Скандальный «Неравный брак. Замужем за бедным: страшные истории про неравный брак

25 января 1533 английский король Генрих VIII тайно женился на своей возлюбленной Анне Болейн. Ради этого союза он не побоялся бросить вызов обществу и церкви. Развод с его первой супругой Екатериной Арагонской, а также конфликт с клирикалами в итоге привел к разрыву с папством: Генрих VIII был отлучен от церкви.

В российской истории сохранилось также немало историй, когда представители царского рода заключали по любви неравные браки, несмотря ни на что..

Петр I и Марта Крузе

Во время Великой Северной войны российские войска захватили в Ливонии шведскую крепость Мариенбург. В плен к русскому фельдмаршалу Шереметеву попала некая Марта Крузе, молодая жена шведского драгуна Иоганна Крузе.

Фельдмаршал сделал юную особу своей любовницей, а позже передал ее Александру Меншикову, ближайшему другу и сподвижнику Петра I.

В 1703 году произошло событие, изменившее жизнь служанки. Во время своего визита в Петербург Петр навестил своего товарища, в гостях у которого заприметил миловидную барышню. Веселая и обаятельная иностранка приглянулась царю, к тому же в тот момент он был опечален разрывом отношений со своей фавориткой Анной Монс. Марта, кочевавшая из одной постели военноначальника в другую, стала фавориткой царя. Уже через год она родила ему первенца.

Позже Марта Крузе приняла православие, сменила имя на Екатерину, стала второй женой Петра I, а после его смерти - императрицей Екатериной I.

Екатерина I. Портрет неизвестного художника. Фото: Public Domain

Елизавета Петровна и Алексей Разумовский

Судьба Алексея Разумовского похожа на сказочный сюжет. Сын простого днепровского казака смог стать графом, генерал-фельдмаршалом Русской императорской армии и, по некоторым данным, тайным мужем императрицы.

Алексей Разумовский считался одним из самых красивых мужчин при дворе. Фото: Commons.wikimedia.org

Счастливый случай в его жизни произошел в 1731 году. В село Чемер прибыл полковник Вишневский, который набирал певчих для Придворного хора. Голос молодого Разумовского, который пел на церковном клиросе, понравился ему, и он забрал его с собой в Петербург.

На молодого мужчину, обладавшего яркой внешностью, обратила внимание цесаревна Елизавета Петровна, младшая дочь Петра I и Екатерины I. После ее вступления на престол карьера Разумовского стремительно пошла в гору. Бывший певчий вскоре стал подполковником лейб-гвардии Конного полка.

По некоторым данным в подмосковном селе Перово в 1742 году состоялась тайное венчание императрицы и Алексея Григорьевича. Несмотря на то, что официально об этом союзе не сообщалось, Разумовский пользовался неограниченной властью при дворе. Его покои в дворцовых апартаментах были смежными с покоями Елизаветы Петровны. За столом он всегда сидел подле нее.

Существует несколько легенд о детях, которые родились от этого союза. К примеру, за дочь императрицы и графа в свое время выдавала себя известная авантюристка, вошедшая в российскую историю как княжна Тараканова. Стоит отметить, что ни одна из этих легенд не получила своего документального подтверждения.

Императрица Елизавета Петровна. Репродукция с портрета Жана Анри Беннера. Фото: Public Domain

Екатерина II и Григорий Потемкин

Отношения между Григорием Александровичем и императрицей, по воспоминаниям очевидцев, начались в 1774 году, когда Потемкину было 34 года. Императрица была старше него на 10 лет.

Несмотря на то, что список поклонников любвеобильной императрицы был немал, Григорию Потемкину удалось занять в нем особое место. Только его она называла своим «мужем», а себя его «женою», связанною с ним «святейшими узами». Даже после окончания их бурного романа Потемкин сумел сохранить за собой роль второго человека в государстве.

Историки сходятся во мнении, что Потемкин не просто довольствовался ролью фаворита во дворце. Сохранившиеся свидетельства очевидцев говорят о том, что осенью 1774 или же в начале января 1775 года произошло их тайное венчание. Совершил обряд, по некоторым данным, духовник императрицы Иван Панфилов.

Вскоре в доме Потемкина появилась девочка, которую назвали Елизаветой. В день, когда малышка появилась на свет, согласно официальной версии, у императрицы случилось расстройство желудка из-за немытых фруктов… Девочка, которую считали дочерью императрицы, получила фамилию Тёмкина. Фамилии таким детям давались путём отнимания первого слога у фамилии отца.

Портрет Елизаветы Григорьевны Темкиной в образе Дианы сегодня можно увидеть в Третьяковской галерее.

