Картотека на тему: Игры с лего. Развитие и коррекция речи детей посредством применения лего-технологии

В педагогике, леготехнология позволяет обеспечить единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования дошкольников. Данная технология объединяет элементы игры с экспериментированием, а, следовательно, активизирует мыслительно-речевую деятельность дошкольников. Использование леготехнологии в ДОУ позволяет поднять на более высокий уровень развитие познавательной активности дошкольников, а это - одна из составляющих успешности их дальнейшего обучения в школе. Я предлагаю вашему вниманию игры с лего, которые можно использовать на начальном этапе знакомства с конструкторами лего.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игры с Лего.

Игры на развитие зрительного восприятия

(цвет, форма, размер).

Игра «Разложи по величине».

(для детей 3 – 5 лет)

Задача : учить детей последовательному расположению в ряду элементов разной величины.

Правила игры : нужно расположить формы лего так, чтобы они увеличивались (уменьшались) по величине.

Материал : формы лего.

Ход игры .

Педагог рассматривает с детьми детали, выделяет их характерные признаки и закрепляет в речи. Затем предлагает детям разложить детали так, чтобы они увеличивались (уменьшались) по величине.

Игра «Разноцветные комнаты»

(для детей 3 – 5 лет)

Задача: развивать представление детей об основных цветах спектра посредством приравнивания к эталону с отвлечением от других признаков предметов.

Материал : листы цветной бумаги, разноцветные детали лего.

Ход игры :

Обратить внимание детей на разноцветные комнаты (листы цветной бумаги). Объяснить, что предметы в них должны быть подходящего цвета. На команду педагога: «Раз, два, три, лего по комнатам разложи», дети раскладывают детали по цвету в свои «комнаты».

Игра «Разноцветные вагончики».

(для детей 4 – 7 лет)

Задача : учить детей последовательному расположению в ряду элементов разной формы, различению деталей по цвету, развивать мелкую моторику рук, зрительно-моторную координацию.

Материал : листы бумаги с контурными цветными изображениями деталей лего в виде вагончиков, мелкие животные.

Ход игры :

Педагог предлагает детям собрать поезд из вагончиков для зверюшек, чтобы они могли покататься. Дает детям схемы, по которым они собирают поезд. Если поезд собран правильно, то педагог предлагает детям посадить по вагончикам зверюшек и покатать их (передвигая лист бумаги с «вагончиками»).

Игры на развитие тактильных и осязательных ощущений.

Игра «Найди на ощупь»

(для детей 3 – 5 лет)

Задачи : развитие мелкой моторики рук, зрительно-двигательной координации.

Материал : емкость с фасолью, детали лего.

Ход игры :

Сюда насыпали фасоль

И пальцы запустили,

Устроив там переполох,

Чтоб пальцы не грустили.

Ведь тут не соль, совсем не соль,

А разноцветная фасоль.

На дне игрушки для детей,

Мы их достанем без затей.

Ребенок достает детали лего из емкости с фасолью и строит из собранных деталей постройку.

Игра «Чудесный мешочек»

(для детей 5 – 7 лет)

Задачи: развивать мелкую моторику рук, упражнять в счете в пределах 10.

Материал: мешочек, детали лего (10 штук).

Ход игры:

Педагог предлагает ребенку опустить руку в мешочек, сосчитать сколько деталей лего в нем лежит, достать их и проверить, правильно ли он посчитал. Если сосчитано верно, то из деталей лего ребенок строит постройку.

Игры на развитие двигательной активности.

Игра «Цветные фонарики»

(для детей 3 – 5 лет)

Задачи: учить выполнять игровые действия по словесной инструкции взрослого, упражнять в ходьбе и беге, развивать ловкость, самостоятельность, закреплять умение различать цвета.

Материал: детали лего, листы цветной бумаги, 2 стола.

Ход игры:

В одном конце группы на столе лежат листы цветной бумаги. На другом конце группы лежат разноцветные детали лего.

Педагог читает стихотворение:

Яркие фонарики поднимем высоко

Желтый (красный, синий и т. д.) цвет их виден далеко.

Зажглись фонарики!

Дети бегут к столу с деталями лего, берут детальтого цвета, который указан в стихотворении и несут к другому столу, где находятся листы цветной бумаги. Кладут детали на нужный цвет. Педагог говорит: «Погасли фонарики». Дети возвращаются на исходную позицию. Игра повторяется 2 – 4 раза.

Игра «Парочки»

(для детей 3 – 4 лет)

Задача : учить детей находить детали лего одинаковой формы и цвета.

Материал : по 2 детали лего одинаковой формы и цвета.

Ход игры:

Педагог раздает детям детали лего так, чтобы у двоих детей они оказались одинаковыми. Объясняет правила игры: после слов «Раз, два, три - беги!» дети разбегаются по группе, после слов «Раз, два, три - парочки собери!» дети ищут одинаковые детали лего и встают парами.

Игры на внимание.

Игра «Что изменилось?»

(для детей 3 – 6 лет)

Задачи : закреплять знание геометрических форм и цвета, развивать наблюдательность, внимание, память и речь.

Материал: детали лего.

Ход игры:

Педагог раскладывает на столе детали лего (от 3 до 6). Повторяет с детьми названия геометрических форм и цвет деталей лего и предлагает запомнить последовательность их расположения. По команде «Глазки спят!» дети закрывают глаза, а педагог быстро переставляет или убирает одну или несколько деталей лего. По команде «Глазки проснулись! Посмотрите, что изменилось?» дети должны сказать, какой фигуры нет или как изменилось расположение фигур.


Ольга Корнева
Развивающие игры с конструктором Лего для детей дошкольного возраста

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД «ТЕРЕМОК»

Развивающие игры с конструктором ЛЕГО для детей дошкольного возраста

Воспитатель : Корнева О. Л.

п. Тазовский, 2015 г.

Конструкторы Лего на сегодняшний день незаменимые материалы для занятий в дошкольных учреждений . Дети любят играть в свободной деятельности. Игры с Лего - конструктором выступают способом исследования и ориентации ребенка в реальном мире. Дети учатся с момента рождения. Они прикасаются к предметам, берут их в руки, передвигают - и так исследуют мир вокруг себя. Для детей в возрасте от трех до шести лет основой обучения должна быть игра - в ее процессе малыши начинают подражать взрослым, пробовать свои силы, фантазировать, экспериментировать. Игра предоставляет детям огромные возможности для физического, эстетического и социального развития .

В данной брошюре приведена небольшая подборка игровых упражнений для детей дошкольного возраста , способствующих реализации различных образовательных областей ФГОС дошкольного образования .

Образовательная область

«Познавательное развитие »

«Давайте познакомимся»

Цель : познакомиться с детьми.

Оборудование : кирпичик LEGO «Дупло» .

Педагог по очереди дает детям кирпичик и спрашивает : «Как тебя зовут?» Ребенок отвечает и отдает кирпичик обратно.

«Найди кирпичик, как у меня»

Цель : закреплять цвет, форму (квадрат, прямоугольник) .

Оборудование : кирпичики LEGO «Дупло» красного, синего, зеленого, желтого цвета (2х2, 2х4 см) .

В коробке лежат кирпичики LEGO. Педагог достает по очереди по одному кирпичику и просит назвать цвет и форму и найти такую же деталь среди предложенных трёх-четырёх деталей, лежащих перед ребенком.

«Разложи по цвету»

Цель : закреплять названия цветов.

Оборудование : кирпичики LEGO всех цветов (2х2 см, 4 коробки.

Дети по команде педагога раскладывают детали по коробочкам.

«Найди лишнюю деталь»

Цель : закреплять цвет и форму.

Оборудование

Так как детки в этом возрасте при анализе деталей способны учитывать только один признак – либо цвет, либо форму, то берем несколько кирпичиков (не больше 6) и просим найти лишнюю деталь. Например, берем 4 красных кирпичика и один зеленый или 4 кирпичика квадратных и один прямоугольный.

«Волшебная дорожка»

Цель : закреплять цвет и форму.

Оборудование : кирпичики LEGO.

Дети сидят в кругу (вокруг стола, у каждого ребенка есть конструктор . Дети делают ход по кругу. Первый кладет любой кирпичик, а последующие кладут кирпичик такого же цвета, либо такой же формы.

