Почему 5 группа называется примитивные собаки. Характерные черты примитивных домашних собак. Социальные и культурные факторы породообразования

Каждый вечер я засыпаю, не заводя будильника. С приходом рассвета исчезает и тишина. Монотонное «у-у-у-у» раздаётся из клеток на первом этаже. Постепенно звук становится всё сильнее и резче. Всё новые голоса присоединяются к хору, пока мой собачий «будильник» не выходит на полную мощность. Собаки пытаются сказать мне — каждое утро — что они проснулись и хотели бы выйти наружу. Единственный шанс отдохнуть от этой рутины я получаю, когда уезжаю на соревнования по обидиенс. Это не потому, что я не беру своих собак туда — наоборот, я безумная фанатка обидиенс с примитивными собаками. На самом деле на выездах они молчат потому, что главарь шайки дрыхнет рядом со мной и не желает вылезать из постели до полудня. Лодырь.

Мы с мужем делим кров с пятью шиба-ину, метисом пастушьей собаки, тибетским мастифом и новогвинейской поющей собакой. Выглядит так, будто у нас смесь совершенно разных собак, но у всех них есть одна общая черта — их примитивная натура. Поясню: говоря о примитивной собаке, я имею в виду, что в этой породе сохранился примитивных дух предков. Такие собаки вплетаются в группы традиционных пород, создавая прелестный гобелен из форм, размеров и историй. Но когда вы начинаете разбираться, тут проявляется их независимая и чувствительная древняя душа этих собак, готовая сказать, что они знают лучше. Некоторые примеры примитивных собак — африканис, акиты, аляскинские маламуты, армянский гампр, басенджи, ханаанская собака, каролинская собака, чау-чау, финский шпиц, норвежский элькхунд, фараонова собака, салюки, самоед, шарпей, шведский лаппхунд. Этот далеко не полный список… даёт представление о разнообразии форм, размеров и предназначений этих собак, их сильном сходстве со своими предками и/или породной селекции, сохранившей поведенческие и психологические черты 1000-5000-летней давности.

Жизнь с примитивными собаками отличается от жизни с собаками других пород. Конечно, все они собаки. Но жизнь с примитивными породами — это не отношения между владельцем и домашним питомцем. Это больше чем соглашение между соседями. У таких собак свои особенные желания и нужды, и если вы не сможете понять их и найти способ управлять ими, то поимеете серьёзные проблемы. Как поговаривает мой муж: «Вы не дрессируете примитивную собаку, а приходите к взаимопониманию с ней», — и он совершенно прав. Многие тренеры клеймят таких собак как необучаемых, себе на уме, упрямых или доминантных. Ярлыки эти приклеиваются только тогда, когда тренер или владелец бодаются со своей собакой и её по-настоящему честным темпераментом. Я называю это честным темпераментом, потому что такие собаки совершенно последовательны и ожидают того же от вас. Они убедительные коммуникаторы, использующие для самовыражения широкий ряд сигналов примирения. Игнорирующие их тренеры и владельцы часто фрустрируют на том конце поводка или ещё хуже — оказываются покусанными до крови.

Я никоим образом не предполагаю, что примитивные собаки гораздо более агрессивны, чем остальные. Однако я верю, что их толерантность к грубому обращению, принудительной дрессировке и грубым взаимодействиям с другими собаками значительно меньше, чем среди пород, выводившихся, чтобы быть более терпимыми. Мы создавали примитивные породы до великой викторианской генной манипуляции, не подозревая, что они окажутся в центре внимания всей семьи. Вместо этого собаки выводились с целью либо охотиться и убивать других животных, охранять имущество, тянуть поклажу, либо пасти. Не используемых собак бросали на произвол судьбы. Они с рождения знают, что им нужно для счастья, и обычно добрая часть этого — чтобы их оставили в покое. Примитивные собаки обычно очень чувствительны и быстро становятся нетерпимыми к дискомфорту. Если переусердствовать с дрессировкой, то они перестанут хотеть работать с вами и в итоге станут агрессивными.

Сейчас всё больше становится любителей собак с независимым характером, и очень важно, чтобы кинологи ознакомились с тем, как успешно работать с примитивными породами. Ко мне всё время приходят клиенты, которые говорят, что их предыдущие инструкторы ненавидели примитивных собак, что они очень агрессивны или что их невозможно обучить без принуждения. Слышать это владельцу невыносимо, и многих таких собак свозят в приюты или обрекают на существование в прачечной или в уличном вольере. Обязанность современных прогрессивных кинологов — принять растущий интерес к примитивным собакам и лучше понять их поведение, мотивацию и потребности. Когда вы это поймёте, владеть, управлять и дрессировать собак примитивных пород станет легко и приятно.

5 советов по дрессировке примитивных собак

1. Ошибка собаки — это ваша вина

Извините, но примитивные собаки — очень честные собаки. Это значит, что если скорость поощрения низкая или если задача слишком сложная — или слишком простая — примитивной собаке будет плевать на вас. Чем чаще это будет происходить, тем меньше она будет хотеть общаться с вами, а ваши отношения станут ухудшаться, пока собака не начнёт активно избегать вас. Продолжайте заниматься легко, недолго и будьте в любой момент готовы сделать два шага вперёд. Больше 5-6 повторов достаточно, чтобы надоесть большинству примитивных собак, и если они сделают прыжок в обучении, догоняйте их. Не толкайте их назад, а то они решат, что ваша «игра» тупая, и уйдут.

