Картотека: Рассматривание картины во второй младшей группе. Рассматривание сюжетной картинки «Дети играют». Конспект занятия по ОО «Коммуникация» во второй младшей группе

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №22 «Рябинушка» с приоритетным осуществлением художественно-эстетического направления развития воспитанников»
Конспект занятия по развитию речи
во второй младшей группе «Гномики»
На тему: Рассматривание картины «Курица с цыплятами»
Воспитатель: Резниченко Н.В.
1кв. категория
г. Талица 2016г.
Интегрированная ООД во второй младшей группе по развитию речи
Тема: Рассматривание картины «Курица с цыплятами».
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Художественное – эстетическое развитие» (рисование крупой - пшено).
Цели:
- учить детей рассматривать картину, отвечать на вопросы по её содержанию
- развивать интерес детей к изобразительному деятельности, посредством использования нетрадиционных техники рисования.
- воспитывать любознательность, художественный вкус.
Обогащение словаря: курочка - хохлатушка, квохчет.
Активизация словаря: курочка, петушок, цыплята, кукарекает, пищат.
Предварительная работа:
- рассматривание иллюстраций;
- чтение сказки К.Чуковского «Цыплёнок»;
- обучение элементам художественно-образных выразительных средств (интонации, мимике, пантомимике).
Материал и оборудование:
-картина «Курица с цыплятами»;
- фланелеграф, плоскостные фигурки животных;
- круги красного, жёлтого, коричневого, чёрного, зелёного цвета;
-маски (шапочки) для подвижной игры;
-крупа в розетках, трафареты, салфетки, чистый лист бумаги;
- диск с записью с голосом курицы и цыплят
Ход непосредственно – образовательной деятельности
Организационный этап.
Сюрпризный момент: Слышится кудахтанье курицы.
- Кто же это? Загадка
Что это за птица - Людей не боится,
Не летает высоко, И поет «Ко-ко-ко». (Курица)
-Как она разговаривает? (ко – ко – ко) Дети повторяют звукоподражание.
звукозапись с голосом цыплят
-А кто- то ещё разговаривает? Отгадайте загадку.
Ко – ко - ко, там камни, кочки,Стойте, желтые комочки!Разбежались все куда-то,Непослушные...-Как они разговаривают? (пи – пи – пи) Дети повторяют звукоподражание.
(перед детьми стоит картина «Курица с цыплятами»,она закрыта)
- Что это ребята? Давайте откроем и посмотрим, кто же это разговаривает?
- Какая красивая картина! Вам нравится? Давайте её рассмотрим вместе.
Дети садятся на стульчики.
– Назовите всех, кого видите на картине.
- Кто это? (курица)
– Как зовут деток курицы? (цыплята)
- Опишите цыпленка, он какой? (Тело покрыто желтым пухом, маленький, есть ножки, клювик, умеет пищать.)
Что они делают? (Гуляют по двору. Мама-курица учит цыплят искать себе еду, копать лапками червячков, искать зернышки, щипать травку, пить водичку.)
Как ласково назвать курицу? (курочка - рябушечка) Что она делает? (Квохчет).– Как она это делает? (Квох-квох, квох)
– Что еще делает мама-курица? (Она охраняет цыплят, чтобы их никто не обидел.)
– Как разговаривает мама-курица с цыплятами? (Ко –ко -ко)
– Как отвечают цыплята маме?(пи – пи)
- Ребята мы с вами читали сказку К. Чуковского «Цыплёнок», давайте вспомним её.
Воспитатель приглашает детей к мольберту, на котором расположены круги.
- Вот это сюрприз! Кто-то заколдовал сказочных героев и превратил их в разноцветные круги. Дети называют цвета.
- Каким был цыплёнок? маленький
- Каким представлял себя цыплёнок? что он большой, и важно задирал голову. Вот так.
- Какая была у цыплёнка мама? Мама была вот такая. Мама кормила его червяками.
- Кто испугал цыплёнка и маму? налетел на маму черный кот и погнал ее прочь со двора. И был черный кот вот такой.
- Кто взлетел на забор? красивый, большой петух, вытянул шею вот так. И во все горло закричал: «Ку – ка – ре – ку! » - и важно посмотрел по сторонам: «Я ль не молодец, я ль не удалец! »
-Понравилось ли цыплёнку как кричит петух? Цыплёнку это очень понравилось. Он тоже вытянул шею. Вот так. И что было силы запищал: «Пи – пи – пи! » я тоже молодец! Я тоже удалец! » но споткнулся и шлепнулся в лужу. Вот так.
- Кто сидел в луже? В луже сидела лягушка.
- А как поступила лягушка? Она увидела его и засмеялась: «Ха – ха – ха! Ха – ха – ха! Далеко тебе до петуха! » а была лягушка вот такая.
-Кто подбежал к цыплёнку? Тут к цыпленку подбежала мама. Она пожалела и приласкала его. Вот так.
Отвечая на вопросы, дети имитируют движения.
3. Воспитатель приглашает детей к мольберту (фланелеграф)с цветными кругами:
- А теперь вы можете расколдовать сказочных персонажей, подберём круги к этим героям?
Дети называют персонажей сказки и выкладывают их около кругов.
Красного цвета круг – петух, жёлтого – цыплёнок, коричневого – курица, зелёного – лягушка, чёрного – кот.4. Игра «Курочка - хохлатка» (маски)
Вышла курочка-хохлатка,
С нею жёлтые цыплятки,
Квохчет курочка: «Ко-ко! »
Не ходите далеко!
На скамейке у дорожки
Улеглась и дремлет кошка.
Кошка глазки открывает,
И цыпляток догоняет!
5.Воспитатель обращает внимание детей на то что героев сказки мы расколдовали,но у мамы курицы ещё есть цыплятки и они тоже заколдованы (на столах лежат трафареты покрыты двусторонним скотчем) чтобы их расколдовать нужно посыпать крупой (по выбору детей пшено, горох)
Прежде чем расколдовать цыплят мы поиграем с пальчиками.
Пальчиковая гимнастика стихотворение Т. Волгиной «Где чей дом?».
Воробей живет на крыше
В теплой норке - домик мыши
У лягушки дом в пруду
Домик пеночки в саду
- Эй, цыпленок! Где твой дом?
- Он у мамы под крылом.
Показ рисования воспитателем.
1.шаг. Берём крупу и насыпам на трафарет.
2.шаг. Берём чистый лист и придавливаем рисунок.
3. шаг Поднимаем свою работу и ссыпаем крупу обратно в коробочку.
Самостоятельная работа детей.
-Давайте ребята подойдём к картине и посмотрим, получились ли у нас такие цыплята как на картинке?(ответы детей).
-Помогли мы курочке расколдовать цыпляток?
6. Итог НОД.


