Демонстративное поведение. Демонстративное поведение у ребенка — истоки и особенности

Значимость игр для всестороннего развития ребёнка дошкольного возраста сложно переоценить. Их возможности выходят далеко за пределы организации увлекательного досуга. Правильно подобранные и грамотно реализованные, они обладают огромным педагогическим и воспитательным потенциалом. Про игры, развивающие навыки счёта, чтения, письма, тренирующие физическую силу и ловкость, воображение, творческое и логическое мышление, эрудицию и эмоциональный интеллект мы писали много (но, конечно же, напишем ещё больше). А сегодня вашему вниманию, дорогие друзья, мы предлагаем игры для коррекции поведения дошкольников.

Сегодня мы опишем игры, которые помогают:

  • понизить общий уровень тревожности и снять нервное напряжение;
  • бороться с детскими страхами;
  • выстраивать доверительные отношения между членами семьи;
  • бороться с агрессивным и демонстративным поведением.

Виды коррекционных игр

Игры с правилами

Наличие чётких инструкций, без следования которым не выполнить игровые задачи, учит импульсивных детей подчиняться требованиям и не нарушать запреты. Это эффективный инструмент воспитательно-коррекционной работы с малышами, имеющими проблемы с дисциплиной.

Соревнования

В соревнованиях тоже есть правила. Но они предельно понятны и просты, что максимально упрощает для ребёнка самостоятельный контроль над собственным поведением. Нетерпеливым малышам бывает непросто принять тот факт, что проигрыши неизбежны, но постепенно, при грамотной совместной работе взрослых в детском характере вырабатываются столь важные черты, как самообладание и выдержка.

Театрализованные представления

Игры-драматизации, основанные на театральной постановке по мотивам любимых литературных произведений ребёнка помогают преодолеть стеснительность, раскрыть творческий потенциал, снизить уровень тревожности. Возможность действовать свободно в определённых рамках помогает нерешительным малышам обрести уверенность в себе и повысить самооценку.

Сюжетно-ролевые игры

Различные вариации ролевых игр открывают широкие перспективы для эффективного воспитания. Закладывая сюжеты и прописывая роли для игроков, вы можете отрабатывать детские страхи, корректировать демонстративное поведение, привлекать внимание детей к нравственно-этическим проблемам.

Коллективные игры

Продолжительные игры со сверстниками помогают ребёнку освоить правила поведения в обществе, взять под контроль упрямство и эгоистичность, побороть стеснительность и робость. Очень важно, чтобы во время коллективных игр взрослый сумел без явного вмешательства в игровой процесс корректно, но эффективно направлять совместную деятельность для достижения поставленных игровых задач.

Игры для коррекции демонстративного поведения

«Зеркало»

Встаньте в пару с ребёнком. Объясните правила: вы показываете любое движение, а малыш должен повторить его за вами, как зеркальное отражение. Движения могут быть совершенно любыми: поднять одну руку, поднять две руки, присесть, попрыгать и пр. Можно задействовать мимику: улыбнуться, высунуть язык, округлить глаза…

Если в игре участвуют несколько детей, сначала покажите им примеры движений, объясните, что надо делать игрокам, а затем разбейте всю компанию на отдельные пары.

Если с простыми движениями малыши справляются на «отлично», предложите им имитировать для своего отражения целые ритуалы: причесываться, чистить зубки, умываться, одеваться и т. п.

«Эхо»

Если вы впервые предлагаете ребёнку эту игру, расскажите ему, что такое эхо, где и почему оно «живёт». А теперь договоритесь, что временно функции эхо придётся выполнять карапузу.

Произносите любые звукосочетания, а ваше персональное «эхо» пусть повторяет. Постепенно усложняйте исходник для повторения, вплоть до декларации небольших стихотворений или строк из любимых сказок вашего малыша.

«Рассмешить Несмеяну»

Перед началом игры прочитайте ребёнку сказку о царевне Несмеяне. Обсудите с малышом, почему искренний смех - это очень важно. А теперь поделите между собой роли: один должен притвориться Несмеяной и изо всех сил сдерживать улыбку, пока второй игрок будет придумывать забавные шутки и корчить рожицы. Но, как только Несмеяна рассмеётся, меняйтесь ролями.