«Раздели на части»

Цель : закреплять цвет и форму.

Оборудование : кирпичики LEGO.

В данном возрасте ребенок способен учитывать два признака при группировке предметов (форму и цвет) . Нам понадобятся кирпичики четырех цветов размером (2х2 и 2х4 см) . Предлагаем ребенку разделить кирпичики на 4 части. Количество кирпичиков можно увеличить до 8.

«Чудесный мешочек» , «Найди такой же!» , «Найди и назови!»

Цель : Развивать зрительное и слуховое внимание, зрительную и тактильную память; познакомить с понятиями «элемент» , «деталь» ; формировать умение различать геометрические фигуры, действовать по заданному образцу и словесной инструкции.

Оборудование : кирпичики LEGO.

В мешочке находится несколько деталей конструктора Лего .

а) Ребенку необходимо на ощупь, определить из каких деталей составлена модель.

б) Педагог показывает деталь, которую надо найти.

в) Педагог только называет необходимую деталь.

«Что изменилось?» , «Чего не стало?»

Цель : Развивать зрительное внимание , ориентировку в пространстве; продолжать формировать представления о цвете и форме предметов; способность обозначать свои действия словами.

Оборудование : кирпичики LEGO

Педагог показывает детям модель из 5-7 деталей в течении некоторого времени. Затем закрывает модель и меняет в ней положение 1-2 деталей или заменяет 1-2 детали на другие. После чего опять показывает модель и просит рассказать, что изменилось.

«Найди постройку»

Цель : развивать внимание , наблюдательность, учить соотносить изображенное на карточке с постройками.

Оборудование : кирпичики LEGO, карточки с изображениями построек.

Дети по очереди достают карточку из коробочки или мешочка, внимательно смотрят на нее, называют, что на ней изображено и ищут эту постройку. Кто ошибается, берет вторую карточку.

«Светофорик»

Цель : закреплять цвет и форму.

Оборудование : кирпичики LEGO

Педагог раздаёт детям кирпичики трёх цветов и предлагает посоревноваться - кто больше составит различных светофоров, то есть требуется, чтобы кирпичики желтого, красного и зелёного цвета стояли в различном порядке. после выявления победителя педагог демонстрирует шесть комбинаций светофоров и объясняет систему, по которой надо было их составлять чтобы не пропустить ни одного варианта.

«Рыба, зверь, птица»

Цель : закреплять названия рыб, птиц, зверей; развивать память , внимание.

Оборудование : кирпичик Лего .

Педагог держит в руках кирпичик Лего . Дети стоят в кругу. Педагог ходит по кругу, дает по очереди всем детям кирпичик и говорит : «рыба» . Ребенок должен сказать название любой рыбы, затем дает другому и говорит : «птица» или «зверь» . Кто ошибается или повторяет, выбывает из игры .

Образовательная область

«Социально-коммуникативное развитие »

«По грибы, по ягоды»

Цель : закрепить, какие грибы съедобные, а какие – нет; закрепить цвета

Оборудование : кирпичики LEGO.

В лес с ребятами пойдем, грибы ягоды найдем

Они спрятались от нас, мы отыщем их сейчас

Объясняем детям условия игры . Пусть, например, зеленые кирпичики съедобные грибы, красные мухоморы. Нужно собрать только съедобные грибы.

Или желтые кирпичики грибы, красные ягоды. Одни детки собирают грибы, а другие – ягоды.

«Светофор»

Оборудование : конструктор LEGO

Цель : Продолжать знакомить с правилами безопасного перехода через проезжую часть; развивать пространственную ориентировку, цветовосприятие.

«На дороге»

Цель : Закреплять представления о правилах дорожного движения; побуждать создавать тематические постройки и обыгрывать их в совместной деятельности со взрослыми и сверстниками. Оборудование : конструктор LEGO

«Когда за дверью незнакомец»

Цель : Познакомить с правилами безопасного поведения в ситуации, когда ребенок находится один дома и незнакомец звонит в дверь; развивать активную речь ; воспитывать разумную осторожность поведения.

«Светофорик»

Цель :

Закреплять значение сигналов светофора

- развивать внимание , память

Оборудование : кирпичики LEGO

1 вариант : Педагог – «светофор» , дети – «автомобили» . Педагог показывает кирпичик красный цвета, «автомобили» останавливаются, желтый – приготавливаются, зеленый – едут.

2 вариант : На красный свет дети приседают, на желтый – поднимают руки вверх, на зеленый – прыгают на месте.

«Что нам осень подарила» Цель : закрепить знания детей о признаках осени ; формировать умение правильно классифицировать овощи и фрукты; познакомить с новой профессией - сборщик овощей и фруктов; воспитывать дружеские взаимоотношения в совместной деятельности. Оборудование : конструктор Лего Воспитатель предлагает одним детям собрать урожай яблок с Лего-дерева . И сложить его на хранение в Лего-ящики . А другим детям собрать урожай картофеля с Лего-грядок в мешки . И отвезти собранный урожай в продуктовый магазин. Дети распределяются на сборщиков яблок, сборщиков картофеля, на шофера и продавца в магазине.

«В мире животных» Цель : закрепить знания детей дошкольного возраста о диких и домашних животных. Оборудование : конструктор Лего Воспитатель рассматривает дидактические картинки на тему : «Дикие и домашние животные» . Делает акцент на том, где какое животное обитает и как правильно называется его дом. Дети рассматривают фигурки диких и домашних животных, заготовленных воспитателем заранее : лошадь, собака, утка, жираф, лиса и т. д. Далее предлагается поиграть в сюжетно-ролевую игру : «Строители» и построить для одного из животных домик из конструктора Лего .

«Новый год стучит к нам в двери» Цель : Расширить и закрепить знания детей об обычаях и традициях празднования Нового года в нашей стране. Оборудование : конструктор Лего Воспитатель задает детям вопросы : «Что такое Новый год?» , «Где живет Дед Мороз?» . Проводит беседу с детьми : «Как люди в Новый год поздравляют друг друга?» . И предлагает отправиться в творческую мастерскую Деда Мороза. Дети вместе с воспитателем садятся на ковер-самолет и отправляются в путь. В творческой мастерской воспитатель говорит деткам о том, что до Нового года осталось очень мало времени, а заявок от ребят очень много. Предлагает помочь дедушке (собрать игрушки из конструктора Лего и отправить их ребятам) и поиграть в сюжетно-ролевую игру : «Помощники Деда Мороза» .

Образовательная область

«Речевое развитие »

«Отрабатываем предлоги»

Цель : отработка предлогов ЗА/НА

Оборудование : кирпичики LEGO

В младшей дошкольной группе детки с логопедом учат предлоги ЗА/НА. Можно построить небольшую башенку (до 6 кирпичиков) и с ее помощью отрабатывать эти предлоги. Спросить, например, какой кирпичик НА красном? Просим ребенка давать развернутый ответ «НА красном кирпичике зеленый кирпичик» . То же самое с предлогом ЗА.

«Выложи схему слова»

Оборудование : кирпичики LEGO

Цель : Формировать умение осуществлять звуковой анализ слов, состоящих из трех-шести звуков; продолжать учить выкладывать схему слова, обозначая гласные звуки красным цветом, согласные твердые – синим, согласные мягкие – зеленым цветом; закреплять представления о понятиях «слово» , «звук» , «буква» .

«Расскажи сказку»

Оборудование : конструктор LEGO

Цель : Развивать связную речь , формировать умение составлять сюжетный рассказ в логической последовательности, используя три структурные части (зачин, развитие действия , концовка) ; развивать воображение и словесное творчество детей .

Образовательная область

«Художественно-эстетическое развитие »

Конструктивно -модельная деятельность

«Построй длинную (короткую) дорожку!»

Цель : Формировать умение выделять пространственные признаки предметов (высота, длина, ширина) и выполнять простые задания. Предполагающие уменьшение или увеличение построек, двумя способами : путем мелких деталей на более крупные и путем надстраивания частей; развивать активную речь за счет использование определений (длинная, короткая, прямая. извилистая) .

