От чего зависит развитие психики ребенка. Психическом развитии ребенка. Свойства психологической деятельности

Психическое развитие новорожденного проверяют по состоянию анализаторных функций:

· зрительное сосредоточение в течение 5-7 с,

· прослеживание за медленно движущимися предметами,

· наличие реакции на яркий свет,

· звуковые,

· тактильные,

· вкусовые раздражители.

Новорожденный произносит гортанные звуки, проявляет удовольствие, радость и огорчение выражением глаз, гримасой, плачем.

После 3 месяцев оценку психического развития проводят на основании общения с ребенком. Ребенок улыбается при ласковом обращении к нему, гулит, берет игрушку руками и тянет ее в рот.

К 5-6 мес ребенок различает близких, с 7-8 мес начинает говорить отдельные слоги, а с 1 года выполняет отдельные инструкции.

Необходимо учитывать, что задержка моторного развития может привести к задержке психического развития, так как ограничивает возможность восприятия внешнего мира.

Проводим краткую схему нервно-психического развития ребенка на протяжении 1-го года жизни.

Первый месяц. Мышечный тонус несколько повышен. Преобладает флексорная гипертония мышц.

Ручки приведены к туловищу, пальцы сжаты в кулачок. Ноги согнуты в коленных и тазобедренных суставах и немного отведены. В положении на спине и на животе ребенок поворачивает голову в сторону, чаще к источнику света. В положении на животе приподнимает голову на 1-2 с, на раздражение реагирует общей двигательной активностью. Жмурится при ярком свете. Моргает при неожиданно громком шуме, а также при прикосновении к краям век. Предпочитает сладкую воду. В положении на спине наблюдается зрительное сосредоточение в течение 5-7 с ребенком за медленно движущимся предметом, находящимся на расстоянии 0,1-1 м, в пределах 60*. Глаза следуют за предметом с опозданием. Отсутствуют содружественное движение головы и бинокулярное зрение. Ребенок произносит гортанные звуки, иногда сочетающиеся с плачем или кашлем.



Два месяца . Нарастает объем активных движений. Ребенок периодически разжимает кулачки и отводит в сторону, поднимает их вверх выше плеча. В положении на животе удерживает голову более продолжительное время.

Начинает удерживать голову в вертикальном положении, но она еще "болтается". На раздражение отвечает слабой общей двигательной реакцией.

При купании производит плавательные движения. При неожиданно громком звуке вздрагивает, следит взглядом за движущимися предметами. Хорошо фиксирует взгляд и прослеживает движущийся предмет в пределах 90*. Движения глазных яблок координированы, появляется содружественное движение головы и конвергенции. Фиксация взора наблюдается не только в положении на спине, но и на животе и в вертикальном положении. При ласковом обращении ребенок улыбается, гулит. Начинает воспроизводить отдельные гласные звуки.

Начинает угасать реакция опоры и автоматическая походка. Другие врожденные рефлексы выражены. Постепенно появляется физиологическая астазия - абазия. Начинают развиваться выпрямляющие рефлексы положения: а) шейный рефлекс на весу в положении на животе (ребенка держут на руках на животе). При этом он отклоняет голову назад и удерживает ее 5-10 с: б) шейный рефлекс на весу в косом положении (ребенка кладут на левый бок на правую руку врача, лицом к врачу). В этом положении ребенок сгибает голову и плечевой пояс и поднимает правую ногу.

Три месяца . Увеличивается объем движений в конечностях, особенно в плечевых суставах. Ребенок поднимает руки вверх, удерживает вложенную в руку игрушку и тянет ее в рот. Двигательная реакция на раздражение более дифференцирована. Ребенок хорошо держит голову в вертикальном положении. В положении на животе приподнимает туловище, опираясь на предплечья. Поворачивается со спины на бок. При попытке поднять его за руки из положения на спине он сгибает голову. Отдергивает конечности при уколе их. Хорошо различает сладкое, нейтральное и горькое. Лицо оживляется на звуки голоса. Улавливает неподвижные предметы, пристально смотрит на лица, поворачивает голову на голос матери, пытается рассмотреть игрушку в руке. Поворачивает голову и следит за объектом под углом 180*. Улыбается, иногда смеется. Улыбка сопровождается длительной активностью, общей оживленностью. Ребенок гулит, дольше тянет гласные звуки. В 3 месяца возрастает влияние коры и начинают исчезать безусловные рефлексы. Ослабевают рефлексы Моро, шейные тонические и хватательный. Выявляется рефлекс положения на спине (при поддерживании ребенка под спинку он сгибает голову и поднимает ноги, что сопровождается хорошим сокращением мышц живота). При виде груди или бутылки с молоком ребенок оживляется и готовится к кормлению. В начале 4 месяца тянется к игрушке и схватывает ее.

Четыре месяца . Исчезает физиологическая флексорная гипертония. Движения конечностями более дифференцированы. Ребенок активно и часто поворачивается со спины на бок. При потягивании за руки садится и сидит с поддержкой.

