Сочинение на тему: «Верность и Измена по отношению к самому себе» — примеры произведений. «Преданность – это не чувство, это решение»: подборка цитат о верности и измене

Калимпонг расположен у подножия Гималаев в штате Западная Бенгалия, на четырех тысячах футов над уровнем моря. Здесь я прожил большую часть времени, проведенного в Индии, на протяжении четырнадцати лет почти ежедневно имея возможность видеть снега Гималаев. Калимпонг был и, хотя и в меньшей степени, все еще остается вдали от избитых маршрутов. Тем не менее, за эти годы у меня было множество посетителей. Поначалу они приезжали из не слишком отдаленных мест – Дарджилинга, Калькутты и других частей Индии, но со временем ко мне регулярно стали наведываться посетители из Европы, Америки и Австралии.

Некоторые из этих посетителей, как из Индии, так и из-за границы, оставляли после себя сильное впечатление, но немногие – столь же сильное, как один старый панджаби, который приехал из города Вардха, расположенного в самом центре Индии. Он многие годы был буддийским монахом, но в Индии был больше известен как журналист-индиец. Он часто приезжал в Калимпонг, и, будучи в городе, непременно приходил ко мне с визитом.

У него была одна черта, которая отличала его от подавляющего большинства его сограждан. Большинство индийцев склонны избегать любых физических нагрузок, но он любил вечерние прогулки и неизменно придерживался этой части своего распорядка дня, когда бывал в Калимпонге. Помимо вечерних прогулок, он также любил поговорить, и лучше всего, если ему удавалось совместить эти два вида деятельности. Но, бродя по Калимпонгу в попытках найти компанию для своих вечерних прогулок, он нашел немного желающих среди своих друзей-индийцев, и именно поэтому, поняв, что я не против прогулок, прибился ко мне. Он обычно подходил к моему дому около четырех-пяти часов вечера, и мы гуляли с ним по дорогам, петлявшим вокруг склона холма, час или два.

Со временем я стал ждать этих прогулок, поскольку он был интересным собеседником с неиссякаемым запасом анекдотов и мнений. Он совсем не был похож на смиренного монаха (для меня было тайной, почему он вообще стал бхиккху), но нужно только представить себе, как человек пятидесяти с небольшим лет, в желтом одеянии, с бритой головой, идет с тростью в руке и постоянно говорит.

От него я набирался информации об общественной жизни и политике Индии, о новых веяниях в индийском буддизме и буддийской политике, о мире людей, которые говорят на хинди, и его литературе. Среди многочисленных увлекательных историй, рассказанных этим человеком, одна произвела на меня особенно сильное впечатление в то время. Она имеет отношение к тому, что случилось в Калькутте незадолго до его очередного визита в Калимпонг, и он заговорил о ней в первую нашу прогулку, когда эта история была еще свежа в его памяти.

Он услышал ее от человека, бывшего другом обоих задействованных в ней участников, которые учились в университете Калькутты. Центральная Калькутта – в некотором роде университетский город, в котором десятки тысяч молодых людей различного происхождения собраны вместе в качестве студентов. И, как иногда случается даже в приверженной традициям Индии, молодой человек и девушка, бенгальцы, занимавшиеся наукой, влюбились друг в друга. Они вместе ставили эксперименты в лаборатории, их глаза встретились над пробирками, и так уж случилось.

Но в Индии, как и в Вероне Шекспира, путь настоящей любви никогда не бывает гладким, потому что у настоящей любви нет официального разрешения. То, что иногда затейливо называют «свободной любовью», вряд ли вообще существует. В Индии браки заключаются не на небесах, они заключаются на земле родителями и прародителями, которые предусмотрительно выбирают человека, соответствующего вам по происхождению и, что самое важное, по касте, или, если быть точным, по данной разновидности касты. В случае с этой парой даже это основное требование не могло быть исполнено, поскольку им довелось родиться в разных кастах. Следовательно, не было и речи о том, чтобы их любовь закончилась браком. Нельзя было и представить себе, что станет возможным, чтобы родители согласились на этот брак, а без согласия родителей браки в Индии не заключают.

Что им было делать? Они чувствовали, что не смогут жить друг без друга, поэтому они договорились о самоубийстве. Они решили совершить самоубийство в одно и то же время, но по какой-то причине не могли сделать этого в одном и том же месте. В назначенный день, в назначенный час юноша выполнил свою часть договора и проглотил яд – но девушка не сделала ничего подобного. Печально, но на следующий день после самоубийства ее возлюбленного люди видели, как она смеялась и болтала с другими парнями, студентами колледжа.

Я никогда не испытывал ни к кому романтических чувств, но эта история отложилась в моем уме и отдавалась эхом, пока я не успокоился, превратив ее в рассказ, который я назвал «Преданность». Он вышел не слишком удачным, поэтому так и не был напечатан, но гораздо позже, уже в Англии, мне напомнили о том, что я услышал от своего друга на той прогулке вокруг Калимпонга, определенные ситуации в личных отношениях моих друзей – иногда людей, которых я посвящал, – которые отражали тему, если не драматическое завершение, той трагической цепи событий.

Именно эта история задает мне угол зрения, под которым я хочу рассмотреть третий из шести видов отношений, которые обсуждали Будда и Сигалака: отношения между мужем и женой. Согласно «Сигалака-сутте», один из пяти способов, которыми муж и жена должны «служить» друг другу – не быть неверными, и именно верность станет темой нашего обсуждения. Я не предлагаю основательного или даже систематического изучения этого вопроса – я лишь хочу собрать воедино несколько наблюдений. Помимо того, что я хочу высказать свое мнение о природе отношений между мужем и женой (или их современными эквивалентами), я хочу исследовать тему верности, поскольку – возвращаясь к нашей прежней теме – чем больше я об этом думал, тем больше приходил к выводу, что верность должна быть одним из качеств того, что я называю подлинной личностью, – то есть того, кто пытается стать подлинным человеческим существом.

Насколько я понимаю, все различные виды верности можно отнести к одной из трех основных групп: верность себе, верность идеалам, верность другим людям. Вероятно, можно выделить верность данному слову в четвертую группу, но, возможно, лучше всего считать ее аспектом верности себе, хотя очевидно, что она также подразумевает и верность другим. Верность себе можно также описать как подлинность по отношению к себе, как в знаменитом совете Полония своему сыну Лаэрту в «Гамлете» Шекспира:

Но главное: будь верен сам себе;
Тогда, как вслед за днем бывает ночь,
Ты не изменишь и другим 83 .

Верность себе

Быть верным себе – значит постоянно действовать, говорить и думать в соответствии с лучшим в себе. Это подразумевает объективное видение себя – не бесчувственность, а видение в том смысле, что мы видим ясно собственные настоящие интересы в высочайшем и наиболее полном выражении и постоянно верны им.

Верность идеалам

Верность идеалам не так просто объяснить. На самом деле, чтобы понять, что действительно имеется в виду, мы должны выяснить разницу между идеалом и идеей. Идеал можно определить как регулирующую модель человеческого существования. Но – и это важный момент – эта модель не навязывается человеческому существованию извне. Она берет начало в самом существовании человека. И идеал привносит основную тенденцию, подлинную природу этого существования, более ясно в сознание и таким образом укрепляет или даже возвышает эту основную тенденцию. Следовательно, идеалы – это инструменты человеческого развития.

Идеалы – или, скорее, человеческие существа, придерживающиеся этих идеалов, – могут, конечно, утратить связь с конкретной ситуацией, стать далекими от человеческого опыта. И, когда это происходит, идеалы перестают действовать как идеалы. Они становятся мертвыми идеалами, и, следовательно, на самом деле вообще перестают ими быть. Мертвые идеалы – это просто идеи, и именно поэтому против них нужно восстать и отвергнуть их.

Поэтому верность идеалам подразумевает, что мы постоянно действуем, говорим и думаем в соответствии с регулирующими моделями человеческого существования, остаемся верными основной тенденции или подлинной природе этого существования, особенно тому, как эта тенденция отражается, укрепляется и усиливается в сознании или осознанности. Верность идеалам со временем становится практически неотделимой от верности себе. Это, можно сказать, объективное дополнение верности себе.

