Зона ближайшего развития характеризуется тем. Лев Выготский: зона ближайшего развития и другие ценности

Используя зону ближайшего развития по Выготскому для воспитания собственного ребенка, родители помогают малышу активно и гармонично развиваться.

Здорово, когда в вопросах, связанных с воспитанием и обучением детей, родители полагаются не только на собственную интуицию, но и интересуются трудами классиков, так называемых отцов педагогики и психологии. Одним из таких выдающихся ученых, идеи которого остаются актуальными уже второе столетие, является и Л. С. Выготский.

Определив связь между психическим развитием и обучением, он разделил знания и навыки детей на две области и ввел понятия «зона актуального развития» и «зона ближайшего развития». Определение и применение этих зон помогает разобраться, чему именно необходимо обучать ребёнка сейчас, а с чем пока не стоит торопиться. Это понимание чрезвычайно важно сегодня, когда родители то и дело спешат «загрузить» свое чадо знаниями с раннего детства, притупляя излишней торопливостью интерес к обучению. Поможет зона актуального развития и тем, кому нужно «подтянуть» своё чадо в случае отставания от сверстников.

Что же такое зона актуального и ближайшего развития?

Зоной актуального развития (ЗАР) считается тот набор знаний и умений, которым ребёнок владеет в совершенстве. При этом то, что он может выполнить под контролем или при помощи других, называется зоной ближайшего развития (ЗБР).

Приведем пример. Трёхлетний малыш с лёгкостью надевает простую одежду, но не всегда может верно определить её переднюю сторону или вывернуть с изнанки. То, что он надевает сам входит в зону актуального развития, а вот умение находить лицевую сторону, например, колгот, придёт лишь после нескольких подсказок родителей. Так из ЗАР, этот навык перейдет в ЗБР.

Тематический материал:

Или же обувь. В три года дети только учатся определять левый и правый ботинок. Это и есть ЗБР, т.к. после нескольких «уроков» он начнет справляться сам. Но шнуровке учить кроху в этом возрасте бесполезно. Ведь чаще всего этот навык осваивается лишь к 4 годам, когда мелкая моторика будет достаточно развита. Значит, шнурование войдет в ЗБР несколько позже, а сейчас, даже после многочисленных объяснений, завязать шнурки малышу не удастся.

Обе зоны должны находиться в гармоничном соотношении. Обучение малыша тому, что лежит за пределами его ЗБР, приведёт лишь к потере времени и сил, потому как ему попросту пока не хватает для этого необходимых ресурсов.

В то же время лишение маленького человечка новых знаний, зацикливание на уже сформированных навыках, тормозит его развитие.

Как определить зону ближайшего развития

Прежде всего необходимо выяснить, какой деятельностью кроха владеет в совершенстве на данный момент, т.е. ЗАР. При одинаковой степени развитости этой зоны, уровень потенциальной обучаемости у детей может значительно отличаться. Как же тогда найти границы между этими зонами и понять, когда малыш готов пойти вперёд?

ЗБР в теории

В своих трудах Выготский приводит в пример проведённый эксперимент, в котором два 8-летних мальчика решали одинаковые задачи. Оба отлично справились, т.к. сложность соответствовала их возрасту.

Затем детям предложили более трудные задания и дали в помощники взрослых. При одинаковой помощи один из ребят разобрался с материалом для 12-летних детей, другой же ограничился задачками для 9 лет и не смог пойти дальше.

О чём это говорит? Дети, сталкивающиеся с одинаковыми проблемными ситуациями, в разной степени готовы их решить, потому что имеют индивидуальный объём ЗБР.

Конечно, родители не могут провести такой эксперимент, да и не каждый современный специалист способен на эту диагностику. Но кто, как ни родитель способен зорко отслеживать новые возможности своего чада, когда ещё вчера неуверенный в своих действиях малыш демонстрирует хорошо отработанный навык.

ЗБР на практике

Поручив крохе выполнить какой-то новый вид деятельности (собрать картинку-пазл, вымыть свои ботинки или склеить аппликацию), не торопитесь ему помогать при первых же затруднениях.

