Что делать если ребенок все разбирает. Почему дети ломают игрушки? консультация (группа) на тему. Причины подобного поведения

Если у ребенка появилась склонность ломать свои игрушки, то у этого может быть несколько причин: любознательность, выражение агрессии, неаккуратность и даже плохое самочувствие. В первом случае, ребенок может просто разобрать свою игрушку для того, чтобы ее исследовать. Некоторым детям интересно разбирать и собирать свои игрушки, чтобы понять, как же они устроены.

Часто случается, что ребенок чувствует злость и обиду, например, к родителям. В этом случае ребенок ломает вещи для того, чтобы выплеснуть агрессию. Если родители проводят слишком много времени на работе, то ребенок может чувствовать себя забытым и брошенным. Таким образом, он пытается привлечь к себе внимание старших. Иногда дети пытаются подражать своим родителям, когда те впадают в ярость или возмущены чем то. К примеру, они могут стучать по столу или бросаться вещами, в том числе и своими игрушками.

Зачастую дети портят игрушки не специально, например, в силу своей неаккуратности или непоседливости. Если ребенок чересчур активен, то его игрушки страдают в первую очередь. Он может на них случайно сесть, наступить или слишком крепко сжать. Когда ребенок болен, то его поведение меняется в худшую сторону. Из-за недомогания ребенок становится раздражительным и нервным, вследствие чего он может портить игрушки и некоторые вещи.

Кроме всего этого, не стоит забывать, что игрушки могут быть попросту плохого качества. Такие игрушки ломаются очень быстро, буквально через несколько дней после их покупки. Бывает, что определенная игра не подходит малышу, а он не понимает, как ее применить. Многие дети не могут правильно рассчитать свою силу, особенно играя с хрупкими предметами.

Что делать с детьми, которые портят игрушки


В первую очередь, нужно разобраться в причине. Очевидно, что в большинстве случаев ребенок не виноват в поломке, поэтому не стоит его за это наказывать. Следует покупать только те игрушки, которые подходят возрасту ребенка. Если малыш болен, то не стоит давать ему хрупкие вещи. Игрушки плохого качества могут быть очень опасны. Мелкие детали могут навредить ребенку, а некачественный материал может вызвать отравление.

Следует учитывать характер своего ребенка. Если он слишком активен, то не стоит покупать ему игрушки, требующие повышенного внимания и концентрации. Слишком любознательным детям подойдут разбирающиеся игрушки, например, пирамидки или конструкторы. Ни в коем случае не нужно ругать ребенка, если он сломал игрушку не по своей вине.

Если причина в агрессии ребенка, то следует создать благоприятную атмосферу в доме. Необходимо уделять крохе больше внимания, например, играть вместе с ним. Необходимо научить ребенка держать под контролем негативные эмоции. Не стоит сразу выбрасывать испорченную вещь, можно попробовать вместе с ребенком починить старую игрушку, тогда он научится быть более бережливым. Нужно помнить, что для детей самый главный пример – это родители, поэтому необходимо следить за своим поведением.

Что делать, если ребенок разрушает вещи


Если у ребенка появилась мания портить и ломать все вокруг себя, то сначала следует узнать, почему он так себя ведет. Многие дети познают окружающий мир, разбирая и исследуя вещи вокруг себя. Малышу интересно узнать, как устроен предмет, но при этом он не понимает, что портит вещь. Как же объяснить ребенку, что не стоит так поступать?

Постоянные запреты только подогреют интерес крохи, ведь известно, что запретное всегда желанней. Не стоит запрещать все, нужно спокойно объяснить ребенку, что любая вещь стоит денег, а после поломки они приходят в негодность. Нужно разрешить ребенку исследовать некоторые вещи, не ломая их при этом. Главное – это донести до ребенка, что после поломки вещь невозможно вернуть в первоначальное состояние. Чтобы отвлечь любопытного малыша, можно заинтересовать его чем-нибудь, например, развивающей игрой.

Часто ребенок делает назло родителям, например, портит одежду и мебель, рисует на обоях или бьет посуду. Такое поведение необходимо пресекать в корне. Ни в коем случае не нужно кричать на ребенка — это может только усугубить ситуацию, вызвать гнев и обиду. Зачастую малышу не хватает родительского внимания и участия. Иногда такое поведение – протест ребенка на действия взрослых. Если спокойно побеседовать с ребенком, то можно выяснить мотив многих его поступков.

Видео

Только вчера малышу подарили новую красивую и безумно дорогую игрушку, а уже сегодня она превратилась в кучку мусора. Чувства, которые испытывают при этом родители трудно назвать позитивными. В конце концов, каждому хочется, чтобы его ребенок ценил собственные вещи и радовался подарку подольше.

В подобной ситуации у родителей возникает противоречие. С одной стороны, наказание и лишение ребенка новых игрушек может научить малыша относиться к вещам с большим трепетом. С другой — очень жалко оставлять этого маленького непоседу без утешения в виде замены.

Более того, на этой почве может возникнуть внутрисемейный конфликт, когда один из родителей жалеет малыша и, видя его искреннее горе в связи с потерей машинки, настаивает на покупке новой, а другой считает, что подобное отношение только избалует чадо еще больше.

Как же реагировать на подобное поведение малыша? Возможно ли найти компромисс? Как ни странно возможно, если посмотреть на мир глазами самого ребенка.

