накрыть зеркало платком, иначе, по поверью, кто-то сильно ударит тебя.

(сценка с гаданиями)

1 ведущий:

В деревнях существовало такое гадание: девушка перед сном клала под подушку 4 лучины, сложенные в виде 4-х угольника. Это называлось “класть колодец под голову”. При этом она говорит обычную фразу: “Суженый – ряженый, приди, напои коня!”.

Нередко гадали в банях. Это единственное место, где нет икон. Садились перед зеркалом, зажигали свечи, замирали от страха, вглядываясь до обморока в таинственную тьму. Еще гадали так: приносили курицу, клали перед ней зеркало, кольцо, кусок хлеба, воду. Если она начинала пить воду, то это означало, что муж будет пьяница, если смотреться в зеркало, то муж будет щеголь, а если курица клевала кусок хлеба, то это означало, что муж будет хорошим хозяином.

Ведущие 1 и 2.

1: Но всему, как говорится, наступает конец. С приходом праздника Крещения веселье с ряжеными, гаданием заканчивается у ледяной проруби, называемой Иорданью. Прорубь остужает разгоряченный пыл и смывает все грехи. Дома, постройки, огороды окропляли святой водой, отгоняя от них всякую нечисть.

По преданию Иисус Христос принял крещение в 30-летнем возрасте от Иоанна Предтечи в реке Иордан. Обряд Крещения – омовения водой символизировал начало подвига Иисуса Христа во имя спасения человечества.

2: Во время Крещения, как свидетельствует Евангелие, Спаситель молился своему Небесному Отцу. Во время молитвы разверзлись небеса, и на Спасителя сошел Святой Дух в виде голубя и послышался голос: “Се есть сын мой возлюбленный”. Так произошло явление Небесного отца Иисуса Христа – Богоявление. Отсюда и второе название праздника – Богоявление. Считается, если в праздник Крещения окрестить человека, то он будет счастливым и его будет хранить Божья матерь.

1 ведущий:

Еще раз с праздником вас! Счастья вам, радости!

2 ведущий:

Любви, терпенья, мира!

(выходит участники и кланяются).

«Приходила коляда, накануне рождества»

(сценарий для старших дошкольников.)

Цель: Воспитывать любовь и интерес к народным праздникам. Создать радостное праздничное настроение. Совершенствовать исполнение колядок, частушек, песен, которые сопровождают зимние святки. Совершенствовать актерские навыки.

Ход праздника:

(Ведущий входит одетый в русский сарафан.)
Ведущий:
- В этот зимний вечерок
Вьется над трубой дымок,
Месяц светится над ней,
А в избе полно гостей.
Здесь и красные девицы
Раскрасавицы - сестрицы.
Добры молодцы кругом.
И хозяйка за столом.
Посиделки здесь у нас.
Мы сюда позвали вас
Поиграть, повеселиться.
В русский пляс с душой пуститься.
- А что за торжество узнаете когда отгадаете загадки:

Средь зимы- большое торжество.
Великий праздник -Христово… РОЖДЕСТВО
Ведь чудо всех чудесней в этот день сбылось-
На земле родился …. ИИСУС ХРИСТОС
Где родился наш Спаситель-
Место вам известно всем
Ну, скорее назовите.
Это город… ВИФЛИЕМ
-Что за праздник вы узнали? (Рождество)
-Рождество Христово Русская Православная Церковь отмечает его 7 января.

Рождественские святки - это дни с 6 по 18 января, когда люди поздравляют друг друга с рождением Бога Младенца: «Христос родился - славьте! »

Накануне праздника Рождества Христова, 6 января в Сочельник, детям поручали набрать и принести в хату самого чистого и душистого сена. Это душистое сено дети укладывали на покути - под образами (иконами) в красном угле хаты. Это место должно было напоминать собою ясли, в которых родился Христос младенец.