Григорий Потемкин не просто довольствовался ролью фаворита во дворце. Фото: Commons.wikimedia.org

Император Александр II и Екатерина Долгорукова

В 1859 году произошла первая встреча императора и дочери гвардейского капитана князя Михаила Долгорукова. В тот момент Александру II был 41 год, а девочке - 11 лет. Следующая их встреча произошла в Смольном, где он увидел уже похорошевшую 17-летнюю особу.

Несмотря на то, что на счету императора было много любовных побед, он не на шутку увлекся дочерью Долгорукова. Запретная связь императора и Екатерины длилась около 14 лет.

За годы тайных встреч у Екатерины родились от императора четверо детей. Старший сын Георгий появился на свет в 1872 году. В 1873 родилась дочь Ольга. Сын Борис, рожденный в 1876 году, умер в младенчестве. А в 1878 году появилась на свет младшая дочь Екатерина.

К тому времени императрица Мария Александровна уже страдала от чахотки и редко вставала с постели. Не дожидаясь ее смерти, Александр II перевез свою любовницу во дворец.

22 мая 1880 года его супруга отошла в мир иной, а уже 6 июля в часовне Царскосельского дворца состоялось браковенчание Александра II и Екатерины Михайловны.

В декабре этого же года он жаловал ей титул Светлейшей Княгини Юрьевской. Все их дети, узаконенные после венчания, также получили фамилию Юрьевские.

Великий князь Алексей Александрович и Александра Жуковская

Великий князь Алексей Александрович, четвёртый сын императора Александра II и императрицы Марии Александровны, воспылал запретной любовью к фрейлине Александре Жуковской, дочери поэта Василия Жуковского. К моменту их знакомства ему было всего 19 лет, а ей - 27.

Александра была дочерью поэта Жуковского. Фото: Commons.wikimedia.org

Их тайное венчание, по некоторым данным, состоялось в сентябре 1868 года. Одобрить такой союз родители Великого князя не могли. Император и Синод добились расторжения брака. Страдающего юношу отправили на два года в кругосветное плавание, а его беременную возлюбленную выслали за границу. В ноябре 1871 года в Зальцбурге она родила сына, которого назвала в честь отца - Алексеем.

Сохранились письма, которые в разлуке ей слал Алексей Александрович:

«Вспомнил я Твою маленькую комнату, где мы, бывало, так часто сидели, и стало мне опять тяжело одному и захотелось во что бы то ни стало написать Тебе, но потом я вспомнил, что это невозможно, и я скучный и печальный пошел спать, но долго не мог заснуть, и хотел я Тебя видеть, с Тобой забыть весь мир, Тебя одну хочу я, и отняли Тебя у меня, и проклинал я всех людей и всех, всех на свете».

Несмотря на чувства, счастья этой паре не довелось узнать. Под давлением родных, возлюбленные были вынуждены прервать отношения.

Генерал-адмирал Великий князь Алексей Александрович. Фото:

Эта история имела место не так давно в знаменитом музее деревянного зодчества "Малые Карелы" под Архангельском, в традиционном месте гуляния свадебных процессий. Под колокольный звон и величальные песнопения к деревянному храму в центре музея вдруг подошла необычная пара: жених годами был похож чуть ли не на дедушку невесты…


Замуж за иностранца. Клуб главного редактора

Ну, к неравным бракам в среде шоу-бизнеса, творческой интеллигенции, "бизнес-класса" мы как-то уже, согласитесь, привыкли. Это когда-то брак юного Киркорова со зрелой примадонной шокировал, а сегодня ее же брак с молодым Галкиным уже как-то даже особо и не удивляет. Во всяком случае, шуму по этому поводу было гораздо меньше, хотя разница в возрасте между женихом и невестой значительно больше…

Так или иначе, на причастность к шоу-бизнесу, "звездности" или к "олигархичности" эта пара из Малых Карел как-то "не тянула". Выбрав момент, подошел, поздравил, познакомился. Валентину Константиновичу, ветерану труда, бывшему бригадиру Соломбальского целлюлозно-бумажного комбината в Архангельске, сейчас 63 года. Его невесте, Насте, скромно прикрывающей широким свадебным платьем наметившийся животик, неполных 28 лет. Весьма колоритны были гости: половина — явная молодежь, другая половина — совершенно конкретные люди "третьего возраста".

