Кризис пяти лет у детей. Кризис пяти лет у детей Кризис 5 лет у детей

Взросление ребенка и становление его личности – процесс непростой, и кризис 5 лет у детей – один из этапов этого сложного пути. Кризис – это не обязательно что-то плохое. Это временные сложности, которые нужно пережить, чтобы перейти на следующую ступень развития. Родители должны разделить с ребенком все трудности этого нежного возраста, а как сделать это правильно – будем разбираться.

Особенности пятилетнего возраста

В дошкольном возрасте ребенок переживает несколько кризисов, но именно 5 лет – особый период. Ребенок уже подрос, осознал себя как отдельную личность, проявил черты своего характера, и в глазах родных он уже не просто маленький человек, а человек со своим мнением.

Возраст пяти лет – нежный и сложный. С психикой ребенка происходят метаморфозы, которые временно меняют его приоритеты, а иногда заставляют ступить на тропу войны с родителями.

Особенности пятилетнего возраста:

  • развитие богатого воображения, насыщенного яркими деталями, – игры ребенка становятся сложнее, интереснее;
  • ребенок отличает правду от вымысла, может оценивать действия других людей как хорошие или плохие, не стесняясь сообщить об этом во всеуслышание;
  • вместе с этим взрослая логика и аналитическое мышление пока недоступны детскому мозгу;
  • появляется интерес к обществу сверстников, желание находиться в коллективе и временно выходить из-под покровительства взрослых;
  • завязывается первая дружба (хотя сейчас для ребенка друг – это любой, с кем он познакомился 5 минут назад, однако мнение этого «друга» может быть более авторитетным, чем родительское);
  • ребенок открывает для себя новые чувства и способность к эмпатии – искреннему сопереживанию чувствам других;
  • в этом возрасте появляются сильные детские страхи, особенно страх смерти близких, а также осознание смертности самого себя;
  • появляется желание быть как взрослые, подражать им в действиях, манерах.

Именно желание походить во всем на взрослых, но неспособность думать как взрослые вызывает противоречия в поведении ребенка и влечет за собой кризис 5 лет. Ребенок сам себе кажется взрослым, но поступать по-взрослому он еще не может.

Признаки трудного возраста

К пяти годам мальчики и девочки осознают, что «принадлежат к разным мирам» и отличаются по половому признаку. Однако, несмотря на разницу в физиологии и устройстве психики, кризис проявляется без особых различий у детей обоих полов.

Совсем не обязательно, что этот период начнется ровно в 5 лет. Это условное определение, потому что одни дети развиваются быстрее, а у других кора головного мозга зреет дольше. Поэтому кризис может начаться после 4 лет или ближе к школе. Этап взросления может протекать относительно быстро и мягко (всего несколько недель), а может затянуться на месяцы. Вашего воспитанного, внимательного, доброго ребенка как будто подменили, нынешнее поведение ему не свойственно и не вписывается в привычные рамки.

Речь идет о кризисе 5 лет, если ребенок:

  • стал нервным, раздражительным, злым, может нагрубить кому-то из близких людей, сорваться, накричать, обидеть словами;
  • замыкается в себе, не делится с родителями секретами, переживаниями и даже событиями дня, может сказать «оставьте меня в покое», «вы меня достали», «не хочу никого видеть» и т. п.;
  • устраивает истерики, капризничает, если его прихоти не исполняются, может весь день находиться в плаксивом состоянии и постоянно быть недовольным, начинает плакать по малейшему поводу;
  • зависит от мнения окружающих, переживает, если что-то делает не так, заранее настраивает себя на провал, поэтому не хочет даже попробовать что-то новое (например, пойти в секцию или кружок);
  • не уверен в себе, считает себя хуже других, постоянно сравнивает себя с ровесниками;
  • хочет быть похожим на взрослых, копирует их поведение, манеры, может дерзко ответить, используя услышанную от родителей грубую фразу;
  • борется за самостоятельность, хочет все делать сам, например гулять без присмотра взрослого, переходить дорогу, выполнять взрослые домашние дела, до которых еще физически не дорос.