Святочные колядки Колядование - древний обычай хождения по домам с поздравительными песнями. Песни, которые исполнялись, назывались колядками и смысл их сводился к пожеланиям здоровья, обильного урожая, благополучия. Колядка всегда заключалась просьбой о подаянии. Пелись колядки под Рождество, под Старый Новый год, в прошлом приуроченный к зимнему солнцестоянию. Колядование – песнопение, славление Рождества Христова.
Песня «Веселого Рождества вам»
Группа колядующих, одетых в русские костюмы, идут колядовать. В руках одного из участников-солнечный диск из картона, прикрепленный к палке и украшенный летами и бумажными цветами, символ коляды. Стучатся в дверь избы и говорят:
-Дома ли хозяин? Разрешите коляду пропеть.
Хозяин:
-Заходите, гостям рады.

Поют «Колядки»

(подходят к первому дому)
Дети :- Коляда, коляда, отворяй-ка ворота. – (ПОГОТОВИТ.гр.№11)
Пришла коляда накануне Рождества,
С пышками, с лепешками, со свиными ножками.
Коляда, коляда подай пирога!
Подавай не ломай, а по целому давай.
Кто даст пирога - тому скот, живота,
Кто не даст пирога - уведем корову за рога.
Все вместе:
Хозяин и хозяйка с праздничком!
Наделите, подарите кладовщиков!
Самбару решетом или с печи пирогом!


Колядовщиков дарят гостинцами-сушками, печеньем. Они складывают все в мешок или в корзину. Кланяются, благодарят, желают благополучия.

Ведущий:
-Колядовщики не только пели песни, но и играли в игры.

Дети играют в подвижную игру «Ручеек»

Ведущая : Поиграли ребятки у одних хозяев,пошли к другим.

(подходит ко второму дому)

(Колядующие стучатся в двери следующего дома и поют коляду.)

1.Пришла коляда! (ГР.№8)

Открывайте ворота!

Доставайте злато!

Будете богаты!

2. Песенка-Колядка для козочки (костюм):

Бе-е-е, ме-е-е, не приснилось во сне!

Пришла к вам козочка!

Дайте ей молочка!

По двору пойду!

Подавайте меду!

Когда бодаться начну!

Подадите казну!

Успокоит козочку,

Только добра толечка!

************************

3. Тетенька добренька,

Дай кулички сдобненькой.

Коляда-моляда,

Накануне Рождества,

Подавай, не ломай,

Все по целой подавай.

Если крошечку уронишь,

То и Бога не замолишь.

Не подашь лепешки - Разобьем окошки.

Не подашь пирога - Уведем корову за рога.

Хозяева:
(Даша)-Ух, хорошую коляду спели.

(Саша) - Вот вам на потешки-конфетки и орешки.
(Колядовщики складывают все в мешок или в корзину.)

Ведущая: Чтобы наша козочка весь год была добренька нужно с нею поиграть.

Игра: «Шла коза по лесу»

Частушки -Колядки

3. Мы частушки на колядки (гр.№8, гр.№11)

Развеселые споем,

Вы нас слаще угощайте,

А то обидимся – уйдем!

4. Приходила коляда

Накануне Рождества.

Кто даст пирога,

Тому полон хлев скота,

Овин с овсом,

Жеребца с хвостом

5. Коляда, коляда!

Отворяй ворота!

Ты подай пирога,

Хлеба кусочек,

Сметаны горшочек!

Не подашь пирогов-

Напускаем клопов,

Тараканов усатых

И зверей полосатых!

6. Коляда, коляда

Отворяйте ворота,

Доставайте сундучки,

Подавайте пятачки.

Хоть рубь,

Хоть пятак,

Не уйдём из дома так!

7. Пришла Коляда накануне Рождества.

Дай бог тому, кто в этом дому.

Всем людям добрым желаем:

Золота, серебра,

Пышных пирогов,

Мягоньких блинов,

Доброго здоровья,

Маслица коровья.


