Йемен традиции замужества. Неравный брак по-азиатски. Обычаи и традиции Йемена

Фотограф Стефани Синклер (Stephanie Sinclair) 13 лет занимается освещением проблемы ранних браков. В 2012 году она основала неправительственную организацию «Too Young to Wed», которая борется за то, чтобы изжить эту практику во всём мире.

«Я пряталась каждый раз, когда видела его. Я его терпеть не могла», - вспоминает Тахани (в розовом) свои первые дни в роли жены Маджеда. На тот момент ей было 6 лет, а ему - 25. На этом снимке Тахани позирует фотографу вместе со своей бывшей одноклассницей Гхадой, которую тоже выдали замуж в детстве, возле своего дома в горах в мухафазе Хадджа, Йемен. Более половины женщин Йемена выходят замуж в детском возрасте.

16-летняя Сурита Шрешта Балами кричит в знак протеста, пока её увозят в её новый дом вместе с мужем, Бишалем Шрештой Балами, во время свадебной церемонии в деревне Кагати в долине Катманду, Непал, январь 2007 года. Ранние браки - обычная практика в Непале, а деревня Кагати известна своей благосклонностью к этому явлению. Многие индуисты верят, что боги ниспошлют благословение их семье, если они женятся на девочке, у которой ещё не было менструации.

15-летняя Арасели кормит своего ребёнка, 2014 год. По данным исследования, проведённого Фондом ООН в области народонаселения в 2012 году, 30% женщин в Гватемале в возрасте от 20 до 24 лет, вышли замуж до достижения возраста 18 лет. В сельской местности этот процент выше. Подростковые беременности здесь настолько распространённое явление, что существует закон, согласно которому роженицы моложе 14 лет обязаны делать кесарево сечение, потому что их бёдра слишком узкие для родов.

После празднования свадьбы в кругу родственниц, йеменских невест, 11-летнюю Сидабу и 13-летнюю Галияу, сопровождают к их мужьям в Сане, Йемен, где у девочек начнётся новая жизнь, 2010 год.

17-летний Дурга Бахадур Балами посыпает красной пудрой голову 14-летней Нируты Бахадур Балами, которая находится на девятом месяце беременности, во время их свадьбы в деревне Кагати в долине Катманду, Непал, 23 января 2007 года. Нирута стала жить в семье своего будущего мужа и забеременела, когда они были только помолвлены. В некоторых кругах это является допустимым.

Две молодые матери едут на заднем сидении автомобиля, принадлежащего фонду Samburu Girls Foundation. После переговоров лидеры общины позволили представителям организации увезти девушек в безопасное место. Молодые женщины сбежали из дома, потому что их детям грозила смерть. У народа самбуру существует обычай, не позволяющий молодым воинам жениться. Для таких воинов существуют девушки, которых разрешается использовать исключительно для удовлетворения сексуальных потребностей. Эти девушки не могут забеременеть или стать матерью. Если беременность всё же наступает, женщине предстоит насильственный аборт или роды, после которых ребёнка умерщвляют.

Женщина провеивает зёрна в сезон дождей недалеко от города Бахр-Дар, Эфиопия. В этой стране один из высочайших показателей ранних браков в мире. Каждая вторая девушка выходит замуж до 18 лет, а каждая пятая - до 15 лет. Однако, благодаря работе различных организаций, ситуация постепенно улучшается.

Нуджуд Али спустя два года после развода со своим мужем, который был на 20 лет старше неё. Её выдали замуж в 8 лет. История Нуджуд шокировала общественность, заставив парламент разработать закон о минимальном возрасте вступления в брак.

Сталкиваясь со статистикой браков и разводов разных стран, мы видим не очень приятные картины и цифры. Разводы становятся обычным явлением даже в странах, где придерживаются строгих взглядов в семье и где очень бережно относятся к родственным и семейным узам.

Казалось бы, что уже прошло то время, когда женщины являлись только предметом для рождения детей. Однако оказывается, что еще есть страны, в которых для женщин отведено очень мало места в жизни и где женщина до сих пор выносят самые настоящие пытки.

Что такое семья? Это взаимопонимание между супругами, взаимное уважение и даже, если между супругами нет чувств, то все-таки брак подразумевает равенство партнеров. Ведь семья создается, потому что человек не может быть один ему обязательно нужна поддержка близкого человека.