Приложенные файлы

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №174 «Росинка»
Конспект

открытой образовательной деятельности

по художественно-эстетическому развитию

«Рассматривание репродукции картины С. Карповой «В лесу»

во второй младшей группе.
Выполнили: воспитатель Смолина О.П. музыкальный руководитель Мансурова Л.Н. Ульяновск, 2015 г.

Цель:
развитие у детей способности видеть красоту красок природы через ознакомление с творчеством ульяновского художника Светланы Карповой.
Задачи:
- учить рассматривать картину, отвечать на вопросы по изображению; - закрепить знание детей о зиме, как о времени года; - активизировать и расширять словарь; - развивать у детей воображение, целостное восприятие картины, память, внимание; - воспитывать любовь и бережное отношение к природе и русской берёзке.
Предварительная работа:
чтение стихотворений А. Прокофьева «Люблю березку русскую», В. Рождественского «Береза», созвучных картине; загадывание загадок.
Словарная работа:
зимний лес, заколдовала, сосулька, чудесная, морозный, белым-бело.
Оборудование:
мольберт, репродукция картины С Карповой «В лесу», зимние деревья, снежинки, сказочный персонаж.
Ход образовательной деятельности
- Ребята, сегодня я вам хочу предложить небольшую экскурсию в зимний лес. В лесу мы с вами познакомимся с картиной художницы С.Карповой «В лесу» (Дети заходят в группу) - Ребята, посмотрите, куда мы с вами попали? (В лес) - Правильно, в зимний лес. Давайте полюбуемся. (Ходим и рассматриваем) - Ребята, а где же картина? Куда же она пропала. Тут, наверное, кто- то побывал? А это что такое? (Показывает на сугроб. Появляется Снежная баба). Снежная баба: - Здравствуйте, ребята! Угадали, кто я? (Высказывания детей). - Правильно! Я Снежная баба! А вы что здесь делаете? Воспитатель: А мы пришли посмотреть на картину! Снежная баба: А я её заколдовала! Но если вы хотите посмотреть на картину, то вы должны выполнить мои задания. И тогда картина расколдуется. (Снежная баба убегает и разбрасывает снежинки). Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим, что за задание оставила нам Снежная баба! (поднимает снежинку, а там загадки). -Да тут ребята загадки! Давайте попробуем отгадать, может картина тогда расколдуется. (Высказывание детей) (Загадывает загадки). Загадки: 1. В шубе летом,
Зимой раздетый. (лес) 2. Зимой и летом Одним цветом. (елка) 3. Зимой в поле лежал, А весной в реку убежал. (снег) 4. Белая морковка зимой растет. (сосулька) 5. Летит- молчит Лежит- молчит Когда умрет Тогда заревет. (снег) (Разгадали загадки, сугроб растаял, появляется картина) - Ой, ребята, посмотрите, какая чудесная картина! Но нам ее надо спасать от Снежной бабы, чтоб она ее снова не заколдовала. А для этого нам надо ее внимательно рассмотреть и рассказать все, что видите на ней. Эту картину нарисовала художница Светлана Карпова, а называется она «В лесу». Светлана Карпова живет в городе Ульяновске, как мы с вами. - Давайте рассмотрим картину и скажем, какое время года изображено на ней? (Высказывание детей) - Почему вы думаете, что зима? (На деревьях лежит снег, много снега в лесу, кругом все белым- бело). - Вам нравится зима? Почему? (Высказывание детей) - Внимательно посмотрите и скажите, какое на картине небо? (Ясное, голубое) (Высказывание детей) - Как вы думаете, что можно сказать о воздухе? Какой он? (Холодный, морозный) - Ребята, какие деревья на переднем плане картины? (Берёза, ёлка). - Какие берёзы? (Большие, красивые, на них лежит снег). - А ствол у берёзы какой? (Белый, с чёрными пятнами) - Что есть на стволе? (Ветки) - Ветки какие? (Длинные, тонкие, на них тоже снег лежит) - А что ещё возле берёзки растёт? (Ёлочка) - Ёлочка какая? (Маленькая). - А что есть у ёлочки? (Иголки)