2. Вы НЕ заставите примитивную собаку сделать что-либо

Механика учит примитивную собаку лишь избегать контакта с вами. Наведение учит её вынюхивать лакомства, прежде чем ей захочется работать с вами. Отбор поведения и подлавливание, похоже, самые эффективные способы дрессировки примитивных собак. Они очень умны и, когда дать им возможность решать оперантные задачки, обычно быстро оказываются на высоте. Но это работает в обе стороны. Если такая собака поймёт, что рычание и укусы — единственный способ заставить вас прекратить делать то, что ей не нравится, то она перестанет подавать сигналы примирения и будет толкаться, только почувствовав дискомфорт. Если это не поможет, собака укусит. Вот поэтому для счастливой жизни с примитивной собакой жизненно важно знать язык тела и научиться понимать, что она говорит.

3. Они знают вас лучше вас самих

Примитивные собаки всегда наблюдают и разрабатывают систему. Каждое ваше движение и каждый жест запускают процесс в их головах. Они знают разницу между подзывом для поощрения и подзывом, который означает конец игры, потому что пришло время поработать. Они знают, есть у вас лакомство или нет. Это может разочаровать хозяина, потому дрессировка идёт лишь «когда предъявлено печенье», равно как разочаровывают тревога разлуки, охрана ресурса, агрессия во время хендлинга и на поводке. Когда зовут кинолога для решения поведенческих проблем, чрезвычайно важно, чтобы он детально увидел всё происходящее до проблемной ситуации, чтобы понять, чем в действительности руководствовалась собака. Причина может быть совсем не в том, что кажется владельцу.

4. Руководство к действию — их личный интерес

В своём доме я пользуюсь весьма красочным языком нежности при общении с собаками. Это ласковые шутки. Но для многих владельцев это не шутка. Для многих трудно смириться с тем, что их собаки ищут во всём личную выгоду. Как я упоминала раньше, примитивная собака — это скорее ваш сосед по комнате, нежели домашний любимец. Она, хотя и любит вас, пойдёт на всё, чтобы заполучить желаемое. Чтобы жить с собакой в гармонии, стоит следовать методам типа Протокола уважения Карен Оверолл (Deference Protocol — прим.пер.) и других, когда собака получает то, что хочет, после того как я получаю то, чего хочу. Мне нравится думать, что когда Премак формулировал свой принцип, он имел в виду примитивных собак, потому что именно этот принцип продвинет вас в дрессировке дальше всего.

5. Держите сердце открытым

Ты не можешь злиться на этих собак, потому что они просто уйдут, пописают и лягут вздремнуть. Катитесь к чёрту со своими тычками, уважайте независимую натуру своей собаки и смейтесь над своими ошибками. В противном случае эти собаки засядут у вас в голове и сведут с ума. Вам понадобится знать несколько способов научить поведению, и не бойтесь начать с классического обусловливания. В большинстве случаев причина, по которой с такими собаками сложно, состоит в том, что они испытывают эмоциональный дискомфорт, а не в том, что они тупые или упрямые.

Перевод: «Плохие собаки»

Я не зоопсихолог, не дрессировщик, а обыкновенная собачница, коих полным-полно. Заведя первую в жизни собаку, я выбирала породу, как и многие, по экстерьеру. А ведь это совсем неправильно! В других странах существует любопытная служба: в семью, которая собирается завести собаку приходит зоопсихолог, оценивает состав семьи, условия проживания, особенности характера будущих владельцев и предлагает им на выбор несколько пород. В итоге – меньше неприятных сюрпризов и отказных собак.
Зачастую люди берут в дом хорошенького щенка. Одна молодая пара завела белоснежную девочку алабая, эдакого смешного медвежонка. А потом собака выросла в большую медведицу. Отдали родителям. Хорошо, отец у них опытный собачник. Эта алабайка выросла на загляденье: обожает возиться с собачьей малышней и играть в футбол! Они с хозяином понимают друг друга без слов, с одного взгляда. А ведь эта история могла закончиться совсем по-другому: усыпление, цепь или жуткий зверь с неуправляемым поведением. Я алабаев до этого никогда вблизи не видела и понятия не имела, что многие их боятся. Хотя на самом деле бояться надо людей, а не собак – виноваты именно люди, не пожелавшие воспитывать своих питомцев.

Алабайка Прада играет

Несмотря на огромные размеры, Прада очень дружелюбна и любопытна

Другая моя знакомая приобрела очаровательное дитя любви хаски и маламута. Пес – симпатяга! Со временем парень начал потихоньку взрослеть и борзеть. И тут она, умница, не испугалась и начала его дрессировать. Чем и занимается ежедневно и упорно. Собака хозяйку обожает, ходит без поводка. Вырос общительный, ласковый пес. Впрочем, и характер свой показывает – пока хозяева на работе, съел напрочь два матраса и не подавился.
Приобретая собаку, помимо раздумий о ее размере и типе шерсти, надо прежде всего почитать историю заинтересовавшей породы, ее особенности и темперамент. На самом деле мало, кто придает должное значение такой тривиальности – все породы собак были выведены с определенной целью. В любом случае у собаки будут присутствовать определенные, зачастую «профессиональные», инстинкты, которые придется подавлять или перенаправлять.

Уолтер, упрямый, но очаровательный

Уолтер гуляет в центре города без поводка

В большой собачьей компании, где мы гуляем, очень много собак, и все разных пород. Мне всегда было интересно, почему люди выбирают ту или иную породу? Как она ведет себя в городе? Почему одни породы легко дрессируются, а за другими прочно укрепилась слава упрямых? Вот я и стала выяснять, что да как. Оказалось, что все породы можно расположить на условной шкале с двумя полюсами: от аборигенных (или по-другому примитивных) пород до инфантильных. Аборигенные породы – это самые древние породы собак, в выведении которых человек не принимал или почти не принимал участия, наименее одомашненные, имеющие очень сильную генетическую память от диких предков. А есть инфантильные породы – выведенные человеком, сильно ориентированные на него. И вот тогда-то я и начала понимать, почему моя басенджи ведет себя не так, как лабрадор, зато в чем-то очень похоже на хаски.

