Некрасовы Заряна и Нина: Как оттащить ребенка от компьютера и что с ним потом делать. Пособие для родителей. Как отучить подростка от компьютера – важные советы родителям для профилактики компьютерной зависимости у детей


Повальное увлечение детей компьютерными играми тревожит и родителей, и врачей, и педагогов. Ребенок перестает есть, пить и говорить - ему не до этого, у него еще не все монстры убиты. Почему так происходит и как "оттащить" подростка от экрана монитора?

Чтобы понять, чем компьютер так привлекает детей, стоит начать с себя. Измученные постоянным добыванием хлеба насущного, мы просто не в состоянии уделять сыну или дочери внимание, а оно бывает нужнее этого самого хлеба. Не дождавшись общения с живыми людьми, ребенок обращается к относительно живому организму, который выгодно отличается от родителей тем, что всегда готов "составить компанию".

Скорость, с которой происходит это знакомство, сильно превышает скорость усвоения, скажем, правил русского языка, и компьютерные игры с вроде бы безобидными названиями "Герои" и "Завоевание Америки" триумфально входят в жизнь вашего чада. Если вдруг вы обнаружите на письменном столе еще и "Школьный курс информатики", не спешите радоваться: потрепанный вид учебника говорит о том, что он, скорее всего, используется как подставка под горячий чай.

Возможно, кто-то из родителей тешит себя надеждой, что, подружившись с компьютером, в будущем ребенок станет гениальным программистом.

Напрасно: далеко не. все юные дарования способны добровольно отказаться от развлечений в пользу занятий, пусть даже за компьютером.

Повелитель мира

Компьютерные игры предоставляют ребенку возможность быть тем, кем он пока еще не может быть в жизни: руководящей и направляющей силой какого-либо события. Он значительно вырастает в собственных глазах, ведь речь идет не просто об участии в игровом действии, а о полном контроле.

То, как процесс будет происходить дальше, зависит исключительно от желания нажимающего кнопки. Игра становится противовесом реальной жизни, в которой от ребенка мало что зависит. В качестве психологической разгрузки подобная смена ролей необходима любому человеку независимо от его возраста.

Кроме того, качественная графика дает ребенку стопроцентное ощущение реальности. Но некоторые правила компьютерной игры, например моментальное разрешение любых вопросов путем автоматной очереди, могут породить у ребенка мысль о том, что подобная модель поведения применима в жизни.

Конечно, степень восприимчивости и психологической устойчивости у всех детей разная, но родителям все же имеет смысл хотя бы изредка интересоваться содержанием игр. Самое трудное при этом - самоотверженно выслушать рассказ до конца. Зато потом вы по праву будете гордиться удивительным взаимопониманием с подростками, элегантно вставляя в беседу с ними слова типа warcraft и counter-strike.

Бороться бесполезно

На самом деле от этого увлечения наших детей нам никуда не деться. Компьютер пришел в нашу жизнь и останется в ней, хотим мы этого или нет. Плохая погода, дождь и слякоть тоже не доставляют нам особой радости, однако мы берем с собой зонтик и шагаем на улицу. Отсюда вывод: бороться бесполезно, но нужно контролировать.

Одна моя приятельница, исчерпав запасы аргументов, стала забирать мышь с собой на работу. Это не самый лучший выход из положения, ведь ребенок всегда может пойти к приятелю, родители которого не способны на столь радикальные меры. Другая моя знакомая, журналист, просто не оставляет ребенку возможности долго находиться за компьютером - она постоянно сидит за ним сама.

Попробуйте дать сыну или дочери какой-то набор посильных для него поручений, например по дому, выполнив которые он со спокойной совестью (если вы уверены в ее наличии) может садиться за игру. Если у вас живет бабушка, она проконтролирует процесс в будни.

Но не очень надейтесь на сознательность и изначально, приобретая компьютер, не скупитесь на хороший монитор: проблемы со зрением обойдутся дороже. Научите ребенка зарядке для глаз, например зажмуриться и повращать зрачками сначала в разные стороны, а потом вверх-вниз. И зарядке для спины - ведь сидячая поза, в которой часами пребывает ребенок, является "отягчающим обстоятельством".

Освойте, например, упражнение "кошка сердится": стоя на четвереньках, опускайте голову, одновременно округляя спину, оставайтесь так в течение 5-10 секунд, затем медленно поднимайте голову и осторожно прогибайте спину. Повторяйте, пока не надоест, но не менее 5-6 раз.

Подзатыльник или хороший друг

Теперь представим, что самую сложную задачу мы выполнили - на некоторое время оторвали ребенка от экрана. Остается продумать, что мы можем предложить ребенку взамен. Посмотрим правде в глаза: хороших бесплатных спортивных секций почти не осталось.