Верность другим людям

Верность другим людям, возможно, более доступна для понимания, по крайней мере, поверхностного. В феодальном обществе, как мы отметили, есть верность слуги своему господину. В семейной жизни есть верность мужа и жены друг другу, а слуги – хозяину. А в более широкой сфере социальной жизни есть верность между друзьями. Верность другим людям означает, что мы постоянно ведем себя, говорим и думаем в соответствии с тем, как мы определяем себя в отношении к этим людям. Это значит, что мы ведем себя соответственно той ответственности, которую мы приняли по отношению к ним.

Следовательно, верность – это следствие сознательного усилия. Можно говорить о хорошей матери или хорошем рабе, но нельзя говорить о верной матери или верном рабе, потому что отношения матери к ребенку и раба к господину – не из тех, в которые вступают по желанию. Они навязаны – в одном случае природой, в другом – обществом.

Но что делает верность частью личности или, на самом деле, частью самого способа, с помощью которого мы должны определять подлинную личность? Мы видели, что первое и самое фундаментальное качество, сущность личности – это самосознание или рефлексивное сознание, способность объективно видеть себя. Быть осознанным по отношению к себе – значит видеть себя таким, каким тебя видят другие – не в том значении, которое придавал Роберт Бернс, возможно, но в том смысле, что мы видим себя так же, как другие видят нас, как объект осознанности. Мы можем стать объектом нашей собственной мысли.

Мысль не ограничена, подобно телу, временем или пространством. Посредством мышления мы можем абстрагироваться от условий, в которых мы существуем в данный момент. В частности, мы можем сформировать представление о себе как о том, что существовало в прошлом и чье существо перейдет в будущее. Следовательно, самосознание подразумевает определенную степень отделения от прошлого, своего рода отстраненность от него. Именно потому, что мы обладаем самосознанием, мы можем переносить наше представление о себе на будущее, и именно потому, что мы на это способны, мы можем сказать в настоящем, что мы сделаем что-то в будущем. Другими словами, именно благодаря тому, что у нас есть самосознание, мы можем давать обещания.

Когда мы говорим, что верность предполагает постоянство – мы постоянно ведем себя определенным образом – это подразумевает протяженность во времени. Постоянство означает, что мы ведем себя одинаково на протяжении определенного времени. На самом деле, это означает еще большее. Это означает, что мы сознательно и намеренно ведем себя одинаково на протяжении определенного времени. И, чтобы суметь сделать это, нам необходима осознанность по отношению к себе, мы должны быть личностями.

Если наша осознанность по отношению к себе слаба, мы не сможем сдержать обещание. Мы можем сказать соответствующие слова, поскольку от нас этого ожидают, но они не будут обладать значимостью обещания, если мы не способны сдержать это обещание. В действительности, мы не держим слово, потому что мы, прежде всего, никогда его не давали.

Именно недостаток осознанности по отношению к себе, недостаток личного начала мешает нам быть верными. Это относится к нашей способности быть верными нам самим и нашим идеалам, но здесь я буду обсуждать этот недостаток в контексте верности другим людям – на самом деле, в контексте верности другому человеку. И, безусловно, та форма верности другому человеку, с которой мы знакомы ближе всего и в которой у нас обычно больше всего опыта, – это сексуальная верность.

Все мы знаем, что имеется в виду под сексуальной верностью, по крайней мере, на поверхностном уровне. Это означает, что мы сводим нашу сексуальную активность к одному человеку. Большинство из нас согласится, что противоположность верности – беспорядочные половые связи. Есть, несомненно, разные степени промискуитета, и большинство людей считают, что точная его степень определяется числом сексуальных партнеров, которые есть у человека (обычно в различные периоды его жизни). Но, если давать точное определение, беспорядочность связей заключается не в многочисленности сексуальных отношений человека, а в их кратковременности. Сущность промискуитета в том, что человек не вступает два раза подряд в отношения с одним и тем же человеком. Человек, которого можно назвать абсолютно неразборчивым в связях, – это, следовательно, человек, который на протяжении сколь угодно долгого периода никогда не вступал в сексуальные отношения с одним и тем же партнером больше одного раза.

Что касается сексуальности, есть три возможных образа жизни: моногамия (или полигамия, там, где существует такая форма), беспорядочные половые связи и целибат. Степень одобрения, с которой «группа» относится к тому, как люди выражают свою сексуальность, основывается в большей или меньшей степени на том, какой образ жизни они выбирают. (Группа может также относиться с различной степенью осуждения к тому, что она считает извращенными проявлениями сексуальности). Но, что касается развития личности, есть только две формы образа жизни в сфере секса – невротическая форма и не-невротическая или психологически здоровая форма. Тот, кто пытается быть личностью, может вести один из этих стилей жизни, в том случае, если следует ему в не-невротической форме.

Но как это соотносится с представлением о том, что верность – это качество подлинной личности? Может показаться, что здесь есть определенное противоречие. Так мы утверждаем, что может быть нравственным для личности вести сексуально распущенную жизнь, или нет? Это затруднение скорее кажущееся, чем реальное. Суть вопроса заключается в том, что почти невозможно, чтобы все отношения в жизни человека длились долго. Однако некоторые из них должны длиться, иначе мы вряд ли можем вообще считать, что осознанны по отношению к себе. В той степени, в которой человек ограничивает длительность своих отношений, в такой степени он и не будет продолжать развиваться как личность. Непродолжительные сексуальные отношения не должны быть проблемой, если в нашей жизни есть несексуальные отношения, которые занимают в ней ключевое место и длительны – то есть те, по отношению к которым мы практикуем верность. В то же самое время, если наши непродолжительные сексуальные отношения более важны для нас, чем продолжительные отношения, не связанные с сексом, мы, несомненно, в большом затруднении.

Но – возвращаясь к нашей основной теме – как человек хранит верность другому человеку? Есть два врага такой верности: «ближний враг», привязанность, и «дальний враг», отвлечение 84 . Отвлечение можно описать как нечто, что силой привлекает наше внимание, когда мы на самом деле не хотим уделять этому внимание. Конечно, мы отвлекаемся почти каждый раз, когда пытаемся медитировать. Возможно, мы сосредотачиваемся на процессе собственного дыхания, но шум транспорта на улице мешает нам, и кажется, что мы просто ничего не можем поделать с тем, что слушаем его. Иногда то, что силой привлекает наше внимание, – это нечто, чему в другое время мы были бы очень рады уделить внимание. Это может быть что-то, что мы очень любим или даже что-то, чем мы очень увлечены, что пробуждает в нас самые основные интересы и желания. Вряд ли мне нужно перечислять, что это могут быть за вещи. Тогда становится очень трудно противостоять этому отвлечению.

В медитации отвлечения, возникающие перед нами, приходят в форме воспоминаний и фантазий, но в повседневной жизни мы сталкиваемся с отвлекающими объектами, наличие которых слишком буквально и очевидно. Именно это особенно затрудняет нашу практику верности. Отвлекающий объект – или, обычно, человек – находится перед нами, в то время как человек, которому мы намереваемся быть верными, возможно, отсутствует. Конечно, впечатление, производимое тем, ктоприсутствует, очень ярко, по сравнению с впечатлением, производимым тем, кто отсутствует (при прочих равных условиях). Следовательно, человек, который присутствует рядом с нами, может заставить нас забыть – по крайней мере, на текущее время – об отсутствующем человеке или даже заставить вести себя так, как если бы он вообще не существовал. Непрерывность наших отношений с тем, другим, человеком разрывается, и в этом заключается суть неверности. Текущие впечатления победили наше чувство длительности в отношении к тому, другому, человеку на протяжении прошлого, настоящего и будущего.

Обычно мы говорим, что человек, который слишком легко поддается текущим впечатлениям, слабохарактерен. Он очень недолго способен следовать своей цели и, столь легко отвлекаясь, не обладает и развитой личностью. Такой человек не может практиковать верность. Конечно, в реальности ситуация не всегда столь ясна и абстракта, хотя сжато ее и можно описать так. Мы говорим о некоторых из самых тяжелых аспектов человеческой жизни, и не стоит забывать о человеческой испорченности.

Ближний враг верности – это привязанность. Она называется близким врагом, потому что верность и привязанность выглядят очень похоже, по крайней мере, для поверхностного наблюдателя. Но там, где присутствует невротическая степень привязанности по отношению к другому человеку, не может быть верности, потому что в этой привязанности нет осознанности по отношению к себе и, следовательно, подлинной личности. Привязанность к кому-то в настоящем исключает осознание прошлого или будущего и просто продлевается бесконечно. Человек не переживает подобные отношения как устойчивые во времени. Следовательно, он не способен на верность.