Однако все это не приемлемо для большинства арабских стран, которые можно назвать странами только для мужчин. Все привилегии, все права и возможности могут иметь только мужчины. Они имеют полную свободу действий, могут выбирать для себя жену, могут развестись с женщиной, которая не представляет для них больше интереса или не удовлетворяет. Мужчинам в этих странах все дозволенно и их власть безгранична.

Все правила мусульманского мира в Йемене понимают буквально и строго следуют законам Корана, который ставит мужчину превыше всего. Женщина в этом случае имеет значения только для того чтобы рожать наследников и желательно, чтобы это были только сыновья. К рождению девочек относятся с пренебрежением, и матерям самим приходится заботиться о девочках, к которым отношение не лучшее, чем для самих женщин.

Женщина в Йемене - это грешница, которая в любое время может совершить смертельный грех, она полна соблазнов и вследствие этого не имеет права показываться на людях. Женщина не может выходить на улицу без разрешения мужчины, хозяина дома.

Весь ее мир заканчивается во дворе дома и даже там она не должна показывать свое лицо. Всю жизнь женщина в Йемене скрывает себя не только от чужих глаз, но также и от собственного мужа.

Даже в моменты близости женщина не может позволить себе показать свое тело, потому что соблазнять мужа - это тоже большой грех. Зато мужчины совершенно не смущаются того, чтобы провести время с другими женщинами и особенно пользуются моментом тогда, когда по работе уезжают в другие страны или города.

Супружеская жизнь для йеменских женщин ничего привлекательного собой не представляет. Однако брак - это для йеменской женщины полбеды. В детстве девочкам в Йемене приходится сталкиваться с еще одним жестоким законом, а именно с женским обрезанием, которое до сих пор еще практикуется в более чем в двадцати арабских странах.

Считается, что женские половые органы - это самое грязное место и мужчина может заразиться. Обрезание в данном случае это возможность искоренить грязь в семейных отношениях.

Процедура обрезания в Йемене проводится самым варварским способом, когда применяются обычные ножницы, ножи и другие предметы. Девочки испытывают дикую боль во время этой процедуры и даже когда раны заживают, они приносят невероятные мучения. Причем, матери зная о том, что предстоит перенести их дочерям, все равно идут на такой шаг.

Как назвать такое положение вещей, кроме как элементарной жестокостью. Каждой женщине в Йемене с рождения прививают мысли о том, что она грешница и что от нее может идти только зло, поэтому и детей своих каждая женщина воспитывает в тех же мыслях.

Стоит заметить также, что после обрезания, женщина не только не может испытывать удовольствия от секса, но испытывает невероятную боль во время полового акта, когда зажившие раны и шрамы могут вновь разойтись. Близость для женщины становится настоящим испытанием и ей остается только мечтать о том, чтобы забеременеть и чтобы мужчина оставил ее в покое.

Обрезание может привести к проблемам во время родов, да и для здоровья такие процедуры очень опасны, тем более что они происходят в совершено не стерильных условиях.

Есть и еще одна проблема, которая состоит в продаже женщин. Мужчина в Йемене, который изъявляет желание жениться и имеет для этого все возможности, может выбрать себе супругу. В данном случае, обеспеченные мужчины могут выбрать себе молодую девушку даже из бедной семьи, если она привлекательна.

Происходит простая продажа девушки и даже, если она не достигла возраста, когда девушкам принято выходить замуж, родители могут отдать ее за определенную сумму. Проводятся соответствующие обряды, которые необходимы для заключения брака и девушка навсегда покидает дом своих родителей и возможно, что уже не сможет увидеть своих родителей, потому что покидать дом своего мужа она не имеет права.

В Йемене, попадая в семью своего супруга, девушка полностью попадает в его власть. Если в доме своих родителей она имела хотя бы минимальные права, то в доме мужа, она становилась просто лишним ртом, который необходимо кормить и только после рождения сына, она может получить совсем небольшие привилегии.

Девушка в Йемене, которая на первом году супружеской жизни не может забеременеть, может стать не нужной, и ее могут просто выгнать из дома, потому что бесплодие для женщины - это еще одно проявление греха.

Правительство Йемена на сегодняшний день начинает задумываться о том, чтобы отменить слишком жестокие традиции и некоторые жестокие обычаи, которые действуют относительно йеменских женщин. Однако пока дело дойдет до решения, женщинам придется терпеть такое положение вещей и продолжать испытывать унижения в семье.

Странно видеть такое положение вещей, когда во всем мире происходят глобальные изменения и когда практически в каждой стране пересматриваются обычаи и правила в отношении женщин. Они получают больше свободы, пользуются уважением в общественных и политических кругах и рядом происходят такие варварские вещи, когда женщина превращается просто в вещь.