«Широкая и узкая тропинки»

Цель : Продолжать формировать представления о ширине предметов; учить сравнивать предметы по ширине; развивать умение анализировать предметный или графический образец и соотносить свои действия с ним.

«Выложи вторую половину узора»

Цель : научить соблюдать симметричность в постройках, выкладывании узора.

Оборудование : конструктор Лего

Педагог выкладывает первую половину узора, а дети должны, соблюдая симметрию, выложить вторую половину узора.

«У кого выше»

Оборудование : конструктор Лего , разноцветный кубик. Каждый берет по пластине, кидает кубик, берет себе деталь соответствующего цвета. Надо построить башню одного цвета, выше, чем соперник. Т. е., если будут выпадать все время разные цвета, высокой башни не получится.

«Орнамент под диктовку»

Предложите ребенку сделать узор на панели, располагая детали определенным образом под вашу диктовку : «Положи в верхний правый угол – синий кирпичик, в центр – красный кубик и т. д.

Положи синюю полоску с четырьмя точками в любом месте, справа от неё – красный кирпичик, под ним – еще синий и так далее.

Положи четыре кубика так, чтобы крайний слева был красный, а справа от синего лежал только один красный».

Придумайте сами подобные задания, с пропусками, с выкладыванием фигур по диагонали друг от друга и т. д. Пусть такое задание будет в процессе игры в роботов или космонавтов.

Образовательная область

«Физическое развитие »

«Передай кирпичик LEGO»

Цель : развивать координацию движений.

Оборудование : крупный кирпичик LEGO.

Педагог закрывает глаза. Дети стоят в кругу, по команде «Передавай» они быстро передают кирпичик друг другу. Когда педагог скажет «Стоп» и откроет глаза, ребенок, у которого оказался кирпичик, становится ведущим.

«Собери кирпичики LEGO»

Цель развивать внимательность , быстроту движений.

Оборудование : кирпичики LEGO четырех цветов.

Детей делим на группы по четыре человека, раскидываем на ковре кирпичики, ставим коробочки, распределяем, кто какой цвет будет собирать. По команде «Начали!» дети собирают кирпичики. Побеждает тот, кто быстрее соберет.

«Мой дом»

Цель : закреплять названия цветов; развивать внимательность , быстроту движений

Оборудование : кирпичики LEGO

На полу лежат обручи разных цветов, в них кирпичики соответствующего цвета. Детям в руку даем кирпичик любого цвета, под музыку дети бегают вокруг обручей, как только музыка перестает звучать каждый ребенок должен занять свой обруч (того же цвета, что и кирпичик у него в руке) .

«Кто быстрее»

Цель : развивать быстроту , внимание, координацию движений

Оборудование : кирпичики LEGO

Игроки делятся на две команды. У каждой команды свой цвет кирпичиков лего и своя деталь . Например, кирпичики 2х2 см красного цвета, 2х4 – синего. Игроки по одному переносят кирпичики с одного стола на другой. Чья команда быстрее, та и победила.

«Лего на голове »

Цель : совершенствовать пространственную ориентировку; формировать умения действовать по словесной установке

Оборудование : кирпичики LEGO

Ребенок кладет на голову кирпичик лего . Остальные дети дают ему задания, например, пройти два шага, присесть, поднять одну ногу, постоять на одной ноге, покружиться. Если ребенок выполнил три задания и у него не упал кирпичик с головы, значит, он выиграл и получает приз.

Юлия Метляева
Развитие и коррекция речи детей посредством применения Лего-технологии

Одним из важнейших свойств природы человека является стремление к контакту и взаимодействию с окружающим миром, стремление находиться в активном поиске новых задач. Расширению когнитивного развития ребенка в наибольшей мере способствует предоставление ему возможности исследовать окружающую среду и воздействовать на нее.

Развитие познавательных интересов детей во многом зависит от того, насколько ребенок вовлекается в собственный творческий поиск, открытие новых знаний, в исследовательскую деятельность

ЛЕГО педагогика – одна из известных и распространенных сегодня педагогических систем, использующая трехмерные модели реального мира и предметно-игровую среду обучения и развития ребенка .

Обучающий конструктор ЛЕГО (LEGO) - это выбор педагогов и родителей, понимающих, как важно развивать ребенка начиная с нежного возраста самыми лучшими и самыми увлекательными игрушками в мире. Такая оценка вовсе не преувеличение, а всего лишь факт. Конструктор ЛЕГО (LEGO) - давно уже легендарный бренд и по-прежнему обыкновенное чудо : интерес детей к нему не затухает много десятилетий - с момента его появления в Дании в 1949 году. С того дня и вплоть до настоящего времени ЛЕГО (LEGO) ни разу не изменил своему девизу «Играй с удовольствием» . Секрет в том, что ЛЕГО (LEGO) проник в самые тайные закоулки детской души и знает о ней все - о ее особенностях и мечтах, творческих порывах и фантазиях, об игре и обучении через нее. О том, что не всегда доступно взрослым и так щедро открыто детям.

В педагогике ЛЕГО -технология интересна тем, что, строясь на интегрированных принципах, объединяет в себе элементы игры и экспериментирования. Игры ЛЕГО выступают способом исследования и ориентации ребенка в реальном мире, пространстве и времени. Целенаправленно способствует укреплению здоровья детей занятия по ЛЕГО-конструированию . В силу своей педагогической универсальности ЛЕГО -технология служит важнейшим средством развивающего обучения в образовательных учреждениях.

ЛЕГО -конструирование – это вид моделирующей творческо-продуктивной деятельности, в процессе которой педагог, опираясь на непроизвольное внимание детей , активизирует их познавательную активность, совершенствует сенсорно-тактильную и двигательную сферу, формирует и коррегирует поведение , развивает коммуникативную функцию и интерес к коррекционным занятиям . Отечественные логопеды и зарубежные педагоги однозначно отмечают, что использование в работе с детьми конструкторов ЛЕГО позволяет за более короткое время достичь устойчивых положительных результатов в коррекции речи . Оно также направлено на предупреждение вторичных дефектов, что способствует становлению ребенка как личности.

В логопедии ЛЕГО -технология интересна тем, что, строясь на интегративных принципах, она позволяет обеспечить единство коррекционно-образовательных , коррекционно-воспитательных , коррекционно- развивающих целей и задач . ЛЕГО -конструирование – это не только практическая творческая деятельность, но и развитие умственных способностей, которое проявляется в других видах деятельности : речевой, игровой, изобразительной, конструктивной. Это также воспитание социально активной личности с высокой степенью свободы мышления, развитие самостоятельности , способности детей решать любые задачи творчески. ЛЕГО -технология является интерактивной педагогической технологией, которая предполагает организацию и развитие диалогового общения .

Каждый педагог знает, как трудно заинтересовать и активизировать детей для образовательной деятельности, тем более развитие речи . В конструктор ЛЕГО входят детали , окрашенные в основные цвета : красный, зеленый, желтый, синий, которые отличаются особой яркостью, разнообразием форм, элементов, модификационностью, большим диапазоном построек и возможностью создания различных игровых ситуаций. Кроме того, наборы ЛЕГО содержат фигуры человечков и животных с такими же унифицированными узлами крепления.

Конструктор ЛЕГО имеет довольно широкий диапазон возможностей применения на логопедических занятиях : от вызывания звукоподражательных реакций у безречевых детей до дифференциации твердых и мягких согласных или звукового анализа слова.

Конструкторы ЛЕГО успешно применяются для развития фонематического слуха и

восприятия : выбрать фигурки, названия которых начинаются с заданного звука; определить местоположение звука в названии фигурки; из ряда фигурок или конструкций выбрать те, названия которых соответствуют предложенным схемам и т. д. Использование деталей определенного цвета, позволяет выполнять звуко - буквенный анализ слов. Наглядно и интересно проводится работа по дифференциации звуков : разложить фигурки с дифференцируемыми звуками в разные коробочки, подарить сказочным героям, расселить в построенные домики.

Для материализации понятия «звук» эффективно использовать человечков в разноцветных костюмах (человек в синем костюме обозначает согласный твердый звук, в зеленом – мягкий, в красном – гласный).