Но как узнать, способен ли ты быть верным? Как проверяется верность? Проверка – ситуация или опыт, в которых раскрывается подлинная природа вещи, обнаруживается, подлинный ли это предмет или просто подделка. Так, огонь выявляет, действительно ли определенный желтый металл – золото, или это просто нечто похожее на него.

Наша верность другому человеку, безусловно, проверяется физической разлукой. Когда мы разлучаемся с кем-то, наши отношения переводятся, по крайней мере, на текущее время, с физического на ментальный план. Их непрерывность становится исключительно ментальной (если понимать слово «ментальный» как включающий эмоциональный аспект души). Гораздо сложнее жить на ментальном плане, чем на физическом плане, потому что чувственное сознание гораздо сильнее, чем самосознание. Соответственно, когда в результате расставания нашим отношениям приходится существовать на ментальном плане, эти отношения с легкостью могут быть прерваны отношениями с кем-нибудь еще на физическом плане. Другими словами, очень легко нарушить верность. Верность возможна только в такой мере, в которой мы можем представлять себе, как наши отношения с человеком, с которым мы разлучены, продолжатся в будущем. Эта способность проецировать себя в будущее, в свою очередь, возможна только в той мере, в какой мы обладаем осознанностью.

Следовательно, разлука – это также проверка осознанности по отношению к себе. На самом деле, именно потому, что она проверяет осознанность, она проверяет и верность. Разлука обнаруживает уровень, на котором наши отношения с другим человеком на самом деле существуют – являются ли они преимущественно физическими или одновременно физическими и ментальными, – и верность возможна только в той мере, в которой отношения являются ментальными (и эмоциональными). Физическую разлуку, следовательно, можно воспринимать как возможность развития и укрепления нефизической стороны отношений, равно как и осознанности по отношению к себе. Это, в свою очередь, будет укреплять вашу личность в подлинном смысле этого слова.

Крайняя форма разлуки – это, конечно, смерть, и, следовательно, смерть – последняя проверка верности, как это было в случае с теми студентами-бенгальцами. Можно даже сказать, что верность включает осознание смерти, что на самом деле подразумевает и осознанность по отношению к себе. Если вы можете представить, что существуете в будущем, вы можете также и представить, что в будущем вас не будет. Осознавать себя, быть человеком, быть личностью, следовательно, – значит осознавать смерть.

Верность также проверяется изоляцией, в том смысле, что вы остаетесь в меньшинстве, даже в одиночестве. Такая проверка применима в особенности к верности идеалам, хотя ее можно также применить и к верности по отношению к другому человеку. На самом деле, оставаться одному – очень трудно. Очень трудно придерживаться своих идеалов, – какими бы они не были, – когда все вокруг вас пытаются убедить вас отвергнуть их, потому что считают, что эти идеалы неверны, неуместны, стары или безрадостны. Вы находитесь в очень сложном положении, когда самые дорогие вам ценности отрезают вас от всех остальных, будь это ваша семья, соседи, страна, культура – иногда даже может показаться, что они отрезают вас от всего остального мира. Если случилось так, что вы верите в Бога, а оказывается, что ваши идеалы отрезают вас и от него, тем хуже. Человеческие существа сделают почти все, что угодно, чтобы избежать чудовищной изоляции и высмеивания себя другими за приверженность идеалам, и большинство людей под подобным давлением рано или поздно отказываются от своих идеалов.

Хороший пример изоляции как последней проверки верности идеалам можно обнаружить в «Потерянном рае» Мильтона. В одном из фрагментов ангел Абдиил к собственному несчастью попадает к восставшим ангелам, и, следовательно, оказывается в неблагоприятном положении, потому что не соглашается с их бунтом против Бога. Он по сути оказывается единственным в огромном собрании миллионов бунтующих ангелов, кто с этим не согласен. После того, как Абдиил, оставшись в полном одиночестве, отрекается от Люцифера и восставших ангелов, Мильтон так говорит о его благородной верности:

Так Абдиил, единый Серафим,
Соблюдшийверность средь неверных Духов,
Промолвил. Он, единый средь лжецов
Несметных, обольщенью не подпал;
Отважный, непреклонный, он сберег
Любовь, присягу, рвенье. Ни пример,
Ни численность повстанцев не могли
Поколебать его и отлучить
От истины, хоть противостоял
Он, одинокий,- всем. Сквозь их ряды,
Под улюлюканье враждебных толп,
Он долго шел, насилья не страшась,
Достойно измывательства терпел,
К надменным башням, обреченным рухнуть,
С презрением оборотив хребет 85 .

(Пер. А. Штейнберга).

Я закончу эту главу двумя историями. Подобно той, которой начиналась глава, они касаются главным образом верности и смерти. Первая история – из оперы Бетховена «Фиделио», которая была написана в начале XIX в. Фиделио означает «верный», и это имя приняла Леонора, жена знатного испанца по имени Флористан. Флористан вызвал неприязнь Пиззаро, правителя мрачной средневековой крепости, которая действовала как тюрьма для политических преступников, и он схватил Флористана и заключил его в самое глубокое и темное из подземелий крепости, тем временемраспространив известие о смерти Флористана. Все поверили этому известию – все, за исключением Леоноры. Отказавшись признать смерть своего мужа, она составляет план, чтобы хитростью попасть в крепость и спасти его. Одевшись как юноша, взяв имя Фиделио, она получает работу в крепости в качестве помощника главного тюремщика по имени Рокко. Конечно, у Рокко имеется дочь, которая влюбляется в этого предполагаемого юношу, что становится причиной обязательной для оперы запутанности сюжета. Так начинается опера.

Если свести историю к сути, она продолжается следующим образом: Пиззаро узнает, что Фернандо, государственный министр, приезжает с проверкой в крепость, и решает казнить Флористана до того, как прибудет Фернандо. Он помещает на крепостную стену трубача, чтобы тот предупредил о прибытии Фернандо, и приказывает Рокко, главному тюремщику, убить Флористана. Рокко отказывается. Тогда Пиззаро приказывает ему идти рыть могилу для Флористана, говоря, что сам, своими собственными руками, убьет его. Поэтому Рокко роет могилу для Флористана, и Фиделио (Леонора) в качестве его помощника должна помогать ему в этом, хотя она роет могилу своему собственному мужу. Затем действие переносится в камеру Флористана, где Пиззаро вот-вот пронзит Флористана. В этот момент Леонора бросается, закрывая его собой, и говорит, что сначала Пиззаро придется убить ее. Когда она это делает, слышится знаменитый сигнал трубы. Прибывает государственный министр, Пиззаро арестовывают, а Флористан и Леонора воссоединяются.

Утверждают, что, «как драма и как опера, «Фиделио» отличается практически от всех остальных своей совершенной чистотой, моральной возвышенностью темы и ослепительно идеальной музыкой». Что касается моральной возвышенности темы, это, несомненно, относится к тому, как раскрывается в опере тема верности. Когда Флористан исчезает, и проходит слух, что он мертв, Леонора не начинает искать другого мужа, но отправляется на поиски Флористана и рискует собственной жизнью, чтобы спасти его. Ее верность проверяется смертью не однажды, и она проходит проверку. Оперу не так часто ставят, хотя различные увертюры «Леоноры» часто используются оркестрами. Происходит ли это, потому что «моральной возвышенности ее темы» слишком много для современной аудитории, а верность вышла из моды, трудно сказать. Но, если это так, возможно, это знаменательно. Если мы хотим взращивать в себе качества подлинной личности, наше общество не слишком поможет нам в том, что касается верности.

Переходя от западной истории к восточной, а от оперы – к сутре, мы снова обращаемся к «Амитаюр-дхьяна-сутре», сутре медитации Амитаюса, Будды бесконечной жизни 86 . Здесь мы находим еще одну крепость, еще одно подземелье, еще одного заключенного и еще одну верную жену – а в дополнение к этому еще несколько компонентов: Будду, Дхарму и Сангху. Мы уже упоминали эту историю прежде, когда обсуждали духовное сообщество и Чистую землю. Как мы видели, когда эта сутра начинается – в Раджагрихе, столице Магадхи – царь Бимбисара свергается своим безнравственным сыном Аджатасатру, который заключает его в тюрьму, надеясь, что там он умрет голодной смертью. На самом деле, он не только на это надеется – он просто забывает отдавать приказы относительно того, чтобы его отцу давали поесть. Но Вайдехи тайно приносит пищу своему мужу и день за днем, неделю за неделей, месяц за месяцем поддерживает его жизнь. Другими словами, она остается верной ему.