Если все перечисленное – про вашего пятилетку, наберитесь терпения и не судите строго. Вам тяжело, но ему еще тяжелее, у него нет богатого жизненного опыта, а у вас – есть.

Кризис – сложный период, которого не избежать, но от того, как вы вместе его преодолеете, зависит психологическое здоровье ребенка в будущем. Что же делать родителям, когда его чадо творит произвол и обижает родных или чужих людей? Советы психолога помогут найти подход и выбрать тактику общения с малышом.

Итак, как надо вести себя с ребенком?

  1. Больше разговаривайте с ним, интересуйтесь его делами, налаживайте контакт и доверительные отношения.
  2. Объясняйте ребенку последствия тех требований, на которые он получает отказ. Спокойно и понятно поясните, чем опасны прогулки в одиночестве в 5 лет, почему он не может сам себе сделать горячий чай, почему нельзя лечь спать после полуночи. Обсудите, что некоторые ограничения действуют всегда, так как опасны для жизни, и исключений быть не может. Во всем остальном можно договориться.
  3. Ищите компромиссы в конфликтных ситуациях. Например, если ребенок протестует против дневного сна и не принимает объяснений, что это полезно, а организму нужен отдых, замените сон другим спокойным занятием, которое позволит отдохнуть. Можно почитать спокойную книжку, поиграть в тихую игру или просто что-то обсудить, лежа в кровати.
  4. Давайте ребенку право выбора и возможность самому принимать решения, но делайте это хитро: предлагайте то, что хотели бы вы, и альтернативный вариант, который он выберет с меньшей вероятностью. Тогда в выигрыше остаются оба — ребенок сам решил, как взрослый, а вы не тратили силы на скандал.
  5. Поручайте ребенку какую-нибудь ответственную, но безопасную работу по дому – полить цветы, насыпать корм питомцу, проверить почтовый ящик по пути домой, передать деньги кассиру в супермаркете. Пусть ребенок чувствует, что ему доверяют важные дела.
  6. Проявляйте терпение, ведь вы разговариваете с человеком, который уступает вам в возрасте и жизненном опыте. Будьте снисходительны, ребенок по праву может вести себя по-детски, а вы – нет.
  7. Если ваш бунтарь проявляет агрессию в семье или, что еще хуже, по отношению к другим детям на улице, поговорите с ним, попытайтесь донести до него, что если он хочет быть взрослым, то и вести себя должен как взрослый. Взрослые не машут кулаками, они контролируют свои эмоции и умеют разговаривать. Показывайте пример в семье – никто никого не бьет, все друг друга уважают.
  8. Проводите больше времени с ребенком. Если он просит поиграть – не отмахивайтесь, найдите 15 минут, демонстративно отложите свои дела и покажите, что вам важнее побыть с любимым малышом, чем писать какой-то там отчет. Оговоритесь, что отчет сам себя не напишет, поэтому сразу после игры вы приступите к работе.
  9. Будьте защитой своему ребенку, если он обидит кого-то на улице. Не устраивайте публичную «порку», даже если другие родители этого ждут, воспитывайте ребенка наедине. Это не означает, что вы поощряете плохое поведение! Это означает, что вам не безразличны чувства ребенка, поэтому унижать его при посторонних вы не будете. А вот хвалить за хорошие поступки – обязательно.

Как нельзя вести себя с ребенком?

  1. Запугивать, бить, наказывать – иначе он замкнется, а его страхи только усилятся. К тому же, прибавится ложь.
  2. Отмахиваться от игр и прогулок, показывая тем самым, что домашние или рабочие дела для вас гораздо важнее ребенка.
  3. Критиковать ребенка, а не его поступки, внушая ему, что его любят только при хорошем поведении.
  4. Подавлять агрессию ребенка своей агрессией, так как негатив в этом случае только множится.

Почему важно «правильно» пережить кризис?

