Когда улыбается новорожденный. Как ускорить появление улыбки. Как эмоции рождают слова

Говорят, ничто в мире не стоит слезинки ребенка, и это так! А первая улыбка новорожденного – это ни с чем не сравнимое счастье, которое запоминается на всю жизнь. После того, как малыш в первый раз улыбнулся маме и папе, они готовы забыть все – бессонные ночи, капризы, усталость, ведь это настоящая награда за их заботу и любовь.

Первые улыбки неосознанные!

Первую улыбку мамочка начинает фиксировать уже через несколько дней после рождения малыша. Но необходимо понимать, что первые 2-3 недели своей жизни младенцы выражают свои чувства неосознанно, рефлекторно. Пока что улыбка крохи - это всего лишь сигнал о том, что ему хорошо, что он чувствует себя комфортно. По сути, мы увидим легкое искривление губ, похожее на улыбку, направленное в никуда и ни к кому не обращенное. Малыш еще не смеется, это спонтанные, неконтролируемые проявления мимики его лица.

Когда малыш начнет улыбаться осознанно?

Осознанная улыбка - явление более позднее. Чтобы она появилась, ребенку нужно «дозреть» физически (десятки лицевых мышц участвуют в ее появлении), интеллектуально (она является результатом сложной работы мозга), а также психически. Чтобы он начал улыбаться осознанно, ему нужно научиться обрабатывать получаемую им информацию извне.

Дети начинают дарить нам свои первые осознанные улыбки в разное время - все очень индивидуально. Но не раньше конца первого месяца. Только к 6-й – 8-й неделе, а то и позже, когда у новорожденного малыша более или менее разовьется зрение, и он сможет сфокусировать взгляд на маме и папе, можно ждать первых эмоций радости и удовольствия, выражаемых улыбкой.

Он начинает отвечать на улыбку, на взгляд матери, на ее прикосновения, объятия. Улыбается во время кормления, купания, пеленания. Чем больше общаться с грудничком, агукать, строить ему рожицы, тем скорее может появиться его первая улыбка. Когда новорожденный начнет улыбаться целенаправленно, этого не пропустишь!

Улыбка ребенка – это счастье для мамы

Улыбка как средство общения

Первые улыбки быстры и мимолетны, ведь ребенок еще не умеет надолго концентрировать внимание на чем-либо. Но постепенно малыш начинает отличать человека, который заботится о нем, и отвечать ему.

Младенец 10-ти – 12-ти месяцев от роду уже хорошо отличает живое от неживого. Это дает ему возможность эмоционально реагировать на живой объект – активно двигать и сучить ручками и ножками при его появлении, смотреть в глаза. Педиатры называют это «рефлексом оживления». Рефлекс оживления свидетельствует о нормальном развитии грудничка.

Многократные исследования и наблюдения за детьми первого года жизни показали, что улыбаться они начинают, как бы отражая ласковое обращение, мимику, улыбки матери и других окружающих. Такие улыбки являются первыми признаками не только физического («я сыт, мне тепло»), но и эмоционального общения («мне хорошо, я доволен») с окружающим миром.

Какие действия взрослых способствуют появлению улыбки младенца?

Почему некоторые действия взрослых вызывают улыбку у детей? Этим вопросом задавались не только родители, бабушки и дедушки, но и специалисты детской психологии и педиатрии. Так, детский психолог, специалист в области общения детей со взрослыми М. И. Лисина, выявила закономерности активизации взаимодействия в следующих ситуациях:

  • взрослый находится в поле видимости ребенка, но ведет себя пассивно – новорожденный активно пытается привлечь к себе внимание звуками, мимикой, движениями, причем, чем пассивнее взрослый, тем активнее ребенок;
  • взрослый находится в поле зрения ребенка и улыбается – малыш оживляется, старается улыбаться в ответ;
  • взрослый вступает в общение с ребенком посредством разговора – ребенок реагирует на речь кряхтением, гулением, другими звуками;
  • взрослый вступает в общение посредством поглаживаний, похлопываний, других прикосновений – ребенок замирает, прислушивается к ощущениям, он спокоен, может длительно гулить;
  • взрослый общается с ребенком комплексно, включая вербальный, тактильный контакт и улыбку – ребенок успокаивается, улыбается в ответ.


При помощи улыбки младенец выражает свое хорошее настроение

Каждая мать инстинктивно чувствует свое чадо, что дает ей возможность применять к нему не отдельные элементы, а все в комплексе. Слова, произносимые мягким, приветливым голосом, нежные тихие песенки, душевные объятия, поглаживания, легкие массажи, покачивания, баюканья начинают зарождать в ребенке первые коммуникативные навыки, которые впоследствии помогут ему в общении в социуме.

Малыш начинает улыбаться чаще, если мама и папа разговаривают с ним с добрыми интонациями, привлекают к себе внимание ласковой мимикой и нежными прикосновениями. Это уже не просто физиологическая реакция, а начало общения малыша, его вступление в осмысленный контакт с окружающим миром, взаимная связь с одушевленным существом, словом, жизненная адаптация.