Со временем Аджатасатру начинает подозревать, что его отец не умирает, как он ожидал. Установив слежку за тем, кто входит в тюрьму и выходит из нее, он однажды узнает, что именно его мать виновата в том, что его раздражает, – в том, что отец все еще жив. Аджатасатру – безусловно, не послушный сын древних времен, и в ярости он бросается на мать с мечом, и от убийства матери его уберегают только министры. Они говорят: «В нашей царской традиции есть много записей о царях, которые убивали своих отцов, но еще не было ни одного царя, который убил бы свою мать. Воздержись от этого неописуемо дурного поступка». Устыдившись, царь вкладывает меч в ножны и удовлетворяется тем, что приказывает также бросить мать в тюрьму. В тюрьме она молится Будде – поскольку она не только верная жена, но еще и верная ученица Будды – и просит его прислать к ней своих учеников, Ананду и Махамаудгальяяну.

Вняв ее мольбе своим божественным ухом, Будда делает больше, чем она просит. Вместе с Анандой и Махамаудгальяяной перед ней появляется он сам, сияющий радужным светом, заполняющим темноту тюремной камеры. Вайдехи говорит ему, что она разочаровалась в этом мире (и это понятно) и просит Будду научить ее медитировать, чтобы попасть в лучший мир. Будда выполняет ее просьбу, и описание этих медитаций составляет большую часть сутры.

В этой истории мы также видим, как верность проверяется разлукой и даже смертью. Вайдехи остается верной Бимбисаре, даже рискуя собственной жизнью. Обладая качеством верности, она является личностью, а поскольку она является личностью, она может обратиться к Прибежищу в Будде, Дхарме и Сангхе. Она может увидеть перед собой Будду и его учеников и услышать Дхарму. В конце концов, на самом деле, под верностью понимается верность этим трем идеалам. Верность себе – это, в конечном счете, верность Будде. Верность идеалам – в конечном счете, верность Дхарме. А верность другим людям – верность Сангхе.

Верность этого высшего рода воплощается в фигуре женщины-Бодхисаттвы Тары, которую иногда называют Самайя-тара (что, согласно Ламе Говинде, переводится как «верная Тара»). Все Бодхисаттвы так или иначе являются воплощениями совершенной верности. Ониверны всем существам, и их верность безгранична во времени и пространстве. Они, можно сказать, являются личностями в самом полном, высочайшем смысле этого слова.

Следовательно, если мыхотим стать Бодхисаттвами, если мы хотим стать личностями, мы должны практиковать верность. Мы должны быть верными себе, нашему слову, нашим обещаниям. Мы должны быть верным нашим идеалам, нашемуопыту, нашей работе, пути человеческого развития. Мы должны быть верными другим людям: не только нашим возлюбленным, но и нашим друзьям, коллегам и учителям. Без верности нет ничего устойчивого, без устойчивости нет развития, а без развития нет духовной жизни. Верность – человеческая потребность, потому что человек нуждается в развитии.Верность – это часть человеческой природы, поскольку развитие – часть этой природы.

А.С.Грибоедов «Горе от ума»

Быть верным своим принципам, идеалам, взглядам в обществе, в котором все настроены против, имеют другие ценности - это непросто. А.Чацкий, герой комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума», оказался именно в такой ситуации. Фамусовское общество с его стремлением к наживе, продвижению по служебной лестнице любой ценой, с его низкопоклонством, лестью чуждо герою. Он чувствует себя здесь одиноким. Мало того, общество ополчилось против него, считая его сумасшедшим («Я странен, а не странен кто ж? // Тот, кто на всех глупцов похож…)

Конечно, разве можно иметь взгляды, столь противоречивые, чем их. Но Чацкий остаётся верен себе. Вот некоторые из его принципов: стремление служить делу, а не лицам («служить бы рад, прислуживаться тошно…»); оценка человека не по его служебному и материальному положению, а по тому, каков он как личность; стремление быть честным, открытым, всегда говорить правду в лицо; быть независимым

Да, трудно такому человеку в жизни. Но он честен перед своей совестью(«…к чему обманывать себя мне самого…»), не изменяет своему выбранному пути, не идёт на поводу у общества, взгляды которого совершенно чужды ему, не угождает, не льстит, как это делает Молчалин. Чацкий вызывает уважение и восхищение читателей. Страшно угодничество, подхалимство, свойственное Молчалину и другим представителям фамусовского общества. Они-то уж не изменяют себе, чётко идут по своему пути, используя любые средства, лишь бы добиться цели – знатности, богатства, положения в обществе, опустошая при этом свою душу, становясь жестокими, коварными людьми. Верность облагораживает человека, делает его чище. Измена всегда ведёт к нравственной деградации.

А.С.Пушкин «Капитанская дочка»

Пётр Гринёв - один из главных героев произведения А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Воспитанный в семье, в которой понятия честь, совесть, порядочность – это не просто слова, а основа жизни, он становится достойным сыном своего отца. В трудные жизненные ситуации попал Гринёв: пленение Пугачёвым, обвинение в предательстве,- но герой с честью вышел из них, потому что не изменил своим нравственным принципам, был верен им до конца («…Только не требуй того, что противно чести моей и христианской совести…»).

В итоге - счастливый конец, семейная жизнь с любимой Машей, незапятнанная честь. Другой же персонаж повести - Швабрин - с лёгкостью изменил присяге, данной императрице, нарушил моральным законы. Он перешёл на службу к бунтовщику, силой и обманом хотел женить на себе Машу («…он обходился со мной очень жестоко»,-скажет Маша Гринёву), клеветал на Гринёва. Такой человек заслуживает резкого осуждения. «Береги честь смолоду!»- именно эта пословица, народная мудрость взята А.С.Пушкиным в качестве эпиграфа ко всему произведению. В ней заключён очень важный смысл: человек должен быть верен до конца жизни тем моральным законам, которые общество выработало своей многотысячелетней историей, жить по которым учат человека с раннего детства.



А.П.Чехов. «Ионыч»

Тема нравственного падения человека, деградации души - одна из основных в рассказе А.П.Чехова «Ионыч». Герой произведения в начале и в конце повествования - это два совершенно разных человека, да и зовут-то их по-разному: Дмитрий Старцев и Ионыч. Что же произошло с молодым юношей, «лучшим из людей», по мнению Екатерины Ивановны, окончившим медицинское учреждение, желающим приносить пользу людям, лечить их? А произошло то, что должно произойти, если человек изменяет идеалам юности. Деньги, шелест купюр в кармане со временем сделали героя чёрствым, жёстким, эгоистичным человеком. Ему совершенно безразлична судьба больных, они его даже раздражают своими жалобами. Главное - получить заветные деньги, ездить на тройке с колокольчиком, быть богатым (у него « уже есть имение и два дома в городе, и он облюбовывает себе еще третий, повыгоднее…»), всеми почитаемым человеком. Духовное обнищание произошло с героем: он ничем не интересуется, живёт один, главная его страсть - считать деньги, подученные им за день. Да, измена себе, своим принципам, целям делают человека нравственно низким. Верность свойственна сильной личности, способной преодолевать трудности, живущей по законам справедливости и добра. Этого, к сожалению, нет у Ионыча.

Вывод

Нравственные принципы - эта основа, которая делает человека настоящей личностью, заслуживающей уважения. В их основе лежат честь, совесть, порядочность, милосердие и многое другое. Остаться верным этим принципам, чётко выделить для себя жизненные идеалы и следовать им - непростое дело. Много соблазнов бывает на пути человека. Но тем и отличается благородный, высоконравственный человек от беспринципного, безнравственного, что он находит в себе силы идти по верному пути в жизни, не изменять себе, не сворачивать по дороге лжи, обмана, да и просто эгоизма. Верность в данном случае делает человека личностью, уважаемой в обществе, счастливой и самодостаточной. А измена приводит к осуждению окружающих, непониманию, даже презрению. Быть верным именно нравственным принципам учат читателей произведения классиков литературы. Как здесь не вспомнить слова из лирического отступления из поэмы Н.В.Гоголя « Мёртвые души»!



«Забирайте же с собою в путь, выходя из мягких юношеских лет в суровое, ожесточающее мужество, забирайте с собою все человеческие движения, не оставляйте их на дороге, не подымете потом!»