Кризис 5 лет – это окончание дошкольного периода и подготовка к школьному возрасту. Это важное для ребенка время, ведь скоро у него начнется глобальная перестройка организма – психологическая (новый коллектив, режим дня, требования) и физиологическая (перестройка иммунной системы, дозревание коры головного мозга).

От того, как ребенок перенесет кризис 5 лет, зависит дальнейшее формирование его личности, осознание своего места в семье и обществе. К окончанию кризиса пяти лет формируются важные понятия, которые определяют дальнейшее развитие ребенка.

Доверие к родителям и миру

  • Хорошо: ребенок должен чувствовать, что он не один, что мир не настроен против него — мир его любит. Малыш учится доверять и делиться переживаниями в тяжелые для него времена. Он не замыкается в себе, открыт для познания мира, настроен к нему дружески и не ждет подвоха.
  • Плохо: если в сложный момент маленький человек не получил нужной поддержки, а получал только упреки и порицания, его самооценка в будущем серьезно пострадает. Как быть смелым, самоуверенным в новом коллективе, в незнакомой среде, если ты привык чувствовать себя хуже других?

Формирование привязанности

  • Хорошо: к завершению кризиса 5 лет привязанность ребенка к родителю достигает пика, скоро малыш осознает, что его любят всегда, даже на расстоянии, а не только когда он рядом физически. Это осознание будет с ним на протяжении всей жизни. Кризис подготавливает к следующему возрастному этапу и отделению от родителей (период сепарации в 7 лет).
  • Плохо: в кризисе ребенок впадает в крайности. Если не оказать поддержку в нужный момент, отдалиться, отвергнуть детские переживания, малыш может решить, что его не любят. В будущем он не будет уверен в том, что где бы он ни был, его ждут, им гордятся.

«Терпеть нельзя ругать»

Некоторым родителям могут показаться странными советы потакать детским капризам, спускать все с рук, закрывать глаза на истерики и пытаться говорить, когда легче успокоить ребенка криком или шлепком. Где поставить запятую – дело ваше, но лучше набраться терпения.

Любой кризис детского возраста – испытание для обеих сторон, но это неотъемлемая часть взросления на каждом возрастном этапе. Это завершающая ступень целого периода детства – образно говоря, «годовая контрольная». Задача родителей – помочь ребенку мягко и без потерь преодолевать этот нелегкий путь к становлению зрелой личности, формированию своего собственного «Я».

Кризисы раннего детства – это своеобразный скачок в развитии, переход ребенка на новый уровень психического взаимодействия с миром. Взросление происходит не в один день, поэтому нет четкой границы, когда ребенок начинает осознавать себя как единое целое, как личность, свой пол, расовую принадлежность и возраст. Психологами были условно обозначены границы детских кризисов: 1 год, 3 года, 5 лет, 7 лет. В это время нужно вести наблюдение за поведением ребенка и корректировать его в соответствии с морально-нравственными нормами, принятыми в обществе, не забыв при этом обеспечить ему сохранность жизни и здоровья.

Возрастные кризисы у детей

Первый кризис у малышей начинается с того момента, когда они начинают ползать или ходить, т.е. свободно перемещаться, дотягиваться до опасных предметов. Так ребенок сталкивается с ограничениями, что, естественно, вызывает в нем неосознанный протест. Не понимая до конца, почему нельзя совать пальцы в розетку или бросать стеклянные тарелки на пол, он будет делать по-своему, а физическое наказание лишь усугубит проблему, и малыш будет вас бояться. Кризис одного года у ребенка может пройти незаметно, если малыш все время находится в вашем поле зрения, показывайте ему, как «кусается» огонь и что кружка горячая. На определенной стадии ребенок попробует манипулировать вами, например, чтобы заполучить любимую игрушку, он будет биться в истерике. Если вы не отреагируете спокойно, окажетесь в его хитрых «лапках».

