Воспитание ребенка в советах. Как правильно воспитывать детей. Как хорошо воспитать ребёнка

Как общаться с трудным ребенком? Чему надо научить детей до 3 лет? Каких ошибок можно было избежать? Воспитание детей - тяжелый труд, в котором пригодятся помощники. Конечно, это могут быть родители, друзья или знакомые. Но обычно никто из них не является признанным экспертом в детской психологии (хотя они могут считать обратное). Поэтому, чтобы избежать бесполезных советов, лучше обратиться к профессионалам. То есть к психологам и врачам, которые специально для вас пишут полезные книги с разбором всевозможных сложных вопросов.

К Всемирному дню книги, который празднуется 23 апреля, редакция сайт подготовила для вас 10 книг по воспитанию, которые нужно прочесть всем родителям.

Издательство: Альпина нон-фикшн

Начнем со спорящих друг с другом книгах о воспитании дошколят. Первая из них гласит, что «после трех уже поздно». А именно - нужно учить детей всему на свете именно до трех лет, потому что в этом возрасте они усваивают информацию, как губка. Книга расскажет, как сделать обучение не напрягающим и для малышей, и для родителей. Ранее развитие ребенка - в ваших руках.

Издательство: Вектор

С предыдущим названием Галина Момот спорит напрямую, ведь в три все только начинается! При том, что обе книги посвящены методам раннего развития, здесь автор рассказывает о чуть более взрослом возрасте и учит читателей вариантам игровых форм, вместо ненавистных уроков. При этом огромное внимание уделяется таким факторам, как поддержка, уникальность, мотивация, зона ближайшего развития, самооценка, уважение и контроль.

Издательство: Вектор

Психолог Марина Аромшам отвечает на самые типичные, самые горячие и самые трудные вопросы о воспитании дошкольника. Здесь и профессиональные советы, и жизненные примеры, и разбор самых частых конфликтов из серии «отцы и дети». В чем причины поведения вашего ребенка? Кризисы дошкольного периода не так страшны, как кажется, если у вас есть эта книга.

Издательство: Феникс

И еще одна книга о воспитании малышей. Вы недовольны (а может и довольны) тем, как вас воспитали родители, но своих собираетесь растить по-другому. И когда у вас появляются дети… вы неосознанно начинаете копировать знакомые методы. Просто не знаете, как по-другому. Эта книга научит вас новому подходу, поможет освободиться от стереотипов и объяснит, как именно стоит взаимодействовать с ребенком. Очень полезное приобретение для домашней библиотеки.

Издательство: АСТ, Времена 2

Михаил Литвак - признанный психотерапевт и автор более 30 книг, посвященных теме общения, в этот раз взялся за проблемы воспитания. В этой книге вы найдете сборник статей на любой вкус и цвет. Тут и советы по воспитанию детей разного возраста, и вопросы, связанные с общением с воспитателями и учителями, короче - все, что может пригодиться, если в вашей семье подрастает ребенок. Но главная тема книги - это любовь. «Научитесь любить друг друга просто так, не за что», - вот, что советует нам автор. Нам кажется, что это хороший совет.

На самом деле это сборник из двух книг - «Тайная опора: привязанность в жизни ребенка» и «Если с ребенком трудно». Названия говорят сами за себя, а имя Петрановской на обложке добавляет уверенности в том, что книга обязательна к прочтению.

ЛУЧШИЕ ПСИХОЛОГИ СОВРЕМЕННОСТИ О ДЕТЯХ, СЕМЬЕ И ВОСПИТАНИИ

Как помочь ребенку в сложный период взросления и как действовать в конфликтных ситуациях, что стоит за детскими капризами и как воспитать уверенного в себе ребенка - обо всем этом и о многом другом в этой отличной книге.

Издательство: Эксмо

Признайтесь, название вас заинтриговало? Или может вы уже слышали об этом - ведь несколько лет назад эта книга кочевала по Интернету, обрастая восторженными отзывами. О ней спорили и продолжают спорить до сих пор, поскольку тема самостоятельности и инфантильности нового поколения - одна из самых острых в наше время. Как обеспечить условия для того, чтобы ребенок научился все делать сам, а мама могла быть «ленивой мамой»? Легко! И книга вас этому научит.

Издательство: АСТ, Времена 2

Это новое издание бестселлеров профессора Ю.Б. Гиппенрейтер. И если вы не читали такие книги как «Общаться с ребенком. Как?», «Продолжаем общаться с ребенком. Так?» и хрестоматию «Родителям. Как быть ребенком», то тут вы найдете выжимку из самых важных советов для молодых родителей. Ведь с детьми нового поколения уже нельзя общаться и воспитывать их «по старинке». Как научиться говорить с современными детьми и как сделать так, чтобы дети вас слышали, а не слушали? На эти вопросы есть ответы.

Издательство: Эксмо

Самые типичные ошибки родителей, а также способы их избежать или исправить, собраны в этой книге. Как стать ребенку другом, но не потерять свой авторитет? Как правильно реагировать на капризы и шантаж? Здесь вы найдете не только множество советов, но и случаи из жизни, а также иллюстрирующие их забавные картинки. И все это от Ольги Маховской - автора книг и телепередач, вложившей огромный вклад в проект «Улица Сезам в России».

Издательство: Азбука

И последняя книга в нашей подборке - бонусом - с картинками! Автор книги, воспитывая троих детей, делала записи и зарисовки происходящего в своей семье. Именно эти записи она и предлагает изучить читателям. Рекомендуется к прочтению не только родителям, а вообще - всем, кто хоть как-то контактирует с детьми. Ведь под этой обложкой так понятно написано (и нарисовано) почему дети врут, капризничают или грубят. Может быть, эта книга принесет вам вдохновение, и вы тоже создадите подобное произведение про вашу семью. Мы бы вот почитали.

