Проблемы здоровьесбережение детей в современном обществе. Образовательный портал. Релаксация лицевых мышц

Охрана здоровья подрастающего поколения.
Проблема охраны здоровья подрастающего поколения, создания адекватных
педагогических условий для развития детей становится все более актуальной
в связи с наблюдаемым ростом нервно­психических заболеваний и
функциональных расстройств.
Я считаю, что проблема охраны здоровья детей, имеющих отклонения в
развитии, актуальна и значима.
Исходя из этого, я разработала систему здоровьесберегающих технологий,
которая позволяет организовать плавное «погружение» учащихся в учебную
деятельность, стимулирует их познавательную активность, имеет
здоровьесохраняющий компонент. Предлагаемая и опробованная система
применения здоровьесберегающих технологий направлена на решение
проблемы успешного обучения и воспитания детей с нарушениями в развитии,
на снятие усталости и повышение работоспособности.
Забота о сохранении здоровья учащихся – важнейшая обязанность школы,
отдельного учителя, всего педагогического коллектива и самого ребёнка.
Ребёнок должен осознавать, что быть здоровым – его обязанность перед
самим собой, близкими, обществом.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ:
 раскрыть сущность и выявить особенности здоровьесберегающих
технологий;
 адаптировать собранный материал в соответствии с возрастными
особенностями;
 разработать методические рекомендации, проверить их эффективность.
 сформировать активную жизненную позицию учащихся;
 учить укреплять и сохранять своё здоровье;
 формировать представления о необходимости двигательной активности,
о том, что полезно и что вредно для организма.
 Проанализировать психофизические особенности умственно ­отсталых
детей младшего школьного возраста.

 Определить сущность здоровьесберегающих технологий в учебно­
воспитательном процессе н6а первой ступени обучения с детьми.
Имеющими отклонения в развитии.
 Разработать систему здоровьесберегающих технологий, позволяющих
организовать плавное «погружение» учащихся с нарушениями
интеллекта в учебную деятельность, стимулирующих их познавательную
активность.
Здоровьесбережение – это система работы образовательного пространства по
сохранению и развитию здоровья всех его участников – взрослых и детей. Это
касается уроков, воспитательной работы, психологической и медицинской
службы. Здоровьесбережение – это шанс взрослых решить проблему
сохранения здоровья учащихся не формально, а осознанно, с учётом
особенностей контингента учащихся, направленности и специфики учебного
заведения, региональных особенностей. Проблему сохранения здоровья нужно
решать в комплексе, а не эпизодически, поэтому мною были выделены три
направления работы по здоровьесбережению.
Разработанная мною система применения здоровьесберегающих технологий
обладает следующими особенностями:
 активизирует психические процессы деятельности ребенка (ощущения,
восприятие, мышление, воображение, память, внимание, речь, моторику,
волю);
 строится на интересе, дети получают удовлетворение и радость;
 создает наиболее благоприятные условия для оздоровительной и
коррекционно­воспитательной работы с детьми, имеющими отклонения
в развитии;
Данная система коррекционно­оздоровительной работы выполняет следующие
функции:
 оздоровительная (имеет здоровьесохраняющий компонент);
 обучающая (помогает овладевать знаниями);
 коррекционно­диагностическая (выявляет отклонения и изменения в
развитии, помогает детям в самопознании);
 терапевтическая (помогает преодолеть трудности и вносит позитивные
изменения в личностные показатели);

 коммуникативная (помогает освоить диалектику общения);

занимательная (доставляет удовольствие, пробуждает интерес).
Средства работы по каждому направлению представлены в виде диаграмм:
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ.
В оздоровительных целях стараюсь создавать определенные условия для
удовлетворения естественной потребности умственно­отсталых школьников в
движении. Эта потребность может быть реализована посредством ежедневной
ГИМНАСТИКИ ДО ЗАНЯТИЙ, которая может проводиться на свежем
воздухе, под музыку и помогает:
 ускорить вхождение организма в активную учебную работу;
 достичь оздоровительного и закаливающего эффекта;
 воспитать правильную осанку, координацию движений, чувство ритма,
способность эстетического восприятия движений.
Гимнастика включает в себя 6 – 8 упражнений выполняемых в следующей
последовательности:
 для осанки;
 мышц плечевого пояса и рук;
 мышц туловища;
 нижних конечностей;
 на внимание
Гимнастика до уроков не заменяет, а дополняет УТРЕННЮЮ
ГИГИЕНИЧЕСКУЮ ГИМНАСТИКУ
Урок – основная форма деятельности учащихся. Естественно, что и
психическое, и физическое состояние ребенка с нарушением интеллекта
напрямую зависит от того, насколько грамотно эти уроки структурированы.
В целях профилактики утомления, нарушения осанки и зрения рекомендуется
проведение физкультурных минуток во время уроков, как необходимый
кратковременный отдых, который снимает застойные явления, вызываемые
продолжительным сидением за партой. Перерыв к работе необходим для

органов зрения, слуха, мышц туловища (особенно спины) и мелких мышц
кистей. ФИЗКУЛЬТМИНУТКИ призваны решать следующие задачи:
 снять психическое напряжение у учащихся путём переключения на
другой вид деятельности;
 возбудить у детей интерес к занятиям физическими упражнениями;
 сформировать простейшие представления о влиянии физических
упражнений на самочувствие и первоначальные знания по
самостоятельному выполнению физических упражнений.
Выполнение упражнений должно быть эмоциональным, что может быть
достигнуто путём произнесения несложных стихотворных текстов в ритме
движений. Комплексы могут выполняться сидя или стоя, вслед за показом или
вместе с учителем. Выполняют упражнения на выпрямление ног и туловища,
разведение плеч, поднимание головы, расслабление кистей, дыхательные
упражнения, движения для профилактики нарушения осанки. Следует
обязательно выполнять специальные упражнения для глаз с целью
профилактики близорукости. Эти упражнения могут выполняться вместе с
общеразвивающими. В этом случае при выполнении общеразвивающих
упражнений, связанных с движением рук, рекомендуется одновременно
выполнять движения глазами, фиксируя взгляд на кисти.
Работа по РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК решает следующие
задачи:
 стимуляция развития речи у детей;
 подготовка руки к письму у младших школьников;
 тренировка внимания;
 координация движений;
 адаптация левшей в мире праворуких
Зрение имеет огромную роль в познавательной деятельности человека.
Нарушение зрения напрямую связано с успешностью в учебной деятельности.
Дети с нарушением зрения затрудняются в овладении пространственными
представлениями, с ошибками воспринимают предметы и их удалённость,
место их расположения и т.д.
ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ способствует:

