Дети видят мир иначе. Почему дети воспринимают мир совершенно иначе, чем взрослые

Еще несколько десятилетий назад ученые считали, что маленькие дети очень мало знают об окружающем их мире.

Мнение Пиаже о том, как формируется восприятие детей

Швейцарский психолог Жан Пиаже, которому приписывают основание научного исследования о детском мышлении, был убежден, что дети дошкольного возраста не могут понять того, каким является окружающий мир, и что происходит в сознании других людей.

В серии интервью и экспериментов, проведенных с детьми в середине 20-го века, ученый предположил, что они оказываются в ловушке своей субъективной точки зрения и не в состоянии представить, что думают, чувствуют или во что верят другие люди. По его мнению, маленькие дети не обращают внимания на тот факт, что разные люди могут иметь различные точки зрения или что их собственные перспективы со временем меняются.

Упущения ученого

Большая часть последующих исследований о мышлении в раннем детстве находилась под сильным влиянием идей Пиаже. Ученые стремились усовершенствовать эту теорию и эмпирически подтвердить его точку зрения. Но становилось все более очевидным, что Пиаже что-то упустил. Он, казалось, серьезно недооценивал интеллектуальные способности маленьких детей. Поэтому исследователи начали разрабатывать все более хитроумные способы выяснить, что происходит в сознании детей, и в результате к картине их способностей добавилось все больше нюансов.

Следовательно, старые идеи об эгоцентрической природе детей и их слабых интеллектуальных способностях все чаще оспариваются. Их постепенно заменяют более широким предположением, что дети видят смысл не только физического мира, но и понимают других людей даже в самом раннем возрасте.

Темные века умственного развития

Исторически сложилось так, что дети не получают высокой оценки их умственным способностям. Пиаже не только считал, что дети являются эгоцентричными в том смысле, что они не в состоянии отличить их собственную точку зрения от других. Он также был убежден, что их мышление характеризуется систематическими ошибками и путаницей.

Например, дети, с которыми он работал, казалось, были не в состоянии отделить причины от их последствий, не могли определить реальность, кроме поверхностных появлений. Дети, по мнению Пиаже, также становятся жертвами магического и мифического мышления: ребенок может поверить, что солнце - это шар, который кто-то бросил в небо, где он все больше и больше рос. На самом деле, Пиаже считал, что психическое развитие детей прогрессирует так же, как, по мнению историков, развивалась человеческая мысль в течение исторического времени: от мифического к логическому мышлению.

Пиаже твердо верил, что дети сосредотачиваются исключительно на собственных действиях и представлениях. При игре с другими они не сотрудничают, потому что не знают о существовании разных ролей и перспектив. Он был убежден, что дети буквально не могут действовать сообща: вместо того чтобы играть вместе, они играют бок о бок, практически без учета других. И когда маленький ребенок общается с другими, он якобы не может рассматривать точку зрения собеседника и разговаривает сам с собой, не слушая других.

Пиаже и его последователи утверждали, что дети проходят через что-то вроде темных веков умственного развития, прежде чем медленно и постепенно становятся разумными и рациональными, когда достигают школьного возраста. Наряду с этим развивается постоянно растущее понимание других людей, в том числе их взглядов на мир.

Изменение мышления о сознании

Сегодня возникает совсем другая картина умственного развития детей. Психологи постоянно раскрывают новое понимание глубины знаний о мире детей младшего возраста, в том числе их понимание других людей. Недавние исследования показывают, что даже младенцы чувствительны к перспективам и убеждениям других.

Часть мотивации пересмотреть некоторые из выводов Пиаже вытекает из идеологического сдвига о происхождении человеческих знаний, который произошел во второй половине 20-го века. Становилось все более непопулярным предполагать, что основное понимание мира построено исключительно благодаря опыту.

Отчасти это было спровоцировано теоретиком Ноамом Хомским, который утверждал, что нечто столь сложное, как правила грамматики, не может быть понято только благодаря воздействию речи, а является врожденным «языковым факультетом». Другие последовали его примеру и определили дальнейшие «основные области», знания в которых якобы не могут быть собраны исключительно с помощью опыта, а значит, должны быть врожденными. Одной из таких областей является наше знание о сознании других. Некоторые даже утверждают, что базовые знания о сознании других людей есть не только у младенцев, но они должны быть эволюционно более старыми, и, следовательно, присутствовать у наших ближайших родственников - человекообразных обезьян.