Ведущий:
-Пошла коляда по улице гулять! Э-эх!

Дети исполняют колядные частушки:(гр.№11)

1 Коляда, коляда,
Покатилася звезда,
К нам сюда на Святки,
Подпалила пятки.
2 Коляда, коляда,
Подавай еду сюда,
Конфет коробок,
Иль получишь вилы в бок!
3 Коляда, коляда,
Есть у деда борода.
А весёлый петушок,
Носит красный гребешок.
4 Коляда, коляда,
На столе стоит еда:
Каша овсяная,
Голова свиная: «Хрю-хрю».
5 Коляда, коляда,
С горки покатилась.
И на праздник святой
Вместе: В гости к нам явилась!

Ведущий:
-Повеселили, колядовщики, много всего нажелали. Давайте, теперь хоровод водить.

Плясовая «Зайка» (Ой, заинька, ой,серенький)

(Все рассаживаются выходят поводырь с медведем- роли играют дети)

Поводырь: Мишенка, покажи нам, как бабы ходят по воду.

(Медведь берет коромысло с ведрами, идет зачерпывает воду, несет, падает).

Поводырь: Мишенка, как девушки на гулянку собираются?

(Медведь берет зерколо, помаду, красит губы.Берется за юбочку кружится).

Поводырь: Мишенька, как ребятишки воруют чужой горох?

(Медведь ест оглядываясь, гладит живот).

Поводырь: А как, Мишенька? животы у них болят?

(Медведь охает, схватившись за живот).

Поводырь: Молодец Мишенька, вот тебе пряник !

Ведущая: В Рождество, на святки самым интересным делом было гадание.
Без гаданий – что за святки?
Погадаем-ка, ребятки!

1 гадание –на профессии

(В мешочек кладут карточки с профессиями.)

Вед. А давайте погадаем- под горшочки мы заглянем!

(выносят стол, на нем перевернутые горшочки, под ними разные предметы. Из зала выходят желающие погадать.

Дети водят хоровод и поют:

Горшочек с вершочек

Скажи нам дружочек:

Что сбудется, станется?

Плохое пусть останется!

Хлеб – житье в достатке.

Колечко – колечко, сей мать муку, пеки пироги.

Вата – кому станется, мягкая жизнь достанется.

Монетка – к достатку, жить будешь богато.

Конфета – лучше нету радости для ребят, чем сладости.

Кусочек спички – щепка деревянная к крепкому здоровью.

Ниточка – ниточка далеко потянется, ждет тебя путешествие.

Зеркальце – собою любоваться. Делом не заниматься.

Пуговица- Жить тебе в большой семье, счастливой жизнью!

Ведущая: . Ну что ж ребята, наш праздник продолжается а теперь мы пойдем по саду колядовать, да со святками прославлять!

(дети расходятся по группам д/с.)


Рождественские колядки (сценарий).
Праздник » Рождество
По боковым стенам зала стоят плоскостные домики. Они изображают деревенскую улицу.
Дети входят вслед за ведущей под мелодию русской плясовой песни. Ведущая и дети одеты в
русские народные костюмы. Они останавливаются возле домов, приплясывают. Часть детей
- хозяева, хозяйки, кошка, собака - уходят в свои «избы». Колядующие с ведущей
становятся полукругом возле домов. У колядующих в руках - солнечный диск из картона,
прикрепленный к палке и украшенный лентами и бумажными цветами - символ коляды.

