Содержание социально коммуникативное развитие детей. Коммуникативное развитие детей дошкольного возраста

Деятельность всех детских дошкольных учреждений направлена на улучшение социально-коммуникативного развития дошкольников. Работа, начатая в детском саду воспитателем, должна быть продолжена дома родителями.

Главные аспекты социализации

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) дошкольного образования коммуникативное развитие и социализацию следует рассматривать, как единую образовательную область. Коммуникативная компетентность дошкольников может формироваться только во время общения со взрослыми и сверстниками. Основная цель социально-коммуникативного развития заключена в том, чтобы привить малышу навыки общения с себе подобными. Дошкольник должен:

  1. Сформировать у себя поведение, которое было бы безопасно для него самого и для окружающих.
  2. Научиться одинаково успешно общаться как с детьми, так и со взрослыми. Одни дети легко находят общий язык только с ровесниками, смущаясь присутствия старших. Другие девочки и мальчики комфортно чувствуют себя в обществе взрослых — своих близких родственников. При этом они испытывают страх перед общением с незнакомыми, даже со своими сверстниками.
  3. Сформировать у себя положительные установки к совместному труду и творчеству.
  4. Усвоить основные моральные нормы, взаимоотношения и механизмы поведения, принятые в обществе.
  5. Усвоить эмоциональную составляющую общения, научиться отзывчивости, милосердию и сопереживанию.
  6. Сформировать у себя умение принимать самостоятельные решения в соответствии с моральными нормами, принятыми в данном обществе.

Структура социализации

Социализация дошкольников подразумевает общение со взрослыми и с ровесниками, во время которого происходит передача социального опыта. Это непрерывный процесс, который продолжается дома, в детском саду и в других учреждениях, посещаемых ребенком. Социализация детей среднего дошкольного возраста затрагивает 3 основные сферы:

  1. Деятельностный аспект. Подразумевает под собой действия индивида, направленные на объект с целью удовлетворить возникшую потребность. Главная деятельность заключена в игре, именно через нее происходит развитие общения дошкольников со сверстниками.
  2. Общение. Формирование коммуникативных навыков осуществляется в процессе непосредственной коммуникации. Разговор (диалог или полилог) учит взаимодействию с другим человеком. Когда дети общаются между собой или со старшими, они развивают коммуникативные навыки. Ребенок учится ориентироваться на собеседника.
  3. Самосознание. Общение дошкольников напрямую влияет на развитие его самосознания. Для того чтобы чувствовать свое значение, понимать свое место в мире, малышу нужен другой человек. Для успешной социализации детей дошкольного возраста нужно примерить на себя различные роли. В магазине ребенок выступает в качестве покупателя. Дома он играет роль сына или дочери (внука или внучки).

Виртуальное общение

Общение современного школьника и дошкольника со сверстниками нередко проходит в социальных сетях. Сегодняшние дети 3-4 лет умеют пользоваться мобильными телефонами и компьютерами. Ребенок 6-7 лет, имеющий аккаунты — обычное для наших дней явление. Единого мнения о том, является ли развитие коммуникативных способностей у дошкольников в интернете злом или благом, не существует. Виртуальная коммуникация появилась сравнительно недавно и развивается быстрыми темпами. Современные педагоги-исследователи еще не сделали объективных выводов. Найти же необходимую информацию в педагогических пособия советских ученых по понятным причинам невозможно.

Диагностика коммуникативных способностей мальчиков и девочек, проводящих много времени в сети, показывает, что у таких детей есть некоторые отклонения в психическом развитии. Словарный запас любителя посещать страницы в социальных сетях более скудный. Специфика виртуального общения:

  1. В сети люди выглядят значительно лучше чем, в реальной жизни. Отсутствие прямого контакта с собеседниками раскрепощает. Вместо настоящей фотографии можно вставить чужую. Коммуникативное развитие детей дошкольного возраста происходит с вымышленным персонажем. Желание выглядеть «круто» заставляет дошкольника также превратиться в вымышленного героя. Он реализует свою потребность в общении, при этом не получает верного представления о том, что же такое настоящее общение.
  2. В виртуальном диалоге отсутствует эмотивный компонент, что мешает нормальному развитию навыков общения у детей дошкольного возраста. Выражение эмоций — неотъемлемая составляющая коммуникации. В интернете настоящие чувства заменяются смайлами, с помощью которых можно передать любую эмоцию, обмануть собеседника. Скрыть подлинные чувства в реальном общении намного сложнее.
  3. Виртуальное общение слишком однообразно. Для полноценного коммуникативного развития дошкольников необходим не только диалог, но и совместные действия. Виртуальные контакты не затрагивают одну из важнейших сфер социализации. Общение детей в реальной жизни подразумевает игры, совместные походы в кино и т. д. В социальных сетях это невозможно.

Роль взрослого

Формирование навыков общения у дошкольников начинается в семье. Первые навыки коммуникации дети получают при контакте со своей семьей. Коммуникативные способности подразумевают не только эрудицию, умение грамотно строить свою речь. Общение дошкольника со взрослыми вырабатывает привычку уважать старших.

Особую роль в жизни ребенка играют контакты с дедушкой и бабушкой. По убеждению некоторых родителей, подобное общение плохо влияет на развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста.