 оздоровительному эффекту в процессе использования предлагаемых
упражнений;
 предупреждению зрительное утомление у школьника.
Комплекс упражнений гимнастики для глаз можно проводить под музыку. Он
включает в себя упражнения массажа, растираний, снятия зрительного
напряжения, упражнений на внимание
УПРАЖНЕНИЯ НА РЕЛАКСАЦИЮ (мышечное расслабление) необходимо
знать и применять на практике с целью уметь управлять процессами
возбуждения детей при эмоциональном напряжении, когда у ребёнка
возникает избыточное напряжении в отдельных группах мышц.
Самостоятельно дети не могут избавиться от этого напряжения, начинают
нервничать, что проводит к напряжению новых групп мышц. Для управления
этими процессами необходимо научить детей расслаблять мышцы. Детей
необходимо учить чувствовать напряжение мышц, снимать его, расслабляя
определённые группы мышц. Упражнения на мышечное расслабление
способствуют профилактике заболеваний органов кровообращения. Эти
упражнения облегчают дыхание, способствуют нормальной
жизнедеятельности органов пищеварения. Благодаря тормозному действию,
упражнения в расслаблении мышц эффективны при повышенном возбуждении
с целью профилактики неврозов и перевозбуждения нервной системы.
Общеизвестно, что правильная осанка имеет огромное значение в
жизнедеятельности человека, способствуя рациональному использованию
свойств опорно­двигательного аппарата и нормальному функционированию
жизнеобеспечивающих систем организма. В связи с этим формирование
правильной осанки относится к числу основных задач, особенно в начальные
периоды возрастного развития, когда наиболее интенсивно идёт становление
организма, в том числе формирование изгибов позвоночного столба и других
структурных основ осанки.
ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВИЛЬНОЙ ОСАНКИ – сложный и длительный
процесс. Упражнения для формирования правильной осанки учат детей с
нарушением интеллекта:

заботиться о правильном положении тела;
 координации движения;
 правильному сочетанию движения с дыханием.

Осанка – превратившаяся в стойкую привычку манера держать своё тело.
Правильная осанка придаёт человеку красивый внешний вид и создаёт лучшие
условия для развития и деятельности всего организма. Чтобы достичь
положительных результатов, необходимо заботиться о правильном положении
тела учащихся с детского возраста, сидя, стоя, при ходьбе.
Упражнения для ПРОФИЛАКТИКИ ПЛОСКОСТОПИЯ
улучшают кровообращение ног, стимулируют работу нервных
окончаний стоп
Для профилактики заболеваний верхних дыхательных путей, восстановления
и совершенствования навыков дыхания необходимо использовать упражнения
ДЫХАТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ. Особенно следует обратить внимание на
детей часто болеющих ОРВЗ. Их необходимо выделить в группу риска и
проводить с ними отдельно занятия по дыхательной гимнастике, по
произвольному управлению дыханием. Статические дыхательные упражнения
выполняются без движения конечностей и туловища, а динамические
сопровождаются движениями
ПРАВИЛА ДЫХАНИЯ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ УПРАЖНЕНИЙ
 подняли руки вверх и в стороны; отвели руки назад – вдох;
 свели руки перед грудью и опустили вниз – выдох;
 наклонили туловище вперёд, влево, вправо – делаем выдох;
 выпрямляем или прогибаем туловище назад – вдох;
 подняли ногу вперёд или в сторону, присели или согнули ногу к груди –
выдох.
Эффективность целостного учебно­воспитательного процесса во многом
зависит от того насколько активно организован отдых детей на переменах и
динамических паузах. Экспериментально доказано, например, что сокращение
длительности или ограничение подвижности школьников во время перемен
резко усугубляет их утомление. Наиболее благотворное влияние на
работоспособность и здоровье младших школьников оказывает проведение
ПОДВИЖНЫХ ИГР на переменах и динамических паузах.
Подвижные игры наряду с укреплением различных групп мышц, тренировкой
вестибулярного аппарата, профилактикой нарушений зрения и осанки

снимают утомление, вызванное интенсивными интеллектуальными
нагрузками, и создают состояние особого психологического комфорта.
Установлено положительное влияние подвижных игр не только на развитие
физических качеств детей, но и на формирование структурных единиц
психики: памяти – слуховой, моторно­слуховой, зрительной; воображения –
творческого, воссоздающего; восприятия – степени развития
наблюдательности; наглядно­образного и логического мышления –
способности к анализу, сравнению, обобщению; произвольного внимания.
Подвижные игры могут проводиться:
 на уроках
 на переменах
Двигательные дидактические игры, проводимые на уроках, стимулируют
работу мозга, обеспечивают ребёнку сохранение и увеличение запаса
жизненных сил.
Подвижные игры, проводимые на переменах наряду с укреплением
различных групп мышц, тренировкой вестибулярного аппарата,
профилактикой нарушений зрения и осанки снимают утомление, вызванное
интенсивными интеллектуальными нагрузками, создают состояние особого
психологического комфорта.
Таким образом, разумное использование резервов игровой двигательной
активности должно стать инструментом действенного снижения негативных
последствий учебной перегрузки, увеличения уровня ежедневной
двигательной активности умственно­отсталых детей, совершенствования их
физических возможностей, повышения психической и эмоциональной
устойчивости организма с тем, чтобы, в конечном счёте, способствовать
сохранению и укреплению здоровья.
. ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ, НАПРАВЛЕННОЙ НА
УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ, ИМЕЮЩИХ ОТКЛОНЕНИЯ В
РАЗВИТИИ.
Залогом успеха в охране здоровья детей с нарушением интеллекта является
четко спланированная внеклассная работа.
Средством формирования мотивационной сферы гигиенического поведения,
безопасной жизни, физического воспитания, обеспечения физического и

психического саморазвития служат УРОКИ ЗДОРОВЬЯ. Тематика уроков
здоровья может быть разнообразна и включать вопросы:


здоровья;
гигиены;
 питания;

закаливания;
 строения человека;
 вопросы, связанные с факторами, разрушающими здоровье (вредные
привычки)
Но уроки здоровья должны включают в себя вопросы не только физического
здоровья, но и вопросы духовного здоровья. Надо, чтобы уже с раннего
детства ребёнок учился любви к себе, к людям, к жизни. Только человек,
живущий в гармонии с собой и миром, будет действительно здоров, поэтому
важной составляющей сложного понятия «здоровье» является психическое
благополучие человека, особенно в детском возрасте.
Внеклассная работа с использованием здоровьезберегающих технологий
может включать следующие формы и методы коррекционно­оздоровительной
работы:
 арттерапия или психоэстетотерапия, основанная на целебном
воздействии произведений искусства;
 сказкотерапия;
 танцетерапия;
 музыкотерапия;
 изотерапия;
 организация тренинга с учащимися.
Раскроем подробнее каждый из методов работы, направленный на развитие
эмоциональной адекватности учащихся с нарушениями интеллекта.
АРТТЕРАПИЯ предлагает вести занятия смотрения («медленного чтения»)
картин. Технология работы на таких занятиях имеет чёткую структуру.

1 этап – подготовительный. Расширение личного опыта:
1. Экскурсии в природу.
2. Ведение альбома «Времена года».
3. Система практических упражнений.
2 этап – основной. Непосредственное общение с произведениями искусства:
1. Создание «ситуации уподобления».
2. Развитие эмоциональности восприятия.
3. Развитие художественного мышления.
4. Развитие логического мышления.
5. Подведение итогов восприятия картины (синтетическая деятельность,
многократное прочтение произведения, детское творчество).
Занятия СКАЗКОТЕРАПИЕЙ рассчитаны на 6 академических часов с
периодичностью 1­2 часа в неделю. Оптимальное число учащихся – 4­6
человек.
Структура каждого занятия включает:
1. Традиционное приветствие.
2. Выразительное чтение сказки учителем (психологом).
3. Использование мягких игрушек на занятии с целью проигрывания
отдельных сцен сказок.
4. Обсуждение содержания сказки по фиксированному набору вопросов.
5. Рисование. Отображение детьми своих эмоциональных состояний на
бумаге.
6. Анализ сказочных ситуаций с помощью рисунков детей.
7. Завершение занятия. Подведение итогов.
Цель ТАНЦЕТЕРАПИИ – самоформирование и самосовершенствование с
помощью заданных или произвольных танцевальных движений,

сопровождающихся музыкальным оформлением. Данную цель раскрывают и
конкретизируют следующие задачи:
 свободное самовыражение с помощью телесного языка;
 выплеск эмоций;
 выражение чувств;
 физические нагрузки;
 постижение искусства владения своим телом;
 физическое и психологическое раскрепощение;
 «снятие» комплексов;
 коррекция стрессов, невротических реакций;
 раскрытие творческих способностей
Цель МУЗЫКОТЕРАПИИ – гармонизация личности ребёнка, восстановление
и коррекция его психоэмоционального состояния и психофизиологических
процессов средствами музыкального искусства.
Задачи:
 регуляция (повышение или понижение) эмоционального тонуса ребёнка;
 снятие психоэмоционального возбуждения;
 формирование оптимистического мироощущения;
 развитие общения со сверстниками;
 развитие умения передавать своё настроение через музыку, движение;
 моделирование положительного состояния.
В ИЗОТЕРАПИИ находит отражение непосредственное восприятие ребёнком
той или иной ситуации, различные переживания, часто не осознаваемые.
Для правильной интерпретации рисунков детей необходимо учитывать
следующие условия:
 уровень развития изобразительной деятельности ребёнка;

 особенности самого процесса рисования
 динамику изменения рисунков на одну и ту же тему.
Изотерапия предполагает использование цветных мелков, карандашей,
фломастеров или красок
В тренинге участвуют дети, имеющие проблемы эмоционального характера,
дискомфорт, связанный с результатами учебной деятельности и с
собственным здоровьем.
Цель ТРЕНИНГА – создание эмоционального комфорта, доверительных
отношений, принятие правил и формирование навыков совместной
деятельности в группе
Более широкие возможности для формирования положительных эмоций,
осознания ребёнком себя, своих возможностей, закрепления навыков
совместной деятельности, развития двигательной активности и
самостоятельности дают следующие мероприятия:
 экскурсии;
 походы;
 дни здоровья;
 спортивные часы;
 спортивные мероприятия

НАПРАВЛЕНИЕ III. РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ.
Немаловажное место в рамках реализации здоровьесбрежения занимает
просвещение родителей умственно­отсталых учащихся по вопросам здоровья.
Несомненно, родители стараются прививать ребёнку элементарные навыки
гигиенической культуры, следят за сохранением их здоровья. Однако для
школьников, имеющих отклонения в развитии, по укреплению и сохранению
здоровья необходима совместная работа педагогов, родителей, психологов,
логопедов.

Для определения стартовой позиции в работе с родителями необходимо
провести АНКЕТИРОВАНИЕ (учащихся, родителей) и
МОНИТОРИНГ здоровья учащихся.
ПРОСВЕЩЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ по вопросам здоровья может иметь
следующие формы:
 родительские собрания совместно с медицинским работником;
 лектории;
 конференции;
 индивидуальная работа с родителями и др.
Родительские собрания являются наиболее распространенной формой работы
с родителями. Конференции уместно проводить как обмен опытом или
мнениями по данной проблеме. К конференции необходимо готовить
выставку литературы по обсуждаемой проблеме, изучить мнение взрослых и
детей. Тематика лекториев для родителей по проблеме здоровьесбережения
может быть разнообразной:
 Трудности адаптации первоклассников к школе.
 Режим дня школьника.
 Правила закаливания.
 Спорт и здоровье.
 Моё зрение. Приёмы точечного массажа.
 Телевизор в жизни семьи.
 Школьник и компьютер.
 Как следует питаться. Основы правильного питания.
 О пользе витаминов.
 Профилактика инфекционных заболеваний.
 Польза сна.
 Вредные привычки.