Проблема верности и измены преследует человека во многих сферах его жизни. Но наиболее актуальной для меня сейчас является твёрдость и неизменность своих принципов. Эта тема не могла быть не отражена в литературе. Проблема верности и измены своим принципам и идеалам раскрывается в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети».

В произведении идёт противостояние двух идеологий – старой и новой. Представителями «отцов» можно назвать Павла и Николая Кирсановых, а «детей» - Аркадий Кирсанов и Евгений Базаров. Некоторые из них ярые последователи своих идеологий, а другие словно стоят между двух огней. Такими можно назвать Николая и Аркадия Кирсановых. Первый, не отрицает молодёжь, он говорит, что она ему нравиться, он готов принять её.

Аркадий же Кирсанов в начале романа твёрдо решает стать нигилистом – он во всём подражает Базарову, мыслит с точки зрения новой философии, которая кажется ему прекрасна своей свободой, однако многое из неё ему не нравиться, а именно отрицание красоты природы, отношений. Когда герой влюбляется, он понимает, что не может бороться со своими чувствами и отворачивается от идей Базарова. Можно ли сказать, что Аркадий изменил своим идеалам? На этот вопрос я не могу дать однозначный ответ. Ведь Аркадий предал то, во что особо не верил, в нигилизме ему нравилась свобода и этого оказалось недостаточно. Но, как бы то ни было, младший Кирсанов изменил тому, во что так недолго верил.

Убеждённым нигилистом в романе является Евгений Базаров, который, как и подобает этой философии, не признаёт ничего – художественная литература, красота природы, любовь – всё это для него чуждо и от всего этого нужно отказаться. Конечно, любовь к Ольге Одинцовой стала для него неожиданной – ведь он презирает это чувство и вдруг оно появилось у него самого.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) - начать подготовку


Обновлено: 2017-12-06

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.


Направление "Верность и измена " входит в перечень тем итогового сочинения на 2017/18 учебные года.
Ниже будут представлены примеры и дополнительные материалы для разработки темы верности и измены в итоговом сочинении.

Сочинение на тему: Верность и измена

Верность и измена представляют собой две противоположные крайности морально-этического облика личности. Если рассматривать с литературной точки зрения, то «верность» и «измена» в большинстве произведениях ярко и точно характеризуют поступки героев. Будь то "Анна Каренина" Л. Толстого, "Евгений Онегин" или "Капитанская дочка" Пушкина - везде остра и многогранна проблематика верности и измены.

Если же обратиться к современной реальности, то с одной стороны, благородное поведение берет свои азы с самого раннего детства в семейной атмосфере, с другой - человеческий моральный облик - это полноценное отражение мышления и натуры человека.

Конечно, не стоит забывать о верности своей семье, родным, любимым и близким людям. Наше ближайшее окружение принимает нас такими какие мы есть на самом деле. В этот круг входят самые близкие люди, которые поддержат нас в любую минуту нашей жизни, душевно разделят радости и случившиеся неприятности. Непременно дадут совет и поделятся своим личным опытом. Мы должны уважать близких нам людей и очень дорожить ими, а также их присутствием в нашей жизни.

Поэтому родные люди, как никто другой заслуживают верного и преданного отношения. Мы должны их всегда поддерживать и никогда не предавать. Как гласят различные литературные источники, еще наши предки воспевали в народном творчестве значимость, прочность и неделимость семейного круга. Каждый человек, имеющий рядом тех людей, которые его любят, ценят и уважают, считается богатым. У него будто вырастают крылья от получаемой поддержки и хочется покорять новые вершины.

Каждый человек, имеющий адекватное сознание обязательно должен обладать качествами, которые присущи верности. Данное понятие украшает и значительно возвеличивает облик человека. Также стоит отметить, что все эти чувства невозможно насильственно привить. Нудные нотации и нравоучения не помощники в данном вопросе. Понятие «верность» рождается в самой глубине души при появлении на свет каждого человека. И о его верности можно будет судить по совершаемым им поступкам, ходу мыслей и в целом по выбранному течению жизни, отбросив все красноречивые изречения. Но, не стоит рассматривать верность как некое исходное положение жизненной позиции. На самом деле верность является щедрой данью искренней и неподдельной любви.

Только любовь способна возродить в человеческой душе нескончаемое уважение и полную готовность к самопожертвованию. Собственная мысль способствует формированию индивидуальности. Благодаря тому, что имеешь свою позицию, можно значимо выделяться среди толпы и не поддаваться общественному мнению. В таком случае нам никто не сможет навязать чужие размышления. Именно поэтому очень важно быть верным перед собой.

После измены больше не хочется никому доверять, преданный человек начинает во всем искать подвох. Стоит акцентировать внимание на поведении предателя, как он себя ведет. Рассказывает ли почему все так произошло? Просит ли прощения? Все бывает в этой жизни и от ошибок никто не застрахован. Может быть даже и такое, что по жизненным обстоятельствам или под влиянием чужого мнения мы не умышленно подставляем другого человека. Самое главное вовремя опомниться, искренне раскаяться и попросить прощения. Если действительно можно найти оправдание совершенному, то можно и простить человека, дав ему еще один шанс, чтобы все наладить и вернуть честные и доверительные отношения.

Не нужно замыкаться, жизнь продолжается, поэтому необходимо двигаться дальше. В первую очередь все мы люди и должны терпеливо относиться друг к другу. Наша жизнь, итак, наполнена всевозможными трудностями различного характера, поэтому нужно трепетно и с огромным уважением относиться к любящим и любимым людям.

В контексте данного открытого направления будет уместным подумать о верности и измене как радикально противоположных проявлениях человеческой натуры. Рекомендуется проанализировать категории измены и верности с морально-этической, философской, психологической точек зрения, а также обращаясь к повседневным реалиям и произведениям литературы.

Категории «верность» и «измена» занимают ключевую роль в сюжетах многих произведений разных эпох и характеризуют мыли и дела героев в ситуациях нравственного выбора как в личностных взаимоотношениях, так и в социальном аспекте.



Темы и вопросы, которые можно рассмотреть в рамках направления "Верность и измена"

Что означает верность?
К чему приводят измены?
Как, по- вашему, связаны понятия верность и любовь?
Как, по-вашему, связаны верность и дружба?
Чем опасна измена?
Подтвердите или опровергните высказывание У. Черчилля: «Глуп тот человек, который никогда не меняет своего мнения».
Можно ли простить предательство?
В чем причины измен и предательств?
Когда возникает выбор между верностью и предательством?
Как вы понимаете слово «верность»?
Важно ли быть верным слову? Что толкает человека на измену?
Согласны ли Вы с утверждением: «Изменник и трус - одного поля ягода»
Какими качествами должен обладать настоящий друг?
Как вы понимаете высказывание Плутарха: «Предатели предают прежде всего себя самих»?
Как влияет предательство на отношения?
«Разве от себя убежать возможно, родину бросив?» Гораций Какое предательство самое страшное?
Согласны ли вы с утверждением: «Доверие — признак мужества, а верность — свидетельство силы»?.
Согласны ли вы с утверждением «Кто в верности не клялся никогда, тот никогда её и не нарушит»?. (Август Платен)
Может ли быть неверным благородное сердце?
Можно ли иметь дело с человеком, которому нельзя доверять?
Подтвердите или опровергните слова Ф. Шиллера: «Верная любовь помогает переносить все тяготы»?
Как вы понимаете слова: «Чтобы сохранить любовь, надо не изменять, но изменяться»? (К. Мелихан)
Согласны ли вы с утверждением Н. Чернышевского: «Для измены Родине нужна чрезвычайная низость души»?
Можно ли быть героем, сражаясь против Родины?
Можно ли назвать собаку самым верным другом?
Почему измена друга гораздо болезненнее, чем измена любимой?
Согласны ли вы с изречением Лопе де Вега «Измена другу — преступленье без оправданья, без прощенья»?
Можно ли утверждать, что верность друга - «самое драгоценное, что вообще может быть дано человеку»? (Э. Тельман)
Как Вы понимаете высказывание В. Гюго: «Наполовину друг — предатель вполовину»?
Как Вы понимаете смысл высказывания: «Неверный друг подобен тени, которая влачится за тобой, пока светит солнце».
Нужно ли быть верным самому себе? Справедливо ли утверждение Л. Сухорукова: «Кто верен только себе, неверен всегда с другими»?
Согласны ли Вы с высказыванием: «Кто никогда не меняет взглядов, больше любит себя, чем истину»? (Жозеф Жубер)
Как Вы думаете, почему предатели предают прежде всего самих себя?
Как Вы понимаете высказывание: «Быть подлинным значит быть верным самому себе»? (Ошо)
Согласны ли Вы с высказыванием А.П. Чехова: «Верность - это то качество, которое утратили люди, но сохранили собаки»?
Согласны ли Вы с народной мудростью: «Верный друг лучше сотни слуг»?
Справедливо ли утверждение: «Кто испытал привязанность к верной и умной собаке, тому нет нужды объяснять, какой горячей благодарностью платит она за это»?.
Может ли верность принести человеку разочарование?


