Старорусский новый год. Славянский Новый год. «…сколь сильно не спорили бы ученые и сколь яростно не доказывали они свою правоту, эту правду они больше скрывать уже не смогут… календарь древних славян по своей дотации сильно опережает все остальные и уход

Про языческий новый год. Готовьте мозг к более чем жуткой, но правдивой информации. Ведь развлекательный портал Bazurka это вам не сухая Википедия. Хотя то о чем мы расскажем, в ней и быть не может. Собственно, пора вам узреть истину, дорогие мартышки.

Дождались осени. Новый учебный год угнетает радует школоту по всей стране, а ведь обычно, у предков наших крещенных, да и у язычников, на 1 сентября самое веселье и было – люди встречали новый год. То есть как веселье – ни елок, ни ряженного мужика с унылой и белокурой шлюхой тогда не было - дикие люди, они просто радовались еще одному новому году и ложились спать как обычно, частенько трезвыми. Копнем глубже, что ж это за языческий новый год и глубоко погрузимся в атмосферу этого праздника.


Лихой Петр 1 приобщил через указ, наших унылых трезвых предков, к празднованию 1 января, как европейцы – и вот мы уже 300 лет бухаем и отжигаем пол января. Будем честны – религиозную Русь покоробило от такого праздника, и если б не порки по указу царя, хер бы кто тот новый год праздновал.

Веками спокойно проходила смена года. А тут мля, европейский, бусурманский загул и когда, 1 января. Именно, в день святого мученика Внифантия. Люди весьма и весьма религиозны были в то время были. Поголовно. А св. муч. Внифантий, обезглавленный за свою веру, как бы такой себе нарколог – ему молятся за излечение от пьянства. Петр прославил на новый год Януса, его как идола выставлял на площадях и народ обязал вокруг него кутить. Янус – именно в честь него и назван январь еще в языческом Риме, символизирует собой портал, вход в иной мир, в хаос, в ад, по-простому.


Как ты год встретишь так и проживешь. Жрем и пьем, пьем и жрем. Языческий такой себе праздник, хвоя в доме, на ней украшения, люди пьют рядом с деревом и радуются. И ведь весь народ в едином порыве – от бомжа до президента. Народ объединяется в эти дни, и это сука мило. Вот оно, то что объединяет всю нацию – пьянство в январе.


Символ нового года – елка, украшенная яркими вещами. А ведь как все начиналось, у язычников – мороз, злой и беспощадный. Люди и грома боялись то, и ливня, а тут мороз, короче, чтоб не поморозил всех, язычники приносили жертву, самые теплолюбивые приносили человеческую жертву. Девчонку какую-нибудь. Иногда привязывали к дереву, а иногда развешивали органы жертвы на ветви. Так у мороза появлялась подружка, снегурочка.


По другой версии, елка стала символом Рождества в конце 17 века в Германии. Почему именно елка, история умалчивает. Однако, уже в 18 веке, европейское Рождество было неразрывно связано с хвоей. Есть мысль, что елка пришла из немецкой мифологии, где она обозначала мировое древо. Строение мира, с иерархией, снизу больше и ярус за ярусом наверх. А там горит вифлеемская звезда, ниже яблоки, сейчас уже шары, символ адамова яблока, а пряники символы хлеба на евхаристии. В общем все очень и очень религиозно вышло. В России елку на рождество принесла жена Николая 1, немка Александра Федоровна. Елка считалась барской забавой в народе. Однако в 1917 году новая власть отмела все предрассудки и ели вместе с Рождеством запретили.

Аж в веселом 1937 году, в колонном зале дома союзов, на Новый год была открыта первая советская елка. Звезду поправили на пятиконечную сатанинскосоветскую и вместо ангелов на ветви вешали фигуры красноармейцев.


С легкой руки сталинских политтехнологов появился новый персонаж, хорошо забытый дед мороз. Все же люди читали в то время больше, и за основу взяли деда из сказки Одоевского "Морозко", 1840 года. Добавил к образу Александр Островский в 1873 пьесой "Снегурочка". И лишь в 1937 году коммунисты соединили эти образы.