Ведущая.
Вот и матушка­зима пришла.
Растворяй­ка ворота!
Пришла и коляда, да из Новгорода.
Дети идут, взявшись за руки, змейкой по залу и поют.
Приходила коляда
Накануне Рождества.
Кто даст пирога,
Тому полон хлев скота,
Овин с овсом,
Жеребца с хвостом.
Ведущая.
Пойдем к дядьке Мирону колядовать.
Дети подходят к дому Мирона, поют колядку.
Коляда­моляда!
Прикатила молода!
Мы нашли коляду
Во Мироновом двору.
Эй, дядька Мирон,
Выноси добро во двор.
Как на улице мороз
Подмораживает нос,
Не велит долго стоять,
Велит скоро подавать.
Выходила свет Сергевна,
Собирала жемчуг себе на серьги,
Коляда, коляда, подай пирога!
Не подашь пирога - возьмем корову за рога!
Подашь пирога - будет рожь густа,
Будет рожь чиста, обмолотиста,
Будет с колоса по хлебу,
С зерна по пирогу.
Выходят хозяин, хозяйка и кошка, которая намывает гостей.
Хозяин.
Пожалуйте, гости, я вас дожидался, дом мой просторный, щи мои жирны.
Хозяйка.

Сдобные лепешки не лезут в окошко.
Хозяин и хозяйка угощают гостей. Мехоноша - девочка с большой кошелкой в руках -
принимает дары. Колядующие славят хозяев.
1­й ребенок.
Дай Бог тому,
Кто в этом дому!
2­й ребенок.
Вам и плюшек с творогом.
Все.
И детишек полный дом.
Хозяева уходят в дом, а колядующие отправляются дальше.
Ведущая.
Пойдем колядовать к дяде Николаю.
Дети идут цепочкой за ведущим и поют.
Пришла коляда накануне Рождества.
Мы ходили, мы искали коляду святу.
Мы нашли коляду у Николина двора.
Николин двор - железный тын,
Посреди двора три терема стоят.
Во первом терему - красно солнышко,
Во втором терему - светел месяц,
Во третьем терему - часты звездочки.
Красно солнышко - то хозяюшка,
Светел месяц - то хозяин тут,
Часты звездочки - малы детушки.
Колядующие останавливаются у дома Николая и стучат в окно.
Колядовщики (говорком).
Здравствуйте, хозяин с хозяюшкой.
С праздником! С Новым годом, со всем родом!
Открывайте сундучок - доставайте пятачок!
Никто не отвечает. С громким лаем выбегает собака и опять возвращается в избу.
Ведущий.
Может, крепко спит дядя Николай?
Давайте ему еще колядку споем.
Овсень, овсень,
Ты гулял по всем
По заулочкам, по проулочкам.
Кому песни поем - тому сбудется,
Тому сбудется, не минуется.
Выходи, хозяин, выходи, боярин,
Принимай гостей со всех волостей!

Выходит дядя Николай, зевает и потягивается.
Николай.
Кто тут орет,
Спать не дает?
Все.
Это мы - колядовщики!
Николай.
И охота вам в этакий мороз с теплой печки вставать, петь да колядовать? (Уходит в дом).
Колядующие (хулят говорком).
Ну не будет у вас удачи.
Одна была корова - и та не здорова,
один был петух - и тот хлопотух,
одна была кобыла - и та бога забыла.
Ребенок.
У скупого мужика
(показывает на дом Николая),
Родись рожь хороша -
Колосом пуста,
Соломой густа.
Все идут к другому двору с песней «Овсень, овсень». У Иванова двора останавливаются.
1­й ребенок.
У Ивана на дворе да три терема.
2­й ребенок.
Сам Иван - господин светлый месяц.
3­й ребенок.
Красно солнышко - его Варварушка.
4­й ребенок.
Часты звездочки - его детушки.
На стук выходят хозяин с хозяйкой. У хозяйки в руках кукла­ребенок в пеленках.
Хозяин.
Здравствуйте, люди добрые,
Вот вам угощение -
Сыр да печенье.
Хозяйка.
Пряники, конфетки
Кушайте, детки!
Колядовщики берут все, укладывают в мешок.
Колядовщики.
Спасибо, хозяин с хозяюшкой,
С праздником вас, с рублем и полтинничком.
Вам на потешки, нам на орешки.
1­й ребенок.
Иван Ивановичу житья сто лет!
2­й ребенок.

