Старт в науке. Санжыра: Для чего нужно знать своих предков (генеалогическое древо)

Знаете ли вы, кем были ваши предки? Как их звали, какая судьба их постигла? Если прямо сейчас попросить вас заполнить генеалогическое дерево, сколько поколений вы вспомните? Практика показывает, что 90% людей с трудом вспоминают имена своих прабабушек и прадедушек, и, увы, мало что могут сказать об их жизни.

А ведь в идеале человек должен знать своих предков до седьмого колена! Не зря слово «семья» состоит из двух составляющих: «Семь» и «Я». Традиция знать и чтить своих предков была хорошо известна предыдущим поколениям и совсем позабыта в наше время. Мы утратили понимание, зачем это нужно и для чего, а потому совсем перестали интересоваться своими корнями. А ведь от этого зависит наша жизнь!

Не зря память рода заносят именно в родовое дерево. Ствол дерева символизирует нас самих, листья – это наши дети, а корни – предки. А теперь представьте, что вы вырастили большое и здоровое потомство и ваше дерево выглядит сильным и могучим. Но о предках вы почти ничего не знаете и никогда не интересовались. Какие корни будут у такого дерева? Слабые, маленькие, безжизненные. В случае налетевшего урагана они не смогут удержать дерево в земле, защитить его от непогоды. Точно так происходит и в жизни.

Если человек не интересуется прошлым и даже не понимает, зачем ему нужно знать своих предков, то он лишается помощи и поддержки рода, силы, которая порой спасает целые жизни!

Но просто знать – этого мало. Если у человека в жизни сложились плохие отношения с родителями, бабушками и дедушками, именно на этом месте блокируется поступление родовой энергии. Обиды, злость, ненависть не только препятствуют подпитке силы рода, но и трансформирует эту силу в негативную и разрушающую. Наверняка вы слышали о родовых проклятиях? Поэтому так важно наладить отношения с родными людьми, если они еще живы или простить их, если они умерли. Но это не единственная причина, почему нужно знать своих предков и поддерживать с ними хорошие отношения (даже если они умерли, думая о них хорошо, мы налаживаем родовой канал, по которому они подпитывают нас энергией).

Семь поколений человека символизируют его семь энергетических центров – чакр. Каждое поколение формирует в нашей жизни определенные аспекты:

  1. Первое поколение (я ).
  2. Второе поколение (родители – 2 чел.) – формируют тело, здоровье, передают семейные сценарии.
  3. Третье поколение (бабушки и дедушки – 4 чел.) – отвечают за интеллект, способности, таланты.
  4. Четвертое поколение (прабабушки и прадедушки – 8 чел.) – хранители гармонии, радости в жизни и материального благополучия.
  5. Пятое поколение (родители прадедов – 16 чел.) – отвечают за безопасность в жизни.
  6. Шестое поколение (деды прадедов – 32 чел.) – обеспечивают связь с традициями. 32 человека шестого поколения символизируют 32 зуба, где каждый зуб связан с каждым предком. Если у вас есть проблемные зубы, стоит наладить отношения с предками, отмолить их.
  7. Седьмое поколение (прадеды прадедов – 64 чел.) – отвечают за страну, город, дом, в котором мы живем.

Если 64 человека разобрать по цифрам, то вот что получается: 6+4 = 10 -˃ 1+0 = 1 – Снова первое поколение. Таким образом, замыкается круг рода семи поколений.

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

История нужна нам не для того, чтобы разобраться, что и как происходило в прошлом, а для того, чтобы ожившее прошлое объяснило нам, кто мы есть, и открыло бы путь в будущее.

Аллан Блум

Каждого человека в любом возрасте интересуют вопросы: «Зачем нужно знать историю своей страны? Повлияет ли это каким-то образом на мою жизнь? Ведь все, что происходило в веках, уже давно в прошлом. Все эти битвы, исторические процессы стали неактуальны. Зачем нам знать о них? К чему учить даты, которые давно остались в прошлом?» Я тоже не раз задавал себе этот вопрос, мои размышления и поиски ответа по этому поводу постараюсь изложить ниже.

