Интегрированная нод "знакомство дошкольников с бытом и предметами утвари русской избы". Презентация к уроку (подготовительная группа) на тему: Презентация для детей "Русская изба. Предметы быта". Конкурсная презентация "русский народный быт"

Юлия Черкашина
Презентация для дошкольников «Быт русской избы»

Человека всю его жизнь с рождения и до самой смерти – окружают предметы быта. Что же входит в это понятие? Это – мебель, посуда, одежда и многое другое.

С предметами народного быта связано огромное количество пословиц и поговорок. О них идёт речь в сказках, о них пишут стихи и загадывают загадки.

Сегодня мы с вами поговорим о предметах быта на Руси, о том, какие вещи и предметы ушли из нашей жизни, а какие поменяли название.

Откуда произошло название "Русская изба "?. Слово «Изба» произошло от слова «истьба» «истопка» «топить» - «отапливать» .

Это сейчас мы с вами живём в квартирах. У нас есть электричество, телевизор, интернет. На кухне- плита, микроволновка, электрический чайник. А раньше люди жили в избах.

На Руси избы строились на берегах рек, озёр, ведь рыболовство считалось одним из важных промыслов.

Место для постройки выбиралось очень тщательно. Новая изба никогда не строилась на месте старой. Ориентиром для выбора места для избы служили домашние животные. Где животное ляжет отдыхать, там самое благоприятное место для постройки. Жилище делали из дерева, и говорили : не построить избу, а «срубить дом» . Делали это при помощи одного топора, а позднее- пилы.

Избы делали квадратными или прямоугольными, одноэтажными. Ничего лишнего.

Главным украшением избы были окна , поэтому ставни на окнах делали резными, расписными. Они служили не только украшением, но и защитой от солнца, ветра и воров.

Люди верили, что в каждой избе жил свой домовой – покровитель дома. Если в избе происходило что-то плохое, например пропадали вещи, то это списывали на проделки домового. Старались его удобрить, в тёмном уголке ставили мисочку с молоком. Если молоко исчезало, то домовой принял дар и больше не шалил, а вещи, что удивительно, находились.

Внутри жилища всё было очень просто- ничего лишнего, только самое необходимое для жизни.

Стены и потолки в русской избе не красили . В избе была одна комната – горница, она была и кухней и спальней.

В избе находились деревянные предметы быта – стол, лавки, колыбель, полки для посуды. На полу могли лежать цветные половики или дорожки.

Стол занимал главное место в доме. Угол, где он стоял назывался «красным» , то есть самым важным, почётным. Стол покрывали скатертью, и за ним собиралась вся семья. У каждого за столом своё место. Центральное занимал глава дома – хозяин.

Мебель в русской избе : лавки, шкаф для посуды и сундук, где хранили одежду, да ценные вещи.

Сундук – неотъемлемая часть предметов народного быта русского народа . Они могли быть как большими, так и маленькими. Самое главное, что они должны соответствовать нескольким требованиям : вместительность, прочность, художественное оформление.

Если в семье рождалась девочка, то мать начинала собирать ей приданое, которое складывалось в сундук. Девушка, выходящая замуж, забирала его с собой в дом мужа.

Существовало большое количество любопытных традиций, связанных с сундуком. Вот некоторые из них : девушкам нельзя было свой сундук кому-то дарить, иначе замуж не выйдет. Во время Масленицы открывать сундук было нельзя. Считалось, что так можно выпустить на волю своё богатство и удачу.

В «красном углу» отводилось место для икон (изображения святых) .

Конечно, главное место в доме занимала печь. Добра речь, коли в избе печь.

Без этого предмета невозможно представить жизнь наших далёких предков. В печи готовили еду, она обогревала жилище, особенно в сильные морозы на печи спали. Её тепло спасало от многих болезней. Благодаря различным полочкам здесь хранилась посуда. Еда, приготовленная в русской печи необычайно вкусная, ароматная. Здесь можно приготовить и наваристый суп и кашу и выпечку и другое.

А главное, что печь это то место в доме, вокруг которого постоянно находились люди.