ЛЕГО - конструкторы используются также на занятиях по подготовке к обучению грамоте. Манипулируя деталями конструктора ЛЕГО , ребенок, превращая их то в одну, то в другую букву, запоминает образ буквы, лучше различает сходные буквы. Конструируя буквы из элементов синего или красного цвета, ребёнок запоминает и учится различать гласные и согласные буквы.

Интересно и увлекательно проводятся занятия по автоматизации поставленных звуков с постройками из конструктора : спуститься или подняться по лесенке, отрабатывая звуки в слогах с повышением или понижением голоса, называть фигуры, постройки, свои действия, составлять словосочетания и предложения с автоматизируемым звуком и т. д.

Игра с композицией из конструктора ЛЕГО , имеющего широкий ассортимент наборов, позволяет проводить работу по коррекции нарушений лексико – грамматического строя у детей с ОНР . Действия с конструктором помогают обогащать словарь существительными, прилагательными, наречиями , предлогами, глаголов с приставками и др. частями речи . Развитию лексико – грамматического строя способствуют игры с использованием фигурок и построек из наборов ЛЕГО : «Кому что?» , «Четвёртый лишний» , «Продолжи» , «Будь внимательным» , «Отгадай – ка» , «Узнай по описанию» , «Подбери слова» , «Подбери фигурку» , «Живое – неживое» , «Задай вопрос» , «Подумай и договори» , «Закончи предложение» , «Составь предложение» , «Чей? Чья? Чьи?» , «Исправь ошибку» , «Назови ласково» и т. д.

Использование ЛЕГО -технологий способствует развитию связной речи . Пересказ рассказа не по сюжетной картинке, а по объёмному образу декораций из конструктора, помогает ребёнку лучше осознать сюжет, что делает пересказ более развёрнутым и логичным . При этом работа над связной речью ведётся в порядке возрастающей сложности.

Таким образом, применение ЛЕГО технологии на логопедических занятиях позитивно отражается на качестве коррекции и обучения , так как способствует :

Формированию определённых «саногенных» состояний;

Формированию пространственной ориентации, схемы собственного тела (классическая профилактика нарушений письма) ;

развитию и совершенствованию высших психических функций (памяти, внимания, мышления) ;

Тренировке тонких дифференцированных движений пальцев и кистей рук (оказывает стимулирующее влияние на развитие речедвигательных зон коры головного мозга);

Обогащению активного словаря, развитию грамматически правильной монологической и диалогической речи ;

Повышает мотивацию к обучению.

ЛЕГО -технология - это перспективное направление для коррекции , обучения, развития и воспитания детей с речевой патологией в осуществлении их психологической и функциональной готовности к обучению в школе. Поэтому, чем разнообразнее будут приёмы логопедического воздействия на детей с речевой патологией, тем более успешным будет формирование речи . Применение ЛЕГО -технологии и других инновационных технологий в образовательном и коррекционно- развивающем процессе , позволяет совершенствовать его, делать более полным, интересным и насыщенным.

Литература

1. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей : Методическое пособие для воспитателей. – М.: Мозаика-Синтез, 2004.

2. Репина З. А. Нейропсихологическое изучение детей с тяжёлыми дефектами речи . –Екатеринбург, 1995.- 122 с.

3. Волина В. В. Учимся играя. – М., 1994.

4. Лусс Т. В. Формирование навыков конструктивно –игровой деятельности у детей с помощью ЛЕГО . –М., 2007.- 133 с.

5. Комарова Л. Г. Строим из Lego (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора). – М.: «Линка-Пресс» .

6. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования –RG.RU: Российская газета, 2013.

7. Ушакова О. С. Развитие речи и творчества дошкольников : Игры, упраж-нения, конспекты занятий / О. С. Ушакова, Е. М. Струнина, Л. Г. Шаврина. – М.: Сфера, 2001.

8. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Устранение общего недоразвития речи у детей с дошкольного возраста. - М., 2004. –244 с.

9. Фешина Е. В. Лего -конструирование в детском саду. – М.: Сфера

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста на основе ЛЕГО-конструирования. Методические рекомендации.

Лебедева Елена Николаевна, педагог дополнительного образования
Место работы: ГБПОУ СО Северный педколледж, детский сад "Солнышко", г. Серов
«Исследование, цель которого заключалась в изучении эффективного процесса обучения детей, показало, что эффективность обучения наилучшим образом обеспечивается в процессе коллективного решения задач в игровой форме, предусматривающих необходимость высказывать свои идеи и обосновывать их. «Построй свою историю» является великолепно разработанным продуктом, который эффективно объединяет эти элементы, совмещая решение задач и игру с конструктором LEGO.
Благодаря набору «Построй свою историю» обучение грамотности становится увлекательным занятием для детей независимо от их способностей или знаний! «Построй свою историю» от LEGO Education - инновационный подход к развитию множества базовых навыков:
Развитие навыков грамотности, языковых способностей, письма и чтения.
Развитие коммуникационных навыков, включая речь, слух и умения формулировать и выражать свою мысль.
Развитие навыков взаимодействия и способностей воспитанников работать в коллективе.
Развитие навыков восприятия и предоставление детям возможности строить свои истории и анализировать уже существующие.

Задачи по областям обучения:
- когнитивное развитие (выстраивание последовательности событий и решение задач, работа с воспоминаниями и выстраивание последовательности событий);
- развитие речи (эффективное общение, использование прилагательных или наречий при пересказе, использование описательного языка во время упражнений);
- творческое развитие (адаптирование рассказов к поставленной задаче);
- социальное и эмоциональное развитие (сотрудничество и изучение ролей и обязанностей, чувство собственного «Я», совместная работа, определение и понимание эмоций, понимание взаимоотношений).

С помощью лего-конструктора малыши могут создавать свой уникальный мир, попутно осваивая сложнейшие математические знания, развивая двигательную координацию, мелкую моторику, тренируя глазомер. Занятия по конструированию стимулируют любознательность, развивают образное и пространственное мышление, активизируют фантазию и воображение, пробуждают инициативность и самостоятельность, а также интерес к изобретательству и творчеству. Перед педагогом стоит важнейшая задача - создать необходимые условия для вовлечения детей в увлекательный вид деятельности, позволяющий раскрыть потенциальные способности своих воспитанников.

Цели обучения Лего-конструированию в детском саду, конкретные задачи и приёмы

Лего-конструирование - вид продуктивной деятельности, основанный на творческом моделировании () с использованием широкого диапазона универсальных Лего-элементов. Использование Лего-конструкторов помогает реализовать серьёзные образовательные задачи, поскольку в процессе увлекательной творческой и познавательной игры создаются благоприятные условия, стимулирующие всестороннее развитие дошкольника в соответствии с требованиями ФГОС .

В процессе конструирования создаются благоприятные условия, способствующие всестороннему развитию дошкольников

Лего-технология - пример интеграции всех образовательных областей как в организованной образовательной деятельности, так и в самостоятельной деятельности детей. Приведём пример пересечения образовательных и воспитательных направлений в процессе детского конструирования:

  • - ребёнок отбирает, отсчитывает необходимые по размеру, цвету, конфигурации детали.
  • Развитие речевых и коммуникационных навыков - ребёнок пополняет словарь новыми словами, в процессе конструирования общается со взрослыми, задаёт конкретные вопросы о различных предметах, уточняет их свойства.
  • Коррекционная работа - оказывает благотворное воздействие на развитие ребёнка в целом (развивается мелкая моторика, память, внимание, логическое и пространственное мышление, творческие способности и т. д.).
  • Воспитательная работа - совместная игра с другими детьми и со взрослыми помогает малышу стать более организованным, дисциплинированным, целеустремлённым, эмоционально стабильным и работоспособным, таким образом, играет позитивную роль в процессе подготовки ребёнка к школе.

Видео: логопедическое занятие с использованием Лего

https://youtube.com/watch?v=kZKBvR1K99Y Video can’t be loaded: Логопедическое занятие с использованием LEGO. (https://youtube.com/watch?v=kZKBvR1K99Y)

Задачи Лего-методики

Младший дошкольный возраст (2–4 года):

  • учить различать и правильно называть детали Лего-конструктора «Дупло» (кирпичик, клювик, мостик, основа машины, полукруг, овал и т. д.);
  • знакомить с элементарными умственными операциями анализа построек по таким параметрам: форма, величина, цвет деталей, учить сравнивать предметы;
  • создавать простейшую конструкцию по образцу и оговорённым условиям, например, забор для фермы, гараж для машинки;
  • пополнять словарь новыми словосочетаниями: длинная (короткая), широкая (узкая) дорожка синего цвета;
  • развивать мелкую моторику и зрительную координацию в процессе крепления деталей конструктора.