Как ускорить появление улыбки

  1. Ускорить появление первой улыбки поможет ласковое, радостное обращение мамы и других членов семьи к новорожденному.
  2. Улыбка мамы и папы – своеобразная «обучающая» программа для малыша, и не важно, во сколько месяцев ее начинать применять. Если он будет видеть каждый день улыбающиеся лица близких людей, то вскоре сам начнет копировать такое поведение.
  3. Фактом является также то, что те новорожденные, родители которых достаточно времени уделяли эмоциональной атмосфере общения, а именно носили малыша на руках, разговаривали с ним, пели детские песенки, развивались быстрее, а значит и улыбка у них появилась раньше. Невероятно, но такие дети начинают излучать улыбки уже к 5-й неделе жизни.

Итак, все очень просто: для появления улыбки на личике вашего ребенка необходимы внимание, любовь, интерес к нему.

Все дети разные!

Многие новорожденные дети улыбчивы от природы, а от некоторых малышей родители ждут улыбки долго. Все зависит от темперамента, характера. Не стоит пугаться, если малыш редко улыбается. Возможно, это его природная особенность.

Озаботиться проблемой стоит только в том случае, если новорожденный не улыбается вообще, а ему уже 2 месяца. Тогда рекомендуется посоветоваться с педиатром.

Вы уже многое знаете, о том, как следует заботиться о ребенке, но вас вновь и вновь пугает непонятное настроение малыша. То он ни с того, ни с сего начинает кричать и плакать, а через минуту уже счастливо улыбается и смеется. А задумывались ли вы когда нибудь, чему улыбается малыш, и что он хочет сказать вам своей улыбкой? Конечно же однозначного ответа на такой сложный вопрос вы не найдете ни в одной книжке, да и самый квалифицированный специалист вам об этом не расскажет.

Но все-таки наверняка он радуется тому, что рядом с ним находятся любящие его родители, а может быть ему просто очень хорошо (вспомните хотя бы себя). Кстати некоторые акушерки утверждают, что им приходилось видеть, как улыбаются только что родившиеся дети. И это вовсе не выдумки, ведь некоторые ученые уверены, что новорожденные вполне могут улыбаться, только их улыбка несколько отличается от улыбки взрослого человека и иногда ее просто невозможно распознать. Но все же большинство врачей единодушны в том, что малыши могут делать это осознанно лишь на втором месяце жизни, и то, чему кроха станет улыбаться во многом определено его возрастом, а также опытом общения с внешним миром.

Почему он улыбается

В самом начале улыбка вызывается только стимуляцией: щекотанием, светом, приятными звуками. И только на 8-й неделе жизни карапуза улыбка способна появляться при виде любимой мамочки или яркой игрушки. Вообще же изучая причины особенного интереса младенцев к человеческому лицу, ученые установили, что важнейшую роль в развитии этой реакции играет наличие на лице пары высококонтрастных стимулов – глаз. Оказывается если двух-трех месячным малышам показывать картинки с нанесенными на них точками, то дети будут улыбаться, точно так же как улыбаются при виде человеческого лица. Причем эта реакция не будет зависеть от числа пар точек на картинке (их может быть две, а может быть и восемь). Четырех месячные детки начинают улыбаться уже не только при виде человека.

В этом возрасте малыши настолько настраиваются на общение с взрослым, что на молчание реагируют плачем. Так что если не хотите лишний раз расстраивать вашего карапуза, как можно чаще болтайте с ним. И не важно, на какие темы вы будете вести с ним беседу, главное общение. Рассказывайте ему обо всем на свете, даже о том, как вы с тетей Машей сходили в магазин. Не забудьте о том, что начиная уже с четырех месяцев малыш сам вызывает взрослого на контакт, имитируя его мимику. Так что будьте как можно внимательнее к малышу.

Кстати при последних исследованиях детской мимики, было обнаружено, что восьми месячные дети способны предугадывать последствия своих действий. Например, в экспериментах проводимых психологами малыши управляли перемещение игрушек, подвешенных над кроватью движениями своей головы. И как выяснилось, эти карапузы значительно больше улыбались игрушке, чем те дети, у которых она двигалась без их участия.

Развитие эмоциональных реакций малыша

Улыбка на говорящее лицо – от 5 до 12 недель; Улыбка на простое лицо – от 7 до 14 недель; Оживление на говорящее лицо – от 8 до 14,5 недель; Оживление на яркий предмет – от 12 до 20,5 недель; Смех – 20-30 недель; Хныканье – от 6 до 21,5 недель; Негативные реакции при отнятии игрушки – от 20-39 недель; Плач – от 30 до 60 недель;

Такие разные улыбки

Улыбки появляющиеся на лице младенца, часто совсем непохожи одна на другую. Исследователи насчитывают более 70 различных по своему характеру улыбок младенцев. Таким образом, малыши стараются передать взрослому информацию о тех состояниях, которые они переживают. И то насколько в дальнейшем будут развиваться и усложняться эти контакты зависит, прежде всего, от матери. Внимательная и чуткая мама увидит и гораздо большее количество эмоциональных проявлений у своего ребенка, чем мать холодная и безразличная. Между прочим, формирование эмоционального отношения младенца к миру происходит в течение всего первого года жизни. Оно проявляется в том, как много ребенок смеется или как часто он плачет.