У пиндосов свой придуманный дед, Санта Клаус – дед из фантазий рекламщиков кока-колы. А у нас мля сказочный герой. Но, факты повествуют о том, что до сказки были предания о злом морозе, которому когда то жертвовали людей.


Из современных аналогов живуч образ в соседней Финляндии дед мороза по-фински "лесной человек" Йоулупукки. Это сейчас Йоулупукки одет как клоун, ну как Санта Клаус с белой бородой, в красной шубе и шапке, но в XIX веке его рисовали в козлиной шкуре и иногда даже с маленькими рожками (все срочно смотрят "Санта на продажу").

Йоулупукки женат, супругу зовут Муори (Muori, "старая хозяйка") - олицетворение зимы. На подхвате у Йоулупукки служат гномы, которые годами сидят в "Пещерах Эха" (Кайкулуолат, Kaikuluolat), по кока-кольной версии делают весь год подарки.


А теперь наш языческий новый год. Имя "Мороз" в мифологии связано с холодом и смертью (отсюда выражение – "смертельный холод"). Корень "мор", "мрак", "марево", "морок", "морочить", "смерть" и т.д. "Мороз" активная (мужская) сторона божества, его пассивная (женская) воплощенная сторона обозначалась "снегурочкой" или в славяно-русской мифологии, богиней Мораной (Мореной, Мараной). Как и у Йоулупукки и его жену Муори. От Исландии до Индии известны мифические персонажи с именем из корня "мор".

Буддийский Мара, искушавший праведных отшельников, скандинавская "мара" - злой дух, способный замучить спящего, "затоптать" его насмерть, Морриган, Богиня древних ирландцев, связанная с разрушениями и войной. Французское слово "кошмар" оттуда же.


Прообраз морозки, "Мороз Иванович" является подземным (хтоническим) низшим божеством связанным со смертью, подземным миром и царством мертвых. Даже персонаж сказки про Морозко встречается с ним попав в другой мир через колодец. Морозко есть темная сторона славянского божества – Велеса ("скотьего бога"), бога богатства, скотоводства и плодовитости, с другой стороны Велес имеет культ мертвых, душ умерших.

У прибалтов Велес, welis - литовск. - покойник, welci - души умерших. Англия, "wæl" (древне-английск.) - "оставшийся на поле боя, труп". Животным - символом был медведь. Велес - Велесатый, волохатый; отсюда - волхв - тоже волохатый (может быть, одетый в медвежью шкуру). С Велесом связано созвездие Плеяд - Волосынь, сияние Волосынь предвещает удачную охоту на медведя. Медведь, "лесной царь", владыка леса, (Йоулупукки "лесной человек", повелитель леса). Тесно в Европе однако, у стольких народов одно и то же.


У русских крестьян до 19 века оставался обычай при уборке урожая жертвовать горсть колосьев на бородку, завязав их узлом. И сейчас по музеям стоят деревянные идолы в виде бородатого мужика с рогом изобилия, отсюда борода и у мороза Ивановича.

Велес также владыка царства мертвых, типа прообраз сатаны. Вроде и похер эти мифы, а вот поди ж при Сталине в народ пустили обычай, как то символично для той эпохи. Языческий новый год – по сути Петрово изобретение, смешанное с мифами язычников и советской пропагандой. И по сути маски на новый год, маски животных, и хороводы вокруг елки не торжество ли язычества. Не был ли подлый план сталинских коммунистов, сделать языческий новый год советским, так сказать вернуть народ к истокам, затронув какие то тонкие материи, так и необузданные с тех времен.


Гитлер баловался , а Сталин тоже не промах, из язычников. Ведь из нового года сделали праздник скотский – нажираемся друзья, и меру не знаем. Спасибо и Петру 1, и коммунистам, легко прижился языческий способ потакать своему скотскому необузданному началу в новогоднюю, и последующие ночи.

