Семинар «Одаренность — это дар или наказание? Сочинение - размышление: «Одаренность – дар или испытание

Дарить подарки - это не только житейская традиция, но и элемент делового этикета. Но если выбрать подарок родным и близким сравнительно просто, то одарить коллег и партнеров - не такая простая задача. Этим символическим жестом мы демонстрируем им свое расположение, и тут очень важно никого не обидеть недостаточным вниманием, но также и не смутить избыточным.

Слишком дорогой подарок вызывает противоречивые чувства, а может и стать причиной неприятностей.

Достоверно известно, что один из...

Мужчины и женщины, как правило, не сознают, что их эмоциональные потребности различны. В результате инстинкт не подсказывает им, как поддерживать друг друга. Обычно мужчины вкладывают в отношения с партнершей то, что нужно и чего хочется мужчинам, а женщины - то, что нужно и чего хочется женщинам.

Каждый из них совершает ошибку, полагая, будто и у другого те же самые желания и потребности.

И мужчины, и женщины чувствуют одно и то же: вот я отдаю всего себя, а взамен ничего не получаю...

Это слово мы слышим по многу раз в день и в разных сочетаниях. Речь может идти и об экономической ситуации в стране (скажем, "финансовый кризис"), и о наших отношениях с детьми или коллегами ("кризис трех лет", "кризис отношений"), и о переживании горечи утраты ("личностный кризис").

Кризисы - это трагические периоды нашей жизни, когда становится ясно: так, как прежде, уже не будет. Нам кажется, что рухнула вся жизнь, а боль и чувство потери - все, что остается на нашу долю. И очень трудно...

Все гениальное - просто. Впервые услышав об изложенном ниже принципе, я понял, что я - далеко не гений. Сам я до него не додумался. И, видимо, не имел на это никаких шансов - слишком просто. И слишком гениально.

Искусство Очарования начинается с Искусства Делать Подарки

Такой вот простой принцип. Не поняли в чем, собственно, обещанная гениальность? Я тоже не сразу врубился. Но мне объяснили - подробно. Чего и вам желаю.

А не обвесили ли нас?

Обмани ближнего, и дальний приблизится...

Вы в сердцах шлепаете свою 2-летнюю дочь и чувствует себя ужасно виноватым после этого.

Умер близкий человек и вы испытывает чувство вины за то, что не всегда относились к нему с пониманием.

Ваш несовершеннолетний сын находится под следствием и вы чувствуете себя виноватой за то, что слишком были заняты собой и мало уделяли ему внимания.

Все из нас чувствуют себя виноватыми в какой-то момент нашей жизни, и это естественно для большинства людей.

Напомню, что «Чувство вины это...

Человек в чем-то похож на всех людей, в чем-то на некоторых людей, а в чем-то не похож ни на кого другого.

Приведенное выше высказывание западных исследователей Мюррея и Клакхорна оказалось на страницах не одного учебника для студентов, ссылку на него можно увидеть и на страницах научных работ и статей.

Оно лишь отражает объективную реальность схожести и различия живущих на земле людей, не более. А далее - далее возникает ряд вопросов, однозначных ответов на которые нет до сих пор ни у...

При установлении основных понятий учения об одаренности наиболее удобно исходить из понятия "способность".

Три признака, как мне кажется, всегда заключаются в понятии "способность" при употреблении его в практически разумном контексте.

Во-первых, под способностями разумеются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого; никто не станет говорить о способностях там, где дело идет о свойствах, в отношении которых все люди равны. В таком смысле слово...


Уж кому-кому, а мужчине подарок придумать гораздо проще… гораздо проще… гораздо… эээ… а ведь и правда… хороший подарок мужчине выбрать сложнее.

Почему? Просто хотя бы потому, что:

Мужчины тупо используют меньше предметов в повседневном (и не столь повседневном...

«Одаренность человека-это маленький росточек,
едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе
огромного внимания. Необходимо холить и лелеять,
ухаживать за ним, сделать его благороднее,
чтобы он вырос и дал обильный плод».
В.А. Сухомлинский.

Одаренные дети... Как разглядеть детскую одаренность, развить и приумножить ее? Это подарок педагогу или проблема для него? Сегодня этими вопросами озадачены педагоги-дошкольники, которые первыми встречают ребенка на его жизненном пути и понимают свою ответственность за его будущее.