В том, чему или кому он предпочитает улыбаться, чего старательно избегает и чего боится. Постоянное сосание пальца, повторяющиеся раскачивания, закрывание лица руками при виде взрослого – все это симптомы эмоционального неблагополучия, о которых следует знать каждому родителю. Вместе с формированием эмоционального отношения к окружающему, ребенок начинает все более дифференцированно реагировать и на отдельные воздействия со стороны внешнего мира. Таким образом, совершенствуя способы выражения положительных и отрицательных эмоциональных переживаний, а также способы контроля над отрицательными эмоциями.

Кажется что малыш просто радуется общению с вами, а оказывается что при помощи улыбки он еще и формирует свой характер, мимику, а также эмоции. А вывод из всего этого следует только один: не стоит мамочке пропускать такое драгоценное время общения со своим малышом. Ведь только что-то запустишь и перестанешь обращать на это внимание, так именно этот «пустяк» и окажет огромное воздействие на уже выросшего ребенка. Так что дорогие мамочки наслаждайтесь проведенным с малышом временем и как можно чаще ему улыбайтесь!

Скобелева Юлия
Журнал «Кенгуру» № 17

Почему новорожденные улыбаются во сне? Смотреть на довольного сопящего маленького человечка собирается вся семья. Наблюдать за улыбкой на крохотном личике - одно удовольствие. Хотя многие научные издания утверждают, что младенцы еще не умеют улыбаться, практика доказывает обратное. Отчего же дети улыбаются во сне, какие сновидения они видят? Ответы на этот и некоторые другие вопросы читайте ниже.

Новорожденный ребенок спит большую часть суток. Этому есть несколько объяснений.

  1. Роды и адаптация к новым условиям требуют от крохи много усилий. Сон - лучшая возможность восстановиться.
  2. Нервная система младенца еще не созрела. Ее формирование продолжается в течение всего первого года. Наиболее активно головной мозг развивается во время фазы быстрого сна. В это время малыш заново переживает все свои эмоции и ощущения. В особенно приятные моменты ребенок может улыбаться или смеяться.

Сон новорожденного ребенка отличается от взрослого. Большую часть занимает быстрая фаза. Кроме того, быстрый и глубокий сон меняют друг друга довольно часто. Спустя 20-30 минут быстрой фазы наступает глубокая. Он также длится недолго, не более пятнадцати-двадцати минут. Следующий быстрый отрезок длится немного дольше - минут 40. Так происходит в течение всего времени отдыха.


Поскольку фаза быстрого сна у новорожденного преобладает, его отдых богат сновидениями. Споры о том, что же снилось ребенку, до сих пор не утихают. Некоторые утверждают, что причина улыбки спящего малыша - изображение маминой груди. Но, скорее всего, кроха заново переживает все события, которые произошли с ним за небольшой период бодрствования.

Спящий ребенок часто демонстрирует все имеющиеся проблемы. Например, при коликах он стучит ножками, хнычет. Если малыша мучает запор, он будет напрягаться и кряхтеть. Такая активность объясняется как раз продолжительным быстрым сном, большой работой мозга.

Чуткость спящего крохи - один из механизмов самозащиты. Организм сигнализирует матери о том, какие имеются проблемы, чтобы та смогла своевременно принять меры. Также некрепкий сон позволяет крохе почти мгновенно проснуться, позвать на помощь, если возникнет такая потребность.

Поэтому, если спящий ребенок улыбается или смеется - это прекрасно. Значит, его ничего не беспокоит. Но что же такого, вызывающего радостную улыбку, может сниться новорожденному крохе?

Сон очень важен для развития новорожденного. Особенно активно развивается головной мозг. Поэтому главная задача родителей - обеспечить крохе благоприятные условия, чтобы поспать.

Остановимся подробнее на том, какие сны снятся младенцам. Почему маленькие дети улыбаются и смеются во сне?

Если мама спокойна, поводов для беспокойства нет, она транслирует свою уверенность малышу. В таких случаях наблюдать спящего ребенка улыбающимся - совсем не редкость. Совершенно другая картина, если мама уставшая, чем-то обеспокоена или раздражена. Ребенок считывает этот настрой, и мозг воспроизводит негативные эмоции. Такие детки часто просыпаются, плачут, ведут себя беспокойно.

Некоторые утверждают, что новорожденным чаще всего снится мамина грудь. Поэтому многие не дают детям бутылочек и пустышек, думая, что кроха будет видеть во сне кусочек полимера.

Порой, когда младенец спит, возникают некоторые загадочные явления. Они тревожат родителей и заставляют их насторожиться. И не напрасно.

Вот два основных признака, требующих внимания:

  • плач, резко возникающий и так же резко пропадающий;
  • неожиданный и резко прекращающийся хохот.

Общими чертами у этих двух явлений являются резкое возникновение, резкое же окончание, и то, что кроха в эти моменты не реагирует на окружающих. Его невозможно успокоить.

