Изменения по начислению пенсии в. Пенсионная реформа. Условия расчёта выплат

С началом 2016 года в России появилась новая реформа, касающаяся пенсии. Несомненно, размер пенсии будет расти, вот только его расчет будет производиться по-новому.

Расскажем, на что повлияет пенсионная реформа, кто сможет получать пенсию по старости в 2016 году, а также определим, какие недостатки несут изменения в будущем.

Как рассчитывается пенсия в 2016 году – параметры и условия расчета пенсии 2016

Главный документ, предусматривающий все изменения – федеральный закон под номером 385 и названием «О приостановлении действия отдельных положений законодательных актов РФ, внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ и внесении изменений в особенностях увеличения страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и социальных пенсий», утвержденный 15 декабря 2015 года.

Новая система перерасчета заключается в том, чтобы начислять положенные деньги не в рублях, а баллах . Причем ежегодно будет пересматриваться ставка одного балла.

Баллы будут начислены, в зависимости от:

  1. Вашей заработной платы.
  2. Трудового стажа.
  3. Возраста, в котором собираетесь выходить на пенсию.
  4. Специальных отчислений, которые вы перечислили на трудовую часть пенсии.
  5. Выбора пенсионного обеспечения.
Вам помогла наша статья? Поделитесь в соц сетях!

С 2016 года вступили в силу изменения в пенсионном законодательстве, которые в этом году наделали немало шороху в рядах пенсионеров. В частности, начнет действовать ряд непопулярных реформ, которые позволят сэкономить бюджетные деньги на счетах ПФР, чьи запасы сильно истощились с продолжением затянувшегося кризиса, падением цен на нефть, боевыми действиями на востоке Украины и в Сирии и целым рядом других неурядиц. Сегодня поговорим о том, какие изменения ожидают пенсионеров с 2019 года, и к чему готовиться пожилым гражданам нашей страны.

Новый порядок расчета пенсий

В пенсионном законодательстве с 2016 года предусмотрен новый порядок начисления пенсии. Было внесено несколько важных поправок, с которыми необходимо ознакомиться в первую очередь людям предпенсионного возраста, работающие последние годы, и в скором времени завершат трудовую деятельность. В частности, следует обратить внимание на следующие изменения:

  • с 2016 года вступает в силу поправка, согласно которой размер выплат по достижении соответствующего возраста определяется количеством отчислений в Фонд социального страхования. Отныне чем большие суммы будут перечислены в соцстрах, тем больший размер будет иметь итоговая пенсия;
  • с 1 января в качестве отчислений в Пенсионный фонд будут учитываться исключительно проценты, высчитанные с официальных заработных плат каждого работника. Таким образом, если начисления работника не могут быть подтверждены документально, в соответствии с новым порядком, насчитываться они не будут. То же самое будет касаться и других видов отчислений, в частности: премий, финансовых поощрений, бонусов и т. д.;
  • важное изменение касается и работающих пенсионеров. Трудовой стаж остается важнейшим фактором при расчете последующих выплат, и он продолжит учитываться даже в том случае, если работник продолжит деятельность после официального наступления пенсионного возраста. Более того, его пенсия будет увеличиваться в соответствии со специальными коэффициентами;
  • введение с 2016 года персональных расчетных коэффициентов для накопления дополнительных средств. Если вы по каким-либо причинам не ведете трудовую деятельность, вы все равно можете рассчитывать на увеличение персональных пенсионных накоплений. В первую очередь это относится к лицам, проходящим срочную службу в Вооруженных силах, женщинам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком, а также родственникам инвалидов, осуществляющим уход за ними. Однако следует помнить, что коэффициенты будут работать только в случае, если лицо, имеющее основание для их получения, официально зарегистрировано.

