Аппликация как вид художественной деятельности дошкольника. Виды аппликации в ДОУ, материалы для аппликации

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 8» Энгельсского муниципального района

Саратовской области.

Консультация

для воспитателей.

Тема:

«Аппликация как вид художественного творчества детей в ДОУ».

Разработала:

Иманалиева А.С.

г.Энгельс

2015г.

Цель консультации - актуализация и обобщение знаний педагогов по методике проведения занятий по художественному творчеству – аппликации.

План консультации:

5. Особенности методов и приемов обучения детей аппликации в разных возрастных группах.

6.Значение аппликации

1. Сущность и значение аппликации для ребенка – дошкольника. Виды аппликации.

Аппликация - наиболее простой и доступный способ создания художественных работ, при котором сохраняется реалистическая основа самого изображения.

Это дает возможность широко использовать аппликацию не только в оформительских целях (при изготовлении наглядных пособий, пособий к различным играм, игрушек, флажков, сувениров к праздничным датам, оформление стенгазет, выставок, помещений д/с, но и в создании картин, орнаментов и т. д.

Аппликация - может быть предметной, состоящей из отдельных изображений (лист, ветка, дерево, гриб, цветок, птица, дом, человек и т. д.) ; сюжетной, отображающей совокупность действий, событий («Салют Победы», «Полет в космос», «Птицы прилетели» и т. д.) ; декоративной, включающей орнаменты, узоры, которыми можно украсить различные предметы.

Виды аппликации:

В предметной аппликации

дети овладевают умением вырезать из бумаги и наклеивать на фон отдельные предметы изображения, которые в силу специфики деятельности передают несколько обобщенный, даже условный образ окружающих предметов или их отображений в игрушках, картинках, образцах народного искусства.

На начальном этапе малыши раскладывают и наклеивают предмет из заготовленных воспитателем частей: мяч - две половинки разного цветам грибок - шляпка и ножка; тележка - прямоугольный корпус и круглые колеса; гирлянда - флажки прямоугольной формы и т. д.

Сюжетно - тематическая аппликация

предполагает наличие умения вырезать и наклеивать различные предметы во взаимодействии в соответствии с темой или сюжетом («Цыпленок клюет зерна», «Колобок отдыхает на пеньке», «Рыбки плавают в аквариуме», «Грачи вьют гнёзда на дереве»).

При этом перед ребёнком ставятся следующие задачи:

Вырезать предметы, показать их различия по величине при сопоставлении друг с другом (высокое дерево и маленькие грачи, рыбки большие и маленькие) ;

Выделить основные предметы, главных действующих лиц, связать их с местом действия, обстановкой (рыбки плавают в аквариуме, цветы растут на лугу). Главное выделяется размером, цветом, композиционным размещением среди других предметов;

Передать характерные особенности персонажей и их действия через жесты, позу, одежду, окраску (колобок встретился с медведем - фигуры наклеивают в положении поворота друг к другу) ;

Расположить предметы на плоскости основ: на одной линии в ряд по горизонтали и вертикали, указывая высоту предметов (улица нашего города, веселый хоровод) ;

Создать двухплановые композиции - ниже, выше, ослабляя цвет, уменьшая размеры предметов с учетом их удаления (лодки в море, цветущий луг с полосой леса в дали) ;

подобрать и целесообразно использовать цвет и его сочетания для передачи времени года, состояния погоды, отношения к изображаемому объекту и явлениям (золотая осень, зимой в лесу, уборка урожая) .

Декоративная аппликация -

вид орнаментальной деятельности, во время которой дети овладевают умением вырезать и объединять различные элементы украшения (геометрические растительные формы, обобщенные фигуры птиц, животных, человека) по законам ритма, симметрии, используя яркие цветовые сопоставления. На этих занятиях ребенок учится стилизовать декоративно преобразовывать реальные предметы, обобщать их строение, наделять образцы новыми качествами.

2. Своеобразие аппликации в дошкольном возрасте.

Аппликация – один из любимых детьми видов изобразительной деятельности: детей радуют яркий цвет бумаги, удачное ритмическое расположение фигур, большой интерес вызывает у них техника вырезания и наклеивания.

На занятиях аппликацией особо следует выделить организацию обследования предметов, предлагаемых для изображения.

Обследовани е – это организованный педагогом процесс восприятия предмета, который, заключается в том, что педагог в строго определенной последовательности выделяет стороны и свойства предмета, которые должны усвоить дети, чтобы затем успешно осуществить процесс изображения. В процессе такого восприятия у детей формируются отчетливые представления о тех свойствах и качествах предметов, которые важны для изображения (о форме, величине, строении и цвете предмета). Нужно учить детей воспринимать. Самостоятельно они не могут овладеть этим процессом. Форма, строение, цвет, прежде всего, воспринимаются зрительно, поэтому предметы сначала рассматриваются.

3. Особенности аппликационных материалов и техника работы с ними.

Наиболее интересной и доступной для детей дошкольного возраста является аппликация из бумаги ярких расцветок.

Бумага для фона чаще всего берется плотной, подбирается тон в зависимости от содержания изображения, чтобы подчеркнуть определенную ситуацию. Например, цветы помещают на зеленом фоне поляны или луга, силуэты птиц наклеивают на голубом фоне неба, а рыб - на фоне синей глубины реки или моря.

Элементы аппликации дети вырезают из более эластичной, но упругой бумаги сочных, насыщенных тонов с хорошо обработанной поверхностью.

Для работы ребенку дают ножниц ы с закругленными концами и разработанными рычагами. Их размер в длину должен быть примерно 120 мм. Кисти для намазывания фигур, вырезанных из бумаги, берут в зависимости от размера заготовок. Так, для коллективной аппликации надо иметь кисти двух размеров. Для проклейки больших поверхностей используют широкие плоские кисти - флейцы.

Фигуры намазывают клеем на чистой подстилке. Это может быть лист белой бумаги небольшого формата. В процессе занятия его надо несколько раз менять, чтобы клейстер не пачкал цветную сторону аппликаций и не оставлял нежелательных пятен.