Почему дети ломают игрушки

Маленький исследователь

Малыш активно развивается и узнает новое. Самый простой и доступный ему способ познания природы вещей — разобрать их. Иначе как понять, почему эта игрушка поет, а та — показывает картинки? Это взрослому понятно, что книжку надо читать, нельзя пачкать или грызть. А вот малышу пока нет — ему необходимо попробовать бумагу на вкус, провести эксперимент — вот она смялась, а вот порвалась. Ему еще не понятно, что книга испорчена, и ее нельзя будет читать. Можно сказать, что любая вещь для ребенка более функциональна, нежели для взрослого.

Поэтому первое, что нужно сделать, пока ребенок еще совсем мал — набраться терпения и позволить ему изучать вещи так, как малыш считает нужным. До 2-3 лет объяснять ребенку, что игрушки ломать нельзя не только не нужно, но и вредно. Лучше постараться предоставить маленькому исследователю простор для творчества. Беречь вещи на этом этапе развития маленького человечка — задача родителей.

Покупайте разборные игрушки, предоставляйте малышу в личное пользование старые тетради или ненужные журналы. Ребенок предпочитает не лепить куличики, а топтать ногами? На здоровье! Поверьте, он еще научится строить замки и башни из песка.

Можно даже устроить совместное изучение внутренностей мягкой игрушки. Кстати, в этом случае у родителей куда больше шансов помочь собрать все «как было», что немаловажно для следующего этапа развития, когда малыш с удовольствием начнет не только разрушать, но и творить.

К трехлетнему возрасту малыш уже сам поймет, что вещи ломаются, некоторые безвозвратно. И, когда придет время более сложных игрушек, ему будет значительно легче объяснить какую из них стоит беречь.

Конечно, отчасти жажда исследований у ребенка остается, с этим придется смириться. Например, сыну в возрасте уже 6 лет подарили вертолет с пультом. Чадо поиграло им около недели, а потом — решило расстричь все проводки. В ходе разговора выяснилось, что ребенку было интересно, как режутся эти яркие упругие жгутики. А в результате вполне логичных размышлений я со вздохом сделала вывод, что да, ребенок еще не сталкивался с данным видом материала и вполне естественно — ему было интересно.

Жалко игрушку? Конечно, жалко. Но и сын был расстроен не меньше, когда узнал, что починить вертолет уже невозможно. И, увы, без подобных казусов не обойтись. Ребенку придется объяснять, что некоторые вещи могут сломаться «без возможности восстановления». И лучший учитель в этом — личный опыт ребенка. И иногда он требует жертв в виде хороших вещей.

«Я злюсь!»

Не только жажда исследований движет ребенком, уничтожающим игрушки, но и обычный гнев. Иногда даже взрослому человеку в порыве раздражения хочется что-то сломать или разбить, что уж говорить о малыше, который не всегда может контролировать свои эмоции, а о ценности тех или иных вещей имеет весьма смутное представление.

Как поступить в этом случае? Конечно, предложить альтернативу! Вспыльчивого ребенка можно научить бить подушку, топать ногой, рвать старые журналы.

Без казусов, конечно, не обойдется, если малыш чересчур вспыльчив. Он может сломать что-то потому, что не получается. Старайтесь подбирать игрушки таким образом, чтобы в распоряжении ребенка находились те, которые представляют наименьшую опасность, как для самого малыша, так и для бюджета.

Например, пазлы или конструктор можно оставить вспыльчивого малыша собирать самостоятельно, а во время игры в планшет лучше находиться поблизости и вовремя предотвратить вспышку гнева или направить энергию разрушения на что-то другое.

И, конечно, малыша склонного остро реагировать на все, нужно учить контролировать свои эмоции. Учите ребенка проговаривать, что он чувствует, это позволит малышу осознать собственные переживания, а значит и лучше их контролировать. Придумайте свой собственный ритуал, позволяющий справится с эмоциями без вреда для окружающих предметов и самого малыша:

  • можно сосчитать до 10, прежде чем что-то сломать, а заодно и подумать, на что направить свою агрессию;
  • сходить умыться;
  • покидать мяч;
  • попрыгать.

Игра не «понарошку»

Фантазия и реальность во время игры для ребенка почти одно и то же. Поэтому если малыш играет в доктора, будет вполне закономерным, если кукла потеряет руку или ногу. Можно ли ругать за это? Мне кажется, нет. Просто примите участие в детских играх, понаблюдайте за ребенком и проблему можно будет решить не столько путем строгих ограничений, сколько правильным подбором игрушек.

Сын любит машинки, они участвуют в гонках и, конечно случаются аварии. Поэтому мы стали покупать преимущественно железные модели. Когда же ребенок просит дорогую, но хрупкую машинку мы оговариваем заранее, что такой транспорт вряд ли выдержит столкновение. Несколько машинок, конечно, пострадало, но со временем сын научился сам выбирать для игр подходящие игрушки.

«Хочу другую!»

Почти у любого ребенка с возрастом возникает желание немного схитрить. Старые игрушки ему наскучили, а родители не спешат покупать новые, потому, что комната забита? Самый простой выход — сломать старые надоевшие игрушки, чтобы получить замену.

Такое поведение, конечно, стоит пресекать. Если Вы заметили за ребенком подобное, заменять игрушку не стоит ни в коем случае. Не стоит акцентировать внимание на том, что это наказание. Подобная реакция только вызовет обиду.

