Воздействие семейной групповой логопсихотерапии на проблему нарушения семейной коммуникации. Типовые причины супружеских измен

Редкий развод не вытекает из супружеского конфликта, возникающего по различным причинам. Конфликт - это осознанное столкновение, противоборство минимум двух людей, групп, их взаимно противоположных, несовместимых, исключающих друг друга потребностей, интересов, целей, типов поведения, отношений, установок, существенно значимых для личности и групп(ы).

Супружеский конфликт представляет собой достаточно сложное явление, охватывающее разные уровни взаимодействия супругов. Сам по себе конфликт не может оцениваться однозначно только как отрицательное явление в жизни в семье. Роль конфликта во многом определяется семейным микроклиматом, общим фоном общения, взаимной удовлетворённостью, степенью эмоциональной привязанности супругов.

Семейные конфликты подразделяются на конструктивные и деструктивные. При конструктивном конфликте в результате столкновения разных мнений, оценок возникает взаимоприемлемое решение вопроса, рождается ощущение удовлетворённости, снижается напряжение, раздражение. В случае деструктивного конфликта возникает недовольство исходом взаимодействия, которое обычно не связано с нахождением взаимоприемлемого решения проблемы, остаются ощущение неизбежности новых подобных столкновений, эмоциональное напряжение, раздражение, досада.

Существенное значение в возникновении конфликта имеют те ожидания, которые сформировались у людей к моменту вступления в брак по отношению к своей будущей семье, склонности, личностные особенности, специфика социокультурной среде их воспитания.

Специалисты по проблемам психологии семьи указывают на следующие сферы семейной жизни, чаще всего выступающие источниками супружеских конфликтов: 1) проблемы отношений с родственниками и друзьями; 2) вопросы, связанные с воспитанием детей; 3) проявление супругами стремления к автономии; 4) ситуации нарушения ролевых ожиданий; 5) ситуации рассогласования норм поведения; 6) проявление стремления к доминированию, власти; 7) проявление ревности; 8) расхождения в отношении к деньгам.

В исследовании О. Э. Зуськовой и В. П. Левкович (1987) были выявлены следующие источники конфликтов в супружеском взаимодействии:

1) Систематическое нарушение супругами этики семейного общения, низкая культура общения (невнимательность, грубость, сарказм и т. п.)

2) Недостаточная удовлетворённость потребности в защите «Я-концепции» в процессе супружеского взаимодействия. Устойчивость «Я-концепции» поддерживается, в частности, постоянством форм общения, ожидаемых со стороны социального окружения. Поддержка, взаимопонимание, эмоциональный комфорт способствует осознанию значимости и ценности своего «Я», сохранению собственного достоинства;

3) Расхождения в представлении супругов о распределении семейных ролей, об их выполнении. Особо остро конфликт может протекать из-за расхождения в представлении о семейном лидерстве;

4) Особенности взаимодействия, связанные со взаимной информированностью о различных сторонах жизни и личностных особенностях супругов. Нежелание супругов информировать друг друга о своих делах, намерениях, стремление к утаиванию каких-то сведений порождают подозрительность, взаимное недоверие, эмоциональное напряжение;

5) Конфликтность в семье связана с особенностями моральной мотивации супругов: чем выше уровень моральной мотивации супругов, тем ниже уровень конфликтности в семье. Мотивационная структура высшего типа характеризуется преобладанием у человека ориентации на самооценку как ведущего мотива поведения (вместо ориентации на оценку окружающих). Супруги с высоким уровнем моральной мотивации в значительной степени осознают себя субъектами собственной деятельности, руководствуются в своих действиях совестью, как главным регулятором поведения.

Стабильность брака зависит не только от удовлетворения материальных потребностей супругов, но и от удовлетворения эмоционально-психологических потребностей. Каждый из супругов должен удовлетворять свою потребность в положительных эмоциональных чувствах. Брак стабилен лишь в том случае, когда не один из супругов не испытывает чувства отчуждения и психического одиночества.

В качестве факторов, предотвращающих возникновение и развитие деструктивных конфликтов в брачно-семейных отношениях, прежде всего можно назвать повышение уровня коммуникативной компетентности супругов, связанное, в первую очередь, с изменением отношения к окружающему миру, к людям, к себе. Не менее важно и овладение супругами специальной системой практических приёмов бесконфликтного общения. Успешность семейных отношений во многом определяется также и сформированностью индивидуально стиля супружеского взаимодействия, включающего характер общения, способы контактов с окружающими, пути преодоления разногласий, психологический микроклимат семьи.

Исследователи семейных отношений пришли к выводу, что бескризисное развитие семьи невозможно, однако не все причины ведут к разрушению. К факторам, которые могут разрушить брак, относят:

1. Перегрузки и физическое истощение. В этом кроется серьёзная опасность. Особенно это касается тех молодых людей, которые только начали свою профессиональную или академическую карьеру. Опасно пытаться уделить внимание всему сразу: учиться в институте, работать полную рабочую неделю, воспитывать детей, обустраивать быт и заниматься бизнесом. Зачастую молодые пары так и поступают. Вследствие моральных и физических сил начинает недоставать. Ситуация наиболее чревата конфликтами в случае, если супруг занят на работе, а супруга посвящает себя воспитанию детей и ведению дома. Первоначально накапливаются обида и горечь, что в последствии ведёт к конфликтам.

2. Злоупотребление кредитом и ссоры по поводу денежных трат.

3. Эгоистичность.

4. Вмешательство родителей. Некоторые родители с трудом представляют, что их дети - взрослые, самостоятельные люди, и они, если живут поблизости, часто вмешиваются в жизнь молодых, подрывая их отношения.

5. Нереальные ожидания. Некоторые люди на пороге брака ожидают чего-то поистине необыкновенного: ничем не нарушаемой идиллии. Неизбежное разочарование - это эмоциональная ловушка.

6. Пьянство и наркотики. Они убивают не только браки, но и людей.

7. Всё, что как бы «незаконно» внедряется в отношения супругов, способно встать между супругами (например, ревность, низкая самооценка и др.).

8. Порнография, азартные игры, все дурные пристрастия вообще.

Кроме этого существуют следующие факторы:

· укрепление экономической самостоятельности и социального равноправия женщин;

· либерализация взглядов на развод;

· освобождение от классовых, расовых и национальных предрассудков;

· рост продолжительности жизни;

· снижение влияния родителей на выбор супругов;

· неадекватная мотивация вступления в брак одного или обоих партнёров.

Процесс распада семьи начинается задолго до официального расторжения брака. Этот период получил название предразводной ситуации. Взаимоотношения в семье в этот период характеризуются высокой психологической напряжённостью и дисфункциональностью, которые могут сопровождать бывших супругов и их детей очень длительное время.

Шнейдер выделяет следующие основные причины разводов (в процентах к числу опрошенных людей разного возраста):

· материальные, бытовые проблемы - 55;

· пьянство одного из супругов - 39;

· ослабление ценности семьи для нынешнего поколения - 27;

· супружеская неверность - 19;

· психологическая несовместимость - 17;

· однообразие и скука семейной жизни - 12;

· новая любовь - 11;

· отсутствие детей - 7;

· другое - 2;

· затрудняюсь ответить - 6.