4. Задачи обучения и развития детей (младшая, средняя, старшая, подготовительная группы).

В обучении аппликации решаются следующие общие задачи:

Составлять декоративный узор из различных геометрических форм и растительных (листок, цветок) деталей, располагая их в определенном ритме на картонной или тканевой основе различной формы.

Составлять изображение предмета из отдельных частей; изображать сюжет.

Овладевать различной техникой получения деталей для аппликации из разных материалов: вырезывание разными приемами, обрывание, плетение; а также техникой прикрепления их к основе: приклеивания, пришивания.

Формировать чувство цвета, знать основные цвета и их оттенки, овладевать умением составлять гармоничные цветовые сочетания.

Формировать чувство формы, пропорций, композиции.

5. Особенности методов и приемов обучения детей аппликации в разных возрастных группах

Приобщение к аппликации начинается с младшей группы . Педагог руководствуется известной особенностью детей: у здоровых малышей ярко выражен эмоциональный отклик на предложение что-либо делать, в чем-то участвовать, ребенок проявляет готовность действовать. И главная задача взрослого - поддержать эту активность, не дать ей угаснуть, придать ей созидательный характер. Нельзя упустить этот благоприятный период детства для развития детской активности и самостоятельности. Задачи, решаемые в этом возрасте, элементарны:

Дать малышам представление о необходимых инструментах и оборудовании для аппликации: ножницы, кисточка, клей, клеенка и др.

Развивать эмоциональную отзывчивость на предложение взрослого сделать что-либо, готовность соучаствовать с ним в создании элементарных художественных поделок.

Развивать интерес, эмоционально положительное отношение к элементарным действиям с бумагой, стремление самостоятельно их выполнять.

Развивать эстетическое восприятие и чувства: узнавать полученное изображение, любоваться, радоваться «вслед» за взрослыми.

Овладение специфическими действиями с материалом, инструментами, предметами в раннем возрасте происходит через общение со взрослым. Только он может передать ребенку сведения о функциях предметов, орудий, показать приемы использования материала и т. д. в совместной с ним деятельности.

Задачи:

1. Учить детей составлять узоры из геометрических форм на полосе, квадрате, прямоугольнике, равнобедренном треугольнике.

2. Учить дошкольников составлять из готовых форм простые предметы (елочка, домик, снеговик и т. п., и элементарные сюжеты из знакомых предметов (паровозик с вагончиком, домик с елочкой и т. п.) .

3.Учить технике намазывания бумажных деталей клеем: по контуру «обрисовывая» кисточкой с клеем ее края.

4. Формировать у детей осознанное отношение к порядку выполнения работы: сначала выложить узор (предмет, сюжет) на листе, а затем поочередно брать и наклеивать каждую деталь.

5. Воспитывать у дошкольников художественный вкус.

В среднем дошкольном возрасте

тверже и увереннее действует рука ребенка, поэтому появляются более сложные способы вырезывания; дети сами могут делать такие детали, как овал, круг, закругляя углы прямоугольников; срезая углы по прямой, делать трапецию; разрезать квадраты по диагонали для получения треугольников. Детям этого возраста для вырезывания деталей предметного содержания (грибок, цветок и др.) можно дать трафареты. Опыт показывает, что дети, работавшие с трафаретом и вырезавшие детали по контуру, в дальнейшем легче осваивают симметричное и силуэтное вырезывание и обрывание «на глаз».

Если дети рано овладевают ножницами, то к концу среднего возраста они могут вырезать детали всеми вышеназванными способами из ткани, и в результате возможна аппликация из ткани. Для основы используется мешковина, драп, хлопчатобумажная гладкокрашеная ткань. На ней можно выполнить узоры как путем чередования деталей разного цвета и формы, так и путем создания композиций из элементов национальных орнаментов разных народов, можно создать предметную или элементарную сюжетную аппликацию. Но в отличие от подобных бумажных изделий аппликация на ткани более долговременна и разнообразна в использовании (салфетка, полотенце, ковер, скатерть) .

Детей четырех-пяти лет можно учить аппликации из сухих листьев растений: составлять узор, чередуя листья по форме, величине, цвету и располагая их симметрично на картонной основе разных геометрических форм: полосе, квадрате и т. д.

Нельзя намазывать лист клеем, как деталь из бумаги или ткани, движением кисточки по контуру - листок начнет крошиться. Его намазывают движением кисточки от указательного пальца левой руки к краям листа.

Для передачи образа детям предоставляются другие материалы: карандаши, тонкие веточки, семена. Например, изготовляя аппликацию бабочки, брюшко можно сделать не только из листочка, но и нарисовать, приклеить тонкую веточку; для глаз использовать мелкие семена или тоже нарисовать.

В старшем дошкольном возрасте

дети овладевают более сложной техникой вырезывания - симметричным, силуэтным, многослойным, а также техникой обрывания, плетения. Они могут комбинировать технику.

Дошкольники осваивают новые способы прикрепления деталей: пришивание их к ткани. При этом дети получают два варианта изображения: плоскостное и полуобъемное (когда между основой и деталью подкладывается вата). Во втором случае изображение более выразительное. Полуобъемная аппликация получается и при частичном наклеивании деталей, например только середины снежинки, цветка, бабочки и т. п.

Систематическое обучение детей разнообразным способам аппликации из различных материалов создает основу для творческого выражения дошкольника в самостоятельной деятельности: он может выбрать содержание аппликации (декоративный узор, предмет, сюжет, материал (один или несколько в сочетании) и использовать разную технику, подходящую для более выразительного исполнения задуманного.

6.Значение аппликации для всестороннего развития и воспитания дошкольника.

Изобразительная деятельность, а в частности аппликация имеет большое значение для всестороннего развития и воспитания дошкольника.

а) Умственное воспитание - постепенно расширяется запас знаний на основе представлений о разнообразных формах и пространственном положении предметов окружающего мира, различных величинах, многообразии оттенков цветов. Формируются мыслительные операции анализ, синтез, сравнение, обобщение. Развивается речь детей, обогащается словарный запас, формируется связная речь, развивается образная, связная речь. При проведении занятий создаются благоприятные условия для формирования таких качеств личности, как пытливость, инициатива, умственная активность, самостоятельность.