 Правила поведения на воде.
Выполнила: воспитатель О. Н. Колупаева

Проблему увидели все

Тема здоровья подрастающего поколения в последние годы обсуждается все активнее. Например, в феврале прошлого года состоялась коллегия Министерства образования и науки РФ, на которой была проанализирована деятельность образовательных учреждений по сохранению и укреплению здоровья школьников. А в октябре 2010 года прошел международный симпозиум, поставивший вопрос еще шире: что может и должно делать образование Европы для гармоничного развития молодого поколения.

На обоих мероприятиях была отмечена серьезность и острота проблемы. По данным, приведенным на коллегии, из 13,4 миллиона школьников более половины, 53 процента, имеют ослабленное здоровье; две трети детей в возрасте 14 лет - хронические заболевания и лишь 10 процентов выпускников общеобразовательных учреждений можно отнести к категории здоровых. Ухудшаются показатели физического развития детей. Около 10 процентов школьников имеют сниженные антропометрические характеристики. Около 7 процентов страдают ожирением, то есть неправильно питаются и ведут малоподвижный образ жизни. По поводу последней цифры стоит оговориться: в Европе аналогичный показатель выглядит гораздо хуже. Из 77 млн. детей, проживающих в странах ЕС, 14 млн. имеют избыточную массу. Однако все остальные данные по России не могут не вызывать тревогу. Особенно, если говорить о подростках.

Еще не достигнув четырнадцати лет, некоторые из них уже состоят на диспансерном учёте по поводу социально значимых заболеваний: сифилиса, нарко- и токсикомании. Зарегистрированы случаи ВИЧ-инфекции. Растут показатели подросткового алкоголизма.

Не радуют итогами и медицинские осмотры призывников. Молодые люди слабо подготовлены физически, многие имеют вредные привычки. А ведь им защищать Родину, работать на производстве, заботиться о все увеличивающемся старшем поколении. В связи с этим некоторые специалисты вспоминают о комплексе ГТО, разработанном в Советском Союзе, и предлагают разработать аналогичный, но с учетом современного состояния здоровья подростков и молодежи.

Приступили к решению

Попытка нормализовать ситуацию со здоровьем детей, подростков, молодежи предпринята на самом высоком уровне. В 2005 году Правительство РФ приняло Концепцию охраны детей в России до 2010 года, в которой проблема развития здорового молодого поколения выделена в качестве самостоятельного и приоритетного направления государственной политики. Но решение ее почему-то возложено только на медицину. Образование осталось в стороне, несмотря на то что до 70 процентов времени дети проводят в школе. Да и борется медицина, в основном, с последствиями, а не с причинами.

В 2010 году большую часть ежегодного Послания Федеральному Собранию РФ Президент Дмитрий Медведев посвятил молодому поколению. «Сегодня уже к первому классу школы сложности со здоровьем выявляются почти у трети детей, - отметил он. - Еще более удручающие показатели обычно диагностируют у подростков. Отклонения по здоровью имеют две трети из них». Глава государства поручил с 2011 года проводить углубленную диспансеризацию детей и подростков. Особое внимание, по его словам, нужно уделить вакцинопрофилактике, доступности для детей и подростков качественных лекарственных препаратов и ранней диагностике туберкулеза, онкологических и иных опасных заболеваний. Президент отметил, что на эти цели также нужно направлять необходимые средства. Кроме того, президент поставил задачу проведения технологической модернизации детских поликлиник и больниц, повышения квалификации их сотрудников. На развитие детской медицины должны пойти не менее 25 процента средств, совокупно выделяемых на модернизацию здравоохранения. Это большая сумма. Практически она может составить до 100 млрд. рублей за два года.

Сфера образования тоже должна внести свой вклад в борьбу с болезнями. На это было указано несколько раньше - при формулировании национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».

Ранняя диагностика способна предрешить течение болезни, а иногда и побороть ее в зачатке. Но, поскольку состояние здоровья школьников из года в год не улучшается, возникают вопросы: почему установленные заболевания не лечатся, а иногда и прогрессируют? как сохранить драгоценный дар природы?

Если исключить из поля зрения проблемы семьи, поиск ответа в первую очередь приводит в школу, ведь в средние и высшие учебные заведения молодые люди приходят с «букетом» заработанных за партой патологий. Прежде всего, это болезни органов пищеварения, позвоночника, дыхания, глазные. И все они уже получили стойкий эпитет «школьные», потому что в большинстве случаев приобретены в общеобразовательных учреждениях.

Силу негативных факторов недооценили

Общеизвестно, что на здоровье (физическое, психическое, нравственное и интеллектуальное) влияет весь комплекс социально-экономических, экологических и духовных факторов общества. Но у школьных болезней есть и свои причины. К ним относятся несообразная природе ребенка организация учебного процесса и внешкольных занятий, несоответствие методов обучения возрастным и функциональным особенностям детей, стрессовая тактика педагогических воздействий и высокая информационная загрузка учащихся, от которой отстает морально-нравственное воспитание.

С каждым годом детям дают все больше знаний. Чтобы усвоить и проанализировать огромное количество информации, ребенку приходится посещать дополнительные занятия и факультативы, готовиться к докладам, конференциям, делать исследования и тому подобную работу, а в итоге, все больше сидеть за столом, чаще всего оснащенным компьютером. В элитных учебных заведениях с углубленным изучением предметов (с учетом домашнего задания) ребята тратят на занятия до десяти часов в день. Непрерывное нарастание интенсивности учебной деятельности, сидячий образ жизни вызывают стрессы и неврозы. Исследователь А.А. Коробейников утверждает, что стрессам подвержены от 60 до 80 процентов школьников.

Некоторые ученые сомневаются и в необходимости раннего начала дошкольного систематического обучения. Детские садики не случайно изменили название. Это теперь дошкольные образовательные учреждения, и дети там учатся. Умственная нагрузка на малышей увеличивается. Хорошо ли это, еще вопрос. Недооценка значения двигательной активности приводит ко многим болезням.

«За последние десять лет общая заболеваемость невротическими расстройствами, связанными со стрессом и психопатическими расстройствами, среди детей пятнадцати-семнадцати лет увеличилась почти на 26 процентов, а первичная - почти на 50. Часто сама школьная среда вредит здоровью: школьная мебель, освещенность помещений не соответствуют детской физиологии, несоблюдение гигиенических режимов работы на компьютерах приводит к формированию нервно-психических нарушений и болезням глаз.