Тематический материал:

Как только поймёте, что кроха зашёл в тупик, ненавязчиво предложите дозированную помощь. Такую, чтобы он понял, как действовать дальше.

Также, чтобы привить какой-то навык, можно предложить готовый «сценарий» работы, где в ходе совместной деятельности дитя повторяет действия взрослого («Давай вместе», «Делай, как я»). А как только заметите, что у него всё получается, позвольте работать самостоятельно.

Самая распространённая ошибка невнимательных или чересчур заботливых родителей – лишение детей той самой самостоятельности. Выполняя посильные малышу действия, они сами сужают круг его ЗБР.

Приведём пример. На детской площадке гуляют две мамы с детьми одного возраста. Оба малыша хотят взобраться на качели. Одна мама, просит своё чадо залезть самостоятельно, подсказывая как лучше за них ухватиться. Другая же, откликается на протянутые ручки и быстро садит малыша в качели. Пройдёт немного времени, и первый карапуз научится сам лезть на качели. У второго же этот навык долго останется вне ЗБР.

Как использовать ЗБР для гармоничного обучения

Перед тем, как освоить новую деятельность, дети подолгу наблюдают за взрослыми, подражают им и лишь, потом начинают воспроизводить всё самостоятельно. Поэтому первое, что должны уяснить родители — ребёнку нужно общение и взаимодействие.

Эффективнее всего, когда эта совместная деятельность взрослого и ребёнка основана на сотрудничестве. Взрослый не просто осуществляет руководство над действиями обучаемого, он оказывает дозированную помощь, которая поддержит интерес и подтолкнёт к дальнейшим действиям.

  • Определяемый уровнь ЗАР диктует задачи для ЗБР, подсказывая как загрузить чадо сложными, но посильными с вашей помощью заданиями. Например, кроха хорошо произносит своё имя. Значит, новой задачей будет обучение его фамилии;
  • Давая ему что-то новое, обязательно удостоверьтесь, что предыдущие знания прочно вошли в ЗАР. Для этого вначале повторите усвоенное, и лишь потом предложите усложнённую задачу;
  • В роли педагога, который помогает освоить новый навык, не обязательно должен быть взрослый. Это может быть любой близкий ребёнку человек, даже сверстник. Главное, чтобы в интересующем вопросе он разбирался лучше обучаемого и успешно с ним сотрудничал.

Как научить ребёнка чему-то новому?

  1. Для сложного навыка нужно тщательно подготовить почву. Хотите, чтобы малыш рисовал пейзажи? Будьте готовы к тому, что вначале будут только «каляки-маляки». Чадо не может управлять карандашом? Начните с мелков!
  2. Делайте всё вместе! Ребёнок наблюдает и подражает. Чтобы дитя заинтересовалось чтением, покажите, что это интересно, читайте ребёнку, и лишь, и тогда, когда его познавательные функции созреют для чтения, он с удовольствием будет изучать буквы.
  3. Закрепляйте усвоенное. Для прочного формирования навыка, ему необходимо кропотливое многократное повторение.
  4. Будьте внимательны! Чувствуйте своего ребёнка. Только родители могут точно ответить, что интересно чаду, в чём нужна поддержка, а что пока слишком сложно.
  5. Обучение идет впереди развития. Задачи, требующие напряжения мыслительных процессов, помогают развиваться психическим функциям. Только так умения из ЗБР перейдут в ЗАР и станут базой для новых навыков.

Почему критикуют ЗБР Выготского

С введением в психологию понятия ЗБР, вокруг концепции Выготского появилось немало споров. Главный аргумент критиков – это прививание «несамостоятельности» детям, когда им всё время предлагается действовать по шаблону, механически следуя готовым советам взрослых. Всё это лишает развивающуюся личность оригинальности мышления, подрывает её независимость.

Тематический материал:

Критикуя Выготского, сторонники естественного развития предлагают такое освоение действительности, при котором маленький человечек сам решает, что ему делать и выполняет свою деятельность без помощи взрослого.