С малышами 3–4 лет используются Лего-наборы с крупными элементами и простыми соединениями деталей

Средний дошкольный возраст (4–5 лет):

  • формировать знания о симметрии, пропорциях, понятии части и целого;
  • учить конструированию с использованием Лего-карточек;
  • запоминать и свободно использовать в речи названия Лего-деталей.

В средней группе используются элементы конструктора среднего размера, применяются схемы, фото и картинки с изображениями моделей

Старшая и подготовительная группы:

  • стимулировать детское техническое творчество;
  • обучать моделированию по чертежу и собственному замыслу;
  • формировать умение самостоятельно решать технические задачи;
  • познакомить с основами компьютерного моделирования.

В работе со старшими дошкольниками можно использовать усложнённые модели из мелких деталей

Базовые идеи Лего-технологии:

  • от простого к сложному;
  • учёт возрастных и индивидуальных особенностей;
  • созидательность и результативность;
  • развитие творческих способностей;
  • комплексный подход, который предусматривает синтез обучающей, игровой, развивающей деятельности.

Особенности практического использования с учётом возраста детей:

  • С малышами 3–4 лет используются Лего-наборы с крупными элементами и простыми соединениями деталей.
  • С детьми 4–5 лет конструирование усложняется, используются элементы среднего размера, применяются более сложные варианты соединения деталей. В средней группе используются цветные фото и картинки с изображениями моделей, по которым дети должны выполнить постройку. Созидательная деятельность осуществляется по теме, образцу, замыслу и простейшим условиям.
  • В 6–7 лет для технического творчества предлагаются разнообразные виды Лего-конструкторов, от крупных с простыми соединениями элементов до самых миниатюрных со сложной техникой исполнения. В работе со старшими дошкольниками можно использовать задания в виде графических схем, усложнённые модели будущих построек, работу по замыслу, условиям, разнообразные тематические задания.

Одной из форм реализации Лего-методики является фестиваль

Формы реализации Лего-методики в детском саду:

  • Плановые занятия (10–15 минут в младшей группе, 20 минут в средней, 25–30 минут в старшей и подготовительной).
  • Индивидуальная работа педагога в паре с ребёнком или с подгруппой детей (1 раз в неделю не более 40 минут):
    • подготовка ребёнка к конкурсу;
    • работа с одарёнными или отстающими детьми.
  • Долгосрочные и краткосрочные проекты, участниками которых могут являться:
    • воспитатель;
    • дети и родители.
  • Повседневное самостоятельное конструирование, строительная игра в свободное от плановых занятий время.
  • Фестивали, конкурсы, викторины.
  • Кружковая работа, которая проводится педагогами детского дошкольного учреждения.

Театрализованная игра развивает фантазию и творческие способности

Приёмы работы с детьми на занятиях по конструированию из блочного конструктора

В процессе обучения используются такие педагогические приёмы:


Работу по схемам можно предложить дошкольникам в игровой форме

  • Творческое конструирование по замыслу или по нарисованной модели. Такие занятия практикуются в работе со старшими дошкольниками, которые уже освоили основные приёмы, и им можно предложить работу по картинкам, фотографиям с изображением объекта на любимую тему.

Видео: Лего-технологии в работе с дошкольниками

https://youtube.com/watch?v=mnP3H_YRZzo Video can’t be loaded: «Лего-технологии в реализации образовательных программ» (https://youtube.com/watch?v=mnP3H_YRZzo)

Способы конструирования, актуальные для дошколят

Способы обучения дошкольников конструированию:

  • по образцу;
  • по модели;
  • по условиям;
  • по карточкам-схемам;
  • по свободному замыслу;
  • тематическое конструирование.

Фотогалерея: примеры карточек-схем, инструкций и моделей для Лего-конструирования

Схема столбика и заборчика Варианты схем конструирования фигурок Схемы столбиков Инструкция конструирования Лего-цветка Модели Лего-животных Модели корабликов Модели человечков Модели служебного транспорта Инструкция по сборке транспортёра Пример нарисованной схемы Модели Лего-конструкций Инструкция конструирования вертолёта Простейшие схемы Лего-поделок