Современный мир не должен допускать такого пренебрежения и стоит обратить внимание правительства на то, чтобы пересмотреть большинство принятых ранее законов и несколько иначе воспринимать религиозные обычаи и традиции. Каждый человек имеет право на то, чтобы иметь свое собственное мнение, свои права и возможность жить так, как он этого желает.

Фото: Голос России

Интифаду, бушующую в в Йемене, славят во всем мире. Во всяком случае, в арабском — точно! Штурмуя бастионы диктатуры, антисалехская, южноаравийская революция обходит стороной болевые проблемы общества, не пытаясь даже слегка реформировать вековой уклад и шариатские устои, ставшие тормозом прогресса, символом косности, дремучей отсталости и невежества.

Арабские интеллектуалы задаются вопросом: что, в таком случае опаснее? Тоталитарный режим или традиции, якобы освященные Кораном: бытовое насилие, многоженство, ранние браки…

В какой стране мира вы встретите бабушку, которой нет и тридцати? Да еще с целым выводком внуков. Национальная южноаравийская специфика. Чисто йеменская прерогатива, исконное, так сказать, право, которое веками остается незыблемым и неизменным. А сколько за ним горя. Детских слез. Выплаканных и невыплаканных.


Фатиме 14 лет. Ее выдали замуж в 12. Муж вдвое старше. Она поведала мне о своем тайном желании развестись с ним, жаловалась на агрессивность мужа, ежедневно подвергающего ее побоям. Девочка вся в синяках и ссадинах. От сильного удара повреждена барабанная перепонка левого уха.

Подобных примеров искалеченных детских судеб в Йемене сколько угодно. Фатиму выдали замуж не по любви, а «по согласованной договоренности», точнее сказать, отец продал ребенка «взрослому мужчине» за 200 долларов. Такая вот такса… Через два года истязаний и жизни впроголодь девочка сбежала к матери. Однако суров закон гор и племен: беглянку вернули в лоно семьи, супруг сжег куклы, прочие побрякушки: ничто не должно напоминать юной жене об украденном детстве.

Защитники прав человека давно исследуют «ранние йеменские браки», высвечивая чудовищный социальный изъян общества, где женщин если и принято считать гражданами, то лишь второго сорта. Подросткам и юношам столь ранние браки запрещены. Девочек же, по сути, продают в рабство, лишают возможности ходить в школу, заточают в семейное узилище, где нещадно эксплуатируется детский труд. И где господствует средневековый уклад. Жены-малолетки подвержены более серьезным опасностям, чем взрослые женщины. Это признают все правоведы, кто занимается этим вопросом.

За порогом родительского дома бытовая жестокость и насилие, черствость и враждебность новой семьи. Оторванные от ласковых материнских рук, девочки попадают в сущий ад.

21-го февраля 2012 года ныне действующий президент Йемена Али Абдалла Салех слагает полномочия главы государства. Будем молиться, чтобы первым декретом новой власти стал указ о запрещении ранних браков. В одном ряду среди главных приоритетов реформы йеменского общества.

Известная йеменская правозащитница Таваккюль Курман, лауреат Нобелевской премии мира, первой заявила о том, что как юноши, так и девушки должны иметь право вступать в брак не ранее 18 лет.

«Режим свергнут, и революция должна позаботиться прежде всего о построении цивилизованного гражданского общества. Чтобы никто не смог упрекнуть нас в том, что кровь мучеников была пролита напрасно», сказала Таваккюль на недавней пресс-конференции в Сане.

По данным исследовательской программы ООН, сорок восемь процентов йеменок выдают замуж в детском возрасте. Редкий случай, когда невеста идет под венец в восемнадцать лет. Зато на селе, в горных деревнях, в местах обитания многочисленных оседлых племен почти в каждый дом входит восьмилетняя заплаканная девчушка, в неокрепшей душе и в детском сознании которой никак не укладывается тяжелая премудрость нового ее положения — замужней женщины.

И представьте, ни одна из этих юных барышень даже не догадывается, кто ее, так сказать, суженный. Это не ее забота. Случается, увидев, наконец, «избранника судьбы», да еще с ликом бородатым, морщинистым и неприглядным, девочки приходят в ужас и закатывают рев. Что в новой семье воспринимается крайне неодобрительно.