Важным условием исследования является принцип нетождественности мотивов развода его причинам. Чаще всего выделяются следующие мотивы разводов: отсутствие общих взглядов и интересов (в том числе и религиозные разногласия), несоответствие (несовместимость) характеров, нарушение супружеской верности, отсутствие или утрата чувства любви, любовь к другому, легкомысленное отношение к супружеским обязанностям, плохие отношения с родителями (вмешательство родителей и других родственников), пьянство (алкоголизм) супруга, отсутствие нормальных жилищных условий, половая неудовлетворенность.

Под мотивом развода понимается обоснование решения о том, что потребности в браке не могут быть удовлетворены в данном брачном союзе.

На уровне обыденного сознания сложно оценить совокупность всех причин, приведших к разводу, внимание зачастую фиксируется на наиболее очевидных, таких как пьянство или нарушение супружеской неверности. Часто используемые мотивы дают возможность уйти от объяснения причин (несоответствие характеров, плохие жилищные условия). Бывшие супруги по-разному обосновывают решение расторгнуть брак. Мотив «нарушение супружеской неверности» выдвигают 51 % мужчин и только 28 % женщин, это подтверждает известное наблюдение о том, что мужчины резко отрицательно относятся к факту женской измены; 44,3 % женщин и только 10,6% мужчин объясняют развод «пьянством супруга».

Выбор направлений работы по предупреждению разводов напрямую зависит от причин, приводящих к этому явлению. Ведь именно искореняя причины и мотивы, разрушающие семью, мы можем говорить об укреплении брака.

Нарушение супружеских отношений возникают, когда у одного или обоих супругов имеется эмоциональный дискомфорт по причине супружеской неудовлетворенности. Один или оба партнера не получают от интимных отношений того, чего хотелось бы. Однако в большинстве случаев первопричиной разлада являются эмоции. Гнев, злоба, ревность, подавленность, все эти негативные эмоции встают на вашем пути, когда вы пытаетесь наладить отношения с партнером. Как решить проблемы, возникающие в семье, с помощью когнитивной терапии.

Сама методика когнитивной терапии основана на теории о том, что к проблемам во взаимоотношениях приводят неадекватные эмоции. Они же в свою очередь являются следствием иррациональных или нереалистических мыслей, которые основаны на долженствовании или подчинении. В противоположность им рациональные мысли имеют форму предложения. Замена типов мышления ведет к тому, что каждый может получить как конечный результат адекватные эмоции и поведение.

В супружеских отношениях нералистичные ожидания от партнера являются плодотворной почвой для появления проблем. Теория и практика когнитивной терапии подтверждает, что если партнеры овладели необходимыми навыками конструктивного взаимодействия, то они в состоянии сами решить проблемы неудовлетворенности в браке. На момент разлада необходимо проработать эмоциональные нарушения партнеров. Иначе проблемы в отношениях сохранятся вне зависимости от того: насколько партнеры имеют навыки коммуникации, нахождения компромисса и решения проблем. Доказано, что эмоциональные расстройства во время конфликта происходит не столько от события, сколько от оценочного мышления, которое является преувеличенным – то есть иррациональным. Результатом этого являются эмоции уходящие корнями в мыслительный процесс. То есть один из партнеров (а может быть и оба) формируют абсолютные требования или правила к себе или другому партнеру и\или ситуации во взаимоотношениях.

Если люди считают, что какое то событие «должно» произойти, а оно не происходит, то они считают, что «ужасно», «кошмарно» и «страшно» и они не вынесут этого. А то, что этому событию помешало (они сами, другой человек или иные обстоятельства в целом) – нехорошо и отвратительно. Результатом этого человек занимает «богоподобную» позицию, настаивая на том, что мир и люди в нем должны быть такими, какими ему хочется.

Рациональная альтернатива процессу дисфункционального мышления выглядит следующим образом. Предложение вместо желания. Не нужно чувствовать неудовлетворенности, если желание не выполняется. Нужно иметь стимул решить проблему. Эта позиция имеет больше шансов на успех. Однако в том случае, если партнер не подвержен философии долженствования.

"Это плохо" или антидраматизация. Когнитивные терапевты придерживаются взгляда, что не должно быть на самом деле так плохо, как оно есть. Если партнер не получает того, чего он хочет, и не настаивает на этом, то он склонен оценивать ситуацию как «плохо», но никак не «ужасно». Чем более важным для одного из партнеров является нереализованное желание, тем более негативно будет оцениваться ситуация, если это желание не реализовано. То есть только в исключительных условиях эта ситуация может являться плохой на 100%. Неабсолютическая оценка партнерами ситуации (она «плохая», но не ужасная) помогает партнерам улучшить отношения.

Терпимость вместо «я этого не переживу». Вдумаемся в буквальное значение словосочетания «я этого не переживу», то есть человек должен умереть на месте. Еще более буквально это значит то, что человек более не способен испытывать счастье ни при каких условиях и ему правда остается умереть. Но вынести, стерпеть что-либо означает, что нежелательное событие произошло и не существует какого-то закона, который это запрещает. Оценить ситуацию как плохую, но не как ужасную. Понять – возможно ли изменение. Если да, то нужно сделать попытку произвести желаемые изменения, принять суровую реальность – даже если она однозначно не нравится. Терпимость в отношении неблагоприятных условий это та установка, которая способствует конструктивным изменениям, когда как «я этого не переживу» приводит к деструктивным манипулятивным стратегиям.

Принятие вместо осуждения . Эта установка может применятся к себе, другим и миру. Если, например, женщина принимает себя такой, какая она есть, она признает, что она несовершенное человеческое создание, у которого есть возможность совершать ошибки. Это не самобичевание, она просто констатирует факт, что она может и будет совершать ошибки. Если она в состоянии так себя принимать, то она с большей вероятностью осознает свои ошибки, признает их. Но это не помешает достижению ее жизненных целей и осознанию ответственности за них. Более того, если она не настаивает на безупречном поведении партнера, ей будет легче принять его или ее, как несовершенное создание. Но при этом ей не будет нравится плохое поведение партнера. Это инициирует конструктивный диалог, который приведет к улучшению отношений. Партнер несовершенен, но у него есть свои достоинства и его можно улучшить, но нельзя сделать его (партнера) идеальным.

Итак, рациональное мышление в области близких отношений может вести к интенсивным адекватным негативным эмоциям. Таким, как озабоченность, раздражение, грусть, разочарование, сожаление или неприязнь. Эти эмоции могут мотивировать супругов к улучшению отношений, если же конечно хотят сохранить брак.