Знаменитый историк В. О. Ключевский (1841-1911 гг.) сказал: «История-это фонарь в будущее, который светит нам из прошлого». Многие люди ошибаются, думая, что история в нашей жизни не играет никакой роли и не влияет на будущее человечества. Детей сейчас в основном интересуют события происходящие в интернете, компьютерные игры, а историю воспринимают, как очередной урок за который нужно получать оценки. Поэтому данная проблема актуальна на сегодняшний день, так как «Без знания прошлого - нет будущего».

Тема научно-исследовательской работы - «Для чего необходимо знать историю» .

Целью является - выяснение роли истории в жизни человека.

Объект исследования - прошлое человечества.

Предмет исследования - история.

Задачи исследования :

1.Изучение исторической и методической литературы по теме исследования.

2.Раскрытие понятия история.

3. Донести значимость этой науки до участников исследования (одноклассники и сверстники).

База исследования : исследование проводилось на базе МАОУ СОШ № 15 г.о. Балашиха Московской области.

Структура работы : работа состоит из введения, одной главы, заключения и списка используемых источников и литературы, 3 приложения.

ГЛАВА 1. ДЛЯ ЧЕГО НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ ИСТОРИЮ

1.1 Понятие «история»

Можно ли заглянуть в те далекие времена, когда не было ни книжек, ни школы; побывать в музее, не выходя из дома; объехать весь мир за несколько месяцев? Можно, в этом нам поможет наука история .

Что же такое история ? Это наука, изучающая прошлое человеческого общества во всей его конкретности и многообразии, которое познаётся с целью понимания его настоящего и перспектив в будущем. "Мы знаем только одну единственную науку, науку историю. Историю можно рассматривать с двух сторон, её можно разделить на историю природы и историю человечества. Однако обе эти стороны неразрывно связаны; до тех пор, пока существуют люди, история природы и история людей взаимно обусловливают друг друга"

Главной задачей исторической науки является изучение конкретных условий, стадий и форм развития явлений и процессов прошлого. История призвана отражать реальность прошлого в его узловых моментах. Как отмечал известный римский политический деятель Марк Туллий Цицерон (106 - 43 гг. до н.э.), первая задача истории - воздерживаться от лжи, вторая - не утаивать правды, третья - не давать никакого повода заподозрить себя в пристрастии или предвзятой враждебности.

Историк, как правило, имеет дело с прошлым и не может непосредственно наблюдать объект своего изучения. Главным для него является исторический памятник, через посредство которого он получает необходимые конкретно-исторические данные, фактический материал, составляющий основу исторического знания. Исследователь, на основе изучения разных по происхождению источников, устанавливает правдивость информации.

Историки-археологи производят раскопки и находят в толще земли фундаменты старых домов, посуду, инструменты, игрушки. Эти предметы и вообще все, что сохранилось с древнейших времен и до наших дней называют историческими источниками. Их можно сравнить с лесными источниками-родниками, которые питают своими водами ручьи и реки. Точно так же исторические источники дают нам знания о том, как жили люди много веков назад.

Все исторические источники можно разделить на 6 групп:

    письменные источники (эпиграфические памятники, т.е. древние надписи на камне, металле, керамике и проч.; граффити - тексты, нацарапанные от руки на стенах зданий, посуде; берестяные грамоты, рукописи на папирусе, пергаменте и бумаге, печатные материалы и др.);

    вещественные памятники (орудия труда, ремесленные изделия, предметы домашнего обихода, посуда, одежда, украшения, монеты, оружие, остатки жилищ, архитектурные сооружения и т.д.);

    этнографические памятники (сохраняющиеся до настоящего времени остатки, пережитки древнего быта различных народов);

    фольклорные материалы (памятники устного народного творчества, т.е. предания, песни, сказки, пословицы, поговорки, анекдоты и т.д.);

    лингвистически памятники (географические названия, личные имена и т.д.);

    кинофотодокументы.

Мобильные телефоны, автомашины, книги, мудрые изречения великих людей, моральные принципы, по которым мы живем - это все наше историческое наследство. Мы знаем, что есть прошлое, что у каждого из нас есть свои корни. Наука история сохраняет в памяти события давно минувших дней. История помогает нам узнать, что все это не появилось ниоткуда, в один миг. Мы можем узнать, как люди создавали свою культуру и зачем, как они жили без этого, какие трудности им пришлось преодолеть.

1.2 Значение истории в жизни человека

Знание истории помогает людям жить: узнавая прошлое, мы видим, что во все времена наши предки испытывали трудности, невзгоды и лишения. Но жизнь продолжалась, годы горестей и несчастий сменялись лучшими временами.