Для многих современных родителей воспитание ребенка видится, как тяжелая работа, требующая многих ресурсов: и материальных, и эмоциональных. Многие родители радуясь первой встрече с своим новорожденным ребенком, и чувствуя огромную нахлынувшую любовь, потом с отчаяньем думают, что не так они делают и почему у них ничего не получается. Многие родители в поисках ответов бороздят просторы Интернета и запутываются еще больше. Многие понимают, как не надо воспитывать и как они не хотят обращаться со своим ребенком. Но мало кто знает, как же надо.

Каким должен быть хорошо воспитанный и счастливый ребенок? Что для этого должны делать родители? Современный мир поменял многие наши представления о родительстве. И ребенок, и семья должны вписаться в стандарты, которые предъявляет им общество. О том, как не потерять самое главное в отношениях родители – дети, рассказывает психолог Людмила Петрановская.

Как представляют себе воспитанных детей в России

Екатерина Кронгауз поговорила с психологом Людмилой Петрановской о русских паттернах воспитания и о новых типах общения с детьми.

Я прочла разные книги про воспитание - про китайское, про французское, Спока, Винникотта, вашу книжку и Гиппенрейтер. Понятно, как выглядит правильно воспитанный китайский ребенок, хорошо воспитанный французский ребенок. Непонятно, что такое хорошо воспитанный русский ребенок.

Русский хорошо воспитанный ребенок не сильно отличается от других детей. Дети очень разные, но моменты, когда ты понимаешь, что хорошо его вырастил, достаточно универсальные, я не думаю, что они зависят от культуры.

- А как выглядит хорошо воспитанный ребенок?

Это ребенок, который в контакте с собой, со своими чувствами, который умеет обращаться за помощью, способен как к поверхностным социальным отношениям (коллеги, однокурсники, приятели), так и к глубоким длительным (лучший друг, девушка, парень), способен отдавать себе отчет в том, что ему действительно нужно, и отличать свои желания от того, что принято хотеть в этом сезоне, прилагать какие-то усилия к исполнению своих желаний. Вот и все.

- Как достигнуть этого результата?

Это глубокий опыт защиты и заботы, который получает ребенок в детстве. Я описала человека, который способен и к глубокой связи, и к автономии. Люди так устроены, что им нужно и то, и другое.

Если это можно назвать объективно хорошим результатом воспитания, откуда такое количество противоположных методик и философий воспитания?

Я не думаю, что они настолько уж противоположные. По большому счету, все хотят более-менее одного и того же. Фактически концепции две, да? Мы можем стараться жить с ребенком удобно для себя или идти за потребностями ребенка. В архаичных культурах этого вопроса вообще никогда не возникает. Как удобно для ребенка - так удобно и для мамы. И наоборот. С рождением ребенка жизнь женщины практически не меняется: тот же социум, тот же образ жизни, те же интересы, те же удовольствия. Она ничего не теряет. Только при ней ребенок. И ей удобнее, и ему удобнее, если он к ней привязан. И ей удобнее, и ему удобнее, если он с ней спит. Доносила до какого-то возраста - он слез с рук и пополз. И ей удобнее не очень за ним смотреть, и ему удобнее. Эволюция подогнала эти программы друг под друга. Потом человечество взяло и переехало в города. В городе, как только женщина рожает ребенка, ее жизнь меняется полностью. Она теряет свои социальные связи, свой образ жизни, она очень ограничена в получении каких-то удовольствий. Поэтому начали изобретать способы растить ребенка, им не занимаясь.

- То есть, чтобы им занимались другие?

Это идет параллельно с развитием всяких форм искусственного занимания ребенка. Никакой маме в архаичной культуре не приходило в голову, что ребенку нужно развивать мелкую моторику. Или водить на развивающие занятия. Он с нею все время тусил и заодно развивался. Не было представления о том, что он должен соответствовать каким-то нормам. Этот раньше, этот позже. Этот такой, этот сякой. Жив-здоров - и хорошо. Сейчас это не так. Лучший способ продать какую-нибудь игру - написать на ней «этим ребенок будет заниматься сам». Все, мечта родителей. Чтоб ребенок куда-нибудь делся. С другой стороны, есть требования стандарта. Ребенок должен вписаться в созданную кем-то, неизвестно кем, без учета его индивидуальных особенностей, систему, вставиться туда, как рамка и вкладыш Монтессори. Не вставился - виновата ты, виноват и твой ребенок. Естественно, это невротизирует. Поэтому возникает странная ситуация. С одной стороны, есть куча примочек, для того чтобы ребенком не заниматься, с другой - куча искусственных занятий, чтобы заниматься с ребенком. То есть это воспринимается не как время отдыха со своим родным человеком, а как работа. Естественно, если общение с ребенком воспринимается как работа и усилие, возникает вопрос: а когда отдыхать? А отдыхать тогда можно только без ребенка. Получается, дети все время растут с ощущением, что они недостаточно хороши и не соответствуют каким-то ожиданиям.

- Что они утомляют.

По большому счету, чтобы их вообще не было или чтобы они появлялись по щелчку и соответствовали всем параметрам, а лучше превосходили бы их.

- А хорошо-то как сделать?

Да хорошо жить просто.

Вот эта новая мода, что ребенок должен ходить на плавание, на танцы, на английский, на лепку, на керамику, на автодизайн - против того, что он просто живет дома в семье и лепит пельмени, если я их леплю. Что правильнее?