Какие бывают занятия по Лего-конструированию


Конкурсное занятие - это соревнование, которое проводится в игровой форме

Таблица: картотека тем занятий по Лего-конструированию

Тема занятия Вид занятия Программные задачи
«Детский сад детям рад» Занятие по замыслу в средней группе
  • активизировать продуктивное воображение детей;
  • стимулировать создание детьми собственных вариантов построек, освоенных на занятиях, внесение в знакомые постройки элементов новизны;
  • закреплять знание конструктивных свойств материала и навыки правильного соединения деталей.
«Мои любимые игрушки»
  • закрепить знания, полученные в старшей группе;
  • учить называть тему и давать общее описание.
«Осенний лес» Ознакомительное занятие в младшей группе
  • формирование понятия о структуре дерева (ствол, крона, листья, плоды);
  • учить отличать деревья друг от друга;
  • закреплять названия деталей и цвет.
«Фрукты»
  • продолжать знакомить детей с конструктивными возможностями различных деталей, используемых для придания формы разных предметов (овальная деталь, полукруг и т. д.);
  • формировать чувства симметрии и умения правильно чередовать цвет в своих постройках;
  • развивать умения анализировать образец - выделять в нём функционально значимые части (края, основание), называть и показывать детали конструктора, из которых эти части построены.
«Грузовой фургон»
  • познакомить детей с назначением грузовых машин - фургонов;
  • определить конструктивные особенности машин - фургонов;
  • обучить выделению внутреннего пространства;
  • развивать умение следовать инструкциям педагога, размещать постройку на плате;
  • развивать воображение и творческие способности.
«Строим дом» Ознакомительное занятие в старшей группе
  • формировать умение строить объёмные конструкции, используя новые строительные элементы (крыши, окна);
  • формировать умение сочинять загадки.
«Цветущие растения» Комплексное занятие в средней группе
  • повторить названия комнатных цветущих растений;
  • вспомнить основные правила ухода за комнатными растениями;
  • повторить строение цветка;
  • учить подбирать детали по цвету, соответствующему определенному цветку.
«Кормушка для птиц» Занятие по схеме в средней группе
  • закреплять навыки строить по схемам;
  • учить строить кормушку из Лего-конструктора;
  • распределять детали Лего-конструктора правильно.
«Лесные обитатели» Комплексное занятие в подготовительной группе
  • обогатить знания детей о животных родного региона;
  • актуализировать знания о строении животных и переменах в жизни в осенний период;
  • учить строить по выбранным фотообразцам, используя Лего - картотеку;
  • продолжать развивать речевое творчество, составляя описательные загадки.
«Жил на свете один человечек» Тематическое занятие в средней группе Это уникальный список
  • развить навыки анализа образца и моделирования в соответствии с образцом фигурки человечка;
  • развить творческие и коммуникативные способности.
«Лего-спорт» Проект в старшей и подготовительной группах
  • продолжать знакомить детей с разнообразием конструкторов Лего;
  • развивать коммуникативные умения, познавательный интерес;
  • воспитывать интерес к моделированию фигуры человека-спортсмена.
«Моя улица» Проект в средней группе
  • дать детям основные понятия городского пейзажа, вспомнить особенности городских построек;
  • развивать умение передавать форму объекта средствами конструктора;
  • закрепить навык скрепления деталей.
«Я всегда буду внимательным» Комплексное занятие в средней группе
  • повторить правила дорожного движения;
  • закрепить умение строить разные виды городского транспорта;
  • учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, давать ей описание;
  • развивать творческую инициативу и самостоятельность.
«Транспорт» Тематическое занятие в старшей группе
  • учить строить конструкции по замыслу;
  • закрепить знания о видах транспорта;
  • продолжать учить сочинять загадки.
«Подъёмный мост» Тематическое занятие в средней группе
  • воспитывать интерес к сооружению построек, навыки коллективной работы.
«Космический корабль» Занятие по схеме в подготовительной группе
  • закреплять умение детей конструировать по заданной тематике с использованием опорных схем;
  • активизировать внимание, мышление;
  • воспитывать интерес к сооружению построек;
  • формировать навыки коллективной работы.
«Дом для собачки» Ознакомительное занятие в средней группе
  • формирование умения следовать предложенным инструкциям, учитывая способы крепления деталей;
  • передавать особенности предметов средствами конструктора LEGO;
  • закрепить представление о строительных деталях, их свойствах;
  • определять назначение частей предметов, их пространственное расположение;
  • выбирать правильную последовательность действий.
«Домашние животные»
  • закрепить знания о домашних животных;
  • закрепить умение анализировать образец, выделять основные части животных;
  • продолжать развивать воображение детей;
  • сформировать у детей устойчивый интерес к конструктивной деятельности;
  • желание экспериментировать, творить, изобретать.
«Новогодняя открытка» Тематическое занятие в подготовительной группе
  • учить строить объёмные плоскостные изображения;
  • воплощать свой замысел, опираясь на образец;
  • продолжать учить сочинять загадки про Новый год;
  • продолжать объединять детали в различные композиции;
  • учить работать в коллективе.
«Животные на ферме» Комплексное занятие в средней группе
  • закреплять знания о домашних животных;
  • учить анализировать образец, выделять основные части животных;
  • развивать конструктивное воображение детей.
«Космос» Комплексное занятие в старшей группе
  • учить заранее обдумывать содержание будущей постройки;
  • развивать творческую инициативу, самостоятельность;
  • развивать речь: загадки о космосе, чтение стихов;
  • формирование понятия о структуре летательных аппаратов.
«Солнечный город» Комплексное занятие в старшей группе
  • расширять знания воспитанников о гендерной принадлежности;
  • способствовать осознанию чужой и собственной индивидуальности;
  • совершенствовать умение работать по предложенному алгоритму;
  • закреплять умение понимать и следовать словесной инструкции взрослого;
  • упражнять детей в сооружении различных зданий из конструктора «Лего»;
  • учить конструированию по фотографии.
«Военная техника» Комплексное занятие по схеме в подготовительной группе
  • вспомнить понятия об армии, военной техники;
  • закреплять умение строить военную технику по схеме, используя имеющиеся навыки конструирования.
Квест «Вместе с папой» Участники: воспитанники среднего и старшего дошкольного возраста, родители, педагоги
  • дать детям знания об армии, сформировать у них первые представления о родах войск, познакомить с военной техникой;
  • закреплять умение строить самолёт по схеме, используя имеющиеся навыки конструирования.
«Любимые сказочные персонажи» Комплексное занятие в средней группе
  • развивать фантазию и воображение;
  • развивать умение планировать работу на основе анализа особенностей образов сказочных героев;
  • передавать характерные черты.
Проект «Цветик - семицветик» Участники: воспитанники среднего и старшего дошкольного возраста, родители
  • повторить строение птицы;
  • продолжать учить создавать конструкцию по замыслу;
  • учить передавать особенности определённой птицы путём подбора цвета и деталей.
«Мы приглашаем вас в музей» Итоговое занятие в форме выставки работ для родителей и педагогов
  • развивать внимание, способность сосредоточиться, память, мышление, воображение, творческие способности;
  • овладение умением мысленно разделить предмет на составные части и собрать из частей целое;
  • учится общаться друг с другом, устраивать совместные игры, уважать свой и чужой труд.

Видео: занятие по Лего-конструированию в старшей группе на тему «Космическое путешествие»

https://youtube.com/watch?v=S32sMRKQ9WM Video can’t be loaded: Открытое занятие по легоконструированию (https://youtube.com/watch?v=S32sMRKQ9WM)

Фотогалерея: примеры выполненных поделок-конструкций

Поделки по теме «Морское путешествие» Поделки по теме «Путешествие в Африку» Цветок в технике мозаики Вертолёт в технике мозаики Крокодил в технике мозаики Коллективный проект «Город будущего» Выставка творческих работ Коллективный проект «Волшебная сказка» Коллективный проект «Гуси-лебеди» Коллективный проект «Детская площадка» Коллективный проект «Детский сад будущего» Декорации к ролевой игре «Колобок» Коллективный проект «Летние олимпийские игры»

Организация и проведение занятия с Лего в детском саду

Занятие в детском саду имеет свою логическую структуру:

  1. Организационный этап - мотивирующее начало в игровой форме (до 5 минут).
  2. Основной этап (от 10 минут в младшей группе до 25 минут в подготовительной) - наиболее активная практическая часть занятия, которая включает следующие виды деятельности:
    • показ образца, пояснение педагогом пошаговой инструкции, разбор схемы-карточки;
    • самостоятельная работа детей по образцу, схеме или творческому замыслу, дошкольники могут работать индивидуально, в паре или в составе небольшой подгруппы;
    • физкультминутка, видеозарядка с Лего-человечками, подвижные игры, пальчиковая или дыхательная гимнастика, которые помогут расслабиться, а затем со свежими силами вернуться к увлекательному конструированию.
  3. Заключительный, итоговый этап (до 5 минут) - рефлексия, уборка рабочих мест, организация выставки детских работ. Анализ проводится с учётом таких критериев:
    • аккуратность, симметричность, целостность и привлекательный внешний вид конструкции;
    • технические умения и навыки;
    • степень самостоятельности проделанной работы;
    • целеустремлённость, дисциплинированность, трудолюбие, чувство товарищества и эмоциональной отзывчивости, проявленные во время работы над проектом.

С чего начать

Организационную часть занятия важно провести необычно, интересно, увлекательно и творчески. Яркое, интригующее начало поможет сформировать позитивное отношение к занятию и педагогу, создаст благоприятный эмоциональный настрой, раскрепостит ребят и пробудит желание экспериментировать и созидать. Для активизации познавательного интереса, поисковой деятельности и внимания дошкольников воспитатель во вводной части занятия обычно использует богатый и разнообразный мотивирующий материал в сочетании с педагогическими приёмами:

  • момент неожиданности - введение в диалог с детьми игрушечного персонажа, любимого сказочного героя, который обратится с просьбой о помощи, озадачит и порадует, пригласит детей в увлекательное путешествие в сказочную страну;
  • видеообращение сказочного или вымышленного героя;
  • стихотворения и загадки;
  • чтение фрагмента произведения художественной литературы;
  • дидактические и подвижные игры;
  • познавательная беседа и обсуждение вопросов;
  • проблемная ситуация;
  • музыкальное сопровождение, просмотр картинок, демонстрация презентаций, видео или мультипликационных фильмов.

Организационную часть занятия важно провести необычно, интересно, увлекательно и творчески