Расчет пенсий с 2016 года теперь станет осуществляться исходя из наличия накопительной и страховой частей. Первая начисляется достаточно просто: достаточно лишь данные о сумме, которые хранятся на счетах, разделить на количество отработанного времени. А вот со страховой частью дела обстоят несколько иначе, и сумма к выплате зависит от денежных сумм граждан за определенный период деятельности, в который разрешены соответствующие накопления. В целом новая пенсионная система требует знания некоторых фактов, в частности, с 2016 года вступили в силу следующие изменения:

  • пенсионер должен иметь минимальный страховой стаж 15 лет, и он постепенно будет повышаться;
  • с 2016 года работает балльная система накопления пенсии. Планируется, что сумма баллов будет увеличиваться пропорционально инфляции для того, чтобы пожилые лица не ощущали на себе обесценивания валюты;
  • в соответствии с постановлением правительства, накопления каждого пенсионера увеличатся, благодаря чему пожилые люди могут быть уверены в получении достойной суммы выплат по достижении пенсионного возраста.

Кроме того, следует упомянуть и о том, что новые правила начисления пенсий коснутся не всех жителей нашей страны. Таким образом, вышеописанные изменения не окажутся актуальными для таких категорий граждан, как:

  • инвалиды I группы;
  • лица, проживающие в населенных пунктах Крайнего Севера;
  • пенсионеры, возраст которых к моменту вступления закона в силу, превысил отметку в 80 лет.

Однако остался еще один немаловажный вопрос, который волнует работников многих структур: коснутся ли новые правила повышения пенсионного возраста? Разберемся далее.

Поднимется ли пенсионный возраст?

В конце ноября в Государственную думу был внесен законопроект, в соответствии с которым с 2016 года началось постепенное увеличение пенсионного возраста для отдельных категорий работников. В соответствии с ним предполагается, что мужчины и женщины смогут выходить на пенсию в 65 лет, вместо нынешних 60 и 55 соответственно. В первую очередь подобные поправки коснутся:

  1. Госслужащих.
  2. Работников МВД.
  3. Военнослужащих.

Автором данного законопроекта является премьер-министр РФ Дмитрий Медведев. Причины тому достаточно просты – спад рождаемости в 90-е годы, из-за чего на сегодняшний день отмечается сильное старение населения. Поэтому поднятие пенсионного возраста является вынужденной мерой, которая позволит сэкономить средства ПФР. В России итак остается едва ли не самая низкая планка прекращения трудовой деятельности, страны Европы уже давно перешли к практике ее подъема.

Кроме того, этим же законопроектом предусмотрен и постепенный рост страхового стажа, о котором мы говорили выше. С 2016 года он составляет не менее 15 лет, а к 2020 году его планируется увеличить до 20 лет.

2017 год ознаменовался внесением изменений в пенсионное законодательство . Корректировки коснулись, в первую очередь, величины выплат и порядка их назначения для отдельных граждан. Рассмотрим далее новые изменения в пенсионном законодательстве.

Общие сведения

Первые изменения в в 2017 г. связаны с приостановленными положениями, относящимися к индексации сумм. Они снова начали действовать. Как обещал премьер-министр, величина социальных и страховых выплат будут проиндексированы в полном объеме.

Предусмотрены изменения в пенсионном законодательстве для военнослужащих . Выплаты этим гражданам также будут увеличены, однако точная величина повышения неизвестна.

С 1 января закон, устанавливающий увеличение пенсионного возраста до 63 лет для женщин и 65 - для мужчин, вступил в действие. Предполагалось, что эти коснутся только чиновников. Однако в связи с наличием дефицита бюджета, восполнение которого идет крайне медленно, активно обсуждается вопрос о повышении возраста выхода на пенсию и для других граждан. Эта идея вызвала широкий резонанс в обществе. Правительство, однако, обещает, что активные действия в этом направлении не будут предприниматься до 2018 г.

Ситуация на практике

Среди ключевых изменений в пенсионнм законодательстве с начала 2017 г. можно отметить следующие:

  • Увеличение минимальной продолжительности трудового стажа.
  • Повышение пенсионных коэффициентов. Они используются для назначения пенсионного обеспечения по старости.