В XXI веке в ряде школ еще отсутствуют туалеты… В высшей степени недопустимо, чтобы дети обучались в крайне неблагоприятных санитарно-эпидемиологических условиях». (Данные на начало 2009 года.)

Валентина ПЕТРЕНКО, председатель Комитета СФ по социальной политике и здравоохранению.

Симпозиум поставил вопрос о гармоничном развитии личности, то есть о сбалансированном интеллектуальном, физическом, духовном и нравственном здоровье детей. Элементы гармонии в учебный процесс вносят уроки физкультуры. К сожалению, программы, по которым они проводятся, рассчитаны на среднего ученика. Осуществлять индивидуальный подход к каждому не удается, так как для этого, кроме желания, надо иметь и средства, и специалистов. Дети со слабыми физическими возможностями чаще всего сидят в классе. Они не любят уроки физкультуры и болезненно переживают коллективные соревнования, так как понимают, что подводят одноклассников.

Специалисты говорят, что нужно изменить общую направленность физического воспитания в начальной школе: сделать ее оздоровительной, а содержание физкультурного образования - ориентированным на формирование сознательного отношения к регулярным занятиям физическими упражнениями и выработку гигиенических навыков и основ здорового образа жизни. Очень хорошо, если дети будут плавать. Но в России имеют бассейны только два процента школ. Даже спортзалы есть не в каждой школе. Встает задача создать такие условия, чтобы у ребенка появилось стремление заниматься физической культурой, спортом, чтобы он понимал полезность движения для своего здоровья.

Прислушаться бы всем к Сократу

К сожалению, современные родители по разным причинам плохо разбираются в вопросах организации учебного процесса и здоровьесберегающей деятельности и, по большей части, не могут повлиять на их организацию. На упомянутом выше международном симпозиуме один из ученых с горечью заметил: «Когда мы спрашиваем у родителей, что для вас важнее - здоровье ребенка или успех, они выбирают второе». Мамы и папы учащихся выпускных классов (87 процентов) считают, что основная задача школы - дать хорошее образование. Мудрая мысль древнегреческого философа Сократа - здоровье еще не все, но все ничто без здоровья - пока еще недостаточно осознана в нашем обществе.

Про руководителей школ и учителей тоже нельзя сказать, что они имеют возможность и умеют строить учебный процесс и уроки так, чтобы расширялись поисково-двигательные и чувственно-эмоциональные возможности каждого ученика, и ребенок испытывал только положительные эмоции. В школе превалирует авторитарный стиль общения. И более того - детей могут унизить и оскорбить. Неуч, недотепа, корова - вот, пожалуй, самые безобидные определения, которыми учителя награждают своих питомцев. Не со зла, конечно. А.А. Коробейников утверждает, что по степени напряженности нагрузка на учителя больше, чем на менеджера и банкира, генерального директора и президента ассоциации. В результате, у многих педагогов наблюдается состояние хронической физической и эмоциональной усталости. Снижается энтузиазм в работе, обостряется чувствительность к критике, возникает напряжение в общении с коллегами и родителями. Достается и ученикам. Это синдром выгорания, стрессовая реакция. И она показывает, что взрослые тоже нуждаются в психологической поддержке. В нашей стране есть хорошие методики, опробованные в горячих точках, которые помогают избавляться от стресса. Но российские учителя ими пока не владеют. А в целом, вопрос о состоянии здоровья педагогов мало исследован, и потому не известно, от чего и как их лечить.

В западном обществе создана система неприятия всего того, что мы называем «нездоровым образом жизни». Курение, употребление алкоголя, ожирение да и просто несоответствующий внешний вид расцениваются там как пороки и вызывают отрицательную реакцию у работодателей. Не одобряется и пристрастие к пиву. Наше общественное мнение относится к педагогам, имеющим вредные привычки, за редкими исключениями равнодушно, хотя все знают, что поведение учителя - пример для ученика. Представим, что первоклассник, для которого учитель является олицетворением всего нового, доброго, интересного, увидел, что учительница курит… Никакие рассказы о пагубности вредных привычек и достоинствах здорового образа жизни потом не помогут. У педагога, как, впрочем, и у каждого человека, должно быть сформировано ответственное отношение к своему здоровью. А для этого нужно разрабатывать специализированные программы. Так, по крайней мере, считает заведующий кафедрой теории и практики управленческой деятельности в образовании Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования А.Б. Бакурадзе.

Еще ученые предлагают разработать учебно-трудовое законодательство, регламентирующее учебные нагрузки школьников и студентов.

От понимания к последовательной политике

Сегодня в российском обществе появляется понимание, что школьным болезням детей и подростков пора сказать «нет!». И сделать это необходимо на уровне государственной политики, сформулировав соответствующие статьи в законе, подкрепив определенными суммами в бюджете и определив, кто за что отвечает. Но практических шагов для этого предпринимается недостаточно. Иногда даже текущие дела тормозятся. Так, участники Первого форума директоров средних специальных учебных заведений, подведомственных Министерству образования и науки РФ, сказали, что легче в космос слетать, чем колледжу получить лицензию на работу медицинского пункта. При этом речь шла о чисто организационной, не зависящей от учебных заведений стороне дела.

В России есть школы и ссузы, которые работают по здоровьесберегающим технологиям и добиваются неплохих результатов как в духовно-нравственном, так и физическом развитии детей. Есть регионы, где правильно организовано питание школьников. Имеются города, руководителям которых не безразлично состояние спортивных сооружений и придомовых территорий и пропаганда физкультуры и спорта. Но пока их не так много.

Мы приглашаем наших читателей к обсуждению серьезнейших вопросов: как в современных условиях распространить и внедрить в практику опыт лучших, какими должны быть программы по физкультуре в школе, техникуме, колледже, вузе, как эффективно организовать здровьесберегающую деятельность, поддержать медицинских работников, какие пункты включить в связи со всем этим в новый закон об образовании - словом, всего, что касается работы учебных заведений по гармоническому развитию молодого поколения. Это очень важно, поскольку связано с завтрашним днем нашей страны и ее самой большой ценностью - детьми.