Может, улица? Но той улицы, на которую нас со спокойной душой отпускали родители, больше нет. Она и в "старые добрые времена" мало походила на Институт Благородных Девиц, сегодня же стала еще более жестокой и даже смертельно опасной - не в переносном, а в прямом значении этого слова.

Неудивительно, что многие из нас предпочитают, чтобы дети больше времени проводили дома: пусть лучше ребенок сидит за компьютером, чем шляется по подворотням. Круг замкнулся?

Перед тем как начать работу над этой статьей, я решила получить информацию из первых уст: поинтересовалась у своего пятнадцатилетнего сына, что кроме конца света способно оторвать его от общения с монстрами. Вопрос застал ребенка врасплох, и он заявил, что ему надо подумать. Зато муж, сторонник патриархальных методов воспитания, сразу же ответил: "Подзатыльник".

Мысль о возможности применения грубой физической силы возмутила сына, но ускорила мыслительный процесс. "Учеба и более важные дела ", - промямлил он, потупившись. Оставалось только прослезиться от умиления! Но, судя по устрашающим оценкам в дневнике, учеба уже давно не являлась первоочередной задачей.

Я потребовала правды, какой бы горькой она ни была. Лучше бы я этого не делала - альтернативой компьютеру оказался мотоцикл! Тем же вечером сын подошел ко мне со словами: "Мама, я знаю, что может заменить компьютер - хорошие друзья!" Наверное, этой в самом деле лучший вариант...

Кусочек пряника не помешает

Вызовите ребенка на доверительный разговор. Не давите на него - он будет действовать назло. Лучше помогите ему осознать, что все имеет разумные границы, что вы не запрещаете ему заниматься тем, что ему нравится, а просто хотите, чтобы он занимался не только этим. Скажите ему, что вы рады, что у него есть увлечение (даже если это на самом деле не совсем так), но ведь на свете существует еще множество увлекательных вещей.

Может, вы вместе нащупаете интересы и поймете, что же нравится вашем ребенку. Например, в разговоре с 14-летним Никитой выяснилось, что мальчик мечтает разбираться в автомобилях, что очень удивило его отца - опытного автолюбителя: он вроде бы не замечал за сыном большой любви к технике.

Но родители прислушались, и с тех пор в отцовском гараже Никита проводит времени не меньше, чем за монитором. А другого компьютерного фаната отправили летом... в компьютерный же лагерь. Мама мальчика решила, что там его хотя бы научат воспринимать сложную машину не как игрушку. Но подросток "перевыполнил задачу" и не только научился программировать, но и нашел там настоящего, живого друга.

Намекните ребенку, что принятие окончательного решения, конечно же, останется за ним и вы ничуть не сомневаетесь в правильности его выбора. Кусочек пряника еще никому не повредил, а кнута в его жизни и так более чем достаточно.

"Спасите наши души!"

Однако не так страшен черт, как его малюют. Компьютерный бум в чем-то схож с ветрянкой, которой почти все мы переболели в детстве. Приятного в этом, конечно, было мало, но никому еще не удавалось изменить естественный ход событий. Впрочем, в наших силах сделать так, чтобы болезнь прошла без осложнений. И, как ни крути, на это понадобятся время и терпение, которых нам постоянно не хватает.

Пусть каждый из родителей сделает свой выбор. Мы так часто хотим, чтобы менялись окружающие (а как легко ставить ультиматумы детям!), и гораздо реже готовы измениться сами. Мы замкнулись в себе и можем найти этому тысячу оправданий. Но никакие тяготы жизни не являются оправданием нашему превращению в машины по добыванию денег. И в том, что лучшим собеседником многих детей тоже стала машина, есть наша вина. Потому что компьютерная проблема является частью проблемы "отцов и детей".

Всем нам стоит задуматься над тем, почему все больше детей предпочитают виртуальную реальность действительности и заменяют живое общение бесконтактным. Может быть, потому, что ребенок испытывает страх быть отвергнутым и не понятым и виртуальный контакт становится для него единственной возможностью не быть одиноким? Способны ли мы создать реальную альтернативу такой "безнапряговой" и безэмоциональной коммуникации?

Вполне, если только будем относиться к недостаткам ребенка так же снисходительно, как к своим собственным, и воспринимать его таким, какой он есть. Мы, родители, забыли, что и сами вполне можем быть и партнерами по играм, и наглядными учебными пособиями. Точнее, практическим руководством по предмету под названием "Жизнь".

Саша, иди есть! -­ Сейчас, мам...

Через 15 минут все та же фраза... Знакомо?

Чем он занят сейчас, что не может контролировать свое время и адекватно реагировать на мои посылы?

Застройка нового острова в «туземцах», или обрушенное здание в «майнкрафте», срочно нуждающееся в реставрации, или друг не может выйти в скайп для проведения совместной игры...

Я - мама одиннадцатилетнего ребенка, который любит компьютерные игры и может часами говорить о... я до сих пор не могу выучить эти названия.

