Особенности и стили общения в семье альтруистической. Семейные отношения

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001 .

Смотреть что такое «АВТОРИТАРНАЯ ЛИЧНОСТЬ» в других словарях:

авторитарная личность - Автор. Т.Адорно. Категория. Характеристика личности. Специфика. Отличительной чертой такой личности выступает чрезмерно жесткая система социальных установок. Подобные люди чувствительны к атрибутам власти, отдают предпочтение социальным… … Большая психологическая энциклопедия

Авторитарная Личность - характеристика личности, автор Т. Адорно. Отличительной чертой такой личности выступает чрезмерно жесткая система социальных установок. Подобные люди чувствительны к атрибутам власти, отдаю … Психологический словарь

АВТОРИТАРНАЯ ЛИЧНОСТЬ - (лат. auctoritas власть, влияние) понятие и концепция Фромма, фиксирующие и объясняющие существование особого типа личности, являющегося основой тоталитарных режимов. По Фромму, для А. Л. характерны: непереносимость свободы; жажда самоутверждения … Новейший философский словарь

АВТОРИТАРНАЯ ЛИЧНОСТЬ - англ. personality, authoritarian; нем. Personlichkeit, autoritare. Тип личности, характеризуемый предельным конформизмом, ригидностью, подавлением эмоций и чувств, верно подданичеством и высокомерием по отношению к нижестоящим. А. л. в принципе… … Энциклопедия социологии

АВТОРИТАРНАЯ ЛИЧНОСТЬ - (Authoritarian Personality) Название труда группы ученых, исследовавших в 1940 х гг. наследие Дж. Беркли в поисках психологических источников антисемитизма (anti Semitism). Термин авторитарный используют по отношению к этноцентрическому типу… … Политология. Словарь.

АВТОРИТАРНАЯ ЛИЧНОСТЬ - (AUTHORITARIAN PERSONALITY) Это понятие указывает на предрасположенность определенной структуры личности к антидемократическим политическим убеждениям. В ранних исследованиях Э.Фромма и В.Райха утверждалось, что семейная структура… … Социологический словарь

АВТОРИТАРНАЯ ЛИЧНОСТЬ - (authoritarian personality) человек, предпочитающий или верящий в систему, в которой к управляющим относятся лишь некоторые, в то время как к управляемым все остальные. Это, следовательно, предполагает господство и покорность, что может быть… … Большой толковый социологический словарь

АВТОРИТАРНАЯ ЛИЧНОСТЬ - Это понятие указывает на предрасположенность определенного типа личности к антидемократическим политическим убеждениям, готовой к восприятию тоталитарной идеологии. Классическим исследованием является работа Т.Адорно и его коллег, озаглавленная… … Евразийская мудрость от А до Я. Толковый словарь

Авторитарная личность - – человек, почтительный и подобострастный по отношению к власть имущим и враждебно настроенный по отношению к другим, отличным от него людям. Авторитарная ЛИЧНОСТЬ не всегда готова отвечать за свои действия, считая, что ею руководят другие люди.… … Словарь-справочник по социальной работе

Источник:
АВТОРИТАРНАЯ ЛИЧНОСТЬ
Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001 . Смотреть что такое «АВТОРИТАРНАЯ ЛИЧНОСТЬ» в других словарях: авторитарная личность - Автор.
http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/7812/%D0%90%D0%92%D0%A2%D0%9E%D0%A0%D0%98%D0%A2%D0%90%D0%A0%D0%9D%D0%90%D0%AF

Авторитарная семья

Универсальный русско-английский словарь. Академик.ру. 2011 .

Смотреть что такое «авторитарная семья» в других словарях:

Авторитарная семья - это семья, основанная на жестком и непререкаемом авторитете родителей. Как правило, авторитарными бывают патриархальные и мониматриальные семьи. В противовес этим семьям существуют эгалитарные семьи. В основе отношений членов авторитарной семьи… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

СЕМЬЯ - основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены к рой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. В браке и С. отношения, обусловленные различием полов и половой потребностью, проявляются в форме… … Российская педагогическая энциклопедия

Персонажи телесериала «Папины дочки» - Основная статья: Папины дочки Семья Васнецовых Содержание … Википедия

Карлуш I - Carlos I … Википедия

Дворкин, Александр Леонидович - Проверить нейтральность. На странице обсуждения должны быть подробности … Википедия

Папины дочки - Папины дочки … Википедия

Третья волна (Тоффлер) - У этого термина существуют и другие значения, см. Третья волна. Третья волна The Third Wave Автор … Википедия

эдипов комплекс - (от лат. complexus связь, сочетание) одно из центральных понятий фрейдизма, возникающий в раннем детстве комплекс представлений и чувств, главным образом бессознательных, заключающихся в половом влечении к родителю противополо … Большая психологическая энциклопедия

Адорно, Теодор - Теодор Адорно Theodor Ludwig Wiesengrund Adorno Дата рождения: 11 сентября 1903(1903 09 11) Место рождения … Википедия