Тем не менее, концепция учёного, безусловно, является плодотворной. Практическим путем неоднократно доказано, что без опыта взрослых развитие детей обязательно замедляется и не достигает возможного уровня.

Каждый родитель может использовать ЗБР для обучения и воспитания своего отпрыска. Главное, научиться сотрудничать, чувствовать, где угасает познавательный интерес, и вновь его возвращать новыми подходами и способами взаимодействия.

Все дети неповторимы. Развитие каждого ребенка проходит с разной скоростью и степенью эффективности. Одним из факторов, который может существенно повлиять на становление психики и формирование учебных навыков малыша является помощь взрослых.

Однако родители, а порой и педагоги предлагают детям либо слишком простые задачи, с которыми малыши легко справляются, и поэтому не двигаются вперед в своем развитии; либо объясняют слишком сложные вещи, так и остающиеся за гранью детского понимания даже после пояснений взрослого.

Чтобы ваш ребенок мог успешно двигаться вперед, нужно правильно определить его зоны актуального и ближайшего развития.

Понятия, введенные Л. Выготским

Эти понятия ввел в 1930-х годах выдающийся педагог и психолог Л. Выготский, тем самым определив связь между уровнем обучения ребенка и его психическим развитием. Открытие, сделанное Л. Выготским, и сегодня актуально для родителей, которые нередко форсируют раннее совершенствование навыков и способностей малышей, притупляя их интерес к обучению и создавая усиленную нагрузку на детскую психику.

Знание о том, что такое зона ближайшего развития (ЗБР), поможет взрослым определить, в чем стоит «подтянуть» своего ребенка, а в чем он может развиваться быстрее своих сверстников.

Зона ближайшего развития - это те задачи, которые малыш выполняет неуверенно. Чтобы успешно с ними справиться, ему требуется помощь взрослого.

Вот какое определение данному понятию дает Л. Выготский: «Зона ближайшего развития определяет функции, не созревшие ещё, но находящиеся в процессе созревания…»

Наряду с ЗБР Л. Выготский обрисовывает зону актуального развития - созревшие психические функции, умения и навыки, благодаря которым дети сами справляются с определенными задачами. В рамках ЗБР помощь взрослого ребенку не требуется.

Если же малыш даже после совместной работы со взрослым не научился самостоятельно справляться с задачей, значит, она пока находится в зоне актуально недоступного, и требуется время, чтобы эта задача перешла в ЗБР.

Теперь разберемся с описанными понятиями подробнее и рассмотрим, как они работают в жизни. Приведем несколько примеров, чтобы вы, уважаемые читатели, могли «нащупать» границы ЗБР:

ЗБР - это те задачи, к которым малыш проявляет интерес, с которыми способен справиться, если взрослые создадут опору или направят его собственные мысли и действия в нужное русло. То, что ребенок сегодня выполняет с помощью родителя или педагога, но уже завтра способен будет выполнить самостоятельно, и является его зоной ближайшего развития, которая в ходе детских усилий и посильного умственного напряжения становится зоной актуального развития.

В ходе своих наблюдений Л. Выготский заметил еще одну интересную особенность: обучение выводит психические процессы ребенка на новый уровень. При этом для освоения определенных навыков есть оптимальные возрастные периоды, называемые сензитивными. Например, лучший возраст для того, чтобы ребенок научился ходить, - от 8 месяцев до 1,2 года. Однако временные рамки сензитивных периодов индивидуальны, и у каждого ребенка могут отличаться.

Нельзя сравнивать детей друг с другом! Сравнивайте своего ребенка только с ним самим, оценивая его навыки и умения в прошлом и настоящем периоде. Такое сравнение помогает увидеть прогресс и порадоваться не только родителям, но и детям!

Как определить зону ближайшего развития?