Я переживала, боролась, наказывала, поощряла, угрожала, благодарила, играла и обучалась сама... И в какой-то момент я поняла, что невозможно да и нельзя запретить то, что кругом и повсюду. И это является частью жизни и дает возможность не только проводить время, но и развивать конкретные навыки.

Я поняла, что нужна система, новая модель взаимодействия. Система, где родители, ребенок и компьютер будут сосуществовать и помогать друг другу. И при этом будет ясность и понимание: Для чего? Во что? С кем? Сколько?

Да, я неидеальная мама. И если мой ребенок предпочитает поиграть на планшете, вместо того, чтобы побегать во дворе с друзьями - в первую очередь, это мое упущение. Но я хочу, чтоб мой ребенок рос самостоятельной, здоровой личностью, гармонично развивающейся в разных сферах.

Как коуч, я понимаю, что если фокусировать внимание на проблеме, то в реальности эта проблема так ей и останется. На что же нужно направить внимание? Чтобы мой сын захотел больше времени думать о том, как ему научиться быстрее читать, вместо того, чтоб поиграть украдкой, пока мама не видит. Или сбегать в спортивную секцию вместо закачивания новой версии очередной игры.

Что для меня, как для мамы, важно в сбалансированном развитии моего ребенка?

  1. Здоровье ребенка - физическое и психическое. Сидение за компьютером или планшет портит не только зрение и осанку. Оно снижает внимательность. В тяжелых и запущенных ситуациях, когда ребенок проводит по нескольку часов в день за гаджетами, это чревато зависимостями, неврозами и отрывает ребенка от реальности, лишая его возможности нормальной адаптации со сверстниками.
  2. Обучаемость и любопытство к новому. Потеря интереса к учебе и познанию нового, снижение успеваемости - также последствия компьютерной зависимости.
  3. Общение с ровесниками - если общение сводится только к формату «привет, что нового у тебя в Туземцах?» или совместным он-лайн играм - кругозор и мировоззрение ребенка сильно сужается. Он становится ограниченной личностью, живущей в мире фантазий.

Итак, что я сделала, чтобы начать выстраивать систему нашего гармоничного взаимодействия. Ответила на вопросы:

1 шаг. Для чего?

Играть, чтобы развивать навыки. Современные игры помогают сформировать:

Стратегическое мышление;

Видение;

Развивают привычку делать регулярно одно и то же действие.

Во всяком случае лично мне это помогло. Когда мой сын предложил установить мне на телефон игру «Туземцы», сказав, что это поможет мне развить недостающие навыки. А именно ежедневно делать одно простое административно-контрольное действие. При этом он был моим наставником, говорил, что делать и как, и каждый день спрашивал: «в Туземцев заходила? Доход собрала?»

Это выработало у меня привычку делать те дела, которые я всегда оставляла на потом или откладывала. Так что польза от компьютерных игр есть. Проверено на себе:)

2 шаг. Во что?

Я против насилия, стрелялок - поэтому на такие игры наложены табу. Если ребенок сопротивляется или не понимает - покажите последствия фашизма и объясните что к чему. Игры, где идет освоение территорий, развитие - да. И при этом говорить и спрашивать регулярно: Чему тебя эта игра учит? Что нового ты сегодня построил? Какие ресурсы набрал и что это тебе дает? Какие варианты развития возможны, если ты купишь или нет новый остров?

3 шаг. С кем?

С кем ваш ребенок общается на темы компьютерных игр, что, как и сколько они обсуждают. Что именно он обсуждает с вами? Знаете ли вы тех, с кем он общается он-лайн? По возможности понаблюдайте, как выстраиваются у вашего ребенка взаимоотношения со сверстниками, что их интересует и увлекает помимо игр?

4 шаг. Сколько?

Я установила время - ежедневно 1 час игр и мультфильмов, на выбор. При этом важно обосновать, почему столько. Можно прочитать, что по этому вопросу уже написано - сколько времени и в каком возрасте можно сидеть перед компьютером, по мнению врачей - и выбрать оптимальный вариант.

Этот час игр возможен только после выполнения домашних дел, уроков. У нас это все прописано и одобрено мной и сыном. К этому соглашению шли несколько месяцев, и теперь оно висит на холодильнике. За нарушение - штраф: планшет забирается на срок от 1 до 7 дней, в зависимости от формы нарушения. При этом важно помнить о благодарности ребенка, и за его активность и инициативу в других делах обязательно благодарить и поощрять. Например, сам помыл посуду, или сказал комплимент... Я выдаю сердечки, когда их накапливается 10 штук - приз на выбор: «Макдональдс», билет в кино, бонус на час игры и т. п.

Еще определила вместе с сыном, его слабые зоны в здоровье, обучении, отношениях. Затем сформировали простые действия, которые будут его в этих зонах развивать.