б) Сенсорное воспитание - непосредственное, чувствительное знакомство с предметами и явлениями, с их свойствами и качествами.

в) Нравственное воспитание - изобразительная деятельность (аппликация) должна быть использована для воспитания у детей любви ко всему лучшему, справедливому. Воспитываются нравственно- волевые качества: доводить начатое до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, помогать товарищу, преодолевать трудности и т.п.

г) Трудовое воспитание - здесь сочетаются умственная и физическая активность. Умение вырезывать, обращаться с ножницами, пользоваться кисточкой и клеем требуется известной затраты физических сил, трудовых навыков. Формированию трудолюбия способствует участие детей в подготовке к занятиям и уборке после них.

д) Эстетическое воспитание - чувство цвета, - когда эстетическое чувство возникает от восприятия красивых цветосочетаний. Чувство ритма возникает, когда в первую очередь воспринимается ритмичная стройность предмета, ритмичное расположение его частей. Чувство пропорции - конструктивной цельности вырабатывается при восприятии разнообразных построек. Постепенно у детей развивается художественный вкус.

Младший дошкольный возра ст – период, когда становление всех органов и систем организма идёт очень быстрыми темпами. Поэтому очень важно своевременно заложить основы полноценного развития.

Специфика аппликации дает детям возможность активнее усваивать знания о цвете, строении предметов, их величине, о плоскостной форме и композиции. В аппликации есть возможность передвигать вырезанные формы, сравнивать, накладывая одну форму на другую.

Игры-занятия проводятся с подгруппой из пяти – шести детей. Под руководством педагога дети учатся раскладывать фигуры в определенном порядке, составлять изображение предмета из двух-трех частей, соотносить их по форме, окраске, величине, пространственному расположению.

Основная цель этих упражнений: воспитать у детей интерес к действиям с вырезанными фигурами, вызвать желание самостоятельно сделать из них какие-то предметы, составить простейшие комбинации, формируется сенсорный опыт, обогащается знания об окружающих предметах и средствах их образной передачи.

Игровые приемы – это способы совместного (педагога и детей) развития сюжетно игрового замысла путем постановки игровых задач и выполнения соответствующих игровых действий, направленные на обучение и развитие детей.

На занятиях аппликацией особо следует выделить организацию обследования предметов, предлагаемых для изображения. Обследование – это организованный педагогом процесс восприятия предмета, который, заключается в том, что педагог в строго определенной последовательности выделяет стороны и свойства предмета, которые должны усвоить дети, чтобы затем успешно осуществить процесс изображения. В процессе такого восприятия у детей формируются отчетливые представления о тех свойствах

и качествах предметов, которые важны для изображения (о форме, величине, строении и цвете предмета). Нужно учить детей воспринимать. Самостоятельно они не могут овладеть этим процессом. Форма, строение, цвет, прежде всего, воспринимаются зрительно, поэтому предметы сначала рассматриваются. Для уточнения таких свойств предметов, как объемная форма, величина, качество поверхности материала (шероховатость, гладкость, требуется наряду с рассматриванием и ощупывание – осязательное восприятие. Поэтому наряду с занятиями по аппликации, проводятся занятия по ознакомлению детей со свойствами бумаги.

Особенности развития детей данного возраста указывают на необходимость организации повторяющихся действий, упражнений в обучающем процессе. Они необходимы как для более качественного овладения детьми определёнными умениями, так и для ускорения осознанности и произвольности в деятельности. В этом плане достаточно эффективными оказались занятия с небольшой подгруппой детей, где детям вначале предлагалось действовать индивидуально, а затем эти же действия, операции выполнять всем вместе на общем листе бумаги или фланелеграфе, и наоборот.

Использование репродуктивного метода в данных случаях способствовало формированию у детей сознательных и произвольных действий, связанных с аналитическим процессом познания.

Исследовательский метод эффективен при создании образовательных ситуаций, которые побуждают детей к самостоятельной поисковой деятельности и нахождению способа выполнения задания путём проб и ошибок.

Использование исследовательского метода побудило детей к активным поисковым действиям. Дети самостоятельно действовали путём сравнения, сопоставления и добивались нужного результата. Исследовательский метод также применяется, когда педагог предлагает детям выполнить творческие задания или выполнить изображения по собственному замыслу.

Игровой прием является преобладающим в организации занятий по аппликации с детьми младшего дошкольного возраста. Фактически игровой характер обучения пронизывает весь учебный процесс. Детям предлагаются

путешествия по городу, в лес, на разных видах транспорта; инсценировки, прогулочные истории, во время которых они встречаются с разными представителями животного, растительного мира, игровыми персонажами и т. д.

Все используемые методы и приемы обучения аппликации на занятиях сочетаются, взаимодействуют, обеспечивая лучшее понимание и усвоение материала, развитие детского изобразительного творчества.

Проводимые занятия, преследовали разные цели, но в каждом из них детям отводилась роль активного участника, при этом малыши были незаметно для себя вовлечены в деятельность, которая им предлагалась. Часть занятий, особенно на более поздних этапах, преследовала цель формирования простейших навыков совместной работы, накоплению опыта совместных действий, а также побуждению к активному общению с другими детьми и взрослыми.

Таким образом, опыт работы показал, что при направленном педагогическом руководстве занятия по аппликации способствуют более интенсивному развитию всех сторон личности.

Литература:

1. "Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию", под ред. Н. П. Сакулиной, Т. С. Комаровой; М., 1979 г.

3. Пантелеева Л. В. и др. Художественный труд в детских садах СССР и СФРЮ: Книга для воспитателя детского сада (Л. В. Пантелеева, Е. Каменов, М. Станоевич. - М. : Просвещение, 1987.


Занятие аппликацией с детьми - это не только интересное, но и полезное времяпровождение. Аппликация развивает и воспитывает у ребёнка чувство вкуса, аккуратность, усидчивость, трудолюбие, но также способствует развитию моторики рук, которая так необходима ребёнку дошкольного возраста.