Детство является очень благоприятным периодом для развития одарённости.

Однако возможности дошкольного возраста на практике реализуются слабо.

Одной из причин является отсутствие у педагогов и родителей необходимых знаний о методах выявления и развития одарённости на этапе дошкольного детства.

В реальной практике дошкольных учреждений, остро ощущается необходимость постановки целенаправленной, планомерной и систематической работы педагогического коллектива по выявлению, поддержанию и развитию одарённых дошкольников. Эта работа должна вестись родителями, социальными институтами, широкой общественностью.

Одаренный ребенок – это ребенок, отличающийся очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеющий внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности, интенсивность выраженности и яркость которых выделяют его среди сверстников.

Но одаренный ребенок нередко отличается и особенной ранимостью. Ему бывает нелегко среди сверстников. Поэтому задача педагога – помочь ребенку не только раскрыть свой талант, но и выстроить взаимоотношения с окружающими.

Как выделить одаренного ребенка? На наш взгляд, ребенок с зачатками одаренности обладает определенными признаками одаренности, которые характерны для его развивающейся личности и отличают его от своих сверстников:

высокий уровень развития речи и мышления, оригинальность и нестандартность мышления; повышенный объем внимания, способность к длительной сосредоточенности;
обладание хорошей памятью;
проявление увлеченности, любознательности, высокая познавательная активность, широта интересов;
высокий уровень обучаемости, получение удовольствия от процесса познания;
самостоятельный выбор занятия, стремление доводить свою деятельность до соответствия высоким требованиям;
креативность, яркое воображение, восприимчивость ко всему новому, необычному;
самостоятельность, независимость, уверенность в себе;
повышенная чувствительность, возбудимость, ранимость, гиперактивность, постоянное привлечение к себе внимания окружающих.

Понять и принять таких детей удается далеко не всем педагогам и родителям. Трудности в общении с такими детьми, неприятие их иногда наблюдается и в детском саду. Не все так просто и легко, когда в группе нестандартный ребенок, проявляющий признаки одаренности. Плохо, если подобный ребенок останется непонятым и непринятым таким, какой он есть, со всеми его особенностями. Одаренные дети часто обнаруживают обостренное чувство справедливости, возникающее за счет опережающего нравственного развития. Они остро реагируют на несправедливость окружающего мира, предъявляют высокие требования к себе и окружающим.

Одаренным детям свойственен высокий энергетический потенциал: они рано перестают спать днем, активны в течение всего времени пребывания в детском саду. Не редко родители и воспитатели создают вокруг одаренного ребенка "эффект ореола", ожидая от него высоких результатов буквально во всем. Однако вполне возможно, что способности ребенка высоки только в отдельных сферах. Одаренному дошкольнику полезно сталкиваться с ситуациями, в которых он не блещет, не достигает вершин. Ребенок может принимать участие и получать удовольствие от занятий, в которых он не преуспевает.

Как бы ни было трудно педагогу в общении с таким ребенком, он должен постараться изменить непростую ситуацию.

Одаренность – это, безусловно, природный дар, который иногда оказывается слишком тяжелой ношей для его обладателя и создает множество проблем. Одаренность как драгоценный камень, который засверкает своими гранями только после того, как побывает в руках мастера. Как бы ни был одарен ребенок, он нуждается в заботливых и внимательных педагогах, которые придадут его природному дару нужный блеск.

При создании в дошкольном учреждении благоприятных условий за период дошкольного детства ребенок может пройти путь от первых проявлений склонностей до яркого расцвета способностей, одаренности.

Такими условиями являются:

наличие специально подготовленных высококвалифицированных педагогов дополнительного образования и воспитателей;
наличие богатой предметно-пространственной среды, стимулирующей самую разнообразную деятельность ребенка;
создание атмосферы доброжелательности и заботливости по отношению к ребенку, обстановки, формирующей у ребенка чувство собственной значимости, поощряющей проявление его индивидуальности;
наличие личностно-ориентированной воспитательно- образовательной системы.

Одаренность - это высокий уровень развития способностей ребенка, сопровождающийся также значительной познавательной активностью.

Одаренность традиционно раскрывается через понятие способностей. Оценка способностей ребенка дает возможность в основном выявить наличие одаренности и определить степень ее выраженности

В психологии принято выделять следующие признаки способностей.