В положении на животе опирается на предплечье под прямым углом и приподнимает верхнюю часть туловища. Рефлексы Моро, шейные тонические выражены в рудиментарной форме. Исчезают хватательный рефлекс и рефлекс ползанья. При вертикальном подвешивании на руках головой ребенок начинает расправлять ноги. Двигает пальцами рук, тянется к игрушке, хватает ее, ощупывает и тянет в рот. Поворачивает голову по направлению звука. Следит внимательно за движущимся объектом. Оживляется в предчувствии еды. Улыбается смеется, издает громкие звуки, более четко произносит гласные.

Пять-шесть месяцев.

Ребенок сидит при поддержке за одну руку, а иногда самостоятельно, но во время сидения еще отмечается кифоз позвоночника. Поворачивается со спины на живот. На животе опирается на разогнутые руки, поднимает голову и грудную клетку. Берет игрушки в руки, играет с ними. В положении на животе может опираться на одну руку и перемещать все тело с одной руки на другую. Поворачивает голову и глаза по направлению звука. Отличает знакомые голоса от незнакомых. Манипулирует игрушкой, перекладывает ее из руки в руку, следит за упавшей игрушкой, поднимает ее. Различает знакомые лица. Произносит согласные звуки, а иногда слоги "ба", "па", "ма", "дя". Рефлекс Моро исчезает. При вертикальном подвешивании головой вверх ноги разогнуты, за головой вниз - руки вытянуты к полу, появляется защитная экстензия конечностей.

Семь-восемь месяцев . Ребенок самостоятельно хорошо сидит, самостоятельно садится из положения на спине.

С помощью рук садится из положения на спине и на животе. При поддержке встает на ноги, с опорой некоторое время может стоять. Встает на четвереньки, делает попытки ползать. Выражена защитная экстензия рук вперед и в стороны, что позволяет сохранять равновесие при сидении. Преобладает бинокулярное зрение. Ребенок протягивает руки к родителям и знакомым. Хлопает в ладоши. Различает знакомые голоса, слушает тиканье часов около уха. Проявляет неприязнь или радость к различным видам пищи. Боится незнакомых. С удовольствием общается с людьми, требует к себе внимания. Хорошо знает родителей. При появлении новых предметов выражает интерес. Начинает складывать слоги. Исчезает рефлекс опоры.

Девять-десять месяцев . В этом возрасте ребенок ползает, поднимается и становится на ноги, держась за барьер. Стоит при поддержке за одну руку. Садится из лежачего положения с помощью одной руки. Подражает движениям взрослых. Берет игрушки двумя пальцами, собирает игрушки в одно место. Прощаясь с взрослыми, машет им рукой и говорит "бай-бай". Различает любимые игрушки. Выборочно относится к незнакомым людям. Выполняет простые задания, понимает запрет. Говорит "мама", "папа", "дядя". Выражен рефлекс Ландау.

Одиннадцать-двенадцать месяцев . Ребенок стоит самостоятельно, ходит при поддержке на одну руку. Может сделать самостоятельно несколько шагов, но ходит неустойчиво, часто падает. Приседает, чтобы поднять игрушку. Обследует незнакомые предметы руками и глазами. Влезает и слезает по ступенькам с помощью рук. Ходит за каталкой. Знает название многих предметов, локализует болевую точку. Слушает музыку, различает отдельные шумы, звуки, неприятные запахи. Хорошо знает близких, любит детей. Ест самостоятельно ложкой. Выполняет ряд инструкций. Говорит отдельные слова. Сосательный рефлекс ослабевает, рефлекс Ландау выражен.

– это совершенствование всех механизмов его жизнедеятельности: нервной системы, эмоциональной сферы, интеллекта, опорно-двигательной активности. От того, насколько слаженными будут эти процессы, зависит успешность обучения детей, их физиологические особенности.

Развитие психики ребенка идет скачкообразно: то бурно, то замедляется. Это связано с фазами взросления:

  • В течение первого года жизни развиваются движения
  • С года до трех двигательные функции усложняются, формируется чувственная сфера
  • От 3 до 12 лет совершенствуется эмоциональная сфера
  • После 12 лет развивается мыслительная деятельность ребенка

Естественно, деление на эти этапы весьма условно, так как психическому развитию ребенка могут способствовать или мешать различные факторы внешнего мира и свойственные ему особенности.

Особенности психического развития ребенка

Едва малыш научился распознавать голос мамы, у него появляются первые эмоциональные реакции. Вначале они выражаются только криком или плачем. Затем ребенок начинает улыбаться осмысленно при виде игрушек, ярких предметов, в ответ на ласковые слова, обращенные к нему.

К 10 месяцам он может уже проявлять ревность по отношению к взрослым, уделяющим ему «мало» внимания. В этот же период времени он способен выражать удивление при виде чего-то нового – это первые проявления познавательной активности.

Если в раннем младенчестве малыш практически не может концентрировать внимание, то в возрасте около года он проявляет интерес к игрушкам, начинает исследовать их. Здесь большую роль в развитии играет тактильная чувствительность, нужно давать ему предметы, разные на ощупь.

Как только дитя встает на ноги, его впечатления о мире наполняются новым содержанием. Обзор становится шире, объем получаемой извне информации больше. Ему хочется двигаться, появляется интерес к предметам, находящимся на расстоянии. Это опасное время: нужно убирать как можно дальше все опасные предметы, до которых ребенок может дотянуться.

