Конспект занятия "Народные традиции и обычаи". Беседа в начальной школе на тему: Зимние праздники Конспекты занятий по народным праздникам для дошкольников

Муратова Марина Анатольевна
Должность: воспитатель монтессори группы
Учебное заведение: МБДОУ "ЦРР - д/с №1 "Ромашка"
Населённый пункт: Приморский край Спасский район с. Спасское
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: проект "Народные праздники на Руси"
Дата публикации: 05.01.2019
Раздел: дошкольное образование

Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение

«Центр развития ребёнка - детский сад №1 «Ромашка»

села Спасское Приморского края.

Информационно - творческий

«Народные праздники на Руси»

Подготовила: Муратова Марина Анатольевна,

воспитатель Монтессори группы

с. Спасское

Введение

В каждой стране есть общие для всех государственные праздники, но у

каждого народа есть свои праздники, которые пришли из глубины веков.

Народные праздники России, самые любимые и известные - это, без всякого

сомнения, снежное и морозное Рождество, ранневесенняя Масленица,

указывающая дорогу весенним и солнечным дням, светоносное торжество

Пасхи, весенне-летняя Троица и солнечный радужный день Ивана Купалы.

Все они, кроме Пасхи, взаимосвязаны с миром природы, с ее оживанием,

расцветанием, сажанием и собиранием щедрого урожая. В праздники людям

особенно ярко присуще своеобразное мировосприятие, чувство полноты

жизни. Все без исключения народные праздники России наполнены

традициями, ритуалами, обрядами.

Праздники в русской деревне прошлого составляли важную сторону

общественной и семейной жизни. Крестьяне даже говорили: «Мы целый год

трудимся для праздника». Праздник религиозным сознанием людей

воспринимался как нечто священное, противоположное будням -

повседневной жизни. Если будни осмыслялись как время, в которое человек

должен заниматься мирскими делами, добывая хлеб насущный, то праздник

понимался как время слияния с божественным и приобщения к сакральным

ценностям общины, ее священной истории. Прежде всего, праздник считался

обязательным для всех членов деревенской общины, достигших зрелого

возраста. Дети, старики, калеки, старые девы, больные на праздник не

допускались, так как одни еще не достигли возраста понимания сакральных

ценностей, а другие уже находятся на грани между миром живых и миром

мертвых, третьи не исполнили своего предназначения на земле - не

вступили в брак. Праздник предполагал также полную свободу от всякой

работы. В этот день запрещалось пахать, косить, жать, шить, убирать избу,

колоть дрова, прясть, ткать, то есть выполнять всю повседневную

крестьянскую работу. Праздник обязывал людей нарядно одеваться, для

разговора выбирать темы приятные, радостные, иначе вести себя: быть

веселым, приветливым, гостеприимным.

Характерной чертой праздника было многолюдье. Тихое в будни село

заполнялось зваными и незваными гостями - нищими, странниками,

богомольцами, каликами перехожими, вожаками с медведями,

балаганщиками, раешниками, кукольниками, ярмарочными торговцами,

коробейниками. Праздник воспринимался как день преображения деревни,

дома, человека. К лицам, нарушавшим правила праздничного дня,

применялись жесткие меры: от денежного штрафа, битья плетьми до полного

изгнания из деревенского сообщества. В русской деревне все праздники

включались в единую многоступенчатую последовательность. Они

справлялись из года в год, из века в век в определенном порядке,

установленном традицией. Среди них был главный праздник, обладавший, с

точки зрения крестьян, наибольшей сакральной силой, - Пасха. Праздники

великие: Рождество, Троица, масленица, Иванов и Петров дни и малые

праздники, еще их называли полупраздники, были связаны с началом разного

рода крестьянских работ: первый день сева зерновых, заготовка на зиму

капусты и другие. К праздникам, не связанным с церковной традицией,

относились святки, масленица, заветные праздники - в память о каком-либо

деревенском событии, чаще трагическом, в надежде умилостивить природу,

божество, а также различные мужские, женские и молодежные праздники.

Актуальность.

В настоящее время назрела необходимость обращения к истокам народной

культуры. Традиции, существовавшие в старину, забылись новым

поколением. Поэтому важно познакомить с ними детей, приобщить к истокам

народной культуры. Праздник, особенно народный, помогает детям выразить

свои чувства в музыке, познакомить с новыми произведениями

художественной литературы, проявить себя в продуктивной деятельности,

даёт детям новые впечатления. Основная направленность праздников –

воспитание моральных и нравственных качеств ребёнка

Паспорт проекта.

Вид проекта: информационно-творческий, групповой.

Возраст детей: дети 5 – 7 лет.

Участники проекта: дети, воспитатели группы, родители.

Продолжительность: долгосрочный

Цель: Приобщение детей к истокам народной культуры, знакомство с

народными праздниками.

Задачи:

Продолжать знакомить с жизнью предков и их отношением к природе;

Дать знания о том, что жизнь предков была тесно связана с природой и

строилась на основе народного календаря;

Расширять знания о народной культуре, обычаях, обрядах, праздниках,

изделиях мастеров; о труде и быте крестьян.

Методы работы по проекту с детьми:

Наглядные – работа с леп буком, наблюдения, демонстрация реальных

объектов, слайдов мультимедийных презентаций, иллюстраций и т.д.

Практические – творческие задания, упражнения, моделирование,

художественное творчество

3. Игровые – дидактические, подвижные игры, народные игры, сюжетно –

5. Словесные – рассказ педагога, беседа, чтение художественной литературы

Методы работы по проекту с родителями:

Наглядные: родительские уголки, папки-передвижки, ширмы.