Не знаю, чем уж автор этих строк так расположил к себе молодых, но они довольно охотно и без всякого стеснения разговорились. Настя сразу предупредила: мол, вы уж чего не подумайте, мы не по "залету" женимся, а по любви (и погладила круглеющий животик). Валентин (давайте будем без отчества — все-таки что ни говори молодой) подтвердил: да, знакомы давно, мол, встречаемся уже три года, в "открытую" живем вместе уже два года, как с ЦБК на пенсию ушел. Дочь от первого брака старше невесты на 10 лет. И нынешние внуки будут старше его ребенка (кто родится, пока еще неизвестно, УЗИ не делали).

И они вдруг тепло обнялись, и перестала быть заметной разница в возрасте. Только свадебный кортеж из молодых (со стороны невесты) и старых (со стороны жениха) все как-то не мог между собой "объединиться", обе половинки "гостевого коллектива" смотрели друг на друга с явным недоверием… Ну да, дай Бог счастья молодоженам. Любви все возрасты покорны.

Ну и еще одна "возрастная" история, тоже берущая за душу. Рахиму Кайканову (фамилия по его просьбе немного изменена) сейчас 59, любимую маленькую дочурку Таню он не спускает с рук, точнее, с коленей. Та вертится, дергает отца за нос и уши — ей скучны наши взрослые разговоры. А ведь для нас, взрослых, такие диковинные, даже сказочные житейские истории очень важны.

Наконец, Танюшка соскакивает с папиных колен и лезет к маме, 30-летней Надежде. А Рахим Байбулатович продолжает свой рассказ. Его молодая цветущая жена лишь иногда поправляет его, почему-то жутко стесняясь.

— Мы с Надюшкой познакомились еще в конце 90-х. Сам я — бывший военный, служил в под Архангельском. Пенсия большая, выслуга вся, процент северный. Полагающуюся квартиру от Минобороны, правда, получил лишь через 15 лет после увольнения, вот в ней сейчас и живем.

Ну, оказался на "гражданке" — и куда податься? Разведенный, детей нет, полная свобода — в смысле никому не нужен. Ну, как многие отставники, подался в коммерцию, типа купи-продай. Во времена СССР меня бы называли спекулянтом или фарцовщиком, а в 90-х — все-таки бизнесменом! На одном рынке купишь подешевле, на другом продашь подороже — вот и вся экономика. Через несколько лет пару ночных ларьков купил — прибыли никакой, но среди себе подобных мог гордо нос задирать: мол, у меня бизнес серьезный, а у вас ерунда…

Когда третий ларек собрался покупать, познакомился с его продавщицами. Молоденькая Надюшка сразу мне приглянулась — спокойная, аккуратная. Однако хозяин, у которого я ларек собрался покупать, сразу сказал: на нее не смотри, я ее себе оставляю, в другом месте будет работать. (На этом месте Надежда с дочкой отправились кататься на аттракционах. — А.М. ). И вот что выяснилось: оказывается, она у него была как бы сексуальной рабыней.

Одну смену в ларьке сидит, на другую смену хозяин ее "в аренду" сдает, в основном приезжим кавказцам. Девчонка из детдома, родных нет у нее никого, вступиться некому. Скажу сразу: никаких особых чувств к ней как к женщине у меня тогда не было. Было лишь отцовское чувство — ребенка обижают, надо защитить!

Короче, на покупку третьего ларька я плюнул и ее увел — переехали на несколько лет в другой город, в Вологду. Жили на съемной квартире. Занимались тем же — я купи-продайством, она была простой киоскершей. Как отец с дочкой жили, все новые знакомые так и понимали, даже вопросов не задавали. Очень хорошо жили, денежки появились, в отпуск вместе ездили. Три с половиной года так прожили, между прочим.

Презентация полотна, которое в наши дни известно даже последнему двоечнику, состоялась на Академической выставке в сентябре 1863 года. Критики приняли «Неравный брак» с распростертыми рецензиями.

Казалось, молодой выпускник Московского училища живописи, ваяния и зодчества Василий Пукирев должен ликовать. Но он не ликовал. Его радость омрачала ссора с близким другом, купцом Сергеем Варенцовым. Друг-купец, едва увидев «Неравный брак», закатил Пукиреву жуткий скандал. И вот почему...


Сергей Варенцов отличался живописными внешними данными и оттого (ну и еще немного потому, что был баснословно богат) не знал недостатка в женском внимании. Но накануне 30-летия сердце купца-плейбоя похитила дочка богатого фабриканта. Звали девушку Софья Рыбникова.

Роман Сергея и Софьи развивался стремительными для XIX века темпами: молодые люди быстро перешли от стадии томных взглядов до стадии перешептываний в углу бальной залы. Все были уверены, что дело идет к свадьбе: жених завидный, за невестой дают достойное приданое... Но неожиданно для общества ухаживание прекратилось. Причем по инициативе Софьи. Она предпочла другого.