Когнитивная терапия отмечает, что существует два основных фактора супружеской неудовлетворенности: мифы об отношениях и несовместимость по важным параметрам. Нереалистичность мифов заключается в том, что они идеализируют состояние отношений и способствуют переоценке партнерами того, что они реально могут получить от своего брака. Примеры наиболее распространенных мифов, которые часто сопутствуют супружеской неудовлетворенности:

  • любовь тождественна хорошему сексу
  • романтическая любовь будет длиться вечно
  • мой партнер способен понять чего я хочу, даже если я не говорю об этом
  • я не вынесу никаких лишений или наказаний, которые могут сопровождать наши отношения
  • мой партнер сможет помочь преодолеть мне чувство неполноценности
  • мой партнер восполнит мои прошлые неудачи
  • мой партнер будет снисходителен к моим поступкам
  • мой партнер всегда будет на моей стороне, всегда будет терпимым и всегда будет любить меня, каким бы плохим не было мое поведение.

Если партнеры не модифицируют эти мифы в соответствии со своим опытом, они могут испытывать неудовлетворенность, поскольку реальность будет отличаться от предположений, как должны выглядеть их взаимоотношения.

Неудовлетворенность браком может проявляться если партнеры оказались несовместимы в одной или нескольких областях взаимоотношений. Особенно, если соглашения и компромиссы не решают проблемные вопросы.

Супружеская несовместимость может быть результатом наивного и поверхностного выбора, когда партнеры недостаточно хорошо знают друг друга. Или результатом изменения мировоззрения одного или обоих партнеров. Часто распространенным примером возникшей несовместимости является ситуация, когда женщина стремится к более независимому стилю жизни. Если это выходит за рамки ожидания ее партнера, то она не получит желаемых результатов, либо в значимой для нее сфере, либо в отношениях. Если она не сможет реализовать возникшее желание, то скорее всего она будет чувствовать неудовлетворенность и будет вести себя менее ответственно по отношению к супругу, что вызовет неудовлетворенность у него. Пример – женщина проводит меньше времени дома и как результат получает от супруга упреки в неустроенном быте или отсутствии уюта.


Брак не может быть счастливым, если супруги до вступления в союз не узнали в совершенстве нравы, привычки и характеры друг друга.О. де Бальзак

Когда человек имеет счастливую семью - это большое счастье, и каждому хочется сохранить такие отношения.

По каким же причинам нарушается семейное счастье.

Частым фактором возникновения проблем в образовавшейся семье является разное представление о семье и семейной жизни.

Очень часто проблемы в семье возникают из-за того, что вступающие в брак люди имеют: разное представление о семейной жизни и разные ожидания от совместного взаимодействия Например, мужчина ожидает в браке получить заботу, секс, внимание к своим достоинствам, а женщина ожидает, что вскоре у нее появятся дети, ожидает от мужа эмоциональной поддержки, помощи по хозяйству.

Партнеры которые создают семью должны хотя бы частично «подходить» друг другу, то есть создавать отношения, подобные функциям замка и ключа. Замок - это ожидания, возлагаемые на партнера, а ключ - это его способности, установки и способ поведения.

Еще одной причиной проблем может быть частичное удовлетворение возникающих в браке потребностей, (эмоциональных, физических, психологических, материальных и т.д.) обоих партнеров или одного из них и нежелание или неумениедонести до партнера свои ожидания или претензии так, что бы избежать конфликта, решить возникший вопрос и укрепить отношения. Часто претензии замалчиваются, высказываются слишком поздно и в очень негативной форме. Конечно, это воспринимаетсякак обидное и личное оскорбление.

Когда молодые люди вступают в брак не состоявшимися и не самодостаточными партнерами,тогда они выдвигают требования к своему партнеру - осчастливить их! (постоянно требуют заботы, внимания, к себе и своим проблемам и соответственно поддержки). Это может быть непосильной ношей для партнера. Или другая ситуация, штампа в паспорте для одного человека может означать, что это на всю жизнь, мы единое целое ион начинает посягательство на свободу своей второй половины, а именно: жесткий контроль его жизни, вторжение в личностную сферу (мысли, чувства) и т.д.

Но семья в оптимальном варианте создается дляразвития каждого партнера в новых отношениях. О чем часто также забывают вступающие в брак, особенно те, кто представляет из себя не союз, а симбиоз двух незрелых личностей.

Навряд ли вы где то слышали о том, что общение на тему быта и детей скрепляет семью. Как раз разностороннее общение, совместное времяпрепровождение, общие интересы, занятия, увлечения, являются в супружеской паре стабилизатором семейного благополучия. Важное место занимает и эмоциональная близость - это совместные эмоциональные переживания по совместным занятиям, увлечениям и т.д. Общие жизненные цели также являются цементом для устойчивости семьи. Хочу подчеркнуть и предостеречь. Не делайте детей стабилизатором семьи!!! Если это единственное, что удерживает вас вместе, то это портит жизнь, прежде всего детям, а потом уже вам и всем остальным. Не буду останавливаться на этом и отвечать на вопрос почему?, так как это тема для отдельной статьи.

Когда мы находимся в периоде влюбленности, мыносим «розовые очки», не замечая негативное в человеке, так как любовь - это сильнейший позитивный фильтр.. Асовместная жизнь, плюс бытовые трудности этот фильтрменяет на негативный. И мы видим негативные стороны своего партнера. Задача психолога, помочь сознательно снова увидеть позитивное и хорошее в партнере. Ведь этот человек не менялся, он остался тот же!

К тому, кого мы любим, мы можем иногда испытывать расщепленные чувства - испытывая не только любовь, но и ненависть, и это нормально. Бояться этого не нужно! Мы же люди, но, как правило,переносим это с трудом - поэтому ходим из крайности в крайность, то идеализируем партнера, то очерняем его. Но восточная мудрость гласит, что «Никто из нас не может быть таким белым, как белый конь, и таким черным, как вороной. Мы все более менее серые как осел».

Семейные отношения, это сложная и подвижная система и каждый член семьи имеет право на определенную взаимную свободу, на отдельные от других цели и интересы.

Семейные отношения - это бесконечная вариативность, это многочисленные техники, это большое количество статей и книг. Это лабиринт, в котором многие блуждают всю жизнь ища выхода из амбивалетных отношений и много, много другого….

Предлагаю взглянуть на систему, изложенную ниже, позволяющую быстро, легко и без трудностей сориентироваться в причинах семейных проблем. Надеюсь, что она будет полезной для Вас.

Основные причины супружеских конфликтов

· Психосоциальная несовместимость

· Неудовлетворение потребности в значимости своего Я неуважение чувств и достоинства со стороны партнера

· Неудовлетворение в положительных эмоциях, отсутствие понимания

· Различия в потребностях по проведению досуга, увлечения

· Пристрастия одного из супругов к чрезмерному удовлетворению своих потребностей

· Неудовлетворение потребности во взаимопомощи и взаимопонимании по вопросам ведения дом.хозяйства, воспитания, в отношении к родителям и т.д.