Единичные случаи не несут в себе угрозы. Возможно, малыш просто «перегулял», нервная система таким образом получила разрядку. Хуже, если приступы внезапного плача или смеха повторяются часто, регулярно. В этом случае покажите ребенка неврологу. В комплексе с беспокойным поведением в другое время они могут свидетельствовать о задержке развития, синдроме гиперактивности и некоторых других проблемах с ЦНС.

Смеяться и хохотать во сне может и здоровый ребенок. Такой смех, как правило, предвосхищает улыбка, потом легкие смешки. Только потом малыш начинает смеяться в полную силу. Это совершенно естественное явления. Младенец при этом развивается согласно норме, хорошо ест, у него присутствуют фазы глубокого сна.

Насторожить маму должны резко возникающие и так же резко пропадающие плач и смех. Это тревожный звоночек, свидетельствующей о некоторых проблемах с ЦНС. Педиатр с неврологом помогут преодолеть трудности.

Чтобы малыш спал хорошо, нужно создать ему комфортные условия для этого. Какие же параметры помогут хорошему сну?


Отдельно нужно сказать про воздух и одежду. Детки плохо спят, если в помещении слишком сухо, душно или жарко. Их носовые ходы пересыхают, дышать становится тяжело. Не пренебрегайте увлажнителями воздуха, регулярно проветривайте детскую. Рядом с детской кроваткой не должно быть батарей и обогревателей.

Важна и удобная одежда. Здесь универсальных рецептов нет. Все малыши разные. Некоторые прекрасно спят, туго запелёнатые. А некоторым необходимо ощущать ручки или ножки свободными. Попробуйте разные варианты: пеленки, спальные мешки, боди, слипы, комбинезоны, кофточки, ползунки. Только опытным путем вы поймете, что лучше для вашего ребенка.

Сон - крайне важная часть жизни новорожденного. Во сне он проводит большую часть суток. Важно, чтобы ничего не беспокоило кроху. Если малыш улыбается во сне - это хороший признак. Его ничего не беспокоит, а сны у него только приятные.

Создайте своему крохе комфортные условия для сна. Прохладный, влажный воздух, кроме облегчения дыхания, помогает уменьшить колики.

Женщина, которая пережила роды понимает, как сильно может быть измотан организм. Только малыш заставляет молодую маму продолжать быть активной и заботиться обо всех нуждах маленького «босса».

На первом этапе жизни ребёночка маме важно просто научиться понимать его. Кроме спящего или кричащего малыша, она пока вряд ли что-то увидит. Но когда период младенчества проходит (первые 28 дней жизни), мама наконец-то в полной мере осознает свою роль. И, конечно, ей хочется, чтобы малыш отвечал ей на её тепло. Неудивительно, что все родители с нетерпением ждут первой улыбки своей крохи.

Я улыбаюсь, когда у меня хорошее настроение, я сухой и у меня не болит животик!

Улыбка - это дар!

Вы, наверное, не раз слышали выражение «улыбка без причины - признак дурачины». В взрослом мире человек, который, ни с того ни с сего, начинает улыбаться, вызывает недоумение окружающих. У детей все по-другому. Они улыбаются не тогда, когда кто-то рассказал анекдот, а тогда, когда им хорошо.

Если грудничок улыбается, то это отличный признак правильного умственного развития. Но не стоит переживать, если у подруги ребенок уже хохочет, а ваш пока лишь хмурится. Все дети индивидуальны. Есть лишь одна общая черта.

Любой ребенок будет обязательно улыбаться, если ему хорошо. Возможно, именно поэтому первая улыбка чаще всего появляется ночью. Малыш еще не совсем привык к миру, шум и свет могут раздражать его. А вот теплая постелька после купания и вкусного молочка является лучшим средством для того чтобы осчастливить малютку.

Также, вы должны помнить, что зрение деток с самого начала очень плохое. Мама может часами стоять над кроваткой с натянутой улыбкой, но малыш её просто не увидит. Вы почувствуете, когда маленькие глазки будут не просто всматриваться вдаль, а сконцентрируются на мамином личике.

Теплая постелька, мягкая шапочка, любимая мама рядом! Что еще нужно для счастья?

Необходимо дождаться того момента, когда ребенок будет развит физиологически настолько, что сможет легко воспринимать окружающий мир.

Первая улыбка: как и когда

Обычно, многие детки начинают улыбаться после 1-го месяца жизни. Малыш дергает ручками и ножками, рассекая воздух, старается смотреть в глаза. Осознанная улыбка - это не просто радость для родителей, но и подтверждение того, что ребенок растет и развивается. Вы просто не сможете пропустить или не придать значения этому явлению. Некоторые женщины сравнивают эмоцию от первой улыбки с моментом, когда впервые увидели своего малыша после родов. Но тогда он еще не мог нормально видеть маму. Это переломный момент - маленький человечек по-новому посмотрел на мир и начал его оценивать.

А кто эта красивая тётя? Да это же моя мамочка!


5-6 месяцев – это идеальное время для начала прикорма кашами. Как выбрать вкусные каши для маленького гурмана и как правильно ввести их в рацион читайте в .

Время летит, вот ваш малыш уже бегает по квартире и хватает все вокруг! 2-3 года - это как раз то время, когда пора заняться моторикой ребенка. помогут развить речь малыша, его мышление и интеллект.