Игры для коррекции агрессивного поведения

«Каратист»

Выделите ребёнку, склонному к проявлению агрессии, ринг. Это может быть начерченный на асфальте круг, мягкий детский коврик (татами) или обруч-халахуп. Внутри ринга малышу дозволяется выполнять серию ударов руками и ногами, имитируя бой с невидимым противником. Подбадривайте маленького каратиста, мотивируйте его выплеснуть всю негативную энергию.

Таким же образом можно изобразить боксёра. В этом случае на ринге надо перемещаться прыжками, а удары совершать исключительно руками.

В конце игры пожмите ребёнку руку, как это делают спарринг-партнёры в единоборствах.

«Цирковые зайчики»

Это игровое упражнение поможет ребёнку сфокусировать внимание на собственных мышечных ощущениях, научит его управлять своим телам, сохранять над ним контроль.

Предложите ребёнку сыграть роль циркового зайца, который умеет быстро-быстро бить своими сильными лапками по барабану, при этом приветливо улыбаясь завороженным зрителям. Пусть малыш сожмёт кулачки, ощутит собственную силу, прочувствует, как напряглись его ручки, плечики. Пусть он выпрямит спинку. А теперь барабаним - сначала медленно, а потом всё быстрее и быстрее. Можно использовать воображаемый барабан или барабанить по плотной подушке. И не забывайте: подушку мы не бьём. Мы не злимся. Мы выступаем перед зрителями себе в удовольствие и им на радость. Улыбайся, зайчик, улыбайся!

«Садово-огородные обзывалки»

Эта игра полезна как для агрессивного малыша, склонного к обидным обзывалкам, так и для обидчивого, .

Предложите вдоволь пообзывать друг друга. Но главное - соблюдать правило: все прозвища должны быть с огорода:

  • ты редиска;
  • а ты тыковка;
  • а ты морковь;
  • а ты картошка.

А теперь придумываем «фруктовые» прозвища:

  • ах ты ягода-малинка!
  • а ты персик;
  • а ты яблочко.

Если в игре участвуют несколько детей, внимательно следите, чтобы в пылу азарта один из игроков не перешёл на вызывающий, оскорбительный тон.

Игры для коррекции тревожности

«Зайки и слоники»

В этой игре ребёнку предлагается примерить на себя две противоположные роли: трусливый серый зайчишка и уверенный в себе, сильный и смелый слон.

Чтобы игра проходила веселее, подберите подходящее музыкальное сопровождение.

В роли зайчика предложите малышу доступными выразительными способами демонстрировать свои страхи. Пусть он дрожит, робко жмётся в угол, делает испуганные глаза.

«Превратившись» в слона, малыш ходит величаво, спокойно, размеренно. Его голова горделиво поднята вверх. Он вальяжно осматривается по сторонам.

После игры обсудите, какая роль больше понравилась ребёнку. Почему?

«Снеговик»

Эта игра направлена на то, чтобы научить ребёнка сбрасывать накопившееся напряжение. Сначала вы «лепите снеговичка», мягко постукивая ребёнка, предлагая ему напрягать ту часть с тела, к которой вы прикасаетесь. Когда снеговик полностью готов, остаётся надуть щёки и постоять так минутку. А теперь тёплые солнечные лучики попали на нашего красавца, и он начал «таять»: постепенно, часть за частью малыш «оттаивает», расслабляя всё тело.

«Мячик-хвастунишка»

Тревожные малыши часто страдают от заниженной самооценки. Таким деткам очень важно не просто слышать от вас, что они многое умеют и знают. Им важно осознать это. Отличный помощник в таком ответственном задании - мячик-хвастунишка.