Получаем :

· Состояние полной семейной неудовлетворенности

· Семейную тревогу

· Чувство вины

· Нервно-психическое напряжение

Кризисные периоды развития семьи :

· Первый год - конфликты адаптации друг к другу, когда два Я становятся МЫ

· Второй кризисный период - связан с появлением детей

· Третий - совпадает со средним супружеским возрастом который характеризуется однообразием

· Четвертый - после 18-24 лет

Показатели по котором можно прогнозировать семейные трудности:

· Недостаточная психофизическая совместимость супругов

· Недостаточная личностная зрелость родителей, детей (или только супругов)

· Преобладание отрицательных социальных эмоций

· Конфликтное поведение при взаимодействии

· Несоразмерность затрачиваемых усилий в удовлетворении потребностей

· Затрудненный поиск методов решения семейных проблем

Причины семейных трудностей :

· Биофизические причины - болезни, физическая несовместимость и т.д.

· Социальные - социально-экономические, политические религиозные, педагогические, образовательные и т.д.

· Психологические - межличностные (их много)

· Личностные - незрелость, качества личности, эгоцентризм, агрессивность и т.д.

· Ситуационные - разлуки, неблагоприятное материально-бытовое обеспечение и т.д.

Динамика семейных трудностей: имеет варианты развития - позитивную, негативную, застревающее-перманентную. И только Вы можете решить, до какой стадии готовы дойти, или не ожидать усугубления в отношениях, а обратиться за помощью к профессионалу.

Справляться с трудностями лучше не в одиночку, но и не с помощью подруг и друзей, не с советами мамы и близких, которые любят вас, и не могут объективно и со стороны увидеть и оценить ситуацию складывающуюся во взаимоотношениях.

Если Вы увидели, что на Вашем семейном небосклоне собираются тучи, не ожидайте грозы и грома! Сохраните свое психологическое и эмоциональное благополучие. Обращайтесь за помощью.

Записывайтесь 755-492 Viber или Whats/App +79025115492

Профессиональный психолог Кузнецова Н.О.

Член Психотерапевтической Лиги России

Цели: рассмотреть и изучить типы семейных отношений, типы проблем характерные для семей; определить влияние семьи на подростка; сформировать правила предупреждение конфликтов между супругами.

Методы проведения: рассказ, беседа, объяснение.

Место проведения: школьный класс.

Время проведения: 45 мин.

План:

1.Вводная часть:

  • орг. момент;
  • опрос

2.Основная часть:

  • изучение нового материала

3. Заключение:

  • повторение;

Виды семейных союзов и нарушение семейных отношений.

Семья – это малая социальная группа, основанная на супружеском союзе и родственных связей.

В процессе формирования личности семья играет главенствующую роль: это первая ступенька социализации и самосознания личности.

В семье каждый человек индивидуален и неповторим: члены семьи по-разному видят и оценивают свою семейную жизнь. Это определяет особенности семьи, ее тип, который определяется таким показателем как качество семейных отношений.

Как уже отмечалось, тип семьи определяется качеством семейных отношений, которые включают следующие фазы:

1. Выбор партнера.

2. Романтизация отношений. На этой стадии влюбленные находятся в отношениях симбиоза, воспринимают в партнере только достоинства, смотрят друг на друга «сквозь розовые очки». Отсутствует реальное восприятие себя и другого в супружестве. Если мотивация вступления в брак была противоречивой, то многие свойства партнера, которые в начале как бы не замечались, затем могут восприниматься гипертрофированно.

3. Индивидуализация стиля супружеских отношений. Формирование правил. В результате переговоров вырабатываются правила, определяющие – кто, каким образом и в какой последовательности совершает в семье определенные поступки. Много повторяемые правила становятся автоматическими. В результате этого некоторые взаимодействия упрощаются, а некоторые становятся недостаточно эффективными.

4. Стабильность/изменяемость. Супруги ежедневно проходят через различные испытания, отвечая на вопросы: чему отдать предпочтение? повторить то, что уже стало правилом или попробовать создать новое. В нормально функционирующей семье тенденция к стабильности уравновешивается тенденцией к изменяемости. Если происходит ригидная фиксация правил в семье, то становятся стереотипными и монотонными.

5. Фаза экзистенциальной оценки. Супруги подводят итоги совместной жизни, выясняют степень удовлетворенности/неудовлетворенности прожитыми годами. Основной итог этой фазы – это решение вопроса о том, был ли брак подлинным (гармоничным и желанным) или случайным.

Семейные отношения, как правило, выступают в роли наиболее важных значимых для индивида, то есть они играют ведущую роль в системе взаимоотношений личности, кроме того, они многосторонни и зависимы друг от друга. Сфера досуга, домашнего хозяйства, эмоциональных и сексуально-эротических взаимоотношений тесно связаны, внесение хотя бы в одну из них даже незначительного изменения вызывает изменения в других сферах.

На протяжении всего жизненного цикла семья сталкивается с различными трудностями, неблагоприятными условиями – все это приводит к нарушениям в жизни семьи (нарушения функций семьи, а также супружеские отношения).

Какие же типы проблем характерны для семей?

1. Нарушение представлений членов семьи о семье и личности друг друга. Каждый член семьи, так или иначе, представляет ее себе. Отчасти его представления точны, отчасти искажены и не полны. Однако, вне зависимости от их истинности, они играют огромную роль в жизни семьи. Важность понимания семейных представлений (внутренней картины семьи) признается как отечественными, так и зарубежными учеными, притом самых различных направлений. Некоторые из них считают, что искаженное представление человека о себе и своих отношениях с другими людьми – это чаще всего следствие самых различных семейных проблем.

2. Нарушение процесса коммуникации. Нарушение представлений о другом члене семьи рассматривается как один из важных источников нарушения коммуникативного процесса. Межличностная коммуникация требует от общающихся хорошего представления о личности друг друга. Искаженное представление о другом члене семьи может выступать в качестве серьезного барьера взаимопонимания при информационном общении. Взаимопонимание между супругами рассматривается как одна из важнейших предпосылок стабильности семьи. В процессе коммуникации возникают расхождения между посылаемыми и получаемыми сообщениями, так как один говорящий – слушающий не может овладеть всеми потенциальными возможностями каждого слова.

3. Нарушение механизмов интеграции семьи. По-настоящему семейный человек знает, что вся его жизнь тесно связана с жизнью его семьи, его досуг неразрывен с досугом семьи, многие важные для него потребности удовлетворяются именно в семье, то есть можно говорить об интеграции индивида с семьей. Нарушение механизмов интеграции выражается в тенденции раздельного удовлетворения своих потребностей (отсутствие общего хозяйства, раздельный отдых, денежные средства, компании). Кроме этого, снижается взаимное доверие (доверие в кредит), нет ощущения, что если я что-то делаю для себя, то я делаю и для другого. Причинами нарушений семейной интеграции являются:

а) характерологические особенности супругов, мешающие формированию симпатии и эмпатии друг к другу;
б) неосознанные установки (наивно-психологические представления);
в) отсутствие у членов семьи навыков по выявлению качеств, вызывающих симпатию.