Тем не менее, общество человека, принадлежащего к другому поколению, несет ребенку те знания, которые он не получит от сверстников или от родителей. Многие взгляды на жизнь дедушек и бабушек успели устареть. Пожилым людям свойственно не понимать молодежь. Диалог с дошкольниками поможет устранить конфликт между двумя поколениями.

Несмотря на пользу общения дошкольников со взрослыми, полностью заменять им контакты с ровесниками не стоит. Формирование коммуникативных умений у детей проходит в обществе лиц одного возраста. Дошкольник со сверстниками должен проводить не меньше времени, чем с родителями. Взрослые не смогут понять всех особенностей общения детей, несмотря на то, что и сами когда-то были в том же возрасте. Внутренний мир старшего дошкольника отличается разнообразием и богатством. К 6-7 годам ребенок знает много сказок. Диагностика общения детей в этом возрасте показывает, что мальчики и девочки стремятся проигрывать сюжеты знакомых им мультфильмов. Ограничение контактов с ровесниками станет ограничением развития коммуникативных навыков у дошкольников.

Социофобия

Боязнь общаться с себе подобными встречается не только у детей, но и у взрослых. Чем раньше родители заметят проблему, тем легче можно будет от нее избавиться. Отсутствие коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста приводит к тому, что из замкнутого ребенка вырастает замкнутый взрослый. У такого человека будет немало проблем с поиском работы, развитием карьеры и счастьем в личной жизни.

Отличить социофоба можно по ряду признаков:

  • ведет себя замкнуто, особенно в присутствии посторонних людей;
  • социофоб общению со сверстниками в дошкольном возрасте предпочитает общение с животными;
  • друзей у таких детей обычно нет;
  • социофобы избегают мест массового скопления людей, не любят праздничные мероприятия, боятся выступать на публике.

Наличие всех этих признаков свидетельствует о нарушениях социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста.

Родителям необходимо побеседовать со своим ребенком. Диагностическая беседа не должна превращаться в допрос. Маме или папе в ненавязчивой форме нужно задать малышу вопрос о том, почему он не хочет играть с другими детьми. Возможно, кто-то из ровесников или взрослых обидел его, оскорбил, посмеялся над ним, и после этого ребенок потерял доверие ко всем людям.

В некоторых случаях взрослым необходимо брать организацию общения детей дошкольного возраста в свои руки. Можно приглашать в гости знакомых с детьми. Социофобы лучше идут на контакт в привычной обстановке (дома), чем в незнакомой. Чтобы раскрепостить ребенка, родители могут принять участие в игре. Подходить к организации контакта нужно с учетом особенностей общения дошкольников со сверстниками. Как только ребята познакомятся друг с другом лучше и втянутся в игровую деятельность, взрослым необходимо незаметно выйти из игры.

Индивидуализация не является синонимом социофобии. Иногда дети предпочитают одиночество обществу ровесников потому, что им с ними неинтересно. При этом отказ общаться с другими детьми не ухудшает социальную компетентность дошкольников. Родителям следует выявить увлечения сына или дочери и организовать ребенку досуг на основе его интересов, например, записать в спортивную секцию.

Формы общения дошкольников

Для развития коммуникативных умений у старших дошкольников необходимы несколько форм контактов со сверстниками. Человеку без педагогического образования может показаться, что вся деятельность ребенка в этом возрасте сводится к игре. Отчасти это правда, поскольку игра в дошкольном возрасте — это ведущий вид деятельности. Однако для каждого возраста характерны свои особенности коммуникации. Формы общения дошкольников со сверстниками:

  1. Эмоционально-практическая. Характерна для младшего дошкольного возраста, когда стремится к активной деятельности под действием эмоций. Например: девочка наблюдает за мамой во время стирки. Запах порошков привлекает ребенка и вызывает желание выполнять действия взрослого человека. Дети 2-4 лет еще только учатся общению с ровесниками. Основным поведенческим эталоном продолжает оставаться взрослый, с которым малыш проводит большую часть времени.
  2. Ситуативно-деловая. В 4-5 лет дети не просто имитируют активность взрослых под действием эмоций. Деятельность ребенка становятся более осознанной. Девочка понимает, для чего мама стирает, зачем использует порошок. Особенности общения детей дошкольного возраста заключаются в том, что они хотят играть взрослые роли. Малыши в 4-5 лет уже охотно имитируют взрослую жизнь. В этот период сверстник становится более предпочтительным партнером
  3. Внеситуативно-деловая. Доминирует у детей 6-7 лет. Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста в этот период достигает наибольшей активности. Дети не просто обыгрывают готовые сюжеты, как это было в 4-5 лет. Они пытаются устанавливать свои собственные правила. Если привести сравнительные характеристики всех 3 форм, то внеситуативно-деловая наиболее продуктивна для развития коммуникативной деятельности дошкольников.

Роль игры в общении

Роль общения детей дошкольного возраста со сверстниками трудно переоценить.

Психолог Л.С.Рубинштейн считал игровую деятельность важнейшим элементом успешной социализации дошкольника. Играя, дети не просто имитируют чужую личность, но и значительно обогащают свою собственную. Иногда именно в 5-6 лет, изображая действия папы и мамы, ребенок выбирает для себя профессию врача, учителя, актера.