Способности - это такие психологические качества, которые присущи людям в равной степени и отличают одного человека от другого. Они существуют - развиваются и проявляются - в человеческой деятельности. От них зависит успешность овладения разными видами деятельности и возможность достижения того или иного уровня успешности в их осуществлении.

Способности надо отличать, с одной стороны, от степени обученности ребенка - и, с другой стороны, от его желания или нежелания что-либо делать, от степени его заинтересованности в достижении хороших результатов.

Разные виды способностей выделяют в связи с теми видами деятельности, в которых они развиваются и проявляются. Существуют общие способности, которые влияют на успешность во многих видах деятельности. Другой круг способностей, которые существенны только для отдельных видов деятельности, называют специальными.

Обычно дети с высоким развитием общих способностей обнаруживают значительные успехи в самых разных видах деятельности, но далеко не обязательно - во всех. Для этого у них может не хватить соответствующих специальных способностей.

Родители и педагоги обычно проявляют заботу в отношении умственных способностей, одаренности ребенка в музыкальной и изобразительной деятельности.

Одаренность человека нуждается в постоянном развитии. Она как растение, которое необходимо взращивать с любовью. Без заботы и внимания оно угасает. Поэтому мы стремимся объединить свои усилия вместе с семьей в деятельности по воспитанию и развитию одаренных детей. И, возможно, одаренных детей станет больше.

Моя подруга Рита вышла замуж сразу после окончания торгового училища. Её муж Фёдор открыл небольшой продуктовый магазинчик. И со временем, им, общими трудами, удалось развить бизнес.

Рита имеет всё, о чём мечтала. Квартиру около соснового леса, хороший автомобиль, собаку, отдых два раза в год в Испании или Таиланде, но всё равно раз в неделю она приходит ко мне на сеанс психоанализа с не оставляющей её проблемой.

Риту мучает вопрос воспитания подрастающего сына.

А дело в том, что два года назад, Артур начал ходить в школу и это полностью перевернуло жизнь супругов.

И тревожит их отнюдь не плохое поведение мальчика, неуспеваемость или здоровье.

Уже в первом классе выяснилось, что их сын — гений!

Что же в этом плохого, спросите вы?

Плохого в этом, конечно же, ничего нет, даже наоборот, казалось бы, гениальный ребёнок — для родителей гордость и очень большая радость, но…

За целый год в школе у Артура не появилось ни одного друга.

Его подавленность очень обеспокоила Риту. Разговоры с сыном не приносили результата.

Вы замечали, что особо одаренные дети редко бывают интегрированы в социум так же как большинство?! Они, как правило, замкнуты, пугливы, они интроверты и даже, часто, ведут образ жизни отшельников. Пойдя в школу, именно в такого ребёнка и стал превращаться Артур.

Рита не единственная мама с такой проблемой.

Ко мне часто обращаются родители, которые хотели бы развивать таланты ребёнка, но при этом сохранить его социальную активность и умение взаимодействовать с людьми.

Я помогаю им разработать нужную стратегию самопрезентации ребёнка.

В этом отношении интересно вспомнить представителя символического интеракционизма Ирвинга Гоффмана (я упоминала его в предыдущих статьях). В своих работах этот психолог сравнил социальное взаимодействие с театральным представлением, в котором каждый из нас принимает некое «лицо» или социальную идентичность. Гоффман утверждал, что социальное взаимодействие требует тщательной регуляции социальных идентичностей. Если события угрожают этой регуляции, мы предпринимаем усилия для сохранения «лица». По Гофману, цель сохранения «лица» и самопрезентации — позволить социальному взаимодействию протекать беспрепятственно.

В жизни одаренного ребенка нарушения социальных контактов — факт подчас практически неизбежный:

Во-первых — это общение с близкими, испытывающим перед лицом «гениального дитя» смешанное чувство восхищения и зависти, рождающие стремление поддержать, помочь и притормозить, остановить неконтролируемое развитие существа, по обыденным представлениям просто-таки предназначенного для контроля.

Во-вторых — общение со сверстниками, взрослыми в школе и вне дома — чьи переживания часто более однозначны и обнаруживают полное незнание того, как обращаться с таким ребенком.