Кризис 3 лет начинается, когда малыш первый раз заявит вам: «Я сам!». Именно в это время он начинает осознавать себя как человека, идентифицировать себя с детьми примерно одного возраста. Дайте малышу больше свободы, позвольте ему самому собираться на прогулку, дайте ему возможность помыть посуду, не отталкивайте его от повседневных дел, которыми можно заняться вместе. В этом возрасте ребенку нельзя запрещать, ему нужно давать возможность выбора. К примеру, если он не любит кашу на завтрак, но вы должны ему обеспечить полноценное питание, подбросьте фразу для размышления: «Ты какую кашу будешь сегодня: манную или рисовую?»

Самый многогранный – это кризис 5 лет у детей, когда они полностью копируют поведение взрослых, отказываются от привычных видов деятельности. Малыш будет наблюдать исподтишка за вами и вашими отношениями с супругом, в общении со сверстками копировать его в мелочах, фразах и деталях. Дети 5 лет очень любят подсматривать за взрослыми и подслушивать их «взрослые» разговоры. Дети становятся менее эмоциональными, они подавляют слезы во время наказания, показывая тем самым всю степень своего взросления. Бывает, что они заигрываются до такой степени, что их поведение меняется до неузнаваемости.

Психологи утверждают, что кризис 5 лет у детей присутствует лишь тогда, когда в отношениях между родителями есть трения, если они чересчур эмоционально относятся к семейным проблемам, вынося их напоказ.

Дети показывают нам, какие мы есть на самом деле, так что кризис пятилетних малышей можно назвать, в полной мере, семейным.

Признайтесь себе, что вашему ребенку уже не 3 года, и он способен заявить о своих чувствах, мыслях, он уже может контролировать свое поведение. Дайте ему время и пространство для того, чтобы он смог перейти на новый уровень общения с вами!

Не обращайте внимания на капризы, кривляния и взрослые манеры поведения. Если на этом не концентрироваться, не умиляться «смешным» ребенком в обществе других взрослых, такое поведение не станет нормой. В этом возрасте у детей проявляется характер, который дан нам от рождения. Он может стать скрытным, покладистым, открытым, раздражительным, застенчивым и т.д. Примите эти изменения, уважая особенности своего ребенка.

Процесс воспитания предполагает собой воздействие, а это не что иное, как агрессия. Ребенка нельзя поучать, с ним нужно вести беседы и вместе принимать решения, давая ему право выбора – это повысит его самооценку и даст возможность по-настоящему быстро перейти к школьному периоду.

Не стоит вмешиваться в дела ребенка, если он не просит о помощи. Ему будет куда приятнее самому порадовать вас результатом своего труда. Понемногу делегируйте полномочия вопросительными предложениями, но никак не приказами: «Поможешь вымыть пол?», «А ты бы мог протереть цветы от пыли самостоятельно?», «Я не успеваю, сложишь игрушки в коробку?». Не бойтесь, что ребенок вам откажет. Если так случилось, ничего, попробуйте ещё раз, начните делать сами, и ваше чадо обязательно присоединиться к совместной деятельности.

Не стоит проявлять гиперопеку, ведь так ваш малыш никогда не станет самостоятельным и, тем более, взрослым человеком, который будет нести ответственность за свои поступки и слова. Просто любите его, хвалите за сделанное, интересуйтесь его делами и радуйтесь каждому новому дню, проведенному вместе.

Становление личности ребенка сопровождается переломными моментами в определенных возрастных периодах. В 5 лет у большинства малышей наступает кризис, проявляющийся истериками, капризами, замкнутостью. Родители должны сделать этот этап максимально легким и безболезненным для себя и крохи.