Не случайно в русских сказках главные герои то ездят на ней (Емеля, то спят (Илья Муромец) .

В печи готовили еду в чугунах- специальная, прочная, жаростойкая посуда.

Кочерга – это предмет народного быта, имеющий непосредственное отношение к печи. Когда дрова прогорали кочергой сдвигали угли, чтобы не было недогоревших поленьев.

Ухват или рогач использовали, чтобы доставать из печи горячий чугунок. Это приспособление крепилось к длинной палке- ручке. Чугун можно поставить глубже в печь и не обжечься.

Воду для чаепития кипятили в самоваре. Самовар берегли и передавали по наследству.

Воду для самовара приносили вёдрами, используя коромысло.

Столовые приборы значительно отличались от привычных нам. Раньше ложки были деревянными, а вилок и вовсе не было.

Это теперь мы пользуемся железными ложками и вилками.

Для глажки белья использовали рубель. Рубель- это деревянная доска с поперечными желобками. Его использовали для глажки так : наматывали бельё на валик и колотили по нему. А уже позже в обиход пришли чугунные утюги.

Чугунный утюг от привычного нам отличался тем, что работал без электричества. Его наполняли углями и долгое время держали над пламенем печи. Такой утюг весил более 10 кг.

Рядом с печкой был закут или бабий угол, для рукоделия и приготовления пищи.

Обязательным занятием крестьянской женщины было прядение.

Девушка должна была прясть с 6-8 лет, чтобы приготовить себе приданое.

Прялки делали из дерева (берёза, липа, осина) . Отец дарил прялку дочери на свадьбу. Прялки принято было украшать и расписывать, поэтому ни одна прялка не похожа на другую.

Мужчины на Руси плели корзины, да лапти из лыка и бересты.

Излюбленной одеждой на Руси были рубахи, да сарафаны.

А после трудов праведных развлекал русский народ себя хороводами, песнями, да частушками.

«Воспитание гражданина России» - Духовно-нравственное направление. На пороге школы. Направления программы: “Я и я”. 1 ступень – 1 класс «Маленькие Россияне»; 2 ступень – 2 класс «Моя Малая Родина»; 3 ступень – 3 класс «Россия – Родина моя»; 4 ступень – 4 класс «Я – гражданин России». “Я и культура”. “ Я и школа”. “Я и семья”. “Я и мое Отечество” “Я и планета.

«Патриотическое воспитание детей» - Родная природа. Патриотическое воспитание детей. Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. Родина начинается с любви к своему городу. Воспитываем уважительное отношение гербу, флагу, гимну Российской Федерации.

«Патриотическое воспитание школьников» - Методы. В.В. Путин. Ожидаемый результат. Высказывание премьер-министра. Направления деятельности. Высказывание президента. Формы работы. Принципы. Задачи. Государство заинтересовано, в первую очередь, в таком непростом деле как работа с молодежью. Цель военно-патриотического воспитания.

«Военно-патриотическое воспитание» - Анкетирование родителей. Гиподинамия – нарушение функций организма из-за недостаточного движения. Достижения учащихся. Военно-патриотическое воспитание школьников. Цель: определение способов формирования патриотического сознания учащихся. «Интеграция учебных предметов в экологическом образовании школьников».

«Чувство патриотизма» - Начальная школа опрошено – 54 человека. Центральная задача школы: Содержание которого - любовь к Родине. Проекция – приписывание другому человеку своих собственных качеств, чувств и желаний. Как по Вашему, что означает любить Родину? Патриотические чувства. Исследование особенностей становления патриотического воспитания учащихся школы.

«Гражданское образование» - Глава субъекта РФ. Пермский край. Хороший союзник. Некоторые примеры. Образовательный форум. Решением экспертного Совета. Гражданское образование в России и ее регионах. Надежда. Руководитель Администрации Президента. Общественно-консультативный совет. Обучение правам человека. Фокусные группы. Проект Федеральной целевой программы.

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

Центр внешкольной работы «Гармония» г.Тихорецка


Разработала:

педагог дополнительного образования

Белавина Вера Викторовна

г.Тихорецк

Цель: сформировать представление о древнерусском быте, культуре Древней Руси.