Таблица: примеры проведения мотивационной части занятия

Тема занятия Описание мотивирующей части
«Путешествие в Лего-страну» (проблемная ситуация) Видеообращение жителей Лего-страны:
«Здравствуйте ребята! Коварный волшебник сломал все аттракционы в нашем любимом парке весёлых игр и развлечений. Теперь наши жители перестали улыбаться и стали очень грустными. Мы просим посетить нашу страну, помочь нам отремонтировать парк аттракционов и вернуть улыбки всем Лего-человечкам».
«Цирк» (проблемная ситуация) Импровизированный цирк состоит из расставленных полукругом стульчиков. Дети занимают места в четырёх разноцветных секторах, согласно билетам, которыми стали Лего-детали красного, синего, зелёного и жёлтого цветов. На экране сюжет циркового представления, воспитатель в костюме клоуна посвящает детей в проблему: «Ребята, в цирке случилось несчастье, пропали все наши дрессированные животные. Представление будет сорвано. Вы поможете вернуть наших главных артистов?»
Дети соглашаются, а счастливый клоун предлагает показать несколько фокусов с Лего-деталями (дидактические игры).
Дидактическая сказка на тему «Светофор» Такое занятие поможет не только освоить азы конструирования, но и познакомиться с правилами поведения на дороге.
Жили-были трое друзей: зайчонок Митя, медвежонок Федя и лисонька Лизонька. Решили они однажды поиграть на детской площадке в мячик, а площадка находилась через дорогу. Остановились друзья возле дороги и стали думать, как перейти на другую сторону. Заметил их замешательство папа зайчика и рассказал, как безопасно и правильно нужно переходить дорогу. Пешеходный переход нарисован белыми полосками (зебра). Оказывается, у перехода есть свой важный начальник по имени Светофор, который командует пешеходами и машинами. Узнать его можно по трём кружочкам, загорающимся по очереди. Если горит красный глаз, то нужно стоять на месте. Жёлтый глаз означает «внимание» - машины начинают тормозить, а пешеходы готовятся к движению. Когда загорится зелёный - можно смело переходить дорогу.
«Строим ворота» (обсуждение вопросов в младшей группе) Давайте посмотрим, какие строительные детали привезли наши грузовые машины.
Что это? (кирпичики)
Что можно построить с помощью кирпичиков? (ворота, ступеньки, домики)
Какие у нас ворота? Они прочные, удобные и красивые? (показ картинки)
Для чего нужны ворота? (чтобы машины могли въезжать и выезжать)
Какие ворота нужно построить, чтобы смогли проехать большие машины? (широкие и высокие)
А вы хотите построить ворота? Подумайте, для каких машин будут ваши ворота.
«В гости к нам пришёл Незнайка» (момент неожиданности) В гости к ребятам пришёл Незнайка с чемоданчиком, но, оказывается, открыть его поможет «ключик», которым станет отгаданная загадка. Выполнив задание и открыв чемоданчик, дети обнаруживают там набор конструктора и карточки-схемы. Незнайка впервые видит загадочные детали и совершенно не понимает, что из них можно сделать. Педагог просит ребят придумать и сконструировать интересные и красивые модели, а потом рассказать о них Незнайке.

Увлекательные дидактические игры создадут благоприятный эмоциональный настрой

Таблица: игры для занятий по Лего-методике

Название игры Описание
«Волшебный диктант» Геометрическая мозаика, которая помогает закрепить понятия пространственного восприятия: вверху - внизу, справа - слева. По словесной инструкции малыши самостоятельно располагают Лего-детали на пластине.
«Собери цепочку» Игра развивает умение составлять простейшие логические цепочки чередующихся деталей, отбирающихся по цвету, форме, размеру.
Игра закрепляет названия деталей, развивает внимание и память.
Составление разнообразных симметрических узоров.
«Таинственный гость» Конструирование простой модели по словесной инструкции в форме диктанта.
«Волшебная дорожка» При строительстве дорожки нужно соблюдать правила, например, каждый игрок продолжает логическую цепочку, устанавливая кирпичик того же цвета или размера.
«Собери детали» (подвижная игра) Дети делятся на две команды игроков, у каждой из которых своя деталь определённого цвета, например: два на два синего цвета и два на четыре красного. Игроки по очереди переносят детали из одной коробки в другую, побеждает команда, которая быстрее справилась с заданием.
«Лего-человечки» Человечки в красных костюмах символизируют гласные звуки, а в синих - согласные. Меняя «человечков» местами, ребёнок получает новые звуковые комбинации и новые слоги. В дальнейшем на смену Лего-человечкам придут красные и синие кирпичики, с помощью которых можно составлять схемы слов и предложений.
Ролевая игра «Космическое путешествие» Игра нацелена на развитие познавательного интереса, навыков взаимодействия и конструктивных способностей.
Воспитатель предлагает детям заняться подготовкой к полёту на орбитальную станцию, попутно объясняя, что это такой космический дом для проведения научных исследований. Космонавты перед полётом получают задания от инженеров, врачей, биологов, астрономов. Дети вместе с воспитателем выбирают команду космонавтов, группу врачей, которые будут готовить космонавтов к полёту. Затем назначаются инженеры, конструкторы и строители, которые будут создавать летательный аппарат по нарисованному образцу. Конструкторы планируют последовательность своих действий: сооружают площадку из пластин, топливные отделы из кирпичиков, корпус и нос ракеты из цилиндров и конуса. Космонавты получают задание: зарисовать встречные планеты, звёзды, изучить поведение растений в космосе. Ракета отправляется в путешествие, врачи, инженеры и конструкторы наблюдают за полётом, радист отвечает за бесперебойную связь.
«Равновесие» (подвижная игра) Ребёнок кладёт кирпичик Лего на голову, остальные дети дают ему задания, например, дважды присесть, сделать три шага вперёд, повернуть направо, покружиться. Если ребёнок выполняет три задания и не роняет деталь, значит, он одержал победу и удостаивается приза.
«Допрыгай до игрушки» Заранее сконструированные и приготовленные игрушки (домики, мосты, башни, машины и т. д.) расставляются по игровой комнате. По сигналу дети начинают движение по направлению к игрушкам. Побеждает тот ребёнок, который первым достиг цели.
«Продолжи рассказ» Дети вместе с педагогом определяют, о ком будут сочинять рассказ, выбирают из набора фигурки. Воспитатель начинает фразу, дети подбирают или конструируют нужную игрушку, затем каждый придумывает продолжение и окончание фразы.
«Комната для игрушки» Дети выбирают карточки со схемами конструирования мебели, обсуждают с воспитателем каждый вариант и назначение предмета мебели, последовательность действий.
«Кто что умеет делать» Дети рассматривают фигурку животного из набора и называют его действия, например, мышка - бегает, прыгает, грызёт; котёнок - мурлычет, кувыркается, пьёт молоко, царапается, забавляется клубком; щенок - лает, играет, виляет хвостом, бегает и т. д.
«Найди игрушку» Педагог раскладывает заранее подготовленный поделки, затем просит детей ответить на вопросы и найти сконструированную игрушку, например, какая игрушка слева? А что ниже? А что правее?
«Один-много» Целью игры является закрепление навыков образования форм родительного падежа множественного числа имён существительных. Педагог раскладывает на столе простые постройки, выполненные детьми (домиков, цветов, машинок и т. д.), и выстраивает беседу по данной теме.
Педагог раскладывает на двух пластинах небольшие конструкции (рыбки, цыплята, кубики и т. д.) и просит детей поставить на пластины нужное количество фигурок.
«Теремок» (режиссёрская игра) Педагог предлагает детям сконструировать фигурки героев сказочной истории и обыграть сказку. Дети во время выполнения задания характеризуют героя, продумывают и создают образ, проговаривают слова от его имени, воспитатель направляет работу детей, при необходимости задаёт наводящие вопросы.
«Двор» (к сказке К. Чуковского «Цыплёнок») Воспитатель предлагает детям отправиться на птичий двор. Дети вспоминают, кого они могут там встретить, вместе создают героев и придумывают свой сказочный сюжет.

Видео: Лего-сказка «Теремок»

Фотогалерея: примеры Лего-игр

Игра «Нарисуй деталь» развивает сенсорику и логическое мышление Игра «Волшебные узоры» направлена на составление разнообразных симметрических узоров Конструирование по схеме развивает цветовосприятие и пространственное мышление Игра «Разноцветные столбики» закрепляет знание цветов Складывание цифр развивает пространственное мышление и навыки счёта При строительстве дорожек нужно соблюдать условия на карточке При заполнении квадратиков нужно соблюдать правила Конструирование по условиям, изображённым на таблице, развивает логическое мышление Решение математических примеров закрепляет навыки счёта «Логическая цепочка» развивает мышление «Собери по рисунку» учит мыслить пространственно «Собери числовую горку» развивает навыки счёта