Новые гениальные инструменты исследования

Для того чтобы доказать, что младенцы знают больше в этой области, чем было признано, исследователи должны были придумать инновационные способы показать это. Большая часть того, что мы теперь признаем, к примеру, гораздо больше интеллектуальных способностей детей, появилось благодаря более чувствительным инструментам исследования, чем Пиаже имел в своем распоряжении.

Вместо того чтобы заниматься с малышами в форме диалога или же заставлять их выполнять сложные задачи, новые методы обращают внимание на поведение детей, которое является естественным в раннем возрасте. Идея заключается в том, что эти «малые» формы поведения дают детям возможность продемонстрировать свои знания неявно и спонтанно - без необходимости отвечать на вопросы или следовать инструкции. Например, дети могут многое выразить с помощью мимики, когда они сопереживают другим.

Когда исследователи измеряют это менее требовательное и часто непроизвольное поведение, они могут обнаружить чувствительность к психическим состояниям других людей в более раннем возрасте, чем методами, которые использовал Пиаже и его ученики.

Современные исследования

В 1980-е годы эти виды неявного поведения были приняты в психологии развития. Но прошло некоторое время, прежде чем эти средства были использованы для измерения детского понимания ментальной жизни других людей. Недавние исследования показали, что даже младенцы и маленькие дети очень чувствительны к тому, что происходит в умах других.

В одной серии экспериментов ученые из Университета Южной Калифорнии нашли доказательства того, что маленькие дети могут даже предвидеть, как будут чувствовать себя другие, когда их ожидания не подтвердятся.

Такие исследования показывают, что в умах младенцев и детей младшего возраста происходит гораздо более глубокие процессы, чем считалось ранее. Эти слои понимания детей не могут быть доступными, если использовать методы Пиаже и его преемников. Новые инструменты исследований показывают, что дети знают больше, чем они могут сказать.

Старые способы имеют значение

Несмотря на эти очевидные успехи в изучении мышления детей младшего возраста, было бы серьезной ошибкой списать со счетов тщательные и систематические анализы, составленные Пиаже и его учениками, потому что оригинальные методы выявили существенные факты о том, как думают дети, чего не могут обнаружить новые «минималистские» методы.

В современном обществе нет консенсуса относительно того, насколько точный вывод мы можем сделать из взгляда, гримасы или жеста рукой. Такое поведение явно указывает на любопытство по поводу того, что происходит в сознании других людей, и, вероятно, на раннюю интуицию в сочетании с готовностью учиться дальше. Это пролагает путь к более богатым и явным формам понимания сознания других людей. Но они никак не могут заменить растущую способность ребенка формулировать и усовершенствовать свое понимание того, как люди ведут себя и почему.

Важность исследований Пиаже

Пиаже недооценил когнитивные способности грудных детей, возможно, из-за отсутствия необходимых инструментов. Но его понимание того, как ребенок постепенно приходит к пониманию мира вокруг него, и того, кем он является среди общества, остается вдохновляющим, как и 50 лет назад. Сегодня проблема для ученых в области развития заключается в интеграции нового со старым, и понимании того, как чувствительность младенцев к сознанию других постепенно перерастает в полномасштабное понимание окружающих людей.

Американские ученые разработали уникальный метод изучения процесса визуального восприятия окружающего мира малышами. Исследования открывают новую страницу понимания младенцев и ломают устоявшиеся взгляды на поведение ребенка.

Итак, как выглядит мир в глазах малышей? Что прежде всего привлекает их внимание и почему? Ученые Нью-Йоркского университета под руководством профессора психологии и неврологии Керен Ейдолф, кажется, нашли способ это узнать. Она говорит: «...Как это ни странно, но после долгих лет исследований ученые почти ничего не знают о том, почему и куда смотрят люди в повседневной жизни», — cообщает сайт для детей и родителей KidForum.ru.

Чтобы узнать, куда именно смотрят малыши, ученые надели маленькой участницы эксперимента специальный аппарат, оснащенный двумя видеокамерами. Первая — снимает картинку, открывается перед ребенком, другая — отслеживает движение зрачка глаза. Поэтому компьютер анализирует информацию и определяет, куда именно смотрит ребенок.

Джейсон Бэбкок - основатель компании «Позитивная наука», которая разработала устройство. Инженеры специально сделали эту модель компактной и легкой — лишь немногим более 45 граммов. Бэбкок говорит: «... Как вы видите с мобильными телефонами и другой техникой, мы научились совмещать технологии, как никогда раньше».