Здоровье – один из важнейших компонентов человеческого благополучия, счастья, одно из неотъемлемых прав человека, одно из условий успешного социального и экономического развития любой страны.

Влияние факторов, определющих уровень общественного здоровья, распределяется следующим образом:

  1. Наследственность – определяет здоровье на 20%
  2. Условия внешней среды (природные и социальные) – на 20%
  3. Деятельность системы здравоохранения – на 10%
  4. Образ жизни человека на 50%.

Из соотношения видно, что главным резервом здоровья человека является его образ жизни. Положительно влияя на него, мы можем существенно повысить потенциал здоровья. Особенно это будет касаться детей и подростков.

Значительная часть школьников большую часть времени проводит в образовательном учреждении и режим их жизни в значительной степени обусловлен школой, поэтому и значительное влияние на здоровье ребенка окажет школа.

Среди множества негативных факторов школьной среды, воздействующих на здоровье школьников, можно выделить следующие:

  1. Неспособность справиться с учебной нагрузкой
  2. Негативное отношение педагога
  3. Смена школьного коллектива
  4. Непринятие детским коллективом

Говоря о негативных факторах, влияющих на здоровье ребенка, не стоит ссылаться только на школу. Сильное влияние оказывает и окружающий его мир (друзья, семья, социальные сети, телевидение). Но, к сожалению, по статистике ВОЗ большую часть стрессовых расстройств ребенок получает в школе – это 45% расстройств, 25% - ссоры в семье, сложные взаимоотношения между родителями, смерть родных и близких, 15% - болезнь и смерть животных, 11% - болезнь, травмы, внешность, 4% - другие причины (общение со сверстниками, телевидение, СМИ и пр.).

Все стрессовые расстройства безусловно вызывают негативные последствия для здоровья и поведения ребенка. Такими последствиями могут быть: девиантное поведение, повышенная тревожность, агрессивность, неуверенность, страх, сложности в обучении.

В соответствии с этим перед любой школой стоит вопрос: решению каких проблем должна способствовать школа, чтобы не нарушить физическое и психологическое здоровье ребенка? Какие могут быть пути решения данной проблемы:

  1. Организация учебного процесса (расписание уроков, перемен, режимные моменты, организация внеурочной деятельности и др.).
  2. Методика преподавания учебных дисциплин, которая должна строиться на здоровьесберегающих технологиях (изучение методик и внедрение в практику преподавания здоровьесберегающих технологий)
  3. Психологический микроклимат. Создание в коллективе благоприятного психологического климата, а также формирование сознательного и грамотного отношения к своему здоровью у педагогов (здоровье ученика во многом зависит от здоровья учителя, от его психического состояния)
  4. Необходимость ведения просветительской работы с педагогами, учащимися и родителями, так как многие вопросы сохранения и улучшения здоровья учащихся школа и родители должны решать совместно.

Что же можно сказать о нашей школе? В ноябре 2015 года, т.е. в начале 2 четверти, среди обучающихся 10 классов нашей школы было проведено анкетирование. В анкету входили вопросы, касающиеся отношения детей к учебному процессу, одноклассникам, учителям. Например: нравится ли тебе твой класс? Устраивает ли тебя расписание уроков? Считаешь ли ты учебную нагрузку: чрезмерной, адекватной, недостаточной? Справляешься ли ты с объёмом домашних заданий? Пожелания учителям.

Были получены следующие результаты: классный коллектив в целом нравится 81% учащихся (весёлый, общительный ), не нравится – 6% (считают его не сплоченным, маленьким, но не дружным), безразлично к классному коллективу относятся 13% обучающихся. С хорошим и «рабочим» настроением идут в класс 4% обучающихся, 7% обучающихся с плохим («не высыпаюсь», «будут спрашивать дом.задание»), 89% человек дали ответ «когда как»

Расписание уроков устраивает 53% учащихся, остальные 47% недовольны, ссылаются на то, что поздно приходят домой, считают, что много ненужных предметов.

Учебную нагрузку считают чрезмерной 40% учащихся, адекватной – 60%, недостаточной – не посчитал никто.

Большинство отмечают трудности по математике, физике, экономике, истории, географии. Причинами называют такие как – не понимаю, не внимательно слушаю, не учу, не нравится.

Наиболее интересными предметами для большинства являются литература, физкультура, химия, обществознание, так как интересно, нравится читать, нравится учитель, предмет считают полезным.

Справляются с объёмом домашних заданий всегда и полностью 57% обучающихся, не справляется всегда – 13%, остальные 30% указали, что справляются не всегда и не в полном объёме из-за нехватки времени и сложности заданий.

Пожеланий учителям было написано мало, но в основном это была просьба задавать поменьше домашних заданий.

Учитель оказывает большое влияние на здоровье и психическое состояние учащихся. Какие же качества учителя, оказывают положительное влияния на учащихся? Это:

  • Способность учителя к сочувствию и к сопереживанию , которая способствует снижению стрессогенной атмосферы, нередко возникающий на уроке.
  • Способность к рефлексии , возможность посмотреть на себя и всю ситуацию со стороны
  • Умение владеть своими эмоциями , быстро и результативно приводить себя в необходимое психофизиологическое состояние

Также большое влияние окажет на учеников внешний вид учителя (прическа, одежда и пр).

По мнению обучающихся школ ряда регионов России, это такие качества учителя как: умение хорошо и понятно объяснять, спокойствие, доброта, справедливость, тактичность, понимание, неравнодушие.

Учитель и ребенок находятся в тесной эмоциональной связи, поэтому учитель должен приходить на работу счастливым!

Среди учителей нашей школы в текущем учебном году был проведен опрос по оценке степени хронического утомления педагогов. Целью данного исследования являлось: определение уровня общего самочувствия, степени физиологического дискомфорта, степени эмоционального дискомфорта, наличие сдвигов в мотивационной сфере, определение выраженности признаков хронического утомления .

В анкетировании приняли участие 42 педагога школы.

При подведении итогов анкетирования были получены следующие результаты:

Выраженность признаков хронического утомления. Отсутствие признаков – 50% педагогов, начальные признаки – 21%, выраженные признаки – 5%, сильная выраженность признаков – 14% и астенический синдром – 6%.