Частично все эти развивалки - способ маме самой скоротать как-то дни, потому что опять-таки скучно. Куда-то пойти, почесать языками с другими мамами, на других посмотреть, себя показать. Главное, чтобы не навешивались ожидания на ребенка. Потому что иногда это доходит просто до маразма. Приходят ко мне приемные родители девочки, которой год и семь месяцев. В рабочее время вдвоем отпросились с работы, приехали и говорят: «Нас уже выгнали со второй развивалки - она не выполняет указаний педагога». Я говорю - вы больные, что ли? Это тусовка - пришли, поулыбались, развеялись, получили социальное поглаживание и разошлись. Что за требования? Такое начинается, когда мы сравниваем разные общества по функции детей. Откуда взялся феномен китайских детей? Для китайской семьи ребенок - это проект, шанс вырваться.

То есть это безумие с детскими занятиями ранними - попытка компенсировать недостаток желания и времени, которое ты проводишь с ребенком? Есть какой-то практический смысл, кроме самоуспокоения?

Тут частично тревога перед социумом, чтобы ребенок не отстал и был не хуже других. А частично - да, успокоение. Традиция нормального общения с детьми давно прервана - у нас ведь целые поколения были лишены семейного воспитания искусственным образом.

- Военные в смысле?

Вот мой год рождения 1967-й - первый год, когда разрешили сидеть с ребенком до года дома. До этого сдавали в ясли в два месяца. И в год-то отдавать ребенка принудительно - не очень хорошая идея. В Европе, в Америке с этим лучше, потому что у них есть традиции сидеть с маленькими детьми. Нашей молодой маме неорганично быть с ребенком. Она не может просто расслабленно ловить кайф. Она в напряжении, не знает, что с ним делать.

- А что с ним делать?

Да с ним ничего не надо делать. Полное внимание нужно только первые недели после рождения, а потом - только если случается что-то из ряда вон выходящее.

- Так все-таки правильно-то как: держать его на руках или не держать? Спать с ним или без него?

Маленького ребенка? Как правильно? Мое мнение? Правильно держать, конечно. А спать с ним, без него - спать нужно много. Во всех возможных сочетаниях. Всегда, когда получается.

Сейчас родители из головы искусственно выбирают какую-то методологию. Потому что раньше воспитание ограничивалось возможностями, а теперь возможности уже совсем не так ограничены, и приходится эти ограничения выдумывать.

Ну что делать? Традиции нет. В естественной ситуации как: ты делаешь с ребенком то, что делала твоя мама. Мама делала, как ее мама, и для тебя это органично. Они не думали о том, в какую школу отдать, а сейчас это два года вся семья обсуждает. В голову такое никому не приходило - растили и растили.

- А сейчас нельзя совсем не включать голову и выбирать первую попавшуюся школу?

Вообще не включать голову не получится, потому что есть социально навязанные вещи. Сложно не ходить в поликлинику. Ты должен, все равно должен что-то решить про прививки, про детский сад, школу и так далее. Поэтому каждый выбирает себе то, что ему ближе, читает книжки, как-то ориентируется. В ситуации неопределенности важно разрешить себе выбирать, не быть рабом стереотипа. Где-то слушать себя и свои ощущения. Надо понимать, что программа привязанности - глубокая инстинктивная программа, которой много сотен тысяч лет, и вся эта урбанизация и научно-технический прогресс - даже не рябь, а тонкая штриховка на толстом слое.

- Какая основная проблема современных родителей, с которыми вы сталкиваетесь?

Именно эта. В родительстве стало слишком много головного, и, естественно, это дико истощает.

- А что можно сказать о современных детях?

Дети, конечно, очень чувствуют неуверенность родителей. И у них высокий уровень стресса. Поэтому многие современные дети невротизированы и чувствуют, что они недостаточно хороши для своих родителей.

Несмотря на безумные изменения в стране в социальных аспектах, можно ли что-то сейчас назвать адекватным родительством?

Как биологический вид мы все-таки не изменились и имеем четкие параметры в отношении потомства. Рожаем мало, редко, трудно, долго носим, и цена ребенка для нашего вида высока. Это первое. Второе - мы рожаем ребенка незрелым. Более незрелым, чем любой другой вид на свете. Наш ребенок нуждается в том, чтобы мы его доносили после рождения. Если не отказывать ребенку в полной реакции на его нужды, защите, заботе, то мы дадим ему лучший старт.

- То есть баловать?

Благополучные дети - это дети качественно избалованные. Я не имею в виду несчастного ребенка, который строит взрослых, - как в рассказе «Белый пудель». Качественно избалованный ребенок - это ребенок контактный, с ним всегда можно договориться, он чуток к нуждам окружающих и всегда готов помочь. Он легко жертвует чем-то для других, потому что у него нет дефицитарной картины мира, у него есть ощущение, что с ним-то всегда все будет хорошо. Ему всего хватит.

- А такие дети у нас есть? Выросли они? Вы их видели?

Надо понимать, что концепция «пусть с двух месяцев учится одиночеству» построена на том, чтобы искусственным образом заставить ребенка перестать быть уязвимым. Когда ребенок не может быть защищен привязанностью, как в психологической утробе, он отращивает панцирь искусственный. Он отмораживает какие-то свои чувства, какие-то переживания, уязвимость и закрывается корой. Поэтому формально он выглядит более благополучным. Что мы можем? Мы можем заранее ему прививать как бы некоторое количество страдания, для того чтобы он был потом меньше травмирован миром. Мы пытаемся искусственно вызвать у него эту отмороженность, считая ее адаптацией. Тогда он огребает от нас, того-сего-пятого-десятого, но зато потом меньше страдает от мира.