Просто объясните малышу, что новую пока купить не удастся. Можно даже оговорить срок, через который данное ограничение будет снято. Предоставьте ребенку возможность самому подумать, стоило ли лишать себя интересного занятия на 2-3 недели ради получения замены.

Игрушка не нравится

Случается и так, что ребенку просто не нравится игрушка, которую ему подарили. Возможно, он ожидал найти под елкой корабль, а там оказался самолет, который спустя несколько часов оказался разобранным на части.

В данном случае можно советовать поговорить с малышом, объяснить, что мама или Дед Мороз старался и выбирал ему подарок, который подарил от души, что с подарками так поступать не стоит. Но, на мой взгляд, лучше прислушиваться к желаниям ребенка.

Если Вы понимаете, что не в состоянии удовлетворить желание ребенка — предложите альтернативу. Желательно в течение какого-то времени перед праздником говорить о том, какой чудесный самолет получит малыш, как сможет с ним играть и показывать в садике. Так ребенку будет намного проще принять подарок — ведь он уже знает, что с ним делать, так или иначе ожидает его и не испытает острого разочарования.

Если подобная ситуация происходит от того, что в магазине Вы периодически предлагаете малышу замену понравившейся вещи, самый простой вариант объяснить малышу, что сейчас игрушку купить не получится. Объясните, почему и предложите ребенку самому подумать, как лучше поступить.

Например, игрушка чересчур дорога:

  • Можно пообещать дорогую игру на какой-то праздник, а сейчас купить небольшой «утешительный приз» разумеется под честное слово, что он не будет сломан. Ну а уж если слово нарушено, придется применить более жесткие меры и покинуть магазин без покупки, напомнив ребенку, что произошло в прошлый раз.

    Осознание того, что Вы не отказываете, а просто откладываете вожделенную покупку, поможет малышу справиться с обидой. А умение держать свое слово — важное качество, которое стоит развивать.

  • Предложите ребенку вообще ничего не покупать, чтобы можно было собрать необходимую сумму на дорогую покупку. С детьми старше 5 лет подобный уговор работает очень хорошо. Возможно, Вас даже удивит, от скольких ненужных покупок ребенок откажется самостоятельно, чтобы получит одну единственную действительно необходимую вещь.

Существует и третий вариант, когда родители категорически не хотят покупать ребенку что-либо по личным соображениям. Например, Вам кажется, что подобная игра будет вредна малышу. В этом случае сразу объясните ребенку свою позицию. Ребенку будет гораздо легче смириться с категоричным: «Нет». Нежели постоянно получать то, что ему не нравится, не понимая, почему и переживая несправедливость самостоятельно.

Ребенок ломает игрушки «без причины»

Когда у родителей возникает подобная формулировка — это серьезный повод посмотреть на собственные взаимоотношения с ребенком. Ведь дети очень часто ломают игрушки от недостатка внимания.

Сама формулировка «без причины» должна насторожить. Причина есть всегда, просто Вы почему-то о ней не знаете. Это уже говорит как минимум о потерянном контакте между малышом и родителями. Возможно, это Вам пора отложить дела и поиграть с малышом? Просто посидеть рядом во время его занятий, расспросить, что делают игрушки и почему «болеют».

Как научить малыша беречь вещи?

Самый сложный для родителей вопрос — как вообще научить малыша заботиться о своих вещах. Стараться сохранить их целыми и невредимыми, воспитать в ребенке умение ценить и беречь.

Найдите что-то особенное

Сложно объяснить ребенку, что надо относиться к чему-либо бережно, если этого «чего-то» у него в изобилии. Поэтому приучить малыша беречь вещи необходимо с самой ценной для него вещи. У малыша есть любимая игрушка? Отлично, с нее и можно начать практику. Помогайте ребенку заботиться о ней, определите для ценной вещи место, на котором она будет стоять, старайтесь объяснить, что эта игрушка требует большей заботы потому, что она любимая.

Малыши еще не способны понять дорогая вещь или дешевая. Объяснить совсем маленькому крохе это будет сложно. А вот ценность любимой игрушки он может почувствовать.

Стараетесь не заменять сломанные игрушки сразу же

Лучше сначала постараться починить сломанное. На примере сына я заметила, что часто «игрушки-инвалиды» ценятся куда выше любой замены. Ведь теперь ребенок знает, что эта игрушка легко ломается.

Повышайте ценность вещей для ребенка

Дорогим игрушкам помимо объяснения можно повысить ценность в глазах ребенка, подарив ее на праздник или просто отложив покупку. Объясняйте малышу, что эта игрушка особенная, ее нужно беречь, потому что заменить ее нечем.

Не заменяйте сломанную игрушку точно такой же. Это позволит ребенку понять, что раз сломанная вещь уже не вернется.

Не заставляйте ребенка делиться

Если малыш не хочет давать свои игрушки другим детям — это его право. Все что вы можете —поговорить с ребенком и объяснить ему, что делиться стоит, что вещь от этого не перестанет быть его и это временно. Если заставлять малыша постоянно отказываться от собственных вещей в угоду друзей по песочнице их ценность в глазах ребенка значительно упадет. Как можно ценить вещь, которой распоряжаешься не ты?