Штрёлин, Карл - Карл Штрёлин (нем. Karl Strolin; 21 октября 1890(18901021), Берлин 21 января 1963, Штутгарт) деятель Национал социалистической немецкой рабочей партии (НСДАП), в 1933 1945 обер бургомистр Штутгарта. Поддерживал… … Википедия

Карл Штрелин - Карл Штрёлин (нем. Karl Strolin; 21 октября 1890, Берлин 21 января 1963, Штутгарт) деятель Национал социалистической немецкой рабочей партии (НСДАП), в 1933 1945 обер бургомистр Штутгарта. Поддерживал контакты с Движением Сопротивления.… … Википедия

Источник:
Авторитарная семья
Универсальный русско-английский словарь. Академик.ру. 2011 . Смотреть что такое «авторитарная семья» в других словарях: Авторитарная семья - это семья, основанная на жестком и
http://universal_ru_en.academic.ru/533828/%D0%B0%D0%B2%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%82%D0%B0%D1%80%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D1%81%D0%B5%D0%BC%D1%8C%D1%8F

Авторитарное воспитание детей

Авторитарный стиль воспитания характеризуется строгой дисциплиной, постоянным контролем и большим количеством ограничений, накладываемых на детей. Таким образом, при авторитарном стиле, родители оказывают сильное психологическое давление на ребенка.
Несмотря на это, даже некоторые знаменитые педагоги считают авторитарное воспитание весьма эффективным. Применение авторитарного стиля воспитания всегда вызывало жаркие дискуссии в научных кругах.
Одни говорят, что он способствует развитию дисциплины и добропорядочности, другие утверждают, что авторитарное воспитание приводит к различным психическим отклонениям у детей. Давайте попробуем сейчас сами разобраться в положительных и отрицательных сторонах авторитарного стиля воспитания.

Семьи являются неотъемлемой частью социальной структуры человеческого общества. Родители и дети составляют самую важную часть семьи, и их взаимосвязь определяет здоровое развитие ребенка. Быть родителем – значит возложить на себя определенные обязанности и решение сложных задач по воспитанию и целостному развитию личности ребенка.

Психологи разделили стили воспитания на несколько различных типов. Воспитание, как мы знаем, представляет собой нелегкую и каждодневную педагогическую работу, которая оказывает глубокое влияние на умственное и психическое развитие ребенка. И если родители будут изо всех сил стараться влиять на ребенка, чтобы он оправдал их самые лучшие ожидания, дети могут пострадать от такого воспитания.

Этот стиль основан на чрезвычайно строгих дисциплинарных правилах, установленных родителями для детей, а также минимальной свободой в осуществлении ребенком собственного выбора без учета его личного мнения.

Обычно, родители, придерживающиеся авторитарного стиля воспитания, хотят от своих детей слишком многого, никак не поощряя их успехи и послушание. Эти вещи считаются само собой разумеющимися. Тем не менее, такие родители обеспечивают хорошие условия для своего ребенка, однако, они очень строги со своими правилами и положениями. Авторитарные родители часто становятся абсолютными диктаторами для своих детей.

Сторонники авторитарного воспитания, заявляют в «громкий голос» о многочисленных преимуществах авторитарного воспитания. По их словам, дети тех родителей, которые выбрали авторитарный стиль, будут послушными и ответственными, поскольку всегда находятся в среде, которая требует жесткой дисциплины и тяжелой работы.

В этом есть определенная доля истины, но авторитарные родители, как правило, забывают, что они имеют дело с развивающимися, еще не до конца сформировавшимися личностями. Авторитарные родители, несомненно, любят своих детей, однако, но они также забывают и о тонкой грани разделяющей «любовь» и «слепую любовь». Требуя беспрекословного повиновения от детей, они выстраивают серьезное препятствие на пути развития личности ребенка.

Минусы авторитарного воспитания заключаются в том, что оно ограничивает возможности развития свободного мышления. Дети вынуждены повиноваться родителям во всем, в независимости от своих собственных предпочтений, симпатий и антипатий. Это воспитывает отрицательные личностные качества, такие как низкая самооценка, неуверенность и малодушие.

Если родители не готовы выслушивать ребенка, считаться с его мнением и взглядами, это приводит к дополнительному психологическому давлению на несформировавшуюся личность. В случае если ребенок делает что-то не так, как того требуют родители, обычно следует суровое наказание или другие весьма серьезные последствия. Фактически, единственным стимулом при авторитарном стиле воспитания является страх наказания или других санкций, а это нельзя признать положительным фактором.

В совокупности, все это ведет к нарушениям психики ребенка, делая его более уязвимым и культивируя в нем чувство вины, вследствие чего наносится ущерб собственному достоинству. Авторитарное воспитание приводит к тому, что даже дети из обеспеченных и богатых семей, в конце концов, теряют самоуважение и у них развивается тяжелый комплекс неполноценности.