Как русским родителям успокоиться и найти эти ответы? Где их искать? Как решить, ходить тебе с ребенком в кафе или не ходить? Выходить тебе на работу или не выходить?

Ну хочется тебе ходить в кафе - надо идти в кафе. Не хочется - не надо идти в кафе. Надо тебе выйти на работу - выходи. Не надо - не иди. Ну так устроено. Дети зависят от родителей. Мы не можем обезопасить ребенка от самих себя. Любые действия будут иметь для ребенка последствия. Как позитивные, так и негативные. В этом наш крест родительский. И надо это понимать. Мы распоряжаемся своей жизнью так, как считаем нужным, а ребенку придется приспособиться. Единственная наша обязанность как родителя - это оставаться для ребенка источником поддержки и сохранять внимание к его чувствам. Как-то так.

Привет всем читателям блога! Хочу сегодня предложить тему: как воспитывать ребенка? Воспитывать правильно. Просто родить ребенка не значит сделаться родителем. Эта фраза - основа, на которой строится понимание родительства. Любой, даже умственно-отсталый человек без контрацепции может зачать и родить ребенка. Но только истинный родитель может поднять ребенка и сделать его ЧЕЛОВЕКОМ!

Знаю, мои слова кажутся немного жесткими, но это факт. Как говорит мой друг: Дети - это не свиньи, которых нужно взрастить, выкормив и одев до 18 лет. Это не трудно. Сложно воспитывать ребенка, вырастив порядочного человека, а не подлеца! Я с этим полностью согласен. Часто слышу, как говорят: „ Ничего, выкормим, прокормим“. Согласен, но воспитаете ли ребенка, как положено? Это уже намного сложнее.

Прежде всего, родителям, нужно взглянуть на воспитание детей, как одну из основных своих обязанностей. Для этого нужно прикладывать все усилия и энергию. Прочитав статью до конца, родители найдут ответ на вопрос: Как правильно воспитывать ребенка? В каждом разделе рассматривается, что включается в правильное воспитание ребенка?

Я уверен, многое из описываемого вы не читали. Поделюсь опытом, который РАБОТАЕТ, дает результат, если его применять!!!

Важно помнить: нет двух совершенно одинаковых детей, даже если они живут в одной семье. К каждому нужен свой подход в воспитании. Например, на одного когда он шалит достаточно только строго посмотреть, все сразу понял. А другому ребенку этого недостаточно. Ему нужен шлепок по «мягкому месту». Но в любом случае, как одному, так и второму просто важно знать: что вызвало недовольство родителей.

Скажу, как мы в семье воспитывали нашего ребенка, когда приходилось иногда шлепком нашу дочь. После этого мы садились с ней и объясняли, почему мы наказали ее. Не потому что мы ее не любим, а потому что нам не нравился поступок дочери, что она не слушалась. Она хорошая девочка, но поступок ее плохой. Позвольте теперь дать рекомендации родителям по воспитанию детей.

Как воспитывать ребенка, уделяя время и личное внимание

Приведу пример: чтобы получить урожай нужно высаживать и ухаживать за саженцами в правильное время. Если мы медлим или не смотрим за урожаем, ничего не получим, а если получим, то очень мало.

Дети развиваются по тому же принципу. Поэтому на вопрос: как воспитывать ребенка, отвечу: нужно уделять внимание ребенку, не в следующем году, или завтра, а именно сейчас, сегодня!

Посмотрите этот ролик. Обещаю, искренний родитель много почерпнет из него.

Родителям нужно отдавать свое время малышу. Больше, чем просто находясь в той же комнате, вам нужно быть в том же «месте», где дети. Поэтому не упускайте драгоценных возможностей воспитывать ребенка, уделить время детям

Совет: Дорожите теми часами и днями, которые вы проводите со своими детьми, потому что это время проходит быстро. Что упустите сейчас, не вернете потом.

Однажды один отец, после смерти своей дочери, плакал и говорил мне: «Если бы все можно было вернуть назад. Тогда я играл бы с доченькой. Я ходил бы с моей девочкой гулять в лес, парк. Я часто был бы с ней». Тогда мне было трудно сказать, что-то этому отцу. Это заставило меня подумать вод над чем:

Неужели нужно потерять ребенка, чтобы потом понять, как важно нам было уделять ему время? Почему многие это понимают уже после того, как не вернешь ребенка назад?

Это была одна из причин, почему в нашей семье жена оставила возможность работать, зарабатывать, а много времени уделяет дочери. Согласитесь, - дети, это как инвестиции в будущее. Чем больше вложишь сейчас, тем больше вероятности много получить потом.

Совет: Общайтесь, играйте с детьми. Старайтесь развивать в них качества полезные детям для счастливой жизни. Это НАША, родителей РАБОТА, а не кого-либо другого.

Конечно, можно возразить: а кто будет зарабатывать? Кто будет оплачивать счета? Признаю - это нужные дела. Но отвечу вопросом на вопрос: А кто будет воспитывать твоих детей? Бабушка, дедушка, садик, школа? Кто лучше родителей знает, как правильно воспитать ребенка, их ребенка?

Согласитесь, этой карусели (зарабатывать, оплачивать счета) нет конца и края. Можно работать и уделять время детям. У вас наверняка есть знакомые родители, которые становятся мамой и папой для телевизора, интернета, гаража, друзей, но только не для детей. Вот если все это поменять местами, то найдется время для ребенка.