5 шаг. В сфере здоровья . Ежедневно гимнастика для ног, т. к. у него плоскостопие. Еженедельные совместные велопрогулки по трассе с крутым подъемом - это еще помогает и силу воли укрепить.

6 шаг. В сфере обучаемость и интерес к новому - направить внимание, как использовать компьютер для поиска новой информации. Когда не я даю готовый ответ или фразу «не знаю» на вопрос ребенка. А мы вместе ищем информацию в интернете. Плюс для развития навыка быстрого чтения, к примеру, смотреть совместные уроки и вместе проделывать упражнение. Появляется понимание, что компьютер не только для игр, но и для поиска ответов на вопросы.

7 шаг. В сфере отношения - обязательное живое ежедневное общение с друзьями. Просто выталкивайте его на улицу. Гуляем вместе, играем в бадминтон, волейбол - все, что доступно и полезно для всей семьи.

Также важно научиться задавать искренние вопросы к ребенку: как прошел его день и что нового у него было? Что доставило ему больше всего радости, а что огорчило? 15-20 минут в день теплого общения за ужином или перед сном - и вы лучше начнете понимать друг друга и узнаете своего ребенка с новой стороны.

На сегодняшний день в нашей системе взаимодействия сын ежедневно записывает сколько времени он сидел за планшетом, без споров принимает штраф, если произошло нарушение, и старается больше времени проводить в реальном общении с друзьями. Он стал читать каждый день и быстрее преодолевает трудности. Мы вместе готовим новые блюда, и он сам может приготовить легкий ужин и угостить меня.

Система еще не идеальна и я многое в ней хочу усовершенствовать. Главное, я уже вижу результаты, и понимаю - все возможно, когда знаешь, чего хочешь.

Как оттащить ребенка от компьютера — советы психолога Анна Вадимова для сайта «сайт»

Компьютер: друг он или враг? Стоит ли запрещать ребенку играть в компьютерные игры даже дома у друзей, или лучше поддаться на его жаркие уговоры и разрешить окунуться с головой в увлекательную виртуальную пучину?

О вреде компьютерных игр для ребенка наслышаны, наверное, уже все. Каждая «правильная» мама, искреннее заботящаяся о собственном чаде, старается максимально оградить его от «жестоких и глупых игр», которые непременно портят зрение, осанку и ничему хорошему не учат. Но сегодня даже в детских садиках малыши хвастаются уже не столько новыми мячиками и машинками, сколько новыми компьютерными «игрушками», которые они освоили. Что уж говорить о более старших детках, для которых пройденный уровень какой-то сложной виртуальной игры – это уже необходимое условие для авторитета среди сверстников.

Советы психолога «как оттащить ребенка от компьютера»

Но что делать, если ребенка оттащить от компьютера просто нереально? Если он ест за ним, общается с друзьями только по скайпу, уроки тоже делает в электронном виде (рефераты, например), английский учит с помощью программы и даже ночью у него, пока он спит, тихо качается какая-то очередная игра? Запретить? Будет бунт. Забирать до вечера шнур от компьютера? Он найдет другой – проверено многими родителями. Уговаривать, убеждать, покупать билеты в кино – бесполезно. Но решать проблему все же нужно. А для этого важно определить степень зависимости чада от компьютера:

I степень. Ребенок охотно ходит в школу и общается со сверстниками, хоть и зачастую – по поводу компьютерных игр. Выглядит нормально, здоров, успеваемость не снижена. Однако за компьютером проводит не менее двух-трех часов в день. И запретить ему играть не получается – со всем соглашается, обещает бывать побольше на свежем воздухе и тут же идет продолжать игру.

II степень. Ребенок играет в день не менее 4-5 часов, выглядит бледным, плохо спит, стал хуже учиться. На разговоры вяло реагирует. Стал огрызаться, даже проявлять агрессию. Но поесть приходит на кухню, и какие-то уроки делает.

III степень. Учебу ребенок практически забросил, после школы садится, не раздеваясь, за компьютер, и пообедать хотя бы наспех соглашается только, если ему что-то принесут прямо в комнату. Друзей нет, зависимость налицо. Других интересов или хобби тоже нет. Не ухожен, не моется, спит одетым. Если вообще спит.

Итак, если у ребенка налицо крайняя степень зависимости – здесь уже нужно обращаться к специалисту. Хотя бы к хорошему психологу, который специализируется на компьютерной зависимости (такие есть). В других случаях не все потеряно, и «оттащить» чада от компьютера вполне реально. Для этого нужно предпринять такие шаги:

Шаг 1. Обозначение проблемы

Если ребенку хотя бы больше 7-8 лет, с ним уже можно говорить. И куда легче вести этот разговор с подростком. Очень важно только не бросаться с ходу на чадо с обвинениями типа «Ты целый день за компьютером, о чем ты думаешь?». А начинать этот нелегкий разговор нужно с «Я»-сообщений: «Знаешь, я переживаю за тебя. Если так много времени проводить с компьютером, можно растерять друзей и даже подорвать здоровье. Это – уже проблема. Что ты предложишь для ее решения? Мне интересно твое мнение». Обычно любой ребенок прекрасно понимает, что от него нужно. И сам способен предложить неплохие пути решения, вроде регламента времени, выбора игр и другого. И следовать своим же советам ему будет легче.