Общее самочувствие педагогов Хорошее 36%, среднее – 47%, ниже среднего – 3%, плохое – 4%.

Физиологический дискомфорт Отсутствие признаков – 59%, начальные признаки – 21%, выраженные признаки – 10%, сильно выраженные признаки – 10%

Эмоциональный дискомфорт Хорошее эмоциональное состояние – 50%, начальные признаки эмоционального дискомфорта – 27%, выраженный эмоциональный дискомфорт – 13%, сильный эмоциональный дискомфорт – 10%.

Делая вывод по полученным данным можно сказать, что проблемы сохранения здоровья учащихся и педагогов актуальны и для нашей школы. Поэтому следует обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Здоровье педагога является важным фактором укрепления здоровья ученика. Учитель обязан ответственно относится к своему здоровью, быть примером для ученика, вести здоровый образ жизни.

МБОУ «СОШ им.М.М.Рудченко с. Перелюб Перелюбского муниципального района Саратовской области»

Факторы, влияющие на здоровьесбережение педагогов и учащихся.

Выполнил: педагог – психолог Полещук Е.Н.

с.Перелюб

ПРОБЛЕМА ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ И ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Кветко И.Л., Чупракова И.В.

РФ, г.Котлас, МОУ «СОШ № 91»

чего не хочешь,

пить то, чего не любишь,

и делать то, чего не нравится.

М.Твен

Современное образование столкнулось со сложнейшей проблемой – не просто обучить подрастающее поколение, но и сохранить у него устойчивое здоровье. Результаты медицинских осмотров говорят о том, что 25-30% детей, пришедших в первый класс, имеют физические недостатки или хронические заболевания; только 8-10% выпускников школ можно считать здоровыми. Эти данные свидетельствуют о том, что здоровье детей катастрофически падает, задача каждой школы – сохранить и укрепить здоровье школьников, ведь успех в обучении связан не только с уровнем интеллектуальной возможности человека, но и с уровнем здоровья обучающегося.

Сохранение здоровья школьника начинается, прежде всего, с организации учебно-воспитательного процесса.

Образовательное учреждение, должно выступать инициатором и организатором целенаправленной и эффективной работы по сохранению и укреплению здоровья. Администрация и педагоги школ, медицинские работники, семья должны тесно сотрудничать для достижений наивысших результатов такой работы.

Понятие здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения включает в себя формы и методы нравственно-гигиенического воспитания, условия выполнения правил и требований психогигиены, организацию рационального питания и личной гигиены, активного двигательного режима и систематических занятий физической культурой, продуманную организацию досуга.

Последнее время компьютер стал неотъемлемой частью нашей жизни. Он открывает для нас огромные возможности, быстрый и доступный способ поиска информации, интересный досуг, возможность общаться с близкими и друзьями. Но, несмотря на положительные стороны информационных технологий, компьютер представляет собой огромную опасность. Ни для кого не секрет, что влияние компьютера на здоровье человека велико, особенно если не соблюдать санитарные правила при работе.

Чтобы компьютер не оказался врагом, а превратился в очень полезный инструмент, весьма облегчающий жизнь, нужно разумно подойти к вопросам организации рабочего места, правильного подбора рода занятий, распределения времени, использования несложных упражнений для снятия утомления и напряжения.

Основные вредные факторы при работе за компьютером:

Стеснённая поза,

Заболевания суставов кистей рук,

Затрудненное дыхание,

Развитие остеохондроза,

Наличие излучения от монитора,

Психическая нагрузка и стресс при потере информации,

Компьютерная зависимость.

Развитие ИКТ и внедрение ФГОСов предусматривает использование компьютера в учебном процессе.

Что должен сделать учитель для обеспечения в школе безопасного сотрудничества ребенка с компьютером?

1. Создать в кабинете соответствующие условия для работы :

Воздушно-тепловой режим (поддержка оптимальной температуры 19 – 21 0 С и относительной влажности 50 – 60%, регулярное проветривание кабинета),

Освещённость (можно комбинировать естественное и искусственное освещение),

Чистота кабинета (проводить ежедневную влажную уборку),

Эстетика кабинета (использовать спокойные светлые цвета для окраски мебели, стен, пола и потолка),

2. Систематически проводить гимнастику для глаз , упражнения для улучшения мозгового кровообращения, снятия утомления с плечевого пояса и рук, с туловища и ног, а также физкультминутки общего назначения.

3. Тщательно контролировать выполнение санитарно - гигиенических норм .

4. Создавать благоприятный эмоциональный климат (в одних случаях это доброе слово или народная мудрость, в других – юмор, но всегда нужно стараться понять ученика и помочь ему), у учащихся не должно быть стеснения или страха обратиться за разъяснением или помощью.

5. Чередовать различные виды работ , т.к. смена видов деятельности является крайне необходимым условием здоровьесбережения.

Учитывая эти факторы вредоносного влияния компьютера на организм человека, родители могут помочь организовать ребенку дома наиболее безопасную среду при взаимодействии с компьютером или это сделать могут сами дети (при достаточной самоорганизации).

Для снятия нагрузки на зрение:

Необходимо правильно организовать освещение компьютерного стола, солнечный свет не должен попадать на монитор, так как блики на экране способствуют утомлению глаз,

Следить за чистотой экрана и настройками монитора (яркость, контрастность),

Подобрать стол и стул, которые позволяют соблюдать оптимальное расстояние от экрана до глаз (50-70см),

Необходимо каждые 10-20 минут делать перерывы – давать отдохнуть глазам.

При длительном сидении с опущенными плечами может возникнуть стойкое изменение костно-мышечной системы. Чтобы избежать стесненной позы, необходимо ребенку:

В процессе работы на компьютере необходимо следить за соблюдением правильной осанки,

Работать за специальным компьютерным столом с выдвижной доской для клавиатуры, позволяющей ему менять позу,

Сидеть на специальном крутящемся стуле с регулируемой высотой (высота стула может быть изменена с учетом роста ребенка),

Регулярно прерывать «общение» с компьютером, вставать, подвигаться, делать мини-зарядку.