История учит нас справедливости, помогает по-новому взглянуть на окружающий мир.

История - это дорога во времени. Она уходит вглубь веков, в седую древность.

Благодаря знаниям истории мы видим причины и следствия событий и задумываемся над ними. Например, то, что междоусобные войны приводят к разрухе в стране. Значит, лучше в них не ввязываться. Культ личности приводит к жестокой тирании. Значит, лучше такого не допускать. История дает нам уроки на будущее, чтобы мы учитывали их на практике. При прочтении истории мы должны помнить, что это не вымысел очередного автора, это наша жизнь, которую мы должны помнить, чтобы передавать из поколения в поколение.

Насколько же нужна человечеству историческая наука?

Множество случаев в жизни показывают, что знание истории помогает в творении будущего. Политики знают, куда может привести их деятельность; бизнесмены и экономисты изучают ведение дел компаниями в прошлом, изучают их нововведения, контролируют недопущение ошибок; люди искусства ищут вдохновения в рассказах о древних временах.

Если бы человечество не знало истории, то оно ходило бы по кругу, повторяя те самые ошибки, что делали и до них. Это бы затормозило развитие цивилизаций, мы с вами сидели бы в каменном веке, живя в пещерах, выживая за счет охоты на мамонтов.

1.3 Исследования знаний моих сверстников и одноклассников.

Данная часть работы была проведена, для того чтобы понять на сколько актуальна выбранная тема в настоящее время. Исследование доказывает необходимость обсуждения этого вопроса с родителями, учителями, родственниками, между собой, чтобы доносить значимость изучения истории.

На первом этапе я попросил своих одноклассников составить генеалогическое древо их семей, было интересно узнать на сколько они знают историю своей семьи, есть ли дома семейные архивы, традиции, старинные фотографии, предметы оставшиеся от бабушек и дедушек. Узнать воевали ли предки моих одноклассников.

Генеалогия - раздел исторической науки, изучающий происхождение и связи отдельных родов.

В результате первого этапа выяснилось, что небольшая часть второклассников знают своих предков до прабабушек и прадедушек, вспоминают их с помощью родителей. Путаются в отчествах, а иногда и вообще не знают. Можно сделать вывод, что у родителей не хватает времени для того, чтобы донести до ребенка историю семьи. Рассказать о подвигах предков. То, что у нас получилось, можно увидеть в приложении 1.

На втором этапе мной были заданы вопросы одноклассникам и сверстникам во дворе, друзьям по спортивным секциям по наиболее значимым и известным событиям, произошедшим в нашей стране.

Вопросы анкеты.

    Как раньше называли Российскую Федерацию?

    На какой улице ты живешь?

    Какие памятники есть в твоем городе?

    Как зовут твоих прародителей?

    Что такое история?

    Назовите даты Великой Отечественной Войны.

    Хотел бы ты жить за границей?

Результаты можно увидеть в приложении 2. Опрос показал, что некоторые ребята не знают: даты начала и окончания Великой Отечественной войны, что происходило в эти страшные и трудные для нашей Родины годы; для чего 9 мая проходят демонстрации, парады; почему улица на которой мы живем несет именно такое название; кому посвящены памятники, которые возведены в нашем городе.

К сожалению многим не только не прививаются знания истории страны, но и нет желания знать историю своей семьи, кто был их родственниками, благодаря кому они появились на свет. Все эти вопросы непосредственно связаны с историей. Они интересны. Их нужно знать любому человеку: и школьнику, и родителю.

Заключение

В жизни каждого человека происходит много событий. Многие из них мы помним очень долго, а некоторые, особенно важные для нас, не забываем в течение всей жизни. Мы совершаем поступки, которыми потом гордимся, а порой и такие, которых приходиться стыдиться. Все события нашей жизни, как бы собранные в "цепочку", одно за другим, составляют биографию каждого из нас. Мы, живущие сегодня, и те, кто жил задолго до нас, и те, кто будет жить через много-много лет после нас - все вместе мы составляем Человечество. У Человечества тоже есть биография - это История.

На наш взгляд, одна из главных прелестей этой науки заключается в том, что придумать что-то новое в данной сфере знаний невозможно: можно только провести раскопки и найти что-то, доселе неизвестное. Все, что попадает в юрисдикцию истории, уже было, кто-то когда-то уже имел представление об этих событиях и, может, даже принимал в них непосредственное участие.