Почему ребенок улыбается?

Многие исследователи считают, что ребенок ликует, смеется и улыбается лишь для того, чтобы привлечь к себе внимание. Но вряд ли с этим согласится хоть одна мамочка.

Стоит только малышу увидеть человека, он сразу начинает показывать свою расположенность к игре или общению. Ребенок - это не существо, которое просто зависит от определенных функций, а, в первую очередь, дитя, радостно изучающее мир.

Даже улыбка случайного прохожего может вызвать бурю эмоций у маленького человека!

До семи месяцев малыш счастливо улыбается каждому, кто приветлив с ним. Это говорит о том, что он постоянно переживает разные эмоции и совершенно их не скрывает. Восьмой и девятый месяцы для многих деток являются кризисным периодом. Он характеризуется тем, что ребенок начинает отлично разбираться, где «свои», а где «не свои». Так что не удивляйтесь, если он будет постоянно тянуться на руки к родителям и плакать от безобидной улыбки прохожего.

После девяти месяцев малыш видит все совершенно в другом свете. Даже незнакомых людей он делит на хороших и плохих.

Тренировка чувств: как это?

Для нас проявление чувств является привычным делом. А вот ребенок должен всему научиться. Поэтому следует уделить время тому, чтобы развивать в нем ощущения и проявление хорошего настроения. Выбирайте те моменты, когда малыш сыт, не хочет спать и находиться в лучшем расположении духа. Необходимо играть с малюткой, щекотать его, строить разные гримасы или издавать смешные звуки. Так ребенок научится понимать, что смешное, а что нет. Не бойтесь обидеть ребенка. Если над ним не подшучивать, то он долго не будет понимать, что такое сарказм. Это приведет к постоянным обидам и слезам. Более того, ребенок будет обладать отличным чувством юмора.

У кого, как ни у папы лучше всех получится рассмешить любимого сыночка!

А знаете ли вы, что существует куча причин, . Возможно, у малыша проблемы с желудком, или его мучает запор и колики. Некоторые дети рождаются с волосяным покровом, который так же доставляет массу хлопот!

Стоит ли волноваться, если ребенок долго спит? Как часто прикладывать малыша к груди? Как организовать новорожденному здоровый и комфортный сон? Ответы на эти и другие вопросы ищите .

Когда лучше всего тренировать малыша

Голодному ребенку явно не понравится, когда его дергают за ручки или постоянно что-то говорят. А потом мамочки еще и обижаются, почему их чадо никак не улыбнется. Задумайтесь, может, вы сами неправильно поступаете.

Итак, старайтесь вызвать улыбку только в том случае, когда он:

  • не может улежать на одном месте;
  • широко открывает глаза, как будто удивляется;
  • старается гулить;
  • дергает ручкам и старается дотянуться до всего, что видит.

Все вышеперечисленные моменты - это лишь стимул для малыша. Забота помогает ему быть счастливым и спокойным. Что касается первой улыбки, то ни один специалист и ни одна опытная мама, не сможет точно сказать, когда же малыш начнет улыбаться.

Не переживайте по этому поводу. Ведь родители должны любить чадо таким, какое оно есть. Первая улыбка никуда не денется. И совершенно не важно, улыбнется малыш в 1 месяц или в 3 месяца. Главное, что у вас есть это сокровище. Береги его и старайтесь сделать все, чтобы ваше общение с ним было счастьем для вас обоих.

НА ПРИЕМЕ У НЕВРОЛОГА

от 1 до 12 месяцев
Довольно часто молодые родители не вполне представляют себе, зачем нужен осмотр новорожденного неврологом. А между тем он позволяет своевременно заметить малейшие отклонения в развитии малыша. Только врач может оценить степень зрелости нервной системы малыша, потенциальные возможности его организма, особенности реакций на условия внешней среды, предотвратить нарушения развития или их последствия. Основы здоровья или нездоровья человека закладываются в самом раннем возрасте, поэтому своевременная диагностика и коррекция имеющихся нарушений – одна из основных задач, которую решает невролог при первом осмотре новорожденного.
К середине 1-го месяца, а иногда и раньше, дети начинают «осмысленно» оглядываться по сторонам, все дольше останавливая взгляд на заинтересованных их предметах. Первыми «объектами» повышенного внимания бывают лица самых близких людей – мамы, папы и тех, кто ухаживает за ребенком. К концу 1-го месяца ребенок начинает вполне осознанно улыбаться при виде любимых людей, поворачивать голову к источнику звука, недолго следить за движущимся предметом.

Большую часть суток новорожденный проводит во сне. Однако ошибаются те, кто считает, что спящий ребенок не воспринимает звуки окружающего мира. Младенец реагирует на резкие, громкие звуки, поворачивая голову к источнику звука, закрывает глаза. А если они были закрыты, то ребенок еще сильнее смыкает веки, морщит лоб, на лице появляется выражение испуга или недовольства, учащается дыхание, малыш начинает плакать. В семьях, где родители постоянно разговаривают на повышенный тонах, у детей нарушается сон, появляется раздражительность, ухудшается аппетит. Спетая мамой колыбельная, напротив, поможет ребенку спокойно заснуть, а ласковый доброжелательный тон, принятый в семье, формирует у малыша чувство защищенности и уверенности в дальнейшей взрослой жизни.