Последствия авторитарного воспитания сказываются во взрослой жизни. Воспитанные таким способом дети, склонны избегать видов деятельности, требующих принятия самостоятельных решений. Также ребенок может стать жертвой вредных привычек. Следует понимать, что слишком большое число ограничений приведет к глубокому протесту со стороны детей и подтолкнет их к тому, что они начнут делать то, что им запрещают.

По мере своего взросления и повышения интеллекта, дети из авторитарных семей могут восстать против своих родителей. Это повлечет за собой отчуждение не только от своей семьи, но и развитие других психологических проблем. Ребенок может оторваться от своих родителей, если не физически или материально, но, по крайней мере, эмоционально. И даже слова «мама» или «папа», произносимые в адрес родителей, не будут идти от сердца ребенка, и будут скорее привычкой, чем выражением теплоты и любви.

Последствия авторитарного воспитания, несомненно, очень пагубны, несмотря на то, что в основе такого воспитания, тоже лежит проявление заботы о детях и надежда на их светлое будущее. Тем не менее, такой метод может иметь катастрофические последствия для будущего детей. Поэтому лучше выбрать стиль воспитания, который дает детям безусловную любовь и поддержку, но все же, поддерживает определенный уровень строгости, сохраняя, таким образом, равновесие. Именно это, в конечном счете, сделает детей счастливыми и успешными.

Демократическая семья основана на распределении ролей в соответствии с личностными качествами и способностями супругов на равном участии каждого из них в принятии решений, добровольном распределении обязанностей в воспитании детей. Ролевое взаимодействие в семье есть совокупность норм её поведения одних её членов по отношению к другим.

О важности семьи в жизни человека можно судить по тому месту, которое отвели ей 40000 респондентов из 32 стран Европы в 2000 году.

Семья как социальный институт возникла с формированием общества. На первых этапах его развития отношения между женщиной и мужчиной регулировались племенными и родовыми традициями и обычаями. Вместе с брачным правом рождалась и половая мораль, исходящая из принципа подчиненности женщины. Действовал «двойной стандарт»: один для мужчин, другой для женщин.

В браке и супружеских отношениях находят проявления как естественная, так и социальная природа человека; как материальная, так и духовная сферы жизни. Поэтому сущность и специфику брака нельзя сводить лишь к наличию половой связи.

Брак – исторически меняющаяся форма отношений между женщиной и мужчиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь, устанавливая их супружеские и родительские права и обязанности.

Внутрисемейные отношения могут быть персональными (отношения матери и сына, сестры и брата) и групповыми (между родителями и детьми, супружескими парами в неразделённых семьях и их детьми).

Семья проходит ряд этапов, последовательность которых складывается в жизненный цикл.

Фазы цикла:

· Образование семьи

· Начало деторождения (рождение первого ребенка).

· Окончание деторождения (рождение последнего ребенка)

· Пустое гнездо (вступление в брак и выделения из семьи последнего ребенка).

· Прекращение существования семьи (смерть одного из супругов).

2 ВОПРОС:

Социологией приняты следующие общие принципы выделения типов семейной организации и семьи. В зависимости от формы брака выделяются типы организации: моногамия (1х1) и полигамия (1х много). Структура родственных связей определяет типы семей. Наиболее распространена простая (нуклеарная) семья , состоящая из супружеской четы и внебрачных детей. Если дети состоят в браке, то образуется расширенная (сложная) семья.

Для нуклеарных семей обязательным условием является наличие обоих супругов, образующих наличие ядра семьи. При одном супруге и детях семья является неполной.



Современные тенденции в развитии семей:

Брак становится равноправным при добровольном союзе женщины и мужчины. Общественная ценность семьи всё более определяется её ролью не в наследовании собственности, а в становлении и развитии личности.

Специфические обстоятельства функционирования семей:

· Место жительства

· Социально-классовая и национальная принадлежность

· Уровень образования

· Материальная

· Традиции, ценностные ориентации

Средняя величина семей колебалась от 3,1 до 6,6 человек соответственно.

Свыше 10млн. семей были неполные, около 80% простые. Доля смешанных семей в России составила в городе 18,1%, в сельской местности 9,2%. Важный статистический показатель – суммарная рождаемость (число детей на 1 женщину). Сейчас 1,7 в городе, 2,3 на селе. Рождаемость более высока у женщин без образования – 3433 ребенка на 1000 женщин. С начальным образованием – 2718. Со среднем – 1167. С высшем – 1279.

Исследование мотивов вступления в брак показали что для вступающих в него – любовь является главным фактором выбора супруга. Наиболее уязвима семья первые 4 года своего существования. 40% разводов происходят на браках, просуществовавших менее 4 лет. По мере роста разводов вероятность их компенсации повторными браками становится всё меньше. Особенно низок такой показатель для женщин с детьми. Лишь около 15% из них вновь выходит замуж.

По данным социологов ГДР Гельмуда Рихтера и Хорста Халли женщина в мужчине ценит:



1. Интеллигентность

2. Воспитанность

3. Доброта

4. Чувство юмора

5. Забота о семье и детях.