Ещё темы:
Патриотизм - это верность Родине.
Можно ли быть верным другим, оставясь верным себе?
Верность как основа честности и чести.
Измена - это предательство или верность своми интересам?
Прощение измены - это признание правоты изменника, собственная слабость или любовь?

Все аргументы к итоговому сочинению по направлению "Верность и измена".


К чему приводят измены? Чем опасны измены? Что толкает человека на измену?

Предательство Печорина по отношению к Бэле. Может ли духовная измена быть страшнее физической?

Тема духовной измены раскрывается в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Так, Григорий однажды встречает необычную девушку Бэлу. Она пленяет его своей красотой и загадочностью, поэтому Печорин решает украсть ее. Бэла вначале сопротивляется, но потом сама влюбляется в «вора». Ее верность любимому не имеет границ. Она готова отказаться от своего дома, семьи и традиций, чтобы быть с любимым. Печорину же со временем становится скучно. Он приходит к выводу, что все женщины одинаковы, и уже не радуется той любви, которую дарует ему Бэла. Он не изменяет ей физически, но в душе отказывается от нее, мечтая о путешествиях. Девушка это понимает, но не может оставить Григория, поскольку верна своему выбору. Даже перед смертью ее заботит лишь то, что они не смогут быть вместе на небесах, потому что Бэла принадлежит другой вере. Из отношений Бэлы и Печорина можно сделать вывод, что самая страшная измена не связана с внешними проявлениями, она находится глубоко внутри человека, но может принести гораздо больший вред. Духовная измена ранит так же, как и физическая, порой, даже сильнее.

ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ АНАЛИЗ
Предательство Печорина по отношению к Вере/верность Веры. Согласны ли вы с утверждением: «кто в верности не клялся никогда, тот никогда ее и не нарушит»

Вера ради Печорина принесла себя в жертву, отказалась от семейного счастья, рисковала потерять репутацию. В глубине души она надеялась на их возможное счастье. Предательство Печорина заключалось в том, что он принимал эту жертву, но ничего не давал взамен. Когда его любимая женщина переживала тяжелые моменты, его не было рядом, он волочился за Мери, которую даже не любил. Печорин предал единственного человека, который любил его по-настоящему и принимал таким, каков он есть. Он использовал ее "как источник радостей и тревог, без которых жизнь скучна и однообразна". Вера это понимала, но пожертвовала собой, надеясь, что однажды он оценит эту жертву. Для Веры Григорий был всем, в то время как для Печорина она была лишь эпизодом, важным, но не единственным. Ее ждало разочарование, ведь человек, способный на духовное предательство, не может принести счастья.

ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ АНАЛИЗ


Измены Веры (брак без любви). Почему люди изменяют? В чем причины измен и предательств? Что толкает человека на измену?

Люди изменяют по разным причинам, но чаще всего предательство случается, когда люди женятся не по любви. Такой пример можно увидеть в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Одна из главных героинь Вера выходит замуж за нелюбимого человека, поэтому, повстречав истинную любовь, изменяет своему супругу. Веру мало заботят чувства нелюбимого мужа, она не считает себя обязанной хранить ему верность. В романе не рассказывается о том, какие обстоятельства вынудили ее выйти замуж, но привело это к несчастью обоих супругов. Жить с нелюбимым человеком невыносимо, но еще хуже приходится тому, кого обманывают.

ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ АНАЛИЗ


К чему приводят измены? Чем опасна измена? Что толкает человека на измену?


В романе « » Л.Н. Толстого проблема измены является ключевой. Так, главная героиня произведения изменяет своему мужу. Эта измена становится роковой не только для нее самой, но и для всех окружающих ее людей. Измена разрушила жизнь ее близких, причинила боль сыну. Анна никогда не любила своего мужа, он был гораздо старше нее, их отношения строились только на уважении. Ее муж был человеком, занимающим высокое положение, его уважали. Когда связь Анны с Вронским стала очевидной, Каренин пытался скрыть измену Анну, создать видимость благополучия, но для Анны это было бы предательством самой себя. Несмотря на то, что причиной измены стало появление любви в жизни Анны, предательство стало ее главной трагедией. Кода она решила проигнорировать общественные устои, то окружающие отвергли ее, сделали изгоем. Муж лишил ее возможности воспитывать сына, который очень страдал от отсутствия материнской ласки. Карьера Вронского тоже была разрушена, как и отношения с его семьей. Алексей Каренин, оскорбленный женой, страдает от одиночества, потому попадает под влияние княгини Мягковой. Она уговаривает его не давать развода Анне. Все горести и лишения не дают Анне чувствовать себя счастливой с Вронским, потому она решает броситься под поезд. Ее уход из жизни сделал родных несчастными: сын остался без матери, а Вронский отправился на войну. Таким образом, мы видим, что измена приносит только разрушения, от измены одного человека страдают все окружающие.

Как предательство влияет на отношения?


В романе « » Л.Н. Толстого проблема измены является ключевой. «Все смешалось в доме Облонских», с этих слов мы узнаем о проблемах одной семьи. Причиной разлада послужила измена Стивы своей жене Долли. Облонский перестал любить свою жену, она больше не казалась ему красивой. Его самомнение было настолько высоко, что он даже оправдывал себя. Долли всегда была преданна своему мужу, родила ему много детей, весь смысл ее жизни был заключен в семье. После того как она узнала о предательстве супруга, весь мир перевернулся, боль была настолько сильной, что была на грани между душевной и физической. Ее любовь к мужу была сильна, потому и оставить его она не смогла. Они помирились, но измена Стивы навсегда разрушила доверие между супругами, уничтожила представление Долли о светлой любви. Мир в их семье после измены стал видимостью, а измена навсегда разделила этих двух людей.

Верность в любви. Подтвердите или опровергните высказывание Шиллера: «Верная любовь помогает переносить все тяготы».

Главные герои рассказа О. Генри «Дары Волхов» - семейная пара, оказавшаяся в бедственном материальном положении, но сохранившая верность друг другу. Делла и Джим учат читателя тому, что для того, чтобы быть счастливыми, не обязательно обладать многим, достаточно любить. Именно их взаимная любовь и верность помогает справиться с трудными жизненными ситуациями и наполняет жизнь бескрайним счастьем.


«Что значит быть верным?» Как вы понимаете слово «верность»? Что такое вечная верность? В чем заключается верность любимому человеку?
Аргумент из романа Э. Бронте «Грозовой перевал».

Много лет назад мистер Эрншо подобрал умирающего ребенка и принял его как своего сына, назвав Хитклиффом. У мистера Эрншо на тот момент уже было двое детей. Их звали Кэтрин и Хиндли. С самого начала у Кэтрин с Х. сложились замечательные отношения, они были неразлучны.
Кэтрин - свободолюбивая, эгоистичная и немного избалованная молодая девушка, которая, повзрослев, полюбила Хитклиффа так же, как и он её. Однако она посчитала, что он не годится ей в мужья, так как недостаточно хорошо образован и беден. Вместо этого Кэтрин вышла замуж за своего друга Эдгара Линтона. Это сильно ранило Хитклиффа, и он покинул Грозовой перевал. Спустя три года он вернулся, храня любовь к Кэтрин и лютую ненависть к Линтону. Они возненавидели друг друга до такой степени, что беременная Кэтрин заболела физически и психически. Перед смертью между Кэтрин и Хитклиффом произошел ночной разговор, в котором Кэтрин призналась, что всегда любила только его.
Даже после ее смерти Хитклифф продолжил любить свою К., разрушая жизни окружающих в отместку за свое горе. Перед смертью Хитклифф лишился рассудка и ходил по горам, призывая призрак Кэтрин.
Этот герой всегда воспринимался неоднозначно. С одной стороны, он способен на верную вечную любовь, с другой стороны, его существом овладевает мстительность и жестокость. Так или иначе, «Грозовой перевал» - это история о верности в любви. Хитклифф любил Кэтрин всегда, даже тогда, когда не знал о взаимности, когда она носила под сердцем чужого ребенка. Его чувства не смогли разрушить ни время, ни предательство Кэтрин, ни даже смерть.