Аппликация из круп, семян и фигурных макаронных изделий

Цели занятий: развитие моторики у ребенка; развитие аккуратности и усидчивости.

Занятие 1. «Колобок»

Все дети хорошо знают главного героя русской народной сказки «Колобок» и то, что с ним приключилось. Попросите ребенка, пусть он сам вам ее расскажет, а вы внимательно его выслушайте. Затем предложите ему нарисовать колобка — здесь и начинается работа с аппликацией.

Вам потребуется: картон, пшено, гречка, дынные семена, клей ПВА, кисточка для клея, краски гуашь и кисточка, емкость для воды, простой карандаш.

Этапы работы:

■ На картоне нарисуйте вместе с ребенком колобка на пенечке. Рядом две елочки или просто деревца.

■ Предложите ребенку раскрасить его не красками, а крупами.

■ Пусть малыш нанесет клей на колобка и густо посыплет его пшеном. Подождите немного, чтобы клей подсох.

■ Аккуратно ссыпьте с листа остатки пшена.

■ Потом приступайте к пеньку, на этот раз возьмите гречку.

■ Деревьям подойдут семена дыни. Так как семена белые, их нужно будет раскрасить красками.

■ Раскрасьте семена на деревьях, нарисуйте колобку глазки и ротик.

Работа закончена!

Занятие 2. «Солнышко»

Вам потребуется: картон голубого цвета, пшено, лапша, клей ПВА, кисточка для клея, гуашь, простой карандаш.

Этапы работы:

■ Ребенок рисует большой круг по центру картона. Проследите, чтобы круг не был слишком большим, ведь должно остаться место для солнечных лучей.

■ Нанесите клей внутри круга и засыпьте пшеном.

■ Когда клей подсохнет, аккуратно ссыпьте остатки пшена.

■ Приклейте лучики из лапши.

■ Раскрасьте солнышко.

Придумывайте любые композиции, используйте любые крупы, семена и фигурные макаронные изделия. Можно сделать машинку на колесиках из макарон, цветочную вазу из крупы с цветами из макарон «ракушки» и т. д.

Занятие 3. «Ангел»

Вам потребуется: клей ПВА, цветной картон, крупа манная.

Этапы, работы:

■ Ребенок рисует клеем по заранее нанесенному рисунку или без него. Клей нужно наносить толстым слоем, чтобы манка хорошо прилипала.

■ Не давая клею засохнуть, насыпайте на него манку (по рисунку) один или несколько раз и дайте клею высохнуть.

■ Аккуратно стряхните остатки манной крупы. Аппликация готова.

А можно сделать из крупы вот такую симпотичную черепашку.

Аппликация с помощью наклеек

Цель занятия: развитие мелкой моторики; развитие творческих способностей.

Маленьким детям очень нравятся наклейки. Они любят отрывать их и приклеивать куда-нибудь. Их можно встретить и на стене, и на холодильнике, и на стуле — везде, куда могут дотянуться маленькие ручки.

«Закладка для книги»

Цель занятия: научить ребенка самостоятельно принимать решения; развивать мелкую моторику.

Вам потребуется: нитки разных цветов, наклейки детские и яркие, наклейки для ценников (ярких цветов), альбомный лист, клей ПВА, кисточка для клея, ножницы. Этапы работы:

■ Разрежьте лист поперек шириной 10 см.

■ Сложите лист вдоль пополам.

■ Сложите нитки в несколько раз длиной 30 см.

■ Помогите ребенку уложить нитки в середину будущей закладки так, чтобы с обеих сторон нитки свисали одинаково.

■ Смажьте нитки и внутреннюю сторону закладки клеем, склейте две половинки альбома вместе с нитками внутри.

■ Завяжите узелки с обеих сторон закладки и ровно подрежьте получившиеся кисточки.

■ Дальше начинается самая веселая работа, и она, конечно, полностью достанется ребенку. Сначала обклейте закладку наклейками для ценников, потом дополните красочными наклейками с разными изображениями. Ура! Закладка готова!

Таким образом можно оформлять открытки, подарочные сумочки и коробочки для хранения игрушек или шкатулки для всяких мелочей.

Аппликация «Мозаика из кусочков бумаги»

Цель занятий: развитие мелкой моторики; привитие ребенку трудолюбия, усидчивости, аккуратности; развитие творческих способностей.

Занятие 1. «Дружок»

Вам потребуется: цветной картон, изображение собаки (можно взять его из раскраски для самых маленьких), клей-карандаш, цветная бумага.

Этапы работы:

■ Приклейте изображение собаки на картон.

■ Ребенок смазывает фрагмент собаки клеем и отрывает от цветной бумаги нужного цвета маленькие кусочки, закладывает фрагмент. Кусочки должны соприкасаться между собой.

■ Таким образом закрашивается вся собака.

Занятие 2. «Груша»

Вам потребуется: картон, клей-карандаш, цветная бумага, фломастеры. Этапы работы:

■ Помогите нарисовать ребенку грушу на картоне.

■ Ребенок отрывает маленькие кусочки от цветной бумаги и приклеивает их, смазывая клеем. Так он покрывает всю грушу.

■ Дорисуйте палочку с помощью фломастера.

Так же можно обклеивать любые формы и рисунки: овощи, фрукты, геометрические фигуры. Старшие дети могут создавать картины, обклеивая кусочками разноцветной бумаги весь лист целиком.

Объемная аппликация

Аппликации могут быть не только плоскими, но и объемными. Такие аппликации кажутся детям более красивыми и сложными. Хотя на самом деле особенной сложности в ней нет. Детали, как правило, не доклеиваются до конца и отходят от основы, на которую крепятся, придавая ей более реальный вид.

«Тюльпаны для мамы»

Вам потребуется: цветной картон, двухсторонняя цветная бумага, клей — карандаш ножницы.

Этапы, работы:

■ Нарисуйте на бумаге желтого цвета бутоны — для каждого цветка по два. На зеленой бумаге — три стебля и три длинных листочка.