Вы кидаете ребёнку мяч со словами:

  • я умею;
  • я могу;
  • я знаю;
  • я скоро научусь;

Малыш должен поймать мячик в руки и вернуть его вам, закончив предложение. Повторяйте каждую фразу по несколько раз, чтобы ребёнок прочувствовал, понял, как много он уже умеет и знает: кушать самостоятельно, надевать штанишки, завязывать шнурки, считать, читать и пр.

Друзья! Обращаем ваше внимание, что лучшая защита от любой напасти - эффективная своевременная профилактика. А потому коррекционные игры уместны даже в случае, когда, к счастью, нет серьёзных оснований для опасений за поведение и психологический комфорт ребёнка.

Пусть ваше родительство будет счастливым! Добра, мира и спокойствия вашей семье! До новых встреч!

Содержание
Введение 3
Глава 1. Психолого-педагогический аспект проблемы поведения младшего школьного возраста 6
1.1. Классификация нарушений поведения в младшем школьном возрасте 6
1.2. Демонстративное поведение. Причины нарушений 13
Глава 2. Особенности коррекционной работы с детьми с демонстративным поведением
2.1. Особенности коррекции демонстративного поведения 18
2.2. Способы и методы коррекции демонстративного поведения 19
2.3. Программа исследования 23
2.4. Реализация программы по коррекции демонстративного поведения. Анализ результатов исследования 33
Заключение 36
Литература 40
Приложение
1. Карты наблюдений за учащимися 42
2. Детский тест Кеттелла 54
3. Методика «Несуществующее животное» 64
4. Сборник игр и упражнений для работы с демонстративными детьми в начальной школе 72

Внимание!

Работа № 3842. Это ОЗНАКОМИТЕЛЬНАЯ ВЕРСИЯ работы, цена оригинала 1000 рублей. Оформлен в программе Microsoft Word.

Оплата . Контакты

Демонстративность – это очень часто встречающаяся личностная особенность. Как явствует из самого названия, она проявляется в том, что ребенок все время старается себя показать, продемонстрировать окружающим. В основе этого лежит повышенная потребность во внимании к себе. Иногда она настолько сильна, что ребенок стремится всегда быть в центре внимания.

Обычно детям с высокой демонстративностью свойственна любовь к украшениям. Для привлечения внимания могут использоваться самые разные средства: кривлянье, сознательное нарушение правил поведения, подчеркнуто "идеальное" поведение и даже нарочитая застенчивость, когда ребенок как бы говорит: "Посмотрите, как я стесняюсь!".

Демонстративность – это плохо или хорошо?

Как и любая другая личностная особенность, демонстративность сама по себе не является отрицательной или нежелательной чертой, хотя подчас она может приводить к трудностям в воспитании ребенка.

Зато она может стать источником очень действенной мотивации: человек с высоким уровнем демонстративности готов затрачивать большие усилия на ту деятельность, которая приносит ему внимание окружающих и успех.

Например, подавляющее большинство отличников – это дети с высокой демонстративностью. Кроме того, демонстративность необходима для занятий почти любым видом искусства. Если у человека нет потребности привлечь внимание окружающих к себе и к своим переживаниям, то вряд ли он сможет и станет успешно рисовать, играть на гитаре или выступать на сцене (для актерской деятельности демонстративность имеет особенно большое значение).

Мнимые болезни

Нередко для привлечения к себе дополнительного внимания демонстративные дети "эксплуатируют" имеющиеся у них заболевания (ведут себя так, как будто их болезнь значительно более тяжела, чем она есть в действительности) или даже "создают" себе болезни.

Для этого достаточно особо внимательно прислушаться к своему организму. "Не болит ли у меня голова? Кажется, нет. А горло? Тоже нет. А живот? О, кажется, меня немного тошнит!".

Внутренние органы "не любят" слишком пристального контроля за своей работой. Такое прислушивание к себе нарушает нормальную автоматическую регуляцию телесных процессов – и действительно могут возникнуть тошнота, боли, спазмы.

Чрезмерные волнения окружающих по поводу самочувствия ребенка побуждает его все чаще прибегать к этому способу привлечения к себе внимания. Затем тот же механизм начинает использоваться и для более практических целей – например, для увиливания от предстоящей контрольной, к которой ребенок недостаточно готов.