Что мы видим на улице вокруг нас? Детей, которые пытаются получить от взрослых внимание, которое им так нужно. Что дети делают? Совершают проступок - это верный способ привлечь к себе внимание. К сожалению, некоторые дети поверили, что это лучший и единственный способ. Но корень этой проблемы - родители, которые мало давали им «качественного» времени. Поэтому, чтобы помочь детям в жизни, не нужно бояться сегодня себя растрачивать, отдавая ребенку свое время, свое внимание.

Итак, на вопрос: как воспитывать ребенка? Отвечаю: Жизненноважно для родителей выделять время для своих детей, оказывать им внимание. Не нужно ждать завтрашнего дня, чтобы ребенку уделить время и поговорить сегодня. Дорожите сегодня тем, что пройдет завтра - оказывать внимание детям. Придет время, и дети будут оказывать внимание родителям.

Как правильно воспитывать ребенка, применяя обучение

Не буду давать сухих советов, как это делать. Наверняка об этом вы уже много начитались в интернете. Поделюсь тем, как мы применяли обучение на практике.

Когда наша дочь была маленькой, мы часто учили ее с помощью игр. Рисовали «мультяшки» на какую-то тему, а затем объясняли дочери то, чему хотели научить. Такие рисунки помогали нам учить ее размышлять, видеть больше того, что она нарисовала. Перед тем, как пойти в школу, затем, когда она училась в школе, мы разыгрывали с ней практические сценки. Сценки, которые помогали ей подготовиться к реальным жизненным ситуациям. Как поступать, как защищать себя, сталкиваясь с трудностями, угрозами.

Если репетировать, что делать в трудной ситуации, как поступать, это может развить в ребенке умение и уверенность поступить правильно. В таких сценках я играл роль так называемого «друга», который предлагал дочери покурить, выпить, «уколоться». С каждой игрой я выдумывал новые ухищрения, обещания, чтобы завлечь дочь в свои сети, а она училась мне противостоять. Когда дочь стала подростком, мы пользовались обычным методом - вопрос-ответ.

Такие занятия помогут родителям увидеть, как ребенок будет реагировать в подобных ситуациях. С каждой игрой родители оттачивают ребенку умение противостоять сложным ситуациям, трудностям. Нарабатывают ребенку опыт, которому его школа не научит. В таком обучении вы передаете детям свой богатый опыт и проводите с ними совместный отдых. Разговаривайте с детьми, объясняйте, почему сегодня что-то считается плохим, в чем опасность, какие последствия.

Эти занятия мы проводили регулярно, как бы нам с женой не было трудно или мы были уставшие. Мы установили для себя график: два раза в неделю проводить такие игровые занятия, тренинги. Со временем у нас выработалась привычка, даже потребность в таких занятиях. Сегодня, когда дочь выросла, мы вместе обсуждаем различные вопросы, трудности с которыми сталкивается молодежь. Как можно их правильно решить? Как найти выход?

Итак, как воспитывать ребенка и делать это правильно? Обучая практическим навыкам, нарабатывая опыт ребенку справляться с трудностями, искушениями, опасностями.

Важно общаться с детьми

Наверняка вы слышали совет: Когда ребенок хочет тебя о чем-то спросить или просто поговорить, то оставь ВСЁ, уделив ему внимание. Это действительно очень действенный совет. Потому что раз, другой, сошлешься на занятость, а на третий родитель сам захочет поговорить с ребенком, но деточка не будет хотеть разговора.

Будешь пытаться пробиться в «душу» ребенка, понять, что же там творится, но он тебя туда не пустит. Не откроет ребенок туда доступ. Отсюда и недомолвки, недопонимание. Как следствие ссоры, скандалы, обиды.

Что скажу из нашей практики? Даже если разговор не получается, как говорят «не клеится», не отвлекайтесь чем-то другим. Внимательно слушайте. Не просто слушайте, что ребенок говорит, а постарайтесь понять, что он хочет сказать. Как он выражает свою мысль. Когда говорите с ребенком смотрите на него, но не как «Ленин на буржуазию». А как родитель, для которого нет ничего важнее того, что говорит ребенок.

Совет: Родителю важно научиться слушать. Что значит слушать? Нужно понять ребенка, а не просто услышать! Слушать ребенка, а не просто слышать, его разговор. В таком общении родитель 30 % говорит, а 70 % слушает. Не спешит осуждать, учить, а старается вникнуть в суть сказанного ребенком.

Лучше чем родители никто ему не расскажет и не объяснит вопросы, которые его волнуют, особенно, когда ребенок подросток. Вопросы отношений с друзьями, противоположным полом, изменениями в организме, половом воспитании. Поэтому, научившись общаться с детьми, как говорят «по душам», вы поможете им научиться правильно, реагировать на их проблемы.

Когда ребенок становится старше у него больше своих, личных секретов. Он менее общителен или неохотно идет на откровенный разговор - это НОРМАЛЬНО! Мы такие же были. Тем не менее, как хотелось нам, где-то там внутри, в сердце, чтобы отец или мать поговорили с нами, выслушали. Также и наши дети этого хотят, даже если они скрывают это желание.

Итак, Как воспитывать ребенка, общаясь с ним? Отвечаю: развивать желание, потребность общаться с ребенком. Быть открытым для общения, поняв, что нет ничего важнее разговора с ребенком. Учиться слушать.