История также отличается от таких наук, как математика и физика, тем, что она становится шире с каждым днем: закон всемирного тяготения и теорема Пифагора существовали всегда, но люди знают об этом лишь с момента открытия данных фактов, а история никогда не скрывала от человека ничего — о чем-то, конечно, мы забываем, но это уже наша вина. Вообще, главная сила истории в том, что она дает возможность учиться на чужих ошибках. Многие достижения и открытия были сделаны, благодаря опыту предков. История помогает выстраивать взаимоотношения между разными странами, людьми. Ведь история никогда не повторяется: это историки повторяют друг друга, а оглянуться назад, на чужой опыт, и понять, как лучше поступить, может каждый из нас.

Из всего этого можно сделать вывод, что знание истории своей страны необходимо каждому для того, чтобы быть умным, мудрым и уважаемым человеком! А зная историю - уважать своих предков и страну, в которой ты живешь.

Список используемых источников и литературы

    Вахрушев А.А. / Окружающий мир. Мое отечество. Методические рекомендации / А.А. Вахрушев. - М.: Баласс, 2013. - 144 с.

    Инфоурок. "Как ведется летоисчисление. Жизни древних людей". [Электронный ресурс] - Режим доступа:https://infourok.ru/videouroki/ 3609. - (Дата обращения 11. 11. 2017 г.)

    Объект и предмет истории [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://biofile.ru/his/12535.html. - (Дата обращения 07.11.2017 г.)

    Ожегов С.И. / Толковый словарь русского языка /С.И. Ожигов.- М.: ОНИКС Мир и Образование, 2012. - 1376 с.

    Чудакова Н.В., Громов В. А. / Я познаю мир. История. - М.: ТКО АСТ, 1997. - 512 с.

Приложение 1

Генеалогическое древо

Приложение 2

Вопросы анкетирования

Вопрос 1: Как раньше называли Российскую Федерацию?

Вопрос 2: На какой улице ты живёшь?

Вопрос 3: Какие памятники есть в твоем городе?

Вопрос 4: Как звали ваших прародителей?

Вопрос 5: Что такое история?

Вопрос 6: Назовите дату Великой Отечественной Войны .

Вопрос 8: Хотел бы ты жить за границей?

Многие из нас, особенно школьники и их родители, неустанно задаются вопросом о том, зачем нужно знать историю. Какова значимость и актуальность изучения событий многолетней давности? Однако существует множество разнообразных причин, указывающих на необходимость изучения этого предмета, который является сочетанием многих других дисциплин. Много аргументов уже было приведено по поводу важности истории, но они по-прежнему остаются актуальными и на сегодняшний день.

Виртуальная машина времени

Воспитать патриотов

Здоровая социальная атмосфера в стране, полноценное общество и мир - цель, к которой стремятся все люди в общем и каждое отдельное государство в частности. Невозможно все оценить деньгами и за все заплатить. Поэтому государство держится не на бизнесменах, а на меценатах, альтруистах и патриотах. На них держится весь мир. Их помнит история. Тех, кто любил свою страну, кто отдавал свои жизни за счастье других. Это и бесстрашные воины, и самоотверженные врачи, и талантливые ученые, и просто бескорыстные патриоты своего народа.

Зачем нужна история? Потому что она популярно повествует каждому следующему поколению о том, чем оно обязано своим предкам. Мы узнаем, какими идеалами жили прадеды, какие подвиги они совершали. Мы понимаем, как их жизнь повлияла на наше настоящее. Воспитание уважения к прошлому с его реформами, борьбой, победами и неудачами - задача истории.

Зачем нужно изучать историю?

Сегодня неотделимо от вчера. Все люди и народы живут историей: мы говорим на языках, дошедших до нас из далекого прошлого, живем в обществах со сложными культурами, унаследованными с древних времен, используем технологии, разработанные нашими предками.… Таким образом, изучение взаимосвязи между прошлым и настоящим является неоспоримой основой для хорошего понимания современного человеческого бытия. Это объясняет, зачем нам история, почему и насколько она важна в нашей жизни.