Задачи :

1.Познакомить с предметами быта, научить определять их предназначение, сформировать общее представление о том, что такое быт.

2.Развивать интерес к истории своей страны, к предметам старины, развивать словарный запас детей, логическое мышление, фантазию, творческие способности детей.

3.Воспитывать уважение к рукоделию, труду.

Ход урока:

Здравствуйте, ребята. Посмотрите, что это такое?

Показывать поочерёдно предметы быта: фартук, скалку, деревянную посуду, матерчатых кукол, матрёшек, колпак на чайник, деревянная разделочная доска, платок вязаный, прихватку и т.д.Сначала спросить у детей – что это, для чего использовали? А потом дополнить их ответы своим рассказом.

Правильно, всё это – предметы быта древней Руси. А что такое быт? Это все то, что окружает нас дома, каждый день, чем мы пользуемся постоянно.

Презентация «Быт людей на Руси».

В древние времена почти вся Русь была деревянной. На Руси считалось, что дерево благоприятно влияет на человека, оно полезно для его здоровья. Именно дерево с давних пор считается символом рождения жизни и ее продолжения. Избы в старину строили из ели или сосны. От бревен в избе стоял приятный смолистый запах.

Изба (деревенский дом) – самая распространенная постройка того времени. Крестьянин ставил дом прочно, на века.

Обстановка в избе была скромная, строгая, все на своих местах, все для пользы дела.

Оказывается, при входе в избу можно было споткнуться. В избе был высокий порог и низкая притолока. Так крестьяне берегли тепло, старались его не выпускать.

Центральное место занимает печь. Печь ставили так, чтобы она была подальше от стены, чтобы не случилось пожара.

Пространство между стеной и печью называется «запечье». Там хозяйка хранила приспособления, необходимые для работы: ухваты, большую лопату, кочергу.

Печь в крестьянской семье любили все. Она не только кормила всю семью. Она грела дом, там было тепло и уютно даже в самые лютые морозы. На печи спали дети и старики. Молодым и здоровым на печи лежать не разрешалось.

Больше всего времени у печи проводила хозяйка. Ее место у печи называлось «бабий кут» (то есть «женский угол»). Здесь хозяйка готовила еду, здесь в специальном шкафу – «посуднике» хранилась кухонная посуда. Около печи было много полок, на полках вдоль стен стояли кринки для молока, глиняные и деревянные миски, солонки.

В крестьянской избе вдоль стен были сделаны самодельные лавки. На лавках сидели члены семьи, работал хозяин, иногда спал на ней же. Свои инструменты хозяин хранил под лавкой.

В центре крепили детскую люльку. Крестьянка, сидя на лавке, вставляла ногу в петлю, качала люльку, а сама работала: пряла, шила, вышивала.

В наше время уже нет таких люлек, дети спят в красивых детских кроватках. Слайд 11

Главный угол в крестьянской избе назывался «красный угол». В красном углу, самом чистом и светлом, размещалась божница – полочка с иконами. Божница заботливо украшалась нарядным полотенцем – «рушником». Иногда божницу подсвечивали лампадкой – сосудом с маслом или свечами.

Входящий в избу человек обязательно снимал шапку, поворачивался лицом к иконам, крестился, низко кланялся. И только потом входил в дом. Иконы бережно хранили и передавали из поколения в поколение.

Слайд 12-13

Обеденный стол по православному обычаю всегда ставился в красном углу. За столом вся семья «трапезничала» - принимала пищу. Стол обычно накрывался скатертью. На столе всегда стояла солонка, и лежал каравай хлеба: соль и хлеб были символами благополучия и достатка семьи.

Большая крестьянская семья за столом рассаживалась согласно обычаю. Почетное место во главе стола занимал отец – «большак». Справа от хозяина на лавке сидели сыновья. Левая лавка была для женской половины семейства. Хозяйка к столу присаживалась редко, да и то с краю лавки. Она хлопотала у печи, подавала на стол еду. Дочери ей помогали.

