Образование в городе мурманске. Образование в городе мурманске Что такое родительский авторитет

«Сначала ребёнок царь, потом слуга, а в подростковости – друг»


Сразу определимся с терминологией. Родительский авторитет это обратная связь со стороны ребёнка, его любовь, глубокое уважение к своему родителю , почитание, благоговение перед ним, восприятие его как самого умного, знающего, за которым хочется следовать и многому от него учиться. Заметьте, здесь нет и намёка на страх перед родителем (довлеющим, не считающимся со своим ребёнком, избивающим). В этом случае авторитет ложный, навязанный, держащийся на одних наказаниях и запугиваниях.
Без истинного авторитета воспитать ребёнка невозможно. Чем он выше, тем легче и гармоничнее идёт процесс воспитания. У авторитетного родителя ребёнок хочет учиться жизни, верит ему, идентифицирует себя с ним.

Если ребёнок не воспринимает своего родителя как авторитетного , он будет: пререкаться с ним, не слушаться, делать всё наоборот, отстаивая своё «Я», увиливать от выполнения требований родителей , ставить себя выше родителя .

ПОДУМАЙТЕ КТО ВЫ: ВЗРОСЛЫЙ, РОДИТЕЛЬ ИЛИ РЕБЁНОК?

В каждом человеке живёт три субличности или Я-состояний: взрослый, ребёнок и родитель . В состоянии «Я-ребёнок» человек не задумывается об ответственности, импульсивен, порывист, очень эмоционален, впечатлителен, зависим от других, смеётся от души, рыдает сотрясаясь всем телом, у него слабый самоконтроль, действует повинуясь желаниям и влечениям. В состоянии «Я-взрослый» человек несёт всю ответственность за себя, рационален, устанавливает с людьми равные партнёрские отношения, независим. А вот, когда в человеке активна субличность «Я-родитель » он берёт ответственность не только за себя, но и за другого. Отношения строит с позиции не на равных как взрослый, а с позиции «Я сверху», абсолютно уверен в своей правоте.
Задумайтесь, а как обычно Вы ведёте себя со своим ребёнком? Какую позицию в общении с ним Вы занимаете: «Сверху», «Снизу» или «На равных». Если в трудных ситуациях и проблемах с ребёнком, Вы теряете контроль над собой, начинаете орать, истерите, срываетесь, чувствуете своё бессилие и, что не справляетесь со своим ребёнком, значит в Вас действует субличность «Я-ребёнок». Проанализируйте в каких жизненных ситуациях у Вас активизируется эта субличность. В отношениях с мужем, друзьями, родителями , на работе какая субличность в Вас преобладает? Почему именно со своим ребёнком Вы ведёте себя как ребёнок? У этой позиции есть один плюс: она помогает сблизиться со своим дитём, и иногда родитель может быть с ребёнком по-детски непосредственным, но только иногда. Например, на море поплескаться в воде, поиграть в футбол, в прятки, в снежки зимой и т.д. В других ситуациях такая позиция недопустима, иначе родительский авторитет сойдёт на нет, и в доме хозяином будет Ваш ребёнок, а не Вы.
Чтобы не случилось, какая бы трудность и проблема не возникли, со своим ребёнком родитель не должен показывать, что с чем-то не справляется, не знает, что делать, не уверен в себе. Даже пеленать, одевать, прикладывать к груди нужно уверенной рукой. Родителю во всём необходимо транслировать, что он знает, что делает и справиться с любыми трудностями.
Задайте себе вопрос «Кто в доме хозяин?», задайте Вашему ребёнку этот вопрос. Ответ должен быть однозначным: «Вы» и Ваш супруг(а).

СЕМЕЙНАЯ ИЕРАРХИЯ

Ещё раз о том, «Кто в доме хозяин»? Если ребёнок гиперопекаем, или родитель чувствует себя неуверенно в воспитании ребёнка, то конечно хозяином будет ребёнок. Но в силу возраста такая роль в семье ребёнку может причинить только вред. Детям нужно объяснять, что они не могут выжить без взрослых, и им необходимо их слушаться. В отношениях с ребёнком нужно занимать позицию не на равных, а чуть выше. Если Вы хотите, чтобы Ваш ребёнок считался с Вашим мнением, нужно, чтобы к Вам с уважением относились все члены семьи. Всячески избегайте семейных ссор и скандалов. В них обычно люди стараются друг друга унизить, доказать свою правоту и высказываются друг о друге не в лучшем свете. Ребёнок не будет уважать таких родителей , особенно того, кто регулярно проигрывает в таких спорах или в конфликтах очень агрессивен, бьёт другого члена семьи. В семье, где папа и мама, бабушка и дедушка друг друга уважают, внимательно выслушиваю и считаются с мнением своих детей, ребёнок будет почитать своих родителей , испытывать перед ними трепет.