Кявкаб. 16 лет. «О замужестве я даже и не думала… Мой отец и отец будущего супруга были в суде и оформили договор. Потом мне сообщили: отныне ты мужняя жена».

Султана. 13 лет. «Я горько тосковала по маме, по любимой учительнице, по нашему классу и подружкам. Я научилась читать и писать, но считаю себя неграмотной. Зачем тебе образование, приговаривает отец, чем оно тебя одарит»?

Суад. В день бракосочетания ей исполнилось 14 лет. Своего жениха она увидела лишь в первую брачную ночь…

Афрах. 16 лет. «Отец настоял на браке. А так хотелось поступить в университет и выучиться на адвоката. Жду ребенка».

Мир, не ведающий о горькой участи йеменок, возмущается тем, что 50 миллионов девушек в третьем мире вступают в брак в возрасте от 15 до 19 лет.

По данным ВОЗ, крайне высока смертность от ранней беременности, особенно когда роженице нет еще и пятнадцати. Не успевший сформироваться по-женски организм, отсутствие элементарных знаний, медицинских препаратов и средств, невежество, предрассудки — все это превращает юных йеменских жен в реальную группу риска. И мы не знаем, что творится за массивными, окованными темной медью воротами деревенских жилищ, где жизнь вращается по замкнутому кругу, сокрытому от глаз людских…

В 1999 году йеменский парламент взялся было за исправление ситуации. После долгих прений пришли к заключению, что возраст брачующихся не должен противоречить исламскому шариату. На том и поладили. А что изменилось за прошедшие годы? Скольких девочек продали за 200 долларов, даже не справившись, что по этому поводу думает какой-нибудь уважаемый толкователь Корана?

В 2009 году вновь собрались по тому же поводу. Решено было определить возраст вступающих в брак не моложе 17 лет. Но Партия реформ и правящая Партия Национальный конгресс отклонили проект. Было принято расплывчатое решение — «зрелым возрастом считать тот, при котором брак не будет представлять угрозы для детского здоровья».

Йемен вступает сегодня в новую эру. Революция готова упразднить все, что угодно, однако считает неприкосновенными такие болевые проблемы и традиции, как многоженство и браки с теми, кто не достиг совершеннолетия. Зло глубоко коренится в обществе. Проще свергнуть режим, труднее реформировать сознание.

Или начать новую интифаду? С нуля. В надежде, что революционеры разглядят наконец кое-что пострашнее диктатуры — нашу собственную косность, отсталость, архаичность и мракобесие…

Революция, возможно, победит. Но если под пение фанфар и гром литавр всеобщего торжества где-нибудь в глубинке в чужой дом неслышно войдет девочка, держа под мышкой куклу, по-детски всхлипывая, испуганная и растерянная, и преподнесена будет великовозрастному греховнику-сластолюбцу, знайте, господа мятежники, — ваша революция пошла прахом. И кровь за нее пролита напрасно.

Надия Халифа — ученый-исследователь Центра «Права женщин Ближнего и Среднего Востока».

В отличие от языковой ситуации антропологический облик населения Йемена не столь однороден.

В целом, как и для большинста соседних арабских народов Юго-Западной Азии, ему свойственны в основном средиземноморские черты, а местами переднеазиатские (арменоидные).

В Сане часть арабов смешалось с турками. В Хадрамауте расселены значительные группы людей, родившихся в результате смешанных браков арабов с малайками (им свойственны некоторые монголоидные черты).

В Тихаме и крупных городах побережья происходило значительное смешение с выходцами из Африки, особенно с переселенцами из района Африканского Рога (Сомали, Эфиопия).

То же можно сказать и о населении Махры (северо-восток Йемена) и Сокотры.

Взаимоотношения между Йеменом и Эфиопией часто проявлялось в значительных миграционных потоках: заселение Эфиопского нагорья сабейцами, а в первых веках новой эры завоевание большей части Йемена аксумитами (предки эфиопских народов). И даже в мусульманскую эру в Йемене существовали эфиопские династии (Наджланиды), правившие отдельными регионами Йемена.

Для населения этих районов характерна тёмная кожа, вьющиеся волосы, более толстые губы.

Племена Махры и соседнего Дофара (Оман) выделяются тёмной кожей, круглоголовостью и курчавыми волосами. А диалекты их ближе к семитским языкам Эфиопии, нежели к арабскому.

Высказывалось предположение, что эти народы потомки раннесредневековых эфиопских завоевателей Южной Аравии.

Есть и другая версия - это остатки древнего дравидоидного населения, некогда заселявшего огромные пространства от Африки до Южной Азии.