Роль взрослого в становлении общения дошкольников со сверстниками, безусловно, велика. Однако не следует полностью брать под контроль деятельность ребенка. Во время игры дети должны почувствовать свою значимость. Если взрослый будет постоянно вмешиваться и предлагать готовые решения той или иной задачи, интерес к игре может исчезнуть. Родители и воспитатели могут находиться рядом для выявления негативных нюансов. Например: мальчик изображает пьяного папу, который бьет маму. Вероятно, ребенок не стремится причинить вред своему товарищу. Просто ему часто приходится наблюдать подобную ситуацию, и он воспринимает ее как норму взаимоотношений между людьми. Ругать ребенка не следует. Ему можно предложить положительный образ: папа принес маме цветы.

Взрослый часто выступает в роли арбитра в некоторых играх. Особое внимание нужно уделить риторике для дошкольников. Воспитатель собирает детей и предлагает им различные ситуации: вашему другу грустно, сестренка заболела, бабушка потеряла очки. Каждый малыш должен предложить свою версию решения проблемы. Дети с противоположными точками зрения могут устроить дебаты, на которых по очереди будут приводить аргументы в пользу своего мнения.

Общение в дошкольном возрасте и его роль в дальнейшей жизни переоценить трудно. От того, с кем и как будет контактировать ребенок в этот период, зависят его дальнейшие успехи и достижения. Нехватка общения в дошкольном возрасте приводит к неприятным последствиям.

Методические разработки

«Социально-коммуникативное развитие дошкольников в рамках реализации ФГОС ДО»

Калининский район
Введение

Проблема социально-личностного развития ребёнка дошкольного возраста в процессе его взаимодействия с окружающим миром становится особенно актуальной на современном этапе, поскольку основные структуры личности закладываются в дошкольный период детства, что, в свою очередь, возлагает на семью и дошкольное учреждение особую ответственность за воспитание необходимых личностных качеств у детей.

Современным дошкольникам интересен не только мир предметов и игрушек, дети хотят узнать многое о человеке, окружающем мире, природе, они живут в мире, в котором компьютеризированы многие стороны жизни человека, использование компьютера расширяет возможности интеллектуального развития ребёнка, создаёт условия для обогащения его кругозора. Современные дошкольники стали более раскованными, раскрепощёнными, открытыми, самостоятельными, инициативными, у них появляется чувство свободы и независимости.

В ФГОС предусматривается развитие дошкольников по усвоению норм и ценностей, принятых в обществе , включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания; формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками; формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и сообществу детей и взрослых.

Педагоги дошкольных образовательных учреждений обеспокоены изменениями в нравственном, социально-коммуникативном развитии дошкольников, их поведении. Современные дети с трудом усваивают те или иные нравственные нормы, они стали более эгоистичными, капризными, избалованными, зачастую неуправляемыми. Как следствие, манипулирование родителями, трудности в общении и взаимодействии с взрослыми и сверстниками, это обусловлено комплексом социально-психологических проблем (агрессивностью, застенчивостью, гиперактивностью, пассивностью ребёнка).

6771 (85 за неделю) / 15.11.16 09:00 /

С помощью процесса социально-коммуникативного развития ребёнку проще занять своё место в обществе, став его полноправным членом. В этом процессе используется множество универсальных средств, специфичных для различных обществ, возрастов и социальных слоёв. Сюда можно отнести:

  • формирование гигиенических и бытовых навыков;
  • стиль и тематика общения;
  • элементы духовной и материальной культуры;
  • приобщение малыша к разным типам отношений, характерных для основных видов жизнедеятельности (познанию, игре, общению, любых видов деятельности).

Каждому малышу приходится открывать для себя мир, поэтому его любопытство, особенно в раннем детстве, не знает границ. Но по мере своего взросления, а также под воздействием разных факторов (семья, детский сад, окружение), он либо сохраняет свою детскую непосредственность, продолжая познавать мир и легко идти на контакт, либо теряет способность выстраивать даже простейшие взаимоотношения со сверстниками, то есть коммуникативное общение.

Проблемы у современных детей

Подобная проблема всё чаще проявляется в современном мире, где уже 2-3-летний малыш общению предпочитает компьютерные игры, а коллективным играм - просмотр телевизора. Благодаря этому он лишается возможности формирования коммуникативных навыков, а это, в свою очередь не только вызывает недостаток собственно общения, но и большие сложности в процессе социализации. В итоге наступает ситуация, при которой отправляющийся в школу ребёнок просто не способен общаться с ровесниками - они кажутся ему чужими, он не умеет с ними играть, не знает, о чём говорить. Если же такого ребёнка кто-то обидит, то он ещё больше замыкается и отдаляется. В реальной жизни учителям некогда разбираться в деталях подобного конфликта, поэтому они делают поверхностный вывод - раз этот ребёнок не способен общаться и дружить, то он и есть невоспитанный и плохой.
Анализируя современное социальное развитие дошкольников, можно подметить некоторые типичные особенности.

  • Как бы ни изменилась семья, общество и мир, дошкольники остаются детьми, любящими играть, хотя содержание этих игр и изменилось: к сюжетно-ролевым играм добавились компьютерные игры, современные конструкторы и головоломки.
  • В интеллектуальной сфере у детей произошли существенные изменения - при своей любознательности они стали более информированными, очень быстро справляются с современной техникой, проще ориентируются даже во взрослой жизни благодаря информационной насыщенности дома и в детском саду.
  • Происходят изменения социально-личностного и нравственного развития детей, их общения и поведения.