Знакомство с человеческим прошлым и есть путь к самопознанию. История помогает понять истоки современных социальных и политических проблем. Она является самым важным источником изучения характерного поведения людей в тех или иных социальных условиях. История заставляет нас осознать, что люди в прошлом были не просто «хорошими» или «плохими», но мотивированными в сложных и противоречивых отношениях, как и сейчас.

Взгляд на мир каждого человека формируется благодаря индивидуальному опыту, а также опыту общества, в котором он живет. Если мы не знаем современного и исторического опыта различных культур, то мы не можем даже и надеяться понять, как люди, общества или нации принимают решения в современном мире.

Сама суть

Историческое знание - не больше и не меньше, чем тщательно и критически построенная коллективная память. Именно память делает нас людьми, а коллективная память, то есть история, делает нас обществом. Зачем знать историю? Да без индивидуальной сразу же потеряет свою идентичность, не будет знать, как действовать при встрече с другими людьми. То же самое происходит и с коллективной памятью, хотя ее потеря будет заметна не так моментально.

Однако память не может застыть во времени. Коллективная память постепенно приобретает новый смысл. Историки постоянно работают над переосмыслением прошлого, задавая новые вопросы, ища новые и анализируя старинные документы в целях приобретения новых знаний и опыта для лучшего понимания прошлого и происходящего. История постоянно меняется и расширяется, так же как и наша память, помогая нам приобретать новые знания и навыки для улучшения нашей жизни….

Особенные, сверхуспешные люди найдутся в роду у каждого человека. © Фото из архива Виктории Салтыковой

За каждым человеком с самого рождения стоят судьбы тысяч и миллионов родственников, которые в свое время думали о нем, мечтали, как сложится его жизнь, и прилагали силы для создания лучшего будущего. Знания об этих людях дают нам силы жить сегодня.

Зачем и как нужно изучать свое генеалогическое древо, «Росбалту» рассказала Виктория Салтыкова , генеалог, руководитель проекта по изучению родовой ​истории.

— Виктория, изучение собственной генеалогии, это, конечно, важно. Но какие преимущества оно дает человеку, кроме знания о предках? Для чего необходимо погружаться в историю своего рода? Ведь вроде бы можно прожить и без этого?

— Можно. Но задумайтесь, насколько полноценной будет тогда ваша жизнь?

Люди, которые обращаются за помощью к специалистам по генеалогии, уже нашли или ищут ответ на этот вопрос. Один предприниматель сказал мне: «Я понял: чтобы создать бизнес, который будет существовать и за пределами моей жизни, я должен вникнуть в историю моего рода…» Многие осознают, что одна из обязательных задач, которые мы должны решить в нашей жизни — узнать, откуда мы, кто мы, и благодаря кому мы стали теми, кто мы есть.

Изучение своего родового древа — это самоопределение и самопознание, понимание своей причастности к чему-то большему, чем просто «ты». Оно дает человеку силы и абсолютно новое ощущение жизни. И дополнительную ответственность за то, что останется после нас.

Мы все — наследники своих родителей, бабушек и дедушек. Их жизненный опыт и мудрость для нас, может быть, в чем-то даже важнее, чем опыт, который можно почерпнуть во всей мировой литературе.

Мы привыкли воспринимать себя и свой самый близкий семейный круг как некую обособленную ячейку общества. Но у каждого из нас огромная семейная история. Задумайтесь: сколько родов и поколений стоит за вами? Закройте глаза, и представьте, что за вашей спиной стоят ваши родители, за ними — их родители, и так до бесконечности. Вы окажетесь как бы на острие гигантского клина, который своим основанием уходит в далекое прошлое.

Если принять за точку отсчета продолжительность жизни одного поколения — 25 лет, то получится, что всего лишь за 500 лет у каждого человека насчитается 1 млн 48 тыс. 576 прямых родственников — астрономическая цифра!

Все эти люди стремились к лучшему будущему для себя и своих потомков, то есть и для вас тоже. Они думали о вас, пытались представить, какой будет ваша сегодняшняя жизнь, и прилагали усилия к тому, чтобы подготовить почву для вашего успешного будущего. И еще одна важная мысль: миллиарды людей умерли, по стечению обстоятельств не оставив после себя потомства. А ваши предки выжили. Сколько родов прервали свою историю, а ваш род оказался сильнее. Кроме того, не забывайте и о генетике: с генами нам передаются таланты, способности, характер и жизненная сила наших предков.