Как правило, диагностику ЗБР проводят профессиональные психологи и педагоги на основе специальных опросников для родителей и в ходе наблюдений за детьми. Родителям, не знакомым с тонкостями педагогики, сделать это будет сложнее, но все же под силу. Попробуйте действовать следующим образом:

  • На листочке составьте список навыков, которыми ваш ребенок уже хорошо владеет, опишите задачи, решаемые малышом без вашего участия. Например, кроха умеет застегивать пуговицы, надевать штанишки и т.д.
  • Напротив каждого пункта в составленном списке напишите навыки, лежащие в той же области, что и освоенные, но с которыми ребенок пока не справляется без вашей помощи. Например, если малыш научился застегивать пуговицы, следующим шагом может быть умение завязывать шнурки на ботинках. Это и будет зона ближайшего развития.
  • Сосредоточьтесь на освоении усложненной задачи. Покажите крохе, как выполнять намеченное действие. Предложите сделать самостоятельно, поправляйте, но не выполняйте упражнение за него. Переходите к следующей задаче в зоне ЗБР только после того, как предыдущий навык полностью усвоен.

Зона ближайшего развития - это промежуточный этап в развитии ребенка, лежащий между зонами актуального и недоступного. Его можно определить и как потенциальный уровень развития малыша, при этом у каждого ребенка он будет свой, неповторимый.

Продуктивное сотрудничество со взрослым помогает перевести задачу из зоны ближайшего развития в зону актуального. И единственное условие успеха заключается в том, что ребенок и взрослый действуют на равных, а педагог или родитель выступает в роли советчика, не выдавая свое превосходство!

Лев Семенович Выготский спустя 40 лет после своей смерти много шума наделал в Америке и странах Западной Европы. В 1970-е его работы о развитии детей сделали Выготского настоящей иконой зарубежной психологии. Некоторые специалисты всерьез говорят о «культе» Выготского на Западе.

Его идеи лежат в основе советской психологии, которая стремительно потеряла популярность с открытием железного занавеса: «запрещенные» теории стали доступны для изучения и профессионалы с жаром принялись их осваивать: гуманистическая и когнитивная психология, арт- и семейная терапия, нейро-лингвистическое программирование и психоанализ - всему находилось применение.

Сам Выготский, между прочим, при жизни состоял в Российском психоаналитическом обществе (почти до самого его закрытия в 1930 году), а его ближайший коллега Александр Романович Лурия, будущий создатель нейропсихологии, вел переписку с модным тогда профессором Фрейдом.

Однако идеи психоанализа и бихевиоризма, тогда гораздо более радикальных, чем сейчас, совершенно не сочетались с советской идеологией. Бытие определяет сознание, а никак не наоборот, писал Маркс. К тому же, Выготского больше интересовало появление и развитие мышления, роль речи в становлении сознания.

Так появился культурно-исторический подход, в русле которого предполагается, что огромную роль в когнитивном развитии человека играют культура и общество. Эта идея оказалась сверх-популярной у специалистов, которые работают с детьми. Ведь теперь можно было опираться на достижения культуры, а не уповать на «плохие гены».

Кстати, многообещающая и востребованная сейчас эпигенетика как раз и изучает, как один и тот же ген по-разному реализуется в зависимости от внешних условий развития.

В СССР были разработаны уникальные методики помощи детям с особыми потребностями и новаторские подходы к обучению школьников. К сожалению, большинство этих идей так и не нашли своего места вне лабораторий и экспериментальных школ.

Зато в 1970-е подход Выготского оказался востребованным на Западе, где его идеи стали активно внедрять в практику обучения.

Высшие психические функции

(восприятие, память, мышление и речь)

По идее Выготского, появление этих функций - продукт культурного развития человека. Они не даны нам от рождения и формируются сначала как внешние, данные обществом, способы освоения среды. Постепенно эти внешние способы становятся внутренними, человек присваивает их себе в процессе обучения и культурного развития или, как говорил Выготский, интериоризирует. Огромную роль в передаче культурного опыта играют знаки и, в первую очередь, слово.

Высшие психические функции произвольны, человек может самостоятельно управлять ими. Люди различаются не только биологически (особенности работы мозга и нервной системы) - человек с одной и той же «биологической основой» может достичь принципиально разных результатов в своем психическом развитии в зависимости от окружения и среды, в которых он живет и развивается.