В чем заключается верность? Как проявляется верность своим привязанностям?


В рассказе « » А. Моруа показана верность по отношению к своим привязанностям. Персонаж по имени Андре - студент Политехнической школы, тайно влюблен в актрису Женни. Та, в свою очередь, относится к своим воздыхателям несерьезно, поскольку профессия не позволяет отвлекаться на каждого поклонника. Однако красивые жесты Андре не могут оставить Женни равнодушной. Каждую среду он с завидным постоянством приносит ей букет фиалок, не пытаясь с ней даже заговорить. Он пробуждает в ней интерес своими точными, как часы, жестами внимания. Однажды влюбленный студент исчезает из ее жизни, он погибает на войне. Вскоре появляется отец Андре, который рассказывает о том, что юноша любил Женни всю свою недолгую жизнь, и о том, что он погиб, пытаясь подвигом на войне «заслужить» ее любовь. Эта верность трогает строгую Женни. Она сокрушается о том, что так и не встретилась с Андре, а он так и не узнал, что для нее «скромность, постоянство и благородство лучше всякого подвига».
Далее мы видим ее уже постаревшей, но неизменной в одном: каждую среду она носит своему преданному другу фиалки. Оба героя рассказа являются примером верности. Андре был верен своим чувствам, не нуждаясь в каких-либо гарантиях со стороны Женни, она, в свою очередь, осталась верна данному слову и на протяжении многих лет неизменно носила цветы человеку, которому была благодарна за любовь.


Верность в любви.

Как, по-вашему, связаны понятия верность и любовь?

Маша Миронова – символ верности в любви. В сложной жизненной ситуации, когда она оказывается перед выбором: выйти замуж за Швабрина (без любви) или ждать своего любимого человека (Петра ), она выбирает любовь. Маша остается верной до самого конца произведения. Несмотря на все опасности, она отстаивает честь любимого перед императрицей и добивается помилования.


Главным символом верности во всех романах о Гарри Поттере можно назвать Северуса Снегга. Этот персонаж любил в своей жизни только одну женщину с самого детства и до конца своих дней. И этой женщиной была Лили. Лили не отвечала ему взаимностью. Более того, была замужем за Джеймсом, который недолюбливал Снегга и даже издевался над ним. Но любовь и верность Снегга по отношению к Лили были настолько сильными, что даже после смерти возлюбленной он оберегал ее сына. В своей жизни он больше никогда не смог полюбить и хранил верность Лили до смерти.

Как, по-вашему, связаны понятия верность и любовь. Верность любимому. На что способна верность?


любила своего избранника так сильно, что продала душу дьяволу. Она была готова искать его по всему миру и за его пределами. Она осталась верной ему, даже когда не было надежды найти Мастера.


Измена мужу. Можно ли оправдать измену? Что толкает человека на измену?


изменила своему нелюбимому мужу. Но только это позволило ей остаться верной самой себе. Брак без любви мог обречь ее на гибель (духовную и физическую). Но она смогла найти в себе силы, чтобы начать жизнь с чистого листа и стать счастливой.


Измена. Почему люди изменяют?

Наташа Ростова не смогла остаться верной Андрею . Она духовно изменила ему с Анатолем Курагиным, даже хотела сбежать вместе с ним.
На измену ее толкнули 2 причины: отсутствие житейской мудрости, неопытность, а также неуверенность в Андрее и ее будущем с ним. Покидая Наташу, Андрей не выяснил с ней личные дела, не дал ей уверенности в ее положении. Анатоль Курагин же, воспользовавшись неопытностью Наташи, обольстил ее. Ростова, в силу своего возраста, не смогла подумать о последствиях своего выбора, от позора ее спас только случай.


Как связано отсутствие моральных принципов с изменами?

Элен Курагина в романе представлена как человек с отсутствием моральных принципов. Потому и понятие верности ей чуждо. В жизни она руководствуется только выгодой, все решения принимает в угоду свои интересам, чувства других людей для нее ничего не значат. Выходя замуж за Пьера, она не осознавала, что может причинить ему боль, и думала только о материальной выгоде. Элен не любила Пьера и не хотела от него детей. Поэтому брак был обречен на гибель. Ее многочисленные измены не оставили шанса их союзу. В итоге Пьер предложил ей расстаться, так как не мог больше терпеть позора.


Верность себе (Татьяна).
Важно ли быть верным себе? Что значит быть верным себе и своему слову?

Но я другому отдана, – именно отдана, а не отдалась! Вечная верность – кому и в чем? Эта верность таким отношениям, которые освещены любовью, иные в ее понимании безнравственны... Татьяна не может презирать общественное мнение, но может жертвовать им скромно, без фраз, без самохвальства, понимая всю великость своей жертвы, всю тягость проклятия, которое она берет на себя, повинуясь другому высшему закону – закону своей натуры, а ее натура – любовь и самопожертвование...»
Татьяна верна не столько мужу или Онегину, а, прежде всего, всего своим принципам, своей натуре, своим представлениям о себе и своим принципам.

Всегда ли нужно быть верным своим принципам? Глуп тот человек, который никогда не меняет своего мнения. Кто никогда не меняет взглядов, больше любит себя, чем истину. (Ж.Жубер)

Верность себе и своим принципам считается положительным качеством, однако человек, никогда не меняющий своих представлений о жизни и людях, статичен, он ограничивает самого себя. Главный герой романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» Печорин - сильная личность с волевым характером, человек, верный себе. Это качество играет с ним злую шутку. Неспособный изменить своих представлений о жизни, он во всем ищет подвох: не верит в дружбу, считая ее слабостью, а любовь воспринимает только как удовлетворение своего самолюбия. На протяжении всего романа мы видим, как герой пытается понять смысл жизни, найти свою судьбу, но находит только разочарование. Причиной разочарований является невосприимчивость Печорина к чувствам других людей, он не может простить им их слабости и открыть свою душу, боится показаться смешным окружающим и даже себе. В главе «Княжна Мери» мы видим, как тяжело Григорий переживает отъезд любимой женщины, он мчится за ней, но его лошадь в дороге умирает, а он, обессилев, падает на землю и плачет. В эту минуту мы понимаем, как глубоко герой способен чувствовать, но даже в такой ситуации он думает, что выглядит жалко. Уже к утру он приходит в свое обычное состояние и проявление человечности списывает на расстроенные нервы. Анализируя поведение главного героя произведения, можно сделать вывод, что верность своим принципам является положительным качествам только в ситуации, когда эти принципы продиктованы человеколюбием, а не эгоизмом. Человек должен быть открытым к чему-то новому, уметь признавать ошибочность своих суждений. Только это позволит человеку стать лучшей версией самого себя.

Верность себе, своим принципам, своим идеалам, слову и обещаниям. Важно ли быть верным себе? Как вы понимаете высказывание: «Быть подлинным значит быть верным самому себе»?


Петр Гринев остается верен принципам, чести, истинам, которые ему открыл отец. Даже страх смерти не способен повлиять на его решения.
Несмотря на то, что Пугачев представлен в романе как захватчик, по большей части отрицательный персонаж, тем не менее он обладает и положительным качеством – это верность своим словам. За все произведение он ни разу не нарушает данных обещаний и до последнего верит в свои идеалы, хоть их и осуждает большое количество людей.


Предательство. К чему приводит предательство своих идеалов?
Понтий Пилат предал свои идеалы, почему и не смог обрести покой после смерти. Он понимал, что поступает неправильно, но из страха изменил себе и человеку, в невиновность которого верил. Этим человек был Иешуа.

Верность своим идеалам. Что значит быть верным своему делу (работе, профессии)?
настолько верил в то, что он делает, что не смог предать дело всей своей жизни. Он не смог оставить его на растерзание завистливым критикам. Чтобы спасти свое произведение от неправильного толкования и осуждения, он даже уничтожил его.

Что значит быть верным профессии? Что значит быть верным? Как связаны понятия верность и любовь? Можно ли простить предательство?