Шаг 2. Регламент

Итак, ребенок пошел на контакт и согласился на регламент времени, проведенного за компьютером. Это не может быть полчаса или час в день. Любая виртуальная игра требует куда больше времени, хотя бы на один раунд. Тем более, что за компьютером время летит быстро, и целых два часа могут пролететь как 15 минут. Одного часа явно недостаточно, и ребенок будет неутомимо добиваться «еще 5 минут», которые займут полдня.

Поэтому, самый оптимальный вариант – 3-4 часа в день, но обязательно с перерывами. К слову, есть специальная программа, которая может выключать компьютер каждые 50 минут на десятиминутный перерыв. И перед выключением компьютера она сигналит о том, что пора «сохраняться» в игре. А за время 10-минутного отдыха можно отправить чадо вынести мусор или сбегать за хлебом. Так сбережется зрение и осанка.

Шаг 3. Решение проблем в реальности

В благополучной семье ребенок просто не может стать зависимым от компьютера. Это происходит только тогда, когда в семье ему некомфортно, в школе его обижают, а друзей хороших нет. Вот тогда и уходит неуверенный в себе подросток в виртуальный мир, где он – герой, где он создает целые галактики, где его зовут не Лешик, а Его Величество Атигр…

Поговорите с ребенком – почему он так увлекается играми? Что ему не нравится в реальности? Стоит уделить ему внимание, понаблюдать. Чаще всего проблема в семейном микроклимате – поработайте над этим.

Шаг 4. Предоставьте «замену» компьютеру

Подумайте, о чем давно говорит ребенок? Возможно, он мечтает стать известным футболистом? Запишите его в Школу футбола! Ему нравится брейк-данс? Значит, пора увлечь его профессионально. У ребенка рука художника? Купите ему что-то вроде фотошопа и дайте попробовать себя в творчестве, пусть даже на компьютере.

Одним словом, нужно найти то ценное и важное для ребенка, что привлекает его в оффлайне, и делать ставку на него.

Шаг 5. Внимание и любовь

Ни один ребенок, даже угрюмый подросток, не согласится променять родительскую любовь и поддержку на компьютерные игры. Почаще общайтесь с ним, находите способы выразить свою любовь, поддерживайте свое чадо морально – и все получится.

И наконец , подумайте о том, что не только минусы есть в компьютерных играх. Это – прекрасный тренажер для стратегического мышления и памяти ребенка и метод избавления от психологических комплексов. Ведь в играх он – герой!

Если ребёнок часами просиживает за компьютером, это вовсе не значит, что он лентяй. Возможно, он просто не знает, как провести время другим способом или компенсирует с помощью игр потребность в признании или общении. Заряна и Нина Некрасовы в книге «Как оттащить ребёнка от компьютера» рассказывают о том, как сделать, чтобы увлечение ребёнка виртуальным миром не вредило его здоровью и учёбе. Мы собрали самые важные тезисы.

Почему ребёнок сидит за компьютером

Компьютер притягивает детей по многим причинам. Одна из них - это свобода, которую даёт виртуальный мир. Ребёнок находится в подчинённом положении по сравнению со взрослыми, у которых есть и власть, и свобода действий, и свобода выбора. Ребёнку всегда приходится смотреть на них снизу вверх. А тут свой мир, где он может всё решать сам. Видеоигры позволяют реализовать самые амбициозные желания - от возраста здесь ничего не зависит, и любой игрок может стать лидером, отправиться на поиски приключений, совершить подвиг. Отчасти поэтому они привлекают детей, которые испытывают потребность в признании и уважении. Самооценка ребёнка во многом зависит от отношения к нему близких людей. Если его не принимают всерьёз, не считаются с его мнением, ему будет приятнее проводить время в виртуальном мире, где он чувствует себя значимым.

Удивительно, но компьютер может помочь родителям понять своих детей. Посмотрите, какие игры они выбирают и какие роли примеряют в них.

В виртуальном мире дети делают то, чего они не могут сделать в реальной жизни

Если в играх много агрессии - возможно, таким образом ребёнок пытается освободиться от стресса. Детские проблемы кажутся пустяковыми только взрослым, а ребёнок может не знать, как с ними справиться.