Частью эксперимента было проследить за глазами ребенка, когда его движения не ограничивали и не направляли в определенном направлении. Полученная информация стала для ученых полной неожиданностью, говорит докторант-исследователь Джон Франчак: «Мы ожидали, что исследование подтвердит, что дети постоянно смотрят на своих матерей, поскольку это является частью их социального познания».

Однако в комнате, где было полно игрушек и других развлечений, малыши смотрели на своих мам лишь 50 процентов времени. Даже когда мать попадала в их поле зрения, непосредственно на лицо дети смотрели только 15 процентов времени, — подчеркивает Франчак: «Если малыши не смотрят на своих мам так часто как мы думали, то это может изменить наше понимание восприятия детьми мира через других людей».

Интересно, что малыши смотрели прямо на предмет, к которому тянулись.

Ученые надеются, что новая технология может быть использована и в других исследованиях. В будущем дальнейшие исследования могут помочь малышам, у которых имеются отклонения в развитии, медицинских исследованиях или практических экспериментах.

Ученые говорят, что это только начало изучения того, как дети ориентируются в мире. Не исключено, что будущие исследования помогут врачам в работе с детьми, больными аутизмом и другие болезни.

Все мы с вами когда-то были маленькими и начинали изучать этот мир. Каждый делал это по-разному. Сначала, при первой встрече ребёнка с незнакомым предметом у малыша возникает к нему интерес и огромное желание его изучить. Таким образом, можно с уверенностью сказать, что наших маленьких граждан интересует абсолютно все. Чтобы ребёнок познавал этот мир, эму крайне важно постоянно узнавать что-то новое для себя и сопоставлять эту информацию с уже освоенным. Ведь детское восприятие мира постоянно меняется и сравнивается с тем, как воспринимают его самого.

Познание мира через игру

В раннем возрасте малыш познаёт мир через игру, поэтому очень важно научить его играть. Играя с новой игрушкой, ребёнок прежде всего проверит её вкус и прочность. Таким образом, он будет воспринимать и запоминать что можно делать с этой игрушкой, а отчего она сломается. Наблюдая за поведением и привычками взрослого, ребёнок начинает копировать его действия. Со временем, когда дитя подрастает и начнёт говорить, родители должны правильно ответить на все детские вопросы. Очень важно научиться разговаривать с ребёнком на одном языке, чтобы рассказать ему обо всём в доступной для его понимания форме. С детьми нужно много общаться, используя эмоции и жесты, ведь малыш будет учиться воспринимать мир именно через вас. Дети начинают относиться к вещам так, как вы относитесь к ним вы сами. Пугая ребёнка чем-то, вы формируете его подсознательно негативное восприятие к этому. Со временем дети смогут оценивать самостоятельно, поэтому не стоит навязывать своё мнение, а лучше интересуясь мнением ребёнка, стимулировать его восприятие и мышление. Этот способ максимального общения значительно укрепит его собственную самооценку как личности.

Как дети мыслят?

Дети мыслят по-другому, ведь научно доказано, ведь они воспринимаю то, что услышали с замедлением в 7 секунд. Для ребёнка время идёт очень медленно, так как у него намного больше энергии. Бытует мнение, что дети младше 8 лет учатся воспринимать окружающий их мир с помощью только одного из органов чувств. Эти чувства поочерёдно сменяют друг друга долей секунды, но вместе одновременно не работают. В результате ребёнок, принимает решение, полагаясь на тот орган чувства, который дал ему больше информации.

Часто дети одухотворяют не живые предметы. Это связано с тем, что у них богатое воображение. Чтобы разобраться во всём происходящем вокруг, ребёнок может наделять неживое всеми качествами живого. Так «дождь идёт», а в сказках животные умеют говорить. Да и сами родители часто внушают ребёнку, что игрушки разговаривают и чувствуют.

Памятка родителям

Не торопитесь изменить детское восприятие мира, ведь для ребёнка - это возможность хоть как-то понять непонятные для него вещи. Когда он подрастёт, разберётся что к чему, а может быть, и вам придётся эму помочь. Главная задача родителей – это воспитать достойного, умного и полноценного члена общества. Все мы социальные изначально и наши дети станут воспринимать окружающий мир под влиянием социума. Уделяйте больше времени общению со своими малышами и со временем вы удивитесь, насколько они восприимчивы и открыты.