Доктор Дымов - благородный человек, выбравший своей профессией служение людям. Только неравнодушие к окружающим, их бедам и болезням может послужить причиной такого выбора. Несмотря на невзгоды семейной жизни, Дымов думает о пациентах больше, чем о себе. Его самоотверженность в работе нередко грозит ему опасностями, поэтому он умирает, спасая мальчика от дифтерита. Он проявляет себя как герой, делая то, чего он делать был не обязан. Его мужество, верность своей профессии и долгу не позволяют ему поступить иначе. Чтобы быть доктором с большой буквы, необходимо быть смелым и решительным, таким как Осип Иванович Дымов.
Доктор Дымов верен не только своей профессии, но и своему выбору в любви. Он заботится о жене, стараясь сделать ее счастливой, потому старается не акцентировать внимание на ее недостатках, ведет себя как настоящий мужчина, прощая ей капризы и «слабости». Узнав об измене, он погружается в работу. Его верность и любовь настолько сильны, что он готов даже простить жену, если она проявит хоть немного понимания.


Верность родителям и своим принципам. Что значит быть верным близким (родителям)?


Марья Болконская посвятила всю свою жизнь служению близким, в частности своему отцу. Она терпела упреки в свой адрес, стойко переносила грубость отца. Когда армия противников наступала, она не оставила больного отца, не изменила себе. Интересы своих близких она ставила выше, чем собственные.
Марья была глубоко верующим человеком. Ни тяготы судьбы, ни разочарования не смогли потушить в ней огонь веры.




Что значит быть верным своим принципам?


Семья Ростовых показала, что даже в самые тяжелые времени можно сохранить достоинство. Даже когда в стране наступил хаос, члены этой семьи остались верными своим моральным принципам. Они помогали солдатам, принимая их у себя дома. Тяготы жизни не отразились на их характерах.

Предательство по отношению к людям, которые тебе доверились. Наполовину друг – предатель вполовину.

Тема предательства находит свое отражение в романе Лермонтова «Герой нашего времени». Так, главный герой Печорин является человеком, на которого нельзя положиться. Он предает всех, кто имел неосторожность ему довериться. Боевой товарищ Грушницкий раскрыл перед ним свою душу, рассказал о том, что тайно влюблен в Мери, обратился к Печорину за советом, считая его своим другом. Печорин не стал разуверять его, но подло воспользовался открытостью Грушницкого. Печорина раздражал молодой юнкер. Он не желал ему счастья, наоборот, мечтал увидеть его в уязвленном состоянии, высмеивал его, принижал в глазах Мери, и, в конце концов, из скуки решил соблазнить возлюбленную «друга». Мери нужна была Печорину, чтобы позлить Грушницкого. Такое поведение можно назвать подлым, оно заслуживает только осуждения. Неважно, считал Печорин Грушницкого своим другом или нет, он не имел права поступать так с человеком, который ему доверял.


Верность друга. Можно ли утверждать, что верность друга – самое драгоценное, что вообще может быть дано человеку? Согласны ли вы с народной мудростью: «Верный друг лучше сотни слуг». Как, по-вашему, связаны верность и дружба? Какими качествами должен обладать настоящий друг?


Друзья могут помочь человеку преодолеть любые преграды и победить любое зло. Дружба трех ребят: Гарри, Гермионы и Рона стала примером для целого поколения детей, выросших на книгах Дж. Роулинг.
На их головы обрушиваются серьезные испытания, но только верность друг другу помогает им справиться со всеми проблемами.
Жизнь проверяет дружбу Рона и Гарри. Рон на протяжении всей истории борется с завистью, честолюбием, но в итоге побеждает дружба. Если твой друг знаменит, очень сложно находиться в тени его славы, но Рон доказывает верность своему другу, рискуя своей жизнью, борется со злом вместе с ним, плечом к плечу, понимая, что это не принесет ему ничего. Ни пытки, ни уговоры, ни попытки врагов настроить трех смелых ребят друг против друга не увенчались успехом только потому, что они знают цену верности и в мирное время, и во времена господствования зла.

Измена другу. Согласны ли вы с утверждением: «Изменник и трус – одного поля ягоды»? Как вы понимаете смысл высказывания: «Неверный друг подобен тени, который влачится за тобой, пока светит солнце». Согласны ли вы с изречением Лопе де Вега: «Измена другу – преступленье без оправданья, без прощенья?


Питер Петтигрю был другом семье Гарри Поттера, его назначили хранителем их тайны. Никто не смог бы узнать об их местонахождении, если бы он не рассказал. Но он переметнулся на сторону врага Волан де Морта. Именно по его вне погибли Джеймс и Лили Поттер. Они доверяли ему, но он предал их. Пожалуй, этот герой является одним из самых ярких примеров измены, совершенной по отношению к другу.


Верность и измена долгу, Родине. Когда возникает выбор между верностью и предательством? «Разве от себя убежать можно, Родину бросив?» Согласны ли вы с утверждением Чернышевского: «Для измены Родине нужна чрезвычайная низость души»?

Петр Гринев остается верен долгу и своему государству, несмотря на смертельную опасность. Даже его симпатия к Пугачеву не меняет положения дел. Швабрин, спасая свою жизнь, предает свою страну, пятнает честь офицера, предает людей, которые защищали крепость вместе с ним бок о бок.
Также показательна следующая ситуация в романе: когда Пугачев захватывает крепость, у людей появляется выбор: остаться верным долгу и чести или сдаться Пугачеву. Большая часть жителей встречает Пугачева хлебом и солью, в то время как отважные люди, такие как комендант крепости (отец Маши) Иван Кузьмич и Василиса Егоровна отказываются присягнуть «самозванцу», тем самым обрекая себя на гибель.


Верность Родине. Что значит быть верным Отечеству?


Кутузов представлен в романе как человек, верный своему Отечеству. Он сознательно принимает непопулярные решения, чтобы спасти свою страну от гибели.
Большинство героев романа жертвуют жизнью ради победы в войне.




Насколько сильна может быть преданность собаки? Можно ли назвать собаку самым верным другом? «Кто испытал привязанность к верной и умной собаке, тому нет нужды объяснять, какой горячей благодарностью платит она за это»

Собака - лучший друг человека. Эта истина стара как мир. Троепольский рассказывает нам трогательную историю дружбы длиной в жизнь писателя Ивана Ивановича и необычного по окрасу щенка Бима. Когда Иван Иванович заболел и его отправили в больницу, Бим ждал его, искал по улицам города и отказался от еды. Он столкнулся с жестоким миром людей, его били, обижали, но он продолжал искать своего друга. Были люди, готовые принять его, но собака верила в то, что когда-нибудь хозяин обязательно найдется. Он погиб, так и не узнав, что Иван Иванович пришел за ним. Эта душераздирающая история является убедительным доказательством верности собаки своему человеку.

Может ли собака предать хозяина? «Верность – это то качество, которое утратили люди, но сохранили собаки» А.П. Чехов.


Однажды собака по кличке Каштанка потерялась. Судьба привела ее в интересную компанию цирковых животных и их руководителя Ивана Ивановича. Там она быстро стала
«своей» и, казалось, что она забыла о своем хозяине и нашла нового. Иван Иванович относился к ней ласково, заботился о ней, даже обучил ее трюкам и стал брать с собой на выступления. Но в сердце собаки есть место только для одного хозяина. Потому, услышав голос своего старого хозяина Луки в зрительном зале, Каштанка убежала к нему.

Верность животных свои хозяевам.
Взаимная преданность человека и животного/ Как проявляется верность животных своим хозяевам?

Ни для кого не секрет, что животные отличаются преданностью своим хозяевам. Доказательство этому можно найти в романе «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова. В главе «Бэла» есть сюжетная линия, связанная с Казбичем и его конем Карагезом. Карагез для Казбича не просто конь, это верный друг, который был с ним в самые тяжелые минуты жизни. Когда на Казбича напали, Карагез проявил себя очень смело: отвлек врагов, а затем вернулся за своим хозяином. Конь не раз его выручал в походах. Казбич относился к Карагезу как близкому другу, он был для него самым важным существом. Вот так Казбич описывает свое отношение к своему боевому товарищу:

"Много красавиц в аулах у нас,
Звёзды сияют во мраке их глаз.
Сладко любить их, завидная доля;
Но веселей молодецкая воля.
Золото купит четыре жены,
Конь же лихой не имеет цены:
Он и от вихря в степи не отстанет,
Он не изменит, он не обманет".

Для Казбича потеря друга стала огромной трагедией. Когда Азамат украл Карагеза, лихой черкес был безутешен: "…повалился на землю и зарыдал как ребёнок". Так он пролежал "до поздней ночи и целую ночь..". Отношения Казбича к своему коню – яркий пример взаимной преданности человека и животного.