- Какого цвета иголочки? (Зелёные) - А что же лежит на ёлочке? (Снег) - Давайте посмотрим внимательно, что вы видите на заднем плане картины? (Много деревьев) - Правильно ребята. Деревья большие и маленькие, их много. Они все покрыты белым снегом. А когда много деревьев как можно сказать одним словом? (Лес). - Правильно. Это лес, зимний лес. Поэтому картина называется «В лесу». - А давайте рассмотрим, что лежит на земле? (Снег) - Правильно! Снег. Какой он? (Холодный, белый, пушистый). - Да ребята, снег лежит повсюду в лесу, на деревьях, на ветках, на земле. В лесу много снега, так красиво кругом, все деревья спят под снегом, они укрыты белым одеялом, им всем тепло. И они будут спать до весны. - Вы хотите поиграть со Снежной бабой? Тогда позовём Снежную бабу и поиграем с ней. (Зовём снежную бабу). Игра «Снежная баба». К снежной бабе близко, близко, подойдём, Снежной бабе низкий, низкий, наш поклон Мы над бабой посмеёмся ха-ха-ха Хороша ты, наша баба, хороша Раз, два, три - нас ты баба, догони! (Игра повторяется 1,2 раза) Воспитатель: Снежная баба, тебе понравилась у нас? (Да). -Тогда ты оставайся с нами, сядь рядом и отдохни. Посмотри, как наши дети занимаются. - Ребята скажите, что мы с вами сегодня рассматривали? (Картину) - Как называется картина? (В лесу) - А кто нарисовала ее? (Художница Светлана Карпова) - Где же она живет? (В городе Ульяновске) - Что мы видели на картине? (Высказывание детей) Правильно ребята! Какая красота в лесу. Кругом все белым бело! Как прекрасна наша родная природа! Природа – это красота и богатство Родины, и ее надо любить, сохранять и беречь! Снежная баба: Ребята, вы сегодня хорошо поработали, выполнили все мои задания, и за это вам я прочитаю стихотворение про березу. Хотите послушать? (Да). А стихотворение называется «Белая береза» и написал С. Есенин.
Белая береза под моим окном Принакрылась снегом, точно серебром На пушистых ветках, снежною каймой Распустились кисти белой бахромой И стоит береза в сонной тишине И горят снежинки в золотом огне А заря, лениво обходя кругом Обсыпает ветки, новым серебром! - Вам понравилось стихотворение С. Есенина «Белая береза». (Да). Ребята, мне пора, я с вами прощаюсь. До свидания. (Снежная баба уходит) Воспитатель: Давайте скажем до свидания Снежной бабе. На этом ребята наше занятие закончилось, мы с вами возвращаемся в группу.

Цель: Познакомить детей с иллюстрацией Ю. А. Васнецова «Петушок» Задачи:

1. Образовательная: формировать диалогическую речь;

2. Развивающая: развивать инициативную речь детей во взаимодействии со взрослыми;

3. Воспитательная: воспитывать желание беседовать по картине Ю. А. Васнецова «Петушок» и заинтересовать ею.

Материал. Иллюстрации к потешке «Петушок» Ю. А. Васнецова.

Предварительная работа. Чтение потешки «Солнышко-ведрышко».