Детская психология в 5 лет

В этом возрасте у малыша наступает новая фаза физического, умственного, эмоционального развития. Психология ребенка 5 лет:

  1. Если кроха развивается нормально, то к пяти годам он уже способен рассказать о своих потребностях.
  2. Он начинает приравнивать себя ко взрослым, стремится быть похожим на них. Родители пятилеток часто отмечают, что малыши подслушивают разговоры старших, подсматривают за ними.
  3. Малыш начинает осознавать собственный внешний вид, сравнивает себя с другими, высказывает определенные предпочтения в одежде, прическе и т. д.
  4. Головной мозг в полной мере развит для того, чтобы кроха управлял своими эмоциями.
  5. Приходит понимание того, что мальчики отличаются от девочек.
  6. Пятилетние дети часто фантазируют, формируют свое представление об окружающем мире. Они интересуются всем происходящим вокруг, часто рассказывают вымышленные истории.
  7. Черты характера в этом возрасте проявляются максимально ярко.
  8. Пятилетка стремится общаться со сверстниками. Если добиться контакта с ними трудно, ему становится одиноко.
  9. Начинает развиваться нервная система, влияя на поведение ребенка в 5 лет. Он болезненно относится к спорам, но пытается отстоять свою точку зрения не капризами, а доказательствами.
  10. У детей в 5 лет хорошая память. Словарный запас – примерно 2500 слов. Мысли излагают просто, но понятно. Человек редко путается в понятиях, а если допускает ошибку, то старается быстро ее исправить.

Причины кризиса

Из-за особенностей развития 5 лет – трудный возраст для личности. Почему возникает кризис 5 лет у ребенка:

  1. Малыш очень стремительно развивается и не справляется с такой нагрузкой.
  2. Ребенок стремится казаться взрослым. По его мнению, ему дают мало свободы.
  3. Малыш фантазирует, у него складывается определенное впечатление о жизни.
  4. Крохе трудно научиться контролировать свои эмоции.
  5. Пятилетка начинает понимать разницу между противоположным полом.

Основные признаки

Кризис пяти лет у детей длится от нескольких недель до нескольких месяцев. Основные отличительные признаки:


От поведения взрослых во многом зависит то, как все члены семьи переживут трудный период. Что рекомендуют психологи:

  1. Выясните причину плохого поведения. Бывает, что малышу не хватает родительского внимания. Предложите вместе найти решение проблемы.
  2. Запаситесь терпением. Не надо при первых признаках кризиса обращаться к специалистам. Вмешательство извне напугает малыша.
  3. Уделяйте ребенку больше внимания, играйте с ним. Не реагируйте слишком остро на демонстративные истерики и капризы. Хвалите за достижения.
  4. Действуйте мягко, но настойчиво. Не угрожайте, не наказывайте ребенка за истерики.
  5. Обеспечьте спокойную, комфортную атмосферу в семье.
  6. Не показывайте своего раздражения, гнева.

Что нужно делать родителям

Сначала выясните причину кризиса. Выстраивайте общение с малышом, придерживаясь таких правил:

  1. Уделяйте ребенку искреннее внимание. Рассказывайте о себе, с интересом расспрашивайте о делах и обязательно слушайте ответы. Выстраивайте диалог.
  2. Если малыш проявляет агрессию и дерется, мягко, но строго объясните, что такое поведение недопустимо.
  3. Объясняйте малышу, почему нужно совершать те или иные действия. Например, нужно есть кашу, чтобы вырасти сильным и здоровым.
  4. Постарайтесь дать немного больше свободы. Постепенно приучайте к исполнению каких-то обязанностей, поручите несложные домашние дела. Старайтесь не проявлять чрезмерного волнения. Избегайте фраз: «Ты не сумеешь», «Отойди», «Я сделаю вместо тебя».
  5. Если малыш не требует помощи – не предлагайте. Пусть выполнит что-то сложное и даже ошибется (если речь не идет о вреде для здоровья). Это поможет понять, что он был не прав и зря не прислушался к совету взрослых.
  6. Введите практику категорических запретов. Малыш должен с первого раза понимать, что нельзя ни под каким предлогом.
  7. Попробуйте занять ребенка, например, записать в спортивную секцию, музыкальную школу.