СИЛА И СПРАВЕДЛИВОСТЬ

От родителей должна исходить сила и справедливость. В проблематичной ситуации нельзя срываться и орать – это прямая демонстрация своего бессилия, нельзя говорить «Не знаю, что делать, выбилась из сил, мне уже всё равно». Если возникла трудная ситуация с ребёнком или подростком, нужно быть максимально спокойным, уверенным в себе, этим Вы будете излучать внутреннюю силу, и с Вами захочется иметь дело. Дёрганный, постоянно испытывающий стресс, истерящий родитель никогда не завоюет авторитет у своего ребёнка, и наоборот, спокойный, уравновешенный, рассудительный вызывает уважение и ощущение защищённости им. ©Автор статьи, которую Вы сейчас читаете, Храмченко Надежда/

Если ребёнок с Вами совсем не считается, замолчите, уйдите в другую комнату и накажите его своим невниманием и полным игнорированием до того момента, пока он не раскается и искренне не попросит у Вас прощения. В трудной ситуации не упрекайте провинившегося ребёнка, не вываливайте на него шквал обвинений, а разберите с ним его поступок: в чём он был не прав, какие негативные последствия могут быть у таких действий, как можно было поступить иначе, как в подобной ситуации в следующий раз он поступит. Спросите его, чем он может загладить свою вину. Пусть он обязательно так и сделает. Это будет справедливо, и ребёнок не возьмёт над Вами вверх. Дети ведь очень часто своим поведением прощупывают границы дозволенного, что им можно, а что нельзя. Родителям необходимо проявить твёрдость и стойкость, не идти на поводу у манипулирующего ими ребёнка. Нарушение дисциплины в школе, хамство, грубость родителям не должны просто так сходить с рук. Осуждение неблаговидных поступков, искупление своей вины ребёнком обязательны. Если Вы наказываете своего ребёнка, то наказание должно следовать сразу после проступка, а не на следующий день. Лучшие виды наказания – это лишение чего-то значимого для ребёнка. Наказание должно быть адекватно проступку. Недопустимо наказывать сурово за маленькую провинность, а за действительно очень дурной поступок наказывать очень мягко.

БУДЬТЕ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫ. НЕ ПРОТИВОРЕЧЬТЕ СЕБЕ

Для этого осознайте свою систему жизненных ценностей и принципов, взглядов на мир, сформулируйте «Что такое «Хорошо» и что такое «Плохо». Транслируйте это своему ребёнку, задавая систему жизненных приоритетов и не противореча себе. Например, если сегодня Вы говорите, как важна учёба в школе, не нужно на следующий день после получения двойки за контрольную кричать, что Вам всё равно, что получит Ваш ребёнок в четверти или, если Вы регулярно ему повторяете, как важно доверять людям и общаться с ребятами, не следует, приходя с работы, поносить своих коллег, критиковать начальство и управдом, обсуждать подруг или, если Вы учите ребёнка, что воровать не хорошо, не тащите с работы, то что плохо лежит.
В общем, следите за тем, чтобы самому себе не противоречить.

ОБРАЗЕЦ ДЛЯ ПОДРАЖАНИЯ

Авторитетный родитель это родитель , на которого хочется походить, кому хочется подражать. Посмотрите на себя со стороны. Можете ли Вы своими взглядами на жизнь, на мир, поступками, внешностью вызвать восхищение у Вашего ребёнка, у его друзей? Валяющийся на диване отец, сварливая, ничего не могущая поделать с ленивым мужем мать никогда не смогут стать авторитетными родителями . У любого родителя всегда есть прекрасный повод для саморазвития и самовоспитания вызвать чувство гордости у собственных детей.
И ещё несколько рекомендаций:
- уважайте своего ребёнка, не унижайте его. Считайтесь с его мнением, поясняйте свои требования, чем они мотивированы. Например, «Сладкое нужно есть после еды, иначе здоровье будет подорвано»;
- культивируйте в нём самостоятельность, то есть не опекайте. Чрезмерно опекаемые дети считают, что взрослые им всё должны. Куда уж там до авторитета ?
©Автор статьи, которую Вы сейчас читаете, Храмченко Надежда/