Басенджи даже передвигается, как дикое животное

Конечно, характер каждой собаки индивидуален, но у представителей породы есть общие черты. Именно это и надо учитывать при выборе будущего питомца. Выбирайте особенности, с которыми вы точно справитесь.
Например, овчарки и другие служебники сильно ориентированы на хозяина. Они вряд ли станут от вас убегать на прогулке. Это плюс. Зато будут охранять. Во-первых, вас, а еще какую-нибудь территорию, которую сочтут своей, например, возле лифта на своем этаже или даже площадку для выгула. А это не всегда удобно, если живешь в городе, а не в частном доме. Или лаять на любой шорох за дверью. Это охранный инстинкт. Если не нравится, придется с этим работать.
Охотничьи породы могут убегать. Завели изящную короткошерстную гончую? Приготовьтесь к тому, что эта собака живет, повинуясь запахам. Крайне развит инстинкт преследования добычи. Это очень неудобно в городе. Например, моя басенджи может внезапно сорваться и погнать за любым быстро движущимся объектом. Результат – постоянный поводок или выгул на закрытых площадках. Только в лесу или в огромных полях такие собаки раскрываются полностью. Подружейные породы, безусловно, больше заточены на работу с человеком. Охотник стреляет, они приносят. Причем, приносят очень бережно. Тут вспоминается знаменитая «мягкая пасть» лабрадора. И все-таки даже замечательные лабрадоры в душе охотничьи собаки. А это опять-таки любовь к запахам, могут бродить, подбирать, хотя и не отбегая далеко от хозяина.
И наконец, мои любимые аборигенные породы. Самые неодомашненные, зато наиболее здоровые, пока не испорченные массовым разведением, собаки. С ними сложнее, но и интереснее всего. Это очень независимые существа, которые не воспринимают слова хозяина беспрекословно. Возможно, матерые дрессировщики не согласятся со мной, но традиционные методы дрессировки тут не подходят или подходят, но с большими оговорками.

Пока другие собаки легко находят общий язык и играют, басенджи становится скучно, и они начинают "шакалить"

С наступлением у моей басенджи «подросткового» возраста я начала бороться за право беспрепятственно отобрать мясную кость, которую она с наслаждением поедала на кухне. Несколько месяцев я заходила на кухню, как укротитель в клетку со львом. Покусанные руки, раздражение – много ошибок я наделала. В миску с кормом пожалуйста, а кость не тронь. Да что ж это такое?! Я наказывала ее, надевая намордник, заваливала за холку к полу. А она вставала, тряслась, в глазах чуть ли не слезы, недоумение. Я чувствовала себя последней сволочью. А потом, в какой-то момент я решила: а что, если попробовать с ней меняться? И начала завлекать любыми другими вкусностями. Кость тут же полетела на пол, и собака сделала шаг ко мне, чтобы съесть то, что я держала в руке. Вот и все! Решение было найдено! Я брала кость, а потом могла вернуть или не вернуть ее. Или собака ела кость только из моей руки. Пришлось мне включить смекалку и учитывать особенности характера.
Так получилось, что наша закрытая площадка, где мы всегда гуляли с собаками, ремонтировалась. Пришлось переехать на большой газон во дворе. Басенджи тут же «сделала ноги» к заветному месту, где всегда лежат куриные косточки. Никакие встряхивания за шкирку, окрики и даже методичные вбрасывания обратно на газон не действовали. И вот я решила действовать по своей системе. Я перенесла питание на улицу. Исключительно. Подзыв или самостоятельный подход – получи кусочек завтрака или ужина. Нет? Идем домой. Еды нет. Басенджи в недоумении. Но на второй же вечер она сообразила, что с газона уходить не стоит. А потом, чтобы не скучать, мы с моей собакой стали разучивать цирковые трюки за кусочек.

Команда "домик": Лилу встает между моими ногами и двигается вместе со мной вперед и назад. Это здорово спасает от нежелательных действий и побегов.

Команда "рядом". Лилу выполняет ее без эффектного обхода сзади, зато я очень требовательно слежу за контактом глаза в глаза. Причем, во время выполнения всех команд руки у меня пустые. Вкусняшка выдается строго после.

Нет глупых собак, есть ленивые хозяева. Это стопроцентная истина. Однако и тут есть свое «но». Да, я добилась того, что собака сидела рядом или выполняла пару-тройку трюков, иногда немного играла со своими друзьями. Но я чувствовала – она несчастлива. Ей некомфортно. Знаете, где она по-настоящему счастлива и радуется так, что у меня сердце начинает биться быстрее и невольно появляется улыбка при взгляде на нее? В лесу у нас на даче. Там нет ни машин, ни дорог, лишь большая просека и лесной массив по обе стороны. И что характерно, утомляется она довольно быстро при таком режиме выгула. Беда, что в городе таких просторов нет. Вот и приходится выкручиваться, обеспечивая ей достойный выплеск энергии.

В лесу басенджи никогда от вас не убежит. Просто радиус ее пребывания будет не менее 100-200 м от хозяина. В городе это нереально.