Негативное самопредъявление

При этом варианте развития ребенок для привлечения к себе внимание окружающих использует нарушение правил поведения. Он изображает "ужасного ребенка", поскольку уверен в том, что никаким другим способом ему не удалось бы выделиться, стать заметным.

Взрослые своим поведением поддерживают это представление: они ругают шалуна и читают ему нотации, пока он безобразничает, и с облегчением забывают о нем, когда он не надолго прекращает свои бесчинства.

Парадоксальным образом те формы обращения, которые взрослые используют для наказания, оказываются для ребенка поощрением. Истинным наказанием является только лишение внимания.

Любые же эмоциональные проявления взрослого воспринимаются ребенком как безусловная ценность, независимо от того, выступают ли они в положительной форме (похвала, одобрение, улыбка) или в отрицательной (замечания, наказания, крик, ругань). Добиться положительной реакции труднее, чем отрицательной – и ребенок избирает простейший путь.


Как обходиться с "негативистом"

Рекомендации при негативном самопредъявлении просты, хотя им не всегда бывает легко следовать. Основной принцип – это четкое распределение, регуляция внимания к ребенку по формуле: внимание уделяется ему не тогда, когда он плохой, а когда он хороший.

Здесь главное – замечать ребенка именно в те минуты, когда он незаметен, когда не скандалит и не пытается привлечь к себе внимание хулиганскими выходками. Если же начинаются такие выходки, то любые замечания надо свести к минимуму.

Особенно важно, чтобы взрослые отказались от ярких эмоциональных реакций, ибо их-то ребенок и добивается. Активно эмоциональное отношение к проделкам демонстративного "негативиста" – это фактически не наказание, а поощрение. Если на него накричат и натопают ногами, то он расценит это как свое большое достижение.

Если проступок настолько серьезен, что оставить его без внимания невозможно, то наказание должно быть предельно безэмоциональным. Например, если ребенок хочет смотреть телевизор – выключить его, вынуть шнур и спрятать, сказав только: "До завтра смотреть телевизор не будешь", а затем не обращать внимания на все крики о том, что он "заставит отдать шнур", "разобьет и выбросит телевизор" и т.п.

Удовлетворить ненасытную потребность ребенка с негативным самопредъявлением во внимании к себе бывает очень непросто. Необходимо найти сферу, в которой он может реализовать свою демонстративность.

В данном случае особо подходят театральные занятия. Ребенок с негативным самопредъявлением все время играет какую-то роль – вот и надо дать ему играть ее не в жизни, а на сцене.

При этом нет необходимости специально заботиться о его успешности. Он почти наверняка сумеет добиться успеха на сцене и без чьей-либо помощи: актерство – его стихия.

Уход от деятельности

В некоторых случаях повышенная потребность во внимании к себе не находит непосредственных проявлений в поведении, поскольку они сдерживаются повышенной тревожностью.

При таком сочетании психологических особенностей у ребенка возникает внутренний конфликт: с одной стороны, ему хочется вести себя ярко, быть замеченным другими людьми; с другой стороны, из-за высокой тревожности он опасается, что такое поведение вызовет отрицательную реакцию окружающих.

Этот конфликт разрешается благодаря развитию защитного фантазирования. Внешне ребенок сохраняет пассивность, а его подлинная жизнь проходит в мечтах. Такой способ поведения называют "уходом от деятельности".

Как вернуть фантазера на землю

При уходе от деятельности надо развернуть активное воображение ребенка во внешней форме, направить его на решение реальных творческих задач. Кроме того, ребенку нужна такая сфера, которая насытит его неудовлетворенную потребность во внимании к себе.

Обе эти цели одновременно могут быть достигнуты благодаря деятельности, связанной с искусством, – скажем, занятиям в кружке рисования. В этой реальной творческой деятельности ребенку необходимо сразу обеспечить эмоциональное подкрепление, внимание, ощущение успеха.