— Почему исследование фамильных корней стало таким популярным? До 90-х годов, например, этим занимались только очень немногие…

— Эта традиция не новая. И гораздо сильнее, чем в России, развита у многих народов мира. Например, в Китае есть традиция на Новый год собираться в семейном кругу и по очереди вспоминать всех родственников за 7 поколений — какими они были. Это делается не просто так. В каждой китайской семье, как правило, есть книга, куда записываются все основные вехи в жизни каждого члена семьи, и которая передается в поколения в поколение. Именно поэтому в том числе китайцы так боятся потерять лицо, совершить неблаговидный проступок — ведь это бросит тень на весь род.

Такой же обычай существует и в Корее. Мне посчастливилось держать в руках подобную семейную книгу клана. Зачастую фамильные летописные записи начинаются от далеких предков, живших в еще в V—VI веке нашей эры. Буряты и жители горного Алтая, например, знают свой род до 7-го колена, валлийцы (жители Уэльса в Англии) — до 8-го, шотландцы — до 11-12-го.

В России после революции 1917 года генеалогия была запрещена и возвратилась к людям лишь после войны, когда многие стали искать своих родственников, пропавших без вести и павших на полях сражений. Хотя в царской России знать и почитать свой род считалось обязательным, и не только в среде представителей высшего сословия. Даже крестьяне и те запоминали сведения о своей дальней родне, и не только затем, чтобы справедливо передавать своим близким наделы и имущество.

— Люди, которые начинают собирать информацию для составления генеалогического древа, говорят, что чувствуют себя следователями, своего рода Шерлоками Холмсами, и это очень увлекает, дает новый полезный опыт. Наверное, чтобы правильно вести такое историческое расследование, нужно знать какие-то правила, обладать особыми качествами?

— Желательно, конечно. Но вообще изучать историю своего рода может любой человек. Нужны только желание, время, силы и терпение.

— А что надо предпринять вначале? С чего начинается составление собственной родословной?

— Не каждый может посвятить этому делу много времени. Но, по сути, все осуществимо. Первым делом стоит опросить ближайший круг своих родственников и завести досье на каждого из них, а также на тех уже ушедших родных, о которых сохранились знания в вашей семье. Фамилию, имя и отчество, места жительства, даты рождения и смерти и другую важную информацию в пределах двух-трех поколений можно узнать исключительно от представителей своего ближнего семейного круга.

А затем начать составление родового древа. Для этого можно использовать, например, отечественную компьютерную генеалогическую программу «Древо жизни», и самостоятельно заносить туда все данные по каждой персоне. Потом стоит проанализировать семейный архив, найти артефакты — фотографии, документы, воспоминания и мемуары. Это тоже очень интересно, потому что историю, как вы с удивлением обнаружите, можно изучать не только по историческим событиям и датам, но и по судьбам обычных людей.

Следующий этап — обращение в областные и федеральные архивы, куда можно послать запрос о своих родственниках. При этом имеет смысл учесть, что по Закону о персональной тайне информация о частной жизни гражданина охраняется и после его смерти: в этом случае право на ее защиту переходит к детям, родителям и супругу. Такой же запрет уже содержится в законодательстве об архивном деле: ограничение на доступ к таким архивным документам сохраняется в течение 75 лет.

Немало полезной информации можно извлечь из церковных исповедных росписей, в которых фиксировались акты рождения, крещения, бракосочетания и смерти, сведения о социальном положении, месте жительства, возрасте и составе семьи прихожан. Эти записи в обязательном порядке делались священником каждого прихода. Законодательно вести такие книги начали с 1722 года, однако обычай их заполнения известен с древнейших времен. Метрические книги тоже содержатся в архивах. По сути, это был ежегодный учет населения, проводившийся православной церковью в XVIII — начале XX веков. Обычно он представлял собой посемейный список всех проживающих на территории прихода прихожан за исключением младенцев возрастом менее 1 года.

Кстати, священники заносили в росписи и сведения, составляющие тайну исповеди. И это обстоятельство также стоит учитывать. Всем нам кажется, что если ты идешь на исповедь, то это строго конфиденциально. Тем не менее очень много информации мы, генеалоги, получаем именно из подобных записей.

Многие священники буквально переписывали исповеди своих прихожан с важной, по их мнению, информацией, которая представляла угрозу региону или всему государству. Все это фиксировалось точно, подробно и в деталях.