Психологи приходят к мнению, что одаренность ребенка в современном российском обществе — скорее испытание, чем дар и для самого ребенка, и для его родителей. Особенно, если она очевидна. Более или менее успешное приспособление к обществу со стороны ребенка возможно обычно тогда, когда он имеет существенную поддержку и принимается собственными родителями, близкими. Важной задачей родителей одаренного ребенка является трансляция ребенку представления о временности имеющихся сложностей в его социальных контактах, подготовка к возможности их улучшения и, ну или ухудшения.

Чему я обучаю таких родителей.

Родители, прошедшие у меня курс, раскрывают перед ребенком мир социальных игр, учат выбору стратегии самопрезентации. При всем многообразии подходов к анализу стратегий самопрезентации, можно выделить ряд основных групп способов самопредъявления:

  1. Демонстрация собственных сил, возможностей, позитивных, социально одобряемых свойств;
  1. Демонстрация слабостей, негативных качеств и свойств;
  1. Стремление «держаться в тени», привлекать как можно меньше внимания;
  1. Стремление привлекать как можно больше внимания, стремление к наиболее полному предъявлению другим своих черт, потребностей, целей.

В предыдущих постах я уже начала раскрывать тему самоподачи на примере своих клиентов.

У. Сванн предположил существование еще одной, более специфичной цели самопрезентации — самоподтверждения (self-verification). Мы представляем себя теми способами, которые проверяют или подтверждают нашу «Я-концепцию».

Помните историю Инны (http://сайт/pchelinoe-zhalko/ ) ?

Мы строим свою «Я-концепцию», основываясь на наблюдении, как окружающие реагируют на нас.

Затем мы используем эту «Я-концепцию», чтобы предсказывать реакцию людей на нас. Если они реагируют именно так, как мы ожидали, они подтверждают нашу «Я-концепцию». Поскольку мы хотим чувствовать, что хорошо себя знаем, а также умеем предсказывать реакции других, мы стараемся показать другим такое «Я», которое точно отражает нашу «Я-концепцию».

У. Сванн и коллеги утверждают, что мы чувствуем дискомфорт, когда другие люди отказываются подтвердить нашу «Я-концепцию».

«Допустим, что некто воспринимает себя как тупоумного. Если его близкие скажут, что считают его очень умным, он, вероятно, будет расстроен, потому что их слова подвергают сомнению его давно устоявшуюся „Я-концепцию“, подразумевая, что он не знает себя. А, если он не знает себя, что вообще он знает?» И, далее: «Если он подозревает, что она сформировала неадекватно благоприятное впечатление о нем, он может начать опасаться того, что их взаимоотношения полны взаимонепонимания» (Swann W. et al., 1992).

Эти рассуждения Сванна помогают объяснить, почему люди в условиях эксперимента выбирают тех партнёров, которые оценивают их так же, как они сами оценивают себя (даже если эта оценка неблагоприятна). Субъективные объяснения таких выборов говорили об их потребности в самоподтверждении, в предсказании реакции других людей и в управлении ситуацией. Во взаимодействии с партнерами, оценивающими их неблагоприятно, люди с низкой самооценкой могут одновременно предсказать реакции другого и подтвердить свои знания о себе.

В жизни одаренного ребенка есть две наиболее отчетливых альтернативы самопредъявления:

Альтернатива самовосхваления (эту тему я немного затронула в прошлом посте), демонстрации собственных способностей и сил, позволяющая столь далеко оторваться от обычных людей, что всякого рода критические замечания в его адрес становятся не просто бессмысленными, но и не понятными тем же людям, для которых раньше были единственным источников поддержания приемлемого уровня собственной самооценки;

Либо альтернатива самокритицизма, демонстрация собственной слабости и зависимости, позволяющая окружающим поддерживать приемлемый уровень самоуважения либо за счет осознания «неидеальности» (то есть близости) к «гению», либо за счет оказания ему посильной помощи и «заботы».

Возможные последствия реализации каждой из стратегий связаны с их функциями. Эти последствия могут быть как личностными (значимыми преимущественно для того, кто самопредъявляется), либо межличностными (значимыми для обоих партнеров). В одном из предельных случаев выбор стратегии самопредъявления может быть значим только для того, кому предъявляет себя человек.

Рита и Федя ходили ко мне на приём полтора года.

Сейчас они на отдыхе в своём летнем домике на берегу Средиземного моря. Они присылают мне фотографии с радостными улыбками на лице. После каникул их сын Артур пойдёт в третий класс. Его отношения с окружающими налаживаются. Марина сказала мне, что ей кажется, сын стал более счастливым ребёнком. И действительно, Артур охотно общается, интересуется жизнью сверстников, у него появился друг Даник, с которым они весной записались на плавание.