Ход беседы:

Воспитатель показывает детям картинку и спрашивает, нравится ли она им. Обращает их внимание на изображение солнышка.

Ярко-желтый цвет и переливающиеся лучи говорят о том, какое это доброе и теплое солнышко. Чтобы вовлечь детей в разговор, воспитатель может задать им вопросы:

    Какое солнышко?

    Откуда поднимается солнышко?

    Что еще можно рассказать о солнышке?

Вопросы к детям:

    Какой петушок?

    Почему мы решили, что он поет песенку?

    Для кого поет петушок?

    Где живет петушок?

В конце беседы воспитатель может предложить детям рассмотреть несколько иллюстраций других художников с зображением солнышка, а затем «попросить» петушка выбрать самое лучшее солнышко. Петушок «выбирает» солнышко, которое нарисовал Ю. А. Васнецов.

«Рисование на тему «Солнышко лучистое»

Цель занятия. Продолжать знакомить детей с иллюстрациями Ю. А. Васнецова

Задачи:

1. Образовательная: Учить ребят рисовать солнышко.

2. Развивающая: Учить замечать яркость цветовых образов.

3. Воспитательная:

Материал. Краска гуашь, силуэты с изображением петушков на каждого ребенка.

Предварительная работа. Рассматривание иллюстраций Ю. Васнецова. Заучивание потешки «Петушок».

Ход занятия:

Воспитатель обращает внимание детей на иллюстрацию Ю. Васнецова к потешке «Петушок» и читает песенку. Затем обращается к ребятам:

- Какое солнышко нарисовал художник? (Лучистое, веселое.)

    А кто разбудил солнышко? (Петушок.)

Воспитатель предлагает детям рассмотреть, какой нарисован петушок (Большой, красивый, с красивым золотым гребешком, с большим хвостом. Каждое перышко петушка красиво украшено. Петушок забрался высоко на шесток, чтобы быть поближе к солнышку и др.), и ответить на вопросы:

    Что делает петушок?

    Как вы догадались, что он поет? (Клюв у петушка широко раскрыт.)

    Какое время дня изображено на картинке?

    Почему вы думаете, что на картинке изображено утро? (Кругом светло. Светит большое яркое солнце, летают птицы.)

    Как поет петушок? (Громко, радостно.)

    А какое солнышко нарисовал художник Ю. А. Васнецов? (Круглое, желтое, у солнышка много лучей.)

Детям надо объяснить, что художник нарисовал красивое солнышко, такое, что увидя его, петушок запел от радости и восхищения.

Затем воспитатель раздает детям вырезанных из бумаги маленьких петушков и предлагает для них нарисовать солнышко. Дети рисуют лучистое солнышко и играют с петушками.

    Конспект НОД во второй младшей группе

«Аппликацией на тему «Украсим домик козы с козлятами»

Цель занятия: Продолжать знакомить детей с иллюстрациями Ю. А. Васнецова

Задачи:

1.Образовательная: Познакомить их с иллюстрациями Ю. А. Васнецова к русской народной сказке «Волк и козлята». Учить детей украшать (способом аппликации) поделки.

2. Развивающая: Развивать у детей эмоциональную отзывчивость при восприятии иллюстраций.

3. Воспитательная: Вызывать у них эмоциональную отзывчивость на знакомую иллюстрацию.

Материал. Иллюстрации Ю. А. Васнецова к сказке «Волк и козлята», домики, вырезанные воспитателями, кисти, клей, круги из цветной бумаги (двух цветов и двух размеров) на каждого ребенка.

Предварительная работа. Рассказывание детям сказки «Волк и козлята» и рассматривание иллюстраций.

Ход занятия.

Воспитатель берет книгу «Коза с козлятами» с иллюстрациями Ю. А. Васнецова и обращает внимание детей на те иллюстрации, на которых изображены добрая коза с козлятами и злой, голодный волк. Затем задает им вопросы:

    К какой сказке нарисовал иллюстрации художник Ю. А. Васнецов?

    А почему вы так думаете? (На картинке коза с козлятами.)

йВ А как изображена коза? (Она добрая, заботливая, у нее много козлят.)

    Что на рисунке делает волк? (Прячется за деревьями.)

. - А каким художник нарисовал волка? (Сердитым, злым, голодным. Он прячется и хочет поймать козлят.)

Воспитатель показывает детям домик, украшенный вырезанными из цветной бумаги кругами, и говорит, что в таком домике живет коза с козлятами. предлагает украсить их так, чтобы в каждом из них захотелось жить козе с козлятами, а волк бы заблудился и не нашел козлят. Воспитатель показывает детям, как можно красиво расположить круги, напоминает правила наклеивания.