После реформы, проведенной в стране в 2015 г., изменился порядок расчета сумм. Соответственно, пенсионные взносы, перечисляемые в страховую часть, стали учитывать в виде индивидуальных коэффициентов (баллов). При выходе гражданина на пенсию их переводят в рубли.

Требования к стажу

Как устанавливает 8 статья ФЗ № 400, при гражданину нужно иметь не меньше 15 лет стажа и 30 баллов.

Данные требования, однако, Правительство решило вводить постепенно. Так, величина баллов с 6,6 будет увеличиваться ежегодно на 2,4. Необходимый стаж будет повышаться на год также ежегодно.

Ситуация с госслужащими

С 01.01.2017 вступил в действие ФЗ № 143. В нем существенно ужесточены требования к пенсионному возрасту. Как выше говорилось, для женщин он будет равен 63, для мужчин - 65 годам. При этом стаж госслужбы должен быть не меньше 20 лет.

Эти будут реализовываться постепенно. На 2017 год для выхода на пенсию женщины должны быть в возрасте 55,5, а мужчины - 60,5 лет. Стаж госслужбы должен быть 15,5 л.

Повышение возраста выхода на заслуженный отдых связано с постоянным увеличением прироста населения и продолжительности жизни граждан. В настоящее время в среднем продолжительность жизни составляет 72 года. Если экономическая ситуация в будущем будет складываться благоприятно, то этот показатель еще больше увеличится.

Тарифы для самозанятых лиц

Согласно изменениям в пенсионном законодательстве , взносы по ОПС (обязательному пенсионному страхованию) для граждан, работающих "на себя", отчисляются в фиксированном размере. Он определяется ежегодно исходя из величины МРОТ.

С июля 2016 г. минимальный размер заработка составил 7500 р. Соответственно, нотариусы, адвокаты, иные частнопрактикующие лица, а также ИП должны отчислить в ПФР 23 400 р. за 2017 г.

Величина прожиточного минимума

Определение этого показателя необходимо для приобретения права на получение социальной доплаты.

Как отмечал Минэкономразвития, предполагается снижение стоимости потребительской корзины. Соответственно, величина прожиточного минимума также уменьшится. Она, в свою очередь, тесно связана с размером пенсионного обеспечения. Социальные доплаты предназначены для приведения суммы пенсии в соответствии с прожиточным минимумом.

В законе о бюджете предусматривалась величина ПМ в сумме 8540 р. Между тем в регионах этот показатель существенно варьируется в зависимости от разных условий, в том числе климатических.

Стоит сказать, что , касающиеся размера прожиточного минимума, распространяются на граждан, которые начали получать пенсию в 2017 г. Для остальных лиц выплата будет прежней (более высокой).

Единовременная выплата

Она была введена в связи с отсутствием достаточного объема бюджетных средств для индексации. Действие некоторых принятых ранее положений было приостановлено. Вместе с тем Правительство решило провести частичную индексацию пенсий - на 4 %. Учитывая уровень инфляции, такая мера оказалось недостаточной. Но и средств в бюджете на пересчет в полном объеме не было.

Для компенсации потерь Правительством было решено осуществить фиксированную выплату в размере 5 тыс. р. Эта сумма полагалась всем лицам, являющимся на 31 декабря 2016 г. пенсионерами.

Реализация этих изменений в законодательстве Пенсионного фонда не сопровождалась какими-либо сложностями. Порядок получения доплаты гражданами был упрощен. Пенсионерам не нужно было обращаться в ПФР с заявлением. Выплаты были произведены по графику с 13 по 28 января. При этом в некоторых случаях выдача компенсации совпала с получением пенсии.

Если доставка пенсии на дом не производилась, пенсионеру направлялось уведомление, по которому выплату можно было получить в территориальном почтовом отделении.