В чем сложность содержания такой собаки в городских условиях? В квартире (при полноценном выгуле!) ее не слышно не видно. Рано вставать не любит, ничего не грызет. Проблемы начинаются на улице. Убегание, подбирание с земли, излишняя независимость. Эти проблемы могут быть с любой породой, но у аборигенных собак они в разы сильнее. Ведь это веками отточенные схемы поведения. У таких пород заложен самостоятельный алгоритм принятия решения. Например, у северных ездовых собак: если впереди трещина во льду, а каюр, не зная об этом, командует ехать вперед, то может погибнуть вся упряжка. Тогда мудрый пес-вожак, повинуясь шестому чувству, направляет всех в обход трещины, и все хорошо – и человек, и собаки, и груз целы. Или взять того же алабая, он же среднеазиатская овчарка. Исторически сложилось так, что эта собака охраняет отару овец от волков и принимает решение самостоятельно. Отара большая, подсказки от хозяина ждать иногда просто некогда. Однако все те же замечательные качества могут создать при проживании в густонаселенном городе массу проблем.
У басенджи к этому набору особенностей добавляется еще одна изюминка – своя уникальная мимика и крайняя ритуализированность поведения. То, как с моей собакой здоровается, к примеру, лабрадор можно описать так: представьте, вы идете по дороге, никого не трогаете. Вдруг к вам подлетает улыбающийся незнакомец, фамильярно хлопает по плечу и говорит: «Привет! Как твои дела?» Вы вообще кто?! С какой стати на «ты»?! В лучшем случае вы подумаете, что он обознался. Вот и с басенджи так. Они не терпят фамильярности. А это проблемы в городе, где очень много собак на квадратный метр. Выход? Мы общаемся только с давно знакомыми собаками. Иначе реакция моей собаки может быть агрессивной. Это пару секунд обнюхивания, а потом…возможны варианты: или недовольная настороженность, или внезапный бросок на холку ничего не подозревающего подошедшего пса. Если рядом чужая собака, я начинаю усиленно отвлекать вкусными кусочками, которые всегда ношу в кармане, не допуская пристального взгляда моей собаки на другую. О басенджи, в том числе о моей, ходят слухи, что они раздражительны, если не агрессивны, к другим собакам. Особенно своего пола. Как видите, и это решается. Вопрос степени усилий.
И еще один момент – темперамент вашей будущей собаки. Не заводите шустрый пропеллер, если вы неторопливы по натуре. Ответьте себе, только честно: готовы ли вы гулять активно? Я понимаю, эти слова навязли, но это правда. Это ключевой момент. Сможете ли вы утомить свою собаку? Мой муж искренне не понимает, что можно делать на улице с собакой целых полтора часа каждый вечер? Зачем? Именно потому, что у меня порода с активной жизненной позицией, ей нужно получить разнообразные впечатления за время прогулки. Это включает разные запахи, звуки, разные маршруты. Нужно иногда удивлять собаку. Неожиданно пойти гулять в другое место. Или в людную часть города. Мы иногда ходим по Рижской эстакаде пешочком до Сокольников. Моя собака обожает смотреть с моста на поезда и нюхать странные тамошние запахи. Потом мы хорошенько гуляем без поводка в самом парке. А потом идем обратно, тоже пешком. В итоге на неделю я получаю более спокойную собаку.
Конечно же, заранее просчитать все невозможно, но разумный баланс основных черт характера питомца и хозяина позволит свести к минимуму риски. Удачи вам с будущими и нынешними собаками!

Термин «примитивные» в приложении к небольшой группе собак, которые происходят от волка индийских равнин Canis lupus Pallipes) достаточно произволен. Некоторые члены этой группы, такие как динго и новогвинейская поющая собака, дейст вительно примитивны в том отношении, что они находятся на ранней стадии одомашнивания или их одомашнивание, возможно, остановилось. Другие, такие как мексиканские голые собачки и басенджи, хотя и происходят от тех же предков, сильно изменились в результате вмешательства людей в их разведение.

ПЕРВЫЕ ПЕРЕСЕЛЕНИЯ

Специалисты убеждены, что бродячие группы людей вышли из Юго-Западной Азии между 10 ООО и 15 ООО лет назад, и их сопровождали собаки-парии. Эти - животные попали на Средний Восток и в Северную Африку по меньшей мере 5000 лет назад благодаря миграции и торговле. Изображения представителя наиболее древней из зафиксированных пород — фараоновой собаки — украшают гробницы древнеегипетских фараонов. Эта собака, возможно, была потомком животного, известного как «финикийская собака» — финикийцы торговали собаками по всему Средиземноморью, внедряя породы, которые теперь называются ханаанскими собаками, чирнеко дель Этна и ивисскими собаками.

РАННЯЯ ЭВОЛЮЦИЯ

Впоследствии собаки оказались в самом сердце Африки, и, хотя басенджи — единственная примитивная африканская порода, официально признанная сегодня, до недавних времен существовало много других подобных пород. В Западной Африке появилась либерийская собака — похожая на терьера, маленькая, аккуратная, с коричнево-рыжей шерстью; в Кении восточно-африканская собака — более крупное животное с мощной мордой — нашла себе место как падалыцик и спутник охотника. Собаки багрими, подобного же размера и вида, отличались пестрым окрасом, а собака банту, использовавшаяся для охоты и охраны, была гораздо изящнее, с заостренной мордой. В Южной Африке маленькая, но мощная, с квадратной мордой, палевая собака зулусов также исполняла роль охранника и помогала охотникам. В Заире пигмеи держали длинноголовых, остроухих лесных собак, а готтентотов сопровождали животные типа шпица, с пушистыми хвостами. Похожая на лисицу кабиле, или дуар, охраняла стада и людей, в то время как собака баганда, длинноногая, с завернутым в колечко хвостом, служила для охоты в стае. Все эти родственные породы существовали в чистом виде вплоть до XX в.