Индивидуальные: беседы, индивидуальные задания, рекомендации,

консультации.

Коллективные: консультации, детско-родительские работы.

Привлечение родителей к проведению праздников.

Новизна: работа по данному проекту увеличить познавательную мотивацию

дошкольников с задержкой психического развития, развить графо-моторные

навыки при выполнении заданий, повысить речевую активность.

Использование в образовательной деятельности и работе с родителями

мультимедийных презентаций, отражает один из главных признаков

современной непосредственной образовательной деятельности, принцип

фасциации (привлекательности).

Практическая значимость проекта: данный материал будет интересен

педагогам детей старшего дошкольного возраста при подготовке к народным

праздникам.

Ожидаемый результат: У детей значительно расширились знания о

народных праздниках, обычаях, обрядах, народной культуре, о том, что жизнь

предков строилась на основе народного календаря.

Продукт: Альбом «Как мы отмечаем праздники».

Этапы:

1. Предварительный:

Мониторинг знаний детей

Подбор детской художественной литературы для чтения детям.

Работа с методическим материалом, литературой по данной теме.

2. Основной:

Беседы с детьми, ситуативный разговор, речевые ситуации по теме.

Подвижные, дидактические, сюжетно-ролевые, народные, хороводные игры.

Чтение художественной литературы.

Выставки детских рисунков и поделок.

3. Заключительный:

Проведение НОД, развлечений, викторин

Мониторинг знаний детей

Составление альбома: «Как мы отмечаем праздники».

Задачи: познакомить детей с древним русским праздником (рождеством,

святками).

Объяснить их происхождение;

Учить делиться впечатлениями с окружающими, используя художественные

средства выразительности;

Прививать любовь к традиционным праздникам;

Воспитывать национальную гордость, чувство причастности к великому

русскому народу;

Формировать у детей понятие «вера».

Беседы:

- «Волшебный праздник – Новый год», «Рождество Христово», «Святки».

- «Почему на Рождество и на Новый год наряжают елку?».

- «Зимние забавы детей и взрослых».

Рассказ воспитателя:

- «Подарки и поздравления».

- «Зимние святки».

Знакомство детей с рождественскими колядками и новогодними песнями.

Разыгрывание

колядования,

народные

«Прялица».

Чтение отрывков из сказки «Щелкунчик», «Сказка о маленькой Ёлочке»,

«Рождество»,

«Рождественская

«Рождественские

песенки»,

К.Д.Ушинский «Проказы старухи зимы», И.З.Суриков «Зима», Н.А.Некрасов

«Мороз-воевода». Русская народная закличка «Зазимка», д/и «Магазин», «Да

или Нет», «Наша Родина», «Узнай по описанию», «Найди лишнее», с/р игра

«Готовимся к встрече Нового года».

Изготовление

подарочной

«конфеты»,

игрушек, открытки – раскладушки с ёлочкой.

Изготовление рождественской звезды из бумаги.

Изготовление «волшебного сапожка» для гаданий.

Рассматривание иллюстраций в книгах:

«История Нового года»;

«Рождественская звезда»;

«Встречаем Новый год и Рождество всей семьей».

Составление рассказов на тему:

«Новогодние чудеса».

Конструирование ёлочки из бумаги;

Лепка «Снеговик»;

Рисование «Наша нарядная ёлка»;

С/р игра «В магазин за подарками к Новому году».

Взаимодействие с родителями.

Рассказы бабушек: как они отмечали праздник в детстве.

Советы родителям - «Как украсить обычное домашнее печенье».

Испечь детям съедобные игрушки.

Праздник «Рождество Христово»

Праздник «Широкая масленица»

Задачи: продолжать знакомить с русскими народными праздниками.

познакомить

происхождением

древнего

праздника

Масленица,

традициями, идей праздника;

Объяснить детям название праздника, какой смысл несет в себе румяный

поджаристый

олицетворяет

сжигания

соломенного чучела;

эмоциональное

сопереживание

действии,

приобщить всех участников к традиции проведения народного праздника

Масленице;

Воспитывать чувство патриотизма, основанного на русских традициях;

Учить составлять рассказ по сюжету картины.

Совместная деятельность воспитателя с детьми.

Беседы:

«Масленица – самый весёлый предвесенний праздник»;

Чтение стихов: «Прощай, наша Масленица», «Вот уже зимушка проходит»,

«Масленица».

«Прощенное воскресенье»;

Загадывание и отгадывание загадок, пословицы и поговорки о Масленице.

«Как и из чего делали Обрядовую куклу – Масленица».

Развлечение «Проводы русской зимы»;

Игра – хоровод «Веснянка»;

Русские народные игры: «Гори, гори ясно», «Горшки», «Ручеёк»;

Игры – соревнования «Перетяни канат», «Передай клюшку», «Поезд»;

Рассматривание картины В.И.Сурикова «Взятие снежного городка».

Самостоятельная деятельность детей.

Рассматривание иллюстраций по теме;

Лепка «Блины», «Пироги»;

С/р игры: «Мы идём в гости», «К нам пришли гости»;

Д/и «Кузовок», «Неоконченный рассказ»;

Рисование:

«Веселый

праздник»,

«Обрядовая

«Необычное

солнышко».

Взаимодействие с родителями.

Встречаем праздник всей семьей на главной площади нашего города;

Испечь детям блины и приготовить другую вкусную специальную еду;

Поиграть в народные игры.