Проблема на самом деле не в том, что что-то не так с ребёнком, а в том, что ему не показали, его не научили, как правильно выстраивать отношения с ровесниками и как нужно с ними общаться. Поскольку ребёнок этого делать не умеет, то всех сторонится, а порой и сам вызывает конфликт. Подобные казусы в столь раннем возрасте неизбежно оставляют отпечаток на психике ребёнка и формировании его личности. У такого малыша немного шансов вырасти общительным, весёлым, уверенным в себе человеком, что является прямой дорогой к проблемам личной жизни и трудовой деятельности.
Поэтому следует разобраться, что такое детское социально-коммуникативное развитие, как к нему подготовиться правильно и вооружить малыша необходимыми навыками общения.

4 3

Весьма остро вопрос о физическом воспитании дошкольников стоит в современном обществе, он очень беспокоит миллионы родителей. Занятия спортом или обще...

Что такое социально-коммуникативное развитие?

Под социально-коммуникативным развитием малыша подразумевается сложный процесс обучения установлению и поддержке контактов с окружающими людьми. Именно он закладывает коммуникативные способности будущей личности, под которыми понимается вся совокупность знаний, умений и навыков, с помощью которых человек может адекватно воспринимать и реагировать в процессе общения на окружающую действительность. Проще говоря, социально-коммуникативное развитие требуется малышу для того, чтобы в дальнейшем при поступлении в школу, ВУЗ и на работу, он не испытывал проблем в общении с членами разных коллективов и превратился в полноценную общественную единицу.
Не вызывает сомнений сложность и длительность процесса приобретения коммуникативной компетенции, поэтому начинать его следует с самого раннего детства.

Задачи и цели социально-коммуникативного развития дошкольников

Процесс социализации дошкольника носит многогранный характер, поскольку на него влияют самые разнообразные факторы:

  • наследственность;
  • окружающая ребёнка среда;
  • атмосфера, в которой происходит воспитание;
  • игры;
  • собственная деятельность;
  • саморазвитие и самопознание.

Главная цель социально-коммуникативного развития дошкольников состоит в их своевременной и безболезненной социализации с помощью приобщения к принятым в данном обществе нормам общения, к общекультурным традициям, принятым как в семье, так и в стране в целом, в выстраивании взаимоотношений между ровесниками и старшими поколениями.
Согласно Федеральным государственным образовательным стандартам в каждом образовательном учреждении должна быть специальная программа, выполнение которой позволяет добиться всех поставленных целей развития детей. Конечную цель, в данном случае заключающуюся в социализации ребёнка, можно успешно достичь, если правильно поставить задачи, важнейшими из которых являются следующие:

  • постижение главных ценностей и моральных норм, принятых в обществе;
  • формирование у малыша умения принимать решения и самостоятельности;
  • помощь малышу в усваивании основных правил общения с одногодками и старшими поколениями;
  • научить ребёнка проявлять такие эмоциональные составляющие общения, как милосердие, отзывчивость, сопереживание;
  • воспитание у детей уважения к собственной семье, ровесникам, старшим людям и к обществу в целом;
  • помочь выработке у детей позитивных установок, касающихся творчества и труда;
  • воспитание у детей готовности совместно работать и отдыхать;
  • привитие дошкольникам основ поведения, безопасного для их собственной жизни, а также жизни окружающих людей где бы то ни было (дома, на природе, в обществе).

Если эти поставленные задачи удастся решить, то можно надеяться на достижение основной цели социально-коммуникативного развития детей всех дошкольных возрастов. Т огда станет возможным переход к качественно новой школьной среде, поскольку ребёнок будет достаточно подготовлен и не встретит особенных трудностей и неразрешимых проблем.

Мир любого ребёнка наполнен необходимыми для него вещами: пирамидками, разнообразными игрушками, мультиками и стрелялками. Это неудивительно, ведь для...

Игра - лучший метод социально-коммуникативного развития детей

В своё время новатор и педагог В.А. Сухомлинский отмечал, что через игру и сказку, неповторимое творчество ребёнка лежит кратчайший путь к его сердцу. Для родителей и воспитателей именно игра способна стать верным помощником в процессе детского социально-коммуникативного развития. Не только для малышей, но и для значительно более старших детей игра продолжает оставаться основным видом деятельности, при этом её неотъемлемой составляющей становится общение в процессе игры.
Психолог Л.С. Рубинштейн также отводил значительную роль игровой деятельности, отмечал её значение в жизни ребёнка. Он говорил, что лишь в процессе игры ребёнок не просто имитирует чью-то личность и исполняет чужую роль, но вместе с этим обогащает, углубляет, расширяет и собственную. В результате он легче понимает окружающий мир и разбирается в происходящих в нём событиях.
Но игры бывают разные: обычно те, что интересны самым маленьким, уже не привлекают 4-5-летних детей. Игровая деятельность обязательно должна соответствовать детскому возрасту, к тому же ребёнок должен ощущать, что может управлять событиями в игре . Лишь тогда он не только поймёт важность и смысл взаимоотношений между людьми, но и определит в них своё место, что поможет формированию опыта и навыков общения, необходимых не только на этом этапе развития, но и в будущем.

Игры для самых маленьких

Для детей 2-3-летнего возраста полезны обычные сюжетно-ролевые игры на классические темы («дочки-матери», «игра в доктора», «игра в магазин») . Но очень важно, чтобы и кто-то из взрослых (родители, бабушки, воспитатель) принимал в игре участие, ведь именно взрослые на своём примере должны показать малышу, как правильно вести беседу, здороваться, добиваться желаемого или от чего-то отказываться.