Предоставьте ребенку самому заботиться о своих вещах

Чем больше Вы ругаете малыша за сломанные игрушки и растерянные канцелярские принадлежности, тем меньше он чувствует личную ответственность за их сохранность. Ребенок понимают, что родители дорожат вещью больше него, значит, они и отвечают за нее. Лучше познакомьте ребенка с причиной и следствием. Потерял игрушку на прогулке? Хорошо — ищи. Ни в коем случае не делайте этого за ребенка! Пока он понимает, что взрослые берут на себя ответственность за сохранность его личных вещей, он не будет их ценить.

Но не забывайте — если вещь действительно принадлежит ребенку и он должен нести за нее ответственность, то она принадлежит ему безраздельно. Вы же можете сами распоряжаться своими вещами, никто за это не заругает и не поставит в угол. Так же и малыш должен понимать, что есть его личные игрушки, с которыми он может поступать, как хочет.

Ребенку важно не только научиться беречь свои вещи, но и принимать решения. А сломать — это тоже решение, за которое малыш должен нести полную ответственность и не перед родителями, а перед самим собой в виде естественного следствия.

Дети и аккуратность, к сожалению, понятия несовместимые. Можно научить малыша этикету, самообслуживанию, но когда речь заходит об игрушках, все правила о порядке тут же улетучиваются. Как расценивать ситуацию, когда ребенок ломает игрушки? Это агрессия, любопытство или простая небрежность?

Причины

  • Дети не всегда намеренно портят вещи. Бывает, что это получается у него случайно . Обычно мама не обращает на это внимание, ведь она понимает, что пальчики крохи еще достаточно малы, движения его неумелые, да и силу рук кроха еще не умеет достаточно четко контролировать. Однако в этой ситуации есть чему поучиться. Понаблюдайте за реакцией сына или дочки: малыш расстроен, сердится или не проявляет никаких чувств? Если ребенок плачет и в гневе отбрасывает в сторону поломанную игрушку, значит, он пытается выразить свои чувства. Расскажите, что поломка произошла случайно, и в следующий раз надо быть аккуратным. Гнев не поможет вернуть любимую машинку, а только расстроит маму.

  • Протест против невнимания со стороны взрослого. Мало купить малышу игрушку – ему надо показать, что с ней делать. Что же происходит в жизни: мама приносит домой дорогую куклу, дает ее ребенку, а через день обнаруживает ее сломанной. Сразу же находится виновник – производитель, выпустивший некачественный товар. А ведь причина такого поведения кроется в другом: с детьми надо играть, участвовать в совместных экспериментах, заранее пресекать попытки поломать игрушку.
  • Любопытство . Очень часто дети даже не подозревают, что пытаясь изучить, как устроена машинка или почему у куклы поворачивается голова, они портят игрушку безвозвратно. Если ваше чадо проявляет любопытство, отдайте ему на «растерзание» старые вещи: поломанные часы, телефон, клавиатуру. Эти вещи устроены сложнее, чем игрушки, поэтому разбирать их будет гораздо интереснее.
  • Особенность темперамента . Агрессивное поведение, вспыльчивость, проявление гнева присуще холерикам. Они все делают на бегу, часто переключают внимание от одного к другому. Такие малыш портят все вокруг. Для деток-холериков игрушка не только средство познания окружающего мира, но и та вещь, с которой можно научиться контролировать свои чувства.

  • Узнать, почему ребенок все ломает, поможет ревизия в детской. Возможно, сыну или дочке просто скучно с игрушкой , чадо не знает, что с ней делать, поэтому играет, как может.

Игры, которые научат малыша аккуратности

Строим дом

Возьмите обычный конструктор или кубики. Стройте домики, собирайте фигурки, затем ломайте и придумывайте что-то новое. Цель такой игры – удовлетворить любопытство крохи.

Башни из песка

Стройте башенки, пасочки, фигурки из песка и разрешайте их ломать. Ребенок будет топтать песок, разгребать его лопаткой, подбрасывать вверх – все это даст маленькому непоседе возможность выплеснуть свою энергию. Даже зимой вам будут доступны такие игры: песок легко можно заменить снегом или использовать наборы для творчества под названием .

Самый умелый

Ломать – не строить! Это знают все взрослые, а вот дети считают, что все вещи берутся из ниоткуда. Захотел игрушку – мама купила, сломал – нашлась замена. Устройте дома соревнование: кто быстрее и лучше соберет домик из конструктора. Возможно, у ребенка получится не так красиво, как у вас, но возведенная конструкция будет результатом кропотливой работы. Малыш с особым усердием будет оберегать то, что он сделал своими руками. Это позволит ему осознать ценность труда других.

- это еще не повод вешать на него ярлык агрессивного и склонного к разрушению ребенка. И далеко не всегда такое поведение объясняется тем, что кроха хочет досадить родителям.

Как говорят детские психологи, если ребенок ломает игрушки, то он это делает не потому, что слишком избалован и не умеет ценить вещи. Как правило, малыш чувствует себя исследователем, который пытается понять, как устроен тот или иной предмет. Но это не единственная причина, почему ребенок ломает игрушки. Давайте выясним, что на самом деле может скрываться за «плохим» поведением малыша.

Почему ребенок ломает игрушки

Любопытство. Как уже было сказало, малыш постоянно находится в процессе познания. Поэтому нет ничего удивительного в том, что у ребенка появляется желание изучить, как работает механизм вертолета на радиоуправлении или говорящей куклы. Он пытается разбить или разобрать их, чтобы понять, как устроен «внутренний мир» игрушек.