Последние изменения в пенсионном законодательстве по индексации

Изначально было установлено, что социальные и пенсионные выплаты ПФР должны каждый год увеличиваться в связи со снижением покупательской способности, обусловленного повышением уровня инфляции. Порядок индексации устанавливается в зависимости от выплаты:

  • 1.02 - повышаются страховые пенсии на показатель инфляции за прошлый год.
  • 1.04 - увеличиваются социальные пенсии. Индексация зависит от темпов повышения прожиточного минимума за прошлый год.

Индексация в 2016 году была проведена только на 4 % при уровне инфляции за 2015 г. 12,9 %. Однако в конце 2016 г. Правительство пообещало восстановить порядок увеличения выплат. Для реализации обещания в проект бюджета были заложены необходимые средства.

Увеличение пенсии по старости

Трудовая (страховая) часть выплаты повышается посредством индексации стоимости одного пенсионного балла и фиксированной выплаты. На 01.02.2016 показатели были следующими:

  • Пенсионный коэффициент - 74,27 руб.
  • Фиксированная выплата - 4558,93.

По прогнозам Минэкономразвития и Минфина, уровень инфляции должен был составить 5,8 %. В этом случае величина индексации ИПК должна быть 1,058. Но, согласно опубликованным данным Федеральной службы госстатистики, индекс цен на 2016 г. составил 5,4 %.

Учитывая показатели, заявил, что пенсионного балла составит 1,054, размер стоимости ИПК - 78,28 руб., а фиксированной выплаты - 4805,11 руб.

В законе о бюджете ПФР отмечалось, однако, что на 01.04.2017 стоимость балла составит 78,58 руб. Соответственно, необходима вторая индексация пенсий. В совокупности, общее повышение должно составить 5,8 %. С первого апреля в результате страховую пенсию дополнительно увеличили на 0,38 %. Размер фиксированной выплаты остался при этом прежним - 4805,11 руб.

Изменения в военном пенсионном законодательстве

Новости из Госдумы особой надежды на повышение пенсий для граждан, завершивших службу, не внушают. Стоит сказать, что увеличение обеспечения для этих лиц не осуществлялось надлежащим образом довольно давно.

Повышение пенсии происходит за счет увеличения оклада, понижающего коэффициента и индексации страховой части на показатель прошлогодней инфляции. Такой порядок действует для пенсионеров МВД, МЧС, ФСИН и ряда других ведомств.

В 43 статье ФЗ № 4468-1 предусмотрен к ДД (денежному довольствию) в размере 54 %. Он применяется при начислении пенсии и должен каждый код повышаться на несколько процентов до достижения 100 %. Предполагалось, что такая величина будет установлена в 2035 г. В течение последних 2-х лет, таким образом, этот коэффициент был равен:

  • С 1 янв. 2015 г. - 62,12 %.
  • С 1 окт. 2015 г. - 66,78 %.
  • С 1 февраля 2016 г. - 69,45 %.

Однако, по заявлению Антона Силуанова, федеральный бюджет может не выдержать такого повышения, следовательно, вопрос индексации нужно решать аккуратно. Тем не менее в 2017 г. военные пенсии были все же повышены за счет коэффициента, которых достиг 72,23 %.

Определены основные факторы, от которых будет зависеть размер пенсии:

    • период отчисления средств в страховой фонд – увеличение страхового стажа прямо пропорционально возрастанию материальной поддержки;
    • размер зарплаты – предполагается отчисление средств исключительно с реальной зарплаты (премии и бонусы, не учтённые в ведомости, не будут влиять на размер пенсии);
    • возрастная категория граждан — увеличение рабочего стажа напрямую влияет на рост выплат;
    • персональный коэффициент – зависит от ряда факторов: прохождение службы В вооружённых силах, отпуск по уходу за детьми, уход за родственниКами преклонного возраста.

Условия расчёта выплат

Пенсионные выплаты будут формироваться по обновлённым правилам. Будет учитываться накопительная и страховая часть. Расчёт накопительной части будет осуществляться посредством деления имеющейся суммы на определённый временной период, который представляет собой статистический показатель, утверждённый федеральным законодательством. Страховая пенсия в 2016 году будет рассчитываться в соответствии с гражданскими выплатами, размер которых зафиксирован.