Русь строго держала пост в эти дни, а тут на – бухай, хороводь. Такое непонятное, и символы веселья сука не просто надуманные, они тупо злые. Классно конечно гулять и делать подарки – но ведь обычно обжорство и пьянство сопровождает пол января. Язычники поощряют человеческие слабости – ведь человек часть природы, нагулялся и на перегной. Христианин же над слабостями и страстями бреет верх через пост, становится хозяином себя в первую очередь.


И язычники это наши предки, и христиане, каждому выбирать, какой предок более пример для потомка. Но скотство остается скотством, и языческий новый год стал нашим. С легкой руки весьма темных личностей, и ведь сука как органично все произошло. Попробуй-ка встретить новый год трезво – и не поймут, и как то неприятно тяжело что ли. А хули, плохое тяжело бросить, вот если б 1 сентября трезвым встретить – задача выполнимей. Если только Вы не педагог, но это другая печалька…

Наши предки тоже любили широко отмечать Новый год. А знаете ли вы, когда и как они его встречали? К какому событию был он приурочен, какие обычаи тогда существовали, и зачем нужно было сжигать полено?

Удивительно, что традицию отмечать новый год можно найти у всех народов на всех континентах. Мало того, этот праздник пришёл к нам из глубокой древности. И со временем он не только ни умер, но и обрёл глобальный, мировой масштаб. И если сейчас люди разных культур встречают новый год практически одинаково, то раньше они праздновали его по-разному. Где-то его отмечали широко, а где-то скромно, где-то он имел сакральное значение, а где-то «гражданское». А какое значение он имел в жизни наших предков?

Когда отмечали наступление нового года?

В древности календарь был нужен людям ничуть не меньше, чем нам сейчас. Все посевные работы проводились согласно нему. Знание времени было важно также для охотников и рыболов, для бортников и скотоводов. Правда, календарь тогда хранили не на бумаге, а в голове, а даты определяли по природным приметам. И, естественно, он совсем не совпадал с тем календарём, который мы ведём сейчас.

В самой глухой древности наши предки пользовались лунным календарём. Доказательством тому служит само название 12-ти циклов в году: месяцы. Но позже, когда славяне широко освоили земледелие, в их жизни стало играть большую роль солнце. Календарь изменился, и все праздники были привязаны к положению на небе дневного светила.

Приходом весны, лета, осени и зимы считались дни равноденствий и солнцестояний. То есть каждое 22-ое число марта, июня, сентября и декабря. А наступление нового года отмечалось в марте и в сентябре. Эти две даты существовали параллельно на разных территориях. Весенний новый год назывался новолетием, так как этот праздник знаменовал приход нового лета, то есть нового рабочего сезона.

Но большинство наших предков предпочитало сентябрьскую дату. Почему? В этот период заканчивались почти все полевые работы, поспевал урожай в огородах и в садах: наступало время отдыха и изобилия. Когда ещё устраивать праздник, как не в это время?

Славянский Новый год

Славянский Новый год (и весенний и осенний) имеет более давнюю историю, чем тот, который мы отмечаем по григорианскому календарю. Вспомните, царь Пётр Великий ввёл его только в 1700-ом году, а это значит, что мы встречаем праздник по новому образцу только 317 раз. Ничтожно малое чисто в сравнении с многовековой традицией наших предков!

С праздником наших предков связано множество традиций, поверий и обычаев. Например, не к добру считалось начинать новый год не прощённым, с обидами и с долгами. Поэтому накануне праздника нужно было уладить все ссоры и вернуть долги (в том числе оброки и дани). Также считалось к добру переехать в новый дом именно к этому празднику.

В последний день уходящего года славяне ранним утром обходили все свои поля и пели заклинательные песни, которые должны были помочь в наступающем году поспеть хорошему урожаю. Обход сопровождался весёлыми шутками и плясками.

Вечером последнего дня хозяйки дома гасили в печи огонь, а затем проводили обряд зажжения нового огня. Если он разгорался быстро, то это означило, что будущий год будет счастливым. И, также как мы сейчас, наши предки навещали родных и знакомых, а вечером накрывали богатый стол.