Усевшись за стол, все ждали, когда хозяин скомандует: «С Богом, начали», и только после этого начинали есть. За столом нельзя было громко разговаривать, смеяться, стучать по столу, вертеться, спорить. Родители говорили, что от этого слетятся к столу голодные «злыдни» - уродливые человечки, принесут голод, нищету и болезни.

Дети называют предметы быта на картинке.

Слайд 15-17

Много предметов использовалось в русском быту. И почти все они делались собственными руками. Самодельной была и мебель – стол, лавки, прибитые к стенам, переносные скамьи.

В каждой семье были «коробейки» - лубяные сундучки, обитые железом деревянные сундуки. В сундуках хранили семейные ценности: одежду, приданое. Сундуки закрывались на замки. Чем больше было сундуков в доме, тем богаче считалась семья.

Слайд 18-19

Особой гордостью хозяек были прялки: точеные, резные, расписные, которые обычно ставили на видное место. Прялки были не только орудием труда, но и украшением жилища. Считалось, что узоры на прялках оберегают жилище от сглаза и лихих людей.

Слайд 20-25

В крестьянской избе было много посуды: глиняные горшки и латки (низкие плоские миски), кринки для хранения молока, разных размеров чугуны, ендовы и братины для кваса. Использовали в хозяйстве разные бочки, кадки, чаны, ушаты, лохани, шайки.

Слайд 26 Крестьянские семьи были большими.

Слайд 27-28 Сыновья помогали отцу в поле

Слайд 29 А матери и бабушки сидели с малыми детьми

Слайд 30 Ходили лаптях

Слайд 31 Каждая крестьянская семья держала о дворе скотину.

Скажите, какой был быт древней Руси? Назовите предметы быта, которые вы запомнили. Для чего они служили? Что такое быт?

Физминутка:

Хомячок Хомка


Хомка-хомка, хомячок,
Полосатенький бочок.
Хомка раненько встает,
Щёки моет, шейку трет.
Подметает Хомка хатку
И выходит на зарядку.
Раз, два, три, четыре, пять!
Хомка хочет сильным стать.

(дети имитируют все движения хомячка)

Загадки о предметах быта:

1.Маленькая собачка

Свернувшись лежит,

Не кусает,

А в дом не пускает. (Замок)

2.Два конца, два кольца, посередине гвоздик.

(ножницы)

3.Всех накормлю с охотою,

А сама безротая.

4.Стоит «толстячок» подбоченивши бочок,

Шипит и кипит, всем пить чай велит.

(самовар)

5. Маленький Ерофейка подпоясан коротенько,

По полу скок- скок и сел в уголок.

6.На веревке пальцы, держат одеяльце.

(прищепки).

7.Кто ходит ночь и ходит день,
Не зная, что такое лень?
Часы.

8.Пузыри пускало,
Пеной кверху лезло -
И его не стало,
Всё оно исчезло.
Мыло.

9.Я увидел свой портрет,
Отошёл - портрета нет.
Зеркало.

10.Она снаружи вроде груши,
Висит без дела днём,
А ночью освещает дом.
Лампочка.

А теперь нарисуем предмет быта, который вам больше всего понравился.

Рисунок «Предметы быта».

Урок в цикле занятий по дополнительной образовательной программе «Родная старина»

Составитель: Ольга Игоревна Фролова, педагог дополнительного образования МКОУ ДОД Аннинского ДДТ

Тема: "Знакомство с русской избой"

Цель: изучение быта русского народа, развитие интереса к прошлому, к истокам и обычаям русской семьи.
Задачи:
- познакомить детей с избой – жилищем крестьянской семьи, с предметами старинного русского быта (печь, прялка, посуда, коромысло и т.д.).
-обогатить словарь детей народными пословицами, поговорками, загадками, новыми словами (ухват, чугун, прялка и т.д.).
-воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным играм и традициям, обычаям гостеприимства, развивать интерес к русскому фольклору.