Внимание! Обязательным условием является продолжительность страхового стажа сроком от 15 лет. Поскольку выплаты будут рассчитываться в баллах, привязанных к условным единицам, исключается вариант с обесцениванием пенсии, вызванной высоким уровнем инфляции. Следовательно, выходя на заслуженный отдых, человек сможет рассчитывать на сумму, соответствующую реалиям своего времени.

Кого коснётся реформа?

Характерно, что есть категории граждан, которых нововведения не коснутся:

  • граждане в возрасте от 80 лет;
  • инвалиды I группы;
  • жители районов крайнего севера.

Реформа коснётся исключительно тех граждан России, которые трудоустроились в 2015 году. Накопления прочих работников пересчитываются лишь частично, при этом в случае уменьшения размера пенсии, полученной по новой формуле, выплаты всё равно будут производиться в прежнем размере.

Внимание! Обновлённая формула применима к инвалидам II-III группы и гражданам, получающим пенсию в связи со смертью кормильца.

Печальное известие ждёт граждан, которые будут работать после достижения пенсионного возраста. Теперь они не смогут одновременно получать заработную плату и выплаты от государства. Преимуществом является ежегодное увеличение накопительной составляющей и баллов стажа, что впоследствии увеличит размер пособия. Государство планирует таким образом стимулировать людей к продолжению работы, официально воздерживаясь от повышения пенсионного возраста.

Последние новости – увеличение возрастного ценза, может произойти уже в 2016 году

Однако, судя по последним новостям, может ещё претерпеть изменения, касающиеся именно вопроса возраста, в котором граждане будут иметь право уходить на заслуженный отдых. Реформа является дефицитной, то есть у государства нет достаточных оборотных средств для её реализации. Если, не повысив , перейти к реализации проекта, то резко снизится уровень жизни пожилых людей или же придётся увеличить налоги. Явным сторонником внесения подобных изменений является Министерство Финансов РФ.

Господин Моисеев, занимающий должность заместителя министра, полагает, что решение проблемы замещения импорта будет под угрозой, если возрастной порог не повысить. Выход на заслуженный отдых квалифицированных рабочих сорвёт антикризисный план правительств а. Нивелировать дефицитность реформы можно было бы путём увеличения налогов, но В.В. Путин уже дал обещание не делать этого в отношении несырьевого сектора экономики.

Характерно, что финансисты и политики едины во мнении, что данная мера является вынужденной. Только экономисты хотят прибегнуть к ней, начиная с 2016 года, а вот политики во главе с президентом считают, что есть ещё 3 – 5 лет, в течение которых можно воздержаться от непопулярной меры. Окончательно все положения реформы не утверждены – следите за новостями и будьте в курсе событий!

Стало известно, что оформление пенсии 2016 года в России будет производиться по совершенно новому алгоритму. Часть нововведений, предусмотренных изменением пенсионного законодательства, уже вступили в силу, и испытать их на себе смогут те граждане, которые будут выходить на пенсию в текущем году.

От чего будет зависеть новая пенсия?

Начисление социального пособия пенсионерам отныне будет проводиться не в рублях, а в условных единицах – баллах, которые будут зависеть от множества индивидуальных факторов:

  • размер заработной платы будущего пенсионера. Начисление баллов происходит только на ту часть дохода, с которой работодатель уплачивает страховые взносы, т.е. зарплата «в конверте» при расчете пенсии учитываться не будет;
  • продолжительность страхового трудового стажа. Здесь будет действовать простая арифметическая зависимость: чем больше рабочий период, тем больше баллов зачислится пенсионеру;
  • возраст гражданина. При выходе на пенсию позднее установленного законом возраста индивидуальный коэффициент будет увеличиваться, и размер пособия будет выше.

Отдельно будут учитываться нестраховые периоды, в течение которых граждане находились на службе в армии по призыву, службе в органах внутренних дел, отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет, ребенком-инвалидом или нетрудоспособным гражданином старше 80 лет. Окончательная сумма начисленных баллов будет конвертироваться в рубли исходя из коэффициента, установленного законом «О страховых пенсиях».