Его женушке - всегда здравьице!
3­й ребенок.
И всем деточкам:
Сыновьям, дочерям­барышням!
Все.
Жить всем вместе лет до двести!
Чтоб у вас поле зеленело,
И скотина не болела!
Ведущая.
Ну, хватит, ребятушки. Полный мешок наколядовали! Пойдемте к тете Арине в избу
погреться.
Дети подходят к дому тетушки Арины.
Все.
Тетушка Арина, пусти погреться!
Арина.
Милости прошу, люди добрые, проходите!
Будем вечер коротать, песни петь да плясать.
Все дети, принимающие участие в обрядовом действии, выходят и становятся широким
полукругом. Поют о зиме.
Хлопья белые летят
Холоднее стало,
Только, зимушка, ребят
Ты не испугала.
Нет! Нет! Ты не испугала.
Нет! Нет! Ты не испугала.
Дети читают стихотворение А. Прокофьева.
Кто на горке, на горе,
На широком на дворе?
Кто на лыжах,
Кто повыше,
Кто с разбегу,
Кто по льду,
Кто по снегу,
С горки - ух!
На горку - ух!
Бух! Захватывает дух!
Девочки собираются в кружок, шепчутся, потом разбегаются и объявляют: «Частушки».
Заиграй­ка, балалайка,
Балалайка - три струны!
Подпевайте, не зевайте,
Выходите, плясуны.
Эй, топни, нога,
Топни, правенькая.

Я плясать пойду,
Хоть и маленькая!
Не хотела я плясать,
Стояла и стеснялася,
А гармошка заиграла -
Я не удержалася!
По деревне я шла
И Ванюшу видела,
Под кустом сидел и плакал -
Курица обидела!
Я маленькая девочка,
Я в школу не хожу,
Купите мне сандалики,
Я замуж выхожу.
Эх, топну ногой
Да притопну другой,
Устоять не могу,
Вот характер какой!
Мы всегда везде такие -
Утром, вечером и днем,
Потому что мы частушки
Развеселые поем.
Раздайся, народ,
Меня пляска берет;
Пойду, попляшу,
Себя людям покажу.
На столе стоит стакан,
А в стакане - тесто;
До свиданья, папа с мамой,
Я уже невеста.
У частушки есть начало,
У частушки есть конец,
Кто частушки наши слушал,
Прямо скажем - молодец!
Во время частушек мальчики играют на трещотках, ложках, других ударных инструментах, а
девочки помахивают платочками.
Девочка.
Что с ногами, не пойму!
Вправо­влево носятся,
Не стоят они на месте,

Так в кадриль и просятся!
Мальчики приглашают девочек на кадриль, танцуют. Затем выстраиваются шеренгой и идут
на зрителей.
1­й ребенок.
Всем людям добрым
Желаем добра, золота, серебра!
2­й ребенок.
Пышных пирогов,
Мягоньких блинов!
3­й ребенок.
Доброго здоровья!
Маслица коровья!
Все.
Кому песни поем, тому сбудется,
Тому сбудется, не минуется.
Дети уходят из зала под звучащую в записи русскую народную мелодию.
Пояснение.
Ход праздника может быть произвольно изменен. В действие могут включаться новые
участники, в содержание - знакомые игры, песни, пляски. Например, вариант завершения
данного сценария может быть следующим.
Посетив Иванов двор, колядовщики хотят попасть к девушкам на вечеринку. Под негромко
звучащий напев русской народной мелодии выходят с разных сторон девочки. Они кланяются
друг другу, здороваются, рассаживаются на скамейках. К ним стучатся колядовщики.
Колядовщики.
Коляда, коляда, святое Рождество.
Разрешите, хозяева, коляду.
Девушки.
Разрешаем, будем рады спеть.
Колядовщики.
Мороз велик, стоять не велит!
Девушки. Мороз, мороз! Не морозь наш овес.
Проходите в дом, гости дорогие.
Колядовщики.
Как Христово Рождество
Подкатилось под окно.
Наша­то колядка
Не мала, не велика.
Под окошком шьет,
Пирожки подает.
Тут в хозяйском домку
Дадут оладью в медку.
1­й колядовщик (говорком).
Кто даст пирога -
Тому рожь густа,
С зернышка пирог,