В то время как одни собаки-парии мигрировали к западу, другие сопровождали людей в путешествии на восток. Многие из них последовали за людьми, которые пересекли перешеек на месте теперешнего Берингова пролива и перебрались в Америку Некоторые из этих азиатских собак-парий смешались с североамериканскими волками, однако материалы археологических раскопок свидетельствуют, что чистопородные собаки, явно схожие с динго, сначала распространились на юго-запад Северной Америки (территория нынешнего штата Аризона), а потом на юго-восток, в современные Джорджию и Южную Каролину. Канадская талтанская медвежья собака, возможно, являлась звеном этой цепи. То же можно сказать и о вымершей кентуккийской «собаке раковинных куч» и «собаке корзинщиков». Происхождение центрально- и южноамериканских пород, видимо, так и останется загадкой. Туземные собаки Мексики и Перу вполне могут быть безволосыми потомками азиатских собак-парий, которые попали дальше на юг посредством миграции и торговли. Точно так же вероятно, что они — более поздние потомки африканских собак-парий, привезенных в Центральную и Южную Америку европейскими торговцами. Если дело обстоит именно так, то тогда мексиканская голая собака и перуанская орхидея инков находятся в более близком родстве с африканскими басенджи, чем с каролинской собакой.

АВСТРАЛИЙСКИЕ ПОРОДЫ

ЕСТЕСТВЕННАЯ СЕЛЕКЦИЯ

Эволюция примитивных собак до некоторой степени подразумевала их самоодомашнивание. Сложные экологические условия заставляли людей направлять отбор в сторону малых размеров животных, и поэтому примитивные собаки не столь велики, как их предки — индийские волки. Когда число собак вокруг человеческих жилищ возрастало, то у маленьких особей, которые нуждались в меньшем количестве еды, было больше шансов на выживание. Эволюционные изменения происходят гораздо быстрее, чем считалось раньше; так же обстоит дело и со скоростью колонизации видами животных новых земель. Лисам понадобилось лишь 130 лет, чтобы расселиться из Виктории на юге Австралии до самых гор Кимберли на севере. Возможно, динго понадобилось менее 500 лет, чтобы освоить весь континент.

За исключением динго и новогвинейской поющей собаки, парии довольно легко усваивают начальный курс дрессировки. Они всегда настороже и могут казаться несколько индифферентными. Некоторые породы остановились на ранней стадии человеческого вмешательства, и у них отсутствуют признаки, появившиеся в результате селекции, такие как острое чутье, сила или дружелюбный, общительный характер.

ИВИССКАЯ СОБАКА

В Египте были обнаружены изображения пятитысячелетней давности животных, которые почти не отличаются от ивисских собак.

МИНИАТЮРНАЯ МЕКСИКАНСКАЯ ГОЛАЯ СОБАКА

Один из трех официально признанных размеров мексиканской голой собаки, которая бывает также меньше, той, и крупнее (стандартные разновидности).

ЧИРНЕКО ДЕЛЬ ЭТНА

Хотя чирнеко меньше по размеру, чем фараонова и ивисская собаки, он также происходит от примитивных азиатских собак, которыми торговали по всему Средиземноморью.

ПЕРУАНСКАЯ ОРХИДЕЯ ИНКОВ

Возможно, эта порода происходит от азиатских собак, привезенных в Америку 12 ООО лет назад, хотя она может быть и более недавнего, африканского происхождения.

ХАНААНСКАЯ СОБАКА

Этот крепкий пес средних размеров происходит от собак-парий Среднего Востока.

ЖЕСТКОШЕРСТНАЯ СРЕДНЯЯ ПОРТУГАЛЬСКАЯ ГОНЧАЯ

Одна из трех португальских гонч их, медиу, гораздо меньше, чем стандартный поденгу (таким он был вначале). Малый размер медиу позволил ему выжить в трудных условиях.

БАСЕНДЖИ

Басенджи единственная примитивная африканская собака, которая получ ила широкую популярность вне своей родины. Так же, как у волка и динго, течка у басенджи бывает лишь раз в году.

МЕКСИКАНСКАЯ ГОЛАЯ СОБАКА (ТОЙ)

Той самая маленькая из трех разновидностей мексиканской голой собаки, а также самая нежная. Даже его шерстистые особи очень подвержены переохлаждению, особенно в северных странах.

ФАРАОНОВА СОБАКА

Поразительно похожую на египетского бога-шакала Анубиса фараонову собаку продолжали разводить в изоляции на Мальте, пока европейские заводчики не открыли ее в 1960-х гг.

НОВОГВИНЕЙСКАЯ ПОЮЩАЯ СОБАКА

Родина этой собаки Новая Гвинея, хотя исследования археологов свидетельствуют, что она прибыла на этот остров только 2000 лет назад.

ГЛАДКОШЕРСТНАЯ МАЛАЯ ПОРТУГАЛЬСКАЯ ГОНЧАЯ

Собаки этой породы карликовой разновидности древнего примитивного поденгу — настоящие мастера-крысоловы.

  • РН МКФ - 43.
  • Высота в холке: желательно кобели - 43,2 см, суки - 40,6 см. Вес: желательно кобели 11 кг, суки 9,5 кг.
  • Окрас: черно-белый, рыже-белый, тигровый, черно-белый с подпалом.
  • Родина: Великобритания (Центральная Африка, Конго).
  • Примитивная домашняя собака. Она незаменимый помощник на охоте, где работает в своре, загоняя дичь в сети. Басенджи не лает, а свои ощущения выражает рычанием, горловыми звуками и коротким «пфф». От собаки не исходит никакого запаха. Это умная, способная, всегда веселая, но не надоедливая собака. Требует к себе хорошего отношения и понимания, не терпит грубости.