(пособие 1, рис. 1-12)

Учить ребенка устанавливать сходство предмета с его изображением, узнавать, показывать пальчиком названный предмет и отдельные детали, подавать взрослому названную картинку. Расширять активный словарь (собака, молоток, лошадка, часы, гусь, мяч, домик, дудочка, погремушка, колокольчик, девочка, зайчик...)

При необходимости новую картинку показывать ребенку при соотнесении со знакомой игрушкой. В плане указывать картинки, с которыми проводится работа. Можно увеличить количество картинок на одном занятии с 3-4 до 6-8.

Давай умоемся

Уточнить понимание слов, обозначающих части тела (руки, ноги, голова), части лица (рот, глаза, уши); бытовое иигровое действие (умываться).

15. Найди другую (с игрушками)

Учить ребенка находить в специально подготовленной ситуации игрушки, имеющие одно и то же словесное обозначение, но отличающиеся по внешним свойствам; называть игрушки.

Материал. Два однородных предмета, отличных друг от друга по какому-либо признаку; предмет, сходный с одним из них по этому признаку, и контрольный предмет. Варианты заданий:

а) 2 разные коровы, коза, машина;


б) 2 разные курочки, петух, лошадка;

в) 2 разные дудочки, палочка, барабан;

г) 2 разные утки, гусь, часы;

д) 2 разные лошадки, корова, мишка;

е) 2 разные кошки, собака, кукла.

Вопросы: Где лошадка? Где другая лошадка? Где корова? А где мишка? Что это? и т.п.

16. Рассматривание парных картинок (пособие 1, рис. 13-32)

Учить ребенка находить картинки, имеющие одно и то же словесное обозначение, но отличающиеся по внешним свойствам. Расширять активный словарь.

Варианты :

а) 2 разные козы, бык, утюг;

б) 2 разные собачки, мишка, зайчик;

в) 2 разных петушка, лошадка, матрешка;

г) 2 разные палочки, балалайка, пирамидка;

д) 2 разных кошки, селезень, мяч.

17. Рассматривание картинок, изображающих простые знакомые действия (ест, спит, купается, идет, кушает, плачет и др.; пособие 2, рис. 1-16)

Учить ребенка узнавать на картинке действие, обозначенное словом; обозначать это действие словом, жестом, фразой, учитывая речевые возможности ребенка. Подводить ребенка к пониманию вопроса «Что делает? »

а) Разные предметы и разные действия: «Собачка кушает», «Ляля спит», «Мишка идет», и другие, имеющиеся в группе. Указывать в плане картинки, с которыми проводится работа.

б) Одинаковые действия, предметы разные: «Собачка кушает», «Козочка кушает», «Ляля кушает» и т.п. - спит, идет, сидит, купается, едет - с каждым действием разные персонажи.

в) Одинаковые предметы, разные действия: «Ляля спит», «Ляля купается», «Ляля кушает», и др. - собачка, зайка, мишка, киска - выполняют разные действия. В учете указывать не только понимание ребенком названных действий, вопроса «Что делает...?», но и то, какова речевая активность малыша.

18. Рассматривание простых сюжетных картинок (пособие 2, рис. 17-22)

Взаимодействие двух лиц: «Девочка купает куклу», «Девочка кормит куклу», «Девочка катает куклу на санках» и другие, имеющиеся в группе картинки. При выборе картинок отражать сезонность. Научить ребенка видеть сюжет картинки, т.е. узнавать знакомых персонажей и совершаемые ими действия. Формировать речь, состоящую из простых распространенных предложений. Учить отвечать на вопросы по содержанию картинок не односложно, а полно.

Вопросы: «Где...? Кто это? Как зовут? Что это? Что делает? А ты...?»

19. Рассматривание сюжетных картинок более сложного содержания (из серии «Хорошо и плохо»; пособие 2, рис. 23-30)

Учить ребенка узнавать на картинках мальчика и девочку; отвечать полно, развернуто.

Вопросы. Где мальчик? Где девочка? Где у девочки платье, косичка? Где у мальчика брюки, рубашка? Кто это? Где мальчик дает девочке яблоко? Где мальчик не дает девочке игрушки? Что делает мальчик? А ты...? и т.п.

Рассказ без показа

Учить ребенка слушать небольшой рассказ о событиях, бывших в его опыте без наглядного сопровождения, отвечать на вопросы.

Пример рассказа. I часть: «Жила-была девочка Машенька. Пошла Машенька гулять. Надела шапку, пальто, ботинки. Спустилась по лесенке, открыла дверь и вышла на улицу...»

Вопросы: «Кто пошел на улицу гулять? Что надела Машенька?»

II часть рассказа: «На улице детки гуляли. Вдруг выскочила собачка и залаяла на Машу: «Ав-ав». Машенька испугалась, плачет. А тетя сказала: «Не бойся, Машенька, собачка не кусается». Собачка убежала. Маша больше не плакала, пошла с детками гулять».