С полузернышка - блинок.
2­й колядовщик (выкрикивает).
Кто даст пирога, -
Тому двор живота,
Овин с овсом,
Жеребца с хвостом.
3­й колядовщик.
Кто не даст пирога -
Тому куричья нога,
Да лопата, корова горбата.
Чем вы нас, девушки, одарите?
(Спрашивают по очереди).
Денег мешок или каши горшок?
Кувшин молока или кусок пирога?
Копеечки на конфеточки
Или гривенники на пряники?
Девушки.
А вы хитрые, ребятки,
Отгадайте­ка загадки!
(Девушки наперебой загадывают загадки).
Спереди пятачок,
Сзади крючок,
Посередине спинка,
На спинке - щетинка.
(Колядующие отгадывают: поросенок).
Не всадник, а со шпорами,
Не сторож, а всех будит.
(Колядующие снова угадывают: петух).
Маленький мальчишка
В сером армячишке
По полю кочует,
Коноплю ворует!
По дворам летает,
Крохи собирает!
(Колядующие задумываются… Воробей)!
Колядующие. А теперь от нас загадка,
Вы скажите нам отгадку.
Не отгадаешь - по прянику дашь.
Горбатый кот
Девкам плечи трет.
С самого утра
Пошел со двора,
На берегу валялся,
А в воде не купался!
(Коромысло).
Девушки ответить затрудняются.
В лесу тук­тук,
В избе ляп­ляп,

В руках дзынь­дзынь,
На полу - топ­топ.
(Девушки отвечают: «Балалайка»).
Колядовщики.
Балалаечка­гудок,
Свое дело знает!
Она в Ваниных руках
Весело играет.
Далее начинаются частушки, и праздник продолжается: звучат хороводы, проводятся игры.

Внимание! Администрация сайта сайт не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.

Приложение к Конспекту развлечения "Коляда, коляда, накануне Рождества".

Пояснительная записка

Мероприятие проводится в период новогодних каникул в музыкальном зале или групповой комнате оборудованной интерактивной доской и проектором. Показ презентации и использование интерактивной доски позволит усилить эмоциональное восприятие. Образовательное пространство необходимо распределить на три зоны: перед экраном (с учётом требований СанПиН); рабочая зона, которая включает в себя столы, стулья и оборудование для работы с тестом; свободное пространство для игровой деятельности. Структура непрерывной образовательной деятельности хорошо продумана, каждая часть направлена на решение определённых задач и достижения цели.

Приоритетная образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие».

Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие».

Цель: Расширение представлений о традициях и праздниках русского народа.

Задачи приоритетной образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»

  1. Познакомить с приёмами изготовления рождественских козуль.
  2. Совершенствовать навыки нетрадиционной лепки из пряного сдобного теста.
  3. Способствовать формированию эмоционального отклика на русские народные песни, хороводы.

Задачи по образовательным областям в интеграции

Образовательная область «Познавательное развитие»

  1. Познакомить детей с рождественской традицией русского народа – гадание.
  2. Уточнить знания детей о новогоднем празднике и Рождестве, об их главных символах и о подготовке к празднику.
  3. Развивать логическое мышление, умение отгадывать загадки, внимание, глазомер.

Образовательная область «Речевое развитие»

  1. Способствовать формированию эмоционального отношения к традициям русского народа.
  2. Развитие всех компонентов устной речи в различных видах детской деятельности.