Когда ребенку исполняется 3 года, родители понимают, что такое упрямство. Ребенок уже достаточно хорошо справляется с речью, проявляет свои желания, у него формируется воля. Именно поэтому здесь особенно важно сформировать у него правильное понимание «можно» и «нельзя», «хорошо» и «плохо». Свои слова подкрепляйте мимикой, эмоциональной реакцией.

В то же время надо поощрять любознательность детей, которая тоже появляется в этом возрасте и продолжает проявляться еще сильнее к 5-7 годам.

Нервно-психическое развитие ребенка и кризисы

Специалисты выделяют несколько критических периодов в детском психическом развитии:

  • 1 год: ребенок многое умеет делать сам (кушает, играет, ходит), но его речь еще неразвита, поэтому окружающие не всегда могут понять, чего он хочет. С этим непониманием часто связаны вспышки агрессии со стороны малыша. Следует понимать, что это не шалости и не капризы, а проявление беспомощности и запрос поддержки
  • 3 года: ребенок бунтует, потому что уже чувствует собственное «я», но контролировать эмоции пока не умеет. Спокойная позиция взрослого и четкое обозначение границ допустимого поведения помогут ребенку быстрее социализироваться
  • 7 лет: ребенок идет в школу и обретает новый авторитет в лице учителя. Здесь возможна смена поведения вплоть до неузнаваемости. Ваш спокойный и управляемый малыш становится маленьким деспотом или, напротив, стесняется, манерничает и т.д. Так происходит социализация: видя вокруг детей с разным типом поведения, ребенок «примеряет» их на себя. Взрослые должны приложить усилия к сохранению

Развитие психики ребенка - сложный процесс созревания и усложнения психич. функций и личности, происходящий под влиянием ряда факторов - наследственно-биологических и сециальных (воспитания, обучения, влияния окружающей среды). На всем протяжении жизни ребенка его психика находится в процессе непрерывного развития, крое протекает не всегда равномерно (скачкообразно): периоды относительно медленного, постепенного созревания сменяются периодами бурного развития. Каждый возрастной период характеризуется анатомо-физнологич. и психологич. особенностями ребенка, появлением новых социальных потребностей и определенным характером взаимоотношения его с окружающей средой.

В процессе развития ребенка постепенно усложняются и углубляются его знания, развиваются умственные способности, формируется отношение ребенка к окружающему, происходит становление личности человека. Созревание отдельных психич. функций происходит последовательно и поэтапно: первый этап - развитие основных двигательных функций - происходит от момента рождения до 1 года; второй - развитие более сложных двигательных функций и созревание чувственной сферы - от 1 года до 3 лет; третий -созревание эмоциональной сферы - от 3 до 12 лет; четвертый - созревание мыслительной деятельности - после 12 лет. Выделение этапов не означает, что формирование каждой психич. функции начинается и завершается в строго очерченные периоды времени. Формирование нового психич. качества, новой функции всегда начинается на предшествующих этапах развития, задолго до начала того этапа, на к-ром та или иная система или психич. функция созревает. В связи с этим выделение последовательных стадий психич. созревания всегда является в известной мере условным.

На первом этапе развития психики ребенка происходит преимущественное созревание и дифференциация его двигательных функций. Реакции ребенка в первые дни, недели его жизни - преимущественно двигательные (крик, двигательное беспокойство и т. п.). Они возникают в ответ на любые раздражители - холод, голод, резкое изменение положения тела. Начиная с 3-4-месячного возраста деятельность ребенка принимает преимущественно игровой характер, во время игры своими ручками, ножками у него появляются первые эмоции - удовлетворение от выполнения элементарных целенаправленных движений. В то же время эти игровые действия создают предпосылки для постепенного формирования у него представлений о своем теле. По мере совершенствования двигательных навыков создаются условия для усложнения игровой деятельности, малышу становится доступным обращение с различными предметами.

Параллельно с совершенствованием двигательных функций происходит развитие эмоциональной сферы ребенка. У него возникают элементарные чувства и эмоции буквально с первых дней жиг.ки. Раньше всего появляются отрицательные эмоции, возникающие в ответ на неблагоприятные воздействия (понижение температуры окружающей среды, переполнение кишечника или спазмы пустого желудка, строгий тон взрослых при обращении к нему и т. п.).

Если на самых ранних этапах жизни эмоции имеют безусловнорефлекторную природу (т. е. возникают как ответ на воздействие жизненно важных раздражителей), то уже начиная со 2-3-го мес. жизни нек-рые эмоциональные реакции приобретают условнорефлекторный характер (см. Рефлексы). Так, приближение матери, появление знакомой бутылки с молоком вызывают у ребенка положительную эмоциональную реакцию, первая улыбка как выражение положительного эмоционального состояния может наблюдаться уже на 2-м мес. его жизни. К 6-7-му мес. жизни малыш испытывает радостные эмоции при виде игрушек; в 9-10-месячном возрасте он способен проявлять эмоции, схожие с чувством ревности, при обращении взрослых к другому ребенку; у него появляется чувство удивления, к-рым он реагирует на новое, необычное явление, что свидетельствует о начале познавательного отношения ребенка к окружающему, о развитии памяти.