В 2016 году пенсии будут насчитываться не в рублях, а в специальных баллах

На 01.01.2015 года «стоимость» пенсионного балла зафиксирована в сумме 64,1 руб. Отдельно закон предусматривает ежегодную индексацию ИПК (индивидуального пенсионного коэффициента) в зависимости от доходов, полученных Пенсионным фондом в предыдущем календарном году.

Структура пенсии

Пенсионная реформа 2016 года устанавливает определенный состав трудовой пенсии. Она будет формироваться из страховой и накопительной частей.

  • Страховая часть пенсии будет рассчитываться, исходя из фактически произведенных выплат. При подсчете страховой составляющей учитывается рабочий стаж, который должен составлять не менее 15 лет. В «чистом» виде оценить свою страховую пенсию смогут лишь граждане, оформившиеся на работу с 1 января 2015 года. Для других получателей пенсии ее размер будет пересчитан в соответствии с новыми требованиями. Если в результате перерасчета пенсия уменьшится, то гражданин имеет право выбрать более выгодный для себя вариант.
  • Накопительная составляющая пенсии будет рассчитана, как результат деления всех произведенных пенсионных отчислений на статистическую единицу, зафиксированную в Федеральном законе.

Кого коснется пенсионная реформа 2016 года?

Алгоритм нового расчета будет действовать на все виды социальных пособий: пенсии по старости, по инвалидности и по потере кормильца. Отличие состоит в том, что для получения двух последних видов выплат потребуется наличие стажа в 1 трудовой день.

Граждане, профессии которых попадают в льготный список, по-прежнему смогут выйти на пенсию ранее установленного законом возраста. При формировании их пенсионных баллов будут применяться повышающие коэффициенты. Пенсионная реформа 2016 года предусматривает также несколько категорий граждан, на которых не будут распространяться нововведения:

  • пенсионеры, которым исполнилось 80 лет;
  • граждане, имеющие инвалидность 1 группы;
  • получатели пенсии, проживающие в районах Крайнего Севера.

Пенсия или работа – что выбрать?

Начиная с 2016 года, одновременное получение пенсии и заработной платы не допускается. Исходя из принципов пенсионной реформы, более поздний выход на пенсию будет стимулирован существенным повышением индивидуального коэффициента.


Пенсионная реформа 2016 г. усложняет самостоятельный расчет пенсии

Это должно побуждать потенциальных пенсионеров к оформлению социального пособия как можно позже – например, выход на пенсию трудящегося мужчины в 65 лет (а не в 60, как положено по закону) может увеличить его выплату на 85% .

В чем минусы пенсионной реформы?

Несмотря на все достоинства грядущего преобразования системы начисления пенсий, реформа имеет ярко выраженные негативные моменты:

  • в первую очередь, при вступлении в силу нового порядка начисления пенсий пострадают те граждане, которые получают «серую» зарплату – а таких к концу 2014 года было не менее 59% от всего количества работающих. При официальном доходе размером в 1 МРОТ, стаж для получения новой пенсии должен составлять не менее 20 лет;
  • вторая категория пенсионеров, которым будет невыгодна проводимая реформа – те, кто совмещают работу и получение пособия. Теоретически можно отложить оформление пенсии на несколько лет, но практически найти работу в 55-60 лет – задача невыполнимая;
  • методика расчета индивидуального пенсионного коэффициента и размера будущей пенсии настолько неоднозначна, что самостоятельно освоить ее даже на начальном этапе не под силу рядовому гражданину;
  • минимальный стаж, необходимый для начисления пенсии, увеличен втрое – с 5 до 15 лет.

Дальнейшая работа по реформированию системы начисления пенсий будет продолжаться до 2025 года. В планах государства – ежегодная индексация базовых пенсий и, возможно, повышение возрастной планки для выхода на пенсию.