На практике:

Часто можно услышать жалобы взрослых или детей на свою память. Однако для человека доступны особые способы запоминания, которые не требуют феноменальной от рождения памяти.

Например, если ребенку трудно на слух запомнить стихотворение, вы можете вместе с ним сделать пиктограммы к каждой строчке текста. Сначала это потребует даже больше времени, чем простая зубрежка, но постепенно навык использования пиктограмм интериоризируется, а процесс запоминания ускорится.Так рисунки-пиктограммы станут «культурным орудием» для улучшения работы биологически заданной функции памяти.

Если вы чувствуете, что вам нужна поддержка в поиске таких способов и средств, имеет смысл обратиться к детскому нейропсихологу: простые упражнения помогут ребенку развить память, восприятие, мышление и речь.

По Л.С. Выготскому, движущая сила психического развития - обучение. Важно отметить, что развитие и обучение - это разные процессы. По словам Л.С. Выготского, процесс развития имеет внутренние законы самодвижения.

"Развитие, - пишет он, - есть процесс формирования человека или личности, совершающийся путем возникновения на каждой ступени новых качеств, специфических для человека, подготовленных всем предшествующим ходом развития, но не содержащихся в готовом виде на более ранних ступенях".

Обучение, по Л.С. Выготскому, есть внутренне необходимый и всеобщий момент в процессе развития у ребенка не природных, но исторических особенностей человека.

Обучение не тождественно развитию. Оно создает зону ближайшего развития, то есть вызывает у ребенка к жизни, пробуждает и приводит в движение внутренние процессы развития, которые вначале для ребенка возможны только в сфере взаимоотношения с окружающими и сотрудничества с товарищами, но затем, пронизывая весь внутренний ход развития, становятся достоянием самого ребенка. Понятие "зона ближайшего развития" - логическое следствие закона становления высших психических функций.

Зона ближайшего развития - это расстояние между уровнем актуального развития ребенка и уровнем возможного развития, определяемым с помощью задач, решаемых под руководством взрослых. Как пишет Л.С. Выготский, "зона ближайшего развития определяет функции, не созревшие еще, но находящиеся в процессе созревания; функции, которые можно назвать не плодами развития, а почками развития, цветами развития". "Уровень актуального развития характеризует успехи развития, итоги развития на вчерашний день, а зона ближайшего развития характеризует умственное развитие на завтрашний день".

Понятие зоны ближайшего развития имеет важное теоретическое значение и связано с такими фундаментальными проблемами детской и педагогической психологии, как возникновение и развитие высших психических функций, соотношение обучения и умственного развития, движущие силы и механизмы психического развития ребенка.

Зона ближайшего развития - логическое следствие закона становления высших психических функций, которые формируются сначала в совместной деятельности, в сотрудничестве с другими людьми, и постепенно становятся внутренними психическими процессами субъекта. Когда психический процесс формируется в совместной деятельности, он находится в зоне ближайшего развития; после формирования он становится формой актуального развития субъекта.

Феномен зоны ближайшего развития свидетельствует о ведущей роли обучения в умственном развитии детей. "Обучение только тогда хорошо, - писал Л.С. Выготский, - когда оно идет впереди развития". Тогда оно пробуждает и вызывает к жизни много других функций, лежащих в зоне ближайшего развития. Применительно к школе это означает, что обучение должно ориентироваться не столько на уже созревшие функции, пройденные циклы развития, сколько на созревающие функции. Возможности обучения во многом определяются зоной ближайшего развития. Обучение, разумеется, может ориентироваться на уже пройденные циклы развития - это низший порог обучения, - но оно может ориентироваться на еще не созревшие функции, на зону ближайшего развития, что характеризует высший порог обучения. Между этими порогами и находится оптимальный период обучения. "Педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития", - писал Л.С. Выготский. Обучение с ориентацией на зону ближайшего развития может вести развитие вперед, ибо то, что лежит в зоне ближайшего развития, в одном возрасте преобразуется, совершенствуется и переходит на уровень актуального развития в следующем возрасте, на новой возрастной стадии. Ребенок в школе осуществляет деятельность, которая постоянно дает ему возможность роста. Эта деятельность помогает ему подняться как бы выше самого себя (Хрест.6.2 и 6.3).