На 2-м месяце у ребенка значительно снижается тонус в мышцах-сгибателях конечностей и повышается тонус в мышцах-разгибателях. Движения малыша становятся более разнообразными – он поднимает руки, разводит их в стороны, потягивается, удерживает вложенную в руку игрушку и тянет ее в рот.

Малыш начинает интересоваться яркими красивыми игрушками, подолгу их рассматривает, задевает и толкает их руками, однако самостоятельно захватить ладонью еще не может. Лежа на животе, а затем и в вертикальном положении ребенок поднимает голову – это первое сознательное движение, которое он освоил. Вскоре, находясь на руках у мамы, он уже уверенно оглядывается по сторонам, причем первое время его внимание привлекают неподвижные предметы, расположенные на большом расстоянии. Это связано с особенностями строения зрительного аппарата. Затем малыш начинает рассматривать и более близкие предметы, поворачивать голову и следить глазами за движущейся игрушкой. В этот период у детей преобладают положительные эмоции – улыбка, двигательное оживление, гуление при виде маминого лица, в ответ на ласковое обращение.

На 3-м месяце ребенок становиться еще более активным, начинает переворачиваться вначале со спины на бок, а затем на живот, уверенно держать голову. Малышу очень нравиться лежать на животе, при этом он опирается на предплечья, поднимает голову и верхнюю часть туловища, внимательно осматривает окружающие его предметы, игрушки, делает попытки дотянутся до них. Движения руками разнообразны. Лежа на спине, ребенок быстро и точно захватывает предмет, вложенный в ладонь, тянет его в рот. У него уже появляются свои предпочтения – одни игрушки его радуют больше других, как правило, это небольшие погремушки, которые он может самостоятельно удержать в руке. Он различает лица и голоса своих и чужих, понимает интонацию.

В 4 месяца малыш совершенствуется в умении поворачиваться со спины на живот и с живота на спину, садится с поддержкой за руку. У младенца полностью угасает хватательный рефлекс, а на смену ему приходит произвольное захватывание предметов. Вначале, при попытке взять в руки и удержать игрушку, малыш промахивается, захватывает ее обеими руками, совершает множество лишних движений и даже открывает рот, однако вскоре движения становятся все более точными и четкими. Помимо игрушек, четырехмесячный малыш начинает ощупывать руками одеяло, пеленки, свое тело и особенно руки, которые затем внимательно рассматривает, подолгу удерживая в поле зрения. Значение этого действия – рассматривания рук – в том, что ребенок вынужден долго удерживать их в одном положении, что невозможно без длительного сокращения отдельных групп мышц и требует определенной степени зрелости нервной системы, зрительного анализатора и мышечного аппарата. Малыш начинает сопоставлять свои тактильные ощущения и зрительно воспринимаемые образы, расширяя тем самым представления об окружающем мире.

К 5-6 месяцу малыш уверенно берет и удерживает различные предметы, оказавшиеся в поле его досягаемости. Все, что попадает в руки ребенка в этом возрасте, после ощупывания и рассматривания неумолимо оказывается во рту. Некоторых родителей это тревожит и даже огорчает, так как им кажется, что у малыша появляются вредные привычки, от которых потом будет трудно отучить. Но дело в том, что младенец, исследующий мир, помимо привычных взрослому человеку зрения, слуха и обоняния, активно использует осязание и вкус, значение которых для процесса познания в этом возрасте трудно переоценить. Поэтому ни в коем случае нельзя препятствовать исследовательскому интересу ребенка, стремящемуся все «попробовать на зуб». Однако родители должны следить за тем, чтобы рядом не оказалось мелких или острых предметов, опасных для малыша.

При общении со взрослыми у 4-5 месячного ребенка развивается комплекс оживления, который включает в себя эмоциональные, двигательные и речевые реакции – улыбку, энергичные движения, длительное гуление со множеством гласных звуков.

Ребенок переворачивается на бок и, опираясь на руку, садится. Лежа на спине, он быстро и точно протягивает руку за игрушкой и уверенно захватывает ее. Активно развивается речь, малыш произносит согласные звуки, слоги «ба», «ма», «да», лепечет, начинает по-разному реагировать на маму, папу, родственников и незнакомых людей.

В 7-8 месяцев, по мере развития реакций равновесия, малыш начинает самостоятельно, без опоры, садиться из положения на спине и на животе с помощью рук. Лежа на животе, он опирается на предплечья, его голова поднята, взгляд устремлен вперед – это самое оптимальное положение для ползания, которые пока еще осуществляется только с помощью рук, на которых ребенок подтягивается вперед, ноги в движении не участвуют. При поддержке малыш встает на ноги и непродолжительное время стоит, причем вначале он может опираться «на носочки», а затем на полную стопу. Сидя, он подолгу играет с погремушками, кубиками, рассматривает их, перекладывая из одной руки в другую, меняя местами.