Праздник «Широкая масленица»

Задачи:

Познакомить с праздником – Пасхой, его значением в жизни наших предков,

с пасхальными натюрмортами;

Совершенствовать умение использовать полученные знания в собственном

творчестве;

Развивать понимание народного праздника;

Познакомить с символом праздника Пасхи – святым яичком.

Совместная деятельность воспитателя с детьми.

Беседы:

1. «Пасха – главный христианский праздник»;

2. «Обычаи праздника»;

3. «Яйцо – символ жизни»;

4. «Праздник – Красная горка».

Чтение стихов: Е.Гончаровой «В день Пасхи», В.Ладыженский «Христос

Воскрес!», А.Майков «Благовест»

Чтение пасхальных песенок;

Русские народные игры «Верба – вербочка», «Солнышко – ведрышко»;

Знакомство с народными приметами;

Рассказ воспитателя на тему: «Пасхальный стол»;

Роспись яиц;

Игры с пасхальными яйцами.

Самостоятельная деятельность детей.

Изготовление пасхальных открыток, продолжить раскрашивание яиц;

Игры по выбору с пасхальными яйцами;

Рассматривание иллюстраций по теме.

Взаимодействие с родителями.

Накрыть детям пасхальный стол;

Расписать яички;

Рассказать о празднике.

«Пасха – праздник торжества жизни»

Для нравственного и культурного воспитания дошкольников в детских садах все чаще проводятся русские народные праздники и обряды. С помощью подобных мероприятий открывается отличная возможность приобщения детей к истокам русской народной культуры. Это крайне важно в условиях современного времени, когда так не хватает добрых, гармоничных человеческих отношений, единения человека с природой и понимания особенностей и ценности русского национального характера.

Таким образом, и летние народные праздники не стоит оставлять без внимания.

  • «Купала» (обучение мастерству плетения венков, изучение растений, чтение сказок про русалок);
  • «Русская березка» (проведение обряда с завязыванием лент на березку и загадыванием желаний).

Осенний пир

Осень – время сбора урожая и . Наши предки отмечали многочисленные народные осенние праздники , проводили обряды. В основном все они были посвящены благодарению Матушке – Земле за собранный урожай. Наиболее значимый праздник – Осенины. Изучение таких традиций помогает привить детям любовь к труду, природе, познакомиться с процессом взращивания различных садово-огородных культур. Появляется возможность узнать, в какой одежде наши предки обрабатывали землю, в каком наряде садились за стол, и в каком костюме проводили праздничные обряды.

  • «Ярмарка осеннего урожая» (застолье, проведение викторин по теме);
  • «Дефиле народного костюма» (изучение деталей одежды славян, конкурс – дефиле).

В ходе проведения подобных мероприятий дошколята не только постигают духовные традиции своего народа, но и активно принимают участие в подвижных старинных играх: перетягивание каната, чехарда, горелки, городки.

Проводить народные праздники в детском саду педагогам крайне важно. Через фольклор , вкладываются знания о культурных традициях народа.

Видео: Открытое занятие в детском саду "Народные забавы на Руси"

Конспект занятия «Обычаи и традиции русского народа (старшая группа)

Конспект занятия «Обычаи и традиции русского народа» (подготовительная группа)

Цель. Вызвать у детей интерес к русским традициям . Закрепить знания детей о названии страны, в которой они живут, о её быте, некоторых исторических событиях, культуре. Воспитывать интерес к родной земле, ее прошлому, учить видеть красоту народных обрядов , мудрость традиций , воспитывать чувство гордости за свой народ и его прошлое . Воспитывать интерес к отечественной культуре, к обычаям и традициям русского народа

Ход занятия

1. Приветствие. Здравствуйте, мои ребятки. Сегодня я хочу поговорить с вами о нашей стране. Как называется страна, в которой мы живём? (Россия)

Поезжай за моря - океаны,

Надо всею землёй пролети :

Есть на свете различные страны,

Но такой, как у нас, не найти.

Глубоки наши светлые воды.

Широка и привольна земля.

И гремят, не смолкая, заводы,

И шумят, расцветая, поля.

Каждый день - как подарок нежданный,

Каждый день - и хорош и пригож.

Поезжай за моря-океаны,

Но богаче страны не найдёшь.

Россия - страна очень большая и красивая. В России очень много лесов, в которых много разных зверей, растёт много ягод и грибов. Через всю страну протекает много рек. Одна из самых больших рек - Волга. А в реках много разной рыбы. Много в России гор. В горах добывают разные полезные ископаемые - уголь, алмазы, железную руду. Да, наша страна очень красивая и богатая. Она возникла очень давно, у неё древняя и интересная история. Наша страна – Россия - очень богата мудрыми традициями и красивыми обычаями . Сегодня мы с вами совершим путешествие в старину.

2. Слушаем. Приготовьтесь слушать сказ

Про Россию и про нас.

Русь деревянная – края дорогие,

Здесь издавна русские люди живут ,

Они прославляют жилища родные,

Раздольные русские песни поют .

Раньше в России было много княжеств. Князья воевали друг с другом и захватывали другу друга земли. Московского князя Юрия прозвали Долгоруким за то, что он присоединял к своему княжеству другие земли. Но когда на Русь нападали иноземные враги, все князья объединялись для борьбы с ними. А потом они решили объединиться навсегда, выбрали себе главного князя, он стал называться царём. И Россия стала большим и сильным государством.

Давным-давно на Руси люди строили себе жилища из брёвен. Такие дома называются избами. И всё в избе было сделано из дерева : и пол, и потолок, и мебель, и даже посуда (Показ слайда) . Ребята, а знаете ли вы пословицы и поговорки об избе, доме?