Недостаток родительского внимания. Современные мамы и папы часто пропадают на работе, зарабатывая средства, но при этом экономя на времени, которое они могли бы уделить своему чаду. Чувствуя за собой вину, многие родители «откупаются» от ребенка дорогими подарками. Однако даже самые красивые и «навороченные» игрушки не заменят для крохи родительского внимания. А пытаясь уничтожить игрушку, ребенок своим плохим поведением хоть как-то завоевывает внимание членов семьи.

Сам процесс игры. Малыш, который играет в сюжетные игры, может отождествлять себя с героями. В процессе игры он хочет «убить» злого волшебника, дракона или волка, а сделать это можно только уничтожив игрушку. Ребенок ломает игрушки, следуя примерам из фильмов и компьютерных игр, в которых одни персонажи убивают других.

Потребность выплеснуть агрессию. Ребята, как и взрослые люди, могут чувствовать злость и переживать обиду, и часто дети ломают игрушки, чтобы дать волю накопившимся негативным эмоциям. Нередко родители не справляются со своими чувствами, поэтому начинают повышать голос на малыша. Точно так же, перенимая привычки взрослых, малыши разбивают игрушки, отрывают их детали и даже кричит на них.

Что делать, если ребенок ломает игрушки

  1. Как видите, часто ребенок ломает игрушки не умышленно, он так же, как и родители, приходит в расстройство от того, что произошло. Малыша не нужно ругать в таком случае. Рекомендуется приобретать игрушки с учетом темперамента малыша - лучше купить качественную игрушку, чем много хрупких и ненадежных.
  2. Родителям довольно сложно научить шестилетнего ребенка бережно относиться к вещам, однако мама и папа могут попытаться свести к минимуму случаи уничтожения игрушек. К примеру, можно купить игрушку , о которой крохе будет приятно заботиться, причем не одну. Ведь уже с четырех лет малышу знакомы чувства любви и заботы.
  3. Чтобы ничего не препятствовало изучению окружающего мира, желательно обеспечить малышу достаточное поле для экспериментов, при этом убрав подальше все хрупкие и ценные предметы.
  4. Маленьким исследователем можно предложить разобрать ненужные часы или старый фотоаппарат под вашим присмотром. Кроме того, направьте любознательность и тягу ребенка к разного рода механизмам на сборку и разборку конструктора. Даже для совсем маленьких, 2-3 летних малышей в магазине найдутся яркие и безопасные детские игрушки с большими деталями.

Не стоит паниковать, если ваш ребенок бьет игрушки и ломает их - через этот период проходит большинство малышей. Вам нужно запастись терпением, и не ругать его, иначе вы, наоборот, настроите ребенка против себя. Лучше направить силы и внимание крохи в другое русло.

Родители покупают своему малышу все новые и новые игрушки, стремясь сделать его досуг более интересным, а он вместо того, чтобы увлеченно играть, отрывает куклам головы, бросает на пол машинки или вскрывает брюхо плюшевому медведю? Такая ситуация не так уж редко встречается. Однако, этот факт вряд ли утешит родителей, ведь им, в первую очередь, хочется знать, почему так происходит.

Конечно, ваш ребенок может иногда случайно что-то испортить. Но как быть, если он начинает специально уничтожать хорошие вещи, с которыми, в принципе, он должен отдыхать и забавляться? Что делать, как остановить любимое чадо? Следует ли его наказывать? В этой статье мы разберёмся, по каким причинам ребёнок может начать портить вещи, выясним, как себя вести взрослым в таких ситуациях. И всё будет в порядке!

Причины по котором дети могут ломать свои игрушки

*Малыш ломает игрушки, неподходящие ему по возрасту

Зачастую ребёнок ломает игрушки из-за того, что ему просто пока рано пользоваться ими. Родители хотят порадовать любимого малыша и приобретают ему именно то, о чём он просит. В итоге оказывается, что игрушка малышу элементарно не подходит. Он слишком мал, чтобы понимать: с данной вещью необходимо обращаться бережно.

Приведём простой пример: малышу всего четыре года. Но он настойчиво просит купить красивую машинку с открывающимися дверцами, поднимающимся кузовом, поворачивающимися колёсами. Вскоре родители соглашаются. Они приобретают достаточно дорогую вещь. Но уже в тот же день машинка оказывается в разобранном виде.

Вероятная реакция: наказание. Малышу начнут объяснять, что он сломал дорогую вещь, плохо ведёт себя. Подход неправильный!

Как надо поступить

Разумеется, лучшее решение - вообще воздержаться от подобных покупок. Производители указывают возрастные ограничения как раз с учётом уровня развития ребёнка. Если вы будете дарить ребёнку в 4 года кубики, резиновые игрушки, пластиковые пирамидки и простые конструкторы из крупных деталей, он ничего не испортит.

Стоит ли ругать, если игрушка уже сломана? Безусловно, обвинять вашего маленького члена семьи не нужно. Вообще старайтесь не наказывать и не ругать малыша лишний раз. Если у него есть склонность к агрессии, вы таким образом разовьёте её в нём. Когда малыш ранимый, послушный, на него подобные наказания могут произвести настолько тяжёлое впечатление, что он вообще потеряет радость от игры. При этом мягко объяснить, что с вещами надо обращаться бережнее, действительно нужно.