4. Нарушение структурно-ролевого взаимодействия. Для выполнения семейных функций необходима определенная организация семьи. Конкретной социально-психологической формой организации жизнедеятельности семьи является структура, существующих в ней ролей. Она определяет, что, кем, в какой последовательности должно делаться. Под «ролью» понимается «нормативно одобренные формы поведения, ожидаемые от индивида, занимающего определенную позицию в системе общественных и межличностных отношений». Понятие «роль» включает в себя также санкции и нормы. Семейные роли делятся на конвенциональные и межличностные. Конвенциональные – это роли, определенные правом, моралью, традицией для любого человека (право любой матери по отношению к детям и детей по отношению к матери). Межличностные роли в большей степени зависят от конкретных личностных особенностей семьи (роль любимчика может играть как больной ребенок, так и одаренный). Чтобы семья функционировала должны быть выполнены определенные структурно-ролевые правила.

Правило: роли в семье должны быть распределены таким образом, чтобы давать удовлетворять свои потребности наилучшим образом. Роли «семейного козла отпущения», «семейного мученика», «больного члена семьи» и другие являются патологизирующими, то есть могут приводить к нарушению жизнедеятельности семьи и травматизации ее членов. Иногда, один из членов семьи проигрывает роль, которая травматична для него самого, однако психологически выгодна другим членам семьи. В других случаях члены семьи прямо или косвенно побуждают кого-то из семьи принять на себя такую роль. Патологизирующая роль одного из членов семьи может быть травматичной для других, а не для него самого. В настоящее время выделено немалое количество патологизирующих ролей, дано их описание. Эйдемиллер Э.Г. и Юстицкис В.В. предложили их классификацию. В основу ее положены два критерия: сфера жизнедеятельности семьи, нарушение которой связано с возникновением патологизирующих ролей и мотив их возникновения.

Нарушение семейных отношений – это сложная проблема, требующая комплексного, междисциплинарного изучения. В каждом индивидуальном случае семейного консультирования психолог должен опираться на различные методы и приемы, чтобы выявить данное нарушение семейных отношений и предложить систему мер по его коррекции.

СЕМЬЯ И ПОДРОСТОК .
В этом разделе я хочу рассказать о влиянии конфликтов в семье на подростка. Я думаю эту тему стоит затронуть из-за того, что конфликты в семье очень сильно влияют на психику подрастающего поколения, а эти нарушения очень сильно сказываются при формировании семьи самим подростком.
Современная статистика показывает, что чуть более половины всех вступающих в первый брак в возрасте от 25 до 29 лет — со временем часто расторгают его. У подавляющего большинства разведенных пар остаются дети, нередко уже достигшие подросткового возраста. Все больше и больше практикующих врачей-психиаторов и психологов рассматривают развод родителей как главное негативное событие в жизни подростка, источник неуверенности, замешательства болезненных переживаний. одни специалисты полагают, что в большинстве случаев душевные раны, которые получают дети в результате развода, впоследствии совершенно залечиваются другие напротив, настаивают на том что пережитое потрясение оказывает длительное влияние и мешает в дальнейшем полноценному эмоциональному и социальному развитию личности подростка.
Характер влияния развода на подростков в значительной мере зависит и от характера его воздействия на самих родителей. Их умение приспосабливаться к новой ситуации- особенно если над ребенком осуществляется опека- решительным образом влияют на то, как будет проходить. Адаптация подростка. Чем больше беспокойствия испытывает мать, и отец тем больше вероятность, что душевное состояние ребенка будет нарушено.
Существуют серьёзные доказательства того, что люди, чьи родители развелись, разводятся чаще тех, кто вырос в прочной семье. Другими словами, склонность к разводам передаётся от поколения к поколению. Многие исследователи пытались разобраться в причинах этого явления. На сегодняшний день для него существует два правдоподобных объяснения. Одно из них заключается в том что дети разведенных родителей, вступая в брак, имеют уже сложившиеся представления о возможности развода и пониженное чувство ответственности по отношению к супружеским обязанностям, поэтому их союз может разрушиться с большей вероятностью чем у тех кто вырос в крепкой семье. Второе объяснение основано на том, что дети разведенных родителей вступают в брак раньше детей из прочных семей. Причиной этому может быть внутренняя потребность вырваться из неблагоприятной домашней обстановки. Но, как показали исследования, ранние браки значительно чаще заканчиваются разводами.
Очевидно, что среди членов семьи супругов, повторно вступающих в брак, могут установиться довольно сложные отношения. Дети из таких семей, помимо одного из своих родителей могут иметь, в зависимости от ситуации ещё и отчима или мачеху, единокровных или сводных братьев и сестер, неродных бабушек и дедушек и прочих родственников. Сами же муж и жена, кроме общения друг с другом, должны поддерживать отношения со своими родителями, родителями супруга, а так же с прочими родственниками, в том числе возможно и по предыдущему браку. Неудивительно, что часто становление таких семей бывает непростым. Но если посмотреть с другой стороны исследователи отмечают, что муж и жена, создавшие новую семью, в большей степени дорожат браком и не хотят повторения пошлых ошибок. К тому же они уже не так молоды, более зрелы опытнее и более серьёзно относятся к своим обязанностям. Кроме того, отмечается возросшая зрелость при подходе ко многим проблемам, а также улучшение навыков общения и принятия решений, распределение обязанностей в новых семьях становились более справедливыми, чем прежде. В это разделе я надеюсь хорошо описала влияния конфликтов на детей что немаловажно в наше нестабильное время, когда заключается очень много браков по расчету. А если вдруг появляются дети то они (дети) становятся ‘яблоком раздора”, последствия скандалов в семье откладываются именно на детях, а не на ком–либо.

Предупреждение конфликтов между супругами.

Для молодых жен. Многие огорчения и даже страдания в семейной жизни связаны с тем что муж не соответствует выращенному в душе идеалу. В согласии с установившимися представлениями, большинство женщин ценят в мужчине надежность, умение принять решение в трудной ситуации, самостоятельность. Эти прекрасные качества можно усилить в любом мужчине. Однако в той семье, где жена пытается все решения принимать сама это осуществить труднее. Напрашивается вывод принимать решение единолично нецелесообразно перспективнее побуждать мужа к решениям.
Не стесняйтесь своей слабости, если вы боитесь темноты не можете носить тяжелые сумки или вбивать гвозди. Зато если муж вбил гвоздь, то праздник должен быть на всю округу. Мужественность развивается быстрее, если мужчина чаще выступает как защита и опора слабой женщины. Умение поощрять проявление способностей любимого определяет и деловую карьеру мужчины, которая во многом зависит от расположенности жены обнаруживать неустанный интерес и соучастие в его профессиональных делах. Он должен быть уверен, что найдет в жене не только заинтересованного слушателя, но и друга, который, прежде всего, попытается понять и разделить его позицию, встать на его оборону независимо от объективных обстоятельств. Содействие женщины в поддержании чувства собственного достоинства у всех членов семьи в значительной степени определяет её собственную жизнестойкость и самочувствие. Чрезвычайно украшает женщину такт и церемонность. Даже если ей хочется сказать “да” то ей не следует торопиться.
Основные жизненные ценности формируются в родительской семье. Образ, идеал любимой женщины во многом навеян воспоминаниями молодого человека об образе моей матери. И если жена хочет понять какие качества особенно ценит в ней муж полезно внимательной любовно изучать мать и бабушку мужа. То, что многие мужчины выбирают себе жену основываются на том насколько она похожа на мать – факт надежно установленный. Поэтому, зная о свойствах матери мужа можно, в какой-то степени предсказать качество которые определяют выбор этого мужчины. Не удивительно, что понимание женских качеств, которые он ценит в матери поможет жене понять и развить те качества своего характера которое особенно ценит муж. От сюда становится понятной пагубность противопоставления себе свекрови и стремление поссорить с нею мужа. Это нарушает идеальный образ жены, вносит глубокий разлад в его душевную жизнь и разрушает его психическое здоровье. Мать может ревновать сына к жене, учитывая это надо ни в коем случае учитывать возраст свекрови. Например, желательно выбирать ей подарки как женщине, а не как пожилому человеку. Если хотите сохранить мир в семье не вмешивайте в ссоры мужа со свекровью, так как подобное вторжение обидит ее какой бы не была ваша позиция. Лучше просто выражать растерянность и озабоченность.