В гостях хорошо, а дома лучше.

Не красна изба углами, а красна изба пирогами.

Без хозяина дом – сирота.

Домом жить – обо всём тужить.

В родном доме и каша гуще.

Печь в старые времена была в доме очень важна. В печи готовили еду, выпекали хлеб. Она обогревала избу. Она ещё и лечила маленьких детей. Набегавшись по глубокому снегу, они грели ноги на печи. В наши дни печки – очень редкое явление. (Показ слайда) .

У каждого народа есть свои традиции . Традиция - слово не русское , оно переводится с латинского языка как передача, т. е. традиция - это то , что передаётся от одного поколения другому. Традиции бывают семейные . Какие традиции есть у вас в семье ? Например, почти во всех семьях существует традиция отмечать день рождения членов семьи и дарить подарки в этот день. (Ответы детей.) Каждому человеку, когда он рождается, дают имя. Часто ребенка называют в честь бабушки или дедушки. Как в старину отмечали на Руси именины? Раньше если ребенок родился в день рождение святого, то ему давали его имя. Считалось, что если имя ребенка выбрано удачно, то ребенок будет счастливым.

В старые времена был такой обычай у русских людей , коротали они зимние вечера вместе, устраивали посиделки. Женщины и молодые девушки по вечерам шили, вышивали, пряли, а за работой песни распевали. Кто за прялкой сидит, кто из глины посуду лепит, другие ложки да плошки вытачивают, то песню затянут, то шуткой перебросятся. Вот так работа у них и спорилась. (Показ слайда) .

Ведь говорят в народе : «От скуки бери дело в руки» , а какие вы знаете пословиц и поговорки о труде?

- «Умелые руки не знают скуки»

- «Без труда нет добра» ,

- «Дело мастера боится» ,

- «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда» ,

- «Какова пряха, такова на ней и рубаха»

Скучен день до вечера, коли делать нечего.

Без дела жить - только небо коптить.

Русские люди в старину любили встречать гостей.

Пожалуйте гости дорогие! Веселья вам да радости! Проходите, будьте как дома! У нас для каждого найдется и местечко, и словечко. Удобно ли вам, гости дорогие. Всем ли видно, всем ли слышно, всем ли место хватило? В тесноте да не в обиде. Сядем рядком, да поговорим ладком.

Русский народ всегда славился своими песнями. А ещё русский народ сочинял очень интересные сказки. А знаете ли вы, почему эти сказки называют народными ? Их придумал русский народ . Их передавали от бабушек внучатам, от родителей детям. Да, ребята, книг в семье не было, и поэтому сказки рассказывали вечерами малым детям. (Дети подходят к выставке книг русских народных сказок , называют их героев).

На Руси во все времена было много умельцев. Доброй славой пользовались в народе хорошие умельцы . Про мастера, который никакой работы не боялся, говорили : «Мастер на все руки» , «Мастер – золотые руки» . А любуясь хорошо выполненной работой, говорили так : «Не то дорого, что красного золота, а то дорого, что доброго мастерства» . Как талантлив русский народ ! Из обыкновенного полена мастера могли вырезать шкатулку, в которой хранились мелкие предметы. А то и комод смастерят, куда убирали одежду. А какая ж русская изба без скрипа половиц, без разноцветных половиков, которые ткали на деревянном ткацком станке или вязали своими руками. (Показ слайда) .

Наши предки всегда почитали праздники, но праздновали их не совсем так, как сейчас. Обычно все праздничные дни начинались с торжественной службы в церкви, а продолжались на улице, в поле, на лужайках. Под музыку, а то и без нее, водили хороводы, пели, плясали, затевали веселые игры. Люди наряжались в самые лучшие, праздничные одежды. Готовили вкусные угощения. Нищим и бедным людям дарили подарки, бесплатно кормили. Повсюду был слышен праздничный звон колоколов.

Ребята осенью отмечали на Руси удивительно красивый праздник, праздник рябины, а праздновали его 23 сентября, в день святых Петра и Павла. Рябина считалась деревом-оберегом. Ее сажали у ворот и калиток. Осенью кисти рябины срывали и вешали под крышу дома. Рябиновые бусы предохраняли детей от сглаза и порчи. (Показ слайда) .

Самым великим и любимым праздником была Пасха. Этот праздник всегда отмечался торжественно и весело. И праздновали его целую неделю.

Христос воскрес!

Повсюду благовест гудит,

Из всех церквей народ валит ,

Заря глядит уже с небес…

Христос воскрес! Христос воскрес!

Благовест – благая весть! В пасхальную ночь в церковь шли все, дома оставались только старики, да маленькие дети. Во время Пасхальной службы всегда читали такие слова : «Пусть богатые и бедные радуются друг с другом. Прилежные и ленивые пусть веселятся. Пусть никто не плачет, потому что Бог дал людям прощение». (Показ слайда) .

Все времена года любили на Руси. Но особенно ждали осень. Любили это время года за то, что закончены основные работы в полях, садах, на огородах. Собран богатый урожай, убран в закрома. А коль урожай богат – спокойна душа у крестьянина, не страшна ему долгая, суровая зима, можно немного отдохнуть и повеселиться. Первый осенний праздник, который отмечали на Руси – Успение. (Показ слайда) .

Его посвящали встречи осени, окончанию жатвы и началу бабьева лета! Праздновали Успение 28 августа. Люди поздравляли друг друга с окончанием жатвы, благодарили Бога за то, что удалось вовремя и без потерь собрать богатый урожай. На полях специально оставляли несжатыми несколько колосьев, перевязывали их красивой лентой и приговаривали.