Махра и Дофар отличаются и в культурном отношение от окружающего арабского населения: они более индифферентны к предписаниям ислама, а женщины пользуются значительной свободой (в прошлом здесь практиковалась полиандрия).

Население Тихамы имеет свой отличный от общейеменского костюм.

Мужская одежда жителей жаркой Тихамы ограничена короткой футой и распахнутой на груди лёгкой безрукакой. Женщины носят длинную юбку и короткую, не закрывающюю поясницу кофточку. Головным убором как мужчин, так и женщин часто служит высокая, плетённая из соломы шляпа.

Фута является общейеменским традиционным костюмом. Она представляет собой кусок белой или однотонной цветной ткани, которую несколько раз обворачивают вокруг бёдер. Верхней одеждой служат рубахи и безрукавки, перепоясанные широким кожанным поясом (хузам). К поясу обычно прикреплён широкий кинжал (джамбия). Головным убором служит белая шапочка - куфия.

Быт йеменцев подчинён нормам ислама. Хотя традиции и образ жизни в значительной мере разнятся по регионам страны.

В северо-восточных районах страны, где проживают в основном кочевые племена, быт в значительной мере подчинён нормам обычного права, а не шариата. Здесь сильны обычаи гостеприимства и взаимопомощи в тяжёлых условиях жизни в пустыне. Женщины-бедуинки никогда не закрывают лицо (исключением является специальная маска, предназначенная для защиты кожи от палящего солнца и обжигающего ветра). Перед замужеством бедуинки наносят на лицо и тело специальные, носящие магический смысл, татуировки.

Жители Южного Йемена менее фанатичны и не так строго соблюдают нормы шариата, что объясняется особенностями их религиозно-правовой школы в рамках суннизма и более широким общением с внешним миром (старые традиции мореплавания).

Жители Северного Йемена более консервативны (шииты зайдиты). Здесь сильны нормы ислама и жизнь носит патриархальный характер. Характерно уважительное отношение к старости; женщины несмотря на строгое следование шариату могут многократно вступать в брак, а забота о воспитании потомства во многом ложится на отцов (мальчики уже с ранних лет сопровождают своих родителей во время их хозяйственных забот).

Жители Йемена (как и соседней Эфиопии) подвержены одной страстной привычке - жеванию листьев наркотического кустарника ката. Это свойственно не только мужчинам, но и женщинам. Для этого занятия выделяется определённое время дня, во время которого замирает вся деловая и хозяйственная активность населения. Известно несколько сортов этого кустарника, отличающихся по своему действию.

Некоторые сорта ката, из-за их неадекватного действия, были запрещены к выращиванию мудрыми имамами.

Вот как описывается действие ката француженкой Клоди Файен ("Французский врач в Йемене"): " Вкус ката немного терпкий, и его смягчают тем, что сосут одновременно кусочек леденца. Курят... Пьют гишр (отвар кофейной шелухи) или свежую воду, надушенную ладаном, сохраняя в тоже время во рту в течение нескольких часов жвачку из листьев. Вначале производимое катом действие неприятно: наступает головокружение, сердцебиение, бессоница. Но затем ум приобретает ясность, появляются энергия и бодрость, настроение становится доброжелательным и совершенно спокойным. Каждый испытывает желание рассказать какую-нибудь историю о кате, вкус и действие которого меняются в зависимости от сорта. Ещё и теперь имеется кат "бродячий", который побуждает к ночным прогулкам в каком-то экстазе, без определённой цели. Раньше имелся кат "кровожадный", порождавший насилие."

Прежде всего, Йемен – это составляющая часть древней арабской цивилизации. Здесь господствуют как и единые для всех арабов обычаи и традиции, так и местные законы, существующие не одно тысячелетие. Культура Йемена основывается, в первую очередь, на мусульманской религии. Здесь еще чтятся средневековые законы шариата и более древние правила родового строя. Не редко в этих местах разворачиваются конфликтные ситуации между официальными представителями государственной власти и племенными «вождями» – шейхами.

Долгое нахождение под властью англичан сближает Йемен в культурном отношении с Индией. Хотя особенности этого государства во многом схожи с другими арабскими странами, уникальная география Йемена и необычайно долгая история способствовало тому, что культура стала какой-то необычайно особенной. Ведь если приглядеться - все у них немного не так, а как красиво, как все продумано и наработано веками.