«Эмоция»

Для детей среднего возраста интересной должна показаться игра «Эмоция» . В ней ребёнок получает ценный опыт выражения эмоций, а также учится правильно их распознавать у других детей и соответственно им реагировать. Ребёнку можно предложить изобразить собственные эмоции, после чего другие участники игры, которыми могут быть не только дети, но и взрослые, должны отгадать, какое чувство он изобразил.

«Ситуация»

Игра «Ситуация» будет интересна для старших дошкольников . Взрослый её участник предлагает ребёнку смоделировать какую-нибудь ситуацию. Например, ребёнок пришёл в сад с десятком абрикосов, спрашивается, что он с ними будет делать: поделится с друзьями, съест сам или отдаст воспитателю? Важно, чтобы при этом ребёнок объяснял и мотивировал вслух собственные действия. Другой вариант - допустим, ребёнок выиграл в соревновании, а его друг проиграл и сильно расстроился. Что делать победителю?
С помощью подобных игр дети не только получают прекрасный опыт общения, развивая свои социально-коммуникативные навыки, но и приобретают на будущее коммуникативную компетенцию. Кроме того, они подготавливаются к безболезненной социализации, когда ребёнку придётся самостоятельно, без помощи взрослых, реагировать на события, принимать решения и участвовать в этих событиях.

Под сенситивным периодом понимают временной интервал, для которого характерно наличие наиболее подходящих условий для развития определенных психологич...

Режим и социально-коммуникативное развитие

В дошкольных учреждениях действует рациональная организация жизнедеятельности воспитанников - режим дня. Режим даёт педагогам уникальную возможность выстроить общение с детьми и корректировать их взаимодействие между собой . Общение является сложным, многосторонним процессом, включающим познавательный, эмоциональный и оценочный компоненты. Эмоциональным компонентом является обеспечение чувства защищённости, психологического комфорта. Под познавательным подразумевается удовлетворение потребности в приобретении знаний с последующим практическим их применением. Оценочный компонент - это самооценка и адекватная оценка поступков ровесников или взрослых.
Также положительно режим дня сказывается на усвоении детьми социальных норм: они учатся следовать общим правилам, выполнять поручения и просьбы педагогов. Процесс социально-коммуникативного развития дошкольников можно оптимизировать рядом приёмов:

  • традиции, вводимые педагогом явным образом, обговариваемые им заранее, или просто изо дня в день повторяемые фразы их до усвоения детьми;
  • «утро радостных встреч» - приветствовать друг друга или обмениваться рукопожатиями и приятными словами;
  • раз в неделю проводить читательский день, в который один из воспитанников приносит любимую книгу, которую коллективно читают и обсуждают;
  • раз в неделю проводить день любимой игрушки, в который все могут принести из дома любимые игрушки и что-то о них рассказать.

Условные сигналы для перехода к другому виду деятельности:

  • звон колокольчика перед началом занятий;
  • стук воспитателя в бубен, призывающий детей на утреннюю зарядку;
  • устойчивая фраза педагога, звучащая перед началом игры, например: «Я детишек позову в интересную игру»;
  • символика группы (флаг, гимн, эмблема), отличающая её от прочих групп.

Социальные знаки:

  • повязка дежурного по занятиям или столовой;
  • руль у ведущего строй на прогулку или зарядку;
  • флажок замыкающего строй.

У педагогов есть ещё множество иных атрибутов. С помощью каждого такого приёма активней происходит социализация, общение с детьми выстраивается эффективнее, что помогает воспитателю организовать их жизнедеятельность.

1 0

Социально-коммуникативное развитие

Мальцева Ольга Андреевна, методист ГБОУ СОШ № 1 СП д/с № 27. г. Чапаевск Самарская область.

Данная образовательная область направлена на решение следующих задач:

  • усвоение дошкольником норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
  • развития общения и взаимодействия с взрослыми и сверстниками;
  • становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
  • развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками;
  • формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, сообществу детей и взрослых в группе детского сада;
  • формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
  • формирование основ безопасности в быту, социуме, природе.

Таким образом, социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение знаний, норм и ценностей, позволяющих ребенку чувствовать себя полноправным членом общества.

Проблема социализации подрастающего поколения является сегодня одной из самых актуальных. Человек начинает осваивать мир с младенчества, и этот сложный, многогранный процесс продолжается всю жизнь. Причем процесс социализации может осуществляться как в ходе стихийного взаимодействия с окружающим миром, так и в процессе целенаправленного приобщения человеку к социальной культуре. Интенсивность данного процесса на каждом возрастном периоде не одинакова. Например, младший дошкольник остро нуждается в эмоциональном контакте и познавательном общении со взрослым, во внимании к своим вопросам и максимально полных ответах на них. На данном возрастном этапе ребенку необходимо общение со сверстниками, он способен взаимодействовать с детьми в игре и коллективной работе. Вид деятельности ребенок тоже способен выбирать в соответствии со своими предпочтениями. Кроме того, уже в младшем дошкольном возрасте закладываются основы самосознанию.