Виртуальный мир привлекает детей, которые чувствуют потребность в общении, но не могут восполнить её в реальности. Ребёнок, у которого нет лучшего друга, компании ровесников, где он «свой», делает вид, что ему никто не нужен, но чувствует себя одиноким. Причины могут быть самыми разными - он может быть слишком застенчивым или, наоборот, слишком агрессивным, или во дворе просто нет ребят его возраста. В этом случае родители могут помочь - разобраться, какие черты характера мешают ребёнку найти друзей, и постараться вместе с этим справиться, а если проблема в маленьком круге общения - найти интересный кружок или секцию.

Наконец, ребёнку может быть просто интересно проводить время за компьютером, а всё остальное делать - скучно

Не все дети умеют сами придумывать себе интересные занятия, и в этом случае компьютер кажется простым решением. В то же время им трудно самим организовать свой досуг так, чтобы это занятие не шло в ущерб учёбе, здоровью и общению с друзьями в реальности. И взрослые иногда замечают за собой, что им трудно перестать листать ленту фейсбука и заняться делом, - представьте, как сложно это сделать детям. Поэтому взрослые должны им в этом помочь, причём «помочь» здесь - ключевое слово.

Как оттащить ребёнка от компьютера и не поссориться с ним

Общение родителей с ребёнком по поводу компьютера редко проходит в позитивном ключе. Если они не ругаются, то как минимум делают замечания, а ребёнок в ответ огрызается, - кому приятен этот вечный недовольный тон. Между тем для каждой фразы, которая выражает раздражение, можно найти спокойный и доброжелательный аналог. К примеру, вместо «Немедленно прекращай играть, тебе ещё уроки делать!» можно сказать «Выключи компьютер, ладно? Сначала уроки, а потом игра». Вместо «Не сиди крючком!» можно вежливо попросить сесть ровно.

В дошкольном возрасте дети скучают, когда остаются предоставлены сами себе. Они привыкают проводить время за телевизором, планшетом или компьютером, если родители часто бывают заняты, и гаджеты становятся устраивающей всех альтернативой семейному досугу. Чтобы этого не случилось, старайтесь находить способ уделить дошкольнику время. К примеру, если руки заняты глажкой или готовкой, всегда можно поиграть в словесные игры или просто поговорить - дети с радостью рассказывают обо всём на свете, если видят, что их внимательно слушают. Игры на компьютере могут быть одним из вариантов отдыха, но их нужно чередовать с другими интересными занятиями, чтобы ребёнок не привыкал проводить всё свободное время перед экраном.

Школьники больше всего хотят свободы. И им нужно эту свободу дать - при этом, как ни парадоксально, не забывая о контроле

Чтобы школьнику не пришлось самому испытывать границы дозволенного, лучше, если он будет знать их изначально. Пусть будет несколько чётких правил, которые должны действовать всегда и без исключения, во всём остальном предоставьте свободу выбора.

Это работает в том числе и для ограничения пользования компьютером. Как вариант - можно составить настоящий письменный договор. Его нужно обязательно обсуждать вместе с ребёнком: правила должны казаться ему справедливыми. Где-то можно уступить, но главное - прописать, сколько ребёнок может играть и в какие игры. Договоритесь, как он будет заботиться о своём здоровье: например, делать упражнения для глаз каждые 15 минут и разминку - каждые 30, или выходить на короткую прогулку после часа игры. Введите систему штрафов (пересидел за компьютером - не смотрю телевизор), но не забудьте о поощрениях за честное следование правилам (и это должны быть действительно стоящие вещи). Обязательства должны быть не только у ребёнка, но и у вас.

Этот способ позволит вам в игровой форме разрешить потенциально конфликтную ситуацию. Ребёнку будет приятно, что он «как взрослый» обсуждает и подписывает документ, в котором учитываются его интересы. После этого вам будет проще прийти к компромиссу без ссор - ведь «договор есть договор».

Как уменьшить вред от компьютера

Попробуйте отнестись к своему ребёнку-игроману с сочувствием, и пусть ваше желание всё контролировать обретёт форму заботы.

Если ребенок за компьютером забыл о еде - принесите ему за столик нарезанное яблоко. Если боитесь, что испортится зрение - помогите правильно организовать рабочее место, чтобы экран стоял на достаточном расстоянии и на нём не было бликов. Чтобы ребёнок не дышал пылью, поставьте на его столе упаковку специальных салфеток и покажите, сколько пыли собирается на экране за день - возможно, он станет чаще протирать его перед игрой.

О том, как правильно запрещать

У тех, кто много времени проводит сидя за компьютером, часто болят глаза, затекает шея, спина. Ребёнок будет до последнего это отрицать, чтобы ему не запретили играть, но от этого его тело не будет уставать меньше. Просто распечатайте и повесьте над его столом напоминалки. Пусть в следующий раз, когда он почувствует дискомфорт, он увидит спасительную бумажку с надписью «если устала шея» и коротким комплексом упражнений.