Чего не стоит делать родителям

В сложный для всей семьи кризисный период можно совершить ошибки. Что нельзя предпринимать родителям:

  1. Не проявляйте злость и грубость. Все воспитательные беседы ведите в спокойной обстановке. Аргументируйте, почему малыш поступил неправильно.
  2. Не пускайте ситуацию на самотек.
  3. Действуйте быстро. Если вы видите что ребенку нужна помощь – окажите ее сразу. Не ставьте на первый план свои взрослые дела.
  4. Если ребенок грубит, проявляет агрессию, полностью вышел из-под контроля, не реагируйте таким же поведением. Строго и настойчиво, но спокойно объясните, что он ведет себя недопустимо, обижает вас.
  5. Не ругайте ребенка, если он повторяет за кем-то скверные слова. Объясните, что это нехорошо. Второй вариант – не обращать внимания на такие слова, малыш тут же забудет их.
  6. Ни в коем случае не прибегайте к физическим наказаниям. Любая агрессия настраивает ребенка против взрослых, тем более — побои.

Видео

Кризис 5 лет у ребенка – это период капризов, истерик, агрессии и замкнутости малыша. С трудностями сталкивается не только сам ребенок, но и родители, которые часто не знают, как себя вести в этот сложный промежуток времени.

Пятилетний ребенок отличается от остальных детей другого возраста следующими особенностями:

  • Различает «хорошо» и «плохо», «правильно» и «неправильно», «правда» и «ложь».
  • Совершает попытки применять логику взрослых, но это пока у него не получается.
  • Обожает игры и выдумки: в ходе игры может превращаться в принцессу, принца, дракона, пони, солдата и других невероятных персонажей.
  • Любит компанию детей того же пола, что и сам.
  • Очень нуждается в похвале и одобрении взрослых и одногодок.
  • Стремится быть лучшим среди сверстников.
  • Определяет свои собственные стандарты и пытается им соответствовать.
  • Способен дразнить и обижать детей, которые не соответствуют придуманным стандартам.

Для того чтобы кризис проходил легче, близким взрослым необходимо быть терпеливыми и чуткими по отношению к внутренним проблемам и противоречиям малыша.

Почему наступает кризис 5-го года у ребенка?

В 5 лет ребенка очень сильно одолевает одно желание – быть взрослым. Из этого желания и стремления вытекают все симптомы и причины кризиса:

Родителям и близким малыша необходимо запастись выдержкой и создать для него комфортные условия жизни. Не стоит спешить записывать малыша к психологу, постарайтесь справиться с кризисом сами – посторонние люди только усугубят сложность непростого периода.

Кризис пяти лет у детей может начаться внезапно и точно так же закончиться. Продолжительность его зависит от индивидуальных особенностей ребенка: от нескольких недель до года. Процесс может происходить почти незаметно, а иногда видны сильные изменения психики и характера ребенка. Задача родителей в период кризиса – окружить малыша заботой, лаской, вниманием и любовью.

Признаки кризиса у ребенка 5 лет

Родители должны знать особенности сложного периода, чтобы вовремя оказать необходимую поддержку своему отпрыску. Симптомы кризиса у детей пяти лет проявляются так:

  • Ребенок замкнулся в себе, стал меньше говорить, делиться с вами своими эмоциями, успехами и достижениями, хотя всегда делал это.
  • Ваш отпрыск отказывается подчиняться взрослым, проявляет непослушание.
  • Малыш стал очень робким, неуверенным и боязливым, он стремится спрятаться от всего нового и ему еще неизвестного.
  • Ребенок почти все время раздражен и зол, грубит взрослым и сверстникам без причины.
  • Малыш истерит без повода, плачет по пустякам и капризничает целыми днями.
  • Чадо кривляется, манерничает и зло копирует взрослых.
  • Малыш очень много фантазирует, рассказывает всем выдуманные истории, выдавая их за правдивые.
  • Ребенок очень много двигается и быстро устает, легко возбудим и очень эмоционален, хотя раньше не был замечен в этом.
  • Ваш отпрыск заявляет, что хочет больше свободы и самостоятельности, отказывается от совместных прогулок, объясняя это своей «взрослостью».
  • Малыш стремится все делать наоборот и назло взрослым, даже если это ему будет во вред.
  • Ваш отпрыск стал очень упрям и стоит до конца на своем – для него важно, чтобы с ним считались.
  • Постоянное недовольство всем и всеми.
  • Стремится диктовать всем, что делать и как быть. По его мнению, именно так поступают взрослые, а ему ведь так хочется быть «большим».