В 1492 году государство официально утвердило дату наступления нового года по юлианскому календарю: 14 сентября. Этот праздник назывался Первым днём во году, а Новолетием стали называть религиозный праздник. С тех пор новогодние гуляния повсеместно проводились в сентябре.

Зимний славянский праздник

Но и в середине зимы у наших предков был весёлый праздник, похожий на наш нынешний Новый год: Коляда. Что это за праздник?

Он приходился на 22 декабря, то есть, опять же, на зимнее солнцестояние. В это время наблюдается самый короткий день в году и самая длинная ночь. Поэтому, видимо, славяне считали, что именно в этот день умирает «старое» солнце и рождается «новое». Смысл самых древних, языческих колядок состоял в том, чтобы восславлять новорожденное дневное светило и желать добра всем своим близким. В ночь на 23 декабря было принято надевать лучшую одежду, гадать, накрывать стол для гостей и петь особые песни, выражающие пожелание добра и счастья. Также наши предки разводили костры и сжигали на них большое полено, символизировавшее «старое» солнце, уходящий год и все несчастья. Чем ярче горело полено, тем урожайнее будет следующее лето.

С приходом христианства появилось поверье, что в эту ночь из потустороннего мира к нам приходят духи умерших и всякая злая нечисть. И значение колядования – хождения по улицам и распевания песен – изменилось. Теперь молодые люди и дети наряжались и пели песни для того, чтобы прогнать или напугать нечисть. Но, в основном, традиции праздника остались теми же, только обрели религиозную основу.

С введением нового календаря в 1700-ом году, когда празднование Нового года перешло с сентября на январь, традиции славянского Новолетия и Коляды сплелись. Не правда ли, древние традиции напоминают наши современные?

Напоследок…

По славянскому календарю сейчас наступает 7525 год – год Крадущейся Лисицы. Удачное время для смелых и предприимчивых людей, для начала новых дел, особенно тех, что касаются финансового вопроса.

Славянский Новый Год отмечался отнюдь не первого января. Наши предки приурочивали наступление нового календарного цикла к куда более важным для их жизни и работы дням. Тем не менее споры о том, когда же именно отмечался этот праздник, равно как и о способах празднования, идут между исследователями славянской культуры до сих пор.

В статье:

Славянский Новый Год и Коляда - есть ли между ними связь

Самым близким по времени празднования и по культурным традициям к современному Новому Году торжеством была Коляда. Этот день посвящался , доброму олицетворению зимы и покровителю детей. И по сей день во многих селах приближение новогодних и рождественских дней отмечают колядованием. Дети наряжаются в костюмы разных зверят, берут в руки звезду на палке, символизирующую предвестника рождения Христа, и ходят по домам. В обмен за свой визит колядники получают разные сладости и угощения. После чего, под вечер, молодежь сравнивает количество «добычи» каждой компании, а потом все это весело вместе съедается. Популярны у наших предков были и последующие .

Конечно, христианства у древних славян не было, но сами традиции колядок происходят именно от языческих корней. Символ двенадцатилучевой звезды был важным сакральным знаком и до Крещения Руси. Возможно, связь этого знака с праздником Коляды заключалась как в «привечании» 12 месяцев, так и в том, что именно в этот день на небе было больше всего звезд, а сами они - были наиболее яркими в году.

Коляда приходился на день зимнего солнцестояния - самый короткий солнечный день в году. Зимний праздник избавлял людей от всех хлопот - бытовых обязанностей было слишком мало, поэтому люди могли посвятить свое свободное время гуляниям. Аналогично, у скандинаво-германских народов наиболее размашистым . Считалось, что во время самой длиной ночи в году любое колдовство имеет особую силу.

Тем не менее большинство современных историков, основываясь на различных старорусских календарях, уверено, что никакой связи именно с Новым Годом для наших предков день Коляды не имел . Это был безусловно важный и торжественный день. Но большинство исследований подтверждает, что Новый Год как языческий праздник для наших славянских предков начинался в другое время года.