Дети воспринимают мир иначе, чем взрослые. Отсюда и вытекают классические проблемы «отцов и детей».

Ощущение времени

Ни один ребенок не поймет фразу: «Время летит незаметно». Для детей время протекает намного медленнее, чем для взрослых. По мнению профессора Медицинского колледжа в Бэйлоре, профессора Дэвида Иглмана, это происходит из-за того, что ребенок постоянно что-то узнает, каждый его день полон открытий, даже если он сам того не понимает.

Интересно все: как плывут облака, цвет проезжающих машин, лица людей. Главное, чтобы картинка не застаивалась, а движение не прекращалось.

Именно поэтому ребенку невозможно усидеть на месте – слова «ждать» и «потерпи» не для детского слуха. Так что, если уж пришлось оказаться с ребенком в длинной очереди, скажем, к врачу – нужно обязательно занять свое чадо какой-то интересной игрой и периодически устраивать «смену декораций». В противном случае, любое ожидание в очереди станет настоящим адом и для вас и для ребенка.

И ещё, не стоит ожидать от детей и мгновенной реакции. Дети воспринимают услышанное с задержкой в 7 секунд.

Зрение

Зрение маленьких детей также кардинально отличается от взрослого. Бытует мнение, что новорожденные видят мир перевернутым. Это не совсем так. По законам оптики на сетчатке оно перевернуто, но это не значит, что ребенок видит мир вверх ногами – он пока не воспринимает изображения вообще, у него еще не развит зрительный анализатор.

Предметное зрение развивается в течение первых двух месяцев. Оно связано с центральной, макулярной сетчатки, которая также отвечает за восприятие цветов, в основном желто-красных. Именно поэтому в раннем возрасте советуют дарить именно красно-желтые игрушки – они понятнее ребенку.

Вкус

Дети ощущают вкус намного ярче, нежели взрослые. При этом язык уже с раннего возраста способен различать соленое, горькое, кислое и сладкое. По словам профессора Темпльского университета Дженнифер Фишер, предпочтение в выборе отдается соленому и сладкому. В том числе поэтому дети не воспринимают здоровую еду: овощи, фрукты, кашу и так далее, поскольку вкусовые качества в этих продуктах притуплены и отличаются от их предпочтений. Горькое и вовсе воспринимается как яд.

Единый источник информации

В раннем возрасте ребенок, несмотря на огромный запас фантазии, воспринимает мир, в некоторой степени, однобоко. Группа британских психологов из Лондонского университета, и группа итальянских психологов из Университета Флоренции, выяснили, что дети до 8 лет воспринимают информацию только от одного из органов чувств.

Они еще не умеют сопоставлять данные об окружающем мире, поставляемые из разных источников: запахи, звуки, тактильную информацию, как это делает взрослый человек. Психологи из Италии предложили испытуемым – детям от 5 до 10 лет и взрослым – два кубика, заданием было определить, какой из кубиков больше, причем можно было либо потрогать, либо посмотреть на кубик, либо же все вместе. Эксперимент показал, что успешнее с заданием справлялись взрослые и дети старше 8 лет. Дети до 8 лет показывали одинаковый результат независимо от способа.

Английские психологи провели еще один эксперимент с детьми от 4 до 8 лет и взрослыми. Испытуемые должны были взять игрушечную ракету, пройти по комнате, «заправить» топливом, посадить пассажиров, сделать обратный отсчет от 10, и вернуть ракету на исходное положение. При этом эксперимент проводили в двух разных условиях. Сначала в комнате выключили свет, и ориентироваться испытуемым предлагалось по трем светящимся предметам – по форме луны, звезды и молнии. В итоге, взрослые оказались примерно в 26 см от исходной точки, а дети вдвое больше.

Во второй раз, в одном случае ученые убрали светящиеся ориентиры, а во втором раскручивали испытуемых на стульях. Таким образом, в одном случае они могли использовать только чувство пространства, а в другом только использовать ориентиры. В результате, результаты взрослых заметно ухудшились по сравнению с первой частью эксперимента, а у детей младше 8 лет почти не изменились. Это говорит о том, что дети выбирают один источник информации и им пользуются, не принимая в расчет дополнительной информации из других источников.

При выборе методики развития следует учитывать индивидуальные особенности ребенка, заложенные в нем от природы. Мы имеем в виду не склонность к рисованию, музицированию и т. д., а особенности личности.