Последнее время компьютерные игры стали очень популярными среди молодежи. Занятия на компьютере требует большой сосредоточенности. Игры требуют огромного напряжения. Негативную картину дополняет появление психологической зависимости, которая выражается в следующих патологических симптомах: у ребенка развивается чувство мнимого превосходства над окружающими, теряется способность переключаться на другие развлечения, обнаруживается бедность эмоциональной сферы. Некоторые компьютерные игры провоцируют у юных пользователей агрессивное поведение, создают культ насилия и войны. В качестве негативных последствий выделяются также сужение круга интересов ребенка, уход от реальности к созданию собственного «виртуального» мира. В связи с этим, в повседневной жизни должно быть больше «живого» искреннего общения, нужно общаться, обращать внимание на то, чем он занимается и что его волнует.

Многие родители не всегда имеют возможность лично контролировать использование домашнего компьютера ребенком, можно установить программу для ограничения времени работы на компьютере детей и подростков, которая позволяет создавать расписание работы ребенка за компьютером и автоматически контролировать его соблюдение, запрещать запуск нежелательных игр и программ, блокировать доступ к нежелательным сайтам в Интернете.

Интерес детей к компьютеру огромен, и нужно направить его в полезное русло. Компьютер должен стать для ребёнка равноправным партнёром, способным очень тонко реагировать на все его действия и запросы. Он, с одной стороны, – терпеливый учитель и мудрый наставник, помощник в учёбе, а в дальнейшем и в работе, а с другой стороны – творец сказочных миров и отважных героев, друг, с которым нескучно. Соблюдение несложных правил работы на компьютере позволит сохранить здоровье и одновременно открыть ребёнку мир огромных возможностей.

Список литературы

1. Безруких М. М. Здоровьесберегающая школа. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2004

2. Волощук А.Н., Влияние компьютера на здоровье человека, 2004 электронный ресурс: http://referat.ru/referats/view/22617.

3. Гимнастика за компьютером

электронный ресурс: http://vi-ta.ru/forum/archive/index.php/t-2600.html

4. Здоровьесберегающие технологии

электронный ресурс: http://wmarina2007.narod.ru/zdorovesberezhenie

5. Компьютер – друг или враг? // Родительские собрания: 1-4 классы / Е.О. Яременко, Е.К. Лобачева. – 2-е изд., стереотип. – М.: Издательство «Экзамен», 2009. – С. 146-159

6. Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие технологии в работе учителя и школы / Н. К. Смирнов. – М.: АРКТИ. – 2003. – 272 с

7. Стяжкина В. А., Развитие здоровьесберегающей компетентности педагога

электронный ресурс: http://www.ipkpro.ruwww.ipkpro.ru/library/method/tradnov/

2012/2/Styazhkina%20V.A.doc

8. Чтобы компьютер был другом//Настольная книга классного руководителя: личностное развитие, учебная деятельность, духовное и физическое развитие школьника. 1-4 классы / Л.И. Саляхова. – 2-е изд., стереотип. – М.: Глобус, 2009. – 247-248

9. Щуркова, Н.Е. и др. Новые технологии воспитательного процесса/ Н.Е. Щуркова. – М., 1994.


Елена Брусова

Проблема сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста была всегда актуальной. История отечественного и зарубежного образования свидетельствует, что проблема здоровья подрастающего поколения возникла с момента появления человеческого общества и на последующих этапах его развития рассматривалась по-разному.

Понятие «здоровьесбережение » в педагогической науке стало использоваться с 90-х годов XX в. и оно отражало специфику отношений к сохранению здоровья детей через особенности организации учебно-воспитательного процесса.

Как система, здоровьесбережение состоит из взаимосвязанных компонентов : целей, содержания, методов, средств, организационных норм.

Здоровьесберегающий педагогический процесс ДОУ - процесс воспитания и обучения детей дошкольного возраста в режиме здоровьесбережения и здоровьеобогащения ; процесс, который направлен на обеспечение физического, психического и социального благополучия ребенка. В нашем ДОУ разработана «технология здоровьесбережения » , задачами которой являются : 1. Сохранение и укрепление здоровья детей на основе комплексного и системного использования доступных для детского сада средств физического воспитания, оптимизации двигательной деятельности на свежем воздухе. 2. Обеспечение активной позиции детей в процессе получения знаний о здоровом образе жизни . Здоровьесберегающая деятельность в нашем детском саду осуществляется в следующих формах : Медико-профилактическая и физкультурно-оздоровительная деятельности . Физкультурно-оздоровительная деятельность осуществляется инструктором по физической культуре на занятиях по физическому воспитанию, а также педагогами - в виде различных гимнастик, физкультминуток, динамических пауз. Образовательная деятельность предполагает проведение занятий и бесед с дошкольниками о необходимости соблюдения режима дня, о важности гигиенической и двигательной культуры, о здоровье и средствах его укрепления, о функционировании организма и правилах заботы о нем, дети приобретают навыки культуры и здорового образа жизни , знания правил безопасного поведения и разумных действий в непредвиденных ситуациях.

Таким образом : здоровьесберегающий процесс ДОУ это специально организованное, развивающееся во времени и в рамках определенное образовательной системы взаимодействие детей и педагогов, направленное на достижение целей здоровьесбережения и здоровьеобогащения в ходе образования , воспитания и обучения. Здоровьесберегающие технологии в ДО направлены на решение задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду : детей, педагогов и родителей.

Здоровьесбережению должно уделяться как можно больше внимания именно в дошкольном возрасте. В этот период у ребёнка закладываются основные навыки по формированию здоровья , для выработки правильных привычек - это самое благоприятное время, которые в сочетании с обучением дошкольников методам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам.

Формы организации здоровьесберегающей работы :

Физкультурное занятие - занятия проводятся в соответствии с программой, перед занятием необходимо хорошо проветрить помещение;

Подвижные и спортивные игры - подбираются в соответствии с возрастом ребёнка, местом и временем её проведения;

Самостоятельная деятельность детей;

Гимнастика бодрящая, закаливание - форма проведения различна : упражнения на кроватках, обширное умывание, ходьба по дорожкам «здоровья » ;

Гимнастика дыхательная - проводится в проветриваемом помещении, педагог даёт детям инструкции об обязательной гигиене полости носа;

Точечный самомассаж - проводится строго по специальной методике, показана детям с частыми простудными заболеваниями и для профилактики ОРЗ.