С 3-лет вводите обязанности, постепенно расширяя их круг. Первое – это конечно же уборка игрушек, сбор посуды со стола после еды за собой. Дальше - больше. Будьте требовательны к ребёнку, но никогда не ощущайте и не демонстрируйте своё превосходство над ним;
- воспитывайте уважение к старшим и трепет перед ними. Ребёнок с малолетства должен знать: нельзя перебивать взрослых, паясничать, кривляться и пререкаться во время разговора с ними, нужно уступать место пожилым в транспорте, помогать маме донести сумки из магазина и т.д. Просто и чётко объясняйте ребёнку, как нужно себя вести со взрослыми, в разных общественных местах и т.д. Детей необходимо воспитывать так, чтобы критиковать, обсуждать действия взрослых им бы просто в голову не приходило;
- заботьтесь о своих престарелых родителях и приучайте Вашего ребёнка за ними ухаживать, оказывать им знаки внимания. Здорово, если в традициях Вашей семьи будет жить кредо «Помогать слабым и немощным, заботиться о пожилых людях!».
Резюмируя, ещё раз повторю самые основные правила, необходимые для формирования и поддержания родительского авторитета :
- не противоречьте себе;
- будьте уравновешены, уверенны в себе как в родителе и спокойны;
- в семье необходимо взаимное уважение;
- будьте требовательны и справедливы к ребёнку;
- станьте ему образцом для подражания;
- будьте внимательны к своему ребёнку, не унижайте его;
- в вершине семейной иерархии ставьте старших членов семьи, а не ребёнка.

Если у Вас есть трудности в воспитании ребёнка, Вы всегда можете обратиться ко мне за психологической помощью с ребёнком . Первичная консультация - это всегда диагностика со сбором психолог ического анамнеза у родителей, диагностической беседой с применением различных методик с ребёнком и рекомендации родителям. Стоимость 1500 руб., включая выезд на дом. Длительность 2 часа. Далее - коррекционные занятия. Они очень доступны по цене и организации (на дому у ребёнка или в приёмной специалиста), 600-800 руб., включая выезд психолога на дом. Записаться на консультацию можно Если вы не в Петербурге, а в другом уголке мира, такая помощь доступна и по скайпу. Подробности на страничке "Услуги детского психолога" . Вы также можете получить родительскую консультацию

Некоторые родители могут возразить: «Ребенок должен нас уважать уже за то, что мы его родители!». Нет, не должен, осмелимся мы возразить. Уважение необходимо заслужить своими действиями, своим образом жизни. Гораздо легче заставить ребенка подчиняться. Легче, но не лучше! Он будет подчиняться, пока мал и не может дать отпора. А потом, когда ребенок вырастет, а родители состарятся и уже сами будут нуждаться в заботе и понимании, чем ответит такой задавленный в детстве ребенок. Он или будет, проклиная судьбу, «отдавать долг», или уйдет и не вспомнит о долге. Родители вместо авторитета проповедали авторитарность. А у такого типа воспитания очень опасные результаты.

Корни родительского авторитета в самих родителях. Чем более разнообразная, насыщенная, честная, сознательная и нравственная жизнь родителей, тем больше возможностей влияния на ребенка. Тип семьи обусловливает ту позицию, которую занимают в ней родители, родственники и ребенок. Именно позиция во многом определяет взаимодействие членов семьи и ту нравственную, духовную атмосферу, которая царит в ней.

Родители своим поведением, отношениями к событиям, реакцией на них воспитывают ребенка. «Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы радуетесь или печалитесь... все это имеет для ребенка большое значение. Малейшие изменения в тоне ребенок видит или чувствует, все повороты вашей мысли доходят до него невидимыми путями». Так представлял влияние родителей на своих детей известный педагог современности А.С. Макаренко. Таким образом, по отношению к детям родители «...должны быть на какой-то высоте, на высоте естественной, человеческой, а не созданной искусственно для детского потребления», — писал А.С. Макаренко, не уставая напоминать родителям об их родительском и человеческом долге перед своими детьми. Безусловно, это гораздо сложнее, чем просто приказывать и повелевать.

А.С. Макаренко обосновал систему ложных родительских авторитетов, влияющих на успешность воспитания ребенка в семье и во многом определяющих его социальный портрет. Система ложных родительских авторитетов включает следующие виды:

Авторитет подавления. Это самый страшный авторитет, хотя и не самый вредный, говорил о нем А.С. Макаренко. Суть данного авторитета заключается в том, что в семье царствует отец, и его террор держит в страхе всю семью. Такой отец часто и по пустякам раздражается, сразу хватается за палку или ремень. Авторитет подавления учит детей маневрировать, вызывает «детскую ложь и человеческую трусость». Подобные отцы встречались не только в 30-е годы, когда учительство-вал А.С. Макаренко. Силовое решение семейных проблем нередко встречается и в нашем обществе, наполняя его или «слякотными», никчемными людьми, или тиранами, готовыми мучить в отместку за свое нерадостное детство.