Заключение

Воспитание ребенка иногда называют 20-летним проектом. Осуществить этот проект обычно становится труднее тогда, когда ребенок достигает подросткового возраста. Дети сталкиваются с БОльшими проблемами, поэтому родителям приходится усиливать свои старания. Ключ к успеху остается тем же - родителям нужно много работать над воспитанием. Награда родителей - ребенок - ваша гордость! Когда вам не придется краснеть, когда вы спокойно спите, когда ребенок на голову выше по интеллекту своих сверстников. Желаю и вам испытать такие чувства!!! Думайте над тем что написано ниже:

Как воспитывать ребенка, даже подростка - это личное внимание, теплота и понимание. Правильное воспитание детей станет вашей гордостью и обеспечит вам поддержку, когда придет время!

С уважением

Посмотрите ролик из КВН об отцах. Юмор поднимет Вам настроение.

«Лучший способ сделать детей хорошими - это сделать их счастливыми», - как-то заметил Оскар Уайльд.

Казалось бы, вот он - лучший рецепт воспитания, только понятия счастья и «хорошести» у большинства родителей совершенно разные. Конечно, мечтают, чтобы их дети были здоровыми, умными и послушными. Но, помимо этого, в каждой семье к ребенку могут предъявлять целый ряд требований для получения статуса «хорошего». Надо сказать, что желание иметь «хорошего» ребенка – это во многом отражение проекций родителей. В ребенке они хотят видеть то «хорошее», что им кажется «хорошим». При этом все, на их взгляд, «плохое» отсекается как ненужное.

Иногда выходит так, что в семье ученых чадо непременно должно быть отличником, спортсменов – чемпионом, музыкантов – певцом и так далее. Иногда в погоне за суровыми критериями «хорошести» родители перестают видеть уникальную личность ребенка, которому могут быть совершенно безразличны точные науки, спортивные достижения, пение и другие навязанные интересы. Вместо того, чтобы заняться тем, что по-настоящему нравится, ребенку приходится удовлетворять амбиции взрослых. Нередко такие дети чувствуют себя подавленными, лишенными инициативы, а иногда начинают капризничать и вступать в конфронтацию, а ближе к переходному возрасту становятся, по мнению родителей, «трудными» и «плохими».

Еще одно распространенное заблуждение – путать понятие «хороший» ребенок с понятием «удобный». «Удобный» ребенок всегда спокоен, прилежен, редко идет наперекор, ест, что дают, спит, когда скажут. Мечта, да и только! Одна проблема – повзрослев, «удобный» ребенок начинает подстраиваться под окружающих, не умеет дать отпор и редко проявляет инициативу. Поэтому прежде чем решить воспитать «хорошего» ребенка, стоит четко понимать, что же на самом деле это значит.

«Хороший» ребенок - какой он?

Начнем с самого слова «хороший». Словарь русского языка Ефремовой определяет, что «хороший» - это тот, кто отличается достойностью, приличием, обладает положительными качествами и свойствами. В толковом словаре В.И. Даля «хороший» - значит «красивый, добрый, способный». Ни в одном определении не нашлось места таким словам, как «успешный», «популярный», «послушный», «спокойный» и «покорный». А ведь нередко именно таким видят родители «хорошего» ребенка.

Даже когда мы рассуждаем о «хорошем» взрослом, послушность и повиновение – последнее, что приходит на ум. Обычно «хорошим» нам кажется знающий правила приличия, образованный человек, который живет, не нарушая закон и по-доброму относится к окружающим.

У психологов нет четкого определения «хорошего» человека. Чаще мы говорим о «здоровой» личности, ее внешних и на внутренних качествах. Такая личность:

  • имеет четкое понимание своих желаний и целей, умеет находить ресурсы для их осуществления либо может спокойно отказываться от задач, если они невыполнимы;
  • умеет самостоятельно принимать решения и отвечать за себя;
  • способна успешно строить коммуникацию как в личном, так и в деловом окружении;
  • уверена в своих силах, адекватно оценивает себя, зная и сильные и слабые свои стороны;
  • эмоционально устойчива;
  • способна отстаивать свои интересы;
  • в целом мыслит позитивно и по-доброму настроена к внешнему миру и т.п.

Все перечисленное говорит в первую очередь о «психологическом здоровье» человека, фундамент которого закладывается еще в детстве. Достичь гармоничного развития ребенка на самом деле не так трудно, как кажется. Главное – видеть в ребенке не свою собственность, а формирующуюся личность, но в то же время не пускать все на самотек и уметь грамотно очертить границы дозволенного. Родителям приходится учиться балансировать между излишней добротой и вседозволенностью и крайней строгостью и запретами. Любой перекос может сказаться на хрупкой формирующейся личности ребенка и отразиться на его дальнейшей жизни.

Однако известно, что излишняя суровость, критика, а в особенности оскорбления и побои наносят серьезный удар по самооценке ребенка. Чрезмерный же контроль и желание оградить чадо от внешнего мира может сделать его инфантильным и неприспособленным к жизни. Также пагубно влияет полная безнаказанность и выполнение всех капризов. В данном случае родитель рискует получить «хорошего» эгоиста.

Какого ребенка хочу я?

Психологи для начала рекомендуют родителям задать вопрос самим себе: «что для меня значит иметь хорошего ребенка?» Честный ответ самому себе поможет выбрать правильный вектор воспитания. Если же ответ никак не приходит на ум, лучше разобрать ситуацию в кабинете психолога, особенно если вам кажется, что воспитание ребенка сбилось с курса и не приносит должных результатов.

Интернет и полки книжных магазинов пестрят всевозможными пособиями по воспитанию детей. Но, как правило, каждый конкретный ребенок и отдельная семья нуждаются в индивидуальном, а не усредненном подходе к такому деликатному вопросу. Мы рекомендуем вам обратиться к опытному, квалифицированному специалисту, с которым вы сможете обсудить все свои сомнения относительно воспитания вашего чада.