Наконец, помогите ему следить за временем. Вряд ли ему нравится вставать из-за компьютера поздно вечером и понимать, что день прошёл, а он так ничего и не успел. Предложите заводить будильник, ставить таймер или договоритесь, что будете предупреждать за десять минут до того, как пора прекращать. Если вас нет дома - звоните и напоминайте. Но всё-таки лучше исключить человеческий фактор - таймер нельзя попросить «поиграть ещё немножко». Помогите ребёнку спланировать время: составьте с ним вместе график игры и отдыха, выделив время и на уроки. Если регулировать время, проведённое за компьютером, будут не родительские окрики, а его рукой написанный график, ребёнок будет чувствовать себя не жертвой несправедливых упрёков, а самостоятельным и ответственным человеком.

Екатерина Морозова

Время на чтение: 9 минут

А А

Проблема компьютерной зависимости у наших детей сегодня бьет все рекорды. Что подростки, что малыши – дети мгновенно погружаются в виртуальную реальность, вытесняющую обычную жизнь. Учитывая вред, который наносит «виртуал» и здоровью, и, особенно, психике ребенка, время использования ПК должно строго ограничиваться родителями. Подлежит контролю и информация, которую получает ребенок с экрана монитора. Как бороться с такой зависимостью у детей?

Как отвлечь ребенка-дошкольника от компьютера – 5 родительских хитростей.

Для дошкольника время, допустимое для игры за компьютером, ограничено 15 минутами (без перерыва). «Время монитора» (как и ТВ) – только в строго дозированных «порциях». С заменой реального мира на виртуальный, происходит и замена ценностей: отмирает необходимость в живом общении, в получении удовольствия от жизни естественным путем. Теряется способность размышлять, портится здоровье, портится характер.
Что делать, и как отвлечь своего дошкольника от монитора?

  • Убрать компьютер и доставать только в строго определенное мамой время. Поставить ограничения на доступ к «взрослым» сайтам, а игры контролировать на предмет их пользы для ребенка.
  • Общайтесь с ребенком. Никакой компьютер не заменит общения с мамой и папой. Несмотря на работу, занятость, проблемы и недоваренный борщ – будьте рядом с ребенком. Конечно, это здорово, когда можно отдохнуть и заняться собой, вручив ребенку ноутбук – «на, только не мешай», но со временем у ребенка просто отпадет необходимость в родителях, потому что виртуальный мир затянет его всей своей глубиной и «яркостью» впечатлений.
  • Играйте вместе с ребенком. Конечно, в строго отведенное время, но вместе. Заранее подыщите игру, которая будет полезна для развития чада, и проведите время с пользой.
  • Спрячьте компьютер на пару дней и займите это время пикниками на природе с поисками заранее спрятанного «клада», интересными развлечениями в городе и домашними вечерами с «лего», просмотром добрых фильмов, созданием бумажных змеев и пр. Покажите ребенку, что мир без компьютера гораздо интереснее.
  • Отведите малыша в «кружок». Выбирайте такой кружок, в который малыш будет бежать каждый день, забыв не только о ПК, но и о вас. Ежедневное общение со сверстниками и преподавателем, новые знания и положительные эмоции постепенно вытеснят компьютер из жизни малыша.

Не говорите малышу – «эта игра – плохая, закрой ноутбук!». Говорите – «зайка, давай я тебе покажу более интересную игру». Или «малыш, а не слепить ли нам зайца к папиному приходу?».Будьте хитрее. Запрет всегда вызовет протест. Оттаскивать ребенка от компьютера за уши не нужно – просто замените компьютер собой.

Как оттащить ребенка младшего школьника от компьютера – проявляем чудеса изобретательности и инициативы

Для «лечения» зависимости младшего школьника советы останутся те же.Правда, учитывая более старший возраст , можно немного дополнить их несколькими рекомендациями:

  • Заведите несколько ежедневных традиций. Например, во время приема пищи – никаких ТВ и телефонов-компьютеров за столом.Семейный ужин обязательно готовьте вместе – с сервировкой, интересными блюдами и созданием приятной атмосферы. Пусть ребенок принимает в этом участие. Достаточно его увлечь, а там – считайте, что на 2-3 вечерних часа ребенок вами у интернета отвоеван. После ужина – прогулка. Можно собирать листья на гербарий, лепить снеговиков, играть в футбол, кататься на роликах, ездить на велосипедах или рисовать пейзажи с натуры. Главное, вызвать положительные эмоции у ребенка. Положительный «адреналин» — сродни наркотику.
  • Покажите ребенку «на пальцах», сколько времени он теряет зря. Распишите на бумаге, нарисуйте схему – «вот сколько ты просидел за ноутбуком за этот год, а мог бы уже научиться играть на гитаре (стать чемпионом в каком-нибудь виде спорта, вырастить сад и пр.). подтвердите свою готовность помочь в этом ребенку своими действиями – запишите его в спортивную секцию, купите гитару, подарите фотоаппарат и учитесь вместе искусству фотографии, откопайте на антресолях выжигатель по дереву и пр.
  • Как можно чаще увозите ребенка из города. Поищите интересные и безопасные способы отдыха – катамараны, горные тропинки, прогулки на лошадях, путешествия, велосипедные прогулки из города в город с ночевками в палатках, и пр. Покажите чаду реальность «оффлайн» — захватывающую, интересную, с массой впечатлений и воспоминаний.
  • У каждого ребенка есть мечта. «Мам, я хочу быть художником!». «Валяй», отвечай мама и покупает сыну фломастеры. А ведь можно дать ребенку реальный шанс – попробовать свои силы в этом деле. Устроить чадо в художественную школу или нанять преподавателя, вложиться в краски, кисти и мольберты, добиться регулярности занятий. Да, вы потратите немало времени, но ребенок будет сидеть над холстом вместе компьютера, а уж о пользе сего мероприятия и говорить не приходится. Если через год ребенок устанет от этих художеств – ищите новую мечту, и снова в бой!
  • Радикальный метод: отключите в доме интернет. Оставьте себе модем, но включайте его только в моменты, когда ребенок занят своими делами. А интернет – под запрет. Вместо него – все, перечисленное выше.

И помните, что личный пример всегда и во всем эффективнее воспитательной беседы , крика и радикальных методов. Как бы вам не хотелось «посидеть в вк», «лайкнуть» новые фото подружки или скачать новенькую мелодраму, оставьте для себя компьютерные «сеансы» на поздний вечер, когда ребенок уже спит. Своим примером доказывайте , что жизнь прекрасна и без онлайна.

Как отучить подростка от компьютера – важные советы родителям для профилактики компьютерной зависимости у детей

Бороться с компьютерной зависимостью у чада-подростка сложнее всего:

  • Во-первых, интернет уже не отключишь и ноутбук не спрячешь.
  • Во-вторых, учеба сегодня предполагает и задания на ПК.
  • В-третьих, отвлечь ребенка в подростковом возрасте конструктором и игрой в снежки невозможно. Как быть?

  • Интернет не запрещайте, компьютер на шкаф не прячьте – позвольте ребенку быть взрослым. Но контролируйте процесс. Блокируйте все неблагонадежные сайты, установите фильтры для вирусов и для доступа на те ресурсы, где подростку делать нечего в силу еще пока неустойчивой психики и подверженности влиянию извне. Проследите, чтобы время на ПК использовалось с пользой – изучение новых программ, освоение фотошопа, рисование, создание музыки и пр. Отдайте ребенка на курсы, чтобы дома ему хотелось практиковаться в навыках, а не просиживать часы в соцсетях.
  • Спорт, секции и пр. Удовольствие, которое ребенок получает от спорта, танцев и других подвижных занятий, не сравнится с радостью от очередного «лайка» или «партии» в стрелялки. Любит пострелять в интернете? Отведите его в соответствующую секцию – пусть стреляет в тире или на пейнтболе. Хочет в бокс? Отдайте его в бокс. Дочь мечтает о танцах? Купите ей костюм и отправьте туда, куда ей хочется. Ребенок стесняется общения в реальной жизни? В виртуале он – смелый супер-герой? Отведите его на тренинг, где помогут воспитать в себе уверенного сильного человека.
  • Станьте вашему ребенку другом. В этом возрасте приказной тон и ремень – не помощники. Сейчас ребенку нужен друг. Слушайте свое чадо и участвуйте в его жизни. Интересуйтесь его желаниями и проблемами – именно в них вы найдете все ответы на вопрос «как отвлечь…».
  • Дарите ребенку абонементы в спортзал или на фитнесс , билеты на концерт или путевки в молодежные лагеря отдыха. Постоянно ищите способы – занять подростка реальным интересным делом, которое будет и полезным, и эмоционально насыщенным. Исходите из того – чего не хватает вашему ребенку, от чего конкретно он бежит в интернет. Вполне возможно, что ему просто скучно. Это самый легкий вариант (найти альтернативу будет несложно). Гораздо сложнее, если уход от скуки в «виртуал» перерос в серьезную зависимость. Здесь придется немало потрудиться, потому что момент уже упущен.
  • Самореализация. Сейчас самое время – глубоко и полностью погрузиться в ту сферу интересов, которая уже наверняка засела в голове ребенка. До взрослой жизни – совсем чуть-чуть. Если ребенок уже нашел себя, но не имеет возможности развиваться в выбранном направлении – дайте ему эту возможность. Поддержите морально и материально.

А как Вы справляетесь с компьютерной зависимостью у ребенка? Поделитесь своим опытом с нами!