Ребенок этого возраста постепенно пытается привлечь к себе внимание взрослых, четко различает всех членов семьи, тянется к ним, подражает их жестам, начинает понимать смысл обращенных к нему слов. В лепете ясно различаются интонации удовольствия и недовольства. Первая реакция на чужих часто бывает негативной.

К 9-10-месячному возрасту ползание на животе сменяется ползанием на четвереньках, когда одновременно передвигаются перекрестные рука и нога, – это требует хорошей координации движений. Малыш с такой скоростью перемещается по квартире, что за ним трудно уследить, хватает и тянет в рот все, что попадается ему на глаза, включая провода электроприборов и кнопки аппаратуры. Учитывая возможности этого возраста, родителям необходимо заранее обеспечить безопасность вездесущего младенца. К 10 месяцам ребенок встает из положения на четвереньках, сильно оттолкнувшись руками от пола, стоит и переступает ногами, держась за опору двумя руками. Ребенок с удовольствием подражает движениям взрослых, машет рукой, достает из ящика или собирает разбросанные игрушки, берет мелкие предметы двумя пальцами, знает название любимых игрушек, находит их по просьбе родителей, играет в «ладушки», «сороку», «прятки». Он подолгу повторяет слоги, копирует различные речевые интонации, голосом выражает эмоции, выполняет некоторые требования взрослых, понимает запреты, произносит отдельные слова – «мама», «папа», «баба».

На 11-м и 12-м месяцах у детей появляются самостоятельные стояние и походка. Малыш переступает ногами, держась за мебель или перила одной рукой, приседает, берет игрушку, снова встает. Затем отпускает руку от барьера и начинает ходить один. Вначале он ходит, наклонив туловище вперед, на широко расставленных и полусогнутых в тазобедренных и коленных суставах ногах. По мере совершенствования реакция координации, его походка становится все более уверенной, во время ходьбы он останавливается, поворачивается, наклоняется за игрушкой, сохраняя при этом равновесие.

Малыш познает части тела и учится показывать их по просьбе взрослых, удерживает ложку в руке и пытается есть самостоятельно, пьет из чашки, поддерживая ее двумя руками, кивает головой в знак утверждения или отрицания, с удовольствием выполняет простые поручения родителей: найти игрушку, позвать бабушку, принести свои ботинки.

В его словарном запасе, как правило, уже несколько слов. Однако не следует огорчаться, если ваш малыш все еще не выговаривает отдельных слов, поскольку речь является одной из наиболее сложных высших психических функций и ее развитие очень индивидуально. Мальчики обычно начинают говорить на несколько месяцев позже, чем девочки, что связано с особенностями формирования и созревания их нервной системы. Речевая задержка часто наблюдается и у детей, чьи родители относятся к разным языковым группам и общаются с ребенком каждый на своем языке. Членам таких семей рекомендуется в интересах малыша выбрать единый язык общения до тех пор, пока ребенок его полностью не освоит, и лишь тогда обучать его второму. У большинства детей речь короткими фразами появляется от года до двух, а затем происходит ее усложнение и усовершенствование.

НА ПРИЕМЕ У НЕВРОЛОГА
Признаки нормального развития ребенка
от 1 до 12 месяцев
Отклонения в развитии
Всегда следует помнить, что в отличие от взрослого развивающаяся нервная система ребенка обладает большой пластичностью и способностью к компенсации, поэтому вовремя начатое и регулярно проводимое лечение приводит к положительным результатам.
В практической работе врач-невролог часто встречается со случаями различных отклонений в развитии ребенка на первом году жизни. Для своевременной их коррекции необходимо установить причины и динамику.

Развитие ребенка начинается не сразу после рождения, а гораздо раньше, с момента его зачатия. Течение беременности и сами роды также во многом определяют здоровье и благополучие малыша. Врач тщательно фиксирует все неблагоприятные факторы. В отдельную группу факторов риска относятся преждевременные (наступившие до 38 недель) или запоздалые (после 40 недель), а также быстрые или затяжные роды, асфиксию ребенка во время родов. Все это может вызвать родовую травму. Центральная нервная система плода наиболее чувствительна к недостатку кислорода, поэтому все новорожденные, перенесшие гипоксическое состояние, относятся неврологами к группе риска и требуют тщательного наблюдения, а при необходимости и лечения в течение первых лет жизни.

Последствия перенесенной кислородной недостаточности у детей раннего возраста объединяют под общим названием «перинатальная энцефалопатия», которая имеет ряд проявлений.

Наиболее часто встречается синдром гипервозбудимости, проявляющийся повышенной раздражительностью ребенка, снижением аппетита, частыми срыгиваниями во время кормления и отказом от груди, уменьшением продолжительности сна, трудностями засыпания. В состоянии бодрствования, даже при незначительном и непродолжительном волнении, у ребенка появляется хаотическая двигательная активность, сопровождающаяся дрожанием рук, ног, подбородка, резким пронзительным криком, покраснением лица, запрокидыванием головы.