■ Помогите ребенку вырезать детали.

■ Наклеивайте сначала стебли, потом бутоны. Первая часть бутона приклеивается полностью, вторая — только посередине. Боковые края бутона загибаются вверх, как крылья бабочки.

■ Листочки завершают композицию. Приклеивать их надо до середины, нижнюю часть. Сверху листочки можно загнуть или подкрутить карандашом. Таким же способом можно сделать ромашку, мимозу, стрекозу, бабочку, мышат с хвостиками и много-много других поделок.

Аппликация из гофрированной бумаги

«Гвоздика»

Цель занятия: знакомство с названием цветов; отрабатывается техника работы с ножницами.

Вам потребуется: гофрированная бумага красного Цвета, зеленая бумага, картон, клей ПВА, кисточка и салфетка.

Этапы работы:

■ Покажите ребенку карточки с цветами, обратите его внимание на гвоздику.

■ Помогите ребенку вырезать из красной гофрированной бумаги кружочки, от количества кружочков зависит пышность вашей гвоздики.

■ Надрежьте кружочки по кругу — это лепестки.

■ Стебли с листьями нужно вырезать из зеленой бумаги.

■ Разложите композицию, так чтобы все хорошо разместилось на картоне.

■ Начинать приклеивать нужно со стебля и листиков.

■ Кружочки из гофрированной бумаги сложите пополам.

■ Приклеивайте к картону первый кружок, смазав только одну его половину. Вторая его половина остается не приклеенной и открывается как книжка.

■ Затем внутрь первого кружочка вложите еще один круг и аналогично приклейте к первому.

Аналогично можно сделать и другие цветы. Например, пионы, только приклеивать их нужно, не сгибая их пополам, а в открытом виде. Кончики лепестков нужно слегка скрутить в жгутики.

Аппликация тканевая

Детям нравится заниматься аппликацией из ткани. Расскажу о ней на примере нашей любимой гусенички.

Вам потребуется: лоскутки ткани, клей ПВА, клей «Момент», кисточка для клея, ножницы, картон, шесть маленьких пуговок и одна бусинка.

Этапы работы:

■ Вырежьте заранее из разных лоскутков семь кружочков.

■ На картон с помощью клея ПВА приклеиваются кружочки в форме ползущей гусенички — кружочки должны располагаться то ниже, то выше.

■ На первый кружочек при помощи клея «Момент» приклеивается бусина — это глаз. На шесть оставшихся кружочков — по красивой пуговке.

Ткань — прекрасный материал для аппликации, из которой можно сделать много красивых вещей. Например, бабочку, цветочек, домик, птицу. Использовать можно всевозможные украшения: нитки мулине, бусы, пает- ки, пуговицы, резинки. Приклеивать ткань можно с помощью клейстера.

Разрезать ткань намного труднее, чем бумагу, поэтому ваша помощь ребенку будет обязательно нужна.

Можно делать смешанные аппликации. Например, цветок в вазе, где ваза сделана из ткани, цветок из бумаги, а стол, на котором стоит ваза, дорисован фломастером.

Ажурная стружка «Девочка»

Вам потребуется: цветные карандаши, точилка для карандашей (которая делает ровную стружку), клей ПВА, кисточка для клея, картон.

Этапы работы:

■ Аккуратно наточите карандаши. Сейчас цель не острый карандаш, а длинная стружка от него.

■ На картоне нарисуйте девочку.

■ Смажьте рисунок клеем и уложите стружку.

Стружкой можно выложить цветы, хвост павлина или жар-птицы, черепицу крыши дома и т. д.

Аппликации в детском саду являются одними из самых эффективных способов развития способностей ребенка. И сегодня мы узнаем множество способов сделать отличную аппликацию из самых разных материалов.

Слово «аппликация» в переводе с латыни обозначает прикладывание. В искусстве под аппликацией подразумевают художественное произведение, выполненное с помощью наклеивания или пришивания к листу бумаги или ткани рисунка или узора. Сам рисунок или узор может быть сделан из различных материалов. В качестве такого материала можно выбрать бумагу, ткань, солому, различные семена, сухие листья деревьев, пластилин, крупы, тесто и др.

аппликации в детском саду из бумаги

Психологи считают, что работа головного мозга ребенка очень тесно связана с движением пальцев и ладоней рук, так как на них находится огромное количество нервных окончаний. Чем больше ребенок работает пальчиками, тем активнее он стимулирует головные полушария, тем лучше развивается его речь, память, мышление. Тем быстрее развивается и сам ребенок. Недаром педагоги говорят, что таланты ребенка – на кончиках его пальцев. Поэтому пальчики ребенка, начиная с самого его раннего детства, должны быть постоянно заняты: сгибаться и разгибаться, хлопать в ладоши, растирать ладони или пальцы.
Огромную роль в этом деле может оказать работа детей с бумагой, клеем и ножницами, т.е. выполнение аппликаций.

Работа над аппликациями развивает моторику пальцев и кистей рук, знакомит малышей со многими понятиями, такими, как геометрическая форма предмета, его размеры, цвет, материал, симметрия, выше и ниже, справа и слева. А главное – дети получают огромное удовольствие от результатов труда и от самого процесса работы.

аппликация в детском саду. Город

Работа над аппликациями включена в программы детских садиков. В младших группах детских садов выполняются самые элементарные аппликации, состоящие из 2-3-х простеньких геометрических фигурок: кружочка, треугольника, квадрата, ромба или прямоугольника. Из них составляются цветы, натюрморты, птицы и животные.

Прежде всего, малышей учат правильно держать кисточку для клея, правильно макать ее в клей, чтобы набрать в нее нужное количество клея, аккуратно смазывать деталь для аппликации с изнаночной стороны и приклеивать ее к основе. При этом малыши должны научиться пользоваться тряпочкой, чтобы не испачкать свою работу. Кисточку для склеивания надо класть только на выделенную для этих целей подставку.