Новый Год у славян - когда же он начинался

Более всего сохранилось в памяти людей празднование Нового Года в сентябре - православная церковь лишь относительно недавно перенесла начало года к официально принятым принципам летосчисления. Согласно церковной традиции, установившейся на Руси с моментом принятия христианства, Новый Год у славян, ставших христианами, не праздновался, но его дата устанавливалась на первое сентября.

Различные археологи и культурологи отмечают крайне близкое соответствие христианских праздников языческим аналогам. Поэтому они предполагают, что празднование Нового Года до прихода православия также приходилось на сентябрь. Наиболее подходящей датой, по общему мнению, следует считать 21-22 сентября. Именно в этот день происходит осеннее равноденствие. Такие солярные праздники были повсеместно распространены до прихода христианства у большинства народов мира.

Многие последователи Родной Веры , или же неоязычества считают, что начало нового года действительно приходится на этот осенний день. Аргументируется это и тем, что в осеннее время люди, наконец-то, могут отдохнуть от всех трудов. Недаром на Руси существовала поговорка, что любое дело следует начинать с отдыха. То же самое казалось и каждого нового года. Примечательно, что традиция наряжать елку и дарить подарки также была присуща и этому празднику, и Коляде. Более того, деревья нашими предками наряжались на каждый солярный праздник, но специально их для этого не рубили. Славяне предпочитали наряжать живые деревья и отмечать важные даты под их сенью.

Новолетие у славян

Стоит отметить, что слово «год» в обиходе наших предков появилось сравнительно недавно. Оно было принесено в русский язык после реформ Петра Первого. До того, во всех источниках для обозначения года использовалось слово «лето». Поэтому как праздник, можно сказать, древнеславянский новый год не существовал. Вместо него отмечалось у славян новолетие.

И хоть о дне, когда именно наши далекие предки до пришествия на Русь христианства отмечали этот праздник, до сих пор идут споры, однозначно известно, что он именовался именно новолетием. Весьма популярна такая точка зрения, что новолетием назывался день, когда начиналось лето. То есть - 21-22 марта, день весеннего равноденствия, еще один важный солярный праздник, называвшийся Комоедица. Многие его традиции сохранились и сейчас, превратившись в Масленицу.

Тем не менее, глубокое исследование семантики русского языка дохристианских времен и существующих раннехристианских источников опровергает подобное мнение. В первую очередь за счет того, что наши предки не имели отдельного названия для летнего времени года. Для них существовала лишь весна, осень и зима. С весны до осени шла работа, с осени до зимы - гулянья, а зимой - отдых и, в случае голодных годов - борьба за жизнь.

Однако это не мешает множеству различных славянских общин отмечать славянское новолетие именно весной. Существуют также традиции празднования древнеславянского Нового Года и на , а точнее - 21-22 июня, во время летнего солнцестояния. Есть и те, кто отмечает Новый Год ближе к общепринятому сейчас празднованию, то есть - во время Коляды.

В целом назвать однозначную дату, когда наши предки праздновали Новолетие, опираясь на археологические находки, пока что невозможно. С точки зрения культуры и религиозных традиций, скорее всего, это празднование приходилось на один из солярных праздников. А о том, какой именно из них знаменовал смену лет, к однозначному консенсусу ни историки, ни последователи древнеславянской веры до сих пор не пришли.

В допетровские времена празднование нового года приходилось на 1 сентября. Но так было не всегда, если обратиться к истории древних славян, можно узнать, что и эта дата была временной.

В пору языческой Руси существовало некое подобие этого праздника, хотя называлось оно несколько иначе – новолетие. Как же встречали новый год наши предки, и в чем заключалась суть праздника?

В языческие времена люди верили в целый пантеон Богов и центральной фигурой, конечно же, было солнце. Язычники связывали свою жизнь, традиции, обряды со сменой времен года, а солнце здесь является ключевой фигурой, ведь оно греет и светит, а значит, дает жизнь. Солнце имело, по мнению славян, 4 стадии жизни:

— только родившееся после длинной зимней ночи, именуемое Коляда;
— наполняющееся силами весеннее-Ярило;
— окрепшее летнее-Купайла;
— дряхлеющее осеннее-Световит, которое в конце умирает.