К старшему дошкольному возрасту у ребенка формируется потребность в устойчивых дружеских взаимоотношениях со сверстниками, в эмоциональной близости с ними, в уважении и сопереживании со стороны взрослых. Он способен общаться, ориентируясь на взаимосвязи в социальном мире; иметь устойчивые объединения со сверстниками для игры и реализации общих интересов; проявлять и более гибко использовать коммуникативные умения; способен осознать свое место в группе сверстников.

Как уже отмечалось выше, процесс социализации может быть стихийным и специально организованным. Рассмотрим методы и формы реализации задач целенаправленного социально-коммуникативного развития дошкольника в режимных моментах, в игре, в ходе образовательной деятельности, индивидуальной и подгрупповой работы с детьми.

Социально-коммуникативное развитие в режимных моментах

Режим дня – рациональная организация жизнедеятельности детей в дошкольном учреждении, уникальная возможность выстраивать общение педагога с воспитанниками, направлять коммуникативное взаимодействие детей.

Общение – сложный многосторонний процесс, включающий эмоциональный, познавательный и оценочный компоненты (А.А. Леонтьев). Эмоциональный компонент – это обеспечение психологического комфорта, чувства защищенности; познавательный – удовлетворение потребности в получении знаний и их применении на практике; оценочный – развитие самооценки и адекватной оценки действий сверстников, взрослого.

Режим дня оказывает положительное влияние на процесс усвоения дошкольником социальных норм: он учится подчиняться общим правилам, выполнять просьбы и поручения воспитателя. Кроме того, существуют приемы, помогающие оптимизировать процесс социально-коммуникативного развития воспитанников. Приведем несколько примеров:

Традиции, которые педагог вводит, иногда заранее обговаривая их, иногда просто повторяя изо дня в день, пока дети их не усвоят;

– утро радостных встреч, когда принято, например, здороваться за руку или приветствовать друг друга, говоря что-то приятное;

– читательский день – один день в неделю, когда кто-то из детей приносит свою любимую книгу и все вместе читают ее и обсуждают;

– день любимой игрушки – один день в неделю, когда разрешается приносить любимую игрушку из дома и рассказывать о ней сверстникам.

· Условные сигналы, обозначающие переход от одного вида деятельности к другому:

  • – воспитатель звенит колокольчиком перед началом каждого занятия;
  • -воспитатель стучит в бубен, когда надо идти на утреннюю зарядку;
  • – устойчивая фраза воспитателя, сообщающего о том, что начинается интересная игра, например: «Я ребят своих зову в интересную игру».

· Символика группы (эмблема, гимн, флаг), отличающие её от других групп детского сада.

· Социальные знаки:

  • – повязка у дежурного по столовой, по занятиям;
  • – руль (любая другая игрушка) у того, кто ведёт строй на физкультуру, на прогулку;
  • – флажок у того, кто замыкает строй.

Педагоги могут привести много таких примеров.

Каждый из этих приемов не только способствует социализации и эффективному выстраиванию общения с детьми, но и помогает педагогу в организации их жизнедеятельности.

Социально-коммуникативное развитие в игровой деятельности

Жизнь ребенка в дошкольном учреждении наполнена разными видами деятельности, среди которых игра занимает особое место. В игре дошкольник и обучается, и развивается, и воспитывается.

Сюжетно-ролевые игры. Организуя игровую деятельность с детьми раннего возраста, педагог концентрирует усилия на обогащении их бытового опыта, проводит игры-показы («Угостим куклу», «Полечим и покормим собачку» и т.д.). Поддерживает сюжетно-отобразительные игры, в которых ребенок учится использовать предметы так, как это принято в обществе (ложкой едят, на машине ездят, перевозят груз и т.д.).

Воспитатель стимулирует появление у ребенка интереса к игре со сверстниками, демонстрирует и поощряет игры с использованием предметов-заменителей (кубик – котлета, найденные на прогулке палочки разной высоты – мама и малыш и т.д.), поддерживает самостоятельность детей в подборе игрушек.

Моделирование ситуаций в сюжетно-ролевой игре – важнейшее средство ориентации ребенка в особенностях деятельности взрослых, что имеет огромное значение для социального развития.

Младший дошкольник способен отличать игровое поведение от реального, принимать воображаемую ситуацию и действовать в ней.

С детьми третьего года жизни можно организовать совместные со взрослым инсценировки простых художественных текстов или ситуаций из детского опыта.

Старший дошкольный возраст – период расцвета сюжетно-ролевой игры: усложняются сюжеты, более разнообразными становятся роли, игра приобретает творческий характер. Ребенок стремится отразить в игре, помимо событий реальной жизни, свои фантазии. Дети любят самостоятельно распределять роли, облачать себя в соответствующие костюмы, использовать нужные атрибуты и аксессуары.

Беря на себя роль, они передают характерные особенности персонажа с помощью различных средств выразительности: голоса, мимики, жестов.

Педагогическое руководство игрой на этом возрастном этапе – помощь в освоении детьми реальной социальной роли, что способствует расширению рамок их социального познания.

Коммуникативные игры – это игры различной степени подвижности, в ходе которой необходим речевой, тактильный или иной контакт взрослого с ребенком, детей между собой. К ним можно отнести некоторые хороводные игры, словесные и ролевые.

Игры с правилами требуют соблюдения правил, заданных взрослым, обговоренных со сверстниками или предусмотренных самой игрой. Ребенок запоминает правила, действует в соответствии с ними, контролируя свои действия и действия сверстников, учится адекватно оценивать результат игры, принимать успех и неудачу. В таких играх активно формируется адекватная самооценка, развиваются различные социальные представления.