Важно

Поймите и примите главное – кризис 5 лет у детей – это данность, которую не избежать. И только в ваших руках возможность максимально облегчить жизнь малышу и себе, опираясь на опыт специалистов детской психологии и родителей, уже столкнувшихся с этой проблемой.

Что хорошего в кризисе пятилетнего ребенка?

На фоне неуравновешенного поведения именно в период кризиса пяти лет ребенок проявляет все свои наклонности и сильные стороны, которые могут помочь определиться, в какую сторону малышу развиваться.

Если ваш ребенок занят моделированием, танцами, игрой на музыкальных инструментах, спортом, рисование, пением, то кризис переживается без больших сложностей. Дети, у которых есть занятие, знают, к чему стремятся, увлечены интересными делами и задачами, занимаются, по сути, строительством фундамента своего будущего успеха.

Конечно, никто не гарантирует вам, что ваш малыш станет великим музыкантом или спортсменом, но все знания, умения и навыки, приобретенные в пятилетнем возрасте, обязательно станут частью личности ребенка и помогут ему самореализоваться. Постарайтесь не упустить момент и помочь малышу найти себя в полезном и приятном деле.

Кроха пяти лет, энергию которого направили в нужное русло, с легкостью и пользой преодолевает свой возрастной кризис. Развитые способности в нежном возрасте помогут ему в юности быть на голову выше своих сверстников: рационально строить планы на жизнь, ставить перед собой цели и достигать их.

Как бороться с кризисом 5-го года у ребенка: советы психологов

Проявления кризиса у детей пяти лет в виде истерик, капризов и замкнутости можно свести к минимуму, если воспользоваться следующими общими советами:

  • Постарайтесь выяснить причину дурного настроения ребенка или его скрытности.
  • После выяснения причины – предложите ребенку решение проблемы и осуществите задуманное вместе.
  • Создайте максимально удобную и располагающую к спокойствию обстановку в доме.
  • Не давайте воли своим эмоциям – ваше раздражение может привести к катастрофическим последствиям.
  • Будьте всегда спокойны, даже во время истерик вашего ребенка. Контролировать ситуацию вы можете только своей уравновешенностью.
  • Старайтесь поощрять все инициативы и начинания вашего малыша. Спрашивайте его, о чем он думает и чего хочет. Вы удивитесь творческому мышлению и креативным ответам вашего ребенка.
  • Бросьте вызов сами себе: учитесь вместе с ребенком, читайте больше книг, запишитесь на курсы по бухгалтерии или каллиграфии. Чем больше вы будете развиваться, тем больше от этого выиграет ваш малыш. А в совместном развитии и детский кризис пройдет незаметно и для вас, и для вашего отпрыска.
  • Станьте поклонником талантов вашего малыша. Отмечайте то, что он уже умеет и помогайте ему стремиться к новым знаниям и умениям. Акцентируйте внимание не на возможных кризисных капризах и истериках, а на успехах и начинаниях ребенка.

Кризис пяти лет у ребенка – испытание на прочность родительских нервов. Не сломайте ваши отношения с малышом, утратив его доверие. Стремитесь к взаимопониманию при любых обстоятельствах и при самом безрассудном поведении вашего ребенка.

Что нужно делать родителям?