Дай Бог, чтобы на другое лето был хороший урожай.

Хлебушко, расти!

Времечко, лети!

До новой весны,

До нового лета,

До нового хлеба!

Этим обрядом надеялись вернуть земле е урожайную силу, последнему снятому снопу был особый почет. Его ставили в передний угол, под икону, рядом с хлебом, солью, ему низко кланялись!

Нелегкой ценой доставался выращенный урожай, много людской силы было вложено в него! От зари до зари трудились крестьяне, не жалея ни себя, ни времени, потому что знали : Земля и напоит, земля и накормит, ты только себя для нее не жалей.

14 октября отмечали праздник Покрова Пресвятой Богородицы. Это очень почитаемый праздник в России. Ведь Богородицу считают покровительницей земли русской , нашей заступницей и помощницей. На Покров часто выпадал снежок, по этому говорили : К Покрову старались утеплить избу. На селе в этот день играли свадьбы. Высыпает деревенский люд полюбоваться молодыми, женихом да невестой. Празднично убраны повозки свадебного поезда, под дугой весело позванивают колокольцы, кони лихие, лишь дотронься – вскачь понесут! Очень интересен свадебный обряд на Руси. В центре его находилась невеста. Первую половину свадьбы она должна была плакать, печалиться, прощаясь с подругами, с родителями, с вольной девичьей жизнью. Постепенно на смену грустным, прощальным песням приходили песни веселые, величальные. На Покров в деревнях до утра играла гармошка, а парни и девушки ходили гурьбой по улице и распевали веселые разудалые частушки.

14 октября начинались осенние покровские ярмарки, веселые, обильные, яркие. Здесь можно было увидеть все, чем земля отблагодарила людей за тяжелый, кропотливый труд. Шла бойкая торговля овощами, фруктами, хлебом, медом и другими товарами. Свое мастерство показывали народные умельцы

Зазывалы : Эй? честные господа!

К нам пожалуйте сюда!

Как у нас ли тары – бары,

Всякие разные товары…

Подходите, подходите…

Посмотрите, посмотрите. (Дети берут с изделия народно -прикладного искусства, заранее приготовленные воспитателем.) Расскажите о том, что вы купили на ярмарке. (Рассказы детей о дымковской игрушке, хохломских изделиях, Городецкой росписи и др.) А какое веселье царило на ярмарке! Здесь катались на каруселях, водили хороводы, старались показать свою силу, удаль, смекалку, играли в забавные игры. Ярмарку ждали все и стар и мал. Всем хотелось получить подарок или гостинец с ярмарки. (Показ слайда) .

Скоморох : Все на ярмарку спешите, торопитесь. Приходите без стеснения. Билетов не надо, предъявите хорошее настроение. Я принёс много товару разного, приходите, покупайте. Кому свистульку, кому ложку, кому гребешок, а кому пирожок?

Внимание! Внимание! Народное гуляние !

Торопись, честной народ , Масленица всех зовет!

Пусть каждый здесь поёт частушку

И за то получит сушку или сладкий пирожок,

Приходи скорей, дружок!

Подходите, не стесняйтесь.

Сладостями угощайтесь

Есть традиции , которые возникли очень давно и сохранились до наших дней. Масленица – это один из самых любимых праздников русского народа . С древних времен, на Руси существует обычай – провожать зиму и встречать весну. На масленицу пекут блины – это главное праздничное блюдо. Блины обильно поливают маслом. Масляный блин – символ солнца, хорошего урожая, здоровых людей. На масленицу русский народ веселился : играли в игры, пели песни и водили хороводы, устраивали кулачные бои, на праздниках мужчины любили помериться силой богатырскою. Не один праздник на Руси не обходился без хоровода. Хоровод обозначает движение по кругу, цепью, восьмерками или другими фигурами с песнями, а иногда со сценическим действием. (Показ слайда) .

Масленица – это один из самых любимых праздников русского народа . Это древнейший праздник проводов зимы и встречи солнца и весны. Продолжается он целую неделю. Каждый день этой недели особенный.

Понедельник – встреча Масленицы. Пекут блины, похожие на солнышко.

Вторник – «Заигрыш» . Строили горки, крепости, вешали качели, делали чучело Масленицы.

Среда – «Лакомка» . Обязательно лакомились блинами.

Четверг - «Широкая Масленица» . Вся еда - блинная. Пекли разноцветные блины (с морковкой, свеклой и крапивой, с гречневой муки) .

Пятница – «Тещины вечерки» . Семья шла на блины к бабушкам.

Суббота – «Золовкины посиделки» - шли в гости к тетям и дядям.

Воскресенье – «Прощеное воскресенье» . Люди в этот день просят друг у друга

В нашей стране есть традиция на праздник 8 Марта дарить женщинам цветы и подарки, во всех странах существует традиция отмечать Новый год в 12 часов ночи.

А ещё есть традиции , связанные с приготовлением разных блюд, - традиционная национальная кухня . У различных народов обязательно есть какое-нибудь своё национальное блюдо. Национальная кухня зависит от того, что выращивают в той или : иной стране. Например, В Китае и Японии выращивают рис и поэтому много блюд готовят из риса. А что выращивают России? (Пшеницу, рожь, разные овощи) . В России очень много блюд готовят из муки. Например, только в России пекут знаменитые калачи. (На экране хлебные изделия) . Какие кушанья вы можете назвать мне из муки, которые часто делают ваши мамы? (Блины, оладьи, пирожки) .