Мексиканская голая собака / Ксолоицкуинтли

  • РН МКФ - 234
  • Разновидность: стандартная, средняя, миниатюрная.
  • Высота в холке: стандартный 46-59 см, средний 36-45 см, миниатюрный - до 35 см. Вес стандартный 11-18 кг, средний 7-14 кг, миниатюрный 2-7 кг.
  • Окрас: черный, антрацитовый, серый, печеночный, бронзовый, розовый или шоколадный, золотисто-желтый, пятна допускаются.
  • Родина: Мексика.
  • Идеальная домашняя собака. Они подвижны, спортивны и выносливы. Собаки этой породы радостные и разумные, беззаветно преданы своим хозяевам, легко поддаются воспитанию. Всегда внимательны, готовы защитить, к чужим равнодушны или дружелюбны, но без агрессии и трусости. Это элегантные собаки двух видов - «бесшерстный» и «шерстяной».

  • РН МКФ - 310.
  • Разновидность: малая, средняя, большая.
  • Высота в холке/вес: малая - 25-40 см/4-8 кг; средняя - 40-50 см/8-12 кг; большая - 50-65 см/12-23 кг.
  • Окрас: черный, графитово-черный, серовато и синевато-черный, любой оттенок серого, от темного до светлого розовато-желтого с пигментированными (розовыми) пятнами или без них.
  • Родина: Перу.
  • Это живая, добрая собака, которая не любит чужих, очень хорошо сложена, любящая бегать, бдительная, готовая к обороне, любимец семьи. Раньше этих собак называли «лунный цветок орхидеи инков» и они были священными.

  • РН МКФ - 248.
  • Высота в холке: кобели - желательно 56 см, суки - желательно 53 см. Вес 18-27 кг.
  • Окрас: насыщенный коричневый с белыми отметинами или без них.
  • Родина: Мальта.
  • Хорошая охотничья собака и в то же время семейная. Собака-компаньон. Обладает своенравным характером, живая, зачастую шумная, бдительная. Привязана к своим, к чужим относится настороженно. Очень чистоплотная.
У японцев есть пословица: «Если Вы любите цветок, то полюбите и горшок, в котором тот растет». Если мы любим наших четвероногих домашних питомцев: собак, кошек, лошадей и всех тех, кого приручили, мы будем постоянно стремиться узнать как можно больше обо всем, что с ними связано, чтобы понять, о чем говорят заглядывающие в душу глаза, которые ловят каждое наше движение.

Почти все аборигенные японские породы собак по типу относятся к шпицам. Исключение составляет только , которая не считается полностью аборигенной породой. Как пишет Барбара Буйе (Barbara Bouyet) в книге «Акита – сокровище Японии», большинство японских пород собак являются шпицами или «северными собаками» и имеют сходные физические характеристики: небольшие стоячие уши, хвост, свернутый колечком на спине, короткую «двойную» шерсть (с жесткими покровными волосами и густым подшерстком) и голову в форме треугольника.


Различия между ними незначительны и касаются размера, цвета шерсти, области их использования и других дополнительных характеристик. В самой Японии из-за такого большого сходства местные породы собак подразделяют на три группы:

Крупные – ,
среднего размера – кай, кишу, айну и шикоку,
мелкие – сиба.

Названия большинства японских пород восходят к конкретным районам и областям Японии, откуда они происходят: префектура Акита на острове Хонсю, провинция Тоса (прежнее название префектуры Коти) на острове Сикоку (прежнее написание в старой русской орфографии Шикоку), острова Хоккайдо и Сикоку. Единственная порода, которая не соотносится с определенным районом Японии – это сиба-ину. В названии японских собак вторую часть составляет «ину» (иногда его синоним «кен», как в прежнем названии «хоккайдо-кен», которое заменили на «хоккайдо-ину» в 1937 г., эта порода также известна как «айну-кен» или просто «айну») – японское слово, означающее "собака". Таким образом, названия японских пород означают «собака из Акиты», «собака из Коти», «собака из Шикоку» и т.д.

Первоначально как акита-ину, так и тоса-ину были чистокровными японскими аборигенными собаками, но впоследствии их скрестили с западными породами собак. Строго говоря, в настоящее время их нельзя считать чистокровными аборигенными японскими породами (особенно тоса-ину). Японский хин, японский шпиц и японский терьер не считаются аборигенными японскими породами. В 1928 г. была основана «Организация по сохранению японских собак» (Nihon Ken Hozonkai, сокращенно Nippo), признанная японским правительством как официальный орган, который занимается сохранением аборигенных японских собак, спасением их от вымирания. Первую выставку собак эта организация провела в 1928 г. В 1931 г. семь из десяти японских пород были объявлены в Японии национальными природными памятниками.

В годы Второй мировой войны количество собак аборигенных японских пород резко сократилось. В послевоенные годы, благодаря энтузиазму любителей и работе различных обществ по сохранению японских собак, удалось восстановить довоенное поголовье. В 1948 г. был создан Японский кинологический клуб (Japanese Kennel Club (JKC)), признанный японским правительством как «объединенная ассоциация для всех пород собак», который совместно с Nippo осуществляет деятельность по сохранению аборигенных собак Японии. Японцы очень ценят аборигенные породы собак, так как считается, что они обладают особыми качествами, которые ассоциируются с концепциями силы духа, послушания, преданности, храбрости и чувства собственного достоинства.