Как всякая ценная идея, понятие зоны ближайшего развития имеет большое практическое значение для решения вопроса об оптимальных сроках обучения, причем это особенно важно как для массы детей, так и для каждого отдельного ребенка. Зона ближайшего развития - симптом, критерий в диагностике умственного развития ребенка. Отражая область еще не созревших, но уже созревающих процессов, зона ближайшего развития дает представление о внутреннем состоянии, потенциальных возможностях развития и на этой основе позволяет сделать научно обоснованный прогноз и дать практические рекомендации. Определение обоих уровней развития - актуального и потенциального, а также одновременно и зоны ближайшего развития, - составляет вместе то, что Л.С. Выготский называл нормативной возрастной диагностикой в отличие от симптоматической диагностики, опирающейся лишь на внешние признаки развития. Важным следствием этой идеи можно считать и то, что зона ближайшего развития может быть использована как показатель индивидуальных различий детей.

Лев Семенович Выготский спустя 40 лет после своей смерти много шума наделал в Америке и странах Западной Европы. В 1970-е его работы о развитии детей сделали Выготского настоящей иконой зарубежной психологии. Некоторые специалисты всерьез говорят о «культе» Выготского на Западе.

Его идеи лежат в основе советской психологии, которая стремительно потеряла популярность с открытием железного занавеса: «запрещенные» теории стали доступны для изучения и профессионалы с жаром принялись их осваивать: гуманистическая и когнитивная психология, арт- и семейная терапия, нейро-лингвистическое программирование и психоанализ - всему находилось применение.

Сам Выготский, между прочим, при жизни состоял в Российском психоаналитическом обществе (почти до самого его закрытия в 1930 году), а его ближайший коллега Александр Романович Лурия, будущий создатель нейропсихологии, вел переписку с модным тогда профессором Фрейдом.

Однако идеи психоанализа и бихевиоризма, тогда гораздо более радикальных, чем сейчас, совершенно не сочетались с советской идеологией. Бытие определяет сознание, а никак не наоборот, писал Маркс. К тому же, Выготского больше интересовало появление и развитие мышления, роль речи в становлении сознания.

Так появился культурно-исторический подход, в русле которого предполагается, что огромную роль в когнитивном развитии человека играют культура и общество. Эта идея оказалась сверх-популярной у специалистов, которые работают с детьми. Ведь теперь можно было опираться на достижения культуры, а не уповать на «плохие гены».

Кстати, многообещающая и востребованная сейчас эпигенетика как раз и изучает, как один и тот же ген по-разному реализуется в зависимости от внешних условий развития.

В СССР были разработаны уникальные методики помощи детям с особыми потребностями и новаторские подходы к обучению школьников. К сожалению, большинство этих идей так и не нашли своего места вне лабораторий и экспериментальных школ.

Зато в 1970-е подход Выготского оказался востребованным на Западе, где его идеи стали активно внедрять в практику обучения.

Высшие психические функции

(восприятие, память, мышление и речь)

По идее Выготского, появление этих функций - продукт культурного развития человека. Они не даны нам от рождения и формируются сначала как внешние, данные обществом, способы освоения среды. Постепенно эти внешние способы становятся внутренними, человек присваивает их себе в процессе обучения и культурного развития или, как говорил Выготский, интериоризирует. Огромную роль в передаче культурного опыта играют знаки и, в первую очередь, слово.

Высшие психические функции произвольны, человек может самостоятельно управлять ими. Люди различаются не только биологически (особенности работы мозга и нервной системы) - человек с одной и той же «биологической основой» может достичь принципиально разных результатов в своем психическом развитии в зависимости от окружения и среды, в которых он живет и развивается.

На практике:

Часто можно услышать жалобы взрослых или детей на свою память. Однако для человека доступны особые способы запоминания, которые не требуют феноменальной от рождения памяти.