От этих стадий, привязанных к важным астрономическим явлениям, и отталкивались язычники в своем летоисчислении и проведении праздников. Нужно отметить, что основной целью пиршеств было задабривание Богов, чтобы те проявили свою милость в предстоящем году. У язычников было 4 праздника, 2 из которых чем-то напоминают современный новый год:

— встреча Коляды–празднование-приветствие вновь народившегося солнца;
— Комоедица–праздник пробуждения всего живого, когда Ярило побеждает зиму.

Как праздновали Новый год славяне?

Поверья древних славян гласили, что в конце месяца студень (декабрь) Световит теряет свои силы и умирает, чтобы затем вновь народиться младенцем Колядой. Длилось такое перерождение 12 дней, а самая продолжительная ночь в период зимнего солнцестояния, когда Световит уже умер, а Коляда еще не родился, считалась загадочной и страшной. В такое время, когда обретали силу темные сущности и духи, а люди оставались без покровительства своего солнечного Бога, древние старались держаться вместе с племенным родом и устраивали веселые застолья, для отпугивания нечисти.

Чтобы помочь родиться Коляде, в период зимнего солнцестояния зажигались большие костры, которые должны были гореть все 12 дней. Существовала традиция, по которой ненужные старые вещи сжигали в огне костра, готовясь встретить молодое солнце обновленными.

Слово колядки, которое сегодня знает каждый, образовалось именно в языческие времена. Тогда люди пели хвалебные песни Богу — Коляде, а также песни, которые помогут ему победить злых духов. Исследователи предполагают, что язычники украшали дома колючими еловыми ветками также, чтобы отпугнуть нечисть. Существовал зимний дух – Студенец или Колотун, который насылал лютые морозы, покрывал реки и озера льдом. Его славяне старались задобрить, ведь суровая зима в те времена была большим испытанием, часто люди умирали от холода и голода. Для задабривания духа у окон выставляли угощения кисель, кутью и блины.

Рождение Коляды знаменовало начало начал, поэтому люди старались прибрать свои дома, надеть новую одежду и приготовить много угощений. На протяжении всех дней праздника люди проводили обряды .

Откуда пошла Масленица?

Многие элементы Коляды перешли затем в христианство. На какие-то моменты официальная церковь закрывала глаза, а какие-то ритуалы тщательно пыталась искоренить. Вторым важным мероприятием древних язычников на Руси была Комоедица, которая начиналась в день весеннего равноденствия. По поверью, в этот период Бог — Ярило, набравшись сил, побеждал зиму, которую символизировала Марена или Мара — чучело, которое делали из соломы, наряжали в женские наряды, а затем сжигали. Считалось, что это поможет прогнать зиму и природа пробудится ото сна.

На протяжении всей Комоедицы люди устраивали застолья, различные игры, состязались в силе и ловкости, молодые люди в это время присматривали себе пару. Главным символом солнца считались ароматные круглые лепешки, которые затем заменили блины и ватрушки. В каждом доме их пекли в большом количестве и угощали друг друга.

В языческой мифологии Велес – Бог которому приносили подношения перед началом сельскохозяйственных работ. Язычники верили, что он может показываться людям в образе медведя, поэтому косолапого особенно почитали. В Комоедицу славяне относили первые выпеченные блины в лес и раскладывали их на видных местах, чтобы пробудившиеся от зимней спячки медведи полакомились этими дарами.


Интересен тот факт, что привычное сегодня выражение «первый блин комом», пошло именно из язычества и имеет совсем не тот смысл, который в него сегодня вкладывают. В древности медведей называли комами, а первые блины по обряду доставались именно им, отсюда и пошло выражение, что первый блин – комам.