А ещё в России очень любят щи. Из чего варят щи? (Картошка, капуста, лук, морковь) . Для того чтобы сварить щи, обязательно нужна капуста и другие овощи. У русского народа есть такая поговорка «Щи и каша - пища наша» .

Значит, что ещё любят готовить в России? (Кашу) . А из чего можно сварить кашу? (Из различной крупы - пшена, манки, гречки, овсяных хлопьев) .

В России часто зимой бывает очень холодно, а летом жарко. Какой русский напиток хорошо утоляет жажду? (Квас) . А делают его тоже из хлеба. А вот зимой на ярмарках продавали горячий сбитень - это напиток из мёда, он очень хорошо согревал во время мороза.

3. Беседуем.

Мы с вами много говорили о таланте русского народа . В чём же он проявился?

Что русский народ умел делать хорошо ? (Мастерить игрушки из глины, сочинять интересные песни, очень интересные сказки и т. д.)

Ребята, а почему Русь называют деревянной? (Давным-давно на Руси люди строили себе жилища из брёвен) .

Какие на Руси отмечали праздники?

Что такое благовест?

Ребята, а что вы знаете об этом празднике Покрова Пресвятой Богородицы? (На Покров часто выпадал снежок, по этому говорили : «До обеда осень, а после обеда – зима!» , играли свадьбы)

Какой праздник отмечают русские люди в конце зимы и начале весны? Что это за традиция ? (Праздник Масленица. Это древнейший праздник проводов зимы и встречи солнца и весны).

С чего начинались праздничные дни на Руси?

Чем занимались люди в праздничные дни?

Как старались одеться люди?

Какое угощение готовили?

Какие добрые дела старались сделать?

Что такое традиция ?

Народные игры сохранились и дошли до наших дней, вбирая в себя лучшие национальные традиции . Для всех народных игр характерна любовь русского человека к веселью и удальству. Игры - это наше детство, они передавались от поколения к поколению. Нам известны такие игры, как «Ловишки» , «Колечко, колечко, выйди на крылечко!» Ребята, а давайте я проверю, знаете ли вы русские народные игры . Я сейчас загадаю загадки :

Я не вижу ничего,

Даже носа своего.

На моём лице повязка,

Есть такая вот игра,

Называется она (Жмурки)

Я давно в траве сижу,

Ни за что не выхожу.

Пусть поищут, раз не лень,

Хоть минуту, хоть весь день (Прятки)

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

Стой подоле,

Гляди на поле

Глянь на небо

Птички летят

Колокольчики звенят (Горелки)

4. Обобщаем. Ребята, сегодня мы с вами поговорили о нашей стране, о таланте русского народа , вспомнили некоторые традиции . И чтобы наша страна оставалась великой, нам нужно беречь нашу культуру, соблюдать обычаи и традиции , которые достались нам от наших предков.

Родины себе не выбирают.

Начиная видеть и дышать,

Родину на свете получают

Непреложно, как отца и мать.

Родина, Родина, милые края,

Поле васильковое, песня соловья.

Нежностью, радостью светится она,

Родина, Родина на земле одна.

Люблю тебя, моя Россия, за ясный свет твоих очей,

За ум, за подвиги святые, за голос звонкий, как ручей!

5. Играем. А еще в народе говорили : «Кончил дело – гуляй смело» , «Делу время – потехи час!» Давайте и мы с вами немножко отдохнём, поиграем в русскую народную игру «Золотые ворота» . Дети становятся парами по кругу, лицом друг к другу, соединив и подняв руки как воротца. Двое бегут по кругу между парой детей. Дети, стоящие в парах произносят слова.

Золотые ворота

Пропустите меня

Я и сам пройду

И друзей проведу

На первый раз прощается

Второй раз запрещается

А на третий раз не пропустим вас.»

Пары опускают руки вниз и кто попался в воротца, тот что – нибудь исполняет, откупается (песня, стих загадка, пляска) .

6. Творим, рисуем, радуемся. Расписывание силуэтов народных игрушек .

7. Прощалочка. Сегодня, ребята, мы с вами поговорили о нашей стране, о таланте русского народа , о разных русских традициях . Традиций у русского народа очень много . Поговорите с родителями, узнайте у них, какие ещё русские традиции они помнят . Спросите у своих родителей, в какие игры они играли в детстве и какие атрибуты были к этим играм. Если вам понравилось, и было интересно, тогда расположите силуэты народных игрушек там , где солнышко, если не понравилось, то где тучка.

Светлана Климова
Образовательная деятельность для детей подготовительной группы «Народные праздники на Руси»

Конспект НОД в подготовительной группе .

Выполнила : воспитатель Климова С. С.

«Народные праздники на Руси »

Беседа с детьми о русских народных праздниках (с использованием мультимедиа) .

Цель : Создать мотивационную ситуацию для формирования представлений детей о ценностях народной культуры .

Образовательные задачи : заинтересовать детей какие бывают праздники на Руси (Рождество, Святочные гадания, Коляда, Сороки, Жаворонки, об обычаях и традициях нашего народа , познакомить с русскими традициями праздников , истории появления.

Развивающие задачи : развивать познавательный интерес детей к истории и традициям своего народа , развивать речь детей , совершенствовать навыки связного высказывания.

Воспитательные задачи : прививать любовь и интерес к традициям и обычаям русского народа , приобщая к истокам духовной культуры, воспитывать желание, дарить близким людям и своим друзьям подарки.

Словарная работа : обычай, благая весть, коляда, козули, святки, ряженые, колядовщики.