Необходимой предпосылкой становления познавательной деятельности является способность сосредоточивать внимание. К концу 1-го мес. жизни ребенок лишь в течение нескольких секунд может следить за ярким предметом, а уже через несколько месяцев он способен довольно долго задерживать свое внимание на том или ином предмете. Однако"способность сосредоточивать внимание еще крайне слабая, объем его узок, оно нестойкое.

На втором этапе развития психики двигательные реакции в процессе своего усложнения и дифференциации становятся основой для формирования у ребенка психомоторных актов, к-рые все больше принимают осознанный характер. В этом возрасте различные манипуляции с игрушками заключают в себе не только элементы целенаправленных движений, но и элемента сознания (т. е. отношения ребенка к окружающей его среде).

Начало второго этапа характеризуется переходом ребенка из горизонтального положения в вертикальное (ребенок начинает самостоятельно стоять, ходить), что создает предпосылки для резкого качественного сдвига в его развитии. Становление функции ходьбы, возможность самостоятельного передвижения резко увеличивают объем получаемых ребенком информации и впечатлений об окружающей его среде, расширяются возможности общения с людьми.

Важнейшую роль в развитии психики на этом этапе играет овладение речью. Появление речи существенно влияет на. формирование других психич. функций - познавательной деятельности, эмоциональной сферы и др. Так, для: развития и усложнения эмоциональной сферы весьма существенное значение имеет словесная оценка взрослыми своего отношения к ребенку и его действиям. Очень важно, чтобы словесная оценка «это хорошо, а это плохо» подкреплялась соответствующими жестами, мимикой, интонациями, т. к. в этом возрасте слово, лишенное эмоциональной окраски, не воздействует на ребенка. Наблюдается развитие воли - стремление получить желаемое, появляется настойчивость, в т. ч. в играх. Возраст 3 года иногда называют возрастом первого упрямства. Упрямство означает противопоставление своих желаний и отстаивание их. Все это стало возможным потому, что ребенок начал осознавать себя, свое Я - личность.

На 2-3-м году жизни развиваются уже элементарные эстетические чувства, а также познавательные эмоции; чувство удивления, характерное для годовалого ребенка, сменяется в этом возрасте любознательностью, что обусловливает появление столь характерного для этого этапа множества вопросов, задаваемых малышом.

На третьем этапе ранее развившиеся эмоции становятся более глубокими, устойчивыми; прежнее мало-дифференцированное радостное чувство от общения с окружающими постепенно перерастает в более сложное чувство симпатии, привязанности - формируется система эмоциональных; отношений. Появляются элементы познавательных эмоций. Формируются высшие нравственные эмоции - чуткость, забота, чувство дружбы и товарищества, долга и т. п.

Наряду с постепенным усложнением и созреванием эмоциональной сферы происходит дальнейшее развитие других психич. функций - восприятий и ощущений, памяти и внимания, двигательной сферы и волевых функции. Уже на втором и третьем этапах развития закладываются основы мыслительной деятельности ребенка; формируются простые, а затем более сложные понятия и суждения.

Четвертый этап развития психики характеризуется тем, что именно в этот период происходит основное, завершающее формирование мыслительной деятельности ребенка. На этом этапе ребенок уже может иметь самостоятельные суждения, строить в уме предварительный логический план своих действий и поступков, последовательно анализировать факты, делать умозаключения. Он свободно оперирует сложными абстрактными понятиями и категориями. На смену преимущественно чувственным формам познавательной деятельности постепенно приходит логическое мышление, прежде индивидуальное сознание все больше приобретает черты сознания коллективного, общественного. Именно в этом периоде происходит окончательное формирование высших человеческих эмоций - познавательных, эстетических, нравственных.

Развитие психики реоенка происходит неравномерно, иногда наблюдаются резкие сдвиги, внезапное появление качественно новых особенностей. Однако любые отклонения от нормы, как замедление созревания, так и ускоренное развитие, требуют консультации специалистов. В биологич. и психич. развитии ребенка выделяются три критических периода: 3-4 года, 7-8 лет и 12- 14 лет. Бурно протекающее физич. и психич. развитие в указанные критические периоды часто вызывает резкое напряжение в деятельности почти всех функциональных систем организма, что создает повышенную опасность заболевания, в т. ч. нервно-психич. болезнями (неврозами, психозами). Наиоолее настораживает в этом отношении третий - Так наз. пубертатный - критический период, к-рый характеризуется половым созреванием подростков и связанной с этим гормональной перестройкой, резкими вегетативно-сосудистыми сдвигами.

Представленные этапы развития психики ребенка являются во многом схематичными и условными. Индивидуальные особенности развития каждого ребенка могут вносить значительные изменения в представленную схему. С другой стороны, за последнее время существенные поправки в закономерности созревания (как физического, так и психического) вносит феномен так наз. акцелерации - ускорение роста и развития современных детей и подростков. Установлено, что за последние десятилетия существенно изменились основные показатели физич. развития детей- рост, вес, окружность грудной клетки и др. Так, за последние 30 лет средний вес новорожденных увеличился на 200- 400 г, а средний рост - на 1,5-2 см.