Вопросы: «Кто испугал Машу на улице? Кто залаял? А что тетя сказала Маше?»

21. Какая игрушка тебе нравится (пособие 1, рис. 33-42)

Активизировать словарь по теме «Игрушки». Уточнить понятие об основном действии с игрушками. Подвести ребенка к пониманию и называнию обобщающего слова «Игрушки». Приучать отвечать на вопрос полной фразой.

Вопросы: «Какая игрушка тебе нравится? Какие игрушки есть у нас? Что ты делаешь с игрушками? Каким одним словом можно назвать все это?»

22. Узнай и назови овощи (пособие 1, рис. 43-54)

Познакомить ребенка с натуральными овощами и их изображениями на картинках. Закреплять в активном словаре ребенка названия отдельных овощей. Дать понятие об основных действиях, производимых с ними, о месте выращивания овощей. Уточнить обобщающее слово «овощи». Продолжать работу по формированию фразовой речи, совершенствованию структуры слова, фонетической стороны речи. Если в разделе «Развитие активной речи» началась работа по формированию правильной слоговой структуры слова, добиваться от ребенка проговаривания первых слогов при назывании овощей, сохранения ритмико-слогового состава слова.

Вопросы и задания: «Покажи, где... Что это? Где растут морковка, огурец, лук...? Каким одним словом можно назвать это? Что мы делаем с овощами?»

23. Чего не стало (на материале темы «Овощи»; пособие 1, рис. 43-54)

Развивать внимание и запоминание. Добиваться ответов полной фразой, используя слово «Нет» или сочетание «Не стало». Следить за правильным согласованием слов. (Сначала из двух картинок убирается одна, затем из трех, из четырех.)

24. Семья. Люди (пособие 1, рис. 55-61)

Расширять и активизировать словарь по теме «Семья»: «Мама, папа, дедушка, бабушка, сын, дочь; сидит, стоит, читает, прыгает; большой, старый, маленький» и др. Формировать обобщающее слово «Люди». Продолжать работу по развитию фразовой речи.

Вопросы: «Где папа? Где мама? Кто это? Кто сидит? и т.п. Что делает дедушка (бабушка, папа, мама...)? Кто большой? Кто маленький (большая, маленькая)? Какой дедушка (бабушка, внучка...)? Каким одним словом можно назвать их?»

25. Кто что ест (пособие 1, рис. 62-69)

Уточнять представление ребенка о том, кто что ест. Активизировать в речи глаголы: «Лакает, грызет, клюет». Формировать обобщающие понятия: «Птицы, животные». Учить ребенка давать полный ответ.

Вопросы: «Кто это (собака, курочка, кошка)? Кто грызет (умеет грызть)? Кто лакает (клюет)? Чем собака грызет косточку? У кого еще острые зубы? Кто еще грызет? Чем курочка клюет? У кого еще клюв? Кто еще клюет? Как кошка лакает? Что любит собака (курочка, кошка)?

Варианты заданий:

а) классификация: «У кого зубы, у кого клюв».

б) исключение 4-го лишнего.

26. Рассматривание иллюстраций к потешке «Вот люди спят» (пособие 2, рис. 31-38)

Помочь ребенку запомнить названия персонажей, которые встречаются в тексте, где кто из них спит. Формировать обобщающие понятия «Люди, Звери». Продолжать работу над фразой. Учить использовать в ответах предлог «На».

Вопросы: «Кто это? (Бабушка, дедушка, люди.) Что делают люди? Какие люди спят? Что делают звери? Какие звери спят? Где спят лисы (зайки, птицы...)? Что будут делать птицы (звери, утки), когда поспят? Кто летает (плавает, бегает)?

Варианты заданий:

а) классификация: «Люди, звери, птицы».

б) исключение 4-го лишнего.

27. Хорошо и плохо (пособие 2, рис. 23-30)

Уточнить понятия «Хорошо, плохо». Учить детей характеризовать действия, изображенные на картинках, сопоставляя их со своими действиями и действиями других детей. Активизировать в речи прилагательные: «добрый, аккуратный, неряшливый, жадный, драчливый». Упражнять в ответах на вопросы причинно-следственного характера.

Вопросы: «Что делает мальчик? Так можно делать? Как делает мальчик? Почему этого мальчика называют добрым? и т.п. А ты...?»

28. Транспорт (пособие 1, рис. 70-81)

Учить различать по внешнему виду и называть грузовую и легковую машины, автобус, трамвай, самолет, лодку, пароход, трактор, поезд, троллейбус, велосипед, мотоцикл; показывать и называть части машины (кабина, руль, кузов, колеса, окна). Дать понятие о назначении каждого вида транспорта и характере их передвижения. Приучать отвечать на вопросы полной фразой. (Для знакомства с различными видами транспорта широко использовать возможности прогулок за пределами дома ребенка, игрушки, картинки).