Аннотация. Данный урок проводится в цикле занятий по дополнительной образовательной программе «Родная старина» туристско-краеведческой направленности для младших школьников.
Оборудование: мультимедийная установка, слайды с изображением избы, макеты избы с предметами быта (печь, лавки, стол, забор, старинная посуда, прялка и др.), сундучок с пословицами и загадками, схема-таблица и изображения предметов избы.

Ход занятия:

Добрый день, дорогие ребята! Сегодня на занятии мы с вами познакомимся с далёким прошлым наших предков. Тема нашего занятия - внутреннее убранство русской избы.

Давным-давно, в далёкие времена жили-были добрые молодцы – могучие богатыри русские и девицы красавицы. А у них добрые матушки и мудрые батюшки. Умели они пахать да косить, дома-терема рубить, умели холсты ткать, узорами их вышивать, а также Родину защищать от нашествий вражеских. В ту пору государство называлось Киевская Русь, так как столица была в Киеве, а не в Москве как сейчас.
- Ребята, скажите, пожалуйста, что такое «старина»? (ответы детей). Правильно, это то, что было до нас в далёкие времена.

Умный сильный наш народ
Свою землю бережёт.
А преданья старины
Забывать мы не должны!

И в старину, и в настоящее время у каждого человека должен быть дом.
- Для чего нужен дом человеку? Как мы себя чувствуем дома? (ответы детей)
- Почему говорят: «В гостях хорошо, а дома лучше» (ответы детей)
- Трудно уменьшить значение дома для человека. Все мы приходим в свой дом, чтобы отдохнуть, набраться сил. Дом связан с семьей, с продолжением рода. Уже в глубокой древности человек стремится построить для себя жилище, в котором можно укрыться от непогоды, согреться у домашнего очага.
- Русская народная пословица гласит: «Не дом хозяина красит, а хозяин дом». Как вы думаете, ребята, в чём смысл этого высказывания? Ответы детей.
- Простая крестьянская изба, а сколько мудрости и смысла в себя она вобрала!
- Что же мы видим в избе?(ответы детей)
Перед вами схема, на которой написаны названия предметов русского быта и картинки, которые соответствуют названиям. Ваша задача – во время нашей беседы карточки размещать на схеме. А я буду говорить вам, когда нужно это делать.

Ребята, обратите внимание на карточки, которые располагаются перед каждым из вас. Как вы думаете, что такое «Красный угол»? (ответы детей)
Покажите карточку с изображением красного угла.

Красный угол от слова «красивый» – духовный центр дома – располагался в переднем углу. В нем божница, где на особой полочке - иконы в окладах, украшенные ткаными или вышитыми полотенцами, сухими целебными травами. В доме два очага: духовный – красный угол и земной – огонь в печи. Положите на схему.

Печь была своеобразным центром избы, символом добродетели и тепла. Располагалась печь в противоположном красного углу, на западе. В одной избе она белоснежная, а в другой – вся расписная. Её украшали особенно тщательно. Печь кормила семью, согревала дом, на ней спали младшие детки и старики, сушили одежду и даже мылись. В русской печи готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги. Тепло, которым дышала печь, было сродни теплу душевному. Найдите и покажите, пожалуйста, карточку с изображением печки. Положите на схему
- Все в избе деревянное, кроме печи. Пространство у печи – женская половина, «бабий кут».
Здесь всё, чем заведовала женщина, хозяйка дома: Ребята, я буду читать четверостишия, а вы – расположите карточки с изображением на схеме.
Вот старинные кувшины,
Сделаны они из глины.
Варили в них пищу на целый день,
Кушай кашу кому не лень.

У печи стояли важно,
Как стойкие солдаты.
Из печи горшочки с кашей
Тянут железные ухваты.


Перед вами утюг,
Бабушкин старинный друг.
Грелся он в то время на углях
И жил во всех дворах.

Коромысло с утра я беру,
За прозрачной водичкой иду.
Буду кушать готовить, стирать,
Буду маме своей помогать.