Современные дети школьного возраста на 10-15 см выше, чем их сверстники 30-40 лет назад. Наряду с этим за последние десятилетия отмечается более раннее наступление полового созревания подростков. Период полового созревания у девочек с 12-14 до 16-18, у мальчиков - с 13-15 до 18-20 лет. Акцелерация проявляется и в отношении сроков и темпа психич. созревания современных детей. Так, за последнее время у многих детей несколько раньше формируется речь (первые слова ребенок произносит уже в 10-11 мес); в более ранние сроки происходит формирование характера ребенка, раньше созревают способности детей к обобщению, абстрактному мышлению и т. д. Вместе с тем данные свидетельствуют о том, что физич. и психич. развитие не всегда происходит равномерно и гармонично. Нередко наблюдается известное несоответствие между ускоренным физическим (в т. ч. половым) развитием и темпом созревания личности ребенка и подростка. В результате подростки, зрелые в физич. и половом отношении, в течение нек-рого периода времени нередко обнаруживают черты психич. инфантильности, «детскости» (повышенную внушаемость, подчиняе-мость постороннему влиянию, стремление к немедленному удовлетворению желаний и т. п.). Это может способствовать развитию тех или иных нарушений поведения у подростков, а при отсутствии необходимых условий воспитания и обучения явиться предпосылкой неправильного формирования личности подростка.

Мозг в этом возрасте начинает замедлять свой рост. Если за первый год окружность черепа у ребенка увеличилась на 12 см, то в течение второго года она вырастает только на 2 см. В конце 1-го года мозг малыша составляет три пятых, а в конце второго года -четыре пятых объема мозга взрослого человека.

Подвижность. Еще в грудном возрасте проявлялась потребность в движении. Возрастает эта потребность на втором году жизни. Ребенок ползает, ходит «на четырех», «гуляет» по всей квартире с помощью ходунков. А если взрослые помогают малышу, после года он пытается шагать. Малыш передвигается очень осторожно, ему нравится стоять на ногах не опираясь, он может постоять какое-то время, стоит он шатаясь, потому что не может держать равновесия. Это именно тот момент, когда малыша нужно учить ходить.

Сначала ребенка нужно поддерживать под мышки или за плечи, затем — за руки, а впоследствии — за одну ручку. После нескольких недель «тренировок» малыш начинает ходить. Он часто падает; если во время этого процесса сильно ударится, то хождение на время прекращается. Ребенок пробует ходить в течение нескольких месяцев, широко расставляя ноги, иногда раскинув для равновесия руки. С полутора-двух лет малыш начинает понемногу бегать, двухлетний ребенок бегает уже хорошо.

Возможно в этот период малыш на время перестанет ходить, родители не должны пугаться, биться в панике или заставлять ребенка. Успех в достижении определенной степени развития маленького ребенка должно наступать само. Никакое созревания не происходит по велению волшебной палочки. Всякий раз, когда ребенок падает, ему надо помочь встать, успокоить, похвалить. Отношение родителей к тем или иным действиям имеет важное значение в формировании личности малыша. Если родители каждый раз упрекают ребенка, смеются над ним, когда он падает, малыш начинает бояться этих упреков, и ходить вообще отказывается, следовательно, развитие задерживается. В подавляющем большинстве 12-15-месячный ребенок ходит сам; в 18 месяцев он может даже немного бегать. В этом же возрасте малыш умеет ходить по лестнице вниз или вверх, если его поддерживают за руку или он имеет возможность держаться за поручни. Двухлетний ребенок хорошо бегает, но еще довольно часто падает.

Между 10 и 14 месяцами ребенок может (держась за кроватку или за руку взрослого) наклониться и поднять игрушку, без потери равновесия. А уже 15-месячный малыш может без всякой опоры поднять предмет, что его интересует. Между первым и вторым годом ребенок хватает обеими руками мяч и бросает его, может бить мяч ногой. Между вторым и третьим годами он ловит и бросает матери мяч, выполняет небольшие задания, умеет принести не разливая стакан воды.
Вместе с совершенствованием общей подвижности развиваются и совершенные движения. Ребенок становится все более умелым и собранным! Мы видели, что в конце первого года жизни как ему удавалось хватать мелкие предметы кончиками своих пальцев. Теперь малыш сам подходит к каждому предмету, что его интересует, принимает или рукой, или пальцами и часто несет в рот. Рот все еще остается органом познания!

Иногда, взяв предмет, ребенок ударяет его, роняет или бросает или кладет на другое место. Он начинает «копаться» в ящиках, шкафах, в корзине для бумаги, доставая оттуда все подряд. Возникает опасность несчастных случаев и отравлений! Ребенок находится в стадии исследования, постоянного движения, а взрослые воспринимают это как непослушания. Попытки родителей «прекратить это безобразие», заставить ребенка «вести себя как следует» оказывают на нее тормозной эффект и вызывают чисто негативную реакцию. В этом периоде, когда ребенок завоевывает окружающее пространство, лучше всего направлять ее «деятельность» на игры и интересные занятия. Малышу необходим этот исследовательский этап для формирования ловкости и здорового трудолюбия. А кроме того, ему нужно время, чтобы научиться понимать мир взрослых.