В его случае, я пришла к заключению, что на ранних этапах развития одаренности одной из наиболее эффективных, требующих наименьших психологических затрат, являются стратегии самокритицизма. По мере же развития ребенка и увеличения «разрыва» между ним и окружающими, более вероятной становится стратегия самовосхваления. Это я и намерена проверить по мере взросления Артура.

В любом случае, я вижу положительный результат нашей работы. Однако, как я не раз повторяла, каждый случай индивидуален. Психотерапевтическая помощь ребенку прежде всего предполагает структурирование: выгод и ограничений, которые имеет каждая из стратегий; личностных и межличностных; позитивных и деструктивных последствий каждой из стратегий.

Я верю, что Артур не только проявит свою одарённость с пользой для себя, но и также вырастет уверенным в себе и получающим радость от общения человеком.

Как у нас продвигается психокоррекция, я напишу в одном из следующих постов. А пока желаю Вам хорошего окончания недели, взаимопонимания с детьми и успехов в личной жизни!

Подписывайтесь на мой блог!

Одаренность - это социальная реальность или индивидуальный дар? Как взрослые должны относиться к Как развить это качество психики? Как не перепутать одаренность с упрямым характером? На эти и многие другие вопросы будут даны ответы в этой статье.

Что такое одаренность?

Одаренность - это развивающееся в течение жизни системное качество психики, которое дает возможность человеку достичь незаурядных, более высоких по сравнению с другими людьми результатов.

Одаренный ребенок

Одаренным считается чадо, которое выделяется очевидными, яркими, иногда даже выдающимися достижениями в одном или нескольких видах деятельности. Ученые в один голос твердят, что у электрическая и биохимическая активность мозга повышена. У их мозга практически постоянно громадный «аппетит» и гаргантюанская способность «переваривать» интеллектуальную пищу. Такие дети даже иногда «откусывают» больше, чем могут «прожевать». С самого раннего возраста у одаренных чад наблюдается способность следить за причинно-следственными связями и делать из этого свои выводы. Они увлекаются построением альтернативных систем и модулей. Их внутримозговая система более разветвленная, имеет большее число связей. У них есть образная кнопка в мозговой системе «А что, если?», которая постоянно готова к действию. Одаренных детей отличает от других отличная память и умение использовать накопленные знания. Любимое увлечение таких людей - коллекционирование и приведение этих коллекций в порядок. Умение ставить вопросы, большой словарный запас, который сопровождается довольно сложными конструкциями, часто привлекают внимание окружающих людей к таким детям. Маленькие вундеркинды довольно легко справляются с неопределенностью, с удовольствием придумывают новые слова, читают энциклопедии и словари.

Легко ли быть одаренным?

Одаренность - это своеобразное качественное сочетание тех которые обеспечивают ему успешное выполнение деятельности. Способности действуют совместно друг с другом, то есть представляют собой определенную структуру. Это позволяет компенсировать недостаток одних способностей за счет развития других. На сегодняшний день многие психологи считают, что одаренность - это результат сложного взаимодействия социальной среды и наследственности. Но в то же время нельзя проигнорировать и роль механизмов саморазвития личности человека, которые лежат в основе реализации и формирования индивидуального дарования.

Развитие одаренности у детей

Одаренность - это значительное опережение умственного развития по сравнению с возрастными нормами.

Таким детям присущи:

  • повышенная любознательность;
  • отличная память;
  • абстрактное мышление;
  • огромный словарный запас;
  • высокоразвитая фантазия;
  • яркое воображение;
  • развитое чувство юмора;
  • преувеличенные страхи.
    Детская одаренность устанавливается и изучается лишь в процессе воспитания и обучения. Начальные годы жизни ребенка связаны с огромными возможностями мозговой деятельности, поэтому умственно одаренных «вундеркиндов» можно отличить уже в этом возрасте.

Одаренность - от слова "дар" (дар природы, Божий дар). Слово это как в русском так и в английском (gift) языках имеет однозначную трактовку. Произнося слово «одаренность», мы подчеркиваем, что в психике человека есть нечто такое, что им «не заслужено», «не заработано», «не выучено», это то, что ему «даровано».
К.К.Платонов утверждал, что одаренность – это генетически обусловленный компонент способностей, развивающийся в соответствующей деятельности или деградирующий при её отсутствии.
Одарённость может органично вписаться в жизнедеятельность ребенка, а может породить множество сложных социально-психологических противоречий. К сожалению, последний вариант более распространён.