Темперамент японских собак отличается спокойствием, продуманностью действий и тактичностью. Их почти треугольной формы глаза с поднятыми внешними уголками глубоко посажены, что предполагает «дух, пылающий внутри». Другой отличительной чертой большинства аборигенных японских пород является их «молчаливость»: они лают только тогда, когда «есть о чем полаять». Это объясняется тем, что их разводили специально как охотничьих собак. Вместе с тем японские собаки очень нуждаются в постоянном человеческом обществе: щенки должны воспитываться в доме, а взрослых собак нельзя содержать на «заднем дворе», так как при этом у них развиваются личностные проблемы и их поведение может причинить очень большой ущерб. Японские собаки должны постоянно находиться в своей «человеческой семье», а изоляция их от владельца и членов его семьи вызывает у них большой стресс, что также объясняется долгой историей создания этих пород.

Древнейшие породы собак

В 2004 г. в статье «Генетическая структура чистопородных домашних собак» (Heidi G. Parker et al., «Genetic Structure of the Purebred Domestic Dog», “Science”, May, 2004) были опубликованы результаты генетических исследований 85 из 167 пород, зарегистрированных Американским кинологическим клубом (American Kennel Club), которые были проведены группой ученых под руководством Хейди Паркер. В результате этих исследований было установлено, что у некоторых, хотя и географически удаленных друг от друга, пород не произошло замещения определенных элементов генетической структуры, характерных для волка. Эти результаты подтвердили предположения некоторых ученых о том, что в древности ранние собаки-парии, происходящие из Азии, вместе с кочующими группами людей мигрировали как на юг Африки, так и на север, в Арктику.

В эту группу вошли северные породы, которые фенотипически напоминают волка – такие как аляскинский маламут и сибирская хаски. Они показали наибольшую генетическую близость к волку, который является непосредственным предком домашних собак. «Собаки из этой группы могут считаться лучшими представителями предкового генного пула собак» – говорится в статье. Таких пород среди исследованных оказалось 14. В эту генетическую группу вошли: басенджи (Центральная Африка), салюки и афганская борзая (Средний Восток), тибетский терьер и Лхаса Апсо (Тибет), чау-чау, пекинес, шарпей и ши-тцу (Китай), аляскинский маламут, сибирский хаски и самоедская собака (Арктика), акита и сиба-ину (Япония). Ученые также отметили, что всего в мире насчитывается около 400 пород собак, а исследовано было только 85, поэтому не исключено, что в ходе дальнейших исследований будет установлено, что существуют и другие древние породы собак.

Примитивные собаки

Любителям японских аборигенных пород, таких как акита и сиба-ину, известно, что их относят к так называемым примитивным породам собак.

Международная кинологическая федерация (FCI) классифицирует в качестве примитивных пород все северные породы собак, европейского и азиатского шпицев, некоторые породы борзых и тайского риджбека. В пятой секции 5-ой группы, которая озаглавлена «Европейские и азиатские шпицы», перечислены такие породы как: китайский чау-чау, немецкий евразиер (ойразиер), корейский джиндо, семь японских пород – акита, хоккайдо, японский шпиц, кай, кишу, сиба и сикоку, а также, в качестве «предварительно принятого», тайваньская собака (формосанская горная собака или просто формосан). Примитивные или аборигенные собаки – это псовые, которые сохранились в приближенной к первоначальной форме и эволюционировали без или при небольшой степени человеческого вмешательства. Они распространились по миру с древнейшими людьми, колонизировавшими новые земли, но при этом сохранили слабую связь с человеком. Во всех странах примитивные собаки имеют схожую, типичную морфологию, известную как «устоявшийся морфотип собаки-парии » (long-term pariah morphotype) – это строение тела, которым изначально обладало большинство других форм собак.

Для аборигенных собак характерна схожая с волком или лисицей внешность: голова в форме клина с сужающейся мордой, миндалевидной формы глаза, стоячие уши для оптимального улавливания звука и, возможно, регуляции температуры тела, а также длинный изогнутый хвост. Примером такого типа собак является австралийская собака динго, которая была завезена на австралийский континент из Юго-восточной Азии около пяти тысячелетий тому назад. Большинство примитивных собак имеют общие характеристики, обычно отсутствующие у пород домашних собак. У примитивных собак – единственный эстральный цикл в год, происходящий в пределах определенного сезона. Эти собаки издают характерные воющие звуки. Во время охоты примитивные собаки используют набор ощущений, получаемых всеми органами чувств, данными им природой для поиска добычи, так же, как это делает волк.

Они очень бдительны, и, если их содержат как домашних собак, обычно предупреждают хозяина о приближении постороннего задолго до того, как это почувствуют другие домашние собаки. Несмотря на столь выдающиеся качества, примитивные собаки часто считаются у себя на родине вредителями и лишены защиты, в то время как их перепись и регистрация, а также ведение племенных книг и регистров могли бы обеспечить защиту этих генетически уникальных пород от уничтожения и ассимиляции в популяциях бродячих и породистых собак. Там же, где человек оценил их уникальность и проявил заботу, собаки из аборигенных популяций собак-парий послужили основой для создания пород домашних собак, которых разводили в неволе в условиях, контролируемых человеком. Примерами таких пород являются басенджи или африканская нелающая собака, израильская ханаанская собака, корейская собака джиндо или хиндо, а также некоторые формы аборигенных японских пород, такие как акита-ину и сиба-ину, которые были признаны международными кинологическими организациями.