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

  1. Развитие свободного общения и взаимодействия с взрослыми и детьми.
  2. Воспитывать у детей чувство доброты, готовность к взаимопомощи.

Виды детской деятельности: познавательная, игровая, коммуникативная, продуктивная.

Используемые методы и приёмы: беседа, метод вопросов, показ презентации, интерактивная игра, художественное слово, мотивирование детской деятельности.

Предварительная работа для педагога: подбор дидактического материала, создание флипчарта и презентации.

Предварительная работа для детей: участие детей в подготовке к новогоднему празднику; разучивание рождественских колядок; просмотр мультфильма «Рождество Христово»; беседа «Что такое Рождество?», разучивание песни «Русская зима», музыка и слова Л. Олифирова, разучивание танца «Русский перепляс», музыка Г. Гладкова.

Оборудование для педагога: интерактивная доска, флипчарт; проектор, ноутбук; глиняные горшочки по количеству детей для гадания, наполненные любым зерном; предметы и игрушки: шприц, расчёска, указка, кисть, машинка, половник, значок полицейского, скрипка, мастерок, весы; готовые козули; противень.

Оборудование для детей: пряное тесто, скалки, доски, формочки для вырезания козуль.

Планируемый результат (целевые ориентиры): ребёнок принимает активное участие в развлечении, проявляет любознательность, обладает начальными знаниями о социальном мире, в котором он живет; владеет приёмами работы с тестом.

Ход развлечения

Дети входят в зал, воспитатель читает стихотворение:

Воспитатель:

Чистота кругом и свежесть.
Как же хорошо зимой!
Воздух чистый и морозный,
И не хочется домой.

Дети исполняют песню «Русская зима», музыка и слова Л. Олифирова.

Воспитатель: Ребята, в этом году выдалась снежная, морозная зима. Именно на это время года приходятся большие всеми любимые праздники. Какой самый долгожданный зимний праздник вы знаете?

Дети: Новый год!

Воспитатель: Молодцы! А всё ли вы знаете о Новогоднем празднике мы сейчас проверим. Я предлагаю вам поиграть в игру «Без чего не бывает Нового года?»

Дети проходят и садятся на стульчики перед экраном.

Игра проводится на интерактивной доске.

Задание

Воспитатель загадывает загадку:
Ёжик на неё похож,
Листьев вовсе не найдёшь.
Как красавица, стройна,
А на Новый год - важна.

Дети отгадывают загадку и на экране появляется ёлочка.

Задание «Украсим ёлочку»

С помощью маркера детям необходимо развесить игрушки на ветки ёлочки, самые большие игрушки на нижние ветки, игрушки поменьше на средние ветки, самые маленькие на верхние веточки. Если задание выполнено правильно, звучат аплодисменты.

Задание

Кто приходит в каждый дом
В Новый год с большим мешком?
Шуба, шапка, красный нос,
Это Дедушка...

Дети отгадывают загадку и на экране появляется Дед Мороз.

Задание «Колокольчики Деда Мороза»

На ладони у деда Мороза лежат 3 колокольчика. Ребёнок с помощью маркера выбирает один любой колокольчик - звучит мелодия известной детской песенки. Ребёнку нужно спеть отрывок песни. За правильный ответ Дед Мороз хвалит ребёнка.

Воспитатель: Какие вы молодцы!Со всеми заданиями справились!Всякий раз, когда мы перешагиваем порог Нового года, на душе становится особенно тепло, потому что через несколько дней наступит Праздник Рождества! Как вы думаете, почему он так называется? А, что вы знаете об этом празднике?

Дети читают стихи:

1 ребёнок:

Светлый праздник Рождества!
Нет счастливей торжества!
В ночь рождения Христова
Над землёй зажглась Звезда.

2 ребёнок:

С той поры через столетья
Нам она, как солнце светит.
Согревает верой души,
Чтобы мир стал краше, лучше.

3 ребёнок:

Дарит искры волшебства
Светлый праздник Рождества!
Мир приходит в каждый дом...
Поздравляем с Рождеством!