Как из «хорошего» ребенка не сделать «плохого»?

Психологи многих стран, проанализировав различные случаи из практики, пришли к выводу, что часто родители и их советчики повторяют одни и те же ошибки. Вот самые распространенные из них:

  • Родители пугают ребенка фразами вроде: «Если ты не сделаешь это, то я перестану тебя любить». Такое заявление крайне негативно отражается на психике, так как любовь и забота родителей безусловны и не должны зависеть от его поведения.
  • Родители избегают тактильного контакта, лишний раз не погладят и не обнимут ребенка. Ласка и поощрение очень важны для детей, так как дают им уверенность в любви и заботе.
  • Родители слишком устают, чтобы играть с ребенком и интересоваться его жизнью. Конечно, рассказ чада о новом дне в детском саду не так увлекателен, как любимый сериал, но именно общение с ребенком помогает выявить его интересы, проблемы и переживания.
  • Родители критикуют, унижают, оскорбляют, сравнивают с другими детьми. Все это бьет по самооценке, тогда как похвала за самые незначительные достижения и успехи вселяет веру в себя.
  • Родители не могут договориться друг с другом в вопросах воспитания. В итоге ребенок не понимает, что можно, а что нельзя.

Когда нужна помощь специалиста?

Иногда бывает и так, что родители уважают личность ребенка, уделяют ему внимание, но он все равно не слушается, ведет себя агрессивно и не может ни на чем сосредоточиться. В данном случае родителям имеет смысл обратиться к психологу. Возможно, причина такого поведения кроется в тех факторах, о которых родители даже не догадываются.

Случай из практики.

Женщина обратилась к психологу с жалобой, что ее 9-летняя дочь начала сильно отставать в школе и замкнулась в себе. При этом клиентка честно призналась, что никогда не позволяла себе грубости в отношении девочки и всегда поддерживала дочь во всех ее начинаниях. Но в ходе терапии выяснился интересный факт: из-за стесненных жилищных условий девочка и мать спали на одной кровати практически с самого рождения ребенка. И сейчас, когда дочери исполнилось 9 лет, мать не спешила решать проблему. Психолог выявил, что этот, казалось бы, незначительный факт стал причиной постоянного психологического дискомфорта ребенка. После того, как женщина сделала перестановку и купила девочке отдельную кровать, ребенок наконец получил свое личное пространство. Успеваемость и настроение девочки значительно улучшились.

Воспитание детей — процесс непрерывный. Наше воспитание во многом определяет их будущее. Этот процесс нельзя отложить «на потом», нельзя пускать на самотек. Конечно, жизнь научит. Но научит правилам выживания, а не правилам поведения. Правильное воспитание является базой будущих достижений наших детей. А теперь подробнее о том, как нужно воспитывать детей, чтобы они выросли хорошими людьми.

0 83588

Фотогалерея: Как нужно воспитывать детей, чтобы они выросли хорошими людьми

Ох уж эти привычки

Привычки у детей начинают формироваться с самого раннего этапа жизни. Они есть у всех без исключе-ния, хорошие и вредные, безобидные и смешные. Привычки могут мно-гое рассказать о человеке. Откуда они берутся? Как мы уже сказали, их формирование начинается с раннего дет-ства, когда малыши постигают но-вое и схватывают на лету, копиру-ют поведение своих родителей. Поэтому если родители, близкое окружение или вовсе посторонние люди замечают пробелы в этом деле, то самое время заняться вплотную детскими привычками.

Воспитывать детей также надо и с формирования полезных привычек. На самом деле, особого труда в этом нет, и высшего педагогического образования не требуется. Замечено, что с каждой новой игрушкой, предметом, ежедневно повторяющимся событием появ-ляется и новая привычка. К при-меру, подарили малышу корзину или короб для игрушек — теперь дело привычки убирать их после игры. Хочется самостоятельно одеваться и раздеваться — мож-но научить аккуратно складывать вещи по полочкам в шкафу. С удо-вольствием рисует красками — пусть ополаскивает баночку с во-дой и сушит кисточки. И вот такими маленькими шагами будут при-обретаться хорошие привычки, ко-торые не оставят места остальным, не очень полезным. Как нужно воспитывать детей, чтобы они выросли хорошими людьми?

Полезные советы по воспитанию детей

Воспитывая детей хорошими людьми, не рекомендуется делать это под жестким диктатом. Не надо контролировать каждый шаг ребенка и постоянно говорить, что делать. Постарайтесь добиться того, чтобы и ребенка не загружать академич-ностью и оставить возможность для индивидуального развития. Поощряйте творчество, инициативу, но не вседозволенность.

Взрослые — главные учителя и ориентиры. Что поделать, но с появлением в доме детей мы сами на-ходимся под их пристальным конт-ролем. Любые наши поступки ими воспринимаются и оцениваются. Поэтому родители сами должны по-казывать примеры культурного по-ведения и объяснять их правила. Согласитесь, ребенок навряд ли бу-дет организованным и собранным, если утром папа впопыхах ищет галстук, мама — ключи от дома, а младший брат — любимую игруш-ку, с которой ходит в детский сад. К тому же личный пример не потре-бует никаких дополнительных уси-лий. Это тот случай, когда само дей-ствие уже поучительно. Поздорова-лись с соседкой, придержали лифт для бегущего по лестнице, тихо зак-рыли дверь, чтобы не разбудить ба-бушку, поблагодарили за свежую га-зету работника киоска — ребенок наблюдает и перенимает модель поведения. Личный пример - ключевой момент в воспитании.