Религия Йемена

Менее 1% всех йеменцев не исповедуют мусульманство. Здесь есть небольшое количество христиан (около 3 тысяч человек), иудеев (400 человек) и несколько десятков последователей индуизма. Государство ни защищает, ни преследует иноверцев. Официальная – ислам суннитского толка. Однако 46% всех мусульман страны – шииты. Большинство из них – зейдиты, приверженцы одной из умеренных сект, основанной в 8 веке Зейдом ибн Али. Сунниты придерживаются маликитского и ханбалийского мазхабов (так в исламе называют школы, трактующие мусульманские законы). Около 2% граждан Йемена – друзы, придерживающиеся уникального вероучения на основе ислама. Отличает их большинства мусульман вера в переселение душ.


Экономика Йемена

Это государство относят к числу аграрных стран, то есть основывается преимущественно на сельскохозяйственном секторе. В этой сфере задействованы около 70% всего трудоспособного населения государства. Однако из-за тяжелых географических условий только 3% всей площади страны пригодны для обработки. Здесь выращивают табак, финиковые пальмы, хлопчатник, кофе, кунжут. Традиционными промыслами считаются рыболовство и добыча жемчуга. Промышленность развита очень слабо. Она состоит преимущественно из мелких текстильных и промышленных предприятий. 70% доходной части государственного бюджета зависят от добычи нефти. Йемен – одна из беднейших стран арабского мира. По состоянию на 2009 год ВВП на душу населения составлял 2500 долларов США (173 место в мире).


Наука Йемена

Благодаря господству ислама, в средние века не переживала такого упадка, как в Европе. До середины 20 века вся система образования в стране строилась на изучении Корана. После объединения государства в 1990 году здесь наблюдается синтез двух образовательных подходов. В стране существуют как светские, так и религиозные учебные заведения. Обучение раздельное. К сожалению, многие девочки не посещают школу, поэтому в научной сфере здесь наблюдается значительный гендерный дисбаланс. Основные научные центры Йемена – университет Саны, Иббский университет, университет Адена, Школа исламского права. Крупнейшая библиотека находится при Аденском муниципалитете. Уровень грамотности в стране довольно-таки низкий. Умеют читать около 70% мужчина и всего 30% женщин.


Искусство Йемена

Долгие годы Йемен считался центром искусства всего арабского мира. Искусство Йемена на современном этапе представлено, прежде всего, музыкой. Особенно прославились музыканты, йеменские евреи по происхождению, которые в 20 веке стали весьма популярными в Израиле. Среди них рок-группа Mosh ben ari. Как и во всем арабском мире, здесь развита литература. Поэзия Йемена в 2003 году была признана ЮНЕСКО шедевром духовного культурного наследия. Также в стране существуют крупные музеи. Это Археологический музей в Адене, Национальный музей в Сане и Этнографический музей в Адене.


Кухня Йемена

Приготовление пищи в этой стране может сильно отличаться в разных регионах. Кухня Йемена в целом также не похожа на остальные в восточном мире. Самое популярное блюдо во всей стране – это салта, которую готовят из тушеного мяса, соуса и пажитника. Едят салту обязательно с гарниром. Это может быть рис или картофель. Йеменцы очень любят блюда из курятины и баранины. Жители прибрежных районов часто едят рыбу и морепродукты. Молоко и кисломолочные продукты не пользуются особой популярностью среди жителей страны, однако жители сел почти каждый день пьют пахту. Из напитков йеменцы любят молочный и черный чай, кофе. Столовые приборы в Йемене – редкость. Местные жители едят с помощью лепешек. Едят йеменцы два раза в день: утром и днем.


Обычаи и традиции Йемена

Вся жизнь в стране подчиняются строгим религиозным установкам. Обычаи и традиции Йемена базируются на мусульманских представлениях о морали, а также на местных древних законах. Семья для йеменца стоит выше всего в иерархии ценностей. Глава рода – это старейший мужчина. Нередки здесь свадьбы по договоренности родителей. Характерно, что почти все мужчины носят кинжалы-джамбия. Это символизирует мужскую храбрость и доблесть. Закон в последние годы стал ограничивать ношение холодного оружия, поэтому нередко мужчины крепят к поясу пустые ножны.


Спорт Йемена

Значительная часть страны покрыта горами, поэтому экстремальный особенно развит. Скалолазанием здесь занимаются не только местные жители, но и люди со всего мира. Особенно популярным местом является гора Сарават. Йеменцы также очень любят футбол. Здесь действует много местных футбольных команд. Сборная этой страны уже много лет является членом ФИФА.