Социально-коммуникативное развитие в образовательной деятельности

Образовательная деятельность осуществляется в различных формах взаимодействия педагога с детьми: индивидуальной, подгрупповой и коллективной.

Индивидуальное и подгрупповое взаимодействие педагога с ребенком направлено, прежде всего, на закрепление того или иного материала, на работу с отстающими или часто болеющими детьми, в ходе которой осуществляются непосредственное общение, развитие коммуникативно-речевых навыков.

Коллективная деятельность способствует успешной социализации, формированию коммуникативных навыков. Для достижения общей цели дети учатся договариваться между собой и распределять обязанности, помогать в случае необходимости сверстнику, анализировать полученные результаты.

Непосредственно образовательная деятельность (занятие) – форма, предусматривающая общение взрослого с детьми, детей между собой. В ходе занятий участники обмениваются информацией, обсуждают и анализируют её, учатся применять полученные знания на практике.

Участие в опытно-экспериментальной деятельности (технология ТРИЗ, метод проектов) позволяет включиться в определенную систему получения знаний, что приводит к появлению нового типа отношений между ребенком и социальным окружением.

Деятельность в ходе реализации проекта направлена на результат, получаемый при решении значимой для ребенка проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить на практической деятельности. Чтобы добиться результата, воспитателю необходимо научить детей ставить цель, находить решение проблемы, привлекая для этого знания из разных областей, организовывать деятельность для получения результата. Обязательным условием является презентация проекта: дети рассказывают, что изучали, где находили информацию, как её использовали, какой получили результат.

Взаимодействие участников образовательного процесса в ходе реализации того или иного проекта – уникальная возможность для совместной познавательной деятельности. Педагог и дети тесно общаются друг с другом, вместе ищут способы решения поставленных задач, вместе переживают радости и неудачи.

Концепция модернизации российского образования подчеркивает: «Важнейшие задачи воспитания — формирование духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе». Основные структуры личности закладываются в первые годы жизни, а значит, на семью и дошкольные учреждения возлагается особая ответственность по воспитанию таких качеств у подрастающего поколения.

В связи с этим проблема социально-коммуникативного развития — развития ребёнка во взаимодействии с окружающим его миром — становится особо актуальной на данном современном этапе.

ФГОС дошкольного образования, дифференцируя содержание программ, реализуемых в ДОУ, выделяет несколько направлений, среди которых важное место отводится социально- коммуникативному, включающему в себя задачи развития положительного отношения ребёнка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей.

Таким образом, являясь приоритетным, социально — коммуникативное развитие детей выводится сегодня в ранг стратегических направлений обновления российского образования, в том числе и дошкольного.

Социально — коммуникативное развитие — это процесс, позволяющий ребенку занять свое место в обществе в качестве полноценного члена этого общества, и осуществляется широким набором универсальных средств, содержание которых специфично для определенного общества, социального слоя и возраста. К ним можно отнести: формируемые бытовые и гигиенические умения, элементы материальной и духовной культуры, стиль и содержание общения, приобщение ребенка к разным видам и типам отношений в основных сферах жизнедеятельности – общении, игре, познании, в разных видах деятельности.

Дошкольное детство — начальный этап социальной жизни человека, и от того, будет ли успешным этот этап, во многом зависит его дальнейшая жизнь. Именно поэтому, необходимо уделять пристальное внимание проблеме социального развития детей дошкольного возраста, так как именно этот возрастной период характеризуется интенсивным созреванием организма ребенка и формированием его социально-личностных новообразований и основ человеческой культуры.

Анализируя процесс социально — коммуникативного развития ребенка в период дошкольного детства необходимо выделить задачи, которые стоят перед ним на данном этапе развития:

естественно-культурные задачи – достижение определенного уровня физического и гендерного развития. Дошкольник усваивает элементы этикетного поведения, форм общения, имеет представление о своей половой принадлежности, проявляет чувства и эмоции, формируются социально-нравственные качества личности. В связи с этим, социальное развитие обеспечивает формирование общекультурных, физических, гендерных основ личности ребёнка, на базе которых формируются социально-нравственные качества: самооценка, эмпатия, толерантность, чувство собственного достоинства, уважение к окружающим людям, заботливость, справедливость, отзывчивость, патриотизм, гражданственность.

- социально-культурные задачи – познавательные, морально-нравственные, ценностно-смысловые определяются обществом в целом, а также этнорегиональными особенностями и ближайшим окружением человека.

Особое внимание педагоги ДОО должны уделять развитию у детей умений управлять своими эмоциями, контролировать и оценивать свою деятельность и поведение, воспитанию доброжелательности, внимательному отношению к другим детям и взрослым людям. Познавательные аспекты у дошкольника направлены на расширение знаний об окружающем предметном мире, природной и социальной среде.

C возрастом расширяется познавательная сфера дошкольника – мир вокруг меня, семья, родные и близкие люди, история родного края, отечества, Родины, всего мира. Следующей формой организации опыта ребёнка является «проживание» различных ситуаций. Оно включает в себя не только опыт анализа действительности, но и опыт своего отношения к данной действительности. В дошкольном возрасте игра выступает как приоритетный метод обучения, мы говорим об особом значении игровой деятельности для интеллектуального развития дошкольника и становления качеств личности, которые обеспечат развитие предпосылок учебной деятельности.