Искренние поступки. Удовольствие от доброго поступка, хорошего дела не срав-нится ни с какой материальной пла-той. Ваша задача объяснить ребен-ку, что можно бескорыстно получать удовлетворение от осознания того, что поступил правильно. Взрослым в этом случае не нужно быть скупы-ми на похвалу и ободряющие сло-ва. К тому же дети быстрее повто-рят действие, которое радует и их лично, и родителей, и включенных в этот общий процесс людей.

Запас терпения не должен ис-сякать. Равно и как ваша вы-думка, изобретательность, смекал-ка. Нелегко сразу научить ребенка искренне уверовать, что чистить зубы, умываться, не разбрасывать еду, засыпать в своей кроватке — очень приятно. Первое время при-дется повторять, объяснять, про-сить переделать, напомнить, что-бы не увиливал от обязанностей. И здесь важно не сорваться, избегайте все сделать как можно быстрее, торопить малы-ша. Со временем он доведет обыч-ные процедуры до автоматизма и даже сам не заметит, как полезная привычка закрепилась. Кстати, гигиена и самоконтроль за внешним видом - один из важнейших элементов хорошего воспитания. Вроде бы банальная чистка зубов является прекрасной профилактикой борьбы с ленью.

Проверка на прочность. По мере взросления ребенка, его кризисных кривых, которые только на первый взгляд кажутся разруши-тельными, привычки тоже будут за-бываться и даже игнорироваться. Вот здесь и начинаются сюрпризы, когда твердую привычку ребенок на-прочь забывает! Обычно это проис-ходит в подростковом возрасте, ког-да дети идут наперекор обществен-ному мнению. Им надоедает, в тягость, не интересно повторять одни и те же обязательные дей-ствия: чистить обувь, с вечера со-бирать рюкзак в школу, выносить мусор, выполнять домашние зада-ния. Именно ваша твердость, без намека на жестокость, посто-янство повторов, спокойствие по-могут переждать это время и не разрушат правила до конца.

Доверие и самостоятельность ребенка. Иногда роди-тели сами провоцируют и укореня-ют плохое поведение и вредные привычки своих детей. Либо слишком часто позволяют нарушать правила поведения, либо хаотично меня-ют или вовсе стараются все сде-лать за ребенка. На первый взгляд они не хотят лишних забот, тра-тить время, настаивать и уметь находить компромисс. Поэтому идут на поводу, чтобы не краснеть перед чужими людьми. Делают за ребенка быстро какое-либо дело сами, стараясь избавить от нагрузок. На самом же деле ра-стят лентяя, безответственного эгоиста, который любой конфликт или проблему в жизни будет ре-шать чужими действиями. Такая чрезмерная опека родителей не оставляет шанса ребенка про-явить себя. Постарайтесь не завязывать за ребенка шнурки и решать школьные задачки. Пусть он потратит больше времени и сделает не очень хорошо, но зато сделает это сам!

Помните, что правильное воспитание во многом облегчает жизнь детей. Ребенок станет увереннее, не будет страдать из-за несобранно-сти, сэкономит драгоценное время для осуществления своих планов. Сможет добиться признания и бу-дет пользоваться уважением в об-ществе. Ведь всегда приятно об-щаться и иметь дело с хорошим воспитанным человеком. А уж, сколько приятных эмоций испыта-ет от этого семья, когда не нужно мучиться и противостоять прихо-тям детей. Родители «с большой буквы» обязаны воспитать детей, чтобы они выростали хорошими людьми. В этом случае они легче адаптируются в этом мире и смогут добиться больших успехов как в профессиональной сфере, так и в личной жизни.

Наблюдения психологов

Каждый ребенок учится новому и нарабатывает привычки под влиянием внутренних импульсов, которые образуют сенси-тивный период. Психологи даже выделяют четкие границы такого времени. Они имеют свое начало, бурную стадию развития и завер-шение. Их важно не упустить и направить в нужное для ребенка рус-ло. Он по наитию, природному и врожденному чувству будет ориен-тироваться в житейских мудростях. Тогда привычки станут его компа-сом на будущее.

Если ребенок идет в противовес общественному мнению, то наравне со скачком развития личности, этому способствует и беспорядок. Хаотичные перемены, потеря ориентиров, недопонима-ние в его ближайшем окружении. Возможно, даже это протест и при-зыв к взрослым понять, что у него появились новые потребности и их нужно учитывать.

Страх плохих привычек, частые болезни, нервозное пове-дение — это реакция детского организма на внутренний беспо-рядок. В этом случае необходима коррекция приемов воспитания. Целесообразно обратиться за помощью к детскому психологу. Ваша задача максимально быть рядом с ребенком, поддерживать его и способ-ствовать адаптации во время обучения ранее неизвестному.

Ничто так не подкрепляет правдивость слов взрослых, как наглядная их демонстра-ция. Поэтому время от време-ни полезно и нужно устраивать дни без правил, когда многое разрешено и позволительно. Например, пусть в выходные ребенок не спешит заправлять постель, умываться, завтра-кать. Хочется поваляться и по-смотреть мультики — пожалуй-ста! Самое парадоксальное, что дети очень привязаны к за-веденному ходу вещей и любой беспорядок причинит диском-форт. Условно говоря, не смо-жет он внимательно следить за сюжетом, когда в комнате не убрано, в животе бурчит от голода и вообще общее состоя-ние не бодрое. Тогда ребенок теряется, путается, пытается восстановить порядок. Это очень отвлекает! Здесь понима-ешь, что время, потраченное на правильное воспитание ребенка, позво-лит избежать накопления хао-са и не потревожит его внутрен-ний мир.