Воспитатель: Слово «Рождество» связано со словом «родиться». Значит, это день, когда кто-то родился. То есть - день рождения! Хотите я вам расскажу, как праздновали день рождения Христа в старину на Руси?

Просмотр презентации:

Чтение стихотворения:
Праздник этот самый длинный,
Он веселый и старинный.
Наши предки пили, ели,
Веселились две недели.
От Рождества и до Крещения,
Приготовив угощения
Пели разные колядки
По дворам ходили Святки,
Наряжались и шутили
Праздник ждали и любили!
Так давайте же сейчас
Встретим мы его у нас!

Дети исполняют «Русский перепляс» , музыка Г. Гладкова.

Воспитатель: Сегодня я вам предлагаю испечь обрядовое угощение в форме животных, символизирующие плодородие, которое называется козули. Хозяйки пекли их в больших количествах, а потом угощали детей и гостей. Вы согласны?

Дети: Да.

Воспитатель: Тогда проходите за рабочие места.

Дети рассаживаются за столы.

Прежде чем мы начнём работать с тестом, нам необходимо подготовить пальчики к работе. Пальчиковая игра «Тесто»

Муку в тесто замесили, Сжимают и разжимают кулачки.
А из теста мы слепили: Прихлопывают ладошками, «лепят».
Пирожки и плюшки, Разгибают пальчики обеих рук.
Сдобные ватрушки,
Булочки и калачи –
Всё мы испечём в печи. Обе ладошки разворачивают вверх
Очень вкусно! Гладят живот.

Воспитатель: Козули пекутся из пряного теста, понюхайте, как вкусно оно пахнет. Помните его в руках. Какое оно на ощупь?

Дети: Мягкое, тёплое, липкое.

Воспитатель: Для изготовления козуль нам необходимо пряное тесто, скалка, формочки для вырезания теста в форме животных (коровы, бараны, петухи). Воспитатель показывает предметы оборудования, а дети называют.

Воспитатель: Раскатываем тесто с помощью скалки. Вырезаем с помощью формочки пряник и кладём его на противень.

Показ выполнения работы воспитателем. Самостоятельная работа детей. Индивидуальная помощь. Во время работы детей звучит песня «Рождество» слова: О. Сазонова, музыка: А. Варламов в исполнении шоу-группы «Улыбка».

Младший воспитатель относит выпекаться пряники.

Воспитатель: А пока наши козули пекутся я познакомлю вас с ещё одной рождественской традицией русского народа. На Руси в ночь на Рождество люди гадали. Все очень любили эту забаву, не все верили в гадание, но все равно гадали для веселья. А вы, хотите погадать? Тогда сейчас мы погадаем, что вас ждет - сейчас узнаем!

Гадание «Профессии»

Воспитатель: Посмотрите, на столе стоят глиняные горшочки, в которых насыпано зерно. Давайте подойдем и погадаем, кем же вы станете, когда вырастите.

Дети идут в хороводе вокруг стола и произносят слова:

Горшочек с вершочек,
Скажи нам дружочек,
Что сбудется, станется?
Плохое, пусть останется!

Дети находят в горшочках с зерном предметы и по ним называют профессию (врач, повар, продавец, строитель, музыкант, учитель, полицейский, водитель, парикмахер, художник), которая им предначертана гаданием.

Воспитатель: А вот и наши козули готовы!

Дети:

Коляда, коляда,
Накануне Рождества!
Тетенька добренька,
Пирожка-то сдобненька
Не режь, не ломай,
Поскорее подавай,
Двоим, троим,
Давно стоим,
Да не выстоим!
Печка-то топиться,
Пирожка-то хочется!

Воспитатель:

С Рождеством всех поздравляли!
Добра, счастья всем желали,
А теперь пришла пора угостить вас, детвора!

Воспитатель угощает детей козулями.