Авторитет расстояния. Есть такие родители, которые убеждены: чтобы дети их слушались, надо меньше с ними разговаривать, подальше держаться и выступать «как начальство». Особенно такой вид ложного авторитета, по мнению А.С. Макаренко, свойствен некоторым интеллигентским семьям. Здесь отцы неприступны. У них отдельный кабинет, в который никому не дозволено входить. Он и обедает отдельно, и развлекается отдельно. Детьми, как правило, занимается бабушка или домработница. Не правда ли, звучит актуально! С той лишь разницей, что авторитет расстояния присущ в основном в нашем обществе семьям новой «элиты». Ребенок в подобных семьях растет в материальном достатке, чего не скажешь о достаточно эмоциональных взаимоотношениях с родителями. Как правило, он окружен целым сонмом чужих людей, выполняющих педагогические функции. Такому ребенку одиноко, и он ищет доступные способы удовлетворения своих потребностей в общении с близкими людьми. Но суррогатные отношения не восполняют той пустоты, которая рождается в его сердце. Результатом такого авторитета могут стать и алкоголизм, и наркомания повзрослевшего сына или дочери.

Авторитет чванства. Это особый авторитет расстояния, но более вредный, поскольку такие родители пытаются возвыситься над обществом в целом, и над своей семьей в частности. В семье постоянно обсуждаются заслуги такого родителя, его достоинства. К остальным людям родители относятся с высокомерием. Это рождает и в ребенке элементы высокомерного отношения к сверстникам. Или, наоборот, ребенок вырастает с твердым убеждением, что его отец (или мать) возвышаются над всеми людьми, причем этому возвышению способствуют не столько их личные заслуги, сколько та поза, в которой ребенок привык видеть своих родителей.

Авторитет педантизма. Это своеобразная бюрократическая родительская педагогика. Родители обращают внимание на своих детей гораздо больше, чем в предыдущих случаях, но делают это с большой долей бюрократизма. Они уверены, что каждое сказанное ими слово должно восприниматься детьми как высшая истина. Свои распоряжения они стараются отдавать холодным тоном, и они тут же превращаются в непреложные законы. Такой родитель в каждом движении ребенка видит нарушения. Он пристально следит за поведением, словом своего чада и постоянно готов к его притеснению. Если родителю что-то не нравится — кинокартина, друзья ребенка и пр., то это явление или действие или человек объявляется несостоятельным, а подчас и вредным и ребенку запрещается общаться или смотреть кинокартину, читать книгу и т. п.

Авторитет резонерства. Это самый «нудный» вид ложного авторитета. Родители буквально «заедают» ребенка своими нотациями, брюзжанием, поучениями, назиданиями. Им кажется, что именно в поучениях и назиданиях основная пе-дагогическая мудрость. Именно постоянные нотации могут принести хорошие воспитательные плоды. Это, как правило, угрюмые семьи, в них мало радости, улыбок, хорошего настроения. Родители, стремясь к совершенству, непогрешимости, стараются быть добродетельными в глазах своих детей.

Авторитет любви . Самый распространенный вид ложного родительского авторитета. В основе этого вида авторитета лежит убеждение родителей в том, что послушными дети могут быть лишь тогда, когда они любят своих родителей. Кажется, в чем же здесь «ложность»? Любовь детей к родителям — естественное чувство, на котором базируются ценности семьи. Но здесь происходит перенасыщение любовью. Родители на каждом шагу демонстрируют свои чувства. Это выражается и в постоянном сюсюканье, признаниях в любви. Ребенку некогда передохнуть. Если он не слушает родителей, те немедленно начинают сомневаться в любви ребенка к ним. Они ревниво следят за выражением лица ребенка, постоянно требуют ответных ласк и признаний. Это очень опасный вид ложного родительского авторитета, поскольку он учит детей лавировать, выбирая выгодное для себя «сотрудничество» с родителями. Дети видят, что от домочадцев можно добиться всего, если постоянно признаваться им в любви, демонстрировать свои нежные чувства. Это влияет на формирование ребенка в семье, который с малых лет понимает, что если подыгрывать людям, то можно получить максимум выгоды для себя.

Авторитет доброты . По мнению А.С. Макаренко, это самый неумный вид родительского авторитета, поскольку детское послушание здесь тоже организуется через любовь, но выражается она в мягкости, уступчивости и доброте родителей. Они все разрешают ребенку, им ничего для него не жалко. В таких семьях очень боятся конфликтов, и, предупреждая их, родители жертвуют ценными, радостными и искренними взаимоотношениями со своими детьми. Семейный мир имеет высокую цену, выраженную в воспитании ребенка эгоистом, считающим, что весь мир существует для него. Педагогический вред этого вида заключается в том, что ребенок, усваивая подобный тип родительского поведения, приобретает отрицательный опыт, и впоследствии он непременно скажется на взаимоотношениях родителей и детей.

Авторитет дружбы . По мнению А.С. Макаренко, такой вид авторитета присущ в основном интеллигентным семьям. Дружба в подобных семьях достигает крайнего предела, поскольку родители не умеют правильно построить взаимоотношения с детьми, забывая, что они являются воспитателями, а дети — воспитанниками. В таких семьях нередки панибратские отношения, где дети называют родителей не-брежно Петьками и Машками, потешаются над ними, грубо их обрывают, поучают на каждом шагу. Здесь царит педаго-гика «бессилия», которая приносит отрицательные плоды, поскольку дружба предполагает прежде всего наличие ува-жения друг к другу.