У кого-то возникнет вопрос: а можно ли приобрести игрушку, неподходящую по возрасту, если малыш очень просит? Тут есть два варианта:

  1. Игрушки, которые могут представлять опасность для здоровья, давать ребёнку точно нельзя. Это касается изделий с мелкими деталями. Чтобы ребёнок ими случайно не подавился, они вообще не должны находиться в зоне его доступа.
  2. Когда игрушка безопасна, но велика вероятность, что малыш её разломает, решайте сами. Если хотите порадовать любимого ребёнка - покупайте. Только будьте готовы к скорой поломке.

*Вещь не оправдала ожидания

Дети иногда ломают игрушки нарочно. Они расстраиваются, поскольку получают не тот подарок. Часто реакцию можно предугадать заранее. Малыш просит в магазине одну игрушку, а ему покупают другую. Если вы так поступили, будьте готовы: дома ваше чадо проявит отношение к «подарку», сломав вещь. Таким образом дети просто пытаются настоять на своём. Тем более, им кажется: теперь им купят новую вещь, ведь они снова остались без подарка.

Исправляем ситуацию

Подобное поведение хорошим не назовёшь. Что же делать?

  • Постарайтесь объяснить, что вы дарили игрушку от чистого сердца, искренне расстроены реакцией ребёнка;
  • Не покупайте новую вещь после того, как была сломана предыдущая! Ребёнка баловать не стоит. В данной ситуации ему лучше некоторое время обойтись без новых игрушек;
  • Хороший способ воздействовать на малыша - оставить сломанную вещь на виду. Пусть он сам убедится, что это плохо, некрасиво;
  • Ругать не нужно. Объясняйте всё спокойно, не повышая голоса);
  • В дальнейшем, когда придёт время снова пойти в магазин с малышом, вы можете поступать так: если вы не в силах выполнить желание ребёнка и приобрести именно то, что он хочет, не покупайте очередную игрушку вообще. Напомните малышу, как он поступил с непонравившейся вещью до этого.

*Особенности темперамента

Сейчас, к сожалению, агрессия характерна для многих детей. Тогда игрушки ломаются регулярно, а все причины «буйного» поведения таятся в особенностях темперамента. Кроха холерик — он непоседлив, быстро отвлекается, легко раздражается, очень активен. У таких малышей игрушки ломаются сами. Крепко сжал, уронил, случайно наступил, зацепил и т. д

Как быть?

Однозначно, что закрывать глаза на такую проблему нельзя. Если проявления пока на начальной стадии, можно попробовать справиться своими силами.

  • Ругать ребёнка не надо. Наказания вызовут повышение агрессивности или замкнутость. Обе реакции - очень плохой результат;
  • Объясните максимально доступно, по-доброму, что так вести себя нехорошо;
  • Создайте условия для вымещения накопившихся эмоций. Отличное решение - снабдить ребёнка игрушками, с которыми можно развлекаться активно. Подойдут резиновые вещи, мечи (не мЯчи, а детские мЕчи). Мальчику можно повесить грушу;
  • Сделайте так, чтобы дети могли активно отдыхать, расходовать энергию. Отдайте их в спортивную секцию, танцевальный кружок.

Всё это вам точно поможет. В крайнем случае, придётся обратиться к детскому психологу или невропатологу.

*Познавательная деятельность. Любопытство

Многие дети готовы абсолютно на всё, когда у них возникает непреодолимое желание изучить новую вещь. Они разбирают, раскручивают, ломают игрушки. Эти дети просто хотят выяснить, как устроены предметы, что у них внутри. К сожалению, дорогие вещи обостряют любопытство ещё больше. Поэтому им грозит опасность в первую очередь. Чаще всего малыши потом предпринимают попытки собрать игрушки, но это уже невозможно.

Как быть?

Есть отличный выход: приобретайте для вашего чада больше конструкторов, игрушек, которые можно спокойно собирать и разбирать. Давайте ребёнку смотреть познавательные мультфильмы, документальные передачи. Детям старшего возраста будет полезно почитать энциклопедии. Таким образом ваш малыш удовлетворит свою любознательность.

*Малыш хочет привлечь внимание родителей

Такая ситуация тоже широко распространена. Малыш начинает регулярно шалить, ломает игрушки, плохо ведёт себя за столом , постоянно капризничает… И всё направлено исключительно на одну цель. Просто подумайте: может быть вашему любимому чаду не хватает родительского внимания? Некоторые дети страдают от чрезмерной опеки, а вот кому-то, наоборот, не хватает заботы, совместных игр с родителями.

Наше решение

В первую очередь с ребёнком надо поговорить. Спросите его, не хочет ли он погулять, почитать или порисовать с вами. Предложите интересную игру. Например, можно устроить импровизированный кукольный театр с пальчиковыми зверятами и куколками. Многие дети будут рады отправиться с родителями на улицу, вместе побегать, покататься с горок, покидаться снежками. Всё это позволит укрепить связь с ребёнком, позитивно отразится на отношениях в семье в целом. Будьте одной командой, веселитесь и отдыхайте вместе!

*Просто хочется всё ломать…

Ещё одна распространённая причина такого поведения - обычная раздражительность. Малыши, как и взрослые, чувствуют злость и обиду. Очень часто они ломают игрушки, выплеснув накопившиеся негативные эмоции. Бывает так, что дети берут пример со взрослых, когда те не могут справиться со своей злостью и повышают голос, стучат по столу кулаком, бросаются вещами. Так вот малыши, перенимая привычки взрослых, могут так же неадекватно себя вести, разбивая и ломая игрушки в процессе агрессии.