Речь . В развитии речи заметны большие достижения. От звуков, выкриков, отдельных слов ребенок переходит к образованию предложений, состоящих из двух-трех или нескольких слов. Так рождается присущий ребенку язык с неповторимыми смещениями гласных и согласных, с выдумками, которые дают маленькому человеку широкие возможности для самовыражения и формулирование своих запросов.

Этап исследование и постижения окружающего мира в значительной степени способствует развитию речи. Еще одним обязательным условием является нормальный слух. Когда в семье и во дворе постоянным средством связи служит речь, когда ребенок растет в атмосфере любви, покоя и понимания, то, что он слышит, помогает ему, стимулирует развитие речи. И наоборот. Ссоры, крик, «сцены» — то для ребенка что-то непостижимое, а услышанные слова сочетаются с негативными ощущениями, в таких условиях наблюдается торможение развития речи. Хочу заметить, что в этом возрасте ребенок своеобразно воспринимает («переживает») названия и имена.

Запоздалое развитие речи у детей . Считается нормой, когда ребенок в 12 месяцев произносит 3-5 двусложных слов («мама», «да-да», «би-би», «ди-ди»), в 18 месяцев запас слов малыша состоит из 18-20 единиц. Но не все дети начинают говорить слова в одном и том же возрасте. В медицинской практике очень часто бывает, что на этот период ребенок еще «не всегда умеет говорить». Родители обращаются к педиатру, логопеду, психологу с вопросом: ребенок немой или умственно отсталый? Хотим уточнить сразу: о немоте можно говорить, если ребенок не слышит на уши, имеет серьезные расстройства нервной системы, головного мозга или наследственные заболевания. Когда есть подозрение на глухоту, при клиниках уточняют диагноз.

На второй вопрос, не является ли запоздалое развитие речи у дете й признаком умственной отсталости, врач должен отвечать очень осторожно и только после подробного ознакомления с физическим развитием, психическим созреванием ребенка и профессиональным его осмотром. Есть так называемая пассивная речь (ребенок все понимает, но не говорит) и активная речь (выражает словами). Любой ребенок примерно годовалого возраста, умеет показать близкого человека приносит известный предмет по просьбе взрослого (выполняет задачи),такое развитие я считаю нормальным. Я видел детей, до двух-трех лет которые произносили очень мало слов или даже ни одного. Они слышали и понимали все, о чем говорилось вокруг, выполняли несложные задания, выражали свои желания или нежелания знаками, когда речь шла о них (следовательно, слышали).

У некоторых детей, «которые научились выражать свое мнение позже; общепринятых сроков, есть свой, достаточно богатый« словарь »(жаргон), очень часто это интонации и оттенки человеческой речи, но звуки не передают ничего такого, что могли бы понять окружающие. Я хочу напомнить, что некоторые известные лица лица в области мировой культуры и науки начали говорить очень поздно (Лучиан Блага, Томас Карлайл, Альберт Эйнштейн, Томас Эдисон и др..).

В нормальных детей, которые опаздывают с развитием речи на 18-24-м месяце наступает резкий скачок, они начинают произносить слова и выражать свои мысли не менее четко, чем дети, которые начали говорить вовремя.

Мы рекомендуем не прекословить не делать замечаний детям, если они произносят слово «по-своему»; вместе с тем взрослые не должны перенимать от малышей «их язык», а говорить правильно, спокойно и четко произнося слова.

Когда в семье говорят на двух языках. Почти все научные работы по этому вопросу которые я читал рекомендуют разговаривать с ребенком на одном языке, чтобы не тормозить его развития разговорной речи. И все же в последнее время утверждается мнение его разделяю и я, что с малышом можно разговаривать на двух языках, чтобы один человек всегда говорил одним и тем же языком: мать, например, родным языком (румынским или украинским), а отец — тем, который он хорошо знает. В таком случае ребенок привыкает обращаться и отвечать матери или отцу тем языком, которым привык общаться с данным лицом. Так ребенок с детства усваивает сразу два языка, что в современном мире имеет большое значение.

«Радость разрушения» . Несмотря на свою еще не очень уверенную походку, малыш перебрасывает или портит разные вещи, таскает книги из библиотечного шкафа, рвет газеты, пачкает стены и т.д..

По мнению взрослых — это разрушительные действия. Вот почему называют этот период разрушительным, или «возрастом разрушения». Но взрослым следует знать: у ребенка еще нет понимания того, что он портит или ломает, он радуется каждой своей «победе», каждому действию, без умолку испытывает что-то новое, исследует и постигает мир вещей и людей.

Психическое развитие . Еще в конце первого года у малыша возникало приятное чувство, когда ему уделяли внимание или когда ему удавалось добиться какого-то успеха в результате многочисленных попыток и неудач. Деятельность ребенка имеет определенную цель и происходит в определенных условиях, отсюда — организация поведения в зависимости от результатов.

Начиная с 15-го месяца ребенок постепенно усваивает понятия «нет». Он уже научился ходить, стал самостоятельным в своих действиях, иногда даже бесстрашным; начинаются упреки, а некоторые матери только и делают, что запрещают. «Нет, нет, нет», — повторяет мать, качая головой. Ребенок слушает ее, и этот жест отказа приобретает значение языкового смысла. Это первая абстрактная идея, кристаллизуется в мышлении ребенка. С этого момента ребенка можно воспитывать. Отказ или запрет матери, если им пользоваться разумно, не грубо и только со второй половины 2-го года жизни, благотворно и для ребенка. Формирование своего «я» подкрепляется лишением чего-то, отказом или запретом, и именно они играют фундаментальную роль в умственном и психическом развитии ребенка .