Авторитет подкупа. Это самый безнравственный вид родительского ложного авторитета, поскольку безоговорочное послушание покупается подарками и обещаниями. Действует прямой договор между родителями и детьми. Если будешь хорошо учиться, куплю то-то. Если будешь слушаться бабушку, сделаю то-то. Весьма распространенный вид авторитета в современный семьях с повышенным достатком. Родители чрезмерно занятые собой и своим проблемами, просто откупаются от ребенка. В качестве подкупа может выступать зарубежная поездка, деньги, дорогие безделушки и игрушки. Взрослея, ребенок повышает «ставки». Теперь уже родители откупаются с помощью дорогих мобильных телефонов, музыкальных центров, машин. Нетрудно догадаться, что подобная педагогика приучает ребенка использовать родительский кошелек, формируя бездушного потребителя.

Характеристики ложных авторитетов, предложенные А.С. Макаренко, по-прежнему актуальны в воспитательном поле. Не правда ли, такие типы авторитетов мы встречаем на каждом шагу? Все девять предложенных видов объединяет одна характеристика — по сути они все выражают авторитарную позицию родителей. Даже авторитет любви или подкупа. Авторитарность ведь тоже бывает разная. Она может быть открытой, несущей диктатуру взрослого, а может прятаться за маску либерализма. В этом случае взрослый постоянно апеллирует к мнению ребенка, особенно в присутствии друзей, своих или его. Но суть от этого не меняется. В основе авторитарности всегда лежит диктат, желание властвовать и подавлять. Ведь так заманчиво подавить любой росток свободы в своем ребенке, особенно, когда он мал. Посудите сами, ведь гораздо легче запретить, чем объяснять, почему просьба ребенка не может быть выполнена сейчас. В голову к авторитарному родителю лезут непрошеными гостями такие подлые мыслишки, как, к примеру, такие: «Ведь мой ребенок живет за мой счет, на всем готовом. Почему я еще должен объяснять ему отсутствие у меня желания или возможности купить ему какую-то желаемую вещь?». Конечно, посыл абсолютно неверен. Необходимо объяснять, поскольку он такой же по сути член вашей семьи, как и вы. Он еще не работает, но это временное состояние. Если в семье принято все обсуждать, то ребенок всегда поймет логичные объяснения родителей.

Есть много семей, где ложные авторитеты приводят к непоправимым последствиям в жизни детей. В этих семьях дети испытывают глубокий дефицит семейного внимания, ласки и любви. Это так называемые деструктивные, неблагополучные семьи. Они отличаются от семей с позитивным потенциалом. В ее основе также способ организации взаимодействия в семье, отношение к ребенку, принятие или отвержение его ценностей. В представленной нами типологии к таким семьям можно отнести следующие: «семья, отвергающая ребенка», «контролирующая семья», «разрозненная семья». В основе взаимоотношений в таких семьях лежит, как правило, авторитарная позиция взрослых по отношению к ребенку.

Наш педагогический опыт подсказывает, что построение родительского авторитета в семье — задача вполне решаемая. Нужно только родителям правильно выбрать приоритеты и помнить, что авторитарность в семье — это позиция «калифа на час». Ее плоды только поначалу кажутся сладкими, на самом деле их горечь проявится очень скоро и отразится на родителях, которые в угоду своему характеру или жизненным установкам выбрали авторитарность как способ общения со своими детьми. А вот родительский авторитет — это яркий маяк, свет которого в любой жизненный шторм будет осве-щать детям путь к семейному «причалу».

Поэтому, безусловно, владение знаниями о видах ложного авторитета убережет некоторых родителей от необдуманных действий. К тому же эти знания помогут найти границу между авторитетом и авторитарностью и будут способствовать выбору правильной позиции взаимодействия со своими детьми. Только в этом случае можно надеяться на положительные результаты, которые не преминут сказаться на жизни всей семьи.

От типа семейного воспитания и превалирующего в данной семье вида родительского авторитета во многом зависит такой важный аспект семейного воспитания, как качество взаимоотношений, определяющих преемственность поколе-ний в семье. Давно ушли в прошлое большие патриархальные семьи, возглавляемые старейшинами рода. От них зависела жизнь семьи, они правили, решали, наказывали и поощряли. Каждый член этого родового сообщества мог быть спокоен за свое будущее.