Из воспоминаний родственника Сергея Варенцова, тоже купца Николая Варенцова: «Они были влюблены друг в друга, но волею судьбы, по неизвестной мне причине, мадемуазель Рыбникова не отдала своей руки любимому человеку, а вышла замуж за пожилого и очень богатого фабриканта Карзинкина» . Бракосочетание состоялось в церкви Трех Святителей на Кулишках. (Она, кстати, по сей день стоит в Малом Трехсвятительском переулке близ станции московского метро Китай-город.)

Пукирев изобразил Софью Рыбникову рядом с пожилым и неприятным мужем (переквалифицированным на всякий случай из фабриканта в генерала). Позади Сони с немым упреком на лице стоял Сергей Варенцов. Собственно, увидев картину на выставке и, главное, себя с обиженным лицом, Сергей и закатил художнику скандал.

Немного успокоившись, Варенцов потребовал Пукирева исправить положение. Сначала Пукирев пририсовал другу бородку, которую тот никогда не носил. Затем немного изменил черты лица Варенцова. Велика вероятность, что художник корректировал картину, используя собственное лицо. Так несколькими решительными мазками художнику удалось вернуть дружбу купца.

Между тем Софья была счастлива в «неравном браке». Если уж на то пошло, то брак оказался не таким уж неравным: жениху Карзинкину было всего 38 лет. И, судя по тому, что в браке родились трое детей, он был бодр и полон энергии. А Пукиреву за картину дали звание профессора. Как видишь, все в выигрыше. Хотя брошенный Сергей Варенцов с нами бы не согласился.

Вокруг картины Василия Пукирева «Неравный брак» ходило множество слухов и легенд еще во времена ее создания, в 1862 г. Сюжет был настолько хорошо знаком и так понятен публике, что он удивления не вызвал. Вопросы вызвало другое обстоятельство - в образе шафера художник изобразил самого себя. Это заставило говорить о том, что сюжет был автобиографичен и возник из-за личной драмы Пукирева. А позже появились слухи о магическом воздействии картины на женихов в летах: теряют сознание, увидев ее, а то и вовсе отказываются от намерений жениться…




Образ шафера на картине получился настолько ярким, что в результате в центре внимания оказались не жених и невеста, а любовный треугольник. Поскольку во внешнем облике шафера все без труда узнали самого художника, возникли слухи о том, что он изобразил на картине собственную драму - якобы его любимую девушку насильно выдали замуж за богатого сановника в летах.



Однако на самом деле поводом для создания картины послужило не собственное горе Пукирева, а история из жизни его друга, С. Варенцова. Он собирался жениться на девушке, которую родители выдали за богатого фабриканта. Сам же Варенцов был шафером на ее свадьбе. Изначально Пукирев изобразил в этой роли именно его, но позже изменил его облик по просьбе друга.



Пукирев сделал жениха намного старше и неприятней, чем он был в жизни. Но неравные браки были настолько распространенным явлением в российском обществе XIX в., что такая подмена не казалась преувеличением - молодых девушек действительно часто выдавали замуж против их воли за богатых пожилых чиновников и купцов. Об этом свидетельствуют и картины других художников, посвященные той же теме.



Самое интересное началось после того, как картина «Неравный брак» была представлена на Московской академической художественной выставке: говорят, престарелые генералы, увидев эту работу, один за другим стали отказываться от женитьбы на молодых невестах. Более того, некоторые из них даже жаловались на недомогание - головные боли, боли в сердце и т. д. Зрители прозвали картину «Кощей с невестой».




Историк Н. Костомаров признавался друзьям, что, увидев картину Пукирева, отказался от намерений жениться на молодой девушке. Можно ли это объяснить магическим влиянием картины? Вряд ли. Скорее всего, ее иронический и обличительный смысл был настолько явным, что распространенное явление представало во всей своей неприглядности. Седовласые женихи узнавали в отталкивающем образе старого генерала себя - и отказывались повторять его ошибку.

Известны как гении одной картины. Но если Флавицкий закончил свой жизненный путь созданием шедевра, то с Пукиревым все вышло иначе. Картина «Неравный брак» стала единственным шедевром мастера. Ничего лучше он создать так и не смог.

Действительно, смотришь на его другие полотна и поражаешься тому, насколько они безликие по сравнению с «Неравным браком». Очень стандартные темы, типичный реализм, столь характерный для русской живописи второй половины XIX века. Все так однообразно, просто и скучно… Но одна картина, один единственный шедевр - это высочайшее мастерство. Это тот пример, когда весь художник выгорает в одном полотне, когда он делает что-то такое, что будет поражать людей ещё долгие годы.