Используемый материал : русская изба где осуществляется ООД, народные костюмы , слайды с изображением праздничных гуляний на Рождество, Коляда, Сороки, Жаворонки, календарь народных праздников , тихая музыка, «Звон колоколов» , цветные карандаши, бумага.

Методы и приемы : игровой момент, художественное слово, просмотр слайдов, беседа, объяснение, рассматривание, закрепление, поощрение, итог.

Предварительная работа : учение наизусть колядок, стихов о народных праздниках , разучивание русских народных игр , картинки, открытки, чтение художественной литературы.

Область применения : непрерывная образовательная деятельность с детьми .

Формы и методы реализации : беседу с детьми о русских народных праздниках я решила провести в форме телепередачи, т. к это способствует созданию атмосферы психологического комфорта и заинтересованности детей , непринужденному общению между детьми и взрослым.

Методы и приемы : наглядный метод (слайды народных праздников , словесный метод (беседа о традициях, обрядах на Руси , практический метод (рисование праздничных открыток , прием эмоциональной заинтересованности (интервью ребёнка, использование звуковых эффектов (колокольчики) .

Воспитатель : предлагает детям отправится в необычное путешествие «Историю праздников на Руси » . (Слайд 1)

На Руси люди очень любили и любят праздники . С удовольствием готовились к приходу гостей. В гости ходили целыми семьями, встречали поклонами, здоровались, а с самыми близкими целовались. Любили и любят угощать гостей сытно и вкусно. Говорили : «Угощайтесь, чем Бог послал» , «Не красна изба углами, а красна пирогами» ,

«Не обижайте хозяина, отведайте наши кушанья» . Пели песни, плясали.

Ребята, вы любите праздники ? (ответы детей )

Почему? (ответы детей )

Какие вы знаете праздники ? (ответы детей )

Воспитатель : Молодцы, я была уверена, что вы знаете много праздников , которые известны со времен наших предков. А кто такие предки? (ответы детей ) Я с вами согласна, но можно я ещё вам немного расскажу о них. Наши предки – это русские люди, они всегда почитали праздники , вот только праздновали их немного иначе , не как мы, современные люди. В старину все праздничные дни начинались с торжественной службы в церкви, а продолжались на лужайках, на улицах, в поле. Под музыку народных инструментов : балалайки, гармошки водили хороводы, пели, плясали, затевали игры. И с календарем, и с жизнью человека связаны народные обычаи , а также церковные таинства, обряды и праздники . На Руси календарь назывался месяцесловом. Месяцеслов охватывал весь год крестьянской жизни, «описывая» по дням месяц за месяцем, где каждому дню соответствовали свои праздники или будни , обычаи и суеверия, традиции и обряды, природные приметы и явления. (Слайд 2) Люди наряжались в самые лучшие праздничные одежды (показывает иллюстрации, по-особенному готовили праздничное угощение . Нищим, бедным дарили подарки, бесплатно кормили, повсюду был слышен праздничный звон колоколов . Послушайте звон колоколов. (Звучит запись звона колоколов) . (Слайд 3) Ребята, я вам тоже приготовила колокольчики (дети подходят к столам, берут колокольчики, предлагаю исполнить свой колокольный звон. Вот видите, работа звонаря необычна и требовала много умения и музыкального слуха. Как вы думаете, какой праздник изображен на этих иллюстрациях? (Ответы детей ) . На пороге большой христианский праздник – Рождество . (Слайд 4) Один из самых известных и любимых праздников . А почему этот праздник так называется ? (Ответы детей ) .

Послушайте мою историю.

(Выключается свет, зажигаются свечи, звучит тихая музыка. Воспитатель садится за стол, на котором горит свеча. Дети садятся рядом полукругом.) Воспитатель : Рождество - это религиозный праздник . Само слово Рождество говорит о том, что кто - то родился. Рождение ребенка – это всегда благая весть. По библейской легенде 7 января у Пресвятой Девы Марии в городе Вифлееме родился Иисус Христос – Сын Божий.

Весть о рождении Иисуса разнесли небесные ангелы. На небе появилась Вифлеемская звезда. Рождество - праздник верующих в Христа . Это ожидание счастья, мира, домашнего тепла и семейного согласия.

Прочтение стихотворения «Рождество» Г. Лонгфелло.

Кругом рождественская мгла.

Во мгле гудят колокола,

И с ними в лад

Слова звучат :

«Мир на земле и счастья всем!» .

Я чувствовал, как в этот день,

Жизнь городов и деревень,

Объединив, звучит призыв :

«Мир на земле и счастье всем!»

Ребята, что вы ждёте от этого праздника (ответы детей )

Воспитатель : Правильно, это подарки близким и друзьям; открытки, сладости, сувениры.

Воспитатель : Наши дедушки и бабушки очень любят этот праздник - Рождество Христово. Называют его еще зимние святки. Святки - это от слова «святой» . (Слайд 5)

В этот праздник славили , хвалили, прославляли Христа, Новый год, будущий урожай. Парни и девушки рядились в животных : козу, медведя, в нечистую силу : Бабу-Ягу, кикимору и др. Группами они ходили по домам , поздравляли с праздником , желали наилучшего специальными песенками - колядками.

Я знаю, что вы подготовили колядки . Прочтение наизусть колядок детьми.

Коляда, коляда.

Накануне Рождества,

Тетенька добренька

Пирожка-то сдобненька.

Не режь, не ломай,

Поскорее подавай!

Маленьких хлопчик

Сел на снопчик,

В дудочку играет

Коляду потешает.