Когда можно говорить об умственной отсталости ребенка? Тогда, когда он не выполняет нескольких минимальных условий:

а) в двухлетнем возрасте не произносит 3-х слов и не умеет показать рукой на две близкие ему лица или на 3-4 предметы в комнате

б) не может самостоятельно садиться или вставать на ноги

в) контакт с окружающим миром так слаб, что ребенок не может отличить ласковое слово от категорического «нет»

г) не следит взглядом за расположенными сбоку от него игрушками и не пытается схватить, когда их «забирают»

д) не чувствует «ожидания» (игра в кукушки, в козу-рогатую т.п.);

е) во время кормления никак не общается с лицом которое кормит;

ж) принимает только жидкие блюда.

Современные представления о внутриутробном

(по материалам Николаевой)

Психическая жизнь ребенка начинается задолго до рождения . Она не похожа на то, что воспринимает или чувствует взрослый человек. Он живет не в беззвучном, темном пространстве, а воспринимает мир вокруг себя теми органами чувств, которые формируются у него очень рано. У ребенка постепенно формируются структуры мозга, которые в какой-то момент зрелости позволят ему проанализировать весь тот поток сигналов, который непрерывно воздействует на него.

Есть постоянные воздействия, которые составляют обязательное окружение каждого ребенка. Всем своим телом (а не ушами, как это делает взрослый), он ощущает уже на 3-4 месяце внутриутробного развития биение сердца матери, шум легких, которые вздымаются примерно 18 раз в минуту. Он чувствует равномерные покачивания при каждом шаге матери (потому-то дети так любят укачивания после рождения). Вся внутренняя жизнь организма матери составляет для него тот обязательный фон, который ляжет в основу тех отношений, которые он сформирует сначала с ней, а потом по образу и подобию этих первичных отношений будет строить со всем остальным миром.

Уже на восьмой неделе внутриутробной жизни у малыша возникает тактильная чувствительность. Ребенок начинает ощущать температуру и прикосновения. К 14-й неделе вся кожная поверхность малыша готова к восприятию информации.

Осязание развивается раньше других чувств и играет чрезвычайно важную роль в формировании мозга и гармонической деятельности нервной системы ребенка.
Вкус уже хорошо развит, плод даже демонстрирует предпочтение одного другому. Ежедневно он поглощает определенное количество амниотической жидкости. Добавление к ней сахара путем введения его раствора заставляет плод с жадностью «проглатывать» двойную порцию. При использовании же горького раствора количество потребляемой плодом жидкости крайне мало. Более того, удалось получить изображение плода с гримасой недовольства, являющейся следствием отрицательных вкусовых ощущений.
Внутреннее ухо формируется в 8 недель, далее развивается наружное ухо и вся система слуха формируется к 5 месяцам.

В 7 месяцев он уже слышит ушами . Однако звуки, которые их достигают, проходят через оболочки, в которые помещен ребенок, и амниотическую жидкость, поэтому голоса звучат немного иначе, чем после рождения. Тем не менее, уже в 7 месяцев ребенок станет полноценным участником всех коллизий, которые происходят в семье его родителей. Но хотя для него это будут необходимые условия жизни, которые в дальнейшем могут рассматриваться как эталонные.

Итак, сначала ребенок узнает мать «изнутри», реагируя вместе с ней на все приятные и неприятные моменты ее жизни, участвуя в ее тревогах и переживаниях. Это не значит, что он может понимать или сочувствовать этим состояниям: он лишь их участник, поскольку частота его сердцебиений и полноценность существования напрямую определяются составом крови матери, который меняется, когда ей спокойно, хорошо или плохо.

До сих пор нет данных о том, как реагирует ребенок, рожденный суррогатной матерью. Мы не знаем, что происходит при столкновении двух разных потоков информации: прежний, в котором запечатлен ее голос и то, что он слышит в настоящий момент. Факты успешного родительства говорят о достаточной пластичности ранних представлений ребенка о матери, но тем не мене достоверных данных о том, как идет подстройка детских представлений к новым данным, отсутствует. В любом случае при суррогатном материнстве необходимо учитывать данные о том, что психическая жизнь ребенка формируется до рождения, а потому та мать, которая будет воспитывать ребенка может разговаривать и с ним, и с суррогатной матерью.

Известны данные, когда на двух последних месяцах беременности отцы участвовали в следующем эксперименте. Они каждый день в течение последних двух месяцев беременности наклонялись к животу матери и говорили внутрь: «Я твой папа, а дальше каждый папа добавлял что-то от себя. Исследователи утверждали, что после рождения ребенка в тех случаях, когда он начинал капризничать, такому папе стоило только сказать ту фразу, которую ребенок слышал до рождения, как он быстро успокаивался.