Для молодых мужей. Для молодых мужей, говоря о причинах непонимания в семье, прежде всего надо помнить о различной доминантности мужчин и женщин. Как показали исследования, среди мужчин чаще встречаются лица с левым доминантным полушарием. Непонимание поведения женщин мужчины убеждены, что женская логика это отсутствие всякой логики. Однако это в большей степени логика чувств и отношений. Женщины интуитивно считают главным достоинством мужчины ум, логику и надежность – (оправдание для тех кто не имеет большого …). Мужчины так же интуитивно больше всего очаровываются внешней красотой женщин, – поэтому говорят, что мужчины и женщины любят по-разному. Мужчины глазами, а женщины ушами. Женщине необходимо подтверждение любви ежедневно иначе она станет думать и говорить, что ее давно разлюбили. Любовь интуитивно по своей сущности неудивительно, что сексуальность нарушается тем больше чем больше контроль и управление над ней. Потребность любви у женщины значительно сильнее, чем у мужчины. Это связано с ролью матери. Лишенная любви женщина быстрее становится деспотичной, так как не имеет возможности раскрыться как женщина.
Поэтому заметив в поведении жены подобный трюк нужно, прежде всего подумать о том, что удовлетворена ли ее потребность в любви.
Неудовлетворенная женщина может заменить мужа как объект нежной привязанности маленьким сыном. Это приводит к слишком раннему развитию у него чувственности, что похищает часть его будущей мужественности. Раздражение нелюбимой жены в основе сценария «все мужчины подонки», который мать неосознанно навязывает дочери.
Как показывают результаты исследований в жизни многих мужчин центр тяжести их интересов приходится на служебный дела, а у женщин, особенно в определенном возрасте доминируют проблемы семейных отношений. Отсюда понятно что при утрате новизны в отношениях у женщин раньше чем у мужчин может возникнуть неудовлетворенность семейным общением и скука начинает активно разъедать интимные отношения. В подобной ситуации мужчине следует преодолеть лень и организовать нестандартные ситуации, что поможет ему и жене повернутся друг к другу новыми гранями своего характера.
Что же такое удачный комплемент? Это не штамп, а проявление доброжелательного внимания, человеку нужно говорить то, что больше всего поддержит его в данной ситуации. Делая комплимент помни, что в каждом человеке есть хорошее. Выделяя и подчеркивая это хорошее не поскупимся на похвалу – в этом и состоит искусство комплимента, его положительная роль, он закрепляет лучшее в человеке фиксируя это лучшее.
Женщины удачный подарок рассматривают как глубокое понимание их желаний способность мужа перейти от декларирования чувств к поступкам. Например, муж вопит: «Я тебе так люблю, что готов подарить тебе все звезды и луну в придачу» — «не надо луну – хочу черевички». Благой порыв иссякает под влиянием прозы жизни – и других неприятностей.
Помните, что любовь нельзя воскресить, а тем более пробудить упреками и призывами.
Любовь держится на человеческих достоинствах, ее не укрепить постоянным подчеркиванием недостатков. Можно воскресить радостным (исступленно восторженным) настроением.
Если мужчины более склонны к любви в периоды тревог и опасностей, то женщины в спокойной и располагающий обстановке.
Если любовь ослабевает то следует искать новые способы вознаграждения и поощрений, так как старые постепенно снижают свою ценность – к ним привыкают.

Литература

1.”Элементы практической психологии” ;Р.М. Грановская; Санкт-Петербург издательство “Свет” 1997
2.”Социальная психология в образовании” Н.И. Шевандрин; Москва издательство “Владос” 1995 г
3. “Психология подросткового и юношеского возраста” Филип Райс Санкт-Петербург издательство ”Питер” 2000 г

4. Рогов Е.И. Психология отношений: мужчины и женщины. – М.: Изд-во «ВЛАДОС-ПРЕСС», 2002.

5. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. – 3-е изд. – СПб.: Питер, 2002.

Обсуждая ситуацию развития ребенка, некоторые специалисты сбрасывают со счетов характер супружеских отношений, как будто они никак не причастны к психическому состоянию детей. Тем не менее, дети и их родители не живут, разделенными непроницаемой перегородкой. Поведение отца и матери по отношению друг к другу есть такая же реальность, как и отношение родителей к ребенку.

Основные типы нарушений

семейных взаимоотношений.

Обсуждая ситуацию развития ребенка, некоторые специалисты сбрасывают со счетов характер супружеских отношений, как будто они никак не причастны к психическому состоянию детей. Тем не менее, дети и их родители не живут, разделенными непроницаемой перегородкой. Поведение отца и матери по отношению друг к другу есть такая же реальность, как и отношение родителей к ребенку.

Осмысляя происходящее вокруг него, ребенок вглядывается и вдумчиво вслушивается не только в то, что родители ему демонстрируют, но и в то, что те наверняка хотели бы скрыть от чуткой детской души. Без преувеличения можно сказать, что отношения между мужем и женой имеют громадное влияние на развитие личности ребенка. И дело тут не только в том, что ссорящиеся между собой родители не создают в семье необходимой ребенку теплой, приветливой и безопасной атмосферы или, что ссорящиеся родители не уделяют должного внимания воспитанию детей, что их требования непостоянны, необоснованны и случайны, но и в своеобразии восприятия ребенком человеческих взаимоотношений.

Семей без конфликтов не бывает, в каждой хоть изредка, да возникает неудовлетворенность браком. Это естественно. Противоречия побуждают к изменению, к поиску более удовлетворяющих отношений. В общем, они — двигатель прогресса семьи. Однако нередки случаи, когда нерешенные проблемы укореняются, потому что на них закрывают глаза, их игнорируют, маскируют и от себя, и от других. Возникает иллюзия, что, если делать вид, что все хорошо, проблемы сами собой исчезнут. Скрываемое трение в семейных отношениях со временем все больше их «изнашивает» и наносит вред и самим супругам, и их детям — проблемы требуют решения, а не хранения за раскрашенным в праздничные цвета фасадом семейного благополучия.