Молодые пары рожали детей, которых обиха-живали и воспитывали представители старшего поколения. А те в свою очередь могли не беспокоиться о своей старости, поскольку жили в большой семье с несколькими родовыми ветвями. Немощные старики находились под надзором выросших их внуков. Не беремся обсуждать, хорошо это или плохо. Ясно одно, современная семья тяготеет к отделению от родителей и созданию своей автономной территории. Но поколения были, есть и будут в семейной биографии, и вопрос о взаимоотношениях в этой сложной структуре актуален по сей день.

Аверьянова Светлана Викторовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №77"
Населённый пункт: Кемеровская область, город Кемерово
Наименование материала: Статья
Тема: "Авторитет родителей. Из чего он складывается?"
Дата публикации: 10.08.2018
Раздел: начальное образование

Родительское собрание.

Форма проведения собрания: беседа.

Цели:

Украинская

народная

мудрость

несчастья

человека:

старость и плохие дети». Старость неотвратима, смерть неумолима, а вот третье несчастье

– это, наверно, в какой-то мере и наша вина, вина родителей. Где-то недосмотрели,

недопоняли, а в один прекрасный момент родитель говорит: «Был, вроде бы, нормальный,

послушный ребёнок, и вдруг курит, грубит, хлопает дверью... Что произошло?» Бывало же

такое у вас?

Сегодня на собрании мы как раз и поговорим о том, как вам, родителям, строить свои

взаимоотношения с ребёнком так, чтобы вы были достойным и истинным примером для

своих детей, чтобы к вашему, родительскому, мнению ребёнок прислушивался и когда-

нибудь (на вручении премии «Лучший музыкант» или «Писатель года») ваш ребёнок

сказал: «Спасибо моим родителям за то, что были для меня образцом, авторитетом...»

Сейчас я прочитаю вам слова величайшего педагога Василия Сухомлинского, а вы

подумаете, о какой ошибке родителей говорит этот учитель: «Есть родители, похожие на

садовника, который, не зная, что за семя бросил в землю, через несколько лет пришел

посмотреть и очень удивился, что вместо розы вырос чертополох. И ещё смешнее было

бы видеть манипуляции садовника, если бы он начал подкрашивать, расписывать цветок

чертополоха, пытаясь сделать из него цветок розы…»

ошибочно

поведение

родителя?

родители не обращают внимания на ребёнка, а потом пытаются исправить поведение

своего чада, когда исправлять уже поздно/

Родители для ребёнка – камертон: как они прозвучат, так он и откликнется, но все мы

хотим воспитать своих детей достойными людьми, а без авторитета родителя воспитание

заключается

принимается

несомненное достоинство старшего, как его сила и ценность . Авторитет может быть

организован в каждой семье. Встречаются родители, которые организуют авторитет на

ложных основаниях. Они стремятся к тому, чтобы дети их слушались - это цель. А на

одна – правильное воспитание.

Педагог Макаренко выделил несколько сортов «ложного» авторитета. Я назову вам их

названия, а вы постарайтесь вспомнить ситуации, когда такой авторитет может довлеть в

ребёнком. (На

доску

прикрепляется

заранее

/Родители приводят пример ситуации/

Например: Если отец дома всегда сердит, при всяком удобном случае хватается за

ремень, каждую вину ребёнка отмечает наказанием – это авторитет подавления. Такой

отцовский террор держит в страхе всю семью. Он запугивает детей, делает мать нулевым

существом, которое способно быть только прислугой. Он ничего не воспитывает, только

человеческую трусость, и в тоже время воспитывает жестокость. Из забитых и безвольных

детей выходят либо слякотные, никчёмные люди, либо самодуры, в течение всей жизни

мстящие за подавленное детство.

/Родители приводят примеры ситуаций/

Например: Есть такие родители, которые убеждены: чтобы дети слушались, нужно

держаться,

приносит

вырастают

необщительными, им тяжело входить в контакт со сверстниками.

расстояния, более вредный.

/Родители приводят примеры/

Например: Некоторые родители считают, что они самые важные и показываю это на

каждом шагу. Поражённые, таким видом родителей, начинают чванится и дети. Такие дети

плохо уживаются в коллективе, так как достойных им, по их мнению, нет.

Например: В этом случае родители больше обращают внимания на детей, больше

работают, но работают как бюрократы. Они уверены, в том, что дети должны каждое

родительское слово выслушивать с терпением, что слово их - это святыня. Расположение

дают холодным тоном, и оно становится законом.

Например:

Родители

бесконечными

поучениями

назиданиями. Родители уверены, что в поучениях заключаются главная педагогическая

мудрость.

временем

отдалятся

родителей, и в такой семье не может быть взаимопонимания между детьми и родителями.

Например: Многие родители убеждены: чтобы дети слушались, нужно, чтобы они

родителей,

заслужить

необходимо

показывать детям свою родительскую любовь. Такая семья настолько погружена в море

сентиментальности и нежных чувств, что уже ничего другого не замечает. Здесь вырастает

лживых эгоистов. Часто первыми жертвами становятся сами родители.