Это происходило вовсе не потому, что ребенок понимал содержание сказанного отцом. Просто определенная последовательность звуков, составляющих фразу, связалась у него условным рефлексом со спокойным состоянием, которое было у него в период пребывания в утробе матери. И сейчас, когда звучала эта фраза, она вызывала спокойное состояние. Возможно, нечто подобное стоит пробовать и мамам, чьих детей вынашивает суррогатная мать.

Постоянное слушание музыки может стать подлинным процессом обучения. В своем интервью телевидению американский дирижер Борис Брот ответил на вопрос о том, где он научился любить музыку, следующим образом: «Эта любовь жила во мне еще до рождения».

Знакомясь с определенными произведениями впервые, он уже знал партию скрипки еще до того, как переворачивал страницу партитуры. Брот не мог объяснить причину этого явления. Как-то раз он упомянул об этом при матери, которая в прошлом
была виолончелисткой. Она посмотрела свои старые программы и обнаружила,
что сын знал наизусть именно те произведения, которые она разучивала, будучи беременной.

Это доказывает существование процессов непрерывной регистрации и
запоминания. О подобном феномене рассказывали Рубинштейн и Менухин.
К 5 неделям орган, похожий на маленького червячка, уже начинает самый важный этап в человеческом развитии: формирование складок и извилин коркового слоя, участка мозга, который впоследствии позволит растущей личности двигаться, думать, говорить, планировать и творить.

К 9 неделям развивающийся мозг эмбриона позволит ему шевелить телом, икать и реагировать на громкие звуки. К 10 неделям – шевелить руками, «дышать» околоплодной жидкостью, разжимать челюсть и вытягиваться. К концу первого триместра он зевает, сосет и глотает, а также чувствует запах и прикосновения. К концу второго триместра он может слышать, а концу беременности и видеть

На 5-м месяце беременности движения ребенка становятся ощутимыми для мамы, и малыш встречается с первыми прикосновениями родных рук. Ребенок толкается, и мама гладит живот. Поглаживание поверхности живота – это первые нежные игры с младенцем, который еще не родился. Ребенок получает важный опыт общения – ответную реакцию на свои проявления.

Перестукиваясь с мамой, малыш учится диалогу. Общаясь с малышом во время беременности, родители устанавливают с ним крепкую эмоциональную связь. Ребенку такое общение дает ощущение безопасности и комфорта, необходимые для его успешного развития.

Восприимчивость плода

Ученые, которые ежедневно наблюдают за развитием плода, считают, что большую часть времени плод спит, а не отрабатывает свои новые умения. На 32-й неделе сон занимает 90-95% времени в сутки. Часть этого времени плод спит глубоким сном, часть – быстрым сном, и еще часть он находится в промежуточном состоянии, которое является результатом деятельности развивающегося мозга, и которое отличается от сна новорожденного, ребенка и взрослого. В стадии быстрого сна плод двигает глазами подобно тому, как это делают взрослые, и многие ученые считают это сном.

Ближе к появлению на свет плод спит от 85% до 90% времени: как новорожденный. В промежутках между моментами короткого сна плод испытывает «что-то вроде периода бодрствования»

Движения плода

Независимо от того, спит или бодрствует человеческий эмбрион, он производит более 50 движений в час, изгибая и растягивая тело, двигая головой и мышцами лица, конечностями, исследуя свое теплое и влажное пространство на ощупь. Он прикасается рукой к лицу, одной рукой к другой руке, соединяет стопы, прикасается стопой к ноге, рукой к пуповине. Иногда он облизывает пуповину

После первой беременности матка становится больше, пуповина длиннее, что позволяет плоду свободно двигаться внутри. Второй и следующие дети могут иметь более развитую внутриутробную моторику и быть более активными после рождения

Вкусовые ощущения плода

К 13-15 неделям зачатки вкусовых рецепторов уже выглядят как у взрослых . В течение последнего триместра плод проглатывает до литра околоплодных вод в день. Следовательно уже в утробе матери мозг учится обрабатывать вкусовую информацию

Слуховые ощущения плода

Слуховой аппарат должен функционировать еще в утробе. Многие беременные отмечают внутри толчки и внезапные удары сразу после того, как захлопнулась дверь, или завелся двигатель автомобиля.

Материнская утроба не является тихим местом, даже если вышеописанные звуки не проникают вовнутрь. Ученые, поместившие гидрофон в матку беременной женщины, уловили с его помощью звуки, похожие на фоновый шум в квартире. Это звуки, издаваемые при движении крови по сосудам матери, урчание в ее животе и кишечнике, а также тембр ее голоса, «отфильтрованный» через ткани, кости и жидкости, голоса других людей, проходящие сквозь стенки матки. Сердечный ритм плода замедляется, когда мать говорит.

Зрение

Зрение развивается последним . Ребенок, рожденный значительно недоношенным, может видеть свет и формы.

Мозговые клетки шестимесячного плода, рожденного примерно на 14 недель раньше положенного срока, не готовы воспринимать сигналы от глаз, передавать их в отдел головного мозга, отвечающий за зрение, и оттуда в лобные доли, где интегрируется зрительная информация. Когда плод вынужден видеть слишком много и слишком рано, форсированные зрительные ощущения могут привести к аберрациям (отклонениям) в развитии головного мозга.

©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27