Осмотр таких детей требует от врача особого умения и осторожности, поскольку в ответ на незнакомую обстановку, раздевание, прикосновение к телу холодных инструментов и другие неприятные ощущения малыш начинает плакать, активно сопротивляться обследованию, у него повышается тонус в мышцах-разгибателях, что значительно затрудняет постановку диагноза. При отсутствии своевременной медицинской помощи гипервозбудимость не только не проходит, но даже может усилиться.

Ребенок растет беспокойным, плаксивым, тревожным, часто встречаются жалобы на трудности засыпания, страшные сновидения, энурез. Своевременное обращение к специалистам и оказание ребенку необходимой медицинской помощи поможет избежать неприятных последствий.

Детям с синдромом гипервозбудимости с первых дней жизни рекомендован специальный массаж и лечебная физкультура, водные процедуры, а при необходимости – и медикаментозная терапия. Очень важным для такого малыша является правильное отношение всех членов семьи к его проблемам. Незаменимую помощь по мере его взросления оказывают детские психологи и дефектологи.

Более редким, но и более тяжелым проявлением перинатальной энцефалопатии является синдром угнетения центральной нервной системы, который развивается после перенесенной асфиксии или родовой травмы и наблюдается в первые часы и дни жизни ребенка. У таких детей значительно снижены мышечный тонус и двигательная активность. Малыш выглядит вялым, крик тихий и слабый. Он быстро устает во время кормления, в наиболее тяжелых случаях сосательный рефлекс отсутствует, поэтому в родильном доме его кормят через соску или зонд. Во время осмотра врач обращает внимание на снижение или полное отсутствие безусловных рефлексов новорожденных. Такого ребенка нельзя оставлять в положении на животе, так как защитный рефлекс у него выражен очень слабо. Не работают рефлексы опоры, автоматической ходьбы и ползания. Как правило, дети с синдромом угнетения центральной нервной системы нуждаются в длительном врачебном наблюдении и профессиональном уходе, поэтому они остаются в родильном доме на более длительный срок или, при необходимости, госпитализируют в специализированную клинику для новорожденных.

Поскольку одним из основных проявлений этого состояния является мышечная гопотония, которая встречается при ряде заболеваний, задача врача – установить ее причину, оказать медицинскую помощь ребенку и дать родителям рекомендации по ее дальнейшему развитию. При своевременном и правильно проведенном лечении в большинстве случаев состояние новорожденного улучшается, восстанавливаются безусловные рефлексы, повышается двигательная активность.

У некоторых детей впоследствии синдром гипервозбудимости, о котором говорилось ранее.

Дальнейшее развитие ребенка может происходить с задержкой: он позже начинает держать голову, переворачиваться, сидеть, вставать и ходить, говорить. Ребенок, перенесший синдром угнетения, нуждается в длительном и регулярном врачебном контроле. При необходимости ему назначают повторные курсы медикаментозной терапии, которые, в зависимости от жалоб, включают успокоительные или, напротив, стимулирующие препараты.

Нередко родители отрицательно относятся к назначению их малышу лекарств, высказывают опасения относительно возможных побочных эффектов, занимаются самолечением. Существует мнение, что лекарства, применяемые при лечении взрослых пациентов, абсолютно непригодны в педиатрии. Однако большинство медикаментов, используемых в современной медицине, не имеет возрастных ограничений и в правильно подобранных дозах оказывают на ребенка положительный эффект без каких-либо отрицательных явлений. С другой стороны, слишком поздно начатое лечение может не оказать должного эффекта, задержка в развитии ребенка усугубляется, имеющиеся у него проблемы не только не уменьшаются, а даже усиливаются по мере роста.

Наряду с медикаментозными препаратами, в качестве дополнительной терапии, неврологи обычно рекомендуют также массаж, занятие лечебной физкультурой и плаванием под руководством специально обученного инструктора, закаливание, водные процедуры, лечение травами. В восстановительном периоде дополнительные методы лечения приобретают самостоятельное значение и могут быть рекомендованы в качестве способов общеукрепляющей и поддерживающей терапии.

Синдром мышечного гипертонуса также может быть одним из проявлений перинатальной энцефалопатии. Как правило, врач отмечает значительное повышение тонуса в мышцах-сгибателях. Руки такого ребенка прижаты к груди, кулачки крепко сжаты, ноги невозможно развести и разогнуть в тазобедренных суставах. Двигательная активность снижена. Безусловные рефлексы новорожденного выражены и сохраняются длительное время, мешая его нормальному развитию. Так, защитный рефлекс препятствует поднятию и удержанию головы, хватательный рефлекс создает определенные трудности при попытке произвольного захвата предмета, рефлексы опоры, автоматических ползания и походки тормозят развитие ползания на четвереньках, стояния и ходьбы. У детей с мышечной гипертонией могут развиваться спастическая кривошея, косолапость. Отсутствие своевременной медицинской помощи может привести к серьезным задержкам развития и даже к формированию детского церебрального паралича.

Таким детям показаны курсы расслабляющего массажа в сочетании со специально подобранной медикаментозной терапией. В качестве дополнительных методов эффективны водные процедуры, плавание, физиотерапия. В случаях стойкой мышечной гипертонии врачи рекомендуют лечение в специализированном стационаре.

Журнал «Материнство», апрель, 1998 г.