Славяне с нетерпением ждали наступления теплых времен, чтобы начать трудиться в поле и обеспечить себя пропитанием на последующую длинную зиму. Кроме этого, в теплое время года было множество других забот: запасти дрова впрок, подготовить к следующей зиме свои жилища и сараи для животных. Поэтому по окончании веселых и шумных гуляний люди сразу приступали к работе, надеясь на то, что достаточно задобрили Богов и те не оставят их в трудный час.

Историки склонны полагать, что именно Комоедицу можно считать древним языческим новым годом. По сути, у славян год делился на зиму и лето и после весеннего равноденствия, когда Бог Ярило побеждал холод и снег, у них наступало новое лето или новолетие. Позже Комоедица трансформировалась в Масленицу, которая широко отмечается и по сей день, а Коляда стала частью рождественских и новогодних ритуалов у христиан.

Когда начинался Новый год у древних славян? 25 декабря – день зимнего солнцестояния . Назывался он Коляда и длился двенадцать дней. То есть последним днем считалось шестое января. У наших предков число 12 было особенным, магическим. С 26 декабря происходило увеличение продолжительности светового дня, что ассоциировалось у древних с «нарождением» нового солнца.

На этот счет даже существовала легенда, что ночь с 25 на 26 декабря – это борьба молодого бога Коляды с Кощным богом. В результате этого день становился длиннее. Вообще ночь, когда праздновали Новый год древние славяне, считалась магической, полной волшебства и загадок. Символом солнца на Новый год у древних славян было полено, называемое Бадняк. Искали его обычно в лесу. Его нужно было зажечь: в огне начинает рождаться новое солнце, которое дает жизнь и удачу. По крайней мере, так гласит предание.

Новый год у славян начинался так. Перед наступлением праздника люди наряжали ветви вечнозеленых деревьев (сосны, ели). Принято было считать, что острые иголочки отгонят от дома злых духов. Хозяйки накануне праздника должны были убрать дом, а также поставить на стол вкусные угощения.

Колядование

Обязательными атрибутами Коляды были веселые и звонкие песни и собственно сами «колядки». «Колядки» проходили в течение нескольких дней, обычно до дня Щедреца (31 декабря), то есть в дни Велеса . Собственно традиция колядования заключалась в том, что молодежь, объединившись в группы, ходила по домам. Ребята носили с собой блестящую звезду (вырезали из бумаги), которая крепилась к длинной палке или шесту. Кроме того, у них с собой был большой мешок для угощений, которые должны были дать хозяева. А взамен колядующие желали им удачного года, хорошего урожая, здорового и плодовитого скота. Весь замысел обряда состоялся в прославлении Коляды и отпугивания злых духов.

Были у славян святки, которые еще назывались Велесовыми. Они подразделялись на Святые вечера (от Коляды до 31 декабря) и Ворожные (от 31 декабря до Крещения). В эти дни обычно занимались различными мистическими ритуалами: гаданиями, вызываниями духов, общением с умершими.

У славян, как языческого народа, были и зимние божества: Морок, Трескун и Морозко. Они «организовывали» застывание рек, бушующие метели и морозные дни. Конечно же, богов необходимо было задобрить. Делали это с помощью вкусных подарков: стряпни и сладкого киселя.

Перемены после Крещения Руси

После того, как приняли христианство (конец десятого века), Новый год стали праздновать первого сентября. Назывался он Новолетием.

Ведь согласно Библии, Бог создал мир в сентябрьские дни. Отмечали праздник тоже весело, с песнями и шутками, наряженной елкой. Обязательно проводили специальные торжественные службы в храмах, а также в столице организовывали масштабные торжественные празднества.

И только с приходом на престол Петра Первого Новый год «переместился» на первое января. Первый император говорил, что необходимо в этот день веселиться, жечь костры, поздравлять всех. Однако так называемый «церковный» Новый год оставил своей датой первое сентября.

Существует и одно заблуждение по поводу праздника. «Славяне праздновали Новый год весной. У них началом года считался март, когда природа «освобождается» от зимних оков. Новолетье было эквивалентом Нового года и отмечалось 20 марта». Да, у славян было Новолетье, но к Новому году оно никакого отношения не имеет.

Как праздновали новый год славяне?