Например: Родители выступают в роли доброго ангела. Они всё разрешают, они не

скупые, они замечательные родите. Очень скоро в такой семье дети начинают командовать

Например:

родители

связывают

понятие”

счастливое

детство”

неограниченным предоставлением ребёнку материальных удовольствий. Но они упускают

что воспитание

безотказности

формирует

потребителя,

потребительское счастье не радует, оно не готовит к жизни, не выработана дисциплина

желаний, рано или поздно вступает в противоречие с общественными требованиями.

вашей гражданской деятельности, на вашем гражданском чувстве, на вашем знании жизни

ребёнка, на вашей помощи ему и на вашей ответственности за его воспитание. - Строгость

воспитании

предполагает

сочетание

родительской

требовательности

уважением к ребёнку как к развивающейся личности.

Причину появления у ребёнка своеволия, непослушания В.А Сухомлинский видел “…

неумении

родителей

пользоваться

родительской

принуждение

осознаётся и переживается ребёнком как злая сила, подавляющая его волю. Родительская

власть должна поощрять, одухотворять внутренние силы ребёнка – его желание быть

буквально

тончайшим

инструментом – родительской властью – надо подойти к ребёнку так, чтобы не сломать

этого ещё не твёрдого, хрупкого душевного порыва. Если же вы превратили умную,

мудрую власть в деспотическое насилие – неокрепшее желание быть хорошим лопнет, и

произойдёт самое тревожное, что может произойти в душе ребёнка. Уважайте детское

желание быть хорошим, берегите его движение человеческой души, не злоупотребляйте

своей властью. Помните, что Ваш сын, Ваша дочь – такой же человек, как и вы”.

Уважаемые мамы и папы! Кому не хочется получить ответ на вопрос: «Какой Вы

родитель?» Именно поэтому мы предлагаем Вам тест-игру. Отметьте те вопросы и фразы,

которые Вы часто употребляете в общении с детьми.

Вопросы и фразы

Сколько раз тебе повторять?

Посоветуй мне, пожалуйста

Не знаю, что бы я без тебя делал(а)

И в кого ты такой уродился?!

Какие у тебя замечательные друзья!

Ну на кого ты похож (а)?

Я в твои годы!..

Ты моя опора и помощник(ца)

Ну что за друзья у тебя?

О чем ты только думаешь?!

Какая (какой) ты у меня умница!

А как ты считаешь, сынок (доченька)?

У всех дети, как дети, а ты….

Какой (какая) ты у меня сообразительный (ая)!

Число баллов

Оценка результатов

Подсчитайте общее число баллов. Если Вы набрали 5-7 баллов, значит, живете с ребенком

душа в душу. Он искренне любит и уважает Вас, ваши отношения способствуют

становлению его личности.

Сумма баллов от 8 до 10 свидетельствует о намечающихся сложностях во

взаимоотношениях с ребенком, непонимании его проблем, попытках перенести вину за

недостатки в его развитии на самого ребенка.

11 баллов и выше - Вы непоследовательны в общении с ребенком, его развитие

подвержено влиянию случайных обстоятельств. Стоит задуматься над этим!

Родителям необходимо уйти от установки: «я говорю - ты делаешь». Всеми своими

действиями они обязаны научить ребенка понимать, что он должен выбирать путь, по

разъяснить трудности выбранного пути и его последствия.

Пусть эти законы родительской истины помогут вам состояться в качестве родителей,

постарайтесь следовать им в самых трудных жизненных ситуациях, любите своего ребенка

и дорожите его любовью к вам! (слайды, музыка, проговариваю вслух)

Закон 1

Дорожите любовью своего ребенка. Помните, от любви до ненависти только один шаг,

не делайте необдуманных шагов!

Закон 2

Не унижайте своего ребенка. Унижая его самого, вы формируете у него умение и навык

унижения, который он сможет использовать по отношению к другим людям. Не

исключено, что ими будете вы.

Закон 3

Не угрожайте своему ребенку. Угрозы взрослого порождают ложь ребенка, приводят к

боязни и ненависти.

Закон 4

Не налагайте запретов. В природе ребенка - дух бунтарства. То, что категорически

запрещено, очень хочется попробовать, не забывайте об этом.

Закон 5

Не опекайте своего ребенка там, где можно обойтись без опеки; дайте возможность

маленькому человеку самостоятельно стать большим.

Закон 6

Не идите на поводу у своего ребенка, умейте соблюдать меру своей любви и меру своей

родительской ответственности.

Закон 7

Развивайте в себе чувство юмора. Учитесь смеяться над своими слабостями,

разрешайте своему ребенку смеяться вместе с вами. УЧИТЕ СВОЕГО РЕБЕНКА

СМЕЯТЬСЯ НАД СОБОЙ! Это лучше, чем если над ним будут смеяться другие люди.