Например, если ребенку трудно на слух запомнить стихотворение, вы можете вместе с ним сделать пиктограммы к каждой строчке текста. Сначала это потребует даже больше времени, чем простая зубрежка, но постепенно навык использования пиктограмм интериоризируется, а процесс запоминания ускорится.Так рисунки-пиктограммы станут «культурным орудием» для улучшения работы биологически заданной функции памяти.

Если вы чувствуете, что вам нужна поддержка в поиске таких способов и средств, имеет смысл обратиться к детскому нейропсихологу: простые упражнения помогут ребенку развить память, восприятие, мышление и речь.

Социальная ситуация развития

Так Выготcкий назвал меняющуюся систему отношений ребенка с окружающим его миром. Для каждого человека социальная ситуация развития - это уникальный узор контактов с другими людьми, собственного опыта и условий развития, который меняется с возрастом, а также под влиянием внешних изменений.

В тот момент, когда социальная ситуация развития меняется, перед ребенком и родителями встает задача ревизии всей системы отношений. И поиска новых способов взаимодействия друг с другом.

На практике:

Если привычные способы общения с ребенком перестали работать, присмотритесь:

● Научился ли малыш чему-то новому? Возможно ребенок пытается доступными ему способами объяснить, что ему нужно чуть больше самостоятельности?

● Изменилось ли что-то в привычных отношениях ребенка? Появились ли новые люди - например, бабушка стала навещать чаще или родился братик? Исчезли ли знакомые - например, папа уехал в командировку или мама вышла на работу? Изменились ли сами отношения между людьми?

● Поменялось ли что-то в более широком окружении? Например, у родственников или друзей случилось важное событие, о котором много говорят или стараются говорить поменьше в вашей семье?

● Произошли ли перемены в «материальном» мире ребенка (от новой кроватки до долгожданных каникул на море)?

Иногда даже малозаметные детали оказываются важными для ребенка. Поговорите с ним об этом, скорее всего, он сам задаст вам все волнующие вопросы.

О том, как говорить, чтобы дети слушали, и слушать, чтобы дети говорили, можно узнать в одноименной книжке или на занятиях для родителей (например, в проекте «Капуста» или на занятиях у Юлии Борисовны Гиппенрейтер)

Зона ближайшего развития

В то время, когда Выготский выдвинул эту идею, мнения ученых были полярными. Одни считали, что обучение мало влияет на развитие, которое происходит спонтанно и по своим внутренним законам. Другие предполагали, что именно обучение и формирует ребенка, а его возрастные и индивидуальные особенности - небольшая погрешность в сложном образовательном уравнении.

Выготский предположил, что у каждого ребенка есть своя Зона Ближайшего Развития (ЗБР) - это то, что ребенок уже умеет делать вместе со взрослым, но еще не способен сделать самостоятельно. Именно эти умения ребенок готов осваивать в ближайшем будущем.

Обучая ребенка тому, что находится вне его ЗБР, мы зря тратим силы, так как для усвоения знаний у него нет достаточного ресурса. А предлагая ребенку изучить то, что он и так прекрасно умеет сам, мы тормозим его развитие.

На практике:

Если вы хотите научить ребенка чему-то важному для вас и пока еще сложному для него:

● Делайте это сначала вместе. Да, много раз подряд. Если малыш с удовольствием читает книгу вместе с вами, это еще не означает, что с тем же удовольствием он будет читать ее сам - ему просто пока это трудно.

● Готовьте почву для сложного навыка: сначала каляки-маляки, потом портрет папы. Попробуйте выделить нужные умения для того, чему вы учите ребенка: прежде чем делать каляки-маляки, имеет смысл научиться держать карандаш, а, может быть, для начала - мелок?

● Наблюдайте за своим ребенком: что ему сейчас интересно? Что получается, в чем ему нужна поддержка, а что пока не дается совсем?

Кстати, совершенно не обязательно, чтобы ребенка всему обучали родители. Педагоги, психолого, няни, родственники и старшие дети могут с радостью взять на себя часть работы.