Если у ребенка нет никаких художественных способностей, то можно рекомендовать занятия абстрактной живописью. После показа репродукций или, что еще лучше, картин на выставке, после того как ребенок убеждается, что абстрактная живопись действительно существует и пользуется общественным признанием, ему предлагается самому попробовать создать нечто подобное.

Яркие декоративные рисунки вообще хорошо удаются детям, а детям с развитым воображением (как при уходе от деятельности) - особенно. "Шедевры" обязательно следует вывешивать для украшения квартиры и с гордостью показывать всем, кто приходит в дом. Они действительно красивы, а главное, нет никаких критериев для строгой оценки и уж тем более – для осуждения.

Слушая подобные рекомендации, родители и учителя нередко высказывают опасения в том, что при постоянном похваливании, повышенном внимании к детским успехам у ребенка может развиться "самомнение" (усилиться демонстративность).

При таких сомнениях психолог должен еще раз подчеркнуть, что демонстративность – это не недостаток, а личностная особенность, которая, как и любая другая личностная особенность, приводит к положительным или отрицательным проявлениям в зависимости от обстоятельств жизни ребенка.

Эта особенность складывается очень рано. Далее она может развиваться либо естественно (если встречает понимание у окружающих) и тогда приведет вовсе не к "самомнению", а к адекватной самооценке и умению мужественно преодолевать трудности и неудачи, либо противоестественно – в негативистических формах или в форме ухода от деятельности, грозящей неудачей.

В психологии хорошо известно, что загнанная внутрь, нереализуемая демонстративность может породить одно из серьезных психических заболеваний – истерию. Обычно не следует рассказывать об этом родителям, чтобы не вызывать у них ненужных опасений, которые могут повредить нормальному воспитанию ребенка.

Однако иным родителям – тем, кто слишком упорно настаивает на том, что "девочка должна быть скромной" или что "захваливать детей вредно", – консультант должен описать и такой неблагоприятный сценарий, чтобы они поняли, что реально угрожает их ребенку, если они не изменят своих педагогических взглядов.

Венгер Александр Леонидович, детский психолог, доктор психологических наук, профессор кафедры детской и семейной психотерапии.

ирина храмцова
В группе демонстративный ребенок: как взаимодействовать

В каждой группе детского сада есть дети, которые постоянно требуют внимания со стороны воспитателя и сверстников, самоутверждаются за счет других, любыми способами демонстрируют свое превосходство . Что служит причиной подобного поведения? Чего добиваются такие дети? Как воспитателю с ними работать?

Демонстративность - эмоционально окрашенное поведение, субъективно воспринимаемое как привлекательное. В основе такого поведения - желание ребенка нравиться , быть на виду, проявлять себя.

Как личностная черта демонстративность появляется с 4–5 лет. Иногда она фиксируется и перерастает в личностную особенность, устойчивую черту характера. Такие дети озабочены тем, чтобы показать свое превосходство во всем. Основной мотив их действий - положительная оценка окружающих, с помощью которой они удовлетворяют собственную гипертрофированную потребность в самоутверждении.

Как проявляется демонстративность

Чтобы привлечь к себе внимание, демонстративный ребенок использует разные средства : кривляется, сознательно нарушает правила поведения или, наоборот, подчеркнуто «идеально» себя ведет, транслирует нарочитую застенчивость.

Демонстративный ребенок преувеличивает свои заболевания. Он жалуется на боли в животе, головную боль, тошноту. При этом все симптомы быстро проходят, достаточно окружить его вниманием.

Чтобы самоутвердиться, продемонстрировать свои достоинства и достижения, дошкольник обесценивает способности и личностные качества других. Например, на занятии по лепке может сказать своему соседу : «Фу, какой некрасивый снеговик у тебя получился! Посмотри, я леплю лучше тебя». Он постоянно сравнивает себя с другими и в этом сравнении всегда выходит на первое место.

Демонстративность проявляется не только в стремлении показать собственные достоинства и достижения. Обладание яркой, необычной вещью - традиционная форма демонстрации себя . При этом острое желание иметь какую-нибудь машинку или куклу не связано с собственными игровыми потребностями ребенка . Он приносит в детский сад игрушки, чтобы похвастаться, добавить себе привлекательности : «Я круче всех - у меня есть телефон» .