Говоря о нарушений взаимоотношений в семье, можно выделить несколько основных типов, правда, обязательно необходимо учитывать, что любые границы в таком сложном вопросе всегда будут оставаться весьма условными, и вряд ли кто-нибудь решится сказать, что вот эта семья, безусловно, относится к пятому пункту представленной ниже классификации.

  1. Соперничество. Каждый из нас встречал такие семьи. Основной вопрос в них: кто главный? Напрямую этот вопрос может никогда не ставиться и не задаваться. Его «реализация» протекает в различных и чрезвычайно изменчивых формах, начиная от фельетонного: «Кто будет мыть посуду?» до трагичного: «Кто виноват в его (или ее) смерти?»

Жизнь такой семьи — это постоянная конкуренция. Муж стремится заработать деньги не столько для того, чтобы поднять благосостояние семьи, сколько для того, чтобы доказать, что он «главный кормилец», и поэтому имеет право на ряд материальных и моральных привилегий. Жена может «самоутверждаться» в ущерб семейным интересам, болезненно ревновать или заводить романы на стороне (опять же не для собственного удовольствия, а чтобы показать, что и она тоже не лыком шита). Довольно быстро в конкурентную борьбу включаются и дети. Они отвоевывают свое место под солнцем всеми доступными им путями. Именно в таких семьях очень часто растут «болезненные» и «нервные» дети, которые вследствие своей болезненности выигрывают в борьбе за внимание матери. Если детей несколько, то именно в таких семьях нормальный уровень конкуренции между братьями и сестрами возрастает до небес, и само соперничество приобретает гипертрофированные, патологические черты. Именно здесь старший ребенок начинает снова какать в штанишки при рождении младшего, а в более старшем возрасте говорит, таинственно понизив голос: «Хочу, чтоб его не было!»

  1. Псевдосотрудничество. В таких семьях все хорошо, пока все хорошо. Если все члены семьи имеют хорошую работу, уровень благосостояния достаточно высок и все более-менее здоровы, то жизнь такой семьи протекает вполне стабильно и благополучно. Все довольны друг другом, демонстрируют достаточно высокий уровень взаимопонимания и сотрудничества в решении различных текущих проблем и ситуаций. В этой семье практически нет внутренних конфликтов и напряжений, и она годами может существовать без единой серьезной ссоры или скандала.

Но если из-за каких-то событий извне семейная лодка вдруг зашаталась и накренилась, члены такой семьи, вместо того чтобы сплотиться между собой и вместе отразить наступающую опасность, вдруг начинают ссориться, обвинять друг друга и этим, естественно, усугубляют возникшую ситуацию. Именно в таких семьях тяжелая болезнь ребенка или кого-либо из членов семьи часто приводит к разводу. Именно здесь стресс от потери работы или иного снижения социального статуса усугубляется насмешками и отвержением со стороны близких людей. Именно здесь главным защитным сооружением является крепостная стена, отгораживающая стабильность такой семьи от внешнего мира. Внутренних укреплений и бастионов у такой семьи нет. Если внешняя стена рухнула, надеяться не на что. Дети в таких семьях подвергаются огромному риску нервно-психических расстройств. Пока все хорошо, семья кажется им образцом любви, спокойствия и стабильности. Когда вдруг все в одночасье рушится, они ничего не могут понять, механизмы психологической защиты у них сформированы плохо, и в результате они либо заболевают, либо проникаются уверенностью в том, что мир бессмысленно жесток и верить в нем нельзя никому.

  1. Изоляция. Жизнь такой семьи — это вопрос границ. Все проблемы решены тем, что каждый член семьи соорудил свой индивидуальный психологический кокон и теперь ревниво оберегает его целостность. Мифы такой семьи — это рассказы о ценности индивидуальности, о недопустимости вмешательства в личную жизнь человека, об уважении к правам личности. Во время конфликтов в таких семьях часто звучат фразы:

— Не лезь в мою жизнь! Какое тебе до меня дело! Я имею право на… !

Конфликты, естественно, и происходят при случайном или сознательном нарушении этих самых границ. Очень трудным испытанием для таких семей бывает подростковый возраст детей. С ранних лет приученные к замкнутости, неискренности отношений, а то и попросту лживые дети во время своей подростковости как бы «мстят» своим родителям, демонстрируя им утрированный вариант их собственного поведения, еще не смягченный интеллектуальной и социальной зрелостью.

  1. Эмоциональное отчуждение. Такая семья для посторонних часто выглядит совершенно благополучной. Члены семьи вполне удовлетворительно сотрудничают между собой, сплачиваются и объединяют усилия перед лицом общей опасности, конструктивны и последовательны в воспитании детей. У них почти не бывает супружеских скандалов или острых конфликтов со старшим поколением. Но все это происходит на фоне как бы постоянной сниженности эмоционального фона. Жена в такой семье на вопрос: «Любите ли вы своего мужа?» — обычно отвечает: «Я его уважаю» или «Он хороший человек». Муж обычно имеет постоянную любовницу, причем, как правило, это не столько партнер для сексуальных игр или объект повышения престижа, сколько подруга, человек, с которым можно поговорить о том, что творится в душе. Жена для этих же целей обычно использует подружек-одноклассниц или соседей.

Дети в таких семьях, как правило, вырастают без серьезных социальных отклонений, уважая закон и внешнюю благопристойность, и не имея при этом никаких четких моральных принципов. В дальнейшем они создают свои семьи по той же схеме, которую наблюдали в родительской семье. Убедить их в том, что возможно что-то еще, чрезвычайно трудно. Обычно такие дети не верят в «верную дружбу» и «вечную любовь», считают все это сказками, придуманными для развлечения.

  1. Симбиотические семьи. В этих семьях на первый план выступают отношения тесного психологического слияния, симбиоза. Кто-то без кого-то совершенно не может жить, жертвуя (обычно, совершенно добровольно) частью своей личности для создания этого «единства». Очень часто такая картина наблюдается в неполных семьях, где мать, отказавшись от личной жизни, совершенно растворяется в своих детях (ребенке). Маленький ребенок при этом буквально купается в любви и принятии, но, подрастая, начинает тяготиться зависимостью от матери. Далее события могут развиваться по-разному. Ребенок может «рвануться», освободившись сам, но при этом, оставив кровоточащую рану в душе матери, которая в буквальном смысле отдала ему всю свою жизнь, и сосущее чувство вины в собственной душе. А может отказаться от мысли быть «таким жестоким», одновременно с этим отказавшись и от собственной дальнейшей индивидуализации. Такой сын, уже имея собственную семью, будет доводить жену, откладывая решение важнейших вопросов до выяснения «что скажет мама». Такая дочь будет с удивлением наблюдать напряженнейшие взаимоотношения мужа и его тещи, не отдавая себе отчета в том, что на большинство окружающих ее вещей и людей (в том числе и на собственного мужа!) она смотрит глазами матери.