Что сделать?

Устройте для ребёнка особую игровую зону, где он сумеет что-то сломать, разобрать. Например, кто-то просто покупает ребёнку постарше маленькие воздушные шарики с дротиками. Тренируя координацию, меткость, мальчики и девочки с удовольствием поражают мишени. И становятся потом заметно спокойнее, уравновешеннее.

*Малыш играет в супергероя

Детская снова напоминает поле битвы? Все вещи разбросаны, часть игрушек сломана, а ваш малыш ходит довольный, будто именинник? Вполне вероятно, что ваше чадо просто воображает себя смелым воином, хочет подражать любимым героям. В таких играх нужно уничтожить страшного дракона, злого волшебника, волка, плохого человека. А для этого их нужно «убить». Малыш ломает игрушки, увлекаясь игрой и следуя примерам персонажам фильмов и мультфильмов.

Решение есть!

Вам нужно хорошо поговорить с любимым ребёнком, объяснить ему, что бороться с хорошими вещами не нужно. В этом нет того смысла, который имеется в сражениях его любимых героев. Кроме того, вам нужно организовать зону для «битв» в детской. Там должны быть безопасные мечи, различное детское оружие и специально подобранные игрушки, которые не пострадают от таких сражений. Например, большие мягкие, резиновые звери.

Ещё несколько распространённых причин

  1. Малыш расстроен, что его чрезмерно опекают. Иногда родители слишком старательно учат детей, как обращаться с игрушками. А малышей это раздражает. Постарайтесь быть мягкими, спокойными, давать некоторую свободу вашему чаду.
  2. Ребенок болеет, сильно устал. Недомогание, как правило, истощает психику крохи, он становится нетерпеливым, раздражительным, неловким. Внезапная вспышка гнева, неосторожное движение - и игрушка разлетается на части.
  3. Ребенок выражает гнев. К примеру, ребенок играет с машинкой, и у него не выходит посадить в нее маленькую игрушку - он тут же связывает неудачу не со своими личными способностями, а с игрушкой, которая у него в руках. В порыве гнева ребенок бросает игрушку, она с размаху ударяется о пол и ломается. Кроха еще не понимает, что вещи способны ломаться, поэтому он просто не может думать о каких-либо последствиях своих действий.
  4. Ребёнок хочет добиться покупки другой игрушки. Некоторые малыши немного хитрят. Они сначала портят вещи, а потом разными способами демонстрируют свои переживания. И просят очередную игрушку. Заметили, что всё происходит по этому сценарию? Тогда не покупайте очередную вещь. Оставьте в детской сломанную игрушку. Пусть ребёнок осознает, что он сломал хорошую вещь, остался без неё.
  5. Ребенок ломает игрушки назло. Очень часто разрушительное поведение и агрессия со стороны малыша по отношению к игрушкам на самом деле скрывает протест против действий взрослых. Мама не разрешила взять со стола конфету или потребовала убрать игрушки, а малышу этого делать не хочется. Он злится и решает как-то навредить родителям, но не находит способа лучше, чем разорвать купленные ему книжки или распотрошить мягкую игрушку. Таким образом, малыш, который еще не научился управлять своими эмоциями, выражает свою обиду и злость.
  6. Игрушку купили кому-то другому. И ребёнок испортил её нарочно. Выход тут один. Старайтесь не показывать вашему малышу вещи, предназначенные для подарка другим детям. Это вызывает обиду, ревность. Избегайте подобных ситуаций.

Как отучить ребенка ломать игрушки

На первых порах главная задача родителей - не мешать малышу познавать окружающий мир, и наоборот, всячески ему помогать в этом. Не стоит тут же поднимать за ним брошенные на пол вещи и выставлять на полки только что скинутые оттуда игрушки. Лучше просто наблюдать за действиями малыша и давать ему подсказки. Если кроха никак не может закрыть коробочку, потому что она переполнена, нужно показать ему, что нужно освободить в ней немного места, и тогда крышка легко встанет на свое место. Если малыш пытается оторвать кукле голову, нужно объяснить ему, что так делать нельзя, потому что куколке будет больно, и вместо нее предложить крохе другую игрушку, которую можно легко разобрать и собрать заново.

Если ребенок пытается ко всем окружающим его предметам применить силу, стоит обеспечить его такими игрушками, которые ему точно придутся по вкусу: специальные мягкие блоки из которых можно строить крепости, высокие лежанки и пещеры, а также прыгать по ним, надувной мяч, кегли, крупные конструкторы, из которых можно строить башни и ломать их. Можно научить малыша комкать ненужные листы бумаги и забрасывать их в специально повешенное для этой цели кольцо над мусорным ведром. Предложите крохе попробовать себя в лепке из пластилина или полимерной глины. Можно поиграть с малышом в машинки с настоящими авариями и столкновениями.

На детской площадке маленький разрушитель сможет применить свою силу, налепив большое количество куличиков растоптав свои труды. Зимой можно вместе с малышом построить снеговика и сломать его, а осенью сгрести большую кучу из опавшей листвы, а потом разворошить ее.