Мужчина ценит в женщине:

1. Искренность

2. Ласковость

3. Интеллигентность

4. Забота о семье и детях

5. Способность поддержать морально

6. Укрепить в муже веру в себя

7. Чувство юмора

3 ВОПРОС:

Анализ материалов переписи населения и демографической статистики показывает, что в России семейная структура характеризуется тремя основными процессами: нуклеаризацией семей, снижением рождаемости, ростом разводов и увеличением количества неполных семей. Постепенно сглаживаются половые диспропорции. Доля мужчин возросла с 44,6% (1959) до 47,1% (2010). Увеличивается доля населения старше трудоспособного возраста с 11,8% (1959) до 33,2% (2010). Сокращается доля лиц, моложе трудоспособного возраста: 29,8% (1959) до 18,1% (2010).

В 1993 году в России родилось наименьшее за всё послевоенное время количество детей: 1,4 млн.

Растет число внебрачных детей: в 1990 году было 13,5%, а в 2010 – 19,7%

По продолжительности жизни 65 лет Россия на 118 месте. Мужчины – 59, женщины – 72.

Сегодня на 100тыс. женщин России старше 18 лет 384 бесплодных. 63% юношей остаются годными в армию. С каждых 100 пар – 13-15 бесплодных.

Какое место будет занимать семья в жизни человека в будущем? Не вдаваясь в детали можно сделать такой вывод: люди, полагающие, что человек 21 века может быть воспитан вне семьи и счастлив без семьи, глубоко заблуждаются. Это погрешило бы против истины и деморализовало воспитательное воздействие свыше … млн. семей. Но многое в жизни семьи должно измениться. Хозяйственно-бытовая страна должна постепенно сужаться, воспитательная – расширяться. Действие правовых норм в семейных отношениях должны откатить на 22ой план их должны заменять отношения нравственные. Сфера прекрасного очень широка в семейной жизни.

Прочная семья – один из важнейших устоев общества. Основная ячейка подтверждения коллективизма, роста активности личности и совершенствования быта.

Есть разные стили воспитания в семье, и зачастую люди, у которых есть дети, обращаются за помощью к психологам, интересуясь, как правильно воспитывать малыша. Родители пытаются понять, откуда у их детей взялись те или иные качества, почему вдруг «испортилось» поведение. Конечно, многое зависит от стиля воспитания детей в семье. Существует несколько таких стилей, каждый из которых имеет свои характерные черты.

Стили воспитания в семье (психологический портрет)

Давайте вместе воссоздадим психологические портреты того или иного стиля воспитания, и вы определите, в каких условиях выросли сами, и что сейчас используете в воспитании как родитель.

Жёсткие правила — авторитарный подход

Часто родители относятся к детям с большой строгостью, наказывая их за малейшие промахи. Указания матери и отца должны неукоснительно выполняться. Точка зрения ребёнка не берётся во внимание. Дети наказываются за плохое поведение безо всяких объяснений. Диктаторская модель воспитания предполагает крайне жёсткие ограничения самостоятельности малышей, «холодное» отношение к ним. Родители считают, что подобный метод позволит им вырастить послушного, ответственного и исполнительного человека. Однако, как правило, результат не соответствует ожиданиям.

Маме и папе, практикующим диктаторский стиль, следует понять, что нельзя давить на кроху, нужно позволить ребёнку быть самостоятельным, тогда он сможет лучше проявить себя.

Либеральная модель

Такой стиль ещё называют попустительским. Обычно он применяется в тех семьях, где родители отличаются чрезмерной снисходительностью. Они ничего не запрещают детям, не вводят для них никаких ограничений, всячески стремятся показать, как сильно они их любят. Ребёнок, который так воспитывался, часто проявляет себя следующим образом:

Либеральный стиль воспитания нельзя назвать оптимальной моделью. Родители должны понимать, что он подходит далеко не всем. Возможны следующие варианты развития личности:

Для выбора оптимальной модели очень важно учитывать природные задатки малыша. Психологи всё-таки рекомендуют уделять больше времени сыну или дочке, вводить хотя бы несложные правила и обязанности. Ни в коем случае нельзя допускать, чтобы малыш оставался без малейшего контроля.

Гиперопекающие родители

Родители с повышенной тревожностью переносят свои чувства на малыша, всё время ожидая, что может произойти что-то плохое. Они всячески стремятся оградить его от возможных неприятностей, вводя многочисленные ограничения. Ребёнку запрещается общаться с «неблагоприятными» сверстниками, гулять в вечернее время, заниматься спортом.

Подобный стиль может проявлять себя совершенно по-разному. Иногда это попытки «привязать» кроху к себе и всё время его контролировать. Порой тревожные взрослые чересчур обеспокоены здоровьем чада. Некоторые родители относятся к ребёнку, как к маленькому, даже когда он становится подростком.