Острова, заселенные богами

Японию часто называют «Страной восходящего солнца», что объясняется не только ее географическим положением. Древнейшие письменные памятники Японии – «Кодзики» (переводится как «Записи о деяниях древности») и «Нихон Секи» (буквально переводится как «Записанные кистью анналы Японии») были записаны в VIII веке. В них, кроме исторических хроник, рассказывающих о событиях III-VIII вв., содержатся космогонические мифы.

Эти мифы рассказывают о сотворении Японских островов, которые в хрониках называются «страна Ямато» (переводится как «великая гармония, мир») – самоназвание Японского государства в период написание хроник, о Ками – духах, духовных сущностях, присущих природе и всему живому, о богах-прародителях и легендарных предках японского народа. Хроники свидетельствуют о том, что в Японии до эпохи Ямато был распространен культ богини Солнца. В мифах о боге творения Идзанаги и богине творения и смерти Идзанами рассказывается о том, что, заключив божественный союз, они создали восемь островов. После ухода богини Идзанами в Подземное Царство и ссоры божественных супругов богом Идзанаги были порождены новые боги, первой среди которых является богиня Солнца Аматэрасу Омиками (переводится как «великое августовское божество, озаряющее небеса») – легендарная прародительница японского императорского рода, мать легендарного правителя Японии, Ниниги, прапрабабка первого японского императора Дзимму, которая заселила Японские острова своими потомками. Так объясняется происхождение Японии и ее народа в японской мифологии. А как это происходило согласно научным данным?

Японский архипелаг был заселен людьми в конце Ледникового периода в эпоху японского палеолита, которая началась примерно 100.000 лет назад и завершилась 16.000 лет назад. В этот период Японский архипелаг не был цепью островов, так как все острова соединялись между собой, южный остров Кюсю соединялся с Корейским полуостровом узким перешейком, а северный остров Хоккайдо соединялся с Сибирью. В результате потепления примерно 6.000 лет назад (IV-II тыс. до н.э.) и таяния ледников уровень воды в Мировом океане поднялся на 5-6 м, и территория Японии стала островной.

Пока точно не известно, откуда первые люди пришли на Японский архипелаг, однако установлено, что они являются предками современного народа айну, который в древнейшую эпоху населял весь Японский архипелаг от Рюкю до Хоккайдо, а также южную половину Сахалина, Курильские острова и южную часть Камчатки. Первые европейцы, увидевшие айнов в XVII веке, были поражены тем, что внешне айны были похожи на них самих. В отличие от большинства жителей Японии, которые были представителями монголоидной расы с желтой кожей, монгольской складкой века и редкими волосами на лице, айны обладали необыкновенно густыми волосами, покрывающими голову, носили огромные бороды и усы.

Древнейшие каменные орудия труда, обнаруженные на территории Японского архипелага, датируются 50-40-ым тыс. до н.э., но основная часть обнаруженных – 35-ым тыс. до н.э., и это считается временем заселения японских островов. В XIV-X тыс. до н.э. на Японском архипелаге возникла культура Дземон – условное название периода в истории айнов, который длился с XIV до IX в. до н.э. Период дземон-дзидай, что переводится с японского как «след от веревки», – «эпоха веревочного орнамента». Он получил название по орнаменту на глиняных сосудах и фигурках, который наносили с помощью веревки, намотанной на деревянную палочку.

Люди эпохи Дземон создали первые в мире керамические изделия, время создания которых было определено с помощью радиоуглеродного анализа, показавшего, что они были изготовлены приблизительно 16.000 лет назад, т.е. на две тысячи лет ранее, чем керамика, обнаруженная в Месопотамии. Хотя основным занятием людей культуры дземон были охота и собирательство, производство и употребление глиняных горшков, которые использовали для приготовления и хранения пищи, предполагает ведение оседлого образа жизни. Появление керамических изделий считается признаком начала эпохи неолита, поэтому, согласно археологической периодизации истории стран Запада, период Дземон соответствует неолиту. Несмотря на оседлый образ жизни этих племен, они только переходили к занятию примитивными формами сельского хозяйства, жили небольшими родовыми группами, а их поселения в основном расположены в районе морского побережья и по берегам рек на большом удалении друг от друга.

В конце эпохи Дземон на Японские острова прибыло несколько скотоводческих и земледельческих племен из Центральной Азии. Они говорили на алтайских языках и стали предками современных корейцев и японцев. На смену периоду Дземон в японской истории пришел период Яей (от японского яей дзидай), который, согласно новым методам исследований, датируется IX в. до н.э. – III в. н.э. По археологической периодизации стран Западной Европы период Яей соответствует бронзовому и железному векам. Условно назван «Яей» по названию населенного пункта рядом с Токио, где в 1884 г. была обнаружена керамика нового стиля, отличного от керамики цивилизации Дземон.

С появлением на архипелаге культуры Яей здесь стали развиваться заливное рисосеяние (привнесенное из устья реки Янцзы), использование гончарного круга и ткацкого станка, обработка металлов (меди, бронзы и железа) и строительство защищенных городищ. Культура Яей распространилась на восток, но ей не подверглись острова Окинава и Хоккайдо, где сохранились традиции культуры Дземон, что послужило основой для развития социальной жизни айнов. Тремя основными символами культуры Яей являются бронзовое зеркало богини Солнца Аматэрасу, бронзовый меч и царская каменная печать.

Считается, что собаки прибыли на Японские острова вместе с людьми по двум регионально отличающимся направлениям. Первую группу составили собаки, которые пришли с предками айну – людьми культуры Дземон из южного Китая и Тайваня по цепи островов Рюкю. Вторая группа собак пришла из северо-восточной Азии через Корею вместе с людьми эпохи Яей. Современные аборигенные собаки Японии являются далекими потомками собак этих двух групп.

Заринэ Лоренцовна Арушанян