Дьявол кроется в деталях. Если мы их не замечаем, то картина умирает. Она перестает быть предметом искусства и становится лишь красивым изображением. «Неравным брак» Василия Пукирева - это то произведение, где нужно следить за всей «бездной мелочей», за каждой деталью. В противном случае, мы рискуем все пропустить.

Факт остается фактом. Художники и до Пукирева и после него не раз изображали несчастных молодых невест и их старых богатых мужей. Но такого эффекта полотна не производили. Здесь нет картинного плача, заломанных рук - всего того, что по мнению многих живописцев должно изображать настоящее горе. Тут все куда проще. Невесте вот-вот священник должен надеть кольцо на палец. Она несчастна. Оно и понятно: муж её, мягко говоря, немолод. Такие ситуации бывали часто. Анну Керн, например (ту самую, про которую А.С. Пушкин написал: «Я помню чудное мгновение…»), родители выдали за генерала Ермолая Федоровича Керна, которому на тот момент было уже 52 года. Невесте - всего шестнадцать. Объяснение в любви было по-военному коротким. Генерал Керн спросил Анну:

- Не противен ли я вам?
- Нет, - ответила Анна и выбежала из комнаты.

После первой брачной ночи она написала в своем дневнике: «Его невозможно любить - мне даже не дано утешения уважать его; скажу прямо - я почти ненавижу его» . Впрочем, девушка долго не страдала, быстро обзавелась многочисленными любовниками. То есть и в этом можно не увидеть ничего страшного. Но это не так.



Есть в этом зале две ну очень странные фигуры. Две старухи. Одна стоит за женихом, другая за священником. Вроде бы, ничего необычного. Ну пришли старые женщины на свадьбу посмотреть. Может они сестры жениха. Но тогда напрашивается вопрос: к чему они в таких же венках, как и у невесты. А на одной даже белое платье есть. Стоп, стоп, стоп. Как это? Еще одна женщина в белом на свадьбе? Церковь ведь не ЗАГС, где невесты строем ходят. Что-то тут не то! Смотрим внимательнее на платье старухи. Вот тебе раз! Да это и не платье вовсе, больше на простыню похоже. А это и есть простыня, точнее, погребальный саван. Фигура второй невесты за спиной священника выглядит ещё более странно, ведь это не по правилам обряда. Рядом со священником гостям делать нечего, если они, конечно, не из другого мира пришли.

Итак, у нас получается, что на свадьбе сразу три невесты. Две из них мертвые и смотрят на старого жениха. Странный какой-то реализм получается, слишком уж Гоголем или Гофманом отдаёт. Да и за невесту переживаем теперь совсем иначе. Ведь если муженёк уже двоих на тот свет отправил, так с этой девушкой молодой что будет?



И сразу совершенно иначе воспринимаешь символ происходящего. Невесте ведь на палец не кольцо надевают. Её на страдания призывают. И священник поэтому так почтительно склоняется перед ней. Понимает её жертву.

И какой здесь свет! Ведь он как на полотнах ! Божественный свет в прямом смысле этого слова. Именно в этом свете из левого верхнего угла, из окна церкви, оживают все призраки бывших жен. Свет мягко струится по белому платью, по нежной молодой коже невесты, по кисти её руки. И вот он центр композиции. Не её лицо, не фигура старого жениха, а рука, безвольно тянущаяся к мученическому венцу.



Удивительно и то, какая игра взглядов запечатлена на полотне. Мёртвые старухи смотрят на жениха, жених - на невесту, невеста - в пол, друзья жениха - тоже на невесту. На несчастную смотрит и сам автор картины. Вот он, Василий Пукирев, стоит, скрестив руки, в правом углу. А на нас смотрит другой художник, друг автора, Петр Шмельков, подсказавший ему идею картины. Это он как раз и задает зрителю безмолвный вопрос: «Вы понимаете, что происходит?»

Судьба Василия Пукирева сложилась печально. «Неравный брак» имел огромный успех, но художник этому не радовался. Сразу после продажи картины он уехал на несколько лет в Италию. Оно и понятно. На картине в виде молодой девушки была изображена его любовь - Прасковья Матвеевна Варенцова. Пукирев не создал больше ни одной картины, которая по силе могла бы сравниться с его первым шедевром. Он постоянно возвращался к теме трагического бракосочетания, но все выходило не то. А в итоге алкоголь, бедность, забвение. Не лучше сложилась и судьба модели. В начала XX века она умерла в одиночестве в Мазуринской богадельне.