При выполнении работы по наклеиванию частей аппликации ребенок должен научиться прикладывать вырезанную деталь к основе. На первых порах малыши делают аппликацию из одной детали, позже – из двух или трех частей, например, грибок, домик, снеговик. Притом, начинать работу необходимо их предметов, имеющих симметрическую форму. С такими предметами работать значительно проще.

Воспитателю необходимо подобрать удачное название для данной аппликации. Оно должно характеризовать предметы, изображенные на аппликации. Например, «Цветы в вазе», «Салфетка с узорами».

Основными задачами обучения детей в младшей группе с помощью аппликации являются: научить деток различать форму предмета (треугольник, квадрат, кружочек или прямоугольник) и определять основные цвета предметов (черный, белый, красный, синий, зеленый и коричневый). А так же необходимо учить малышей составлять сочетание цветов, знакомить их с величинами и количеством (много или мало, больше или меньше, ниже или выше). Детей младшей группы надо учить располагать предметы в ряд, чередовать предметы по величине, форме или цвету.

Воспитатель сначала должен объяснить малышам, чем они будут сейчас заниматься, а затем раздать каждому ребенку вырезанные детали для аппликации. Дети должны выполнять все работы только по команде воспитательницы, которая называет форму, цвет аппликации, показывает образец работы, а так же объясняет, как это можно сделать. Затем детям показывают каждый шаг выполняемой работы и сразу же проверяют его выполнение каждым ребенком. Детки должны уметь разложить все части аппликации на листе бумаги, смазать клеем деталь аппликации, приложить ее куда надо и приклеить.

В средней группе детей уже начинают учить пользоваться ножницами. Воспитательница несколько раз показывает, как надо держать ножницы, как резать. Дети учатся резать полоски бумаги, самостоятельно подбирать цвета аппликаций, учатся располагать предметы в ряд в зависимости от их размеров, формы и цвета, выполнять аппликации, состоящие из нескольких простых геометрических фигур.

В старшей группе дети должны уметь вырезать полоски из бумаги, резать по кривой линии и сложенную вдвое бумагу. Воспитатель объясняет, как нужно округлять углы детали, как держать ножницы, как поворачивать бумагу. Для детей это довольна сложная задача. Чтобы развить навыки вырезания, круг выполняемых работ детей значительно расширяется. Дети старшей группы выполняют узоры, состоящие из геометрических фигур, а так же предметы, имеющие сложную форму – цветы, листья, овощи, фрукты, вазы.

аппликация утенок из бумаги

Они должны уметь различать цвета, уметь составлять из нескольких частей предмет. В этом возрасте дети должны уметь выполнять более сложные аппликации, работать группами по 4 человека над коллективными работами.

В подготовительных группах дети должны уметь вырезать силуэты предметов, резать бумагу, сложенную несколько раз, использовать в работе не только основные цвета, но и оттенки цветов. Дети дошкольники должны уметь различать светлые и темные оттенки цветов, выполнять сюжетные аппликации: пейзажи, улицы, аквариумы, сюжетные композиции к сказкам «Теремок», «Колобок» и др. В это же время у них совершенствуются приемы создания изображений из обрывков бумаги. При работе с аппликациями детям предлагаются предметы, имеющие более мелкие детали, например, листья дерева, глаза, нос, рот.

В старших группах у детей развивается самостоятельность и сосредоточенность, обретаются навыки изображения более сложных предметов. Дети делают яркие панно, карнавальные костюмы, декорации для театра, костюмы к спектаклям, украшения для елки, для новогодних и других утренников, а так же подарки для родителей.

Работа над аппликацией в детском саду способствует формированию таких качеств характера, как аккуратность, умение работать в коллективе, умение прислушиваться к чужому мнению, учитывать интересы других детей.

Дети приучаются к дисциплине и порядку. Яркие красочные расцветки

аппликаций вызывают у ребенка массу положительных эмоций, развивают умение подбирать красивое сочетание цветов.
Работая над аппликацией, ребенок открывает для себя красоту и богатство окружающего мира, позволяет пережить чувство радости и одухотворенности от результатов собственного труда.

А ваши дети какие аппликации в детском саду делают? Чем можете похвастаться?

Аппликация не зря стала одним из самых любимых видов декоративно-прикладного искусства, используемых в работе с детьми. Это не только увлекательно и занимательно для ребят, но и благотворно влияет на развитие их умственных и творческих способностей.

Хотите сделать Ваши занятия с детьми аппликацией из бумаги ещё более разнообразными, необычными и интересными? Тогда с удовольствием приглашаем Вас в специальный раздел портала МААМ, посвященной аппликации во всех её видах, техниках и проявлениях! В нём Вы найдёте великое множество идей для оригинальных поделок, конспекты занятий, пошаговые мастер-классы. Словом, широкий простор для Вашего и детского вдохновения!

Масса новых возможностей для создания необычных шедевров бумажной аппликации!

Содержится в разделах:
Включает в себя разделы:
  • Торцевание. Аппликация из салфеток и гофробумаги в технике торцевания
  • Аппликация. Проекты, консультации, планирование, программы

Показаны публикации 1-10 из 5581 .
Все разделы | Аппликация из бумаги. Идеи для детского творчества

Дайте повару продукты : Мясо птицы, сухофрукты, Рис, картофель… И тогда Ждёт вас вкусная еда. Каждый ребёнок всегда готов помочь маме и папе с приготовлением чего-нибудь вкусненького на кухне! Вот мы тоже решили приготовить, вернее, сварить спагетти. Для работы нам потребуется :...


Какой ребёнок не любит творить ? Одним из видов творчества является аппликация . Аппликация помогает маленькому человеку познать цвет и форму, познакомит с геометрическими фигурами. Знакомство с этим видом деятельности начинается с предметной аппликации . Вашему вниманию...

Аппликация из бумаги. Идеи для детского творчества - Аппликация, как средство пополнения развивающей среды в группе

Библиотека изображений «МААМ-картинки»

Аппликация симметричная (силуэтная) обрывная Старшая группа «Башмак в луже» Задачи. Учить детей вырезать двойные силуэты парных предметов (ботинки. Совершенствовать и разнообразить аппликативную технику (вырезать симметричные изображения из бумаги, сложенной вдвое. Учить точно...