Вопросы: «Что это? Где? Какая это машина? Что делает? На чем летают? На чем едут по дороге? На чем плавают? Что летит (плывет, едет по дороге, едет по рельсам)?»

29. Одежда, обувь, головные уборы (пособие 1, рис. 82-114)

Уточнить представление ребенка о назначении предметов одежды, обуви, головных уборов. Упражнять в группировке предметов по их назначению. Расширять словарь за счет обобщающих понятий «Одежда, обувь, головные уборы», их видов. (Широко использовать возможности режимных процессов, натуральные вещи, дидактическую куклу, картинки.)

Вопросы: «Что это? Куда надеваем? Каким словом можно назвать все это? Почему положил наверх (в середину, вниз)?»

30. Посуда (пособие 1, рис. 115-124)

Активизировать активный и пассивный словарь ребенка по теме «Посуда». Уточнить обобщающее слово. Дать представление о назначении отдельных видов посуды.

Вопросы: «Что мы поставили на стол? Каким одним словом можно назвать все это? Что мы делаем с чашкой (тарелкой...)?»

31. Устроим кукле комнату (пособие 1, рис. 125-131)

Учить ребенка различать и называть предметы мебели, рассказывать об их назначении. Упражнять в употреблении и понимании обобщающего слова «Мебель». Активизировать в речи глаголы «Лежать, сидеть» в повелительном наклонении (ляг, сядь), предлоги «На», «В».

Для знакомства с предметами мебели использовать окружающую обстановку, кукольный уголок, картинки, конструктивную деятельность.

Вопросы: «Что поставим в комнату Кати? Зачем Кате шкаф (кровать, стул, стол, диван...)? Где твоя кровать? Где у нас стол...? Еще где? Попроси Катю лечь в кровать (сесть на стул). Где сидит (лежит) Катя? Куда положим одежду? (поставим посуду)? Какая мебель у нас в комнате? Каким одним словом можно назвать все это?»

32. Что можно гладить утюгом, что можно резать ножом (пособие 1, рис. 132-141)

Познакомить ребенка с назначением предметов (утюг, нож). Учить ребенка группировать предметы (картинки) по их качествам, объясняя свои действия. Активизировать в речи названия предметов и их качеств. (Можно взять картинки из серии «одежда», «овощи».)

Образец: «Это платье. Платье гладят утюгом. Это сыр. Сыр режут ножом» и т.д.

33. Чего не стало (на материале тем «Одежда», «Обувь», «Головные уборы»; пособие 1, рис. 82-114)

Цель см. в занятии № 23.

Куда что положить

Учить группировать знакомые предметы по общему признаку (посуда, одежда, овощи). Подводить ребенка к умению исключать не подходящий к группе предмет.

Образец: «Это пальто. Пальто мы надеваем. Это одежда. Одежду кладем в шкаф. Это тарелка. Из тарелки мы едим. Это посуда. Посуду ставим на поднос. Это морковка. Морковь мы едим. Морковка - это овощ. Овощи собираем в корзину».

Вопросы: «Что это? Что мы делаем с ней (с ним)? Куда нужно положить? Что стоит на подносе (лежит в корзине, в шкафу)? Какой предмет Незнайка положил лишний? Что не подходит? Почему?»

35. Домашние животные (пособие 1, рис. 142-149)

Закреплять у ребенка слова, обозначающие названия домашних животных. Уточнять части тела животных (рога, копыта, грива, хвост, лапы, зубы и др.), особенности внешнего вида (шерстка, щетинка и др.)

36. Кто еще пришел (пособие 1, рис. 142-149)

Развивать зрительную память, воспитывать наблюдательность. Развивать речь, активизировать словарь по теме «Домашние животные ».

Вопросы: «Кто это? Кто еще пришел? (после того, как ребенок закроет глаза, затем откроет их)».

37. Кто как ест (пособие 1, рис. 142-149)

Уточнять представление ребенка о том, кто, что и как ест. Расширять глагольный словарь по теме «Домашние животные». Учить ребенка отвечать на вопросы, используя предложения с однородными членами.

Образец: «Корова жует траву. Лошадь жует траву (овца, свинья, коза). Собака грызет кость. Кошка лакает молоко».

Вопросы: «Как ест корова (лошадь, коза...)? Кто еще жует траву?»

38. Кто что делает (пособие 1, рис. 142-149)

Активизировать в речи ребенка слова: «Бодается, царапается, фыркает, мурлычет, мяукает, хрюкает, ржет, блеет, мычит». Составить предложения с ними.