Такой ребенок очень эмоционально реагирует, когда критикуют или хвалят других детей. Если взрослый дает отрицательную оценку действиям сверстника - с жаром и большим удовольствием поддерживает ее. Если хвалит - наоборот, начинает возражать.

Поведение демонстративного ребенка отличается ярко выраженным формализмом. Для него важнее соблюсти внешнюю картину одобряемого поведения, чем оказать помощь сверстнику. Он совершает добрый поступок не ради другого, а чтобы продемонстрировать окружающим собственную доброту.

Любые эмоциональные проявления сверстника или взрослого он воспринимает как безусловную ценность, независимо от того, выступают ли они в положительной (похвала, одобрение, улыбка) или отрицательной (замечания, наказания, крик, ругань) форме.

Как взаимодействовать с демонстративным ребенком

Чтобы выстроить взаимодействие с ребенком , необходимо учитывать причины его демонстративного поведения .

Постоянная потребность в похвале, превосходстве над другими - главный мотив всех действий и поступков такого ребенка . Он постоянно рассматривает и оценивает себя глазами других, воспринимает себя исключительно через отношение окружающих, причем это отношение должно быть восторженным. Ребенок боится оказаться хуже других. И этот страх порождает тревожность, неуверенность в себе, постоянное напряжение, различные невротические отклонения.

Чаще всего демонстративность характерна для единственного ребенка в семье , из которого родители (бабушки, дедушки) сделали кумира. В детском саду такой воспитанник жаждет того же внимания, поклонения и восхищения, какие дают ему близкие люди. Поэтому не исключено, что будет перебивать других и говорить сам, хвастаться своими рисунками и поделками, командовать в играх или «помогать» воспитателю в ходе режимных моментов. Если добиться внимания не получается, он будет обижаться, злиться, обзываться, грубить, не слушаться взрослых.

«Кумиру семьи» необходимо уделять внимание «малыми дозами» . Например, похвалить его поделку, погладить, иногда обнять, дать небольшое задание, поручение (вынести игрушки на прогулку, раздать материалы к занятию и т. п.) .

Демонстративно может вести себя дошкольник, родители которого очень заняты на работе или в семье родился еще один ребенок . В этом случае он недополучает тепла, ласки, любви - в результате у него формируется привычка получать внимание только негативным способом. Так как родители и воспитатели чаще всего не понимают истинных причин такого поведения или не желают вникнуть в суть проблемы, то своим неправильным поведением только усугубляют ситуацию.

В первое время смена привычного способа, чтобы привлечь внимание, на социально приемлемый будет сопровождаться взрывом негативизма. Поэтому педагог должен быть особенно терпеливыми.

Кроме того, если в группе демонстративные дети , по возможности следует отказаться от соревновательности в играх и занятиях. Конкурсы, игры-соревнования, поединки и состязания направляют внимание ребенка на собственные качества и достоинства, он начинает ориентироваться на оценку окружающих и демонстрировать свои преимущества перед другими.

Необходимо переключить внимание ребенка на сотрудничество , общение в ходе совместного рисования, лепки, конструирования или игры. Можно рассматривать с ним иллюстрации, картины, читать и обсуждать литературные произведения, например :

«Сказка о Ежике, который хотел, чтобы на него обращали внимание» (О. В. Хухлаева, О. Е. Хухлаев) ;

«Кто сшил Видеку рубашку» (Ф. Левствик) ;

«Осенняя сказка» (А. Каралийчев) ;

«Девочка и ромашка» (В. Сухомлинский) и др.

Важно создавать ситуации и организовывать игры, в которых дети могут пережить общность и сопричастность друг с другом в реальном взаимодействии . Приведем примеры нескольких игр.