Одаренность - не только дар Божий и большое счастье, но и большое испытание и для обладателей этого дара, и для родителей и учителей.

Школа может играть как позитивную, так и негативную роль в процессе развития одаренного ребенка. Обучение является одним из видов познавательной деятельности, поэтому важно сохранение позитивного эмоционального отношения к ней. Более того, если учебный процесс не связан с радостью, не вызывает интереса и сводиться для ребенка лишь к выполнению повседневных обязанностей школьника, он не имеет никакого отношения к развитию способностей. Нужно, чтобы наши учителя понимали такую простую истину: погоня за уровнем знаний, умений и навыков

Проблема не в том, чтобы дети успешно справлялись с требованиями специальных образовательных программ для одаренных детей (это, на самом деле, пустяк), а в том, чтобы в итоге развивался сам одаренный ребенок.
Драма одаренного ребенка состоит в том, что его поведение, его переживания и сама его жизнь могут оказаться и, как правило, реально оказываются всего лишь средствами, обслуживающими те или иные потребности окружающих его взрослых - учителей, воспитателей, психологов и родителей. Собственная жизнь ребенка как таковая становится при этом исключительно жизнью для.... Так, он становясь все более благовоспитанным, постепенно лишается своей одаренности, обменивая ее на признание, похвалу, заботу, внимание и т.п. Вместе с этим он утрачивает свою собственную жизнь, свои переживания, свои действия, утрачивает самого себя. Вот та психологическая тюрьма, в которую оказываются ввергнутыми большинство одаренных детей - заключенных, потерявших собственное Я. Выпущенные из такой темницы бывшие одаренные дети, ставшие заурядными взрослыми, не способны не только на акт творчества, они не способны просто на искреннее и спонтанное проявление чувств. Они способны испытывать лишь такие эмоции, которые позволяет ощущать унаследованная от родителей и учителей внутренняя цензура. Депрессии и душевная опустошенность являются расплатой за этот самоконтроль. Подлинное Я никак не проявляется, поскольку осталось в неразвитом состоянии. Поэтому они и не могут творить. Для этого необходимы, как минимум, самостоятельность, выразительность и внутренний мир. Творчество заключается вовсе не в том, чтобы усвоить созданное человечеством. Это умение создать что-то новое. Если дети недоиграли, недорисовали, недосочиняли - их воображение и фантазия слишком рано схлопнулись, закрылись для зрелого творчества, в том числе и научного. Кроме того, они так привыкли жить интересно, что любая обязательная работа, всякая неудача для них мучительна из-за отсутствия опыта преодоления себя. Порой это выливается в невроз потери смысла жизни.

Не одаренность становится «драмой», а запущенность тех сторон детской личности, которые оказываются невостребованными. Развивать надо не только специфическое дарование. Необходимо учитывать всю личность, ее эмоциональные, интеллектуальные, художественные и социальные способности. Когда одаренному ребенку помогают подобающим образом, он не бывает проблематичным.

Взрослый должен видеть в ребенке единственное и неповторимое существо - личность, а не свои собственные ожидания, страхи, планы, которые он проецирует на ребенка.

Все дети по своей природе обладают какими-либо особыми способностями. И если же они не находят полноценного развития, виноваты в этом взрослые. Поэтому нужно не столько измерять одаренность, сколько создавать соответствующую творческую, развивающую образовательную среду, при которой задатки ребенка становятся способностями, что обеспечивается сохранением могучей, даруемой нам природой, познавательной потре
В создании образовательной среды развивающего творческого типа, которая бы помогала снять психологические барьеры в индивидуальном развитии ученика, оказывала психологическое сопровождение и поддержку одаренных детей. Если в отношении образовательная система - одаренный ребенок будет восстановлено равновесие уважения, тогда личность одаренного ребенка не будет слишком деформирована педагогическими деструкциями.
Наша работа как раз и призвана поддержать, помочь одаренному ребенку раскрыться, поверить в свои силы.
Я поняла, что одаренность - не подарок судьбы, а тяжкий крест. И надо постараться помочь одаренным детям его нести