Одной из форм взаимодействия с семьёй является проведение мастер – класса для детей с участием родителей. Когда папа или мама дошкольника участвуют в совместной деятельности, то и ребенок с удовольствием включается в процесс, быстро овладевает определенными навыками. Совместное...


"Что можно сделать из кругов?" -этот вопрос задавали мне воспитанники средней специальной группы в начале года, рассматривая подготовленные шаблоны. Теперь ни задают другой вопрос: -А что сегодня мы будем делать из кругов?". Действительно, наша копилка детских работ пополняется...

Аппликация из бумаги. Идеи для детского творчества - Коллективная аппликация по ПДД на тему: «Дружная страна» в средней группе


Цель: ознакомление детей с правилами дорожного движения, закрепление умений резать ножницами, сжимая и разжимая кольца; развитие творческих способностей, воображения, фантазии, умение работать коллективно. В рамках тематической недели по ПДД, итоговым мероприятием была...


Аппликация «Красивая пирамидка». Цель: Учить передавать в аппликации образ игрушки, изображать предмет из нескольких частей, располагать детали в порядке уменьшающейся величины. Продолжать изучать основные цвета и закреплять раннее изученные. Развивать мелкую моторику и активную...


Программное содержание: Продолжать учить детей составлять композицию из нетрадиционных техник аппликации. Формировать навыки работы с клеем, продолжать учить ориентироваться на поверхности. Развивать творческие способности, инициативу, воображение. Воспитывать навыки...

Познакомить детей с новым видом природного материала- перьями птиц; - показать характерные особенности этого материала и приемы работы с ним; - создать условия для творческого развития личности ребенка и ситуацию успеха в работе; - пробудить интерес детей к работе с природным...

Никто не будет спорить, что занятие аппликацией очень важно для развития дошкольников. Особенно детишкам нравится сочетание методик, либо использование нетрадиционных техник.

Малыши с удовольствием лепят объемные элементы и дорисовывают недостающие детали. К тому же сбор материалов для групповой аппликации может стать интересным и полезным времяпрепровождением. Например, для изготовления портретов или натюрмортов могут понадобится кленовые листья или тополиный пух.

Ни один педагог не поспорит с тем фактом, что любое творчество способствует развитию эстетического мировосприятия и воспитанию художественного вкуса. К тому же создание объемной картины – активно влияет на формирование графических умений и навыков.

Помимо развития точных движений руки и мелкой моторики пальцев, занятие аппликацией так же способствует развитию фантазии, творческого мышления и воображения, а так же пространственного восприятия. Педагог должен грамотно и корректно подойти ко всем идеям и фантазиям дошколят. Тогда подобные творческие задания могут стать первой ступенькой в раскрытии начала профессиональной художественно - изобразительной деятельности.

Как правило, в возрасте около года у детей появляется первый интерес к творчеству. Они начинают с удовольствием калякать карандашом, им становится интересно отщипывать кусочки пластилина, а если вы познакомите малыша с клеем, то у него вообще будет полный восторг. Любые начинания и таланты в ребенке нужно развивать, поэтому сейчас самое время предлагать малышу первые занятия по , и аппликации.

Основное правило для творческих занятий с ребенком в этом возрасте – давать только те задания, которые посильны малышу . Ваша задача привить интерес к творчеству, а не отбить его. Если вы будете предлагать малышу слишком трудные поделки, не соответствующие его возрасту, это, скорее всего, приведет к тому, что у ребенка ничего не будет получаться, и он будет просто наблюдать, как вы все делаете за него. Занятия должны проходить так, чтобы основную часть работы делал ребенок, а не мама.

Важно помнить, что творческие занятия с ребенком такого возраста не должны быть больше 5-10 минут. Всегда ориентируйтесь на настроение ребенка. Если ребенок теряет интерес к работе, то это, скорее всего, означает, что она слишком простая или, наоборот, слишком сложная для него. Либо же вы затянули занятие, и малыш уже просто устал.

Все аппликации и поделки с детьми 1-2 лет я поделила на несколько групп в порядке возрастающей трудности:

Этап 1. Хаотичное приклеивание бумажек на листочек, приклеивание геометрических фигур

Прежде чем делать какие-то поделки и композиции, для начала нужно просто познакомить малыша с клеем. Ребенок должен уловить саму суть аппликации и запомнить основную схему действий: сначала намазываем кусочек бумаги клеем, затем переворачиваем его, прикладываем к другому листочку и приглаживаем все хорошенько ладошкой, чтобы крепче держалось.

Поначалу вы можете просто приклеивать кусочки цветной бумаги на лист-основу. Скорее всего, это занятие очень понравится вашему малышу. В этом возрасте детей пока больше привлекает сам процесс, чем результат. Над художественными картинами будем трудиться позже.

Сейчас все ваше внимание должно быть сконцентрировано на том, чтобы обучить ребенка правильной технике аппликации . И это очень важно сделать именно сейчас, чтобы не пришлось переучивать потом. В чем же заключается правильная техника?

Во-первых , показывайте малышу, как правильно держать клей-карандаш. Как правило, дети наклоняют клей-карандаш, чем только усложняют себе процесс намазывания. Учите малыша располагать клей строго перпендикулярно листочку!

Во-вторых , объясняйте ребенку, что когда он намазывает бумажку клеем, ее обязательно нужно придерживать ладошкой левой руки (если ребенок правша). Скорее всего, на первых порах бумажка будет выскакивать у малыша из под пальца, поэтому слегка фиксируйте его ладошку своей рукой. Только не делайте все полностью за ребенка, он обязательно должен участвовать!

Моя дочка Таисия познакомилась с клеем примерно в 1 год 3 месяца. Сначала мы просто занимались тем, что беспорядочно приклеивали в альбом небольшие кусочки бумаги. Дочка безумно любила это занятие. Чуть позже меня осенила мысль, что можно совместить приятное с полезным и приклеивать геометрические фигуры, озвучивая их названия во время приклеивания. На тот момент Тая уже знала все плоские геометрические фигуры, даже такие как трапеция и параллелограмм (мы изучили их при помощи ), поэтому, занимаясь аппликацией, мы просто закрепляли их в памяти.