Хотя Выготский много писал о развитии когнитивных функций, мне хотелось бы привести пример и про эмоциональную жизнь.

Бывает полезно отметить для себя, где находится у ребенка зона его ближайшего эмоционального развития. Что он уже умеет делать сам (например, пожалеть себя, разбив коленку), а в чем ему еще нужна помощь (например, при переходе от бодрствования ко сну).

Речь для себя и речь для других

Ученые заметили, что дети в возрасте 5-7 лет много разговаривают словно бы сами с собой. Этот феномен исследовал известный психолог Жан Пиаже и пришел к выводу, что дети думают и действуют более эгоцентрично, чем взрослые, в силу того, что дети пока еще менее социализированы и просто получают наслаждение от самого процесса произнесения слов. Такую речь Пиаже назвал эгоцентрической. И рассматривал ее как некоторый атавизм в процессе развития ребенка.

Выготский же увидел в этом бесконечном детском монологе совсем другую функцию - это же речь для себя! Внутренняя речь, та беседа, которую каждый взрослый ведет сам с собой в течение жизни. Просто у детей еще не произошла интериоризация этого процесса и мы становимся свидетелями превращения культурного навыка в часть психики маленького человека.

На практике:

Некоторые дети, проходя этот этап развития разговаривают буквально все время, когда они не спят и не едят (хотя некоторые умудряются не прерывать процесс и в эти моменты).

Заботливые родители утомляются, стараясь поддерживать бесконечное общение и не раздражаться от этого. Иногда появляется ощущение, что ребенок буквально все пространство заполняет собой и «вынуждает» родителя отдавать ему больше слов (внимания, любви, ресурсов), чем у того есть в запасе.

Среди людей внутренняя речь активизируется - вспомните себя в компании: сколько своих мыслей вы на самом деле произносите вслух?

В общем-то, поддерживая диалог в той мере, на какую вы способны, вы уже вносите вклад в развитие своего ребенка. В остальных случаях вы вполне можете заварить себе кофе и ограничиться согласным мычанием в ответ.

Совсем скоро ваша удивительная возможность «читать мысли» исчезнет, а ребенок будет удивляться тому, что у него есть способность разговаривать «без слов».

Игра

В отношении Выготского к игре, пожалуй, больше всего прослеживался его интерес к психоаналитическим исследованиям детства. Недаром, после закрытия детского дома-лаборатории одна из ведущих его сотрудниц, психоаналитик Вера Шмидт, работала под руководством Выготского.

По мнению Выготского игра является той деятельностью, в которой у ребенка развивается внутренняя речь, способность к логическому запоминанию, абстрактному мышлению, эмоциональной саморегуляции и умению действовать по правилам. Игра создает основу, на которой ребенок пробует и упражняется в том, что будет ему необходимо во взрослой жизни.

Почти 100 лет спустя мы все еще встречаем распространенное мнение, что игра - это бесполезное занятие. Да, появляются «игровые занятия» и все, что только можно делать с детьми, стараются делать «в игровой форме». Однако ученым и профессионалам по работе с детьми все еще приходится отстаивать смысл и ценность свободной детской игры - добавляя комментарии в статью 31 конвенции о правах ребенка, создавая ассоциации и компании по продвижению детской игры!

На практике:

У современных детей остается все меньше времени и возможностей для свободной игры: на улицу не выйдешь, да и не с кем, на неделе 5 кружков, а еще садик, школа, уроки и дополнительные занятия, начиная с младенчества.

Педагоги и специалисты по работе с детьми все чаще бьют тревогу: дети гиперактивные, плохо концентрируются и ничем не интересуются, не умеют дружить и вообще разучились играть во что-то, кроме компьютерных игр.

Что делать? Играть!

Любой детский психолог расскажет вам целую лекцию о значении игры для детей вплоть до подросткового возраста, а взрослый психолог поведает, как важна игра для всех остальных.

Да, возможность просто покопаться в песке (можно даже замок не строить), попинать мяч или поиграть в куклы вместе с другим детьми может оказаться гораздо более развивающим занятием, чем заучивание новых цифр и букв.

Нравится