Ты помощница моя,
Прялочка родная.
Напрядешь ты пряжи мне,
Что не видно края.
- Вы успели положить предметы из бабьего кута на схему? (пройти и посмотреть)
А теперь для вас загадка.
Ножек четыре,
Шляпок одна,
Нужен, коль станет
Обедать семья. (Ответ: Стол)
Стол – одна из основных частей избы. «Божья ладонь» называли его, а потому по нему нельзя было бить, влезать на него детям, садиться. Это место семейной трапезы. Непременным элементом всех праздников и торжеств являлось ЗАСТОЛЬЕ: семья собиралась вокруг стола, показывая свое единство. «Когда семья вместе, и душа на месте», - говорили наши предки. Найдите на ваших карточках стол и положите на схему.

От двери до боковой стены избы – широкая лавка. На лавке мужчины занимались хозяйственными работами, работали женщины за прялкой, за вышиванием, за вязанием. Расположить карточку на схеме.

Рядом с лавками стояли сундуки, украшенные разными узорами. В сундуках не только хранили одежду, бельё, ценные вещи. Лавки и сундуки служили и спальными местами, ведь не всем хватало места на печи. Расположить карточку на схеме.

Для работы нужен свет. Чем, по вашему мнению, освещалась комната вечером? (ответы дете) Найдите нужную карточку. В сумерки избу освещал кованый светец. В него вставлялась деревянная палочка, которую поджигали. Она называлась лучина. Положите карточку с изображением на схему.

Какае карточка у вас осталась? (Ответы детей). Любили русские люди почаёвничать, т.е. чай из самовара попить. Особенно после баньки. Пили чай из блюдечка, прикусывали кусочками сахара.

Итак, вы все заполнили свои схемы, познакомились с основными предметами быта, их предназначением, узнали некоторые новые слова.

Сейчас мы ещё раз вспомним все предметы, о которых говорили. У меня есть сундучок, в котором загадки о предметах быта, я предлагаю вам их отгадать.
Летом спит
Зимой горит
Рот открывает,
Что дают – глотает (печь).

Не бык, а бодает,
Не ест, а еду хватает,
Что схватит – отдаёт,
А сам в угол идёт (ухват).

Воду дед носил с утра,
Каждый раз по два ведра,
На плечах дугой повисло
Держит ведра…(коромысло).

Выпускает жаркий пар
Древний чайник…(самовар).
Ребята, мы познакомились со старинной русской избой. В старину не было ни кинотеатров, ни телевизоров, ни музеев. Как же люди свободное время поводили, чем занимались? (ответы)
Много работали наши предки, уставали, а отдохнуть им помогала весёлая игра.
Коли народ невесел
Низко голову повесил
Знаю я, нужна игра:
Распотешится пора.
Я предлагаю вам немного поиграть. (3 раза с ускорением) Я буду произносить слова и показывать движения, а ваша задача – повторять за мной.

За дровами мы идём
И пилу с собой несём,
Вместе пилим мы бревно,
Очень толстое оно.
Чтобы печку протопить,
Много надо напилить!
Чтоб дрова полезли в печку,
Их разрубим на дощечки!

Молодцы! «Делу - время, потехе - час»- говорили наши предки.
Сейчас мы разделимся на три группы и попробуем сами в макетах домиков расставить предметы убранства русской избы. (Предлагаются макеты избы со старинными предметами)
Молодцы, вы все правильно выполнили задание. Займите свои места в классе.
- Что нового вы сегодня узнали на занятии? (ответы детей)
На следующем занятии мы с вами продолжим знакомство с внутренним убранством русской избы. В краеведческом музее вы можете более подробно рассмотреть предметы русской старины. Я желаю вам не забывать свои истоки. Мальчикам расти настоящими сильными защитниками своей Родины, а девочкам – учиться хранить домашний очаг, расти добрыми хозяйками. Позвольте мне подарить вот такие домики, но они не простые – в них народные мудрости, надеюсь, что они вам пригодятся. Хочу посоветовать вам обсудить эти пословицы дома, в своей семье. Всего доброго!