Этап 2. Простые поделки с хаотичным расположением элементов

После того, как малыш немного освоится с самой техникой аппликации, можно начинать создавать первые поделки. Хочу предложить вашему вниманию несколько простых идей поделок-аппликаций. Все они подразумевают свободное расположение деталей на листе. Т.е. ребенку не нужно будет попадать в какое-то конкретное место, а просто клеить, куда душе угодно.

Важно! Давайте ребенку возможность самому решить, где именно на вашей елке будет висеть шарик или в каком месте аквариума будет плавать рыбка. По себе замечала, что все время хочется поправить дочкино творчество, сделать, чтобы все было красиво и ровненько. А если задуматься, то зачем это делать? Работы нам не на выставку выставлять. Уж лучше пусть ребенок будет уверен, что сам приклеил так хотел, и никто не вмешивался. Иногда можно просто подсказать и объяснить почему так, как вы предлагаете, получится красивее.

Думаю, на основе представленных идей вы легко сможете придумать множество своих вариантов. Также в статье есть возможность скачать самые простые ч/б шаблоны к представленным поделкам. При желании вы можете предварительно раскрасить их.

Все необходимые элементы для аппликации маме нужно будет заранее подготовить.

  • Елочка с шарами . Сначала вместе с малышом приклеиваем саму елку на лист-основу, затем шарики, звездочки и другие подготовленные вами украшения. Либо можно приклеить украшения на готовый шаблон ёлки — СКАЧАТЬ ШАБЛОН .

  • Дерево с яблоками СКАЧАТЬ ШАБЛОН

  • Ежик с яблоками и грибами СКАЧАТЬ ШАБЛОН

    Витамины в баночке для девочки СКАЧАТЬ ШАБЛОН

    Ягоды в корзинке СКАЧАТЬ ШАБЛОН

  • Рыбки в аквариуме . Идея аппликации из пособия «». Ребенок наклеивает только рыбок.

Этап 3. Поделки с приклеиванием элементов на конкретные места

Теперь для малыша предстоит задание посложнее, ему нужно не просто приклеить элемент аппликации, но еще и попасть на конкретное место. По моему опыту, к таким поделкам нужно переходить не раньше 1,5 лет. Но все, конечно, индивидуально.

Первое время на листе-основе рисуйте контуры тех предметов, которые будете приклеивать. Так ребенку будет проще понять, что должно получиться. Затем постепенно можно переходить к приклеиванию без контуров.

Итак, вот несколько чуть более сложных поделок с детьми 1-2 лет:

  • Гусеница . Склеиваем гусеницу из кружочков. Когда все детали приклеены, мама дорисовывает лицо гусеницы. Чтобы облегчить задачу, можно наклеивать кружочки на шаблон — СКАЧАТЬ ШАБЛОН .



  • Снеговик из ватных дисков . Шапку-ведро заранее вырезаем из цветной бумаги. Когда все детали приклеены, мама дорисовывает лицо.

    Одуванчики из ватных дисков СКАЧАТЬ ШАБЛОН .

  • Воздушные шарики . Малыш приклеивает только воздушные шарики к готовому рисунку. СКАЧАТЬ ШАБЛОН .

    Дом из блоков

    Елочка из треугольников . Наклеиваем треугольники один над другим.

  • Дом с окнами . Приклеиваем к дому окна-квадраты. Можно также сделать дверь. СКАЧАТЬ ШАБЛОН

  • Машина . К силуэту машины приклеиваем окошки, колеса, при желании — фары.

    Разрезанные картинки из журналов . Вы можете вырезать из журналов картинки, разрезать их на крупные, понятные малышу части, а затем склеить их вместе с ребенком. Например, можно вырезать машину, лицо или фигуру человека полностью.

  • Расставляем игрушки на полочку. Идея аппликации из пособия «Это может ваш малыш. Наклей картинку »

  • Снежное дерево из салфеток . Идея аппликации из пособия «Мои первые шедевры »

  • Светофор . Идея аппликации из пособия «Мои первые шедевры » — СКАЧАТЬ ШАБЛОН

Кстати, идеи поделок на новогоднюю и зимнюю тематику можно найти .

В своих творческих занятиях вы можете также использовать различные пособия. В них есть много готовых идей, перед занятием нужно будет только вырезать все необходимые детали либо использовать готовые наклейки. Мы, например, использовали такие издания:

  • (Ozon , My-shop , Read )

  • Аппликация. Мишутка и его друзья (Ozon , Лабиринт , My-shop )

  • Школа семи гномов 1+. Форма, цвет (Ozon , My-shop , Read )

  • Развивающие наклейки для малышей. Счет (Ozon , My-shop , Read )

И в заключение хочется сказать еще про один очень важный момент. Одним из основных принципов всемирно известной является предоставление ребенку как можно большей свободы и самостоятельности. И это вовсе не значит, что нужно предоставить ребенка самому себе «Иди, играй как хочешь!». Это значит, что малыша нужно научить играть так, чтобы он смог впоследствии делать это самостоятельно. Чтобы сам смог подготовиться игре, сам умел обращаться с материалами, сам смог и убрать за собой. Поэтому, когда вы занимаетесь с малышом творчеством, обязательно сразу приучайте его к определенным правилам .

У нас, например, такой порядок: сначала вместе идем стелить на столик специальную скатерку (это может быть и дощечка для лепки), потом достаем из нашего «творческого» шкафчика все необходимые принадлежности (клей, альбом, цветную бумагу). После работы в обратной последовательности все раскладываем по местам. Применяем такие правила с 1 года 3 месяцев. Сейчас, спустя год, могу сказать, что дочь все порядки хорошо знает (хотя она их уже и через месяц усвоила) и выполняет без каких-либо сопротивлений. Бывают случаи, когда без напоминания сама убирает за собой, но в основном с напоминаем, конечно.