— Еще один адрес для поисков — администрации кладбищ, в архивах которых хранятся сведения об умерших.

— А быстрее всего можно погружаться вглубь веков по так называемым ревизским сказкам из областных архивов. В переписи населения любого населенного пункта можно целиком найти всю семью с информацией о возрасте, и о том, кто кому кем приходится. Если двигаться от ревизии к ревизии, начиная с 1818 года, можно дойти до ревизии 1782 года. Ревизские сказки более раннего времени писались уже на древнерусском языке, а значит, к их переводу придется привлекать генеалогов-специалистов.

Обязательно разыщите мемуары — свидетельства о событиях прошлого, зафиксированные людьми, которые были очевидцами или участвовали в них, а также рукописные автобиографии — описания жизни человека, сделанные сторонним автором или самим героем. Обратите внимание на возможности анализа ДНК-генеалогии: с его помощью можно найти своих 10-15-юродных братьев и сестер, и потом с ними общаться.

Важно еще и то, что, вступая на этот путь, человек, чаще всего, начинает встречаться и общаться со своими родственниками, связь с которыми была по каким-то причинам прервана. И, как следствие, находит множество новой, дальней родни, о которой подчас даже не подозревал. Некоторые генеалоги, например, успешно пользуются этими открывшимися возможностями, к примеру, отдыхают в отпуске только у своих родственников, которых сами же и разыскали. Приезжают к ним в гости и показывают составленное генеалогическое древо.

— К сожалению, у нас как-то не принято передавать детям рукописные сведения и документы из родовой истории. А расспросить бабушек и дедушек, и даже родителей о личных моментах их жизни мы зачастую стесняемся…

— Это психологическая проблема, но она решаема. Бывает, что ты всю жизнь живешь рядом с близким человеком и считаешь, что изучил его всего. Но когда приходит момент, например, помочь бабушке написать ее мемуары, ты понимаешь, что на самом деле не так много о ней и знаешь, а спросить и уточнить детали, факты теперь, по прошествии времени, уже стыдно. Но этот барьер надо преодолеть и все-таки задать нужные вопросы.

— Завидую тем детям, которые получают в руки уже готовую родословную своей семьи. Вероятно, это знание влияет на всю их последующую судьбу?

— Да, они волей-неволей сверяют свою жизнь с жизнью предков. Дети пытаются копировать жизнь своих родителей, а когда узнают достаточно о своих дальних родственниках, то начинают копировать положительные примеры и с них тоже — с прабабушек и прадедушек.

Сегодня очень популярны разного рода мотивирующие книги и публикации на тему «заповедей успешных людей». Мы ищем себе героев и кумиров для подражания, но не здесь, рядом, а где-то там, за горизонтом.

Мы почему-то считаем, что особенные, сверхуспешные люди находятся за пределами нашей собственной генеалогии. Но на самом деле они найдутся в роду у каждого человека, стоит только поискать. Их таланты, способности и сила — в нашей крови. Если прогуглить, например, список существующих родов с древнейшими родословными, то вы обнаружите там такие знаменитые фамилии, как Рюриковичи, Багратионы и т. д. Почему бы таким героям не оказаться и в вашей родне?

Дети, которые учат свою родовую историю, как правило, очень отличаются от тех, кто вообще не ассоциирует себя со своей семьей. Я преподаю генеалогию в школах и с удивлением вижу, что многие ребята, оказывается, не знают даже своих бабушек и дедушек, двух из четырех как минимум. Примерьте эту ситуацию на себя и представьте, что ваши внуки и внучки не будут знать о вас ничего! Зато, когда дети, наконец, узнают свою родословную, то начинают ей гордиться и взахлеб рассказывают о ней одноклассникам. Они начинают больше ценить родных и близких, правильнее относятся к ним и к собственной семье, в том числе и к той, которую создают в будущем. Известный факт — судьба пращуров нередко оказывает прямое влияние на потомков.

— Но генеалогия — это ведь наука не только о судьбах людей ушедших?

— Разумеется! Важно не забывать и людей, живущих ныне, помнить о тех, кто сейчас рядом с вами или живет где-то далеко. Одни — чистый кладезь уникального знания. Нужно пытаться собрать для себя и передать будущим поколениям их жизненный капитал.

Беседовал Владимир Воскресенский