  • Старайтесь как можно больше времени уделять вашему малышу: интересуйтесь его делами, рассказывайте о своих, беседуйте на важные и пустяковые темы.
  • Все ваши действия, касающиеся ребенка, должны быть ему объяснены. Пятилетнему малышу важно ощущать себя значимым, а разъяснения убедят его в том, что вы относитесь к нему, как к взрослому.
  • Чаще беседуйте с вашим ребенком на тему «что такое хорошо и что такое плохо». Особенно это важно в случаях, когда малыш проявляет агрессию или дерется.
  • Просите о помощи своего ребенка, пусть даже эти дела будут незначительными, – это необходимо для того, чтобы ваш отпрыск чувствовал свою «нужность».
  • Спрашивайте у малыша совета, продемонстрируйте ему, что вы воспринимаете его на равных.
  • Больше играйте с ребенком, позвольте себе окунуться в детство.
  • Поручите вашему отпрыску выполнение каких-либо обязанностей. Со временем увеличивайте количество обязанностей и ответственность.
  • Предоставьте возможность малышу быть чуть свободнее, не опекайте его слишком сильно.
  • Предлагайте свою помощь и поддержку малышу, но не навязывайтесь.
  • Избегайте категоричных слов и действий по отношению к своему ребенку. Пусть у вас всегда будет подготовлено альтернативное предложение.
  • Чаще хвалите своего отпрыска, даже по пустякам.
  • Не заостряйте внимание на кривляниях вашего ребенка, со временем это пройдет.
  • Предоставьте возможность вашему чаду найти себя, получить больше впечатлений: водите его на выставки, в музеи, художественные галереи, цирки, театры. Объясняйте увиденное, обсуждайте с ним его впечатления и делитесь своими.
  • Помните, что любой энергии необходим выход. Чрезмерная активность может найти свое применение в спортивных секциях: плавание, футбол, танцы, теннис, бадминтон, карате, фехтование, художественная гимнастика. Переживания, связанные с возрастными особенностями, отойдут на второй план, поскольку ребенок познакомится с новыми людьми и будет стремиться к успеху в деле, которым будет занят.
  • Попытайтесь научить малыша формулировать собственное мнение, убеждать окружающих, логически выстраивать цепь аргументов, обосновывать свои желания. Умение грамотно выражать свои мысли и желания поможет вашему малышу цивилизованно общаться с вами и окружающими. Крики, истерические требования, мычание, злое молчание игнорирование просьб взрослых – все это уйдет в небытие, как только ребенок научится правильно говорить и приводить доводы в свою пользу.
  • Важно, чтобы ваш ребенок все время был занят и не скучал. Помогите ему найти себя, сделайте его жизнь насыщеннее. При отсутствии большого количества времени ему не будут приходить в голову лишние мысли и поводы для раздражения и замкнутости. Чем быстрее ребенок найдет для себя подходящее занятие, тем лучше он переживет текущий кризис и последующие.

Во время кризиса у детей пяти лет очень важен хороший родительский пример. Станьте другом и образцом для подражания для своего ребенка, и трудный период покажется не таким долгим и сложным.

Чего родителям делать не стоит?

В кризисный период пятилетнего малыша специалисты категорически запрещают следующее:

  • Крики, скандалы, унижения и физические расправы над ребенком.
  • Грубость, злость и небрежное отношение к ребенку. Если у вас не получается совладать с собой, то родителям рекомендуется посетить психолога.
  • Употреблять фразы вроде «Ты мне мешаешь», «Уйди/отойди», «Ты ничего не умеешь» и пр.
  • Навязываться, читать нотации, поучать, подчеркивать возраст и отсутствие каких-либо навыков у ребенка.
  • Заниматься попустительством при явной агрессии и неадекватном поведении вашего отпрыска.
  • Исправлять нужно ситуацию мягко, без истерик и рукоприкладства.
  • Медлить, если вы видите, что малыш нуждается в помощи. Отложите все дела и займитесь проблемами вашего отпрыска немедленно.
  • Игнорировать ребенка и ставить свои нужды выше его.

Важно

Станьте опорой и центром вселенной для вашего пятилетнего ребенка, хотя бы на время кризиса. Будьте мягче, больше играйте с ним, веселитесь, попробуйте жить мыслями вашего малыша. Покажите вашему чаду, что ничего и никого важнее у вас нет, и никакие «взрослые» дела не заменят часы общения с ним.