Методика воспитания очень влияет на обстановку в семье. Нередко взрослые умудряются опекать своих детей, оберегая их от трудностей даже тогда, когда они представлены домашними заданиями или обязанностями по дому. Подобный воспитательный метод в итоге приводит к следующим вариантам развития:

  • Человек убеждён в собственном превосходстве над окружающими. Он с детства привыкает к и относится к ним с большим недоверием. В то же время он предъявляет высокие требования к людям, не давая им права на ошибку и не считаясь с их точкой зрения.
  • Не самодостаточная личность, склонная к зависимому поведению. Человек, который не способен решить свои проблемы самостоятельно. Он беспомощен, неинициативен, не может принимать решения без опоры на чьё-то стороннее мнение.

Родителям, которые осознали, что склонны к гиперопеке, не стоит расстраиваться и переживать по этому поводу. Лучше им прислушаться к некоторым рекомендация специалистов. Психологи советуют тревожным взрослым:

  • Отыскать некую золотую середину. Все дети нуждаются во внимании и заботе, но перебарщивать с этим тоже не нужно.
  • Не стремиться решать за малыша все его проблемы. Лучше дать ему ценный совет и помочь преодолеть возникшие сложности.
  • Не препятствовать взаимодействию сына или дочки со сверстниками, не ограничивать общение крохи лишь одной семьёй;
  • Приучать чадо к дисциплине, но не мешать ему проявлять самостоятельность.

Хаотический и индифферентный стиль

В случае с хаотическим стилем родители придерживаются разного мнения относительно модели воспитания. Каждый член семьи имеют свою точку зрения и считает её единственно правильной. Нередко у матери случаются эмоциональные перепады. В таких ситуациях дети становятся неуправляемыми и не учитывают родительские требования. Они страдают от неуравновешенности и не чувствуют себя защищёнными. Им хочется хоть как-то упорядочить окружающий мир. Во взрослом возрасте им обычно свойственна безответственность и инфантильность.

Индифферентный подход к воспитанию предполагает отсутствие всякого контроля со стороны взрослых. То же самое касается и самих взаимоотношений. Родители никак не взаимодействуют с детками, не занимаются ими. Или они слишком много работают, или им наплевать на то, какими вырастут дети. Каждый занят своими личными проблемами. Такое поведение обуславливает становление негативной самооценки малыша, который ощущает свою неважность и ненужность.

Самый благоприятный метод

Демократический тип воспитания считается наиболее благоприятным для развития будущего поколения. Дети получают возможность научиться быть самостоятельными и вместе с этим дисциплинированными и ответственными. Ребёнок имеет свои обязанности, но его интересы не ущемляются.

Взрослые с уважением относятся к точке зрения малыша и считаются с ним, принимая какие-то важные решения. Они осознают возрастные особенности крохи и не ожидают от него чего-то невозможного. При необходимости родители обосновывают собственные требования и всегда готовы услышать аргументы чада. Они не отнимают у него право выбора и при этом возлагают определённую ответственность.

Ребёнок не страдает от чрезмерной опёки, крупных конфликтов в таких семьях не случается. Детки прислушиваются к маме и папе, которые им объясняют, что делать можно, а что нельзя.

Демократический стиль воспитания в семье характеризуется такой особенностью, как умеренность. Малыши не проявляют излишней агрессии, одновременно с этим у них есть замечательные предпосылки для того, чтобы стать лидерами. Они способны контролировать других, однако сами манипулированию не поддаются. Ещё подобный подход именуют авторитетным стилем воспитания.

Обычно такие дети морально устойчивы, целеустремлённы, открыты и общительны, они с лёгкостью адаптируются к социальной жизни. Однако стоит упомянуть те черты, которые отмечаются лишь у незначительной части отпрысков в описываемых семьях. Это альтруизм, сензитивность, эмпатия.

Типы аномального воспитания Эйдемиллера

В своей классификации Э. Г. Эйдемиллер отталкивался от таких факторов, как эмоциональное присутствие родителей в жизни малышей, качество проявляемой заботы и уровень контроля, учёт возраста детей и их личностных особенностей. Автор выделяет следующие аномальные стили воспитания:

Абсолютная гармония

Такое воспитание предполагает принятие малыша таким, какой он есть. Взрослые не навязывают ему своё видение жизни, не стремятся исправить незначительные недостатки. В семье действуют запреты, которые касаются всех членов, но таких ограничений немного.

Детские потребности удовлетворяются в разумных пределах, что не приводит к ущемлению интересов старших. Ребёнок сам выбирает свой путь развития. Взрослые не давят на него и не заставляют посещать кружки, которые крохе не по душе, при этом поощряя самостоятельность малыша. Если возникает необходимость, они дают совет крохе.

В соответствии с распределением власти, семьи делятся на демократические и авторитарные. Общение в таких семьях также происходит по-разному. Особое внимание уделяется авторитарным семьям.

Так, психологи школы психоанализа, утверждают, что на развитие личности, ее становления, сексуальную жизнь и взаимоотношения с другими людьми, довольно сильно влияет то, в какой семье человек воспитывался.

Так, "выходцы" из демократических семей легко адаптируются к внешнему миру, реже болеют неврозами и имеют меньше проблем с сексуальной жизнью чем "выходцы" из авторитарных семей. В демократической семье могут обсуждаться любые вопросы, каждый из членов семьи воспринимается другими как личность с собственной точкой зрения и своим мировоззрением.