Иногда (гораздо реже) симбиотические отношения наблюдаются и в супружеских парах. Если они удовлетворяют только одного из супругов, то, как правило, заканчиваются разводом. Если же симбиоз двухсторонний, то сторонние наблюдатели с изумлением видят ту самую «идеальную любовь», о которой любят писать в романах. Общаться с такой парой обычно невыносимо скучно, так как они эмоционально однообразны и замкнуты друг на друга. Дети в таких семьях часто чувствуют себя эмоционально обделенными.

Однако потом, повзрослев, эти самые дети долго (и часто безуспешно) ждут или ищут своих «принцев» и «принцесс», упрямо веря во всевозможные «алые паруса» и искренне наслаждаясь любовными коллизиями мыльных опер.

  1. Гиперпротективные семьи. В таком типе семей кто-то из членов семьи (как правило, ребенок, но встречаются и иные варианты) пользуется совершенно неограниченными правами и претендует на львиную долю благ и внимания. У этой позиции могут существовать рациональные объяснения: «Он еще маленький», «Он тяжело болен», «Он много работает», а может и не быть вообще никаких объяснений. Кроме того, ситуация может сохраняться, а объяснения меняться.

Показателен следующий пример . Когда в одной семье родился ребенок, все силы и возможности были брошены на удовлетворение его потребностей. Четверо взрослых людей буквально выходили из себя, чтобы не упустить какое-нибудь желание малыша. В ответ на упреки окружающих: «Вы же так его избалуете!» — родители мудро улыбались и отвечали: «Маленьких детей нужно любить!» В возрасте пяти лет до того здоровый ребенок перенес тяжелый мононуклеоз. После этого все силы семьи были брошены на программу реабилитации. Объяснение теперь звучало так: «У нас же больной ребенок!» Потом ребенок учился в школе, где ему было трудно (еще бы!), потом в училище («там такая напряженная программа!»), потом ему помогли избавиться от армии, но он так перенервничал, что должен был год «отдохнуть»… Теперь здоровый двадцатипятилетний парень время от времени где-то работает, но нигде не задерживается, потому что ему «не подходят условия». Основную часть времени он находится на иждивении у родителей, смотрит телевизор и гуляет с приятелями по барам. Постаревшие родители называют это «поисками себя».

Что же делать, если в одном из вышеизложенных описаниях Вы узнали себя? Прекрасно, первый шаг к избавлению от проблемы Вы уже сделали! Вы осознали, ЧТО в Вашей семье идет не так, а значит, сознательно можете увести Вашу семейную лодку подальше от скал. Любая проблема имеет два пути решения – направить отрицательную энергию в благое русло или скомпенсировать ее положительной.

Если Вы нашли в Вашей семье черты соперничества , то можете Ваш соревновательный дух направить на спортивные состязания, командные игры. Летом можно играть в бадминтон, волейбол, хорошо помогает выбросу отрицательной энергии обид игра в пейнтбол. Можно устроить турнир по футболу между семьями, эту в свою очередь поможет сплотить Вашу семью. Кроме этого можно устраивать различные семейные творческие вечера, где каждый член семьи должен подготовить какой-то номер. Или отметить праздник какой-нибудь национальной культуры, где каждому отведена своя роль, например, мама готовит ужин в рамках кухни выбранной страны, ребенок оформляет дом или костюмы, а папа рассказывает интересные факты о традициях этой культуры. Последний вариант также поможет формированию теплого климата и единства между Вами. Второй путь избавления от проблемы подразумевает поиск согласия и единства между членами семьи. Этому помогут различные общие мероприятия, поездки, походы в кино, театр, гости, но более мирного характера, чтобы не культивировать соперничество, а показать, как хорошо жить в мире и согласии.

Если Вам оказалась более близка модель псевдосотрудничества , то Вам необходимо укрепить связи между членами, тогда Вашей лодке не будут страшны никакие бури. Попробуйте больше общаться по душам, делиться мечтами, планами и главное во всем поддерживать друг друга. Можно вместе смотреть фильмы, читать книги, а потом их обсуждать. Сделайте вместе ремонт, совместно разработав перед этим дизайн. Нарисуйте вместе картину и повесьте ее на стену, чтобы она всегда напоминала о единстве Вашей семьи.

Если Вы заметили в Вашей семье признаки изоляции, тогда Вам нужно как можно больше времени проводить вместе, советоваться друг с другом по разным поводам и прислушиваться к этим советам, не бояться впустить другого человека в свой внутренний мир. Так же Вам будут полезны рекомендации для семей с моделью псевдосотрудничества.

Для семей, живущих по принципу эмоционального отчуждения , можно посоветовать устроить экстремальное приключение: отправиться в поход в горы, путешествие на байдарках, прокатиться внутри большого зорба, покататься на лошадях, повеселиться в аквапарке, т.е. совместно заняться тем, что вызовет всплеск эмоций, потому, что это именно то, что не хватает Вашим отношениям. Новые ощущения помогут растопить лед между Вами и приведут к сплочению. Ну, а после этого необходимо будет стать друзьями. Возможно, Вы считаете, что эмоциональная сдержанность, отношения, построенные на принципе делового общения, более стабильны и надежны, а лишние эмоции ведут лишь к скандалам. Но на самом деле Вы попросту лишаете своих самых близких людей тепла Вашей души, а себя – их тепла. Попробуйте начать новую, полную любви и привязанности семейную жизнь, а Ваши дипломатические качества и сдержанность используйте при разрешение разногласий.

Если Ваша семья имеет характер симбиотических отношений, то Вам нужно научиться независимой жизни. Найдите себе хобби, то что бы приносило Вам радость, занятие, время за которым пролетало бы незаметно, заставляя забыть обо всех заботах. Если Вы не знаете, что могло бы приносить Вам такую радость, вспомните свое детство, чем Вам нравилось заниматься тогда. И начните экспериментировать! Рисуйте, лепите, выжигайте, вырезайте, пишите, танцуйте, займитесь спортом! Найдите себя, реализуйтесь, как личность, и тогда Вы сможете отпустить близкого человека, дать ему вздохнуть свободно, реализовать свои потенциалы.

Если Ваша семья имеет гиперпротективный вариант, то Вам просто необходимо вспомнить о… себе! То, что Вы у себя единственный(-ая) и больше такого человека не было, нет и никогда не будет во всей вселенной! А потому нужно себя любить и заботиться о себе. Побалуйте себя тем, чего давно лишали, устройте выходной, сходите с друзьями в кино, просто отдохните дома за любимым фильмом или книгой. Не нужно, конечно, забывать и о близких, любите их с не меньшей силой и заботой, но не забывайте и себя. Это важно. Если хотите, чтобы Ваша семья любила Вас, подайте им пример – полюбите себя сами.