Список использованной литературы:

1. Аникин В.П. Русские народные поговорки, пословицы, загадки и детский фольклор. – М., -1957. – 165 с.
2. Ащурков В.Н., Коцюба Д.В., Матюшин Г.Н. Историческое краеведение. М.:1997.
3. Горяева Н.А. «Декоративно прикладное искусство в жизни человека» Москва «Просвещение», 2006
4. Лаврентьева Л.С., Смирнова Ю.И. «Культура русского народа. Обычаи, обряды, занятия, фольклор»
5. «Русские народные загадки, пословицы, поговорки», Москва, «Просвещение»,1990г.
6. Раппопорт П.А. Древнерусское жилище. Л., 1975
7. Тихонова М.Н., Смирнова М.С. «Красна изба», С. – П., 2000 г.
8. Терещенко А. Быт русского народа. М., 1997.
9. «Чудесный короб», Сборник, Москва, «Детская литература»,1989 г.
10. Подшивки журналов «Внешкольник», «Музыкальный руководитель» за последние годы.

Наталья Дриллер

Давным давно на Руси предпочитали жить в деревянных домах, считая, что жить в них здоровее. Строили их из бревен и называли избами.

Посреди горницы ставили печь. О ней говорили: «Печь – всему голова». Голова – значит, самая главная. Почему печь в избе самая главная?
Русская печь, как мать родная, накормит и обогреет, когда надо вылечит и обсушит
С левой стороны, за печкой находилось рабочее место хозяйки. Здесь женщины делали домашние дела. Какие? (Готовили пищу, мыли посуду, стирали и т. п.) Женщину в старину называли..? (Баба.) Вот поэтому место за печкой называлось бабий кут. Кут – означает угол: бабий угол, или бабий кут.
Мужской угол -коник, где обычно ставился большой сундук. В нем хранили самое ценное имущество, на нем же спал хозяин дома. В конике выполняли мелкие мужские работы.

В другой стороне горницы – правой – висит икона, стоит стол обеденный и лавки. Эту часть горницы называли красный угол. Красный – значит красивый. Здесь встречали гостей, угощали их, потчевали и все самые важные семейные вопросы решали.
Красный угол был самым главным и почетным местом в доме. В нем находился домашний иконостас. Считалось важным, что при входе в избу, человек в первую очередь должен обратить внимание на икону. В связи с этим сложилась даже поговорка «Без Бога - не до порога». Красный угол всегда держали в чистоте, а иногда и украшали вышитыми полотенцами.
А еще стоят в горнице сундуки. Они служили хозяевам вместо шкафов, тумбочек. В них хранили одежду, ткани, украшения. Чем больше сундуков было в доме, тем богаче считалась семья.
А где же люди спали? (На печи, на лавках, на сундуках.) А в некоторых избах делали полати – это такие полки. На них и спали.
«В избушке, распевая, деваПрядет, и, зимних друг ночей,Трещит лучинка перед ней» (А.С.Пушкин)
Для освещения горницы пользовались лучиной.
Кто любит труд, того люди чтут. Есть терпенье, будет и уменье.
Гостя встречали с лаской, с поклоном до земли, угощали с радостью, провожали с благоговением. Первой выходила хозяйка в праздничном наряде. Угощение начиналось с хлеба с солью, затем угощали самым лучшим, что было в доме.
После трапезы было чаепитие. На прощанье гостю всегда говорили: «Скатертью дорога».

Пословицы и поговорки
Добро пожаловать, дорогие гости, милости просим!
Гость в дом - хозяину радость.
Красному гостю – красное место.
Глупа та птица, которой свое гнездо не мило.
Что на месте лежит, то само в руки бежит.
Дом красится хозяином.

Загадки
Ходит, ходит, а в избу не заходит (дверь)
Сквозь стену торчок (сучек)
Маленький мальчик всем под ноги смотрит (порог)
Черная курица сидит на красных яйцах (котелок)
Маленький пузатенький, а весь дом бережет (замок)
На улице рогато, а в избе гладко (углы избы)
Не на полу, не на полке, и в дом глядит, и на улицу (окно)

Используемые источники:
Вернадский Г.В. Киевская Русь. М.: Аграф, 1999 г.
Терещенко А. В. Быт русского народа. – М.: Наука, 1997г.