Если вы хотите, чтобы ребенок «услышал» вас, постарайтесь говорить на одном с ним языке, научитесь понимать и принимать его природные особенности.

Типы восприятия

Все люди, и большие и маленькие, по своему восприятию мира делятся на три типа:

– визуалы (те, кому нужно видеть, чтобы понять);

– аудиалы (те, кому нужно в первую очередь слышать);

– кинестеты (те, кому надо сначала все потрогать).

Безусловно, все три разновидности восприятия мира присутствуют в той или иной мере в каждом из нас, но только один вариант является ведущим. Конечно, у ребенка грудного возраста такие особенности личности определить почти невозможно, но у детей после года они вполне заметны. Несоблюдение этих законов в общении с ребенком может в лучшем случае свести все ваши педагогические усилия «на нет».

Если вы хотите, чтобы малыш развивался гармонично, выбирайте подходящую ему методику раннего развития, а не ту, которая нравится вам.

Дети-визуалы

На каком языке «говорить» с ребенком-визуалом? На языке образов.

Дети-визуалы воспринимают любую информацию прежде всего зрительно, глазами.

Если вы читаете им сказку, то они гораздо лучше воспримут текст, если книжка будет с картинками. Они, как правило, учатся читать раньше других детей. Так что кубики и таблицы Николая Зайцева для обучения чтению созданы в первую очередь для них.

Для них предназначены и яркие наглядные пособия. Им очень нравятся выставки и музеи, любая прогулка или поход в магазин с таким ребенком превращается в увлекательный процесс разглядывания. Они часто воспринимают людей и все окружающее «в цвете», и каждый цвет имеет свое символическое значение.

Они зачастую боятся темноты, потому что черный цвет для них означает страх, красный – раздражительность, агрессию, нервозность, злость, желтый или оранжевый – радость и веселье.

Старайтесь использовать больше слов, которые ребенок может представить зрительно, и тогда между вами установится взаимопонимание.

Дети-аудиалы

Дети-аудиалы воспринимают любую информацию прежде всего на слух.

Слушать сказки им гораздо интереснее, чем их читать, и ребенок не будет стремиться научиться читать самостоятельно. Но с помощью кубиков Николая Зайцева можно заинтересовать даже маленького аудиала, только акцентировать внимание следует на звуках, а не на цвете букв: кубики гремят, шуршат и звенят в зависимости от наполнителя.

Аудиалы реагируют не только на то, что вы им говорите, но и как говорите. Они чувствуют малейшие изменения интонации, все нюансы. Они с радостью слушают музыку, обожают людей с мелодичными голосами, ритмичной речью.

Мир для аудиала всегда звучит. И люди тоже звучат, причем одни приятно, а другие – неприятно, и таких людей он старается избегать. Так, людей с избыточным весом малыш будет называть «громкими».

Все замечания, пусть даже и сказанные очень тихо, для него равносильны громовым раскатам. Ребенок будет уверен в том, что на него накричали. Если вы не понимаете, что говорит малыш, он возмущенно заявит: «Ты меня не слышишь!»

Поскольку аудиалу важнее не увидеть, а услышать, этим следует пользоваться во время занятий. Если голос взрослого ребенку приятен, ему достаточно один раз услышать, чтобы запомнить.

Если визуалы учат стихи, многократно просматривая («прочитывая») их, то аудиалу нужно произносить стихи вслух.

Дети-кинестеты

Дети-кинестеты воспринимают любую информацию прежде всего через ощущения: им надо все потрогать. С первых дней они более других нуждаются в тесном физическом контакте, прикосновении. Очень важно, чтобы родители обнимали и целовали их, прижимали к себе, как можно дольше держали на руках.

Тогда они ощущают всю полноту жизни, мягкость и тепло мира. Как только малыш будет способен удержать в руке карандаш, он начнет «рисовать», причем оставлять следы творческого присутствия будут на любых более-менее подходящих поверхностях. Они обязательно исследуют содержимое игрушек: «А что там, внутри?»

В отличие от визуалов, в музее дети-кинестеты будут скучать, потому что там экспонаты руками трогать нельзя.

Во время занятий обязательно давайте возможность малышу трогать пособия, иначе он не сможет сосредоточиться, перестанет вас понимать и начнет отвлекаться. А ругать такого малыша бессмысленно – он таков, какой есть.