Самое главное для родителей - набраться терпения и ждать, а чтобы расстройство из-за новой волны разрушения было не таким сильным, стоит заранее убрать из зоны досягаемости ребенка ценные и хрупкие вещи. Постепенно учите малыша понимать разницу между игрушками и предметами интерьера, которые нельзя трогать, а также вашими любимыми вещами, которые тоже ни в коем случае нельзя портить. Как утверждают психологи, маленький разрушитель в любом случае превратится в созидателя, как только период повышенного любопытства останется позади.

Взято: http://www.ya-roditel.ru/parents/base/experts/373782/

У многих родителей вызывает тревогу манера обращения ребёнка с игрушками. Часто бывает, что малыш ломает только что купленную куклу или машинку. Но такое не созидательное отношение к вещам вполне объяснимо с точки зрения детской психологии.

Для начала следует сказать, что малыш в возрасте двух-трёх лет должен швырять и ломать игрушки. Так формируется его нервная система, которой необходимы выплески негативных эмоций ничуть не меньше, чем взрослым. Кроме того, игрушки – это первые материальные вещи, которые принадлежат ребёнку, и ему необходимо научится взаимодействовать с ними, вырабатывая систему ценностей.

Причины подобного поведения

Родителям нужно самостоятельно определить, почему малыш крушит свои игрушки

Это интересно. Когда писателя Фредерика Бегбедера спросили о ярких воспоминаниях из детства, он ответил: «Мне надоело, что меня считали испорченным ребенком и упрекали за то, что я ломал игрушки. Я их ломал, чтобы сделать новые».

Если маленькие дети уже научились ходить, пользоваться ложкой, горшком, то это не означает, что они чётко понимают, какие вещи делать можно, а какие – нельзя. Поэтому родителям нужно самостоятельно определить, почему малыш крушит свои игрушки. Психологи и педагоги выделили ряд причин такого поведения маленьких разрушителей:

  • Проявление любознательности. В 2-3 года малыш активно развивается и растёт, он познаёт окружающие предметы и хочет получить о них максимум информации. Этот мотив и толкает заглянуть внутрь плюшевого медведя или оторвать кукле голову.
  • Таким образом ребёнок выражает своё недовольство. Дело в том, что маленькие дети, которые только начали постигать причинно-следственные связи, мыслят очень конкретно: если кукла не вмещается в машинку, то либо машинка, либо кукла летит прочь. Малыш не связывает эту трудность с тем, что это он сделал неправильный выбор, и предметы не соответствуют друг другу по размерам.
  • Ребёнок пытается сделать родителям назло. Если в ответ на просьбу малыша, он слышит, что вначале нужно убрать игрушки, то это вызывает у него возмущение и желание как-то насолить родителям. Самый простой способ – сделать что-то наоборот. Просто по-другому ребёнок ещё не может справиться со своими эмоциями.
  • Малыш только начинает усваивать иерархию отношений. Он полностью зависит от родителей, а игрушки – от него. Вот ребёнку и хочется проявить свою власть над ними так, как родители над ним. В этом случае чем ласковее обращаются с малышом родители, тем более бережлив ребёнок по отношению к куклам;
  • У детей, которые непоседливы по природе, происходит частая смена деятельности, они излишне активны, легко подвержены раздражению. И получается, что игрушки ломаются случайно: слишком крепко схватил, наступил или уронил;
  • Если малыш болеет, то его психика истощается недомоганием и порождает внезапные вспышки гнева. В этом случае одно неосторожное движение – и что-то упало, сломалось или погнулось.

Как отучить

Самое главное в отношении с ребёнком – это терпение.

Главная задача родителей, не вмешиваться в то, как ребёнок познаёт мир. Данный процесс можно лишь осторожно корректировать. Для этого следует воспользоваться советами детских психологов:

  • Объясняйте всё постепенно. Если малыш нервничает, что коробочка не закрывается, подскажите ему, что если оттуда убрать пару машинок, крышечка легко закроется. Если ребёнок пытается оторвать голову кукле, объясните, что куколке будет больно, а вот резиновый конструктор можно собирать и разбирать без всякого вреда.
  • Для тех ребят, которые ко всем игрушкам применяют силу, отлично подойдут прорезиненные блоки, кегли, мячи. Все эти предметы можно швырять, тянуть, а башню из конструктора ломать и собирать заново.
  • Позволяйте ребёнку проявлять свою силу, например, в песочнице. Пусть малыш построит песочный замок и сам его разрушит. Этим, кстати, воспитывается уважение к своему труду. Осенью пусть ребёнок соберёт пожелтевшую листву и разворошит её. Такой выход отрицательной энергии необходим каждому человеку.
  • Проследите за своим поведением. Если родители небережно относятся к своим вещам, то ребёнок будет так же относиться к своим.
  • Не старайтесь сразу же покупать новую игрушку взамен сломанной. Лучше попробовать совместно с виновником поломки починить старую. Это повысит её ценность в глазах ребёнка;
  • Учитесь переключать внимание малыша. Дети быстро включаются в разные виды активности, поэтому отвлечь от разрушительных действий труда не составит.
  • Обязательно спрячьте от малыша предметы, которые не безопасны для его здоровья. А также хрупкие и дорогие вещи.

Самое главное в отношении с ребёнком – это терпение. Не ждите мгновенных результатов. Лучше максимально окружить малыша заботой и вниманием. Тогда он будет уравновешенным и эмоционально спокойным. А способность к созиданию к маленькому разрушителю обязательно придёт с возрастом.