Вопросы: «У кого рога? Кто бодается? У кого на лапках коготки-царапки? Кто царапается? Как мычит корова? Что она делает?» и т.п.

2 3 5 10 ..

РАССМАТРИВАНИЕ СЮЖЕТНЫХ КАРТИН С ДЕТЬМИ ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ ДЕТСАДА

Сюжетная картина - эффективное средство познания ребенком окружающей действительности. В данном случае под познанием понимается не столько знакомство с чем-то абсолютно новым, сколько уточнение представлений ребенка о знакомых предметах и явлениях, об их качествах и свойствах, воспринимаемых в иных, чем прежде, условиях (на картине). (Известно, что знакомый объект, увиденный в непривычных для малыша связях и отношениях, часто воспринимается им как новый.)

Во второй младшей группе рассматривание сюжетной картины на занятии планируется примерно раз в месяц. Могут быть использованы следующие картины: «Едем в автобусе», «Едем на лошадке», «Помогаем товарищу», «Играем с песком» (автор Е. Батурина); «Дети играют в кубики», «Зимой на прогулке», «Праздник 1 Мая в детском саду», «Дети кормят курицу и цыплят» (авторы Е. Радина и В. Езикеева); «Коза с козлятами» (автор С. Веретенникова).

Успех рассматривания во многом определяется умением воспитателя с самого начала заинтересовать ребенка. Например: «Хотите, я познакомлю вас с детьми, которые, как и вы, любят строить? - начинает занятие педагог.- Их трое - два мальчика и девочка».- «Где они? Что строят?» - обязательно спросят нетерпеливые малыши. «А как вы думаете, что строят мальчики и девочка?» - интересуется воспитатель. Выслушав ответы детей, педагог ставит перед ними картину «Дети играют в кубики».

Вопросы к детям - ведущий прием при рассматривании картины. Вопросы следует тщательно продумывать. Надо, чтобы они обеспечивали полноту воспроизведения содержания картины. Вопросы должны помогать ребенку уяснить общий смысл картины, способствовать целенаправленному описанию предметов (явлений), направлять внимание детей на взаимосвязь отдельных деталей картины. Такого рода вопросы в том или ином соотношении обязательно следует задавать на каждом занятии по рассматриванию.

Кроме того, при рассматривании картины нужны вопросы, которые дадут ребенку возможность высказать свое умозаключение, что-то предположить, в чем-то усомниться. Эти вопросы условно можно классифицировать так:

1) вопросы, требующие сопоставления фактов и.простейшего вывода. Ответ ребенку подсказывает само содержание картины. Например: «Почему остановили лошадку?»; «Почему не едет автобус?»;

2) вопросы, мобилизующие личный опыт ребенка. Например: «Почему у Лены из песка получается такой красивый заборчик и песок не рассыпается?»; «Дети делают из снега маленькую горку. Какой в этот день снег на дворе?»;

3) вопросы, требующие ответ а-п редположе-ни я, выходящего за пределы изображенного. Подобные вопросы хороши тем, что позволяют ребенку связать несколько действий в единую цепочку, назвать не только настоящее действие, но и прошедшее, будущее. Это эффективное средство для активизации мыслительной деятельности детей. Приведем примеры: «Танюша взяла в руки мяч. Смотрит. Может, ждет кого-то?»; «Вова поит лошадку и что-то говорит ей. Интересно, что он ей говорит?»

Выбрав картину для рассматривания, воспитатель должен сам хорошо разобраться в ее содержании, составить рассказ и только

потом наметить вопросы, предусмотрев их вариативность. Лучше, если рассказ имеет завязку. Это могут быть 1-2 фразы, раскрывающие смысл картины, отражающие эмоциональное отношение рассказчика к ее содержанию. Например: «Ох, как трудно собирать башенку! Ни у Кати, ни у Димы работа не ладится!»

При составлении рассказа нужно следить за тем, чтобы одно высказывание дополняло другое, чтобы была показана связь между отдельными частями (фрагментами) картины. Например, на занятии по картине С. Веретенниковой «Коза с козлятами» воспитатель сначала рассказывает детям о козе, затем, переходя к описанию козлят, говорит: «Рядом с козой играют козлята. Они маленькие» и т. д.

Если рассказ получается недостаточно эмоциональным, надо включить в него фразы, содержащие вопрос, восклицание, прямую речь. Если позволяет содержание картины, рассказ лучше закончить так, чтобы 1-2 последние фразы, так же как и первые, выражали отношение рассказчика к изображенным событиям. Тогда и весь рассказ выступает как маленький художественный текст.

Рассматривание картины периодически повторяется и вне занятий в течение всего года.