В авторитарной семье, как правило, существует культ отца (реже культ матери). Глава семьи пользуется большим авторитетом, именно его мнение является важнейшим и он способен влиять на выбор других. Общение происходит только в тех рамках, которые установил главный член семьи.

На формирование различных типов семей, и, как следствие, разных типов общения влияет множество факторов, в частности материальная состоятельность каждого из членов семьи, традиции, религия, культура, интеллектуальное развитие и т.п.. Главными же критериями должны стать любовь к своим родным и умение нести ответственность за других.

Семейные роли и лидерство. Контроль и власть в семейных отношениях.

Первичная ролевая адаптация обязательно включает согласование представлений о характере и распределении семейных обязанностей. По К. Киркпатрику, существует три основных вида супружеских ролей: традиционные, товарищеские и партнерские.
Традиционные роли предполагают со стороны жены:
- рождение и воспитание детей,
- создание и поддержание дома,
- обслуживание семьи,
- преданное подчинение собственных интересов интересам мужа,
- приспособленность к зависимости,
- терпимость к ограничению сферы деятельности.
Со стороны мужа:
- преданность матери своих детей,
- экономическая безопасность и защита семьи,
- поддержание семейной власти и контроля,
- принятие основных решений,
- эмоциональная благодарность жене за принятие приспособленности к зависимости,
- обеспечение алиментов при разводе.
Товарищеские роли требуют от жены:
- сохранения внешней привлекательности,
- обеспечения моральной поддержки и сексуального удовлетворения мужа,
- поддержания полезных для мужа социальных контактов,
- живого и интересного духовного общения с мужем и гостями,
- обеспечение разнообразия жизни и устранения скуки.
От мужа:
- восхищения женой,
- рыцарского отношение к ней,
- ответной романтической любви и нежности,
- обеспечения средств для нарядов, развлечений, социальных контактов,
- проведения досуга с женой.
Роли партнеров требуют и от мужа, и от жены:
- экономического вклада в семью в соответствии с заработком,
- общей ответственности за детей,
- участия в домашней работе,
- распределение правовой ответственности.
Но, помимо общего, от жены еще требуется:
- готовность отказа от рыцарства супруга (так как супруги равны),
- равной ответственности за поддержание статуса семьи, в случае развода и отсутствия детей – отказ от материальной помощи.
А от мужа:
- принятие равного статуса жены и согласия с ее равным участием в принятии любых решений (цит. по: Ковалев С.В., 1988, с. 137).

Лидерство в семейных отношениях
Мужчина - глава семьи. Такое утверждение во многих современных браках потеряло актуальность к сожалению или к счастью. Сегодняшние женщины в большинстве случаев работают, становятся финансово не зависимыми от мужей, при этом продолжают вести хозяйство и воспитывать детей. Взяв на себя все эти функции, некоторые женщины претендуют на лидерство в семье, желая принимать решения единолично.
Конечно, мужчину такое положение, как правило, не устраивает и он старается отвоевать свой статус "кормильца семьи". Насколько борьба будет яростной и открытой за главенство в семье зависит от характеров супругов, их культуры общения и статуса в семье.
Идеальным браком можно считать равное положение супругов с высокой культурой общения. Быть лидером это не значит морально подавлять партнера и самоутверждаться за его счет, это значит брать на себя ответственность за членов семьи, принимать решения и идти на компромиссы. При возникновении спорных вопросов супруги вполне могут договориться и согласиться благодаря этике и способности к анализу ситуации. Уступки в равной степени - это показатель лидерских черт, присущих сильным личностям, способных принять свою неправоту в некоторых вопросах. Поэтому когда в семье все разногласия решаются посредством обсуждения и на уступки идет каждый из супругов в равной степени, можно сказать что партнеры находятся в равных условиях и не существует явного лидера в семье.
Другая модель взаимоотношений очень распространена в современных браках, когда женщина старается захватить место лидера в семье, причем делает это открыто и напролом. Зарабатывая наравне с мужем или больше, воспитывая детей и ведя домашний быт, женщина начинает подавлять партнера захватывая его область семейных обязанностей. В свою очередь сильный мужчина противостоит натиску, откуда возникают конфликтные ситуации, порой неразрешимые. В таких ситуациях, если супруги не обладают высокой культурой общения и для женщины лидерство становится одержимостью - конфликты неизбежны. Мужу придется доказывать свою значимость не на словах и стараться достичь равного статуса с супругой. Если же мужчина принимает такую ситуацию, сдает позиции и готов жить с лидером женщиной, то такие браки, как правило, долговечны и имеют место быть.
Семья, где каждый из супругов считает себя лидером и при этом не способны договориться между собой, это открытое поле боя и бесконечное перетягивание одеяла на себя. Предметом спора может быть любая тема и при несовпадении мнений развивается скандал. В такой семье не обязательно женщина превосходит мужа в финансовом плане, мощным мотивом борьбы за ведущую позицию может стать ребенок. В подавляющем большинстве союзов все вопросы связанные с воспитанием детей решает женщина, и поскольку ребенок является смыслом брака, как продолжение рода, жена берет на себя ведущую роль, исполняя самую важную миссию. Постепенно ссора входит в привычку и если ни одна сторона не сдает позиции, то семейная жизнь будет как на вулкане.
Существует понятие официальный лидер и формальный. Проблемой многих семей является внутреннее Я каждого из супругов, которое не дает пойти на компромисс. Официальный лидер, как правило, мужчина, так уж сложилось исторически, но не всегда он является истинным ведущим партнером в семье. Искусство лидерства заключается в умении дать официальному лидеру иллюзию превосходства, в то время как неформальный лидер остается в тени, но на самом деле имеет силу и авторитет. Такую роль неформального лидера исполняют в основном женщины, которые дают мужчине ощущение ведущего в семье, который на самом деле является ведомым. Такой манерой поведения обладают люди, имеющие острый ум и адекватное внутреннее Я, которые позволяют управлять процессом оставаясь на позиции второго. Это сродни ситуации в рабочем коллективе, когда заместитель директора фактически управляет предприятием, но официальным лидером, несомненно, остается директор. Модель семьи с таким положением супругов очень удачная и в большинстве своем не конфликтная, но не всегда люди умеют так искусно управлять партнером.
Какой бы статус в семье не имели партнеры, какие бы не появлялись причины ссор, важно уметь слушать и слышать и работать над отношениями для достижения общей цели - счастливого брака. В гармоничной семье каждый из супругов доволен своим положением, а значит и совместная жизнь в радость.