«Волшебные очки» . Необходимые материалы - фантазийные очки (маскарадные) . Педагог сообщает о том, что у него есть волшебные очки. В них можно разглядеть только хорошее, что есть в человеке, даже то, что он иногда прячет от всех. Педагог надевает очки, подходит к каждому ребенку и называет какое-либо его достоинство (кто-то хорошо рисует, у кого-то новая кукла, кто-то хорошо застилает свою кровать). Затем он предлагает детям поочередно надеть очки и назвать качества своих товарищей. В случае если кто-то из детей затрудняется, педагог помогает - дает подсказку. Повторы в этой игре не страшны, но желательно стремиться расширять круг хороших качеств.

«Конкурс хвастунов» . Педагог предлагает детям провести конкурс хвастунов. Но хвастаться надо не своими достижениями и преимуществами, а соседом. Ведь так приятно - иметь самого лучшего соседа! Педагог просит детей посмотреть внимательно на того, кто сидит справа, и подумать, какой он, что в нем хорошего, что он умеет, какие хорошие поступки совершил, чем может понравиться. Не забывайте, что это конкурс. Выиграет тот, кто лучше похвалится своим соседом, найдет в нем больше достоинств.

В данной игре не важна объективность оценки - реальные эти достоинства или придуманные. Не важен и «масштаб» достоинств - это могут быть и громкий голос, и аккуратная прическа, и длинные (или короткие) волосы.

Победителя выбирают дети, но педагог может высказать свое мнение. Чтобы победа стала значимой и желанной, можно наградить победителя маленьким призом (бумажная медаль «Лучший хвастун» или значок). Такой приз вызывает даже у самого себялюбивого ребенка интерес к сверстнику и желание найти у него как можно больше достоинств.

«Рукавички» . Необходимые материалы - вырезанные из бумаги рукавички (количество пар равно количеству пар участников игры, цветные карандаши. На каждой паре рукавичек нарисован орнамент, не похожий на орнамент других рукавичек.

Педагог предлагает детям порисовать в парах. Предварительно он перемешивает рукавички и раздает по одной каждому ребенку . Задача детей - по команде найти свою пару и как можно быстрее раскрасить свои рукавички. Для этого они заранее должны договориться, какими цветами будут раскрашивать орнамент, чтобы рукавички были одинаковыми. Победителями становятся те дети, кто быстрее всех одинаково раскрасит свои рукавички.

Анализ игры :

Легко ли было действовать сообща, как одно целое?

Как вы договаривались? Кто выбирал цвет карандашей?

Что вы чувствуете?

«Небоскреб» . Материалы - складной метр, два-три деревянных кубика на каждого ребенка , деревянные цилиндры. Задача будет сложнее, если кубики окажутся разного размера.

Педагог предлагает детям взять по два кубика и сесть в круг на пол : «Сейчас все вместе вы будете строить один небоскреб. Мне очень интересно узнать, на какую высоту вы сможете его возвести, чтобы он не развалился. Один из вас начнет строительство - положит в центре кубик. Следующий кладет свой кубик рядом или сверху. Сами решайте, когда вы добавите один из своих кубиков. При этом можно говорить друг с другом и вместе принимать решение, как поступить дальше. Я буду считать, сколько кубиков вы сложили, прежде чем башня упадет. Даже если свалится только один кубик, вам придется всю работу начать сначала. Я буду измерять, на какую высоту уже поднялся небоскреб».

Желательно комментировать действия и стратегию детей, поддерживать те их решения, которые направлены на сотрудничество.

Анализ игры :

Понравилась ли игра?

Обижался ли ты на кого-нибудь в ходе игры?

«Неожиданные картинки» . Материалы - бумага и восковые мелки на каждого ребенка , музыкальное сопровождение. Педагог предлагает детям сесть в круг и взять по листу бумаги. По команде дети начинают рисовать в течение 2–3 мин. Также по команде они прекращают рисовать и передают начатые рисунки - каждый своему соседу слева. В течение 2–3 мин они работают с рисунком соседа. И так далее до тех пор, пока рисунки не совершат полный круг. Если группа большая , игру можно остановить после

Анализ игры :

Нравится ли тебе рисунок, который ты начал рисовать?