Закон 8

Не читайте своему ребенку бесконечные нотации, он их просто не слышит!

Закон 9

Будьте всегда последовательны в своих требованиях. Хорошо ориентируйтесь в своих

«да» и «нет».

Закон 10

Не лишайте своего ребенка права быть ребенком. Дайте ему возможность побыть

озорником и непоседой, бунтарем и шалуном. Период детства весьма скоротечен, а так

много нужно успеть попробовать, прежде чем станешь взрослым. Дайте возможность

своему ребенку быть им во время детства, иначе период детства будет продолжаться и

в его взрослой жизни. Это может обернуться серьезными последствиями и для вашего

ребенка, и для вас, родители!

Помните, что самое большое родительское счастье - видеть состоявшихся, умных

и благодарных детей! Я желаю вам успехов! Спасибо за внимание!

Демократизация общественной жизни повлекла за собой крити­ку авторитарной концепции воспитания, предусматривающую подчинение детей воле педагога, родителей. В связи с этим понятие «авторитет», как однокоренное со словом «авторитарность», стало очень редко употребляться. А зря, потому что смысл авторитета не противоречит современным тенденциям гуманизации воспитания.

Авторитет (от лат. autoritas - власть) -влияние какого-либо ли­ца, основанное на знаниях, нравственных достоинствах, жизненном опыте. Иногда авторитет определяют как отношения, в которых одна личность доминирует над другой, нуждающейся в опоре. Пре­восходство родителей, которые авторитетны для ребенка, опреде­ляется их зрелостью, а не насилием, не подавлением его личности. Быть авторитетным родителем - значит притягивать ребенка силой и обаянием своей личности, руководить и помогать там, где это необходимо. Принять такое доминирование родителей означает для ребенка не столько подчинение, сколько доверие, обретение защиты. Ощущение жизненной уверенности, о которой говорилось выше, - одна из потребностей психики ребенка, поэтому ему необ­ходимо найти опору, поддержку в лице взрослого, прежде всего родителей.

А.С.Макаренко писал, что для ребенка первых лет жизни «...самый смысл авторитета в том и заключается, что он не требу­ет никаких доказательств, что он принимается как несомненное достоинство старшего, как его сила и ценность, видимая, так ска­зать, простым детским глазом» (Макаренко А.С. Пед. соч.: В 8 т. -М., 1984.-Т. 4.-С. 66).

Для маленького ребенка каждый взрослый представляет собой естественный авторитет, поскольку в детских глазах он - воплоще­ние силы, могущества, умелости. Это создает у некоторых родите­лей иллюзию, что можно не прилагать особых усилий для поддер­жания своего авторитета. Таких взглядов придерживаются в пер­вую очередь в семьях, где воспитание строится на опеке, диктате. Между тем ребенок-дошкольник уже способен отличить авторитет, основанный лишь на физическом превосходстве (старше, сильнее), от авторитета, выросшего из привязанности и уважения. Любовь, внимание к ребенку, забота о нем - первый «кирпичик» родитель­ского авторитета. Он будет крепнуть в глазах ребенка по мере того, как он «откроет» в родителях их высокие нравственные качества, культуру, эрудицию, интеллектуальную развитость, умелость и многие другие прекрасные качества. Ответственные родители ду­мают о своем авторитете, стараются его поддерживать, укреплять, во всяком случае не разрушать недостойным поведением.

В семье важно поддерживать авторитет друг друга, помня при этом, что завоевать его трудно, а безвозвратно потерять легко, особенно в мелких повседневных стычках, перебранках, ссорах. Часто супруги, не задумываясь о последствиях, по поводу и без по­вода в присутствии детей высмеивают, оскорбляют и унижают достоинство друг друга. Особенно часто это делается по отноше­нию к отцу.

Социологические исследования показывают, что многие дети-школьники ставят роль отца на третье, четвертое место при реше­нии таких вопросов, как «С кого бы ты хотел брать пример?», «Кому бы доверил свою тайну?». Мать, братья, дедушки, бабушки, сверстники часто оцениваются как авторитеты выше, чем отец.

Исследования показывают, что мальчики особенно чувствитель­ны к падению престижа отца в семье; в условиях «матриархата» они усваивают образ мужчины как «лишнего существа» и переносят этот образ на самих себя. Как правило, мальчик испытывает к «вто­ростепенному отцу» чувство любви и жалости, а унижение отца воспринимает как свое собственное. Но бывают случаи, когда, отвергнув образ отца, ребенок будет искать другие мужские идеалы, и неизвестно, куда заведут его эти поиски. Девочки несколько мень­ше ранимы в этом отношении. Они способны ориентироваться да­же на такого отца, который утратил положение главы семьи, если он ласков и добр с ними.