- социально-психологические задачи – становление самосознания личности, ее самоопределение в актуальной жизни и на перспективу, самореализация и самоутверждение, которые на этапе дошкольного детства имеют специфическое содержание и способы разрешения.

В дошкольном возрасте самосознание можно рассматривать как достижение определённой меры самопознания и уровня самоуважения. Основой самооценки является умение сравнивать себя с другими людьми. У дошкольников формируется умение строить взаимоотношения с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, готовность принять их привычки, обычаи, взгляды такими, какие они есть, учиться обдумывать свои действия, планировать деятельность.

В старшем дошкольном возрасте происходит формирование произвольного поведения. Это основное психологическое новообразование данного возраста состоит в стремлении и способности управлять собой, своими поступками. Становление произвольности выступает одной из базовых линий развития ребёнка в дошкольном детстве, выходит в авангард формирования личности.

Специфика дошкольного возраста состоит в том, что социальное развитие ребёнка осуществляется под воздействием взрослого, который вводит ребёнка в социум. Ребёнок сотрудничает с компетентными взрослыми людьми, как член общества он включается в систему человеческих отношений, где происходит диалог личностей, ценностных установок. Освоение образцов и норм поведения, поиск правильных жизненных установок происходит у дошкольника во взаимодействии со сверстниками, воспитателями, родителями. Взрослые открывают детям будущее, выступают посредниками, соучастниками по отношению к деятельности детей, чтобы помочь детям в обретении собственного опыта.

Конкретизируя перечисленные направления работы, С.А. Козлова считает, что задачами социально- коммуникативного развития детей дошкольного возраста являются:

  • формирование представлений о социальном мире и о самом себе;
  • воспитание социальных чувств;
  • воспитание активной социальной позиции;
  • формирование представлений о себе, об окружающих людях, природе, рукотворном мире.

При этом средствами социально- коммуникативного развития дошкольников являются:

  • формирование бытовых и гигиенических умений;
  • окружающие ребенка продукты материальной культуры;
  • элементы духовной культуры;
  • стиль и содержание общения;
  • последовательное приобщение ребенка к многочисленным видам и типам отношений в основных сферах его жизнедеятельности – общении, игре, познании, предметно-практической и продуктивной деятельности.

В детстве усвоение социальных норм происходит сравнительно легко. Дошкольный возраст – период активного познания мира и человеческих отношений, формирования основ личности будущего гражданина.

Педагоги должны обратиться к душе ребенка. Воспитание его души – создание основы нравственных ценностей будущего взрослого человека. Но, очевидно, рациональное воспитание нравственности, не затрагивает эмоции ребенка, никогда не приведет к желаемому результату. Образование, навыки, сноровку можно приобрести и позже, но основа самого лучшего в людях – человечности – закладывается именно в дошкольном возрасте, возрасте интенсивного развития чувств и межличностных отношений.

Социализация, или усвоение ребенком общечеловеческого опыта, накопленного предшествующими поколениями, происходит только в совместной деятельности и общении с другими людьми. Именно так ребенок овладевает речью, новыми знаниями и умениями; у него формируются собственные убеждения, духовные ценности и потребности, закладывается характер.

Важную роль в этом играет деятельность, дающая ребенку возможность усваивать ценностные ориентации, социальные и нравственные установки, нормы и знания, выражать свое отношение к усвоенному, приобретать практические навыки взаимодействия с окружающим миром. В игре у детей закрепляются навыки социального поведения, они учатся самостоятельно выходить из конфликтных ситуаций, формируются морально – нравственные навыки, такие как отзывчивость, терпимость, дружелюбие, взаимопомощи и др.

По мере взросления игра приобретает все более усложненный характер. При этом особое значение отводится коллективным играм (длительные, устойчивые, с разнообразным сюжетом). Ребенок учится в них умению вести себя в зависимости от игровых ситуаций. Игра становится школой социальных отношений, в которой он моделирует способы человеческого общения, наблюдаемого в окружающей действительности. Общественная жизнь, в свою очередь, детерминирует содержание детских игр, и под влиянием этого содержания при целенаправленном педагогическом воздействии формируется личность, нравственные качества которой соответствуют моральным ценностям общества.

Таким образом, игровая деятельность развивает способность видеть свое собственное поведение во взаимосвязи с другими индивидами и ощущать на себе их реакции. Благодаря этому закладывается фундамент социальной зрелости ребенка в период дошкольного детства.

В современном обществе чувствовать себя уверенно могут лишь социально развитые личности, обладающие интеллектуальным, психологическим и социокультурным потенциалом. Поэтому уже с дошкольного возраста у детей необходимо развивать коммуникативно-речевые умения, самостоятельность мышления, активизировать познавательную и творческую деятельность, учить быть соучастниками событий, разрешать споры и управлять своим эмоциональным состоянием. Все это способствует укреплению у ребенка ощущения «Я могу! Я знаю!», повышению самооценки, адаптивных возможностей организма, стрессоустойчивости и позволяет занимать лидирующие позиции, как в дошкольном учреждении, так и в любом коллективе в будущем.

Список литературы:

  1. Алябьева Е.А. «Игры для детей 4-7 лет: развитие речи и воображения».- М., 2010
  2. Козлова С.А. Я – человек: программа социального развития ребенка/С.А. Козлова. – М., 2004. – 44с.

Материал подготовила

Педагог-психолог МБДОУ №7