Понравилось ли тебе дорисовывать чужие рисунки?

Какой рисунок тебе нравится больше всего?

Отличаются ли эти рисунки от тех, которые вы рисуете обычно? Чем?

«Герой дня» . Педагог предлагает детям поучаствовать в увлекательной игре : «Ребята, давайте поиграем. Встаньте в круг. Сегодня я назначу героя дня. Им будет… (называет имя ребенка ) ». Для первого раза нужно выбрать ребенка , который имеет бесспорный авторитет среди детей, чтобы им было легче настроиться на необычный для них стиль взаимоотношений . «(Имя ребенка , встань, пожалуйста, в центр круга. А мы все обступим… (имя ребенка ) как можно плотнее. Представьте, что у каждого из вас в одной руке волшебная кисточка, а в другой - большая банка, наполненная теплым золотым солнечным светом. Мы будем мягко закрашивать (имя ребенка ) с головы до ног нашим теплым солнечным светом, при этом не касаясь (имя ребенка ) . Представьте, что вы заливаете (имя ребенка ) не только солнечным светом, но и своим теплым дружеским отношением и любовью. Скажите (имя ребенка ) приятные слова, например : «Я рад, что ты ходишь со мной в одну группу » , «Я люблю с тобой играть» , «Ты моя подружка» , «Ты мне нравишься» . Вы можете высказать (имя ребенка ) свои пожелания, например : «Я желаю тебе прекрасного и приятного дня» , «Я хочу, чтобы у тебя было много хороших друзей» .

Эта игра может стать одним из важнейших событий дня, потому что «герой» получает признание и дружескую поддержку всей группы . С другой стороны, остальные дети получают возможность просто, но ярко выразить дружбу.

Игру можно проводить ежедневно в течение длительного периода времени, лучше всего в конце дня. Тогда у каждого ребенка появится шанс хотя бы раз стать «героем» .

Подобные игры формируют общность с другими и дают возможность увидеть в сверстниках друзей и партнеров. А чувство общности и интерес к другому - тот фундамент, на котором строятся полноценное общение людей и нормальные человеческие отношения.

Ребенок, обладающий этим свойством, ведет себя манерно. Его утрированные эмоции служат средством достижения главной цели - обратить на себя внимание, получить ободрение. Если для ребенка с высокой тревожностью основная проблема - постоянное неодобрение взрослых, то для демонстративного ребенка - недостаток похвалы. При этом демонстративный ребенок часто проявляет негативистские эмоции. Негативизм распространяется не только на нормы школьной дисциплины, но и на учебные требования учителя. Не принимая учебные задачи, периодически «выпадая» из процесса обучения, ребенок не может овладеть необходимыми знаниями и способами действий, успешно учиться.

Причины демонстративности у детей

Источником демонстративности, ярко проявляющейся уже в дошкольном возрасте, обычно становится недостаток внимания взрослых к детям, которые чувствуют себя в семье заброшенными, «недолюбленными». Бывает, что ребенку оказывается достаточное внимание, а оно его не удовлетворяет в силу гипертрофированной потребности в эмоциональных контактах. Завышенные требования проявляются, как правило, избалованными детьми.

Дети с негативистической демонстративностью, нарушая правила поведения, добиваются необходимого им внимания. Это может быть даже недоброжелательное внимание, все равно оно служит подкреплением демонстративности. Ребенок, действуя по принципу: «лучше пусть ругают, чем не замечают», извращенно реагирует на понимание и продолжает делать то, за что его наказывают.

Как бороться с демонстративным поведением ребенка

Таким детям важно найти возможность самореализации. Лучшее место для проявления демонстративности - сцена. Помимо участия в утренниках, концертах, спектаклях детям подходят другие виды художественной деятельности, в том числе и изобразительная. Но самое главное - снять или хотя бы ослабить подкрепление неприемлемых форм поведения. Поэтому взрослым лучше обходиться без нотаций и назиданий, не обращать внимания на легкие проступки, как можно менее эмоционально делать замечания и наказывать.