Авсень, Авсень,

Завтра новый день!

Не стой у ворот,

Завтра Новый год!

Воспитатель : Колядующие непременно получают что-то съедобное : сладости, орехи и особые обрядовые печенья, их называли козули – их обязательно готовили в каждом доме на этот случай. Эти фигурки из теста надо съесть тут же, загадав желание.

(Слышится веселая песенка кладовщиков.) Воспитатель : Слышите и к нам идут ряженые, давайте встретим их. Входят колядовщики : Медведь, Коза, Цыганка поют песенку. (дети, на голове атрибуты персонажей) .

Коляда, коляда,

открывай ворота,

Кто даст пирога

Тому полон хлев скота,

овин с овсом.

Жеребца с хвостом.

Сеем веем посеваем

с Новым годом поздравляем.

Воспитатель : Здравствуйте, люди добрые. Вот вам угощение : сыр да печенье, пряники, конфеты. Дети угощают ряженых конфетами.

Воспитатель : А давайте поиграем в русскую народную игру , которая называется «Иван»

В этой игре используется специальная считалка для выбора водящего :

Иван с косой,

Не ходи босой,

А обутый ходи,

Себе лапти сплети.

Если будешь ты обут -

Волки, лисы не найдут,

Не найдет тебя медведь,

Выходи, тебе гореть!

Остальные играющие называют себя различными зверями, кто волком, кто медведем, кто лисой, кто зайцем и т. д. «Иван-косарь» берет в руки палочку или другой предмет, символизирующий «косу» , и делает движения, как при косьбе.

«Звери» переговариваются с ним :

Иван-косарь, что ты делаешь?

Траву кошу.

А зачем косишь?

Коров кормить.

А зачем коровы?

Молочко давать.

А зачем молочко?

Сырцы делать.

А зачем сырцы?

Охотников кормить.

А зачем охотников кормить?

В лесу зверей ловить!

«Звери» быстро разбегаются кто куда, а «Иван-косарь» бежит их искать и ловить. Поймав кого-нибудь из «зверей» , он должен отгадать, какой это «зверь» . Если отгадает, пойманный выбывает из игры, а «Иван-косарь» ищет остальных спрятавшихся «зверей» .

Масленица - один из любимых народных праздников русского народа , который из века в век передаёт состояние широкой русской души, традиции и обычаи Россиян. Масленица – последний зимний, один из самых любимых и долгожданных в народе праздник , провожающий снега да морозы и встречающий весну. Масляная неделя не имеет строго отведенного срока празднования и выпадает то на конец февраля, то на начало марта.

Масленицу на Руси называли честной , широкой и веселой. И всегда с нетерпением ждали ее наступления.

Масляная неделя насыщена обычаями и традициями! И для каждого дня они свои.

(Слайд 8,9) . Хотите узнать о еще об одном старинном русском празднике , об угощении, которое готовилось в этот праздник . Посмотрите, пожалуйста, на слайд (изображение - жаворонок ) . Как называется эта птица? (ответы детей ) . А ведь это не просто птица-это память о погибших воинах. В марте есть народный христианский праздник , посвященный жаворонку.

22 марта – «Сороки» . А почему Сороки? (Демонстрация иллюстраций : воины Древней Руси )

Воспитатель рассказывает детям русскую народную былину . Очень- очень давно, один из военачальников приказал отряду из 40 храбрых воинов принести в жертву богам одного из них. Воины отказались это сделать и тогда всех воинов убили. А своих солдат – защитников всегда любил народ , и стали верить люди в то, что не погибли 40 воинов дружины, а превратились в жаворонков. В этот день - 22 марта вспоминают всех погибших воинов.

А хозяйки пекли особые постные булочки – «жаворонков» , с распростертыми крылышками, как будто летящих, да еще с хохолками. Постное угощение раздавали детям. (Слайд 10)

Как и на всех русских праздниках на Сороки дети водили хороводы, играли в игры.

Ребята, вставайте в круг поиграем в игру «Жаворонок.

По считалке выбирается «жаворонок» . В руке у него колокольчик.

Он входит в круг, который образует играющие , и бегает в нём. Все говорят :

В небе жаворонок пел,

Колокольчиком звенел.

Порезвился в тишине,

Спрятал песенку в траве.

Тот, кто песенку найдёт,

Будет весел целый год.

Потом играющие закрывают глаза.

«Жаворонок» выбегает за круг и звенит в колокольчик. Затем осторожно кладёт его за чьей-либо спиной. Тот, кто догадается, у кого за спиной лежит колокольчик, становится «жаворонком» .

Воспитатель : дети, кто мне из вас напомнит, о каком празднике я ещё не говорила (ответы детей ) . Да– это Пасха. Пасха, день Воскресения Христова – самый главный праздник Православной Церкви . Именно в нем заключается основной смысл Православной веры - сам Бог стал человеком, умер за нас и, воскреснув, избавил людей от власти смерти и греха. Пасха – это праздник праздников !

(Слайд 11, 12)

Итог : Воспитатель : вот и закончилось наше путешествие в прошлое. Пришло время возвращаться в настоящее. Звучит музыка колокольчиков (Слайд 13) Ребята, хочу услышать ваше мнение о нашем путешествии. (ответы детей ) Как вы будете отмечать народные праздники ? Какие добрые, теплые слова вы будете говорить своим близким? Какие вы будете дарить подарки друзьям? (ответы детей , нарисуем поздравительную открытку своим друзьям и близким. К какому празднику вы будете рисовать открытки , это на ваше усмотрение.