Факторы « риска» в браке.

В настоящее время во многих странах нестабильность брака стала существенной социальной проблемой.

В макроскопическом плане причины этого явления известны. Это научно-техническая революция и связанная с ней эмансипация женщин, экономическая самостоятельность практически всех взрослых людей, интенсивная миграция населения. Хорошо известно, что в настоящее время исчезла большая часть прежних экономических, религиозных и других факторов, обеспечивающих устойчивость брака и семьи. Кроме указанных условий каждый развод имеет собственные основания, главные и сопутствующие причины и мотивы.

Под мотивом развода понимается обоснование решения о том, что потребности в браке не могут быть удовлетворены в данном супружеском союзе. Психологические исследования мотивов разводов дают основание говорить об их довольно устойчивой иерархии. Согласно исследовательским данным С.В. Чуйко, в условиях большого города мотивы разводов можно расположить в следующем порядке

1) пьянство и алкоголизм или наркомания одного из супругов;

2) несходство характеров и отсутствие взаимопонимания;

3) измена или подозрение в измене;

4) частые ссоры;

5) появление другой семьи;

6) утрата чувства любви;

7) физическая несовместимость;

8) ревность;

9) вмешательство в семейные отношения родителей или других родственников;

10) болезнь одного из супругов;

11) фиктивное заключение брака;

12) безответственное отношение супругов к семье и семейным обязанностям;

13) вынужденная разлука супругов;

14) отсутствие детей или нежелание одного из супругов их иметь.

Часто используемые мотивы дают супругам возможность уйти от объяснения причин (несоответствие характеров, плохие жилищные условия). В то время как мотивы расторжения брака обычно лежат на поверхности и поэтому легко «озвучиваются» брачными партнерами, их причины чаще всего скрыты в глубинах сознания каждого из них, и даже самому себе они не всегда способны признаться в том, что избранник перестает удовлетворять их в психологическом плане.

Все члены альтруистической семьи привыкли волноваться и заботиться о других. Все усилия направляются на общее благо и благосостояние каждого члена. Если возникнет вопрос о выборе собственных интересов или интересов семьи, член альтруистической семьи выберет интересы семьи, ведь он живет по принципу "жить для других".

Хотя в такой семье и установлены обязательные правила, человек, который не исполняет их, не становится изгоем, а равно пользуется поддержкой родных. В разговоре членов семьи ощущается любовь друг к другу, теплые взаимоотношения. Правда часто возникают тайны, так как члены семьи не желают оскорбить других или разочаровать их.

Обсуждаются не все темы, но в случае возникновения серьезной проблемы, решение будет приниматься совместно. В разговоре преобладают нежные и ласкательные слова, часто члены семьи имеют свои особые имена, используемые в семейном кругу.

Демократический и авторитарный тип семьи

В соответствии с распределением власти, семьи делятся на демократические и авторитарные. Общение в таких семьях также происходит по-разному. Особое внимание уделяется авторитарным семьям.

Так, психологи школы психоанализа, утверждают, что на развитие личности, ее становления, сексуальную жизнь и взаимоотношения с другими людьми, довольно сильно влияет то, в какой семье человек воспитывался.

Так, "выходцы" из демократических семей легко адаптируются к внешнему миру, реже болеют неврозами и имеют меньше проблем с сексуальной жизнью чем "выходцы" из авторитарных семей. В демократической семье могут обсуждаться любые вопросы, каждый из членов семьи воспринимается другими как личность с собственной точкой зрения и своим мировоззрением.