Видео: мультфильм про Лего-машинки

Стихотворения про Лего

  • «Лего» – умная игра,
    Завлекательна, хитра.
    Интересно здесь играть,
    Строить, составлять, искать!
    Приглашаю всех друзей
    «Лего» собирать скорей.
    Там и взрослым интересно:
    В «Лего» поиграть полезно!
  • Раз, два, три - сложи детали,
    Чтоб они машиной стали.
    Собери гараж. Потом
    Не забудь построить дом.
    Можно к самому порогу
    Проложить ещё дорогу,
    Выбрать место для моста -
    То-то будет красота!
    Из конструктора такого
    Что ни сделай - все толково!
  • Машины, роботы, зверюшки,
    Твои друзья, твои подружки.
    Пираты, замки и шахтёры,
    И поезда, и целый город!
    Твои любимые герои –
    На суше, в воздухе, на море.
    Ты с ними целый мир откроешь –
    Поедешь, полетишь, построишь…
    И в этот мир - весёлый, яркий,
    Где есть волшебные подарки
    Ты окунись, как в море с брега:
    Добро пожаловать в мир «LEGO»!
  • Лего - это мир фантазий!
    Мир идей, разнообразий.
    Изучая схемы в нём,
    Может получиться дом.
    Или мы построим замок,
    Где живёт большой дракон.
    Он принцессу сторожит
    И огнём на всех рычит.
    Лего руки развивает
    И мечтать нам не мешает.
    И скажу про Лего я
    Это лучшая игра!
  • Запчастей тут миллионы!
    Мы по Лего чемпионы!
    Хочешь настроение поднять?
    В Лего начинай играть.
    Из Лего можно все собрать,
    Главное - фантазию включать.
    У нас конструктор Лего,
    С ним можно не скучать,
    Строим мы машины и дома
    И всем советуем играть.
    Лего - это красота!
    Строим мы из кубиков разные дома
    И машину, и гараж,
    Дом, корабль, даже школу.
    Лего просто «супер» класс!
    Мы теперь совсем не бегаем,
    Нам не хочется совсем,
    Потому что в «супер» Лего
    Мы играем группой всей!
  • Мальчишка был, ох, озорной!
    А теперь совсем другой.
    Когда купили ему Лего,
    Не узнать теперь Олега.
    На себя он не похож,
    Едва взглянет на чертёж,
    И уже шагает робот,
    Вместо носа длинный хобот,
    На рукавах цветной узор.
    Наш конструктор - фантазёр,
    Играет целыми часами,
    Как спокойно стало маме.
    Она рада за Олега!
    Покупайте детям Лего!

Таблица: пример конспекта занятия-проекта по Лего-конструированию в подготовительной группе «Построим парк развлечений»

Автор Р.Р. Боданова
Цель Создать детский парк, используя конструктор LEGO-DUPLO.
Задачи
  • узнать, что такое парк, детский парк;
  • обсудить и утвердить объекты парка;
  • создать план - схему детского парка;
  • расположить объекты согласно плану;
  • представить проект для защиты.
Подготовительный этап Предварительная работа (мотивация к сбору информации).
На прошлой неделе мы вспоминали о том, как провели лето. Многие ребята побывали в разных детских парках развлечений. Поделитесь впечатлениями.
- В каждом городе есть парки. Там гуляют люди, растут деревья, цветы, находятся фонтаны. Летом вместе с семьёй я была в Луна-парке. Это детский парк развлечений. Там были американские горки, детская железная дорога, колесо обозрения, аттракционы. В кафе, на территории парка, мы ели мороженое и пили колу. Кто-то из вас был ещё в детском парке?
- Я была в детском парке «Сказочный остров». Там тоже было колесо обозрения, карусели различные, можно покататься на японском велосипеде, на квадроциклах, самокате. Ещё там был пруд, в котором плавали лебеди. Мы их кормили. В кафе мы тоже ели мороженое.
Воспитатель
- Детские парки посещают все дети с большим удовольствием и эта тема нам очень интересна. Каждый парк города имеет своё название, свою историю создания, например: одним из «родоначальников» идеи создания парка «Страна Чудес» г. Москвы является ландшафтный архитектор В.И. Иванов (Объясняет значение слова ландшафт). А что такое парк? Почему детские парки называют детскими? (задание на дом).
Организационная часть Правила работы
1.Во время работы не кричать, не мешать и не толкать друг друга;
2.Вносить изменения в постройки по договору с архитектором.
Воспитатель
- При создании модели супер-маркета из конструктора LEGO, мы познакомились с такими профессиями, как архитектор, инженер. Для того чтобы начать строительство, необходимо, как и прежде, распределить роли в нашем проекте.
Решили выбрать главного архитектора, а затем инженеров, ответственных за каждый объект парка.
Главный архитектор
- Давайте обсудим, что будет в нашем парке. Я предлагаю создать в Детском парке площадку с каруселями, качелями.
Виталий: Надо сделать американские горки.
Светлана: Пусть в нашем парке будет зоопарк. Это так интересно!
Виктор: Ещё давайте сделаем пруд. Я видел, как это красиво. В нём будут лебеди и мостик.
Алена: Надо сделать кафе «Мороженое» и магазинчики игрушек.
Степан: Автопарк тоже надо создать.
Людмила: И украсить наш парк цветами, клумбами, красивыми деревьями.
Иванна: Давайте сделаем сцену со скамейками.
Главный архитектор
- Подведём итоги: площадка с каруселями и качелями; песочница с горками зоопарк; пруд кафе «Мороженое»; автопарк; магазин игрушек, озеленяем, ставим скамейки.
Главный архитектор
- Прежде чем приступить к строительству парка, нужен план-схема. Пусть вся территория парка - это вот этот лист бумаги (ватман, А1). Давайте договоримся, каким цветом обозначим наши постройки.
Обговаривают, какая постройка - какого цвета и наносят на план (прикрепляют). Розовый - качели; жёлтый - горка; синий - аттракционы; голубой - мостик над прудом; серый - клетки зоопарка; красный - кафе; бежевый - скамейки; коричневый - магазинчики игрушек. Получился макет Детского парка.
Главный архитектор
- Теперь определим на схеме, где будут расположены деревья, цветы. За озеленение нашего парка ответственен ландшафтный дизайнер. Дети обсуждают.
- Каждый выскажет предложение, где на плане-схеме будет расположен его объект. Обыгрывают с использованием условных обозначений. Главный архитектор сравнивает с планом, утверждает.
Выполнение построек. Обсуждение внутри групп. Архитектор следит за выполнением правил.
Основная часть Самостоятельная работа детей.
Итоговая часть Главный архитектор
- Все ребята закончили строительство и расставили согласно плану. К работе приступают ландшафтные архитекторы. Представляем проект жюри.
Могут распределить части выступления между инженерами, может все главный архитектор представлять.
- Для того чтобы ответить на вопрос, что такое парк, мы с родителями посмотрели детскую энциклопедию, книгу «Почемучки», в группе посмотрели фильмы об автопарке, технопарке, о парке Диснейленд. Мы узнали, что парки бывают разными, но важно для кого они. Если для машин - это автопарк, если машины приезжают на некоторое время - это парковка; могут быть технопарки, и это значит, что парке находится различная техника.
Детский парк называется детским потому, что здесь много развлечений для детей. В таких парках обязательно есть карусели, автопарки, колесо обозрения, т. е. аттракционы. Представляем вашему вниманию проект детского парка нашей группы. В парке есть магазинчики игрушек, кафе, карусели, пруд с мостиком, автопарк. Кто хочет, может пойти полюбоваться на лебедей в парке, кто-то покачается на качелях.
Таким образом, мы ответили на главный вопрос: детский парк называется детским, потому что во всех парках есть развлечения для детей, туда приходят дети повеселиться. Там можно прыгать, бегать, стрелять, кататься, есть мороженое. Свой парк мы тоже построили для детей. В нём находятся следующие объекты (перечисляют). Таким образом, мы считаем, что цель достигнута. При строительстве парка все предложения могут быть учтены.
Спасибо за внимание!
Жюри задают не более двух уточняющих вопросов.
В состав жюри входят воспитанники подготовительной группы №2.
Председатель жюри - воспитатель.

Лего - это не просто забавная игрушка, это прекрасный инструмент, способствующий обогащению внутреннего мира ребёнка, раскрытию его личностных особенностей, проявлению творческого потенциала и реализации возможностей. Разнообразные занятия с применением Лего-технологии предоставляют реальный шанс каждому малышу развить логическое и пространственное мышление, воображение, самостоятельность и навыки взаимодействия со сверстниками, а педагогам увлечь ребят техническим творчеством. Созидательная игра поможет глубже понять ребёнка, следовательно, выработать эффективное средство для решения проблем как ребёнка, так и педагога.

Поделитесь с друзьями!