В авторитарной семье, как правило, существует культ отца (реже культ матери). Глава семьи пользуется большим авторитетом, именно его мнение является важнейшим и он способен влиять на выбор других. Общение происходит только в тех рамках, которые установил главный член.

В семейном общении важно учитывать не только отношения типа Р+Р (между родителями), но и типа Р+Д (родители - дети) и, что особенно важно, отношения типа Д+Д (между детьми). Психологическая атмосфера семьи определяется взаимодействием именно этих трех систем (если они существуют). Здесь срабатывает психологический механизм компенсации дефицита общения. Неудовлетворенность отношениями в одной из трех систем может быть "погашена" отношениями в других. Есть еще два возможных и чрезвычайно важных типа отношений: Р+С или Д+С - отношения родителей и детей к старшим членам семьи, т. е. к бабушкам и дедушкам. Эти отношения имеют особую психологическую и нравственную значимость. Наличие старших членов семьи способствует (при благоприятных условиях) передаче семейных традиций, обеспечению преемственности поколений, смягчению остроты конфликтов; добавляет в отношения доброту, ласку, эмоциональный комфорт, предупреждает так называемую скрытую безнадзорность, когда дети предоставлены занятыми родителями самим себе.

При оценке психологической атмосферы семьи нередко допускаются типичные ошибки.

Учитывается только время, проводимое старшими вместе с детьми, без учета характера отношений.

Не выявляется позиция ребенка в системе семейных отношений. Без учета этой позиции невозможно понять, почему в благополучных внешне семьях вырастают неблагополучные дети. И, наоборот, в социально и педагогически опасной семье дети не вызывают беспокойства.

Эмоции, чувства ребенка всегда серьезны. Его смех и слезы не проходят бесследно, говорил Я. Корчак. Изучая эмоциональную жизнь ребенка, его реакции, млжно судить о характере нравственной атмосферы семьи, о ее педагогической значимости.

Итак, важно учитывать, как относятся в семье к ребенку, но еще важнее, как он относится к семье, к ее отдельным членам.

Наиболее активная и наиболее эффективная форма общения родителей с детьми - совместный труд и совместный отдых.

Любые отношения носят двойственный характер. В них есть то, что мы ценим, и то, что нас раздражает. Порой раздражение перерастает в ссору, и очень часто ссора выходит из-под контроля. Для того, чтобы лучше понять природу семейного общения, нужно уметь четко видеть происходящее, это позволит нам сотрудничать, а не подчинять других своей воле.

Все, что мы говорим друг другу, связано с опытом прошлого - с историей общения с этим человеком и с другими людьми. История семейного общения - это призма, через которую мы воспринимаем все остальные разговоры (отношения). Мы реагируем не только на значение произнесенных слов (сообщения), но и на то, какой смысл эти слова придают нашим отношениям (метасообщения).

Метасообщение - это неясное значение, придаваемое нами словам другого человека. Мы анализируем тон голоса, построение фразы и ассоциации, высказываемые услышанным. Можно сказать, что сообщения передают смысл сказанного, а метасообщение позволяет уловить душу беседы. Для эффективного общения необходимо отделять сообщения от метасообщения. Примером сообщений и метасообщений могут служить семьи, в которых любовь и критика тесно переплелись.

Семья является наиболее иерархическим институтом, связи в котором чрезвычайно сильны. Власть родителей или старших братьев над младшими абсолютна. Разговаривая с членами семьи, мы пытаемся соблюсти равновесие между близостью и дистанцией. Мы хотим быть близки, чтобы чувствовать себя в безопасности, но близость не должна быть чрезмерной, подавляющей и удушающей. Мы стремимся достичь равновесия, равенство - это идеал, поскольку все отношения иерархичны. Один из участников всегда обладает рангом или силой характера, который ему позволяет выдвигать требования и ожидать, что они будут удовлетворены. Желания или потребности одного человека подавляются действиями другого, что ограничивает свободу и независимость. Люди, стремящиеся к контролю и власти над другими, неприятны, а отношения строящиеся на равновесии и близости, идеальны.

Семейное общение - это постоянный процесс поиска баланса между избыточностью и недостаточностью. Избыточность и недостаточность осложняет любой семейный разговор. Наши слова недостаточны, поскольку дают почву для многочисленных предположений, измышлений и умолчаний. И поскольку мы не всегда говорим все, что думаем, многое остается непонятым и упущенным.

В то же время мы говорим много лишнего. Метасообщения, которые мы вкладываем в свои слова, ускользают от понимания собеседников. Порой собеседники слышат то, чего мы вовсе не говорили.

Нам никогда не избежать избыточности и недостаточности полностью, поскольку каждый из нас вносит в разговор собственный опыт отношений и положения в семье. Но понимание механизмов разговора - от метасообщений и союзов до системы координат любви и контроля и процессов фрейминга и рефрейминга - даст вам средство, которое позволит понять происхождение непонимания и конфликта, а также язык, позволяющий эти проблемы решить.